Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "В" (часть 4, "ВЕЖ"-"ВЕР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 4, "ВЕЖ"-"ВЕР")

Вежа

ВЕ́ЖА - 1) шатер, шалаш, кибитка, упом. в "Повести Временных лет" и в позднейших летописях, в своей В. (шатре) убит хан Ахмат (1481); "Белая В." - летописное назв. Саркела, столицы Хазарского каганата (10 в.); 2) кам. или дерев. башня (с 12 в.); наст. известна Белая В. в Каменце под Брестом, от к-рой происходит назв. Беловежская пуща.

Везенберг Вильгельм

ВЕЗЕНБЕ́РГ Вильгельм (1839-80) - петерб. фотограф. Обрусевший немец. В 1865 открыл фотогр. заведение на наб. Фонтанки. Снимал портреты. Известен изготовлением фотокопий "с картин, гравированных и масляных портретов" рус. и заруб. деятелей истории и культуры. В 1870-е гг. выпустил серию небольших визитных (8,5×6,0) фотографий с портретов рус. писателей А. С. Пушкина, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, Н. М. Карамзина и др. В кон. 1880-х - 90-е гг. фирма существовала под наим. "Везенберг и К0".

Вейдле Вл. Вас.

ВЕ́ЙДЛЕ Вл. Вас. (1895-1979) - искусствовед, лит-вед, деятель рус. религ. возрождения за рубежом. Окончил ист. ф-т СПб. ун-та (1916). Проф. Пермского ун-та (1918-1920). Преподавал историю иск-ва в Петрограде (1920-24), затем покинул Россию. В эмиграции сблизился с о. Сергием Булгаковым. С 1925 - преподаватель, в 1932-52 проф. христ. иск-ва в Богословском ин-те в Париже. Активный сторонник экуменич. движения. С 1929 участник рус.-франц. лит. об-ва, в к-рое входили изв. католич. философы Г. Марсель и Ж. Маритен. Печатался в рус. эмигр. изд. "Новый град", "Звено", "Числа", "Совр. записки" и др. под псевд. Н. Дашков, после 2-й мировой войны выступал в нью-йорк. изд. ("Новое рус. слово" и др.), парижском "Вестнике РСХД", сотрудничал с радиостанциями "Освобождение" ("Свобода"), "Голос Америки".

Соч.: Умирание иск-ва. Париж, 1937; Задача России. Нью-Йорк, 1956 (Париж, 1956); Рим, Париж, 1967; Безымянная страна. П., 1968; О поэтах и поэзии. Париж, 1973; После "Двенадцати". Приношение кресту на могиле А. Блока. Париж, 1973; Зимнее солнце. Из ранних воспоминаний. П., 1976; Эмбриология поэзии. Введ. в фоносемантику поэтич. речи. Париж, 1980.

Веймарн Бор. Вл

ВЕ́ЙМАРН Бор. Вл. (1909-90) - историк иск-ва, худож. критик. Засл. деятель иск-в РСФСР (1968), д. ч. АХ СССР (1973), д-р иск-воведения (1973). Окончил МГУ (1930). Востоковед, специалист по иск-ву народов ср. веков и сов. Бл. и Ср. Востока ("Искусство Средней Азии", 1940; "Искусство арабских стран и Ирана VII-XVII вв., 1974, и др.). Принимал участие в создании многотомного труда "Всеобщая история искусств" (1956-66). Один из авторов статей и ред. серии "Памятники мирового иск-ва" (с 1967), "История иск-ва народов СССР" (1971-82) и др. Преподавал на иск-ведч. отделениях МИФЛИ и МГУ (1938-57), участник междунар. востоковедч. конгрессов.

Вейнберг Петр Исаевич

ВЕ́ЙНБЕРГ Петр Исаевич (1831-1908) - поэт, переводчик, историк лит-ры. Окончил ист.-филол. ф-т Харьковского ун-та (1854), служил в Тамбове чиновником особых поручений при губернаторе и ред. неофиц. ч. "Тамбовских губ. ведомостей". Печататься начал в 1850-х гг. как переводчик и поэт, сотрудничал в журн. "Современник", "Библиотека для чтения", "Сын отечества", "Отечеств. записки", "Дело". Популярность В. принесли сатир. стихотворения, опубл. в журн. "Искра". Характерная их черта - перепевы изв. стихотворений, т. н. сатир. подражания ("Юмористич. стихотворения Гейне из Тамбова", 1863). В 1868-74 В. рук. каф. рус. лит-ры в Варшавском ун-те, читал лекции по зап.-европ. и рус. лит-ре в Петерб. ун-те, на жен. пед. курсах и драм. курсах театр. уч-ща. В. - автор иссл. "Русские народные песни об Иване Грозном", высоко оцененного А. Н. Веселовским, учебных книг "Русские писатели в классе" (10 вып., 1881-86), "Практика сценического искусства", "Хрестоматия" (1888) и др. Обладая незаурядным сценич. дарованием, с успехом играл в любит. спектаклях. С первых лет осн. Лит. фонда принимал активное участие в его деятельности и в кон. жизни стал его председателем. Неоднократно заступался за опальных литераторов (П. Ф. Якубовича, Г. А. Лопатина, М. Горького). С 1905 поч. чл. АН.

Особая роль в истории рус. культуры принадлежит В.-переводчику, благодаря к-рому б. 60 писателей Европы и Америки стали известны рус. читателю. Его пер. Г. Гейне, Д. Байрона, "Отелло" У. Шекспира и др. долгое время считались образцовыми. Мн. стих. В. положены на музыку А. С. Даргомыжским ("Он был титулярный советник"), Ц. Кюи и др. композиторами.

Вейнер Петр Петр.

ВЕ́ЙНЕР Петр Петр. (1879-1931) - меценат, коллекционер, искусствовед. Происходил из богатой купеч. семьи, возведенной в 1883 в дворянское достоинство. В 1895 окончил Александровский лицей, служил в канцелярии Гос. совета. На службе познакомился с В. А. Верещагиным, войдя в круг библиофилов, в 1903 участвовал в создании Кружка любителей рус. изящных изданий (1903-15), с 1907 - его секретарь. "Кружок" издавал иллюстриров. произв. рус. классиков, устраивал худож. выставки ("Рус. женщина в гравюре и литографии", "Рус. жизнь в эпоху Отечеств. войны", "Придворная жизнь за 300 лет", "Франц. и англ. гравюра, 18 в. и др.). В 1906-16 В. на собств. средства издавал худож. журнал "Старые годы" - "ежемесячник для любителей искусства и старины", лучшее издание подобного рода своего времени, тираж к-рого в 1914 достиг 5000 экз.За это издание В. удостоен Золотой Пушкинской медали АН 1911, в 1912 избран д. ч. АХ. В 1907 участвовал в создании Музея старого Петербурга, с 1912 - его директор. В 1913 приобрел для музея в Милане 245 чертежей арх. Дж. Кваренги, в 1917-18 член худож.-истор. Комиссии по приемке и охране Гатчинского дворцового имущества. С 1918, когда Музей старого Петербурга вошел в состав нового Музея города на правах отдела (остатки его коллекций в наст. время находятся в Музее истории С.-Петербурга), В. был членом ученых советов Музея города и Эрмитажа. Неоднократно подвергался репрессиям, в 1925-28 в ссылке, в 1931 расстрелян.

