Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "И" (часть 3, "ИЗО"-"ИЛЬ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 3, "ИЗО"-"ИЛЬ")

Изоглосса

ИЗОГЛО́ССА (от греч. ίσοζ - равный и γλωσσα - язык; в словоупотреблении Аристотеля также "архаизмы, диалектизмы, поэтич. формы, чуждые обычной речи") - линия, соединяющая на лингвистической карте пункты, где отмечено одно и то же или сходное в к.-л. отношении явление, очерчивающая его ареал. Обычно это граница диалектной области, к-рая проводится либо по какому-то одному, но существенному для истории яз. признаку (ср. "аканье" или "оканье" в рус. говорах, "передвижение согласных" в нем. диалектах), либо по нек-рому числу признаков, образующих на карте т. н. пучок И.

В лингвогеограф. лит-ре встречаются также определения изолекса (одинаковые слова), изофона (одинаковые звуки) и т. п., под к-рыми имеются в виду изолинии, вычленяющие соотв. явление на лингвистич. карте. Все подобные образования покрываются понятием И., понимаемым как "равноязычие", в т. ч. в этимологич. и лексикологич. лит-ре. Сочетание "линия И.", зафиксированное в "Словаре лингвистических терминов" Ж. Марузо (1951; рус. пер. 1960), показывает, каким образом произошло переосмысление слова в качестве сугубо лингвогеографич. термина. Его специализации в значении изолинии на лингвистич. карте способствовала и параллельная географич. терминология типа "изотерма", "изобара" и т. п.

Изокефалия

ИЗОКЕФА́ЛИЯ (исокефалия, от греч. ίσοζ - равный и κέφαλοζ - голова; равноголовие) - худож. прием в изобразит. иск-ве, состоящий в расположении голов разных по величине и позам фигур на одном уровне. Придает композиции определ. ритм, декоративную целостность и упорядоченность. Встречается в иск-ве антич. мира, византийского, рус. средневековья, европ. раннего Ренессанса (Дмитриевский собор во Владимире, 1194-97, фресковая роспись "Страшный суд").

Изометрия

ИЗОМЕ́ТРИ́Я (греч. ίσομετρία - равномерность, от ίσοζ - равный и μετρέω - мерить, измерять) - соизмеримость отрезков стихотв. речи (стихов) на основе метрич. единства. В зависимости от системы стихосложения единицей соизмеримости стихов м. б. слог (силлабич. стихосложение), полноударное слово (тонич. стихосложение) или повторяющееся сочетание слогов - долгих и кратких или ударных и безударных (соотв. метрич. и силлаботонич. стихосложение). Эти признаки могут сочетаться в ряде стихотв. форм, но осн. считается тот, по к-рому соизмеримость стихов оказывается наибольшей. В том случае, когда сходство по данному признаку достигает полного тождества, стихи считаются изосиллабич. (равносложными), изотонич. (равноударными) или изометрич. (равнометрич., равностопными).

Изосиллабизм

ИЗОСИЛЛАБИ́ЗМ - см. Изометрия.

Изотонизм

ИЗОТОНИ́ЗМ - см. Изометрия.

Изразцы

ИЗРАЗЦЫ́ - декоративные керамич. плитки для облицовки стен, каминов, печей и т. д. Лицевая сторона И. м. б. гладкой или рельефной, покрытой белой или цветной глазурью (майоликовые И.), либо неглазуров. (терракотовые И.). С внутр. стороны И. имеют открытую коробку, предназнач. для крепления в кладке. Известны в Европе с 8 в. Широкое применение И. начинается в 16-17 вв. (Германия, Голландия). В России И. широко применялись для украшения фасадов в 15-17 вв. (первонач. терракотовые И. покрывались прозрачной зеленой глазурью, т. н. "муравой", с сер. 17 в. - разноцветными эмалями). На И. помещались как орнамент., так и фигуративные изображения эмблематического характера. В 1-й трети 18 в. применялись для декорирования панелей, печей, стен кухонных комнат (в осн. белые с синей росписью) под влиянием Голландии (дворцы Петра I: Летний, Монплезир, Марли), нувориш Меншиков в своем дворце оформил сюжетными изразцами даже потолки нескольких комнат. В елизаветинском барокко и в классицизме И. использовались только для печей (сине-белые - в барокко, белые - в классицизме). Во 2-й пол. 19 в. возобновляется изготовление полихромных И. для отделки интерьеров и фасадов зданий. Широко применяются И. с переливчатыми глазурями в кон. 19 - нач. 20 в. (один из существ. декоративных эл-тов стиля модерн). Ныне И. изготовляются в осн. для облицовки деталей интерьера и для реставраций.

Евангелист Лука. Изразец 1701 работы С. Иванова

Евангелист Лука. Изразец 1701 работы С. Иванова

Израиль

ИЗРА́ИЛЬ ("сражающийся с Богом") - священное имя, данное патриарху Иакову в связи с ночным его испытанием богом Яхве. Впоследствии наименование союза 12-ти племен ("колен Израилевых") и осн. ими единого (Израильско-Иудейского) гос-ва (ок. 1030-931 до н. э.), управлявшегося последовательно Саулом, Давидом и Соломоном. После гибели Израильского (722 до н. э.) и Иудейского царства (587/6 до н. э.) и возвращения из Вавилонского плена потомков лишь жителей последнего (538 до н. э.) имя "И.", утратив конкретно этнический характер, снова получило свое нарицательное значение и стало прилагаться ко всему "народу Божию". Эсхатологический И. ("Новый И.") - Церковь, образованная Христом по типу древнего И. из символических "Двенадцати колен Израилевых", представителями к-рых выступают Двенадцать апостолов (Мф 19:28); это - "избранный остаток" (Откр 7:4, 21:12). Воссозданное в 1947 на территории Палестины еврейское гос-во вернуло себе и древнее назв. И.

