Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "В" (часть 9, "ВОД"-"ВОЛ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 9, "ВОД"-"ВОЛ")

Водовозов Вас. Ив

ВОДОВО́ЗОВ Вас. Ив. (1825-86) - педагог и методист-словесник, последователь К. Д. Ушинского. В 1847 окончил Петерб. ун-т, ок. 20 лет работал учителем словесности в Варшавской и Петерб. г-зиях, др. уч. заведениях, в т. ч. в Смольном ин-те. Внес значит. вклад в разработку и создание учебно-методич. лит-ры для нач. и ср. школы ("Книга для учителей", "Предметы обучения в нар. школе"). Мн. оригин. предложениями способствовал совершенствованию методики преподавания рус. лит-ры. В 60-х гг. 19 в. активно участвовал в обсуждении проектов реформ нач. и ср. школы, выдвигал требование всемерного развития сети школ, доступности их широким слоям населения.

Соч.: Избр. педагогич. соч. М., 1986.

Водовозова Елиз. Ник

ВОДОВО́ЗОВА Елиз. Ник. (1844-1923) - издательница, книгопродавец, писательница, педагог. Окончила Александровский институт Смольного, где училась у К. Д. Ушинского. Подготовила и издала популярную сер. книг под назв. "Как люди на белом свете живут" (10 вып. с илл. В. М. Васнецова), научн.-попул. рассказы для детей. Жена В. И. Водовозова, после смерти последнего - В. И. Семевского. Автор мемуаров "На заре жизни" (совр. изд. 1987, в 2 т.).

Водовозова Мария Ив

ВОДОВО́ЗОВА Мария Ив. (1869-1954) - издательница. В 1895 вместе с мужем, изв. экономистом Н. В. Водовозовым, основала в Петербурге изд-во, существовавшее до 1905 (выпустило 20 назв. книг: по социально-экономич. и политич. проблемам, истории нар. хоз-ва, др. мира, соч. первых рус. марксистов). В 1898 тиражом 1200 экз. изд. кн. В. И. Ленина (под псевд. Вл. Ильин) "Экономические этюды и статьи", в 1899 - его кн. "Развитие капитализма в России" (тираж 2400 экз.). В 1896 В. выпустила на рус. яз. в виде отд. сб. наиб. важные статьи из 6-томного нем. "Словаря государств. знаний". В 1899 В. заведовала беллетристич. отд. первого легального марксистского журн. в России "Начало", изд. к-рого оказывала материальную помощь. После закрытия изд-ва работала в Москве в б-ке Пречистенских раб. курсов, где продолжала служить и после Окт. 1917.

Лит.: Белов С. В. Стремянная, 12. М., 1986; Люблинский С. Б. Подвижники книги: Е. Н. Водовозова, Л. Ф. Пантелеев, А. М. Калмыкова, О. Н. Попова, М. И. Водовозова. М., 1988.

М. И. Водовозова

М. И. Водовозова

Водоосвящение

ВОДООСВЯЩЕ́НИЕ - одно из важнейших и часто употребляемых христ. богослужений, именуемое в народе "водосвятием" (в др.-рус. яз. - "водокрещение"). Православная Церковь различает два вида В. - великое и малое. Великое В. совершается дважды - накануне праздника Богоявления, или Крещения Господня, и в самый день праздника после литургии (отсюда его др. назв. - Богоявленское, или Крещенское, В.). Первая традиция восходит, вероятно, к др.-христ. практике крещения оглашенных после Утренней службы Богоявления, со временем превратившуюся в традицию воспоминания крещения Иисуса Христа. Вторая традиция великого В. связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Спасителя. Малое В. совершается 1/14 августа, в день Преполовения Пятидесятницы, в дни храмовых праздников, а также в другое время по желанию верующих или офиц. поводам - в храмах, домах, на городских и сельских площадях, в полях. Малому В. обычно предшествует молебен. Символич. оно связано с упоминаемой в Евангелии купелью Бетзата ("Дом милосердия") у Овчих ворот, в которой ангел "возмущал" воду, придавая ей тем самым исцеляющую силу (Ин. 5, 1-9), а также с чудом, совершенным Иисусом Христом у Силоамского источника (Ин. 9, 1-11).

Лит.: Последование Великого освящения воды святых Богоявлений // Требник. М., 1984. Ч. 3. С. 5-26; Последование малого освящения воды // Требник. М., 1991. Ч. 1. С. 225-251; Никольский К. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. М., 1995. С. 829-834.

Водяной

ВОДЯНО́Й - персонаж слав. мифологии, дух воды, обычно получеловек-полуживотное (полурыба), опутанное тиной. Мог также принимать образы селезня, лебедя, ребенка, старика, ягненка. В. утаскивает под воду людей, нарушивших те или иные запреты; проклятых, обруганных; повелевает рыбой, и от него зависит улов. Под водой у В. пасутся черные коровы. В особых отношениях с В. состоит мельник, к-рый "знается" с ним и даже продает ему свою душу. Один из героев рус. нар. сказок; иногда - мор. царь, отец русалок.

Водяной знак

ВОДЯНО́Й ЗНАК (устар. филигрань) - изображение на бумаге, видимое только на просвет. Технология нанесения В. з. сводится к тому, что при произ-ве бумаги толщина бумажного слоя делается меньше там, где должно находиться изображение. Филиграни появились в Италии в 13 в., в России - в 17 в. В качестве В. З. наносились отд. выходные данные книги (год, место изд., имя или инициалы издателя или типографа) герб, эмблема и др. изображения, в т. ч. и беспредметные (орнаменты). Исследователям книги В. З. позволяют датировать и атрибутировать изд. В наст. время бумага с В. З. используется в осн. для изготовления док-тов, ден. купюр, офиц. бланков: наличие на бумагах В. З. служит дополнит. подтверждением их подлинности, затрудняет изготовление подделок.

Водяной знак. Образцы рос. водяных знаков 18-19 вв.

Водяной знак. Образцы рос. водяных знаков 18-19 вв.

Воевода

ВОЕВО́ДА - термин, обозначающий военачальника, появляется в рус. летописях с 10 в. С кон. 15 в. использовался для обозначения команд. осн. полками рус. войска: передового, большого, прав. и лев. руки, конницы (В. ертаульный), артиллерии (В. от наряда), гуляй-города (В. гулявый). С сер. 16 в. термин применялся для обозначения адм. лица, соединяющего гражд. и воен. управление городом или уездом. В 1719 учреждены посты провинциальных В. По реформе местного управления 1775 должность В. упразднена. Воинская должность ликвидирована Петром I в нач 18 в. с созданием регулярной армии.

