Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "И" (часть 6, "ИПП"-"ИШМ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 6, "ИПП"-"ИШМ")

Ипполитовы братья

ИППОЛИ́ТОВЫ братья - спортсмены, конькобежцы.

Вас. Аф. (1892-1957) - конькобежец, з. м. с. СССР (1938). Один из лучших стайеров 10-20-х гг. Чемпион Европы 1913 в многоборье. Абсолютный чемпион России 1911, РСФСР - 1923. Победитель на двух стайерских дистанциях (5000 и 1000 м) чемпионата мира 1913. Сереб. призер чемпионатов мира 1913, 1914 в многоборье. Успешно выступал в соревнованиях по велоспорту.

Платон Аф. (1893-1951) - конькобежец, м. с. СССР (1934, значок № 2). Чемпион России 1912, 1914, 1916 (выиграл все дистанции). 12-кратный победитель чемпионатов России и РСФСР (1912-22) на разл. дистанциях. Рекордсмен страны по конькобежному и велосипедному спорту. Популяризатор конькобежного спорта. Автор кн. "Конькобежный спорт", "Коньки", "Велосипед" и др.

Ирмос

И́РМОС (греч. είρμοζ - связь, сплетение) - поэтич. строфа, первая составная часть каждой песни канона, ее первый тропарь - смысловая связка между опред. песнью канона и песнью библейской (тему к-рой И. кратко перифразирует), а также музык. и метрич. связка и образец для всех тропарей канона данной песни.

"Иртыш, превращающийся в Иппокрену, ежемесячное сочинение, издаваемое от Тобольского главного народного училища"

"ИРТЫ́Ш, ПРЕВРАЩА́ЮЩИЙСЯ В ИППОКРЕ́НУ, ЕЖЕМЕ́СЯЧНОЕ СОЧИНЕ́НИЕ, ИЗДАВА́ЕМОЕ ОТ ТОБО́ЛЬСКОГО ГЛА́ВНОГО НАРО́ДНОГО УЧИ́ЛИЩА" -первый сибирский журнал, издавался в 1789-91 на средства Тобольского приказа обществ. призрения. По традиции инициатива создания и редакторство ж. приписывается П. А. Сумарокову. Сотрудниками были учителя Тобол. нар. уч-ща и немногочисл. местная интеллигенция. Существует предположение, что в ж. участвовал А. Н. Радищев, к-рый с кон. 1790 по июль 1791 находился в Тобольске. Тираж изд. (300 экз.) расходился плохо. По подписке в 1789-90 расходились 186, в 1791 - 106 экз. Нераспрод. номера раздавались ученикам Тобол. нар. уч-ща.

Исаакиевский собор в С.-Петербурге

ИСАА́КИЕВСКИЙ СОБО́Р в С.-Петербурге - гл. кафед. собор столицы империи (арх. О. Монферран, 1818-58). Посв. преп. Исаакию Далматскому, визант. св., на день празднования к-рого приходятся дни рожд. имп. Петра I и покровителя СПб. св. Александра Невского. Посвящение И. С. семиотически воплощает идею божественности имп. власти, соотносится с изв. формулой "Православие, Самодержавие, Народность". Первый храм во имя св. Исаакия Далматского при Адмиралтействе построен при жизни Петра I (1707). Почитание св. дня своего рождения (30 мая / 9 июня) - зап. традиция, и такое посвящение храма для России было нетрадиционно. Здесь Петр I венчался с Екатериной. Второй - каменный - И. С. построен Г. И. Маттарнови в 1717-22. Формирующийся в СПб. культ имп. Петра Великого проявился в возведении на месте этого храма первого памятника Петру - "Медного всадника". Третий И. С. строился А. Ринальди, завершен В. Бренной в 1800. Приделы алтаря этого храма по требованию Александра I включены в 4-й собор О. Монферрана. Культ Петра I и значимость И. С., все более возрастая, проявились в грандиозности храма, вмещающего 15 тыс. молящихся и имеющего высоту 101 м, - это было крупнейшее храмовое здание в России. Храм построен в стиле позднего классицизма с высоким сильно развитым центральным куполом и четырьмя малыми главами, служащими колокольнями. В плане образует греч. крест. Здание облицовано светлым мрамором и оформлено 4 портиками монолитных гранитных колонн коринфского ордера. Редкий для петерб. построек естеств. камень семиотически связан с именем св. Петра, своеобразным двойником к-рого (относительно Петра I) является св. Исаакий. На фронтонах собора - скульптуры апостолов и евангелистов. Интерьер собора оформлен цветными мраморами, гл. иконостас с мозаичными иконами разделен малахитовыми и лазуритовыми колоннами. Местный ряд иконостаса занимают святые - покровители императоров, при к-рых строились И. С. В отступление от канона, праздничные иконы размещены не в иконостасе, а на пилонах. На физе интерьера сюжеты из свящ. истории. В куполе - грандиозная роспись К. П. Брюллова "Богоматерь во Славе". Запрестольный образ Христа в гл. алтаре - один из первых витражей в рус. храмовом иск-ве (Мюнхен, 1841). И. С. оформляли лучшие скульпторы и живописцы рус. академич. школы: И. П. Витали, П. К. Клодт, Н. С. Пименов, А. В. Логановский, В. К. Шебуев, Ф. А. Бруни, П. В. Басин, Т. А. Нефф и др. Для перевода живописных работ в мозаику была создана (1851) мозаичная мастерская, и в России возродилось забытое мозаичное иск-во. Долгое стр-во И. С. завершило период классицизма в рус. церк. зодчестве. Храм был закрыт в 1929 и превращен в антирелигиозный музей. В наст. время является музеем, по праздникам в нем проводятся богослужения. День св. Исаакия с 1990 является гос. праздником Рос. Федерации - Днем независимости.

Исаакиевский собор. Гравюра 2-й пол. 19 в.

Исаакиевский собор. Гравюра 2-й пол. 19 в.

Исаев Егор Ал-др.

