Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "А" (часть 4, "АЙВ"-"АКС")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 4, "АЙВ"-"АКС")

Айвазовский Ив. Конст.

АЙВАЗО́ВСКИЙ (Гайвазовский) Ив. Конст. (1817-1900) - художник-маринист. Род. в Феодосии в семье мелкого торговца-армянина (его ст. брат Габриэл стал вроследствии изв. богословом и иерархом армяно-григорианской церкви. Рано начал заниматься живописью (первый учитель - феодосийский арх. Кох). В 1833 по ходатайству таврич. губернатора А. И. Казначеева А. зачисляется "казенным пансионером" в АХ, где занимается под рук. пейзажиста М. Н. Воробьева и франц. мариниста Ф. Тоннера. Ученич. работы высоко оценил проф. А. И. Зауэрвейд. В 1835 за "Этюд воздуха над морем" А. получил 1-ю серебр. медаль. В АХ сближается с кружком К. Брюллова, пользуется покровительством Николая I, приобретавшего для своих дворцов многие его картины. После окончания (с зол. медалью) АХ два года работает в Крыму, посещает Италию, Германию, Францию, Испанию. В 1843 за полотна "Лодка черкесских пиратов", "Тишь на Средиземном море" и "Остров Капри", получившие награду на Парижской выставке, А. получает звание академика. С 1847 проф. Совершил 5 больших морских плавания, сопровождал вел. кн. Константина Николаевича в качестве художника, участвовал в обороне Севастополя, морских походах и сражениях. Состоял живописцем Гл. Морского Штаба с правом ношения адмиральского мундира. За картину "Четыре богатства России" награжден франц. орденом Поч. легиона. Удостоен чести написать свой портрет для галереи палаццо Питти во Флоренции. Среди ок. 6 тыс. живописных картин (не считая множества рис. и акварелей) - "Девятый вал" (1850) и "Пушкин на берегу моря" (1887, совм. с И. Е. Репиным). Героич. пафос, эмоциональность сближают творчество А. с романтизмом. Картины А. и их репродукции до наших дней сохраняют популярность в домашнем и общественном интерьере.

Лит.: Кузьмин Н. Н. Айвазовский и его произв. СПб., 1901; Айвазовский: Документы и мат-лы. Ереван, 1967; Вагнер Л. А., Григорович Н. С. И. К. Айвазовский. М., 1970; Пилипенко В. Н. И. К. Айвазовский: [Альбом]. Л., 1991.

Айвазовский И. К.

Айвазовский И. К.

Айвазовский И. К. Парусник.

Айвазовский И. К. Парусник.

Айги Ген. Ник

АЙГИ́ Ген. Ник. (род. 1934) - поэт и переводчик. Пишет также на чуваш. языке. Автор сб. "Отмеченная зима" (1982, опубл. за рубежом), "Здесь" и др., испытавших влияние франц. экзистенциализма и рус. религ. философии, часто близких по стилистике поэтике авангарда. Переводит на чуваш. яз. франц. поэтов.

Айзман Дав. Як

А́ЙЗМАН Дав. Як. (1869-1922) - писатель и драматург. Воспитывался в народнич. среде. Учился рисованию в Парижской высшей школе изобр. иск-ва. Герои его психологич. и бытовых зарисовок - готовые к жертвенному протесту евр. интеллигенты-идеалисты, ощущающие органич. связь с судьбой рус. народа. В годы 1-й рус. рев-ции печатался в горьковском изд-ве "Знание". Наиб. известность А. принесла построенная на стилизации библ. мотивов трагедия "Терновый куст" (1905), посв. героич. гибели молодых революционеров. Публикация в альм. М. П. Арцыбашева "Жизнь" проникнутых эротикой рассказов А. "Белый роман" и "Черный роман" (1908) привела к разрыву с М. Горьким. В поздних произв. А. проявились экспрессионистич. черты.

Айналов Дм. Власьевич

АЙНА́ЛОВ Дм. Власьевич (1862-1939) - историк визант. и рус. иск-ва. Учился в Новороссийском ун-те (Одесса) у Н. П. Кондакова. Проф. Петерб. ун-та (с 1903), чл.-корр. РАН (с 1914). Преподаватель Казанского ун-та (1890-1903). Продолжая лучшие традиции иконографич. школы Н. П. Кондакова, широко использовал при анализе ср-век. иск-ва стилистич. подход. Способствовал постановке важнейшей проблемы связи визант. и др.-рус. иск-ва с эллинистич. миром. Исследовал также зап.-европ. иск-во эпохи Возрождения. Среди учеников А. - Л. Мацулевич, В. Мясоедов, Н. Сычев.

Соч.: Эллинистич. основы византийского иск-ва. СПб., 1900; Византийская живопись 14 столетия. Пг., 1917; Этюды о Леонардо да Винчи. Л.; М., 1939; Geschichte der russischen Kunst. Berlin; Leipzig, 1932-33.

Лит.: Дмитрию Власьевичу Айналову от учеников к двадцатипятилетию его ученой деятельности: [Сб. ст. ]. Пг., 1915; Анфертьева А. Н. Д. В. Айналов: жизнь, творчество, архив // Архивы рус. византинистов в Санкт-Петербурге. СПб., 1995.

Айтматов Чингиз Торекулович

АЙТМА́ТОВ Чингиз Торекулович (род. 1928) - прозаик, публицист, обществ. деятель. Пишет на кирг. и рус. яз. Род. в семье старого коммуниста, репресированного в 1937. Окончил сельхозинститут. Первые рассказы опубл. в 1952. В 1956-58 учился на Высш. лит. курсах при Лит. ин-те им. Горького. Широкую известность принесла А. повесть "Джамиля" (1959), пер. с кирг. на мн. яз. мира. Как большой успех были оценены читателями и критикой также пов. "Первый учитель" и "Прощай, Гульсары!". В них отмечались искренность интонации и поэтичность в сочетании с психологич. достоверностью образов простых людей, страдающих и борющихся. В пов. "Белый пароход" (1970), "Пегий пес, бегущий краем моря" (1977), ром. "И дольше века длится день" ("Буранный полустанок") со стр. к-рого в отеч. публицистику пришло слово "манкурт" - человек, не помнящий ни родства, ни традиций, "Вариант зомби" (1980), проявляется тяготение писателя к филос. притче, к вечным вопросам бытия. Реальная жизнь и филос.-мифологич. план переплетается, что позволяет автору с предельной отчетливостью формулировать актуальные этич. проблемы. Ром. "Плаха" (1986) с образом христообразного, но убиваемого реальным совр. миром героя - одна из лит. сенсаций первых лет перестройки.