Вексиллология

ВЕКСИЛЛОЛО́ГИЯ (от лат. vexillum - знамя) - спец. ист. дисциплина, занимающаяся изучением истории знамен, флагов, штандартов. Знамена как знаки частей известны с глубокой древности. Первонач. З. служили указателями сборных пунктов для войск, а впоследствии стали служить эмблемой единства войска, святыней, под к-рой соединяются верные долгу. Первые известия о знаменах в виде полотнища относятся к 1122 до н. э. (кит. император Чоу); Гай Марий ввел на рубеже 2-1 вв. до н. э. знамена в рим. армии. На Руси знамена, к-рые наз. стягами, впервые упоминаются в "Слове о полку Игореве". С кон. 15 в. вместо слова "стяг" в России входит в употребление слово "знамя". Петр I в нач. 18 в. установил форму и рис. знамен с соотв. расцветкой для разл. армейских частей. В 1668 в России утвержден мор. флаг бело-сине-красного цвета. По указу Петра I (1705) все торговые суда России должны использовать такой флаг, к-рый в дальнейшем стал и нац. флагом. Наряду с этим флагом в России употреблялись черно-желто-белые флаги (соответствовали гербовым цветам России), в 1858 черно-желто-белые флаги были признаны единственно правильными, однако с 1883 вновь стали широко использоваться бело-сине-красные флаги в качестве нац. и коммерч. Мн. работ по отеч. В. посв. истории создания гос флага СССР, расшифровке его символики, в т. ч. цветовой. В. тесно связана с геральдикой и фалеристикой.

Лит.: Яковлев Л. П. Рус. старинные знамена. М., 1965; Вилинбахов Г. В. Знамена как ист. источник и их место в системе геральдич. памятников / Геральдика. Мат-лы и исслед., Л., 1983. С. 95-107; Вспомогат. ист. дисциплины. Историография и теория. Киев, 1988. С. 173-174; Друзенко А. Н., Комраков Г. Б., Яковлев Е. В. Символы страны Советов. Герб, Флаг, Гимн СССР. М., 1984.

Велизарий Мария Ив

ВЕЛИЗА́РИЙ Мария Ив. (1864-1944) - актриса. Дочь провинц. актрисы. Училась у В. В. Самойлова. С 1886 играла в Петерб. на клубных сценах, потом в провинции. В 1889-91 служила в т-ре Е. Н. Егоровой в Москве, в 1903 - в т-ре Л. Б. Яворской в Петерб. В провинции состояла в антрепризах Н. Н. Синельниковой, Н. Н. Соловьева, М. М. Бородая. Для актерской манеры В. характерны лиричность, женственность, изящество и благородство. Выступая преим. в "высокой" комедии и трагедии, приносила на провинц. сцену актерскую культуру, способствовала улучшению репертуара. В 1916 по болезни покинула сцену. Оставила кн. восп. "Путь провинциальной актрисы", дающую богатый мат-л для изучения рус. провинциального театра.

Роли: Дездемона, Офелия, Джульетта, Корделия в пьесах Шекспира, Луиза ("Коварство и любовь"), Лиза, Софья ("Горе от ума"), Марья Антоновна ("Ревизор") Мирандолина ("Хозяйка гостиницы") и др.

Великая северная экспедиция

ВЕЛИ́КАЯ СЕ́ВЕРНАЯ ЭКСПЕДИ́ЦИЯ - см. Камчатские экспедиции.

Великий пост

ВЕЛИ́КИЙ ПОСТ - самый гл. и протяженный пост в году, длится 7 недель, от Масленицы до Пасхи.

Великопостные обряды, правила поведения и приметы сводятся к ожиданию весны, подготовке к важнейшим с.-х. работам - пахоте и севу, окончанию нек-рых жен. работ (ткачество), к переживанию (сочувствованию, состраданию) евангельских событий, предшествовавших Пасхе. В. П. обязывает правосл. людей поститься, запрещает веселье, хождение в гости, пение мирских песен, ношение яркой, нарядной одежды, предписывает половое воздержание. Старообрядцы заменяли "скоромную" посуду на "постную" или выжигали ее в печах, обваривали кипятком и пр., набирали свежей воды из колодцев и ключей. Разрешается исполнение духовных стихов, чтение божеств. книг. Необходимым считается посещение церк. служб, говение (лучше всего на 1-й, 4-й и Страстной неделях), исповедь и причащение. Нек-рое исключение делалось для молодежи (возраста женихов - невест): им разрешалось собираться компаниями, устраивать нешумные игры, преимущ. спорт. характера. В. П. подводит черту под масленичным весельем и обжорством, что отражено в массе поговорок и пословиц: "Не все коту масленица, будет и В. П.", "В. П. прижмет хвост", "Пришла пора заговеться на редьку, на хрен да на белую капусту", "Пришла редька да хрен, да кн. Ефрем", "В год хлебородный пост не голодный".

В заговенье на В. П. в Смоленской губ. принято было оставлять для покойных "родителей" на ночь кушанья, существовало поверье кто первым выйдет из-за стола, тот в этот год умрет. Почти все недели В. П. имеют собств. имена, а в пределах самих недель выделяются нек-рые (иногда все) дни, в разной степени значимые и насыщ. обрядовыми действами, этикетностью, приметами и пр.

1-я неделя - Сборная, 2-я неделя - с понедельника в городах начинается гощение молодых женщин у своих матерей, в старорус. семьях перенизывали жемчуга, украшали убрусники и кокошники, вышивали шелками фаты. В воскресенье в Кунавине (Ниж. Новгород) отмечался "козий праздник", с базаром, изобилующим сластями и детскими игрушками, в разгар веселья выводили на площадь разряженного козла, к-рый, по местным преданиям, когда-то спас город от пожара, предупредив жителей колокольным звоном, 3-я неделя изв. "обжорными" пятницей и субботой (еда только постная, но обильная), в пятницу молодой зять приглашает тестя и тещу на кисель с конопляным маслом, 4-я неделя - Средокрестная, 5-я неделя - Похвальная, 6-я неделя - Вербная, 7-я неделя - Страстная.

