Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "В" (часть 7, "ВИЛ"-"ВИТ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 7, "ВИЛ"-"ВИТ")

Виллие Як. Вас.

ВИЛЛИЕ́ Як. Вас. (Уайли, Джеймс) (1768-1854) - воен. хирург. Закончил Эдинбургский и Абердинский ун-ты, в России с 1790. В 1790-95 - ст. полковой врач Елецкого полка. Летом 1799 успешно оперировал графа И. П. Кутайсова, за что назначен лейб-хирургом. В 1806 создал первый в России труд по оперативной хирургии "Краткое наставление о важнейших хирургич. операциях", к-рое было разослано всем воен. и гражд. врачам. В 1808-38 В. - президент Медико-хирургич. академии, ввел в Устав академии пункт о приеме представителей всех сословий - даже крепостных, получавших через 6 лет работы свободу. В 1812 при реорг-ции Воен. мин-ва возглавил его Мед. департамент, по его указаниям выработаны Регламент о военно-временных госпиталях и Положение для летучих и подвижных госпиталей, определившие мед. помощь в войсках во время войны с Наполеоном. Только после Бородинского сражения В. собственноручно сделал б. 80 операций. Устройство рус. воен. госпиталей в это время было таково, что гл. хирург франц. армии Ларрей, осмотревший госпитали в Москве, писал "Привлекшие мое особенное внимание больницы сделали бы честь самой цивилизов. нации". Во время "Битвы народов" при Лейпциге в окт. 1813 за одни сутки В. были организованы госпитали на 40 тыс. раненых обеих враждующих сторон, за этот подвиг В. был награжден орденами Австрии, Пруссии, Франции, Баварии и Вюртемберга. В этой войне уже принимали участие б. 700 учеников Медико-хирургич. академии. По системе В. после этой войны была организована система госпиталей в Пруссии.

По инициативе В. в Академии созданы терапевтич., хирургич. и глазная клиники. С 1823 В. издает "Военно-мед. журнал" (существующий доныне). После ухода с поста президента академии В. выделяет 100 тыс. руб. на стипендии для рус. студентов. До кон. жизни В. - Гл. инспектор мед. части по армии. После смерти В. на его средства (1,5 млн. руб. серебром) устроена Михайловская клинич. б-ца баронета Виллие с хирургич., терапевтич., окулистской и детской клиниками, ныне входящими в состав Военно-мед. академии. Перед зданием академии В. поставлен памятник, к-рый в 1949, в период борьбы с космополитизмом, когда В. был посмертно обвинен в шпионаже в пользу Англии во время войны 1812, был перенесен в дальний двор академии.

Вильбоа Конст. Петр.

ВИЛЬБОА́ (Вильбуа) Конст. Петр. (1817-82) - композитор, дирижер. В 50-х гг. работал в Пб., со 2-й пол. 60-х гг. - в Харькове (открыл бесплатную муз. школу), с 1867 - в Варшаве. Автор мн. попул. песен и романсов (напр., дуэт "Моряки" - "Нелюдимо наше море"), а также опер ("Наташа, или Волжские разбойники", 1861, и др.), муз. к драме Л. А. Мея "Псковитянка" (1864). Собирал и обрабатывал рус. нар. песни.

Лит.: Киселев В. А. Н. Островский и К. П. Вильбоа // А. Н. Островский и рус. композиторы. М.; Л., 1937.

Вильд Генрих Ив

ВИЛЬД Генрих Ив. (1833-1902) - физик и геофизик. В 1858-68 - дир. астрономич. обсерватории в Берлине. Построил ряд физ. и метеорол. приборов: фотометр, самопишущий термометр, флюгер и др. Принимал участие во введении в Швейцарии метрич. системы мер. С 1868 - акад. Петерб. АН и дир. Гл. физ. обсерватории, к-рой руководил до 1895. Занимался устройством сети метеорол. станций и обсерваторий, создал для них мн. приборы (барометры, испарители, анемограф, магнитные приборы и др.), организовал обработку, проверку и издание метеорол. наблюдений.

Соч.: О температуре воздуха в Рос. империи. СПб., 1882; Об осадках в Рос. империи. СПб., 1888.

Вильде Ник. Евстаф.

ВИ́ЛЬДЕ Ник. Евстаф. (1832-96) - актер, драматург и театр. деятель. Окончил Петерб. ун-т. Актерскую деятельность начал на провинц. сцене. В 1863-88 - в Малом т-ре. Благородство манер, звучная дикция, продуманность внеш. рисунка проявились в ролях "молодых любовников" и "резонеров". Актера нередко обвиняли в сухости и упрощении характеров персонажей классич. пьес, вместе с тем отмечая его удачи в комедийных ролях и в амплуа "фата". Роли Чацкий ("Горе от ума"), Арбенин ("Маскарад"), Голов-сын ("Игроки"), Горский ("Где тонко, там и рвется"), Васильков ("Бешеные деньги"), Дулебов ("Таланты и поклонники"), Несчастливцев ("Лес"), Самозванец ("Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский"), Гамлет ("Гамлет"), Шейлок ("Венецианский купец"), Анжело ("Мера за меру"), Карл Моор ("Разбойники"), Фердинанд ("Коварство и любовь"), Командор ("Овечий источник"), Дорант ("Мещанин во дворянстве"), Фредерик ("Сам у себя под стражей") и др. Рук. драм. класса Муз.-драм. уч-ща Моск. конс. Автор пьес "Арахнея, или Где паук, так и мухи", "Куколка", "Комедия", "Винт", "Старички и молодежь", "В глуши", "Успех", "Женихи, или Седина в бороду, а бес в ребро", "Развод", "Мнимая Арто", "У кого жена, у того война", "Марьяж".

Вилькицкий Анд. Ипполит.

ВИЛЬКИ́ЦКИЙ Анд. Ипполит. (1858-1913) - гидрограф, геодезист, ген. Окончил Мор. корпус (1878) и Мор. академию (1880). Руководил гидрографич. работами вдоль побережья Сев. Ледовитого океана от р. Печоры до р. Енисея, Енисейском зал. и Обской губе (1894-1901). С 1907 возглавлял Гл. гидрографич. управление. Принимал участие в орг-ции гидрографич. эксп. на судах "Таймыр" и "Вайгач" (1910-15). Им. В. назв. залив, ледник и мыс в Баренцевом м., мыс, остров и группа островов в Карском м., о-в в Вост.-Сиб. м. и океанографич. судно.

