Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "В" (часть 6, "ВЕС"-"ВИЛ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 6, "ВЕС"-"ВИЛ")

Веснянки

ВЕСНЯ́НКИ - фолькл. ритуальные тексты, составлявшие обязат. элемент обряда призывов и встречи ранней весны (обряд совершался в определ. дни марта либо без строгой приуроченности). Исполнители В. - дети, девушки, также женщины, "кричали", "закликали" с высоких мест; дети исполняли В., бегая и подкидывая испеченных жаворонков, символизирующих приход весны. В содержании В. ритуально-магич. мотивы сливаются с поэтически возвыш. восприятием предстоящей смены времен года. Весну "закликают" с Божьего благословения; обращаются к птицам, пчелам с призывом принести "ключи золотые", чтобы замкнуть зиму и отомкнуть весну; весна сама приносит желанные ключи.

В. - поэзия надежд и пожеланий: весна приходит "со рожью зернистого, со пшеничкой золотистою, с овсом кучерявым, с ячменем усатым" и т. д.; каждому поколению она приносит свои радости: "красным девушкам по перстенечку, молодым молодушкам по детенышку, старым старушкам по рублевику").

Свод текстов В. см.: Поэзия крестьянских праздников / Вступ. ст., сост., подгот. текста и примеч. И. И. Земцовского. Л., 1970.

Вестибюль

ВЕСТИБЮ́ЛЬ (франц. vestibule) - просторное помещение для переодевания при входе в дом. Существовал еще в Др. Риме в зданиях бань (vestus - одежда). В России приобрел особое значение в связи с холодным климатом. В 18 в. в оформлении вестибюля часто повторяли мотивы отделки фасада, затем, со 2-й трети 19 в., богатое оформление вестибюля становится лицом дома.

Вестибюль в доме графини Паниной в Москве. 1912.

Вестибюль в доме графини Паниной в Москве. 1912.

"Вестник воспитания"

"ВЕ́СТНИК ВОСПИТА́НИЯ" - пед. ж. издававшийся в Москве (1890-1917, до 1901 по 8 номеров в год, затем по 9). Основан дет. врачом Е. А. Покровским. Публиковал разнообр. статьи по осн. проблемам нар. образования. Мн. внимания уделялось вопросам дет. психологии, эксперим. педагогике, дидактике, школьной гигиене, физич. воспитанию, а также пед. библиографии и критике; регулярно велся отдел "Педагогич. хроника". В ж. - лучшем периодич. изд. подобного рода в России рубежа веков - участвовали видные педагоги и ученые (В. П. Вахтеров, В. П. Острогорский, Д. И. Тихомиров, Ф. Ф. Эрисман, И. И. Мечников, В. М. Бехтерев и др.).

"Вестник Европы"

"ВЕ́СТНИК ЕВРО́ПЫ" - ежемес. ж. либерально-оппозиц. направления. Изд. в Пб. (1866-1918). Основатель и ред. в 1866-1911 - историк и обществ. деятель М. М. Стасюлевич. С 1913 ред. - Д. Н. Овсянико-Куликовский. Сопутствующее изд. - ежедн. лит. и политич. газ. "Порядок" (1881-82), активное участие в к-рой принимал А. Ф. Кони. Создававшийся как журн. "ист.-полит. наук", "В. Е." вскоре открыл лит.-критич. отдел, в к-ром в 60-70-е гг. (в 70-е гг. число подписчиков достигло 8000) печатались произв. И. А. Гончарова, Г. П. Данилевского, А. И. Островского, А. Н. Плещеева, Я. П. Полонского, А. К. Толстого, И. С. Тургенева. В 80-е гг. в "В. Е." сотрудничает М. Е. Салтыков-Щедрин, перешедший сюда после закрытия "Отечественных записок". Ближайший сотр. с сер. 80-х гг. - философ и поэт Вл. О. Соловьев, один из ведущих публицистов "В. Е.". Регулярно печатались в журн. романы П. Д. Боборыкина; б. место занимала перевод. лит-ра (Брет-Гарт, Г. Ибсен, Э. Ожешко, Ф. Шпильгаген и др.), знакомство рус. читателя с к-рой ред. ставила одной из своих осн. целей. На протяжении мн. лет в "В. Е." публиковались "Парижские письма" Э. Золя, в к-рых была обоснована теория натурализма. Поддерживая худож. новации на Западе, "В. Е." боролся с аналогичными явлениями в рус. лит-ре, с чем связано активное неприятие модернист. веяний в рус. иск-ве на рубеже 19-20 вв. Лит. идеалом для "В. Е." было классич. наследие, в связи с чем предпринималась публикация большого кол-ва строго документиров. иссл. и мемуаров. Консерватизм эстетич. позиции мешал "В. Е." оценить по достоинству новые явления рус. иск-ва нач. века, в т. ч. новации в реалистич. лит-ре.

-----------------------------------

"ВЕ́СТНИК ЕВРО́ПЫ" - двухнед. ж. Выходил в Москве (1802-30). Осн. Н. М. Карамзиным. Среди ред.: П. П. Сумароков (1804), В. А. Жуковский (1808-10), В. В. Измайлов (1814), М. Т. Каченовский (1805-07, 1811-13, 1815-30). Публиковались лит. произв. и статьи на темы внутр. и внеш. политики, иск-ва, науки (в т. ч. мат-лы, заимств. из иностр. прессы). Однако структура и ориентация ж. заметно менялась на протяжении его истории. Либеральная направленность первых лет сменяется консервативной в периоды редакторства Каченовского; во 2-й период существования "В. Е." в нем преобладают науч. публикации. В "В. Е." сотрудничали Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, И. И. Дмитриев, А. С. Шишков, К. Н. Батюшков, А. Ф. Мерзляков, П. А. Вяземский, А. С. Пушкин и А. С. Грибоедов (оба дебютировали именно в "В. Е." в 1814), И. И. Гнедич, И. И. Надеждин и др. Среди переводной лит-ры - произв. М. Жанлис, В. Скотта, В. Ирвинга, Э. Т. А. Гофмана и др.

"Вестник литературы"

"ВЕ́СТНИК ЛИТЕРАТУ́РЫ" - орган Об-ва взаимопомощи литераторов и ученых, выходил в Петрограде в 1919-20, ред. А. Кауфман, с № 1/1920 - Д. Лутохин. Среди сотр. Н. Лернер, В. Немирович-Данченко, Ф. Сологуб, С. Венгеров, Ф. Батюшков, В. Сперанский, Н. Таганцев, журналисты закрытых сов. властью либеральных газ. и журн. Помимо практич. задач (создание источника заработка для безработных писателей), "В. Л." ставил целью информировать читателей о состоянии дел в текущей лит-ре и жизни интеллигенции при большевистском режиме. В "В. Л." имелся отдел "Скорбная летопись", где помещались сведения об умерших после рев-ции деятелях лит-ры, иск-ва, науки. Мат-лы "В. Л." носили умеренно оппозиц. характер. "В. Л." критически относился к футуризму, имажинизму и др. нереалистич. направлениям в иск-ве.

