Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "В" (часть 3, "ВАС"-"ВЕЕ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 3, "ВАС"-"ВЕЕ")

Васильев Вл. Еф.

ВАСИ́ЛЬЕВ Вл. Еф. (род. 1929) - поэт-переводчик. Пер. с романских, англ., польск. и др. языков (П. Верлен, М. Метерлинк, Э. По, польские фрашки и др.). Осн. круг интересов В. - собирание и перевод эпиграмм (сб-ки ан-тологич. характера "Испанская классич. эпиграмма", 1970, илл. М. М. Шемякина к этой книге - первая публикация работ художника), "Франц классич. эпиграмма" (1979), "Англ. классич. эпиграмма" (пер. С. Я. Маршака и В., 1987), "Рус. классич. эпиграмма" (сост. и вступ. ст. В., 1986). Подготовил к изданию антологию эпиграммы от античности до наших дней в 4 т., в к-рой активно участвовал как переводчик ("Всемирная эпиграмма", СПб, 1997).

Васильев Мих. Ник

ВАСИ́ЛЬЕВ Мих. Ник. (1770-1847) - мореплаватель, вице-адм. (1835). Окончил Мор. корпус в СПб. Плавал в Балт., Черном и Средиземном м. В 1819-22 - нач. кругосветной эксп. на шлюпах "Открытие" (ком. - В.) и "Благонамеренный" (ком. - Г. С. Шишмарев), составлявших "Сев. дивизию" ("Юж. дивизия" находилась под нач. Ф. Ф. Беллинсгаузена). Задачей эксп. было отыскание Сев. мор. пути из Тихого ок. в Атлантич. через Берингов прол. Эксп., достигнув Бразилии, прошла в Сидней (через Атлантич. и Инд. ок.) и оттуда к Берингову прол. В теч. двух лет (с зимовкой в Сан-Франциско и у Гавайских о-вов) пыталась пройти во льдах Беринова прол. на В. и на З. по Ледовитому ок. Не открыв сев.-зап. прохода, экспедиция, однако, сняла на карту и описала ч. побережий сев.-вост. Азии и ч. берегов Аляски, а также нек-рые о-ва Берингова м., открыла о. Нунивок, мысы Головнина и Рикорда на Аляске, внесла исправления в прежние карты, в Юж. полушарии открыла архипелаг из 16 коралловых о-вов. На обратном пути экспедиция обогнула Юж. Америку. Во время плавания проводились гидрографич. иссл., метеорологич. наблюдения, были собраны богатые геол., зоол., ботан. и этногр. коллекции. Мат-лы экспедиции не опубл. Только в 1949 в Смоленском обл. архиве обнаружен полный отчет о ней, составленный В. и Шишмаревым совм. с А. П. Лазаревым.

Васильев Ник. Ал-др.

ВАСИ́ЛЬЕВ Ник. Ал-др. (1880-1940) - рус. логик. В своих статьях 1908-12 предвосхитил нек-рые концепции (интуиционистские, паранепротиворечивые и многозначные логики) совр. неклассич. логики. В. работал над созданием металогики ("воображаемой логики"), "свободной от закона протворечия". Одновременно с В. сходные концепции выдвинуты и разработаны в систематич. форме Л. Брауэром, А. Гейтингом, Я. Лукасевичем и др. К сожалению, его науч. и преподават. деятельность (он был проф. Казан. ун-та) была прервана в 1923 тяжелым заболеванием.

Соч.: Воображаемая логика. Избр. тр. М., 1989.

Лит.: Бажанов В. А. Н. А. Васильев. М., 1988.

Васильев Ник. Вас.

ВАСИ́ЛЬЕВ Ник. Вас. (1875 - после 1950) - архитектор. Мастер "северного модерна". Окончил Ин-т гражд. инженеров и АХ. Больш-во своих проектов выполнил в соавторстве - гл. обр. с А. Ф. Бубырем.

В 1910-13 гг. В. совместно с А. И. фон Гогеном и С. С. Кричинским построил соборную мечеть в СПб., самую северную мечеть в мире, арх-ра к-рой органично соединяет мотивы среднеазиатского зодчества и северного модерна. В 1910 совм. с Бубырем построил в Ревеле нем. театр и особняк Лютера, считающийся одним из лучших памятников модерна в Эстонии. Его постройки есть также в Екатеринбурге, Перми и Харькове. В 1918 эмигрировал, строил в Турции, Сербии, с 1923 работал в США.

Васильев Никанор Ив

ВАСИ́ЛЬЕВ Никанор Ив. (1833-1917) - врач, коллекционер. Собрал более 70 картин рус. и зап.-европ. мастеров, скульптуры, зап.-европ. фарфор. Дом, капитал и коллекцию завещал Калужскому земству, чем было положено начало первому в Калуге худож. музею, открытому в 1918.

Васильев Пав. Вас.

