Статьи на букву "А" (часть 5, "АКС"-"АЛЕ")
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АКСА́КОВА Анна Фед. (1829-89) - дочь Ф. И. Тютчева, жена И. С. Аксакова. Воспитывалась в Германии, в 1845 окончила Мюнхенский королевский ин-т благородных девиц. С 1845 в России; с 1853 - фрейлина вел. княгини (позднее имп.) Марии Александровны, в 1858-65 - гувернантка младших детей Александра II. А. полностью разделяла взгляды своего мужа, после его смерти - издатель его наследия. Тесные отношения связывали А. и с отцом, выделявшим ее среди др. своих детей. Большими лит. достоинствами наделены восп. А. "При дворе двух императоров. 1853-82" (на франц. яз.). |
АКСА́КОВА Вера Серг. (1819-64) - мемуарист, дочь С. Т. Аксакова. Воспитывалась дома, под влиянием брата К. С. Аксакова прониклась славянофильскими умонастроениями. Преклонялась перед Н. В. Гоголем, с к-рым познакомилась в 1839, оставила о нем воспоминания. Большой интерес представляет ее "Дневник" за 1854-55. |
АКСА́КОВА-СИ́ВЕРС Тат. Ал-др. (1892-1982) - писательница. Дочь генеалога и нумизмата А. А. Сиверса. Детство прошло в доме отца, отрочество - в семье отчима гр. Н. Б. Шереметева. Окончила Строгановское уч-ще. После окт. 1917 жила в провинции. В 1935 арестована в Ленинграде и сослана в Саратов. В 1937 вновь арестована, до 1943 в лагерях, по болезни выслана на поселение в Кировскую обл., в 1950-х гг. реабилитирована "за отсутствием состава преступления". Автор "Семейной хроники", в к-рой рассказала о судьбе Сиверсов, Шереметевых, Аксаковых и др. дворянских родов как об истории гибели дворянского сословия - созидателя и хранителя рус. культуры. |
АКСАМИ́Т - драгоценная ткань, плотная и тяжелая парча с орнаментом по золотому или серебряному полю. Привозимый из-за границы А. применялся в Др. Руси гл. обр. для церк. облачений и царских одежд. Упоминается в "Слове о полку Игореве". |
АКСАМИ́ТОВ Дм. - рус. зодчий 17 в., "каменного дела художник". В 1692-98 строил в Москве Лефортовский дворец в формах "голицинского барокко". Затем работал на Украине, где это направление барокко наз. "украинским". |
АКСЕЛЬБА́НТ (от нем. Achsel - плечо, Band - лента, тесьма) - украшение форменного костюма в виде плетеных косиц, петель с наконечниками. В рус. армии и флоте А. разл. образцов и фасонов 18-20 вв. обозначали служебное положение военнослужащего, были присвоены адъютантам всех званий, офицерам и генералам Ген. штаба, корпуса воен. топографов, чинам фельдъегерского корпуса и корпуса жандармов, офицерам и генералам, окончившим полный курс нек-рых высш. воен-уч. заведений. А. особого образца являлся знаком коллективного боевого отличия - давался в награду всему личному составу отличившейся воинской части. В Вооруж. Силах СССР А. как принадлежность особой парадной формы офицеров роты почетного караула введен в 1955, с 1972 А. разл. образцов - принадлежность парадной формы военнослужащих. |
АКСЁНОВ Вас. Пав. (1932) - писатель. Сын Е. С. Гинзбург. Окончил ср. школу в Магадане, Ленингр. мед. ин-т (1956); работал карантинным врачом ленингр. порта, сел. врачом на Онежском оз., туберкулезным врачом моск. клиники. Вошел в лит-ру в годы "оттепели" (рассказы "Полторы врачебных единицы", 1958; "Самсон и Самсониха", 1959; и др.). Известность А. принесли пов. "Коллеги" (1960), "Звездный билет" (1961), "Апельсины из Марокко" (1963), "Пора, мой друг, пора" (1965). Автор пов. "Любовь к электричеству" (об инж. и революционере Л. Красине, 1971) и путевых заметок о Калифорнии "Круглые сутки нон стоп" (1976). Центр тема А. - поиски гражд. самоопределения, трактуемая как тема протеста и подсознат. противостояния системе. Герои А. отстаивают свое право на внутр. свободу и стремятся выработать чувство личной ответственности за все. Приобрел репутацию лидера "исповедальной прозы" писателей-шестидесятников, был чл. редколлегии ж. "Юность", делегатом съездов писателей и т. п. В кон. 1970-х гг. в творчестве А. главным стал протест против офиц. идеологии: ром. "Поиски жанра" (1978), пов. "Стальная птица" (1977). В 1978 составитель альм. "Метрополь", к-рый