Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Иллюстрация

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Иллюстрация

ИЛЛЮСТРА́ЦИЯ (лат. illustratio - освещение, наглядное изображение) - рисунок или любое изображение, помещ. в книге в целях пояснения или дополнения текста; область иск-ва, создающая И. Истинная И. предназначена для одновременного восприятия ее с вербальным текстом, и иск-во И., таким образом, неразрывно связано с иск-вом книги. И., вносимая в текст книги, изображает мир на плоскости листа и является отраслью графики (книжная графика), реже живописи, в новое время также фотографии. В более широком плане к И. относят живописные и графич. работы, к-рые не предназначены для оформления книг, если они интерпретируют лит. текст. В таком широком понимании И. теоретически она может быть и в др. техниках и мат-лах, вплоть до скульптуры.

И. получила широкое распространение уже в Др. Китае и Египте, а также в Европе в позднеантич. и раннехрист. рукописной книге - в виде миниатюр, заставок и др. элементов декор. оформления. В России И.-миниатюра известна со времени появления письменности и первых книг, развивалась параллельно иконописи и пользовалась в значит. степени ее худож. языком. Живописная миниатюра с появлением книгопечатания сменилась гравюрой (на дереве и меди) - в Китае ксилография возникла еще в 6-7 вв., в Европе - в 15-16 вв., в России - с 16 в. С этого времени история И. и история гравюры теснейшим образом переплетаются между собою. В книге эпохи барокко особое значение приобрели гравированные фронтисписы, представлявшие собою сложные аллегорич. композиции, содержательно соотнесенные как с текстом всей книги, так и с ситуацией ее написания и издания. Расцвета в 17 в. достигла И. в научно-техн. литре: карты, схемы, "анатомии", изображения растений, животных. В эпоху рококо получает развитие И. к худож. текстам - сцены, иллюстрирующие описываемые ситуации, и аллегорич. виньетки; среди мастеров И. этого времени в Зап. Европе - Ф. Буше, О. Фрагонар, Д. Ходовецкий. И. легко переходят культурные границы, воспроизводятся при изданиях переводов, став интернациональным культурным достоянием и способствуя единству европ. культуры. Научная И., выполняемая художником, сохраняет свое значение и в 19 в., оттесненная на второй план только с распространением фотомеханич. воспроизв. оригинала И. Иллюстрация худож. текстов получает особое распространение с кон. 18 в.; с этого времени И. в худож. лит-ре могут иметь самостоят. ценность и быть в той или иной мере независимы от текста. В России в обл. книжной И. особенно значительны работы Н. А. Львова, И. А. Иванова, гр. Ф. П. Толстого, кн. Г. Г. Гагарина, А. А. Агина. Сер. 19 в. была временем относительного упадка И., превратившейся по существу в отрасль станковой графики и потерявшей органическую связь с книгой; возрождение иск-ва И. связано с протомодерном и модерном (И. Я. Билибин, В. М. Васнецов, Е. Д. Поленова). Созданная на грани 19-20 вв. "Царская охота" ген. Н. И. Кутепова, оформленная рисунками всех крупнейших художников России, осталась одной из лучших книг в истории рус. И. Эпоха модерна стала временем расцвета рус. И., особенно в связи с деят-ностью "Мира искусства" (А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, Н. К. Рерих и мн. др.); продолжением этого активного периода в истории рус. И. были 1920-е гг., связанные с деят-ностью В. А. Фаворского, В. М. Конашевича и мн. др. мастеров графики. С 1920-х гг. получает все большее развитие многокрасочная И. в детской книге. Затем, до сер. 1950-х гг., рус. И. сближается со станковой графикой; с кон. 1950-х гг. вновь возрождается как специфич. иск-во, являя исключит. разнообразие как техник и стилей, так и взаимоотношений с лит. текстом.

Лит.: Тынянов Ю. Н. Иллюстрации // Тынянов Ю. Н. Архаисты и новаторы. Л., 1929; Кузьминский К. С. Русская реалистическая иллюстрация XVIII-XIX вв. М., 1937; Дмитриева Н. А. Изображение и слово. М., 1962; Сидоров А. А. История оформления русской книги. М., 1964.

В начало словаря