ВАСИ́ЛЬЕВ Пав. Вас. (1832-79) - драм. актер. Окончил Моск. театр. уч-ще в 1850. В течение 10 лет выступал на провинц. сцене (Тула, Чернигов, Казань, Харьков, Полтава, Одесса). Начинал с эпизодич. ролей, добился успеха в водевиле. Среди наиб. значит. ролей, к-рые позднее сыграны на столичной сцене: Расплюев ("Свадьба Кречинского" А. В. Сухово-Кобылина), Осип ("Ревизор" Н. В. Гоголя), Михайло ("Чужое добро впрок не идет" А. А. Потехина), Любим Торцов ("Бедность не порок" А. Н. Островского), Ладыжкин ("Жених из долгового отделения"), Боярышников ("Не в деньгах счастье" И. Е. Чернышева). После смерти А. Е. Мартынова занял его место в Александринском т-ре (1860). Художник интуитивного склада, умевший создать точный бытовой рисунок, В. выступает в разноплановых ролях: Лисичкин ("Дочь рус. актера" П. И. Григорьева), Бальзаминов ("Зачем пойдешь, то и найдешь"), Краснов ("Грех да беда на кого не живет"), Тихон ("Гроза" - три последние А. Н. Островского), Кузовкин ("Нахлебник" И. С. Тургенева), Иоанн ("Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого). Критики разных направлений сходились в высочайшей оценке таланта актера "мартыновский талант", "мочаловская игра", "бесспорно, самый даровитый актер нашей драматич. труппы". Но острое соперничество с премьером Александрийского т-ра В. В. Самойловым заставило В. дважды покидать театр в 1864 на сезон и в 1874 окончательно. Посл. годы жизни играл на моск. и провинц. сценах.

Лит.: Мордисон Г. З. Жизнь актера Павла Васильева. Л., 1972.

Васильев Пав. Ник

ВАСИ́ЛЬЕВ Пав. Ник. (1910-37) поэт. Род. в Вост.-Казахстанской обл. в семье учителя. Отец и мать - выходцы из семиреченских казаков. Детство В. прошло в Атбасаре, Петропавловске, Павлодаре. Окончил школу в Омске (1925). В 1926 поступил во Владивостоке на япон. отд. ф-та вост. яз. Дальневост. ун-та (не окончил). Скитался по таежной Сибири, плавал матросом, мыл золото на Лене. Печатался с 1926. Осенью 1929 поступил в Высший лит.-художн. ин-т им. В. Я. Брюсова. Много ездил по Сибири, Дальнему Востоку, Туркестану, Казахстану. Тесные связи с казахами, изучение нар. иск-ва, языка сказались в оригин. цикле стихов В. на сюжеты казах. песен и легенд (вошел в коллективный сб. "Песни киргиз-казахов", 1932). Использование фолькл. мотивов характерно и для эпич. поэм В. 30-х гг. ("Соляной бунт", "Кулаки" и др.), где противостоящие силы деревни представлены и отд. характерами, и многоликим образом толпы. В 1937 В. арестован и расстрелян.

Васильев Фед. Ал-др.

ВАСИ́ЛЬЕВ Фед. Ал-др. (1850-73) - живописец. Род. в Гатчине в семье почтового чиновника. Учился в СПб. в рисовальной школе Об-ва поощрения художников, затем в АХ, испытал влияние И. И. Шишкина, был близок с И. Н. Крамским. В 1870 работал на Волге вместе с И. Е. Репиным ("Вид на Волге. Баржи", 1870). Мастер реалистич. пейзажа. Картины В. отличаются поэтич. трактовкой образа, искренностью, эмоциональностью в изображении рус. природы. Для наиб. зрелых произв. ("Оттепель", 1871; "Мокрый луг", 1872, "Болото в лесу. Осень", 1872-73, и др.) характерны тщательность проработки колорита, драматизм и романтич. взволнованность. В. умер в Ялте от туберкулеза.

Лит.: Васильев Ф. Сб. мат-лов, писем и документов. М., 1937; Дваженко Ю. Ф. Ф. А. Васильев. Л., 1973; Ромашкова Л. И. Ф. А. Васильев: Альбом. М., 1977; Мальцева Ф. С. Ф. А. Васильев. М., 1984; Ф. А. Васильев: Альбом / Вступ. ст. и сост. Н. Н. Новоуспенского. М., 1991.

Васильевский Вас. Григ

ВАСИ́ЛЬЕВСКИЙ Вас. Григ. (1838-99) - историк, основатель рос. школы византиноведения, акад. Петерб. АН (1890; ч.-к. с 1876). Окончил ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та (1860), с 1870 проф. там же. Науч. интересы В. охватывали одноврем. внешнеполит. историю Византии 9-13 вв., историю Руси и древних славян (статьи о варягах и Руси, крещении Владимира I, истории Болгарии, Сербии и др.). В изучении внутр. истории визант. гос-ва В. уделял значит. внимание проблеме генезиса феодализма. Преобладание в Византии свободного крестьянства в 7-11 вв., по его мнению, было результатом "слав. колонизации" Греции. В. и работавший параллельно Ф. И. Успенский упрочили отеч. традицию нерасторжимой связи славистики и византиноведения. Велики заслуги В. в обл. публикации и изучения неизв. и малоизв. письм. источников, имеющих значение и для истории славянства (напр., издание совм. с В. К. Ернштедтом "Советов и рассказов" Кекавмена, 1896). В. основал в 1894 первый в России журн. по византиноведению - "Византийский временник", выходящий до сих пор. Благодаря В. византиноведение стало особой специальностью в ун-тах. Пристальное внимание В. к соц.-экон. проблемам было воспринято его учениками и последующими поколениями отеч. византиноведов.

Лит.: Успенский Ф. И. Акад. В. Г. Васильевский: (Обзор главнейших тр. его по изучению Византии) // Журн. Мин-ва нар. просвещения. 1899. Окт. Отд. 2. С. 291-342; Лавров П. А. Труды В. Г. Васильевского по истории славян // Науч.-лит. сб. галицко-рус. Матицы. Т. 1. В. 1. Львов, 1901. С. 1-16.

