Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "А" (часть 2, "АВЕ"-"АДА")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 2, "АВЕ"-"АДА")

Авенариус Вас. Петр.

АВЕНА́РИУС Вас. (Вильгельм) Петр. (1839-1923) - писатель. Сын лютеранского пастора. Окончил царскосельскую лютеранскую школу, 5-ю петерб. г-зию (1857) и естеств. ф-т Петерб. ун.-та (1861). Служил в хозяйств. департаменте МВД, затем - чиновником особых поручений в департаменте нар. просвещения (с 1880) и старшим чиновником канцелярии по учреждениям имп. Марии Федоровны. Шумную известность А. принес антинигилистич. ром. "Бродящие силы" (1867), задуманный как отклик на ром. "Отцы и дети", но превратившийся в обличение произв. о "новых людях" и ром. "Что делать?" Н. Г. Чернышевского. В нем А. увидел "лжереализм" и проповедь половой распущенности, но его собств. изображение "новых людей" вызвало обвинения в безнравственности. С нач. 1870-х гг. занялся дет. лит-рой, приобретя на этом поприще устойчивую и добрую репутацию автора, умевшего говорить на "взрослые" темы доступно и увлекательно. Составил сводный дет. вариант рус. былин ("Книга былин"), сб. "Тридцать лучших дет. сказок", написал пов. "Юнош. годы Пушкина" (1887), "Отроческие годы Пушкина" (1885) и др., вошедшие в 19 в. в круг дет. чтения ("Сказка о пчеле Мохнатке", 1879).

Авенариус Мих. Петр.

АВЕНА́РИУС Мих. Петр. (1835-95) - физик, чл-корр. Петерб. АН (1875). Род. в Царском Селе. В 1858 окончил Петерб. ун-т, в 1865-90 в Киевском ун-те (доцент, с 1866 - проф.) Организовал первую на Украине лаб. эксперим. физики и физич. лабораторный практикум (1876). Работы А. посвящены термоэлектрич. явлениям и молекулярной физике. В 1870-80 под его рук-вом в Киевском ун-те проведена большая работа по определению критич. параметров (температуры, объема, давления) разл. жидкостей. В 1880 предложил оригинальную систему переменных токов, к-рая применялась для питания свечей Яблочкова и получила Серебр. медаль на Парижской электротехнич. выставке (1881). В 1881 высказал мысль о существовании электрич. волн.

Авербах Ил. Ал-др.

АВЕРБА́Х Ил. Ал-др. (1934-86) - кинорежиссер, сценарист. Окончил мед. ин-т в Ленинграде, работал врачом, выступал как журналист, сценарист док. кино и ТВ. После Высших сценарных (Москва) и реж. (Ленинград, мастерская Г. М. Козинцева) курсов с 1967 - на "Ленфильме". Дебютные работы - док. ф. "Аут" и киноновелла "Папаня" (ф. "Личная жизнь Кузяева Валентина") - стали заявкой на собств. стиль в кинорежиссуре одного из самых заметных представителей т. н. ленингр. школы сов. кино. Первый полнометр. худож. ф. "Степень риска" (1969, по пов. Н. Амосова "Мысли и сердце", и собств. сценарию). В центре ф. А. почти всегда восходящий к рус. классич. традиции образ совр. интеллигента, преданного делу и долгу, абсолютно бескорыстного, скромного "рыцаря на каждый день": ученый Сретенский ("Монолог", 1973), школьная учительница Вера Ивановна ("Чужие письма", 1976), киноактриса Юлия Мартынова ("Голос", 1982). В ф. "Объяснение в любви" (по пов. Е. Габриловича "Четыре четверти", 1978) судьба героя-литератора рассматривается как часть общей биографии сов. интеллигенции. Черты режиссуры А. - объективность взгляда, спокойная сдержанность повествоват. манеры, органич. соединение док. конкретности с поэтич. мыслью.

Лит.: Зоркая Н. "Чужие письма" и своя тема // Аврора. 1975, № 12; Копылова Р. Илья Авербах. Л., 1987.

Аверинцев Сер. Сер.

АВЕ́РИНЦЕВ Сер. Сер. (род. 1937) - филолог, культуролог, библеист; член-корр. РАН с 1991 (АН СССР с 1987). Исследователь и переводчик трудов по позднеантичной, раннехрист. и ср.-век. лит-ре. Ученый необычайно широкого диапазона и эрудиции; автор работ по философии культуры 20 в. (в т. ч. "Попытки объясниться: Беседы о культуре", 1988), переводов европ. поэзии и прозы, статей об А. С. Пушкине, О. Э. Мандельштаме, И. В. Гёте; отв. ред. и автор "Словаря поэтики" (6 изд., 1989), книг "Взаимосвязь и взаимовлияние жанров в развитии античной лит-ры", "Древние цивилизации", "Поэтика др.-рим. лит-ры" (все 1989) и др. Гос. пр. СССР (1990), Гос. пр. РФ (1996).

Аверкиев Дм. Вас.

АВЕ́РКИЕВ Дм. Вас. (1836-1905) - писатель. Род. в купеч. семье. Окончил коммерч. уч-ще (1854) и естеств. отделение ун-та (1859). Начал как театр. критик, испытавший влияние А. А. Григорьева. В 1864 - один из активных сотр. журн. "Эпоха". С сер. 1860-х гг. начинает активную драматургич. деятельность. Широкую известность А. принесла "Комедия о российском дворянине Фроле Скабееве и стольничьей, Нардын-Нащекина, дочери Аннушке", поставленная в Александринском т-ре в бенефис В. В. Самойлова (1868). Ист. драмы А. ("Каширская старина", "Княгиня Ульяна Вяземская", "Темный и Шемяка", "Слобода Неволя" и др.), а также комедии или мелодраматич. пьесы с занимат. интригой и воспроизведением быта частного человека прошлых времен ("Это изображение в самом деле то настоящее, что и было" - Ф. М. Достоевский) прочно вошли в репертуар рус. т-ра 19 в. В 1870-х гг. А. - театр. рецензент газ. "Моск. ведомости" и сотр. газ. "Рус. вестник", где в 1877-78 опубл. его статьи по теории драмы, вошедшие в кн. "О драме. Критич. рассуждение" (1893). В 1880-х гг. А. назначен чл. Комиссии по составлению проекта положения об управлении имп. т-рами (вместе с А. Н. Островским и А. А. Потехиным); в 1882 - член театр.-лит. к-та, наблюдавшего за репертуаром. В обществ. сознании читателя 19 в. фигура А. неоднозначна: реакц. публицист, но талантливый театр. критик и незаурядный драматург.

