Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "А" (часть 1, "А"-"АВЕ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 1, "А"-"АВЕ")

А капелла

А КАПЕ́ЛЛА (итал. a cappella) - хоровое пение без инструмент. сопровождения. Встречается в фольклорном, бытовом, концертном и христ. литургич. музицировании. Запрет на использование инструментов в правосл. богослужении превратил пение А к. в единств. вид литургич. музыки в России и обусловил исключит. расцвет хор. музыки и исполнит. мастерства хор. коллективов, что благотворно сказалось и на развитии светского хорового иск-ва (напр., в 20 в. 10 поэм Д. Д. Шостаковича).

А секко

А СЕ́ККО (от итал. a secco - по сухому) - разновидность техники стенной росписи, выполненной красками, растертыми на растительном клее, яйце, иногда смешанными с известью. Роспись в отличие от фрески осуществляется по высохшей штукатурке. В технике А. с. выполнена роспись Мартирьевской паперти собора св. Софии в Новгороде (изображения визант. имп. Константина и его матери Елены).

Абаза

АБАЗА́ - дворянский род молд. происхождения. Родоначальник - молодой боярин Ил. Андр. А., принявший в 1711 рос. подданство. Наиб. изв.: Ал-др Агеевич А. (см.). Его двоюродный брат - Ник. Саввич. А. (1837-1901), гос. деятель, главноуполномоченный Кр. Креста во время рус.-тур. войны 1877-78, в 1880-81 нач. Гл. управления по делам печати, чл. "Верх. распорядит. комиссии" под пред. графа М. Т. Лорис-Меликова. Автор кн. "Кр. Крест в тылу действующей армии" (СПб., 1880-82). Арк. Макс. А. (1845 или 1848-15) - пианист, муз.-обществ. деятель. Жил и работал гл. обр. в Сумах и Курске. Авт. популярных романсов (в т. ч. "Утро туманное" на слова И. С. Тургенева).

Абаза Ал-др Аггеевич

АБАЗА́ Ал-др Аггеевич (1821-95), гос. деятель, гофмейстер (1871), поч. чл. Петерб. АН (1876). Окончил юрид. ф-т Петерб. ун-та (1839). С 1857 чл. Правления Гл. об-ва рос. жел. дорог. В 1871-74 гос. контролер, с 1871 чл. Гос. Совета. С окт. 1880 мин. финансов и чл. К-та финансов, поддерживал политику графа М. Т. Лорис-Меликова, разработал программу реформ в обл. податного дела, ж.-д. стр-ва, Финанс. управления, отменил соляной налог (1880), повысил таможенные тарифы (1881). После публикации Манифеста имп. Александра III от 29.4.1881 "о незыблемости самодержавия" вышел в отставку, протестуя против отказа от политики реформ. В 1892, используя секретную информацию, провел биржевую операцию на понижение курса рубля, заработав ок. 1 млн. руб.; после огласки дела в отставке.

Лит.: Витте С. Ю. Воспоминания. Т. 1. Таллин; М., 1994 (ук.).

А. А. Абаза

А. А. Абаза

Абак

АБА́К (греч. αβαξ; доска) - 1) верхняя часть капители колонны в виде четырехугольной плиты. 2) доска с полосами, по к-рой передвигались камешки или кости (использовалась в Европе для арифметич. вычислений до 18 в.). Усовершенствованный вариант А. - рус. счеты.

Абак

Абак

Абалаковы

АБАЛА́КОВЫ, братья, - Вит. Мих. (1905/06-86) - заслуж. мастер альпинизма (1935), з. м. с. СССР (1941), засл. тренер СССР (1961), инженер. Руководитель первого сов. восхождения на пик Ленина (7134 м) в 1934. Возглавляемая А. команда московского "Спартака" 12 раз завоевывала первенство СССР. Автор книги "Основы альпинизма" (1958); Евг. Мих. (1907-1948) - засл. мастер альпинизма (1934), скульптор. Первовосходитель на пик Коммунизма (7495 м) в 1933. Автор книги "На высочайших вершинах Сов. Союза" (1963). Одна из вершин Памира названа "Пик Абалакова". Братья А. - конструкторы туристского "абалаковского" рюкзака.

Аббревиатура

АББРЕВИАТУ́РА (итал. abbreviatura, от лат. abbrevio - сокращаю) - существительное, состоящее из усеченных слов, входящих в исходное словосочетание, результат аббревиации как особого типа словообразования, направленного на создание б. коротких, по сравнению с исходными структурами, синонимичных им номинаций. Последний компонент А. м. б. также целым (неусеченным) словом. По структуре делятся на: I. Собственно А., или А. инициального типа: 1) буквенные А., состоящие из назв. нач. букв слов, входящих в исходное словосочетание: ВДНХ (вэ-дэ-эн-ха́) - "Выставка достижений нар. хоз."; УКП (у-ка-пэ́) - "учебно-консультационный пункт"; 2) звуковые А., состоящие из начальных звуков в словах исходного словосочетания: ЦУМ (цум) - "Центр. универсальный магазин"; ТЮЗ (тюз) - "Театр юного зрителя"; загс, или ЗАГС (закс) - "отдел записи актов гражданского состояния"; 3) буквенно-звуковые А., состоящие как из названий начальных букв, так и из начальных звуков слов исходного словосочетания: КАССР (ка-эс-эс-э́р) - Карельская Автономная Советская Социалистич. Республика; ЦДСА (це-дэ-са́) - "Центр. Дом Сов. Армии".

II. Сложносокращ. слова: 1) состоящие из сочетания начальных частей слов: универма́г - "универсальный магазин"; колхо́з - "коллективное хозяйство"; 2) состоящие как из нач. частей слов, так и из начальных звуков или названий начальных букв: собе́с - "(отдел) социального обеспечения"; гороно́ - "городской отдел народного образования"; 3) состоящие из сочетания нач. частей слов с целым словом: зап-ча́сти - "запасные части"; сберба́нк - "сберегательный банк"; 4) состоящие из сочетания начала первого слова с началом и концом или только концом второго слова: мопе́д - "МОтоцикл + велосиПЕД"; военкома́т - "ВОЕ́Нный КОМиссариА́Т"; торпредство - "ТОРГовое ПРЕДставительСТВО"; 5) А., состоящие из сочетания начала слова и формы слова: комполка́ - "командир полка"; завка́федрой - "заведующий кафедрой"; 6) особый тип А. представляет собой разговорные синонимы б. длинных слов: спец - "специалист"; зав - "заведующий"; зам - "заместитель". А. языка фиксируются в спец. словарях сокращений.

Аббревиатура в нотном письме

АББРЕВИАТУ́РА в нотном письме - знак (знаки) сокращения или упрощения записи. Используется для обозначения повтора или пропуска относительно самостоят. раздела произв. (знак репризы, Da capo, Del segno), повтора отд. тактов, фигур в мелодии или аккомпанементе, звуков, аккордов, приемов артикуляции или динамики исполнения, переноса в партитуре, украшений и т. д. Способствуя более панорамному восприятию нотации (см.), А. облегчает чтение нот.