Вилькицкий Бор. Анд

ВИЛЬКИ́ЦКИЙ Бор. Анд. (1885-1961) - гидрограф и геодезист, контр-адм. (1919). Сын А. И. Вилькицкого. Окончил Мор. корпус, а затем Мор. академию (1908). В 1913-15 возглавлял гидрографич. эксп. на судах "Таймыр" и "Вайгач" с целью освоения Сев. мор. пути. Эксп. исследовала пространства от мыса Челюскина до Берингова прол. Были открыты большие о-ва Сев. Земли (1913), а в 1914-15 совершено первое сквозное плавание от Владивостока до Архангельска. В ходе эксп. В. собран богатый мат-л по гидрографии, метеорологии и картографии Полярного басс. В 1920 В. эмигрировал в Великобританию, работал гидрографом на р. Конго (Африка). Его им. наз. пролив между Сев. Землей и п-овом Таймыр, соединяющий Карское м. с м. Лаптевых, а также остров в Карском м. Награжден Константиновской медалью Рус. геогр. об-ва (1914).

Лит.: Евгеньев Н. И., Купецкий В. Н. Рус. полярный исследователь - Б. А. Вилькицкий // Летопись севера. 1964. Т. 4.

Вильстер Даниэль Якоб

ВИ́ЛЬСТЕР Даниэль (Даниил) Якоб (1669-1732) - вице-адм. (1721). Датчанин по происхождению. В Сев. войне 1700-21 командовал отрядом дат. судов в Норвегии (1711-12), за допущенные в действиях против шведов просчеты и несдерж. поведение предан суду и отправлен в оставку. Перейдя на швед. службу, участвовал в сражении у о. Рюген (1715), в к-ром потерял ногу. В дальнейшем командовал швед. эскадрами на Балтике. С 1721 на рос. службе, в том же году представил имп. Петру I записку с информацией о попытках швед. стороны закрепиться на о. Мадагаскар, оказав поддержку действовавшим там пиратам, и был назначен командирующим секретной Мадагаскарской эксп. с целью плавания в Индию, поисков торг. контактов с Империей вел. моголов и закрепления на Мадагаскаре. Однако из-за поспешности в подготовке плавания, плохого состояния кораблей, тяж. погодных условий потрепанные штормом суда вернулись в Ревель, эксп. была отменена. С 1728 В. дир. петерб. Мор. академии, в 1729-30 - гл. ком. Кронштадтского порта.

Вильтзак Анат. Иос.

ВИЛЬТЗА́К Анат. Иос. (1896-1989) - артист и педагог балета. Окончил Петрогр. театр. уч-ще в 1915 (кл. Л. Леонтьева). В 1915-21 артист Мариинского т-ра. Среди его ролей: Амун ("Египетские ночи") Жан де Бриен, Абдерахман ("Раймонда"), Рене ("Павильон Армиды"), Половчанин ("Половецкие пляски"), Юноша ("Шопениана"), Дезире ("Спящая красавица"), Альберт ("Жизель"), Солор ("Баядерка"), Конград ("Корсар"), Зигфрид ("Лебединое озеро"), Базиль ("Дон-Кихот"). В 1921-25 В. в "Русском балетах Дягилева" танцует балеты "Спящая красавица", "Лани", "Докучные" и др., в 1928-29, 1934 - в балете И. Рубинштейн "Вальс", "Болеро", "Персефону". С 1937 В. педагог в США, в 1940 вместе с женой Л. Шоллар открыл Школу балета в Нью-Йорке (ученики А. Алонсо, Н. Кей, С. Березова и др.), далее В. педагог в Вашингтоне и Сан-Франциско. В. был незаурядным классич. танцовщиком, превосходным кавалером и мимич. артистом. Элегантность манер и красивая фигура, пластич. мягкость и мужественность позволяли ему исполнять роли широкого диапазона.

Винавер Макс. Моис.

ВИНА́ВЕР Макс. Моис. (1862-1926) - юрист, правозащитник, обществ. и политич. деятель. Окончил юридич. факультет Варшавского ун-та (1886), его труд "Исследование памятника обычного польского права 13 в." был издан в 1888 на рус. и нем., в 1900 на польс. яз. С 1886 В. жил в Петербурге, получил известность как специалист по гражд. праву, был в числе учредителей Союза адвокатов России и Союза российских писателей. В 90-х гг. основал и возглавил Еврейскую ист.-этногр. комиссию, Еврейское общество поощрения художеств, был одним из создателей (1905) Союза для достижения полноправия еврейского народа в России. Преподавал в ун-тах Брюсселя (1900-1901), Парижа (1902-1906). В 1905 - один из основателей партии конституционных демократов, член ее ЦК. Депутат 1-й Государственной Думы от Петербурга. После ее роспуска подписал направленное против этой акции Выборгское воззвание 1906, за что в 1908 отбывал 3-месячное заключение в тюрьме "Кресты" и был лишен права участвовать в гос. и обществ. деятельности. После Февральской рев-ции в окт. 1917 вошел в состав Временного совета Рос. респ., был членом Комитета спасения Родины и Революции. Депутат Учредит. собрания от Петрограда. После окт. 1917 председательствовал на моск. нелегальном съезде кадетской партии. В 1918-1919 - министр внешних сношений Крымского краевого пр-ва, после его падения жил в Париже, занимался общ.-политич. и лит.-издательской деят-ностью. Один из основателей (1921) Русского университета в Париже (существовал до оккупации Франции нацистами), где читал курсы гражд. права. Основатель (1919) журнала "Еврейская трибуна", выходившего на франц., рус. и англ. яз., один из основателей (1921) и активных участников газеты "Последние новости", с 1923 - ред. ее еженедельного приложения "Звено". В его парижском доме был своего рода салон (упоминается в воспоминаниях Нины Берберовой), к-рый посещали Д. Мережковский, Марк Алданов, В. Познер, Г. Адамович и др. деятели культуры рус. эмиграции.

Соч.: Очерки об адвокатуре. СПб., 1902; Адвокатура и правовое государство. СПб., 1905; История "Выборгского воззвания". Пг., 1917.

Лит.: М. М. Винавер и русская общественность начала XX в. Сб. статей. Париж, 1937.

Винегрет

ВИНЕГРЕ́Т (от франц vinaigre - уксус) - закуска из вареных свеклы, картофеля, моркови, соленых овощей (огурцов, грибов) и (или) квашеной капусты и лука с заправкой из раст. масла и уксуса. Часто в В. добавляют вареное или жареное мясо, рыбу, сельдь и др. продукты, зелень. Во мн. странах В. наз. рус. салатом. В 19 в. В. готовили с добавлением мяса жареной дичи и индейки, а также маслин, и он был дорогим ресторанным блюдом. В наст. время В. - одна из распростр., вследствие дешевизны, повседневных закусок (как правило, без мясных добавок).

