Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "В" (часть 5, "ВЕР"-"ВЕС")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 5, "ВЕР"-"ВЕС")

Вера, Надежда, Любовь и мать их София

ВЕ́РА, НАДЕ́ЖДА, ЛЮБО́ВЬ и мать их СОФИ́Я - древнехрист. святые, римские мученицы, особо почитаемые в странах Востока и России (память 17/30 сентября). Согласно житийной версии, история вдовы-христианки Софии и трех ее дочерей - 12-летней Веры, 10-летней Надежды и 9-летней Любови - относится ко времени имп. Адриана (117-138 гг.). Заподозренные в принадлежности к христианству, они не только не отреклись от веры, но бесстрашно исповедали учение Иисуса Христа перед возглавлявшим трибунал императором. Последовавшим затем страшным мучениям нарочито были подвергнуты только девочки: их укладывали на раскаленную жел. решетку, поливали кипящей смолой и били палками, привязав к усеянному шипами колесу. Мучители знали, что сохранявшая внешнее спокойствие и ободрявшая дочерей мать испытывала еще б. невыносимые страдания. Наконец мученицы, плоть к-рых буквально распадалась, были обезглавлены. Палачи отпустили Софию на свободу, позволив ей взять для погребения тела дочерей. Проведя три дня у их могилы, она скончалась. Это произошло ок 137. Мощи святых мучениц в 777 перенесены из Рима в Страсбург (Эльзас) и положены в каменной гробнице церкви Эшо.

Имена святых глубоко символичны: Вера, Надежда и Любовь - это наименование трех осн. "богословских добродетелей" христианства, возводящих человека из плена коллективной природной необходимости в царство индивидуальной нравственной и интеллектуальной свободы. Им покровительствует София, имя к-рой означает "мудрость". Житие помещено в Минее Четьей под 17 сент.

Лит.: Извольский С. Жизнь и страдания св. мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Рассказ в стихах. М., 1867; Жизнь и страдания св. мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии; Приложение: христианские добродетели вера, надежда, любовь по учению св. отцов Церкви / Сост. Л. Денисов. М., 1914; Дьяченко Г., прот. Уроки и примеры христ. веры, надежды и любви (Опыт катехизич. хрестоматии). М., 1903.

Вербицкая Анаст. Вл

ВЕРБИ́ЦКАЯ (урожд. Зяблова) Анаст. Вл. (1861-1928) - прозаик, драматург. Дочь дворянина, по матери в родстве с семьей артистов Мочаловых. После окончания Моск. Елизаветинского жен. ин-та (1870-77) служила гувернанткой, в 1879-81 училась в Моск. конс. по классу вокала, не окончила из-за недостатка средств. С 1883 корректор в газ. "Рус. курьер". Первое художн. произв. - пов. "Разлад" (1887). Печаталась в журн. "Образование", "Жизнь", "Мир Божий" и др. С 1899 В. сама издавала свои произв., а также помогала женщинам-переводчицам, публикуя переводные ром. о жен. эмансипации. Тема творчества В. - борьба женщины за равноправие в обществ. и личной жизни. Героини произв В. стремятся вырваться из косной среды мещан, порвать путы фальшивой семейной морали (ром. "Вавочка", 1898, "Освободилась", 1899, пов. "История одной жизни", 1903, и др.). В. рассматривала свое творчество в русле демокр. лит-ры, считала себя близкой писателям-"знаньевцам". Восторженно встретила рев-цию 1905-07. Огромную популярность принесли В. ром. "Дух времени" (1907-08) и "Ключи счастья" (1909-13), где авантюрно-приключ. сюжет, романтически приподнятое изображение любовных переживаний героев соединены с популярным изложением злободневных полит. и культурных вопросов. В. отдала дань упрощенно истолкованным модернистским трактовкам абсолютной свободы творч. личности в сферах иск-ва и чувств. После 1917 произв. В. запрещены как порнографические. В 20-е гг. писала под псевд. рассказы для детей.

Вербная неделя

ВЕ́РБНАЯ НЕДЕ́ЛЯ (вербница, неделя Ваий, Цветная неделя) - шестая неделя Великого поста. В ознаменование евангельского события - въезда Иисуса Христа на осляти в Иерусалим - в России долгое время сохранялся церк. обряд "Шествие на осляти", пальмовые же ветви, с к-рыми, согласно Евангелию, встречали Христа в Иерусалиме, были заменены вербой - первым в наших широтах древесным кустарником, распускающимся при весеннем потеплении. Освященная в церкви верба в глазах верующих многократно усиливала присущую ей изначально плодоносную и целебную силу.

На В. н. выделяются следующие дни: Понедельник - теща навещает молодого зятя, приносит подарки молодоженам, в первую очередь кокошники, жемчуг, убрусники. Свекровь в присутствии самых близких родственников устраивает смотр подарков и заставляет невестку благодарить мать. Суббота - отмечается воскрешение Лазаря, ломают вербы. На Лазареву субботу сеют горох. В городах традиционно устраивали вербные базары.

Воскресенье - освящают вербу в церкви, хлещут ею детей и скот: "Верба хлест, бьет до слез! Верба бела - бьет за дело!" и т. п. Считалось, что освященная верба положительно влияет на здоровье детей, женское чадородие, на плодовитость скота. Запеченные в хлебцы шишечки вербы скармливали скотине, выпекали печенье в виде вербных почек ("барашки"), почки освященной вербы советовали есть бесплодным женщинам, верили, что девять съеденных сережек вербы предохраняют от лихорадки. Освященную вербу ставили на божницу и хранили в течение года, применяя в сложные, опасные моменты жизни: в случае летней грозы или града ветки вербы, выброшенные во двор, должны остановить грозу или унять град, верба, брошенная против ветра, утихомиривает бурю, воткнутая в землю, предохраняет посевы, прикрепленная к улью, обеспечивает хорошие рои и отличный мед. Пучок освященной вербы хранят и до первого выгона скота в поле, ею хлещут скотину, а затем втыкают под крышу дома, чтобы уберечь скот и обеспечить благополучное его возвращение с пастбища.

Приметы: "Какова вербница, такова и железница". Если В. Н. ведреная и с утренниками, то весенняя пашня тоже будет при ведреной погоде и пройдет благополучно. Если хорошо цветет верба - пашня будет удачной. На В. Н. мороз - яровые хлеба хороши.