Лит.: Елеонский Ф. Г. История Израильского народа в Египте. СПб., 1884. Т. 1; Жилтовский Х. Мысли об ист. судьбах еврейства. М., 1887; Мибихов М. Я. История еврейского народа от Вавилонского пленения до эпохи первых Таннаев. СПб., 1901; Ренан Э. История Израильского народа. СПб., 1908. Т. 1-2; Лер М. История Израильского народа. М., 1902.

Изяслав Ярославич

ИЗЯСЛА́В ЯРОСЛА́ВИЧ (1024-78) - вел. князь Киевский, ст. сын Ярослава Мудрого. Один из трех составителей "Правды Ярославичей". До 1054 княжил в Турове. По "ряду" отца получил Киев и старшинство над братьями (1054). В первые годы княжения И. союз с братьями сохранялся. Но поражение И. в битве с половцами 1068 привело к острому полит. кризису - восстанию киевлян, бегству И. в Польшу к тестю Болеславу и возведению на Киевский стол Всеслава Полоцкого. И. вернулся с польским отрядом и завладел вел. княжением. Однако союз князей фактически распался. И. был изгнан из Киева братом Святославом Черниговским и вынужден был бежать в Германию, тщетно надеясь на помощь имп. Генриха IV. И. вернулся на Киевский стол (опять же с помощью поляков) только в 1077, после смерти Святослава. Пал на Нежатиной ниве в бою с князьями-изгоями (Олегом Святославичем и Борисом Вячеславичем) и приглашенными ими половцами. В свете источников И. представляется малопопулярным князем, лишенным гос. и воин. талантов. С его времени фактически начинаются княж. усобицы на Руси.

Иисус Христос

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иканье

И́КАНЬЕ - произношение безударных гласных, при к-ром совпадают все гласные фонемы (кроме "у") в первом предударном слоге после мягких согласных в звуке "и": "нису", "в рике". Встречается в говорах с аканьем, гл. обр. среднерусских. В наст. время норма лит. яз. И. стало проникать в лит. яз. с кон. 19 в., вытесняя все более редкое еканье и оканье.

Икона

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иконина Мария Ник

ИКО́НИНА Мария Ник. (1787-1866) - артистка балета. Окончила Петерб. театр. уч-ще в 1809 (кл. Ш. Дидло), до 1831 артистка петерб. балета. Дебютировала ролью Флоры, затем исполняла роли Венеры ("Зефир и Флора"), Креузы ("Медея и Язон"), Галатеи ("Ацис и Галатея"), Альцесты ("Альцеста") и др. И. была "хороша собою, высока ростом, молода, стройна, неутомима и танцевала весьма правильно" (Ф. Вигель) - однако, по свидетельству современников, ей не хватало драматической выразительности.

Иконников Вл. Степ

ИКО́ННИКОВ Вл. Степ. (1841-1923) - историк, акад. Петерб. АН (1914). Окончил киев. кадетский корпус и ист.-филол. ф-т Киев. ун-та св. Владимира (1865). В 1867 получил звание магистра за работу "Максим Грек" (Киев, 1865-66; 2-е изд. 1915), азатем д-ра рус. истории за "Опыт иссл. о культ. значении Византии в рус. истории" (Киев, 1869); с 1870 - проф. Киев. ун-та, с к-рым связана вся его последующая преподавательская и ученая деят-ность. И. являлся одним из учредителей и пред. ист. об-ва Нестора-летописца, заведовал высшими жен. курсами, был ред. "Университетских изв.", пред. Киев. комиссии для разбора др. актов, пред. отд. Киев. об-ва древностей и иск-ва. Его "Опыт рус. историографии" (Киев, 1891-1908. Т. 1-2) явился подлинной энциклопедией библиографии и источниковедения рус. истории. Др. многочисл. его работы посвящены вопросам политич. и культ. истории Моск. Руси, России 18-19 вв., а также многим рос. историкам.

Иконография

ИКОНОГРА́ФИЯ (греч. είχών - изображение, γράφω - пишу) - 1) В изобразит. иск-ве - система изображений сюжетных сцен и отд. персонажей, призванная соотнести принципы изображения с определ. религ. идеей (Иисуса Христа, Богоматери и т. п.). Иконографич. схемы - неотъемлемая черта античного и ср.-век. иск-ва - в новое время либо исчезают, либо претерпевают изменения, обусловл. индивидуализацией иск-ва, доминированием личности художника в развитии худож. процесса, отдалением иск-ва от требований религ. канонов и ритуалов.

2) В истории иск-ва - иконографич. метод, состоящий в систематизации типологич. признаков, принятых при изображении определ. сюжетов или персонажей. Сложился в 40-е гг. 19 в. во Франции как способ изуч. ср.-век. европ. иск-ва, его символики и аллегорий. В рос. искусствознании применялся Н. П. Кондаковым для изуч. византийского иск-ва и его влияния на др.-рус. иск-во. Во 2-й пол. 20 в. принципы И. были положены последователем Венской школы искусствознания Э. Панофским в основу иконологич. метода иссл. произв. иск-ва.

3) В ист. науке - методика определения достоверности изображения события, его опознания и датировки, а также совокупность изображений к.-л. лица или сюжета (напр., "пушкиниана" и т. п.).

Иконопись

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иконостас

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иконы Божией Матери чудотворные

Статья большая, находится на отдельной странице.