В последнее годы А. на дипломатич. работе. Основал "Иссык-кульский форум" - междунар. неправительств. орг-цию гуманистич. направленности. Живет в Люксембурге.

Айхенвальд Юл. Исаевич

АЙХЕНВА́ЛЬД Юл. Исаевич (1872-1928) - лит. критик. Род. в семье раввина. Образование получил в Ришельевской г-зии в Одессе и на ист.-филол. ф-те Новороссийского ун-та. С 1895 преподавал в уч. заведениях Москвы. Печатал стихи и статьи еще в гимназич. годы. Мировоззрение и критич. метод А. оформились под влиянием А. Шопенгауэра, монографию о к-ром К. Фишера "А. Шопенгауэр" (1896) и полн. собр. соч. философа (М., 1901-10. Т. 1-4) А. перевел с нем. яз. В 1890-1900-е гг. А., яркий представитель импрессионизма в рус. критике, печатал в разл. период. изданиях статьи на филос., лит. и театр. темы, основываясь на предпочтении интуитивного начала в постижении иск-ва рациональному, понятийному. Эссеистич. работы А. отмечены стремлением вжиться в мир худож. произв. (кн. о Пушкине. 1908; сб. "Отдельные страницы". 1910. Ч. 1-2). Известность А. принесли кн. "Силуэты рус. писателей" (1906-10. Вып. 1-3) и "Этюды о зап. писателях" (1910). Решительный противник социологич., утилитарного подхода к иск-ву, А. в своей эстетич. критике исходил из убеждения, что иск-во, красота несут в себе большой нравств. потенциал. Подверг переоценке наследие рев.-дем. критики. Очерк А. о Белинском вызвал в печати полемику, результаты к-рой А. подытожил в кн. "Спор о Белинском. Ответ критикам" (1911). Острой полемичностью отмечены также взгляды А. на театр. иск-во (статьи о т-ре в лит. портрете А. Н. Островского). А. не принял Окт. рев-цию, с к-рой связывал крушение свободы и падение культуры (кн. "Наша революция. Ее вожди и ведомые". М., 1918). Опубл. кн. "Лев Толстой" (1920), "Похвала праздности", "Поэты и поэтессы" (обе 1922). В 1922 вместе с др. представителями рус. интеллектуальной элиты выслан из Сов. России. Жил в Берлине, печатался в эмигрантской прессе, преподавал, выступал с лекциями.

Академизм

АКАДЕМИ́ЗМ - в пластич. иск-вах ев-роп. стран А. складывается в худож. академиях в 16-19 вв. и основывается на следовании формам классич. иск-ва античного мира (Др. Греция и Рим). Предлагал вневременные формы красоты, идеализиров. образы, сюжеты, заимствов. из античной мифологии, Библии, др. истории. Являлся, как правило, офиц. (придворным) иск-вом. Способствовал систематизации худож. образования, развитию классич. традиций в изобразит. иск-вах и архитектуре, созданию вненационального и внесословного идеала красоты посредством выработки системы худож. канонов. В 19 в. частично вытесняется нац. худож. школами, ставящими задачей создание "нац." иск-ва, растущей индивидуализацией процесса творчества, взаимопроникновением культур разл. цивилизаций, обращением к "неклассич." периодам европ. истории и эстетики (напр., средние века). В 20 в. происходит возрождение А., часто в модернизиров. формах. В рус. иск-ве А. связан с деятельностью Имп. АХ в СПб. (1757-1918).

Академии художественные

АКАДЕ́МИИ ХУДО́ЖЕСТВЕННЫЕ - научно- или уч.-творч. (гос. или частные) учреждения, являющиеся центрами пластич. иск-в. Первые А. Х. возникли в Италии в 16 в. как свободные объединения художников, изучающих античное наследие, приемы великих мастеров Ренессанса и развивающих их худ. принципы. Первая А. Х. в совр. смысле - Королевская академия живописи и скульптуры в Париже (осн. в 1648, действовала до Вел. франц. революции 1789), по образцу к-рой в 17-18 вв. были созданы академии в др. европ. странах (в Вене - 1692, Берлине - 1694, Лондоне - 1768). Академия в Париже сыграла важную роль в формировании эстетич. принципов классицизма - т. н. "большого стиля" офиц. придворного иск-ва. В 19 в. академиями стали называться и нек-рые частные студии (напр., Академия Жюлиана в Париже). Постепенно расширяющаяся свобода творчества сокращала влияние А. Х., оставляя им роль хранителей классич. идеалов красоты. Имп. Академия художеств в СПб. создана в 1757 по проекту графа И. Шувалова (первый ректор) как необходимая составная часть европ. стиля худ. жизни. Среди первых учеников - Баженов, Лосенко, Шубин, Рокотов и мн. др. (см. Академия художеств в России).

Академическая гимназия

АКАДЕМИ́ЧЕСКАЯ ГИМНА́ЗИЯ - первое в России светское ср. общеобразоват. уч. заведение при АН (1726); готовило к поступлению в Академич. ун-т; 2 отделения: нем. школа (3 года обуч.) и лат. школа (2 года обучения). Осн. предметы: языки, словесность, история, математика, рисование, естествознание. После создания в 1731 Шляхетского кадетского корпуса дети дворян, как правило, перестали поступать в А. Г., в осн. в ней обучались дети солдат, мастеровых, мелких ремесленников. В 1758-65 ее возглавлял М. В. Ломоносов, улучшивший материальное положение г-зии. Он составил Регламент уч.-воспитат. работы, основой обучения сделал рус. яз. и лит-ру, открыл интернат для бедных детей. Закрыта в связи с реформой образования (1805).

