Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "В" (часть 8, "ВИТ"-"ВОД")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 8, "ВИТ"-"ВОД")

Витберг Ал-др Лавр.

ВИ́ТБЕРГ Ал-др Лавр. (1787-1855) - архитектор и живописец. Видный масон. Наиб. известны картины В. "Андромаха, оплакивающая Гектора" (1809) и "Изведение апостола Петра из темницы" (1816). В 1815 В. создал проект храма-памятника в ознаменование победы в Отеч. войне 1812 года на Воробьевых горах в Москве (заложен в 1817, см. Христа Спасителя храм). Однако обвинен в финансовых злоупотреблениях и сослан в Вятку; там познакомился с А. И. Герценом, посвятившим В. главу в кн. "Былое и думы". В 1840 возвратился в Петербург.

Др. работы В.: собор св. Александра Невского, в готическом стиле, в Вятке (1839-64, не сохр.), ротонда-иконостас в соборе Новоиерусалимского мон., частные дома в Москве.

Соч.: Записки академика Витберга, строителя храма Христа Спасителя в Москве // Рус. старина. 1872. Т. 5. Кн. 1, 2, 4; 1876. Т. 17. Кн. 9, 10, 12.

А. Л. Витберг. Проект храма Христа Спасителя. 1815

А. Л. Витберг. Проект храма Христа Спасителя. 1815

Витраж

ВИТРА́Ж (от лат. vitrum - стекло) - орнаментальная или изобразит. композиция из стекла или др. мат-ла, цветного или подвергнутого обработке, пропускающая свет и использующаяся для заполнения оконных, дверных проемов или перегородок, световых фонарей верхнего света и в декоре мебели. Может существовать и как самостоят. композиция в интерьере здания или на открытом воздухе; может быть плоским и объемным (литым) в зависимости от характера используемого стекла. Стекла В. обычно скрепляют в спец. переплетах - каркасах (свинцовых, деревянных и др.). Составляются из кусков стекла разного цвета, часто дополнительно раскраш.; используются также разл. механич. и химич. способы (травление кислотой) нанесения изображения на стекло. Простейшие В. встречаются в Др. Египте. Б. широкое распространение В. получает в раннехрист. базиликах Рима и Равенны. Высокий худож. уровень В. - в соборах Франции (часовня Сан Шапель, Шартр, Бурж, 13 в., и т. д.). Выделяются В. Швейцарии, Италии (Сиенский и Миланский соборы).

В России В. появляется в сер. 19 в. (молельня в Александровском дворце в Царском Селе, Исаакиевский собор). Огромная коллекция витражей (гл. обр. швейц., 16-17 вв.) использована в окнах павильона "Арсенал" в Царскосельском Александровском парке (с 1886 в Эрмитаже, в 1930-х гг. б. ч. продана в Швейцарию). Подражание ренессансному и готич. В. распространяется в России в эпоху историзма, ими украшались правосл. и инославные храмы. Очень б. распространение получает В. в эпоху модерна, применяясь особенно часто в отделке лестниц доходных домов. Витражный световой фонарь украшает даже буддийский храм в С.-Петербурге.

1970-80-е гг. отмечены активными технико-технологич. поисками в обл. витражного иск-ва: Б. А. Тальберг (Музей боевой комсомольской славы им. А. Матросова, г. Великие Луки, 1972); Ю. К. Королев (гостиница "Россия", Москва, 1967, и др.); Д. М. Мерперт (ин-т "Гражданпроект", Красноярск, 1977, и др.) и мн. др. Творч. использование возможностей плоского и литого В. отличает иск-во А. Л. Королева. С кон. 80-х гг. усиливается широкий интерес мастеров монумент. живописи к технике В., внимание к традиц. видам плоского В.

Витт Ал-др Адольфович

ВИТТ Ал-др Адольфович (1902-38) - физик-теоретик. Один из выдающихся физиков первого "советского" поколения. С 1920 учился на физ.-матем. ф-те МГУ, в 1926-29 - аспирант Л. И. Мандельштама, затем - сотр. Ин-та физики МГУ. Автор, в числе пр., новаторских работ в обл. математич. экологии: совм. с биологом Г. Ф. Гаузе построил и изучил модель взаимодействия популяций типа "хищник - жертва" (через 30 лет работа переизд. в США в сборнике классич. трудов по экологии). Написанный совм. с Андроновым и С. Э. Хайкиным учебник "Теория колебаний" вышел в свет в 1937 уже после ареста В., без его имени (восстановлено во 2-м изд., 1959). По фальсифициров. обвинению приговорен к 5 годам заключения, отправлен через Владивосток на Колыму, где погиб.

Лит.: Репрессированная наука. Л., 1991. С. 335-351.

Витте Сер. Юльевич

ВИ́ТТЕ Сер. Юльевич (1849-1915), граф (с 1905) - гос. и полит. деятель. В 1870 окончил физ.-матем. ф-т Новорос. ун-та (Одесса). Служил по ж.-д. ведомству. В 1886-88 - управляющий Юго-Зап. жел. д., в 1888-92 - дир. Департамента ж.-д. дел и пред. тарифного к-та Мин-ва финансов. В февр. - авг. 1892 - мин. путей сообщения. В 1892-1903 - мин. финансов. В 1903-1905 - пред. Кабинета мин-ров. В окт. 1905 - апр. 1906 - пред. Совета мин-ров, в 1906-15 чл. Гос. совета. В 1911-15 - пред. Финанс. к-та. Полит. позиция и экономич. взгляды В. отличались прагматизмом. Придя к управлению Мин-вом финансов с концепцией инфляц. финансирования приоритетных экон. программ, В. на практике убедился в необходимости реформы, направленной на укрепление рубля и приведшей в итоге к введению в 1897 зол. стандарта. При помощи "сильного" рубля (дорогих денег) и низких цен на с.-х. продукцию осуществлялась перекачка средств из с. х-ва в пром-сть, активно стимулировался приток капиталов из-за рубежа. В отличие от предшественников В. делал ставку не на ден. займы, а на прямые капиталовложения в конкретные отрасли, что привело к существ. ускорению темпов пром. роста. В. - инициатор резкой активизации ж.-д. стр-ва (Вел. Сиб. путь и др.), эволюционировал из противника огосударствления ж.-д. транспорта в его сторонника. Причины проблем в агр. секторе виделись В. не в помещичьем землевладении, а в неправильном размещении нас. на огромных просторах Рос. империи, искусств. сдерживании переселения на пустующие плодородные земли, а также в общинном землевладении, исключавшем интенсификацию крест. х-ва. В. выступал за постепенную и добровольную трансформацию общинного владения в частное, допуская возможность (с целью снижения соц. напряженности) принудит. выкупа части помещичьих земель. В период своего премьерства В. покровительствовал разработке проектов, подготавливавших эту операцию, что вызвало крайнее возмущение помещичье-дворянской части об-ва и стало гл. причиной его отставки.