квалифицировали в офиц. сферах как "диверсию", в 1979 А. лишен сов. гражданства во время загран. командировки. В произв., опубл. в 1980-х гг. в США ("Золотая наша железка", 1980, "Ожог", 1980, "Остров Крым", 1981, "Бумажный пейзаж", "Право на остров", 1983, "Скажи изюм", 1985), стилевая манера А. осложняется "игрой планами" (действительным и фантастическим, реальным и ирреальным). Первая пьеса А. - "Всегда в продаже" (пост. т-ром "Современник", 1965). Изд. сб. пьес "Аристофаниада с лягушками" (1981); наиб. изв. из них "Цапля" (1979, парафраз чеховской "Чайки"). Автор множества киносценариев; самый им ценимый - "О, этот вьюноша летучий" (на темы сатирич. пов. 17 в. "Шемякин суд" и "Фрол Скобеев"). А. - проф. ун-та "Джордж Майсон" по разряду рус. словесности. |
АКСЁНОВ Всев. Ник. (1898-1960) - актер, мастер худож. слова. В 1920-46 (с перерывами) в Малом т-ре. Роли: Чацкий, Глумов ("На всякого мудреца довольно простоты" Островского), Орсино ("Двенадцатая ночь" Шекспира), Мечик ("Разгром" по Фадееву) и др. С 1935 выступал как чтец (произв. Пушкина, Блока, Есенина, Маяковского, Симонова, Твардовского и др.), с 1946 окончательно перешел на эстраду. Великолепный исполнитель, был также первым теоретиком чтецкого иск-ва (кн. "Иск-во художеств. слова"). На осн. им фак-те худ. слова в Театр. уч-ще им. Щепкина и в мастерской Моск. гос. филармонии воспитал целую плеяду артистов-чтецов. Творч. поиски привели А. к созданию лит.-муз. спектакля "Пер Гюнт" по пьесе Ибсена (1953). Актеры играли без декораций, театр. костюмов, грима, опираясь на воздействие слова и музыки. Участвовал также в пост. "Арлезианки" по А. Доде (автор композиции) и "Эгмонта" И. В. Гете. Снимался в кино. |
АКСЁНОВ Ив. Ал-др. (1884-1935) - поэт, критик, переводчик. Род. в г. Путивле. Окончил кадетский корпус и Николаевское военно-инженер. уч-ще в Москве. В 1910-е выступал в печати со статьями в защиту новаторской живописи, написал первую монографию о Пикассо "Пикассо и окрестности" (1917). В 1915 А. вошел в футуристич. группу "Центрифуга", под маркой к-рой выпустил сб. стихов "Неуважительные основания" (1916). В 20-е гг. входил в лит. группу конструктивистов. Для стихов А. характерна словесная игра, сочетание тонкой стилизации с грубым шаржем, попытка применить в поэзии методы футуристич. живописи. А. принадлежит также стихотворная драма "Коринфяне" (1918), в к-рой пародируются приемы символистской драматургии. Широкую известность А. получил как переводчик англ. драматургии елизаветинской эпохи ("Елизаветинцы", т. 1 (1916), т. 2 (1938). |
АКСЕССУА́Р (франц. accessoire) - принадлежность чего-л., сопутствующая чему-л. В изобр. иск-ве - второстеп. предметы, сопровождающие изображ. гл. действ. лица, способствуют раскрытию образа, темы, идеи произв. В т-ре - предметы бутафории или реквизита. А. обычно несет на себе печать времени, связан с ним. А. может играть решающую роль в атрибуции худ. произв., его героя и т. д. |
АКТУА́ЛЬНОЕ ЧЛЕНЕ́НИЕ ПРЕДЛОЖЕ́НИЯ - коммуникативно-синтаксич. членение предложения на две составные части: тему, представляющую собой исходную точку сообщения, и рему, выражающую основное содержание сообщения и являющуюся его коммуникативным центром. В предложении Андрей поехал в Москву сообщается о том, что сделал или куда поехал (рема) Андрей (тема), а в предложении В Москву поехал Андрей сообщается о том, что в Москву (тема) поехал именно Андрей (рема). Термин А. Ч. П. введен чешским лингвистом В. Матезиусом (1882-1945), противопоставившим его "формальному" членению предложения, осн. эл-нты к-рого - подлежащее и сказуемое. Лит.: Ковтунова И. И. Порядок слов и актуальное членение предложения. М., 1976; Распопов И. П. Строение простого предложения в совр. рус. языке. М., 1970; Селиверстова О. Н., Прозорова Л. А. Коммуникативная перспектива высказывания // Теория функциональной грамматики. Субъектность. Объектность. Коммуникативная перспектива высказывания. Определенность / неопределенность. СПб., 1992. |