Воейков Ал-др Ив

ВОЕ́ЙКОВ Ал-др Ив. (1842-1916) - климатолог и географ, основоположник климатологии в России, чл.-корр. Петерб. АН (с 1910), чл. РГО (с 1866), поч. чл. мн. отеч. и заруб. науч. об-в. Род. в Москве. Учился в Петерб. ун-те (1860-61). Получил степень д-ра философии в Геттингенском ун-те (1865). С 1885 - проф. Петерб. ун-та. В 1872-76 путешествовал по Зап. Европе, Америке, Юж. и Передней Азии, России (Крым, Кавказ, Ср. Азия и др.), посетил Китай, Японию, Индию. Автор капитального труда "Климаты земного шара, в особенности России" (1884). Составил ряд метеорол. карт (на Всемирной выставке в Париже, 1878, удостоены зол. медали). При изучении геогр. явлений впервые применил метод балансов, первым указал на необходимость изучения высоких слоев атмосферы для анализа процессов в приземных слоях атмосферы, разработал классификацию рек по гидрогеол. режиму, заложил основы палеоклиматологии, создал учение о снеге, изучал вопросы географии населения, занимался агроклиматологией, заложил осн. с.-х. метеорологии и фенологии. При РГО организовал (1870) метеорол. комиссию, основал первый метеорол. журн. "Метеорологич вестник" (1891-1935). Удостоен Малой зол. медали (1878) и Константиновской медали (1884) ИРГО. Имя В. присвоено проливу между о-вами Курильской гряды, леднику на Сев. Урале, геофизич. обсерватории (СПб.).

Воейков Ал-др Фед

ВОЕ́ЙКОВ Ал-др Фед. (1779 или 1778-1839) - поэт, переводчик, критик, журналист, издатель. Из родовитой дворянской семьи. Учился в Благородном пансионе при Моск. ун-те (1791-95). Участник "Дружеского лит. об-ва" (1801), включавшего также Ан. И. и Ал. И. Тургеневых, В. А. Жуковского, А. Ф. Мерзлякова и др., а также "Арзамаса" (с 1816). В 1814-20 проф. рус. словесности Дерптского ун-та. Ред. газ. "Русский инвалид" (1822-38) и приложений к ней - "Новости лит-ры" (1822-26) и "Лит. прибавления к "Русскому инвалиду" (1831-36). Несмотря на нелестную репутацию, В. играл заметную роль в лит. жизни 1-й трети 19 в. Автор посланий, патриотич. стихотворений, переводов из Вольтера, Ж. Делиля ("Сады", 1816), Вергилия ("Георгики", 1817). Наиб. известен своими стих. памфлетами "Дом сумасшедших" (1814, дополнял до 1838, представляет собой цикл сатир. портретов литераторов и гос. деятелей, запрещен цензурой) и "Парнасский адрес-календарь" (1818-20).

"Военка"

"ВОЕ́НКА" - сокращ. назв. военных орг-ций РСДРП(б), к-рые создавались в армии для руководства рев. работой в войсках. Были созданы перед рев-цией 1905-07, восстановлены после разгрома в годы 1-й мир. войны. 31 марта 1917 создана "В." при ЦК РСДРП(б), как общеросс. центр; изд. газ. "Солдатская правда", 15 мая 1917 перешла под рук-во ЦК РСДРП(б) "В." сыграли б. роль в победе Окт. рев-ции, установлении сов. власти. После демобилизации старой армии "В." утратили значение и 15 марта 1918 ликвидированы.

Военные деньги

ВОЕ́ННЫЕ ДЕ́НЬГИ - ден. знаки, выпускаемые в воен. время гос-вом на оккупированной терр. для финансирования своих воен. и оккупац. расходов (ост-рубли, оккупац. марки гитлеровского рейха и др.).

"Военный коммунизм"

"ВОЕ́ННЫЙ КОММУНИ́ЗМ" - наименование офиц. политики сов. гос-ва в 1918-20, своеобр. символич. выражение сущности нач. периода истории большевист. режима. Понятие "В. К." возникло в полит. сознании представителей большевист. элиты как эл-нт идеологич. и психол. оправдания осн. принципов новой политики, нач. к-рой положили декреты о "продналоге" весной 1921. На 11 съезде РКП(б) в 1922 термин "В. К." использовался уже как общепринятый. В офиц. пропаганде В. К. интерпретировался как система "вынужденных", "чрезвычайных" мер, вызванных гражд. войной и интервенцией. Однако на обыденном уровне В. К. зачастую являлся нормативной моделью обществ. орг-ции, идеалом "истинного" социализма, с т. зр. к-рого пришедший ему на смену в 1921 нэп являлся неприемлемым как "отступление" с позиций "рев. завоеваний", вызывал, особенно среди молодых коммунистов, чувство апатии, раздражения. В. К. в управлении и орг-ции состоял в преобладании принципов централизации, регламентации, уравнит. распределения, национализации произв. кооперации и объединения на осн. "комбедов", милитаризации пром-сти, проведения продразверстки (т. е. полит. и эконом. диктатуры). Как феномен социокультурного порядка В. К. связан с психологией "наступления", мессианства "мировой рев-ции", военизированным, "казарменным" стилем жизни, абсолютизацией насилия как средства решения всех возникающих проблем, идеализацией антипарламентаризма. В. К. связывался с возникновением "новой культуры" - этики, морали, обычаев и рассматривался как стремит. разрыв со всем "старым" в обществ. быте, попыткой "вселенского эксперимента", "выработки коммунистического человечества" (Н. Бухарин). В массовом сознании Сов. России неоднократно возникали рецидивы рев. утопизма, происходило создание романтизир. образа гражд. войны и идеализации методов полит. борьбы периода В. К. - беспощадной расправы с "клас. врагами" (социальный утопизм 60-х гг. выдвигал миф об очистительном смысле рев-ции и В. К. в противовес практике "сталинизма", воспринимавшейся в обществ. сознании как "искажение" заложенных в период рев. борьбы принципов социализма). Последствием В. К. в обществ.-экон. жизни явилось превращение в норму принципов абсолютного этатизма, трансформировавшихся в ин-ты тоталитарного режима.