Вервь

ВЕРВЬ - в ср.-век. Руси термин полисемантичный: мог обозначать веревку, свитую в неск. прядей, шнур, нить, дратву. Мог также обозначать мерную веревку, измерительный шнур и меру земли. С этими понятиями связано, видимо, и гл. значение этого термина в Др. Руси - крест. община. В "Рус. Правде" сказано: "Аже кто убиеть княжи мужа въ разбои, а головника не ищють, то вирьвную платити, в чьей же вьрви голова лежить...". Проблема В. - одна из наиб. сложных в отеч. историографии. Всю разницу мнений можно свести к двум вариантам: В. трактуется либо как терр. община, либо как родственная. В сов. период наиб. полно терр. характер В. обосновывал Б. Д. Греков. М. О. Косвен считал В. патронимией, т. е. больше семейным образованием. По мнению А. А. Зимина, В. 12 в. - "терр. община, сложившаяся на базе старинной большой семейной общины". В новейшей историографии В. изучал И. Я. Фроянов, к-рый пришел к выводу, что она сочетала в себе родственные и соседские связи, элементы общинной и индивид. собственности, занимая промежуточное положение между семейной и терр. общиной, т. е. была сел. общиной, а не соседской. Исследователь исходит (вслед за А. И. Неусыхиным и др.) из трехстадиальной истории крест. общины: кровнородств. община, сел. и соседская.

Верёвкин Мих. Ив

ВЕШВКИН Мих. Ив. (1732-95) - писатель, переводчик. Происходил из дворянской семьи. Служил во флоте (1743-54). С 1755 асессор в Моск. ун-те, в 1758-61 - дир. Казанской г-зии. Впоследствии служил чиновником в разл. губ. Проявлял активность как переводчик, переводил работы по навигации, экономике, педагогике, ист. соч. ("Начальные осн.-ния английской истории", (1786-88. Т. 1-3), кн. о путешествиях ("Всеобщее повествование о путешествиях вообще по всем странам земного круга", 1782-87. Т. 1-22), мемуары ("Записки герцога Сюлли, первого министра короля Генриха IV", 1770-76. Т. 1-10). В оригин. творчестве В. обращался к прозе ("небылицы", 1778) и поэзии, автор биографии М. В. Ломоносова (1783), осн. внимание уделял драматургии. В 70-е гг. создает неск. комедий - "Так и должно" (1773), "Именинники" (1774), "Точь-в-точь" (1774, опубл. в 1785), в к-рых соединяются элементы "слезной" комедии с традициями комедиографии А. П. Сумарокова.

Верейский Георг. Сем

ВЕРЕ́ЙСКИЙ Георг. Сем. (1886-1962) - график, коллекционер. Отец О. Г. Верейского Нар. художн. РСФСР (1962), д. ч. АХ СССР (1949), учился на юрид. факультете ун-та, в студии художн. Е. Е. Шрейдера (Харьков, 1895, 1900-04), в Новой худож. мастерской под рук. М. В. Добужинского, Б. М. Кустодиева, А. П. Остроумовой-Лебедевой (1913-16), автор графич. портретов деятелей науки и культуры (серии "Русские художники", 1922; "Русские писатели", 1927-29); портретов рук. Сов. гос-ва, 1946, и др.), пейзажей, интерьеров, отличавшихся точностью психол. характеристик, мастерством рисунка. Во время Вел. Отеч. войны В. остается в Ленинграде, сотрудничает в "Боевом карандаше", в кон. 40-х и в 50-е гг. продолжает работу над серией портретов деятелей культуры (Е. Мравинского, 1948; Г. Улановой, 1950, и т. д.). В. - автор статей, посв. творчеству Э. Мане ("Рисунок Э. Мане"), Рембрандта и др. Гос. пр. СССР (1946).

Лит.: Чернова Г. А. Г. С. Верейский. М., 1965; Г. С. Верейский: Альбом / Сост. Л. Н. Воронихина. Л., 1987.

Верейский Орест Георг

ВЕРЕ́ЙСКИЙ Орест Георг. (род. 1915) - график (станковист, иллюстратор). Сын Г. С. Верейского. Нар. художн. СССР (1983), д. ч. АХ СССР (1983); учился у А. А. Осмеркина, П. С. Наумова, М. Д. Бернштейна, П. В. Воинова. Автор илл. к произв. рус. и заруб. лит-ры (илл. к "Василию Теркину" А. Т. Твардовского, 1942-48; "Тихому Дону" М. А. Шолохова, 1952; "Анне Карениной" Л. Н. Толстого, 1977-81 и мн. др.). В 1939-40 - художн. "Боевого карандаша", в 1946-50 - художн. журн. "Огонек". Принимал участие в разработке и осуществлении науч. принципов издания и иллюстрирования 200-томной "Библиотеки всемирной лит-ры". Работал преим. в техниках - рисунок, акварель, литография. В. свойственны четкость графич. манеры, интерес к деталям, подробность и повествовательность в раскрытии сюжетов. Гос. пр. СССР (1978).

Лит.: Каменский А. А. О. Г. Верейский. М., 1960; Действ. член АХ СССР, нар. худ. СССР, лауреат Гос. премии СССР О. Г. Верейский: Кат. выст. М., 1988.

Иллюстрация О. Г. Верейского к рассказу М. А. Шолохова "Судьба человека"

Иллюстрация О. Г. Верейского к рассказу М. А. Шолохова

Вересаев Викентий Викентиевич

ВЕРЕСА́ЕВ (Смидович) Викентий Викентиевич (1867-1945) - писатель, историк лит-ры, переводчик. Род. в семье врача. Окончил ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та (1888) и мед. ф-т Дерпт. ун-та (1894). Занимался лечебной практикой. Печатался с сер. 80-х гг. Увлекался идеями народничества, впоследствии близок кругу легальных марксистов. В цикле повестей и рассказов "Без дороги" (1894), "Поветрие" (1897), "На повороте" (1902), "К жизни" (1909) изобразил духовную атмосферу России кон. 19 - нач. 20 в., судьбы интеллигенции, споры о перспективах ист. развития.

Б. резонанс имела документ. кн. В. "Записки врача" (1901), остро поставившая вопросы возможностей и роли медицины в об-ве, проблемы мед. этики. В 1904-05 участвовал как врач в рус.-япон. войне, к-рой посвятил записки "На войне" (1907-08).

В кн. "Живая жизнь" (1910-15) В. рассмотрел творчество Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, Ф. Ницше в связи с поисками оптимистич. философии жизни.

