Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "А" (часть 5, "АКС"-"АЛЕ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 5, "АКС"-"АЛЕ")

Аксаков Конст. Серг

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аксаков Сер. Тим

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аксакова Анна Фед

АКСА́КОВА Анна Фед. (1829-89) - дочь Ф. И. Тютчева, жена И. С. Аксакова. Воспитывалась в Германии, в 1845 окончила Мюнхенский королевский ин-т благородных девиц. С 1845 в России; с 1853 - фрейлина вел. княгини (позднее имп.) Марии Александровны, в 1858-65 - гувернантка младших детей Александра II. А. полностью разделяла взгляды своего мужа, после его смерти - издатель его наследия. Тесные отношения связывали А. и с отцом, выделявшим ее среди др. своих детей. Большими лит. достоинствами наделены восп. А. "При дворе двух императоров. 1853-82" (на франц. яз.).

Аксакова Вера Серг

АКСА́КОВА Вера Серг. (1819-64) - мемуарист, дочь С. Т. Аксакова. Воспитывалась дома, под влиянием брата К. С. Аксакова прониклась славянофильскими умонастроениями. Преклонялась перед Н. В. Гоголем, с к-рым познакомилась в 1839, оставила о нем воспоминания. Большой интерес представляет ее "Дневник" за 1854-55.

Аксакова-Сиверс Тат. Ал-др.

АКСА́КОВА-СИ́ВЕРС Тат. Ал-др. (1892-1982) - писательница. Дочь генеалога и нумизмата А. А. Сиверса. Детство прошло в доме отца, отрочество - в семье отчима гр. Н. Б. Шереметева. Окончила Строгановское уч-ще. После окт. 1917 жила в провинции. В 1935 арестована в Ленинграде и сослана в Саратов. В 1937 вновь арестована, до 1943 в лагерях, по болезни выслана на поселение в Кировскую обл., в 1950-х гг. реабилитирована "за отсутствием состава преступления". Автор "Семейной хроники", в к-рой рассказала о судьбе Сиверсов, Шереметевых, Аксаковых и др. дворянских родов как об истории гибели дворянского сословия - созидателя и хранителя рус. культуры.

Аксамит

АКСАМИ́Т - драгоценная ткань, плотная и тяжелая парча с орнаментом по золотому или серебряному полю. Привозимый из-за границы А. применялся в Др. Руси гл. обр. для церк. облачений и царских одежд. Упоминается в "Слове о полку Игореве".

Аксамитов Дм

АКСАМИ́ТОВ Дм. - рус. зодчий 17 в., "каменного дела художник". В 1692-98 строил в Москве Лефортовский дворец в формах "голицинского барокко". Затем работал на Украине, где это направление барокко наз. "украинским".

Аксельбант

АКСЕЛЬБА́НТ (от нем. Achsel - плечо, Band - лента, тесьма) - украшение форменного костюма в виде плетеных косиц, петель с наконечниками. В рус. армии и флоте А. разл. образцов и фасонов 18-20 вв. обозначали служебное положение военнослужащего, были присвоены адъютантам всех званий, офицерам и генералам Ген. штаба, корпуса воен. топографов, чинам фельдъегерского корпуса и корпуса жандармов, офицерам и генералам, окончившим полный курс нек-рых высш. воен-уч. заведений. А. особого образца являлся знаком коллективного боевого отличия - давался в награду всему личному составу отличившейся воинской части. В Вооруж. Силах СССР А. как принадлежность особой парадной формы офицеров роты почетного караула введен в 1955, с 1972 А. разл. образцов - принадлежность парадной формы военнослужащих.

Аксёнов Вас. Пав

АКСЁНОВ Вас. Пав. (1932) - писатель. Сын Е. С. Гинзбург. Окончил ср. школу в Магадане, Ленингр. мед. ин-т (1956); работал карантинным врачом ленингр. порта, сел. врачом на Онежском оз., туберкулезным врачом моск. клиники. Вошел в лит-ру в годы "оттепели" (рассказы "Полторы врачебных единицы", 1958; "Самсон и Самсониха", 1959; и др.). Известность А. принесли пов. "Коллеги" (1960), "Звездный билет" (1961), "Апельсины из Марокко" (1963), "Пора, мой друг, пора" (1965). Автор пов. "Любовь к электричеству" (об инж. и революционере Л. Красине, 1971) и путевых заметок о Калифорнии "Круглые сутки нон стоп" (1976). Центр тема А. - поиски гражд. самоопределения, трактуемая как тема протеста и подсознат. противостояния системе. Герои А. отстаивают свое право на внутр. свободу и стремятся выработать чувство личной ответственности за все. Приобрел репутацию лидера "исповедальной прозы" писателей-шестидесятников, был чл. редколлегии ж. "Юность", делегатом съездов писателей и т. п. В кон. 1970-х гг. в творчестве А. главным стал протест против офиц. идеологии: ром. "Поиски жанра" (1978), пов. "Стальная птица" (1977). В 1978 составитель альм. "Метрополь", к-рый квалифицировали в офиц. сферах как "диверсию", в 1979 А. лишен сов. гражданства во время загран. командировки. В произв., опубл. в 1980-х гг. в США ("Золотая наша железка", 1980, "Ожог", 1980, "Остров Крым", 1981, "Бумажный пейзаж", "Право на остров", 1983, "Скажи изюм", 1985), стилевая манера А. осложняется "игрой планами" (действительным и фантастическим, реальным и ирреальным). Первая пьеса А. - "Всегда в продаже" (пост. т-ром "Современник", 1965). Изд. сб. пьес "Аристофаниада с лягушками" (1981); наиб. изв. из них "Цапля" (1979, парафраз чеховской "Чайки"). Автор множества киносценариев; самый им ценимый - "О, этот вьюноша летучий" (на темы сатирич. пов. 17 в. "Шемякин суд" и "Фрол Скобеев"). А. - проф. ун-та "Джордж Майсон" по разряду рус. словесности.

Аксёнов Всев. Ник

АКСЁНОВ Всев. Ник. (1898-1960) - актер, мастер худож. слова. В 1920-46 (с перерывами) в Малом т-ре. Роли: Чацкий, Глумов ("На всякого мудреца довольно простоты" Островского), Орсино ("Двенадцатая ночь" Шекспира), Мечик ("Разгром" по Фадееву) и др. С 1935 выступал как чтец (произв. Пушкина, Блока, Есенина, Маяковского, Симонова, Твардовского и др.), с 1946 окончательно перешел на эстраду. Великолепный исполнитель, был также первым теоретиком чтецкого иск-ва (кн. "Иск-во художеств. слова"). На осн. им фак-те худ. слова в Театр. уч-ще им. Щепкина и в мастерской Моск. гос. филармонии воспитал целую плеяду артистов-чтецов. Творч. поиски привели А. к созданию лит.-муз. спектакля "Пер Гюнт" по пьесе Ибсена (1953). Актеры играли без декораций, театр. костюмов, грима, опираясь на воздействие слова и музыки. Участвовал также в пост. "Арлезианки" по А. Доде (автор композиции) и "Эгмонта" И. В. Гете. Снимался в кино.

Аксёнов Ив. Ал-др.