Абдрашитов Вад. Юсуп

АБДРАШИ́ТОВ Вад. Юсуп. (род. 1945) - режиссер. В 1974 окончил ВГИК. Первым успехом стал дипломный короткометражный ф. "Остановите Потапова" (по одноим. рассказу Г. И. Горина). Работает в содружестве со сценаристом А. А. Миндадзе. Созданные на совр. материале ф. А. - яркие примеры иск-ва духовного сопротивления в кинематографе 70-80-х гг. Ф. "Слово для защиты" (1977), "Поворот" (1979), "Охота на лис" (1980) посвящены проблеме пробуждения личностного сознания героя на пути к внутр. раскрепощению. В основе ф. "Остановился поезд" (1982) столкновение реальной жизн. ситуации с мифологизиров. обществ. сознанием, осн. на ложных постулатах. Эл-ты соц. критики, мотив тотального кризиса об-ва усиливаются в ф. "Парад планет" - (1984, гл. приз на XXII МКФ в Авеллино, 1985), "Плюмбум, или Опасная игра" (1986), "Слуга" (1988, приз им. Бауэра "За фильм, открывающий новые перспективы в киноиск-ве", Гос. премия СССР, 1991). В них на смену герою пробуждающегося сознания приходит герой - продукт системы, и объектом иссл. становится процесс деформации личности. Соответственно трансформируется и худ. система А.: в реалистич. формы отражения вторгается метафорич. пласт, эл-ты условности и фантастики. Др. ф.: "Армавир" (1991), "Пьеса для пассажира" (1995, приз "Серебр. медведь" на МКФ в Берлине "За значит. тему и стиль"), "Время танцора" (1997). Нар. артист РФ (1992).

Лит.: Зак М. Кинорежиссура: опыт и поиск. М., 1983. С. 158-169; Савицкий Н. Разговор начистоту: О фильмах В. Абдрашитова и А. Миндадзе. М., 1987.

Абдулов Ал-др Гавр.

АБДУ́ЛОВ Ал-др Гавр. (род. 1953) - актер; нар. артист РСФСР (1991). Один из популярнейших совр. исполнителей т-ра и кино, наделенный пластичностью, обаянием мужественности, интеллекта и иронии. Среди ролей самого широкого диапазона: Менахмед-Мендл ("Поминальная молитва" по Шолом-Алейхему), Пылающий еретик, Фернандо Лопес и Человек от т-ра (рок-опера "Юнона" и "Авось" А. А. Вознесенского, музыка А. Л. Рыбникова), многочисл. работы в кино (ф. "Убить дракона", "Карнавал", "За здоровье прекрасных дам", т/ф "Обыкновенное чудо" и др.). С 1975 в Моск. т-ре им. Ленинского комсомола (с 1990 "Ленком").

Абдулов Осип Наум

АБДУ́ЛОВ Осип Наум. (1900-53) - актер. Учился в Моск. ун-те (ф-т обществ. наук), участвовал в студенч. самодеятельности. Проф. сценич. деятельность начал в студии им. Шаляпина (1918-23), сыграл роль бродяги Грена в "Зеленом попугае" А. Шницлера. Работал в Т-ре им. Комиссаржевской, МХАТе, Т-ре-студии под рук. Ю. А. Завадского (1929-38), Т-ре Рев-ции (1938-42), Т-ре им. Моссовета (1943-53). А. обладал блестящей характерной техникой, ярким комедийным дарованием. Роли: Расплюев "Отжитое время" по А. В. Сухово-Кобылину, Крутицкий - "На всякого мудреца довольно простоты", Лыняев - "Волки и овцы", Кнуров - "Бесприданница" (обе А. Н. Островского), Сорин - "Чайка" А. П. Чехова, Бургойн - "Ученик дьявола" Б. Шоу. Преподавал в студии Завадского, ГИТИСе. Работал на радио с 1924 как автор и реж., был организатором худож. радиовещания для детей. Снимался в кино (Джон Сильвер в "Острове сокровищ", по Стивенсону, реж. В. П. Вайншток, 1938; Тарантулов в "Человеке в футляре", по А. П. Чехову, реж. И. М. Анненский, 1939). Нар. артист РСФСР (1944), Гос. пр. СССР (1951).

Абдусаламов Шавкат Фазилович

АБДУСАЛА́МОВ Шавкат Фазилович (род. 1936) - художник кино, актер. В 1966 закончил ВГИК. Участвовал в работе над ф. "Белые, белые аисты" (1967), "Агония" (совм. с С. Воронковым, 1981), "Миссия в Кабуле" (1983), "Огненные дороги" (т/ф; 16 сер., 1985) и др.; создал масштабную трил. по поэме Фирдоуси "Шахнаме": "Сказание о Рустаме" (1971), "Рустам и Сухраб" (1972), "Сказание о Сиявуше" (совм. с Л. Шпонько, пр. Всес. кинофестиваля, 1977), где соединил глубоко личностное прочтение поэмы с ист. достоверностью в воссоздании картины доисламского Востока. Наиб. близок по духу А. ф. "Триптих" (1980), где А. является актером и соавтором сценария. Творчество А. соединяет культурные традиции Востока и Европы. В эскизах А., отличающихся высокими живописными качествами, смелыми колористич. решениями, часто отсутствуют реалии, впрямую связанные с содержанием ф., но выражены размышления и настроения, вызванные сценарием, рассчитанные на реж.-единомышленника. При пластич. богатстве декорационное решение эскизов А. обычно сдержанно и лаконично. Как актер принимал участие в ф. "Триптих", "Телохранитель" (оба 1980), "Огненные дороги". Работал в т-ре: "Поединок века" (Т-р "Современник") и др.

Лит.: Громов Е. Шавкат Абдусаламов // Пространство цвета. М., 1981.

Абель Рудольф Ив

А́БЕЛЬ Рудольф Ив. (наст. имя и фам. Фишер Вильгельм Август [Генрихович]) (1903-71)- сов. разведчик. Род. в Лондоне в семье эмигранта из России Генриха (Мэтью) Матв. Фишера, участника рабочих кружков Петербурга, социал-демократа, лично знавшего В. И. Ленина. Убежденный коммунист. С 1927 - в сов. разведке. Ок. 20 лет работал за границей на положении нелегала. 11 мая 1957 арестован в Нью-Йорке под именем Мартина Коллинза. Вскоре после ареста назвал себя именем А. - хорошо ему известного офицера сов. разведки, умершего в Москве в 1967. Сотрудничать с амер. спецслужбами отказался. На открытом суд. процессе признан виновным в шпионаже в пользу СССР, а также в др. нарушениях законодательства США. Приговорен к 30 гг. тюрьмы и 3000 долларов штрафа. Заключение отбывал в Федеральной тюрьме Атланты. Обменен в 1962 на амер. пилота-разведчика Гарри Пауэрса, сбитого над территорией СССР. По возвращении в Сов. Союз использовался органами разведки в качестве преподавателя спец. дисциплин и консультанта. Участвовал в работе над ф. реж. С. Я. Кулиша "Мертвый сезон" (1968). Умер от рака в Москве. Похоронен на кладб. Донского мон.