Начал как убежденный сторонник самодержавия - оптимальной, по мнению В., формы управления Россией, позволяющей решительным и смелым политикам, пользующимся доверием монарха, быстрее реализовывать свои программы. Внезапная отставка с поста мин. финансов, вызванная придворными интригами его противников, вовлекших страну в роковую войну с Японией, противником к-рой был В., а также последовавшая за этим рев-ция изменили его позицию. Возглавив рос. делегацию на мирных переговорах с Японией, В. заключил Портсмутский мир (авг. 1905), существенно облегчив последствия неудачной войны (за что он был пожалован графским титулом), затем стал инициатором и фактич. автором Манифеста 17 окт. 1905, положившего начало первому конституц. эксперименту в России. В дальнейшем В. высказывался за создание в России правового гос-ва, настаивая на соблюдении принципа умеренности и постепенности. Мемуары В. - один из ярчайших памятников отеч. мемуаристики.

Соч.: Восп. Т. 1-3. М., 1960.

Лит.: Игнатьев А. В. С. Ю. Витте - дипломат. М., 1989; Ананьин Б. В., Ганелин Р. Ш. С. Ю. Витте // Вопросы истории. 1990. № 8.

С. Ю. Витте

С. Ю. Витте

Виттенбург Пав. Влад

ВИТТЕНБУ́РГ Пав. Влад. (до 1914 - Пауль Людвиг, фон) (1884-1968) - географ, геолог, полярный исследователь. Д-р геолого-минералогич. наук, проф. Окончил (1909) Тюбингенский ун-т (Германия). С 1909 - на службе в Геолкоме, с 1912 - в Геол. музее АН. В 1919 участвует в создании Геогр. ин-та (его проф. и проректор). С 1925 - проф. ЛГУ. Ведущий специалист Якутской комиссии АН. Геол. иссл. проводил в осн. на Крайнем С. и Д. Востоке. Арестован 16 апр. 1930 в Ленинграде по сфабриков. "делу Академии наук". Тройкой ОГПУ при Лен. воен. округе 10 февр. 1931 приговорен к расстрелу, замененному 10 годами лагерей. Заключенный Белбалтлага, в авг. 1931 перевезен на о. Вайгач. В 1931-35 отбыл оставшийся срок, работая ст. геологом Вайгачской эксп. (где год шел за два). Постановлением ЦИК СССР от 27 июля 1936 судимость снята, но реабилитирован В. только в 1957. В 1936-41 работал в Арктике, в 1942-45 - проф. Карело-Финского ин-та (Сыктывкар). С 1946 преподавал в ЛГУ, Горном ин-те и Высш. арктич. мор. уч-ще им. С. О. Макарова, с 1954 - ст. науч. сотр. одного из НИИ. За годы полевой работы открыл ряд месторождений (жел. руды и др.). Автор монографии "Жизнь и научная деятельность Э. В. Толля (рус. исследователь Крайнего Севера. 1858-1902)", М., Л., 1960. Одной из возвышенностей о. Шпицберген норвежская эксп. присвоила имя В.

Витязев П.

ВИ́ТЯЗЕВ П. (наст. фам. и имя Седенко Ферапонт Ив.) (1886-1938) - изд., библиограф, библиофил. Род. в Аккермане (ныне Белгород-Днестровский). Испытал влияние позднего народничества. В 1913 вел активную работу по разысканию, редактированию, библиографированию работ П. П. Лаврова. В 1917-18 чл. правления кооп. изд-ва "Рев. мысль", организатор и бессменный рук. петрогр. кооп. изд-ва "Колос" (1918-26), в 1929-31 секр. кооп. изд-ва "Мир". В дек. 1931 сослан в Н. Новгород, затем переведен в Ульяновск. В июле 1933 возвратился в Москву. В 1935-37 работал над бюллетенем - описанием рукописей, связ. с эпохой 1870-80-х гг. из фондов музея. Изд-во "Колос" специализировалось на выпуске книг по истории рев. движения и обществ. мысли, по социологии, философии и отеч. истории, лит-ведению и эстетике. Издавались книговедч. тр. и библ. указатели, в т. ч. "Основы краевой библиографии" Н. В. Здобнова, "Что такое библиографическая психология" Н. А. Рубакина, "Словарный указатель по книговедению" А. В. Мезьер (все 1924). Пятую ч. изданий "Колоса" составляла худ. лит-ра. Широкой популярностью пользовались серии "Библиотека ист. романов" и "Биографич. библиотека". С изд-вом сотрудничали художники М. В. Добужинский, С. В. Чехонин, Д. И. Митрохин, А. Н. Лео и др. Под изд. маркой "П. Витязев" вышли "Письма П. А. Кропоткина к Ф. И. Витязеву" (1921), "Книга в процессе общения" М. Н. Куфаева (1927). В. содействовал изд. "Словаря псевдонимов" И. Ф. Масанова. Особую известность принесла В. его полемич. брошюра "Частные изд-ва в Сов. России" (1921), появившаяся в период кампании, направл. против частных и кооп. изд-в, в к-рой В. подчеркивал их значение в культурной жизни страны. В сов. время В. неоднократно подвергался преследованиям и арестам, погиб в заключении.

Витязи

ВИ́ТЯЗИ - участники нац.-религ. молодежной орг-ции, ставящей задачу воспитания юношей (витязей) и девушек (вожатых) в духе православия и в традициях служения России. В 1926 в Париже деятель Всеросс. нац. орг-ции рус. скаутов (ВНОРС) Н. Ф. Федоров основал 5-й отряд рус. скаутов при Рус. студенч. христ. движении (РСХД). В 1928 Федоров вышел из ВНОРСа, порвал со скаутизмом и создал орг-цию В. при РСХД. Позднее отряды В. появились в Праге, Софии, Нарве, Брно, Берлине и Харбине. В нояб. 1934 Федоров вышел из РСХД и с частью своих единомышленников создал во Франции Нац. орг-цию В. (НОВ), став ее пожизненным начальником. С приходом нацистов к власти в Германии (1933) нач. дружины НОВ в Берлине В. С. Слепян формально объявил свою дружину витязями РСХД, т. к. во всех странах, оккупир. нацистами, было запрещено подчинение заграничному центру. В 1937 в Германии, под давлением нацистов, В. объявили о самоликвидации. Ч. В. РСХД (Прага, Брно) в 1942 вошли в состав Нац. орг-ции рус. молодежи (НОРМ). В 1954 возникла НОВ в Аргентине, в 1958 - в Бельгии, в 1959 - в Австралии. После смерти нач. НОВ Федорова (1984) гл. нач. НОВ избран А. Д. Шмеман. В наст. время НОВ ведет активную работу во Франции и Бельгии. В 1992, после паломничества в Россию делегатов НОВ, возникли отряды В. в Москве и СПб. НОВ формально не имеет своих единиц в нашей стране, но активно помогает Ассоциации В. России.

Вицмундир

ВИЦМУНДИ́Р (от латинского vice - подобно) - полупарадная одежда чиновника - укороченный фрак из цветного сукна с гербовыми пуговицами и прорезью для шпаги, введенный в 1834 году имп. Николаем I. В русской лит-ре В. - эталон безликости гос. служащего.