После Окт. рев-ции В. написал ром. об идейных исканиях интеллигенции ("В тупике", 1922; "Сестры", 1933). Однако его осн. интересы сосредоточились в сфере худ. перевода и истории лит-ры. Книги "Пушкин в жизни" (1926-27), "Гоголь в жизни" (1933), "Спутники Пушкина" (1934-36) сыграли б. роль в преодолении биограф. стереотипов и в значит. степени сформировали жанр "документального монтажа", отличающегося от простого собрания м-лов композиционной организацией, создающей несомненный эстетич. эффект (консультациями В. пользовался М. Булгаков при работе над пьесой о А. С. Пушкине "Последние дни"). В обширный мемуарный цикл В. входят воспоминания о детстве и юности (1927-29), очерки о Н. К. Михайловском, В. Г. Короленко, Л. Н. Толстом, Л. Андрееве, А. П. Чехове, А. М. Горьком и др., кн. новелл-миниатюр "Невыдуманные рассказы о прошлом" (1941) и дневниково-публиц. "Записки для себя" (опубл. в 1968). Среди произв., переведенных В., - "Работы и дни" Гесиода (1927), "Илиада" (1949) и "Одиссея" Гомера (1953), др.-греч. лирич. поэты.

В. В. Вересаев

В. В. Вересаев

Веретье

ВЕРЕ́ТЬЕ - возвышенная сухая гряда среди болота, на пойме, в прибрежной низине; отмель. Нар. геогр. термин, образующий обширное семантич. поле с противоположными значениями в разл. диалектах: небольшой клин, полоса луга, леса, поля; пожня на берегу; вытянутая заболоч. полоса; опасный провал в болоте. В качестве геогр. термина слово зафиксировано лишь в сев.-рус. говорах. Этимологически связано с фин. vierrerteen - "склон, берег". По-видимому, происходит из праслав. vertije - "то, что заключается, скрывается, закрывается". Термин часто встречается в назв. нас. пунктов Европ. части России.

Верещагин Вас. Анд

ВЕРЕЩА́ГИН Вас. Анд. (1859-1931) - библиофил, коллекционер, "тип утонченного петербуржца" (А. Н. Бенуа) Серебряного века. Гофмейстер, действ. советник, пом. статс-секретарь Гос. совета. Инициатор многих худож. начинаний, создавших расцвет культуры той эпохи. Устроитель и пред. Кружка любителей рус. изящных изданий (1903-15), к-рый издавал изысканно иллюстрированные произв. рус. классиков, труды по библиографии и иск-ву гравюры; устраивал худож. выставки ("Рус. женщина в гравюре и литографии", "Рус. жизнь в эпоху Отечеств. войны", "Придворная жизнь за 300 лет", "Франц. и англ. гравюра 18 в."), ставшие событиями худож. жизни Серебряного века. Автор монографии "Рус. книжный знак", статей в "Рус. библиофиле". Часть коллекций передал Рус. музею. Умер в эмиграции.

Верещагин Вас. Вас.

ВЕРЕЩА́ГИН Вас. Вас. (1842-1904) - живописец-баталист. В 1860-63 занимался живописью в АХ, не окончив курс, уехал за границу. В 1867 участвовал в воен. действиях в Туркестане, создал серию туркестанских полотен. За отказ от звания проф. исключен из чл. АХ. Участвовал в Плевенской битве. В 1885-88 выставлял полотна палестинской серии на сюжеты Нового Завета, создал серию ист. полотен, посв. Отеч. войне 1812 г. В. погиб 31.03. (13.04) при взрыве броненосца "Петропавловск" у Порт-Артура во время рус.-япон. войны. В. создал особый жанр док.-этногр. живописи. Одним из первых баталистов отказался от романтич. изображения войны ("После атаки. Перевязочный пункт под Плевной", 1881). В. сделал центр. фигурой воен. действий простого солдата (триптих "На Шипке все спокойно", 1878-79, местонахождение неизв.). В картинах В. также звучит тема осуждения колониализма ("Апофеоз войны", 1871-72, "Подавление индийского восстания англичанами", ок. 1881). Демокр. направленность творчества В. сближает его с передвижниками. В. изв. как автор восп. и заметок о путешествиях. Свои эстетич. взгляды выразил в ст. "Реализм" (1890).

Лит.: Верещагин В. В. Воспоминания сына художника. Л., 1982.; Завадская Е. В. Василий Васильевич Верещагин. М., 1986; Лебедев А. К., Солодовников А. В. В. В. Верещагин. М., 1988.

В. В. Верещагин. Двери Тамерлана

В. В. Верещагин. Двери Тамерлана

Вержбилович Ал-др Валер.

ВЕРЖБИЛО́ВИЧ Ал-др Валер. (1849-1911) - виолончелист. В 1871 окончил Петерб. конс. у К. Ю. Давыдова. Успешно гастролировал в качестве солиста в Европе и в России. С 1882 преподавал в Петерб. конс., среди его учеников Л. Ростропович (отец М. Ростроповича), С. Козолупов, Е. Вольф-Израэль, А. Борисяк, Д. Бзуль. После смерти Давыдова стал признанным главой рус. виолончельной школы. Его игра производила на современников неотразимое впечатление проникновенностью, поэтичностью, лиризмом, красотой звука, широтой дыхания. Сохранилась запись соло из балета Минкуса "Фиаметта" (1908). Был первым исполнителем посв. ему произведений Аренского, Кюи, Глазунова, Римского-Корсакова. Выступал в ансамбле с А. Рубинштейном, В. Сафоновым, А. Есиповой, А. Зилоти, С. Рахманиновым, Ф. Блуменфельдом. Участник знаменитого трио - Есипова, Ауэр, В. С 1872 - участник квартета С.-Петерб. об-ва камерной музыки, с 1880 заменил Давыдова в квартете Рус. муз. об-ва, в к-ром проработал до 1905. В 90-х гг. начал слепнуть, но продолжал активную исполнительскую деят-ность до 1910.

Лит.: Гинзбург Л. История виолончельного иск-ва. Кн. 3: Рус. классич. виолончельная школа. М., 1965.

Вериги

ВЕРИ́ГИ - носимые подвижниками веры и аскетами (чаще всего - на голом теле) разного рода жел. цепи, оковы, кольца, полосы и т. п. Иногда это была жел. шляпа, жел. подошвы, медная икона на груди и проч. Обычно В. надевались верующими, наложившими на себя обет покаяния с целью "угождения Богу". В. апостола Павла (цепи, в к-рые он был закован по приказу Ирода Агриппы, а затем Нерона) принадлежат к числу свящ. реликвий. Поклонение чудотворным В. празднуется 16 (29) янв.

Верлибр

ВЕРЛИ́БР - см. Свободный стих.

