Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "В" (часть 2, "ВАР"-"ВАС")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 2, "ВАР"-"ВАС")

Варенец

ВАРЕНЕ́Ц - топленое квашеное молоко (преим. в Ю. России и Украине). Молоко затапливают в узкогорлых глиняных сосудах (глечиках), после охлаждения под пенку добавляют сметану или кислое молоко и выдерживают в тепле до скисания.

Вареник

ВАРЕ́НИК - вареное изделие из пресного теста с начинкой из мяса, творога, ягод, картофеля и т. п. Имеет, как правило форму полумесяца. Традиц. укр. и южнорус.

Варианты языковые

ВАРИА́НТЫ ЯЗЫКОВЫ́Е - формальные видоизменения одной и той же языковой единицы, обнаруживаемые на разл. уровнях языка (акцентологич., фонетич., морфологич., синтаксич.). Для большинства вариантов характерно сохранение принципа тождества слова. В ист. плане является следствием яз. эволюции, контакта языков и диалектов, воздействия разл. факторов внутрисистемного характера. В нормативном плане наиб. важным представляется рассмотрение вариантности на уровне слова и словосочетания.

Функционально неравнозначные языковые варианты часто используются в стилистич. целях.

Лит.: Филин Ф. П. О слове и вариантах слова // Морфологич. структура слова в языках различных типов. М.; Л., 1963; Рогожникова Р. П. Варианты слов в рус. языке. М., 1966; Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Грамматич. варианты: Опыт частот. словаря. М., 1971; Трудности словоупотребления и варианты норм рус. лит. языка. Словарь-справочник / Под ред. К. С. Горбачевича. Л., 1973; Горбачевич К. С. Вариантность слова и языковая норма. Л., 1978; Домашнев А. И. Варианты языка и проблемы культуры речи // Теория языка, методы его исследования и преподавания. Л., 1981.

Вариативность

ВАРИАТИ́ВНОСТЬ в фольклористике - одно из качеств фольклора как культурного феномена. На уровне синхронии В. проявляется в том, что фолькл. тексты, мотивы, образы, эл-ты поэтич. языка одноврем. существуют в разнообразии конкретных выражений - вариантов. В. порождает длительность создания фолькл. произв., не закрепленного в едином завершенном тексте и бытующего в устной традиции.

Вариации

Статья большая, находится на отдельной странице.

Варлаам

ВАРЛАА́М (в миру - Вас. Рогов) (? - 1601 или 1603) - церк. деятель, распевщик. Игумен Кирилло-Белозерского мон. (1563-64), игумен Соловецкого мон. (ок. 1571-78), Владимирского Рождественского мон. (ок. 1580-81), в перечне игуменов Кирилло-Белозерского мон. в 1584 упоминается как прибывший "из Рождественского мон. из Володимеря, а на игуменстве 3 года". В 1585 в сане арихиепископа Ростовского участвовал в молении царя Федора Ивановича и царицы Ирины "о чадородии" при мощах Сергия Радонежского. В 1589 В. участвовал в избрании и поставлении первого рус. патриарха Иова и в те же дни поставлен митрополитом Ростовским (митрополия устроена именно под него, поскольку В. был 2-м канд. на пост патриарха.). В 1598 упоминается среди церк. иерархов при избрании на царство Бориса Годунова. В кормовой кн. Кирилло-Белозерского мон. В. в этот период упоминается как дававший "корм за здравие", а вскоре после этого корм дается "по Варлааме митрополите Ростовском".

Варлаам Хутынский

ВАРЛАА́М ХУТЫ́НСКИЙ (в миру Алекса Мих.) (дата рожд. неизв. - ум. ок. 1207-10) - церковный деятель, основатель и игумен Спасо-Преображенского Хутынского мон. Род. в богатой и знатной новгородской семье. В 1192 построил кам. церк. Спаса Преображения в местности Хутынь на прав. берегу Волхова в 10 км к сев. от Новгорода, основал мон. и стал его игуменом. После смерти В. Х. монастырь стал местом паломничества верующих, привлекаемых слухами о его посмертных чудесах. Почитание В. Х. в Новгороде известно с 13 в., позднее - в Москве, с 1461 - по всей России.

Сохранилась данная (вкладная) грамота В. X., написанная на пергаменте и являющаяся самым древним рус. актом, дошедшим до нас в подлиннике. По данной грамоте В. Х. передал осн. им монастырю пахотную землю, сенокосы и др. угодья двух принадлежавших ему сел, в т. ч. и территорию, на к-рой находился монастырь. Канонизирован Рус. Правосл. Церковью.

Память В. Х. празднуется 6 нояб. по ст. стилю и в первую пятницу после недели Всех святых по Пятидесятнице.

Варламов Ал-др Вл

ВАРЛА́МОВ Ал-др Вл. (1904-89) - композитор, пианист. Учился у М. Ф. Гнесина и Д. Р. Рогаль-Левицкого. В 1934 организатор джаз-оркестра в Москве, в 1938-39 - худож. рук. джаз-оркестра Всесоюзн. радиок-та. Автор популярных пьес для джаза ("Уходит вечер", "На карнавале"). В 1942 репрессирован. После реабилитации в 1956 занимался преимущественно композицией. Засл. деят. искусств РСФСР (1974).