"Академические известия"

"АКАДЕМИ́ЧЕСКИЕ ИЗВЕ́СТИЯ" - журн., изд. АН в 1779-81, вышло 8 ч. Ред. П. И. Богданович, среди сотр. академики (А. И. Гильденштедт, И. И. Лепехин, Н. Я. Озерецковский и др.) и литераторы (Г. Р. Державин, И. Ф. Богданович, Я. Б. Княжнин, В. П. Петров и др.) публиковались как науч., так и лит. соч.

Академические экспедиции

АКАДЕМИ́ЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИ́ЦИИ - серия экспедиций, организов. АН в 1768-74, объединенных общей целью и единой инструкцией. Масштаб изучаемых территорий был так велик, что иссл. требовало новых методов и подходов для целостного изучения природы, населения и перспектив хоз. развития. В 1768-74 проведены 5 А. Э. Три эксп. наз. "Оренбургскими" (под рук. П. С. Палласа, И. И. Лепехина и И. П. Фалька), две - "Астраханскими" (под рук. С. Г. Гмелина и И. Н. Гильденштедта), но терр., охваченная иссл., была значит. шире указ. в назв. Эксп. акад. П. С. Палласа проводила иссл. в Волжско-Окском басс., на Южном Урале, Казахстане, Ю.-Зап. и Вост. Сибири до Иркутска и Читы. Палласом замечены особенности изменения растительности при изменении почвы, выдвинута науч. обоснованная, близкая к совр. гипотеза о происхождении Каспия, на основании внимательного изучения растительности опровергнуто мнение Гмелина о границе между Европой и Азией по Енисею (Паллас считал, что границу надо проводить по Уралу) и т. д. Материалы и выводы Палласа составляют кн. "Путешествия по разным местам Российского государства" (СПб., 1768). В состав отряда Палласа входил 16-летний студент В. Ф. Зуев, самостоятельно проводивший иссл. на Оби и Енисее. Его выдающиеся способности были замечены, он продолжил образование за границей, а впоследствии стал академиком. Маршрут эксп. адъюнкта И. И. Лепехина охватывал ряд областей Европ. России, Поволжья, Архангельскую губ., С. и С.-З. Каспийского побережья, часть берега Белого м. и Кольского п-ова до мыса Святой Нос. Особое внимание уделялось карстовым явлениям, почве, флоре, фауне, лесам и озерам. Материал, собр. Лепехиным, издан отд. кн. "Дневные записи путешествия доктора Академии наук адъюнкта по разным провинциям Российского государства" (СПб., 1780). В эксп. Лепехина участвовал талантливый студент Н. Я. Озерецковский, впоследствии, как и Зуев, ставший академиком. Маршрут эксп. проф. И. П. Фалька проходил по Европ. России, включая Поволжье, а также по Уралу и Зап. Сибири, дано очень подробное описание посещенных мест (Записки академика Фалька // Полн. собр. путешествий, изд. имп. Академией наук. СПб., 1824. Т. 6; СПб., 1825. Т. 7). Из расформированной после смерти И. П. Фалька эксп. образован небольшой отряд во главе с И. И. Георги, обследовавший оз. Байкал и его окрестности, посетивший о. Ольхон. Д-р И. Н. Гильденшетдт прошел по маршруту, огранич. пределами Европ. России и Кавказа. Впервые дал характеристику почвы, растит. и живот. мира степей, разделил степи на черноземные и солончаковые, высказал науч. теорию происхождения чернозема. В целом верно обрисовал строение Б. Кавказа. Сведения, собр. им, впоследствии использовались для составления карт. Среди послед. экспедиций заслуживает внимания эксп. на Ю. России под рук. В. Ф. Зуева, продолжившая деят-ность эксп. 1768-74 по выявлению пригодности присоединенных земель для сел. работ, знакомству с хоз. жизнью местного населения. Зуев первым дал науч. описание природы Крыма, собрал коллекцию минералов. Следует отметить также обследование Ладожского и Онежского озер, выполненное Н. Я. Озерецковским в 1785, две астрономич. экспедиции в пределах Европ. России: П. Б. Иноходцева в 1781-85 и Федора Черного в 1785 в Крым.

Академический театр

АКАДЕМИ́ЧЕСКИЙ ТЕА́ТР - поч. звание, к-рое присваивалось в СССР наиб. известным т-рам республик. Введено в 1919. Первоначально наименование "А. Т." было дано Художественному, Большому и Малому т-рам в Москве, Александринскому, Мариинскому и Михайловскому в Петрограде. Впоследствии количество А. Т. значительно увеличилось.

Академический университет

АКАДЕМИ́ЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕ́Т - первое в России светское высш. уч. заведение, готовившее выпускников для науч. и пед. деятельности при АН (1726-66). Изучались: естествознание, физика, химия, география, история, языки. В 1758-65 А. У. возглавлял М. В. Ломоносов, мн. сделавший для превращения его в подлинную высшую школу для "природных россиян".

Академическое издание

АКАДЕМИ́ЧЕСКОЕ ИЗДА́НИЕ - максимально полная науч. публикация соч. автора. Включает как окончат. тексты произв., так и иные редакции, варианты, наброски. Выходу А. И. предшествует особо тщательная науч. и редактор. подготовит. работа. Тексты произв. в А. И. обязательно снабжены обширным науч. (комментаторская и аналитич.) и справочно-библиогр. аппаратом.

Академия

АКАДЕ́МИЯ (греч. ’Ακαδημεια) - посв. др.-греч. герою Академу сад с гимназией к с.-з. от Афин, огорож. стеной, с 388 до н. э. занятый Платоном и его школой, называемой поэтому "академической". А. была местом не только собраний, но и жительства мн. философов, являясь как бы прообразом ун-тетских коллегий. Первым главой А. был Платон, похорон. вблизи ее ограды. В 529 н. э. имп. Восточной Римской империи Юстиниан закрыл все языч. школы, в т. ч. А., бывшую средоточием остатков эллинства, - этот год иногда (небезосновательно) считается годом гибели античной цивилизации. В честь афинской А. уже в древности назывались места филос. собраний и филос. салоны (напр., в Тускуланской усадьбе Цицерона). В 1459 Лоренцо Медичи возродил этот обычай и основал А. во Флоренции; впоследствии название А. как особенно престижное присваивалось множествам науч. и учеб. учреждений, культурных ассоциаций и т. п., включая (в России 90-х гг. 20 в.) даже заведения для дошк. воспитания детей.