Лит.: Мансветов И. О постах Правосл. Вост. Церкви. М., 1886; Шмеман А., прот. Великий пост. Париж, 1986.

Великомученик

ВЕЛИКОМУ́ЧЕНИК - наименование святых, претерпевших за Христа жестокие и продолжительные мучения, напр., Феодор Стратилат, Георгий Победоносец, Варвара, Екатерина, Анастасия. Иногда указывается, что так именуют пострадавших в вел. гонения Диоклетиана и Максимилиана.

К числу почитаемых Русской Правосл. Церковью В. относятся Артемий (ум. 362), Викентий (ум. 296), Виктор (2 в.), Георгий Победоносец, Георгий Новый (ум. 1514), Димитрий Солунский, Евстафий Плакида (нач. 2 в.), Иаков (ум. 400), Иоанн Новый Сочавский (ум. 1492), Меркурий (ум. 252) Мина (ум. 288), Пантелеймон, Феодор Тирон, Феодор Стратилат (ум. 320). Великомученицы Анастасия Узорешительница (ум. нач. 4 в.), Евфимия Всехвальная (ум. 303), Екатерина (ум. 304), Ирина (1-2 в.), Марина (ум. 275) и Параскева Пятница. Широкое распространение культа В. привело к появлению ряда нар. сказаний и стихов о них фолькл. характера. К рус. святым наименование В. не прилагается.

Лит.: Калинский И. П. Церковно-народный Месяцеслов / Послесл. В. Аникина. М., 1990; Сергий (И. А. Спасский), архиеп. Владимирский. Полный Месяцеслов Востока Т. I-III. М., 1997; Жития святых (разл. изд.).

"Великорусс в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т. п."

"ВЕЛИКОРУ́СС В СВОИ́Х ПЕ́СНЯХ, ОБРЯ́ДАХ, ОБЫ́ЧАЯХ, ВЕ́РОВАНИЯХ, СКА́ЗКАХ, ЛЕГЕ́НДАХ и т. п." (мат-лы, собр. и привед. в порядок П. В. Шейном. СПб., 1898-1900. Т. 1. Вып. 1-2) - фундамент. издание, одно из самых значит. по объему (б. 2500 текстов), вобравшее лучшие и типичные образцы рус. нар. песенности в достоверных и осн. на науч. принципах записях самого Шейна и его современников. Мат-лы сб. отражают репертуар большинства рус. губерний. Грандиозный замысел осуществлен лишь частично: не издан том 2-й, к-рый должен был включать песни ист., "обществ.", "государств." содержания (солдатские, казачьи, разбойничьи, тюремные и др.). Том 1-й включает песни, отражающие гл. моменты жизни человека: рождение, детство, женитьбу, все "бытовые отношения в пределах семьи, родного угла, волости", включая многочисл. обрядовые комплексы, смерть и похороны. Осн. разделы тома: песни детские, хороводные, плясовые, беседные (любовные, семейные, юмористич., сатирич.), обрядовые (праздничные). Второй вып. целиком посв. свадебным обрядам и песням, а также погребальным и поминальным обрядам и причитаниям. "Великорус…" сохраняет свое значение как изд., дающее богатейшие и надежные мат-лы для изучения громадного массива рус. классич песенного фольклора.

Великорусские народные песни

ВЕЛИКОРУ́ССКИЕ НАРО́ДНЫЕ ПЕ́СНИ (изд. проф. А. И. Соболевским. СПб., 1895-1902. Т. 1-7) - первый в рус. фольклористике и наиб. полный науч. свод нар. песен. Тексты систематизированы по жанрово-тематич принципу (в свод не вошли былины, духовные стихи, обрядовые и ист. песни). Т. 1 - "низшие эпич. песни" (т. е. баллады), т. 2, 3 - "семейные песни, к-рые имели своим предметом положение женщины в семье" и "положение в семье мужчины", т. 4, 5 - "любовные песни", т. 6 - "рекрутские, солдатские, казацкие, полоняничные, разбойничьи и темничные (арестантские), с прибавлением к ним очень немн. матросских, фабричных, бурляцких и др.", т. 7 - "юмористич., сатирич., ч. игровых". Свод составлен из печатных источников, начиная с песенников (и немн. рукописных сб.) 18 в. А. И. Соболевский заботился о том, чтобы сохранить все изв. варианты, в т. ч. искаженные и отрывочные (в своде не использованы нек-рые новейшие для того времени изд.). Каждый том включает указатели сюжетов (точнее - тем и мотивов), имен и словарь местных слов. Свод А. И. Соболевского до сего времени остается непревзойденным по масштабам и уровню систематизации науч. источником классич песенного фольклора.

Величания

ВЕЛИЧА́НИЯ - 1) праздничные формульные прославления (где меняются имена) Спасителя, Богоматери и святых, к которым присоединяются избр. псалмы, поются священнослужителями посреди храма (перед аналоем с иконой соответствующего праздника) на утрени, после полиелея, перед чтением Евангелия. В. наз. также припевы после 8-й песни канона (когда не поется "Честне́йшая"). В. (задостойники) поются и на литургии вместо "Досто́йно есть, яко вои́стину…"; 2) вид свадебных песен, характерный в осн. для 2-й, "радостной", половины обряда. В. поют девушки - обычно подружки невесты, кроме тех случаев, когда они не допускаются на пир в доме жениха. Каждое В. адресуется одному участнику свадьбы (в крайнем случае двум молодым, родителям, супружеской паре из числа гостей) и прославляет, возвеличивает его (в нар. терминологии петь к.-л. В. - "навеличивать" его). Адресат обязан "отдариться". Аналогия этих прославлений (описание неслыхан. богатства и т. п.) с сюжетами колядок (адресованных не индивиду, а дому) и др. благопожелательн. текстов доказывает, что "комплиментарность" имеет и "магическую", продуцирующую функцию (гиперболически описываемое благополучие должно в какой-то мере осуществиться в реальности), но было бы наивно сводить к ней весь смысл В. Гл. роль в свадьбе играют, несомненно, В. молодых (жениха и невесты, а затем новобрачных), где появляются такие обрядовые наименования, как князь и княгиня. Они также б. других В. насыщены мифологич. мотивами (напр. расцветание природы при приближении жениха и или невесты, любопытно, что в авторской одической поэзии нового времени этот мотив трансформируется в прославление царя - князя). Прочие величания, хотя и обращены каждое к отд. индивиду, группируются по сюжетам в типы по обрядовым ролям: "свахе", "дружке", "матери или отцу молодой", "неженатому гостю". Персонажи (адресаты) В. и, соответственно, персонажи обряда с этой т. з. делятся на тех, кого наз. по ролям (сваха, дружка, тысяцкий и т. п.), и тех, кого наз. по имени. При этом для В. характерна особая формула: имя и отчество появляются в параллельных строках: "Глеб холост / Иванович неженат" (пример, подробно разобранный Р. О. Якобсоном), что, кроме проч., объясняется прагматикой отчества, "присоединяемого" к имени: молодых именно теперь, в свадьбе, начинают называть по имени-отчеству. Это связано с др. (бытовым) значением глагола "величать", "называть или обращаться по (имени и) отчеству", ср. былинную формулу "выспрашивания": "Как тебя именем зовут / Как величают по отечеству" (имя и отчество - в параллельных строках) и бытовую формулу "как тебя звать-величать" (это не синонимы, а именование по имени и по отчеству соответственно). Своеобр. инверсией В. являются т. н. корильные песни.

