Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "К" (часть 1, "КАБ"-"КАЗ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 1, "КАБ"-"КАЗ")

Кабак

КАБА́К - питейное заведение. Слово, возможно, заимств. из тюрк. яз. (по др. предположению - из нижненем. диалекта: Kabacke, Kaback - ветхий дом, хибара). На Руси К. введен в 16 в. по образцу тат. заезжих дворов с подачей крепких напитков. Само назв. "К." употреблялось больше в быту, в офиц. же док-тах со 2-й пол. 17 в., когда это дело было сосредоточено в руках гос-ва, чаще упоминаются "кружечные дворы". На Руси существовали разл. виды заведений: К. бражный, квасной, пивной и т. п. Существовал и государев, царев К., принадлежавший царской, государевой казне.

Кабаков Ил. Иос.

КАБАКО́В Ил. Иос. (род. 1933) - живописец, график. Окончил Моск. гос. худож. ин-т им. В. И. Сурикова (1957). Автор живописных произв., иллюстратор б. 100 дет. книг рус. и заруб. авторов. В 60-70-е гг. представитель неофиц. (неформ.) иск-ва России. Для творчества К. характерны рационализм худож. мышления, лаконичный изобразит. язык, использование приемов монтажа, коллажа, фотографии, форм сюрреализма, введение лит. текстов, эл-тов абсурда.

Лит.: Эрик Булатов, Олег Васильев, Эдуард Гороховский, Илья Кабаков, Иван Чуйков: Живопись, графика: Каталог. М., 1989; Герман М. Париж: на исходе зимы // Иск-во Ленинграда. 1989. № 4.

И. И. Кабаков. Илл. к стихотворению С. Я. Маршака «Дом, который построил Джек»

И. И. Кабаков. Илл. к стихотворению С. Я. Маршака «Дом, который построил Джек»

Кабалевский Дм. Бор.

КАБАЛЕ́ВСКИЙ Дм. Бор. (1904-87) - композитор, педагог, обществ. и гос. деятель. Ученик Н. Я. Мясковского и А. Б. Гольденвейзера. Преподавал в Моск. конс. (1932-80, с 1939 проф.). Лауреат Сталинских и Гос. премий (1946, 1949, 1951, 1980). Автор опер ("Кола Брюньон", 1937, 2-я ред. 1968; "Семья Тараса", 1950; "Никита Вершинин", 1955 и др.), оперетты "Весна поет" (1957), произв. для хора и оркестра ("Поэма борьбы", 1930; кантаты; сюита "Народные мстители", 1942; "Реквием", 1962), концертов для фп., скрипки, виолончели с оркестром, двух струн. квартетов (1927, 1945), мн. произв. для фп. Много сделал в обл. музыки для детей. Писал музыку к драм. спектаклям ("Севильский цирюльник" Бомарше, 1940; "Ромео и Джульетта" Шекспира, 1956 и др.), к/ф "Антон Иванович сердится" (1941) и др. С 1952 секр. правления Союза композиторов СССР. Нар. арт. СССР (1963), Герой Соц. Труда (1974). Д-р иск-ведения (1965), действ. чл. Акад. пед. наук СССР (1971). С 1979 - зам. пред. Совета национальностей ВС СССР. Основатель (1983) и гл. ред. ж. "Музыка в школе".

Лит.: Д. Кабалевский. Нотографич. и библиографич. справочник. М., 1977; Пожидаев Г. А. Д. Б. Кабалевский. М., 1987.

Кабалистика

КАБАЛИ́СТИКА (КАББАЛИ́СТИКА) - набор оккультных практик, связ. с операциями над текстом Писания, именами Бога и вообще буквами и числами. К. восходит к мистической традиции в иудаизме - каббале (букв. др.-евр. переданное устно). Собственно каббала трактует о тайнах миротворения с помощью букв еврейского алфавита в духе неоплатонической традиции. Осн. письм. пам. каббалы - Сефер Иецира (Кн. Творения, 7 в.) и Зогар (Сияние, 13 в.). Окончательно каббала как учение сформировалась к 16 в. Одним из направлений каббалы является практич. каббала, т. е. составление амулетов, гадание и т. п. с помощью библейского текста. К. рассматривает Библию как зашифров. текст, применение же разл. шифров (перестановка в определ. порядке букв, определение числового значения букв) продуцирует новые тексты, открывающие тайны миротворения, дающие власть над стихиями, предсказывающие будущее. К. вошла в традицию европейского оккультизма начиная с 16 в. Каббалистические способы расшифровки использовались для гаданий, издавались спец. книжки, напр. "Кабалистическое гадание или вернейший оракул" (М., 1852).

Кабанчик

КАБА́НЧИК - облицовочный глазур. кирпич. Традиц. строит. мат-л. Нашел широкое применение в кон. 19 - нач. 20 в. в архитектуре модерна.

Кабинет

КАБИНЕ́Т - наименование ряда гос. учреждений России в 18 - нач. 20 в. Первое упоминание о К. относится к 1704. При Петре I К. играл роль личной канцелярии монарха. После смерти Петра I К. в 1727 был ликвидирован. Елизавета Петровна восстановила К. (К. Ее Величества), к-рый в ее правление выполнял те же функции, что и при Петре I. В правление Екатерины II К. превратился в учреждение, заведовавшее личным имуществом императрицы. Как орган, управляющий собственностью монарха, К. после создания Мин-ва имп. двора в 1826 стал одной из структурных ч. этого ведомства. К. ведал доходно-расходной ч. (в т. ч. алтайскими и нерчинскими рудниками, фарфоровой, стекольной и гранильными фабриками), награждениями и пр. После Февр. рев-ции К., точно так же как и Мин-во двора, был ликвидирован.