Винников Исаак Нат.

ВИ́ННИКОВ Исаак Нат. (1897-1973) - семитолог, арабист-лингвист и этнограф. Сын учителя. Окончил ф-т обществ. наук Ленингр. ун-та. С 1925 - преподаватель, в 1946-50 и 1955-73 - проф. того же ун-та. В 1929-43 - науч. сотр., в 1941-42 - дир. Ин-та этнографии, в 1943-53 - науч. сотр. Ин-та востоковедения АН СССР. Д-р филол. наук (1941). Опубл. б. 70 работ по семитологии, арабистике, этнографии, в т. ч. словари арамейских надписей, диалекта бухарских арабов. Осн. направления науч. работы: семит. эпиграфика, этнография, араб. фольклористика и араб. диалектология. Записывал, издавал и иссл. фолькл. тексты арабов Ср. Азии.

Соч.: Игнатий Юлианович Крачковский. М., Л., 1949; Опыт словаря и конкорданции палестинской традиционной лит-ры (буква гимель) // Палестин. сб. М.; Л., 1960. Вып. 5 (68). С. 151-228; Яз. и фольклор бухарских арабов. М., 1969.

Виноградов Ал-др Пав

ВИНОГРА́ДОВ Ал-др Пав. (1895-1975) - геохимик, акад. АН СССР (1953), вице-през. АН СССР (1967-75), дважды Герой Социалистич. Труда (1949, 1975). Окончил Воен.-мед. академию и хим. ф-т Ленингр. ун-та (1924). Дир. лаб. геохим. проблем им. В. И. Вернадского АН СССР (с 1945), дир. Ин-та геохимии и аналитич. химии им. В. И. Вернадского АН СССР (с 1947), зав. каф. геохимии МГУ (с 1953). Иссл. В. относятся к обл. гео-, биогео- и космохимии, предложил гипотезу универс. механизма образования оболочек планет на осн. зонного плавления силикатной фазы и разработал представление о хим. эволюции Земли, изучал состав метеоритов. Разработал проблему химии планет, по данным, получ. с помощью космич. аппаратов, установил наличие базальтич. пород на поверхности Луны и определил состав атмосферы Венеры. Под его рук-вом выполнено иссл. образцов лунного грунта, доставл. космич. аппаратами "Луна-16" (с поверхности Моря изобилия) и "Луна-20" (из материкового р-на).

Виноградов Викт. Вл

ВИНОГРА́ДОВ Викт. Вл. (1894-1969) - лингвист, литературовед. Акад. АН СССР (1946). Окончил Историко-филол. и Археол. ин-ты в Петрограде (1918). В 1920-29 работал в Петрогр. археол. ин-те, Гос. ин-те истории иск-в, НИИ сравнит. истории лит-р и яз. Запада и Востока при ЛГУ (до 1923 Ин-т им. А. Н. Веселовского). С 1930 преподавал в МГУ. В 1934-37 выслан в Вятку. В 1937-41 читает лекции в Пед. и Дефектологич. ин-тах в Москве. В 1941-44 выслан в Тобольск. Зав. кафедрой рус. яз. В ЛГУ (1944-48) и МГУ (1945-69). Дир. Ин-та яз-знания АН СССР (1950-54), Ин-та рус. яз. АН СССР (1958-68), Акад.-секретарь Отделения лит-ры и языка АН СССР (1950-63) Гл. ред. журн. "Вопросы яз-знания" (1952-69). Зав. сектором историч. поэтики и стилистики рус. классич. лит-ры в Ин-те рус лит-ры АН СССР в Ленинграде (Пушкинском доме) (с 1968).

Изучал проблемы теории и эволюции языка худож. лит-ры, стилистич., композиц. и синтаксич. анализа структуры худож. произв.: "О поэзии Анны Ахматовой" (1925), "Этюды о стиле Гоголя" (1926), "Яз. Пушкина" (1935), "Стиль Пушкина" (1941) и др. Ряд иссл. посв. теории лит-ры, поэтике и стилистике, вопросам текстологии и атрибуции текста, в т. ч. "О худож. прозе" (1929), "Проблемы авторства и теории стилей" (1961), "Сюжет и стиль. Сравнит.-историч. исследования" (1963), "Стилистика. Теория поэтич. речи. Поэтика" (1971). В "Очерках по истории рус. лит. яз. 17-19 вв." (1934, 2-е изд 1938, 3-е изд 1983) заложил основы изучения истории рус. лит. языка как особой ист.-лингвистич. дисциплины. Автор обобщающих грамматич. описаний совр. рус. яз.: "Современный рус. язык" (вып. 1-2, 1938), "Русский язык. Грамматич. учение о слове" (1947). Б. внимание уделял экспрессивно-стилистич. функциям грамматич. форм, особенностям их употребления в разл. речевых стилях и жанрах, свидетельствам изменения функций языковых единиц, взаимодействию грамматич. и лексич. значений. Сформулировал осн. понятия фразеологии и принципы классификации фразеологич. единиц. В ст. "Осн. типы лексических значений" (Вопросы языкознания, № 5) показал связь значений слова с его конструктивно-синтаксич. свойствами слова и формами сочетаемости с др. словами, предложил одну из первых классификаций лексич. значений слова. Выделил словообразование в качестве особой лингвистич. дисциплины. Различал два типа синтаксич. единиц: словосочетание как номинативную единицу, функционально эквивалентную слову, и предложение как единицу коммуникативную. Указал осн. отличит. признаки предложения: предикативность, модальность и др. Участвовал в создании "Толкового словаря рус. яз." под ред. Д. Н. Ушакова (Т. 1-4, 1935-40), "Словаря совр. рус. лит. яз." (Т. 1-17, 1948-65). После смерти Г. О. Винокура (1947) возглавлял работу по созданию "Словаря яз. А. С. Пушкина" (Т. 1-4, 1956-1961).

Соч.: Рус. яз. Грамматич. учение о слове. М., Л., 1947 (2-е изд - 1972); Избр. труды. Иссл. по рус. грамматике. М., 1975; Поэтика рус. лит-ры. М., 1976; Лексикология и лексикография. М., 1977; История рус. лит. яз. М., 1978; О языке худож. прозы. М., 1980.

Лит.: Академику В. В. Виноградову к его шестидесятилетию. М., 1956 (Библ.); Проблемы совр. филологии. Сб. статей к 70-летию акад. В. В. Виноградова. М., 1965 (Библ.); Одинцов В. В. В. В. Виноградов. М., 1983.