Вернадский Вл. Ив

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вернадский Георг. Вл

ВЕРНА́ДСКИЙ Георг. Вл. (1887-1973) - историк, обществ. деятель. Сын В. И. Вернадского. Окончил историко-филол. ф-т Моск. ун-та (1910). Тема первых научных работ - история рус. колонизации Сибири в 16-17 вв. С 1913 - приват-доцент Петерб. ун-та, занимался историей рус. масонства. В 1917 избран на кафедру рус. истории Омского ун-та, но, не сумев добраться до Омска, осел в Перми, где исполнял в новооткрытом местном ун-те должность проф. новой рус. истории. В 1920 - проф. Таврич. ун-та (Симферополь), в том же году эмигрировал, жил в Праге, где преподавал в Рус. юрид. ин-те, участвовал в работе семинара (впоследствии - ин-та) Н. П. Кондакова. В 1925 возглавил ин-т. В 20-х гг. примыкал к евразийскому движению, своими работами формировал ист. базу евразийской доктрины. В 1927 переехал в США, издал на англ. яз. однотомную "Историю России" (1929), переведена на мн. языки, многократно переиздавалась. С 1931 преподавал в Йельском ун-те, затем также в Гарвардском, Колумбийском, Чикагском ун-тах. С сер. 30-х гг. участвовал в подготовке 10-томной истории России, в к-рой должен был написать первые 6 томов, в 1943-68 успел издать пять из них, после чего издание прекратилось. Автор б. 300 работ. С 1956 в отставке со званием засл. проф. Йельского ун-та. Поч. д-р гуманитарных наук Колумбийского ун-та (1958). Пожизненный поч. през. Амер. ассоциации содействия исследованиям в обл. славистики (1965).

Соч.: Против солнца: Распространение рус. гос-ва к востоку // Рус. мысль. 1914. № 25; Рус. масонство в царствование Екатерины II. Париж, 1917; Н. И. Новиков. Париж, 1918, Опыт истории Евразии с половины 6 в. до наст. времени. Прага, 1924; Заметки о Ленине // Тридцатые гг. Утверждения евразийцев. Кн. 7. Париж, 1931; Очерки по истории науки в России // Зал Рус. академич группы в США. Нью-Йорк, 1971. Т. 5, 1972. Т. 6, 7, 1974. Т. 8, 1975. Т. 9.

Вернисаж

ВЕРНИСА́Ж (от франц. vernissage - покрытие лаком) - торжественное открытие худож. выставок. Назв. "В." связано с традицией художников покрывать картины лаком за день до открытия выставки.

Верования

ВЕ́РОВАНИЯ (поверья, ранние формы религии, дорелигиозные верования) - отд. или относительно систематизиров. представления, отражающие веру человека в существование сверхъестеств сил и существ, управляющих процессами и явлениями материального мира, включая людей и социальные общности. В качестве осн. форм В. называют тотемизм, анимизм, культ предков, шаманизм, полидемонизм, нагуализм, ведовство. Термин "В." обычно употребляется этнографами и фольклористами, когда они не хотят или не могут говорить о религии, мифологии и т. п. Эти препятствия могут лежать в самом материале, когда исследователь описывает разрушенную систему представлений, лишь частично отражающую некую уже несуществующую систему (хотя мн. древние системы дошли до нас в неполноценном или полуразруш. виде, но престиж некоторых из них заставляет все же называть их мифами или религиями, а не поверьями или верованиями). Чаще причины носят внешний характер - методологический (убеждение в том, что в рус. деревне 19 в. не могло быть цельного языческого или "двоеверного" мировоззрения) или идеологический (диктат атеистич. предпосылки, заставляющей во всем видеть распад религиозности). Нужно отметить и то, что оба термина (верования и поверья) редко употребляются в единственном числе. Таким образом это множественное число обычно выступает либо как синоним религиозной (мифологической и т. п.) системы, либо как обозначение суммы остатков разрушенной системы. Между тем в действительности такое единственное число имело бы смысл, когда о верованиях (поверьях) говорится без конъюнктурного контекста. В этом смысле верованием (поверьем) является некая смысловая единица мифологической информации, к-рая представлена как уже абстрагированная от конкретных. Текстом В. (поверий) обычно являются былички, предания, приметы и т. п., а характерным контекстом - этнографич. иссл. мат-лы.

Лит.: Токарев С. А. Ранние формы религии и их развитие. М., 1964.

Верста

ВЕРСТА́ - путевая мера длины (могла быть и мерой площади). В пам. рус. письменности 11-17 вв. фигурирует наряду с др. линейными единицами измерения - поприщем, милей. Этимология связана с глагольным корнем верт-(emu) - первонач. поворот плуга, затем - борозда пашни от поворота до поворота. Мера В., связанная с с.-х. практикой вост. славян, имеет аналогии в метрологии, системах др. земледельч. народов (греков, литовцев). Позже термин В. стал применяться к обозначению меры путевого расстояния: "Ведоша и к Белугороду, иже градъ малъ у Киева, яко 10 верстъ в дале". Величина старейшей др.-рус. В. не поддается точному определению. В 16-17 вв. меры В. различны: в 500, 1000 и 700 саженей. С кон. 18 в. величина версты в 500 саженей закрепляется как основная (равна 1066 км). Она просуществовала в рус. офиц. метрологич. системе до нач. 20 в. как единств. путевая мера.

Вёрстка

ВЁРСТКА - типограф. процесс монтажа набора полос печатной формы из гранок, иллюстраций, схем, пробельного мат-ла и т. д.; оттиск сверстанного набора, предназнач. для корректуры. Текст В. с авторской правкой может служить важным текстологич. источником наряду с рукописью.

Верстовский Ал. Ник

ВЕРСТО́ВСКИЙ Ал. Ник. (1799-1862) - композитор, муз.-театр. деятель. Занимался по фп. у Дж. Фильда, по скрипке у Ф. Бема, брал уроки пения и композиции. Инспектор (1825), позднее управляющий (1848) моск. конторой Дирекции имп. т-тров (до 1860). Уделял большое внимание формированию театр. репертуара, воспитанию актеров и исполнителей-оркестрантов. Широкую известность получили оперы-водевили В., созданные в содружестве с композиторами Алябьевым и Кавосом, литераторами Грибоедовым, Вяземским и др. (б. 30, в т. ч. "Бабушкины попугаи", "Кто брат, кто сестра"). Автор 6 опер ("Пан Твардовский", 1828, "Вадим", 1832 и др.), высшее достижение среди к-рых - "Аскольдова могила" (1835) оценивается как лучшая русская опера до Глинки. Сохраняя традиц. форму оперы с разговорными диалогами, она тем не менее яркостью муз. песенно-романсовых интонаций, сценичностью, романтич. направленностью стала важным этапом в развитии жанра в России. Основоположник одного из наиб. сложных в рус. музыке жанров вокальной романтич. баллады, в основу к-рых В. положены произв. Пушкина ("Черная шаль"), Жуковского ("Ночной смотр") и др. Автор работы "Отрывки из истории драматич. музыки" (1826).