"Вестник русского христианского движения"

"ВЕ́СТНИК РУ́ССКОГО ХРИСТИА́НСКОГО ДВИЖЕ́НИЯ" (ВРХД) (до 1974 "Вестник Рус. студенч. христианского движения") - религ., филос. и лит. журнал рус. зарубежья. Осн. в 1925 в Париже как орган Рус. студенч. христианского движения (РСХД). В 1939-49 не выходил, в 1949-50 изд. в Мюнхене, с 1950 вновь в Париже. В разное время ред. ВРХД были Н. Зернов, И. Лаговский, Г. Федотов, А. Зеньковский, А. Киселев, Я. Морозов, с 1970 - Н. Струве. С 1955 изд. ежеквартально. Первоначально уделял значит. внимание орг-ции РСХД, а также вопросам Церкви и религии, с 1949 - преим. религ. журн., регулярно занимающийся также вопросами культуры и лит-ры. В ВРХД печатались работы С. Н. Булгакова, С. А. Левицкого, Н. О. Лосского, И. А. Ильина и др. религ. философов, информация о жизни Церкви и гонениях верующих в СССР. В лит. отделе публиковались произв. А. Ахматовой, А. Блока, М. Волошина, Ю. Кублановского, Б. Пастернака, Ф. Сологуба, А. Солженицына, М. Цветаевой и др.

Вестовой

ВЕСТОВО́Й - солдат или матрос, назначавшийся в распоряжение офицера для выполнения служебных поручений, связи, ухода за лошадью. В Кр. Армии В. назывались ординарцами и назначались лишь в боевых условиях. На флоте В. сохранялись и в мирное время. Их обязанности - обслуживание кают-компании на корабле.

"Весы"

"ВЕСЫ́" - ежемес. лит.-критич. журн. символистского направления 1904-09. Офиц. ред. - литератор и меценат С. А. Поляков, фактич. - В. Я. Брюсов. "В." - ведущий печатный орган символизма в пору его расцвета. Среди его авторов Андрей Белый, К. Бальмонт, А. Блок, Ю. Балтрушайтис, Вяч. Иванов, Д. Мережковский, З. Гиппиус, М. Кузмин, Ф. Сологуб и др. В нач. период существования "В." стремились к объединению всех символистских сил. Это время характеризовалось непримиримой борьбой с совр. реалистич. лит-рой, трактуемой как бескрылый бытовизм, а также с позитивизмом и мат-лизмом. С программными статьями выступали В. Брюсов, Андрей Белый и Вяч. Иванов, причем если Брюсов отстаивал самодовлеющий индивидуалистич эстетизм, то Белый и Иванов прокламировали соборное иск-во. Внутр. полемичность позиций ближайших сотр. в 1906 привела к открытой дискуссии в связи с появлением "мистического анархизма" - лит.-филос. внутрисимволистского теч., возглавляемого Г. Чулковым и Вяч. Ивановым. "В." ставили задачей дифференциацию и размежевание противоборствующих худож.-филос. теч. символизма.

В лит. отделе "В." опубл. стихи К. Бальмонта, В. Брюсова, Белого, А. Блока, З. Гиппиус, Вяч. Иванова, Ф. Сологуба и др., проза крупнейших поэтов-символистов ("Огненный ангел" Брюсова, "Серебряный голубь" Белого, "Крылья" Кузмина). В "В." выделялся жанр стилизации (С. Ауслендер, М. Кузмин, Б. Садовский), особенно характерные для эстетич. программы "В.". Важное место занимали в "В." обзоры худож. жизни Запада, отличавшиеся широтой и оперативностью. Знакомство с достижениями зап. модернизма было одной из осн. задач критич. отдела. Особое внимание уделялось оформлению журн.: у каждого номера была индивид. обложка, в большинстве вып. помещались заставки, виньетки, репродукции картин художников-модернистов. В "В." сотрудничали Л. Бакст, К. Сомов, Н. Феофилактов, М. Сапунов, Д. Митрохин, М. Шестеркин, Е. Кругликова, С. Судейкин и др.

"В." представляли собой элитарное изд., рассчит. на узкий круг интеллигенции. В лучшие времена число подписчиков составляло ок. 1,5 тыс. чел. Однако "камерное" звучание "В." не отменяло его выдающегося значения в истории формирования и консолидации символизма как худож. направления.

Весь

ВЕСЬ в нар. геогр. терминологии - деревня, село, поселение. Термин активен в образовании топонимов слав. стран.

Ветер

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ветеран

ВЕТЕРА́Н (лат. veteranus от vetus - старый) - старый воин, участник к.-л. важного события в прошлом, человек, долго проработавший в той или иной обл. В Др. Риме В. назывались отслужившие свой срок и уволенные в отставку солдаты. Понятие "В." возникло в эпоху Римской респ. и особенно гражд. войн. 2-1 вв. до н. э., однако четкое фиксированное понятие вырабатывается только во времена Империи. В. становился воин, отслуживший в армии 20 и б. лет и уволенный имп. указом. Он получал диплом об увольнении, участок земли или деньги для его покупки, всю совокупность гражд. прав, к-рых солдаты лишались на время службы, и ряд привилегий (в т. ч. освобождение от телесных наказаний). В. имели и нек-рые обязанности, а дети их, как правило, тоже должны были идти в армию.

В СССР и России В., как правило, именуют участников Вел. Отеч. войны и тех, кто проработал на одном производстве 20 и б. лет (В. труда, имеющий соотв. медаль и удостоверение с правом на нек-рые льготы).