Величковскии Иоанн

ВЕЛИЧКО́ВСКИИ Иоанн (кон. 1640-нач. 1650-1701) - поэт, представитель стиля барокко. Воспитанник Варлама Ясинского, предположительно ред. и корректор в Чернигове, в типографии Лазаря Барановича, к-рому позже (между 1680--83) посвятил сб. макаронич виршей "Lucubratiuncula", изобилующий польскими и лат. цитатами из Библии. Автор панегириков, эпиграмм, курьезных виршей, переводчик, теоретик курьезного и фигурного стихосложения. В кн. "Млеко, или Труд поэтический, в честь преблагословенной Девы Марии составленный…" В. характеризует свои тексты как созданные "на подобенство инородных, а некоторые и русские способы вынайдуючи, которые и иншим языком а не ся могут выразить". Прадед Паисия Величковского. Изучение творчества В. началось после 1908, когда рукопись В. попала на выставку 14-го Съезда археологов в Чернигове. Вирши В. использованы М. Н. Сперанским для изучения тайнописи в южнослав. и рус. памятниках письменности.

Лит.: Модзалевский В. Л. Малороссийский родословник. Т. 3. Киев, 1912. С. 248-249.

Величковский Паисий

ВЕЛИЧКО́ВСКИЙ ПАИ́СИЙ (Величко́вский Петр) (1722-94) - религ. деятель и писатель-переводчик. Сын священника. Учился в Киево-Могилянской академии (1735-39). Странствовал по укр. и молд. мон. в поисках духовного руководства (1739-46). В 1746-63 гг. жил на Афоне, в 1750 постригся в монахи, с 1758 - иеромонах. Стремясь обновить монашество, активно занимается проверкой и исправлениями церк.-славянских переводов святоотеческих книг по древнейшим спискам, а также создает новые переводы. При этом В. пытается реорганизовать духовную жизнь в свете традиции "древнего благочестия", что привлекает к нему учеников. Лит. деят-ность В. продолжает и после переезда в Молдавию, где он последовательно жил в Драгомирне (1763-75), Секуле (1775-79), Нямеце (1779-94). Одним из ее результатов явился церк.-славянский перевод "Добротолюбия", опубл. в 1793 и значит. повлиявший на развитие рус. религ. жизни 19 в. Труды В. существ. образом способствовали обращению рус. Церкви к аскетич. опыту вост. православия. Среди представителей рус. традиции для него был особенно важен Нил Сорский. Идеи и личность В. оказали определяющее воздействие на рус. старчество, в т. ч. на деятельность Оптиной пустыни. В. канонизирован Рус. Правосл. Церковью в 1988.

Велланский Дан. Мих.

ВЕЛЛА́НСКИЙ (Кавунник) Дан. Мих. (1774-1847) - философ, медик и физиолог, один из первых последователей натурфилос. школы Шеллинга в России. Сын кожевенника, род. в Черниговской губ., окончил Киев. духовную академию, Петерб. мед. школу, учился в Германии. С 1805 преподавал в Петерб. мед.-хирургич. академии (в 1807-37 проф. каф. анатомии и физиологии). Осн. тр. "Пролюзия к медицине как основательной науке" (1805), "Биологич. исследование природы в творящем и творимом ее качестве, содержащее осн. начертания всеобщей физиологии" (1812), "Опытная, наблюдательная и умозрительная физика" (1831), задуманная как энциклопедия физич. Знаний. Старался раскрывать филос. начала естествознания, опираясь на идеи Шеллинга и Окена, был последоват. противником эмипиризма, сторонником интуитивного знания, что вызывало частые нарекания медиков-практиков. Применяя систему Шеллинга, выводил принцип единства всего сущего (макрокосма). Оказал влияние на формирование мировоззрения Т. Грановского, Н. Станкевича, В. Белинского и др.

Лит.: Розанов Н. Воспоминания о Велланском // Рус. вестн. 1867. Т. 72. С. 99-137; Змеев Л. Ф. Русские врачи-писатели. СПб., 1886. Вып. 1; Каменский З. А. Русская философия начала 19 в. и Шеллинг. М., 1980.

Вельгус Викт. Анд

ВЕ́ЛЬГУС Викт. Анд. (1922-80) - китаевед, историк, этнограф, лит-ровед, переводчик. В 1928 вместе с семьей приемного отца-китайца уехал в Китай. Ср. образование получил в уч. заведениях Пекина и Тяньцзина. В 1947 В. репатриировался в СССР по приглашению акад. В. М. Алексеева и со следующего года стал ассистентом кафедры кит. филологии вост. ф-та ЛГУ. В 1948 арестован, до 1956 находился в заключении. В 1962 экстерном закончил вост. ф-т ЛГУ. С 1960 науч. сотр. ЛО Ин-та этнографии АН СССР. Одной из осн. тем науч. изысканий В. стала проблема кит. мореходства (до 15 в.). Автор многочисл. статей по проблемам кит. этнографии, источниковедению (в т. ч. серии статей для междунар. издания "A Sung Bibliography". Hong Kong, 1978), работ по ср.-век. кит. лит-ре.

В совершенстве владея кит. яз, В. участвовал в переводе классич. кит. лит-ры (ром. "Цветы в зеркале" Ли Жучженя, сб. новелл "Удивительные истории нашего времени и древности", поэзия Ли Цинчжао, рассказы совр. кит. авторов)

Соч.: Известия о странах и народах Африки и мор. связи в басс. Тихого и Индийского ок. М., 1978, Средневековый Китай. М., 1987.

Вельможа

ВЕЛЬМО́ЖА - человек знатного рода или высокого сана. В др.-рус. летописях В. ставились в один ряд с боярами и противопоставлялись "сирым".