АКСЁНОВ Ив. Ал-др. (1884-1935) - поэт, критик, переводчик. Род. в г. Путивле. Окончил кадетский корпус и Николаевское военно-инженер. уч-ще в Москве. В 1910-е выступал в печати со статьями в защиту новаторской живописи, написал первую монографию о Пикассо "Пикассо и окрестности" (1917). В 1915 А. вошел в футуристич. группу "Центрифуга", под маркой к-рой выпустил сб. стихов "Неуважительные основания" (1916). В 20-е гг. входил в лит. группу конструктивистов. Для стихов А. характерна словесная игра, сочетание тонкой стилизации с грубым шаржем, попытка применить в поэзии методы футуристич. живописи. А. принадлежит также стихотворная драма "Коринфяне" (1918), в к-рой пародируются приемы символистской драматургии. Широкую известность А. получил как переводчик англ. драматургии елизаветинской эпохи ("Елизаветинцы", т. 1 (1916), т. 2 (1938).

Аксессуар

АКСЕССУА́Р (франц. accessoire) - принадлежность чего-л., сопутствующая чему-л. В изобр. иск-ве - второстеп. предметы, сопровождающие изображ. гл. действ. лица, способствуют раскрытию образа, темы, идеи произв. В т-ре - предметы бутафории или реквизита. А. обычно несет на себе печать времени, связан с ним. А. может играть решающую роль в атрибуции худ. произв., его героя и т. д.

Актуальное членение предложения

АКТУА́ЛЬНОЕ ЧЛЕНЕ́НИЕ ПРЕДЛОЖЕ́НИЯ - коммуникативно-синтаксич. членение предложения на две составные части: тему, представляющую собой исходную точку сообщения, и рему, выражающую основное содержание сообщения и являющуюся его коммуникативным центром. В предложении Андрей поехал в Москву сообщается о том, что сделал или куда поехал (рема) Андрей (тема), а в предложении В Москву поехал Андрей сообщается о том, что в Москву (тема) поехал именно Андрей (рема). Термин А. Ч. П. введен чешским лингвистом В. Матезиусом (1882-1945), противопоставившим его "формальному" членению предложения, осн. эл-нты к-рого - подлежащее и сказуемое.

Лит.: Ковтунова И. И. Порядок слов и актуальное членение предложения. М., 1976; Распопов И. П. Строение простого предложения в совр. рус. языке. М., 1970; Селиверстова О. Н., Прозорова Л. А. Коммуникативная перспектива высказывания // Теория функциональной грамматики. Субъектность. Объектность. Коммуникативная перспектива высказывания. Определенность / неопределенность. СПб., 1992.

Акустика музыкальная

АКУ́СТИКА МУЗЫКА́ЛЬНАЯ - 1) комплекс физич. и психофизиологич. явлений, связанных со звучанием и восприятием тех параметров музыки, к-рые поддаются объективному физич. измерению, напр. высота, громкость, тембр, длительность звука, его реверберация и т. п.; 2) часть музыкознания, изучающая указанный комплекс. Зародившись на физико-математич. основе в древности (Греция, Китай), А. М. обогатилась в новое время связями с архитектурной акустикой, с физиологией слуха и голоса (важнейшие вехи: 1863 - "Учение о слуховых ощущениях" Г. Гельмгольца, 1948 - "Зонная природа звуковысотного слуха" Н. Гарбузова), с психологией восприятия. Получила новые импульсы во 2-й пол. 20 в. в связи с развитием звукозаписи и появлением сверхчувствит. приборов, регистрирующих как тончайшие нюансы звучания, так и оттенки человеч. реакции на него.

Лит.: Муз. акустика. М.; Л., 1954; Лаборатория муз. акустики. М., 1966; Назайкинский Е. В. О психологии муз. восприятия. М., 1972.

Акцентный стих

АКЦЕ́НТНЫЙ СТИХ (англ. accentual verse, нем. akzentuierender Vers, от лат. accentus - ударение) - чисто-тонический стих, осн. форма тонич. стихосложения; стих, в к-ром урегулировано только число ударений; кол-во безударных слогов между ними произвольно, колеблется в пределах естеств. данных языка Слово в А. С. является одновременно и смысловой, и ритмич. единицей. В рус. А. С. чаще всего встречаются интервалы от 0 до 4 слогов, реже - до 5-6, редко - до 7-8 слогов. Схема А. С.: Акцентный стих х Акцентный стих х Акцентный стих, где х - неопределенное кол-во безударных слогов. Самыми употребит. размерами стали 3- и 4-ударный, а также их чередование. В рус. поэзии А. С. использовался в нар. говорном стихе и досиллабическом стихе 17 в. В лит-ре 19 в. представлен единичными примерами, ориентированными в осн. на нар. стих (И. П. Мятлев, Н. П. Огарев и др.). Самостоят. разработку лит. А. С. получает лишь в нач. 20 в. у В. Маяковского и В. Хлебникова, культивируется футуристами и имажинистами; к нему обращаются С. Есенин, М. Цветаева, В. Шершеневич, И. Сельвинский, В. Горянский и др. С 1930-х гг. доля А. С. среди неклассич. размеров незначительна, обращения к нему в совр. рус. поэзии редки, но постоянны (Р. Рождественский, Е. Евтушенко, Б. Слуцкий и др.). Пример А. С. (4-5-ударного; Маяковский):

Вашу мысль,

мечтающую на размягченном мозгу,

как выжиревший лакей на засаленной кушетке,

буду дразнить об окровавленный сердца лоскут;

досыта изыздеваюсь, нахальный и едкий.

Акцентология

АКЦЕНТОЛО́ГИЯ (от лат. accentus ударение и греч. λογοζ - слово, учение) - раздел языкознания, изучающий ударение и связанные с ним явления языка. А. рассматривает ударение с фонологич. и морфол. т. зр. Фонологич. аспекты А. включают в себя: 1) определение места ударного слога. Ударение м. б. связанным (фиксированным) или свободным (разноместным); 2) установление фонологич. типа ударения. Здесь возможно разграничение по сфере реализации ударения - слогу или море. По этому принципу различаются слогоакцентные (рус., польск.) и мороакцентные (др.-греч.) языки. Разграничиваются также моноакцентные и полиакцентные яз. В первых (рус., англ.) ударный слог может выделяться только одним способом. Во вторых (балт., сербохорват.) маркирование ударного слога возможно неск. путями; 3) определение фонетич. типа ударения. С этой т. зр. выделяют квантитативное (выделение ударного слога длительностью), динамич. (выделение ударного слога интенсивностью), мелодич., или муз. (выделение высотой тона) ударение.

Морфонологич аспекты А. устанавливают: 1) связь ударения с типом морфем или морфол. структур (основ и т. д.) 2) правила изменения ударения при изменении слова в пределах парадигмы (акцентная кривая). Совокупность акцентных кривых составляет акцентные парадигмы. Важнейшим разделом А. является ист. (диахронич.) А. Она позволяет реконструировать системы ударения языков и яз. семей, изучает акцентные изменения в разл. ист эпох.

Основы рус. А. заложены А. Х. Востоковым (1831), к-рый дал группировки рус. слов по типу ударения. А. А. Потебня ввел в описание рус. ударения морфол. критерии. В кон. 19 в. Ф. Ф. Фортунатов распространяет закон Ф. де Соссюра, установивший оттяжку ударения в литов. языке, на др. балто-слав. языки (закон Фортунатова - де Соссюра). В 20 в. слав и рус. А. получила развитие в тр. И. А. Бодуэна де Куртенэ, А. А. Шахматова, Л. Л. Васильева, Л. А. Булаховского. Во 2-й пол. 20 в. В. М. Иллич-Свитыч и В. А. Дыбо осуществили наиб. полную реконструкцию слав. акцентной системы. В. В. Колосов создал описание др.-рус. ударения на основе памятников и рус. говоров.