Абих Герман Вильгельм

А́БИХ Герман Вильгельм (1806-86) - геолог, первый исследователь Кавказа. Окончил Берлинский ун-т (1831). С 1841 - проф. Дерптского (Тартуского) ун-та. В 1853 за географич. и геологич. иссл. Кавказа, начавшиеся в 40-х гг., избран ординарным академиком, в 1865 ввиду безвыездного пребывания на Кавказе отказался от академич. звания и был уволен из Академии. С 1876 в Вене. Исследовал геологич. строение, геоморфологию, ледники и лавы совр. и др. оледенений Кавказа (Geologische Forschungen in den Kaukasischen Landern. 1878-1887. T. 1-3). Составил первую сводную геологич. карту Армении, построил не потерявший науч. значения до сих пор геологич. разрез от подножия Эльбруса до Бештау. Одним из первых поставил хим. проблемы петрографии и обосновал значение полевых шпатов для изверженных пород. Опубл. ок. 200 работ, в т. ч. более 20 крупных монографий. Константиновская медаль ИРГО (1882).

Лит.: Волкова С. Н., Тихомиров В. В. Жизнь и труды Германа Васильевича Абиха // Очерки по истории геологич. знаний. М., 1959. Вып. 8.

Аблаут

АБЛА́УТ (нем. Ablaut - апофония) - морфологич. обусловленное чередование гласных корня (напр. уход - ухаживать). Обычно, говоря об А., имеют в виду чередование корневых гласных в индоевроп. праязыке.

Аблесимов Ал. Онисим

АБЛЕ́СИМОВ Ал. Онисим. (1742-83) - писатель. Сын мелкопоместного дворянина, получил домашн. образование. С 1756 служил копиистом в Российском т-ре; в 1758-66 на воен. службе, участвовал в Семилетней войне. В 1767 определен в Комиссию по составлению нового Уложения, где общался с В. И. Майковым, Н. И. Новиковым, М. И. Поповым. Первые лит. произв. А. (элегия, эпитафия, эпиграммы) появились в "Трудолюбивой пчеле" А. П. Сумарокова (1759). В 1769 вышел сб. басен "Сказки Александра Аблесимова", где содержалось немало бытовых нравоописат. зарисовок. Неск. произв. А. помещает в "Трутне" (1769). В 1770 А. вновь на воен. службе, участвует в рус.-тур. войне, а с 1772, выйдя в отставку, служит в Моск. управе благочиния. В нач. 1770-х гг. А. обращается к т-ру. Прославила его комич. опера "Мельник-колдун, обманщик и сват" (1779; муз. М. М. Соколовского), где с симпатией представлены жизнь и быт крестьянства. Опера вызвала ряд подражаний в драматургии 80-90-х гг. и оказала влияние на утверждение нар. темы в рус. музыке и лит-ре. Автор также комич. опер "Счастье по жеребью", 1779; "Поход с непременных квартир", 1779; аллегорич. диалога "Странник", 1780. С 1781 А. издавал журн. "Разкащик забавных басень..." (печатался в типографии Н. И. Новикова).

Аблец Исаак Мих.

А́БЛЕЦ Исаак Мих. (1778-1829) - балетмейстер, артист, педагог. Окончил Петерб. театр. уч-ще в 1796 (ученик И. И. Вальберха). До 1807 - артист петерб. балет. труппы, затем танцовщик "благородного" и характерного танца в Москве, где А. поставил дивертисмент "Гишпанские вечера" (1809), комич. и пантомимный балеты "Школа Пьеро", "Алжирцы, или Побежденные морские разбойники" (оба 1812). Вызванный к жизни патриотич. подъемом времен Отеч. войны 1812, излюбленный А. жанр балета-дивертисмента объединял нар. песни и пляски. Огромной любовью зрителей пользовались балеты-дивертисменты "Сельский праздник" (1812), "Семик, или Гулянье в Марьиной роще", "Макарьевская ярмарка" и "Праздник донских казаков" (все 1815), "Масленица" (1816), "Свадебный сговор при возвращении ратников на родину" (1817) и др. А. поставил балет "Мельник - колдун, обманщик и сват" по комич. опере М. Соколовского (1815). Был также высококвалифициров. преподователем классич. танца.

Аболиционисты

АБОЛИЦИОНИ́СТЫ (англ. abolitionism от лат. abolitio - отмена, уничтожение) - сторонники обществ. движения, направленного на отмену к.-л. закона, прежде всего движения за отмену рабовладения в США в кон. 18-19 вв. Аболиционистами называли иногда и борцов за отмену крепостного права в России.

Абрамов Мих. Петр.

АБРА́МОВ Мих. Петр. (1681-1752) - директор первой типографии в СПб. Образование получил в Голландии. В нач. 18 в. служил дьяконом в Оружейной палате. В 1711 поставлен во главе Петерб. типографии, первонач. размещавшейся в его доме. Первое изд. типографии - реляция о взятии крепости Новогеоргиевской (1711). Первая точно датированная кн. вышла из Петерб. типографии 7 (18) июля 1712 - "Краткое изображение процессов или судебных тяжб" Э. Ф. Крампейна. Инициатор изд. и составитель "Книги Марсовой, или Воинских дел" (1713), посв. победам рус. войск в Северной войне. Среди изданий типографии: "Книга ордера, или Во флоте морских прав", "Книга считания удобного к употреблению всякому хотящему без труда познати цену или меру какие вещи", "Книга устав воинский"; "География, или Краткое земного круга описание" (1716), "Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению" (1717), "Книга мирозрения, или Мнения о небесно-земных глобусах" Х. Гюйгенса. Там же напечатана первая русская газ. "Ведомости". В 1721 типография передана в Синодальное ведомство, А. уволен и служил далее в Берг-коллегии. В дек. 1724 А. вновь назначен дир. типографии, в 1727 окончательно закрытой. А. выступал против Феофана Прокоповича и его сторонников в Синоде, за что в 1732 арестован и 10 лет провел в заточении и ссылке.

Абрамов Фед. Ал-др.