Вельтман Ал-др Фомич

ВЕ́ЛЬТМАН Ал-др Фомич (1800-70) - прозаик, поэт, историк, этнограф. Сын обрусевшего швед. дворянина. Образование получил в моск. пансионах (1808-16) и Моск. уч-ще для колонновожатых (1816-17). Служил в Бессарабии воен. топографом (1818-31), вышел в отставку подполковником. С 1842 пом. дир., а с 1852 дир. Оружейной палаты. Член-корр. АН (1854) и Рус. археол. об-ва (1861). Автор многочисл. тр. по истории, археологии, этнографии и мифологии ("Начертание древней истории Бессарабии", 1828; "Варяги", 1834; "Достопамятности Московского Кремля", 1843; "Индо-германы, или Сайване", 1856 и др.), часто характеризующихся, наряду с глубокой ученостью, и субъективизмом. Переводчик "Слова о полку Игореве" ("Песнь ополчению Игоря Святославовича...", 1833). Плодовитый литератор романтич. ориентации, приобрел известность поэмами ("Беглец", опубл. 1831; "Муромские леса", опубл. 1831, входящая в это произв. песня "Что отуманилась, зоренька ясная" стала нар.), повестями ("Неистовый Роланд", 1835; "Эротида", 1835; "Райна, королевна Болгарская", 1843 и т. д.), стихотв. драмами ("Ратибор Холмоградский", 1841, и др.) и сказками ("Троян и Ангелица", 1846), но прежде всего - романами. Уже первый из них - "Странник" (1831-32) - принес В. славу одного из ведущих и оригинальнейших прозаиков эпохи. За ним последовали ист. ("Кощей Бессмертный", 1833; "Светославич, вражий питомец", 1835), социально-утопич. ("MMMCDXLVIII год. Рукопись Мартына Задека", 1833), посв. современности ("Сердце и думка", 1838 и др.) ром. Для них обычны иронич. игра с устоявшимися приемами повествования, использование стилизов. речи, развитое авантюрное начало, смешение реального и фантастич. планов. Лит. деятельность В. завершил эпопеей из пяти ром. "Приключения, почерпнутые из моря житейского" (1840-е - кон. 1860-х гг.).

А. Ф. Вельтман

А. Ф. Вельтман

Венгерка

ВЕНГЕ́РКА - 1) Мужская (а в 70-е гг. 19 в. и жен.) верхняя одежда. Изв. в России с 16 в. Первоначально длинный кафтан, украшенный галунами по венг. образцу. В 19 в. - ч. воен. формы. Одновременно существовала В., к-рую носили штатские, - короткая куртка, чаще синяя, с отделкой разноцветным шнуром на груди. K сер. 19 в. популярность В.-куртки уменьшилась, и впоследствии она была вытеснена В.-кафтаном; 2) бальный танец. Получил распр. в России в конц. 19 - нач. 20 в. Муз. размер 2/4. В осн. танца и муз. - движения и мелодия, характерные для венг. нар. танцев; 3) "В." - цыганская пляска, мелодич. основа - чардаш. Муз. размер 2/4. Тема "В." неоднократно использована в рус. поэзии (напр. "Цыганская венгерка" Ап. Григорьева).

Венгеров Сем. Аф.

ВЕНГЕ́РОВ Сем. Аф. (1855-1920) - историк лит-ры, библиограф. Род. в семье дир. банка в Минске. Учился в Мед.-хирург. акад. (1872-74), окончил юрид. ф-т Петерб. ун-та (1879), в 1880 экстерном сдал экзамены в Дерптском ун-те по ист.-филол. фак-ту. К лит.-критич. деятельности приступил с нач. 70-х гг. Автор одной из первых ист.-лит. работ о Тургеневе ("Русская лит-ра в ее современных представлениях. И. С. Тургенев", 1875), получившей одобрение самого писателя, иссл. "История новейшей русской лит-ры" (1885), "Героический характер русской лит-ры" (1911), акцентирующих демократич. тенденции рус. лит-ры, ее "пророческий" характер; крит.-биогр. очерков о Н. В. Гоголе, Н. А. Некрасове, А. Ф. Писемском, И. А. Гончарове.

Для деят-ности В. характерен особый интерес к "массовой" лит-ре, писателям второго ряда. С 80-х гг. В. начинает изд. капитальных библиогр. справочников по истории рус. лит-ры - "Критико-биографический словарь рус. писателей и ученых. От начала русской образованности до наших дней" (1886-1904. Т. 1-6; статьи на А, Б, отчасти В и нек-рые др.; "Рус. книги. С биогр. данными об авторах и переводчиках (1708-1893)" (1895-99. Т. 1-3) до статьи "Вавилов"; "Источники словаря рус. писателей" (1900-17. Т. 1-4) - до статьи "Некрасов". "Предварительный список рус. писателей и ученых и первые о них справки" (1915-18. Т. 1-2; доведен до ст. "Павлов" включит.). Даже в незаверш. виде (картотека и мат-лы словарей хранятся в ИРЛИ) эти изд. остаются самыми значит. библиогр. источниками по истории рус. лит-ры. В. выступал также как ред. и изд. рус. поэзии 18 в., соч. А. С. Пушкина и В. Г. Белинского. В Петерб. ун-те с 1906 вел Пушкинский семинарий, в к-ром начали науч. деятельность мн. сов. ученые (Ю. Н. Тынянов, С. М. Бонди, Ю. Г. Оксман, Б. М. Эйхенбаум и др.).

Веневитинов Дм. Влад

ВЕНЕВИ́ТИНОВ Дм. Влад. (1805-27) - поэт, философ, критик, переводчик. Из родовитой дворянской семьи. Получил домашнее образование; в 1822-23 вольнослушатель Моск. ун-та, после сдачи экзаменов поступил в Моск. архив Коллегии иностр. дел, в 1826 переведен на дипл. службу в Пб. Один из организаторов Об-ва любомудрия и инициатор создания журн. "Московский вестник". С деятельностью В. связано возникновение рус. филос. романтизма, в формировании к-рого он принял участие и как философ ("Анаксагор. Беседа Платона", 1825; "Письмо к графине NN", 1826, и др.), и как критик (Разбор статьи о "Евгении Онегине...", 1825; "О состоянии просвещения в России", 1826, опубл. 1831 под названием "Неск. мыслей в план журнала" и т. п.), и как прозаик (незаверш. ром. "Владимир Паренский", 1826-27), и как лирик ("Жизнь", "Поэт", "Жертвоприношение", 1826; и др.). Помимо собств. философ., в поэзии В. отразились и вольнолюбивые мотивы ("Смерть Байрона", 1825; "Новгород", 1826, и т. п.). В. принадлежат пер. из И. В. Гете, Э. Т. А. Гофмана и др. Среди любомудров сложился посмертный культ В. как идеального романтич. художника.