Виноградов Георг. Сем

ВИНОГРА́ДОВ Георг. Сем. (1887-1945) - фольклорист, этнограф, диалектолог. Род. в Иркут. губ. в семье ямщика, учился в Иркут. дух. семинарии, был исключен за сочувствие рабочему движению, неск. мес. провел в тюрьме. В 1911-13 учился на Высших пед. курсах вСПб. В 1913-15 публикуются первые этнографич. работы В., в 1916 он награжден Сер. медалью РГО. В 1918-20 окончил Иркутский ун-т, в 1920-21 зав. рус. отделом Иркутского музея народоведения. С 1925 - проф. Иркутского ун-та, после его закрытия в 1930 переехал в Ленинград, где работал по договорам во многих НИИ АН. Широкую известность приобрел трудами по нар. культуре, уст. творчеству, языку, быту рус. населения Сибири, осн. на неутомимой собирательской работе. Наиб. значит публикации и иссл. В. посв. дет. фольклору, быту и языку (Рус. детский фольклор. Иркутск, 1930. Ч. 1), нар. медицине, общим проблемам этнографии, истории фольклористики, лит.-фольклорным связям. В 20-е гг. - один из организаторов и активных участников фольклорно-этнографич. и краеведч. работы в Сибири, соредактор журн. "Сибирская живая старина". В 30-е гг. в Ленинграде успешно занимался переизданием классиков рус. фольклористики (А. Н. Афанасьев, А. Ф. Гильфердинг) и подготовил неск. образцовых антологий по рус. фольклору (Рус. плачи. Л., 1937).

Лит.: Сирина А. А. Выдающийся этнограф и фольклорист Г. С. Виноградов (1887-1945) // Этнографич. обозрения. 1993. № 1. С. 22 (Библ.).

Виноградов Дм. Ив

ВИНОГРА́ДОВ Дм. Ив. (1720?-58) - технолог, художник, создатель рус. фарфора. Учился в Германии вместе с М. В. Ломоносовым. Трудами В. на Порцеллиновой мануфактуре в Петербурге было развернуто произв-во высококач. отеч. фарфора из местного сырья (1747). Разрабатывал технологию приготовления фарфоровой массы, сам формовал и расписывал изделия. Судьба В. была трагичной: его держали на цепи из-за склонности к пьянству: существует малодостоверная версия, что это делалось с целью утаить секрет технологии. Изделия В. сохранились в считанных экземплярах. Завод, основ. В., ныне носит имя Ломоносова, к фарфору отношения не имевшего.

Виноградов Олег Мих.

ВИНОГРА́ДОВ Олег Мих. (род. 1937) - балетмейстер. Окончил Ленингр. хореогр. уч-ще в 1958 (кл. А. Пушкина). В 1958-65 артист, затем балетм. Новосиб. т-ра оперы и балета, где пост. "Золушку" (1964) и "Ромео и Джульетту" (1965, оба - комп. С. С. Прокофьев). В 1967 ставит балет "Асель" (В. Власов) в Большом т-ре. В 1968-73 балетм., с 1977 гл. балетм. т-ра им. Кирова (Мариинского), в 1973-77 гл. балетм. ленингр. Малого т-ра. В. - автор масштабных хореогр. спектаклей, в к-рых значит. роль играют массовые сцены. Наряду с балетами, решенными средствами совр. и классич. танца: "Золушка", "Тщетная предосторожность" (1971, Л. Герольд), "Коппелия" (1973, Л. Делиб), "Фея Рондских гор" (1980, на муз. Э. Грига), у В. есть и новаторские спектакли - "Ярославна" (1974, Б. Тищенко), "Ревизор" (1980, А. Чайковский), "Витязь в тигровой шкуре" (1985, А. Мачавариани), "Броненосец "Потемкин" (1986, А. Чайковский), "Петрушка" (1990, И. Стравинский). Сценарий и режиссура (совм. с Ю. В. Серовым), т/ф-концерта "Гран па в белую ночь" (1987). Одноврем. с 1990 В. - худож. рук. Всемир. акад. балета в Вашингтоне. Нар. артист СССР (1983).

Балетмейстер О. М. Виноградов. Сцена из балета "Витязь в тигровой шкуре"

Балетмейстер О. М. Виноградов. Сцена из балета

Виноградов Сер. Арс.

ВИНОГРА́ДОВ Сер. Арс. (1869-1938) - живописец. Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1880-89) у Е. С. Сорокина и В. Д. Поленова. Чл. Товарищества передвижных худож. выставок (1899-1901), один из основателей Союза рус. художников и группы "36". С 1923 за границей (с 1925 в Риге). В 90-е гг. работал над жанровыми полотнами из крест. жизни ("Обед работников", 1890; "Бабы", 1893). С нач. 1900-х гг. создавал лирич. пейзажи и интерьеры в декоративно-пленэрной манере ("В усадьбе осенью", 1907).

Лит.: Станкевич Н. С. А. Виноградов. Л., 1971.

Виноградская Катерина Ник

ВИНОГРА́ДСКАЯ Катерина Ник. (1905-73) - кинодраматург, одна из самых популярных сценаристов 20-30-х гг. Первый сценарий, "Бегствующий остров", по одноим. рассказу Вс. Иванова о судьбе раскольничьего скита, неск. лет ждал осуществления (реж. А. Разумный, 1929). Дальнейшие сценарии отличались актуальным тематич. прицелом и политич. тендециозностью (лучший - "Обломок империи", совм. с Ф. Эрмлером, 1929; реж. Ф. Эрмлер). Сценарии В. проникнуты мажорным пафосом утверждения нового героя из "низов", беззаветно преданного социалистич. идеалам; отмечены характерным для В. пристрастием к острым сюжетным построениям, нестандартным человеч. характерам. С 1956 В. руководит мастерской на сценарном ф-те ВГИКа. Среди др. сценариев: "Первая комсомольская" (1931, реж. Б. Медведев, И. Фролов); "Партийный билет" (1936, реж. И. Пырьев); "Член правительства" (1939, реж. А. Зархи, И. Хейфиц); "Путь славы" (1949, реж. Б. Бунеев, А. Рыбаков, М. Швейцер); "Навстречу жизни" (по пов. И. Василенко, 1952, реж. Н. Лебедев).