АБРА́МОВ Фед. Ал-др. (1920-83) - писатель, литературовед, публицист. Канд. филол. наук, доцент. Род. в с. Веркола Арханг. обл. в большой семье, рано потерявшей кормильца и материально вставшей на ноги в канун коллективизации. Как принадлежащий к "середнякам", А. не был нек-рое время допущен к занятиям в средней школе. В годы Вел. Отеч. войны ушел добровольцем на фронт, был тяжело ранен. Окончил филол. ф-т Ленингр. ун-та, аспирантуру, заведовал кафедрой советской лит-ры, принимал участие в проработочных кампаниях нач. 50-х гг. Автор работы о М. А. Шолохове, полемической по отношению к "лакировочному" изображению сел. жизни статьи "Люди колхозной деревни в послевоен. прозе" (Новый мир, 1954, № 4). Первый роман, "Братья и сестры" (1958) стал началом одноим. тетралогии, включившей также ром. "Две зимы и три лета" (1968), "Пути-перепутья" (1968-72), "Дом" (1973-78). В этих ром., пов. "Безотцовщина", "Деревянные кони", "Пелагея", "Алька", "Юбилей" и др., в рассказах, в кн. миниатюр "Трава-мурава" А. воссоздал картины жизни сев. деревни на протяжении десятилетий, воспел подвиг "русской бабы" - деревенской женщины, вынесшей все испытания, показал самоотверженность сел. тружеников. Один из создателей т. н. деревенской прозы, в значит. мере определившей духовный, нравственный, эстетический уровень отеч. лит-ры 1960-70-х гг. В публицистике А. (сб. "Чем живем-кормимся", 1986; "Слово в ядерный век", 1987), в очерках, (сб. "Пашня живая и мертвая", 1987, совм. с А. Чистяковым) - вопросы отношения к труду, истории крестьянства в 20 в. Дневниковые записи А. включены в кн. Л. Крутиковой-Абрамовой "Дом в Верколе" (1988), статью "Федор Абрамов об Александре Твардовском" (сб. "Перечитывая заново", 1989). По мотивам прозы А. поставлены спектакли в Моск. т-ре на Таганке и в Ленингр. малом драм. т-ре.

Абрамов Як. Вас.

АБРА́МОВ Як. Вас. (1858-1906) - писатель. Выходец из мещанской семьи. Учился в Ставропольской г-зии и Кавк. духовной семинарии (по 1877); в Петерб. медико-хирургич. академии. В 1878-79 привлечен по делу о "распространении книг преступного содержания" и выслан из столицы. Вернувшись в СПб. в 1880, печатался в ж. "Отечеств. записки", "Дело" и "Устои" (рассказ "Механик", очерки "Хлудовщина", "В степи", "Мещане и город" и др.). С 1885 постоянно выступал в ж. "Сев. вестник" и др. изд. В 1886 служил в статистич. бюро при Петерб. земской управе (составил описание Петерб. и Шлиссельбургского уездов в 3 т., 1884-86). А. был хорошо известен как земский писатель и исследователь рус. сектантства, в к-ром он видел людей, "ищущих правду". Народник, активный сотр. газ. "Неделя" и ревностный поборник "теории малых дел" (к-рую иногда наз. "абрамовщиной"). Наиб. значит. произв. А. - рассказ "Гамлеты - пара на грош. (Из записок лежебока)" (1882).

Абрамова Анаст. Ив

АБРА́МОВА Анаст. Ив. (1902-85) - артистка балета. Окончила Моск. театр. уч-ще в 1917 (кл. А. Горского). В 1917-48 - артистка Большого т-ра. Среди партий: Маша ("Щелкунчик"), Балерина ("Петрушка"), Коломбина ("Карнавал"), Сванильда ("Коппелия"), Лиза ("Тщетная предосторожность"), Кончита ("Комедианты"), Метальщица ("Футболист"), Аврора ("Спящая красавица"), Фея-Нищенка ("Золушка"), Тао Хоа ("Красный мак"). Женственная, внешне привлекательная артистка, отличавшаяся четким и грациозным танцем, А. была одной из ведущих классич. танцовщиц Большого т-ра в 1920-х гг.

Абрамова Мария Морицевна

АБРА́МОВА Мария Морицевна (наст. фам. Гейнрих) (1865-92) - актриса и антрепренер. Сценич. деятельность начала в провинции (Пермь, Оренбург, Саратов, Нижний Новгород и др.). Играла преим. роли героико-романтич. плана, прибегая к чрезмерной патетике и эффектам. В 1889, получив большое наследство, организовала в Москве собств. дело - "Т-р Абрамовой", где вместе с ней выступали Н. П. Рощин-Инсаров, Н. Н. Соловцов, И. П. Киселевский, Н. А. Мичурин-Самойлов, М. М. Глебова и др. Т-р тяготел к классич. репертуару - "На всякого мудреца довольно простоты" А. Н. Островского, "Горе от ума" А. С. Грибоедова, "Ревизор" и "Мертвые души" Н. В. Гоголя. С пост. в 1889 "Лешего" началась сценич. история пьес А. П. Чехова. Также ставились эффектные мелодрамы. Финансовые проблемы привели А. на грань банкротства, в 1890 т-р закрылся. В 1890-91 А. играла в труппе П. М. Медведева в Екатеринбурге. Среди ролей: Медея (одноим. пьеса А. С. Суворина и В. П. Буренина), Василиса Мелентьева (одноим. пьеса А. Н. Островского и С. А. Гедеонова), Маргарита Готье ("Дама с камелиями" А. Дюма-сына), Адриенна Лекуврёр (одноим. пьеса Э. Скриба и Э. Легуве).

Абрамцево

АБРА́МЦЕВО - усадьба близ г. Сергиев Посад Моск. обл.; занимает значит. место в истории русской культуры. В 19 в. являлась одним из средоточий духовной жизни России. Расцвет А. начинается с 1843, когда владельцем становится С. Т. Аксаков. А. часто посещали А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, М. Н. Загоскин и др. В 1870 А. приобретает С. И. Мамонтов, создавший своеобр. творч. объединение "Абрамцевский (мамонтовский) худож. кружок", в к-рый входили В. Д. Поленов, И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, М. А. Врубель, К. А. Коровин, В. А. Серов и др. Мн. лучшие произв. рус. живописи созданы здесь ("Аленушка", 1881, В. М. Васнецов; "Девочка с персиками", 1887, В. А. Серов и т. д.). С А. связаны поиски самоопределения "русского стиля" как целостной системы. Желание воссоздать зримое представление о красоте нар. творчества приводит членов Абрамцевского кружка к собирательству предметов крестьянского прикладного иск-ва. Интерес к нар. творчеству сказался и в орг-ции (гл. обр. усилия Е. В. Поленовой и М. А. Врубеля) в сер. 1880-х гг. гончарной и столярных мастерских с целью возрождения старинного иск-ва керамики и резьбы по дереву. Увлечение рус. нац. формами в иск-ве нашло отражение и в парковых постройках ("Студия", В. А. Гартман, 1872; "Терем", И. П. Ропет, 1873; церковь, 1881-82; "Избушка на курьих ножках", 1883 - обе В. М. Васнецов). Худож. самоопределению Абрамцевского кружка в значит. степени способствовали сценич. увлечения, близкое знакомство и сотрудничество с Ф. И. Шаляпиным и др. выдающимися актерами. В 1919 усадьба А. была национализирована и стала музеем. В 1930 недалеко от А. вырос поселок художников, где жили и работали И. Э. Грабарь, П. П. Кончаловский, И. И. Машков и мн. др. В 1977 музей-усадьба А. преобразован в музей-заповедник, реставрирован весь архитектурно-ландшафтный комплекс. В состав музейной терр. вошли почти все земли быв. Абрамцевского имения с его памятными местами.