Лит.: Доброхотов Б. А. К. Верстовский: Жизнь, театральная деятельность, оперное творчество. М.; Л., 1949.

А. Н. Верстовский

А. Н. Верстовский

Вертеп

ВЕРТЕ́П - 1) в нар. геогр. терминологии: пещера, глубокий круговой овраг. Термин активен в образовании топонимов слав. стран; 2) один из видов фолькл. кукольного т-ра. Назв. "В." связано со значением этого слова как пещеры (имелась в виду пещера, в к-рой родился Христос). Вертепная драма посвящалась драм. обстоятельствам, сопровождавшим рождение Христа, разыгрывалась в друхъярусной коробке, внешне напоминающей домик в разрезе. Верхний ярус предназначался для сцен, относившихся к рождению Христа (на задней стенке изображалась пещера с яслями; в рус. традиции эта ч. вертепной драмы занимала незначит. место); в нижнем ярусе разыгрывались эпизоды, посв. злодеяниям царя Ирода, приказавшего уничтожить всех младенцев, и его казни; за этим следовали сценки бытового, ист. содержания, сатирич. и шуточные. Роли исполняли дерев. куклы (выс. до 20 см), к-рые укреплялись на стержнях, вставленных в прорези пола; они могли двигаться, поворачиваться, наклоняться. Рус. В. обязан своим возникновением укр. В. (в кон. 17 - нач. 18 в. он занесен укр. семинаристами в Сибирь) и белор.-польскому (батлейка, шопка), к-рый освоен в сер. 19 в. рус. населением Смоленской и Псковской губ. При этом рус. В. развивался самостоятельно, с явной тенденцией к усилению бытового начала за счет ослабления и даже исчезновения религ. содержания.

Вертинский Ал-др Ник

ВЕРТИ́НСКИЙ Ал-др Ник. (1889-1957) - артист эстрады, поэт, композитор, певец. Артистич. деятельность начал в 1915, выступая в костюме и гриме Пьеро и исполняя песни собств. сочинения. Утонченная пластика, мягкий тембр голоса, богатство интонаций, неповторимый облик принесли ему популярность. Тогда же В. начал сниматься в кино. В 1919 эмигрировал, выступал с концертами в Румынии, Польше, Англии, Германии, Франции, Италии, США, Китае, снимался в кино. Тоска по России, звучащая и в его песнях ("Чужие города" и др.), заставила В. вернуться на родину в 1943. Постоянно выступал с концертами. Огромным успехом пользовались его песни "Пани Ирена", "Ваши пальцы пахнут ладаном", "Маленькая балерина", "Прощальный ужин", "Доченьки", "Лиловый негр", "Мадам, уже падают листья" и др. В. создал своеобр. жанр интимной муз. новеллы. Каждая его песня - лирич. миниатюра, зачастую окраш. легкой иронией. Писал песни также на слова Блока, Есенина, Сологуба, Северянина, Ахматовой и др. рус. поэтов. Снимался в кино "Заговор обреченных", "Великий воин Албании Скандербег", "Анна на шее" и др.

Соч.: Дорогой длинною. М., 1991.

Лит.: Бабенко В. Г. Артист Александр Вертинский. Свердловск, 1989.

А. Н. Вертинский

А. Н. Вертинский

Вертов Дзига

ВЕ́РТОВ Дзи́га (Кауфман Денис Арк.) (1896-1954) - реж., сценарист, теоретик кино. Учился в воен. муз. школе, Психоневрологич. ин-те и Моск. ун-те. С 1918 работал в отделе хроники Москинокомитета. С им. В. связано становление док. кино и его первые шаги. В. участвовал в создании первого киножурн. "Кинонеделя" (1918-19). Рук. съемками на фронтах гражд. войны, ездил по стране с агитпоездами ВЦИК. Среди его ф. "Бой под Царицыном" (1919), "Агитпоезд ВЦИК" (1921), "История гражданской войны" (1922). Теоретич. открытия В. нашли выражение в ст.-манифестах, несущих отпечаток своего времени: "Мы" (1922), "Киноки. Переворот" (1923), "Новое течение в кинематографии" (1923). В. считал, что техн. возможности киноаппарата позволяют снять процессы, недоступные обычному чел. зрению, а монтажная обработка помогает б. глубокому анализу реальной действительности. Съемочные и монтажные методы В. объединял понятием "Киноглаз", рассматривая его как средство достижения конечной цели - киноправды. В. утверждал необходимость съемки неинсценир. действительности - "жизни врасплох". Документалисты-единомышленники В. составляли группу "киноков". Вместе с В. они проводили киноэксперименты, участвовали в поисках новых худ. решений. Наиб изв. ф. "Киноглаз" (1924), "Шагай, Совет" (1926), "Шестая ч. мира" (1926), "Одиннадцатый" (1928). Социальные преобразования, первые успехи индустриализации отражались в поэтич. авторских док. ф., осн. на субъективном восприятии реальности. Широкие возможности киноязыка особенно ярко продемонстрированы в ф. "Человек с киноаппаратом" (1929). Новаторские способы сочетания изображения и звука открыты В. в ф. "Симфония Донбасса" ("Энтузиазм", 1930). В 30-е гг. В. создал ряд ф., используя форму внутр. монолога, впервые в док. кино применяя синхронную съемку. В ф. "Три песни о Ленине" (1934), "Колыбельная" (1937) В. поэтизирует образ вождя рев-ции и послерев. историю страны в духе мифов того времени. Ф. В. воен. времен: "Кровь за кровь, смерть за смерть" (1941), "Тебе, фронт" (1943), "Клятва молодых" (1944). Среди др. ф.: "Октябрьская киноправда" (киножурн. № 13), "Три героини" (1938), "В горах Ала-Тау" (1944). В. как создатель целостной концепции документализма оказал б. влияние на мировое кино.

Соч.: Статьи. Дневники. Замыслы. М., 1966.

Лит.: Абрамов Н. Дзига Вертов. М., 1962; Дзига Вертов в воспоминаниях современников. М., 1976; Рошаль Л. Дзига Вертов. М., 1982.