АКУ́СТИКА МУЗЫКА́ЛЬНАЯ - 1) комплекс физич. и психофизиологич. явлений, связанных со звучанием и восприятием тех параметров музыки, к-рые поддаются объективному физич. измерению, напр. высота, громкость, тембр, длительность звука, его реверберация и т. п.; 2) часть музыкознания, изучающая указанный комплекс. Зародившись на физико-математич. основе в древности (Греция, Китай), А. М. обогатилась в новое время связями с архитектурной акустикой, с физиологией слуха и голоса (важнейшие вехи: 1863 - "Учение о слуховых ощущениях" Г. Гельмгольца, 1948 - "Зонная природа звуковысотного слуха" Н. Гарбузова), с психологией восприятия. Получила новые импульсы во 2-й пол. 20 в. в связи с развитием звукозаписи и появлением сверхчувствит. приборов, регистрирующих как тончайшие нюансы звучания, так и оттенки человеч. реакции на него. Лит.: Муз. акустика. М.; Л., 1954; Лаборатория муз. акустики. М., 1966; Назайкинский Е. В. О психологии муз. восприятия. М., 1972. |
АКЦЕНТОЛО́ГИЯ (от лат. accentus ударение и греч. λογοζ - слово, учение) - раздел языкознания, изучающий ударение и связанные с ним явления языка. А. рассматривает ударение с фонологич. и морфол. т. зр. Фонологич. аспекты А. включают в себя: 1) определение места ударного слога. Ударение м. б. связанным (фиксированным) или свободным (разноместным); 2) установление фонологич. типа ударения. Здесь возможно разграничение по сфере реализации ударения - слогу или море. По этому принципу различаются слогоакцентные (рус., польск.) и мороакцентные (др.-греч.) языки. Разграничиваются также моноакцентные и полиакцентные яз. В первых (рус., англ.) ударный слог может выделяться только одним способом. Во вторых (балт., сербохорват.) маркирование ударного слога возможно неск. путями; 3) определение фонетич. типа ударения. С этой т. зр. выделяют квантитативное (выделение ударного слога длительностью), динамич. (выделение ударного слога интенсивностью), мелодич., или муз. (выделение высотой тона) ударение. Морфонологич аспекты А. устанавливают: 1) связь ударения с типом морфем или морфол. структур (основ и т. д.) 2) правила изменения ударения при изменении слова в пределах парадигмы (акцентная кривая). Совокупность акцентных кривых составляет акцентные парадигмы. Важнейшим разделом А. является ист. (диахронич.) А. Она позволяет реконструировать системы ударения языков и яз. семей, изучает акцентные изменения в разл. ист эпох. Основы рус. А. заложены А. Х. Востоковым (1831), к-рый дал группировки рус. слов по типу ударения. А. А. Потебня ввел в описание рус. ударения морфол. критерии. В кон. 19 в. Ф. Ф. Фортунатов распространяет закон Ф. де Соссюра, установивший оттяжку ударения в литов. языке, на др. балто-слав. языки (закон Фортунатова - де Соссюра). В 20 в. слав и рус. А. получила развитие в тр. И. А. Бодуэна де Куртенэ, А. А. Шахматова, Л. Л. Васильева, Л. А. Булаховского. Во 2-й пол. 20 в. В. М. Иллич-Свитыч и В. А. Дыбо осуществили наиб. полную реконструкцию слав. акцентной системы. В. В. Колосов создал описание др.-рус. ударения на основе памятников и рус. говоров. Лит.: Редькин В. А. Акцентология совр. рус. лит. языка. М., 1971; Колесов В. В. История рус. ударения. Л., 1972; Дыбо В. А. Слав. акцентология. М., 1981; Зализняк А. А. От праславянской акцентуации к русской. М., 1985. |
АКЦИ́З (от лат. accido - обрезаю) - один из видов косв. налога на товары и услуги, включаемый в цену. Фактически плательщиками налога оказываются покупатели, а сборщиками - производители облагаемых налогом товаров. В узком значении А. - налог на товары массового потребления, в широком - в А. иногда включают налог на продажи и налог на добавл. стоимость, в результате чего А. приобретает универс. характер. Будучи налогом на потребление, в определ. условиях А. б. предпочтителен для получения гос-вом дохода и одновременно стимулирования произ-ва. В наст. время в зап. странах доля поступлений от А. (в широком смысле) составляет в среднем 24% в общем объеме налоговых поступлений. Наряду с использованием выборочных А. в большинстве стран используется универс. налог - с оборота, исчисляемый в процентах от всей валовой выручки предприятия; в кон. 1990-х гг. он