Лит.: Абрамцево: Сб. Л., 1988; Музей "Абрамцево": Очерк-путеводитель. М., 1989.

Абрамцево. Теремок

Абрамцево. Теремок

Абсолютизм

АБСОЛЮТИ́ЗМ (франц. absolutism, от лат. absolutus - неограниченный, безусловный) - абс. монархия; форма гос. власти, характерная для феодального гос-ва, достигшего высшей степени централизации. При А. монарху принадлежит неогранич. верховная власть, характерно создание мощного бюрократич. аппарата и наиб. действенных средств принуждения - армии, полиции, суда, фискальной системы. Расцвет А. в странах Зап. Европы - 17-18 вв. Классич. форма А. в Европе усматривается во Франции, в Азии - в Японии. А., как правило, устранялся путем бурж. рев-ций (во Франции - Вел. Франц. рев-ция, в Англии - Рев-ция 1640) и бурж. преобразований. В России процесс установления А. как гос. власти начался с сер. 17 в. Во время правления Екатерины II А. принял форму "просвещенного А.". С сер. 19 в. в России предприняты попытки создания парламентской монархии: крест. реформа 1861, земская, судебная, воен. и др. реформы; след. этапом стали Столыпинская аграрная реформа и создание Гос. Думы (в историографии гос. строй России в 1906-17 нередко именуется "думской монархией"). Рус. эквивалент термина А. - самодержавие.

Абсолютная музыка

АБСОЛЮ́ТНАЯ МУ́ЗЫКА - термин, введенный австр. музыковедом и эстетиком Э. Гансликом для обозначения всех муз. явлений, противопоставляемых программной музыке и вокальным жанрам, связанным со словом (см. Вокальная музыка). Примеры А. М. - жанры инструмент. музыки, не имеющие прикладного значения: фуга, соната, симфония и т. п. По мысли Ганслика, А. м. свободна от внемуз. влияний и не предполагает никаких обязательных внемуз. ассоциаций при восприятии, что с т. зр. совр. науч. представлений о семантике музыки является ошибочным.

Лит.: Ганслик Э. О музыкально-прекрасном: Опыт поверки муз. эстетики. Пер. с нем. Г. А. Лароша: М., 1910.

Абстрактные существительные

АБСТРА́КТНЫЕ СУЩЕСТВИ́ТЕЛЬНЫЕ - лексико-грамматич. разряд имен существительных, включающий в себя слова, обозначающие признаки в отвлечении от их носителей. Образуются от имен прилагательных и глаголов при помощи спец. суффиксов, напр.: белизна, глупость, глубина, постоянство, ходьба, чтение. Характерная грамматич. особенность А. С. - отсутствие форм множ. числа.

Абстракционизм

АБСТРАКЦИОНИ́ЗМ (от лат. abstractus - отвлеченный) - абстрактное, беспредметное, нефигуративное иск-во; течение в иск-ве 20 в., выдвинувшее идею отказа от изображения форм реальной действительности. Ставит целью создание композиций с различным эмоц. содержанием с помощью первичных эл-тов худож. формы. Беспредметность дает художнику возможность сформировать свой собств. мир, развивающийся по своим собств. законам, отличным от законов окружающей действительности, выразить новую гармонию мира, образ к-рой изобретен им самим с помощью индивидуальных худож. средств. Возник в 1910-х гг. как реакция на господство кубизма и экспрессионизма. Пионерами А. считаются В. Кандинский, К. Малевич, М. Ларионов и Н. Гончарова (Россия), Р. Делоне (Франция), Ф. Купка (чех, работал в Париже), П. Мондриан (Нидерланды). Помимо изобразит. иск-в А. активно проникает в архитектуру и дизайн. Расцвет направления относится к 1920-30-м гг. В рус. эстетике авангарда существенно понятие "беспредметности", не тождественное абстракции. Супрематизм Малевича с его картиной "Черный квадрат" - манифест рус. А.; основа метода - комбинирование разл. геометр. форм с выделением их контрастными цветосочетаниями; в 1920-х гг. А. в СССР постепенно вытесняется др. худож. течениями; в дальнейшем провозглашен "бурж. псевдоиск-вом", его мастера преданы забвению, мн. подверглись репрессиям. С кон. 50-х гг. возобновляются худ. поиски в области А., носившие, однако, полуподпольный характер (см. Андеграунд). К нач. 90-х гг. в России течение теряет свою актуальность.

Абстракционизм. В. В. Кандинский. Композиция

Абстракционизм. В. В. Кандинский. Композиция

Абстракция

АБСТРА́КЦИЯ (от лат. abstractio - отвлечение) - результат мыслит. операции, состоящей в отвлечении, отделении того или иного признака, качества вещи, явления или процесса; акт разложения синкретич. целостности на ряд составляющих. В обыден. сознании - единица мышления вообще, то же, что понятие, идея, мысль. В классич. идеализме, в особенности у Гегеля, А. - элементарная форма мыслит. процесса, результат работы рассудка, формирующего представления, начало и предпосылка мышления в собств. смысле слова - материал, из к-рого разум воссоздает целостное, системное, богатое по содержанию, т. е. конкретное знание в понятиях. Согл. логике абс. идеализма, абстрактны вещи (онтологич. аспект), а также представления о них (гносеологич. аспект), конкретны процессы, в первую очередь - процесс мышления. В рус. религ. философии прослеживается своеобр. возврат к до-гегелевскому пониманию А. как реальности, тождественной мысли. Жизнь в понятии и разуме часто толкуется как А., но не от объекта (как у Локка и Ленина), а от жизни в Духе. Мышление, при всей конкретности его чисто интеллектуального содержания, может выступать только как А. от опыта духовного (религиозного, церковного, мистического, интуитивного). Построение жизни на "отвлеч. началах", на А. (науке, демократии, технике) превращает саму ее в А. в "мир теней", в пустоту. Человек оказывается не микрокосмом в макрокосмосе, а "атомом" в пустоте. В этом плане критика отвлеченных начал славянофилами, продолженная Вл. Соловьевым и "всеединцами", особенно В. Эрном, есть осуждение новоевроп. стиля жизни как реально существующей А.