Д. В. Веневитинов

Д. В. Веневитинов

Венеты

ВЕНЕ́ТЫ - герм. назв. одной из др.-слав. группировок 1-й пол. - сер. 1 тыс. н. э. Происхождение этнонима неясно, он вряд ли является самоназванием славян. Германцы и прибалт.-фин. народы до сих пор наз. славян венедами. Этноним В. впервые появляется в соч. античных историков 1 в. н. э. (Плиний, Тацит) как обозначение вообще вост. соседей германцев. В 1-4 вв. В. обитали в юж. частях лесной и частично лесостепной зоны Вост. Европы, в Повисленье и восточнее Вислы и Днестра. Историк готов Иордан (6 в.) рассказывает о войне (ок. 350-370) короля Германариха с В., обитавшими, возможно, в Припятском Полесье, басс., р. Тетерев и прилегающих землях. В. назыв. предками славян и изв. под разными назв., но преим. назывались склавенами и антами. В. сыграли заметную роль в процессе формирования в кон. 1 тыс. н. э. ветви славянства. По одной из версий, назв. "В." нашло отражение в имени одной из летописных вост.-слав. группировок - вятичей.

Венец

ВЕНЕ́Ц - в архитектуре - один горизонтальный ряд бревен (бруса), связанных (протесанных) в углах четырехугольника друг с другом. Неск. венцов, положенных друг на друга, образуют сруб строения и определяют его выс., а длина бревен - площадь. Бревна в В. соединяются с помощью разл. врубок: "в лапу", "в шип", "в обло", "в крюк", "в охряпку", "в погон", "в иглу" и т. д. В др.-рус. зодчестве насчитывалось до 50 способов врубок. Врубка "в обло" широко использовалась почти во всех постройках, "в лапу" - охватывает обычно лишь ч. здания - алтарные прирубы, восьмерики, звонницы, срубы крылец, осн. под печи и т. п.

Лит.: Дерево в архитектуре и скульптуре славян / Сокр. пер. с фр. М., 1987.

Венец: 1 - рубка в обло с остатком; 2 - рубка в лапу

Венец: 1 - рубка в обло с остатком; 2 - рубка в лапу

-----------------------------------

ВЕНЕ́Ц - атрибут свадебного обряда, корона, к-рую надевают на жениха и невесту во время церк. бракосочетания. Символика В. связана с сакрализацией новобрачных, их уподоблением царской чете (уже в "Песне песней"), в то же время в позднейшее осмысление символа В. входят, вероятно, и такие значения, как, напр., "ореол вокруг головы святого на иконе". Возможно, для брачных В. в др.-рус. период было актуально фонетич. (не этимологич.) сходство со словом "вено" - "брачный выкуп". Царские В. в древнерус. традиции были весьма мифологизированны, о чем свидетельствуют спец. тексты, посв. истории их происхождения вместе с др. знаками царской власти (инсигниями) и того, как, побывав в ряде стран, они попали на Русь. Это "История о Вавилонском царстве" (есть и фолькл. вариант - сказка о Борме-ярыжке) и "Сказание о князьях владимирских".

В. иногда наз. и венок - девичий головной убор или ритуальный предмет, к-рый ассоциируется с добрачным статусом, особенно обрядовые венки в разл. календарных ритуалах, к-рые связаны только с незамужними девушками. С др. стороны, в перспективе всего цикла ритуалов, отмечающих осн. этапы жизни, свадебный В. ассоциируется и с погребальным венчиком, который как правило надевали на голову покойнику. Расширительно (метонимически) В. может обозначать весь ряд венчания (и шире - свадьбы), и даже не только обряд, но и сам брак.

Венецианов Ал. Гавр.

ВЕНЕЦИА́НОВ Ал. Гавр. (1780-1847) - живописец и график, один из основоположников реалистич. бытового жанра в рус. живописи. Род. в Москве, в семье торговца. Род В. происходил из Греции, семья была тесно связана с моск. купеч. сословием. Учился в моск. пансионе, работал землемером в Пб., затем в Канцелярии директора почт. Брал уроки у В. Л. Боровиковского, чье влияние сказалось на всем его творчестве. В ранний период писал интимные портреты пастелью и маслом (А. Л. Венециановой, 1801; М. А. Фонвизина, 1812). Изд. "Журнал карикатур на 1808 г.", для к-рого подготовил 4 офорта. В 1811 получил звание канд. в акад. за "Автопортрет", вскоре - звание акад. за "Портрет К. И. Головачевского с тремя воспитанниками АХ" (1811). В. развивал лучшие традиции рус. живописного портрета 18 в. (портрет А. И. Бибикова, ок. 1805; портрет М. М. Философовой, 1823). С 1819 жил в дер. Сафонково Тверской губ., писал портреты, в к-рых воссоздал тип крестьян рус. провинц. дворянства, жанровые сцены из сельской жизни ("Жница", 20-е гг.; "Гумно", ок. 1821-23; "Утро помещика", 1823; "Спящий пастушок", 1823-24). Воспитал в Пб. и с. Сафоновке мн. художников. Наиб. известны Н. Крылов, Е. Крендовский, Л. Плахов, Г. Сорока, А. Тыранов, С. Зарянко, А. Алексеев, А. Денисов. Венециановская школа - самостоят. реалистич. течение в рус. живописи 1-й пол. 19 в., определявшее повседневную жизнь как гл. содержание иск-ва. Худож. школы В., следуя демокр. принципам живописи, создавали пейзажи, портреты, натюрморты Для их творчества характерны обобщенная характеристика фигур, уравновеш. несложные композиции, передача цвета предметов при их естеств освещении.

Лит.: Смирнов Г. Венецианов и его школа. Альбом. Л., 1973. Алексеева Т. В. Художники школы Венецианова. 2-е изд. М., 1982.

Н. М. Карамзин. Худ. А. Г. Венецианов. 1828

Н. М. Карамзин. Худ. А. Г. Венецианов. 1828

Венецианов Георг. Сем

ВЕНЕЦИА́НОВ Георг. Сем. (1896-1965) - цирковой реж., актер драматич. т-ров. Как реж. в 30-е гг. работал в мюзик-холле и на эстраде. В 1946-65 - гл. реж. Ленинградского цирка. Поставил тематич. представления "Женщины - мастера цирка" (1950), "Праздник на воде" (1952), "Карнавал на льду" (1952), "Цирк зверей" (1956) и др. В 1954 В. (совм. с Л. Таити) пост. водяную пантомиму "Выстрел в пещере". Богатая творч. фантазия проявилась в пост. В. парадах-прологах, тематич. елочных представлениях, клоунских репризах, номерах. Особенно плодотворной была работа В. в конном жанре и клоунаде (инициатор создания в Ленингр. цирке студий, конной и муз. эксцентрики, выпустивших ряд номеров). Пост. творч. связь В. с клоунами Демашем и Б. Вяткиным, К. Мусиным и др. привела к созданию ряда новых реприз и клоунских интермедий. Писал также пьесы, сценарии, скетчи, фельетоны.