ИСА́ЕВ Егор (Георгий) Ал-др. (род. 1926) - поэт. Род. в с. Коршево Воронежской обл., в семье учителя. Участник Вел. Отеч. войны; служил в сов. войсках на терр. Германии и Австрии. После демобилизации окончил Лит. ин-т. им. М. Горького (1955). Печатался с 1945, первые публ. стихов И. - в армейских газетах. Имя И. связано с развитием жанра сов. поэмы. Наиб. изв. поэмы И. "Суд памяти" и "Даль памяти" (1977) сост. дилогию (удостоена в 1980 Ленинской премии). Здесь рассказывается о трех бывших солдатах нем. армии, живущих в ФРГ, к-рая, в соответствии с сов. представлениями, изображена как милитаристское и фашистское гос-во. В 1984-85 в "Правде" опубл. поэмы И. "Двадцать пятый час", "Мои осенние поля", "Убил охотник журавля". И. в 1970-х гг. был одним из офиц. признанных поэтов, творчество к-рых отвечало всем требованиям "социалистич. реализма". Занимался переводами.

Исаев Стан. Викт.

ИСА́ЕВ Стан. Викт. (род. 1956) - артист балета. Окончил Перм. хореогр. уч-ще в 1974 (кл. Ю. Плахта и М. Миргарипова). В 1974-90 артист ансамбля "Моск. классич. балет" (Моск. гос. т-р балета). Первый исполнитель партий: Армен ("Гаянэ"), Адам ("Сотворение мира"), Освальд ("Натали, или Швейцарская молочница"), Ромео ("Повесть о Ромео и Джульетте"), Бальтазар ("Волшебный камзол"), Фредерик ("Арлезианка"), Дафнис ("Дафнис и Хлоя"), Солист ("Тема с вариациями"), Тристан ("Лики любви"), Солист ("Видение розы"). Исполнил гл. роли в ориг. телебалетах "Лунный вальс", "Синие розы для балерины", "Новогодний детектив", в т/ф-балете "Адам и Ева". Был партнером Е. Максимовой. Пластичный, изящный танцовщик, обладающий легким прыжком и графичностью движений. Его герои подкупают своей искренностью, непосредственностью, обаянием. С 1990 работает по контракту в балет. т-ре Атланты (США).

Исаева Гал. Ив

ИСА́ЕВА Гал. Ив. (род. 1915) - артистка балета. Нар. артистка РСФСР (1960). Окончила вечернее отд-ние Ленингр. хореогр. техникума в 1931 (ученица Е. Гейденрейх, А. Вагановой, А. Ширяева). В 1931-63 артистка, в 1941-42 и в 1954-60 худ. рук. балета ленингр. Малого т-ра. Первая исполнительница партий: Попенок ("Сказка о попе..."), Смеральдина ("Мнимый жених"), Настенька ("Чудесная фата"), Даша ("Юность"), Ванечка ("Доктор Айболит"), Рената ("Двенадцать месяцев"), Гаврош. Среди др. ее ролей: Лиза ("Тщетная предосторожность"), Сванильда ("Коппелия"). Там же поставила балет "Доктор Айболит" (1948, комп. И. Морозов, совм. с Б. Фенстером), возобновила "Фадетту" (1955, Л. Делиб). Мастер редкого в отеч. балете амплуа - травести, ее герои - дерзкие и непосредств. мальчишки и девчонки. В 1962-67 И. педагог-балетм. ленингр. эстрады.

Исаенков Троф. Григ

ИСА́ЕНКОВ Троф. Григ. (псевд. - Эклер) (1879-1970) - артист цирка, дрессировщик. Работал конюхом и берейтором в Петербурге в цирке Чинизелли. Затем выступал в разл. конно-спорт. номерах. В 20-х гг. стал заниматься дрессировкой медведей, где добился выдающихся результатов. Медведи ходили на задних и передних лапах, выполняли разнообразные акробатич. трюки, балансировали на канате, катались на роликах. И. первым продемонстрировал катание медведей на велосипедах. Его подопечные ездили по кругу манежа, обгоняя друг друга, делали на велосипеде замысловатые восьмерки. Артист объединил вместе бурых и гималайских медведей.

Лит.: Дмитриев Ю. А. Сов. цирк. М., 1963; Его же. Ехали медведи на велосипеде. М., 1978.

Исаков Як. Ал

ИСА́КОВ Як. Ал. (1811-81) - издатель и книгопродавец. Заслуга И. перед рус. книжной торговлей - резкое понижение цен на иностр. книги в России. В 1829 приобрел кн. лавку в Петербурге. В 1846 открыл в Париже контору для закупки франц. изданий, с 1854 начал торговать рус. книгами. Наивысшего расцвета книготорговая деят-ность И. достигла во 2-й пол. 1870-х гг., когда вышли его книготорговые каталоги, составл. В. И. Межовым. Книгоиздательская деят-ность И. началась в 1841. В 1859, 1869-81 И. выпустил собр. соч. А. С. Пушкина (в 6 т.). Часть изд. И. выходила в виде серий: "Библиотека путешествий", "Классная библиотека", "Записки иностранцев о России в 18-м столетии" и др.

Исакова Мария Григ

ИСА́КОВА Мария Григ. (род. 1918) - конькобежка, з. м. с. СССР (1946). Первая сов. спортсменка, завоевавшая первенство мира по скоростному бегу на коньках. 3-кратная абсолютная чемпионка мира 1948-50. Рекордсменка мира 1951-53. Чемпионка СССР 1945-49, 1951 в многоборье. 17-кратная чемпионка СССР 1944-1951 на разл. дистанциях. Автор кн. "Ледяные дорожки" (М., 1951).

Исаковский Мих. Вас.

ИСАКО́ВСКИЙ Мих. Вас. (наст. фам. Исаков) (1900-73) - поэт. Род. в бедной крест. семье. Грамоту освоил самоучкой. Окончил нач. земскую школу в с. Оселье, затем г-зию в Ельне. После самостоят. работы в Ельне, а с 1921 - в Смоленске переехал в Москву (1931). С 1925 до конца жизни - творч. дружба с А. Твардовским. Первое стих. "Просьба солдат" опубл. в моск. газ. "Новь" (1914). Первые поэтич. сб. И. - "По ступеням времени" и "Взлеты" (оба - 1921). Широкую известность И. принес сб. "Провода в соломе" (1927), высоко оцененный М. Горьким. Мн. стихи И., напис. в 30-е гг., приобрели популярность, став песнями: "Вдоль деревни", "И кто его знает", "Прощание", "Провожание", "Катюша" и др. С И. сотрудничали композиторы М. Блантер, В. Захаров, братья Покрасс, В. Мокроусов и др. Известными стали и мн. песни на стихи И., напис. в годы Вел. Отеч. войны: "До свиданья, города и хаты", "Ой туманы мои...", "В прифронтовом лесу", "Огонек", "Где ж вы, где ж вы, очи карие" и др. За тексты песен получил Сталинские премии 1-й степ. (1942 и 1948). В послевоен. время И. выпустил более 20 сб., где много стих., также ставших песнями ("Снова замерло все до рассвета", "Летят перелетные птицы", "Услышь меня, хорошая" и др.). Одно из самых изв. стих. И. - "Враги сожгли родную хату" (1946). И. много переводил белорус. и укр. поэтов. Автор кн. "О поэтич. мастерстве", "О поэтах, о стихах, о песнях", "На Ельнинской земле".