Абуладзе Тенгиз Евг

АБУЛА́ДЗЕ Тенгиз Евг. (1924-94) - кинорежиссер. В 1943-46 учился в ин-те им. Руставели, в 1953 окончил реж. ф-т ВГИК (мастерская С. Юткевича). Диплом работа - док. ф. "Дмитрий Аракишвили" (совм. с Р. Чхеидзе, с к-рым также поставлены на к/ст "Грузия-фильм" док. ф. "Наш дворец", "Гос. ансамбль нар. танца Грузии"). Худ. ф. "Лурджа Магданы" (1955, по рассказу Е. Габашвили, гл. приз по разделу короткометр. ф. на МКФ в Канне, 1956, диплом на МКФ в Эдинбурге, 1956). Значителен первый полнометр. худ. ф. А. "Чужие дети" (сценарий А. и Р. Джапаридзе по мотивам очерка Н. Александровой, 1958, приз на I МКФ в Поретта-Терме, 1960, Италия, диплом на МКФ в Хельсинки и Лондоне, 1959). В 1963 поставлен ф. "Я, бабушка, Илико и Илларион" (по пов. Н. Думбадзе), в пластике и образности к-рого ощутимо влияние груз. нац. иск-ва; в 1965 - док. ф. "Сванские и тушетские зарисовки". Автор (совм. с В. Шределем) сценария ф. "Кто придумал колесо" (Ленфильм, 1966). В 1967 ф. "Мольба" (по мотивам поэм Важа Пшавела "Змееед", "Гость и хозяин", гл. приз МКФ в Сан-Ремо, 1974) начинает создание своеобр. трилогии о родной земле и ее людях, о добре и зле, любви и ненависти. Др. ее части - "Древо желания" (1976, по рассказам Г. Леонидзе, гл. приз на МКФ в Тегеране, 1977, приз МКФ в Карловых-Варах, 1978, приз "Давид Донателло" им. Л. Висконти за лучший иностр. ф., 1979, Италия) и "Покаяние" (1984, вып. 1986, спец. приз на МКФ в Каннах, 1987 и др.) - в притчеобразной форме рассказывали правду о трагич. истории Грузии, об отзвуках и итогах пережитого, ощущающихся в дне сегодняшнем. Ф. "Покаяние" стал самой громкой кинематографической сенсацией эпохи перестройки. Др. ф.: "Ожерелье для моей любимой" (1971), "Музей под открытым небом" (док. т/ф, 1972). С 1974 преподавал в Тбилисском театр. ин-те им. Ш. Руставели. Нар. артист СССР (1980). Ленинская премия (1988).

Авангард

АВАНГА́РД, АВАНГАРДИ́ЗМ (франц. avant-garde - передовой отряд) - движение в худож. культуре 20 в., порывающее с устоявшимися принципами и нормами иск-ва и стремящееся найти принципиально новые выразительные средства худож. языка и способы воздействия на аудиторию. А. объединяет ряд внешне разл. течений (кубизм, кубофутуризм, супрематизм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм - в изобразит. искустве; хеппенинг и театр абсурда в театр. иск-ве, додекафония, сериализм, алеаторика, конкретная музыка, электронная музыка, минимализм, магнитофонная музыка, сонористика и др. в муз. иск-ве), эстетич. сущность к-рых сводится к открыто декларируемой или же имплицитной ("скрытой") подмене центральной эстетич. категории прекрасного категорией нового, оригинального. Для всех видов А. характерен запрограммированный художником разрыв с воспринимающей публикой, обман ее эстетич. ожиданий. В одних случаях субъективное оправдание такого разрыва может объясняться серьезностью и трудностью худож. замысла, убежденностью правильности избр. пути и надеждой на понимание и углубленное изучение произв. будущими поколениями (А. Шенберг, А. Веберн, С. Губайдуллина, Г. Уствольская). В др. случаях активное воздействие на воспринимающего, шок, скандал, эпатаж, ирония над его способностью эстетич. суждения являются неотъемлемой частью самого замысла: "…желательно, чтобы реакция была немедленной, мгновенной, исключающей долгое и сосредоточенное восприятие эстетич. формы и содержания. Нужно, чтобы реакция успевала возникнуть и закрепиться до их глубокого постижения, чтобы она, насколько получится, этому постижению помешала, сделала его возможно более трудным. Непонимание, полное или частичное, органически входит в замысел авангардиста и превращает адресата из субъекта восприятия в объект, в эстетич. вещь, к-рой любуется ее создатель-художник" (М. И. Шапиро). Таковы, напр., картина "Черный квадрат" К. Малевича или "пьеса" Д. Кейджа "4 мин. 33 сек.", исполняя к-рую пианист должен сидеть в течение этого времени на эстраде, не прикасаясь к клавишам, или же "сочинение" одного из швейцарских композиторов-авангардистов "Вавилон", исполнять к-рое должны 15 чел., никогда не державших в руках данных инструментов. Балансируя на грани иск-ва и неиск-ва, А. зачастую превращается из явления художественного в социальное. Экспериментальное исследование границ иск-ва - одна из важнейших историко-культурных функций А.

Крупнейшие представители совр. А. на Западе - П. Булез, К. Штокгаузен, Дж. Кейдж, Я. Ксенакис, Л. Ноно, Л. Берио; из рус. композиторов к А. с разной степенью обоснованности причислялись И. Стравинский, И. Вышнеградский, И. Шиллингер, Е. Голышев, Н. Рославец, А. Лурье; в 1960-80-х гг. - А. Шнитке, Э. Денисов, С. Губайдуллина, Г. Уствольская и др.

Лит.: Нестеров И. О муз. авангардизме // Вопросы эстетики. Вып. 7. М., 1965; Шнеерсон Г. Авангард шестидесятых годов // Сов. музыка. 1970, № 9; Шахназарова Н. Г. Авангард в совр. зап. музыке // Совр. зап. иск-во. М., 1971; Шапиро М. Что такое авангард? // Даугава. 1990, № 3.

Аванзал

АВАНЗА́Л (антикамера) (от франц. avant - "перед" и salle - зал) - дворцовый интерьер, предшествующий со стороны парадного входа гл. залу (тронному, залу для аудиенций, бальному, пиршественному); своего рода парадная приемная. В А. гости собирались перед началом гл. действа, при многолюдных празднествах А. служил дополнит. пространством. Требования этикета в нем были менее строгими. Часто А. имел минимальную меблировку. В небольших дворцах А. мог совмещаться с парадным вестибюлем (Каменноостровский дворец в СПб.), в больших могло быть неск. А. (5 антикамер Екатерининского дворца эпохи Елизаветы I). Распространенная черта оформления А. - сюжеты, утверждающие славу гос-ва (Чесменский зал Б. Петергофского дворца) или фамилии, а также раскрывающие жанровое значение дома (плафоны "Вакх и Ариадна" и "Олимп" в антикамерах Екатерининского дворца). Наряду с А. иногда специально создавались арьерзалы позади главного зала (А. и арьерзал по сторонам бального Мраморного зала Фонтанного дома, воспетого А. Ахматовой).