Вишневская Гал. Пав

ВИШНЕ́ВСКАЯ Гал. Пав. (род. 1926) - певица (сопрано). Ученица В. М. Гариной. В 1952-74 - солистка Большого т-ра. Обладательница сильнейшего голоса широкого диапазона, владеет большим оперным репертуаром. Среди партий - Татьяна, Лиза, Марфа, Аида, Виолетта, Чио-Чио-Сан, Тоска, Наташа Ростова, Софья Ткаченко, Катарина. Впервые на моск. сцене исполнила монооперу Пуленка "Человеческий голос". В камерном репертуаре В. - соч. П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, Д. Д. Шостаковича и др. Ей посв. ряд произв. Шостаковича, Б. Бриттена. Исполнила заглавную партию и снялась в гл. роли как актриса в фильме-опере "Катерина Измайлова". В нач. 70-х гг. В. вместе с мужем, ее пост. партнером в камерном исполнительстве, выдающимся вилончелистом М. Ростроповичем оказала поддержку преследуемому властями писателю А. И. Солженицину. В 1974, во время пребывания за границей на гастролях, В. и Ростропович был лишены сов. гражданства (впоследствии возвращенного). С нач. 90-х гг. вместе с Ростроповичем неоднократно приезжала на родину, в т. ч. с выступлениями.

Соч.: Галина: История жизни. М., 1991.

Лит.: Тимохин В. Галина Вишневская // Муз. жизнь. 1964. № 12; 1986. № 2.

Г. П. Вишневская

Г. П. Вишневская

Вишневский Ал-др Леон

ВИШНЕ́ВСКИЙ Ал-др Леон. (наст. фам. - Вишневецкий) (1861-1943) - актер. Засл. деят. искусств РСФСР, Герой труда. Учился в Таганрогской г-зии вместе с А. П. Чеховым. С 1883 принимал участие в спектаклях Таганрогского муз.-драматич. об-ва. Много лет выступал в провинции (Харьков, Екатеринослав, Одесса, Саратов и др.) в амплуа "первого любовника". Со дня основания (1898) - в труппе МХТ. Одна из лучших актерских работ В. - Борис Годунов ("Царь Федор Иоаннович"), сыгранный с величавым спокойствием и монументальностью. Исполнил эту роль также в спектаклях "Смерть Иоанна Грозного" и "Борис Годунов" (Пушкин). В пьесах А. П. Чехова роли В.: Дорн ("Чайка"), Войницкий ("Дядя Ваня"), Кулыгин ("Три сестры"). Среди ролей В., отмеченных, как и др., эмоцион. и пластич. выразительностью: Марк Антоний ("Юлий Цезарь"), Антонио ("Венецианский купец"), Говстад ("Доктор Штокман"), Татарин ("На дне"), Тугоуховский ("Горе от ума"), Давид Лейзер ("Анатэма" Андреева), Председатель суда ("Воскресение"), Полицмейстер ("Мертвые души").

Вишневский Вс. Вит.

ВИШНЕ́ВСКИЙ Вс. Вит. (1900-51) - драматург. Род. в Петербурге в семье инженера. Участник 1-й мировой войны, Окт. восстания в Петрограде. В 18-20-х гг. пулеметчик 1-й Конной армии, командир и политработник флота. Печатался с 1920 (очерки, рассказы). Первая пьеса В. "Суд над кронштадтскими мятежниками" пост. в Новороссийске в 1921 (текст не сохранился). В 1929 В. создал "героическую поэму-ораторию" для сцены "Красный флот в песнях" и документ.-эпич. драму "без героя" - "Первая Конная". В эстетике этих пьес сливались психологич. мотивировки поведения персонажей и публицистика агитплаката. Поиски новой формы продолжены в пьесах "Последний решительный" (1931) и "На Западе бой" (1933). Наиб. значит. произв. В. - "Оптимистич. трагедия" (1932), воплотившая характерные черты его образного мышления и стиля - героич. патетика, напряженность драм. конфликта, лаконизм в обрисовке психологии героев. Наиб. значит. постановки - Камерного т-ра (1933, реж. А. Я. Таиров) и Ленингр. т-ра драмы им. А. С. Пушкина (1955, реж. Г. А. Товстоногов). В истории Ленинграда известна пост. в условиях блокады пьесы В. (совм. с А. Кроном и Вс. Азаровым) "Раскинулось море широко" (1942). Среди др. произв.: драмы "У стен Ленинграда" (1944) и "Незабываемый 1919-й" (1949), киносценарии "Мы из Кронштадта" (1933), "Мы - рус. народ" (1937), прозаич. эпопея "Война" (незаконч., опубл. в 1954).

Вишняков Евг. Петр.

ВИШНЯКО́В Евг. Петр. (1841-1916) - генерал от инфантерии, фотограф-любитель, литератор. Окончил Павловский кадет. корпус в 1862. Начал службу на Кавказе, где занялся фотографией. 5 марта 1878 был в числе учредителей V отдела светописи и ее применения Имп. русского технического об-ва. Д. ч. РГО. Один из пионеров рус. фотопейзажа, В., путешествуя с фотоаппаратом, снимал пейзажи Сев. Кавказа, Закавказья, о. Валаам, виды Финляндии, окрестности Петербурга, Старую Руссу, Верхнее Поволжье, ср. полосу России. Дружил с художником И. И. Шишкиным, к-рый по фотографиям В. написал неск. пейзажей. На Петерб. фотовыставке 1888 фотопейзажи В. удостоены зол. медали. Критик ж. "Худож. новости" сравнивал снимки "фотографа-любителя полковника Вишнякова с картинами И. И. Шишкина, В. Д. Орловского, А. И. Мещерского".

Выпустил альбомы фототипий: "Фотографии с натуры (СПб., 1889. Вып. 1-2); "Истоки Волги. Наброски пером и фотографиею" (СПб., 1893); "Беловежская пуща. Наброски пером и фотографиею" (СПб., 1894). Издал ряд пособий по фотографич. делу.

Вишняков Ив. Як

ВИШНЯКО́В Ив. Як. (1699-1761) - живописец, декоратор. Учился у франц. художника Л. Каравака. В 1739-61 рук. "живописной командой" Канцелярии от строений. Принимал участие в монумент.-декор. работах на всех объектах в С.-Петербурга и его окрестностях в царствование имп. Анны и Елизаветы. Делал росписи во дворцах, особняках, храмах (не сохранились). Особое место в портретах В. занимает колорит, богатство и изысканность к-рого почерпнуты мастером как в др.-рус. иконной традиции, так и в рокайльной живописи.

Портреты: Василия Дарагана (1745), имп. Анны Леопольдовны (1742-46), четы Тишининых (1755), М. и С. Яковлевых (1756), М. Бегичева (1757), С. И Г. Фермор (1749, 1758-61), Ф. Голицына (1760).

Лит.: Ильина Т. В. И. Я. Вишняков: Жизнь и творчество. М., 1979.