М. В. Исаковский

М. В. Исаковский

Исаченко Ал-др Вас.

ИСАЧЕ́НКО Ал-др Вас. (1910-78) - лингвист. С 1920 жил и учился в Клагенфурте (Австрия). В 1933 окончил Венский ун-т. Ученик и зять филолога Н. С. Трубецкого. В 1933-35 продолжал обучение в Париже и Праге. Принадлежал к младшему поколению Пражского лингвистич. кружка. Преподавал в вузах Вены (1935-38), Любляны (1939-40), Братиславы (1941-55), Оломоуца (1955-60). Руководил группой структурной лингвистики Немецкой АН в Берлине (1960-65). Был дир. Ин-та яз. и лит-ры Чехословацкой АН в Праге (1965-69). После ввода сов. войск в Чехословакию в 1968 эмигрировал на Запад. Руководил каф. слав. филологии Калифорнийского ун-та в Лос-Анжелесе. Исследовал фонетику, морфологию, диалектологию и историю рус. и др. слав. языков. В двухтомном описании морфологии рус. яз. "Грамматич. строй рус. яз. в сопоставлении со словацким" [1954 (1965), 1960], "Грамматике совр. рус. яз." (вышедшей на нем. языке в 1962), ряде статей последовательно проводил принципы бинарности и привативности оппозиций в грамматике, т. е. представление морфол. категорий в виде противопоставлений пар неравноправных элементов, один из к-рых выражает нек-рый признак, а др. оставляет его не выраженным. Основал междунар. ж. по русистике "Russian Linguistics" (1974). Предложил широко используемую в наст. время классификацию языков в зависимости от того, используют ли они для выражения притяжательности глагол "иметь" или глагол "быть". В 1980-83 посмертно издана его двухтомная "История рус. яз." (на нем. языке).

Исихазм

ИСИХА́ЗМ - христ. учение об исихии (греч. ήσυχία - молчание, покой), священнобезмолвии, опиравшееся на многовековой опыт мистиков, особенно широко распространилось в Византии в 30-х гг. 14 в. Основу И. составляет тезис о том, что познание истины не может быть результатом науч. и вообще логич. мышления, наоборот, согласно учению И. сущность Бога непознаваема. Однако между Творцом и творением существует общность-единство, к-рое может быть осознано путем особого напряжения воли и вследствие снисхождения Благодати. Исихасты проповедовали спец. систему упражнений в "богомыслии", к-рые приобщали к таинствам созерцат. жизни. Подвиги исихии включали в себя практику телесного предуготовления к общению с Богом, т. н. "умное делание" - концентрацию умств. энергии в обл. сердца, многократное повторение "Иисусовой молитвы", душевную сосредоточенность. Об обычаях молчальников писали такие византийские аскеты, как Марк Подвижник, Исайя Отшельник, Ефрем Сирин, Фалласий Африканский, Диадох, преп. Варсонофий, Иоанн Лествичник, Максим Исповедник и др. авторы. Григорий Синаит распространил на Афоне правила исихии. В 14 в. исихазм подвергся нападкам со стороны ученого монаха Варлаама из Калабрии. Не знакомый с мистич. традициями византийской правосл. церкви, он обвинил монахов-исихастов в суеверии, ереси двубожия и многобожия и, имея в виду внеш. приемы погружения в созерцание, при к-рых молчальники сидели, уставившись глазами в живот, назвал их омфалопсихами, т. е. теми, у кого душа находится в пупке (от греч. οωμφαλοψυχία - пуподушие). За И. вступился Григорий Палама. Т. н. исихастский спор варламитов с паламитами продолжался около 30 лет, разбирался на неск. соборах и окончился признанием учения исихазма офиц. православ. доктриной. Богослов. основы исихазма выявились в ходе истолкования т. н. Фаворского света, к-рый являлся монахам в их исихастских опытах. Требовалось доказать, что он не сотворен и доступен зрению и что его вечное присутствие в мире не ведет к разделению Бога на части, т. е. не нарушает простой недоступной природы Божества. Григорий Палама полагал, что в этом вопросе следует различать сущность Бога и его энергии, пронизывающие миры и доступные посвященным. Исихастский спор, по существу, обнаруживал противоположность двух форм духовности: у варламитов приближение к Богу осуществлялось посредством учености, силлогистики, рац. знания, у Паламы - путем опытов "блаженного созерцания Бога" с опорой на восточное византийское анахоретство. Исихия как путь к Богу и знание Бога отстаиваются Паламой в сочинениях "Второе слово на Преображение Господне", "Прозопопея, или Сочинение, в котором ум осуждает тело, а тело себя защищает", "Наставление безмолвствующим" и др. Офиц. признание исихазма на соборе 1351 окончательно утвердило позиции и авторитет Паламы и его сподвижников.

И. получил распространение на Руси, проникая туда по преим. через Афон. Центрами новых настроений на Руси стали Троице-Сергиев мон. и заволжские обители. В 14-15 вв. широко переводится исихастская и близкая к ней лит-ра, в т. ч. соч. Григория Синаита и Григория Паламы. Возрождение мистич. традиции И. в рус. церкви связано с именами Паисия Величковского и Серафима Саровского.