колеблется (в т. н. рыночных странах) от 1 до 8%. Постепенно налог с оборота замещается налогом на добавл. стоимость - процент от разницы между выручкой от реализации и суммой затрат на сырье и полуфабрикаты, полученные от поставщиков (его ставки - от 5 до 20%). Использование такого налога позволяет избежать двойного налогообложения и может стимулировать произ-во. В России уже с 10-11 вв. встречаются указания на обложение разл. товаров, хотя А. как спец. категория долгое время не выделялся, входя в состав мыта, танги, амбарной пошлины и др. А. в совр. понимании появился лишь в 19 в. (в частности, А. на табачные изделия - 1836, на сахар - 1848, на спиртные напитки - 1861). |
АКЦИОНЕ́РНОЕ О́БЩЕСТВО - одна из наиб. распространенных в экономически развитых странах форм орг-ции произ-ва. Осн. преимущество А. О. перед частнокапиталистич. предприятием - возможность мобилизации больших объемов капитала и уменьшение риска разорения для каждого отд. участника. Образуются путем продажи акций и облигаций. Различают открытые и закрытые А. О. Акции первых свободно продаются и покупаются на фондовой бирже, распространение акций вторых имеет определ. (семейные, производств. и т. п.) ограничения. Начало образования А. О. связано с промышл. рев-цией и прежде всего стр-вом жел. дорог, требовавшим единоврем. вложений значит. объемов капитала, невозможных на основе индивид. состояний. Управление А. О. строится по трехзвенной схеме. Ежегодное общее собрание акционеров заслушивает и утверждает доклад совета директоров и выбирает его новый состав. Совет директоров осуществляет стратегич. управление фирмой и назначает президента и вице-президентов для ведения оперативного управления. В силу большого числа акционеров и соответственно их малой доли в предприятии, рядовые акционеры обычно не принимают участия в собраниях и передоверяют свое право голоса кому-либо из членов правления. Менеджерам и рабочим А. О. предоставляются льготные условия для покупки акций. В России А. О. появились с 1760-х гг.: Акционерная компания купцов-хлеботорговцев, Акционерная для строения кораблей компания, Российско-Америк. компания 1799. Практика учреждения А. О. широко распространяется с 1820-30-х гг. В СССР А. О. существовали в 20-е гг. в период НЭПа, затем были ликвидированы. В России 1990-х гг. А. О. стремятся преодолеть сложившееся отчуждение человека от средств произ-ва, сделать его реальным хозяином предприятия. С др. стороны, они способствуют превращению мелких сбережений в крупные производств. капиталы. Создание А. О. стимулирует рост т. н. "среднего класса", наиб. многочисленного на Западе и обеспечивающего полит. и экон. стабильность. |
АЛА́БИН Петр Вл. (1824-96) - обществ. деятель, историк, основатель музеев и библиотек. Род. в Можайске. Закончил Петерб. коммерч. уч-ще. Участник Венгерской кампании и Крым. войны, во время к-рой служил в Севастополе; написал "Походные записки". В Вятке в 1860-х гг. А. создал воскресную школу, б-ку, воссоздал музей, в к-ром сформировал отделы: худож., историко-этнограф. и земледелия. В болгарской кампании 1877-78 - уполномоченный Красного Креста, с 1878 губернатор Софии, где основал гос. б-ку, открыл новые школы и многое сделал для благоустройства города; его имя носит одна из гл. улиц болг. столицы. Затем был пред. Самарской губ. земской управы, в 1886-92 - гор. голова Самары, где он устроил водопровод, набережную, возвел собор и пам. Александру II. Автор кн. "Трехвековая годовщина города Самары", "25-летие Самары как губернского города" (обе 1887) и др. Расширил гор. б-ку и организовал при ней музей, состоявший из 12 отделов. Соч.: Походные записки в войну 1853-56 гг. 2-е доп. изд. Самара, 1888-92. |
АЛА́ДЬИН Ег. Вас. (1796-1860) - издатель, беллетрист, поэт. Дворянин Курской губ. В 1825-33 и 1846-47 выпускал "Невский альманах" (среди участников - А. С. Пушкин, Н. М. Языков, Ф. И. Глинка и др.). Ист. пов. А. "Кочубей" (1828) использована А. С. Пушкиным как материал для поэмы "Полтава". |