Владимир

ВЛАДИ́МИР - в 12-13 вв. столица могущественного Владимиро-Суздальского княжества. Осн. в 1108 Владимиром Мономахом. Расположен на левом берегу р. Клязьмы при впадении в нее р. Лебядь. Топонимика указывает на наличие среди первых горожан выходцев из Поднепровья. При Владимире Мономахе и его сыне Юрии Долгоруком строятся первые белокаменные храмы во имя Спаса и Георгия (не сохранились). Расцвет В. приходится на время наивысшего политич. и военного могущества княжества при Андрее Боголюбском (1157-1174) и Всеволоде III (1176-1212). В 1238 татары штурмом овладели городом и сожгли его. С возвышением Твери и Москвы город утрачивает былое значение, но его историческое, политическое и культурное наследие стало основой и дух. ориентиром для послемонгольских гос. образований на территории северо-востока Руси, и прежде всего для Москвы. До 1480 в городском Успенском с. находилась гл. святыня Руси - икона Владимирской Богоматери. Вторая половина 12 - нач. 13 в. - золотой век владимиро-суздальской культуры и искусства. В городе ведется летописание, лит-ра стремится упрочить культ местных святых, прославить чудотворную икону Владимирской Богоматери и утвердить первенствующее положение города и его князей в политической и церковной системе Руси. При Андрее Боголюбском возводятся Успенский собор (1158-1160), Золотые ворота (1164), замок в Боголюбове (1158-1165) и ц. Покрова на р. Нерль (1165). В стилистике белокаменных сооружений заметную роль играют формы романской архитектуры (перспективные порталы, аркатурно-колончатый пояс, рельефы на фасадах и др.), что объясняется участием в строительстве мастеров из Германии. При Всеволоде сложившаяся архитектурная традиция получает дальнейшее развитие в величественных формах обстроенного галереями и увенчанного дополнительными 4 главами Успенского собора (1185-1189), башнеобразной композиции построенного из кирпича Успенского с. Княгинина монастыря (1200-1201). Настенная живопись 12 - нач. 13 в. частично сохранилась в Успенском с., под хорами Дмитриевского собора раскрыты значительные фрагменты композиции "Страшный суд" (к. 12 - нач. 13 в.). В 1408 роспись Успенского с. возобновляли Андрей Рублев и Даниил Черный (частично сохранилось изображение "Страшного суда"). Монументальный фресковый ансамбль сохранился в соборе Княгинина монастыря (1647-1648, артель во главе с Марком Матвеевым). В духе худож. традиций 17 в. выдержана архитектура Богородицкой ц. (1649), ярусным постройкам конца 17 в. вторит композиция ц. Николы в Галеях (1732-1735), формы столичного барокко ярко выражены в Никитской ц. (1762-1765).

Владимир. Худ. И. Панов

Владимир. Худ. И. Панов

Владимир Ал-др.

ВЛАДИ́МИР Ал-др. (1847-1909) - вел. кн., третий сын имп. Александра II. Генерал от инфантерии. Начальник Первой пехотной гвардейской дивизии, главнокомандующий войсками Гвардии и Петерб. военного округа. Член Гос. совета и к-та мин-ров. Президент Имп. академии художеств, меценат.

Владимир Анд. Храбрый

ВЛАДИ́МИР Анд. Хра́брый (1353-1410) - удельный кн. Серпуховский и Боровский, внук Ивана I Калиты, видный полит. деятель и полководец моск. вел. князей Дмитрия Донского и Василия I Дмитриевича. Участвовал почти во всех походах рус. войск, герой Куликовской битвы (1380), играл крупную роль в отражении нашествий вел. кн. Литовского Ольгерда, в борьбе с Тохтамышем (1382) и Едигеем (1408), в подготовке к обороне от нашествия Тимура (1398). Обладая несомненными воинскими способностями и личной храбростью, В. вместе с тем ревниво оберегал свои прерогативы удельного князя. По духовной грамоте разделил свое княжество поровну между сыновьями (от брака с Еленой, дочерью Ольгерда Литовского), что способствовало полит. упадку Серпуховского удела.

Лит.: Кучкин В. А. Сподвижник Дмитрия Донского // Вопросы истории. 1979. № 8.

Владимир Вс. Мономах

ВЛАДИ́МИР Вс. МОНОМАХ (в крещении Василий) (1053-1125) - вел. кн. Киевский (с 1113), сын кн. Всеволода Ярославича и дочери визант. имп. Константина IX Мономаха (откуда его прозвище). Первым браком женат на Гите, дочери последнего короля англосаксов Гаральда. Обладая большим полит. тактом и дальновидностью, в 1093 после смерти отца, занимавшего Киевский стол, уступил великокняж. власть двоюродному брату Святополку Изяславичу, старшему в роде, и тем самым преподал пример феод.-княж. легитимизма. На протяжении след. двух десятилетий В. - наиб. авторитетный рус. князь, активный участник княж. "снемов" (съездов) и организатор походов против половцев, в к-рых проявил крупное воинское дарование (особенно в походе 1111, закончившемся решающей победой). После смерти Святополка в 1113 и восстания киевских горожан принял приглашение занять великокняж. стол и "утолил" (успокоил) мятеж. С деят-ностью В. М. связаны реформы, отразившиеся во 2-й части "Рус. Правды" (Пространная редакция), к-рая в древнейших списках наз. "Устав Володимера Всеволодовича", однако точно выделить статьи, принадлежавшие В., затруднительно. Обычно к ним относят статьи о "резах" (процентах), ограничившие произвол ростовщиков, и о закупах, впервые точно определивших юрид. статус этого полусвободного социального слоя. В. М. проявил себя искусным дипломатом (в 1073 заключил в Сутейске мир с Польшей и т. п.), умел держать в руках бразды управления распадавшейся Киевской державы. Его "Поучение чадам" - выдающийся пам. др.-рус. лит-ры и ценнейший источник, рисующий нравы, княж. быт и личность самого В. М., принадлежащего к числу наиб. ярких деятелей Др. Руси.

Владимир Святославич

ВЛАДИ́МИР СВЯТОСЛА́ВИЧ (ок. 960-1015) - вел. кн. Киевский (980-1015), креститель Руси, канонизир. правосл. Церковью. В. С. был младшим сыном вел. кн. Киевского Святослава Игоревича от Малуши Любечанки, ключницы княгини Ольги. В 969 он получил от отца новгородское княжение. После смерти Святослава (972) и убийства старшим братом В. С. Ярополком их среднего брата Олега бежал в Скандинавию, через неск. лет вернулся, убил Ярополка и стал вел. кн.

Видный полководец и крупный гос. деятель-реформатор, в 981 после войны с Польшей он присоединил Червенскую землю (Червонная Русь, совр. Львовская обл. Украины), затем покорил ятвагов и успешно ходил в землю вятичей (басс. р. Оки и Угры). Б. значение имел поход В. С. на В., фактически повторивший поход Святослава, когда войско прошло по р. Итиль (совр. Волга) и Камской Болгарии к Саркелу на Дону, а оттуда - через побережье Каспийского м. в Абхазию к Тмутаракани и Сурожскому м. В. С. также нанес поражение печенегам, после чего построил ряд крепостей на р. Стугне, Суле и Десне, создав т. о. оборонит. линию на подступах к Киеву с Ю. В 988 имп. Василий II обратился к В. С. за помощью в борьбе с восставшим Вардой Фокой. Союз скреплен браком В. С. с сестрой имп. Анной, что было сделано после захвата В. С. Херсонеса Таврического.