-----------------------------------

КАБИНЕ́Т (франц. cabinet) - парадная мебель в виде шкафчика с выдвижными ящичками, обычно за створками дверец; появилась в эпоху барокко. Часто створки декорировались в виде арх. фасадов, а внутри делался интерьер. Также - комната для письма и серьезной работы, требующей уединения. Первонач. в меблировку комнаты входил К., часто с секретными ящиками. Сначала К. был исключительно муж. комнатой, затем появились и дамские К. - К. "Фонарик" имп. Марии Федоровны в Павловском дворце. Зачастую у хозяина дома было неск. кабинетов: личный, парадный, в конторе и т. д., как комната для совещаний, отсюда - К. министров.

Кабинетские школы

КАБИНЕ́ТСКИЕ ШКО́ЛЫ - создавались (2-я пол. 18 в.) в кабинетских землях (см. Кабинет) для обучения детей рабочих и служащих на заводах. Занятия в осн. вели наиб. опытные мастера заводов, рудников. Находились в ведении канцелярии царя, в кон. 19 в. постепенно стали передаваться Мин-ву нар. просвещения.

Кавалергарды

КАВАЛЕРГА́РДЫ (от франц. cavalier - всадник и garde - охрана) - личный состав особой кавалерийской ч. в рус. гвардии в 18 - нач. 20 в.; исполняли обязанности телохранителей рус. царей и почет. стражи во время коронации и др. торжеств. Впервые конная рота К. в кол-ве 71 чел. была сформирована по указанию имп. Петра I в 1724 на время коронации Екатерины I. Петр I, приняв на себя звание капитана кавалергардии, назначил офицерами ее близких лиц: П. И. Ягужинского, И. И. Дмитриева-Мамонова, М. И. Леонтьева и кн. С. Ф. Мещерского. На должности рядовых были выбраны 60 самых рослых и представит. обер-офицеров разных полков, находившихся в Москве. Кавалергарды носили особую форму, отличавшуюся красотой и богатством: зеленые кафтаны, красные камзолы и рейтузы с золотыми галунами. На кафтан надевался красный супервест с Андреевской звездой на груди и двуглавым орлом на спине. Головной убор состоял из шляпы с плюмажем. В роте имелись серебр. трубы и литавры. По окончании коронации рота была расформирована, к кон. 1725 вновь восстановлена в составе 72 чел. Участвовала во всех придворных празднествах в качестве почетной стражи. В 1731 рота К. была вновь расформирована, но в 1762 восстановлена в прежнем составе. В 1764 был утвержден новый штат К. и роте было присвоено назв. кавалергард. корпуса. При имп. Павле I (1797) состав корпуса К. возрос до 3 эскадронов, но вскоре он был вновь ликвидирован. В 1799 К. были восстановлены как гвардия магистра военно-монашеского ордена Иоанна Иерусалимского (титул к-рого принял Павел I), из числа унтер-офицеров - дворян всей гвардии. По штатам 1799, в кавалергард. корпусе было 7 офицеров, 9 унтер-офицеров, 75 рядовых, 5 музыкантов и 32 нестроевых. В янв. 1800 корпус был переформирован в кавалергард. полк (на правах гвардейского) в составе 3 эскадронов (с 1804 - 5, с 1812 - 6). Он входил в действ. армию и принимал участие в сражении под Аустерлицем (1805). Во время Отеч. войны 1812 полк отличился в сражениях под Витебском, Смоленском, Бородиным, Тарутиным, Малоярославцем и Вязьмой. В апр. 1813 полку были вручены Георгиевские штандарты. Полк участвовал в заграничных походах рус. армии 1813-14. За подвиги под Фершампенуазом полку были вручены серебр. трубы с Георгиевскими крестами и лентами. Позднее, при имп. Николае I, К. привлекались для подавления Польск. восстания 1830-31 и Венг. рев. 1848-49. Кавалергард. полк участвовал и в 1-й мир. войне. В нояб. 1917 полк был расформирован.

Полковник кавалергардского полка Краузе. 1810-е гг.

Полковник кавалергардского полка Краузе. 1810-е гг.

Кавалерия

КАВАЛЕ́РИЯ (франц. cavalerie, итал. cavaleria) - конница, род войск, в к-ром для передвижения и ведения воен. действий используется верховая лошадь. На Руси К. появляется в 12 в. Со 2-й пол. 15 в. осн. формой комплектования К. становится поместное войско. В нач. 18 в. появляется регулярная К. В 18-19 вв. К. делилась на легкую (гусары, уланы) и тяж. (кирасиры, драгуны, конногренадеры). Со 2-й пол. 19 в. К постепенно утрачивает роль осн. ударной силы армии, и к 1-й пол. 20 в. только нек-рые страны сохранили ее в составе вооруж. сил. После 2-й мир. войны К. окончательно упраздняется.

Каватина

КАВАТИ́НА (итал. cavatina, от cavare - извлекать) - в итал. опере 18-19 вв. - выходная ария примадонны или премьера. В рус. музыке эта традиция сохраняется еще в операх Глинки (К. Антониды из оп. "Жизнь за Царя", К. Людмилы и К. Гориславы из оп. "Руслан и Людмила"). Однако в последующем в рус. опере К. - это небольшой вокальный номер лирико-созерцательного характера, отличающийся от арии большей простотой, спокойной мелодич. распевностью. Характер К. предопределил основное драматургич. амплуа жанра в рус. опере как формы самовыражения пассивно-созерцат. персонажей, противопоставленных натурам страстным, действенным. К. обычно предназначалась для высокого лирич. тенора, таковы К. Князя ("Русалка"), К. завороженного восточной негой Владимира Игоревича ("Князь Игорь"), К. мудрого Берендея ("Снегурочка").