Лит.: Редькин В. А. Акцентология совр. рус. лит. языка. М., 1971; Колесов В. В. История рус. ударения. Л., 1972; Дыбо В. А. Слав. акцентология. М., 1981; Зализняк А. А. От праславянской акцентуации к русской. М., 1985.

Акциз

АКЦИ́З (от лат. accido - обрезаю) - один из видов косв. налога на товары и услуги, включаемый в цену. Фактически плательщиками налога оказываются покупатели, а сборщиками - производители облагаемых налогом товаров. В узком значении А. - налог на товары массового потребления, в широком - в А. иногда включают налог на продажи и налог на добавл. стоимость, в результате чего А. приобретает универс. характер. Будучи налогом на потребление, в определ. условиях А. б. предпочтителен для получения гос-вом дохода и одновременно стимулирования произ-ва. В наст. время в зап. странах доля поступлений от А. (в широком смысле) составляет в среднем 24% в общем объеме налоговых поступлений. Наряду с использованием выборочных А. в большинстве стран используется универс. налог - с оборота, исчисляемый в процентах от всей валовой выручки предприятия; в кон. 1990-х гг. он колеблется (в т. н. рыночных странах) от 1 до 8%. Постепенно налог с оборота замещается налогом на добавл. стоимость - процент от разницы между выручкой от реализации и суммой затрат на сырье и полуфабрикаты, полученные от поставщиков (его ставки - от 5 до 20%). Использование такого налога позволяет избежать двойного налогообложения и может стимулировать произ-во. В России уже с 10-11 вв. встречаются указания на обложение разл. товаров, хотя А. как спец. категория долгое время не выделялся, входя в состав мыта, танги, амбарной пошлины и др. А. в совр. понимании появился лишь в 19 в. (в частности, А. на табачные изделия - 1836, на сахар - 1848, на спиртные напитки - 1861).

Акционерное общество

АКЦИОНЕ́РНОЕ О́БЩЕСТВО - одна из наиб. распространенных в экономически развитых странах форм орг-ции произ-ва. Осн. преимущество А. О. перед частнокапиталистич. предприятием - возможность мобилизации больших объемов капитала и уменьшение риска разорения для каждого отд. участника. Образуются путем продажи акций и облигаций. Различают открытые и закрытые А. О. Акции первых свободно продаются и покупаются на фондовой бирже, распространение акций вторых имеет определ. (семейные, производств. и т. п.) ограничения. Начало образования А. О. связано с промышл. рев-цией и прежде всего стр-вом жел. дорог, требовавшим единоврем. вложений значит. объемов капитала, невозможных на основе индивид. состояний.

Управление А. О. строится по трехзвенной схеме. Ежегодное общее собрание акционеров заслушивает и утверждает доклад совета директоров и выбирает его новый состав. Совет директоров осуществляет стратегич. управление фирмой и назначает президента и вице-президентов для ведения оперативного управления. В силу большого числа акционеров и соответственно их малой доли в предприятии, рядовые акционеры обычно не принимают участия в собраниях и передоверяют свое право голоса кому-либо из членов правления. Менеджерам и рабочим А. О. предоставляются льготные условия для покупки акций.

В России А. О. появились с 1760-х гг.: Акционерная компания купцов-хлеботорговцев, Акционерная для строения кораблей компания, Российско-Америк. компания 1799. Практика учреждения А. О. широко распространяется с 1820-30-х гг. В СССР А. О. существовали в 20-е гг. в период НЭПа, затем были ликвидированы. В России 1990-х гг. А. О. стремятся преодолеть сложившееся отчуждение человека от средств произ-ва, сделать его реальным хозяином предприятия. С др. стороны, они способствуют превращению мелких сбережений в крупные производств. капиталы. Создание А. О. стимулирует рост т. н. "среднего класса", наиб. многочисленного на Западе и обеспечивающего полит. и экон. стабильность.

Акция

А́КЦИЯ (от лат. actio - распоряжение, позволение, претензия) - ценная бумага, удостоверяющая факт вложения капитала в акционерное об-во и дающая право на получение части его прибыли в виде дивиденда, размер к-рого зависит от массы прибыли, пропорции между ее потребляемой и сберегаемой долями, инвестиционной политики акционерного об-ва. Дивиденд может и вовсе не выплачиваться. Владелец А. имеет формальное право участия в управлении акционерного об-ва. А. бывают простыми и привилегированными. Размер дивиденда по первым определяется ежегодно общим собранием акционеров по итогам хоз. деят-сти об-ва. Простая А. дает ее держателю право одного голоса на этом собрании, привилегированная А. обеспечивает гарантированное право на получение дивиденда, но не дает возможности управлять об-вом.

А. бывают именными (только их могут приобретать частные лица) и на предъявителя. В случае ликвидации компании сначала удовлетворяются права владельцев облигаций и привилегиров. А. и лишь затем простых акционеров.

А. как вид ценных бумаг продаются и покупаются на фондовых биржах, а также через внебиржевую торговлю, в силу чего имеют, помимо обознач. номинальной цены, рыночную (курсовую) стоимость, зависящую от величины прибыли об-ва и выплачиваемого дивиденда, спроса и предложения и т. д.

В России акционерное дело развивается с образованием в 1799 Рус.-Америк. компании; законодательно оно регулируется с 1836, когда положение установило порядок преимуществ. использования именных А., а предъявительские допускались как исключение. Развитие совр. акционерного дела началось с разработки "Положения об акционерных об-вах" (утверждено в 1990).

Акция Русского общества машиностроительных заводов Гартмана. 1899

Акция Русского общества машиностроительных заводов Гартмана. 1899

Алабин Петр Вл

АЛА́БИН Петр Вл. (1824-96) - обществ. деятель, историк, основатель музеев и библиотек. Род. в Можайске. Закончил Петерб. коммерч. уч-ще. Участник Венгерской кампании и Крым. войны, во время к-рой служил в Севастополе; написал "Походные записки". В Вятке в 1860-х гг. А. создал воскресную школу, б-ку, воссоздал музей, в к-ром сформировал отделы: худож., историко-этнограф. и земледелия. В болгарской кампании 1877-78 - уполномоченный Красного Креста, с 1878 губернатор Софии, где основал гос. б-ку, открыл новые школы и многое сделал для благоустройства города; его имя носит одна из гл. улиц болг. столицы. Затем был пред. Самарской губ. земской управы, в 1886-92 - гор. голова Самары, где он устроил водопровод, набережную, возвел собор и пам. Александру II. Автор кн. "Трехвековая годовщина города Самары", "25-летие Самары как губернского города" (обе 1887) и др. Расширил гор. б-ку и организовал при ней музей, состоявший из 12 отделов.

Соч.: Походные записки в войну 1853-56 гг. 2-е доп. изд. Самара, 1888-92.

Аладьин Ег. Вас.

АЛА́ДЬИН Ег. Вас. (1796-1860) - издатель, беллетрист, поэт. Дворянин Курской губ. В 1825-33 и 1846-47 выпускал "Невский альманах" (среди участников - А. С. Пушкин, Н. М. Языков, Ф. И. Глинка и др.). Ист. пов. А. "Кочубей" (1828) использована А. С. Пушкиным как материал для поэмы "Полтава".