В 980 В. С. провел первую религ. реформу, попытавшись заменить традиц. многобожие единым официальным языч. пантеоном, в к-ром устанавливалась строгая иерархия во главе с верх. богом Перуном. Второй религ. реформой было знаменитое крещение Руси (988), к-рое ввело Русь в мир культуры христ. народов, вместе с тем способствуя централизации гос-ва. Началось повсеместное обучение грамоте и знакомство с визант. лит-рой в слав. пер., сделанных Кириллом и Мефодием и их учениками в 9-10 вв. При В. С. записан т. н. Устав В. - свод правил, разграничивающих церк. и светскую юрисдикции. Можно предположить, что при нем предприняты первые записи легенд о князьях-предках В., о первых мучениках и о крещении Руси. При В. С. выстроен первый кам. собор Руси - ц. Богородицы (Десятинная) в Киеве, украшенный мозаиками и фресками. Из летописей известно, что В. С. вывез много произв. иск-ва из Херсонеса. Время княжения В. С. - период расцвета Киевского гос-ва, успешных завоеват. походов, развития культуры и ремесел, усиления междунар. авторитета Киевской Руси. Все это, а также крещение Руси привело к идеализации В. как в нар. эпосе, так и в церк. традиции. В 13 в. В. С. канонизирован Русской Православной Церковью.

До женитьбы на Анне В. С. имел 5 жен, из к-рых наиб. известна Рогнеда, бывш. матерью Ярослава Мудрого. Два его младших сына, Борис и Глеб, канонизированы как святые.

Владимир Святославич

Владимир Святославич

Владимир-князь

ВЛАДИ́МИР-КНЯЗЬ - типовой персонаж былин Киевского цикла. Как центр. лицо эпич. социума В.-К. характеризуется рядом стереотипов: он воплощает государственность Киева, его власть выражается в орг-ции пиров, на к-рые собираются представители всех слоев об-ва, в распределении поручений богатырям, награждении за успешную службу и в наказаниях. К В.-К. адресуются ультимативные требования тат. царей, и он пытается организовать сопротивление нашествию. В то же время В.-К. трусоват, без поддержки богатырей беспомощен, в трудные моменты теряется, ведет себя несправедливо по отношению к богатырям (заточает Илью Муромца), допускает аморальные поступки (отнимает жену у своего слуги). Образ В.-К. не возводим ни к какому реальному прототипу, в нем преломились в традиц. формах героич. эпоса нар. представления о княж. власти.

Владимиров Петр Ник

ВЛАДИ́МИРОВ (Николаев) Петр Ник. (1893-1970) - артист и педагог балета. Окончил Петерб. театр. уч-ще в 1911 (кл. М. Фокина). В 1911-19 артист Мариинского т-ра. Среди ролей: Вайю ("Талисман"), Юноша ("Шопениана"), Арлекин ("Карнавал"), Голубая птица ("Спящая красавица"), Раб ("Павильон Армиды"), Эрос, Зигфрид, Солор, Конрад, Альберт. С 1919 работает за границей. В 1921-22 танцует "Спящую красавицу" в "Русском балете Дягилева", выступает в труппах М. Мордкина (1925-27) и А. Павловой (1928-31). В 1934-67 педагог "Школы амер. балета" (Нью-Йорк). У него учились Д. Тарас, У. Доллар, Ж. д’Амбуаз и др. Яркий, виртуозный танцовщик героич. плана, В. был желанным партнером М. Кшесинской, Т. Карсавиной, А. Павловой.

Владимиров Юр. Дм

ВЛАДИ́МИРОВ Юр. Дм. (1909-30) - поэт и прозаик. По материнской линии - правнук арх. А. Брюллова и правнучатый племянник живописца К. Брюллова. Мать, Л. Брюллова, - поэтесса, работала в ред. журн. "Аполлон". Стихи писал с детства. С. Я. Маршак, называвший В. "вдохновенным мальчишкой", привлек его к работе в дет. отд. Госиздата. Первые публикации - "Ниночкины покупки" (1928), "Оркестр" (1929). Всего вышло ок. 10 книжек В. для детей: "Евсей" (1930), "Чудаки" (1930), "Самолет" (1931, с илл. Л. С. Гальперина) и др. Как "взрослый" поэт и прозаик В. входил в группу ОБЭРИУ (Объединение реального иск-ва). После смерти В. от скоротечной чахотки Д. Хармс и И. Бахтерев изготовили в двух экз. рукописное собр. соч. В. Один экз. мать поэта, высланная из Ленинграда в "кировском потоке" (1935), увезла с собой в Ср. Азию, где, по-видимому, она погибла; др. экз. хранила сестра В., попавшая во время войны в Германию и погибшая там. От "взрослого" творчества В. до нас дошли только немногие стихотв. строчки и рассказ "Физкультурник".

Владимиров Юр. Куз

ВЛАДИ́МИРОВ Юр. Куз. (род. 1942) артист и педагог бал. Окончил Моск. хореогр. уч-ще в 1962 (кл. А. Ермолаева). В 1962-88 ведущий танцовщик Большого т-ра. Первый исполнитель партий: Геолог ("Геологи"), Пастух ("Весна священная"), Бенедикт ("Любовью за любовь"), Иван Грозный ("Иван Грозный"). Среди др. ролей: Голубая птица ("Спящая красавица"), Байтемир ("Асель"), Щелкунчик ("Щелкунчик"), Спартак ("Спартак"), Станционный мужик ("Анна Каренина"), Ржевский ("Гусарская баллада"). Снимался в оригин. телебалете "Озорные частушки", в т/ф-концертах "Хореогр. новеллы" и "Жизнь в танце"; в к/ф-балетах "Анна Каренина" и "Грозный век". Темпераментный, динамичный танец В. был полон стихийной мощи и взрывчатой энергии. В неукротимой силе, широте его прыжков и движений остро ощущались напряж. ритм современности, неистовая устремленность к победе. С 1989 - педагог, балетмейстер-репетитор Большого т-ра. 1-е премии Междунар. конкурсов артистов балета в Варне (1966), Москве (1969); премия "Золотые звезды" Междунар. фестиваля танца, Париж (1969). Нар. артист СССР (1987).