Аверс

АВЕ́РС (франц. avers от лат. adversus - спереди, обращенный, повернутый лицом) - лицевая сторона монеты или медали. На А. античных монет чеканились изображение головы божества, эмблема города, в эллинистич. эпоху, как правило, портрет, в средневековье и в новое время - портрет или символ (эмблема, герб) правителя гос-ва, при к-ром монета была отчеканена. На А. монет 20 в. обычно помещен символ страны, или герб, реже портрет правителя или основателя гос-ва, а на оборотной стороне - номинал. На А. большинства монет дорев. России - портрет царя или двуглавый орел, на А. сов. монет - герб СССР. На А. монет РФ с 1991 г. - двуглавый орел.

Аверс

Аверс

Аверченко Арк. Тим

АВЕ́РЧЕНКО Арк. Тим. (1881-1925) - писатель, драматург, издатель. Род. в Севастополе в небогатой купеч. семье. Систематич. образования не получил из-за болезни глаз. В 1896-1907 служил в конторах Севастополя, Донбасса и Харькова, где в 1903 впервые выступил в печати. В 1906-07 ред. харьковских сатирич. ж. "Штык" и "Меч". С 1907 в Пб.; сотр. в ж. "Стрекоза". Один из создателей ж. "Сатирикон"; в 1913-18 возглавлял ж. "Новый Сатирикон". В них под многочисл. псевдонимами (Ave, Медуза Горгона, Ф. Опискин, Волк и др.) вел разл. отделы, а также регулярно печатал юмористич. рассказы под своим именем. В 1918 А. уехал из Петрограда, жил в Ростове-на-Дону, Харькове, Севастополе, сотрудничал в белогв. прессе. В 1920 эмигрировал в Константинополь, где возобновил созданный им еще в Севастополе театр-кабаре "Гнездо перелетных птиц". В 1922 переехал в Прагу; скончался от болезни сердца. А. - мастер короткого рассказа (в 1910-17 вышло б. десятка его сб-ков и многочисл. их переиздания). В форме традиц. юмористич. миниатюры преодолевал свойств. этому жанру развлекат. поверхностность (автор в т. ч. хлесткой полит. сатиры: "Кто ее продал", "Люди, близкие населению" и др.). В эмиграции издал кн. рассказов "Дюжина ножей в спину революции" (1921), где нарисовал картину крушения основ жизненного уклада России, к-рое было для А. знаком гибели нации ("Усадьба и городская квартира", "Трава, примятая сапогом", "Осколки разбитого вдребезги"). Сатирич. ром. А. "Шутка мецената" опубл. в 1925 посмертно.

А. Т. Аверченко

А. Т. Аверченко

Авилов Ник. Викт.

АВИ́ЛОВ Ник. Викт. (род. 1948) - спортсмен, легкоатлет, з. м. с. СССР (1972), один из лучших десятиборцев 70-х гг. Олимп. чемпион (1972) в десятиборье, бронзовый призер Олимп. игр 1976. Первый сов. спортсмен, завоевавший олимпийское первенство в данном виде спорта. Участник Олимп. игр 1968. Чемпион СССР 1972, 1975-76.

Авинов Ал-др Пав

АВИ́НОВ Ал-др Пав. (1786-1854) - воен. моряк, кругосветный мореплаватель, гидрограф, адмирал (с 1852). Учился в Морском корпусе (1801-03) и в Великобритании (1803-07). На стороне англичан участвовал в Трафальгарском сражении (1805). Во время войны России и Франции (1812-14) в составе рус. флота участвовал в мор. сражениях у берегов Англии и Голландии, Наваринском сражении (1827). Ближайший помощник адм. М. П. Лазарева в реорганизации Черномор. флота. Был нач. штаба Черномор. флота и командиром Севастопольского порта. Совершил кругосв. плавание на шлюпе "Открытие" (1819-22) с попыткой отыскать проход из Тихого океана в Атлантический, в ходе чего дал подробное описание участков побережья Чукотского и Берингова морей. Награжден рус., англ., франц., греч. орденами. Именем А. назван мыс на п-ове Аляска в Беринговом море.

Авксентьев Ник. Дм

АВКСЕ́НТЬЕВ Ник. Дм. (1878-1943) - полит. деятель. С 1897 учился на юрид. ф-те Моск. ун-та, пред. Союзного совета объединенных землячеств, один из рук. студенч. волнений 1899, после к-рых уехал на учебу в Германию. С 1905 в России, чл. партии эсеров, участник рев. событий 1905. В 1906-07 в ссылке, затем в эмиграции. В 1907-08 чл. ЦК партии, лидер ее правого крыла, входил в редакцию газ. "Знамя труда". С 1913 чл. масонской ложи "Агни". Во время 1-й мировой войны - оборонец, формировал отряды из рус. добровольцев во Франции. В апр. 1917 вернулся в Россию, избран чл. ЦК партии, с мая 1917 пред. Исполкома Всерос. Совета крест. депутатов, в июле-сент. - министр внутр. дел Врем. пр-ва, пред. Демократич. совещания и Предпарламента, выступал за войну до победного конца. После окт. 1917 - один из лидеров антибольшевист. "Союза возрождения России", в 1918 - пред. Уфимского гос. совещания, избран в состав Уфимской директории. В нояб. 1918 выслан колчаковцами за границу. С 1919 в Париже, один из лидеров эсеровской эмиграции, чл. редакции ж. "Совр. записки" (Париж), с 1924 чл. масонских лож "Сев. Звезда" и "Свободная Россия". С кон. 1920-х гг. от полит. деятельности отошел.