Васильевский остров

Статья большая, находится на отдельной странице.

Васильевы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Васильевы, братья

ВАСИ́ЛЬЕВЫ, братья - псевд. реж.-однофамильцев. Георг. Ник. (1899-1946) учился в Варшавском технол. ин-те, в Моск. театр. студии И. Певцова "Молодые мастера", в реж. мастерской С. М. Эйзенштейна (1929). С 1923 выступал как кинокритик. В 1924-28 - ред.-монтажер к/ст. "Госкино" по перемонтажу заруб. ф. С 1929 реж. к/ст. "Ленфильм". Поставил науч.-поп. ф. "Невероятно, но факт" (1932).

Сер. Дм. (1900-59) в 1924 окончил Ин-т экранного иск-ва в Ленинграде (актерск. и реж. отделения). В 1924-28 ред.-монтажер по перемонтажу заруб. ф. к/ст "Севзапкино" и "Совкино". Учился в реж. мастерской С. Эйзенштейна. С 1928 реж. к/ст. "Ленфильм". После смерти Георгия Васильева поставил ф.: "Герои Шипки" (1955, совм. с Народной Республикой Болгарией, спец. приз МКФ в Каннах, 1955), "В дни Октября" (1958, и соавтор сценария).

Совм. пост.: "Подвиг во льдах" (1929, о поисках сов. полярниками экспедиции Нобиле), "Спящая красавица" (1930, по сценарию Г. Александрова - о рутинных явлениях в т-ре, поставлен в эстетике типажно-монтажного кино). В ф. "Личное дело" (1932) обратились к стилистике т. н. актерского кино. Ф. "Чапаев" (1934, гл. приз МКФ в Москве, 1935, приз Парижской междунар. выставки, 1937). В 1978 на опросе крупнейших кинокритиков мира "Чапаев" включен в число лучших ф. всех времен и народов, пользовался колоссальной зрительской популярностью, стал знаменем сов. кино 30-х гг., определив стилистику актерского звук. кино и воплотив черты мифологии 30-х гг. Ф. "Волочаевские дни" (1937), "Оборона Царицына", "Поход Ворошилова" (оба - 1942, соавторы сценария) - о Гражд. войне на Д. Востоке, на р. Волге и др. "Фронт" (1943, по одноим. пьесе А. Корнейчука) - о Вел. Отеч. войне.

Соч. Собр. соч.: В 3 т. М., 1981-83.

Лит.: Писаревский Д. Братья Васильевы. М., 1981.

Васильчиков Ал-др. Ал

ВАСИ́ЛЬЧИКОВ Ал-др. Ал. (1832-90) - меценат, русский историк, дипломат, гофмейстер двора. Служил в дипломатич. миссиях в Риме и Карлсруэ. В 1879-1888 - директор Имп. Эрмитажа. В 1882-86 - председатель Археологич. комиссии. Специалист по русской истории 18 в. Издал "Словарь русских портретов" (1871).

Васнецов Анд. Влад

ВАСНЕЦО́В Анд. Влад. (род. 1924) - художник-монументалист. Внук В. М. Васнецова. Учился в Моск. ин-те прикладного и декоративного иск-ва (1946-53) у А. А. Дейнеки, А. Д. Гончарова, П. П. Соколова-Скаля. Дипломная работа - картина "Изобилие". Участник выставок с 1954, в т. ч. - "40 лет МОСХа" (1962). Написал ряд панно (совм. с др.) для сов. павильонов на заруб. выставках (Лейпциг, 1953, Нью-Йорк, 1957, Всемирная выставка в Брюсселе, 1958). Участвовал в росписи гостиницы "Варшава" (1960) и почтамта на Казанском вокзале (1965), в выполнении фриза для Дворца пионеров (1962), в создании барельефа для Центр. Мор. клуба ДОСААФ СССР (1964) и др., мозаичного панно "Советские люди - покорители космоса" (1966-67) для Музея истории космоса (Калуга). Автор проекта (совм. с И. И. Васнецовой) оформления жилого квартала на тему "История транспорта" (1966-67). Автор живописных картин: "Хирурги" (1955), "Варшавянка" (1956) и др. Секр. (1983-88), пред. (1988-92) правления СХ СССР. Чл.-корр. Рос. АХ (АН СССР с 1988), проф. Нар. художник РСФСР (1984), Гос. премия СССР (1979) за мозаику "Человек и печать" в здании изд-ва газ. "Известия".

Васнецов Аполлинарий Мих.

ВАСНЕЦО́В Аполлинарий Мих. (1856-1933) - живописец, график, театр. художник, пейзажист. С 1899 чл. Товарищества передвижных худож. выставок. Один из организаторов "Союза рус. художников". Ученик В. Д. Поленова, И. Е. Репина и своего брата В. М. Васнецова. Автор полотен, посв. архит. облику др. Москвы ("Улица в Китай-городе, начало 17 в.", 1900, пейзажей "Моск. дворик зимой", 1920-е гг.). Тематика живописных произв. В. определила его обращение к операм и драмам на сюжеты из рус. истории, рус. эпоса ("Хованщина", "Садко", "Иван Сусанин", "Сказание о граде Китеже", "Каширская старина" и др.). В 1901-18 В. рук. пейзажным кл. Моск. уч-ща живописи, ваяния и зодчества. С 1918 возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы. В Москве находится Музей-квартира В.