АЛАТЫ́РЬ (ЛАТЫ́РЬ)-КА́МЕНЬ - мифологич. камень; фигурирует в разл. фолькл. текстах с разнообр. значениями. В заговорах: "лежит бел камень Алатырь в море-окияне"; "на камне сидит красная девица с палицей железной"; "на камне стоит престол Божий, на этом престоле сидит Пресвятая Матерь"; в камне живет "змея-скоропивка", к-рую с помощью заговорных формул стремятся выгнать. В былинах и песнях "бел горюч камень" часто упоминается без имени А.: на камне плачет девица; камень загорается, на нем сидит "млад ясен сокол"; в былинах богатыри наезжают на камень, лежащий у трех дорог, на нем - предупредит. надписи о грозящей опасности; богатыри собираются у А.-К.; из-под белого Латыря-камня "выбегает Волга-река". В духовном стихе о Голубиной книге А.-К. называется "всем камням мати": на нем "опочив держал" Христос с апостолами, "утвердил веру на камне"; у А.-К. останавливаются корабли, берут "много с него снадобья". В основе образа А.-К. лежат древнейшие представления о чудесных камнях, обладающих магич. силой, способных предсказать судьбу, о камне, лежащем на границе двух миров - живых и мертвых, на к-рые наслоились б. поздние христ. мотивы - о камне-алтаре, положенном Христом в основание Сионской церкви. Вопрос о происхождении имени А. (Л.)-К. остается неясным. Толкование А. Н. Веселовского (от слова "алтарь") не получило поддержки у лингвистов. Др. толкования: от утраченного корня, вероятно литовского, со значением "янтарь", к к-рому возводится также греч. "электрон"; от греч. электор - лучезарный, сияющий; от норманнских наименований корабельного компаса (leidtarsteinn), попавших на Русь в 13-14 вв. через Новгород. |
АЛДА́Н-СЕМЁНОВ Анд. Игн. (наст. фам. - Семенов) (1908-85) - поэт и прозаик. Род. в крест. семье; с 1920 - в детдоме, учился в Вятском пед. ин-те (не окончил), печатался с 1926. Первые крупные публикации - книга очерков "Белый остров" (Алма-Ата, 1931) и "Книга стихов" (Казань, 1935). Занимался собиранием удмуртской нар. поэзии (1936-37), пер. с удмурт. языка. Незаконно репресирован, в 1938-53 жил на Д. Севере, работал на золотодобыче, был рыбаком, лесорубом. Автор пов. "Север, Север!", "Зеленый крест" (обе 1960), "Золотой круг" (1963, 2-я ред. 1967), "Барельеф на скале" (1964), а также книг из серии "Жизнь замечат. людей": "Черский" (1963, др. назв. "Сага о Севере", 1968), "Семенов-Тян-Шанский" (1965, др. назв. "Для тебя, Россия", 1968), ром. о событиях 1917 "Красные и белые" (1969). |
АЛЕАТО́РИКА (от лат. alea - игра в кости, случайность, жребий) - распространенная во 2-й пол. 20 в. техника композиции, опирающаяся на использование в процессе соч. или исполнения музыки фактора случайности. В рамках т. н. абсолютной, или тотальной А. орг-ция отд. эл-тов звучания может определяться композитором с помощью бросания игральной кости, разбрызгивания чернильных пятен по нотной бумаге и т. п. На осн. столь же случайных факторов исполнителю м. б. предложено определять последовательность и сочетаемость звуковых эл-тов, набор к-рых и является плодом композиторского творчества. В рамках т. н. "относительной" ("ограниченной и контролируемой") А. фактор случайности определяет не весь процесс звучания данной музыки, а лишь отд. фрагменты или слои фактуры (А. "внутр. формы"). Имея ист. прецедент в коллективной фольклорной импровизации, А., возникла в 1950-х гг. в экспериментах американца Дж. Кейджа, немца К. Штокхаузена и француза П. Булеза в качестве новой формы творч. мышления, противоположной серийным принципам орг-ции муз. текста - додекафонии, наряду с к-рой А. является одним из направлений совр. муз. авангарда, получившим широкое распространение в 1960-80 гг. (в России - в муз. А. Волынского, С. Слонимского, А. Шнитке и др.). Лит.: Шнедерсон Г. О музыке живой и мертвой. М., 1964; Его же. Сериализм и алеаторика - "тождество противоположностей" // Сов. музыка, 1971. № 1. |