Кавелин Конст. Дм

КАВЕ́ЛИН Конст. Дм. (1818-85) - историк, правовед, публицист и социолог. Происходил из дворян. семьи. В 1839 окончил юрид. ф-т Моск. ун-та. В 1842-43 служил в Петербурге в Мин-ве юстиции. В февр. 1844 защитил в Моск. ун-те магистерскую дисс. и стал преподавателем ун-та, где читал в 1844-48 на юрид. ф-те историю рус. законодательства. После ухода из ун-та в 1848 вновь на гос. службе. Читал лекции по истории и праву наследнику престола. В 1847-61 проф. Петерб. ун-та.

По своим политич. взглядам умеренный либерал, западник; сторонник философии Гегеля; близкий друг С. М. Соловьева. В кон. 1850-х - 60-х гг. эволюционировал вправо. Один из основателей (вместе с С. М. Соловьевым и Б. Н. Чичериным) гос. (ист.-юрид.) школы в рус. историографии. В своих работах "Взгляд на юрид. быт Др. Руси" (1847), "Мысли и заметки о рус. истории" (1866) и др. сформулировал один из основополагающих для гос. школы тезисов о развитии на Руси родовых отношений и постеп. их смене гос. отношениями. Писал о решающей роли гос-ва в рус. истории. Автор многочисл. публицистич. статей, а также одного из первых проектов отмены крепостного права.

Каверин Вениамин Ал-др.

КАВЕ́РИН Вениамин Ал-др. (до 1930 под наст. фам. Зильбер) (1902-89) - прозаик. Род. в Пскове в семье музыканта. В 1919 поступил в Моск ун-т. В 1920 перевелся в Петрогр. ун-т, одновременно поступив в Ин-т живых вост. яз. на араб. отд-ние, к-рый окончил в 1923. В 1924 окончил ун-т, где был оставлен в аспирантуре. В 1929 защитил дисс. на тему "Барон Брамбеус. История Осипа Сенковского, журналиста, редактора "Библиотеки для чтения"". В нач. 20-х гг. входил в группу "Серапионовы братья". Первый (неопубл.) рассказ - "Одиннадцатая аксиома" (1920) - был удостоен премии на конкурсе начинающих писателей, доброжелательно встречен М. Горьким. Впервые напечатался в альм. "Серапионовы братья" в 1922 (рассказ "Хроника города Лейпцига за 18... год"). Ранняя проза К. - фантастич., чисто сюжетные рассказы (сб. "Мастера и подмастерья", 1923), детектив. пов. "Конец хазы", "Большая игра" (обе - 1926). Ром. "Скандалист, или Вечера на Васильевском острове" (1928) - первый для К. опыт творчества в "формах жизни". Стремление К. выработать свою повествоват. манеру дало основание рапповской критике обвинить молодого писателя в "формализме". Широкой популярностью пользовался ром. К. для юношества с признаками приключенч. жанра "Два капитана" (кн. 1-2, 1938-44; Сталинская премия за 1943-44); это единств. произв. К., удостоившееся признания со стороны офиц. критики. Проблемам науки и нравственности посвящен ром. К. "Открытая книга" (1946-56). В 1956 вместе с К. Паустовским и др. выступил сост. альм. "Лит. Москва", отразившего тенденцию к отказу от казенных идеологич. стандартов (здесь был опубл. ром. К. "Поиски и надежды"). В 1962 К. опубл. пов. "Семь пар нечистых", посвящ. дням Вел. Отеч. войны (в годы войны К. - воен. корр. "Известий"). Творчество К. в 60-80-е гг. все чаще опирается на док-т (в частности, в осн. ром. "Перед зеркалом", 1972). Больший лит. интерес представляет автобиограф. трилогия "Освещенные окна" (1978), а также воспоминания, письма, портреты, собр. в книгах К. "Здравствуй, брат. Писать очень трудно..." (1965), "Вечерний день" (1982), "Письменный стол" (1985), "Литератор" (1988), "Счастье таланта" (1989) и др. В т-рах ставились пьесы К.: "Укрощение мистера Робинзона" (1933), "Актеры" (1938), "В гостях у Кащея" (1941), "Сказка о Мите и Маше" (1959) и др. Много лет К. вел борьбу за возвращение в лит-ру замалчиваемых писателей (Ю. Тынянова, М. Булгакова, "Серапионовых братьев", обэриутов), поддерживал преследуемого А. Солженицына, подписал обращение в защиту Ю. Даниэля и А. Синявского.

Каверин Петр Пав

КАВЕ́РИН Петр Пав. (1794-1855) - чл. Союза благоденствия. Учился в Моск. (1809) и Геттинг. (1810-12) ун-тах. С 1813 на воен. службе; участник загран. походов 1813-15, рус.-тур. войны 1828-29, польск. кампании 1831. Был близок к лит. кругам (приятель А. Пушкина, посвятившего ему два стих. и упоминавшего К. в "Евгении Онегине", А. Грибоедова, П. Вяземского). Участник "Зеленой лампы". Чел. либер. взглядов и шир. интересов, К. был в то же время изв. как повеса и дуэлянт.