Военспецы

ВОЕ́НСПЕ́ЦЫ - сокращенное назв. воен. специалистов, привлеченных на службу в Кр. Армию и Кр. Флот из старой рос. армии во время гражд. войны. После Окт. 1917 в офицерском корпусе происходило расслоение. Часть его (ок. 8 тыс. генералов, офицеров и чиновников) добровольно перешла на сторону Сов. власти. Среди них военач. М. Д. Бонч-Бруевич, М. В. Иванов, Н. М. Потапов, Б. М. Шапошников, А. И. Егоров, С. С. Каменев, И. И. Вацетис, Д. М. Карбышев и др. Значит. ч. офицерства не признавала Сов. власть и заняла нейтральную, выжидат. позицию. Др. группа выступила на стороне противников большевиков и составила осн. силу Белого движения. Задача привлечения офицеров и генералов старой армии и флота для стр-ва РККА была пост. В. И. Лениным, а 19 марта 1918 СНК принял решение о их широком привлечении в Кр. Армию. 26 марта 1918 приказом Высш. воен. совета отменялось выборное начало в армии, что открыло доступ в нее офицерам и генералам старой армии, после зачисления на службу в Кр. Армию они становились В. (этот термин стал широко применяться с весны 1918). Против использования быв. генералов и офицеров выступали "левые коммунисты", а затем "воен. оппозиция". С расширением гражд. войны потребность в воен. кадрах возрастала, и 29 июня 1918 декретом СНК объявлена мобилизация быв. офицеров. За время войны призвано 48,5 тыс. офицеров и генералов, 10,3 тыс. воен. чиновников, ок. 14 тыс. воен. врачей. В 1918 В. составляли 75% командного состава Кр. Армии и Флота, позднее за счет подготовки командиров из рабочих и крестьян их числ. снижалась и в кон. 1921 составила 34%. В случаях поражений Кр. Армии в боях с белыми В. зачастую подвергались репрессиям (крайнюю подозрительность в отношении В. проявлял И. В. Сталин).

Возглас

ВОЗГЛА́С - громкое и нараспев произносимое архиереем или священником молитв. прославление Бога (чаще Св. Троицы), текст и место к-рого внутри богослужения регламентировано Уставом. Существуют разл. виды В.: "начальный (начинательный)" В. - открывающий собой богослужение, В., завершающий "тайную молитву", В. после ектеньи и др. Следующее за В. пение церк. хором "Аминь" выражает уверенность в том, что молитвы будут услышаны. Самый торжеств., "начинательный", В. - "Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа", в нач. литургии (см. Шмеман А., протопр. Евхаристия. Таинство Царства. М., 1992. С. 43-54) В. произносимые дьяконом, имеют не молитвенно-благословляющий, как священнические, но вспомогат. характер, обращены к народу перед началом особо важных или кульминационных богослуж. действ. и церемоний и призывают ко вниманию и молитв. сосредоточенности. (При отсутствии дьякона они произносятся священником.) Напр., "Во́нмем!" (повелит. накл. гл. "внимать" - "будем внимательны", "со вниманием будем слушать") - призыв перед чтением вслух текстов Свящ. Писания. Священнический или архиерейский В. "Мир всем!", сопровождаемый благословением, предваряет чтение Свящ. Писания. (В древности им открывались каждое новое священнодействие и каждая часть службы, является также "приветствием" епископа народу при входе в храм.) Др. В. священника за литургией - "Премудрость, про́сти! Услышим свята́го Евангелия!" - призывает христиан подняться со своих мест и стоя внимать звучащим словам Божественной Премудрости и Истины. В древности вост. христиане (как и сейчас западные) не проводили на ногах все богослужение. Малопонятное для мн. "про́сти" - это прилагат. множ. числа от слав. "простъ" - "прямой", "выпрямленный", "стоящий прямо". Аналогичный В. существует и во время входа на вечерне.

Лит.: Скабалланович М. Толковый Типикон. Киев, 1913. Вып. 2. С. 12-15, 61-63, 97-99, 244-246.

Воздвижение Креста Господня

ВОЗДВИ́ЖЕНИЕ КРЕСТА́ ГОСПО́ДНЯ - двунадесятый господский праздник (совершается 14/27 сент.), выражающий литургич. (богослужебный) аспект почитания христианами Голгофского Креста как орудия спасения человечества. Название указывает на торжественное поднятие креста вверх ("воздвижение") после обнаружения его. Это единственный праздник двунадесятого цикла, исторической основой к-рого явились не только события новозаветного времени, но и позднейшие, из области церковной истории.

Возникновение праздника связано с окончанием длительного периода гонений и легализацией христианства в Римской империи в нач. 4 в. Восстановление христ. святынь началось после 313, когда "Миланский эдикт" римского императора Константина I Великого (306-337) предоставил христианам свободу вероисповедания. Сам император приказал построить храм Воскресения Христова на месте Голгофы и пещеры Гроба Господня. Его торжественное освящение состоялось 13 сент. 335, было решено праздновать память Воздвижения Креста 14 сент. По преданию, хранившийся в Иерусалиме Крест Господень был незадолго до этого (в 325 или 326) найден ("обретен") матерью Константина, вдовствующей императрицей Еленой, совершившей паломничество по святым местам и лично возглавившей раскопки Голгофы. Согласно современной православной традиции, накануне праздника В. К. (за всенощным бдением, после Великого славословия) священник выносит изображ. креста (распятие) из алтаря на середину храма, возлагая его на аналой. В соборных церквах существует обычай медленно "воздвигать" его на четыре стороны света при пении "Господи помилуй!". В день Воздвижения установлен пост.

Богослужебные тексты праздника В. К. содержатся в богослужебной Минее под 14 сент. и отд. изданиях.

Лит.: Скабалланович М. Воздвижение Честнаго Креста. Киев, 1905.

Воздушная гимнастика

ВОЗДУ́ШНАЯ ГИМНА́СТИКА - разновидность жанра цирк. гимнастики. Включает в себя трюки, исполняемые одним или группой артистов на разл. аппаратах, подвешенных над манежем (бамбуке - подвешенном шесте с укрепл. на нем приспособлениями - петлями, перекладинами и т. д., рамке - аппарате, имеющем форму рамы, трапециях - перекладина с двумя вертикальными соединениями, кольцах, петлях, вертикально подвешенном канате, вращающихся моторизированных аппаратах и др.). К В. Г. относится и возд. полет - номер с трюковыми перелетами артистов с трапеции на трапецию или с трапеции в руки партнера (ловитора).