АЛЕ́ЙНИКОВ Петр Мартынович (1914-65) - актер кино. Окончил Ленингр. ин-т сценич. иск-в (мастерская С. Герасимова) в 1935. Начал с эпизода в ф. "Встречный" реж. Ф. Эрмлера и С. Юткевича (1932). След. роли - Петьки в ф. Эрмлера "Крестьяне" (1935). Первые большие роли - в ф. Герасимова: повар Молибога "Семеро смелых" (1936) и комсомолец по им. Петр Алейников "Комсомольск" (1938). Широкую известность принес А. образ современника, простоватого и веселого парня, наделенного неиссякаемой душевной энергией и скрытым лукавством, к-рый варьировался актером, приобретая нередко фольклор. черты: Савка в комедии И. Пырьева "Трактористы" (1939), шахтер Ваня Курский в ф. Л. Лукова "Большая жизнь" (1-я сер. - 1939, 2-я сер. - 1946, вып. - 1958), Иванушка в ф. А. Роу "Конек-Горбунок" (по сказке П. Ершова, 1941). Снимался также в ф. "Александр Пархоменко" (1942) и "Донецкие шахтеры" (1950) Лукова, "Небо Москвы" (1944) Ю. Райзмана, в "Боевых киносборниках" воен. лет. Новое амплуа А. - Пушкин в ф. "Глинка" (1946) реж. Л. Арнштама, в ф. "Отчий дом" (1959) Л. Кулиджанова, "Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачева" (1959) И. Фрэза, Б. Мансурова "Утоление жажды" (по ром. Ю. Трифонова, 1967) и др. В 1975 реж. Н. Орлов на к/ст "Мосфильм" снял ф. об А. - "Петр Мартынович и годы большой жизни". Лит.: Кладо Н. Петр Алейников // Актеры сов. кино. М., 1969. Вып. 5. |
АЛЕКСА́НДР I (1777-1825) - росс. император с 1801. Старший сын имп. Павла I, внук имп. Екатерины II, к-рая ревностно ограждала А. от влияния отца. Среди учителей и воспитателей М. Н. Муравьев (отец будущих декабристов), Ф. П. Лагарп - республиканец и приверженец идей Просвещения. С 1793 женат на баденской принцессе Луизе (Елизавета Алексеевна). В юности A. I - приверженец либер. идей. В 1790-х гг. в кругу "молодых друзей" (А. А. Чарторыйский, П. А. Строганов, Н. Н. Новосильцев, В. П. Кочубей) обсуждал планы отмены крепостного права, введения конституции. На престол вступил после дворцового переворота 1 марта 1801 (сам не участвовал в заговоре, но знал о нем). В 1800-х гг. провел ряд реформ в духе идей просвещенного абсолютизма в обл. нар. образования, печати, цензуры, преобразовал органы центр. управления, учредил министерства (1802), Гос. совет (1810). Вел войны с Персией (1804-13), Турцией (1806-12), Швецией (1808-09), 1805 - с Францией. Подписание невыгодного для России Тильзитского мира (1807) подорвало репутацию А. I, возникла угроза нового дворцового переворота (на престол прочили умную и образованную сестру А. I - Екатерину Павловну). Победа России в Отеч. войне 1812 принесла А. I славу освободителя Европы. В 1814 Сенат прибавил ко всем титулам императора титул "благословенного, великодушного держав восстановителя". После войны А. I подписал в 1815 конституцию Царства Польского, в 1816-19 завершил крест. реформу в Прибалтике, в 1818 начал подготовку проекта отмены крепостного права для рус. губерний. Но постепенно внутриполит. курс А. I утрачивал либер. направленность. В 1816 созданы "воен. поселения", нач. к-рых стал А. А. Аракчеев. В 1820 последовала расправа над участниками выступления лейб-гвардии Семеновского полка, вызванного жестокостью командира Е. Ф. Шварца. К кон. жизни А. I был в глубокой депрессии, переживая смерть дочери Софьи (умерла 16-летней в 1824). Получая доносы о существовании тайных об-в, не принимал мер по пресечению их деятельности. В сент. 1825 А. I выехал в Крым и на Кавказ для поправки здоровья императрицы и для осмотра воен. поселений. В Таганроге А. I заболел и 19 нояб. скончался. Его смерть породила всевозможные слухи и легенды (самая знаменитая - о старце Федоре Кузьмиче, под именем к-рого в Сибири до 1864 якобы скрывался А. I). На эту тему существует многочисл. худож. (пов. Л. Н. Толстого "Записки Федора Кузьмича") и науч. (соч. вел. кн. Ник. Мих. "Легенда о кончине императора Александра I в Сибири в образе старца Федора Кузьмича"; К. В. Кудряшова "Александр I и тайна Федора Кузьмича" и др.) лит-ра. Династич. кризис после кончины бездетного А. I создал ситуацию междуцарствия, к-рой попытались воспользоваться члены тайных об-в, поднявшие восстание в Пб. 14 дек. 1825 и в р-не Киева в дек. 1825 - янв. 1826 (см. Декабристы). Лит.: Троицкий Н. А. Александр I и Наполеон. М., 1994; Труайя А. Александр I, или Сев. сфинкс. М., 1997; Сахаров А. Н. Александр I. М., 1998.