Искандер Фазиль Абдулович

ИСКАНДЕ́Р Фазиль Абдулович (род. 1929) - поэт и прозаик. Уроженец г. Сухума (Сухуми). Окончил Моск. библиотечный ин-т, затем - Лит. ин-т им. Горького (1954). Работал журналистом в Курске и Брянске, с 1959 - редактор в абхазском отд-нии Госиздата. Дебютировал в 1957 сб. стихов "Горные тропы", затем вышли сб. стихов "Доброта земли", 1959; "Зори земли", 1966; с 1962 публикует рассказы в ж. "Юность" и "Новый мир"; в 1966 впервые выходит кн. "Запретный плод", затем пов. "Созвездие Козлотура" (1966), "Ремзик" (1974), "Морской скорпион" (1976), "Свет одинокой юности" (1976), "Дерево детства" (1977), "Кролики и удавы" (1987), "Старый дом под кипарисом" (1987), "Стоянка человека" (1989), а также ром.: "Сандро из Чегема" (1973), "Человек и его окрестности" (1992). Местом действия большинства произв. И. является его родная Абхазия, курортный Сухуми или горная деревня, повествование ведется от лица рассказчика, близкого самому автору, к-рый, рассказывая истории из разных времен, от предреволюционных лет до современности, окрашивает их своеобразным, связанным с нац. традициями юмором. Особ. популярен у читателей ром., а точнее цикл новелл, связ. общим замыслом, "Сандро из Чегема", в к-ром И. создал образ мудрого дяди Сандро из горного села, близкий персонажам абхазского фольклора. При первом издании "Сандро" был более чем на 50% урезан цензурой, полностью издан сначала в США, а в СССР лишь в годы "перестройки" (в 1989 И. получил за этот ром. Гос. премию СССР). В 1979 И. участвовал в неподцензурном и вызвавшем репрессивные меры властей альманахе "Метрополь" (сатирич. новелла "Маленький гигант большого секса"). По сценариям И. поставлены ф.: "Воры в законе" (1988), "Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным" (1990), "Маленький гигант большого секса" (1991) и др. В 1991 И. являлся сопред. секретариата правления СП СССР. В 1989-91 - нар. депутат СССР. Лауреат премии Андрея Сахарова "За мужество в лит-ре". В интервью и публицистич. выступлениях последних лет часто обращается к религиозно-нравст. проблематике. Произведения И. переведены на мн. иностр. языки.

Ф. А. Искандер

Ф. А. Искандер

"Искусство для искусства"

"ИСКУ́ССТВО ДЛЯ ИСКУ́ССТВА" ("чистое искусство") - термин, употребляемый для обознач. ряда эстетич. концепций, опирающихся на утверждение самоценности худож. творчества, провозглашающих независимость худож. творчества от социальных и политич. требований. Теоретич. идеи "И. Д. И." были оформлены к сер. 19 в. и явились реакцией на философию позитивизма (Т. Готье, группа "Парнас" во Франции, прерафаэлиты, Дж. Рескин, А. Суинберн в Англии). В России последовательно обоснован А. В. Дружининым в ст. "Критика гоголевского периода рус. лит-ры и наши к ней отношения" (1856), направл. против изв. серии статей Н. Г. Чернышевского. В ней гармоничное пушкинское "свободное", "артистич." иск-во, имеющее своей целью высшие и вечные ценности бытия, противопоставлялось иск-ву "дидактическому", ставящему целью отклики на злобу дня и изображающему грязь жизни, поборниками к-рого выступили писатели и критики "гоголевской школы". Принцип, согласно к-рому иск-во должно служить только иск-ву, а не реальным целям жизни, был в 1860-х гг. поддержан поэтами и критиками (В. Боткин, А. Фет, А. Майков, А. К. Толстой и др.). Поэзия разделилась на два лагеря: сторонников "И. Д. И." и поэтов гражданской (или "некрасовской") школы. Термин "И. Д. И." при этом оказался тождественным термину "чистое иск-во". Между тем они различны по смыслу. Термин "чистое иск-во" имеет основания в нем. классич. философии: "чистое" - значит доопытное, априорное творчество, т. е. способность творить силой вдохновения, творящее начало изначально в человеке и проявляется в художестве. См., напр., в этом смысле утверждение Белинского о том, что "Обыкновенная история" Гончарова есть образец чистого иск-ва ("Рус. лит-ра в 1847 году"). Термин же "И. Д. И." имеет в истории рус. эстетики и поэзии конкретно историч. значение: он возник как попытка защиты высших принципов поэзии от тенденциозности и узкоутилитарных целей.

"Искусство и художественная промышленность"

"ИСКУ́ССТВО И ХУДО́ЖЕСТВЕННАЯ ПРОМЫ́ШЛЕННОСТЬ" - ежемес. иллюстрир. ж., изд. с окт. 1898 по май 1902 в Петербурге Об-вом поощрения художеств (ред. Н. П. Собко). Журнал ставил задачей распространение в народе знаний об изобразит. иск-ве и худож. пром-сти; ориентировался на традиции и идеи передвижников и противостоял ж. "Мир иск-ва"; публиковал мат-лы о худож. жизни России и зарубежных стран (в т. ч. Болгарии и Румынии), статьи и заметки виднейших художников и критиков (В. В. Стасова, М. М. Антокольского, В. В. Верещагина и др.). Имел приложение "Хроника журнала "Иск-во и худож. пром-сть"" (1899/1900-1900/1901-1902).

Искусствоведческие журналы

ИСКУССТВОВЕ́ДЧЕСКИЕ ЖУРНА́ЛЫ - специализиров. периодич. издания, посв. вопросам истории развития иск-ва, его совр. положению, ставящие своей целью распространение знаний об иск-ве и содействие формированию эстетич. представлений в об-ве. Первый И. Ж. в России - "Журнал изящных иск-в" (Москва, 1807, изд. И. Ф. Буле; С.-Петербург 1823-35, изд. В. И. Григорович), затем: "Худож. газ." (С.-Петербург, 1836-41), "Вестник об-ва древнерус. иск-ва" (Москва, 1874-76), "Вестник изящных иск-в" (С.-Петербург, 1883-90). В 1890-1910-х гг. наблюдается резкое увеличение числа изд., каждое из к-рых отражало опред. точку зрения на проблемы развития иск-ва ("Мир иск-ва", С.-Петербург, 1894-1904; "Иск-во и худож. пром-сть", С.-Петербург, 1898-1902; "Худож. сокровища России", С.-Петербург, 1901-07; "Старые годы", С.-Петербург, 1907-16; "Золотое Руно", Москва, 1906-09). В этих изд. сотрудничали ведущие художники и историки иск-ва (А. Бенуа, И. Грабарь, К. Сомов, С. Дягилев и др.). После рев-ции 1917 в России продолжали выходить разл. И. Ж. ("Рус. иск-во", Москва, 1923; "Гравюра и книга", Москва, 1924-25; "Иск-во и массы", Москва, 1929-32), в к-рых развернулась полемика о путях дальнейшего развития худож. процесса. В 1930-80-х гг. И. Ж., как и остальная пресса, являлись выразителями офиц. политики гос-ва в обл. иск-ва: "Искусство", Москва, с 1933; "Художник", Москва, с 1958 и т. д.