Икота

ИКО́ТА - вид болезни, одержимости, то же, что кликушество. Слово этимологич. связано с общелит. словом "икота", но семантич. отлично от него. Перенос, видимо, связан со сдавленным спазматич. характером речи "кликуши", или "икотницы" (нужно заметить, что заговоры типа "икота, икота, перейди на Федота..." и т. п. относятся к И. в общераспространенном значении). В. И. Даль приводит оба значения, формулируя второе: "на севере, особенно в прм. (пермск.), это местная болезнь, особенно бабья, к-рую приписывают порче, напуску, больную зовут кликушей, икотною, икотницею; болезнь бывает припадками, особенно при раздражении, вроде падучей, с корчами". Суть болезни состоит в том, что из больного (больной, как это чаще бывает) говорит какой-то чужой голос, несомненно против воли "хозяина", часто вещи, к-рых тот не знает. Иногда И. называют то существо, к-рое поселилось в человеке. Ей нередко приписывается ясновидение. По нек-рым представлениям И. (или хозяин) подчиняется воле наславшего ее колдуна (в диалектах: напустить, насадить, посадить И.). Примечательно, что связь И. с голосом и речью столь сильна, что истерич. немоту в одном архангельском диалекте называют "немой икотой". Другое название икоты - кликуша ("кликуша" чаще означает женщину, страдающую этой болезнью, также кликунья, кликушка и т. п.); примечат. контаминация двух названий: "кликота" (в новгородск. и казанск. диалектах). Название "икота" привязано к Северу, В. И. Даль, в частности, отмечает что словом "икотник" (к-рое с замечательной "амбивалентностью" или "взаимностью" обозначает и больного икотой, и того, кто способен эту болезнь напускать) дразнят пинежан и мезенцев. Действительно, в этих сев. областях болезнь (и название) особенно хорошо засвидетельствованы. Однако данные Словаря рус. нар. говоров показывают, что слово "икота" встречается отнюдь не только на Севере (ср. воронежские, смоленские и псковские примеры), явление же, как показывает термин "кликуша" и его распространение, встречается еще шире. Т. о., при всех любопытных наблюдениях над географией мезенского и печорского распространения болезни, невозможно связать ее с шаманской традицией, идущей якобы от чуди - субстратного населения этих мест, как это делает новейший исследователь С. И. Дмитриева, следуя в вопросах географии С. В. Мартынову. И. замечали этнографы, начиная уже с А. Н. Афанасьева и В. И. Даля, но, кажется, единственный раз записать ее на магнитофон удалось моск. лингвисту С. Е. Никитиной - изв. собирательнице фольклора. Характерным образом пленка вела себя очень странно - ее долго невозможно было воспроизвести, затем удалось прослушать только один раз (и расшифровать - т. е. перенести на бумагу), после чего запись окончательно стерлась (доклад С. Е. Никитиной был прочитан в Ин-те славяноведения в 1988 г.).

Лит.: Мартынов С. В. Печорский край. СПб., 1905. С. 221-230; Дмитриева С. И. Фольклор и нар. иск-во русских Европейского Севера. М., 1988. С. 217-219.

Икт

ИКТ (от лат. ictus - удар, ударение) - сильное место в стихе, несущее ритмич. ударение. В силлабо-тонике чередование И. и межиктовых интервалов образует стихотворный метр. В двухсложных размерах (хорей, ямб) И. часто не совпадают с ударным слогом, в этом случае принято говорить о пропуске схемного ударения (см. Пиррихии), напр.: "Во глубине́ сиби́рских ру́д" (А. С. Пушкин); в 3-сложных размерах (дактиль, амфибрахий, анапест) словесное ударение, как правило, совпадает с И. Расположение И. и межиктовых интервалов, задающее метрич. основу стиха, безотносительно к словесному ударению входящих в него слов ("Хо́ди, и́зба, хо́ди, пе́чь / Хо́зяину не́где ле́чь"), хотя на практике словесное ударение (особенно многосложных слов) обычно совпадает с И. ("запрет переакцентуации", к-рый соблюдается в рус. лит. стихе). В тонич. системе стихосложения, не имеющей метра, число И. определяется числом полнозначных слов, межиктовый интервал имеет переменный объем, а потому чисто-тонич. и переходные между силлабо-тоникой и тоникой размеры различаются по числу И. в стихе (напр. 3-иктный дольник, 4-иктный акцентный стих и т. д.).

Иларион

ИЛАРИО́Н (сер. 11 в.) - 1-й митр. Киевский (с 1044 или 1051), рус. по происхождению, писатель, автор знаменитого "Слова о Законе и Благодати" (между 1037 и 1050). И. упоминается в рассказе "Повести временных лет" о начале Киево-Печерского мон. под 1051 еще как пресвитер ц. Спаса-на-Берестове: "муж благ, книжен и постник". Кроме "Слова", древнейшие списки к-рого относят к 15 в., был автором по крайней мере 3-х произв. - Молитвы, Исповедания Веры и Слова к брату столпнику. Д. С. Лихачев предположил авторство И. для т. н. "Сказания о распространении христ-ва на Руси" - древнейшего ядра начальной рус. летописи, вычленяемого из дошедших до нас текстов. "Слово о Законе и Благодати" было произнесено, по-видимому, в Киев. Софийском соборе в присутствии кн. Ярослава Мудрого и его семьи. "Слово" - образец жанра торжеств. красноречия, пришедшего на Русь через византийскую традицию. Однако в строго церк. жанр И. внес общественно-политич. звучание: "Слово" отвечает на вопрос, в чем ист. смысл Крещения Руси. Приняв христ-во позже мн. др. народов, Русь становилась равноправной им, и ее история т. о. оказывалась частью истории мировой. "Закон" у И. - это символ иудейской религии, исповедуемой одним богоизбранным народом - древними евреями, "Благодать" же - символ христ-ва, в к-ром равны все народы, принявшие его, поэтому оно является новой, высшей ступенью познания истины. Христ-во не навязано Руси греками, но добровольно выбрано ею. Апеллируя к библейским примерам, И. сравнивает иудейскую веру с рабством, а христ-во - со свободой. Он воздает посмертную хвалу кн. Владимиру Святославичу, дело к-рого может сравниться с деяниями апостолов и имп. Константина Великого, сыну Владимира, Ярославу Мудрому, заложившему храм св. Софии в Киеве, установившему рус. митрополию, добивавшемуся независимости рус. церкви от византийской. Хваля Владимира и Ярослава, И. восхваляет всю рус. землю и г. Киев.