Академия архитектуры СССР

АКАДЕ́МИЯ архитектуры СССР - высшее науч. учреждение в обл. архитектуры: функционировало в Москве в 1934-56. В состав А. а. входило НИИ, Музей архитектуры, б-ка, лаборатория, мастерские. Работал филиал в Ленинграде. В 1956 преобразовано в Академию стр-ва и архитектуры СССР (упразднена в 1964).

Академия в муз. иск-ве

АКАДЕ́МИЯ (в муз. иск-ве) - 1) в Европе 16-17 вв. название аристократич. ученых об-в или объединений, включающих профес. музыкантов и любителей и ставивших целью совм. муз., а также изучение и пропаганду муз. иск-ва. В России на рубеже 18-19 вв. объединение дворян - любителей музыки, старшиной к-рого был Н. М. Карамзин, (т. н. Муз. А.); в Пб. в 1828 аналогичную Муз. А. основал А. Ф. Львов (деятельность обеих А. в осн. сводилась к орг-ции концертов); 2) в Европе 18 - нач. 19 в. назв. крупного концерта (чаще всего - авторского); 3) назв. нек-рых муз. уч. заведений (напр., Королевская А. музыки в Лондоне) или оперных т-ров (напр., офиц. название т-ра "Гранд-Опера" в Париже - Нац. А. музыки и т-ра).

Академия естественных наук РФ

АКАДЕ́МИЯ естественных наук РФ - осн. в 1990 в Москве как Рос. академия естеств. наук (с 1991 - наст. назв.). Включает секции: физики; химии; наук о Земле; математики, информатики, кибернетики; биологии и медицины; "Российской энциклопедии".

Академия коммерческих наук

АКАДЕ́МИЯ (московская практическая) коммерческих наук - дорев. уч. заведение; возникла из частного коммерч. пансиона, открытого в 1804 моск. купечеством. Официально осн. в 1810. Цель А. к. н., как видно из устава и программы уч. курса, - "доставление детям поч. граждан, купцов, мещан и иностранцев общего (реального) и спец. образования, подготавливающего к коммерч. деятельности". Относилась к разряду ср. уч. заведений, хотя в уставе 1851 причислена к "разряду высших реальных и специальных училищ". Состав курса: приготовит., 6 общеобразоват. и 2 спец. Все воспитанники разделялись на интернов (полных пансионеров) и экстернов (приходящих полупансионеров и слушателей). Попечитель о поддержании и преуспевании А. - Об-во любителей коммерч. знаний. Судя по бюджету А., сумм на содержание от города, земства или купеч. управы не поступало. Осн. источники содержания: плата за воспитанников, взносы чл. Об-ва любителей коммерч. знаний и пособие, к-рым с 1871 А. пользовалась от Моск. купеч. об-ва в размере 5% от чистой годовой прибыли.

Академия коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской

АКАДЕ́МИЯ коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской - высш. пед. заведение (1923-35). Осн. в Москве на базе Академии социального воспит. (созд. в 1919 на основе пед. ин-та им. П. Г. Шелапутина). Слушателями зачислялись работники системы нар. образования - коммунисты, рекомендов. местными парт. органами. Фак-ты: дошкольный, школьно-педагогич., школ крест. молодежи, школ фабр.-зав. ученичества, школ взрослых, полит.-просветит. работы (с 4-летним курсом обучения), организац.-инспекторский (с 2-годичным курсом). В 1927 при А. к. в. создан веч. пед. ин-т для повышения квалификации работников просвещения. В 1934 А. переведена в Ленинград, в 1935 преобразована в Коммунистич. пед. ин-т им. Н. К. Крупской, к-рый в 1941 слился с пед. ин-том им. А. И. Герцена (ныне - Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена).

Академия наук

Статья большая, находится на отдельной странице.

Академия русского балета имени А. Я. Вагановой, Санкт-Петерб

АКАДЕ́МИЯ РУ́ССКОГО БАЛЕ́ТА И́МЕНИ А. Я. ВАГА́НОВОЙ, Санкт-Петерб. - старейшая балетная школа России. Осн. в Пб в 1738. Развивалась под влиянием франц., итал., отчасти дат. школ. Центр подготовки танцовщиков для имп. т-ров, после Октября - для гос. балетных трупп России и др. республик. Среди "столпов" педагогики петерб. школы: ее основатель Ж.-Б. Ланде; Ш. Дидло, поднявший уровень подготовки до европ.; М. Петипа, при к-ром рус. балет достиг первенствующего положения в мире; А. Ваганова, подытожившая ист. опыт рус. балета в учебник "Основы классич. танца" (1934). Славу петерб. - ленингр. школы принесли Е. Колосова, А. Истомина, Н. Гольц, Е. Андреянова, М. Муравьева, Е. Вазем, П. Гердт, О. Преображенский, М. Кшесинский, А. Павлова, В. Нижинский, А. Ермолаева, М. Семенова, Г. Уланова, К. Сергеева, Н. Дудинский, И. Колпакова, Ю. Соловьева, Н. Макарова, Р. Нуреев, М. Барышников; балетм. И. Вальберх, Л. Иванов, А. Горский, М. Фокин, Ф. Лопухов, В. Вайнонен, Р. Захарова, Л. Лавровский, Л. Якобсон, Ю. Григорович, И. Вельский, О. Виноградов и др.; педагоги Е. Сазонова, А. Лихутина, А. Артемьев, Ф. Малаверн, К. Лашук, Х. Иогансон, А. Богданов, П. Карсавин, Н. и С. Легатовы, Э. Чекетт, А. Ширяев, А. Бочаров, А. Лопухов, М. Романов, Е. Снетков, А. Монахов, Н. Ивановский, В. Пономарев, А. Пушкин, А. Писарев, Б. Шавров, В. Костровицкий, Е. Ширипина, Л. Тюнтина, Н. Балтачеева, Ф. Балабина, Н. Серебренников и мн. др. В 1991 уч-ще реорганизовано в А. Р. Б. Первый през. - К. Сергеев. После его смерти худ. рук. - И. Бельский.

Академия художеств в России

Статья большая, находится на отдельной странице.