Авантитул

АВАНТИ́ТУЛ (от франц. avant - перед и лат. titulus - надпись, заглавие, титул) - первая страница книги, к-рая предваряет осн. титульный лист и защищает его от повреждений, выполняет роль шмуцтитула; сост. часть разворотного титульного листа. На обороте А. обычно располагается контртитул или фронтиспис, реже оборот остается чистым. На А. м. б. приведены выходные данные книги, сведения об издат. орг-ции, о серии, в к-рой выходит книга, эпиграф, посвящение, иллюстрация, портрет автора (или героя) - если оборот А. занят контртитулом.

Авантюрист

АВАНТЮРИ́СТ (от франц. aventurier - искатель приключений) - слово, появившееся в рус. яз. в 18 в. Употреблялось в разных вариантах: авантурщик (авантюрщик), авантюрье (авантюрьер, авантюрьерка), авантурист. К кон. 19 в. приобрело наст. форму. 1) устар. - герой приключенч. (авантюрного) романа. С 19 в. приобрело оттенок порицания. 2) искатель приключений, пробивающий дорогу к славе и богатству не только путем предприимчивости и риска, но и темными делами и сомнит. средствами; "проходимец" (В. И. Даль) "сквозь огонь и воду и сквозь всяческое дурное и хорошее" (А. Т. Болотов), мошенник, пройдоха, плут и обманщик. "Авантюрьеркой" назвала мать гл. героя пов. И. С. Тургенева "Первая любовь" княжну Зинаиду, в к-рую был влюблен ее муж. В науч. и науч.-попул. лит-ре по рус. истории А. называют, в частности, приезжавших в Россию иностранцев, выдававших себя за представителей правящих династий, людей, знающих гос. тайны и т. п. Среди них - немец Генрих фон Штаден (род. ок. 1542) - опричник Ивана Грозного, позднее - участник мн. антирусских акций в Европе; француз Д’Еон (1728-1810) - тайный агент Людовика XV, в 1755 прибыл в Пб. в жен. платье; в 1756-60- секретарь франц. посольства в России, привез в Версаль копию фальшивого "завещания Петра Великого"; Джованни Джакомо Казанова (1725-98), пытавшийся в 1765-66 добиться успеха при петерб. дворе; граф Калиостро (1743-95), выдававший себя за мага и чародея, обладателя филос. камня и эликсира жизни; в 1779 был радушно принят в Митаве (Курляндия), но в Петербурге (1780) признания не получил; герцогиня Элизабет Кингстон (1720-88), осужденная в Англии за двоемужество, безуспешно пыталась получить звание статс-дамы Екатерины II; Мария-Тереза Угрюмова, урожд. де Нери (ум. ок. 1830) - жена майора рос. службы; ее доносы на польских вельмож и короля Станислава-Августа, сделанные в Варшаве в 1782-85, привели к обострению ситуации в Польше и доставили неприятности Екатерине II; в 1785 осуждена за клевету; уроженцы южно-слав. земель: Стефан Малый (убит в 1772), государь Черногории (1767-72), выдавал себя за рос. императора Петра III, а Стефан Занович (1752-85) объявил себя Стефаном Малым. А. называют самозванцев Лжедмитрия I, Лжедмитрия II, княжну Тараканову, выдававшую себя за дочь Елизаветы Петровны, и мн. др. 3) с кон. 19 в. термин А. прочно вошел в бытовую и полит. лексику, обозначая человека без прочных убеждений, беспринципного дельца. Особенно широко, зачастую декларативно-демагогически, применялся в сов. лексике для определения полит. противников. А. называли представителей "реакционных кругов монополистич. буржуазии", полит. деятелей "уходящих с истор. арены реакционных классов и группировок", в мировом коммунистич. движении - троцкистов, крайних левых и т. п.

Аввакум Петрович

АВВАКУ́М Петрович (1620 или 1621-82) - протопоп, один из основателей старообрядчества, писатель. Сын сел. священника, дьякон и священник сел. прихода в Нижегородском у. Изгнан из прихода после столкновения с "начальниками", в 1646-47 в Москве, сблизился с "Кружком ревнителей благочестия" во гл. с С. Вонифатьевым, познакомился с царем Алексеем Михайловичем. В 1652 назначен протопопом в Юрьевец, вскоре вернулся в Москву, служил в Казанском соборе на Красной пл. В 1652-53 выступил против реформ патриарха Никона, арестован, сослан в Сибирь. В 1656 назначен духовником в экспедицию А. Ф. Пашкова в Даурию. В 1664 возвращен в Москву, с "огнепальной ревностью" обличал "еретическую блудню никониан", приобрел новых сторонников, в т. ч. и среди знати (боярыня Ф. П. Морозова, кн. Е. П. Урусова и др.), подал царю челобитную с призывом отказаться от новшеств. В том же году А. сослали в Мезень. В 1666 доставлен в Москву, после увещеваний на церк. Соборе, созванном для суда над Никоном, расстрижен и проклят; в ответ А. сам предал анафеме архиереев. В 1667 бит кнутом и сослан в Пустозерск. Последние 15 лет жизни А. провел в земляной тюрьме на хлебе и воде. В заточении создал свои "Книгу бесед", "Книгу толкований", "Житие", рассылал грамоты о старой вере, ободрял своих сторонников, призывал их пострадать за старину, обличал власти и офиц. церковь. 14 апр. 1682 А. и его сторонники сожжены за "великие на царский дом хулы".

Соч.: Житие протопопа Аввакума // Изборник. М., 1969; Пустозерский сб. Автографы соч. Аввакума и Епифания. Л., 1975; Пустозерская проза. М., 1989; Послания и челобитные. СПб., 1995.

Лит.: Бороздин А. К. Протопоп Аввакум. СПб., 1900.

Священномученик Аввакум (в центре) с избранными святыми. Старообрядческая икона. 18 в.

Священномученик Аввакум (в центре) с избранными святыми. Старообрядческая икона. 18 в.

Августейший

АВГУСТЕ́ЙШИЙ (от лат. augustus - священный, славный, прославленный) - определение, входившее в титул росс. императоров и членов их семей. Впервые использовано имп. Петром I (1718) по образцу титулатуры римских и герм. императоров.

Авдеев Мих. Вас.

АВДЕ́ЕВ Мих. Вас. (1821-76) - прозаик, критик. Из старинного казацкого рода. Окончил уфимскую гимназию и Петерб. ин-т инж. путей сообщения (1842). Принимал участие в работах по соединению верховий р. Волги и Москвы, служил нач. дистанции в Нижнем Новгороде (1843-49), чиновником Ярослав. строит. комиссии (1849-51), столоначальником департамента проектов и смет Мин-ва путей сообщения (1851-52); был гласным Уфимского земства (1874-75). Известность А. принес ром. "Тамара" (1852), воспринятый критикой как подражание "Герою нашего времени". Ром. "Подводный камень" (1860) был расценен как либеральная интерпретация "женского вопроса", широко обсуждавшегося в демократич. публицистике 60-х гг. Репутация не лишенного таланта романиста тургеневской школы упрочилась за А. после выхода в свет романа "Меж двух огней" (1868), где показан либер. деятель "эпохи реформ". В 1863 арестован и заключен в Петропавловскую крепость за связь с М. Л. Михайловым и Н. В. и Л. П. Шелгуновыми, затем выслан в Пензу и Оренбург. губ. Самое значит. критич. соч. А. - цикл статей о рус. лит-ре ("Наше общество (1820-70) в героях и героинях русской лит-ры", 1874); стоящих у истоков культурно-ист. метода в лит-ведении (ср. "История русской интеллигенции" Д. Н. Овсянико-Куликовского).