Виноградье

ВИНОГРА́ДЬЕ - разновидность обрядовых обходных песен - колядок. Выделяется по характерным зачинам ("Прикажи, сударь-хозяин, виноградью петь!") и концовкам ("Виноградье, виноградье красно-зелено!"); иногда исполнители наз. себя виноградчиками. В. преим. входит в состав зимних обходных обрядов. Бытование В. зафиксировано на обширной территории, в первую очередь на Рус. Севере, а также в Волго-Окском бассейне, Поволжье, Сибири и в нек-рых зап. и юж. р-нах России. Помимо осн. темы В. - благопожелания дому, восхваления хозяев - значит. место занимают свадебно-брачные сюжеты (отношения молодца и девицы, символич картины сватовства) В отличаются особой муз структурой, выделяющейся в рус. песенном фольклоре.

См.: Бернштам Т. А., Лапин В. А. Виноградье - песня и обряд // Рус. Север. Пробл. этнографии и фольклора. Л., 1981.

Винокур Григ. Осип

ВИНОКУ́Р Григ. Осип. (1896-1947) - лингвист, лит-вед. Окончил Моск. ун-т (1922). Проф. МИФЛИ, МГУ (1942-47) и Моск. гос. пед. ин-та. С 1933 ст. науч. сотр. АН СССР. Чл. Пушкинской комиссии. Начинал как компаративист (сравнит.-ист. изучение слав. и балт. языков). Участвовал в работе Моск. лингв. кружка (1918-19 - секр., 1922-24 - пред.). ("Поэтика. Лингвистика. Социология", 1923, "Культура языка", 1925, "Критика поэтического текста", "Биография и культура", оба - 1927). Работал над академич. собр. соч. А. С. Пушкина (1935-38) и ряда др. изд. его собр. соч. С кон. 20-х гг. В. - активный лексикограф, один из наиб. деят. авторов "Толкового словаря рус. яз." под ред. Д. Н. Ушакова (1935-40). Возглавил работу над "Словарем яз. Пушкина" (1933-47). Проблемам истории рус. лит. яз. посв. тр. "Наследство 18 в. в стихотв. яз. Пушкина", 1941, "Горе от ума" как памятник рус. худож. речи", 1948, "О славянизмах в совр. рус. лит. языке", 1947. Одним из первых в совр. лингвистике разрабатывает проблемы теории словообразования ("Заметки по рус. словообразованию", 1946). Особого внимания заслуживают его поиски синтетич. общефилологич. подхода к фактам яз. и лит-ры, отразившиеся в разработке задач и методов лингв. поэтики (или, как наз. эту дисциплину сам В., "поэтич. языкознания"). "Чем должна быть науч. поэтика", 1920, "Поэзия и наука", 1925, "Понятие поэтич. яз.", 1946. Занимался также вопросами диалектологии, сценич. произношения и т. п.

Соч.: Избр. работы по рус. яз. М., 1959; Филология иссл. М., 1990 (Библ.); О языке худож. лит-ры. М., 1991.

Лит.: Цейтлин Р. М. Григорий Осипович Винокур. М., 1965.

Винокуров Евг. Мих.

ВИНОКУ́РОВ Евг. Мих. (род. 1925) - поэт. Род. в Брянске в семье военнослужащего. Участник Вел. Отеч. войны. Окончил Лит. ин-т им. М. Горького (1951). Первая кн. - "Стихи о долге" (1951). Популярность получили ставшие нарицательными образы Сережки с Малой Бронной и Витьки с Моховой, погибших на войне ("Москвичи", 1953). В сер. 50-х гг. - один из поэтов, объявивших поход за правду, борьбу с обветшалыми стереотипами, воцарившимися в лит-ре в эпоху сталинщины. Поэт призывал не отвлекаться от богатства и разнообразия реальности, "копить удивление" ею и одновременно не отдаваться во власть обыденщины, воспарять над бытом, "восстать над ним и выйти на вселенский стрежень", что определило характер сб. В. о современности: "Лицо человеческое" (1960), "Метафоры" (1972), "Благоговение" (1981), "Бытие" (1982), "Космогония" (1984), "Музыка" (1984) и др.

Винокурова Нат. Осип

ВИНОКУ́РОВА Нат. Осип. (сер. 1860-х - кон. 1930-х гг.) - сибирская сказочница, крестьянка с. Челпанова (Верхняя Лена). Ее открыл в 1915 М. К. Азадовский, благодаря публикациям и иссл. к-рого В. приобрела европ. известность. Лучшие среди ее сказок: "Орел-царевич и его сын", "Колдун и его ученик", "Обещанный сын". В сказках В. ярко проявились жен. начало ("господство чувства", "тонкая, чуткая и деликатная натура"), сибирский колорит, личные переживания (мотивы бедности), специфич. психологизм (осн. изд. - Верхнеленские сказки. Иркутск, 1938). Традиции В.-сказочницы продолжены ее сыновьями и дочерьми, репертуар к-рых частично записан в 60-70-е гг. (Рус. сказки Вост. Сибири. Иркутск, 1985).

Винский Григ. Степ

ВИ́НСКИЙ Григ. Степ. (1752 - после 1819) - писатель. Происходил из семьи мелкопоместных укр. дворян. Учился в Черниговском коллегиуме (1762-63), Киево-Могилянской академии (1763-68). В 70-е гг. на воен. службе. По обвинению в подделке док-тов и хищении казенных денег лишен чинов и дворянства и сослан в Оренбург. губ. Состоял домашним учителем в разных семьях. Помилован в 1806. Осн. произв. В. - автобиогр. записки "Мое время" (начаты в 1813, доведены до 1794), в манере повествования к-рых заметно влияние Л. Стерна. Они заключают в себе разнообр. бытовой мат-л (в т. ч. сопоставление быта и нравов Украины и России), а также размышления В. о воспитании, оценку царствования Екатерины II.

Винтовка

ВИНТО́ВКА - индивид. огнестрельное оружие с винтовыми нарезами в канале ствола. Термин "В." в России применялся примерно с 17 в. по отношению к нарезному оружию малого калибра. Официально введен в 1856 с принятием на вооружение В. образца 1856 (до этого нарезные штуцера были лишь у лучших стрелков, унтер-офицеров, фланкеров и т. д. - всего не б. 4,5 % личного состава). На смену дульнозарядной В. образца 1856 пришла в казеннозарядная переделочная В. (из В. образца 1856), игольчатая под бумажный патрон В. системы Карле образца 1867. В 1869 вместо нее принята на вооружение также переделочная, но под металлич. патрон В. системы чеш. оружейника С. Кранка. Эту В. сменила в том же году 4-линейная система Бердана № 1, а в 1870 - Бердана № 2. В 1891 принята на вооружение магазинная 5-зарядная В. системы С. И. Мосина, к-рая прослужила в рус. и сов. армиях до 1947. В межвоен. период предприняты попытки перевооружить Кр. Армию автоматич. и самозарядными В.: на вооружение были приняты автоматич. В. С. Г. Симонова образца 1936 (АВС-36) и самозарядная В. Ф. В. Токарева образца 1938 (СВТ-38) и 1940 (СВТ-40). Но из-за органич. недостатков патрона, под к-рый конструировались эти В., они получились тяжелыми, ненадежными и нетехнологичными, в ходе Вел. Отеч. войны их произ-во прекращено. После войны на смену В. пришел новый тип индивид. стрелк. оружия - автомат. В. осталась на вооружении только в качестве спец. оружия. Такова принятая в 1963 на вооружение самозарядная снайперская В. Е. Ф. Драгунова (СВД).