Лит.: Зискинд Е. Режиссер на арене цирка. М., 1971; Никулин Ю. Почти серьезно. М., 1987.

Вениамин

ВЕНИАМИ́Н (в миру - Вас. Пав. Казанский) (1873-1922) - церк. деятель. Окончил Петерб. дух. академию (1897), канд. богословия. В 1895 пострижен в монахи, с 1896 - иеромонах. С 1897 - преподаватель Рижской дух. семинарии, с 1898 - инспектор Холмской, а с 1899 - Петерб. (с 1902 - в сане архимандрита), с 1902 - ректор Самарской, с 1905 - Петерб. дух. семинарий. С 1910 - епископ Гдовский, викарий Петерб. епархии. В мае 1917 избран на Петрогр. архиерейскую кафедру, с авг. 1917 - митрополит. С 1918 - член Свящ. Синода. Со студенч. лет участвовал в работе "Об-ва распространения религ.-нравств. просвещения в духе Правосл. Церкви". Будучи архиереем, стремился к поднятию религ.-нравств. уровня народа: служил в храмах на рабочих окраинах Пб., устраивал чтения и лекции, проповедовал, уделял внимание деят-ности церк. братств и трезвенническому движению. После закрытия дух. академии и семинарии (1918) содействовал созданию богословско-пастырских уч-ща, курсов (1918) и Петрогр. Богословского ин-та (1920). В мае 1922 в обстановке начавшегося обновленч. раскола арестован под предлогом сопротивления изъятию церк. ценностей для нужд голодающих, приговорен к расстрелу. Посмертно реабилитирован в 1990. В 1992 канонизирован Рус. Правосл. Церковью.

Лит.: "Дело" митрополита Вениамина (Петроград, 1922). М., 1991. Бовкало А., Галкин А. Священномученик митрополит Вениамин // С.-Петерб. епарх. Ведомости. 1993. № 11.

Вениаминов Ив. Евс.

ВЕНИАМИ́НОВ (Попов) Ив. Евс. - см. Иннокентий митрополит.

Веник

ВЕ́НИК - связка прутьев для подметания в доме. К В., как и к сору, у русских было особое отношение, связанное с верой, что в В. может прятаться домовой. Кроме того, В. (метла) связывается с нечистой силой (ведьма на метле). Вместе с тем В. использовался в качестве оберега против нечистой силы. Запрещалось поднимать его выше уровня стола; В. не выбрасывали, а сжигали (на масленицу). Прутья из В. использовались в гаданиях (напр., из них делался мостик над чашкой с водой, и девушка призывала суженого-ряженого перевести ее через мост). В ритуальных контекстах обычно использовался старый веник (голик).

Венок

ВЕНО́К - традиц. рус. жен. головное украшение, плетется из цветов, веток, травы, всегда кольцеобразно (но не в виде гирлянды). В фольклоре это слово редко относится к головному убору (головной убор чаще наз. "венец") Употреблялся В. в календарных обрядах: на Семицкой неделе завивают В. на березах, используется в гаданиях; пускают их вплавь по реке и по тому, как они плывут, определяют судьбу владелицы В.

Венок сонетов

ВЕНО́К СОНЕ́ТОВ, в канонич. виде цикл из 15 сонетов, первые 14 сонетов связаны кольцевым построением - последний стих каждого сонета повторен как 1-й стих последующего, последний стих 14-го сонета повторяет 1-й стих первого, заключительный 15-й сонет, называемый магистралом, состоит из первых строк предшествующих сонетов, повторенных в заданном порядке. Магистрал является тематич. и композиц. ключом В. С. и создается обычно раньше др сонетов. В. С. возник в Италии в 13 в., но канон его оформился лишь к рубежу 17-18 вв. В России В. С. появляется лишь в кон. 19 в. Самым ранним В. С. на рус. яз. считается пер. "Сонетного венка" словен. поэта Франца Прешерна, сделанный в 1889 г. Ф. Е. Коршем. Первые оригин. В. С. созданы в 1909 В. Ивановым ("Венок сонетов") и М. Волошиным ("Corona Astralis"). В 10-20-е гг. В. С. пишут К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Архангельский, И. Сельвинский, Г. Вяткин и др. Спад интереса к этой форме в 30-50-е гг. сменяется новым витком популярности в поэзии 60-80-х гг. В рус. В. С. иногда встречаются отклонения от канона, напр., перенос магистрала в начало произв., повтор отд. строк магистрала с заменой в них отд. слов, но с сохранением рифмы, отсутствие магистрала и др.

Венчание

ВЕНЧА́НИЕ - церк. обряд бракосочетания. Назван так потому, что над головами брачующихся держат венцы (короны). В обряде В. в самом факте увенчания молодых пересеклись чисто церк. и рус. фольклорные обрядовые традиции. Фольклорный характер носят мн. приметы, относящиеся к В. (не предписанные, но и не возбраняемые церковью). В. предшествует церк. оглашение (т. е. публичное объявление в церкви о намерении таких-то вступить в брак). Смысл этого акта состоял в том, что если кто-то знает о к.-л. препятствиях к этому (слишком близкое родство жениха и невесты и др.), он должен вовремя заявить об этом. Осн. моменты В.: изъявление молодыми согласия на брак, обет брачующихся, обмен кольцами, обвод вокруг аналоя (ср. пословицу о незаконном, т. е. невенчанном, браке "Вокруг куста или вокруг сосны венчались"), благословение брака священником. Кроме молитвословий при бракосочетании читаются отрывки из Евангелия и Апостола: Ин. 2, 1-11 (брак в Кане Галилейской - Своим присутствием и свершенным там чудом Иисус благословил сам ин-т брака) и Посл. апостола Павла к Ефесянам, 5, 20-33 (христ. учение о браке). В. обычно совершается одновременно с фольклорным свадебным обрядом, т. е. в свадебный день перед окончательным увозом невесты или во время этого увоза (т. е. из дома невесты поезд направляется в церковь, а оттуда - в дом жениха, это наиболее частый тип), но иногда, если церковь далеко от деревни (деревень) новобрачных, оно может откладываться, иногда на неск. мес.). У старообрядцев-беспоповцев (признающих брак) В. заменяется благословением брака в молитв. доме, хотя чин бракосочетания восходит к цер. чину В. В этой связи происходила глубокая полемика и размежевание согласий, признающих и не признающих брак. Суть полемики состояла в том, что у беспоповцев нет священства, поэтому необходимо решить, какие таинства может совершать мирянин, т. е. простой человек, лишенный благодати. Все соглашались на том, что таинство крещения мирянин может совершать, и на том, что таинство пресуществления (причастия) может совершать только священник (соответственно, законный брак в беспоповстве невозможен и является блудом, даже если санкционирован фольклорным ритуалом), другие утверждали, что таинство свершается в сердцах врачующихся (т. е. по существу его совершает Бог), а священник и Церковь только благословляют брак, благословлять же может и мирянин. Расхождения были столь значительны, что первый официальный собор старообрядцев в 1906 назывался "Собором старообрядцев-беспоповцев, признающих брак".