Кавказ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кавказоведение

КАВКАЗОВЕ́ДЕНИЕ - комплекс гуманитарных дисциплин, изуч. яз., фольклор, историю, культуру народов, говорящих на иберийско-кавк. яз. Науч. изучение Кавказа началось в 18 в. по велению Петра I и продолжилось РАН. В 18 в. начался словарно-собират. этап в развитии К. Рус. акад. П. С. Паллас, возглавлявший в 1768-74 эксп. на Кавказ, и И. А. Гюльденштедт составили многояз. словари ряда кавк. яз. Гюльденштедт предложил классификацию этих яз., выделив черкесскую (абхазско-адыгскую), грузинскую (картвельскую), кистинскую (нахскую) и лезгинскую (дагестанскую) группы (позднее обнаружилось родство двух последних групп). К кон. 1-й трети 19 в. в К. обозначилась дифференциация в изучении уже накопл. мат-ла. Со спец. лингвистич. и этнограф. целями РАН организовала путешествия на Кавказ двух академиков: в 1807-08 Г.-Ю. Клапрота и в 1835-37 А. М. Шёгрена. История и культура народов, населявших Кавказ, только что вошедший в состав России, представляли для рус. пр-ва интерес, и, по-видимому, К. имело от него не только администрат. поддержку. Постепенно центром К. становится СПб., а именно Азиатский музей. В 30-е гг. его 1-й директор, основатель отеч. науч. арабистики и крупный нумизмат Х. Д. Френ, убежденный в необходимости всесторон. изучения Кавказа как региона, связыв. Россию и Ближний Восток, начинает стягивать сюда науч. силы. Он приглашает в 1837 франц. ученого М. Броссе, к-рый становится основателем науч. грузиноведения и создает свою науч. школу. Другой самобытный ученый, царевич Т. Багратиони, прекрасный знаток груз. рукописей, на первых порах очень помог Броссе. Вместе они создали коллекцию первоклассных рукописей - источников по изучению яз., истории, этнографии Кавказа. В Грузии в это время создается сер. новых грамматик, грузино-рус.-франц. словарь. В 19 в. К. не вышло за пределы традиц. понимания истории народов Кавказа как истории Грузии и Армении. Ист. прошлое бесписьм. народов Кавказа, их быт, яз. и культура еще не вошли в сферу науч. К. Новый этап в К. связан с им. Н. Я. Марра - главы сов. школы К. Его участие в образованной в 1917 при АН Комиссии по изучению племенного состава России и орг-ция им работы по изучению и определению племенного состава Кавказа при Кавказском ист.-археолог. ин-те имели результатом новое, расширенное понимание истории и культуры народов Кавказа. Н. Я. Марр принял участие в орг-ции новых культ. центров в Грузии, Армении, Азербайджане. В лингвистич. К. он положил начало сравнит.-ист. изучению картвельских яз., публиковал др. груз. тексты. Вместе с тем ч. его науч. наследия обесценена влиянием положений созд. им "нового учения о языке".

В наст. время в ист. науках К. все сильнее сказывается нац. разобщенность, и только лингвистич. К. сохраняет свое общекавказское значение. Завершен первичный описат. этап, изд. много словарей, проведена работа по созданию письменности и лит. норм для младописьм. яз. Описан строй всех кавказских яз. Наибольший объем работ выполняется в лингвистич. учреждениях Тбилиси и Москвы. В Тбилиси выходят периодич. изд.: "Иберийско-кавказское языкознание" (с 1946), "Ежегодник иберийско-кавказского языкознания" (с 1974), "Вопросы структуры картвельских языков" (с 1959).

Лит.: Орбели Р. Р. Кавказоведение // Азиатский музей - ЛО Института востоковедения АН СССР. М., 1972. С. 468-499.

Кавос Альберт Катаринович

КА́ВОС Альберт Катаринович (1800-69) - рус. арх. итал. происхождения, Гл. арх. Имп. т-ров, автор тр. по театр. стр-ву. Окончил Падуанский ун-т, ученик К. И. Росси. Чл. неск. зарубежных академий. Построил в СПб. Театр-цирк (1847-48), перестроил его в Мариинский т-р (1859-60), б. 30 лет благоустраивал т-ры России, в 1856 перестроил Большой т-р в Москве. Будучи арх. Почт. ведомства, построил ведомств. дома, перекинув арку через Почтамтскую улицу в СПб., перестроил Почтамт в Москве.

Лит.: Жерихина Е. И. Работы А. К. и Ц. А. Кавосов в Смольном // Штакеншнейдеровские чтения. Тез. докл. науч. конф. Петергоф, 1998.

Кавос Катарино Альбертович

КА́ВОС Катарино Альбертович (1775-1840) - композитор, дирижер, педагог. Итальянец, учился у Ф. Бьянки. С апр. 1799 капельмейстер итал. оперы в СПб. В 1804-06 и с 1810 - капельмейстер рус. труппы, с 1811 также репетитор. В 1821-28 - инспектор всех опер (рус., франц., итал.), капельмейстер и дирижер (в 1816 недолгая отставка из-за творч. претензий к К. исполнителей и оркестра). В 1829-31 К. также дир. музыки петерб. т-ров, преподавал в театр. школе, Смольном ин-те.

Не обладая ярким дарованием, К. создал огромное число сочинений, к-рые долгие годы ставил на рус. сцене. Наиб. успех имели "волшеб. оперы" "Князь-невидимка" (1805), "Илья-богатырь" (на либретто И. Крылова, 1806), "Добрыня Никитич, или Страшный замок" (с Ф. Антонолли, 1818), балеты "Зефир и Флора" (1808, 1818), "Амур и Психея" (1809), "Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов" (1819) и др. (были поставлены Ш. Дидро), дивертисменты "Казак-стихотворец" (1812), "Ополчение, или Любовь к Отечеству" (1812), "Торжество России, или Русские в Париже" (1814), "Возвращение ополчения" (1815), "Любовная почта" (1815) и пр. К. - автор оперы "Иван Сусанин" (по либретто А. Шаховского, 1815), дирижировал пост. оперы М. Глинки "Жизнь за царя" (1836).

К. А. Кавос

К. А. Кавос

Кавос Цезарь Альбертович

КА́ВОС Цезарь Альбертович (1824-1883) - акад. архитектуры, сын А. К. Кавоса. Автор проекта первой в истории России дет. больницы принца П. Г. Ольденбургского (СПб., Литовский просп., 8; 1867-69). Арх. Почт. ведомства, Воспитат. общ-ва благород. девиц, Пажеского корпуса и др. учреждений.

Лит.: Жерихина Е. И. Работы А. К. и Ц. А. Кавосов в Смольном // Штакеншнейдеровские чтения. Тез. докл. науч. конф. Петергоф, 1998.