Лит.: Калугин Ф. Г. Иларион митрополит Киевский и его церковно-учительные произведения. СПб., 1894; Розов Н. Н. Синодальный список сочинений Илариона - рус. писателя 11 в. // Slavia. 1963. Roc. 31. P. 141-175; Молдаван А. Н. "Слово о Законе и Благодати". Киев, 1984.

Илиодор

ИЛИОДО́Р (Труфанов Сер. Мих.) (1880-1952) - скандально изв. в нач. 20 в. в России иеромонах рус. правосл. церкви, один из организаторов "Союза рус. народа". Происходил из донского казачества. Окончил С.-Петерб. дух. акад. (1905). Там же принял монашество (1903). В дек. 1903 знакомится с Г. Е. Распутиным, впоследствии ставшим его близким другом и покровителем. По окончании акад. направляется для служения в Волынскую епархию (Почаевская лавра), под начало еп. Антония (Храповицкого), где прославился как блестящий оратор, умеющий завоевывать внимание масс. Антисемитски настроенный и ненавидящий интеллигенцию, И. требовал от пр-ва в чрезвычайно жестких выражениях "наведения порядка" и "наказания крамольников", говоря при этом о "слабости и нерешительности" царя в деле подавления рев-ции 1905. Весной 1908 И. был переведен в г. Царицын зав. Святодуховским Троицким подворьем, где широко развернул черносотенную пропаганду. Пользуясь поддержкой и покровительством саратовского еп. Гермогена, И. в своих проповедях нападал не только на евреев и интеллигентов, но также и на всех "богатеев" (т. е. купцов, чиновников, полицейских и т. д.), резко критикуя также деят-ность саратовского губернатора графа С. С. Татищева. В янв. 1911, ввиду всех этих обст-в, Св. Синод постановил перевести И. в Новосильский мон. (Тульская епархия). Однако И., пользуясь в то время дружбой с Распутиным, не подчинился решению церк. властей, требования к-рых так и не были исполнены. Наступившее в том же году охлаждение дружбы с Распутиным, личные амбиции И. привели к тому, что 16 дек. 1911 он вместе с еп. Гермогеном потребовал от "царского друга" клятвы не бывать больше во дворце и не позорить царскую фамилию, жестоко его при этом избив. Это закончилось для И. ссылкой 17 янв. 1912 во Флорищеву пустынь Владимирской губ. Лишившись поддержки "старца", И. более никакой самостоят. роли играть не мог. 8 мая 1912 он подал в Синод прошение о снятии сана, что было осуществлено после отказа И. признавать и далее власть синодальных архиереев и от веры в Бога ("Бога вашего отныне я не знаю") - 17 дек. 1912. В последующие годы проживал на Дону (станица Мариинская). Обвиненный Распутиным в подсылке к нему убийцы (Х. К. Гусевой), 19 июля 1914 бежал за границу, переодевшись в женское платье. Проживал в Норвегии, затем в Америке. По воспоминаниям В. В. Шульгина, И. возвратился в Царицын в 1920, где под именем "русского папы" основал "живую церковь", объявив себя при этом "патриархом всея Руси", выступив, т. о., против патр. Тихона. Отличался крайне эксцентричным характером, по существу являясь "монархистом-революционером". Автор обличит, кн. "Святой черт", направленной против Распутина, церк. властей и императрицы.

Илитон

ИЛИТО́Н (греч. είλητόν - букв. обвертка) - льняной или шелковый 4-угольный плат, к-рым обвертывается антиминс (см.). Символизирует собой погребальный платок (суда́рь), бывший на главе Иисуса Христа и указывающий одновременно на его смерть и воскресение.

Илия

ИЛИЯ́ (ИЛЬЯ́-ПРОРО́К) - персонаж Ветхого Завета, пророк времен царя Ахава, вел борьбу с самим Ахавом и его женой Иезавелью. Когда И. беседовал со своим сподвижником пророком Елисеем, "вдруг явилась колесница огненная и кони огненные и разлучили их обоих и понесся Илия в вихре на небо" (4 Цар., 2, 10). В образе рус. И.-П., несущегося на огненной колеснице по небу, явно слились образы библейского святого и языческого бога-громовержца. День И.-П. в рус. календаре - 2 авг., Ильин день ("Илья-пророк два часа светлого времени уволок. Ильин день до обеда - лето, после обеда - осень. Илья лето кончает. Зима с летом борются").

Пророк Илья. Икона кон. 14 - нач. 15 в. Новгородская школа

Пророк Илья. Икона кон. 14 - нач. 15 в. Новгородская школа

Илларион

ИЛЛАРИО́Н (Троицкий Вл. Ал.) (1886-1929) - архиеп., богослов и церк. деятель. Род. в семье священника Моск. епархии. Окончил Моск. дух. акад. (1910), магистр богословия (1913). В 1913 пострижен в монашество, рукоположен в иеромонахи и возведен в сан архим. С 1913 проф., инспектор, в 1917-20 пом. ректора Моск. дух. акад. На Поместном соборе 1917-18 - идеолог и защитник восстановления патриаршества. Один из ближайших сотрудников патр. Тихона. С 1920 еп. Верейский, викарий Моск. еп., с 1923 архиеп. В том же году сослан в Соловецкий лагерь. Один из авторов обращения соловецких архиереев "К пр-ву СССР" (1926), в к-ром излагались принципы приемлемого для Церкви сосуществования с атеистич. гос-вом. Авторитетнейший иерарх 1920-х гг., принимавший непосредственное участие в решении осн. церк. проблем того времени. Ум. в пересыльной тюрьме в Ленинграде по пути в ссылку.