Важность обряда В. и символики венца видны, в частности, из того факта, что в др.-рус. обрядности, по нек-рым сведениям, при втором браке, т. е. браке вдовца или вдовы, венок надевали не на голову второбрачному, а на плечо; при этом подчеркивалось, что "переходный" обряд, при к-ром жених уподобляется царю, может совершаться лишь единожды в жизни.

Тем же термином "В." обозначалась царская (ранее - княжеская) коронация (венчание на царство) (поэтому в церк. терминологии предпочитаются более точные обозначения: браковенчание или бракосочетание). Сама ассоциация с царским ритуалом несомненно была важна для осмысления обряда В. Ср. показательный пример: уже в литературе 20 в. (об итальянском кардинале) "четыре каноника несли его шлейф, как это бывает с царями во время венчания или очень знатными дамами - тоже во время венчания" (В. В. Розанов).

Венюков Мих. Ив

ВЕНЮКО́В Мих. Ив. (1832-1901) - географ, путешественник и этнограф. Чл. Рус. геогр. об-ва (с 1859). Вольнослушатель Петерб. ун-та (1852-1854), окончил академию Ген. штаба (1856). Путешествовал по Д. Востоку. (1857-1859), Тянь-Шаню и Памиру, Заилийскому кр. (1859-1861), Кавказу (1861-1863). Исследовал р. Амур, доказав ее судоходность, дал описание оз. Иссык-Куль и верховьев р. Чу, составил геогр. и этногр. описание С.-З. Кавказа. Путешествовал также по Японии, Китаю (1868-70) и Турции (1874), корр. "Колокола" А. Герцена. Один из организаторов первого съезда рус. естествоиспытателей (1868), участник Междунар. геогр. конгр. в Париже (1875). По его инициативе в 1872 составлена новая этногр. карта Европ. России. В 1877 эмигрировал за границу, где избран чл. геогр. и топографич. об-в Швейцарии, Франции, Англии, его труды издавались Парижской АН. В 1880-1900 В. совершил поездки в Индокитай, Сев. Африку, Занзибар, Юж. и Центр. Америку, Италию, Норвегию, на Корсику, Мадагаскар, Маскаренские, Антильские, Балеарские о-ва. Умер в Париже. Автор оригин. учебника по физ. географии и др. тр. по географии, этнографии, истории.

Венявский Генрик

ВЕНЯ́ВСКИЙ Генрик (1835-80) - польский скрипач, композитор, педагог. Окончил Париж. конс.по скрипке у Ж. Л. Массара, по композиции у И. Коллета. Интенсивная концертная деятельность в Европе и России принесла ему славу выдающегося скрипача. В. - музыкант романтич. направленности, его игра увлекала артистизмом, яркостью темперамента, виртуозным блеском. Первый профессор скрипичного класса в Петерб. конс.(1862-68), среди его учеников - В. Салин, Д. Панов, К. Путилов, П. Краснокутский (окончил курс у Ауэра). В 1860-72 - солист имп. двора и театров Рус. муз. об-ва. В 1872-74 гастролировал в США с А. Г. Рубинштейном. В 1875-77 - проф. Брюссельской конс., где среди его учеников был Э. Изаи. В мировой, в т. ч. рус. скрипичный репертуар прочно вошли мн. произведения В.: 2 концерта, Фантазия на темы оп. Ш. Гуно "Фауст", блестящие вариации на оригинальную тему, этюды-каприсы для 2 скр., этюды и др. В Польше проводятся Междунар. конкурсы им. В. - в Варшаве с 1935 и в Познани с 1957. Среди лауреатов много рус. скрипачей: Б. Гольдштейн, М. Комиссаров, И. Ойстрах, Т. Гринденко, В. Репин, М. Венгеров и др.

Лит.: Ямпольский И. Генрик Венявский. М., 1955.

Вера

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Вера и разум"

"ВЕ́РА И РА́ЗУМ" - богословско-филос. журнал, изд. при Харьковской дух. семинарии (1884-1917). Придерживался апологетич. направления. Редакторы: ректоры семинарии - прот. Иоанн Кратиров (до 1893), прот. А. Мартынов (до 1894), прот. И. Знаменский (до 1905), прот. А. Юшков (до 1917). Выходил 2 раза в мес. объемом 10--12 печ. листов. Каждый номер делился на три части: богословская, филос. и "листок" для духовенства Харьковской епархии, где помещались офиц. распоряжения и местная хроника (с 1907 "листок" выходил в виде прил. к "Известиям и заметкам по Харьковской епархии"). В богословской части публиковались мат-лы по библейской и церк. истории, патрологии, агиографии, церк. археологии. Имелся раздел, посв. истории раскола и сектанства. В филос. раздел включались разборы разл. филос. учений (или их отд. аспектов). Много места уделялось критич. анализу содержания новейших для того времени учений (особенно Ф. Ницше и Э. Гартмана). Печатались пер. произв. Сенеки, Лейбница, И. Канта, Каро, Жане, Фулье и др. Приоритет отдавался работам, связанным с проблемой познания. В разл. время опубл. ряд произв. А. И. Введенского, П. Линицкого, Г. Струве.

"Вера и церковь"

"ВЕ́РА И ЦЕ́РКОВЬ" - духовный богословско-апологетич. журнал (1899-1907). Изд. и ред. - свящ. И. И. Соловьев (Москва). Выходил 10 раз в год объемом 8-10 печ. листов, придерживался крайне правого охранит. (порой откровенно черносотенного) направления. Стремился противодействовать распространению неверия в об-ве, бороться с попытками церк. обновления. Публиковал статьи по всем разделам богословия (приоритет отдавался спорным вопросам, обсуждавшимся в об-ве с позиций, не согласных с учением Правосл. Церкви. критика религ. доктрины Л. Н. Толстого и др., жизнеописания деятелей Церкви и культуры России (митр. Московского Филарета, А. С. Хомякова, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, В. А. Жуковского, М. Н. Каткова и др.), библиогр. обзоры (рассмотрено ок. 100 уч. руководств и пособий по Закону Божию). Журнал пользовался личной поддержкой К. П. Победоносцева и Иоанна Кронштадтского, но, несмотря на это, прекратил существование из-за недостатка средств.

Предыдущая страница Следующая страница