Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Васильевы

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Васильевы

ВАСИ́ЛЬЕВЫ - семья русских актеров. Пав. Вас. (1832-79) - выходец из мещанской семьи. После окончания Моск. театр. уч-ща зачислен фигурантом в балетную труппу императорских т-ров. Решив стать драматич. актером, уезжает в провинцию, где скоро добивается успеха. Приверженец реалистич. манеры игры, В. с 1860 в труппе Александринского т-ра, с равным успехом исполняя как драматич., так и комедийные роли. Особенно близок В. худож. мир Островского, в пьесах к-рого он сыграл 24 роли: Любим Торцов ("Бедность не порок"), Тихон ("Гроза"), Подхалюзин ("Свои люди - сочтемся"), Бальзаминов, Милашин ("Бедная невеста") и др. Среди лучших ролей В. также: Осип ("Ревизор"), Кочкарев ("Женитьба"), Расплюев ("Свадьба Кречинского"), Сочетание напряженного драматизма с комедийностью особенно ярко проявилось в роли Кузовкина ("Нахлебник" Тургенева). Блестяще исполнял эпизодич. роли (напр., кн. Тугоуховского - "Горе от ума"). Часто выступал с концертами, где читал произв. Достоевского, Некрасова, Салтыкова-Щедрина. В 1864 В. вынужден уйти из т-ра по причине расхождений эстетич. и обществ. взглядов с театр. администрацией и мн. членами труппы, но через год, под давлением передовой критики, вновь приглашен в труппу. После возвращения играл редко и, как правило, в малоинтересных пьесах. В 1874 окончательно покидает имп. сцену, одновременно уйдя и из театр. уч-ща, где с 1868 вел драматич. класс (его ученики Е. И. Левкеева, А. М. Дюжикова, А. А. Мартынов, П. М. Свободин). В сезоне 1874-75 В. играл в Моск. общедоступном частном т-ре лучшие старые роли, с 1875 гастролировал по провинции.

Сер. Вас. (1827-62) - брат Павла Васильевича. Учился в Моск. театр. уч-ще. Проявил способности к танцам, муз. и драматич. иск-ву, учился в классе декламации у М. С. Щепкина. По окончании уч-ща (1844) принят в Малый т-р. Быстро завоевал симпатии зрителей заразит. комизмом, искренностью и простотой. До 1853 выступал преимущ. в водевилях, где, развивая традиции Щепкина, создал ряд образов "маленьких людей", сыгранных с большой симпатией и состраданием. Наиб. ярко проявился талант В. в пьесах Островского. Удачей В. стало исполнение роли Хлестакова, к-рого он, вопреки сложившейся традиции, сыграл в резко обличит. тонах. Покинул сцену из-за болезни глаз, приведшей к полной потере зрения.

Ек. Ник. (1829-77) - жена С. В. Васильева. Дочь музыкантов. В 1845 дебютировала в Малом т-ре в пьесах Э. Скриба и Ф. Шиллера. В 1847 принята в труппу Александринского т-ра, в 1848 переведена в Малый т-р. Умная, красивая, эмоцион. актриса, выступала в разнообр. ролях. Особенно ей удавались образы светских женщин. Рано перейдя на характерно-бытовые и драматич. роли пожилых женщин, наиб. успех снискала в пьесах Островского Вишневская ("Доходное место"), Мамаева ("На всякого мудреца довольно простоты"), Анна Павловна ("Шутники") и др. Среди ролей также Анна Андреевна ("Ревизор"), баронесса Штраль ("Маскарад"), Виола ("Двенадцатая ночь"), Гертруда ("Гамлет").

Над. Сер. (1852-1920) - дочь С. В. и Е. Н. Васильевых. После неск. дебютов в 1870-78 в труппе Малого, в 1878-97 - Александринского т-ра. Выступала преим. в комедиях и водевилях, привлекая тонким вкусом и изяществом отделки ролей, среди к-рых Снегурочка (одноим. пьеса А. Н. Островского), Лиза и Софья ("Горе от ума"), Верочка ("Месяц в деревне"), Розина ("Севильский цирюльник"), Таня ("Плоды просвещения") и др. В 1888-91 преподавала в Петерб театр. уч-ще. В 1897, уйдя из Александринского т-ра, организовала свою труппу, с к-рой выступала в провинции. В 1902 В. вернулась в Александринский т-р, где стала играть гранд-дам и характерные роли: Анна Андреевна ("Ревизор"), Толбухина ("Плоды просвещения"), Гурмыжская ("Лес"), Огудалова ("Бесприданница") и др. С 1914 преподавала на петроградских драм. курсах. Одна из инициаторов создания и первый директор Музея гос. академ. театров в Петрограде.

Вера Сер. (1854-1905) - дочь С. В. и Е. Н. Васильевых. Появилась на сцене в 1872 в Калуге. В 1873 играла в Моск. общедоступном частном т-ре. В 1874 дебютировала в Малом т-ре, в 1875 зачислена в труппу. Играла роли молодых девушек, затем перешла на роли пожилых женщин. Будучи острохарактерной актрисой, умело избегала преувеличений, шаржирования. Среди ролей Графиня-внучка ("Горе от ума"), герцогиня Оливарец ("Дон Карлос" Шиллера), Звездинцева ("Плоды просвещения") и др.

В начало словаря