Ветхий завет

ВЕ́ТХИЙ ЗАВЕ́Т (греч. Παλαια διαθηκη, лат. Vetus Testamentum) - сб. избр. произв. др.-израильской лит-ры, канонизиров. иудейской религией и приобретший кач-во свящ. книги. Самый ранний текст В. З. (песни Деборы) датируется 13 в. до н. э., а наиб. поздние - 3-2 вв. до н. э., временем же сложения основного корпуса В. З. можно считать 9-6 вв., на к-рые, вероятно, приходится и письм. фиксация. Ок. 444 было окончат. канонизировано Пятикнижие, являющееся центр. ч. В. З., а окончательно процесс канонизации, видимо, завершился к 3 в., когда появился древнейший перевод В. З. на греч. яз. ("Септуагинта"), в к-рый, однако, входят и неканонич. произв. В кон. 1 в. н. э. иудейский синедрион окончательно определил книги В. З., подлежащие канонизации (масоретская Библия, дошедшая до нас в рукописях). Фрагменты В. З. имеются также в кумранских свитках. Инвариантность текста и многочисл. искажения при переписке привели к необходимости повторного установления библейского текста, что было сделано в 7-9 вв. н. э. На осн. Септуагинты сделан и самый ранний первод В. З. на лат. яз. (Vetus Latina) (видимо, ок. 3 в. н. э.), в 386-405 новый пер. сделан блаж. Иеронимом. По содержанию В. З. делится на неск. отделов. В Пятикнижие, авторство к-рого приписывается Моисею, входят книги Бытие и Исход, а также три книги законов Моисея, обязательных для всех верующих иудеев; следующие книги ист.: книги Иисуса Навина, кн. Судей, кн. Руфи, 4 книги Царств и 2 книги Паралипоменон. Большой отд. составляют 22 кн. пророков: кн. Ездры, Неемии, Эсфири, Иова, Экклезиаста, Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила, Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии. Кроме того, в В. З. входят Псалтирь (сб. псалмов, большинство к-рых приписываются царю Давиду), кн. Притчей и Песнь Песней (приписывается царю Соломону). Иудаизм признает только В. З., для христиан он также является священной кн. наряду с Новым Заветом. Славянский пер. начал создаваться Кириллом и Мефодием во 2-й пол. 9 - нач. 10 в. Первая рукописная слав. Библия появилась в 1499 под рук. Великоновг. архиеп. Геннадия, первая печатная Библия издана кн. К. К. Острожским в 1581. Первая полная рус. Библия, включающая В. З., обработанный на осн. масоретского текста и Септуагинты, была издана в 1876, толковая Библия, включающая комментарий к кн. В. З. и. Н. З., в СПб. - 1904-13.

Лит.: Поснов М. Э. Идея завета Бога с изральским народом в Ветхом Завете. Богуслав, 1902; Глаголев А. А. Свящ. Ветхий Завет и его непреходящее значение в христ. Церкви (По поводу древних и совр. лит. и обществ. течений против общепринятого значения и употребления христианами ветхозаветных Священных Писаний). Киев, 1909; Гальбиати Э., Пьяцца А. Трудные страницы Библии (Ветхий Завет). Милан; М., 1992.

"Вехи"

"ВЕ́ХИ" - сб. статей, изд. в Москве в 1909 бывшими "легальными марксистами" Н. А. Бердяевым, С. Н. Булгаковым, П. Б. Струве, С. Л. Франком, а также М. О. Гершензоном, Б. Н. Кистяковским и А. С. Изгоевым (Ланде). "В." имели подзаголовок "Сб. статей о русской интеллигенции" и были обращены к последней, под к-рой понимался набравший силу активный "духовный орден" в России. При всем многообразии взглядов и подходов к происходящему в России "веховцы" были едины в том, что для усовершенствования обществ. отношений нужно не столько преобразовывать внеш. формы государств. устройства путем социальной рев-ции, сколько реорганизовывать религиозно-духовную жизнь людей, являющуюся единств. возможной творч. силой, способной постепенно реформировать и внеш. формы жизни на путях совершенствования конституц. правопорядка, могущего гарантировать свободу личности. Социальную рев-цию, замешанную на атеистич. мат-лизме и насилии, "В." считали гибельной для России, призывали к отказу от рев. идеологии, установления "земного рая" насильств. методами, максимализма социальных требований, дополненного правовым нигилизмом, обожествлением народа и его потребностей, пренебрежения интересами личности. "Сб. "В." - по словам Е. Н. Трубецкого, - имел действие камня, брошенного в болото", вызвав небывалую по масштабам и остроте полемику. Его подвергли резкой критике абс. большинство политиков и писателей, ученых и публицистов, придерживающихся подчас диаметрально противоположных полит. и идеологич. взглядов (как П. Милюков, М. Туган-Барановский, Д. Мережковский Ф. Дан, Н. Валентинов, так и молодые К. Чуковский, М. Шагинян и, наконец, В. И. Ленин, назвавший "В." "энциклопедией либерального ренегатства"). Неск. видных мыслителей, писателей и поэтов встретили сб. "В." сочувственно, а в отд. случаях и одобрительно (архиепископ Антоний, В. В. Розанов, Е. Н. Трубецкой, А. Белый и, по мнению С. Л. Франка, один из наиб. вдумчивых его критиков - А. Кизеветтер и др.).

"В." положили начало влиятельной критич. традиции в отеч. философ. публицистике. В России и СССР получили отражение в таких сб-ках, как "Из глубины" (1918), "Освальд Шпенглер и закат Европы" (1922), "Смена вех" (1924) и, после долгого перерыва, "Из под глыб" (1974) и "перестроечном манифесте" - "Иного не дано" (1989).

Наиб. полный алфавитный указатель кн., ст. и заметок о "В." - в кн. "Вехи. Из глубины" (М., 1991. С. 200-206). Частично полемика 1909-10 опубл. в журн. "Вопросы лит-ры" (1994. Вып. 4-6).

Вече

ВЕ́ЧЕ - нар. собрание, совещание, мирская сходка, один из наиб. архаичных ин-тов народовластия, уходящий корнями в родоплем. строй. В Др. Руси - нар. собр. всех свободных жителей города с участием высш. светской и церк. знати, боярства, купечества. Наиб. известность и значимость вечевые собрания приобрели в др. Новгороде в связи с ликвидацией в 30-х гг. 11 в. зависимости от Киева и образованием Новгород. республики. Осуществляя верховное руководство, В. формировало органы гор. исполнит. власти, выбирало посадника и тысяцкого, "призывало" князей и заключало с ними договоры. В компетенции В. находились вопросы войны и мира, распределения финанс. и земельных ресурсов, ден. сборов, законотворчества. Вопрос о составе и функциях В. вызывает дискуссии в отеч. историографии. Ч. исследователей трактует его как трон народовластия чисто демократического характера, другие прослеживают влияние знати. В. Л. Янин утверждает, что новгородское В. было только представительным и включало узкосословный контингент бояр и гор. верхушки, его численность - 300-500 чел. "золотых поясов". Параллельно в Новгороде действовали "угличские" и "кончанские" В. демокр состава.

Лит.: Свердлов Б. М. Генезис и структура феод. об-ва в Др. Руси. Л., 1938.

"Вечера"

"ВЕЧЕРА́" - еженед. изд., выходившее в Пб. (янв. 1772 - янв. 1773). Вступит. ст. написана от им. "небольшого об-ва молодых обеспеченных людей", предположит. чл. лит. кружка, группировавшихся вокруг М. М. Хераскова. В журн. опубл. соч. В. И. Майкова, Ф. А. Козловского, А. А. Ржевского, М. В. Сушковой, Е. В. Хераскова, А. В. Храповицкого и др. Значит. место в "В." занимали пер. Вольтера, С. Геснера, У. Шекспира, Э. Юнга (первый рус. пер. из его поэмы "Ночи") и др. Все мат-лы изд. напечатаны анонимно.