Алатырь-камень

АЛАТЫ́РЬ (ЛАТЫ́РЬ)-КА́МЕНЬ - мифологич. камень; фигурирует в разл. фолькл. текстах с разнообр. значениями. В заговорах: "лежит бел камень Алатырь в море-окияне"; "на камне сидит красная девица с палицей железной"; "на камне стоит престол Божий, на этом престоле сидит Пресвятая Матерь"; в камне живет "змея-скоропивка", к-рую с помощью заговорных формул стремятся выгнать. В былинах и песнях "бел горюч камень" часто упоминается без имени А.: на камне плачет девица; камень загорается, на нем сидит "млад ясен сокол"; в былинах богатыри наезжают на камень, лежащий у трех дорог, на нем - предупредит. надписи о грозящей опасности; богатыри собираются у А.-К.; из-под белого Латыря-камня "выбегает Волга-река". В духовном стихе о Голубиной книге А.-К. называется "всем камням мати": на нем "опочив держал" Христос с апостолами, "утвердил веру на камне"; у А.-К. останавливаются корабли, берут "много с него снадобья".

В основе образа А.-К. лежат древнейшие представления о чудесных камнях, обладающих магич. силой, способных предсказать судьбу, о камне, лежащем на границе двух миров - живых и мертвых, на к-рые наслоились б. поздние христ. мотивы - о камне-алтаре, положенном Христом в основание Сионской церкви.

Вопрос о происхождении имени А. (Л.)-К. остается неясным. Толкование А. Н. Веселовского (от слова "алтарь") не получило поддержки у лингвистов. Др. толкования: от утраченного корня, вероятно литовского, со значением "янтарь", к к-рому возводится также греч. "электрон"; от греч. электор - лучезарный, сияющий; от норманнских наименований корабельного компаса (leidtarsteinn), попавших на Русь в 13-14 вв. через Новгород.

Алданов Марк

АЛДА́НОВ МАРК (наст. имя Ландау Марк Ал-др.) (1886-1957) - писатель. Сын крупного промышленника. Окончил классич. г-зию, физико-мат. и юрид. ф-ты Киевского ун-та (1910). В 1919 выехал в Париж с делегацией полит. деятелей (входил в партию нар. социалистов), в Россию не вернулся. Окончил Парижскую школу общественных наук (1923). С 1941 жил в США; был одним из основателей "Нового журнала". После войны возратился во Францию. В первые годы жизни в эмиграции написал сочинение "Загадка Толстого" (1923) и множество полит. портретов, в т. ч. один из первых лит. портретов Ленина (1919). В мировую лит-ру вошел как автор ист. романов, возникших под воздействием революций 1917 и влиянием Л. Н. Толстого. А. убежден в том, что нет линейной причинно-следственной связи в истории; она совокупность мн. причин и миллионов отд. воль. В микроисторич. мире (страна, отрезок времени, круг людей) можно найти подобие закона, но в макромире на смену логике законоположенного бытия приходит Случай (см. кн. А. "Ульмская ночь и философия случая", 1953). Ведущими в романах А. стали темы иронии судьбы, истории, мироздания, "волнующей связи времен", факторы ист. повторов в их сочетании с факторами уникального (случая). 16 романов А. объединены также фабульными связями персонажей разл. поколений: тетралогия "Мыслитель" посв. эпохе франц. революции, наполеоновских войн, смерти Наполеона и убийства Павла I ("Девятое термидора", 1923; "Чертов мост", 1925; "Заговор", 1927; "Святая Елена, маленький остров", 1923), трил. об эпохе революций 1917 ("Ключ", 1930; "Бегство", 1932; "Пещера", 1934), ром. "Истоки" (1950) - об Александре II, "лучшем" рус. царе, и о "лучших" людях России, его убивших. По мысли А., 1881-й год был истоком 1917-го; его последствиям посв. ром. о революции "Самоубийство" (1957). Неск. романов А. являются "спутниками" осн. серий: "филос. сказки" "Десятая симфония" и "Азеф" (обе 1941), "Повесть о смерти" (1952), "Начало конца" (1939) и "Живи, как хочешь" (опубл. в 1958). А. также автор рассказа-"сказки" об итал. Возрождении "Бельведерский торс" (1938), пьесы о событиях на Украине в 1918 "Линия Брунгильды" (1937), десятков статей: (в т. ч. о Достоевском, о романе, о положении эмигрантской лит-ры), "людей катастрофич. эпох": 6 книг лит. портретов "Юность Павла Строгонова", "Огонь и дым" (обе 1922), "Современники" (1928), "Портреты" (1931, 1936); "Земля, люди" (1932). Основываясь на науч., в т. ч. архивных разысканиях, А. оставлял за собой право на вымысел в истолковании психологии тех ист. лиц, к-рые "объяснили бы эпоху и эпоха объясняла бы их". Бунин назвал А. "последним джентльменом рус. эмиграции".

М. А. Алданов

М. А. Алданов

Алдан-Семёнов Анд. Игн

АЛДА́Н-СЕМЁНОВ Анд. Игн. (наст. фам. - Семенов) (1908-85) - поэт и прозаик. Род. в крест. семье; с 1920 - в детдоме, учился в Вятском пед. ин-те (не окончил), печатался с 1926. Первые крупные публикации - книга очерков "Белый остров" (Алма-Ата, 1931) и "Книга стихов" (Казань, 1935). Занимался собиранием удмуртской нар. поэзии (1936-37), пер. с удмурт. языка. Незаконно репресирован, в 1938-53 жил на Д. Севере, работал на золотодобыче, был рыбаком, лесорубом. Автор пов. "Север, Север!", "Зеленый крест" (обе 1960), "Золотой круг" (1963, 2-я ред. 1967), "Барельеф на скале" (1964), а также книг из серии "Жизнь замечат. людей": "Черский" (1963, др. назв. "Сага о Севере", 1968), "Семенов-Тян-Шанский" (1965, др. назв. "Для тебя, Россия", 1968), ром. о событиях 1917 "Красные и белые" (1969).

Алеаторика

АЛЕАТО́РИКА (от лат. alea - игра в кости, случайность, жребий) - распространенная во 2-й пол. 20 в. техника композиции, опирающаяся на использование в процессе соч. или исполнения музыки фактора случайности. В рамках т. н. абсолютной, или тотальной А. орг-ция отд. эл-тов звучания может определяться композитором с помощью бросания игральной кости, разбрызгивания чернильных пятен по нотной бумаге и т. п. На осн. столь же случайных факторов исполнителю м. б. предложено определять последовательность и сочетаемость звуковых эл-тов, набор к-рых и является плодом композиторского творчества. В рамках т. н. "относительной" ("ограниченной и контролируемой") А. фактор случайности определяет не весь процесс звучания данной музыки, а лишь отд. фрагменты или слои фактуры (А. "внутр. формы"). Имея ист. прецедент в коллективной фольклорной импровизации, А., возникла в 1950-х гг. в экспериментах американца Дж. Кейджа, немца К. Штокхаузена и француза П. Булеза в качестве новой формы творч. мышления, противоположной серийным принципам орг-ции муз. текста - додекафонии, наряду с к-рой А. является одним из направлений совр. муз. авангарда, получившим широкое распространение в 1960-80 гг. (в России - в муз. А. Волынского, С. Слонимского, А. Шнитке и др.).

Лит.: Шнедерсон Г. О музыке живой и мертвой. М., 1964; Его же. Сериализм и алеаторика - "тождество противоположностей" // Сов. музыка, 1971. № 1.

Алебарда

АЛЕБА́РДА - род колюще-рубящего холодного оружия, широкий длинный топор с лезвием в виде полумесяца, насаженный на длинное древко, имеющее наконечник в виде копья. А. изв. в Швейцарии с 14 в. В России появилась в 17 в. как почетное вооружение дворцовой стражи, в 18 в. - у полицейских будочников. В 15-17 вв. в России распространен бердыш, отличавшийся от А. б. длинным лезвием и отсутствием копья-наконечника. Бердыш был на вооружении стрелецких полков, при стрельбе использовался для опоры ствола.