Верхний

ВЕ́РХНИЙ (в дорев. цирке - оберман, от нем. Obermann - верхний человек) - цирковой термин: 1) в номерах партерной акробатики - артист, к-рый стоит на голове, на руках, на плечах у нижнего или ср. партнера, делает сальто и др. прыжки с плеч или с рук нижнего или среднего, к-рый стоит на манеже или на к.-л. аппарате, 2) в номерах эквилибристики - артист, выполняющий вольтижные трюки на снарядах (першах, лестницах и др.), к-рые балансирует (держит) нижний, 3) в номерах антипода В. исполняет трюки с ног партнера.

Верховники

ВЕРХО́ВНИКИ - ист. назв. чл. Верховного тайного совета - высшего правящего органа России в 1726-30. В первый состав совета входили А. Д. Меншиков, П. А. Толстой, Ф. М. Апраксин, Г. И. Головкин, А. И. Остерман, Д. М. Голицын и зять Екатерины I герцог Голштинский Карл-Фридрих. Большинство чл. Верх. тайного совета поддерживали имп. Екатерину I, в то время как мн. сенаторы стояли за внука Петра I, малолетнего Петра. По существу, Сенат был оттеснен на второй план и нити управления страной оказались в руках В. С течением времени состав совета менялся: герцог Голштинский после смерти Екатерины I отправился на родину, а Толстой, противник Меншикова, сослан на Соловки, в состав совета были введены А. Г. и В. Л. Долгорукие; Меншиков, оказавшись в полит. изоляции, сослан. После смерти Петра II (1730) в состав Верх. тайного совета вошли М. М. Голицын, В. В. и В. М. Долгорукие. В. добивались ограничения власти буд. имп. Анны Иоанновны, что, в свою очередь, должно было привести к установлению власти титулованной знати. Однако "затейка" В. не. удалась: их "кондиции" в конечном счете отвергнуты Анной Иоанновной, а вскоре мн. В. оказались в опале, Долгорукие казнены, Д. Голицын кончил жизнь в казематах Шлиссельбурга.

Лит.: Вяземский Б. Л. Верх. тайный совет. СПб., 1909.

Верховский Сер. Сер.

ВЕРХО́ВСКИЙ (Верховской) Сер. Сер. (1907-86) - богослов, деятель рус. религ. возрождения за рубежом. В 1921 покинул Россию. Учился в Чехословакии, по окончании Сергиевского богословского ин-та в Париже - проф. догматики там же, в 1951-81 - в Нью-Йорке. Совм. с др. преподавателями семинарии - И. Мейендорфом и А. Д. Шмеманом значительно поднял уровень богословской подготовки выпускников. Один из рук. Рус. студенч. христ. движения (РСХД), печатался в журн. "Правосл. мысль".

Соч.: Бог и человек. Нью-Йорк, 1956; Православие и жизнь. Нью-Йорк, 1953 (ред.).

Верховской Юр. Никандр.

ВЕРХОВСКО́Й Юр. Никандр. (1878-1956) - поэт, критик, лит-вед, переводчик. Учился в классич. г-зии в Смоленске, затем семья переехала в СПб. В 1898 поступил на ист.-филол. ф-т. Петерб. ун-та, изучал европ. и новую рус. лит-ру. После окончания курса в 1902 оставлен при ун-те. В 1905-16 читал лекции в Пб., Тифлисе, Москве. Как поэт дебютировал в 1899 в журн. "Вестник Европы", после обширной публикации в альм. "Зеленый сборник" (1904) В. Я. Брюсов пригласил В. сотрудничать в изд-ве "Скорпион", где в 1908 вышел его сб. "Разные стихотворения". В. - пост. посетитель собраний на "башне" Вяч Иванова; разделяя эстетич. взгляды последнего, В. обращался также к опыту поэтов пушкинской эпохи, был мастером стилизации (сб. "Идиллии и элегии", 1910). В 1918 В. избран проф. Пермского ун-та, в 1921 вернулся в Петроград. В 1917 вышел сб. "Стихотворения. Т. 1", в 1922 - сб. "Солнце в заточении". В 20-30-х гг. В. преподавал в разл. высших уч. заведениях, состоял в Пушкинской комиссии Об-ва любителей российской словесности, чл.-корр. Гос. акад. худ. наук, издал работы о А. А. Блоке, Н. С. Гумилеве, А. А. Дельвиге, ред. соч. А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Ф. Рылеева, много переводил. В 1943 вышли сб. патриотич стихов В. "Будет так", книги о Г. Р. Державине и А. П. Чехове.

Вершок

ВЕРШО́К - мера длины в рус. метрологич. системе, использовавшаяся до нач. 20 в. (1/16 аршина, прибл. 4,4 см). Из всех офиц. мер - самая малая. Вероятное объяснение термина как антропометрич измерителя - верхняя фаланга указат. пальца. Предполагается, что метрологич. значению слова предшествовало значение "небольшой излишек при насыпании зерна". Впервые как обозначение фракции аршина В. появляется в текстах 16 в. Доли В. - половина, треть, четв. С метрологич. значением термина связано его перен. употребление для обозначения очень малого расстояния, длины: "По морю плыть - на вершок от смерти быть", "От горшка полвершка".

Веселаго Феодосий Фед

ВЕСЕЛА́ГО Феодосий Фед. (1817-95) - воен.-мор. историк, ген. по флоту, поч. ч. Петерб. АН (1884, ч.-к. с 1879). Окончил Мор. корпус (1834), преподавал в нем астрономию, навигацию, аналитич. геометрию и высш. математику. С 1846 зав. Офицерским классом, затем инспектор Моск. ун-та, пом. попечителя Казанского уч. округа, цензор Петерб. цензурного к-та, преподавал вел. кн. Алексею Александровичу. С 1869 - чл. К-та мор. уч. заведений, с 1873 - пред. Комиссии для разбора и описания дел архива Мор. мин-ва, с 1881 - дир. гидрографич. деп. Мор. мин-ва, с 1885 - чл. Адмиралтействсовета. В многочисл. науч. трудах, осн-ных на тщательном и скрупулезном изучении источников, отстаивал самобытный характер мор. истории России, подчеркивал значение рос. флота в истории державы. Среди осн. трудов: "Краткие сведения о рус. мор. сражениях за два столетия с 1656 по 1856 г." (1871), "Очерк рус. мор. истории" (ч. 1, 1875), "Краткая история рус. флота" (ч. 1-2, 1893-95). Участвовал в составлении спец. справочных изд. "Мат-лы по истории рус. флота" (ч. 5-15, 1875-95) и др. Им. В. названы остров и пролив в Баренцевом м. В 1896 учрежден капитал им. В. для выдачи премий за наилучшие науч. труды по истории рос. флота.

Лит.: Мазунин Н. Выдающийся историограф рус. флота // Воен.-ист. журнал. 1967. № 3.