Вечеринка

ВЕЧЕРИ́НКА (вечерина, вечерка, вечерница и т. д.) - в русск. нац. традиции вечернее собр. сел. девушек (девок) для совм. работы и развлечения (по Далю даже - развлечения под предлогом работы). В отличие от других терминов (супрядки, беседы и т. п.) В., как правило, предполагает развлечение, присутствие парней (ср. назв. "досветки"), м. б. даже без работы - те могут состоять только из развлечений. Для осмысления слова, видимо, важно его созвучие с церк.-слав. "вечеря" - "ужин", "вечерняя трапеза". Слово "В." вошло и в гор. быт (и в гор. лит. яз.) в значении "собр. для развлечения" (в городе - всегда с угощением), обычно без спец. повода (ср. посиделки), сохранилось в быту и словоупотреблении вплоть до кон. 20 в.

Вечерние школы взрослых

ВЕЧЕ́РНИЕ ШКО́ЛЫ ВЗРО́СЛЫХ - появились в России в 70-е гг. 19 в. в гор. и сел. местностях, программы и сроки обучения были разными. В 70-80-е гг. стали открываться вечерние повторит.-доп. курсы по программе нач. школы при гор. уч-щах и земских школах. В 90-е гг. в пром. центрах возникают общеобразоват. и спец. вечерние школы для рабочих. Б. роль в орг-ции вечерних школ для рабочих сыграло Рус. техн. об-во: во 2-й пол. 90-х гг. оно открыло в ряде городов общеобразоват. и проф.-техн. вечерние школы с расшир. программой обучения.

Вечерня

ВЕЧЕ́РНЯ - богослужение суточного цикла, один из двух "великих" (наряду с утреней) часов, восходящее к библейскому обряду вечернего возжигания светильника. Существует три вида В.: малая, вседневная и великая, смысловым и церемониальным центром к-рой является вход, совершаемый в субботу или в канун праздника. Само действо входа исторически связано с богослужебной церемонией, существовавшей в Храме Гроба Господня (Анастасисе). Совершающий В. священник выходит сев. дверьми из алтаря, становится перед Царскими вратами, а затем, после призыва диакона ко вниманию "Премудрость, про́сти!" - благословив молящихся, направляется в алтарь. Во время входа перед священником несут горящую свечу - в память о вечернем возжигании светильника еще в ветхозаветном богослужении. Тема света звучит и в исполняемой затем затем "вечерней песне" ("Све́те тихий") - одном из древнейших христианских гимнов, восходящих, вероятно, ко 2 в. (приписывается Афиногену Мученику, согласно заглавию греч. богослужебных книг). Время совершения В. на практике далеко не всегда соответствует ее названию: в соединении с литургией, предшествуя ей, она служится утром, в ряде случаев, после литургии или Царских часов - днем, в остальных случаях, в т. ч. на всенощном бдении, - вечером и начинается, как правило, в 18 час. Богослужебный текст В. содержится в Часослове.

Лит.: Никольский К., прот. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви. 7-е изд. СПб., 1907. С. 164-234; Скабалланович М. Толковый Типикон. В. 1-2. Киев, 1910-13; Успенский Н. Д. Православная вечерня (Ист.-литург. очерк) // Богословские труды. Ст. 1. М., 1959 (1960).

"Вечерняя заря"

"ВЕЧЕ́РНЯЯ ЗАРЯ́" - масонский ежемес. журнал, (1782-83), издавался кружком Н. И. Новикова (хотя его личное участие иногда отрицается), служил продолжением "Утреннего света". Назв. носило символич. характер: в результате первородного греха человеч. сознание затемнено и неясно различает окружающие предметы, как это бывает при свете веч. зари. Публиковались стихотв. и прозаич. соч. нравств.-религ. характера. Осн. темы "В.3." - личное самоусовершенствование, воспитание в душе христ. добродетелей (понимаемых по-масонски). Среди авторов - М. И. Антокольский, Ф. Ключарев, А. Ф. Лабзин, А. Ф. Малиновский и др.

Вечеря

ВЕ́ЧЕРЯ - веч. трапеза, согласно Новому Завету, последняя встреча Иисуса Христа со Своими учениками. В четверг, накануне крестных страданий и казни, Иисус Христос собрал учеников для трапезы (вечери). Показав пример служения и любви, Христос омыл ученикам ноги и в последний раз беседовал с ними, объявив, что будет предан одним из учеников и дав знать, что это будет Иуда Искариот. Когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал "Приимите, ядите сие есть Тело Мое". И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал "Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета" (Мф. 26, 26-28). "Сие творите в Мое воспоминание" (Лк. 22, 19). Так было установлено таинство Причащения (Евхаристии), к-рое совершается в память об этом событии во время литургии. Изображения на эту тему существуют в двух вариантах: ист. ("Тайная вечеря") и литургич. ("Евхаристия"). В первом случае изображается описанная евангелистами трапеза Христа с апостолами. Во втором - представленный в чине священника Христос причащает апостолов во главе с Петром и Павлом. Изображение "Евхаристия" обычно находится в центр. апсиде. Древнейшая композиция на эту тему в рус. живописи - мозаика киевс. Софийского собора (40-е гг. 11 в.).

Вечеслова Тат. Мих.

ВЕЧЕ́СЛОВА Тат. Мих. (1910-91) - балерина, педагог. Окончила Ленингр. театр. уч-ще в 1923 (кл. А. Вагановой). В 1928-53 артистка Гос. Академич. т-ра оперы и балета т-ра им. Кирова. Первая исполнительница партий: Флорина ("Утраченные иллюзии"), Маниже ("Сердце гор"), Паскуала ("Лауренсия"), Нунэ ("Гаянэ"), Кривлина ("Золушка"), Татьяна ("Евгений Онегин"). Среди ее др. ролей: Жанна ("Пламя Парижа"), Зарема ("Бахчисарайский фонтан"), Лиза ("Тщетная предосторожность"), Коломбина ("Карнавал"), Маша ("Щелкунчик"), Параша ("Медный всадник"), Аврора ("Спящая красавица"), Эсмеральда ("Эсмеральда"), Китри ("Дон-Кихот"), Тао Хоа ("Красный мак"), Никия ("Баядерка"), Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро"), Медора ("Корсар"), Золушка ("Золушка"), Лауренсия ("Лауренсия"). В 1934 вместе с В. Чабукиани гастролировала в США. В 1954-71 репетитор т-ра им. Кирова.

Соч.: Я - балерина. Л.; М., 1966; О том, что дорого: Воспоминания. Л., 1984.