Алебарды

Алебарды

Алевиз Фрязин Миланец

АЛЕВИ́З ФРЯ́ЗИН (Миланец) - итал. арх. кон. 15 - нач. 16 в. В 1485-95 вместе с Антоном Фрязином, Марком Фрязином и П. А. Солари участвовал в стр-ве стен и башен Моск. Кремля.

Алевиз Фрязин (Миланец). Ров вдоль стен Кремля со стороны Красной площади. Фрагмент плана Москвы. 1597

Алевиз Фрязин (Миланец). Ров вдоль стен Кремля со стороны Красной площади. Фрагмент плана Москвы. 1597

Алевиз Фрязин Новый

АЛЕВИ́З ФРЯ́ЗИН (Новый) - итал. архитектор кон. 15 - нач. 16 в. Возможно, его следует отождествлять с итал. скульптором Алявизе Ламберти да Монтаньяна. В 1503-04 построил в Бахчисарае для хана Менгли-Гирея дворец (перестроен; сохранился лишь резной каменный портал). В 1504 приехал в Москву по приглашению Ивана III. В Моск. Кремле возвел Архангельский собор (1505-08) - 6-столпный, 5-купольный храм из кирпича с деталями из белого камня. Это традиц. тип крестово-купольного храма, но фасады его напоминают двухэтажное палаццо эпохи Ренессанса, решенное в ордерной системе: А. Ф. разрешили не использовать владимиро-суздальские формы. Стена разделена пилястрами и карнизами; закомары, украшенные раковинами, отрезанны от плоскости стены венчающим карнизом, поэтажное членение не отражает внутр. строение собора. Аналоги формам Архангельского собора имеются в постройках Венеции. А. Ф. перестраивал также церк. Рождества Богородицы-на-сенях (ранее - Лазаря, 1514, сохр. частично); по летописным свидет-вам, в т. ч. Львовской летописи 1514, построил в Москве 11 церк. (не сохр.). Летопись наз. его создателем церк. Арх. Михаила и Иоанна на Соборной площади.

Алевиз Фрязин (Новый). Архангельский собор в Московском Кремле

Алевиз Фрязин (Новый). Архангельский собор в Московском Кремле

Алейников Петр Мартынович

АЛЕ́ЙНИКОВ Петр Мартынович (1914-65) - актер кино. Окончил Ленингр. ин-т сценич. иск-в (мастерская С. Герасимова) в 1935. Начал с эпизода в ф. "Встречный" реж. Ф. Эрмлера и С. Юткевича (1932). След. роли - Петьки в ф. Эрмлера "Крестьяне" (1935). Первые большие роли - в ф. Герасимова: повар Молибога "Семеро смелых" (1936) и комсомолец по им. Петр Алейников "Комсомольск" (1938). Широкую известность принес А. образ современника, простоватого и веселого парня, наделенного неиссякаемой душевной энергией и скрытым лукавством, к-рый варьировался актером, приобретая нередко фольклор. черты: Савка в комедии И. Пырьева "Трактористы" (1939), шахтер Ваня Курский в ф. Л. Лукова "Большая жизнь" (1-я сер. - 1939, 2-я сер. - 1946, вып. - 1958), Иванушка в ф. А. Роу "Конек-Горбунок" (по сказке П. Ершова, 1941). Снимался также в ф. "Александр Пархоменко" (1942) и "Донецкие шахтеры" (1950) Лукова, "Небо Москвы" (1944) Ю. Райзмана, в "Боевых киносборниках" воен. лет.

Новое амплуа А. - Пушкин в ф. "Глинка" (1946) реж. Л. Арнштама, в ф. "Отчий дом" (1959) Л. Кулиджанова, "Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачева" (1959) И. Фрэза, Б. Мансурова "Утоление жажды" (по ром. Ю. Трифонова, 1967) и др. В 1975 реж. Н. Орлов на к/ст "Мосфильм" снял ф. об А. - "Петр Мартынович и годы большой жизни".

Лит.: Кладо Н. Петр Алейников // Актеры сов. кино. М., 1969. Вып. 5.

Александр I

АЛЕКСА́НДР I (1777-1825) - росс. император с 1801. Старший сын имп. Павла I, внук имп. Екатерины II, к-рая ревностно ограждала А. от влияния отца. Среди учителей и воспитателей М. Н. Муравьев (отец будущих декабристов), Ф. П. Лагарп - республиканец и приверженец идей Просвещения. С 1793 женат на баденской принцессе Луизе (Елизавета Алексеевна). В юности A. I - приверженец либер. идей. В 1790-х гг. в кругу "молодых друзей" (А. А. Чарторыйский, П. А. Строганов, Н. Н. Новосильцев, В. П. Кочубей) обсуждал планы отмены крепостного права, введения конституции. На престол вступил после дворцового переворота 1 марта 1801 (сам не участвовал в заговоре, но знал о нем). В 1800-х гг. провел ряд реформ в духе идей просвещенного абсолютизма в обл. нар. образования, печати, цензуры, преобразовал органы центр. управления, учредил министерства (1802), Гос. совет (1810).

Вел войны с Персией (1804-13), Турцией (1806-12), Швецией (1808-09), 1805 - с Францией. Подписание невыгодного для России Тильзитского мира (1807) подорвало репутацию А. I, возникла угроза нового дворцового переворота (на престол прочили умную и образованную сестру А. I - Екатерину Павловну). Победа России в Отеч. войне 1812 принесла А. I славу освободителя Европы. В 1814 Сенат прибавил ко всем титулам императора титул "благословенного, великодушного держав восстановителя". После войны А. I подписал в 1815 конституцию Царства Польского, в 1816-19 завершил крест. реформу в Прибалтике, в 1818 начал подготовку проекта отмены крепостного права для рус. губерний. Но постепенно внутриполит. курс А. I утрачивал либер. направленность. В 1816 созданы "воен. поселения", нач. к-рых стал А. А. Аракчеев. В 1820 последовала расправа над участниками выступления лейб-гвардии Семеновского полка, вызванного жестокостью командира Е. Ф. Шварца. К кон. жизни А. I был в глубокой депрессии, переживая смерть дочери Софьи (умерла 16-летней в 1824). Получая доносы о существовании тайных об-в, не принимал мер по пресечению их деятельности. В сент. 1825 А. I выехал в Крым и на Кавказ для поправки здоровья императрицы и для осмотра воен. поселений. В Таганроге А. I заболел и 19 нояб. скончался. Его смерть породила всевозможные слухи и легенды (самая знаменитая - о старце Федоре Кузьмиче, под именем к-рого в Сибири до 1864 якобы скрывался А. I). На эту тему существует многочисл. худож. (пов. Л. Н. Толстого "Записки Федора Кузьмича") и науч. (соч. вел. кн. Ник. Мих. "Легенда о кончине императора Александра I в Сибири в образе старца Федора Кузьмича"; К. В. Кудряшова "Александр I и тайна Федора Кузьмича" и др.) лит-ра. Династич. кризис после кончины бездетного А. I создал ситуацию междуцарствия, к-рой попытались воспользоваться члены тайных об-в, поднявшие восстание в Пб. 14 дек. 1825 и в р-не Киева в дек. 1825 - янв. 1826 (см. Декабристы).

Лит.: Троицкий Н. А. Александр I и Наполеон. М., 1994; Труайя А. Александр I, или Сев. сфинкс. М., 1997; Сахаров А. Н. Александр I. М., 1998.