Винтовка образца 1891-1930

Винтовка образца 1891-1930

Виньетка

ВИНЬЕ́ТКА (от франц. vignette, от vigne - виноград) - элемент декор. оформления текста в книге; первонач. - изображение виноградной грозди и листьев; помещалось в качестве украшения на свободной части книжной полосы. Позднее В. - любые орнамент. (типы фигурного росчерка) или предметные изображения (в т. ч. илл.) в виде инициала или заставки на первой или последней странице текста, в нач. или в кон. главы, разд., параграфа и т. д., на титуле или обложке книги.

Виолончель

ВИОЛОНЧЕ́ЛЬ (от итал. violoncello, уменьш. от violone - контрабасовая виола) - струнный смычковый инструмент. Принадлежит к семейству скрипок (басовая скрипка). 4 струны В. настроены по квинтам на октаву ниже альта: a-d-G-C. Первые В. появились в 15-16 вв., к кон. 18 в. В. вытеснила из муз. практики совпадающую с ней по регистру виолу да гамба. Непревзойденные по качеству В. изготавливали знаменитые итал. мастера 17-18 вв. - Амати, Гварнери, Страдивари. Смычок у В. несколько короче и массивнее скрипичного. В кон. 19 в. у В. появился упирающийся в пол шпиль (до этого инструмент зажимался коленями). Верхняя граница диапазона у В. - а2, у солистов - е3, не считая флажолетов. Техника игры и штрихи аналогичны скрипичным, с учетом того, что инструмент имеет большие размеры и б. толстые струны. В нек-рых случаях большие размеры В. являются преимуществом, напр. при исполнении быстрых хроматич. последовательностей или в употреблении далеких натуральных флажолетов. Ноты для В. пишутся в басовом, теноровом и скрипичном ключах. В музыке барокко В. выполняла исключительно функцию баса, с нач. 19 в. композиторы используют экспрессивный (верхний) теноровый регистр В. Для В. соло и соло в сопровождении оркестра имеется богатейшая лит-ра, в т. ч. в рус. музыке - концерты для В. с оркестром Рубинштейна, Давыдова, Глазунова, Шостаковича, Концерт-симфония Прокофьева, вариации на тему рококо Чайковского, концерты Хренникова, Банщикова, Глиэра, Хачатуряна и мн. др. Еще богаче лит-ра для В. в сопровождении фп.: наряду с заруб. классикой (сонаты Бетховена, Шуберта, Брамса, Шопена, Штрауса, Грига, Дебюсси и др.) - соч. отечеств. композиторов (сонаты Рахманинова, Шостаковича, Прокофьева, Мясковского, Шнитке, пьесы Чайковского и др.). В. входит во множество разл. ансамблей: трио, квартет, квинтет; группа В. - непременный участник симф. оркестра.

Лит.: Гинзбург Л. История виолонч. иск-ва. Кн. 1-2. М.; Л., 1950-57; Он же. История виолонч. иск-ва: Рус. классич. виолонч. школа. М., 1965; Лазько А. Виолончель. М., 1965.

Виолончель

Виолончель

Виппер Бор. Роберт.

ВИ́ППЕР Бор. Роберт. (1888-1967) - историк иск-ва. Сын Р. Ю. Виппера. Учился в Моск. ун-те (1906-11, проф. с 1918). В 1924-41 преподавал в Латвийском ун-те (г. Рига). Д-р иск-ведения (1943). Чл. АХ (1962). Труды В. посв. кардинальным проблемам изобразит. иск-ва (история стилей, жанров; взаимодействие разл. направлений и течений в иск-ве и т. п.).

Соч.: Проблема и развитие натюрморта. Казань, 1922; Борьба течений в итал. иск-ве 16 в. (1520-90). М., 1956; Становление реализма в голланд. живописи 17 в. М., 1957; Очерки голландской живописи эпохи расцвета (1640-70). М., 1962; Проблемы реализма в итал. живописи 17-18 вв. М., 1966; Статьи об иск-ве. М., 1970; Иск-во Др. Греции. М., 1972; Итал. Ренессанс 13-16 вв. М., 1977; Архитектура рус. барокко. М., 1978.

Виппер Роберт Юр.

ВИ́ППЕР Роберт Юр. (1859-1954) - историк. В 1880 окончил Моск. ун-т. В 1894 защитил докт. дисс. "Церковь и гос-во в Женеве 16 в. в эпоху кальвинизма". В 1880-85 преподавал всеобщую историю в жен. гимназии, в 1887-94 - в Училище живописи, ваяния и зодчества. С 1894 по 1897 В. - проф. Новороссийск. ун-та. С 1897 - приват-доцент, а с 1899 по 1922 - проф. Моск. ун-та. В 1924 эмигрировал в Латвию и по 1938 был проф. Латв. ун-та. В 1941 В. возвратился в Москву, где работал вначале в МГУ, а в 1943 стал старшим науч. сотр. Ин-та истории АН СССР.

В. - автор более 300 работ, в т. ч. учебников, по всем периодам всеобщей истории. Занимался методологией истории ("Очерки теории историч. познания", 1911, и др.). Был сотрудником ж. "Мир Божий" (1892-1906), "Летопись (1906-07), "Современный мир" (1906-07).

Соч.: Лекции по истории Греции. М., 1906; Очерки истории Римской империи. М., 1908; Очерки теории исторического познания. М., 1911; Две интеллигенции. М., 1912; Др. Восток и эгейская культура. М., 1913; Общественные учения и исторические теории. М., 1913; История Греции в классич. эпоху. М., 1916; Возникновение христ-ва. М., 1918; Иван Грозный. М.; Л., 1944; Рим и раннее христ-во. М., 1954.