Кавычки

КАВЫ́ЧКИ - парный выделит. знак препинания. Вошел в употребление в кон. 18 в. По рис. различаются 2 вида К.: елочки («») и лапки („“). Используются для выделения в письм. тексте прямой речи, цитат, назв. газет, кн., предприятий и т. п., а также при употреблении слов и выражений в переносном смысле. Особый вид К. - т. н. марровские К. (‘ ’), используются при пер. значения иноязыч. слова или передаче значения др. слова.

Кагал

КАГА́Л - термин, обозначавший еврейские общины в Речи Посполитой, а также общинное самоуправление. В 16 в. еврейские общины Польши добились самоуправления. Во главе общин встали выборные К. По существу это были олигархические структуры, во многом напоминавшие магистраты ср.-век. европ. городов. К. осуществлял в первую очередь фискальную функцию, а также управлял всей жизнью еврейской общины и регулировал ее сношения с властями и внешним миром. К., насчитывавший в своем составе несколько десятков наиболее богатых и авторитетных лиц, управлял не только общиной данного города, но и мелкими общинами в его округе, прикагалками. Оставаясь ср.-век. ин-том власти, К. в 18 в. стал вызывать все бо́льшие нарекания как источник злоупотреблений и социальных напряжений в еврейской общине.

В России ин-т К. был упразднен в 1844. Однако антисемитская пропаганда продолжала пользоваться термином К., обозначая им мифическое подпольное еврейское "государство в государстве", направляющее и организующее "еврейские козни".

Каган

КАГА́Н - князь, государь. Титул правителя у хазар, вар, др. тюркских нар. Др. тюрк. титул заимствован из кит. яз. (ke - великий, kuan - правитель). Титул "К." применялся иногда и к рус. князьям, в частности, К. называли кн. Владимира Святославича - крестителя Руси. "Похвалим же и мы... нашего учителя и наставника, великого кагана нашея земли, Владимира, внука старого Игоря" (Слово митр. Илариона).

Каган Олег Моис.

КАГА́Н Олег Моис. (1946-90) - скрипач. Лауреат Международных конкурсов им. Дж. Энеску (Бухарест, 1964), им. Я. Сибелиуса (Хельсинки, 1965, 1-я пр.), им. П. Чайковского (Москва, 1966, 2-я пр.), им. И. С. Баха (Лейпциг, 1968, 1-я пр.). С 1971 солист Моск. филармонии. К. подкупал слушателей свободой владения инструментом, благородством скрипичного тона, точным ощущением стиля исполняемой музыки, артистичностью. Выступал в ансамбле со С. Рихтером, Э. Вирсаладзе, Н. Гутман, Ю. Башметом, А. Любимовым, В. Третьяковым, со мн. выдающимися дирижерами Европы и России. Обширная дискография К. включает сольный и ансамблевый репертуар Баха, Бетховена, Моцарта, Брамса, Шумана, Мендельсона, Дворжака, Бартока, Хиндемита. Памяти К. в Германии в Вильдбад-Кройте проводится под рук-вом Н. Гутман ежегодный фестиваль.

Лит.: Озеров Л. Вместо реквиема // Сов. музыка. 1991. № 8.

Кагаров Евг. Георг

КАГА́РОВ Евг. Георг. (1882-1942) - этнограф, фольклорист, историк, музеевед. Вскоре после успешного окончания (в 1906) Новорос. ун-та (Одесса) прошел двухгодичную стажировку по археологии и этнографии в Германии, Италии, Греции. Доц. Новорос. ун-та (в 1912), проф. Харьков. (с 1914) и Ленингр. (с 1925) ун-тов. С 1925 работал также в Музее антропологии и этнографии, возглавлял отдел эволюции и типологии культуры, с 1933 - зав. кабинетом Европы и Кавказа в Ин-те этнографии АН СССР. В 1913 защитил магистерскую, в 1919 - докторскую дисс. Автор ряда фундамент. работ по этнографии народов мира и истории культуры от античности до 20 в. Своими трудами внес существ. вклад в конкретную разработку теории ист.-типолог. изучения явлений культуры, религ. верований и обрядности.

Соч.: Культ фетишей, растений и животных в Др. Греции. СПб., 1913; Прошлое и настоящее египтологии. Сергиев Посад, 1914; Греческие таблички с проклятиями. Харьков, 1918; Религия древних славян. М., 1918; Народы СССР. Л., 1931; Этнографические мотивы в поэзии XVI в. как источник по истории Крестьянской войны в Германии // Тр. 1-го Ленингр. ин-та иностранных языков. 1940. Т. 1.

Кадет

КАДЕ́Т (от франц. cadet - младший) - 1) В России в 18-20 вв. воспитанник ср. воен.-уч. заведения закрытого типа - Кадет. корпуса.

2) В годы гражд. войны - перен. - офицеры и воинские ч. белогвардейских формирований.

3) В феод. Франции и Пруссии - молодые дворяне в солд. чинах до получения 1-го офицер. звания.

4) В Австро-Венгрии до 1914 - звание, соответствующее рус. подпрапорщику.

Кадетские корпуса

КАДЕ́ТСКИЕ КОРПУСА́ - в России ср. воен.-уч. заведения закрытого типа преим. для детей офицеров. 1-й К. К. осн. в 1732 в Петербурге ("Корпус кадет", с 1752 Сухопутный шляхетский К. К., позже - Первый К. К.). В 18 в. К. К. готовили и офицеров, и гражд. чиновников, в 1-й пол. 19 в. стали сугубо воен. уч. заведениями. В 1863-82 действуют как воен. г-зии, но в 1882 снова получают статус К. К. с сохранением в осн. общеобразоват. программы обучения. Подчинялись Гл. управлению воен.-уч. заведений. После Февр. рев-ции переименованы в г-зии воен. ведомства. В 1918 ликвидированы.