Александр I.

Александр I.

Александр II

АЛЕКСА́НДР II (1818-81) - рос. император с 1855. Ст. сын имп. Николая I. Обучался под рук. поэта В. А. Жуковского. Воспитателем А. был ген. П. П. Ушаков. По окончании обучения отправлен в путешествие по России (1837), был в Тобольске, встречался с декабристами, ходатайствовал перед отцом об облегчении их участи. В 1838 путешествовал по Зап. Европе, посетил большинство стран (кроме Франции). С 1841 женат на млад. дочери герцога Гессен-Дармштадтского Максимилиане Августе Софии Марии (Марии Ал-др.; 1824-80). От этого брака родились дети: Николай (1843-65), Ал-др (1845-94) (буд. имп. Ал-др III), Владимир (1847-1909), Алексей (1850-1908), Сергей (1857-1905), Павел (1860-1919), Ал-дра (1842-49), Мария (1853-1920). В 1880 женился морганатич. браком на княжне Е. М. Долгорукой, получившей титул светлейшей кн. и фам. Юрьевской. С нач. 1840-х гг. наряду с несением воен. службы привлекался к участию в высших правительств. учреждениях. В отсутствие Николая I заменял его в решении текущих гос. дел. 19 февр. 1855 вступил на престол. В 1856 дал амнистию декабристам. В 1860-70-х гг. провел ряд либер. реформ: отмена крепостного права (19 февр. 1861), земская, судебная, городская, военная и др. Крест. реформа - крупнейшая ист. заслуга А. II, получившего в народе имя Царя-освободителя. В 1863-64 подавил восстание в царстве Польском. В апр. 1866 Д. В. Каракозов совершил первое покушение на жизнь А. II. В дальнейшем на жизнь императора покушались: в 1867 поляк А. Березовский; 2 апр. 1879 народник А. К. Соловьев; осенью 1879 взорван царский поезд под Москвой; 5 февр. 1880 С. Н. Халтурин (взрыв в Зимнем дворце). Во внешн. политике А. - сторонник нем. ориентации, боролся за отмену условий Париж. мирного договора 1856. В 1877, стремясь обеспечить влияние России на Балканах, А. II объявил войну Турции, завершившуюся в 1878 победой. В период царствования А. II в состав Рос. империи включены Уссурийский край, левый берег р. Амур, бухта Золотой Рог, гг. Ардаган, Карс и Батум с их областями, б. ч. Ср. Азии, возвращена отторгнутая от России в 1856 часть Бессарабии.

Лит.: Лященко Л. М. Царь-освободитель. Жизнь и деятельность Александра II. М., 1994. Александр II. Воспоминания. Дневники. СПб, 1995.

Александр II.

Александр II.

Александр III

АЛЕКСА́НДР III (1845-94) - рос. имп. (с 1881). 2-й сын имп. Александра II. Объявлен наследником престола в 1865 после смерти ст. брата Ник. Ал-др., тогда же начал привлекаться к решению гос. дел, назначен чл. Гос. совета. В рус.-тур. войне 1877-78 нач. рущукского отряда. Мировоззрение формировалось под влиянием К. П. Победоносцева. В первые мес. правления маневрировал между либ. и консерватив. группировками в верхах, но вскоре встал на сторону последней. Отверг конституц. проект М. Т. Лорис-Меликова, возвестив в Манифесте от 29 апр. 1881 о своей решимости сохранять самодержавие в неизм. виде. В 80-х - нач. 90-х гг. 19 в. начал проводить т. н. контрреформы (введение ин-та земских начальников, пересмотр законов о земских и гор. учреждениях и пр.), к-рые были нацелены на укрепление позиций поместного дворянства и пресечение любых проявлений оппозиционности. Вместе с тем в обл. экономики и финансов политика пр-ва А. III способствовала форсированному капиталистич. развитию, что в итоге привело к усугублению противоречивости соц.-экон. и полит. развития и создало почву для рев. потрясений. В обл. внеш. политики пр-во А. III мирным путем урегулировало ряд острых конфликтов с Великобританией, Германией и др. державами (в офиц. лит-ре А. III именовался Миротворцем). Ухудшение рус.-герм. отношений привело к сближению России с Францией, к-рое завершилось оформлением в 1891-93 франко-рус. союза - основы будущей Антанты.

А. III был женат на дочери дат. короля Луизе Софии Фредерике Дагмаре, 1848-1928 (Марии Федоровне). От этого брака имел шестерых детей: Николая (буд. имп. Ник. II), Ал-дра (1869-70) Георгия (1871-99), Ксению (1875-1960), Михаила (1875-1918) и Ольгу (1882-1960).

Лит.: Твардовская В. А. Александр III // Рос. самодержцы (1801-1917). М., 1993.

Александр III.

Александр III.

Александр Михайлович

АЛЕКСА́НДР МИХА́ЙЛОВИЧ (1866-1933) - вел. кн., внук имп. Николая I. Был женат на сестре имп. Николая II, вел. кн. Ксении Александровне. Ген.-адьютант, адмирал, пред. Совета по делам торг. мореплавания (1900), главноупр. (на правах министра) Управления торг. мореплавания и портов (1902-05). Совершил кругосв. путешествие (1886-87) на корвете "Рында", неоднократно представлял Россию за рубежом. Военно-мор. теоретик, основатель воен. авиац. школ в России (1909-16). Мемуарист ("Книга воспоминаний"). Умер в эмиграции.

-----------------------------------

АЛЕКСА́НДР МИХА́ЙЛОВИЧ (1301-1339) - князь тверской (1325-27 и с 1337), вел. кн. владимирский (1325-27), второй сын кн. Михаила Ярославича. Вместе со ст. братом Дмитрием Грозные Очи боролся против моск. князей Юрия Даниловича и Ивана Калиты. В 1324 вызван в Орду, присутствовал при разбирательстве ханом Узбеком взаимных жалоб - моск. и тверских князей. После казни брата Дмитрия, убившего Юрия Даниловича, отпущен из Орды с ярлыком на вел. владимирское княжение. В авг. 1327 в Твери вспыхнуло восстание против татар и посла Золотой Орды Чолхана (Щелкана). A. M. занимал умеренную позицию и пытался сдержать восставших. Однако был обвинен в выступлении против хана, к-рый послал войско для усмирения восставших, во гл. к-рого стоял Иван Калита. Тверь была разгромлена. A. M. бежал в Новгород, а затем во Псков. Иван Калита продолжал его преследовать, одновременно митрополит Феогност отлучил жителей Пскова от Церкви. В 1329 A. M. уехал в Литву. В 1331 вернулся в Псков с помощью литов. князей. С 1334 вел переговоры о возвращении в Тверь, в 1337 получил ярлык на вел. тверское княжение, но через два года вызван в Орду и убит вместе с сыном Федором.