Александр I. |
АЛЕКСА́НДР МИХА́ЙЛОВИЧ (1866-1933) - вел. кн., внук имп. Николая I. Был женат на сестре имп. Николая II, вел. кн. Ксении Александровне. Ген.-адьютант, адмирал, пред. Совета по делам торг. мореплавания (1900), главноупр. (на правах министра) Управления торг. мореплавания и портов (1902-05). Совершил кругосв. путешествие (1886-87) на корвете "Рында", неоднократно представлял Россию за рубежом. Военно-мор. теоретик, основатель воен. авиац. школ в России (1909-16). Мемуарист ("Книга воспоминаний"). Умер в эмиграции. ----------------------------------- АЛЕКСА́НДР МИХА́ЙЛОВИЧ (1301-1339) - князь тверской (1325-27 и с 1337), вел. кн. владимирский (1325-27), второй сын кн. Михаила Ярославича. Вместе со ст. братом Дмитрием Грозные Очи боролся против моск. князей Юрия Даниловича и Ивана Калиты. В 1324 вызван в Орду, присутствовал при разбирательстве ханом Узбеком взаимных жалоб - моск. и тверских князей. После казни брата Дмитрия, убившего Юрия Даниловича, отпущен из Орды с ярлыком на вел. владимирское княжение. В авг. 1327 в Твери вспыхнуло восстание против татар и посла Золотой Орды Чолхана (Щелкана). A. M. занимал умеренную позицию и пытался сдержать восставших. Однако был обвинен в выступлении против хана, к-рый послал войско для усмирения восставших, во гл. к-рого стоял Иван Калита. Тверь была разгромлена. A. M. бежал в Новгород, а затем во Псков. Иван Калита продолжал его преследовать, одновременно митрополит Феогност отлучил жителей Пскова от Церкви. В 1329 A. M. уехал в Литву. В 1331 вернулся в Псков с помощью литов. князей. С 1334 вел переговоры о возвращении в Тверь, в 1337 получил ярлык на вел. тверское княжение, но через два года вызван в Орду и убит вместе с сыном Федором. |
АЛЕКСА́НДРА ПА́ВЛОВНА (1783-1801) - рус. вел. княгиня, с 1799 эрцгерцогиня австрийская, дочь имп. Павла I от втор. его жены - императрицы Марии Федоровны. Имп. Екатерина II предполагала выдать А. П. замуж за короля Швеции Густава IV Адольфа, однако брак расстроился из-за несогласия рус. стороны на перемену вероисповедания А. П. и "неловкости рус. дипломатов". По одной из версий, неподписание брачного контракта оказалось сильным потрясением для Екатерины II, результатом к-рого стал удар, послуживший причиной ее болезни и смерти в 1796. В 1799 А. П. вышла замуж за палатина венгерского, австр. эрцгерцога Иосифа. Семейная жизнь А. П. из-за интриг при австр. дворе не была счастливой. Она скончалась от горячки на 10-й день после родов в Офене, где на ее могиле по повелению имп. Ал-дра I построен правосл. храм. В 1815 в Павловске в память А. П. поставлен пам. работы И. П. Мартоса. |
АЛЕКСАНДРИ́ЙСКИЙ СТИХ (назв. получил в 15 в. от поэмы 12 в. об Александре Македонском франц. поэта Ламберта ле Торта) - во франц. силлабич. поэзии - 12-сложный стих с цезурой после 6-го слога и ударными константами на 6-м и 12-м слогах; чаще - с парной рифмовкой ("героич. александриец"), реже - с перекрестной или иной рифмовкой ("элегич. александриец"), но с обязат. чередованием муж. и жен. рифм. С 17 и до кон. 19 в. А. С. - ведущий "долгий размер" франц. поэзии. В России "героич. александриец" - самый распространенный и универс. размер в поэзии 18 в., введен В. К. Тредиаковским. Рус. А. С. - 6-стопный ямб с обязат. цезурой после 3-й стопы, с парной рифмовкой и чередованием муж. и жен. окончаний. Использовался в поэмах и трагедиях (М. Ломоносов, А. Сумароков, М. Херасков, В. Озеров и др.), в торжеств. лирич. стих. и др. жанрах. В послепушкинское время почти выходит из употребления, сохраняясь в пер. и стилизациях. Пример А. С. (П. А. Вяземский): Я признаюсь, люблю мой стих александрийский, Ложится хорошо в него язык российский, Глагол наш великан, плечистый и с брюшком, Неповоротливый, тяжелый на подъем, И руки что шесты и ноги что ходули, В телодвижениях неловкий. На ходу ли Пядь полновесную как в землю вдавит он, Подумаешь, что тут прохаживался слон... |
АЛЕКСАНДРИ́Т - драгоценный камень густой изумрудной окраски при дневном свете и фиолетово-красный при искусств. освещении. Назван по им. имп. Александра II, в день совершеннолетия к-рого был найден. Длит. время добывался лишь на Урале. Камни этого месторождения имеют ярко выраженный голубоватый оттенок (т. н. рус. александриты), поэтому А. считался окрашенным в нац. цвета и был весьма популярен в России. |