Ислам

Статья большая, находится на отдельной странице.

Исповедник

ИСПОВЕ́ДНИК (греч. όμολογητήζ, лат. confessor) - наименование, присваиваемое христианской Церковью тем лицам, к-рые во время гонений на веру открыто исповедовали себя христианами, претерпели за это жестокие мучения, но не умерли от них (как мученики), а были пощажены и скончались позднее естеств. смертью. Смысл понятия "И." выясняется через сопоставление его с греч. μάρτνζ - букв. "свидетель"! (а не обиходное "мученик" в неточном слав. переводе). Оба "свидетельствуют" истину Христову, но мученик, в отличие от И., свидетельствует до конца, запечатлевая ее своей геройской смертью на поле духовной брани. Поэтому галльские христиане (177 г.) во время гонений "многократно мучимые, бросаемые зверям и возвращаемые в тюрьму, все в ожогах, рубцах и ранах, не только сами не объявляли себя мучениками, но запрещали их так называть... [Они] вспоминали уже отошедших мучеников и говорили: "Вот они, мученики: Христос удостоил принять их при исповедании, запечатлев смертью их свидетельство, а мы просто исповедники ничтожные" (Евсевий. Церк. Ист., V, 2, 3). Тем не менее И. всегда пользовались среди христиан особым уважением, в частности, в древности им было предоставлено право воссоединения с Церковью т. н. "падших" (т. е. отрекшихся от Христа под влиянием мучений) путем выдачи им, в случае истинного раскаяния, особых "воссоединительных грамот" (libella pacis).

Лит.: Болотов В. Лекции по истории Др. Церкви. СПб., 1910. Т. 2. С. 2-9; Флоренский П. Из богословского наследия // Богословские труды. М., 1977. Сб. 17. С. 156-172.

Исповедь

Статья большая, находится на отдельной странице.

Исправник

ИСПРА́ВНИК - предст. уездной администрации в России 18 - нач. 20 в. Впервые должность И. (капитан-И.) была учреждена в ходе губернской реформы 1775. И., выбиравшийся дворянами соотв. уезда сроком на 3 года, с помощью возглавлявшегося им коллегиального органа - нижнего земского суда (его члены также выбирались местными дворянами) осуществлял управление сельской терр. уезда, в первую очередь в полиц. отношении. С 1882, после упразднения ниж. земских судов, стали назначаться губернаторами и превратились в высш. предст. полиц. власти в уезде. Вне сферы компетенции И. находились только губернские и нек-рые др. города, имевшие свою особую полицию.

Истома Григ

ИСТО́МА Григ. (Истома Малый) - путешественник, дипломат кон. 15 - нач. 16 в. Совершил плавание вокруг Скандинавского п-ова. В 1496 послан Иваном III к королю Дании в качестве переводчика при посольстве. На 4-х кораблях чл. посольства совершили мор. переход из устья Сев. Двины по Белому м. (вдоль берегов Кольского п-ова, мимо мыса Нордкап и, минуя Лофотенские о-ва, до г. Тронхейм), затем сухим путем на юг Скандинавского п-ова в Копенгаген. Составил описание путешествия, доказавшего возможность связи с европ. странами через Сев. м.

Истомин Влад. Ив

ИСТО́МИН Влад. Ив. (1809-55) - военно-морской деятель, герой Севастопольской обороны 1854-55, контрадмирал (1853). Участник Наваринского сражения (1827), блокады Дарданелл (1828-29). В Синопском сражении (1853) командовал 120-пушечным кораблем "Париж", шедшим во гл. левой колонны рус. эскадры под флагом контр-адм. Ф. М. Новосильского; огнем "Парижа" были уничтожены два тур. фрегата и корвет; И. - один из организаторов обороны Севастополя - был убит ядром при бомбардировке Малахова кургана. Как и его старшие товарищи - П. С. Нахимов и В. А. Корнилов, И. - представитель "лазаревской" школы рус. флота, последнего поколения моряков-парусников, доведших орг-цию, боевую подготовку и тактику парус. флота до высокой степени совершенства. Похоронен в Севастополе во Владимирском соборе в одном склепе с адмиралами М. П. Лазаревым, В. А. Корниловым, П. С. Нахимовым. Именем И. названа бухта у п-ова Корея в Японском м. (на совр. картах Тхосонниман).

В. И. Истомин

В. И. Истомин

Истомина Авдотья Ил

ИСТО́МИНА Авдотья Ил. (1799-1848) - артистка балета. Окончила Петерб. театр. уч-ще в 1816 (педагоги Е. Сазонова, Ш. Дидло, Е. Колосова). Первая исполнительница ролей Галатеи ("Ацис и Галатея"), Черкешенки ("Кавказский пленник, или Тень невесты"), Людмилы ("Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника"), Сумбеки ("Сумбека, или Покорение Казанского царства"). Среди др. ролей: Флора ("Зефир и Флора"), Лиза ("Тщетная предосторожность"), Кора ("Кора и Алонзо, или Дева Солнца"). Ср. роста, красивой наружности брюнетка с черными глазами, И. пользовалась успехом в жизни и на сцене. Отличалась хорошей техникой, легкостью и грацией, воспетой Пушкиным ("Евгений Онегин"), что сочеталось с актерским даром, позволявшим ей выступать также в комедиях и водевилях. В 1830-х гг. перешла на мимич. роли, в 1836 оставила сцену.

Лит.: Эльяш Н. И. Авдотья Истомина. Л., 1971.

А. И. Истомина

А. И. Истомина

Историзмы

ИСТОРИ́ЗМЫ - см. Устаревшие слова.