Вознесение Господне

ВОЗНЕСЕ́НИЕ ГОСПО́ДНЕ - двунадесятый господский праздник подвижного годового цикла православного церк. календаря, совершаемый в четверг шестой недели, в сороковой день от Пасхи. Название праздника (в западной традиции - Ascensio, "Восшествие") выражает одно из важнейших событий новозаветной истории - окончательное завершение Иисусом Христом времени Своей земной жизни. Согласно повествованию ап. Луки, автора третьего Евангелия и Книги Деяний апостольских, Вознесение Иисуса Христа произошло через сорок дней после Воскресения, в окрестностях Иерусалима - к востоку от города, на склоне горы Елеон (гора Олив, или Масличная гора), после прощальной беседы с апостолами (Лк. 24:50-51, Деян. 1:1-12). Современные библеисты чаще всего датируют его серединой мая 30 г. н. э. Смысл Вознесения определяется событиями предшествующих дней, во время которых воскресший Христос не раз являл Себя ученикам, утверждая их веру в реальность победы над смертью, в то, что основанное Им на земле Царство не погибнет, но будет пребывать "до скончания века", а они станут его первыми провозвестниками по "всей Вселенной".

Праздник В. Г., упоминаемый уже в 4 в., входил первоначально в "Круг Пятидесятницы", как назывался праздничный период от дня Воскресения Христова (Пасхи) до дня Святой Троицы (Пятидесятницы). В 12 в. крестоносцы построили на горе Елеон восьмиугольную часовню с открытым посреди куполом, вскоре превращенную в мечеть. Здесь до настоящего времени показывают камень с отпечатком, принимаемым за след стопы Христа. Богослужебные тексты праздника В. Г. содержатся в Триоди Цветной и отд. изданиях. Христ. иконография В. Г., как византийская, так и западная, отличается значит. разнообразием форм. Возносящийся Христос часто изображался в миндалевидной мандорле (световом ореоле, первоначально изображавшем облако, в к-ром Он скрылся), поддерживаемой ангелами. В ренессансном иск-ве встречается изображение в буквальном смысле слова исчезающего Хрис-та - из облака видны лишь Его ноги. Восточнохрист. иконография В. Г. исходит из эсхатологического смысла слов ангелов: Христос возносится таким, каким некогда вернется "во славе" вершить Страшный суд. Присутствие апостолов, объединившихся вокруг Девы Марии (стоящей в центре группы с воздетыми руками), символизирует провожающую Христа на Небеса и ожидающую Его Второго пришествия Вселенскую Церковь. Апостолы Петр (с ключами) и Павел (с мечом), изображаемые по обе стороны от Богоматери, символизируют еврейский народ и язычников, т. е. все человечество, к к-рому обращена апостольская проповедь.

Лит.: Лев Великий, папа Римский. Слово на В. Г. // Христ. чтение. 1839. Ч. 2. С. 180-189; Василий (Богдашевский), еп. Вознесение Господа на небо (Л. 24, 50-53, Деян. 1, 9-12, М. 16, 19) // Труды Киевской духовной академии. 1915. № 5; Дмитриевский А. А. Праздник В. Г. на Елеонской горе. СПб., 1913; Рубан Ю. И. От Пасхи до Троицы (Эортологические этюды) // Страницы. Ж. Библейско-Богосл. ин-та ап. Андрея. М., 1996. № 3. С. 78-80; Майкапар А. Новый Завет в иск-ве. М., 1998. С. 293-296.

Вознесенский Анд. Анд

ВОЗНЕСЕ́НСКИЙ Анд. Анд. (род. 1933) - поэт. Род. В семье науч. работника. Окончил Моск. архит. ин-т (1957). Первая поэтич. публикация - 1958 (отдал предпочтение поэзии под влиянием дружбы с Б. Пастернаком - см. "Рифмы прозы. Мне четырнадцать лет"). Сб-ки нач. 60-х гг. "Мозаика", "Парабола", "Антимиры", вызвавшие офиц. упреки в "упадничестве", "декадентстве" и "формалистич. увлечениях", сделали В. одним из лидеров молодой поэзии, вышедшей на эстраду и выразившей обществ. настроения периода "оттепели" ("Прощание с Политехническим", 1962). Выпустил также сб-ки "Ахиллесово сердце", 1966, "Тень звука", 1970, "Взгляд", 1972, "Выпусти птицу!", 1974, "Дубовый лист виолончельный", 1975, "Витражных дел мастер", 1976, "Соблазн", 1978, "Иверский свет", 1984, и др. Для поэзии В. характерны неожиданные ассоциации, резко экспрессивные образы, идущие часто от глобальности видения жизни, космич. измерений происходящего, от превращения конкретного события в своеобразную фантасмагорию. В его поэтическую систему органично входят сугубо совр. термины ("синхрофазотрон", "спидометр", "хула-хуп", "черные дыры", "колготки"), городской сленг и неологизмы ("поэтарх", "изопы", "архистихи" и т. д.). В. - автор поэм "Оза", "Лед-69", "Авось!", "Андрей Полисадов" и др. Широкой известностью пользовалась посв. В. И. Ленину поэма "Лонжюмо" (1962-63). В творчестве В. часто стирается грань между стихом и прозой, а их сочетание рождает новый жанр - "Рифмы прозы". В. написал эссе, воспоминания, очерки о Л. Арагоне, Б. Пастернаке, М. Шагале. Сотрудничал с комп. М. Таривердиевым, А. Бабаджаняном, Р. Паулсом, В. Баснером, А. Шнитке. По мотивам "Авось" композитором А. Рыбниковым написана опера "Юнона" и "Авось". "Поэтория" (концерт для поэта с оркестром) - совм. творчество В. и Р. Щедрина. В. занимается также живописью, ряд его картин демонстрируется в музеях.

Возраст

ВО́ЗРАСТ - период в физич. и психич. развитии человека, огранич. относительными хронол. границами. Каждый В. характеризуется специфическими для него закономерностями формирования организма и личности, включая особенности строения и функционирования различных органов и систем организма, а также познавательных и эмоциональных качеств, типов и мотивов поведения. Последнее определяется условиями жизни, обучением и воспитанием. Различают В. биол. (реальный, абсолютный, хронол., календарный), измеряемый временем, прошедшим с момента рождения, в минутах, днях, годах и т. п., и социальный (условный), определяемый на осн-нии неких качественно-колич. признаков, принимаемых за точку отсчета (прохождение инициации, уход на пенсию и т. п.). Наиб. универсальная периодизация биол. В. - деление жизни человека на детство, зрелость и старость. Б. дробная классификация В. выделяет следующие стадии жизненного цикла: новорожденные (1-10 дней), грудные дети, или младенцы (10 дней - 1 год), раннее детство (1-3 года), первое детство (4-7 лет), второе детство (8-12 лет - мальчики, 8-11 лет - девочки), подростки (13-16 лет - мальчики, 12-15 лет - девочки), юноши (17-21 год), девушки (16-20 лет), 1-я стадия зрелости, или взрослости (22-35 лет - мужчины, 21-35 лет - женщины), 2-я стадия зрелости (36-60 лет - мужчины, 36-55 лет - женщины), пожилые люди (61-72 года - мужчины, 56-74 года - женщины), старые люди (75-90 лет), долгожители (90 лет и б.).