Ю. К. Владимиров в балете "Иван Грозный"

Ю. К. Владимиров в балете

Владимиро-Суздальское зодчество

ВЛАДИ́МИРО-СУ́ЗДАЛЬСКОЕ ЗО́ДЧЕСТВО - одна из гл. архит. школ Др. Руси. Сложилась во время расцвета Владимиро-Суздальского кн-ва в 12 - 1-й пол. 13 в., развивала традиции киевской культуры в соответствии с установкой о преемственности владимиро-суздальскими князьями киевского наследия. Тип храма - традиционный, крестово-купольный; в отличие от кирпичной техники Киева кладка велась из белого камня - мягкого местного известняка. Первые владимиро-суздальские храмы величаво-спокойны, строго лаконичны по силуэту, лишены или почти лишены декора (Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, 1152-60, ц. Бориса и Глеба в Кидекше, 1152). Затем при сохранении ясности композиции и совершенствовании пропорций увеличивается объем сооружения (Успенский собор во Владимире, 1150-60, перестроен в 1185-89), усиливается изящество и стройность общего облика (ц. Покрова на Нерли, 1165), усложняется внеш. декор (Дмитриевский собор во Владимире, 1194-97). Податливость камня к резьбе вызвала усиление роли архит.-декор. пластики: аркатурно-колончатый пояс, идущий горизонтально по всем фасадам, резные порталы, целые многофигурные композиции в пряслах и закомарах (ц. Покрова, дворец в Боголюбове под Владимиром, 1158-65, сохр. фрагментарно) и особенно Дмитриевский собор, сверху и б. чем до половины украшенный резьбой. Сюжеты - как из Свящ. Писания, так и восходящие к языч. временам.

Осн. черты В.-С. З.: аркатурно-колончатый пояс, перспективные порталы, узкие щелевидные окна в стенах и на барабане, появившиеся с 13 в. килевидные закомары, как в Рождественском соборе в Суздале (1222-25), Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском (1230-34), особая стройность и высота легкого пространства интерьера - оказали огромное влияние на раннемоск. зодчество. Обилие пластики на внеш. стенах, как в Георгиевском соборе Юрьева-Польского (сплошь украшен горельефами и барельефной резьбой) - пример уникальный и аналогов в архитектуре Др. Руси не имеет.

Владимиро-Суздальское зодчество. Церковь Покрова на Нерли близ Владимира

Владимиро-Суздальское зодчество. Церковь Покрова на Нерли близ Владимира

Владимиро-Суздальское зодчество. Дмитриевский собор во Владимире

Владимиро-Суздальское зодчество. Дмитриевский собор во Владимире

Владимирцов Бор. Як

ВЛАДИ́МИРЦОВ Бор. Як. (1884-1931) - монголовед, основатель совр. отечеств. монголоведч. школы, проф. С.-Петерб.-Ленингр. ун-та, Ленингр. ин-та живых вост. языков (Ленингр. вост. ин-та), чл.-корр. (с 1923), д. ч. АН СССР (с 1929). Автор работ по яз. этнографии, фольклору, лит-ре, религии, истории монг. народов, где рассмотрены монг. яз. и диалекты (Зап. Монголия и Халха), их связи и соотношения с др. алтайскими (в первую очередь тюркскими), индоевроп., кит., тибет. яз., обсуждены проблемы ист. лингвистики (гл. обр. ист. фонетики), дана первая науч. периодизация истории монг. яз. В этногр. работах В. рассказывает об обычаях, поверьях, шаманских традициях баитов, дербетов и халхасцев, изучает и публикует их ист. и особенно эпич. фольклор, изучает монг. сборник книжных текстов, восходящих к древнеинд. Панчатантре и дает общий обзор историч. развития монг. лит-ры; пишет популярные очерки о тибето-монг. буддизме (1919) и о Чингис-хане (1922). Большое науч. значение имеет вышедшая уже после смерти В. книга, посв. ист. эволюции обществ. строя монголов. По его замечат. переводам (в сер. "Всемирная лит-ра") читатели знакомятся с образцами лит-ры и фольклора монголов.

Соч.: Буддизм в Тибете и в Монголии. Пб., 1919; Образцы монгольской народной словесности (С.-3. Монголия). Л., 1926; Обществ. строй монголов: Монг. кочевой феодализм. Л., 1934.

Владимов Геор. Ник

ВЛАДИ́МОВ Геор. Ник. (род. 1931) - прозаик, критик, драматург. Из семьи учителей, окончил юрид. ф-т Ленингр ун-та (1953). Публиковал критич. статьи о совр. писателях, работал ред. отдела прозы "Нового мира" (1956-59). Крупные прозаич. произв. В., одного из представителей т. н. исповедальной прозы, возникшей в период "оттепели", всегда были "преждевременны" и вызывали отпор конформистской критики. Пов. "Большая руда" (1961) - о гибели шофера грузовика в аварии - непривычно остро ставила проблему сложных отношений индивидуума и коллектива. Ром. "Три минуты молчания" (1969) не устроил критику правдой о тяжелом труде на рыболовном судне, тема романа: поворот от бездумного существования к чувству ответственности перед самим собой и жизнью, возникшему после пережитой смертельной опасности. Неск. поступков В. (обращение к 4-му съезду СП СССР с требованием дискуссии по поводу письма А. И. Солженицына о цензуре, выход его из СП, руководство моск. секцией орг-ции "Международная амнистия", публикация в 1975 за границей отвергнутого в СССР "Верного Руслана" и др.) сделали неизбежной его эмиграцию (1983). В 1984-86 В. - гл. редактор журн. "Грани", где опубл. пьесу "Шестой солдат" (1981) и рассказ "Не обращайте вниманья, маэстро" (1981). Трагедия сталинской эпохи, с т. зр. В., заключалась не в том, что она была построена на лжи, а в том, что верой и правдой ей служили верные и честные "русланы".

Владиславлев Игн. Влад

ВЛАДИСЛА́ВЛЕВ (Гульбинский) Игн. Влад. (1880-1962) - библиограф, автор библиогр. тр. "Рус. писатели от Гоголя до наших дней" (1909), "Русские писатели 19-20 столетия" (1913, 1918, 1924), оставшихся в рукописи мемуаров "В поисках себя и новой России" и "В поисках нового книговедения. Пов. о жизни современника" и др.

Лит.: Везирова Л. А. И. В. Владиславлев. М., 1978.

Владыка

ВЛАДЫ́КА - человек, обладающий властью, повелитель, властелин, владелец, верховный правитель, государь. Вождь у др.-слав. племен. В пам. др.-слав. письменности - титул визант имп., арабского халифа и др. властителей, включая Бога (В. небесный). В Сербии и в Чехии в ср. века - низший дворянин, в Польше - наименование вновь нобилитированных шляхтичей. В Черногории до 1852 - глава гос-ва, соединявший в одних руках светскую и духовную власть. На яз. Рус. Правосл. Церкви - любой священнодействующий иерей, однако в живой разг. речи В. - титул, употребляемый только по отношению к архиерею при обращении и за глаза в случае, если его не наз. по имени.