Историко-географическая школа

ИСТО́РИКО-ГЕОГРАФИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА (географо-ист. школа, финский метод) - одно из направлений диффузионизма в фольклористике, созд. фин. филологом К. Кроном (1863-1933). Опираясь на методику сравнит. анализа локальных вариантов "Калевалы", разработ. в тр. его отца Ю. Крона, он положил в осн. систематизации сказочного эпоса составление вариантов по историко-хронологич. принципу, если известны их лит. первоисточники, и по геогр., если они записаны в устной форме. Чем дальше варианты находятся друг от друга в геогр. отношении, тем больше они отличаются по содержанию и построению. Все эти отличия, по К. Крону, обусловлены миграцией сюжетов, и чем дальше они ушли от центра генезиса, тем больше они изменились. Следуя по путям миграции в обратном направлении, исследователь может дойти до места возникновения и первонач. формы сюжета, а также определить время его генезиса. В соотв. с этими принципами И.-Г. Ш. был создан универс. "Указатель сказочных типов" А. Аарне, к-рый послужил эталоном для составления мн. нац. указателей в странах Европы (в России - Н. П. Андреев. Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне. Л., 1929) и способствовал внедрению в науч. обиход стандартной классификации фольклорных сюжетов. Модернизатором ист.-геогр. метода выступил в 1930-х гг. амер. иссл. С. Томпсон, предложивший более мелкую рубрикативную единицу - мотив. Это позволило расширить геогр. просторы миграции сюжетов, увеличить кол-во исследуемых вариантов и перейти от сказочного эпоса к другим жанрам фольклора. В то же время отказ от иссл. причин распространенности фольклорных сюжетов, их нац.-эстетич. своеобразия и соц.-ист. обусловленности привел к геогр. генерализации, сводившей реальный яз. худож. образов к яз. условных знаков и схем. Гл. своей задачей последователи И.-Г. Ш. считают установление каналов рассеивания мотивов.

Лит.: Никифоров А. И. Финская школа перед кризисом // Сов. этнография. 1934. № 4; Землянова Л. М. Современная американская фольклористика. М., 1975.

Историко-культурные области

ИСТО́РИКО-КУЛЬТУ́РНЫЕ О́БЛАСТИ (историко-этногр. обл.) - терр., у населения к-рых в силу общности ист. судеб, соц.-экономич. развития и взаимного влияния складываются сходные культ.-бытовые особенности. И.-К. О. обладают спецификой материальной (типы жилища, средств передвижения, утвари и пищи, одежды, украшений) и духовной культуры (календарные обряды и обычаи, традиц. верования и фольклор), связ. со стереотипами мышления и образа жизни. И.-К. О. - один из двух осн. видов этнографич. общностей, не обладающих этнич. сознанием, в отличие от этноса. И.-К. О. могут не осознаваться людьми и выделяться в ходе спец. этнограф. иссл. И.-К. О. тесно переплетаются с хоз.-культ. типами, но, как правило, не совпадают с ними, так же как не совпадают полностью и с этнич. и лингв. ареалами. Районирование по И.-К. О. актуально только до эпохи Великих географич. открытий и приемлемо только для архаич. (доиндустриальных) об-в, ибо развитие капитализма и захват колоний европейскими державами существенно повлияли на характер и структуру И.-К. О. (расширился обмен культ. достижениями, возросло влияние товарно-денежных связей, усилилась неравномерность темпов социально-экономич. развития отд. регионов и стран). В итоге сложные историко-культ. процессы привели к сложению иерархии И.-К. О., р-нов и провинций. Осн. таксономич. единицей является И.-К. О., она подразделяется на подобласти и р-ны. Группа И.-К. О. может быть объединена в б. крупные регионы или провинции. Обычно выделяют 16 таких провинций: зап.-центрально-европ., восточноевроп., кавказская, среднеазиатско-казахстанская, сибирская, центральноазиатская, переднеазиатская, восточноазиатская, юго-восточноазиатская, южноазиатская, североафриканская, африканская тропич., североамериканская, латиноамериканская, океанийская, австралийская.

Лит.: Левин М. Г., Чебоксаров Н. Н. Хозяйственно-культ. типы и историко-этнографич. области: к постановке вопроса // Сов. этнография. 1955. № 4; Андрианов Б. В., Чебоксаров Н. Н. Историко-этнографич. области: проблемы историко-этнографич. районирования // Там же. 1975. № 3; Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы, расы, культуры. М., 1985.

Историко-этнографические атласы

ИСТО́РИКО-ЭТНОГРАФИ́ЧЕСКИЕ А́ТЛАСЫ - совокупность историко-этнографич. карт, отражающих на опред. период разл. стороны образа жизни этнич. общностей, характерные черты их материальной и духовной культуры и пространств, взаимоотношения между отд. параметрами. Крупнейшие И.-Э. А. России - атлас Сибири (1961) и атлас "Русские" (1967-70).

Историография

Статья большая, находится на отдельной странице.

Историософия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Историческая поэтика

ИСТОРИ́ЧЕСКАЯ ПОЭ́ТИКА - одна из осн. частей поэтики, науки о системе средств, используемых в строении худож. произв. И. П. изучает вопросы генезиса и развития худож. приемов, худож. категорий, худож. систем. Термин этот введен А. И. Веселовским, к-рый поставил перед собой задачу создания истории всемирной лит-ры как научной дисциплины: закономерности всемирного развития лит-ры могут быть выводимы из анализа совокупности поэтич. форм, данных в историч. развитии отд. лит-р, и последующего их сравнения. Этот метод был для Веселовского эквивалентом эксперимент. метода, распространенного тогда в изучении естеств. наук (сравнит. анатомия, сравнит. эмбриология и др.); термин образован по аналогии с термином "историч. грамматика". Согласно Веселовскому, лит. явления образуются на первонач. доисторич. стадии развития человека как результат освоения им мира; затем отделяются как самост. лит. среда, к-рая развивается; формы лит. явлений странствуют в истории, вступают в связь с др., осложняются и сокращаются, перемещаются из жанра в жанр, взаимодействуют друг с другом. Этот процесс и изучает И. П., как ее понимал Веселовский. Эта теория органично входит составной частью в совр. И. П., а методологич. принципы ее являются одним из оснований сравнит.-историч. метода в лит.-ведении.