Т. М. Вечеслова

Т. М. Вечеслова

Вечорка

ВЕЧО́РКА (псевд.) (наст. фам. Ефимова Тат. Вл., в замужестве Толстая) (1892-1965) - поэт, прозаик. Род. в Баку, окончила Закавказский девичий ин-т в Тифлисе, училась на филол. ф-те Бакинского ун-та. Автор поэтич. сб. "Беспомощная нежность", "Магнолии" (1918), "Соблазн афиш" (1919), "Треть души" (1927) - последний под фам. Толстая. От ахматовских мотивов, характерных для первых двух сб., поэзия В. эволюционировала в сторону футуризма, влияние к-рого особенно ощутимо в кн. "Соблазн афиш", написанной в период тесной дружбы с А. Крученых. С 30-х гг. выступала как прозаик, автор беллетризов. биографий: "А. А. Бестужев-Марлинский" (1932), "Пов. о Лермонтове" (1957).

Виардо Луи

ВИАРДО́ Луи (1800-83) - франц. журналист, муж П. Виардо (с 1840). Из провинц. бурж. семьи. Окончил Школу права в Париже, служил адвокатом, затем стал проф. журналистом. Убежденный республиканец, В. сотрудничал в крупнейших франц. газетах, оппозиц. прав-вам Луи-Филиппа и Наполеона III. Получил известность во 2-й пол. 20-х гг. как автор работ об испанском иск-ве ("Письма испанца", "Опыт истории испанских арабов и мавров", "Заметки о гл. испанских художниках" и др.), о музеях Европы (Италии, Франции, Испании и др.) и образцового пер. на франц. яз. "Дон-Кихота" Сервантеса (1836). Приезжал в Россию вместе с П. Виардо, результатом чего явились кн.: "Музеи Германии и России" (1844, 1852 - описание архитектуры Пб. и Москвы, худ. собраний Зимнего и Таврического дворцов), "Несколько охот в России", "Еще охоты в России" (1845 - в них, в частности, содержатся замечания о крепостном праве в России). Перевел и издал (совмест. с И. С. Тургеневым) соч. Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина, Тургенева.

Виардо Мишель Фернанда Полина

ВИАРДО́ Мишель Фернанда Полина (урожд. Гарсия) (1821-1910) - франц. певица, педагог и композитор. Дочь изв. певцов, училась игре на фортепиано у Ф. Листа. 1837 - начало европ. славы В. как выдающейся певицы; с 1839 солистка франц. Итал. оперы. В сезоны 1843-46 и 1852-58 с триумфом выступала в СПб. и Москве, познакомилась с И. С. Тургеневым. Восхищенный ее артистич. талантом и голосом, он до кон. дней остался ее верным почитателем и спутником жизни (с кон. 50-х гг. жил с семьей В. в Баден-Баденеи Париже). В 1863 В. посвятила себя композит. и преподават. деятельности (в 1871-75 в Парижской конс.). Автор, в числе проч., романсов на стихи рус. поэтов (Фета, М. Ю. Лермонтова и др.) и комич. опер, либретто к к-рым написал Тургенев ("Последний колдун", "Слишком много жен" и др.). Салон В. в Бадене и Париже был одним из самых изв. в Европе (его посещали мн. рус. композиторы, писатели, художники).

Лит.: Розанов А. С. Полина Виардо Гарсиа. Л., 1969.

М. Ф. П. Виардо

М. Ф. П. Виардо

Вивьен Леон. Серг

ВИВЬЕ́Н Леон. Серг. (1887-1966) - актер, реж. педагог. Род в Воронеже в семье инженера. Начал играть в Воронеже в любительской труппе. Получив инженерное образование, поступает в Петерб. театр. уч-ще (класс В. Н. Давыдова). В 1913 принят в труппу Александринского т-ра. Первая роль - Артынов ("История одного брака" В. Крылова). Введен на роли Правдина ("Недоросль"), Триссотена ("Ученые женщины"), Чембарцева ("Вторая молодость"), исполняет множество эпизодич. Ролей в совр. репертуаре. В 1915-17 получает ведущие роли: Хлестаков на 500-м представлении "Ревизора", Карандышев, ("Бесприданница"), Петя Трофимов ("Вишневый сад"). В эти же годы на летних гастролях в Петрозаводске исполняет роли Незнамова, Чацкого, Петра ("Мещане"), Треплева, Вершинина, Освальда ("Привидения"), Хиггинса, Жадова, Глумова и др., а также множество комедийных ролей, вплоть до конферанса в программе "Кабаре". В дек. 1919 арестован ЧК по подозрению в участии в контррев. орг-ции. В апр. 1920 освобожден по ходатайству М. Горького. В 1919 создает Школу актер. мастерства, добивается орг-ции высшего уч. заведения для актеров и в 1922 назначается ректором Ин-та сценич. иск-в (ИСИ). В эти же годы сыграл б. 30 ролей, среди к-рых Мефисто ("Фауст и город" А. В. Луначарского), Фердинанд ("Коварство и любовь"), Арман Дюваль ("Дама с камелиями"). Параллельно работает в т-ре "Вольная комедия", выступает в программах "Балаганчика". С 1924 выступает как реж.: "Скандалисты" ("Ее первая пьеса" Б. Шоу), "Смерть Пазухина" (Салтыков-Щедрин), в т-ре-студии при Ак-драме - "Иван Козырев и Татьяна Русских" (Д. Смолин), "Виринея" и др. В 1927 из очередного выпуска мастерской В. создается Т-р стажеров, отправляющихся в Сибирь и на Д. Восток на гастроли с дипломными спектаклями, после чего этот т-р преобразуется в ТАМ (Театр актерского мастерства) под рук-вом В. К 1932 В. добивается превращения ТАМа в филиал Госдрамы, к-рый сливается с Т-ром Красной Армии под рук-вом В., в 1935 реорганизованный в Театр под рук-вом В. В 1936 В. назначен гл. реж. Госдрамы (при худож. рук-ве С. Радлова). С марта 1938 В. - худож. рук. Академич. театра драмы им. А. С. Пушкина. Реж. работы В. 1938-41 гг.: "Фландрия" (В. Сарду), "Макбет", "Горе от ума", "Ленин" (А. Каплер и Т. Златогорова, совм. с В. П. Кожичем). С 1940 - засл. деятель иск-в РСФСР, проф. каф. мастерства актера. В авг. 1941 - июне 1944, в период эвакуации т-ра в Новосибирск, В. востанавливает спектакли "Платон Кречет", "Стакан воды", ставит "Русские люди", "Нашествие", "Кремлевские куранты". Возвращается к роли Яго (пост. В. Кожича), играет Платона Кречета, Болингброка, Таланова, Забелина. В сент. 1944 т-р открывает сезон в Ленинграде спектаклем "Нашествие" в пост. В., к-рый продолжает также преподават. и актерскую деят-ность.

Осн. пост.: "Великий государь" (В. Соловьев), "Дядя Ваня", "Жизнь в цвету" (А. Довженко), "Борис Годунов", "Двенадцатая ночь", "Ревизор", "Чайка", "Игрок", "На дне", "Бег", "Все остается людям" (С. Алешин), "Друзья и годы" (Л. Зорин), "Маленькие трагедии".

Лит.: Л. С. Вивьен: Актер, режиссер, педагог. Л., 1988.