Веселие

ВЕСЕ́ЛИЕ, ВЕСЕ́ЛЬЕ - в др. рус. яз. одно из обозначений (редкое) свадьбы. В Ипатьевской летописи под 6698 (1190) г. читаем: "Тогда бо бяше веселье Ярополче", в др. списках - свадьба. В "Курантах" 17 в. "На веселье в законном браку здравствовали", ср. в поучении 17 в. сочетание "на брачных весельях". Этот редкий и устаревший термин важен в общеслав. перспективе, т. к. слова этого корня являются осн. названиями свадьбы в польском и укр. языках и в значит. части белорус. говоров (преим. в зап. и юго-зап. говорах, в др. - свадзьба), в укр. говорах есть формы свадьба, свайба. Т. о., для восточнослав. языков (соответственно для др.-рус.) восстанавливаются оба названия. А. С. Орловым делалась попытка трактовать и слово "радость" в "Поучении Владимира Мономаха" в том же значении ("да бых обуим оплакал мужа ея и оны сватбы ею в песний место не видох бо ею первее радости ни венчания ею"). Но Д. С. Лихачев переводит просто "радости" "чтобы я, обняв ее, оплакал мужа ее и ту свадьбу их, вместо песен ибо не видел я их первой радости, ни венчания их".

Веселовский Ал. Ник

ВЕСЕЛО́ВСКИЙ Ал. Ник. (1843-1918) - историк лит-ры, компаративист. Брат Ал-дра Веселовского. Учился в Александрийском сиротском кадет. корпусе, на филол. ф-те Моск. ун-та (1860-63). Д-р истории всеобщей лит-ры (1879), член Об-ва любителей рос. словесности при Моск. ун-те (с 1872), его пред. (1901-04). Занимался ист. лит-ры, театра и муз. в Германии, Австрии и др. странах. Первая печ. работа В. опубл. в журн. "Русский вестник" (1867, "Музыка у славян"). Сотрудничал в моск. газ. "Антракт", "Голос" и др., в журн. "Беседа", "Вестник Европы", где опубликован гл. труд В. "Западное влияние в новой рус. лит-ре" (1883). Занимался также пед. деятельностью. Преподавал в Лазаревском ин-те вост. яз., в Нар. ун-те Шанявского, Моск. ун-те. На осн. его лекций (1876-88) опубликована "История новейшей русской лит-ры" (М., 1918). В. - автор биографий Данте, Дж. Байрона, А. С. Грибоедова и др., в к-рых проявилось его мастерство создания ярких очерков-портретов. Среди его пер.: "История Греции" Г. Курциуса (1876-78), "История Рима" Т. Моммзена (1880).

По филос. воззрениям В. - последовательный эволюционист, выступал против изоляционизма в нац. культуре, придерживался методологии культурно-ист. школы. Широчайшие сопоставления - основа иссл. метода ученого. Развитие лит-ры осмысляется им как постепенное накопление эстетич. ценностей на осн. заимствований, влияний и прямых подражаний. Из этого вытекает концепция В. об эволюции всякой лит-ры, в т. ч. русской, от изначальной "подражательности" к стадии самостоят. развития. Несмотря на нек-рую уязвимость и механистичность позиции, особенно сказывающуюся при сопоставлениях на структурном уровне (характеров, ситуаций и т. п.), В. вынес проблему взаимосвязей лит-р на качественно новый уровень.

Веселовский Ал-др Ник

ВЕСЕЛО́ВСКИЙ Ал-др Ник. (1838-1906) - филолог, историк лит-ры, фольклорист. Брат Ал. Н. Веселовского. Окончил Моск. ун-т, б. ч. жизни - проф. Петерб. ун-та, академик (1880), почти 30 лет возглавлял отд-ние рус. яз. и словесности АН. Науч. интересы В. отличались энциклопедич. разнообразием: теория и история фольклора и мифологии народов мира ("Заметки и сомнения о сравнит. изучении ср.-век. эпоса", 1868; "Сравнительная мифология и ее метод", 1873; "Опыты по истории развития христ. легенды", 1875-77; "Сказки об Иване Грозном", 1876; "Разыскания в обл. русского духовного стиха", 1879-91; "Южнорус. былины", 1881-84; "История эпоса", курс лекций, 1884-86; "Новые иссл. о французском эпосе", 1885; "Поэтика сюжетов", "Три главы из историч. поэтики", 1891), ср.-век. словесность ("Из истории лит. общения Востока и Запада. Слав. сказания о Соломоне и Китоврасе и зап. легенды о Морольфе и Мерлине", 1872; "Из истории романа и повести", 1886-88), лит-ра Возрождения и нового времени ("Данте и символич. поэзия католичества", 1866; "Вилла Альберти. Новые мат-лы для характеристики лит. и обществ. перелома в итал. жизни 14-15 столетий", 1870; "Рабле и его роман. Опыт генетич. объяснения", 1878; "Боккаччо, его среда и сверстники", 1893; перевод "Декамерона", 1891-92; "Петрарка в поэтич. исповеди Canzoniere", 1905; "Пушкин - нац. поэт", 1899; "В. А. Жуковский. Поэзия чувства и сердечного воображения", 1904), теория лит-ры и поэтика ("О методах и задачах истории лит-ры как науки", 1870; "Введение в историч. поэтику", 1893; "Психологич. параллелизм и его формы в отражении поэтического стиля", 1898, и др., вошедшие в кн. "Ист. поэтика"). Труды В., убежденного сторонника идеи закономерности ист. процесса, в целом основывались на широком применении сравнит.-ист. метода, в разработку к-рого он внес приниципиально новые положения: изучение заимствований через применение теории "основ" (самостоят. дух развития народа) и "встречных течений" (внутр. условий для усвоения и переработки "чужого"), через объяснение сходных явлений и совпадений единством ист. и культ. развития народов, через признание важной роли типологич. схождений и возможности самозарождения сходных мотивов и образов.

Веселовский Конст. Степ

ВЕСЕЛО́ВСКИЙ Конст. Степ. (1819-1901) - академик и непременный секретарь Петерб. АН, экономист и статистик. В 40-х гг. стоял во главе группы экономистов, выступавших с проектом буржурн. реформ. Противник крепостного права, В. объяснял неустойчивость помещичьих хозяйств и падение их доходности системой принудит. труда.

Соч.: Начало и постепенное преобразование поземельных налогов в России // Ж. мин-ва гос. имуществ. СПб., 1841. Ч. 1. С. 147-179; О ценах на хлеб в России // Там же. 1845. Ч. 15. С. 66-78.