Кадеты

КАДЕ́ТЫ - чл. всерос. либер. Конституционно-демокр. партии, ораганизац. оформленной на съезде в окт. 1905 (в янв. 1906 к осн. назв. добавлено: "партия нар. свободы"). К. поддерживали цвет рус. интеллигенции, часть либер. настроенных помещиков, ср. гор. буржуазии. Лидер партии, ее гл. теоретик - П. Н. Милюков. Как и октябристы. К. выступали за эволюц. капиталистич. развитие России, но допускали политич. рев-цию в случае неспособности пр-ва своевременно проводить назревшие реформы. Политич. идеалом К. была парламентарная конституц. монархия англ. типа. Прогрессивное значение имели программные установки К. о граждан. и политич. правах личности, всеобщем избират. праве, разделении законодат., исполнит. и суд. власти, создании ответств. перед Гос. думой пр-ва. Призывали к сотрудничеству интеллигенции и рабочего кл. с буржуазией в целях упорядочения эконом. отношений. Мир. войну К., как и все либералы, считали следствием объект. потребностей капиталистич. гос-ва в расширении нац. хоз. границ. После февр. событий 1917 К. стали ведущей политич. партией во Врем. пр-ве, были инициаторами мер, продвигавших страну по пути респ. конституционализма и демократизма. Окт. рев-цию 1917 встретили враждебно. Декретом Совнаркова от 28 нояб. 1917 К. были объявлены партией "врагов народа", их активисты подлежали аресту, суду рев. трибунала. К. играли актив. роль в подпольных орг-циях, боровшихся против сов. власти. После окончания граждан. войны осн. ч. рук-ва К. оказалась за границей.

Кадило

КАДИ́ЛО (кадильница) - предмет церк. утвари, сосуд для курения благовоний, употребляемый при богослужении, небольшая закрытая чашечка на цепочке. На Руси упоминается с 11 в.

Кадило. 1598

Кадило. 1598

Кадочников Пав. Петр.

КА́ДОЧНИКОВ Пав. Петр. (1915-88) - киноактер. В 1935 окончил Ленингр. театр. ин-т (курс Б. Зона). С 1935 работал в Ленингр. Новом т-ре юного зрителя.

В кино К. начал сниматься еще в студенч. годы (Михась в ф. "Совершеннолетние", 1933). В ф. С. Юткевича "Яков Свердлов" сыграл 2 роли: М. Горького и уральского паренька Леньки Сухова, проявив свою способность к перевоплощению. С. Эйзенштейн пригласил К. сняться в роли кн. Владимира Старицкого в ф. "Иван Грозный". Высоко оценив актерский талант К., Эйзенштейн назвал его "оборотнем" и дал ему еще 2 небольшие роли в этом фильме: халдея в "пещном действе" и царского духовника Евстафия.

После войны К. все свои силы отдал кинематографу. В 1947 исполнил гл. роль в ф. Б. Барнета "Подвиг разведчика". Еще одна героич. роль К. - Алексей Мересьев в ф. А. Столпера "Повесть о настоящем человеке" (1948). В кон. 40-х - нач. 50-х гг. К. пришлось сниматься в похожих одна на др. ролях "положит. героев": Ратанов ("Голубые дороги", 1948), Добрынин ("У них есть Родина", 1949), Ковшов ("Далеко от Москвы", 1950) и др. Позже К. сыграл интересную роль инж. Скобелева в ф. И. Хейфица "Большая семья" (1954), затем в 1955-56 снялся в кинокомедиях "Укротительница тигров" и "Медовый месяц" (оба - реж. Н. Кошеверова). В 1970-80-х гг. - новый подъем: Трилецкий в ф. Н. Михалкова "Неоконченная пьеса для механического пианино" (1977), вечный дед в ф. А. Михалкова-Кончаловского "Сибириада" (1979), вор-рецидивист в ф. В. Фетина "Пропавшие среди живых" (1981). К. как реж. поставил ф. "Снегурочка" (1970), "Я тебя никогда не забуду" (1984). Среди др. ф.: "Педагогическая поэма", "Пролог", "Балтийская слава", "Под золотым орлом", "Сын Иристона", "Самый медленный поезд", "Музыканты одного полка".

Соч.: Оставайтесь молодыми. М., 1988.

Лит.: Жежеленко М. Павел Кадочников. М.; Л., 1964; Зоркий А. Павел Кадочников. М., 1984; Павлова М. И. Павел Кадочников М., 1991.

Кадриль

КАДРИ́ЛЬ (франц. quadrille) - танец, заимствов. рус. из Франции; стал популярным салонным танцем; в 19 в. К. вошла в нар. обиход. Обычно состояла из 6 фигур, исполнявшихся подряд или с паузами, в быстром темпе. Отд. фигуры включали сложные перемещения по внеш. и внутр. кругам, движения парами; в определ. моменты парни плясали дробью, а девушки проходили скользящим шагом, с поклонами и кивками. Исполнение К. шло под кадрильные песни, певшиеся танцующими: "Во саду ли, в огороде", "Что шумит, что гудит", "Посею лебеду на берегу"). В качестве кадрильных нередко исполнялись также песни хороводные и лирич.

Казак Луганский

КАЗА́К ЛУГА́НСКИЙ - псевдоним В. И. Даля.