Вира

ВИ́РА, в древнерус. праве - побор, штраф в пользу князя за убийство свободного человека, т. е. вариант санкции платежа в пользу гос. власти. Термин бытовал на Руси со времен "Рус. Правды" до 16 в., в 11 в. равен 40 гривнам. За убийство представителя княж. администрации взималась двойная В. - 80 гривен. При убийстве свободного мужа на терр. общины-верви последняя должна была либо выдать убийцу, либо коллективно платить "дикую В.". За убийство зависимого человека (закупа) платилась половинная В., столько же - за убийство женщины и за тяж. увечья. В. взималась и в случае обнаружения на терр. общины (верви) мертвого тела. Тот, кто не хотел "вложиться" в дикую В., должен платить сам.

"Рус. Правда" сообщает и о поклепной В., т. е. штрафе, к-рый взимался на осн. словесного обвинения, подозрения в убийстве. Для снятия обвинения человек должен был, согласно "Рус. Правде", представить свидетельство семи "послухов" - не свидетелей в нашем понимании этого слова, а "очистителей", т. е. людей, удостоверяющих доброе имя и твердый социальный статус обвиняемого.

Вирилокальность

ВИРИЛОКА́ЛЬНОСТЬ - брачное поселение жены у мужа. Преобладающая форма брачной локальности у русских. В. часто неточно наз. патрилокальностью.

Вирсаладзе Симон Багратович

ВИРСАЛА́ДЗЕ Симон Багратович (1909-89) - художник т-ра. Нар. художник СССР (1976) и Груз. ССР (1958), действ. член АХ СССР (1975). Мастер сценографии муз. спектаклей, художник кино. В. свойственны живописность пластич. и насыщенность цветового решений, особая приподнятость настроения спектаклей ("Раймонда" А. К. Глазунова, 1949, "Каменный цветок" С. С. Прокофьева, 1957, "Спартак" А. И. Хачатуряна, 1968, и мн. др.).

Лит.: Ванслов В. С. Вирсаладзе. М., 1969.

Вирсаладзе Элисо Конст.

ВИРСАЛА́ДЗЕ Элисо Конст. (род. 1942) - пианистка, педагог. Внучка и воспитанница А. Д. Вирсаладзе (1883-1968), старейшины груз. пианист. школы, в чьей педагогике получили развитие принципы пианизма А. К. Есиповой. К окончанию Тбилисской конс. (1965) В. - лауреат Всемирного фестиваля молодежи в Вене (1959, серебр. медаль), Всесоюзн. конкурса (1961, 1-я пр.), 2-го Междунар. конкурса им. П. И. Чайковского (1962, 3-я пр.), Междунар. конкурса им. Р. Шумана в Цвиккау (1966, 1-я пр.). Окончила аспирантуру Моск. конс. у Я. И. Зака. С 1967 В. - преподаватель Моск. конс. (в наст. время - проф.). Исп. иск-во В. отличает поэтичность, совершенство мастерства, классическая ясность и простота замысла. В концертных программах В. б. место занимает музыка Моцарта (исполнила все 28 его концертов), Шумана, Гайдна, Бетховена, Листа, Шопена, Скрябина, Прокофьева. Постоянный партнер В. в камерном музицировании - виолончелистка Н. Гутман.

Лит.: Цыпин Г. М. Портреты сов. пианистов. М., 1990.

Вирши

ВИ́РШИ (от польского wierszy - стихи) - обычное назв. силлабич. стихов. Ориентируются на силлабику, сформировавшуюся в польской лит-ре в 16 в. в подражание лат. стихосложению. Поэтики 17 в. описывают жен. рифму как образцовую (в отличие от муж. и дактилической), что обусловлено их ориентацией на польские стихотв. образцы. В действительности В. в России 17 - нач. 18 в. могли быть и силлабическими, и несиллабическими (напр., описанные Лаврентием Зизанием и Мелетием Смотрицким в грамматиках В., осн. на чередовании долгих и кратких слогов; В., написанные под влиянием говорного стиха, тонические В. Э. Глюка и И. В. Пауса, созданные по нем. образцу). Самые популярные размеры В. - 8-, 11-, 13-сложники, значительно реже встречаются 6-, 7-, 9-сложники. Предполагают, что первые опыты создания В. относятся к нач. 17 в. Наиб. авторитетным виршеписцем 17 в. считается Симеон Полоцкий, хотя первые образцы силлабических В. появились раньше (песнь "О взятии Смоленска" - ок. 1654). Завершил традицию создания В. в России А. Кантемир. В совр. словоупотреблении словом "В." часто наз. плохие, непрофессиональные стихи.

Лит.: Жирмунский В. М. Рифма, ее история и теория. Пг., 1923; Панченко А. М. Рус. стихотв. культура XVII в. М., 1973; Гаспаров М. Л. Очерки истории рус. стиха. М., 1984; Рус. стихосложение. Традиции и проблемы развития. М., 1985.

Висковатов Степ. Ив

ВИСКОВА́ТОВ (ВИСКОВА́ТЫЙ) Степ. Ив. (1786-1831) - драматург, поэт, переводчик. Из древ. дворянского рода. В Пб. с 1808, преподавал рус. словесность, историю, географию в Горном ин-те. Сочетал гос. службу с активной лит. деят-ностью. С 1811 служил в канц. мин-ва полиции, затем в Особ. канц. мин-ва внут. дел, с образованием III отделения стал платным тайным осведомителем. В 1828-30 - переводчик в конторе Петерб. театров. Вступил в "Беседу любителей рус. слова" в 1811, автор многочисл. стихотв. ист. трагедий, активно ставившихся в моск. и петерб. т-рах ("Ксения и Темир", 1810), "Владимир Мономах", 1816), переделка "Гамлета", 1811). В его патриотической пьесе "Всеобщее ополчение" в 1812 в последний раз вышел на сцену И. А. Дмитриевский. Награжден бриллиантовым перстнем за оду, призывающую к расправе над декабристами, автор доноса на А. С. Пушкина. Пропал без вести во время холерной эпидемии в СПб.

Висконти

ВИСКО́НТИ - семья швейц. архитекторов и мастеров, два поколения к-рых работали в СПб. и пригородах. Первый из них - кам. дел мастер Плачидо ВИСКОНТИ (1741-1823) приехал в Россию с сыном Давидом в 1784, работал под рук. Дж. Кваренги на стр-ве Англ. дворца в Петергофе (1784-1787) и на стр-ве Эрмитажного т-ра (1786). Позднее работал в Павловске и руководил переносом колоннады Аполлона (1799) и постройкой Оранжереи. В 1800 вернулся на родину.

Его мл. брат - кам. дел мастер Пьетро Санто Висконти (1752-1819) - приехал в СПб. в 1787. С 1789 работал в Павловске и Гатчине, с 1797 рук. строит. работами в Павловском дворце по проекту В. Бренна. В 1800 вместе с братом уехал на родину.