Л. С. Вивьен

Л. С. Вивьен

Вигель Фил. Фил

ВИ́ГЕЛЬ Фил. Фил. (1786-1856) - гос. и лит. деятель, мемуарист. Из обрусевшей швед. семьи. Бессарабский вице-губернатор (1824-26), дир. Деп. иностр. вероисповеданий (1829-40), тайный советник. Участник "Арзамаса". Приобрел известность своими "Записками" (впервые под назв. "Воспоминания". М., 1864-65).

Вид

ВИД - морфол. категория глагола, отражающая различия в характере протекания действия и выражающаяся в противопоставлении соверш. (перфективного) и несоверш. (имперфективного) В. Соверш. В. обозначает целостное действие, огранич. пределом; ср.: построить, простоять, запеть. Несоверш. В. обычно обозначает единичное или повторяющееся действие в процессе его протекания или неогранич. повторения (ср.: Не мешай ему, он читает; По вечерам он гуляет), но может обозначать и целостные действия, достигшие предела, представленные как обобщ. факт (ср.: К тебе кто-то приходил; Я уже читал эту книгу).

В. - ведущая категория рус. глагола, свойств. всем глаголам во всех личных и неличных формах; ср.: читать, читаю, читай, читая, читавший - несов. В.; прочитать, прочитаю, прочитай, прочитав, прочитавший - сов. В. От В. зависит формообразование глагола: у глаголов соверш. В. нет личных и причастных форм наст. времени, а формы буд. времени, страд. залога и б. ч. деепричастий образуются не так, как у глаголов несов. В. (ср. прочитаю, прочитан, прочитав - соверш. В.; буду читать, читается, читая - несов. В.). Оказывает воздействие на функционирование временных форм, повелит. наклонения, инфинитива, влияет на синтаксич. сочетаемость глаголов (так, глаголы соверш. В. не сочетаются с фазовыми глаголами типа начать, кончить, продолжать).

Средство выражения В. - строение глагольной основы. Корневые основы обычно относятся к несоверш. В. (ср.: строить, болеть, стучать), реже - к сов. В. (ср.: дать, сесть, бросить). Присоединение к осн. несоверш. В. приставки или суффикса однократности переводит ее в соверш. В. (ср.: построить, заболеть, стукнуть), а присоединение к осн. соверш. В. суффикса имперфективации -а - (я) / -ва- / -ыва- (ива) создает производную основу несов. В. (ср.: бросать, заболевать, перечитывать), к-рая, в свою очередь, может перфективироваться (приобретать "совершенность") с помощью приставок (ср.: набросить, повыкидывать). Образования противоположных В., тождеств. по лексич. значению, составляют видовые пары: приставочные, или префиксальные (ср.: делать - сделать, писать - написать), суффиксальные (ср.: дать - давать, прочитать - прочитывать), а в отд. случаях и супплетивные, состоящие из глаголов с разл. корнями (ср. брать - взять, говорить - сказать). Вне видовых пар стоят непредельные глаголы несоверш. В., обозначающие действия, не направл. к достижению внутр. предела (ср.: лежать, спать, грустить), а также мн. глаголы соверш. В. (ср.: хлынуть, закричать). Особый разряд образуют двувидовые глаголы типа казнить, исследовать, совмещающие функции обоих видов; (ср.: исследуя - несоверш. В., исследовав - соверш. В.).

Лингвистич. дисциплина, изуч. В. и смежные явления, охватываемые понятием "аспектуальность", наз. аспектологией.

Лит.: Ломов А. М. Очерки по русской аспектологии. Воронеж, 1977; Гловинская М. Я. Семантич. типы видовых противопоставлений рус. глагола. М., 1982; Шелякин М. А. Категория вида и способы действия русского глагола. Таллин, 1983; Бондарко А. В. О значениях видов рус. глагола // Вопр. языкознания. 1990. № 4.

Виельгорские

ВИЕЛЬГО́РСКИЕ (Вьельгорские, Вельгорские), графы, - музыканты и муз. деятели, братья Матв. Юр. (1794-1866) и Мих. Юр. (1788-1856). Матв. Ю. В.- виолончелист. Выступал гл. обр. в великосветских салонах как солист и ансамблист, в т. ч. с А. Вьетаном, Ф. Листом. Ему посв. ряд произв., в т. ч. 2-я соната для виолончели и фп. Ф. Мендельсона. Один из учредителей Симфонич. об-ва (1840) и Рус. муз. об-ва (также один из первых его директоров). Мих. Юр. В. - композитор. Знаток муз., авторитет для мн. рус. музыкантов (в т. ч. для М. И. Глинки), оказывал им поддержку. Автор одной из первых рус. симфоний (исп. в 1825), муз. к водевилям, камерно-инструм. произв. Известностью пользовались, однако, лишь романсы В. Дом братьев В. - один из гл. центров муз. жизни Пб., где с 1826 устраивались концерты, выступали мн. знаменитые музыканты, в т. ч. Г. Берлиоз, Ф. Лист, К. и Р. Шуман и др.

М. Ю. Виельгорский

М. Ю. Виельгорский

Византиноведение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Визбор Юр. Иосифович

ВИ́ЗБОР Юр. Иосифович (1934-84) - основоположник жанра авторской песни, журналист, сценарист, киноактер. Род. в Москве. Из семьи репрессированного командира Красной Армии. В 1955 окончил ист.-филол. фак-т Моск. гос. пед. ин-та им. В. И. Ленина. Работал учителем за Полярным кругом. С 1962 - в Москве, один из создателей радиостанции "Юность", журнала "Кругозор". В 1967 дебютировал в худож. кино, снимался в 15 к/ф ("Июльский дождь", "Возмездие", "Семнадцать мгновений весны" и др.). Драматург, работал в соавторстве с М. Захаровым. Сценарист творч. объединения документ. фильмов "Экран". С 1951 писал песни на собств. стихи, впервые исполнял их со сцены для широкой аудитории во мн. городах страны. Автор б. 330 песен и стихов, писал также рассказы и очерки. Популяризатор жанра авторской песни, один из организаторов ежегодного фестиваля самодеятельной песни памяти В. Грушина на Волге.