Исторические общества

ИСТОРИ́ЧЕСКИЕ ОБЩЕ́СТВА - уставные общ. орг-ции историков, профессионалов и любителей для объединения усилий по сбору ист. источников и созданию ист. иссл. Различают: 1) И. О. местного, локального характера; 2) об-ва, деят-ность к-рых посвящена изучению отд. ист. дисциплин (археологии, нумизматики, палеографии и т. п.); 3) об-ва, изучающие широкий круг проблем. И. О. занимаются собиранием ист. источников, публикацией источников и науч. трудов, организуют б-ки и музеи, издают свои печатные органы. Нац. И. О. координируют деят-ность историков, представляют ученых и специалистов своей страны в междунар. орг-циях историков, в частности, в Междунар. комитете историков (с 1926). Самым старым И. О. является об-во болландистов (Антверпен, совр. Бельгия, 1630). Быстрый рост И. О. происходил в 1-й пол. 19 в. в условиях роста нац. самосознания и укрепления нац. гос-в. Широкая сеть И. О. существует в наст. время в США, Великобритании, Франции и др. странах. Первым И. О. в России было об-во для ист. иссл., осн. в 1759 в Архангельске В. В. Крестининым. В дореформ. период число И. О. доходило до 15; с 1861 по 1917 в разное время существовало более 120 об-в. Наиб. изв. и долго работавшие И. О. возникли в 19 в.: Имп. Об-во истории и древностей российских при Моск. ун-те, осн. по инциативе А. Л. Шлецера (1804, "Рус. достопамятности", ч. 1-3, 1815-44; публ. "Слова о полку Игореве", "Рус. правды" и др., "Чтения в Об-ве..."), Имп. Одесское об-во истории и древностей (1839, "Записки..."), Рус. археол. об-во (1846, "Записки" и др. изд.), Моск. археол. об-во ("Археол. вестник", "Труды"), Имп. Рус. ист. об-во (1866, "Сборник..."), Киевское И. О. летописца Нестора при ун-те св. Владимира (1873, "Чтения в И. О..."), Об-во любителей др.-рус. письменности (1877, СПб.), об-во археологии, истории и этнографии при Казан. унте (1878, "Известия...") и мн. др. После 1917 они прекратили свое существование. В 1925 организовано Об-во историков-марксистов, имевшее более 40 отделений в разл. городах; возникло Об-во краеведов ("Краеведение", 1923; "Известия центр. бюро краеведения", 1925; "Сов. краеведение", 1930), краев. об-ва во мн. р-нах страны. В кон. 1930-х гг. краеведческое движение было уничтожено, краеведч. об-ва закрыты. С сер. 1950-х гг. началось создание краеведч. секций при местных музеях. В наст. время ставится вопрос о создании Всеросс. И. О.

Исторические песни

ИСТОРИ́ЧЕСКИЕ ПЕ́СНИ - под этим назв. в рус. фольклористике выделяются нар. песни преим. политич. и соц.-бытового характера, в к-рых фигурируют конкретные события и лица реальной либо вымышл. истории. По своей поэтике И. П. примыкают к былинам и балладам. Согласно наиб. обоснов. гипотезе И. П. начали складываться в годы борьбы с татарским нашествием и игом (т. н. Рязанский цикл; песня о Щелкане, имеющая в основе своей Тверское восстание против татар в 1327). Полного расцвета жанр И. П. достиг во 2-й пол. 16 и в 17 в. (цикл об Иване Грозном; о Ермаке; о Смутном времени; о Степане Разине; о войнах того времени). В 18 - нач. 19 в. в И. П. преобладающими стали темы воен.-патриотич. (о Шведской войне, о войнах с Пруссией, Турцией; об Отеч. войне 1812 и др.), о соц. конфликтах и движениях (циклы о Булавине и Некрасове и др. казачьи; о Пугачеве). Значит. развитие получили солдатские песни о воен. кампаниях, полководцах и т. д. Воен.-ист. тематика становится господствующей в И. П. 19 в. (циклы о войнах с Персией, Турцией; о Кавказской войне; о походах в Ср. Азию и др.).

В И. П., особенно ранних, значительна доля худ. вымысла, сюжетика песен расходится с ист. конкретикой, преобладает установка на поэтич. трактовку. Гл. для И. П. оказывается не воспроизведение фактов, но выражение нар. оценок, нар. понимания событий и деятелей истории, устойчивых нар. представлений и идеалов.

"Исторический архив"

"ИСТОРИ́ЧЕСКИЙ АРХИ́В" - изд. Ин-та истории АН СССР: 1) непериодич. сб. публикаций источников по истории дорев. России (М., 1936-54, 10 выпусков), гл. ред.: Б. Д. Греков (1936-53) и А. А. Новосельский (1954); 2) науч.-публицистич. ж., изд. в Москве в 1955-62 (с участием Ин-та марксизма-ленинизма и Гл. архивного упр. - 6 номеров в год). Публикация источников по истории сов. периода, а также по дорев. истории России (б. 2/3 объема ж.), статьи, сообщения, библиогр. обзоры, рецензии и информация по источниковедению, археографии, архивоведению. Гл. ред.: В. В. Шунков (1955-60), Д. А. Чугаев (1960-62).

Исторический жанр

Статья большая, находится на отдельной странице.

Исторический материализм

Статья большая, находится на отдельной странице.

История

Статья большая, находится на отдельной странице.