"АЛЕКСАНДРИ́Я" - назв. др.-рус. перевода (не позднее 13 в.) визант. романа о деяниях Александра Македонского, ошибочно приписываемого в ср. века др.-греч. историку Каллисфену. Различают А. "хронографическую", помещенную в хронографич. своды, и А. "сербскую", дошедшую в отд. списках со слав. юга, датируемых 15 в. В осн. визант. ром. - биографич. сведения об Ал-дре, позже дополн. фантастич. и легендарными сюжетами. В слав. пер. А. сохранила черты приключенч. повествования, уделявшего особое внимание "чудесным" событиям (небесные знамения при рождении героя, отец к-рого - не македонский царь Филипп, а егип. царь и маг Нектонав, женитьба Ал-дра на дочери царя Дария Роксане, убийство им индийского царя Пора и т. д.). В А. описываются будто бы виденные Ал-дром в походах неизв. страны с их диковинным растит. и животн. миром (напр., земля "рахманов" и т. д.). Вместе с др. переводными соч. Киев. Руси ("Пов. об Акире Премудром", "Сказанием об Индийском царстве", "Историей иудейской войны" Иосифа Флавия) "хронографич." А. входила в круг чтения др.-рус. книжника, а позже "сербская" А. вместе с "Пов. о Стефаните и Ихнилате" и "Троянской историей" Гвидо де Колумна знакомила читателей с антич. и вост. лит. традициями. Отличие "сербской" А. от "хронографич." заключается, по мнению ученых, и в том, что она более занимательна в изложении, а герой наделен христ. чертами. В 15-17 вв. возникли сводные тексты обоих пам., получившие "сказочный" колорит. Ром. об Ал-дре Великом, популярный на Западе и Востоке, отразился в рус. лубке и устной словесности. Изданием и изучением А. занимались А. Н. Веселовский, В. М. Истрин, А. И. Соболевский, Я. С. Лурье, О. В. Творогов, Е. И. Ванеева. Лит.: История рус. литературы. Л., 1980. Т. 1. Гл. 1; Творогов О. В. Александрия Хронографическая // Словарь книжников и книжности Др. Руси: 11-1-я пол. 14 в. Л., 1987. С. 35-37; Ванеева Е. И. Александрия Сербская // Словарь книжников и книжности Др. Руси: 2-я пол. 14-16 в. Л., 1988. Ч. 1. С. 21-25. |
АЛЕКСАНДРИ́Я - приморский парк. Находится в Петергофе к востоку от знаменитого Нижнего сада 18 в. Назван по им. имп. Александры Федоровны (супруги Николая I), интимной резиденций к-рой он был. А. отразила увлечение романтич. рыцарством; герб резиденции был сочинен поэтом В. А. Жуковским - меч в венке из белых роз на голубом фоне. Ансамбль А. создан арх. А. Менеласом в 1826-29. Частично расположен на прибрежной низменности, частично - на возвыш. террасе, склон к-рой способствует живописности композиции, включающей также овраг с водопадом и пруд. Осн. худож. эффект связан с включением в пейзажи парка морского простора, вид на к-рый открывается со мн. точек парка, что создает впечатление безграничности. Все арх. сооружения строились в неоготич. стиле, делающим парк своеобр. иллюстрацией к произв. В. Скотта, особенно любимого в те годы в России. Главный дворец - Коттедж - отличается изысканной готич. декорацией всех интерьеров и готич. формами предметов убранства - мебели, часов в виде ср.-век. соборов и т. д. В парке была устроена Ферма для воспитания наследника, позднее переделанная в готич. Фермерский дворец Александра II; сделаны чугунные скамьи и колодец (также в готич. вкусе). Шедевр неоготики - капелла - православная церк. св. Александра Невского, возведенная по проекту прусского арх. К. Ф. Шинкеля. А. была осн. петергофской жилой резиденцией рос. императоров в 19 в. В 1895-96 для Николая II построена Нижняя дача (Новый дворец), переделанная из небольшого здания (1883, арх. А. И. Томишко, интерьеры позднее переделывал Р. Ф. Мельцер). Коттедж в его царствование был резиденцией имп.-матери. После 1917 дворцы А. превращены в музеи; в кон. 1930-х гг. музеи в Фермерском дворце и Нижней даче упразднены. Здания А. мало пострадали во время оккупации Петергофа в 1941-44, из убранства Коттеджа было эвакуировано подавляющее большинство предметов. Однако музей в Коттедже возобновлен лишь в 1979, реставрация Фермерского дворца не завершена, а Нижняя дача взорвана в 1960-х гг.; поэтому А. мало известна, хотя может считаться образцом романтич. усадьбы. Пейзажи А. часто писались художниками эпохи романтизма. |