Власенко Лев Ник

ВЛА́СЕНКО Лев Ник. (1928-96) - пианист, педагог. Учился у А. Д. Вирсаладзе в Тбилисской конс., окончил Моск. конс. (1953) и аспирантуру (1958) по кл. Я. В. Флиера. Параллельно окончил Моск. ин-т иностр. языков (1954). В 1956 - лауреат Междунар. конкурса им. Ф. Листа (Будапешт, 1-я пр.), в 1958 - 1-го Междунар. конкурса им. П. И. Чайковского (2-я пр.), уступив первенство лишь Вану Клиберну. Исполнит. иск-ву В. свойственны стихийная виртуозность, масштабность замысла, ритмич. воля. В репертуаре В. знач. место занимали соч. Листа, Бетховена (все фп. концерты, мн. сонаты и вариации), а также произв. Скарлатти, Моцарта, Шопена, Дебюсси, Чайковского, Скрябина, Рахманинова. В числе достижений В. - трактовки произв. И. Брамса (Первого концерта, вариаций на тему Генделя, рапсодий, каприччио). С 1957 преподаватель Моск. конс. (с 1976 - проф.). Среди учеников - М. В. Плетнев, В. К. Ересько, Н. П. Сук, Т. К. Бикис. Нар. арт. РСФСР (1981).

Лит.: Цыпин Г. М. Портреты сов. пианистов. М., 1990.

Власов Анд. Анд

ВЛА́СОВ Анд. Анд. (1901-46) - ген.-лейт. (1942). Обучался в дух. уч-ще и Нижегородской семинарии. В 1919 окончил 1-й курс агр. ф-та Нижегородского ун-та. С 1920 в РККА. Член ВКП(б) с 1930. В 1930-33 - преподаватель тактики в Ленингр. школе тактики им. В. И. Ленина. В 1933-37 служил в штабе Ленингр. ВО. С 1938 полковник, под псевд. "Волков" направлен в сов. воен. миссию в Китай (нач. штаба комдива А. И. Черепанова, советник при ген. Янь Си-Шане), с мая 1939 - и. о. гл. воен. советника). Награжден Чан Кай-Ши высшим орденом Зол. Дракона и зол. часами. С янв. 1939 - ком. 99-й стрелковой дивизии Киевского особого ВО (КОВО), превратил ее в образцовую. С янв. 1941 - ком. 4-го мех. корпуса КОВО. За службу в Китае и подготовку 99-й дивизии в февр. 1941 награжден орд. Ленина и зол. часами. В нач. июля 1941 вывел корпус из окружения в р-не Львова. С 23 июля 1941 - команд. 37-й армией Юго-Зап. фронта, комендант Киева и команд. Киевским укрепр-ном. В окт. 1941 вторично вышел из окружения и занял должность зам. команд. Юго-Зап. направлением. После приема у И. В. Сталина 20 нояб. 1941 назначен команд. 20-й армией Зап. фр. Успешно командовал войсками в контрнаступат. операциях в дек. 1941 - янв. 1942. Награжден орд. Кр. Знамени. С марта 1942 - зам. командующим Волховским фронтом, с апр. 1942 принял командование над окруженной под Любанью 2-й Ударной армией. 12 июля 1942 выдан старостой нем. патрулю и пленен. В кон. 1942 под влиянием капитана Вермахта В. К. Штрик-Штрикфельда согласился возглавить рус. антисталинское движение на оккупированных терр., позволил немцам использовать свое имя в пропагандистских акциях. С дек. 1942 возглавил т. н. Власовское движение Рус. освободит. армии (РОА), неоднократно выступал с антисов. обращениями к сов. воинам и жителями оккупированных терр. 16 сент. 1944 встречался с рейхсфюрером СС Г. Гиммлером, давшим согласие на создание К-та освобождения народов России (КОНР) и его вооруж. сил. 14 нояб. 1944 в Праге провозгласил создание КОНР и обнародовал Пражский манифест - полит. программу Власовского движения. На предложение эмигрировать в Испанию в апр. 1945 ответил отказом, пытался добиться полит. убежища для власовцев у союзного командования. 12 мая 1945 захвачен сов. автоматчиками под Пльзенем (Чехословакия). По приговору Воен. коллегии Верх. Суда СССР повешен вместе с др. руководителями Власовского движения 1 авг. 1946 во дворе Бутырской тюрьмы. Останки захоронены на Донском клад.

Власов Юр. Петр.

ВЛА́СОВ Юр. Петр. (род. 1935) - тяжелоатлет, з. м. с. (1959), писатель. В 1953 окончил Саратов. Суворов. воен. уч-ще, в 1959 - Военно-воздушную инженерную акад. им. Н. Е. Жуковского. Пятикратный чемпион СССР, чемпион мира (1959, 1961-63), Европы (1959-64) и XVII Олимп. игр (1960, Рим) в тяжелой весовой категории. Обладатель 29 мировых рекордов. Награжден орденами Ленина, Труд. Кр. Знамени и "Знак почета", медалями. С 1959 начал печатать очерки и рассказы. Автор книг: "Себя преодолеть" (1964), "Особый район Китая" (1973), "Соленые радости" (1976), "Справедливость силы" (1989) и др. Активный обществ. деятель периода перестройки (кон. 80-х - 90-е гг.). Нар. депутат СССР (1989).

Власова Эл. Евг

ВЛА́СОВА Эл. Евг. (род. 1931) - артистка и педагог бал. Окончила Моск. хореогр. уч-ще в 1949 (кл. М. Леонтьевой). В 1949-80 ведущая балерина Моск. муз. т-ра. Первая исполнительница партий: Франческа да Римини ("Франческа да Римини"); Лауренсия ("Дочь Кастилии"), Русалка ("Охридская легенда"), Нина ("Маскарад"), Купава ("Снегурочка), Гульнара ("Корсар"). Среди др. ролей: Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро"), Эсмеральда ("Эсмеральда"), Солистка ("Болеро"), Фея ("Золушка"), Марья ("Степан Разин"), Актриса ("Штраусиана"), Гюльнара ("Шехеразада"), Девушка ("Поэма"). Техничная и темпераментная, В. создавала характеры героинь, полных внутр. драматизма. В 1980-85 гл. балетм. и педагог Еврейского муз. т-ра, с 1985 педагог-балетм. Моск. дет. муз. т-ра.

Э. Е. Власова

Э. Е. Власова

Власовцы

ВЛА́СОВЦЫ - военнослужащие одного из антисов. вооруж. формирований 1943-45, формально причисл. к Рус. освободит. армии (РОА) под команд. ген.-лейт. А. А. Власова. Фактически в подчинении Власова вплоть до нояб. 1944 была лишь школа пропагандистов численностью в один батальон курсантов, а затем - две дивизии, из к-рых лишь одна была полностью скомплектована и вооружена. В сов. лит-ре - общее название сов. граждан, служивших в 1941-45 в частях Вермахта и СС, разл. антисов. вооруж. формированиях, РОА, Рус. нац. нар. армии, бригаде "Дружина", казачьих войсках, нац. легионах и соединениях и т. д. Общее число этих лиц по разл. источникам - не менее 1 млн чел. В местах лишения свободы термин "В." применялся ко всем сов. гражданам, осужденным в соответствии с Указом През. Верх. Совета СССР от 19 апр. 1943 "Об уголовной ответственности нем.-фашистских захватчиков и их пособников".

"Власть тьмы"

"ВЛАСТЬ ТЬМЫ" - выражение, особенно актуальное в отечеств. культурном обиходе нач. и кон. 20 в., восходящие к Еванг. от Луки (гл. 22, ст. 53); заглавие драмы Л. Н. Толстого "Власть тьмы, или Коготок увяз - всей птичке пропасть" (1886). Метафора "мрачной", погрязшей во зле и подчиненной дьяволу - князю тьмы жизни, не просветленной духом христ. нравственности.