Источниковедение

ИСТОЧНИКОВЕ́ДЕНИЕ - науч. дисциплина, изучающая вопросы теории и практики выявления, изуч. и использования ист. источников. И. как раздел ист. науки имеет особое значение для последней, поскольку, в отличие от большинства естеств. и мн. гуманитарных наук, история изучает конкретные события и явления, к-рые невозможно исследовать опытным путем. Критика источников, разработка методов и приемов к-рой - важная задача И., составляет неотъемлемую часть любого ист. иссл. Нек-рые приемы критики источников встречаются уже у антич. историков (Ливий, Тацит). В эпоху Возрождения науч. критика источников присутствует в тр. Л. Валлы, У. фон Гуттена. В кон. 17 в. с трудов Ж. Мабильона начинает свое существование дипломатика как актовое И. Приемы критики источников разрабатывались в 18 - 1-й пол. 19 в. в трудах А. Л. Шлецера, Р. Л. Ранке, Т. Моммзена. Как особая науч. дисциплина И. появилось во 2-й пол. 19 - нач. 20 в. вработах Э. Фримена, Э. Бернхейма, Ш. В. Ланглуа и Ш. Сеньобоса. Осн. задачами И. считались определение подлинности источников (внеш. критика) и установление достоверности сообщаемых источниками сведений (внутр. критика). В России критич. отношение к источникам встречается в трудах историков 18 в. В. Н. Татищева, И. Н. Болтина; приемы критич. анализа рус. летописей разрабатывал А. Л. Шлецер. В 1-й пол. 19 в. в рус. ист. науке существовала т. н. "скептич. школа" во гл. с М. Т. Каченовским, выдвигавшая требования критич. отношения к источникам и подвергавшая сомнению древность таких письм. пам., как "Рус. Правда", "Нач. летопись" и др. Источниковедч. анализ широко использовался в работах С. М. Соловьева, К. Н. Бестужева-Рюмина, В. О. Ключевского и др. В нач. 20 в. в России стали появляться обобщающие тр. по И. Наиб. кр. из них является "Методология истории" А. С. Лаппо-Данилевского (1910-13). В сов. период значит. вклад в развитие И. внесли С. Н. Валк, А. А. Зимин. С. М. Каштанов, А. П. Пронштейн, В. И. Стрельский, Л. В. Черепнин. Осн. функциями совр. И. являются: 1) эвристич., к-рая включает в себя классификацию и обзор ист. источников, а также характеристики отд. видов и групп источников и помогает исследователям ориентироваться в обилии источников по истории разных эпох, стран и регионов, отд. сторон ист. процесса и явлений истории; 2) методико-аналитич., разрабатывающая приемы извлечения разнообразной информации из ист. источников, анализа качества этой информации с т. зр. достоверности, полноты, новизны, истолкования источников (герменевтика). И. тесно связано со спец. ист. дисциплинами (археологией, палеографией, дипломатикой, нумизматикой, хронологией, метрологией и др.).

Истпарт

ИСТПА́РТ - комиссия по истории Окт. рев-ции и РКП (б). И. занимался собиранием, науч. обработкой и изд. мат-лов по истории Коммунистич. партии и Окт. рев-ции. Создан в авг. 1920 при Гос. изд-ве, 21 сент. 1920 СНК принял постановление, подпис. В. И. Лениным, об учреждении И. при Наркомпросе, 1 дек. 1921 переведен в ЦК РКП (б) на правах отдела. И. состоял из двух подкомиссий: по истории партии и по истории Окт. рев-ции, для изуч. истории польск. рев. движения была создана Польск. комиссия. И. возглавляла коллегия, с 1924 - совет, а повседневное рук-во осуществлял Президиум из трех человек, пред. его был М. С. Ольминский. В крупнейших городах, нац. респ. и обл. существовали местные бюро И., на ф-ках, з-дах, в воин. частях были созданы группы содействия И. И. издавал более 30 ж. и сб-ков ("Пролетарская революция", "Красная летопись", "Летопись революции" и др.). И. собрал и опубл. большое кол-во док-тов по истории партии, рев-ции, гражд. войны, воспоминаний участников рев. движения. И. создавал архивы, б-ки, музеи, проводил выставки, лекции, доклады, вечера воспоминаний. На базе выставок по истории РКП (б) (1921-22) и "Красная Москва" (1922), организованных И. в 1924, был создан Гос. музей рев-ции СССР. И. стал кр. науч. и издат. центром по истории рев. движения, объединил кадры историков-марксистов. Постановлениями ЦК ВКП (б) от 10 мая и 20 авг. 1928 И. был объединен с Ин-том Ленина, сеть местных И. была резко сокращена (со 100 до 26). Крупнейшие из них постановлениями ЦК партии от 16 апр. и 26 мая 1930 были преобразованы в ин-ты истории партии при местных парт. к-тах.

Иудаизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иудушка Головлёв

ИУ́ДУШКА ГОЛОВЛЁВ - герой ром. М. Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы" (1872-76), имя к-рого стало нарицат. как символ лицемерия, предательства и ханжества под личиной добропорядочности.

Ишмухамедов Эльёр Мухитдинович

ИШМУХАМЕ́ДОВ Эльёр Мухитдинович (род. 1942) - реж. кино. Нар. артист Узб. ССР. Работал на к/ст "Узбек-фильм" асс. реж., в 1967 окончил реж. ф-т ВГИКа (мастерская Ю. Геники), дебютировал короткометр. ф. "Свидание" в 1965. В дальнейшем работает на к/ст "Узбекфильм", где ставит игровые и док. ф. Картины И. принадлежат к авт. кино, свободному от жанровых и стилистич. канонов, сценарии большинства из них написаны кинодраматургом О. Агишевым, иногда при участии И. Первые совм. работы И. и сценариста О. Агишева - "Нежность" (1966; приз МКФ в Локарно, 1967, спец. приз на IV Междунар. неделе ф. Азии во Франкфурте-на-Майне) и "Влюбленные" (1969; приз МКФ в Локарно, 1969 и др.) - были лирич. рассказами о юности. Ф. И. "Встречи и расставания" (1973) и "Птицы наших надежд" (1976) продолжили поиск в обл. поэтич. кинематографа - яркой образности, метафорич. яз. Одноврем. в 70-е гг. И. периодически обращается и к док. кино, снимает ф. о родной земле: "Велогонка" (1971), "Прощай, зелень лета" (док., 1974), "Есть в Ташкенте речушка" (1977). В 1981 И. по сценарию О. Агишева снимает ф. о современности "Какие наши годы!" (в гл. роли Рустам Сагдуллаев, много снимавшийся в ф. И.), а в 1983 выходит ист. ф. "Юность гения" о жизни Авиценны (при участии к/ст "Таджикфильм", сценарий О. Агишева при участии И., оператор Т. Логинова). Ф. "Прощай, зелень лета" (худ., 1985, по сценарию Д. Исхакова и И.; гл. приз МКФ в Дели, 1987) носит во многом исповед. характер. Рассказывая историю героя и продолжая линию поэтич. кинематографа, реж. уделяет немало внимания неблагополучию жизни, соц. деформациям в стране. В еще большей степени этому посв. ф. "Шок" (1989, по сценарию Д. Исхакова, О. Агишева) - трагич. история борьбы честного художника с коррумпир. властью и мафиозными структурами в Узбекистане. Одноврем. с экранным выпущен и телевариант в 4 сер. "С любовью и болью" (1989).

Лит.: Ишмухамедов Э. Преодоление молодости: (Интервью) // Гербер А. Беседы в мастерской. М., 1981; Голубкина Л. В. Пять вариантов. М., 1988; Смирнов П. Э. Ишмухамедов. М., 1988.

Предыдущая страница Следующая страница