Три сына Плачидо продолжали работы отца в СПб. Давид Висконти (1768-1838) начал службу в 1787 на стр-ве Англ. дворца в Петергофе, через 3 года перешел на службу в Мед. коллегию и построил Мед.-хирургич. школу на Аптекарском о-ве. В 1793 переведен в команду В. Бренна и под его рук-вом 3 года выполнял перестройки в Зимнем дворце. В 1794-1800 построил также по проектам Бренны в Гатчине кам. Лесную оранжерею (1794-96), "Березовые ворота" (1795-98), Большой и Малый кам. мосты (1797-98). Рук. достройкой Исаакиевской церкви по указаниям Бренны (1796-1801), перестроил по проекту Ж. Тома де Томона кам. Большой т-р в СПб. (1802) и работал на постройке Биржи на Стрелке Васильевского о-ва по его же проекту (1804-11); построил в Павловском парке кам. мост через р. Славянку, изв. как. "Висконтиев мост" (1807-08). С 1812 служил в Строит. к-те МВД, одновременно в 1815-27 - арх. в Дирекции имп. т-ров. По своему проекту построил католич. церковь св. Станислава (в СПб.).

Второй сын Плачидо - Карло Доменико Висконти (1775-1852) приехал в СПб. в 1795. С 1797 в Гатчине пом. В. Бренны при перестройке и расширении дворца, с 1800 - кам. дел мастер в Павловске, где построил: Краснодолинный павильон по проекту Ч. Камерона (1801), мавзолей "Супругу-благодетелю" по проекту Ж. Тома де Томона (1807-08), мост через р. Славянку у Пиль-башни по проекту А. Воронихина (1807-08). В 1809 вернулся на родину.

Третий сын Плачидо - Пьетро Висконти (1781-1843) приехал в СПб. в 1797, три года работал в Павловске, где изготовлял постаменты и балюстраду для дворца (1798), руководил постройкой кам. лестницы от дворца в долину р. Славянки (1799). В 1800 уехал с отцом на родину. Спустя два года вернулся в СПб., работал пом. арх. в Комиссии по построению Биржи (1804-1811), в Мед.-хирургич. академии (1811-20), арх. в Гоф-интендантской конторе (1823-26), чл. Строит. к-та МВД (1824-33), арх. Комиссии проектов и смет Гл. управления путей сообщения и публ. зданий (1833-43). Умер в СПб.

Вист Ал-др Францевич

ВИСТ Ал-др Францевич (1722-94) - рус. архитектор нем. происхождения, род. и умер в СПб. Ученик И. Бланка (до 1740) и К. Дж. Трезини (1741-43). Изучал архитектуру в Риме и Милане (1743-51), а также во Франции и Германии (1751-52). По возвращении из-за границы экзаменован обер-архитектором Ф. Растрелли и принят на должность архитектора сначала в Канцелярии от строений, а спустя 2 мес. - в Гл. полицмейстерскую канц. (1752), откуда перешел на должность архитектора в Сенат (1755). В. строил по своим проектам церковь Вознесения Христа на Адмиралтейской стороне (1755-61), Андреевский собор на Васильевском о-ве (1764-80), Ботный домик в Петропавловской крепости (1762-66), делал проект восстановления Петропавловского собора после пожара 1756 (1765-66), руководил постройкой Исаакиевской церкви по проекту А. Ринальди (1768-94).

Висячие сады

ВИСЯ́ЧИЕ САДЫ́ - сады, устроенные выше уровня земли на спец. возведенных террасах, сводах или внутри стен здания; в последнем случае следует отличать от зимних садов, расположенных в комнатах, т. е. закрытых со всех сторон, - В. С., даже огражденные стенами дома, имеют над собою небо. Древнейшие В. С. вавилонской царицы Семирамиды входят в число 7 чудес света. В Новое время В. С. получили широкое распространение в эпоху барокко и рококо. В России впервые были устроены моск. садовниками в царских садах Кремля при теремах в 17 в., в них были даже маленькие прудики с лодочками. При Елизавете Петровне В. С. были внутри Большого Царскосельского дворца, занимали галерею 2-го этажа между личными покоями имп. и церковью. При Екатерине II на их месте были созданы новые комнаты, но одновременно с этим в Царском Селе были устроены новые В. С. на сводах перед Агатовыми комнатами Терм Камерона, позже расширенные и сохраняющиеся доныне. Сохранилось иакже неск. более ранние екатерининские В. С. в здании Малого Эрмитажа в Петербурге, на уровне 2 этажа, с фонтанами и скульптурами. Изредка В. С. устраивались в частных домах, напр. знаменитые В. С. И. И. Бецкого, которые были видны из города в панораме Марсова поля. Любовь Екатерины к В. С., по-видимому, отвечала ее самоопределению как Семирамиды Севера.

Витали Ив. Петр.

ВИТА́ЛИ Ив. Петр. (1794-1855) - скульптор. Род. в Петербурге. Учился у своего отца - Пьетро Витали, затем в мастерской П. Трискони. С 1820 жил в Москве, где сначала работал под рук-вом скульптора Тимофеева, затем открыл собств. мастерскую. К моск. пер. относятся работы, типичные для рус. скульптуры 1-й четв. 19 в., к-рым свойственны обобщенность форм и гармонич., уравновеш. построение композиции (колесница Славы и рельеф "Освобождение Москвы" для Триумфальных ворот, сейчас на Кутузовском просп., чугун, 1829-34; скульптура фонтанов на Лубянской пл., сейчас перед зданием АН СССР, и на Театральной пл. - оба бронза, 1835). В 1836 В. получил звание неклассного художника, в 1840 - академика. С 1841 в Петербурге (проф. при АХ). Работал над скульптурным оформлением Исаакиевского собора. Исполнил совм. с учениками св. 300 статуй и рельефов, в т. ч. "Крещение св. Владимира", "Поклонение волхвов" и "Исаакий Далматский". По худож. решению эти работы значительно отличаются от произв. моск. периода. Выполнил декор. скульптуру, оформляющую Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца (цинк, 1848-49). В скульпт. портрете В. обычно использовал приемы классицизма, сочетая сходство внеш. облика с идеальной портретной схемой (портрет К. П. Брюллова, гипс, 1836; портрет А. С. Пушкина, мрамор, 1837). Для позднего В. характерны романтич. тенденции.

Лит.: Якирина Т. В., Одноралов Н. В. Витали. Л.; М., 1960.

Предыдущая страница Следующая страница