Лит.: Васнецов В. А. Страницы прошлого: Воспоминания о художниках братьях Васнецовых. Л., 1976; Васнецова Е. К., Шмидт И. М. А. М. Васнецов: Альбом. М., 1980; Беспалова Л. А. М. Васнецов. 2-е изд. М., 1983.

A. M. Васнецов

A. M. Васнецов

Васнецов Вик. Мих.

ВАСНЕЦО́В Вик. Мих. (1848-1926) - живописец (станковист, монументалист, театр. художник), график, архитектор, мастер декор.-прикладного иск-ва, собиратель произв. нар. иск-ва. Учился в Вятской духовной семинарии (1862-67), в Рисовальной школе ОПХ (1867-68), в АХ (1868-75). Член Товарищества передвижных худож. выставок с 1874. Начал с 70-х гг. с создания жанровых картин. С 1880 постоянно работал над живописными и графич. произв. на темы отеч. истории, рус. былин, сказок, песен ("После побоища Игоря Святославича с половцами", 1880, "Аленушка", 1881, "Богатыри", 1881-98, и др.). Был тесно связан с худ. кружком в Абрамцеве, частной рус. оперой С. И. Мамонтова. Живопись и графика В. 80-х гг., а также проекты церкви и "Избушки на курьих ножках" в Абрамцеве приобретают черты стиля модерн, получившие развитие в театр. декорациях и костюмах (оп. "Снегурочка" Н. А. Римского-Корсакова, 1882, 1886, и др.), в монумент. панно ("Каменный век" для Ист. музея в Москве, 1883-85), церк. монумент. и станковой живописи. Религ. сюжеты у В. свидетельствуют о творч. осмыслении достижений рус. монумент. живописи 12-17 вв., нар. декор.-прикладного иск-ва, проникновение в сущность православия. Широкая манера письма, четкий контур, стремление к лаконизму и обобщению позволили В. успешно работать в разл. техниках монумент. живописи (росписи и мозаики): росписи Владимирского собора (Киев, 1885-96), мозаики храма Воскресения ("Спас на крови", СПб., 1883-1901), росписи и мозаики церкви Георгиевской (Гусь-Хрустальный, 1856-1904), мозаики церкви Александра Невского (Варшава, 1900-11, не сохр.) и др.

Лит.: Успенский А. И. Виктор Михайлович Васнецов. М., 1906; В. М. Васнецов: Письма. Дневники. Восп. Суждения современников. М., 1987; Ярославцева Н. Виктор Васнецов // Художник. 1988. № 4; Виктор Васнецов: Каталог выст. М., 1990; Лазуко А. К. Виктор Михайлович Васнецов: Альбом. Л., 1990; Кутейникова Н. С. Религ. живопись В. М. Васнецова // Культура. Иск-во. Религия. Проблемы взаимодействия. Л., 1990.

В. М. Васнецов. Аленушка

В. М. Васнецов. Аленушка

Васнецов Юр. Ал

ВАСНЕЦО́В Юр. Ал. (1900-73) - график, живописец. Нар. художник РСФСР (1966). Получил хорошее проф. образование, окончил аспирантуру Всерос. АХ (1932-34). Испытал влияние М. В. Матюшина, К. С. Малявина, В. В. Лебедева. С 1928 сотр. с Ленингр. отд. "Детгиза" под рук. С. Я. Маршака, с писателями Д. Хармсом, Е. Шварцем, художниками В. Ермолаевой, Н. Тырсой и мн. др. Декор, живописность, насыщ. эл-ми нар. иск-ва, фольклора, фантастичность определяют самобытность илл. В. ("Болото", В. Бианки, 1931; "Конек-Горбунок", П. Ершов, 1933; "Ладушки", 1962-64; "Радуга-дуга", 1965-68, и др.). Чувством гармонии и красоты окружающего мира проникнуто большинство живописных произв. В., мн. сюжеты к-рых связаны с родиной художн. - Вяткой ("Вятка", "Пятницкая улица", 1935-36).

Лит.: Юрий Васнецов: Живопись. Рисунок. Акварель. Кн. графика. Литография. Театр.-декор. работы. Фарфор. Л., 1984.

Васька-пьяница

ВА́СЬКА-ПЬЯ́НИЦА (Василий Игнатьевич) - фольклорный персонаж, богатырь. Главный его подвиг - единоличная победа над татарскими полчищами. В. П. принадлежит к голи кабацкой и не входит в регулярный состав киевских богатырей. В былинах о В. П. просматривается пародийный план и сатирич. шутовское начало: пропившегося "до ниточки", его вызволяет из кабака кн. Владимир (пародируется эпизод освобождения князем Ильи Муромца из затвора); чтобы набраться силы, В.-П. трижды опохмеляется "ведром зелена вина"; он расправляется с киевскими боярами, временно отдавая Киев татарам; побеждает войско Батыя, заводя его по частям в западню.

Васютинский Антон Фед

ВАСЮ́ТИНСКИЙ Антон Фед. (1858-1935) - медальер. Акад. АХ (1908), Герой Труда (1922). В 1893-1935 - ст. медальер, затем пом. управляющего медальерной ч. Петерб. (Ленингр.) монетного двора. Автор ста проектов медалей, посв. разл. юбилейным датам в истории России, деятелям науки, культуры и иск-ва, штемпелей рос. и сов. монет и знаков. Среди его работ - медали: 100-летие Гос. Совета (1901), 200 лет со дня осн-ия Пб. (1903), 200 лет Полтавской победы (1909), 100-летие Отеч. войны 1812 г. (1912), медаль и юбилейный рубль в честь 300-летия дома Романовых (1913), орд. Ленина, знак ГТО; штемпели пробных зол. монет в 5, 10 и 15 русов, рос. зол. и банковской серебр. монет, зол. червонцев 1923, серебр. рублей и полтинников 1924, разменной монеты СССР и др.