Соч.: Христианства нет без Церкви. М., 1992.

Илличевский Ал. Дамианович

ИЛЛИЧЕ́ВСКИЙ Ал. Дамианович (1798-1837) - поэт. Воспитанник Царскосельского лицея (1811-17), в к-ром учился вместе с А. С. Пушкиным; впоследствии чиновник Сиб. почтамта, Мин-ва финансов, Департамента гос. имуществ; с 1834 - статский советник. Представитель "легкой" поэзии (сб. "Опыты в антологич. роде", 1827). Чл. Вольного об-ва любителей словесности, наук и художеств (с 1819).

Иллич-Свитыч Влад. Марк

И́ЛЛИЧ-СВИ́ТЫЧ Влад. Марк. (1934-66) - лингвист, специалист в обл. индоевроп. языкознания и новой отрасли лингвистики - сравнительно-историч. исслед. ностратических яз. Окончил Моск. ун-т, работал науч. сотр. в Ин-те славяноведения и балканистики АН СССР, в Моск. ун-те читал спецкурс по сравнит. грамматике индоевроп. яз. В 1963 защитил канд. дисс. "Именная акцентология в балтийском и славянском. Судьба акцентуационных парадигм". Науч. интересы И.-С. были разнообразны: история и этимология слав. лексики, происхождение слав. яз. и прародина славян, совр. македонский яз. Однако самыми новаторскими были его изыскания в обл. слав. и балканской акцентологии. В работах "Именная акцентуация в балтийском и славянском. Судьба акцентуационных парадигм", "К истории славянской системы акцентуационных парадигм" (1963), "К истолкованию акцентуационных соответствий в кельто-италийском и балто-славянском (О "втором правиле Дыбо") "(1962), "Следы исчезнувших балтийских акцентуационных систем" (1964) и др. И.-С. доказывает близость балт. и слав. акцентных систем, их связь с др.-греч., индоиранской, герм. системами ударения. Он рассматривает акцентные парадигмы балт. и слав. имен, устанавливает зависимость акцентного распределения от долготы-краткости корневого слога. Работы И.-С. стимулировали последующие иссл. слав. ударения (В. А. Дыбо, А. А. Зализняк, В. В. Колесов). В работах "Древнейшие индоевропейско-семитские языковые контакты" (1964), "Алтайские дентальные" (1963), "Реконструкция уральского вокализма в свете данных внешнего сравнения" (1967) И.-С. наметил перспективы иссл. древнейших контактов между разл. языковыми семьями. Тем самым он стал создателем новой отрасли лингвистики - ностратического языкознания. После трагич. гибели И.-С. вышел в свет его "Опыт сравнения ностратич. языков: Сравнит. словарь. В 3-х т." (М., 1971-84).

Лит.: Памяти В. М. Иллича-Свитыча (Лингвистич. иссл. по общей и славянской типологии). М., 1966. С. 267-268.

Иллюзионизм

ИЛЛЮЗИОНИ́ЗМ (франц. illusionnisme, лат. illusio - обман) - в архитектуре и изобразит. иск-вах - худ. прием, состоящий в создании эффекта (иллюзии) реальности изображенного средствами иск-ва. И. предполагает имитацию, подразумевает зрительный эффект осязаемости и объемности предметов, изображенных на плоскости, стирания грани между условным и реальным пространствами, их взаимодействие, эффект исчезновения вещественности мат-ла, из к-рого состоит само произв., в частности плоскости стены. В европ. худож. традиции, появившись в антич. иск-ве, И. развился в иск-ве Возрождения (А. Мантенья, фрески "Camera degli Sposi" в Мантуанском дворце). И., создаваемый посредством сложных перспективных построений, является одним из осн. принципов декор. иск-ва барокко и рококо.

В России впервые применен в росписях дверей Первоначального дворца (Домика) Петра I в СПб. (между 1703 и 1710), создающих иллюзию видимого в дверной проем открытого пространства. И. постоянно применялся в интерьерах барокко, проявляясь в прорывах в иллюзорное живописное пространство плафонов, во взаимопереходах живописи и скульптуры, в эффектах отраженного мира зеркал. И. в рус. монум.-декор. живописи достиг вершины в творчестве П. ди Гонзаги; ярким примером И. являются росписи гризайль, изображающие лепнину перекрытий, свойственные стилю ампир (напр., парадная лестница Михайловского дворца в СПб. - ныне главного здания Русского музея). Встречается также в станковом иск-ве (т. н. "натюрморты-обманки" 18 в., напр. во дворце Монплезир в Петергофе, "Амур, стреляющий из лука в зрителя" Ш. Ван-Лоо, дворец в Павловске, акварели Ф. П. Толстого). Начиная с эпохи барокко И. свойствен театрально-декорационному иск-ву, в к-ром проявлялся спорадически вплоть до 2-й пол. 20 в.

Иллюминирование

ИЛЛЮМИНИ́РОВАНИЕ (от лат. illumino - освещаю, украшаю) - ручное раскрашивание изображений в первопеч. книгах или нанесение изображений и орнаментов в рукописных книгах. В наст. время используется крайне редко - для стилизации изданий "под средневековье".