Акакий Акакиевич

АКА́КИЙ АКА́КИЕВИЧ (Башмачкин) - персонаж пов. Н. Гоголя "Шинель", олицетворение униженности и угнетенности "маленького" человека, способного в минуту отчаяния на гневный протест пробудившегося чувства собств. достоинства.

Аканье

А́КАНЬЕ - произношение безударных гласных, при к-ром наблюдается неразличение гласных неверхнего подъема. Ср. "вада́", "трава́", но "во́ды", "тра́вы". Характерно для рус. лит. языка, южных говоров и белорус. языка. Противопоставлено оканью (см.).

Акафист

АКА́ФИСТ (греч. ′Υμυοζ ακαθιστοζ, букв. "гимн, при слушании которого нельзя сидеть", слав. "неседальный", в противоположность кафизмам, которые можно слушать сидя) - "жанровая форма церк. гимна, отработанная (на единств. образце) в ранневизантийскую эпоху, получившая распространение в греч. лит-ре зрелого и позднего Средневековья, а из нее перешедшая в др. восточноевроп. лит-ры" (Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977. С. 317). А. - сложное по композиции песнопение, прославляющее Иисуса Христа, Богородицу, святого либо праздник. Церк. устав знает лишь один А. Пресв. Богородице ("Взбра́нной Воево́де победи́тельная..."), по преданию, составл. патр. Сергием Константинопольским в 626 по случаю чудесного избавления византийской столицы от осадивших ее авар и повелевшего, по внушению самой Богоматери, написать ее образ на гор. воротах. (Вопросы датировки и авторства данного А. дискутируются до сих пор; см.: Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский. Ист. обзор песнопевцев и песнопения Греч. Церкви. Изд. 3. СПб., 1902. С. 185-189; Аверинцев С. С. Лит-ра // Культура Византии. 4-1-я пол. 7 в. М., 1984. С. 322-327). Состоит из 25 строф: 13 кондаков и 12 икосов. За каждым кондаком следует икос из 2 частей: в 1-й развивается определ. тема, 2-я содержит 12 строк, каждая из к-рых начинается со слова "радуйся" и содержит хваление. Этот А. включается в богослужебное после-дование утрени (текст помещен в Триоди Постной) и поется один раз в году - в субботу 5-й седмицы Вел. Поста, именуемой "Суббота Акафиста", или "Похвала Богородице". По образцу блестящего в лит. отношении А. Богородице составлены многочисл. подражания, а в России, где А. пишутся каждому вновь прославляемому святому, слово "А." из обозначения конкретного памятника превратилось в обозначение жанра. "Но все бесчисленное к-во особенно в России распространившихся акафистов есть не что иное, как убогое и бессодержательное старание перефразировать классич. А." При этом "замена акафистом кафизм Псалтири, как это часто делается, является просто насилием над уставом, литургич. безграмотностью и эстетич. безвкусием" (Киприан (Керн), архим. Литургика: Гимнография и эортология. Париж, 1964. С. 28-29). Худож. изложение принципов соч. А. см. в рассказе А. П. Чехова "Святою ночью" (Полн. собр. соч. и писем. М., 1946. Т. 4. С. 11-21). Тексты помещены в "Акафистнике" (разл. изд.) и многочисл. изд. отд. А. Перевод отрывков "А. Богородице" размером подлинника см.: Памятники визант. лит-ры 4-9 вв. М., 1968. С. 239-241.

Лит.: Попов А. Православные рус. акафисты, изд. с благословения Свящ. Синода: История их происхождения и цензуры, особенности содержания и построения. Казань, 1903.

Акварель

АКВАРЕ́ЛЬ (от лат. aqua - вода) - водно-клеевые краски из тонко растертых пигментов, смешанных с камедью, декстрином, а также живопись этими красками. Гл. особенность А. - прозрачность красок, сквозь к-рые просвечивают тон и фактура основы (бумаги, картона, реже шелка или слоновой кости). Обладает качествами живописи (богатство тонов и т. п.) и графики. Техники А. различают по способу наложения краски на основу и по качеству самой основы (сырая, увлажненная и т. п.). Специфика техники А. дает возможность размывов, затеков, создающих эффект подвижности изображения. Достоинствами акварельных красок являются быстрое высыхание (3-5 мин) и устойчивость (неизменяемость) тона после высыхания. Примесь белил в А. делает ее непрозрачной (см. Гуашь). Акварельные краски производят в виде твердых плиток или в жидком состоянии в тюбиках. Непрозрачная А. известна в Др. Египте. С 15 в. А. широко применяется в Европе, особенно для раскраски гравюр, чертежей, эскизов картин и фресок. В 16-17 вв. А. постепенно распространяются как самостоятельные художеств. произв. (Дюрер, голландские пейзажисты). Б. значение А. приобретает во 2-й пол. 18 в. в Англии, а в 19 в. успешно развивается во всей Зап. Европе (Э. Делакруа, О. Домье, П. Гаварни, А. Мендель и т. д.). Уже в 9-12 вв. др.-рус. рукописи иллюстрированы акварельными миниатюрами. В 18 в. А. используется в архитектурных пейзажах (А. Воронихин, Д. Кваренги, Ф. А. Алексеев), в крестьянских жанрах (И. А. Ерменев), пейзажах (М. М. Иванов). В 1-й пол. 19 в. - расцвет рус. реалистич. А. (Ф. П. Толстой, К. П. Брюллов, Г. Г. Гагарин и мн. др.). Совершенства в ней достигает А. А. Иванов; во 2-й пол. 19 в. в технике А. успешно работают И. Е. Репин, В. А. Суриков, И. И. Левитан, В. А. Серов, В. М. Васнецов, П. П. Соколов, М. А. Врубель. Широко используется в иллюстр. и портр. жанре. В 20 в. техника А. остается одной из распространенных и любимых (А. П. Остроумова-Лебедева, К. Ф. Юон, Е. Е. Лансере и т. д.). Особой виртуозностью, живописной свободой, многообразием тональных отношений отличаются работы А. В. Фонвизина, В. В. Лебедева, К. И. Рудакова, И. А. Тырсы. С 1920-30-х гг. к А. обращается широкий круг художников (А. В. Ведерников, А. П. Волков, П. М. Кондратьев, А. Е. Карев, Н. А. Лапшин, В. В. Стерлигов, М. В. Матюшин, Е. К. Эвенбах и мн. др.). В технике монохромной "черной" А. выполнены мн. работы П. Д. Корина, И. И. Куприянова, Кукрыниксов, Д. А. Шмаринова и др. А. часто используется вместе с др. материалами (гуашь, тушь и т. п.).