Авдеенко Ал. Ост.

АВДЕ́ЕНКО Ал. Ост. (род. 1908) - прозаик, кинодраматург. Род. в семье шахтера. Рано осиротев, был беспризорным, воспитывался в коммуне. Работал шахтером в Донбассе, машинистом в Магнитогорске. Его первый ром. "Я люблю" (1933) вызвал многочисл. положит. отклики, в т. ч. М. Горького, к-рый увидел в А. представителя нового поколения в лит-ре, пришедшего от "сохи и станка". Однако вскоре А. был подвергнут резкой критике за сценарий ф. "Закон жизни" (1940), исключен из ВКП(б) (восст. в 1944). Участник Вел. Отеч. войны. Роман "Труд" (1951; о Донбассе 1930-х гг.) в послесталинские времена осуждался как пример вытеснения проблем человеч. отношений технич. вопросами. Произв. А. отвечали канонам соцреализма и часто носили пропагандистский характер: он воспевал подвиги органов госбезопасности в борьбе с "монстрами" зап. разведок ("Над Тиссой", 1954; "Горная весна", 1955), описал события венгерского восстания 1956 с офиц. т. зр. ("Черные колокола", 1963). Ист.-док. ценность имеет автобиографич. пов. А. "Отлучение" (1989), рассказывающая, в т. ч., о I Съезде писателей СССР, Беломорканале, о работе на строительстве канала Москва - Волга, драматич. событиях в жизни писателя.

Авдий

А́ВДИЙ - др.-рус. резчик по камню. Упомянут Ипатьевской летописью 1259 при описании церкви Иоанна Златоуста в г. Холме (Галицко-Волынская земля): "Зданье же ее сице бысть: комары четыре, с каждого угла перевод и стоянье их на четырех головах человецских изваяно от некого хитреца... двери же ея двоя украшены каменьем галичным белым и зеленым холмъским тесаным, узоры те (сделаны) неким хитрецем Авдьем прилепы от всех шаров и злата, напреди ихъ же бе изделан Спас, а на полунощных святый Иван, яко же всем зрящим дивится..." Резьба по камню - устойчивая черта архит. убранства галицких храмов 12-13 вв. Единств. сохранившийся ее образец - резное убранство зап. портала ц. Пантелеймона. Аналогом резьбы А. можно, вероятно, считать рельефы владимиро-суздальских храмов 13 в.

Авдотья Рязаночка

АВДО́ТЬЯ РЯЗА́НОЧКА - персонаж ист. песни 13 в., сохранившейся в поздней версии в репертуаре сев.-рус. сказителей 19-20 вв. При исходной реально-ист. ситуации (разорение Старой Рязани монголо-татарами и увод ее населения в полон) сюжет носит легендарно-эпич. характер: А. Р. отправляется на выручку родных, преодолевает фантастич. преграды. Выполняя условие тат. "царя" - выбрать из родных только одного, просит освободить брата. Царь, потерявший некогда "брата любимого", разрешает ей взять столько драгоценностей, сколько она может увезти. В подвиге А. Р. сказочные (успех в "правильном" решении условия), героико-эпич. (жен. самоотверженность и мудрость) мотивы соединены с идеей исполнения долга кровного родства (предпочтение брата остальным родственникам - мужу, сыну и др.).

Изд.: Авдотья Рязаночка // Ист. песни. Баллады. М., 1991. С. 77-80.

Авель

А́ВЕЛЬ (в миру Василий Васильев) (1757-1841) - монах-ясновидец, прозванный "русским Сведенборгом" (по аналогии со швед. философом Э. Свиденборгом (1688-1772)). Автор мистич. сочинений. Прославился своими предсказаниями. За год до смерти имп. Екатерины II А., находившийся в то время в Соловецком мон., предсказал день и час ее кончины, за что был помещен в Петропавловскую крепость. После смерти императрицы, наступившей в точно названный срок, имп. Павел I повелел доставить А. во дворец, но, узнав от него дату и обст-ва собств. гибели, вернул в крепость. Имп. Александр I вновь приказал отпустить А. Однако за год до начала Отеч. войны 1812 А. явился к государю и сообщил, что французы войдут в Россию, возьмут Москву и сожгут ее, за что в третий раз был брошен в тюрьму (провел в заключении ок. 20 лет). После освобождения направлен в Троице-Сергиеву лавру, затем переведен в Серпуховский мон., откуда самовольно ушел, но был схвачен и заточен "для смирения" в суздальский Спасо-Евфимиевский мон., где и умер. А. оставил свое собств. "житие", "житие" некоего св. Дадамия, а также ряд соч., названных им самим "зело престрашные книги", в к-рых содержатся характерные для древних апокрифов описания сотворения мира: говорится, напр., о множестве миров, о неоднократном сотворении человека, о том, что до Адама землю населяли "Гог и Магог и семя их". Тексты снабжены многочисл. схемами, малопонятными символич. рис. и астрологич. таблицами. Сохранилась также переписка А. с графиней П. А. Потемкиной, содержащая мистич. рассуждения, нравств. поучения и молитвы собств. сочинения. Фрагменты соч. А. опубл. в ж. "Рус. старина" (1875, № 2, 4).

-----------------------------------

А́ВЕЛЬ - согласно Библии - второй сын Адама и Евы, "пастырь овец". Его имя (др.-евр. Хэвел) означает "дуновение ветра", "пар", "суета (тщета)", что связано, по мнению нек-рых комментаторов, с разочарованием родителей в старшем сыне, не ждавшим радости и от второго (возможна нейтральная этимология - от аккад. Aplu - сын). Убит старшим братом Каином из зависти, т. к. его жертва, принесенная "от первородных стада", принята Богом, а жертва Каина, "от плодов земли", - отвергнута. Выбор обусловлен внутр. настроением приносящего, а не материальным качеством жертвы. А. становится первым сознательным олицетворением добра в противоположность Каину, к-рый, являясь воплощением зла, ненавидит его за праведные деяния. В христианской традиции А. рассматривается как первый мученик и первый гонимый праведник. Православные Отцы Церкви наиб. подробно развивают идею прообраза Иисуса Христа, указывая, что он был: 1) пастырь овец, человек, принесший праведную жертву (символ крестной и евхаристической жертвы и 2) праведник, претерпевший насильств. смерть. Память - в "Неделю праотец" (первое из двух воскресений перед Рожд. Христовым).

Предыдущая страница Следующая страница