Казакевич Эммануил Генрихович

КАЗАКЕ́ВИЧ Эммануил Генрихович (1913-62) - писатель. Род. в г. Кременчуге. Окончил Харьковский машиностроит. техникум (1930), в 1931-38 - в Биробиджане (пред. колхоза, журналист, дир. т-ра). Печататься начал в 1931, сначала писал в осн. на идиш. С 1938 - в Москве. Участник Вел. Отеч. войны, фронтовой разведчик; дошел до Берлина. Первое произв. К. на рус. яз. - пов. "Звезда" о гибели группы сов. разведчиков во враж. тылу - имело большой успех у читателей; несмотря на свой необычный для сов. лит-ры трагизм и правдивость, пов. получила и офиц. признание (Сталинская премия. 1947). Но уже вторая военная пов. К. "Двое в степи" (1948), затрагивавшая глубокие экзистенц. и нравств. проблемы, подверглась резкой идеологич. критике. Писатель "реабилитировал" себя в глазах идеологов ром. "Весна на Одере" (Сталинская премия. 1949), вполне отвечавшим требованиям соц. реализма. С 1954 К. - чл. правления Союза писателей СССР. В годы послесталинской "оттепели" К. - один из лидеров движения за освобождение лит-ры от догматизма и цензурных ограничений. Вместе с К. Паустовским К. - сост. и ред. либер. сб. "Лит. Москва" (1956). Нек-рые антидогматич. мотивы содержал ром. "Дом на площади" (1961), посв. первым дням сов. оккупации Германии. Без большого успеха К. попытался очеловечить сов. лениниану пов. "Синяя тетрадь" (1961). Последние рассказы К. "При свете дня" (1961), "Приезд отца в гости к сыну" (1962) отмечены глубоким психологизмом и зрелым писат. мастерством.

Лит.: Воспоминания о Э. Казакевиче. М., 1979; Казак В. Энциклопедический словарь русской литературы с 1917 г. Лондон, 1988. С. 333-335.

Казакин

КАЗАКИ́Н - верх. укр. и рус. одежда 19 - нач. 20 в.; плотно облегающий верхнюю ч. корпуса укороч. кафтан с невысоким стояч. воротником, сборками сзади у талии и застежками на крючках. К. обычно шили из сукна, обшивали галуном или позументом, он м. б. теплым или холодным. В нек-рых р-нах России и Украины К. наз. и нар. жен. одежду, сшитую в талию и напоминающую полукафтан. В сер. 19 в. К. именовалась модная жен. одежда - пальто с широкими рукавами и воланами у подола. В истории европ. костюма 18-19 вв. К. - жен. домашняя короткая одежда с широкой спинкой.

Казаков Матв. Фед

Статья большая, находится на отдельной странице.

Казаков Юр. Пав

КАЗАКО́В Юр. Пав. (1927-82) - писатель. Род. в Москве, в семье рабочих. Окончил Моск. конс. (1946-51), работал в оркестре музыкантов. Начал печататься в 1953, тогда же поступил в Лит. ин-т им. Горького (окончил в 1958). Писал в осн. рассказы (сб. "Арктур - гончий пес", 1957; "Манька", 1958; "На полустанке", 1959; "По дороге", 1961; "Двое в декабре", 1966; "Осень в дубовых лесах", 1969; "Северный дневник", 1973; "Во сне ты горько плакал", 1977 и др.), мн. из к-рых поэтич. описывают сев. рус. дер. Продолжатель традиций И. Бунина, А. Чехова, М. Пришвина, К. Паустовского. Великолепный стилист. Его муз., созерцат. и в то же время глубоко лирич. проза принадлежит к числу лучшего, что было создано рус. лит-рой в 50-60-е гг. Занимался также переводч. деят-ностью (образцовым признан его пер. с казахского ром.-эпопеи А. Нурпеисова "Кровь и пот").

Казакова Римма Фед

КАЗАКО́ВА Римма Фед. (род. 1932) - поэт. Род. в Севастополе, в семье военнослужащего. В 1937 семья переехала в Ленинград. К. окончила ист. ф-т Ленингр. ун-та (1954), после чего работала в Хабаровске лектором Дома офицеров, ред. и ассистентом реж. Дальневост. студии кинохроники. Печатается с 1955. Первый сб. стих. вышел в Хабаровске в 1958. С 1960 - в Москве, училась на Высших лит. курсах. Кн. лирич. стих. К.: "Пятницы" (1965), "Елки зеленые" (1969), "Помню" (1974), "Набело" (1977), "Страна Любовь" (1980), "Пробный камень" (1982), "Сойди с холма" (1984) и др. Много переводит. Часто выступает с публицистич. ст. и ст. о поэзии.

Казан

КАЗА́Н - котел больших размеров. Обычно К. вмазывался в печь. К. называли также винокуренные котлы и плоские медные котлы, применявшиеся на воскобойнях. Небольшие котелки назывались казанками или казанцами.

Казанкина Тат. Вас.

КАЗА́НКИНА Тат. Вас. (род. 1951) - легкоатлетка, з. м. с. СССР (1976). Первая сов. бегунья на ср. дистанции, завоевавшая на одной олимпиаде (1976) 2 зол. медали (800 и 1500 м). Олимп. чемпионка 1980 (1500 м). Чемпионка СССР 1975-77 и победительница VI Спартакиады народов СССР 1975 в беге на 1500 м. Рекордсменка мира в беге на 1500 м (1980) и 3000 м (1984). Автор кн. "Выбираю бег" (М., 1958).

"Казанская история"

"КАЗА́НСКАЯ ИСТО́РИЯ", или "Казанский летописец" - историко-публицистич. соч., созд. в 60-х гг. 16 в., беллетризов. рассказ об истории рус.-татар. отношений со времени образования Золотой Орды до завоевания Иваном Грозным Казанского ханства. "К. И." пользовалась большой популярностью и дошла до нас в большом кол-ве списков (б. 200), самые ранние из к-рых относятся к нач. 17 в. Автор этой "красной, новой, сладкой повести", как она названа в рукописной традиции, в течение 20 лет был в плену у казанского хана и во время похода Ивана IV выступил на стороне рус. войск.