Иллюстрация

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иловайский Дм. Ив

ИЛОВА́ЙСКИЙ Дм. Ив. (1832-1920) - историк и публицист. В 1854 окончил Моск. ун-т. Состоял адъюнктом кафедры всеобщей истории в Моск. ун-те, но вскоре оставил преподават. деят-ность. Первые тр., осн. на изучении широкого круга источников ("История Рязанского княжества", 1858, магистерская дисс; "Гродненский сейм: 1793", 1870, докторская дисс.), создали И. репутацию талантливого исследователя. В "Разысканиях о начале Руси" (1876) И. выступил решит. противником норманской теории. Категорически отрицая роль варягов в образовании др.-рус. гос-ва, он обосновал ряд спорных мыслей о существовании южной приазовской Руси, отождествляя руссов с роксоланами и пытаясь доказать славянство болгар, гуннов и ятвягов. С 1876 по 1905 И. выпустил 5 томов "Истории России", доведя ее до периода воцарения Петра I. "История" носила компилятивный характер и вызвала определ. критику. Общая концепция обществ. развития И. близка к Н. М. Карамзину и представителям "гос. школы" и сводится к тому, что история совершается в формах "гос. быта" и поэтому в осн. "имеет дело с лицами, стоящими во главе народа", к-рый является "этнографич. почвой, к-рая выделяет из себя действующие лица". Большое внимание И. уделил изложению истории Украины и Белоруссии. И. был автором многочисл., широко распростран. и многократно переиздававшихся учебников по рус. истории для ср. школы. Написанные живым языком, они освещали в осн. вопросы политич. истории. Учебники соответствовали программе Мин-ва нар. просвещения, были выдержаны в монархич. духе и в кон. 19 - нач. 20 в. подвергались критике за тенденциозность. Как публицист, И. был известен крайне консервативными и националистич. взглядами. Выступал со статьями охранительного направления в "Рус. архиве", "Рус. вестнике", "Рус. обозрении", "Московских ведомостях" и "Новом времени". В 1897-1916 издавал свой печатный орган "Кремль". Чрезмерные полемичность и политизация в решении мн. сложных вопросов истории и политики привели к непопулярности И. в ученых и обществ. кругах и забвению его значит. заслуг в обл. рус. истории. В сов. время игнорирование его тр. связано с восприятием И. как монархиста и черносотенца.

Д. И. Иловайский

Д. И. Иловайский

Ильенко Юр. Гер.

ИЛЬЕ́НКО Юр. Гер. (род. 1936) - реж. и оператор кино, сценарист, окончил операт. ф-т ВГИКа (мастерская Б. И. Волчека) в 1960. Снимал ф. "Прощайте, голуби" (1961) Я. А. Сегеля, "Где-то есть сын" (1962) А. Войтецкого и др. В ф. "Улица Ньютона, дом 1" (1963) реж. Т. Ю. Вульфович и Н. Ф. Курихина сыграл гл. роль Тимофея Сувернева. Принцип. значение для всего творчества И. имела операторская работа в ф. реж. С. И. Параджанова "Тени забытых предков" (1964, по пов. М. Коцюбинского, гл. приз на МКФ в Риме, 1965, приз МКФ в Мар-дель-Плата, 1965). В 1965 И. дебютировал как реж. - ф. "Родник для жаждущих". Поставил более 10 ф. - все на к/ст им. Довженко. В большинстве ф. И. - автор или соавтор сценария. Поэтич. кинематограф И. во мн. основывается на традиции укр. фольклора, важное значение приобретает живописно-цветовое решение лит. сюжета. Лирика и драматизм рассказанной с экрана истории непременно получают и подчеркнуто зрелищное изобр. воплощение. Ф. "Белая птица с черной отметиной" (1970, гл. приз на МКФ в Москве, 1971), в к-ром соавтором сценария и исполнителем одной из гл. ролей был актер И. В. Миколайчук, стал значит. событием сов. кино на рубеже 60-70-х гг. Среди ф. реж. И. - "Вечер накануне Ивана Купала" (по Н. В. Гоголю, 1967), "Наперекор всему" (1972, совм. с Югославией), "Мечтать и жить" (1974, И. снялся в роли Герасима), "Праздник печеной картошки" (1977), "Полоска нескошенных диких цветов" (по пов. О. Гончара "Бригантина", 1979), "Лесная песня. Мавка" (по драме Л. Украинки, 1981, и оператор), "Легенда о княгине Ольге" (1983), "В синем небе посею лес" (по пов. Е. Гуцало, 1987). Последняя по времени реж. и операт. работа И. осуществлена по сценарию С. И. Параджанова - "Лебединое озеро. Зона" (1990).

Лит.: Фомин В. Пересечение параллельных. М., 1976. С. 53-102; Юрий Ильенко: Творч. портрет. М., 1987.

Ильин Ал. Ал

ИЛЬИ́Н Ал. Ал. (1858-1942) - картограф, нумизмат. Получив образование в лицее, И. до 1917 был чл. Гос. совета, чл. Совета Гос. банка и играл руководящую роль в Рос. об-ве Кр. Креста. Был рук. (с 1889) изв. картографич. изд-ва, осн. в 1859 его отцом А. А. Ильиным. Под рук. И. были выпущены многочисл. атласы и карты, в т. ч. "Подробный атлас всех частей света" (1884), первая гипсометрич. карта Европейской России (сост. А. А. Тилло, 1889), "Подробный атлас Рос. империи с планом главных городов" (14 вып., 1886-89) и др. В 1918 стал рук. секции нумизматики Академии истории мат-льной культуры, а через два года возглавил Отд. нумизматики Гос. Эрмитажа (1920-30). В 1928 И. был избран чл.-корр. АН СССР. Обладатель превосходной коллекции рус. монет, к-рую он передал Эрмитажу. Ум. в блокадном Лениграде.