Визе Влад. Юл

ВИ́ЗЕ Влад. Юл. (1886-1954) - полярный исследователь. Чл.-корр. АН СССР (с 1933). Род. в Царском Селе, окончил Петерб. ун-т. Сотр. Арктич. ин-та (с 1928), проф. Ленингр. ун-та (с 1945). Первые полевые иссл. (1910-12) проводил совм. с А. П. Павловым в Ловозерской и Хибинской тундрах. Открыл ряд озер и описал быт местного нас. В 1912-14 участвовал в полярной эксп. Г. Я. Седова, в 1921-22 - в арктич. науч. эксп. на "Таймыре", в 1924, 1928, 1931 - на "Малыгине". Под его рук-вом проведены эксп. в 1929 и 1930 - на "Седове", в 1932 - на "Сибирякове", в 1934 - на "Литке", в 1936 и 1937 - на "Садко". Во время эксп. на "Седове" (1930) открыта земля, названная о. Визе, существование к-рой В. предсказал еще в 1924 в работе "О поверхностных течениях в Карском море", осн. на анализе дрейфа во льдах судна эксп. Г. Л. Брусилова. Эксп. на "Сибирякове" (1932) впервые в истории осуществила сквозное плавание по всему Сев. мор. пути в одну навигацию. Во время эксп. на "Литке" этот путь впервые пройден в теч. одной навигации с В. на З. Науч. работы посв. вопросам океанологии, метеорологии, ледоведения и истории иссл. Арктики. С 1928 В. составлял научно обоснов. прогнозы ледовитости Баренцева и др. арктич. морей. Чл. Нац. геогр. об-ва США и Норвежского геогр. об-ва. Удостоен Большой зол. медали ГО СССР (1950). Им. В. назв. также ледник, бухта и два мыса на Земле Франца-Иосифа и Н. Земле.

Викарий

ВИКА́РИЙ (отлат vicarius) - заместитель, наместник, первоначально в Римской империи правитель адм. округа - диоцеза. В католич. церкви должность В. нашла широкое распространение: в начале это - Папа Римский как преемник апостола Петра. Папа назначает наместников - апостолич. В. (гл. обр. в отдельных р-нах). Существуют также генеральные В. - пом. епископов, управляющие церк. диоцезами, и приходские В. - пом. приходских священников (кюре). В протестантской Церкви существуют временные В., назначаемые при неспособности приходского священника исполнять свои обязанности или при вакантности его должности. В др.-рус. Церкви при епископах состояли наместники, к-рые занимались адм. и судебными делами. Первонач. это было духовное лицо, с кон. 14 в. до нач. 18 в. наместником могло стать светское лицо из числа архиерейских бояр и детей боярских. Позже назначение наместников в Рус. Правосл. Церкви существовало только в исключит. случаях. В нач. 19 в. случаи появления В. участились. Впервые название "В." встречается в 1708, когда митрополиту Новгородскому был назначен пом. с титулом В. Карельского и Ладожского. Со 2-й пол. 18 в. в помощь епархиальным архиереям назначаются викарные епископы. К 1917 В. имелись почти во всех, в наст. время - во мн. епархиях.

ВИКЖЕЛЬ

ВИКЖЕ́ЛЬ (Всерос. исполнит. к-т профсоюза железнодорожников) - образован в июле-авг. 1917 на 1-м Всерос. учредит. съезде железнодорожников (Москва). В его состав вошли 14 эсеров, 6 меньшевиков, 3 большевика, 6 членов др. партий и 11 беспартийных. После окт. 1917 В. потребовал от большевиков вступить в переговоры с представителями социалистич. партий об образовании коалиц. "однородного социалистич пр-ва". Заявив о своем нейтралитете в борьбе большевиков с наступавшими на Петроград отрядами Керенского-Краснова, В., в случае отказа большевиков от переговоров, угрожал объявить всеобщую забастовку на транспорте, к-рая, парализовав страну, могла воспрепятствовать передислокации большевистских вооруж. частей для обороны Петрограда.

29 окт. ЦК большевиков вынужден начать переговоры с В. о создании широкого коалиц. пр-ва (в них участвовали также меньшевики-оборонцы, правые и левые эсеры, "К-т спасения родины и рев-ции", исполком Всерос. Совета крест. депутатов и нек-рые др. партии и орг-ции). В. И. Ленин рассматривал эти переговоры лишь как "дипломатич. прикрытие воен. действий", стараясь выиграть время для подавления выступления ген. П. Н. Краснова и восстания юнкеров в Петрограде. Однако возглавлявший делегацию большевиков Л. Б. Каменев выразил готовность вести серьезные переговоры и пойти навстречу В. даже в том случае, если из состава будущего пр-ва оказались бы исключенными Ленин и Л. Д. Троцкий. Позиция Каменева нашла поддержку умеренного крыла ЦК в лице А. И. Рыкова, В. П. Ногина, В. П. Милютина, а также Г. Е. Зиновьева, высказавшихся за создание "однородного социалистич. пр-ва". Однако на заседаниях ЦК РСДРП(б) 1 и 2 нояб. большинство поддержало тактику Ленина, направленную на срыв переговоров. Для борьбы с саботажем на ж.-д. транспорте создан т. н. Викжедор (Всерос. исполнит. к-т железнодорожников), состоявший в осн. из большевиков, выступивших против политики В. на Чрезвыч. Всерос. ж.-д. съезде (янв. 1918).

В марте 1918 В. резко осудил декрет СНК о "централизации управления ж.-д. транспортом", настаивая на своем участии в управлении жел. дорогами. Последней акцией В. стал призыв железнодорожников к полит. забастовке в июне 1918, после чего В. распущен.

Викторов Ал. Егор.

ВИ́КТОРОВ Ал. Егор. (1827-83) - археограф, библиограф, историк книги. Род. в Орловской губ. в семье дьякона. Окончил Моск. дух. академию (1850). В 1862-83 работал в Румянцевском музее (с 1863 - зав. отделом рукописей). Чл.-корр. Петерб. АН (1879). Автор работ по др.-рус. книжности. В ст. "Замечательное открытие в др.-рус. книжном мире" (1867) впервые описал Псалтирь 1517 Ф. Скорины и поставил вопрос о создании в Москве полной коллекции слав. старопеч. книжности. В докладе "Не было ли в Москве опытов книгопечатания прежде первопечатного Апостола в 1564?", прочитанном в Киеве на 3-м Археологич. съезде, впервые высказал мысль о существовании в столице до И. Федорова анонимной типографии. Составитель мн. каталогов и описаний собраний старопеч. книг, в т. ч.: "Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов 1584-1725" (1877-83), "Описи рукописных собраний в книгохранилищах Северной России" (1890).