Внуков Ник. Анд

ВНУ́КОВ Ник. Анд. (род. 1925) - прозаик. Из рабочей семьи. В годы Вел. Отеч. войны ушел добровольцем в армию. Окончил курсы горных мастеров в Магадане (1949), работал на Колыме, в 1956 окончил Ленингр. радиотехникум. В 1947-48 литсотр. газ. "Кабардинская правда", в 1949-53 картограф и геолог на Дальстрое, в 1956-62 инженер-гидроакустик. Печатается с 1958. Автор кн. рассказов для детей "Розовая Гвиана" (1967), приключенч. повестей: ("Сверре" зовет на помощь", 1978; "Паруса над волнами", 1979, "Один", 1985), повестей о войне, в т. ч. автобиогр. "Наша восемнадцатая осень", 1970; "Москва за нами", 1985; ист. повестей ("Слушайте песню перьев", 1974; и др.). Автор биографич. повести "Тот, кто называл себя О. Генри" (1969).

Вогюэ де Эжен Мельхиор

ВОГЮЭ́ Эжен Мельхиор (Мелькиор), де (1848-1910) - франц. писатель, чл. франц. Академии (с 1888), иностр. чл.-корр. Петерб. АН (1889). Ок. 7 лет был секр. франц. посольства в России. Автор популярных романов "Жан д’Агрев", (1898), "Голос мертвых", (1899) и др. произв., а также статей о рус. лит-ре (Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, М. Горький), драм на рус. сюжеты ("Царевич Алексей", "Мазепа", "Вступление Павла I на престол"), цикла рассказов "Русские сердца" (1893). Широкую европ. известность принесла В. лит.-критич. кн. "Русский роман" (1886), посв. гл. обр. И. С. Тургеневу и Л. Н. Толстому. В. способствовал знакомству зап. читателя с рус. лит-рой и осознанию им ее мирового значения. Интерес представляют дневники В., содержащие наблюдения над жизнью рус. об-ва.

Вода святая

ВОДА́ СВЯТА́Я - согласно христ. представлениям, обыкновенная по составу и изначальному происхождению вода (колодезная, родниковая, озерная, речная, водопроводная), чудесно приобретающая особые освящающие ("благодатные") и исцеляющие свойства после совершения над ней богослужебного действа, именуемого водоосвящением, или "водосвятием". Почитание воды как одной из основных "творческих стихий" мироздания имеет общерелиг. характер. У разных народов акцентируется при этом святость воды определ. источников и рек, зачастую обеспечивающих само существование народа на данной территории (Нил у др. египтян, Иордан у евреев, Ганг у индусов, Рейн у германцев, Дунай у славян). Являясь средством достижения внешней чистоты тела, в том числе и ритуальной, вода стала символом внутр. очищения души человека, поэтому обязательные священные омовения занимают важное место в религ. законодательстве Моисея, Зороастра, Мухаммада, у ессеев, в различных гностических сектах и др. религиях. Христ-во удержало и дополнило эту символику очистительной воды, получившей особое значение в связи с установлением Иисусом Христом таинства крещения. У православных христиан особым почитанием пользуется т. н. богоявленская, или крещенская В. С., часто именуемая греч. словом "аги́асма". По народным представлениям, она всегда остается свежей. Это же свойство приписывается воде, взятой из живого источника в полночь праздника Богоявления. Вода, над к-рой совершено молитв. освящение по чину "Малого освящения", именуется просто "святой водой". Ей также приписывают благодатные свойства и применяют в священных церемониях при окроплении зданий, полей, стад скота и др. Та и другая В. С. раздается верующим для употребления дома (обычно утром натощак, часто вместе с просфорой). В. С. считают в народе и воду без освящения, взятую из источников, ознаменов. явлением чудотворной иконы, пребыванием там прославленного святого или иным знамением свыше. Определенной разновидностью В. С. может считаться вода, употребляемая только во время определенных богослужений: "крестильная вода" - при совершении таинства крещения, "родостома", "родостама", "родостамна" - вода с добавками ароматич. веществ, употребляемая в смеси с красным вином при освящении антиминсов и престолов. Она символизирует благовонное миро, которым Мария, сестра Лазаря, помазала ноги Иисуса Христа (Ин. 12, 3), а его тайные ученики - все тело учителя при погребении (Ин. 19, 39-40). В западном литургич. обиходе В. С. имеет еще одно специальное употребление. При входе в каждый католический храм помещена чаша с освященной водой, в которую верующие погружают пальцы перед совершением крестного знамения. То же происходит и при выходе из храма. Появление этих чаш, напоминающих формой "медное море" Храма Соломона (3 Цар. 7, 23-26), относится в западных церквах к 4 в.

Лит.: Что нужно знать о св. воде. М., 1999.

Водевиль

ВОДЕВИ́ЛЬ (франц vaudeville, от vau de Vire - "долина р. Вир" в Нормандии, где были распространены нар. песенки - "водевиры") - вид "комедии положений", исполняемый под музыку. Возник во Франции. Рус. публику с В. познакомила гастролировавшая в С.-Петербурге (1800-92) и в Москве (с 1806) франц. труппа. Первые отечеств. В. - русифициров. переводы франц. образцов. Родоначальник жанра в России - А. А. Шаховской. Среди рус. авторов В., перенявших от комич. оперы 18 в. интерес к нац. сюжетам, - Н. И. Хмельницкий, А. И. Писарев, А. С. Грибоедов, П. А. Вяземский, П. А. Каратыгин, Д. Т. Ленский - автор класич. рус. В. "Лев Гурыч Синичкин" (пост. 1839), и др. Первый рус. муз. В. - "Казак-стихотворец" (текст Шаховского, муз. К. А. Кавоса, 1812). Наряду с куплетами в В. включались арии романсного типа, дуэты и др. вокальные номера. Различались опера-В. и комедия-В. Опера-В. начинался увертюрой, далее следовали вокальные и инструмент.-танц. номера и заключит. песенки-куплеты с обращением к публике (напр., "Кто брат, кто сестра?", текст Грибоедова и Вяземского, муз. А. Н. Верстовского, 1824). Комедия-В. обладал чертами сатиры, ему была свойственна б. сложная интрига, меньшее кол-во вокальных номеров, отсутствие увертюры (напр., "Тридцать тысяч человек" ("Три десятка"), текст Писарева, муз. Верстовского, 1825). Расцвет рус. В. пришелся на 20-30-е гг. 19 в. Среди композиторов, работавших в жанре В., - Верстовский (32 В.), Алябьев (20 В.), Мих. Ю. Виельгорский, И. И. Геништа и др. K сер. 19 в. В. вытесняется опереттой, а к 20 в. становится одним из компонентов театров варьете, ревю и мюзик-холла. Среди отечеств. авторов В. в 20 в. - композиторы А. Л. Колкер и Н. В. Богословский, писатели В. П. Катаев и В. В. Шкваркин.

Водка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница