Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "А" (часть 3, "АДА"-"АЙБ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 3, "АДА"-"АЙБ")

Адамантовы

АДАМА́НТОВЫ (от старорус. адамант - алмаз) - старообрядч. согласие, отделившееся от поморского толка в нач. 18 в. Основатель - пастух Вас. Степанов, отсюда др. назв. - "пастухово согласие"). А. осуждали самоубийство за веру, отвергали паспорта и деньги, т. к. на них "печать антихристова" (гос. герб), запрещали участие в обществ. делах как помощь слугам Антихриста, признавали брак независимо от того, когда и кем он был заключен. В 19 в. согласие распространено в Архангельской и Олонецкой губ. Сейчас не существует.

Адамизм

АДАМИ́ЗМ (от им. Адама - первого человека, созд. Богом) - лит. направление, трактуемое как синоним акмеизма или особое течение в рамках акмеизма. Традиционно термин А. ассоциируется с фигурой С. М. Городецкого (и с его тягой к этнографич. и фолькл. тематике, к мифотворчеству), а акмеизм - с Н. С. Гумилевым. Однако, по сообщению Городецкого, автором термина "А." был Гумилев, а "акмеизм" - он сам. По малодостоверным высказываниям Белого, термин "А." принадлежит ему (а "акмеизм" - Вяч. Иванову). В 1912-13 термины употреблялись почти как равнозначные, позже термин "А." почти не применялся. Смысл понятия - в первобытной силе, "мужественно-твердом и ясном взгляде на вещи" (ср. тему остроты зрения у позднего О. Э. Мандельштама), естественности и незамутненности восприятия мира (ср. также первобытную тематику в стихах М. А. Зенкевича), но не менее важной была тема Адама, дающего имена всем тварям, подчеркнутая в стихах Городецкого: "И вот Адаму он [мир] поручен, / Изобретателю имен". Герой пов. Городецкого "Адам" (1915) "побеждает" антагонистов - "символиста" и "футуриста". Адам фигурирует также в стих. Гумилева "Сон Адама" (1910) и в "Notre Dame" (1912) Мандельштама. Расширит. употребление - в гимне "Бродячей собаки" М. А. Кузмина: "Цех поэтов - все Адамы, Каждый молод, но не груб".

Адамини

АДАМИ́НИ - семья швейц. архитекторов и строит. мастеров. Первый из них - Томмазо Адамини (1764-1828) приехал в Россию в 1796, поступил на службу в Кабинет Е. И. В. каменных дел мастером. Работал под рук-вом Дж. Кваренги на стр-тве Мариинской больницы на Литейном проспекте, 9 (1803-05) и уч-ща св. Екатерины на Фонтанке (1804-07), а также на перестройке Аничкова дворца (1801-11) и апартаментов имп. Александра I (1801-02, 1808), на достройке Смольного монастыря (1811-16); руководил стр-вом Михайловского дворца по проекту К. Росси (1819-25), одновременно работал на постройке здания Гл. штаба на Дворцовой площади. В 1825 вышел в отставку. Умер в СПб. Его сын Леоне Адамини (1789-1854) работал в России с 1816. Вместе с братом Доменико построил католич. церковь в Царском Селе (1825-26). Работал в Комиссии по построению Александринского т-ра и Театральной улицы по проекту К. Росси (1828-34), на восстановлении Зимнего дворца после пожара (1837-39), на постройке Мариинского дворца на Исаакиевской площади (1839-45), на стр-тве Исаакиевского собора (1844-45), на перестройке Мраморного дворца под рук. А. Брюллова (1844-50). Построил Александровскую больницу (1845-48) и новое здание Капитула российских орденов (1847-50). Умер в СПб. Второй сын - Доменико Адамини (1792-1860) работал в СПб. с 1818 подмастерьем каменных дел в Кабинете Е. И. В. на постройке Михайловского дворца (1819-25), на стр-тве Елагина дворца под рук. К. Росси (с 1823), построил по частному заказу купца Антонова дом на углу Марсова поля и набережной Мойки, т. н. дом Адамини (1823-27). В 1827 вернулся на родину. Племянник Томмазо - Антонио Агостино Адамини (1792-1846) работал в СПб. с 1818 подмастерьем каменных дел в Кабинете Е. И. В. на восстановлении после пожара Большого т-ра и на стр-тве Елагина дворца, с 1825 - каменных дел мастером, а с 1827 - младшим архитектором на строительстве Исаакиевского собора (1825-35). Установка 48 монолитных колонн из гранита вокруг собора (1830), а также изготовление и установка на Дворцовой площади 30-метровой монолитной Александровской колонны (1834) производились под руководством Антонио Адамини. Умер в СПб.

Адамович Георг. Викт.

АДАМО́ВИЧ Георг. Викт. (1894-1972) - поэт, критик. Род. в семье военного. В 1917 окончил ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та. В 1913-14 А. и его сестра, в будущем изв. танцовщица и педагог Т. В. Высоцкая (Адамович), содержали лит. салон, к-рый посещали поэты - сотр. ж. "Аполлон" и члены "Цеха поэтов", в деят-ности к-рого принимал участие и сам А. Выпустил сб. стихов "Облака" (1916), "Чистилище" (1922; в том же году уехал из России). Жил в Париже; в 20-30-е гг. вел лит. отдел газ. "Последние новости", став одним из самых авторитетных лит. критиков рус. зарубежья. В 1930 выступил издателем и ред. (совм. с М. А. Кантором) лит. журн. "Встреча". В 1939 опубл. сб. стихов "На западе". В нач. 2-й мир. войны А. ушел добровольцем во франц. армию. После войны публикует сб. критич. статей "Одиночество" и "Свобода" (оба - 1955), сб. стихов разных лет "Единство" и сб. эссе о поэзии и поэтах "Комментарии" (оба 1967). Умер в Ницце. А. - поэт и критик ориентировался на классич. строгость формы, непременное обращение к общим, "экзистенциальным" темам ("школа" А. получила назв. "парижской ноты").

Адамович Мих. Мих.

АДАМО́ВИЧ Мих. Мих. (1884-1947) - живописец "агитационного фарфора" 1920-х гг. Закончил Строгановское уч-ще в Москве. Основываясь на традиц. законах классич. стилей, создавал новый "советский" стиль. Выполнял проекты оформления интерьеров и монумент. росписи.

Адарюков Вл. Як

АДАРЮКО́В Вл. Як. (1863-1932) - иск-вед, книговед, библиограф, библиофил. Род. в Курске в дворянской семье; д. ч. Гос. АХ, проф. Высших худож.-технич. мастерских, организатор и руководитель Рус. об-ва друзей книги, автор тр. и библиогр. указателей по истории рус. гравюры и литографии, книговедению: "Добавления и исправления к Подробному словарю рус. гравированных портретов Д. А. Ровинского" (1911); "Словарь рус. литографированных портретов" (совм. с Н. А. Обольяниновым 1916), к-рый содержит описания 3023 портретов 1126 персон от "А" до "Д" (продолжение словаря, подготовленное А., неопубл.; рукопись хранится в РГАЛИ); "Библиография рус. типографич. шрифтов (1924); "Указатель гравированных и литографич. портретов А. С. Пушкина" (1926) и др.