Лит.: Фармаковский М. В. Акварель, ее техника, реставрация и консервация. Л., 1950; Виннер А. В. Материалы живописи. М., 1954; Столяров И. М. Акварель: Материалы и способы письма. Минск, 1980; Рус. акварельная живопись кон. 19 - нач. 20 в. М., 1968; Совр. сов. акварель / Вступ. ст. В. И. Володина. М., 1983.

Акватинта

АКВАТИ́НТА (итал. acquatinta) - вид гравюры, основ. на травлении кислотой поверхности металлич. пластины, покрытой смолистым (канифольным) или асфальтовым порошком. Многократное травление создает эффект разнообразных тональных решений. Применяется часто с офортным штрихом. Техника А. была изобретена в 1768 франц. художником Ж. Б. Лепренсом и первонач. применялась для репродуцирования акварелей. Сочетая А. и офорт, работал Ф. Гойя (серия гравюр "Капричос" и др.). В. 19 и 20 вв. ведутся поиски новых технологий.

Лит.: Турова В. В. Что такое гравюра. М., 1986.

Акименко Фед. Степ

АКИМЕ́НКО (Якименко) Фед. Степ. (1876-1945) - композитор, пианист. Окончил Петерб. конс. (1914) по кл. композиции (ученик Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова, Я. Витола). В 1919-23 проф. Петрогр. конс. С 1923 в Париже. Автор оперы и произв. малой формы - инструмент. и вокальных миниатюр, фп. пьес, романсов, обработок рус. и укр. нар. песен.

Акимов Бор. Бор.

АКИ́МОВ Бор. Бор. (р. 1946) - артист балета, педагог. Окончил Моск. хореогр. уч-ще в 1965 (кл. М. Лиепы) и балетмейст. фак-т ГИТИС в 1978. В 1965-89 солист Большого т-ра. Первый исполнитель партий: Злой гений; Курбский ("Иван Грозный"), Клеон ("Икар"), Хорут ("Индийская поэма"). Среди др. его ролей: Зигфрид; Геолог ("Геологи"), Ильяс ("Асель"), Иванушка ("Конек-Горбунок"), Красс ("Спартак"), Юноша ("Шопениана"), Сергей ("Ангара"), Павел I ("Подпоручик Киже"), Ганс ("Жизель"). Танцовщику был особенно близок острый, сложный, экспрессивный яз. совр. хореографии. Наиб. интересными в исполнении А. представали отрицат. персонажи, а также герои, терзаемые внутр. противоречиями. С 1989 педагог-балетм. Большого т-ра. Работал педагогом в лондонской Королевской балетной школе, в балет. труппах т-ров "Ковент-Гарден", "Ла Скала" и др.

Б. Б. Акимов

Б. Б. Акимов

Акимов Ник. Пав

АКИ́МОВ Ник. Пав. (1901-68) - реж., художник. Нар. артист СССР. Основатель каф. художеств. оформления спектакля и техники сцены. Проф. Ленингр. гос. ин-та т-ра, музыки и кинематографии. В 1916-18 учился в студии при объединении "Мир иск-ва" под рук-вом М. В. Добужинского, А. Е. Яковлева, В. И. Шухаева в Пг. Как театр. худ. впервые выступил в Харькове в 1922, с 1923 работает в Ленинграде в т-рах малых форм ("Балаганчик", "Вольная комедия", "Кривое зеркало"). В 1927 А. - сопостановщик "Сэра Джона Фальстафа" по Шекспиру, в 1929 - "Врагов" Лавренева (БДТ), "Тартюфа" Мольера (Акдрама). Значит. работы той поры в качестве художника - "Конец Кри-ворыльска" Б. С. Ромашова, "Бронепоезд 14-69" В. В. Иванова, "Ярость" Ю. И. Яновского, "Робеспьер" Ф. Ф. Раскольникова, "Страх" А. Н. Афиногенова в Акдраме; "Разлом" Б. А. Лавренева, "Заговор чувств" Олеши, "Коварство и любовь" Шиллера - в Т-ре им. Вахтангова; "Человек с портфелем" A. M. Файко - в Т-ре Рев-ции. Владел разнообр. стилями (экспрессионизм, конструктивизм, натурализм, символизм), дерзко сочетая их с эл-тами кинематографа (крупный план, монтажность, полиритм кадров). Первая самостоят. работа А. как реж.-постановщика, художника, автора эскизов костюмов - "Гамлет" в Т-ре им. Вахтангова (1932) стала программной для его дальнейшего творчества, отмеч. остротой мысли и чувства современности.

С 1931 А. гл. художник Акдрамы. В 1935-49 и в 1956-68 - гл. реж. Ленингр. т-ра комедии. Строил репертуар с ориентацией на совр. зап. драмагургич. классику в новых переводах ("Собака на сене", "Валенсианская вдова" Лопе де Веги, "Школа злословия" Шеридана, "Двенадцатая ночь" Шекспира). Пост. мн. пьес Е. Шварца ("Тень", "Дракон", "Обыкновенное чудо") заострили реж. почерк А. В предвоен. период сложилась прославл. труппа т-ра: И. Гошева, И. Зарубина, Л. Сухаревская, Е. Юнтер, Б. Тенин, А. Вениаминов, Л. Колесов, С. Филиппов. В 1949 А. уволен за "формализм" и "западничество". С коллективом Нового т-ра (ныне - Открытый т-р) с 1952-56 поставил "Тени" Салтыкова-Щедрина, "Дело" Сухово-Кобылина, соединяя сатиру с тонким психологизмом. В 60-е гг. инсценировал: "Пестрые рассказы" по А. Чехову (1959), "Дон Жуан" Дж. Байрона. Создал своеобр. лабораторию молодых отечеств. комедиографов (Д. Угрюмов, Д. Аль, В. Левидов, В. Константинов, Б. Рацер). А. принимал участие во мн. худож. выставках в СССР, трижды - в международных (Париж, Милан, Нью-Йорк).

Соч.: О т-ре. Л.; М., 1962; Не только о т-ре. Л.; М., 1966.