Ватага

ВАТА́ГА - содружество, артель, компания, сообщество для совм. работы или путешествия: 1) разбойничья В. (казаков, беглых крепостных в Поволжье, на Дону, на Ю. России); 2) В. бурлаков на Волге, Каме, Северо-Двинской системе - врем. сообщество наемных рабочих, занятых при транспортировке барж, судов "вверх" реки; В. рыбаков, артель на рыбных промыслах на - Волге, Азовском и Черном морях; 3) В. промышленников, артель охотников за пушным зверем в Сибири и на Урале; 4) противоборствующие стороны в кулачных боях, а также в хороводах, массовых играх; 5) врем. жилища, землянки для рыболовецких артелей на Каспии.

Ватагин Вас. Ал

ВАТА́ГИН Вас. Ал. (1883/84-1969) - скульптор, график, живописец, педагог, Нар. художн. РСФСР (1964), д. ч. АХ СССР (1957). Анималист. В осн. творчества - глубокие знания натуралиста, целостное восприятие природы, внимание к индивид. характеристике животного, лаконизм и ясность композиц. решений, чувство пластич. возможностей мат-ла. Работал преим. в дереве, успешно использовал металл и керамику ("Гималайский медведь", 1925, "Орангутанг", 1935, "Гепард", 1963, и др.). Графич. илл. худ. и науч. книг ("Маугли" Р. Киплинга, изд. 1926, 1934 и др.). Участвовал в оформлении моск. Дарвинского, Антропол. и Зоол. музеев. Преподавал в Гос. свободных художеств. мастерских (1919), во ВХУТЕМАСе (1921), Моск. высшем художества.-промышл. уч-ще (1963-69).

Соч.: Восп. Записки анималиста. Статьи. М., 1980.

Лит.: Разумовская С. В. А. Ватагин. М., 1956; Тиханова В. А. Лик живой природы. М., 1990.

В. А. Ватагин. Гималайский медведь

В. А. Ватагин. Гималайский медведь

Вахмистр

ВА́ХМИСТР (от нем. Wachtmeister) - звание и должность для унтер-офицерского состава в кавалерии и конной артиллерии рос. армии (с 1711), соответствовало званию фельдфебеля в др. родах войск. По должности в ведение В. входила строевая подготовка, внутренний порядок и хоз. дела в эскадроне.

Вахтангов Евг. Багратионович

ВАХТА́НГОВ Евг. Багратионович (1883-1922) - режиссер, актер, театр. деятель. Сын владикавказского табачного фабриканта. Учился в Моск. ун-те на естеств. и юридич. фак-тах. Участвовал в любит. драматич. кружках. В 1909 поступил в театр. школу А. И. Адашева, где учился у Л. А. Сулержицкого, В. В. Лужского, В. И. Качалова, Л. М. Леонидова и др. По окончании школы принят в число сотр. МХТ (1911), сыграл неск. небольших ролей. Пользовался любовью и уважением К. С. Станиславского, чью систему преподавал с 1911. С образованием в 1912 1-й студии МХТ вошел в нее как актер и режиссер. Сыграл Текльтона ("Сверчок на печи" по Ч. Диккенсу, 1914), Фрезера ("Потоп" Бергера, 1919), Шута ("Двенадцатая ночь" У. Шекспира, 1919). Для В.-актера характерны глубина психологич. разработки роли в сочетании с графич. выразительностью пластич. рисунка, безупречная выверенность ритма, отточенность формы. Эти же принципы В. развивал и в своем реж. творчестве. Вместе с Сулержицким В. создавал идейную программу 1-й студии МХТ, видя задачи иск-ва - не без влияния толстовских идей - в стремлении к этич. идеалу, к нравств. совершенству. В реж. работах - "Праздник мира" Гауптмана и "Потоп" В. подробно исследовал душевную жизнь персонажей. С 1913 рук. Студенч. драматич. студией, к-рая позднее вошла в число студий МХТ и составила основу т-ра, с 1926 носящего имя В. В числе учеников В.: Н. М. Горчаков, А. И. Горюнов, А. Н. Грибов, Ю. А. Завадский, Б. Е. Захава, В. В. Куза, Ц. Л. Мансурова, В. П. Марецкая, А. А. Орочко, А. И. Степанова, И. М. Толчанов, Л. М. Шихматов, Р. Н. Симонов, Б. В. Щукин.

После окт. 1917 В. - один из активных строителей нового т-ра. В спектаклях 20-х гг. искал яркую сценич. форму для выражения совр. содержания, б. значение придавая сатире и гротеску (чеховская "Свадьба", 1920, "Чудо св. Антония", 1921, и др.). В последнем спектакле - "Принцесса Турандот" по сказке К. Гоцци (1922) В. удалось выразить свойств. времени жизнеутверждающее мироощущение, найти новую форму актерского существования в роли. Реж. работы В., его теоретич. взгляды и пед. деятельность оказали существ. влияние на развитие отечеств. т-ра.

Пост.: "Усадьба Ланиных" Б. Зайцева (1914, Студенч. драм. студия), "Росмерсхольм" Г. Ибсена (1918, 1-я студия МХТ), "Эрик XIV" А. Стриндберга (1921, 1-я студия МХТ), "Гадибук" С. Аненского (1922, т-р-студия "Габима").