Адашев Ал. Ив

АДА́ШЕВ Ал. Ив. (наст. фам. - Платонов) (1871-1934) - актер, педагог. С 1890 на провинц. сцене. С момента основания (1898) до 1913 состоял в труппе МХАТ. Среди ролей А. (исполняемых иногда с нек-рой тяжеловесностью): Молчалин в "Горе от ума" А. С. Грибоедова, пан Мусилович, Генерал ("Братья Карамазовы", Николай Ставрогин по одноим. ром. и "Бесам" Ф. М. Достоевского). В 1906-13 дир. драм. курсов ("Курсы драмы А."), где преподавали Л. М. Леонидов, В. И. Качалов, В. В. Лужский, Л. А. Сулержицкий и др. Среди окончивших курсы - Е. Б. Вахтангов, С. Г. Бирман, М. А. Дурасова. После закрытия курсов А. работал в провинции как актер и педагог.

Адашев Ал. Фед

АДА́ШЕВ Ал. Фед. (? - 1561) - гос. деятель, член Избранной Рады (по мнению многих исследователей ее фактический руководитель), придворный, одно время - любимец Ивана Грозного. Будучи мелким костромским вотчинником, сделал карьеру благодаря успешной службе в приказах - Челобитном и Казенном. Известен как инициатор гос. преобразований конца 40-х - 50-х гг. 16 в., возглавлял "партию реформ", т. н. "кружок Адашева". Занимался вопросами снешней политики, участвовал в подготовке присоединения к России Казанского ханства, играл заметную роль в дипломатических отношениях в начале Ливонской войны. Заведовал гос. архивом, вел гос. летописи, руководил составлением Разрядной книги и "Государева родословца". Государственную деятельность совмещал с выполнением придворных обязанностей, был ложничим и мовником, окольничим, постельничим. Ведал личной казной Ивана Грозного и являлся хранителем его печати. К 1560 отношения между царем и А. испортились во многом в результате интриг противников Избранной рады. А. оказался в опале, был отправлен в почетную ссылку в Ливонию, где был взят под стражу и вскоре скончался.

Лит.: Шмидт С. О. Правительств. деят-ность А. Ф. Адашева // Уч. зап. МГУ. 1954. Вып. 167.

Адашевский Вал. Тим

АДАШЕ́ВСКИЙ Вал. Тим. (1910-68) - артист балета, балетмейстер, педагог. Окончил драм. и хореогр. студии в Киеве в 1928. В 1929-37 артист Харьковск. т-ра муз. комедии. С 1937 солист, с 1947 балетмейстер, в 1951-63 гл. балетмейстер Саратовского т-ра оперы и балета. Среди ролей: Жан де Бриен ("Раймонда"), Бахметьев ("Кавказский пленник"), Фрондосо ("Лауренсия"), Евгений ("Медный всадник"), Зигфрид("Лебединое озеро"). Пост.: "Бахчисарайский фонтан" (1951, Б. Асафьев), "Шурале" (1952, Ф. Яруллин), "Семь красавиц" (1954, К. Корчмарев), "Лауренсия" (1955, А. Крейн), "Большой вальс" (1959, И. Штраус), "Щелкунчик" (1959, П. Чайковский), "Девушка и смерть" (1961, В. Ковалев). В 1944-48 преподавал в балет. студии при Саратовском т-ре. С 1960 худ. рук. Саратовского хореогр. уч-ща.

Адвентисты

АДВЕНТИ́СТЫ (от лат. adventus - пришествие) - последователи течения в протестантизме, верящие в скорое второе пришествие Христа. Традиция А. восходит к др. христианам, к-рые также верили в то, что конец света и второе пришествие ожидаются в ближайшем будущем, тогда как Церковь постепенно отодвигала эту дату в отдаленное будущее. Основатель адвентизма, зародившегося в США, баптистский проповедник Уильям Миллер (1782-1849) определил дату пришествия Христа на землю в 1843. Затем он объявил еще два срока пришествия, но и они истекли безрезультатно. Последователи У. Миллера утверждали, что Христос действительно пришел в указанное время, но перед очищением земного святилища был должен очистить небесное. А. отрицают бессмертие души, ад и рай. После смерти душа человека как бы погружается в сон, чтобы пробудиться в Судный день и либо обрести вечное блаженство, либо быть окончательно уничтоженной. Библия для них единств. источник вероучения. В конце концов мир, согласно А., будет уничтожен огнем, а для верующих будет создана новая земля. Скоро состоится второе пришествие (сроки, правда, теперь не определяются), сопровождающееся воскрешением праведников, затем наступит 1000-летнее Царство Христово, после чего воскреснут и неправедные. Из обрядов А. сохранили водное крещение (совершается над взрослыми) и причащение. Обязательной является и уплата десятой части доходов А. в пользу своей церкви. В ходе споров по вопросам догматики А. раскололись на неск. течений: самое многочисленное - А. Седьмого дня (АСД), А.-реформисты; Церковь Бога (Седьмого дня) и свыше десятка менее крупных церквей. Своей догматикой, обрядностью, бытовым укладом ("санитарная реформа") АСД обязаны Эллен Уайт (1827-1915), последовательнице Миллера, фактич. основательнице и идеологу этой церкви, "пророчице". Она же акцентировала особое внимание на заповеди о соблюдении субботы (т. н. "Четвертая заповедь"), что повлияло на назв. конфессии (т. к. существуют также адвентистские церкви, признающие воскресение - Адвентистская христ. церковь, Адвентистская генеральная конфессия Америки и пр.). В 1863 состоялась первая Генеральная конференция АСД - высший ее орган, состав участников к-рой переизбирается каждые 5 лет на всемирном съезде. В 1901 в Европе насчитывалось 7700, в США - 9240 А. К 1917 в Российской империи зарегистрировано 269 адвентистских общин с 6085 членами. К кон. 90-х гг. АСД ок. 5 млн. человек; общины А. существуют в 192 странах мира и составляют 11 дивизионов. В июле 1990 на всемирном съезде А. (Индианаполис, США) Церковь АСД СССР признана одиннадцатым дивизионом. В России действует ок. 450 молельных домов АСД, объединяющих б. 30 тыс. верующих. Кадры для Церкви АСД готовит Заокская семинария (Тульская обл.).