Акимова Софья Вл

АКИ́МОВА Софья Вл. (1887-1972) - певица (сопрано), педагог. Окончила Лейпцигскую высш. муз. школу по кл. фп. у К. Венделинга (1909), пением занималась у М. А. Славинской и С. М. Мирович. Солистка Мариинского т-ра (1913-29). Ведущая исполнительница сопрановых партий в операх Р. Вагнера. Одна из лучших ролей - Феврония в оп. "Сказание о граде Китеже", где А. выступала вместе с мужем И. В. Ершовым. Преподавала в Петерб. (Ленингр.) конс. (1919-25 и 1929-52), проф. (1939), засл. деят. иск-в Узб. ССР (1944). Среди учеников: Т. Н. Лаврова, М. А. Довенман, В. И. Кильчевский.

Аккомпанемент

АККОМПАНЕМЕ́НТ (франц. accompagnement, от accompagner - сопровождать) - муз. термин, означающий сопровождение осн. муз. текста. Восприятие А. происходит путем переключения слушательского внимания с рельефных, отчетливо воспринимаемых эл-тов муз. ткани на фоновые, суммарно воспринимаемые. В гомофон. музыке под А. обычно подразумевается инструмент. сопровождение мелодии, исполняемой солистом - певцом либо инструменталистом. Реже встречается вок.-ансамбл. или хор. А. (напр., соотношение солиста-тенора и хора в "Ныне отпущаеши" из "Всенощного бдения" С. Рахманинова). Приемы А. формировались в 17-18 вв. в иск-ве генерал-баса. До кон. 18 в. А. часто не выписывался полностью, структура аккорда обозначалась с помощью цифр под партией баса, а конкретную расшифровку и фактурную обработку делал исполнитель. Постепенно в импровизационной исполнит. практике складывались типовые формулы А.: "бас-аккорд" в бытовой музыке и танц. жанрах; "альбертиевы басы" в академич. жанрах 18 - нач. 19 в.; широкие арпеджио, излюбленные романтиками, и т. д. Выдающиеся мастера всегда стремились к индивидуализации А. (арии Баха, песни Шуберта, Шумана, Брамса, романсы Рахманинова, Шостаковича и др.). В традициях гор. бытового музицирования в России А. - игра по слуху на гитаре, гармони, баяне, балалайке и др. инструментах, сопровождающая пение.

Лит.: Крючков Н. А. Иск-во аккомпанемента как предмет обучения. Л., 1961; Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента. Л. 1972.

Аккорд

АККО́РД (от лат. accordo - согласовываю) - одноврем. звучание трех или более звуков, разл. по высоте и названию. Хотя А. может возникать в результате постепенного наслоения звуков, сущность его определяется одномоментностью появления и исчезновения многозвучного комплекса. Обладая индивидуальной звуковой красочностью (фонизмом), каждый А. вместе с тем имеет строго определ. место (функцию) в той или иной тональности. Последнее относится к европ. музыке 17-18 вв., преобладающую часть к-рой можно схематически представить как последовательность разл. А., правила построения и сочетания к-рых фиксируются спец. теоретич. дисциплиной - гармонией. Гармонией называют иногда и отд. А., как созвучие, образ. упорядоч. комплекс. Ист. смена эстетич. критериев влекла изменения в правилах построения и сочетания А., однако вплоть до 20 в. ведущим принципом внутр. структуры А. оставалось правило, согласно к-рому входящие в осн. вид А. звуки должны отстоять друг от друга на интервал терции. Простейшим А. и своего рода первичной гармонией является одномоментное звучание трех звуков - трезвучие мажорное (напр., до-ми-соль) или минорное (напр., ля-до-ми). А. из 4 звуков называются септаккордами, из 5 - нонаккордами (более многозвучные А. встречаются редко). Мажорное (большое) и минорное (малое) трезвучия и их обращения (т. е. варианты аккордов, возникающие при взаимном перемещении верхних звуков с нижним) являются консонансами, все остальные А. - диссонансами. Новейшая муз. теория иногда называет А. любое созвучие, в т. ч. и кластеры - многозвучные "гроздья" соседних ступеней звукоряда (на фп. кластеры извлекаются путем нажима на группу соседних клавиш кулаком, ладонью или предплечьем).

Аккордеон

АККОРДЕО́Н (франц. accordeon, нем. Akkordeon) - 1) принятое с 19 в. в России назв. хроматической гармоники, правая клавиатура к-рой состоит из черных и белых клавиш (как на фп.), а левая - из кнопок (как на баяне и на всех видах ручных гармоник; 2) вне России - назв. всех ручных гармоник, имеющих на левой клавиатуре систему готового аккордового аккопанемента, в к-рой нажатием одной клавиши извлекаются сразу 3-4 аккордовых звука.

Лит.: Мирек А. Из истории аккордеона и баяна. М., 1967.

Аккордеон

Аккордеон

Акмеизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Акробатика

АКРОБА́ТИКА (от греч. ακροβατεω - "хожу на цыпочках, лезу вверх") - 1) жанр цирк и эстрадного иск-ва, демонстрирующий мастерское владение исполнителем своим телом и высоко развитой мускулатурой. Известна уже в Др. Египте, Др. Риме, Др. Греции, Византии, когда акробатами называли всех странств. артистов, канатоходцев, танцовщиков. В цирке А. как жанр сформировалась к кон. 18 в. А. делится на ряд разновидностей: прыжковую, силовую, пластич., конную. Среди изв. акробатов рус. и сов. цирка: Беляковы, Винкины, Довейко, Кадыр-Гулям, Канагины, Кожевниковы, Мослюковы, Ольховиковы (Океанос), Осташенко, Павловы, Петуновы, Радоховы, Расшивкины, Солохины, Сосины, бр. Яловые и др. 2) А. спорт. - соревнования в выполнении спец. комплексов упражнений (прыжковых, силовых и др.). Междунар. федерация спорт. А. (ИФСА) образована в 1973. Чемпионаты мира по спорт. А. проводятся с 1974, чемпионаты Европы с 1978. В программу чемпионатов входят соревнования по прыжковой А., силовые и вольтижные упражнения пар и групп (троек у женщин и четверок у мужчин).