В "К. И." дан образ справедливого, грозного правителя, заставившего покориться гордых казанцев и завершившего тем самым абсолютизацию власти. Среди др. произв. 16 в. о совр. событиях "К. И." выделяется своеобразным сочетанием ист. повествования, имевшего офиц. этикет. характер, и беллетристики. Это достигнуто за счет использования автором разнообразных по жанру и стилю источников: "Повести о падении Царьграда Нестора-Искандера", "Сказания о Мамаевом побоище", библейской, паломнич. лит-ры, "Александрии", Троянской истории, рус. и татар. фольклора. Однако такое обилие лит. влияний не разрушает целостности пов. а, напротив, позволяет выстроить достаточно стройный сюжет, подчиненный публицистич.-панегирич. задачам.

Лит.: Казанская история / Подгот. текста, вступ. ст. и примеч. Г. Н. Моисеевой. Л., 1954; Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979; Плюханова М. Б. Казань и Царьград: О монтаже источников в "Казанской истории" // Монтаж. Литература. Искусство. Театр. Кино. М., 1988.

Казанский Собор

КАЗА́НСКИЙ СОБО́Р (в С.-Петербурге) - построен во имя чудотворной иконы Божией Матери Казанской. Этой иконой по совету Митрофания Воронежского Петр I благословил новую столицу. Чтимый список иконы, по-видимому, привезла в Петербург в 1710 невестка Петра, царица Прасковья Федоровна. Дочь ее, имп. Анна Иоанновна построила для иконы, уже считавшейся чудотворной, церковь во имя Рождества Богородицы. В 1799 имп. Павел I пожелал возвести для Казанской иконы храм, архитектурным обликом и грандиозностью подобный римскому собору св. Петра. К. С. строился в 1801-11 (арх. А. Н. Воронихин).

А. Н. Воронихиным была разработана программа скульптурного оформления собора (осталась незавершенной): в северном портике установлены четыре статуи святых (Иоанн Креститель, св. Андрей Первозванный, св. Владимир, св. Александр Невский), на аттиках (над проездами в колоннадах и над апсидой) и между пилястрами в портиках помещены рельефные панно на сюжеты из Св. Писания. Скульптуру для собора выполнили И. П. Мартос, Ф. Г. Гордеев, И. П. Прокофьев, Ф. Ф. Щедрин, В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов и др. Двери северного портика воспроизводят "Райские двери" флорентийского баптистерия, исполненные в 15 в. Лоренцо Гиберти.

С нашествием Наполеона народ обратил свои взоры к иконе-заступнице. Перед ней молился М. И. Кутузов перед отъездом к армии. После Отеч. войны 1812 собор приобрел значение мемориального сооружения - пантеона рус. славы. В соборе были размещены воен. трофеи, похоронен полководец М. И. Кутузов (1813), новый иконостас был отлит из серебра, отнятого у французов казаками атамана гр. М. И. Платова и поднесенного в дар храму (арх. К. А. Тон, не сохр.), на площади перед собором установлены пам. М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли (бронза, скульптор Б. И. Орловский, арх. В. П. Стасов, 1837) - первый случай в истории рус. православия, когда у храма устанавливались портретные статуи.

В 1932 К. С. был превращен в Музей истории религии и атеизма, в 1990-х гг. неск. лет в нем сосуществовали действующий храм и экспозиция Музея истории религии. С 2000 - кафедральный собор.

В 1876 на площади перед колоннадой собора орг-цией "Земля и воля" была проведена первая в России политич. демонстрация под рев. лозунгами, посвященная памяти Н. Г. Чернышевского. С этого времени площадь стала местом рев. митингов и демонстраций; традиция манифестаций на ней возродилась в конце 1980-х гг.

Лит.: Аплаксин А. Казанский собор. СПб., 1911; Шурыгин Я. И. Казанский собор. Л., 1987.

Казанский собор. Гравюра сер. 19 в.

Казанский собор. Гравюра сер. 19 в.

Казачество

Статья большая, находится на отдельной странице.

Каземат

КАЗЕМА́Т - 1) Помещение в закрытых фортификац. сооружениях для защиты людей и вооружения. К. для защиты от огня артиллерии появились в 16 в., в 18-19 вв. получили всеобщее распространение.

2) На кораблях с 50-х гг. 19 в. - брониров. закрытое помещение для защиты артиллерии и наиб. важных частей корабля. В 60-80-х гг. 19 в. существовал тип "казематного броненосца" с сосредоточением осн. массы брони для защиты К. Позднее К. устраивались на батарейной палубе для защиты среднекалиберной и противоминной артиллерии. После 1-й мир. войны К. на кораблях исчезают и вся артиллерия устанавливается на верхней палубе.

3) В офиц. словоупотреблении 19 в. - тюремное помещение для важных преступников; в просторечии - тюрьма вообще.

Казённокоштный студент

КАЗЁННОКО́ШТНЫЙ СТУДЕ́НТ - в России - студент ун-та на полном содержании гос-ва. После окончания ун-та К. С. должны были не менее 6 лет служить по ведомству нар. просвещения, а окончившие мед. ф-т - на воен. службе. В 1859 казенное содержание во всех ун-тах заменено стипендией.

Казин Вас. Вас.

КА́ЗИН Вас. Вас. (1898-1981) - поэт. Род. в семье ремесленника. Печатался с 1915. Популярность приобрел после Октября, когда при содействии А. В. Луначарского вышел сб. стих. "Рабочий май" (1922). Был связан с Пролеткультом, учился в его моск. студии, печатался в его изд. За К. утвердилась репутация рабочего поэта, зачинателя комсомольской поэзии, однако затем он подвергся упрекам в "мелкобуржуазности" и с 1938 по 1953 не печатался. Вернуть благосклонность офиц. критики ему помогла поэма "Великий почин" (1954): в ней прославлялось введение "добровольных" рабочих субботников и выступал в качестве действующего лица сам Ленин. Одна из главных тем стихов К. - борьба с мещанством (поэма "Лисья шуба и любовь", 1925). Послевоен. сб.: "Стихотворения" (1956), "Стихотворения и поэмы" (1957, 1964) - включали лучшие произв. К. прежних лет.

Предыдущая страница Следующая страница