Адвербиализация

АДВЕРБИАЛИЗА́ЦИЯ (от лат. adverbium - наречие) - переход словоформ разл. частей речи в класс наречий без использования спец. словообразоват. аффиксов. А. возможна у словоформ, выражающих обстоятельств. значение: падежных и предложно-падежных форм существительных и склоняемых слов (ср. шагом, вскачь, сбоку, слегка, вслепую) и деепричастных форм нек-рых глаголов (ср. походя в значении "непринужденно, нехотя, молча"). Наречия, образованные путем А., могут сохранять в своем составе вышедшие из употребления слова (ср. босиком, украдкой, без умолку, до упаду) и грамматич. формы, например формы косв. падежей кратких прилагательных (ср. досуха, навеселе, смолоду).

Лит.: Грамматика рус. языка. М., 1960. Т. 1; Ермакова О. П. О нек-рых общих вопросах словообразования наречий // Развитие словообразования совр. рус. языка. М., 1966; Буланин Л. Л. Трудные вопросы морфологии. М., 1976; Рус. грамматика. М., 1980. Т. 1.

Адвокат

АДВОКА́Т - лицо, профессионально занимающееся ведением дел и защитой интересов своих клиентов в суде. Имеет юридич. образование и входит в корпорацию (коллегию) адвокатов (адвокатуру), введенную в России судебной реформой 1864 (до этого выступать в роли "ходатая" или "поверенного" мог кто угодно). Отныне лица, допускаемые к адвокатской практике, приносили присягу "не нарушать уважения к властям и судам и охранять интересы своих клиентов". Они ("присяжные поверенные") должны были иметь юридическое образование и не менее 5 лет прослужить до этого по судебному ведомству или проработать тот же срок под руководством присяжных поверенных в качестве их помощников.

Аделунг Фед. Павл

АДЕЛУ́НГ Фед. Павл. (1768-1843) - историк, лингвист, библиограф. Род. в г. Штеттине. Племянник знаменитого нем. филолога И. Х. Аделунга. Закончил Лейпциг. ун-т. В России жил с 1794; чл.-корр. АН (1809) и поч. чл. Харьковск. и Дерптск. ун-тов. В 1816 опубл. первый в России труд, сопоставляющий лексику санскрита и рус. яз. С 1818 чиновник особых поручений в мин-ве иностр. дел. В 1824-43 А. - начальник уч. отделения вост. яз. при Азиатском департаменте, способствовал орг-ции при отделении б-ки по востоковедению. Автор крупных библиографич. трудов, в т. ч. "Систематич. обозрения лит-ры в России в течение пятилетия, с 1801 по 1806 гг." (совм. с А. К. Шторхом, 1810-11), положившего начало рус. книжной статистике. Среди др. работ А. - опубл. в России на нем. яз. библиографич. указатель по санскриту (1830), указатель древних иностр. карт России (1840) и библиографич. пособие, фиксирующее записки зарубежных путешественников по России (1846). Богатейшая лингвистич. коллекция А. - источник для изучения мн., в т. ч. бесписьм., языков.

Адельгейм

АДЕЛЬГЕ́ЙМ братья, Роберт Львович (1860-1934) и Рафаил Львович (1861-1938) - рус. актеры, нар. артисты РСФСР (1931). Род. в Москве. Роберт А. закончил технич. уч-ще, Рафаил А. - конс. по классу фп. В 1888 бр. А. завершили учебу на драм. отделении Венской конс. и после неск. лет работы в т-рах Германии, Австрии, Швейцарии вернулись на родину. Рафаил А. дебютировал в 1894 в Орле в роли Короля Лира (в одноим. пьесе У. Шекспира), Роберт - в Житомире в 1895 в роли Уриеля Акосты (в одноим. пьесе К. Гуцкова). Вскоре они объединились и почти 40 лет разъезжали по городам России, исполняя преим. роли классич. репертуара. Гастрольная деят-ность А., отличавшихся высокой т-р. культурой, тщательностью в отделке ролей (при нек-рых эл-тах рассудочности и ложного пафоса, свойств. "нем. школе"), имела большое значение в приобщении широкого российского зрителя к лучшим произв. мировой драматургии и поднятии уровня провинц. т-ров России.

Роли Роберта А.: Отелло; Гамлет (одноим. пьесы Шекспира); Эдгар ("Король Лир" Шекспира); Карл Моор ("Разбойники" Ф. Шиллера); Фауст ("Фауст" Гете); Эдип ("Царь Эдип" Софокла); Уриель Акоста; Кин (одноим. пьеса А. Дюма); Годда ("Казнь" П. Н. Ге). Роли Рафаила А.: Яго ("Отелло" Шекспира); Шейлок ("Венецианский купец" Шекспира); Ричард III (одноим. пьеса Шекспира); Король Лир; Франц Моор ("Разбойники"); Бен-Акиба ("Уриель Акоста"); Мефистофель ("Фауст"); Недыхляев ("Кручина" И. В. Шпажинского); Свенгали ("Трильби" Ге).

Адлер Анна Ал-др.

А́ДЛЕР Анна Ал-др. (1856-1924) - книгоиздатель, педагог, обществ. деятель. В 1885 открыла ок. Подольска первую отечеств. типографию рельефно-точечного шрифта, выпускавшую книги для слепых по системе Брайля. Была инициатором открытия первой в России читальни для незрячих в Москве.

Адлер Бруно Фридрихович

А́ДЛЕР Бруно (Бруно-Вильгельм-Карл-Адольф) Фридрихович (1874-1942) - этнограф, географ, музеевед. В 1900 окончил Моск. ун-т (ученик Д. Н. Анучина) и Лейпцигский ун-т, где начал трудовую деятельность. В 1902 приглашен В. В. Радловым в Музей антропологии и этнографии (Пб.). С 1901 - хранитель этнографич. отдела Рус. музея. В мае 1910 удостоен в МГУ степени магистра географии. С июля 1911 - проф., зав. кафедрой географии, этнографии и антропологии Казан. ун-та. В 1902 возглавил Центр. музей Татарии. С сер. 20-х гг. в Москве (доцент, затем проф. МГУ), возглавлял этнографич. секцию Об-ва изучения Урала, Сибири и Д. Востока; чл. редколлегии ж. "Сев. Азия". Участвовал в подготовке 1-го изд. БСЭ (ред. статьей по антропологии и этнографии). Глубокий и разносторонний ученый, блестящий лектор, А. воспитал большое кол-во учеников (проф. И. А. Лопатин, Н. И. Воробьев, С. Н. Лаптев и др.). На I Всеросс. музейном съезде в дек. 1930 А. был подвергнут жестокой критике; 7 дек. 1933 арестован, выслан на Север, затем осужден на 7 лет лишения свободы; вновь судим и по решению Особого совещания при НКВД расстрелян в марте 1942 в г. Омске. Реабилитирован в 1990.