Виктюк Ром. Григ

ВИКТЮ́К Ром. Григ. (род 1936) - актер и реж. После окончания ГИТИСа в 1957 - актер, с 1959 реж. в т-рах юного зрителя Львова, Киева, Калинина (Тверь). С 1971 по 1977 - реж. Рус. драм. т-ра (Вильнюс). С 1977 живет в Москве, в качестве приглаш. реж. работает в т-рах Москвы, Петербурга, Таллина, Киева, Минска, Горького и др. С 1989 регулярно ставит спектакли в Италии, США, Финляндии, Болгарии. С 1977 осуществил б. 50 постановок. Тема несовпадения духовного потенциала героя и его повседневного существования объединяет мн. спектакли реж. 60-70-х гг. по пьесам А. Володина, А. Вампилова, М. Рощина, В. Славкина, Р. Ибрагимбекова. Конкретность соц. анализа сочетается в спектаклях В. с точностью психол. красок, что с наиб. полнотой выразилось в пост. пьес Л. Петрушевской "Уроки музыки" (1980), "Чинзано" и "День рождения Смирновой" (1983) в руководимой реж. студии при ДК "Москворечье". В 80-е гг. соц. нравы системы предстают в работах реж. в парадоксально-комич. освещении. Спектакли "Квартира Коломбины" Л. Петрушевской, "Стена" А. Галина ("Современник", 1986, 1987), "Наш Декамерон" Э. Радзинского (т-р им. М. Ермоловой, 1990), "Уроки мастера" (т-р им. Е. Вахтангова, 1990) полны едкой иронии, гротеска и откровенной эксцентриады. В кон. 80-х гг. заметен отход от острых проблем современности и интерес к обл. подсознательного, стремление к переосмыслению устоявшихся стереотипов, обществ. мифов и табу. "Священные чудовища" Ж. Кокто (Киев. т-р им. Л. Украинки, 1987), "Служанки" Ж. Жене ("Сатирикон", 1988), "Федра" М. Цветаевой (т-р на Таганке, 1988), "Наш Декамерон", "Мадам Баттерфляй" Д. Хуана (1990) отличаются особой пластич. выразительностью; пантомима, танец, смело вводимые реж. в худож. ткань спектакля, служат важнейшими формообразующими эл-тами. Пост. также телеспектакли "Игроки", "Манон Леско", "Радуга зимой", "Долгая память". В 1991 создан "Театр Романа Виктюка", первые спектакли: "М. Баттерфляй", "Служанки", "Лолита". Одна из характ. черт режиссуры В. - верность лит. первоисточнику (впервые в стране поставленные им спектакли по пьесам "Прошлым летом в Чулимске" А. Вампилова, "Царская охота" Л. Зорина, "Уроки музыки" Л. Петрушевской, "Федра" М. Цветаевой, а также пьесам Э. Радзинского, А. Галина и др.).

Викулов Сер. Вас.

ВИКУ́ЛОВ Сер. Вас. (род. 1937) - артист бал., балетм. Окончил Ленингр. хореогр. уч-ще в 1956 (кл. Ф. Балабиной). В 1956-88 артист т-ра им. Кирова. Среди ролей: Юноша ("Шопениана"), Вацлав ("Бахчисарайский фонтан"), Принц ("Золушка"), Солор ("Баядерка"), Голубая птица ("Спящая красавица"), Дезире ("Спящая красавица"), Зигфрид ("Лебединое озеро"), Жан де Бриен ("Раймонда"), Альберт ("Жизель"), Ромео ("Ромео и Джульетта"). Классич. танцовщик лирич. плана, обладающий благородной манерой сценич. поведения, легким и мягким прыжком. До 1970 партнер Н. Макаровой. В 1977 В. получил балетмейст. образование в Ленингр. конс. (кл. К. Сергеева), пост. ряд одноактных балетов на разл. сценах и на ТВ.

С. В. Викулов

С. В. Викулов

-----------------------------------

ВИ́КУЛОВ Сер. Вас. (род. 1922) - поэт. Участник Вел. Отеч. войны. Окончил Вологодский пед. ин-т (1951) и Высш. лит. курсы при Лит. ин-те им. М. Горького (1961). Стихи публикует с 1940, первая кн. - "Завоеванное счастье" (1949). Лирика и поэмы В. посв. землякам, природе Севера, мыслям о России ("Хозяева земли", 1950; "Новый берег", 1952; "Деревьям снятся листья", 1962; "Плуг и борозда", 1972; "Прости, береза", 1981; и др.). Критики называли В. одним из "самых ревностных, самых последовательных певцов крест. России" на новом ист. этапе, продолжателем линии М. Исаковского, А. Прокофьева. В. собирал и обрабатывал сев. фольклор (сб. "Частушки", 1952: "Вологодские частушки, пословицы, поговорки", 1957). Связь с нар. творчеством, песенная образно-ритмич. основа характерна и для произв. самого В. ("Что ты рвешь свою гармонь...", 1956; "У реки", 1960, и др.). В течение ряда лет гл. ред. журн. "Наш современник".

Вилланель

ВИЛЛАНЕ́ЛЬ (от франц. villanelle - сельская песня) - твердая стихотв. форма, состоящая из 6 строф (5 трехстиший и заключит. четверостишие), в к-рой все средние строки рифмуются между собой на протяжении всего стих.; 1-я и 3-я строка, взаимно рифмуясь, попеременно заканчивают каждое следующее трехстишие; последнюю строфу заканчивают чаще всего обе повторяющиеся строки, образуя четверостишие (схема В.: А1бА2 + АбА1 + АбА2 + AбA1+ АбА2 + AбA1 A2, где одинаковые буквы обозначают рифмующиеся стихи, цифровые обозначения при буквах - повторяющиеся стихи). Сложилась во франц. поэзии 16 в. по образцу итал. имитаций нар. песен, широкой популярностью не пользовалась. Возрожденная в 19 в. во Франции, получает распространение в европ. лит-ре лишь в стилизациях. В России канонич. форму В. воспроизвел В. Брюсов, предприняв попытки ее усложнения ("Последний спор", "В старом Париже"). Пример В. (В. Брюсов):

Во мгле, под шумный гул метели,

Найду ль в горах свой путь, иль вдруг,

Скользнув паду на дно ущелий?

Со мной венок из иммортелей,

Со мной мой посох, верный друг,

Во мгле, под шумный гул метели

Ужель неправду норны пели?

Ужель, пройдя и дол и луг,

Скользнув паду на дно ущелий?

Чу! На скале у старой ели,

Хохочет грозно горный дух,

Во мгле, под шумный гул метели!

Ужель в тот час, как на свирели

В долине запоет петух,

Скользнув паду на дно ущелий?

Взор меркнет… Руки онемели…

Я выроню венок, и вдруг,

Во мгле, под шумный гул метели,

Скользнув паду на дно ущелий.

Виллевальде Богд. Пав

ВИЛЛЕВА́ЛЬДЕ Богд. (Готфрид) Пав. (1818-1903) - художник, родоначальник рус. батальной живописи. Проф. АХ. В 1838 поступил в АХ, учился у К. П. Брюллова и А. И. Зауервейда. Награжден всеми академич. медалями. В 1842 направлен за границу. С 1848 проф. Мат-л для своих полотен В. собирал во время венгерской камп., под Севастополем, на Дунае, на рус.-тур. войне (1877-78). Картины, посв. Отеч. войне 1812, созданы на осн. док. м-лов и по рассказам очевидцев. Наиб. изв. "Сражение при Быстрице в 1849 г.", "Атака под Варшавой", "Казаки везде дома" (1815), "Сдача Шамиля", "Переход русских через Аджарское ущелье на Кавказе".

Предыдущая страница Следующая страница