Веселовский Ник. Ив

ВЕСЕЛО́ВСКИЙ Ник. Ив. (1848-1918) - востоковед, археолог. Окончил арабо-турецкое отд. ф-та вост. яз. Петерб. ун-та (1873). В 1878 защитил магистерскую дисс. "Опыт историко-географич. сведений о Хивинском ханстве", избран доц., с 1884 проф. каф. истории Востока, создателем к-рой был его учитель В. В. Григорьев. Занимался изучением мусульм. мира в его взаимоотношениях с Россией, в нач. 80-х гг. археологией. С 1881 чл. Рос. археол. об-ва. В 1884 Археол. комиссия командирует В. в Ср. Азию, где он осуществил широкие разведки и раскопки, в т. ч. на городищах Афрасиаб (Самарканд) и Той-Тюбе. Установил широкое распространение буддизма в Ср. Азии в домусульманский период. С 1886 В. - ч.-к. Археол. комиссии, с 1897 вел крупномасштабные ежегодные археол. работы на Сев. Кавказе, в Приазовье, Причерноморье; исследовал огромное кол-во курганов скифского и постскифского времени, в т. ч. всемирно известные - Огуз (1897), Деев курган (1897), Солоха (1912-13), открыл Майкопский курган (1897), Келермесские (1904, 1908) и Ульские курганы (1898, 1908-10). Мат-лы раскопок В. составили лучшую ч. собр. Гос. Эрмитажа и являются во мн. основополагающими в изучении культуры скифской и постскифской эпох.

В. - автор св. 150 научных работ, содействовал изучению и сохранению пам. мусульм. архитектуры Ср. Азии, издал труды казах. ученого Ч. Валиханова (1904), был ред. изд. "Памятники дипл. сношений Моск. Руси с Персией" (т. 1-3, 1890-98), автором и консультантом "Энциклопедич. словаря" Брокгауза-Ефрона. Участвовал в работах 1-8-го Археол. съездов России (1884-1909). С 1908 управляющий вост. отделением Рус. археол. об-ва, помогал в орг-ции эксп. Н. Я. Марра и И. А. Орбели в Турцию и Иран.

Соч.: Очерк ист.-геогр. сведений о Хивинском ханстве от древнейших времен до настоящего. СПб., 1877; История Имп. Рус. археол. об-ва за первое пятидесятилетие его существования, 1846-1896. СПб., 1900; Мечети Самарканда. Вып. 1: Гур Эмир. СПб., 1905.

Веселовский Степ. Бор.

ВЕСЕЛО́ВСКИЙ Степ. Бор. (1876-1952) - историк, акад. АН СССР (1964). Окончил юрид. ф-т Моск. ун-та. С 1903 изучал архивные док-ты по соц.-экон. истории России 17 в., участвовал в работе Об-ва истории и древностей российских при Моск. ун-те, ряде др. научн. об-в и губ. ученых архивных комиссий. Ввел в науч. оборот огромный комплекс архивных мат-лов по истории России 17 в. В работе "Сошное письмо. Иссл. по истории кадастра и посошного обложения Моск. гос-ва" (т. 1-2, 1915-16) первым исследовал ряд сложнейших вопросов землевладения и налогообложения.

Лит.: Левшин Б. В. Обзор док. мат-лов фонда акад. C. Б. Веселовского // Археографич. ежегодник. 1958. М., 1960; Кобрин В. Г., Аверьянов Г. А. С. Б. Веселовский: Жизнь. Деятельность. Личность. М., 1989.

Весёлый Артем

ВЕСЁЛЫЙ Артем (Кочкуров Ник. Ив.) (1899-1938) - прозаик. Род. в Самаре в семье волжского крючника (грузчика). С 14 лет работал на заводе. Участник Окт. рев-ции и гражд. войны. С 1917 занимался журналистикой, писал стихи, очерки, рассказы о событиях на фронтах, о Кр. Армии. Учился в Высш. лит.-худож. ин-те им. В. Я. Брюсова и в Моск. ун-те. В драматич. сценах "Мы" (1921), неоконч. ром. "Россия, кровью умытая" (отд. изд. фрагмента в 1932) передан драматизм событий гражд. войны. Ист. ром. "Гуляй-Волга" посв. покорению Сибири Ермаком. За рассказ "Босая правда", опубл. в 1929 в ж. "Мол. гвардия", подвергнут резкой критике. Арестован в 1937; реабилитирован в 1956.

Веснины

ВЕСНИНЫ́ - архитекторы, братья - 1) Леон. Ал-др. (1880-1933) - чл. ОСА - Объединения совр. архитекторов (1925); учился в Петерб. АХ у Л. Н. Бенуа. Проф. Моск. высшего технич. уч-ща (1923-31) и Моск. архит. ин-та (1932-33); 2) Вик. Ал-др. (1882-1950) - д. чл. АН СССР (1943), первый през. Академии архитектуры СССР (1939-49), ответств. секр. Союза сов. архитекторов (1939-49); чл. ОСА (1925). Проф. Моск. высшего технич. уч-ща (1923-31) и моск. ВХУТЕМАСА-ВХУТЕИНА (1921-30), 3) Ал-др Ал-др. (1883-1959) - чл. ОСА (1925), его пред. (1925-31); входил в архитект. группу ЛЕФа (1924). Ответств. ред. ж. "Совр. архитектура" (1926-30). Преподавал в моск. ВХУТЕМАСЕ-ВХУТЕИНЕ (1921-30) и Моск. архитект. ин-те (до 1936). Поч. чл. Академии строит-ва и архитектуры СССР (1956-59). Работали в творч. содружестве; в нач. 10-х - в стиле неоклассицизма (особняки и доходные дома Москвы), с 1923 возглавили направление конструктивизма, особое внимание уделяя функцион. назначению зданий, внедрению новых конструкций и м-лов, выявлению их эстетич. возможностей. Авторы проектов обществ. зданий: бани на Кузнецком мосту, Москва, 1913; универмаг на Красной Пресне, Москва, 1927; Дворец кульуры им. Лихачева в Москве, 1930-34; Днепровская ГЭС, 1932, и др., а также ряда статей по проблемам архитектуры.

Лит.: Ильин М. А. Веснины. М., 1960; Чиняков А. Г. Братья Веснины. М., 1970; Веснины: Каталог-путеводитель по фондам музея / Гос. н.-и. музей архитектуры им. А. В. Щусева. М., 1981.

Веснины. Особняк Сироткиных в Нижнем Новгороде

Веснины. Особняк Сироткиных в Нижнем Новгороде

Предыдущая страница Следующая страница