Возрастной символизм

ВОЗРАСТНО́Й СИМВОЛИ́ЗМ - система представлений и образов, в к-рых об-во воспринимает, осмысливает и освящает (легитимирует) жизненный путь индивида и возрастную стратификацию. Как подсистема культуры В. с. включает в себя нормативные критерии возраста (возрастная терминология, периодизация жизненного цикла с указанием длительности и задач осн. его этапов), возрастные стереотипы (черты и свойства, приписываемые культурой лицам данного возраста, задаваемые им в качестве подразумеваемой нормы, напр. идеальный тип девушки и парня в традиц. сознании рус. крестьянства: рослые, дородные, физически крепкие, работящие, веселые и почтительные к старшим), символизацию возрастных процессов (представления о том, как протекают или должны протекать рост, развитие и переход индивида из одного возрастного состояния в др.), возрастные обряды и ритуалы, посредством к-рых данная культура структурирует жизненный цикл и оформляет возрастные взаимоотношения слоев, классов и групп. У рус. и др. вост. славян возрастные обряды входили в комплекс обрядов перехода, возрастную субкультуру (специфич. набор признаков и ценностей, ориентация на к-рые формирует возрастное самосознание у представителей данного возрастного слоя, класса или группы, что позволяет утвердить себя в качестве члена определенной возрастной общности, отличной от всех остальных).

Лит.: Кон И. С. К проблеме возрастного символизма // Сов. этнография. 1981. № 6; Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни рус. общины 19 - нач. 20 в. Половозрастной аспект традиц. культуры. Л., 1988.

"Возрождение"

"ВОЗРОЖДЕ́НИЕ" - лит.-полит. ж. (Париж, 1949-74). Предшественница журн. - газ. "Возрождение", выходившая в 1924-35 ежедневно, а в 1935-40 еженедельно. Ред. "В." возглавил лит-вед И. И. Тхоржевский, после его смерти в 1950 - историк С. П. Мельгунов. До 1958 ред. часто менялись, затем ред. стал кн. С. С. Оболенский, сначала вместе с В. А. Злобиным, с 1960 - с И. Н. Горбовым. Всего вышло 243 номера. "В." считался рус. нац. органом печати, близким к Рус. Прав. Церкви и Белому движению, всегда сохраняя резкую, антикоммунистич. направленность. Конкурировал с газ. "Последние новости" и ж. "Совр. записки". В ж. широко печатались З. Гиппиус, И. Бунин, Д. Мережковский, Б. Зайцев, А. Ремизов, В. Ильин, В. Зеньковский, Н. Арсеньев.

Войнович Вл. Ник

ВОЙНО́ВИЧ Вл. Ник. (род. 1932) - писатель. Окончил школу рабочей молодежи, работал столяром, плотником, ездил на целину. Учился в моск. пед. ин-те. Стал известен как автор популярных песен ("Комсомольцы двадцатого года", "Четырнадцать минут до старта" на муз. О. Б. Фельцмана и др., и повестей ("Мы здесь живем", 1961, "Хочу быть честным", 1963, "Два товарища", 1967), опубл. в ж. "Новый мир". Гл. произв. В. - сатирич. ром. "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" (ч. 1, "Лицо неприкосновенное", опубл. во Франкфурте-на-Майне, 1969, ч. 2, "Претендент на престол", - Париж, 1979), к-рый быстро стал широко известен в СССР благодаря распространению в самиздате. Автор письма в "Известия" с протестом против ссылки А. Д. Сахарова (1970). Исключен из СП СССР (1974) и лишен сов. гражданства (1981): см. его "Письмо к господину Брежневу" по этому поводу. Др. соч.: "Иванькиада, или Рассказ о вселении писателя Войновича на новую квартиру" (1976), "Путем взаимной переписки" (1978), "Антисоветский Советский Союз" (1985), пов. "Шапка" (1988, экранизирована и инсценирована под назв. "Кот домашний средней пушистости"), пародийная антиутопия "Москва 2042" (1987).

Войно-Ясенецкий Вал. Феликс.

ВО́ЙНО-ЯСЕНЕ́ЦКИЙ Вал. Феликс. (архиеп. Лука) (1877-1961) - выдающийся хирург, практик и теоретик, деятель Рус. Правосл. Церкви. Окончил мед. ф-т Киевского ун-та св. Владимира (1903). Во время рус.-япон. войны (1904-1905) работал в госпиталях на Д. Востоке. Затем - врач в ряде земских больниц Ср. России. В 1916 защитил в Москве дисс. ("Региональная анастезия"). С 1917 в Ташкенте, гл. врач гор. больницы, впоследствии также проф. Ср.-Аз. гос. ун-та. В февр. 1921 рукоположен в священники, в 1923 - пострижен в монахи и вскоре хиротонисан в епископа Ташкентского. Неоднократно арестовывался и подвергался ссылке. В 1934 изд. 1-й вар. кн. "Очерки гнойной хирургии". После начала войны по своей настоят. просьбе переведен в Красноярск и назначен хирургом-консультантом воен. госпиталей. С 1942 архиеп. Красноярский, с 1944 - Тамбовский, с 1946 - Симферопольский. Одновр. до полной потери зрения в нач. 50-х гг. продолжал мед. деят-ность. В 1946 за рукопись 2-го доп. изд. "Очерков гнойной хирургии" (1947, 3-е изд. 1956 и за книгу "Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов" (1944) получил Гос. пр. Автор труда "Дух, душа и тело" (1945-47), в к-ром разрабатывал вопрос о душе и духе человека, а также учение Свящ. Писания о сердце как органе богопознания. Оставил также 10 т. проповедей, большинство к-рых не изд.

Войны в истории России

Статья большая, находится на отдельной странице.

Войско

ВО́ЙСКО - ист. обозначение вооруж. сил гос-ва. С созданием в нач. 18 в. регулярной армии в России термин "В." заменяется термином "армия". Формально термин "В." в 19 в. в России употреблялся только для обозначения территориально-адм. единиц проживания особого военного сословия - казачества (Донское казачье В., Сиб. казачье В., Семиреченское казачье В., Забайкальское казачье В. и т. д.).