Александр Невский

АЛЕКСА́НДР (НЕ́ВСКИЙ) (ок. 1220-63) - кн. Новгородский (1236-51, с перерывами), тверской (1247-52) вел. кн. владимирский (1252-63), сын кн. Ярослава Всеволодовича. Мн. сделал для укрепления зап. границ Руси, командуя дружиной новгородцев, нанес поражение швед. войску в Невской битве 15 июля 1240 (при впадении в Неву р. Ижоры). За эту победу и получил прозвище Невский. Др. прославившая А. Н. битва - Ледовое побоище 5 апр. 1242, произошедшее на льду Чудского оз., когда новгородское войско разбило отряд тяжеловооруж. рыцарей Ливонского орд. По утверждению летописи, в битве пало 400 и взято в плен 50 "немцев". После битвы заключил мир с орденом. Отверг предложение папы римского принять католичество, вступить в союз и начать войну против монголо-татар. После смерти отца (1246) А. поехал к хану Батыю в Орду, откуда отправился вместе с братом Андреем к вел. хану в Монголию, в Каракорум. А. Н. получил киевское вел. княжение, Андрей - владимирское. Став в 1252 вел. кн. владимирским, А. Н. сохранил контроль над Новгородом. Неоднократно ездил в Орду, добился освобождения рус. князей от обязанности выступать войском на стороне тат. ханов в их войнах с др. народами. В 1253 отразил нападение нем. рыцарей на Псков и заключил новый мирный договор, в 1256 совершил успешный поход в Финляндию. Подавил в 1259 восст. в Новгороде против тат. переписи. Ум. в Городце на Волге, возвращаясь из Орды. Канонизирован Рус. Правосл. Церковью. Мощи А. Н. по приказу Петра I перевезены в СПб., в Александро-Невскую лавру (1710). 21 мая 1725 учрежден орд. А. Н., 29 июля 1942 - сов. орд. А. Н. Память празднуется 23 нояб. по ст. ст., в день смерти князя.

Лит.: Пашуто В. Александр Невский. 2 изд., М., 1975; Кн. Александр Невский и его эпоха: Иссл. и мат-лы. СПб., 1996.

Александр Невский. Рис. 17 в.

Александр Невский. Рис. 17 в.

Александра Павловна

АЛЕКСА́НДРА ПА́ВЛОВНА (1783-1801) - рус. вел. княгиня, с 1799 эрцгерцогиня австрийская, дочь имп. Павла I от втор. его жены - императрицы Марии Федоровны. Имп. Екатерина II предполагала выдать А. П. замуж за короля Швеции Густава IV Адольфа, однако брак расстроился из-за несогласия рус. стороны на перемену вероисповедания А. П. и "неловкости рус. дипломатов". По одной из версий, неподписание брачного контракта оказалось сильным потрясением для Екатерины II, результатом к-рого стал удар, послуживший причиной ее болезни и смерти в 1796. В 1799 А. П. вышла замуж за палатина венгерского, австр. эрцгерцога Иосифа. Семейная жизнь А. П. из-за интриг при австр. дворе не была счастливой. Она скончалась от горячки на 10-й день после родов в Офене, где на ее могиле по повелению имп. Ал-дра I построен правосл. храм. В 1815 в Павловске в память А. П. поставлен пам. работы И. П. Мартоса.

Александра Фёдоровна

АЛЕКСА́НДРА ФЁДОРОВНА (1798-1860) - императрица (1825-60), жена Николая I (с 1818), урожд. Фредерика-Луиза-Шарлотта Прусская, дочь прусского короля Фридриха-Вильгельма III и королевы Луизы. Мать имп. Ал-ра II и вел. кн. Константина, Николая, Мих. Николаевичей и вел. кн. Марии (Лейхтенбергской), Ал-ры (Гессенской) и Ольги, королевы Вюртембергской. С 1828 осуществляла главноначалие над благотворит. и учебными заведениями Ведомства имп. Марии. В. А. Жуковский, ее учитель рус. языка и воспитатель детей, создал вокруг нее светский кружок и воспел под именем "Лалла-Рук". Под влиянием А. Ф. в России получил большое распространение романтизм в его рыцарственных проявлениях.

-----------------------------------

АЛЕКСА́НДРА ФЁДОРОВНА (1872-1918) - императрица (1894-1917), жена Николая II (с 1894), урожд. Алиса Виктория-Елена-Луиза-Беатриса, дочь вел. герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и Алисы Английской. С 1878 воспитывалась англ. королевой Викторией; окончила Гейдельбергский ун-т со степенью бакалавра философии. В начале царствования активно занималась благотворительностью, основывала больницы и приюты, но вскоре замкнулась в семейном кругу, не приняв традиций рус. двора. После рождения больного гемофилией сына Алексея (1904-18) царская семья поселилась в Александровском дворце Царского Села. А. Ф. увлеклась религ. и мистич. учениями, совершала паломничества к рус. святыням, легко подпадала под влияние шарлатанов и мистиков, в т. ч. Г. Е. Распутина. Крайне приверженная идее самодержавия, А. Ф. активно влияла на политич. жизнь России. С 1915, когда Николай II стал верховным главнокомандующим рус. армии в 1-й мир. войне, ее влияние усиливается. Война побудила А. Ф. изменить образ жизни, она развернула сеть госпиталей и санит. поездов, вместе со старшими дочерьми прошла курсы хирургич. сестер и работала в лазарете, расположенном в придворном Федоровском городке. Однако пренебрежение традиц. обычаями и этикетом, история с Распутиным, характер деят-ти А. Ф., не учитывавшей настроений времени и насущных потребностей народа, подорвали престиж импер. власти и способствовали падению дома Романовых. После Февр. рев-ции 1917 А. Ф. была арестована, содержалась вместе с семьей в Царском Селе, позднее выслана в Сибирь, затем в Екатеринбург, где расстреляна вместе с мужем и детьми в ночь на 17 июля. Канонизирована Рус. Правосл. Церковью за рубежом. В 1998 (в 90-ю годовщину расстрела) захоронена в Петропавловском соборе Петропавловской крепости.

Лит.: Мейлунас А., Мироненко С. В. Николай и Александра: Любовь и жизнь. М., 1998.

Александра Федоровна (1872-1918)

Александра Федоровна (1872-1918)

Александрийский стих

АЛЕКСАНДРИ́ЙСКИЙ СТИХ (назв. получил в 15 в. от поэмы 12 в. об Александре Македонском франц. поэта Ламберта ле Торта) - во франц. силлабич. поэзии - 12-сложный стих с цезурой после 6-го слога и ударными константами на 6-м и 12-м слогах; чаще - с парной рифмовкой ("героич. александриец"), реже - с перекрестной или иной рифмовкой ("элегич. александриец"), но с обязат. чередованием муж. и жен. рифм. С 17 и до кон. 19 в. А. С. - ведущий "долгий размер" франц. поэзии. В России "героич. александриец" - самый распространенный и универс. размер в поэзии 18 в., введен В. К. Тредиаковским. Рус. А. С. - 6-стопный ямб с обязат. цезурой после 3-й стопы, с парной рифмовкой и чередованием муж. и жен. окончаний. Использовался в поэмах и трагедиях (М. Ломоносов, А. Сумароков, М. Херасков, В. Озеров и др.), в торжеств. лирич. стих. и др. жанрах. В послепушкинское время почти выходит из употребления, сохраняясь в пер. и стилизациях. Пример А. С. (П. А. Вяземский):

Я признаюсь, люблю мой стих александрийский,

Ложится хорошо в него язык российский,

Глагол наш великан, плечистый и с брюшком,

Неповоротливый, тяжелый на подъем,

И руки что шесты и ноги что ходули,

В телодвижениях неловкий. На ходу ли

Пядь полновесную как в землю вдавит он,

Подумаешь, что тут прохаживался слон...