Соч.: Сверхчеловек, СПб., 1906.

Лит.: Чернов В. М. Н. Д. Авксентьев // Новый журнал. 1943, кн. 5.

Авраам

АВРАА́М - согласно Библии, состоятельный житель шумерского города Ура, избранник Божий, родоначальник израильтян восточных ("арабских") народов. Призвание А. в христ. традиции - переломный момент в духовной истории человечества. А. воплощает в себе готовность вернуться к утраченному в грехопадении союзу-завету с Богом: порвать с языческой средой и основать новую общину в указанной Богом Земле Ханаанской (Палестине). В соответствии с заветом А. и его будущий народ избираются на служение всему человечеству. А. идет в страну Ханаанскую, ставшую для его потомков Землей обетова́нной ("обещанной Богом"). Местные жители называют его "евреем", т. е. переселенцем из-за реки (Евфрата). Торжественное заключение "завета" (союза) Бога с Авраамом, названного позднее "старым" (ветхим), становится началом пути к новому союзу-завету. Его "телесное знамение" - обрезание, а знак обещания потомства - перемена имени: вместо Аврам ("великий по отцу") - Авраам ("отец множества [народов]"). У дубравы Мамре (близ Хеврона) А. принимает трех странников, изображаемых обычно в виде ангелов, что истолковывается как "прикосновенное" явление Святой Троицы. На этом эпизоде основан иконографический тип "Троицы ветхозаветной". Последним испытанием веры А. становится повеление принести в жертву Исаака, законного наследника. Авраам заносит нож, но ангел отводит его руку. (Жертвоприношение Исаака понимается в христианстве как прообраз жертвы Сына Божия). Память А. - 9/22 окт. Каноническое повествование об А. (Быт. 11,2-25,11) дополняется многочисл. еврейско-христианскими и мусульманскими легендами. В частности, ему приписывается изобретение алфавита и календаря, а также основание вместе с сыном Измаилом святилища Кааба в Мекке.

Авраамий

АВРАА́МИЙ (в миру Аверкий Иванович Палицын) (ум. 1626) - полит. деятель и писатель. Выходец из служилых людей. В 1588 попал в опалу и сослан в Соловецкий мон., где постригся в монахи. С 1608 - келарь Троице-Сергеева мон. Во время осады монастыря польско-литов. отрядами (1608-10) находился в Москве, рассылал грамоты по городам с призывом подняться на защиту Родины; в 1610 участвовал в посольстве к королю Речи Посполитой Сигизмунду III. В 1612 встал на сторону земского ополчения К. М. Минина и кн. Д. М. Пожарского. Участник Земского собора 1613, избравшего на царство Михаила Федоровича Романова. В 1618 один из организаторов обороны монастыря от войска польск. королевича Владислава. Последние годы провел в Соловецком мон. Написанное А. "Сказание об осаде Троице-Сергиева монастыря от поляков и литвы и о бывших потом в России мятежах" - один из осн. источников по истории Смутного времени: гл. причинами "Смуты" А. считал "безумное молчание" придворных, не решавшихся говорить правду царю, закрепощение крестьян, "повреждение" нравов.

Соч.: Сказание Аврамия Палицына. М.; Л., 1955.

Авраамий Ростовский

АВРАА́МИЙ РОСТОВСКИЙ (в миру Аверкий) - церк. деятель 11 в., архимандрит, креститель Ростовской земли. По преданию, получил от ап. Иоанна Богослова жезл, к-рым уничтожил изваяние языч. бога Велеса и основал на месте капища на берегу оз. Неро Богоявленский (Авраамиев) монастырь. Канонизирован Рус. Правосл. церковью.

Авраамий Смоленский

АВРАА́МИЙ СМОЛЕ́НСКИЙ - церк. деятель кон. 12 - нач. 13 в., проповедник и иконописец. Единств. источник сведений о нем - "Житие", написанное Ефремом. А. постригся в монахи в ранней молодости после смерти родителей (отец А. - приближенный князя). Его популярность как проповедника вызвала неприязнь игумена, и А. перешел из пригородного монастыря в Селище в Крестовоздвиженский мон. в Смоленске. Вскоре обвинен в ереси и чтении апокрифич. книг, по решению княж. суда отослан назад в Селище и лишен права служить как священник. По преданию, молитвой прекратил "великую засуху", повелением еп. Игнатия назначен настоятелем Богородичного монастыря. Впоследствии возведен в сан архимандрита.

Лит.: Редков Н. Преподобный Авраамий Смоленский и его житие... // Смоленская старина. 1909. В. 1. Ч. 1.

Авраамий Ростовский.

Авраамий Ростовский.

Аврамов Арс. Мих.

АВРА́МОВ Арс. Мих. (1866-1944) - муз. теоретик, композитор, фольклорист. Пытался построить ультрахроматический 48-тоновой звукоряд - т. н. универсальную систему тонов. Изучал и собирал образцы фольклора народов России и Востока. Изобрел способ графич. записи звука (т. н. "рисованный" звук), использованный за рубежом для озвучивания к/ф. Среди симфонич., камерно-инструментальных, хоровых произв. А. выделяется оригинальностью замысла "Симфония гудков" - музыка, воспроизводимая с помощью фабричных и заводских гудков (1922). Автор ряда музыковедч. работ.

Соч.: Грядущая муз. наука и новая эра в истории музыки // Муз. современник. 1916. № 2; "Ультрахроматизм" или "омнитональность" (гл. О Скрябине). Там же. 1916 № 4-5; Универсальная система тонов. Ч. 3. Итоги и перспективы // Жизнь иск-ва, Л., 1926. № 12; Синтетическая музыка. 1939. № 8.