Войтинский Вл. Савельевич

ВОЙТИ́НСКИЙ Вл. Савельевич (1885-1960) - полит. деятель, мемуарист. Став студентом Петерб. ун-та, с 1905 примкнул к большевикам. В 1906-07 один из организаторов движения безработных, пред. Совета безработных Пб. Приговорен к каторжным работам с послед. ссылкой. В Сибири вел переписку с В. И. Лениным. С началом 1-й мировой войны В. вошел в группу "сиб. циммервальдцев", отрицавших и оборончество и ленинское пораженчество. В годы ссылки В. сблизился с И. Г. Церетели, ускорившим разрыв В. с большевизмом. После Февр. рев-ции один из инициаторов попыток объединения РСДРП, прерванных после приезда Ленина. В апр. 1917 присоединился к меньшевикам-оборонцам, избран чл. исполкома Петросовета и ВЦИК 1-го созыва. В июне 1917 послан Врем. пр-вом на Сев. фронт, после разгрома выступления Л. Г. Корнилова - комиссар Врем. пр-ва на Сев. фронте. В окт. 1917 один из инициаторов выступления Керенского-Краснова. Арестован вместе с ген. П. Н. Красновым. После освобождения уехал в Грузию, ред. органа ЦК груз. меньшевиков газ. "Борьба". С 1919 за границей, советник экон. миссии Грузии, участвовал в деятельности загран. представительства груз. социал-демократии. В 1923-24 в Берлине вышли восп. В. "Годы побед и поражений". Выступал в журн. "Социалистич. вестник", занимался экон. исследованиями, после прихода к власти нацистов переехал в Швейцарию, с 1934 жил в США.

Войтов Ал-др Ал-др.

ВО́ЙТОВ Ал-др Ал-др. (1893-1966) - искусствовед, историк, специалист в области библиографии, нумизматики, геральдики, музейный деятель. Род. в семье потомственных дворян. С 1918 служил в Худож. комиссии по охране и регистрации памятников иск-ва и старины. С 1923 в Гос. музейном фонде, а в 1927 зачислен в штат Эрмитажа. Участвовал в восстановлении музея Монетного двора (1940-41). В 1941 выслан из Ленинграда. Местом ссылки В. назначен поселок Новорепное в Саратовской обл. В 1944 В. перебрался в Углич, где работал в местном ист. музее. В 1946 ему было присвоено звание ученого-реставратора, в 1946 награжден медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне" и благодаря усилиям ак. Н. А. Орбели получил возможность возвратиться в Ленинград. По возвращении В. заведовал научным архивом Эрмитажа, но вскоре, после начала "Ленинградского дела", в 1950 был уволен вновь. С 1953 до конца своих дней В. работал в Русском музее, где в 1955-66 заведовал отделом нумизматики. В течение многих лет В. состоял консультантом на киностудии "Ленфильм", при его участии осуществлены постановки кинокартин "Петр I", "Гроза", "Дубровский", "Юность поэта" "Пиковая дама" и др.

Вокабула

ВОКА́БУЛА (от лат vocabulum - слово) - заглавное слово словарной статьи, т. н. черное слово, выделенное жирным шрифтом.

Вокализ

ВОКАЛИ́З (франц vocalis - гласный) - упражнение или этюд для голоса без текста, исполняется на гласный звук и предназначается для постановки голоса и развития техники певца. Известны инструктивные В. (Дж. Конконе, Г. Панофки и др.) и худож. В. (М. Глинки). В виде В. пишутся также пьесы для концертного исполнения, в к-рых певческий голос используется как своеобраз. муз. инструмент со специфич. тембром ("В. в форме хабанеры" М. Равеля). Гениальный В. С. Рахманинова (1915), существующий также в многочисл. переложениях для оркестра и сольных инструментов, стимулировал развитие жанра В. в рус. музыке (Сюита-вокализ и Соната-вокализ Н. Метнера, Концерт для голоса с оркестром М. Глиэра, Вокализ М. Рахова, Пять мелодий для голоса и фп. С. Прокофьева). В форме В. нередко делаются хоровые обработки инструмент. пьес. Хоровой В. иногда используется в оркестровой и балетной музыке как специф. инструмент. тембр ("Вальс снежных хлопьев" в балете П. Чайковского "Щелкунчик", балет "Дафнис и Хлоя" Равеля).

Вокальная музыка

ВОКА́ЛЬНАЯ МУ́ЗЫКА (от итал. voce голос) - музыка, предназначенная для пения (соло, ансамблем или хором) с аккомпанементом или без сопровождения. Самая обширная и популярная область муз. иск-ва, включающая в себя нар.-песенное творчество, культовую музыку и разветвл. систему проф. жанров. В. М. присутствует в обрядах всех религ. культов, преобладает в фольклоре большинства стран мира и с древнейших времен является основой массовой бытовой муз. культуры. В. М. - синтетический вид иск-ва, в к-ром музыка объединяется со словом, с ритуалом (в культовой музыке), со сценическим действием (в опере, оперетте, водевиле и т. п.). В. М. имеет естественные точки соприкосновения с человеческой речью: их объединяет общий корень - интонация. Происхождение древнейших жанров нар. песни связано с преломлением в вокальной мелодии речевых интонаций (былины и плачи в рус. фольклоре). Со своей стороны В. М. оказала влияние на зарождение мн. лит. жанров - лирики, эпоса и драмы. В. М. свойственна потенциальная свобода интерпретации текста. Один и тот же текст может быть по-разному воплощен в музыке разными композиторами как в образно-эмоциональном плане, так и в отношении степени детализации или обобщенности его трактовки (ср., например, романсы Глинки и Даргомыжского на текст стихотворения Пушкина "Ночной зефир"). Степень обобщенности или детализованности муз. воплощения текста неодинакова в разл. жанрах. Для песни в целом характерен б. обобщенный подход к тексту, чем для романса или оперного монолога. Песенная куплетная форма, осн. на повторении музыки куплета с разными строфами текста, обладает наибольшими возможностями обобщения. Антиподом куплетности в В. М. является т. н. сквозная форма, в к-рой музыка движется и обновляется синхронно с развертыванием нового текста. Сквозная форма позволяет привлечь внимание слушателей к эмоционально-психологич. нюансам произнесения отд. слова, фразы и др. деталям поэтич. текста, а также б. последовательно отразить развитие сюжетной линии стихотворения.

В. М. тесно связана с инструмент. музыкой, мн. жанры к-рой возникли как обработки вокальных (напр., вариации, хоральные прелюдии в музыке барокко). Инструмент, музыка в свою очередь влияет на В. М., обогащая ее инструмент, приемами развития (например, влияние концертного инструмент. стиля эпохи барокко на вокальную мелодику опер, ораторий и кантат и виртуозное пение кастратов или же возникновение т. н. инструмент. стиля в джазовом вокале как имитация виртуозных импровизаций на духовых инструментах и фп.).