Соч.: Медали в честь Александра Сергеевича Пушкина. СПб., 1901; Рус. монеты, чеканенные с 1801 по 1904. СПб., 1904 (совм. с Х. Х. Гилем); Рус. монеты, чеканенные с 1725 по 1801. СПб., 1910 (совм. с И. И. Толстым); Рус. монеты. Медная монета с 1700 по 1725 Петра I. Пг., 1918; Топография кладов др. рус. монет X и XI веков и монет удельного периода. Пг., 1924; Классификация рус. удельных монет. Л., 1940. Вып. I.

Ильин Ал. Афиногенович

ИЛЬИ́Н Ал. Афиногенович (1832-89) - издатель, картограф, ген.-лейт. Ген. штаба, совм. с В. А. Полторацким организовал в 1859 в Петербурге первое частное картограф, изд-во, к-рое издавало атласы России и всех частей света, глобусы, тр. Рус. географич. об-ва, учебники географии, кн. о путешествиях, серию ист. романов (всего более 200 назв.). С 1889 рук. изд-ва был его сын Ал. Ал. Ильин (см.). В 1918 изд-во было национализировано.

Ильин Анат. Мих.

ИЛЬИ́Н Анат. Мих. (род. 1931) - спортсмен, футболист, з. м. с. СССР (1957). Лучший крайний нападающий сов. футбола 50-х гг. Олимп. чемпион 1956 (Автор "Золотого гола" в олимп. финальном матче с Югославией, счет 1:0). Чемпион СССР 1952, 1953, 1956, 1958. В 32 матчах за сборную СССР (1952-59) забил 15 мячей. Награжден орд. "Знак Почета" (1957).

Ильин Ив. Ал-др.

ИЛЬИ́Н Ив. Ал-др. (1883-1954) - религ. философ, правовед, мн. идеи к-рого оказались пророческими. Род. в Москве, в дворянской семье. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та, уже в 23 года написал 6 основат. соч. о И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинге, Аристотеле, Ж.-Ж. Руссо и др. И. - крупнейший предст. рус. гегельянства, ему принадлежит фундамент. иссл. "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека" (т. 1-2, 1918) - вероятно, лучшая в России кн. о нем. философе, где глубоко, ясно и аутентично освещается специфика гегелевского философствования как мышления, осн. на слиянии созерцающей мысли с предметом. И. сразу же оценил разрушит. характер рев-ции 1917, стал теоретиком Белого движения, неоднократно арестовывался, был приговорен к смертной казни. В 1922 изгнан большевиками из России, жил и преподавал в Берлине, в 1938 бежал от преследований нацистов в Швейцарию. И. очень рано определил смысловой стержень своего существования - Родина, вера, семья - и оставался им верен всю жизнь. Он отчетливо осознавал пути рус. Возрождения ("Наши задачи": В 2 т., 1956): "Если рус. философия хочет еще сказать что-нибудь значительное, верное и глубокое рус. народу и человечеству вообще... она должна возжелать ясности, честности и жизненности. Она должна стать убедительным и драгоценным исследованием духа и духовности" ("Путь к очевидности". Мюнхен, 1957). Метод его иссл. - любовь к предмету, вчувствование в него, вопрошание и творч. сомнение. Мыслитель должен соединять в себе чувства и разум в служении божественно-предметному ритму своего народа. Общечел. идеал пуст без нац. лица и живого религ. опыта. Правовые, нравств., эстетич. нормы разрушаются без укорененности в чувств.-дух. опыте человека и нации. Приверженность И. к государственности и монархии - это протест против хаоса и дезорганизации; рев-ции, утверждал И., лишь меняют господина и приводят к власти людей, не способных к подлинной созидат. работе. Страна, отказывающаяся от государственности и нар. единения, идет к саморазрушению и разорению, народ ее превращается в толпу. Гос-во - это союз духовно сопринадлежащих людей, племен, наций, объедин. ради осуществления естеств. права, общих целей и интересов.

И. - блестящий стилист, создавший неповторимые образцы рус. филос. прозы, ему принадлежат кн. о лит-ре и худож. творчестве: "Основы художества: О совершенном в иск-ве" (1937); "Рус. писатели, лит-ра и художество: Сб. ст., речей и лекций" (1937); "О тьме и просветлении: Кн. худож. критики. Бунин, Ремизов, Шмелев" (1959). Мн. работы И. написаны и изданы на нем. яз.

И. А. Ильин

И. А. Ильин

Ильин М.

ИЛЬИ́Н М. (Маршак Илья Як.) (1896-1953) - прозаик, очеркист. Род. в семье служащего (техника), работавшего на мыловаренном заводе. Брат С. Я. Маршака. Окончил Ленингр. техн. ин-т (1925). Работал инж.-химиком на Невском стеариновом заводе (до 1929). Печататься начал с 1924 (ж. "Новый Робинзон"). Первые кн. "Кожа" и "Ситец". Гл. содержание творчества И. - пропаганда науч. знаний, технич. и науч. творчества ("Рассказы о вещах", 1936). Под углом зрения достижений технич. мысли И. рассказал историю человечества от палеолита до ср. веков в кн. "Как человек стал великаном" (1940-46; совм. с Е. Сегал). И. написал также худ. биографию А. П. Бородина. Выступал со статьями о науч.-худ. лит-ре для детей.