Е. Б. Вахтангов

Е. Б. Вахтангов

Вахтин Бор. Бор.

ВАХТИ́Н Бор. Бор. (1930-81) - китаевед, лит-вед, писатель, переводчик. Род. в Ростове-на-Дону, сын писательницы В. Ф. Пановой. В 1935 арестован его отец. Детство провел в укр. деревне, в 1946 семья переехала в Ленинград. В 1954 окончил кит. отделение вост. ф-та ЛГУ. Ученик и друг акад. Н. И. Конрада, под рук. к-рого защитил канд. дисс. "Иссл. в обл. юэфу эпох Хань и Наньбэйчао". Одновр. занимался переводами кит. поэзии. С 1957 науч. сотр. Ленингр. отделения Ин-та востоковедения АН СССР. Осн. работы посв. иссл. и пер. кит. классич. поэзии (полный пер. поэтич. антологии "Юй-тай синь юн" ("Новые напевы из Яшмовой Башни") и монография, посв. творчеству Мэн Хаожаня (689-740), неопубл.), теории перевода. В худ. и публицистич. произв. В. б. ч. при его жизни были опубл. только на Западе ("Летчик Тютчев-испытатель", "Ванька Каин", "Абакасов - удивленные глаза", "Одна абсолютно счастливая деревня", "Дубленка"). В 1966 был в составе сов. делегации в Китае ("Кит. дневник" - яркий обличит. документ очевидца "культурной рев-ции"). С 1964 в лит. группе "Горожане"; в 1980 один из авторов неподцензурного альм. "Метрополь".

Соч.: Эпич. сказания народов Юж. Китая (с Р. Ф. Итсом). М.; Л., 1956; Юэфу: Из др. кит. песен. М.; Л., 1958; Гибель Джонстауна. Л., 1986; Так сложилась жизнь моя. Л., 1990.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

ВВЕДЕ́НИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТО́Й БОГОРО́ДИЦЫ - второй двунадесятый богородичный праздник православного церковного года, продолжающий тему праздника Рождества Богородицы и совершаемый 21 нояб. (4 дек.). В его основе лежит одноим. событие из раннего детства Девы Марии, заимствованное из древнехристианского апокрифического памятника "Первоевангелие Иакова".

Богослужебные тексты праздника Введения содержатся в ноябрьской Минее (21-е число) и отд. изданиях. Восточная и западная иконография праздника совпадает в основных чертах. Существуют изображения принесения ангелом пищи и пития Деве Марии, но чаще всего живописуется, с различными вариантами, сцена представления Марии Ее родителями первосвященнику, почтительно пред Ней склоняющемуся (фреска Андрея Рублева в Успенском соборе во Владимире). Особ. многочисл. изображения Марии, самостоятельно восходящей по пятнадцати высоким храмовым ступеням.

Лит.: Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы. М., 1904. С. 45-63; Рождение Марии - Пресвятой Богородицы и Преславной Матери Иисуса Христа (Первоевангелие Иакова) // Символ. Париж, 1987. № 17.

Введение Марии во храм. Икона 14 в.

Введение Марии во храм. Икона 14 в.

Введенский Ал-др Ив

Статья большая, находится на отдельной странице.

Введенский Арс. Ив

ВВЕДЕ́НСКИЙ Арс. Ив. (1844-1909) - критик и обществ. деятель. Сын дьякона. Окончил духовное уч-ще (1857) и духовную семинарию в Твери, учился на физ.-матем. ф-те (1865-67), вольнослушателем ист.-филол. ф-та Петерб. ун-та (1871-75). Служил домашним учителем в Волынской губ. (1867-71), жил уроками и лит. трудом. С 1874 - ревизор деп. журн. д. отчетности Гос. контроля. Наиб. значит. статьи В. - сотр. мн. журналов, собраны в кн. "Общественное самосознание в русской лит-ре" (1900) и "Лит-рные характеристики" (1903), к-рые можно рассматривать как труды в русле культ.-ист. школы. Ред. собр. соч. А. С. Грибоедова, И. И. Козлова, А. В. Кольцова, А. И. Полежаева, М. В. Ломоносова, М. Ю. Лермонтова.

Введенский Иринарх Ив

ВВЕДЕ́НСКИЙ Иринарх Ив. (1813-55) - переводчик, педагог и критик. Сын священника. Учился в Пензенском духовном уч-ще (1821-28), Пенз. и Сарат. духовной семинариях (1828-34), Моск. духовной академии (1838), ист.-филол. ф-те Моск. ун-та (1838-40) и филол. отд. Петерб. ун-та (1840-42). В 1838-40 учитель в пансионе М. П. Погодина, (среди учеников - А. А. Фет, В. С. Курочкин, Д. Д. Минаев), преподавал в воен. уч. заведениях. Один из первых разночинцев в рус. культуре 19 в. (М. И. Погодин считал его родоначальником рус. нигилизма), исповедовавший идеи, близкие М. В. Петрашевскому. Заметным явлением духовной жизни кон. 40-х - нач. 50-х гг. стали "среды" на квартире В., среди их участников А. Н. Пыпин, А. П. Милюков, Г. Е. Благосветлов, Н. Г. Чернышевский. Лит.-критич. выступления В. отмечены влиянием В. Г. Белинского. Особенно значит. в истории рус. культуры была переводч. деятельность В. "Без него у нас не было бы Диккенса" (К. И. Чуковский) и У. Теккерея.