Александринский театр

АЛЕКСАНДРИ́НСКИЙ ТЕА́ТР (с 1991 Академич. т-тр драмы им. А. С. Пушкина) - один из крупнейших т-ров России - назв. в честь имп. Александры Федоровны, жены Николая I. Открылся 31 авг. 1832 трагедией М. В. Крюковского "Пожарский, или Освобожденная Москва" в специально выстроенном по проекту арх. К. Росси здании в центре СПб. Актерский коллектив был сформирован на осн. петерб. драм. труппы, ведущей историю с 1756 и имевшей в своем составе знаменитых актеров В. А. Каратыгина, Я. Г. Брянского, И. И. Сосницкого и др. На сцене А. Т. впервые поставлены "Горе от ума" (1831) с Каратыгиным - Чацким и "Ревизор" (1836) с Дюром - Хлестаковым. Репертуарная линия А. Т. всегда была неровна: наряду с произв. Шекспира, Тургенева, Сухово-Кобылина, Толстого здесь игрались развлекат. поделки, рассчитанные на невзыскательный вкус. Славу А. Т. обеспечивали А. Е. Мартынов, Н. О. Дюр, В. Н. Асенкова, И. В. Васильев, В. В. Самойлов, П. А. Стрепетова, В. Ф. Коммиссаржевская, М. Г. Савина, К. А. Варламов, В. Н. Давыдов, Ю. М. Юрьев и др., а также видные режисеры. В. Э. Мейерхольд пост. в А. Т. "Дон Жуана" Мольера (1910), "Грозу" (1916) и "Маскарад" (1917; спектакль трижды возобновлялся). В 1919 А. Т. был включен в группу адемич. т-ров, в 1920 переим. в Петрогр. академич. т-р драмы (Акдрама), в 1973 - т-тр им. Пушкина. В 1928 его худ. рук. был Ю. М. Юрьев, ориентировавшийся на классич. репертуар. В 1928-33 т-тр возглавлял Н. В. Петров, в 1933-36 - Б. М. Сушкевич, в 1936-38 С. Э. Радлов, в 1938-66 Л. C. Вивьен, воспитавший блестящую труппу (Н. К. Симонов, Ю. В. Толубеев и др.). Событием в культурной жизни страны стали спектакли "Бег", "Маленькие трагедии", "На дне", "Ревизор", "Игрок". Здесь также ставили спектакли В. П. Кожич. Г. М. Козинцев, Г. А. Товстоногов. После смерти Вивьена т-ром руководила худ. коллегия, в 1975-92 - И. О. Горбачев. Т-тр ищет свой путь, обращаясь преим. к классике (с ним сотрудничают изв. реж. Р. Н. Горяев, А. В. Галибин и др.).

Здание Александринского театра

Здание Александринского театра

Александрит

АЛЕКСАНДРИ́Т - драгоценный камень густой изумрудной окраски при дневном свете и фиолетово-красный при искусств. освещении. Назван по им. имп. Александра II, в день совершеннолетия к-рого был найден. Длит. время добывался лишь на Урале. Камни этого месторождения имеют ярко выраженный голубоватый оттенок (т. н. рус. александриты), поэтому А. считался окрашенным в нац. цвета и был весьма популярен в России.

"Александрия"

"АЛЕКСАНДРИ́Я" - назв. др.-рус. перевода (не позднее 13 в.) визант. романа о деяниях Александра Македонского, ошибочно приписываемого в ср. века др.-греч. историку Каллисфену. Различают А. "хронографическую", помещенную в хронографич. своды, и А. "сербскую", дошедшую в отд. списках со слав. юга, датируемых 15 в. В осн. визант. ром. - биографич. сведения об Ал-дре, позже дополн. фантастич. и легендарными сюжетами. В слав. пер. А. сохранила черты приключенч. повествования, уделявшего особое внимание "чудесным" событиям (небесные знамения при рождении героя, отец к-рого - не македонский царь Филипп, а егип. царь и маг Нектонав, женитьба Ал-дра на дочери царя Дария Роксане, убийство им индийского царя Пора и т. д.). В А. описываются будто бы виденные Ал-дром в походах неизв. страны с их диковинным растит. и животн. миром (напр., земля "рахманов" и т. д.). Вместе с др. переводными соч. Киев. Руси ("Пов. об Акире Премудром", "Сказанием об Индийском царстве", "Историей иудейской войны" Иосифа Флавия) "хронографич." А. входила в круг чтения др.-рус. книжника, а позже "сербская" А. вместе с "Пов. о Стефаните и Ихнилате" и "Троянской историей" Гвидо де Колумна знакомила читателей с антич. и вост. лит. традициями. Отличие "сербской" А. от "хронографич." заключается, по мнению ученых, и в том, что она более занимательна в изложении, а герой наделен христ. чертами. В 15-17 вв. возникли сводные тексты обоих пам., получившие "сказочный" колорит. Ром. об Ал-дре Великом, популярный на Западе и Востоке, отразился в рус. лубке и устной словесности. Изданием и изучением А. занимались А. Н. Веселовский, В. М. Истрин, А. И. Соболевский, Я. С. Лурье, О. В. Творогов, Е. И. Ванеева.

Лит.: История рус. литературы. Л., 1980. Т. 1. Гл. 1; Творогов О. В. Александрия Хронографическая // Словарь книжников и книжности Др. Руси: 11-1-я пол. 14 в. Л., 1987. С. 35-37; Ванеева Е. И. Александрия Сербская // Словарь книжников и книжности Др. Руси: 2-я пол. 14-16 в. Л., 1988. Ч. 1. С. 21-25.

Александрия

АЛЕКСАНДРИ́Я - приморский парк. Находится в Петергофе к востоку от знаменитого Нижнего сада 18 в. Назван по им. имп. Александры Федоровны (супруги Николая I), интимной резиденций к-рой он был. А. отразила увлечение романтич. рыцарством; герб резиденции был сочинен поэтом В. А. Жуковским - меч в венке из белых роз на голубом фоне. Ансамбль А. создан арх. А. Менеласом в 1826-29. Частично расположен на прибрежной низменности, частично - на возвыш. террасе, склон к-рой способствует живописности композиции, включающей также овраг с водопадом и пруд. Осн. худож. эффект связан с включением в пейзажи парка морского простора, вид на к-рый открывается со мн. точек парка, что создает впечатление безграничности. Все арх. сооружения строились в неоготич. стиле, делающим парк своеобр. иллюстрацией к произв. В. Скотта, особенно любимого в те годы в России. Главный дворец - Коттедж - отличается изысканной готич. декорацией всех интерьеров и готич. формами предметов убранства - мебели, часов в виде ср.-век. соборов и т. д. В парке была устроена Ферма для воспитания наследника, позднее переделанная в готич. Фермерский дворец Александра II; сделаны чугунные скамьи и колодец (также в готич. вкусе). Шедевр неоготики - капелла - православная церк. св. Александра Невского, возведенная по проекту прусского арх. К. Ф. Шинкеля. А. была осн. петергофской жилой резиденцией рос. императоров в 19 в. В 1895-96 для Николая II построена Нижняя дача (Новый дворец), переделанная из небольшого здания (1883, арх. А. И. Томишко, интерьеры позднее переделывал Р. Ф. Мельцер). Коттедж в его царствование был резиденцией имп.-матери.

После 1917 дворцы А. превращены в музеи; в кон. 1930-х гг. музеи в Фермерском дворце и Нижней даче упразднены. Здания А. мало пострадали во время оккупации Петергофа в 1941-44, из убранства Коттеджа было эвакуировано подавляющее большинство предметов. Однако музей в Коттедже возобновлен лишь в 1979, реставрация Фермерского дворца не завершена, а Нижняя дача взорвана в 1960-х гг.; поэтому А. мало известна, хотя может считаться образцом романтич. усадьбы. Пейзажи А. часто писались художниками эпохи романтизма.

Предыдущая страница Следующая страница