Лит.: Запашный В. Вольтижная акробатика. М., 1961; Акробатика: Учебник / Под ред. Е. Соколова. М., 1973; Кожевников С. Акробатика. М., 1984; Курысь В., Смолевский В. Сложные акробатические прыжки. М., 1985.

Акростих

АКРО́СТИ́Х (греч. ακροστιχοζ, букв. - краестишие) - стихотворение, в к-ром нач. буквы (иногда - слоги или слова) каждого стиха при чтении сверху вниз (реже - снизу вверх) образуют слово или фразу (обычно - имя автора или адресата). Если А. ориентирован на прочтение средних букв (слов), его называют "мезостихом", конечных - "телестихом". В А. возможны и скользящие конструкции, когда читаются, напр., 1-я буква первой строки, 2-я второй и т. д., либо порядок прочтения букв представляет собой сложную фигуру, либо имеет числовое выражение (хроностих). Рассчитан, как правило, на зрит. восприятие. А. развился из магич. текстов, долгое время относясь к разряду "тайных письмен". Был известен в староевроп. стихотв. традиции (им написаны нек-рые ветхозаветные псалмы), использовался в поэзии поздней античности, но наиб. детальную разработку получил в творчестве визант. церк. поэтов. Знакомство с А. на Руси происходит одноврем. с распространением слав. письменности и усвоением осн. корпуса богослужебных текстов, уже содержащих разл. виды А. Автором первых рус. А. принято считать писателя-агиографа и гимнографа 15 в. Пахомия Логофета (его имя содержит А. канона "Службы св. Стефану Пермскому"), хотя отд. азбучные и "неименные" А. встречаются в рус. гимнографич. произв. 13-14 вв. Широкое распространение и теоретич. осмысление рус. А. ("акростихида", "краегранесие", "краестрочие") получает во 2-й пол. 16 в., причем кроме "правильных" и "неправильных" А. рус. книжники используют и "перевернутый" А., распространенный в книжной культуре Зап. Европы. Построчный вертикальный А. получает регулярное применение с нач. 17 в. у рус. поэтов-аристократов и представителей "приказной школы" поэзии. Рифмованные А. распространяются в русской досиллабической поэзии с сер. 17 в. (в посланиях Феоктиста и Лариона, гимнах Германа и др.). Период наиб. популярности А. - 17 - нач. 18 вв. Почти забытый в 19 в. (известны лишь единичные случаи обращения к этой форме, напр. Л. Мея), А. вновь ненадолго обретает популярность в лит-ре нач. 20 в. (А. и сонеты-А. В. Брюсова, Б. Лившица и др.). Пример А. (Н. Гумилев):

Ангел лег у края небосклона.

Наклоняясь, удивлялся безднам.

Новый мир был темным и беззвездным.

Ад молчал. Не слышалось ни стона.

Алой крови робкое биенье,

Хрупких рук испуг и содроганье,

Миру снов досталось в обладанье

Ангела святое отраженье.

Тесно в мире! Пусть живет, мечтая

О любви, о грусти и о тени,

В сумраке предвечном открывая

Азбуку своих же откровений.

Акротерий

АКРОТЕ́РИЙ (греч. ακρωτηρλου - уголок) - скульптурный декор над углами антич. (или стилизов. "под древность") фронтонов, чаще всего растительный. У греков А. (как и статуи) обычно раскрашивались.

Аксаков Ал-др Ник

АКСА́КОВ Ал-др Ник. (1832-1903) - племянник С. Т. Аксакова и двоюродный брат К. С. и И. С. Аксаковых. Окончил Александровский лицей (1851). Служил в мин-ве внутр. дел. Принимал участие в статистич. эксп. П. И. Мельникова-Печерского, в Нижегор. губ. для иссл. раскола (1852). Учился на мед. ф-те Моск. ун-та, не окончив, поступил на службу в палату гос. имуществ. В 1860-69 - в отставке по причине устройства дел в имении; затем служил в гос. канцелярии (до 1878). Мировоззрение А. формировалось под влиянием Э. Сведенборга и амер. спирита и философа А. И. Девиса (пер. ряд его соч. на нем. яз.). Преим. внимание А. уделял изучению животного магнетизма, доказывая его реальность ("Спиритуализм и наука. Опытные исследования над психич. силой У. Крукса", 1872, и др. соч.), при полной поддержке A. M. Бутлерова. В ходе шумной полемики вокруг спиритизма была создана комиссия во гл. с Д. И. Менделеевым, решит. противником идей А. (см. соч. А. "Разоблачения. История медиумической комиссии физич. об-ва при С.-Петербургском ун-те", 1883).

Аксаков Ив. Серг

АКСА́КОВ Ив. Серг. (1823-86) - поэт, критик, публицист, обществ. деятель. Сын С. Т. Аксакова. В 1842 окончил Петерб. уч-ще правоведения. Находился на гос. службе в Сенате и в мин-ве внутр. дел. В 1849 за возмущение арестом Ю. Ф. Самарина арестован, выпущен под негласный надзор полиции. С 1852 в отставке. Обладая огромным обществ. темпераментом, в 1855-56 - доброволец в ополчении, затем - один из создателей славянских благотворит. к-тов. Ведущий славянофильский публицист, близкий идеям панславизма, редактировал ж. "Рус. беседа" (1858-59), газ. "День" (1861-65), "Москва" (1867-68), "Москвич" (1867-68), "Русь" (1880-86). В 1878 за резкую критику Берлинского мирного договора снят с поста пред. Моск. славянского об-ва и выслан из Москвы. К лит.-крит. деят-ности обращался реже др. славянофилов: кн. "Федор Иванович Тютчев (биографич. очерк)" (1874), положившая начало изучению жизни и творчества поэта, на дочери к-рого, Анне, А. был женат. Наряду с А. С. Хомяковым А. - крупнейший славянофильский поэт. В его лирике преобладает "поэзия мысли" и патриотич. тема, во мн. созвучная гражданским стих. Тютчева ("Языкову", 1845; "Рус. поэту", 1846). Самая значит. поэма А. - "Бродяга" (1846-50), из крест. жизни, тематикой и поэтич. интонациями во мн. предваряющая поэму Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

И. С. Аксаков

И. С. Аксаков

Предыдущая страница Следующая страница