Вводные конструкции

ВВО́ДНЫЕ КОНСТРУ́КЦИИ - слова и словосочетания, грамматически не связанные с предложением, не являющиеся его членами и как бы вклинивающиеся в его состав: К счастью, все обошлось; По моему, он не прав; Он, конечно, вернется; Итак, все позади. В. К. разрывают цельную интонацию предложения, отделяются паузами, произносятся в ускоренном темпе, б. низким тоном и с ослабленной ударностью (А. Н. Гвоздев). Для их выделения на письме используются запятые, скобки и тире.

С помощью В. К. передается субъективное отношение говорящего к сообщаемому и, т. о., включаются в сферу субъективной модальности. В. К. могут служить для выражения эмоцион. оценки сообщаемого с точки зрения его благоприятности или неблагоприятности: к счастью, к сожалению, на беду, оценки достоверности информации или ее соответствия ожидаемому: безусловно, кажется, конечно, разумеется, указания на источник информации: говорят, по словам Юрия, по мнению автора, по слухам; выполняют метатекстовые функции, конкретизируя смысловые связи данного высказывания с предыдущими или послед.: во первых, во вторых, итак, словом, кстати, впрочем, однако, служат для поддержания контакта с собеседником: знаете ли, видите ли, знаешь, признаться, ср. Я, признаться, этого не ожидал.

В. К. подразделяются на вводные слова, практически совпадающие по составу с модальными словами при широком понимании последних, и вводные предложения, отличающиеся относительно большей синтаксич. самостоятельностью и сближающиеся с придаточными предложениями: Как вы знаете, если я не ошибаюсь, как уже было сказано, ср. Он уехал теперь к Яузскому мосту, где, сказали ему, Кутузов (Л. Толстой).

К В. К. близки интонационно выделяемые вставные предложения, к-рые служат для выражения попутных замечаний, уточнений и поправок к осн. содержанию предложения; ср.: Его вторая жена, красавица, умница - вы ее только что видели - вышла за него, когда он был уже стар (А. Чехов); Солдаты (их было трое) ели, не обращая внимания на Петра (Л. Толстой).

Лит.: Руднев А. Г. Синтаксис совр. рус. яз. М., 1968; Гвоздев А. Н. Совр. рус. лит. яз. Ч. 2. Синтаксис. М., 1973; Вежбицка А. Метатекст в тексте. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 8. Лингвистика текста. М., 1978.

Вдовий дом

ВДО́ВИЙ ДОМ - благотворит. заведение для дворянок, основанное имп. Марией Федоровной в 1803 году. С 1808 располагался в Смольном монастыре. Принимались вдовы штаб- и обер-офицеров, вплоть до ген.-майоров, или выпускницы казенных институтов, прослужившие классными дамами и учительницами не менее 20 лет. По примеру петерб., В. Д. были основаны в Москве (1809) и провинции. С 1813 учрежден разряд "сердобольных вдов", ухаживавших за больными в больницах для бедных и в частных домах. Во время Крымской войны в 1856 году "сердобольные" из петерб. и моск. В. д. работали во фронтовых госпиталях. В 1851 учрежден Дом девиц для призрения учительниц, гувернанток и дочерей офицеров. Существовали до 1917.

Веверица

ВЕ́ВЕРИЦА (векша) - мелкая неделимая ден. единица в Др. Руси. Происходит от назв. белки и восходит к тем временам, когда шкурки были товаро-деньгами. В. равнялась ок. 1/6 куны или 1/3 резаны. Эквивалент В. - 0,33 г серебра.

Ведель Артемий Лукьянович

ВЕ́ДЕЛЬ Артемий Лукьянович (1770, по др. данным 1767-1808) - укр. комп., певец, дирижер хора, регент. Воспитывался в Киевском духовном уч-ще, пел в архиерейском хоре, в к-рый вернулся через неск. лет регентом. По просьбе моск. ген.-губернатора Еропкина о подыскании знатока для образования и устройства капеллы В. направлен в Москву, где проявил мастерство в управлении церк. хором. По смерти Еропкина вернулся в Киев, управлял хором корпусного ген. Леванидова. Благодаря хлопотам последнего получил чин капитана. С 1792 в отставке, поступил послушником в Киево-Печерскую лавру, но вскоре скрылся из обители, пустившись в странствие по соседним губ. (Черниговской, Харьковской, Полтавской). Во время волнений на Украине заподозрен в составлении политич. записки, арестован и, по возвращении в Киев, посажен в смирит. дом. После этого В. "впал в меланхолию", не покидавшую его до смерти. В. обладал прекрасным голосом (тенор), ощущал пластику мелодич. линий, согласуя их единство. Все его произв. сохранились в рукописях в Киевской духовной академии (два двухорных концерта - "Праведник веры" и "Господь пасет мя", 10 четырехголосных и мелкие соч., из к-рых лучшим считается концерт "Покаяния отверзи ми двери").

Веденин Вяч. Петр.

ВЕДЕ́НИН Вяч. Петр. (род. 1941) - лыжник, з. м. с. СССР (1970). Олимп. чемпион 1972 в гонке на 30 км и эстафете 4×10 км. Чемпион мира 1970 в гонке на 30 км и эстафете 4×10 км. Чемпион СССР в гонках на 15 км (1969), 50 км (1967-1969, 1972), 70 км (1969, 1970), в эстафете 4×10 км (1966, 1968-1970, 1972, 1973). Первый из сов. спортсменов выиграл индивид. гонку на Олимп. играх. Знаменосец олимп. команды СССР на Олимп. играх 1972.