Лит.: Оголовец А. С. Слово и музыка в вокально-драматич. жанрах. М., 1960; Васина-Гроссман В. Музыка и поэтич. слово. Ч. 2. М., 1978; Ручьевская Л. А. Слово и музыка. Л., 1960; Она же. О соотношении слова и мелодии в рус. камерно-вокальной музыке начала XX в. // Рус. музыка на рубеже XX в. М.; Л., 1966; Анализ вокальных призведений. Л., 1988.

Вокзал

ВОКЗА́Л (от англ. Vauxhall - сад ок. Лондона, созданный в 17 в., где проводились концерты) - в совр. рус. яз. комплекс зданий и сооружений крупного транспортного узла (ж.-д., также автобусного); гл. здание такого узла, предназнач. для обслуживания пассажиров (также морского, речного, авиационного, где комплекс наз. порт). Исторически - сады обществ. увеселений с концерт. залами и садовые обществ. концертные залы. Семантич. сдвиг происходит от стр-ва концерт. В. в парке Павловска в здании конечной станции первой в России жел. дор. (строитель дороги фон Герстнер, 1837; вокзала - арх. А. И. Штакеншнейдер, 1838). Совмещение вокзала с ж.-д. станцией обусловило перенос назв. на новое явление, и в дальнейшем Павловский В. воспринимался как ж.-д. станция с концерт. залом. Стр-вом ж.-д. вокзалов занимались крупнейшие рус. арх-ры: К. А. Тон (Николаевские В. в С.-Петербурге и Москве, В. на станциях Николаевской дороги в Любани, Чудове, Оку ловке, Бологом, Твери, Клину, старое здание Царскосельского В. в Петербурге), Ф. О. Шехтель (Ярославский В. в Москве), А. В. Щусев (Казанский В. в Москве) и др. В. разделялись на стороны прибытия и отправления, имели залы для пассажиров, разделенные по классам билетов, также разделялись рестораны и буфеты. С упрощением культуры в сов. время почти все эти различия (за исключением залов для особо важных персон) исчезают, на В. формируется специфич. мир вокзальной суеты, тоскливого ожидания, пост. обитания "людей дна" (мелких воров, лиц без определ. места жительства, дешевых проституток и т. п.). В конц. 1990-х гг. в России появляются попытки максимально цивилизовать В., превратив их даже в своеобр. культурные центры (картинная галерея в помещений В. г. Брянска и т. д.).

Павловский В. с залом на 2 тыс. мест, вскоре расширенный, стал крупнейшим залом симфонич. концертов в России, до 1918 концерты для публики были бесплатными, за счет жел. дор. В Павловском В. концертировали знаменитые оркестры, дирижеры (А. Глазунов, А. Лядов, В. Главач и др., особенно прославились сезоны, когда оркестром дирижировал И. Штраус), исполнители (Ф. Шаляпин, А. Вержбилович, Л. Ауэр и др.). Концерты продолжались до 1941 и пользовались искл. популярностью. В период оккупации (1941-44) дерев. здание В. было полуразрушено и вскоре растащено жителями на стройматериалы и дрова, как памятник упадочного вкуса эпохи эклектики, его решили не восстанавливать, ж.-д. пути и службы разобраны с целью восстановления парка. Сейчас воспоминанием остались неск. каменных служ. домов и единств. сохранившийся фонтан, место В. занимает стадион.

Лит.: Финдейзен Н. Павловский музыкальный вокзал. Ист. очерк. СПб., 1912; Розанов А. С. Музыкальный Павловск. Л., 1978.

Ярославский вокзал. Арх. Ф. О. Шехтель. 1907

Ярославский вокзал. Арх. Ф. О. Шехтель. 1907

Казанский вокзал. Арх. А. В. Щусев. 1913-1940

Казанский вокзал. Арх. А. В. Щусев. 1913-1940

Волга

ВО́ЛГА - крупнейшая река европ. части России. Берет нач. на Валдайской возв. (родник у д. Волгино), впадает в Каспийское м. При впадении образует одну из самых кр. дельт рос. рек, к-рая состоит б. чем из 80 рукавов и притоков. Происхождение назв. неясно: слав. "влага", "сырой", "влажный", фин. "белый", "светлый". Б. древние назв. В. - Ра, Итиль. В эпоху слав. расселения функционировал Волжский торг. путь от Каспийского и Черного м. к Балтике. На берегах и притоках В. в 9-11 вв. возникли кр. др.-рус. города - Ростов, Ярославль, Владимир, Суздаль и др. Здесь же в 14-15 вв. начинает складываться рус. централизованное гос-во со столицей в Москве. Кострома связана с событиями восхождения на рус. престол династии Романовых. Поволжье сохраняет свое важное значение как экон., полит. и культ. региона России до сих пор. В наст. время многочисл. ГЭС полностью зарегулировали сток В. системой водохранилищ. Стр-во каскадов ГЭС - мощных источников эл.-энергии - имело негативные последствия: изменения экологии региона, затопление и подтопление городов, сел, а также пам. культуры. В период Вел. Отеч. войны на берегах В. развернулось одно из крупнейших сражений 2-й мир. войны - Сталинградская битва, победа в к-рой создала предпосылки для коренного перелома в ходе войны с фашизмом. Назв. "В." издавна ассоциируется с образом России, "Волга-матушка" воспета в нар. песнях, эпич. сказаниях, произв. лит-ры и иск-ва вплоть до кон. 20 в.

Волжанские

ВОЛЖА́НСКИЕ - семья цирковых артистов, канатоходцы Вл. Ал-др (1917-83) - эквилибрист, конструктор цирк. аппаратуры, реж., канатоходец, Ник. Ал-др (род. 1913) - его брат. В 1933 братья В. окончили Театрально-цирк. уч-ще. Вместе с партнерами участвовали в номерах "Ханд-вольтиж" и "Копф-вольтиж". В 1939 Вл. В. поставил пластико-акробат. сюиту с элементами эквилибра "Лесная идиллия". В 1950 впервые показал номер на наклонном канате. В номере принимали участие жена Вл. В. - Марианна Иродионовна (род. 1918), дочь - Марианна Вл. (род. 1938), сын - Влад. Вл. (род. 1939), жена Влад. Вл. - Евг. Ив. (род. 1938), племянник - Вяч. Диодорович Золкин (род. 1949, работал в коллективе до 1976, затем с женой Свет. Франковной Микитюк - создатель и исполнитель номера "Закарпатские игры с медведями"), зять - Ал-др Ив. Асадчев (род. 1936, оставил номер в 1975, затем муз. эксцентрик), внуки Вл. Влад. и Марина Ал-др. Продолжая совершенствовать номер, Вл. В. разработал конструкцию каната, менявшего угол наклона. Артист поднимался по канату под самый купол и стремительно, стоя на ногах спиной вперед, скользил вниз. Вл. В. шел по канату, имея на голове дощечку, на к-рой стояли две его партнерши. Среди др. трюков: колонна из трех человек, прыжок на плечи партнера, стоящего на канате, с 3-метровой мачты, "скат" на роликах с партнершей, делающей стойку на руках на голове партнера, прыжок на роликах с трамплина и др. Работу Вл. В. отличала также великолепная пластич. выразительность, высокая актерская культура. В 1977 осуществил по своему сценарию пост. спектакля-феерии "Прометей" на музыку А. Скрябина, воплотив средствами цирк. выразительности сюжет антич. мифа (в 1978 за этот спектакль Вл. В. первым среди деятелей цирка удостоен звания лауреата Гос. пр. СССР). После смерти Вл. В. аттракцион возглавляет Марианна Вл. В. Неоднократно с успехом коллектив гастролировал во мн. странах мира, среди заруб. наград - "Оскар" Королев. цирка Бельгии, Зол. кубок (приз журналистов Австрии).