Соч.: Карты первобытных народов. СПб., 1910. (Изв. Об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии; Т. 69. Вып. 2); Этнография в средней школе // Сб. в честь 70-летия проф. Д. Н. Анучина. М., 1913. С. 319-330; Всеросс. этнографич. музей в Москве // Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии при Казан. ун-те. Казань, 1915. Т. 30. Вып. 4. С. 465-493; Иск-во в освещении этнологии // Первая Гос. выставка иск-ва и науки в Казани: Каталог. Казань, 1920. С. 79-86; Происхождение человека. М., 1929; Очередные задачи сов. этнографии в Азии // Сев. Азия. 1931, № 3-4. С. 222-231.

Адмирал

АДМИРА́Л (голанд. admiraal, от араб. аллмир аль бахр - владыка на море), чин и воинское звание высш. офицерского состава в воен. флотах. Появилось в Европе в 12 в. В России введено Петром I в 1699 по регламенту рус. флота. По Табели о рангах (1722) устанавливалось 4 адмиральских чина: генерал-А. (соответствовал ген.-фельдмаршалу), А. (полному генералу), вице-А. (ген.-лейтенанту) и контр-А. (ген.-майор) В нач. 18 в. А. командовал эскадрой (кордебаталией), его корабль нес на грот-матче адмиральский андреевский флаг, вице-А. командовал авангардом, контр-А. - арьергардом. В 1-й четв. 18 в. вместо чина контр.-А. на рос. флоте существовали звания арир-А. и шаутбенахт. В сов. ВМФ звание А. введено 7 мая 1940. Система адмиральских званий в СССР выглядела так: контр-А., вице-А., А., А. флота (соответствовал званию ген. армии, маршал рода войск). А. Флота Сов. Союза - высш. воинское звание в сов. ВМФ, соответствовало званию Маршал Сов. Союза.

Адмиралтейство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Адмиральский час

АДМИРА́ЛЬСКИЙ ЧАС - предобеденный перерыв в 11 ч., к-рый объявлялся ежедневно на флоте и в воен.-мор. учреждениях России для того, чтобы матросы и офицеры имели возможность "выпить и закусить" перед обедом. Введен в нач. 18 в. по распоряжению Петра I. В обиходной речи выражение А. ч. используется в иронич. значении "пора выпить".

Адодуров Вас. Евд

АДОДУ́РОВ Вас. Евд. (1709-80) - писатель, переводчик, филолог, педагог, гос. деятель. Выходец из дворянской семьи. Учился в Новгород. духовном уч-ще, в Славяно-греко-латинской академии (1723-26), Академич. г-зиях (с 1726) и ун-те (с 1727). Первый русский, получивший звание адъюнкта АН (1733). Активно выступал как переводчик, в 1730 - нач. 40-х гг. пользовался уважением как крупнейший авторитет в филологии. Читал в Академии лекции по рус. грамматике и риторике. В 1738-41 создал первую рус. грамматику на родном яз. С 1744 - преподаватель рус. яз. будущей имп. Екатерины II, к-рая его высоко ценила. В 1741-58 служил в Герольдмейстерской конторе, в 1762-78 куратор Моск. ун-та, способствовал его развитию.

Адольские

АДО́ЛЬСКИЕ (ОДОЛЬСКИЕ) - живописцы кон. 17 - нач. 18 в., сочетавшие черты др.-рус. иконописной традиции и приемы европ. светской живописи. 1) Григорий А. (? - не ранее 1725) проходил обучение в Оружейной палате в Москве (1680-е гг.). С 1694 имел звание "жалованного живописца". Работал в Москве и СПб. Писал картины батального жанра (для резиденции Петра I, 1694), портреты (воевода И. Е. Власов, 1695), аллегорич. картины в честь победы в Полтавской битве (1709) и др. 2) Иван А. (старший) (? - не ранее 1750), брат Григория, обучался также в Оружейной палате (1690-1700-е гг.). Работал преим. в СПб. Писал иконы для иконостаса Петропавл. собора (1726), портреты имп. Петра I и кн. А. Меншикова (1710), имп. Екатерины I (ок. 1726) и др. 3) Иван А. (младший) (1-я пол. 18 в.) писал иконы для церквей и соборов СПб., Петергофа.

Лит.: Овчинникова Е. С. Портреты в рус. иск-ве XVII в. М., 1955.

Адриан

АДРИА́Н (в миру Андрей) (1627-1700) - 10-й патриарх Московский и (с 1690) всея Руси. С кон. 1670-х гг. архимандрит Чудова мон. в Кремле, приверженец строгой монашеской жизни. В 1682 по поручению патриарха Иоакима доставил царям Ивану и Петру Алексеевичам ходатайство о прощении участвовавших в восстании стрельцов. С 1686 митрополит Казанский и Свияжский. Став патриархом, отстаивал независимость Церкви от гос-ва, настаивал на главенстве патриаршей власти по сравнению с царской, выступил против петровских реформ; написал грамоту против брадобрития, запугивая сбривших бороды Страшным судом. А. имел натянутые отношения с Петром I, но для упорядочения церк. управления издал ряд распоряжений (инструкция поповским старостам, 1697; запрещение открывать новые монастыри без государева указа, 1698), создававших предпосылки для будущих петровских преобразований. После смерти А. царь отложил избрание нового патриарха (местоблюстителем патриаршего престола назначен Стефан Яворский), а в 1721 патриаршее управление заменено Свящ. Синодом.

Адрианова-Перетц Варв. Пав

АДРИА́НОВА-ПЕ́РЕТЦ Варв. Пав. (1888-1972) - историк лит-ры, чл.-корр. АН СССР (с 1943) и УССР (с 1926). Засл. деятель науки (с 1959). После окончания киевской г-зии обучалась на ист.-филол. ф-те киев. Высш. жен. курсов (1906-10), в 1911-14 преподавала там же. Науч. деятельность начала в 1907 с доклада "Филология и ее методы", прочитанного в семинарии проф. В. Н. Перетца в Киеве, наметив одно из осн. направлений своих иссл.: проблему "лит. истории" памятников Др. Руси. В 1912 А.-П. сдала экстерном экзамены за курс ист.-филол. ф-та Киевского ун-та. В 1914 семинар Перетца перенесен в Пб. В 1917 защитила магистерскую дисс. на тему "Житие Алексея человека Божия в древней рус. литре и нар. словесности". Работы А.-П. 1920-30-х гг. посв. вопросам поэтики др.-рус. лит-ры и ее связям с фольклором, изучению демократич. лит-ры (сб. "Очерки по истории рус. сатирич. лит-ры 17 в."., 1937). В 1954 в сер. "Лит. памятники" вышел подготовленный А.-П. сб. "Рус. демократич. сатира 17 в.", включавший, в т. ч., неск. не изв. ранее текстов. Одновременно А.-П. проводила иссл. по истории школьного т-ра, предприняв единств. в своем роде попытку реконструкции сценич. приемов рус. школьного т-ра на основе ремарок и спец. пособий по постановке (ст. "Новые мат-лы по истории рус. школьного т-ра 18 в.", 1940). В ее монографии "Очерки поэтич. стиля Др. Руси" (1947) на осн. анализа "Слова о полку Игореве" выявлен ряд метафорич. символов, общих для нар. и книжной традиции. Текстологич. иссл. 40-х гг. посв. выявлению разл. редакций "Задонщины" и восстановлению первонач. авторского текста (3 варианта опублик. в сб. "Воинские повести Др. Руси", 1949). В полемике о подлинности "Слова" отстаивала его первичность по отношению к "Задонщине". В 1933 А.-П. вошла в организованный по инициативе акад. А. С. Орлова, Перетца и Н. К. Никольского отдел (сектор) др.-рус. лит-ры ИРЛИ АН СССР; в 1947-54 возглавляла ред. и соавтор ряда коллективных монографий и библ. пособий. Автор также ряда статей методологич. характера.