Ильин Мих. Анд

ИЛЬИ́Н Мих. Анд. (1903-81) - историк иск-ва, педагог. Автор более 200 науч. и критич. работ по истории, общим проблемам развития рус. архитектуры 16-20 вв., монографий о ведущих отеч. архитекторах, истории и проблемах развития нар. промыслов, рус. иконописи и т. п. Как исследователя И. отличают смелость и новизна суждений и оценок, полемич. острота и оригинальность науч. мышления. Преподавал в МГУ (с 1947).

Соч.: Исслед. и очерки: Изобразит. тр. об иск-ве нар. промыслов и архит. наследии XVI-XX вв. М., 1976; Иск-во Моск. Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. М., 1976; Рус. шатровое зодчество. М., 1980 и др.

Лит.: Бадяева Т. Памяти Михаила Ильина // Декор. иск-во СССР. 1981. № 11. С. 45.

Ильинский Григ. Ал

ИЛЬИ́НСКИЙ Григ. Ал. (1876-1937) - филолог-славист, чл.-корр. АН СССР (с 1921). Проф. Нежинского лицея (1909), Юрьевского (1916), Саратовского (1920), Моск. (1927) унтов. Автор тр. в обл. сравнительно-ист. слав. языкознания и праслав. яз., истории слав. письменности, этимологии, издатель и исследователь слав. памятников. Чл. Болг. и Польской АН. Расстрелян по "делу славистов".

Соч.: Грамоты болгарских царей. М., 1911; Слепченский апостол XII века. М., 1912.

Лит.: Журавлев В. К. Г. А. Ильинский. М., 1962; Г. А. Ильинский: Биоблиогр. указатель. Чернигов, 1990.

Ильинский Игорь Вл

ИЛЬИ́НСКИЙ Игорь Вл. (1901-87) - актер, реж. Учился в театр. студии Ф. Комиссаржевского, с 1918 играл в моск. т-рах. Подлинной школой актерского мастерства стал для И. Т-р Вс. Мейерхольда (на его сцене И. работал в 1920-35). С 1938 - актер Малого т-ра. В кино с 1924. Зарекомендовал себя в комич. амплуа. Лучшие роли в немом кино сыграл в ф. Я. А. Протазанова: "Аэлита" (1924, сыщик-любитель), "Закройщик из Торжка" (1925, Петя Петелькин), "Процесс о трех миллионах" (1926, вор Тапиока), "Праздник святого Йоргена" (1930, бродяга Франц). Именно в протазановских ф. была найдена маска неудачливого, но веселого авантюриста. Мастерское владение эксцентрическим трюком и пантомимой, вынесенное из Т-ра Вс. Мейерхольда, обеспечило актеру популярность у массового кинозрителя. В комедии С. П. Комарова "Поцелуй Мэри Пикфорд" (1927) И. снялся с дуэтом амер. "звезд" - Д. Фэрбенксом и М. Пикфорд. Развлекательный кинематограф настойчиво пытался тиражировать маску И. ("Когда пробуждаются мертвые", 1926, реж. А. Дмитриев; "Чашка чая", 1927, реж. Н. Г. Шпиковский; "Кукла с миллионами", 1928, реж. С. П. Комаров). Театр. опыт позволил И. легко освоиться в звуковом кино. Идя навстречу социальной потребности, он сменил маску обаятельного пройдохи на новую, с к-рой долго не расставался. И. сыграл много разновидностей одной и той же роли мелкого или среднего сов. бюрократа, глуповатого, наивно самоуверенного, но при этом почти безобидного: управдом в ф. "Механический предатель" (1931, реж. А. Дмитриев); администратор Бывалов в ф. "Волга-Волга" (1938, реж. Г. А. Александров); совслужащий Петр Петрович в "Званом ужине" (1953, реж. Ф. Эрмлер); завклубом Огурцов в "Карнавальной ночи" (1956, реж. Э. А. Рязанов). Более сложный диапазон актерских возможностей И. удалось развернуть в экранизациях и ф.-спектаклях по рус. классике (фельдшер в ф. "Хирургия", 1939, реж. Я. Б. Фрид; Загорецкий в ф.-спектакле "Горе от ума", 1952; Крутицкий в ф.-спектакле "На всякого мудреца довольно простоты", 1952; Мурзавецкий в ф.-спектакле "Волки и овцы", 1953). Из поздних актерских работ И. мягкой иронической интонацией выделялась роль Кутузова в ф. Э. А. Рязанова "Гусарская баллада" (1962). В 1966 реж. И. Я. Гурин снял документальный ф. "Встречи с Игорем Ильинским" (сценарий И. совм. с И. Я. Гуриным). Среди ф.: "Мисс Менд" (1926, реж. Ф. А. Оцеп, Б. В. Барнет, роль клерка Гопкинса); "Однажды летом" (1936 реж. И. совм. с Х. Шмайном, роли проф. Сен-Вербуда и комсомольца-автодоровца); "Безумный день" (1956, реж. А. П. Тутышкин, роль Зайцева).

Соч.: Со зрителем наедине. М., 1964; Сам о себе. М., 1973.

Лит.: Кладо Н. Игорь Ильинский. М., 1939; Хайченко Г. Игорь Ильинский. М., 1962; Февральский А. Пути к синтезу: Мейерхольд и кино. М., 1978.

И. В. Ильинский

И. В. Ильинский

Ильинский Леон. Конст.

ИЛЬИ́НСКИЙ Леон. Конст. (1878-1934) - книговед, литературовед, автор б. 200 работ по ист. рус. лит-ры, теории и ист. журналистики, ист. цензуры, краеведению и краеведч. библ., в т. ч. "Что такое повременная печать?", "К вопросу об описании рус. журналов" (1918), "Книжная летопись за полтора года (1918-19): Мат-лы по реформе Книжной летописи" (1921), "В помощь краеведу-библиографу" (1933) и др.

Предыдущая страница Следующая страница