Волинин Ал-др Ем

ВОЛИ́НИН (Ва́линин) Ал-др Ем. (1882-1958) - артист и педагог балета. Окончил Моск. театр. уч-ще в 1901 (кл. В. Тихомирова). В 1901-10 артист Большого т-ра. Среди партий: Принц ("Волшебное зеркало"), Миамун ("Дочь фараона"), Франц ("Коппелия"), Колен ("Тщетная предостарожность"), Зигфрид ("Лебединое озеро"), Дезире ("Спящая красавица"). В. - танцовщик, классич. танец к-рого был элегантен, мягок и виртуозен. В 1910 В. танцует с Е. Гельцер в "Русском сезоне", в 1910-14 - партнер Л. Лопуховой, Л. Кякшт и А. Жене на лондон. сценах. В 1914-25 партнер А. Павловой в спектаклях ее труппы. С 1925 В. - педагог собств. школы в Париже, воспитавший мн. выдающихся мастеров франц. и англ. балетов: Т. Рябушинскую, И. Шовире, Л. Дейде, С. Перети, А. Долина, Д. Лишина, А. Еглевского, М. Сомса и др.

Волк Ил. Фед

ВОЛК Ил. Фед. (1898-1975) - звукооператор. Учился в Ленингр. технол. ин-те (1921-24). Участвовал в первых эксперим. работах по записи звука на кинопленку. В кино с 1930 на к/ст "Ленфильм". Автор мн. изобретений и усовершенствований в технологии записи звука. Записал звук самостоятельно и вместе с др. звукооператорами к 27 картинам "Ленфильма". Среди них: "Одна" (реж. Г. Козинцев и Л. Трауберг) и "Златые горы" (с И. Дмитриевым, реж. С. Юткевич, обе 1931) - первые на "Ленфильме" и одни из первых звук. картин в стране. Записал звук во всех картинах Г. Козинцева и Л. Трауберга, в большинстве картин Козинцева, в т. ч. в "Дон-Кихоте" (по ром. М. Сервантеса, 1957) - первом широкоэкранном цветном игровом фильме со стереозвучанием, и в большинстве фильмов, музыку к к-рым написал Д. Шостакович (в т. ч. киноопера "Катерина Измайлова" (1967) - широкоформатный цветной ф. со стереозвучанием). В 1986 на "Ленфильме" учреждена ежегод. прем. им. В.; присуждается лучшему звукооператору года.

Волков Ал-др Мелентьевич

ВО́ЛКОВ Ал-др Мелентьевич (1891-1976) - прозаик, драматург. Род. в крест. семье. Окончил Томский учит. ин-т (1910), работал в школах Сибири (до 1926). Экстерном сдал экзамены за курс матем. ф-та Моск. ун-та. С 1931 - доц. каф. высшей математики Моск. ин-та цв. металлов и золота. Лит. работой занимался с 1916. В 20-е гг. в провинц. т-рах поставлен ряд пьес В. Широкую известность принесла ему серия приключенческо-сказочных книг, начатая в 1939 повестью "Волшебник Изумрудного города" (переработка сказки Ф. Боума "Мудрец из страны Оз"): "Урфин Джюс и его деревянные солдаты" (1963); "Семь подземных королей" (1967); "Огненный бог Марранов" (1972) и "Желтый туман" (1974); "Тайна затерянного замка" (1982).

Волков Ал-др Ник

ВО́ЛКОВ Ал-др Ник. (1886-1957) живописец, график, педагог. Учился на физ.-матем. ф-те в Петерб. ун-те (1906-08), в Высшем худож. уч-ще АХ (1908-10), в частной школе М. Д. Бернштейна, в Киевском худож. уч-ще (1912-16). Нар. художник Узб. ССР (1946); на раннем этапе обращался к разл. стилистич. направлениям, испытывал влияние М. А. Врубеля, создал ряд произв. в стиле модерн ("Персиянка", 1916, и др.). В 20-х гг. смело соединял приемы вост. орнамент. декоративизма, европ. экспрессионизма и кубизма ("Витражные композиции", 1920; "Караваны" 1922-23: "Гранатовая чайхана", 1924, и др.). Реальный вост. быт нередко мифологизируется ("Чайханы старого города", 1926). В 30-х гг. у В. заметно стремление к изображению типич. ситуаций, мотивов, образов; живописный яз. отличается сопоставлением крупных пятен ярких цветов, энергичным ритмом. В работах камерного характера (40-50-е гг.) появляется и изысканный колорит.

Лит.: Земская М. И. Александр Волков: Мастер "Гранатовой чайханы". М., 1975; А. Волков и его ученики: Кат. выст. / Сост. М. Б. Мясина, Н. В. Апчинская. М., 1987.

Волков Ив. Мих.

ВО́ЛКОВ Ив. Мих. (1882-1919) - востоковед. Сын сел. священника, ученик Б. А. Тураева, с 1914 приват-доц. Петерб. ун-та. Занимался египтологией и семитологией, впервые перевел на рус. яз. свод законов вавилонского царя Хаммурапи и арамейские документы 5 в. до н. э. с о-ва Элефантины (Верхний Египет).

Соч.: Законы вавилонского царя Хаммураби. М., 1914; Арамейские документы иудейской колонии на Элефантине 5 в. до Р. Х. М., 1915; Древнеегипетский бог Себек. Пг., 1917.

Лит.: Востоковедение в Пб., 1918-1922. Пг., 1923. С. 84-85.

Предыдущая страница Следующая страница