Соч.: Древнерусская повесть. Вып. 1. М.; Л., 1940; "Слово о полку Игореве". Библиография изданий, переводов, исследований. М.; Л., 1940; Хожение за три моря Афанасия Никитина. М.; Л., 1958.

Лит.: Еремин И. П. Очерк научной деятельности чл.-корр. АН СССР В. П. Адриановой-Перетц // Труды отдела древнерусской лит-ры 1958. Т. 14.; Дмитриев Л. А. "Слово о полку Игореве" в трудах В. П. Адриановой-Перетц // Там же. 1974. Т. 29.

"Адская почта, или переписка хромого беса с кривым"

"А́ДСКАЯ ПО́ЧТА, ИЛИ ПЕРЕПИ́СКА ХРОМО́ГО БЕ́СА С КРИВЫ́М" - сатирич. журнал, изд. Ф. А. Эминым в Пб. в июле-дек. 1769. Строился как переписка двух бесов (всего 112 писем), иногда в нач. номера помещалась полемич. часть от имени издателя; заканчивался номер, как правило, разделом "Ведомости из Ада". "А. П." в б. ч. представляет собой заимствования и компиляции из иностр. источников, гл. обр. из памфлетов франц. писателя Э. Ленобля (1643-1711), преим. русифицированных, что придавало журналу черты сатирич. обличения рус. об-ва. Отстаивая сатиру "на лицо", "А. П." в полемике между "Трутнем" и "Всякой всячиной" встала на сторону "Трутня".

Адъективация

АДЪЕКТИВА́ЦИЯ (от лат. adjectuvum - прилагательное) - переход разл. частей речи в класс прилагательных без использования спец. словообразоват. аффиксов (напр.: неизменяемые слова, утомленный вид, первый (в смысле "лучший") ученик, шахматист он никакой, где перед нами не причастия, числительные, местоимения, а прилагательные). К А. относят также употребление наречий в роли определения при существительных, обозначающих конкретные предметы: душа нараспашку, волосы торчком, шапка набекрень. В наиб. степени А. свойственна причастиям, у к-рых она проявляется в утрате или изменении функций грамматич. категорий вида, времени и залога.

Лит.: Лопатин В. В. Адъективация причастий в ее отношении к словообразованию // Вопросы языкознания. 1966. № 5; Калакуцкая Л. П. Адъективация причастий в совр. рус. лит. яз. М., 1971; Иванникова Е. А. Об атрибутивном употреблении наречий // Синтаксис и стилистика. М., 1976.

Адъюнкт

АДЪЮ́НКТ (лат. adjunctus - помощник, от глагола adjungo - присоединять, помогать) - 1) в дорев. России пом. профессора в ун-тах (до университетского устава 1863) и в нек-рых высших спец. уч. заведениях (напр., в Новоалександровском с.-х. ин-те). В Петерб. АН вакансии на учен. должность А. замещались путем выборов; по истечении 6 лет А., обязанный ежегодно представлять не менее одной науч. работы, имел право добиваться избрания в экстраординарные академики. 2) аспирант высшего воен.-уч. или воен. научно-исследоват. заведения, офицер, занимающийся в адъюнктуре (аспирантуре в учреждениях воен. ведомства).

Адырхаева Свет. Дзантемировна

АДЫРХА́ЕВА Свет. Дзантемировна (род. 1938) - артистка балета. Окончила Ленингр. хореогр. уч-ще в 1955 (кл. Е. Ширипиной). В 1955-58 - артистка Челябинского, в 1958-60 солистка Одесск. т-ров оперы и балета. В 1960-88 солистка Большого т-ра. Среди ролей: Зарема ("Бахчисарайский фонтан"), Хозяйка Медной горы ("Каменный цветок"), Мирта ("Жизель"), принцесса Флорина ("Спящая красавица"), Эгина ("Спартак"), Мехменэ Бану ("Легенда о любви"), Беатриче ("Любовь за любовь"), Магнолия ("Чипполино"), Гаянэ, Одетта-Одиллия, Китри. Техничному танцу А. присущи строгость пластич. рисунка, отточенность движений, скульптурность поз. Ее внешне эффектные героини казались холодновато-надменными. Наиб. значит. партии А. исполнила в балетах Ю. Н. Григоровича (Эгина и Мехнемэ). Нар. артистка СССР (1984). В 1980 окончила отделение педагога-балетмейстера ГИТИСа. С 1991 худож. рук. Т-ра балета Светланы Адырхаевой (совм. с А. Г. Закалинским).

С. Д. Адырхаева

С. Д. Адырхаева

Ажаев Вас. Ник

АЖА́ЕВ Вас. Ник. (1915-68) - прозаик. Род. в дер. Соцкое Моск. губ. С 1935 работал на Д. Востоке. В 1944 окончил Лит. ин-т. Печатался с 1934. Наиб. известность получил ром. А. "Далеко от Москвы" (1948), посв. стр-ву трубопровода в дальневост. тайге в годы Вел. Отеч. войны (Сталинская премия 1-й степени, 1949), одноим. ф., 1950, и опера И. И. Дзержинского, 1954. Пов. "Предисловие к жизни" (1961), ром. "Вагон" (1955-64; опубл. 1988), в значит. мере повторяют сюжет первого ром., если не считать того, что гл. персонажи здесь (строители метрополитена в 30-е гг.), в большем согласии с ист. реальностью, - заключенные, "лагерники".

Азадовский Марк Конст.