Авранек Ульрих Иос.

АВРА́НЕК Ульрих Иос. (1853-1937) - хормейстер, дирижер. По нац. чех. С 1874 - в России, виолончелист и дирижер в разл. оперных труппах. С 1882 дирижер и гл. хормейстер Большого т-ра в Москве (в 1928-33 одновременно гл. хормейстер Оперного т-ра им. К. С. Станиславского). Дирижировал первыми представлениями на сцене Большого т-ра ряда классических рус. опер (в т. ч. "Князь Игорь" А. П. Бородина, "Ночь перед Рождеством" Н. А. Римского-Корсакова). Нар. артист РСФСР (1932). Герой Труда (1934).

Лит.: Ремезов И. У. И. Авранек. // Сов. музыка. 1937. № 12.

"Аврора"

"АВРО́РА" - бронепалубный крейсер 1-го ранга Балтийского флота. Построен на Балт. заводе в Пб., вступил в строй в 1903. Водоизмещение - 6371 тонн, длина 126,8 м, шир. 16,8 м, осадка 6,4 м., экипаж 637 чел., скорость 20 уз. (37,2 км/ч). Вооружение (1908): восемь орудий 152-мм, 24 - 75-мм, 3 торпедных аппарата. Назван в честь одноим. фрегата, отличившегося на дальневост. театре в период Крымской войны 1853-56. Во время рус.-япон. войны 1904-05 в составе 2-й Тихоокенской эскадры совершил переход на Д. Восток. Участвовал в Цусимском сражении (1905; ком. - кап. 1-го ранга Е. Р. Григорьев). В 1906 вернулся в Кронштадт. С ноября 1916 на капитальном ремонте. Выстрел бакового орудия вечером 25 окт. (7 нояб.) 1917 (т. н. залп "Авроры") стал сигналом к атаке Зимнего дворца. С 1948 "А." на вечной стоянке на набережной Б. Невки как пам. Окт. рев-ции и одновременно уч. база Ленингр. Нахимовского уч-ща. С 1950 на "А." создан корабельный музей, с 1956 филиал Центр. воен.-мор. музея. В результате восстановит. работ 1984-87 мн. подлинные детали и эл-ты корабля утрачены.

Лит.: Поленов Л. Л. Крейсер "Аврора": Путеводитель по корабельному музею. Л., 1988.

Крейсер Аврора

Крейсер Аврора

Автокефальные церкви

АВТОКЕФА́ЛЬНЫЕ ЦЕ́РКВИ (греч. αυτοζ - сам и κεφαλοζ - голова) - независимые, самоуправляющиеся, юрисдикционно и административно независимые правосл. церк. единицы, организованные по нац. и терр. принципам, имеющие собств. предстоятеля (патриарха, митрополита или архиепископа). Организационно независимы от высш. органа Правосл. церкви - Вселенского Собора, состоящего из представителей всех А. Ц. Число А. Ц. меняется, к кон. 1990-х гг. их 15. В офиц. списке (диптихе) Моск. Патриархии А. Ц.: Константинопольская (в 381 II Вселенский Собор признал за еп. Константинополя второе место "по чести", после Римского среди христ. епископов. Константинопольский патриарх считается "первым среди равных" среди др. правосл. церквей); Александрийская; Антиохийская; Иерусалимская; Русская (с 1448); Груз. (с 11 в.; после вхождения Грузии в состав России в 1811 потеряла свою автокефалию. После Февр. рев-ции 1917 автокефалия была восстановлена и в 1943 признана Русской Православной Церковью); Сербская (с 1219; окончательно - 1879. После Первой Мировой войны в нее вошли Черногорская, Карловацкая А. Ц.); Румынская (с 1865, признана Константинопольской Патриархией в 1885; после Первой мировой войны в нее вошли А. Ц. Германштадтская (Трансильванская) и Буковинская); Болгарская (с 10 в., восстановлена в 1879; в 1945 признана Констатинопольской Патриархией); Кипрская (с 431); Элладская (с 1833, признана Константинополем в 1850); Албанская (с 1922, признана Константинополем в 1937); Польская (с 1924, признана Русской Православ. Церковью в 1948); Чехословацкая (с 1951); Американская (с 1970). Первые 9 А. Ц. возглавляются патриархами, остальные - архиепископами или митрополитами. Среди разл. А. Ц. нет единого мнения о том, каким образом должна провозглашаться автокефалия. Помимо перечисл., неск. правосл. церквей не признаются ни одной А. Ц.: Рус. Зарубежная (т. н. Карловацкий раскол), Македонская, Украинская, Украинская - Киевский Патриархат и др.

Лит.: Скурат К. Е. История Поместных Правосл. Церквей. М., 1994. Т. 1-2.

Автономизация

АВТОНОМИЗА́ЦИЯ (от греч. αυτονομια - самоуправление, от αυτοσ - сам и νομοζ - закон) - одна из форм полит. формы объединения сов. республик. Идея А. принадлежала И. В. Сталину и нашла отражение в "Проекте резолюции о взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками" (1922). Документ предполагал провозглашение РСФСР гос-вом, в к-рое входят на правах автономии быв. независимые сов. республики. "План А." вел к созданию унитарного централизов. гос-ва и нарушал принцип самоопределения наций. Специально созданная комиссия во главе с И. В. Сталиным в основном проект одобрила. Против "плана А." выступил В. И. Ленин, предложив как форму объединения союз равноправных республик. После непродолжит. дискуссии первонач. проект был переработан. Предусматривалось заключение договора между независимыми равноправными республиками об объединении в Союз Сов. Социалистич. Республик. Реально принцип А. в измененном виде и без соотв. названия воплощен в жизнь при создании СССР.