"Ведомости"

"ВЕ́ДОМОСТИ" - первая рус. печатная газета. Выходила с кон. 1702. Внач. печаталась церк., с 1710 (№ 2 от февр.) - гражд. шрифтом. До 1711 изд. в Москве, затем - в СПб. Назв. варьировалось: "Ведомости", "Ведомости Московского гос-ва", "Ведомости Московские", "Российские ведомости" и т. д. Включала отделы внутр. и внеш. политики России, иностр. известий о России, их число менялось. В "В." находили отражение разл. стороны рус. и междунар. жизни; статьи носили, как правило, фактич. констатирующий характер. Также печатались офиц. документы (речи, реляции и т. п.). Кол-во номеров было непост.: 3-9 в 1703 и 1704, 46 - в 1705; 3 в 1717, 1 - в 1718. Изменялся тираж - в первые годы отд. номера выходили в кол-ве 2 - 4 тыс. экз. (напр., № 4 за 1703 - 4 тыс.). В дальнейшем тираж падает, "В." выходят в кол-ве 200-100 экз., а с № 2 за 1724 в 30 экз. До 1711 ред. "В." Ф. Поликарпов, в 1711-19 - М. Аврамов, с 1719 - Б. Волков. На № 4 за 1727 "В. "прекратилось.

Полный титул "Ведомостей" за 1703 г.

Полный титул

Ведомство учреждений императрицы Марии

ВЕ́ДОМСТВО УЧРЕЖДЕ́НИЙ ИМПЕРАТРИ́ЦЫ МАРИ́И (Мариинское ведомство) - высший гос. орган управления сиротскими, жен. и др. учебными и благотворит. учреждениями в дорев. России. Осн. в 1828 как IV отделение Собств. Е. И. В. канцелярии. (Назв. В. У. И. М. употреблялось с 1854.) Свое начало ведомство вело от Канцелярии имп. Марии Федоровны (вдова имп. Павла I), к-рая в 1796 возглавила Воспитат. об-во благородных девиц. В 1797 Канцеляриии подчинены Воспитательные дома Пб. и Москвы. В 1880 IV отделение переим. в Собств. Е. И. В. канцелярию по учреждениям имп. Марии. 4 марта 1917 В. У. И. М. вошло в состав Мин-ва нар. просвещения.

Лит.: Ведомство учреждений имп. Марии (1797-1897). СПб, 1897.

Ведро

ВЕДРО́ - рус. мера жидкости, равная 1/40 бочки, или 20 бутылкам (ок. 12,3 л).

Ведьмы

ВЕ́ДЬМЫ в рус. традиции - женщины, якобы запродавшие душу дьяволу в обмен на получение сверхъестеств. способностей - насылать порчу на людей и домашний скот, вызывать эпидемии, засуху, неурожай; готовить приворотные зелья и яды; оборачиваться в разл. предметы, летать по воздуху Считалось, что есть В. прирожденные и наученные. "Ученая ведьма хуже прирожденной". Внешне В. могли не отличаться от других женщин, но обычно представляются либо безобразными старухами, либо красивыми молодыми женщинами. Для распознания В. существовали спец. приемы. Напр., считалось, что В. не выносят брани и поэтому, если выматериться или неожиданно показать кукиш, В. непременно себя обнаружат. В., как и другая нечисть, проявляют особую активность на стыке Старого и Нового года. На Ивана Купала (24 июня) собираются на Лысой горе под Киевом. Наименьшая активность приходится на Силу (30 июля), когда В. обмирают, опившись молока, выдоенного ими у чужих коров. Для защиты от В. применялись разл. средства. Наиб. распростр. - выжигание крестов на дверях домов и хлевов.

Веер

ВЕ́ЕР - предмет дамского костюма. Первоначально - опахало из листьев или птичьих перьев. В Греции и Риме опахала изготовлялись из павлиньих перьев. Классич. форма складного В. из деревянных пластинок, соединенных штифтом и часто обтянутых бумагой или тканью, раскрываемая полукружием, была изобретена в Китае и получила распространение в Европе с конца 16 в. В России В. появляется в 18 в. Парадный В. являлся произведением иск-ва: для его изготовления и отделки использовались слоновая кость, черепаха, перламутр, золото, пластинки. В. украшали резьбой, аппликациями и инкрустациями. Часто использовались перья экзотических птиц: страусовые, павлиньи, райских птиц и т. д. Веера иногда расписывали крупные художники - Буше, Ватто, Гойя и др., сюжетами были галантные сцены, пейзажи, архитектурные сооружения, исторические события и портреты близких. Среди известнейших русских В. - В. с видом только что отстроенного большого Царскосельского дворца (ок 1750), В. из золотых пластинок с видом Чесменского морского сражения (худ. Г. И. Козлов), В. с единственным дошедшим изображением дворца Екатерины II в Пелле, разобранного в Павловское царствование.

В России В. нашел применение как дополнение к костюму только на балах и в театре, хотя по этикету его необходимо было носить даже на прогулках. В. является традиционным сувениром, их привозят из путешествий, дарят на балах, снабжая памятной надписью, датой, подписью. Язык В., изобретенный в Испании для бесед знаками на расстоянии и имевший около 100 положений, в России распространения не получил. В конце 20 в. В. практически вышел из употребления даже в Испании, Италии и Китае и стал иметь исключительно историко-сувенирное значение.

Лит.: Тройницкий С. Н. Каталог вееров XVIII в. Пг., 1923.

Предыдущая страница Следующая страница