АЗАДО́ВСКИЙ Марк Конст. (1888-1954) - фольклорист, лит-вед, этнограф, историк обществ. мысли, библиограф. Род. в Иркутске. По окончании в 1913 ист.-филол. ф-та Петерб. ун-та оставлен при кафедре для подготовки к проф. званию. С 1918 - преподаватель Томского ун-та, в 1923-30 - Иркутского ун-та. Активный деятель этнографич. и краеведч. движения в Сибири в 20-е гг. Возглавлял Вост.-сиб. отд. Геогр. об-ва, один из основателей, член ред. ж. "Сиб. живая старина", организатор и участник ряда фольклорно-этнографич. эксп. по Вост. Сибири. С 1930 - в Ленинграде, с 1934 проф., с 1938 - зав. кафедрой фольклора Ленингр. ун-та, с 1939 - зав. сектором фольклора Ин-та рус. лит-ры (Пушкинский дом) АН СССР. Инициатор и рук. ряда крупных науч. изд. по фольклору (сб. "Сов. фольклор", 7 вып.; переизданий классиков рус. фольклористики), организатор ряда всесоюзных конференций и др. В 1949 в ходе кампании против "космополитизма" подвергся шельмованию и был отовсюду уволен. Автор б. 600 публикаций (см. в кн.: Марк Константинович Азадовский (1888-1954): Указ. лит-ры / Сост. В. П. Томина. Новосибирск, 1983), в т. ч.: "Ленские причитания" (1922); "Рус. сказка: Избр. мастера" (Т. 1-2. 1932). "История рус. фольклористики" (Т. 1-2). М., 1958-63; "Лит-ра и фольклор" (1938); статьи о творчестве П. П. Ершова, И. С. Тургенева, В. Г. Короленко и др. Составитель пособий: "Лит-ра по этнографии Сибири за последнее десятилетие 19 в." (1924), "Декабристы в Сибири" (1925). "Мат-лы для библиографич. словаря восточно-сибирских этнографов" (1926).

Азанчевский Мих. Павл

АЗАНЧЕ́ВСКИЙ Мих. Павл. (1839-81) - муз. деятель и композитор. Значит. часть жизни провел в Пб. Вместе с М. Мусоргским учился в Школе гвардейских прапорщиков, с 1856 - на гражд. службе. Композицией занимался у Г. Рихтера и М. Гаутмана (1861-1864, Лейпциг), брал уроки фп. игры у Ф. Листа (в Риме). В 1866-69 - в Париже; в 1870-76 - председ. дирекции Петерб. отд. Рус. муз. об-ва, в 1871-76 - дир. Петерб. конс. А. ввел б. строгие условия приема в конс. и впервые поставил вопрос об учреждении подготовит. училищ, о роли конс. в распространении муз. образования и эстетич. просвещения широких масс. Начинанием А. стали просветит. симфонич. концерты, в к-рых принимали участие педагоги и воспитанники консерватории. Он пригласил в конс. Н. А. Римского-Корсакова, Г. А. Лароша, изв. певицу Н. А. Ирецкую и др. Автор струнных квартетов и романсов, муз. критик (гл. обр. в ж. "Муз. сезон"), библиофил и коллекционер муз. редкостей. Приглашенный по инициативе А. Г. Рубинштейна на должность поч. библиотекаря Петерб. конс., А. в 1870 предоставил в пользование, а позднее подарил консерватории свою б-ку и уникальную коллекцию автографов. По данным 1882, б-ка А. "заключала в себе: а) книг - 5350 соч. в 6674 томах; б) партитур - 1093 соч. в 1197 томах, переложений для фп. - 630 соч. в 6637 томах; г) оркестровых и хоровых партий - 1543 номера; д) разл. пьес для струнных и духовых инструментов соло, дуэтов, трио и проч. - до 5000 экз. Кроме того - ценные рукописи и старопечатные соч. 15-18 столетий". Среди ценнейших раритетов коллекции автографов А. - рукописи Бетховена, Моцарта и др.

Лит.: Кремлев Ю. Ленинградская гос. консерватория. М., 1938. С. 37-43.

Азартные игры

АЗА́РТНЫЕ И́ГРЫ (от франц. hasard - случай, риск) - игры на деньги или др. "материальный интерес", в к-рых выигрыш зависит гл. обр. от случая, слепой фортуны. К А. И. относятся: рулетка, кости, лото, орлянка, ряд карточных игр (к примеру, банк, штос, ландскнехт, очко, или двадцать одно, и др.) и т. д. В России А. И. неоднократно подвергались разного рода запретам. Так, А. И. в карты, равно как и карточная игра вообще, появившиеся на Руси предположительно в нач. 17 в., впервые запрещены в царствование Михаила Федоровича. В "Уложении" Алексея Михайловича 1649 А. И. отнесены к "разбойным и татинным делам" и жестоко карались тюремным заключением, конфискацией имущества, телесными наказаниями и даже смертью. В дальнейшем гос. политика в отношении А. И. не отличалась последовательностью.

Азархин Род. Мих.

АЗА́РХИН Род. Мих. (род. 1931) - контрабасист. Окончил в 1949 спец. муз. школу при Ленингр. конс. у П. А. Вейнблата, в 1954 - конс. у М. М. Курбатова, в 1961 - аспирантуру Моск. конс. у С. Н. Кнушевицкого. Солист, ансамблист, один из немногих концертирующих (с 1949) исполнителей на контрабасе. Автор многочисл. переложений и обработок для своего инструмента, книги "Контрабас" (М., 1978).

Азарян Альберт Вагаршакович

АЗАРЯ́Н Альберт Вагаршакович (род. 1929) - гимнаст, з. м. с. СССР (1954), засл. тренер Армянской ССР (1966). Один из лучших гимнастов 50-х - нач. 60-х гг. Олимп. чемпион в упражнениях на кольцах (1956, 1960), в командном первенстве (1956), Серебр. медаль Олимп. игр 1960 в командном первенстве. Чемпион мира 1954 и 1958 в упражнениях на кольцах и в командном первенстве. Чемпион Европы 1955 (кольца, брусья). Неоднократный чемпион СССР в 1952-62 в отд. видах многоборья.

Азбука

Статья большая, находится на отдельной странице.