Автономные церкви

АВТОНО́МНЫЕ ЦЕ́РКВИ - православные церковные единицы, относительно или частично независимые по отношению к Автокефальной церкви. Автономия предоставляется соответствующей автокефальной церковью, при этом указываются ее рамки. В наст. время А. Ц. являются: Синайская архиепископия (в составе Иерусалимской Правосл. Церкви), Финляндская (в составе Константинопольской Патриархии; признана Рус. Правосл. Церковью в 1957), Японская (с 1970; в составе Рус. Правосл. Церкви), Китайская (в составе Рус. правосл. Церкви; с 1957, восст. в 1997), Эстонская (1923-40, 1941-44 в составе Константинопольской Патриархии, не признавалась Рус. Правосл. Церковью; восстановлена в 1997). В 1936-40, 1941-44 в составе Константинопольской Патриархии существовала также Латвийская А. Ц., не признанная Рус. правосл. церковью. Во время Вел. Отеч. войны термин А. Ц. употреблялся также в отношении Укр. церкви, входившей в состав Рус. Правосл. Церкви, но лишенной связи с ней по обст-вам воен. времени. Догматич. решения Церкви-Матери обязательны для А. Ц.; глава А. Ц. не может канонизировать святых, устанавливать праздники, менять календарь, изменять богослужебный устав.

Авторский лист

А́ВТОРСКИЙ ЛИСТ - единица измерения объема публикуемых произв., равная 40 000 печ. знаков, 700 стихотв. строк или 3 тыс. см2 изобразит. мат-ла. При стандартном заполнении страницы (30 строк по 60 знаков в строке, т. е. 1800 знаков) А. Л. равен приблизительно 22 машинописным страницам. Учитывается при определении размеров гонорара. Фактический объем публикации измеряется в печ. листах (п. л. - это оттиск на одной стороне листа формата 60×90 см, по объему равный 1 А. Л.). Окончат. объем издания измеряется в учетно-издат. листах и включает кроме осн. текста разл. рода предисловия, колонтитулы и т. п. Исторически понятие А. Л. восходит к изданиям формата in folio (букв. "в лист"), чем и объясняется происхождение термина.

Авторское право

А́ВТОРСКОЕ ПРА́ВО - раздел гражд. права, регулирующий процесс обществ. использования произв. лит-ры, науки, иск-ва, определяет права и обязанности как автора (или его правопреемников), так и др. договаривающейся стороны, намеренной использовать произв. Автору принадлежит изначально исключит. право на использование своего произв. Лишь в нек-рых особо оговоренных в А. П. случаях произв. может быть использовано без ведома и (или) согласия автора. А. П. наследуется, а через определ. установленный срок (10, 25, 50 лет) утрачивает свою силу. Автор может передать права на использование своего произв. на определ. условиях, заключив соответств. авторский договор. Нарушение А. П. преследуется по междунар. законам. В новом Уголовном кодексе РФ отмечен ряд положений, ужесточающих ответственность за нарушение А. П.

Авторханов Абдурахман Геназович

АВТОРХА́НОВ Абдурахман Геназович (1909-97) - историк и политолог. Род. в чечен. ауле. После окончания начальных рус. и арабской школ поступил в медресе: исключен за чтение светской лит-ры. Ушел учиться пешком в Грозный. Служил в грозненском чеченском горном эскадроне; с 1923 жил в грозненском детдоме. Окончил школу 2-й ступени им. Т. Эльдарханова, где вступил в комсомол, затем в обл. партшколу. Член Коммунистич. партии в 1926-37. В 1931-34 на парт. работе в Чечне. В 1937 окончил Ин-т красной профессуры, по прибытии в Грозный арестован НКВД по обвинению в принадлежности к "контррев. чечено-ингушской террористич. орг-ции". В мае 1940 оправдан и освобожден, в нояб. 1940 арестован вторично "за вредительство", приговорен к 3 годам исправит.-трудовых лагерей, в апр. 1942 освобожден. Согласно распоряжению Л. П. Берия направлен к руководителям антисов. восстания на терр. Чечни с требованием прекратить сопротивление. Остался у повстанцев, в авг. 1942 с их политич. декларацией и предложениями об установлении союзных отношений послан навстречу германским войскам. В янв. 1943 - апр. 1945 работал в пропагандист. орг-ции "Винета" в Берлине, писал аналитич. очерки о сов. действительности, обзоры для Северокавказского региона. Член Северокавк. нац. к-та. В 1945-48 находился на терр. лагерей "перемещенных лиц" в Миттенвальде и Розенхайме, издавал ж. "Набат". С 1950 - сотр. еженедельника (журнала) "Посев" и одноим. изд-ва. В 1950 вместе с Н. А. Троицким (Нарейкисом-Яковлевым) основал Ин-т по изучению истории и культуры СССР в Мюнхене. В 1951 один из инициаторов создания Северокавк. антибольшевист. нац. объединения (СКАНО), ред. журнал "Свободный Кавказ". Один из лидеров Координационного центра антибольшевистской борьбы в 1953-56. С 1953 работал на радиостанции "Освобождение" ("Свобода"), жил в Мюнхене.

Среди соч.: "История культа личности в СССР" (курс лекций по радио), "Технология власти" (1959; опубл. в России в 1991), "Загадка смерти Сталина (заговор Берия)" (1976; опубл. в России в 1992); "Империя Кремля. Сов. тип колониализма" (1998).

Агамирзян Рубен Сер.

АГАМИРЗЯ́Н Рубен Сер. (1922-91) - реж., нар. артист СССР (1982). Род. в Тбилиси. В 1940 поступил в студию Тбилисского рус. драм. т-ра им. А. С. Грибоедова, в 1941 перешел в школу-студию "Госпромкино Грузия". В 1942-46 солдат Вел. Отечеств. войны. Демобилизовавшись, А. начал работать актером, а затем и реж.-ассистентом в Рус. драм. т-ре г. Кишинева. В 1948 поступил на реж. ф-т Ленингр. театр. ин-та им. А. Н. Островского в кл. проф. Л. С. Вивьена. В 1957-61 А. - реж. Акад. т-ра драмы им. А. С. Пушкина, в 1961-66 - реж. БДТ им. М. Горького, в 1966-91 - гл. реж., худ. рук. т-ра им. В. Ф. Комиссаржевской. Одновременно зав. каф. актерского мастерства Ленинград. гос. ин-та т-ра, музыки и кинематографии, с 1976 - проф. Пост. А. всегда находившего яркие и своеобр. решения, отличались тонким психологизмом, четкими мизансценами, добрым юмором, лиричностью. Значит. событием явились спектакли А. по трил. А. К. Толстого "Смерть Иоанна Грозного", "Царь Федор Иоаннович", "Царь Борис" (Гос. пр. СССР, 1984), где были остро поставлены проблемы нравственности, соотношения власти и личности. Поставил б. 50 спектаклей по произв. М. Булгакова, М. Шатрова, И. Друцэ, Н. Думбадзе, Г. Горина и др., в т. ч. в Венгрии, Финляндии, Чехословакии. Автор ок. 100 ст., кн. "Время. Театр. Режиссер" (1987).

Агапкин Вас. Ив

АГА́ПКИН Вас. Ив. (1884-1964) - воен. дирижер, трубач, композитор. Ок. 70 лет служил в воен. оркестрах рус. и сов. армий. Автор знаменитого марша-гимна "Прощание славянки" (1912), созданного под впечатлением первой из Балаканских войн кон. 1912 - 1-й пол. 1913 между Балканским союзом (Болгария, Сербия и др.) и Турцией.

Агарёв Анат. Аполлинар.

АГАШВ Анат. Аполлинар. (наст. фам. - Цеханович) (1864-1909) - рус. актер. В 1881 по окончании Петерб. театр. уч-ща четыре года играл в Иркут. т-ре, затем в разл. провинц. труппах: в Киеве у Н. Н. Соловцова, в Казани, Саратове у М. М. Бородая и др. В 1903-09 актер т-ра лит.-худ. об-ва (Т-р Суворина) в Петербурге. Принимал участие в гастрольных поездках М. Г. Савиной. Обладал ярким сценич. темпераментом: царь Федор ("Царь Федор Иоаннович" А. К. Толстого), Акоста ("Уриель Акоста" К. Гуцкова) и др.

Агафангел

АГАФА́НГЕЛ (в миру - Ал-др Лаврентьевич Преображенский) (1854-1928) - церк. деятель. Окончил Моск. духовную академию со степенью канд. богословия (1881). После смерти жены и сына принял монашеский постриг (1885), иеромонах. В 1886 - инспектор Томской духовной семинарии, игумен; в 1887 - ректор Иркутской духовной семинарии, архимандрит. С 1889 еп. Киренский. 1893-97 - еп. Тобольский и Сибирский, затем (до 1910) - Рижский и Митавский, с 1904 - архиеп. В 1910-13 - архиеп. Виленский и Литовский. В 1913-28 - архиеп. и митрополит (с 1917) Ярославский и Ростовский. В 1917-18 - чл. Поместного Собора Рус. Правосл. Церкви. С 1918 - чл. Высшего церк. управления и Свящ. Синода. Один из наиб. авторитетных иерархов своего времени. В 1922 патриарх Тихон после ареста передал А. грамоту, согласно к-рой последний ставился во гл. церк. управления до созыва нового Собора. Однако А. также арестован и сослан в Нарымский край. По завещанию патриарха от 25 дек. 1924, А. стал вторым (после Казанского митрополита Кирилла) канд. на должность местоблюстителя патриаршего престола. После освобождения А. НКВД, стремясь еще более расколоть Церковь, попыталось противопоставить его зам. патриаршего местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому). Однако А. ради церк. мира отказался от своих прав на высшее церк. управление. Зимой 1928 отмежевался от митр. Сергия, создав т. н. ярославскую оппозицию, но уже летом вновь вошел с ним в общение.

Агафошин Петр Спир.

АГАФО́ШИН Петр Спир. (1874-1950) - гитарист, педагог. Учился у А. И. Бенедиктова и В. А. Русанова. Начал играть на "русской" семиструнной гитаре, с 1901 - на классической шестиструнной. В 1898-1908 солист и концертмейстер Моск. об-ва мандолинистов и гитаристов, с 1912 гитарист Малого т-ра. Автор "Школы игры на шестиструнной гитаре" (М., 1934), ряда переложений и обработок пьес классич. и совр. репертуара. Среди учеников - А. М. Иванов-Крамской.

Соч.: Новое о гитаре: Гитара и ее деятели по новейшим данным. М., 1928.

Лит.: Вольман Б. Л. Гитара в России. Л., 1962.

Агглютинация

АГГЛЮТИНА́ЦИЯ (лат. agglutinatio, от agglutino - приклеивать, прилепить) - один из способов морфологич. конструирования (построения слов), состоящий в том, что к фонетически неизменяемому корню присоединяются однозначные и стандартные аффиксы. Термин А. введен нем. лингвистом Фр. Боппом в 1-й пол. 19 в. В рус. языкознании господствует представление об агглютинативном слове как о длинном "поезде", где "паровоз" - это корень, а цепочка "вагонов" - аффиксы, и "просветы" между ними отчетливо видны (метафора А. А. Реформатского), напр., казах. ат-ты-лар-ым-га "моим всадникам", где am- "лошадь" (корень слова, "паровоз"), ат-ты- "имеющий лошадь, конник, всадник" (производное слово), ат-ты-лар- "всадники" (-лар множ. число), ат-ты-лар-ым "мои всадники" (-(ы)м притяжат. показатель 1-го лица единств. числа); добавление показателя дательного падежа -га дает форму, к-рая приведена первой. При А. корень необязательно стоит в начале слова. По признаку А. выделяются т. н. агглютинативные, или агглютинирующие, яз. (тюркские, уральские, тунгусо-маньчжурские, монгольские, экскимосско-алеутские, генетически изолированные корейский и япон., баскский, енисейские и чукотско-камчатские яз., почти все яз. аборигенов обеих Америк и Австралии, яз. макросемьи банту, готтентотские и бушменские яз. в Африке). В рус. языке, относящемся к флективному типу, А. как способ связи морфем встречается в отд. глагольных формах, напр., пройдем > пройдем-те > пройдем-те-сь > пройдем-те-сь-ка.

Лит.: Реформатский А. А. Введение в языкознание. М., 1960; Серебренников Б. А. Принципы устойчивости агглютинативного строя и вопрос о морфологич типе языка // Морфологич. типология и проблема классификации языков. М.; Л., 1965; Успенский Б. А. Структурная типология языков. М., 1965; Володин А. П., Храковский B. C. Типология классификации морфем // Морфема и проблемы типологии. М., 1991.

Агеев М.

АГЕ́ЕВ М. - псевд. неизв. автора "Романа с кокаином" (опубл. в 1934 отрывками в эмигрантских периодич. изд. "Иллюстрированная жизнь" и "Числа", осенью 1936 - отд. книгой в Изд-ве молодых писателей в Париже), в СССР - в рижском ж. "Родник", 1989, № 6-11 и др. Именем А. подписан также рассказ "Паршивый народ" (ж. "Встречи", 1934), благосклонно встреченный эмигрантской критикой, в т. ч. Д. С. Мережковским, сравнивавшим автора одновременно с И. А. Буниным, В. Сириным (Набоковым) и М. Достоевским. После этого автор не давал о себе знать, и о его ром. забыли. Интерес к нему возродился в нач. 1980-х гг. (гл. обр. усилиями славистки Л. Швейцер); переведенный на осн. зап.-европ. языки, роман стал на нек-рое время междунар. бестселлером. Среди версий его авторства наиб. признанием пользовалась гипотеза Н. А. Струве, согласно к-рой ром. принадлежит В. Набокову. В. кон. 90-х гг. можно считать доказанным, что под псевд. "А." писал Марк Лазаревич (Людвигович, Леонтьевич) Леви (1898-1973) - уроженец Москвы, сын купца 1-й гильдии, учившийся в г-зии Р. Ф. Креймана и Моск. ун-те. После Окт. рев-ции служил в разл. сов. учреждениях, в нач. 1925 выехал за границу, жил в Германии, с нач. 1930-х - в Константинополе (Турция). В 1942 выслан турецкой полицией в СССР, жил в Ереване, преподавал иностр. языки в ун-те и др. (см.: "Был такой писатель Агеев...". Версия судьбы, или О пользе наивного биографизма. Публ. Г. Г. Суперфина и М. Ю. Сорокиной // Минувшее. Ист. альм. Вып. 16. М. - СПб., 1994. С. 265-285).

Агент

АГЕНТ (лат. agens - действующий) - лицо, действующее по поручению или полномочию к.-л., выполняющий поручение, уполномоченный. В дорев. России делились на офиц. и частных. Первые - представители публичной власти: дипломатич., торгово-дипломатич. и полицейские А., деят-ность к-рых была направлена на преследование лиц, скрывавшихся от правосудия, помощь в раскрытии полит. и уголов. преступлений внутри Российского гос-ва и за его пределами. Часто таких А. называли тайными, т. к. все поручения им давались негласно. В функции частных А. входил сбыт товара уполномочивших их лиц, уведомление их о ценах, требованиях к товару, проведение расчетов и т. д., за что А. получали определ. жалованье или (и) процент от суммы сделок, (т. н. комиссию, откуда назв. комиссионеры) вознаграждение, т. н. делькредере. По функциям частные А. делились на специальных (занимавшихся делами только одного лица или фирмы) и общих (получали поручения от разл. лиц, фирм и учреждений). А. имели свои конторы с штатом, вели отчетность и сообщали ее в центр. управление. Страховые и транспортные об-ва имели главных А., к-рые вели дела в округе, одной или неск. губ. А. подчинялись субагенты, управлявшие делами местности, города или губ., но иногда и целым краем.

Агин Ал-др Ал

А́ГИН Ал-др Ал. (1817-75) - рисовальщик, иллюстратор. Внебрачный сын помещика Псков. губ. Елагина. В 1834-39 учился в Петерб. АХ (с 1836 - в кл. К. П. Брюллова). Иллюстрировал соч. И. С. Тургенева, И. И. Панаева, Е. П. Гребенки. Осн. произв. - 104 илл. к "Мертвым душам" Н. В. Гоголя. В 1848-50 А. создал эскизы для рельефного постамента пам. И. А. Крылову в Летнем саду (СПб.) на сюжеты его басен (рис. использованы скульптором П. К. Клодтом). Отличился социально заостренными психологич. характеристиками персонажей, широтой обобщения и знанием рус. действительности.

Агин А. А. Иллюстрация к "Мертвым душам" Н. В. Гоголя.

Агин А. А. Иллюстрация к

Агиография

АГИОГРА́ФИЯ (от αγιός - святой, γραφω - пишу) - вид церк.-биографич. лит-ры. Первые рассказы о святых были, как гласит традиция, записаны рим. еп. Климентом в 1 в., позднее отд. жития были сведены в сб. для литургич. употребления. В Рус. Правосл. Церкви наиб. ранние образцы житийной лит-ры - "Прологи" представляли собой переводы греко-визант. оригиналов. В 12 в. появились огромные своды житий - "Четьи-Минеи", где жития распределялись в порядке празднования памяти отд. святых. В 1529-49 митр. Макарий составил "Великие Четьи-Минеи", в к-рые вошли все известные к тому времени рус. жития. Особый вид агиографич. лит-ры представляют "Патерики" - сб. рассказов об эпизодах жизни подвижников отд. монастырей.

Агиология

АГИОЛО́ГИЯ (от αγιός - святой, λόγός - слово) - богосл. дисциплина, изучающая святых с целью установления "типов святости", т. е. духовных направлений, или "школ", в конфессиональном, нац. и ист. планах с предварит. систематизацией и анализом текстов с ист., археологич., лит. и литургич. точек зрения.

Лит.: Иоанн (Кологривов), иеромонах. Очерки по истории рус. святости. Брюссель, 1961; Федотов Г. П. Святые Др. Руси. М., 1990.

"Аглая"

"АГЛА́Я" (по им. старшей из трех харит - богинь прекрасного и радостного в др.-греч. мифологии) - 1) первый рус. лит. альманах, изд. в Москве Н. М. Карамзиным (№ 1 - 1794, № 2 - в 1795). "А." включала как стихотворные, так и прозаич. произв. За исключением трех стихотворений, все соч. принадлежали Карамзину. Они объединены общим настроением (элегич. грусть) и замыслом (показать страдания человека в мире), что в изв. мере отражало умонастроения тех лет. 2) ежемес. ж., изд. в Москве П. И. Шаликовым в 1808-10 и в 1812. Публиковал гл. обр. переводы (Ж. Ж. Руссо, Л. С. Мерсье и др.), а также соч. В. В. Измайлова, Ф. Н. Глинки, А. Ф. Мерзлякова и др.

Агогика

АГО́ГИКА (от греч. αγωη - увод, унесение) - не обознач. в муз. нотации и отклоняющиеся от равномерной пульсации небольшие, взаимно компенсированные замедления и ускорения в исполнении, имеющие прообраз в естеств. вокальном интонировании муз. фразы и способствующие выразительности исполнения. Термин А. применялся в др.-греч. муз. теории; в совр. музыкознание введен нем. теоретиком Г. Риманом в 1884. А. является одним из важнейших выразит. средств при исполнении произв. определ. стилей рус. музыки 20 в. (Скрябин, Рахманинов).

Лит.: Скребков С. С. Нек-рые данные об агогике авторского исполнения Скрябина // Скрябин А. Н. К 25-летию со дня смерти. М., 1940.

Аграмов Мих. Вас.

АГРА́МОВ Мих. Вас. (наст. фам. Аврамов)(? - 1893) - реж. и актер. В 1861, оставив воен. службу, дебютировал на сцене Александрин. т-ра. С нач. 70-х гг. работал в провинции как актер, затем и как реж. В 1885-87 и 1889-90 служил в Т-ре Корша в Москве. Как реж. стремился к созданию сценич. ансамбля, к пост. пьес серьезного репертуара. Одна из самых значит. работ - спектакль "Горе от ума" по А. С. Грибоедову (1886), отличавшийся точностью в воспроизведении быта и костюмов. Ставил спектакли в труппах М. В. Лентовского ("Скоморох" в Пб., "Эрмитаж" в Москве); в 1893 реж. Одесск. т-ра.

Аграфена Купальница

АГРАФЕ́НА КУПА́ЛЬНИЦА - рус. назв. праздника св. Агриппины накануне дня Ивана Купала, т. е. 23 июня. В этот день собирают траву купальницу и веником из нее парятся в бане (куда несут и др. целебные травы). Можно предположить, что дневной сбор трав противопоставлен ночному - в ночь на Ивана Купала (т. е. ночь, наступающую после Аграфены). Купаются также в реке, причем в сев. губ. это первое купание в году ("закупываются", по формулировке В. И. Даля); общее купание сопровождается песнями (именно этот обрядовый мотив, но приуроченный к "Зеленым святкам", т. е. семику, Троице, обсуждает герой романа В. В. Набокова "Пнин"). Также в этот день готовят в складчину "обетную" кашу, некогда предназначавшуюся для нищих.

Адажиетто

АДАЖИЕ́ТТО (итал. adagiotto - довольно медленно) (муз.) - обозначение темпа среднего между адажио и анданте, а также название небольшой медленной пьесы или части многочастного муз. произв.

Адажио

АДА́ЖИО (итал. adagio - тихо, медленно, спокойно, осторожно) - 1) муз. термин, обозначающий медленный темп. Появился одним из первых в нач. 17 в., первоначально в б. степени определяя настроение ("с нежностью"), чем темп. Скорость исполнения определялась "ударами пульса здорового человека" (И. Кванц, 1752). В Италии в 17 в. А. обозначало также замедление первонач. темпа. 2) назв. отд. муз. соч. или части циклич. формы в темпе А. (обычно вторые части сонат и симфоний) лирико-филос. содержания. Иногда А. могут завершать циклич. форму (4 ч. 6-й симфонии Чайковского Adagio lamentoso). 3) медленный сольный или дуэтный танец в классич. балете. 4) часть урока классич. танца, включающая медленные упражнения, гл. обр. для приобретения устойчивости.

Адам

АДА́М (букв. "человек", от евр. адама́ - земля) - согласно Библии, первый человек, сотворенный "по образу и подобию Божию" (Бытие, 1, 26) на шестой день творения для господства над всеми ранее сотворенными. А. и Ева обитали в райском саду, Эдеме, и были изгнаны оттуда после того, как по наущению змея, вкусили плодов от древа познания. От А. и Евы родились два сына, Каин и Авель, а затем Сиф - родоначальник человеч. рода. Согласно другим книгам Ветхого и Нового Заветов и толкованиям христианских богословов, образ Божий в человеке являлся в бессмертии души, первонач. невинности, способности к познанию Бога, главенстве над низшими тварями и тройственности ума, сердца и воли. Христианская традиция считает полным воплощением Божественного образа только Иисуса Христа, а человека изображает лишь слабым и несовершенным подобием. В перен. смысле А. является символом древности и историч. первоначала ("начать от Адама"). В христ. традиции Христос осмысливается как "новый А." в качестве противопоставления "ветхому А.". Память - в Неделю св. пра́отец и Неделю св. отец (два ближайших воскресенья перед Рожд. Христовым).

Предыдущая страница Следующая страница