Азбука певческая

А́ЗБУКА ПЕ́ВЧЕСКАЯ - общее назв. руководств по теории знаменного пения, назв. в связи с употреблением в нек-рых списках 17 в. заголовка "Азбука знамению". В 15-16 вв. преим. назв.: "Имена знамением", "Петия знаменного указ" и др. Древнейшие из сохранившихся А. П. датируются 15 в. (простейший их тип - "перечисление", типология М. В. Бражникова). В А. П. вошла лишь часть употреблявшихся в распевах невм (как наиб. характерные для нотации знаковые семейства, так и отд. невмы). Тип азбуки-перечисления сохранялся на протяжении 16-17 вв., претерпевая определ. изменения в репертуаре невм, кол-во к-рых увеличивалось, и последовательности их изложения. Наиб. информативностью азбуки-перечисления обладали в 15 в., в последующие периоды они сохранялись гл. обр. "по традиции", т. к. уже в 16 в. сформировался тип "азбуки-толкования", состоящей из двух разделов: "како поется" и "по гласам" (типология М. В. Бражникова). В "толковании" распев каждой невмы получил словесное объяснение. Раздел "како поется" содержит информацию о познаковой системе распева, когда каждая невма сохраняет свое мелодико-ритмич. содержание вне зависимости от местоположения и окружения др. невмами; раздел "по гласам" демонстрирует еще только входящую в 1-й пол. 16 в. в употребление систему пения "по попевкам" - устойчивым знаковым последовательностям, содержащим развитые мелодич. обороты, б. ч. не совпадающие с индивид. знамением каждой невмы, входящей в начертание. Также здесь впервые в теории знаменного пения вводится гласовое разграничение распевов. Из двух принципов пения - "по знакам" и "по попевкам" - преим. развитие получил второй, что нашло отражение в новых типах рук-ва по знаменному пению, сформировавшихся к нач. 17 в.: "кокизниках" и "фитниках". В 17 в. наряду с традиционно сохранившимися знаменными рук-вами возник ряд своеобр. науч. трактатов, посв. проблемам теории знаменного пения: "Ключ знаменной" инока Христофора, "Предисловие пометкам", "Извещение о согласнейших пометах" А. Мезенца и др.

Лит.: Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. Л., 1972.

Азбуковники

АЗБУКО́ВНИКИ - рукописные толковые и энциклопедич. словари, в к-рых собраны глоссы (переводы, толкования, комментарии) др.-рус. книжности (10-17 вв.). В особый словарный тип (с многоаспектным, но при этом еще нерегулярным описанием лексики) оформились в Моск. Руси к сер. 16 в. А. были задуманы как тезаурусы (в пер. с греч. - запасы, сокровищницы), и составители их добивались все большей полноты мат-лов, стремясь разыскать "елико мощно" толкований. Привлечены были и опыты 13-15 вв. Цель А. была содействовать сохранению словесности древности, помочь преодолеть трудности, создаваемые произошедшими на протяжении веков изменениями в языке. В А. видели средство повышения культуры чтения и самой работы над книгой (переписка, правка, новые переводы, редакции). В А. сосредоточены сведения о значениях слов и оборотов речи, но объяснения в осн. принадлежат не лексикографам, а истолкователям текстов (богословам-философам, переводчикам и редакторам). Среди наиб. значит. А. - первый свод библейских книг с пер. недостающих его разделов - Геннадиевская Библия (1499); собр. соч. Максима Грека (с б. числом пояснений инояз. слов); созданный новгор. архиеп. Макарием (впоследствии митрополитом Всероссийским) при участии мн. лит. деятелей 16 в. огромный свод книг, объединявший, по словам Макария, все "чтомыя книги, яже в Русской земле обретаются". Старший из А. (б. 2000 статей) составлен в Троице-Сергиевой лавре. Ближайший к периоду филологич. деят-ности Максима Грека, этот А. во многом ориентирован на опыт византийской лексикографии. Второй и третий А. - тезаурусы (св. 5000 статей и б. 6000 статей), составленные в Москве и в Новгороде в 1596 при патриархе Иове, вслед за напечатанным в том же году в Вильне "Лексисом" Лаврентия Зизания. Создание этих трудов послужило не только нуждам просвещения, но и защитой церковнослав. яз., значение к-рого стремились принизить католики и униаты. Наиб. число списков А. относится к 17 в. (помимо тезаурусов, также краткие А. личностного характера). А. - тезаурусы 16 в. охотно копировались в 17 в., становясь все б. энциклопедичными. Все чаще наряду с монастыр. филологами копиистамии и читателями А. выступают горожане из среднего и низшего сословий. В кн. "Словари иностр. яз. в рус. азбуковнике 17 в." (1968) М. П. Алексеев дал обозрение соотв. фондов и библиографию работ, где они упомянуты, а также редких иссл., посв. этой теме.

Изд. и Лит.: Сахаров И. П. Сказания рус. народа. СПб., 1849. Т. 2, кн. 5.; Карпов А. Азбуковники или алфавиты иностр. речей по спискам Соловецкой библ-ки. Казань, 1878; Пруссак А. В. Описание азбуковников, хранящихся в Рукописном отделении имп. Публичной б-ки. Пг., 1915; Ковтун Л. С. Лексикография в Моск. Руси 16 - нач. 17 в. Л., 1975; Ее же: Азбуковники 16-17 вв. (Старшая разновидность). Л., 1989.

Азбуковники учебные и наказательные

АЗБУКО́ВНИКИ УЧЕ́БНЫЕ и НАКАЗА́ТЕЛЬНЫЕ - рукописные сб. учебного назначения, школьные пособия и наставления в Рус. гос-ве 17-18 вв. Часть их посв. первонач. обучению грамоте и грамматике, другие - правилам поведения (в школе, церкви, дома, на улице). В осн. содержали сведения о языке, нередко - и по др. предметам (религии, истории, арифметике, природе и пр.). В цикле грамматич. статей "Учение о восьми частях речи" (изложение знаний иногда дано в вопросно-ответной форме) - перевод (14 в.) соч., приписываемого Иоанну Дамаскину (Ягич И. В. Рассуждения южнослав. и рус. старины о церковнослав. яз. Т. 1, Ч. 3. СПб., 1885-95. С. 297-319); "Книга глаголемая буквы" (16 в.) с разделами "Просодия" (ударения) и "Орфография" - выдержки из "Грамматик" Лаврентия Зизания (1596) и Мелетия Смотрицкого (1619). Среди источников мат-лов по "счислению" - "Арифметика" Леонтия Магницкого (1703); сведения по истории почерпнуты из хроник и летописей (об Иулии Кесаре, о Ганнибале, о Магомете, о происхождении славян, о Батые, о Куликовской битве и др.); заметки о природных явлениях ("Сказания о грому и молнии", "О седми планетах", "О граде", "О снегу", "О дождевой дуге" (радуге), о птице Сирин, о струше (страусе) и др.) - из физиологов, палей, словарей-азбуковников. Как языковые, так и энциклопедич. статьи уч. азбуковников 17-18 вв. близки к статьям из "конвоя" (окружения) словарных сводов сб-ков, имеющих в осн. лексикографич. характер. В науч. лит-ре термин А. нередко сближен с лексемами, обозначающими смежные понятия: азбука, алфавит, алфавитарь, буквы, буквица, букварь и др., т. е. принимается во внимание лишь внешний (формальный) признак - размещение мат-лов учебника, пособия, рук-ва, словаря по алфавиту, что соответствует и школьной практике изучаемого периода (напр., "Алфавитарь ради учения малых детей", содержащий слав. буквы в сопоставлении с греч. и правила греч. грамматики).

Лит.: Мордовцев Д. Л. О рус. школьных книгах XVIII в. // Чтения в Об-ве истории и древностей рос. при Моск. ун-те. 1861. Кн. 4. С. 1-102; Буш В. В. Памятники старинного рус. воспитания. Пг., 1918; Его же. Старинные азбуки-прописи // Изв. Отд. рус. яз. и словесности Рос. АН. 1918. Кн. 1. С. 195-224; Медынский Е. Н. История педагогики. М., 1947; Алексеев М. П. "Гражданство обычаев детских", педагогич. трактат Эразма Роттердамского ("De civilitate morum puesitium"), русский пер. кон. 16 в. // Славянская филология: Сб. ст. М., 1958. С. 275-336; Мордовцев Д. Л. Соч.: В 2 т. М., 1991.

Азеф Евно Мейер Фишелевич

АЗЕ́Ф Евно Мейер Фишелевич (Евг. Фил.) (1869-1918) - полит. деятель и провокатор. Окончил г-зию в Ростове-на-Дону, участник местного рев. кружка. В 1892 из-за угрозы ареста за распространение рев. прокламаций уехал в Германию. По собств. инициативе с 1893 сотрудничал с департаментом полиции. По окончании Политехнич. ин-та в 1899 вернулся в Россию, участвовал в работе разл. рев. орг-ций. Один из основателей партии эсеров, чл. ее ЦК и рук-ва ее Боевой орг-ции, к-рую возглавил в 1903 после ареста Г. А. Гершуни. Участвовал в подготовке 28 террористич. актов, в т. ч. покушений на мин. внутр. дел В. К. Плеве (1904) и вел. кн. Сергея Александровича (1905). Выдал большинство членов Боевой орг-ции и мн. деятелей партии. В 1908 разоблачен В. Л. Бурцевым как провокатор, но сумел скрыться. Жил в Берлине, занимался биржевой деятельностью. В период 1-й мир. войны арестован герм. полицией и заключен в тюрьму Моабит. В дек. 1917 освобожден, служил в мин-ве иностр. дел Германии. В апр. 1918 умер от заболевания почек в одной из берлинских клиник.

Лит.: Провокатор: Воспоминания и документы о разоблачении Азефа. Л., 1929; Николаевский Б. История одного предателя. Террористы и полит. полиция. М., 1991; Письма Азефа. 1893-1917. М., 1994.

Е. Ф. Азеф

Е. Ф. Азеф

Азиатский музей

АЗИА́ТСКИЙ МУЗЕ́Й - первое востоковедч. учреждение Петерб. АН. Создан в 1818 на базе вост. коллекций Кунсткамеры; после передачи в 1835 коллекций одежды и предметов быта в Этнографич. музей превратился в чисто науч. учреждение, занимавшееся хранением, изучением и сбором вост. рукописей и монет, с большой востоковедной б-кой. До 1912 штат А. М. состоял из директора-академика и хранителя, к 1916 в связи со значит. увеличением б-ки и собр. рукописей он вырос до 6 чел. После окт. 1917 А. М. преобразован в координирующий востоковедный центр Петрограда-Ленинграда, расширен круг специальностей, впервые появляются специалисты по Индии и Д. Востоку, число науч. сотр. доведено до 18; создана Коллегия востоковедов. В 1930 А. М. преобразован в Ин-т востоковедения АН СССР.

Лит.: Азиатский музей Рос. АН, 1818-1918. Краткая памятка. П., 1920; Азиатский музей - Ленингр. отделение Ин-та востоковедения (1818-1967), М., 1972.

Азовский цикл

АЗО́ВСКИЙ ЦИКЛ - общее назв. цикла повестей об "Азовском сидении", созд. в сер. - 2-й пол. 17 в. и отразивших трансформацию жанра ист. повествования. Азовские повести ("историческая", "поэтическая", "сказочная", по терминологии акад. А. С. Орлова) написаны по следам событий, связ. с тур. крепостью Азов в устье Дона, к-рую в 1637 донские "вольные" казаки без согласия Моск. государя царя Михаила Федоровича захватили. Т. н. "ист." повесть ("Преднаписание о граде Азове и о прихожении атаманов и казаков великого Донского Войска и о взятии его") построена в форме офиц. войсковой "отписки" с целью убедить царя принять Азов под власть Москвы. Форма делового документа использована анонимным автором как агитац. и одновременно худож. прием, что характерно для лит-ры 17 в. Моск. пр-во не хотело ссориться с Оттоманской Портой, поэтому колебалось относительно прсоединения Азова, и в 1641 тур. султан Ибрагим I послал под Азов огромную армию (до 100 тыс. чел.) и флот. Небольшое войско (5,5 тыс. чел.) казаков держало осаду крепости 4 мес, отбив 24 приступа. Земский собор в 1642 отказался от Азова. Казачьему войску пришлось его покинуть, и лишь в 1696 в результате похода Петра I Азов присоединен к России. Об этом этапе борьбы за Азов рассказано в т. н. "поэтической" пов. ("Повесть об Азовском осадном сидении"), созд. одним из участников казачьего посольства в Москву, быв. беглым холопом князя Н. И. Одоевского, войсковым дьяком Фед. Ив. Порошиным. В лит. плане эта пов. представляет наиб. интерес, т. к. использует не только деловые канцелярские жанры, но и формулы воин. стиля, ориентируясь на такой высокий образец воинской повести, как "Сказание о Мамаевом побоище" и в особенности на казачий фольклор, (традиц. фолькл. эпитеты "реки быстрые", "море синее", "поля чистые", "тихий Дон Иванович" и т. д.). В 60-е гг. на осн. "поэтической" пов. создается "сказочная", с вымышленной интригой и персонажами, "История об Азовском взятии и осадном сидении от тур. царя Брагима донских казаков". Это пример уже ист. беллетристики, использующей мотив похищения знатной женщины и мотив "троянского коня". Если в "поэтич." пов. художественной доминантой был стиль, то в "сказочной" акцент переместился на сюжет (вся ее 2-я ч., посв. осаде, коллаж из авантюрных ситуаций).

Лит.: Орлов А. С. Ист. и поэтич. пов. об Азове (взятие 1637 г. и осадное сидение 1641 г.): Тексты. М., 1906; Робинсон А. И. Повести об Азовском взятии и осадном сидении (Иссл. и тексты) // Воин. пов. Др. Руси. М.; Л., 1949.

Азовский цикл. Взятие Азова русскими войсками в 1696. Миниатюра нач. 18 в.

Азовский цикл. Взятие Азова русскими войсками в 1696. Миниатюра нач. 18 в.

Айболит

АЙБОЛИ́Т (Доктор Айболит) - гл. герой одноим. сказок К. И. Чуковского (стихотворной и прозаич., последняя по Х. Лофтингу), добрый доктор, лечащий и спасающий зверей и маленьких детей.

Предыдущая страница Следующая страница