Варламов Ал-др Ег

ВАРЛА́МОВ Ал-др Ег. (1801-48) - композитор, педагог, один из основоположников рус. школы пения. Воспитанник и хорист Придворной певч. капеллы, впоследствии ее педагог. Автор "Полной школы пения" (1840), рассматривающей разл. аспекты подготовки вокалистов, в т. ч. обучение пению как основу муз.-худож. воспитания. Пом. капельмейстера и композитор ряда моск. т-ров (1832-44), издавал нотный ж. "Эолова арфа" (1834-35). Наибольшую популярность В. принесли романсы и песни (ок. 200), среди к-рых - "Красный сарафан", "На заре ты ее не буди", "Белеет парус одинокий" и др. Мелодии произв. В. отличает гибкость, плавность, изящная кантиленность, осн. на традициях рус. нар. песен. Широко использовал стихи Лермонтова, Плещеева, Фета. Известен как создатель муз.-театр. произв., в т. ч. балетов "Забавы султана" (1834), "Хитрый мальчик и людоед" (1837, совм. с А. С. Гурьяновым), а также музыки к драматич. спектаклям "Рославлев" (совм. с А. Н. Верстовским), "Гамлет" (написана в 1837 по просьбе актера П. С. Мочалова для его бенефиса), "Двумужница" и др.

Лит.: Листова Н. А. Александр Варламов: Его жизнь и песенное творчество. М., 1968.

А. Е. Варламов

А. Е. Варламов

Варламов Конст. Ал-др.

ВАРЛА́МОВ Конст. Ал-др. (1848-1915) - выдающийся драм. актер. Спец. образования не имел. С 1867 выступал на провинц. сцене, где завоевал известность как опереточный комик и водевильный простак. С 1875 в Александрийском т-ре. Стихийный комизм, виртуозное владение разнообр. выразит. средствами, подчеркнутая театральность и достоверность трактовок дали основание критике "присвоить" В. титул "царя рус. смеха". Яркий индивид. стиль выразился в разнообразии актер. масок В. - "дяди Кости". На сцене Александринского т-ра сыграл б. 1000 ролей, в т. ч. выступал в оперных и балет. партиях. В 70-80-е гг. В. - актер гл. обр. комедийного плана (Земляника - "Ревизор", Клюква - "Много шума из ничего", Сганарель - "Дон-Жуан" Мольера и др.), с кон. 80-х гг. игра В. приобретает гротесковость, в ней усиливается драматич. эл-т и психологич. мотивировка (Осип, Городничий, Ляпкин-Тяпкин, Кочкарев, Яичница в пьесах Гоголя, Муромский, Варравин - Сухово-Кобылина, и т. п.). В пьесах А. Н. Островского В. сыграл 40 разноплановых ролей (Большов, Русаков, Брусков, Курослепов, Ахов, Прибытков, Юсов, Грознов, Берендей). Лирич. сторона таланта В. проявилась в пьесах Чехова (Лебедев, Шамраев, Сорин, Симеонов-Пищик). В 1910 В. сыграл Сганареля в "Дон-Жуане" Мольера (пост. В. Э. Мейерхольда).

Лит.: Кара С. С. Варламов. Л., 1969.

Варпаховский Леон. Викт.

ВАРПАХО́ВСКИЙ Леон. Викт. (1908-76) - реж., театровед, художник, музыкант. Был рук. ПЭКСа (эксцентрич. камерного синтетич. ансамбля), оформлял спектакли в Моск. т-рах, окончил театроведч. отд. лит. фак-та МГУ. Многогранность таланта В. обусловила оригинальность, жанровое и стилистич. разнообразие его спектаклей. Свой творч. метод В. определял как "реализм на базе условности", развивая принципы Вс. Мейерхольда, с к-рым работал в 1933-35.

Пост. 68 спектаклей, в к-рых стремился осуществить синтез композиц. принципов Мейерхольда и актерской школы К. С. Станиславского. В 1937-58 работал в Тбилиси, Киеве, Магадане, Алма-Ате (пост.: "Оптимистическая трагедия", "Слуга двух господ", "Чайка", "На дне", "Деревья умирают стоя" (Касона) и др.). Ставил также муз. спектакли - "Травиата", "Марица", "Холопка" и др. Б. значение придавал музыке и в драматич. спектаклях. С 1968 в Москве: "Мольба о жизни" (Деваль) в т-ре им. Ермоловой, "Маскарад", "Бешеные деньги", "Оптимистическая трагедия", "Палата" и "Дипломат" (Алешин) в Малом т-ре, "Шестое июля" (Шатров) и "Дни Турбиных" (Булгаков) во МХАТе, "Странная миссис Сэвидж" (Патрик) в т-ре им. Моссовета, "Выбор" (Арбузов) в т-ре им. Вахтангова, "Продавец дождя" (Нэш) и "Волки и овцы" (Островский) в т-ре им. К. С. Станиславского и др.

Автор ряда трудов о т-ре; особую ценность представляют его опыты фиксации спектакля.

Соч.: Наблюдения. Анализ. Опыт / Вступ. ст. А. Анастасьева. М., 1978.

Лит.: Черняк Ю. М. В мастерской Л. В. Варпаховского. М., 1982; Савченко Б. А. Колымские мизансцены. М., 1988.

Варсонофий

ВАРСОНО́ФИЙ (в миру Павел Иванович Плеханов) (1845-1913) - схиархимандрит, один из старцев Оптиной пустыни. Происходил из дворянской семьи, вышедшей из уральского казачества. Служил в армии, с 1891 жил в Оптиной пустыни. Одним из его духовных детей был публицист и обществ. деятель С. А. Нилус. В соч. "Беседы старца Варсонофия с духовными чадами, сказанные во время 1907-13 гг.", (написано одним из его духовных детей, автор не установлен) выражено отношение оптинских старцев к светской культуре и лит-ре, дана церк. оценка творчеству целого ряда писателей (в т. ч. Н. В. Гоголя, И. А. Крылова, М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина).

Варьете

ВАРЬЕТЕ́ (от лат. varietas - разнообразие) - т-р "малых форм", где в течение одного представления чередуются разл. виды сценич. иск-ва. В осн. В. лежит народный т-р: балаганы, бродячие цирки и т. п. Расцвет жанра В., носящего развлекат. и сатирич. характер, в Зап. Европе приходится на 2-ю пол. 19 в. В России В. были популярны в кон. 19 - 1-й трети 20 в. не только в Москве и СПб., но и в провинции. В 90-е гг. в жанре В. работают студенч. т-р МГУ и т-р "Летучая мышь" в Москве, Мюзик-холл и "Театр-буфф" в СПб.

"Варяг"

"ВАРЯ́Г" - бронепалубный крейсер 1-го ранга, символ рус. мужества. Построен в 1899 в Филадельфии (США), в 1901 вступил в строй, с 1902 в составе 1-й Тихоок. эскадры. Водоизм. 6,5 тыс. т, скорость до 23,2 узла, вооружение: 12 орудий калибра 152 мм, 12 - 75 мм, 8 - 47 мм и др., 6 торпедных аппаратов, экипаж 20 офицеров и 550 ниж. чинов. В день нач. рус.-япон. войны, 26 янв. 1904, "В." (ком. - капитан I ранга В. Ф. Руднев) вместе с канонерской лодкой "Кореец" находился в корейском порту Чемульпо, где был заблокирован япон. эскадрой. В бою с превосходящими силами противника получил тяжелые повреждения, вернулся в Чемульпо, там экипажем затоплен, а "Кореец" взорван. По возвращении на родину все офицеры "В." и "Корейца" награждены орд. Св. Георгия, а матросы - георгиевскими крестами. В 1905 "В." поднят японцами и после ремонта под назв. "Сойя" входил в состав япон. флота; в 1916 выкуплен Россией. С февраля 1917 находился на ремонте в Великобритании, в 1920 продан на слом. Подвигу В. посвящено неск. любимых народом песен.

Лит.: Мельников Р. М. Крейсер "Варяг". Л., 1983.

Крейсер "Варяг"

Крейсер

Варяги

ВАРЯ́ГИ - название, применявшееся на Руси 9-11 вв. к выходцам из Скандинавии. Заимствовано из др.-сканд. va eringjan (верность, порука, обет), т. е. союзники, чл. корпорации. В др. странах Европы эпохи викингов (кон. 8 - 2-я пол. 11 в.) те же выходцы назывались: во Франции - норманнами, в Германии - аскеманнами, в Византии - варангами, в самой Скандинавии - викингами (мор. воины, пираты, ушедшие в поход за добычей). Причины широкой экспансии скандинавов лежат в обл. соц.-экон. отношений периода разложения родового об-ва и формирования классового строя. Проникновение В. на Русь, как и в др. страны, проходило в формах торг. поездок и грабит. набегов, сочетая подчас и то и другое. Рунические надписи на камнях в Швеции упоминают о походах на Восток, в т. ч. на Русь. Рус. летопись сообщает (859) о дани, к-рую племена Сев. Руси выплачивали варягам. После призвания варягов (862) они утверждаются в Ладоге, Новгороде, Изборске, Белоозере, Полоцке, Ростове, Муроме. Варяжское (скандинавское) происхождение имела княж. династия Рюриковичей. В 10-11 вв. услугами дружин В. пользовались рус. князья. Известно также, что сканд. названия носили нек-рые днепровские пороги. Мат-лы археол. раскопок в Ладоге и Приладожье, Новгороде, окрестностях Смоленска и Ярославля, в Киеве и др. местах подтверждают и уточняют письм. свидетельства о В. на Руси. Роль В. в Вост. Европе не следует ни преувеличивать, ни преуменьшать: оказавшись здесь и участвуя в укреплении княж. власти и связанных с ней учреждений, они повлияли на создание основ др.-рус. государственности.

Лит.: Гедеонов С. А. Варяги и Русь. Ч. 1-2. СПб., 1876; Кузьмин А. Г. Об этнич. природе варягов // Вопросы истории. 1974. № 11; Ловмяньский Х. Русь и норманны. М., 1985; Славяне и скандинавы. М., 1986.

Василёв Вл. Юдич

ВАСИЛЁВ Вл. Юдич (род. 1931) - артист балета и балетмейстер. Окончил Моск. хореогр. уч-ще в 1949 (кл. Н. Тарасова) и ГИТИС в 1953. В 1949-79 артист Большого т-ра. С нач. 1960-х гг. вместе с Н. Касаткиной работает как балетмейстер и сценарист, основав Т-р Касаткиной и В. Пост.: "Ванина Ванини" (1962, Н. Каретников), "Героическая поэма" ("Геологи", 1964, Каретников), "Весна священная" (1965, И. Стравинский), "Прелюдия" (1967, И.-С. Бах), "Тристан и Изольда" (1967, Р. Вагнер) - все в Большом т-ре; "Наш двор" (1970, Т. Хренников, Моск. хореогр. уч-ще), "Сотворение мира" (1971, А. Петров, т-р им. Кирова), "Ромео и Джульетта" (1972, С. Прокофьев, Новосиб. т-р оперы и балета), "Прозрение" (1974, Ю. Буцко, Моск. муз. т-р), вокально-хореогр. симфония "Пушкин" (1979, Петров, т-р им. Кирова), ряд концертных номеров; постановки опер: "Петр Первый" (1975, Петров, т-р им. Кирова), "Так поступают все женщины" (1978, В.-А. Моцарт, Большой т-р), "Маяковский начинается" (1983, Петров, т-р им. Кирова). С 1977 Касаткина и В. - худ. рук. ансамбля "Моск. классич. балет" / Гос. т-р балета. Среди пост.: "Гаянэ" (1977, А. Хачатурян), "Волшебный камзол" (1982, Каретников), новые сценич. ред. балетов "Лебединое озеро" и "Дон-Кихот". Поставили Моск. ТВ фильм-концерт "Хореографич. новеллы" (1973), оригин. телебалет "Синие розы для балерины" (1985, А. Бальчев), экранизировали свои спектакли "Сотворение мира" (т/ф-балет "Адам и Ева", 1982), "Весна священная" (1990), "Поцелуй феи" (1990, Стравинский), успешно синтезируя достижения классич. танца и совр. пластики.

Василевич Глафира Мак

ВАСИЛЕ́ВИЧ Глафира Мак. (1895-1971) - этнограф, фольклорист, лингвист. В 1925 окончила Географич. ин-т (этногр. отд.) Ленинграда. С 1923 до кон. 1960-х гг. проводила эксп. на Север к эвенкам. В 1926-30 сотр. Музея антропологии и этнографии. В 1925-31 преподавала на этнографич. отд. ЛГУ (этнография тунгусо-маньчжурских народов), в 1931-41 - на Сев. отд. Пед. ин-та им. Герцена (эвенкийский яз.). В 1935 без защиты по совокупности работ утверждена кандидатом наук по филологии. Во время войны эвакуирована в Казань, где зачислена на должность ст. научн. сотр. Ин-та этнографии АН СССР. В апр. 1952 арестована, осуждена по фальсифициров. обвинению (ст. 58-10) сроком на 10 лет лишения свободы. В 1955 срок наказания сокращен до 5 лет, затем В. освобождена по амнистии со снятием судимости. С 1969 доктор ист. наук. Автор фундамент. иссл. по этнографии тунгусов (эвенков), в т. ч. проблем их этногенеза, хоз-ва, обществ. строя, родового состава, мат-льной и духовной культуры, шаманизма и фольклора. Создатель словарей, учебников и лит-ры на эвенкийском яз. Автор 200 работ. Среди ее учеников есть и ученые-эвенки.

Соч.: Сборник мат-лов по эвенкийскому (тунгусскому) фольклору. Л., 1936; Эвенкийско-рус. словарь. М., 1958; Эвенки: Ист.-этногр. очерки. Л., 1969.

Василевский Ал-др Мих.

ВАСИЛЕ́ВСКИЙ Ал-др Мих. (1895-1977) - сов. военачальник и полководец, Маршал Сов. Союза (1943). Дважды Герой Сов. Союза (1944 и 1945). Участник 1-й мировой войны. В РККА с 1919. В окт. 1919 ком. дивизии на польск. фронте. В 1920-31 служил в 48-й стрелковой дивизии. С 1931 на высш. команд. должностях в РККА. Окончил воен. академию Генштаба (1937). С 1940 - зам. нач. оперативного управления Ген. штаба Кр. Армии. С авг. 1941 - зам. нач. Ген. штаба и нач. оперативного управления Ген. штаба. С мая 1942 - нач. Ген. штаба, с окт. 1942 - зам. наркома обороны СССР. Возглавлял планирование и разработку крупнейших операций Сов. Вооруженных Сил: Сталинградскую битву 1942-43, непосредственно рук. операцией по срыву попыток деблокады группировки Ф. Паулюса, координировал действия Воронежского и Степного фронтов в Курской битве 1943 и т. д. В 1944 под Севастополем ранен. С февр. 1945 - команд. 3-м Белорус. фронтом, осуществлял операцию по штурму Кенигсберга. Рук. группы по разработке плана боевых действий против Японии. С июня 1945 Главком сов. войск на Д. Востоке. После 1945 - нач. Ген. штаба и зам. мин. ВС СССР (с 1948 - 1-й зам.). В 1949-53 - мин. ВС СССР. После марта 1953 - 1-й зам. мин. обороны. С янв. 1959 - ген. инспектор группы инспекторов Мин-ва обороны СССР. Многократно удостоенный высших наград, В. считался человеком, лично преданным И. В. Сталину, и пользовался его расположением.

Соч.: Дело всей жизни. 4-е изд. М., 1983.

A. M. Василевский

A. M. Василевский

Василевский Илья Маркович

ВАСИЛЕ́ВСКИЙ Илья Маркович (псевд. Не-Буква) (1882-1938) - фельетонист, журналист, лит. критик. Первый рассказ В. "Тридцать два" (1903) опубл. в "Журнале для всех". В 1904-17 печатался в журн. "Наука и жизнь", "Мир Божий", "Солнце России", "Сатирикон", "Аргус" и др. Автор кн. "Житейское кабаре. Юмор. Рассказы" (1910) и "Нервные люди" (1911). В 1907 - сотр. и фактич. изд. "понедельничной" петерб. газ. "Свободные мысли". С 1912 В. выступал с лекциями по лит-ре в Пб., Москве, Одессе. В 1915-17 - ред. "Журнала журналов". После 1917 В. эмигрировал, пытался возобновить в Париже изд. "Свободных мыслей". В сер. 20-х гг. вернулся в Россию, работал в сов. печати, в 1929-35 зав. редакцией журн. "Изобретатель", печатал под псевд. Ил. Полтавский брошюры по вопросам изобретательства, опубл. кн. "Страна изобретателей" (1933). Репрессирован. Реабилитирован посмертно.

Василевский Ипп. Фед

ВАСИЛЕ́ВСКИЙ Ипп. Фед. (псевд. Буква, наст. имя - Петр Фердинандович) (1849-1918) - фельетонист, публицист. Первая публикация - репортаж "Сцены у мирового судьи" ("Петерб. листок", 1866). В 70-90-х гг. опубл. циклы очерков и фельетонов: "С миру по нитке" (1873), "Наброски и недомолвки" (1875), "С Невского берега" (1877), "Рябь и зыбь родного прогресса" (1882), "Петербургские наброски" (1882), "За кулисами политики" (1883), "Среди обывателей" (1884) и др. С 1875 (офиц. с 1879) по 1905 В. ред. журн. "Стрекоза"; прил. к журн. изд. книги: "Карикатурный альбом совр. рус. деятелей" (1878-79), "Человеч. комедия" (1882), "Наши нравы" (1884), "Наши красавицы" (1888), "За кулисами" (1891), "Портретная галерея знаменитостей" (1895-96). В 1900-10-х гг. В. публиковал лит. пародии. В 1914 отд. изд. выпустил политич. памфлеты "Георг V", "Вильгельм II", "Франц-Иосиф". В 1918 В., находясь в своем имении Еленово (Вилен. губ), обратился к сов. прав-ву с просьбой о переходе в германское подданство. Дальнейшая судьба неизвестна.

Василенко Вик. Мих.

ВАСИЛЕ́НКО Вик. Мих. (1905-91) - исследователь нар. иск-ва, проф. МГУ, поэт. Консультант в отделе кустарных промыслов Всекопромсовета, с 1932 - науч. сотр. НИИ худож. промышленности. Занимался иссл. центров нар. иск-ва, собирал мат-лы по фольклору, изучал нар. иск-во в Вел. Устюге, Ростове Великом и др., а также нар. иск-во Дагестана, Азербайджана, З. Украины. С 1942 работает на отделении истории и теории иск-ва МГУ. В 1944-47 рук. НИИ худож. пром-сти. Преподаватель Худож.-пром. уч-ща в Москве и Моск. ин-та прикладного и декор. иск-ва. С 1944 кандидат наук. С 1940 - чл. СХ, с 1957 чл. ред. коллегии журн. "Декоративное иск-во СССР". В 1970 защитил докторскую дисс. на тему "Рус. нар. иск-во 18-20 вв. (Худож. культура рус. деревни)". Анализируя природу нар. иск-ва, его компоненты и стилистич. эволюцию, В. пользуется комплексным методом, привлекая данные смежных наук (фольклористики, археологии). Автор ряда поэтич. сб.

Соч.: Искусство Хохломы. М., 1959; Рус. нар. резьба и роспись по дереву 18-20 вв. М., 1960; Нар. иск-во. М., 1974; Рипсимэ Симонян. М., 1974; Рус. прикладное искусство: Истоки и становление: 1 в. до н. э. - 13 в. н. э. М., 1977; Облака. М., 1983; Птица солнца. М., 1986; Сонеты. М., 1989; Сев. строки. М., 1991.

Василенко Сер. Никиф.

ВАСИЛЕ́НКО Сер. Никиф. (1872-1956) - композитор, муз.-обществ. деятель, дирижер. Занимался теорией музыки у А. Т. Гречанинова. Окончил Моск. ун-т как юрист (1892) и Моск. конс. как композитор (1901), где учился у С. И. Танеева, М. М. Ипполитова-Иванова, В. И. Сафонова. Продолжил заложенную А. Рубинштейном традицию "Исторических концертов" (1907-14), для к-рых В. во время ежегодных поездок за границу привозил манускрипты с неизвестной в России музыкой, перерабатывал и оркестровал ее применительно к совр. ему концертной практике. В творчестве В. чувствуется влияние знаменного распева (кантата "Сказание о граде Китеже", 1901), эстетики символизма (симф. поэма "Сад смерти" по О. Уайльду, 1908), импрессионизма ("Японские и индусские мелодии", симф. поэма "В солнечных лучах", 1910). В. - автор 5 симфоний (1906-34), опер "Сын солнца" (1929), "Суворов" (1942), балетов "Иосиф Прекрасный" 1925), "Лола" (1926), "Мирандолина" (1949), концерта для балалайки (1931), 2 концертов для скрипки (1913, 1952) и концерта для фп. с орк. (1949), свыше 200 романсов и др. Среди учеников В. - А. В. и А. Н. Александровы, И. С. Голованов, Д. Р. Рогаль-Левицкий и др. Доктор искусствоведения (1943). Нар. арт. РСФСР (1940) и Узб. ССР (1939).

Соч.: Страницы воспоминаний. М.; Л., 1948; Инструментовка для симфонич. оркестра: В 2 т. М., 1952-59.

Лит.: Поляновский Г. А. С. Н. Василенко. М., 1964.

Василий

ВАСИ́ЛИЙ (в иночестве Варлаам) (16 в.) - др.-рус. писатель. Священник в Пскове. В 1547 написал Житие Евфросина Псковского на осн. б. раннего произв. и монастырских записок. Впоследствии оно было включено в Великие Минеи-Четьи митрополита Макария. В 1550-52 для Минеи им было написано Житие псков. кн. Всеволода-Гавриила. В Вел. Минеи-Четьи вошла созданная В. ред. Жития Александра Невского. В 1555 В. жил в Крыпецком мон., где по монастырским преданиям писал Житие Саввы Крыпецкого. В 1557-64 постригся там же, приняв имя Варлаам. В 1558-65 В. составил Житие Нифонта, епископа Новгор., основателя Псков. Спасо-Мирожского мон. (12 в.); Житие Никиты Новгородского; Житие Исидора Юрьевского (все на основе ранее существовавших произв.). В 1565 В. написал "Сказание об иконе Знамения Богородицы Мирожской". Помимо житий В. принадлежит ряд служб. К произв. своих предшественников В. добавлял фактич. мат-л, риторич. отступления, похвалы. Нередко за недостатком сведений о святом добавлял целые фрагменты из подходящих по типу житий: произв. Епифания Премудрого, Пахомия Логофета, княж. житий Федора Ростиславича Ярославского, Михаила Черниговского, "Повести о житии Александра Невского". Принадлежал к кругу писателей, составлявших при митрополите Макарии Вел. Минеи-Четьи, строго следовал сложившемуся здесь канону, ориентиров. в осн. на произв. Пахомия Логофета.

Лит.: Пов. о нач. и основании псковского Печерского монастыря. М., 1831. С. 45-66; Ключевский В. Др.-рус. жития святых как ист. источник. М., 1988.

Василий I

ВАСИ́ЛИЙ I (1371-1425) - вел. кн. Владимирский и Московский (с 1389), ст. сын вел. кн. Дмитрия Ивановича Донского. 2 года провел в Зол. Орде в качестве заложника. Продолжал политику объединения земель вокруг Москвы: присоединил Нижегородское и Муромское кн-ва, Волок-Ламский, Торжок, Бежецкий Верх, Вологду и др.

Василий II Васильевич

ВАСИ́ЛИЙ II Васильевич, "Тёмный" (1415-62) - вел. князь Московский (с 1425), сын Василия I и Софьи Витовтовны. Феод. война с дядей Юрием Звенигородским и его сыновьями (Василий Косой, Дмитрий Шемяка) за обладание великокняж. столом, в ходе к-рой Москва неск. раз переходила из рук в руки, а сам В. II взят в плен и ослеплен (1446, отсюда прозвище), закончилась победой В. II (окончательно - в 1452), поддержанного большинством бояр и нас. Москвы и ряда др. городов. Это способствовало усилению великокняж. власти и привело к ликвидации большинства уделов, но удельная система сохранилась и была вновь оформлена в духовной грамоте (завещании) В. II. При В. II произошел отказ от Флорентийской унии (1439), было положено начало автокефалии рус. Церкви (избрание митрополита Ионы собором рус. епископов в 1448), нашествия на Москву Улу-Мухаммеда (1436) и Мазовши (1451), нападение казанских татар (битва под Суздалем 1445 и пленение В. II), борьба с новг. боярством (Яжелбицкий мир 1456). Известия о В. II рисуют облик энергичного, мужественного человека, порывистого и нередко опрометчивого. От брака с дочерью боровского кн. Ярослава Марией (1433) В. II имел неск. сыновей, в т. ч. Ивана III.

Лит.: Зимин А. А. Витязь на распутье: Феод. война в России XV в. М., 1991.

Василий II Васильевич

Василий II Васильевич

Василий III Иванович

ВАСИ́ЛИЙ III Иванович (1479-1533) - вел. князь Московский, сын Ивана III от брака с Софьей (Зоей) Палеолог, племянницей последнего имп. Византии. Продолжил политику своего отца, направленную на создание единого рус. государства. С 1505 В. III именовался "государем всея Руси", а в договоре 1514 с имп. "Священной Римской империи" Максимилианом I он был назван царем. При нем отчетливые очертания приобрела теория "Москва - третий Рим", сформулированная в послании псковского монаха Филофея. Согласно этой теории рус. государство является наследником Византии, последним и вечным царством всего православного мира. При В. III был ликвидирован ряд уделов, в состав Моск. Руси вошли: Псков (1510), Смоленск (1514), Рязань (1521). В царствование В. III Россия воевала с Вел. княжеством Литовским, Казанью, Крымом, были заключены союзные договоры с Данией (против Польши и Швеции), с Орденом (против Польши). В. III испытывал сильное влияние со стороны Иосифа Волоцкого и его последователей. В 1504 в Москве состоялись казни московских и новгородских вольнодумцев ("еретиков"). В. III предпринял попытку ограничения монастырского землевладения, начал подготовку денежной реформы. После первого бездетного брака с Соломонией Сабуровой (1505) вторично женился на кн. Елене Глинской (1526), от к-рой имел двух сыновей (старший - Иван IV Грозный).

Лит.: Зимин А. А. Россия на пороге нового времени: (Очерки полит. истории России 1-й трети XVI в.). М., 1972.

Василий III. Гравюра из "Записок" С. Герберштейна. 16 в.

Василий III. Гравюра из

Василий IV Иванович Шуйский

ВАСИ́ЛИЙ IV ИВАНОВИЧ ШУЙСКИЙ (1552-1612) - царь (1606-10). Происходил из рода нижегородско-суздальских князей, боярин (1584). Возглавлял правительств. комиссию по расследованию обстоятельств гибели царевича Дмитрия Ивановича, в 1591 выезжал в Углич. В период царствования Бориса Годунова воевал против крымского хана и Лжедмитрия I, по воцарении к-рого обвинил его в самозванстве, за что приговорен к смерти, но помилован. Участник заговора против самозванца. В мае 1606 на Земском соборе избран царем. Подавил восстание И. И. Болотникова, издал Уложение 1607, а также неск. указов (о 15-летнем сыске беглых крестьян, об окончат. отмене Юрьева дня и др.). Заключил договор со Швецией, в соответствии с к-рым последняя должна была оказать России помощь (предоставить войска) в борьбе с Лжедмитрием II в обмен на терр. уступки. Потерпел поражение от войск польского короля. Свергнут с престола сформировавшейся оппозицией (1610), насильно пострижен в монахи и вскоре вывезен поляками в Речь Посполитую, где содержался в заключении, ум. в сент. 1612. В 1635 по просьбе царя Михаила Федоровича прах В. Ш. перевезен в Москву, в Архангельский собор.

Лит.: Скрынников Р. Г. Царь Василий Шуйский // Его же: Лихолетье, М., 1988.

Василий IV Шуйский

Василий IV Шуйский

Василий Блаженный

ВАСИ́ЛИЙ БЛАЖЕ́ННЫЙ (ок. 1464-1552; по др. данным - 1469-1557) - моск. юродивый. Род. в подмоск. селе Елохове, в крест. семье. Был сапожником; с 16 лет "подвизалися в юродстве", ходил по Москве почти без одежды, босой и в веригах. Во имя Христа обличал нравств. беспорядки и "неправду" совр. ему об-ва, за что пользовался всеобщим уважением. Изнурял себя постом и молитвой. Согласно Житию, был прозорлив и молитвою совершал чудеса. Имел нравств. влияние на царя Ивана IV Грозного, к-рый на похоронах В. Б. вместе с боярами нес его гроб. Погребение В. Б. совершил Моск. митрополит Макарий. В. Б. причислен к лику святых в 1588, когда были открыты его мощи. Царь Федор Иванович соорудил над ними особый придел в храме Покрова на Рву, к-рый с того времени известен б. как храм В. Б. Память В. Б. празднуется 2 авг.

Василий Буслаев

ВАСИ́ЛИЙ (Васька) БУСЛА́ЕВ - фольклорный персонаж, герой новгородских былин "Буслаев и новгородцы" и "Смерть Буслаева". Подобно др. былинным богатырям В. Б. наделен фантастич. силой, необычайно быстро растет, испытывая свою физич. мощь на сверстниках, пренебрегает предсказаниями и предупреждениями ("А не верую я ни в сон, ни в чох"), но его богатырские деяния, характер и судьба принципиально отличны: он оказывается в конфликте с новгородцами, с гор. верхами, устраивает побоища на улицах и на берегу Волхова; его паломничество в Иерусалим с целью замолить грехи оборачивается святотатством (нагим купается в Иордане); по пути домой издевается над мертвой головой (символизирующей силы Смерти), отвергает ее предупреждения, вопреки запрещающей надписи прыгает через могильную плиту и разбивается. В образе В. Б. выделяются черты бунтарства, социального озорства, открытого неприятия общепризнанных норм поведения. В былинах о В. Б. значительна доля пародийного и насмешливого начала (выбор дружины, картины уличного боя, заточение В. Б. в погреб и др.).

Василий Тёркин

ВАСИ́ЛИЙ ТЁРКИН - герой одноим. стихотв. книги про бойца А. Т. Твардовского "Василий Теркин" (1942-45) и поэмы "Теркин на том свете" (1954-63). Как персонаж агитац. поэзии (поэмы) Т. появился и получил широкое распространение в армейской печати во время фин. кампании 1939-40 и в годы Вел. Отеч. войны. Однако всенар. известность обрел после публикации поэмы Твардовского, став символом рус. солдата, умелого, находчивого, неунывающего в безвыходных ситуациях, бросившего вызов самой смерти.

Василиса Премудрая

ВАСИЛИ́СА ПРЕМУ́ДРАЯ - персонаж волшебной нар. сказки, во мн. текстах фигурирует под др. именами (чаще всего - В. Прекрасная) или без имени. Дочь мор. (водяного) царя, чародея и др., волшебница; способна превращаться сама и превращать других в животных, птиц, в разные предметы. Часто суженая героя, к-рый обещан отцом волшебным силам ("Отдай, чего дома не знаешь"), становится его женой, когда он похищает ее платье или выбирает ее из толпы невест. Помогает герою выполнить трудные задачи (напр., "Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что"), посылая ему чудесных помощников-работников или выполняя работу сама. Бежит с мужем, спасается от погони с помощью волшебных превращений. В нек-рых сюжетах предугадывает, что муж по возвращении домой забудет о ней, является на новую его свадьбу, напоминает ему о себе и восстанавливает свои права.

Василия Блаженного храм

ВАСИ́ЛИЯ БЛАЖЕ́ННОГО ХРАМ - распространение (народное) назв. Покровского собора, что на рву (Покрова на Рву) в Москве, на Красной площади. Сооружен в 1555-61 в ознаменование победы над Казанским ханством; зодчие - Барма и Постник (возможно, одно и то же лицо). Состоит из 8 столпообразных храмов, расположенных по осям и диагоналям центр. девятого храма - увенчанного шатром столпа. Храмы архитектурно объединены общей платформой (подклет - основание) и позднее перекрытыми кровлей папертями. В сложной архитектурной форме каменного здания есть мотивы деревянного зодчества: трапециевидная форма апсиды гл. церкви, ярусное построение восьмериков, рельефные круги на углах больших столпов. Построен из кирпича с белокам. деталями и цветными майоликовыми украшениями центр. шатра. В 17-18 вв. был покрыт цветистой росписью, придавшей ему еще б. красочность и декоративность. Выдающийся пам. др.-рус. архитектуры, в к-ром монументальность сочетается с динамичностью всех объемов, а богатство повторяющихся деталей не нарушает целостности. В 1670-х гг. построена шатровая колокольня. Нар. назв. собора - в память юродивого, Василия Блаженного, погребенного в приделе (1588). В храме находится уникальное собр. старинных рус. икон, а также др. предметов культуры и иск-ва России. Нарядный, яркий и красочный, храм стал одним из культурных символов "сказочной Святой Руси". Илл. к рус. сказкам обычно содержат изображения храмов, навеянных В. Б. Х. Он оказал сильное влияние на зодчество 17 в., особенно в Сред. Поволжье (Ярославль) и на "рус. стиль" 19 в. ("Спас на крови" в Пб., Петропавловский собор в Петергофе).

Храм Василия Блаженного в Москве

Храм Василия Блаженного в Москве

Васильев Ал-др Ал-др.

ВАСИ́ЛЬЕВ Ал-др Ал-др. (1867-1953) - византинист, историк. Окончил ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та (1892), получив также подготовку по арабистике у В. Р. Розена, от к-рого унаследовал интерес к араб. источникам по истории Византии. Магистерская (1900) и докторская (1902) дисс. посв. полит. отношениям Византии и арабов в периоды аморийской и македонской династий. Издал важные для истории Византии источники: "Всеобщую историю" христианско-араб. писателя Агапия (1909) и (совм. с И. Ю. Крачковским) "Историю" Йахйи Антиохийского (1924). В 1917-25 выпустил "Лекции по истории Византии", переведенные на англ., франц. и др. яз. Исследование В. "Готы в Крыму" (1921-27) доныне принадлежит к числу лучших работ на эту тему; важную роль в свое время сыграла его ст. "Славяне в Греции" ("Визант. временник", 1898. Т. 5). Ученик В. Г. Васильевского, В. остался, однако, совершенно чужд соц.-экономич. подходу своего учителя к визант. истории. В 1925 эмигрировал в США, где считается основателем амер. византиноведения.

Васильев Анат. Ал-др.

ВАСИ́ЛЬЕВ Анат. Ал-др. (род. 1942) - режиссер, театр. педагог. В 1973 окончил реж. ф-т ГИТИСа (мастерская М. О. Кнебель и А. А. Попова). В 1973-76 - реж. МХАТа им. М. Горького, где поставил спектакли "Соло для часов с боем" (1973) и "Медная бабушка" (1975). В 1977-81 В. работал в Моск. драм. т-ре им. К. С. Станиславского (Первый вариант "Вассы Железновой", 1977; "Взрослая дочь молодого человека", 1979). С 1981 В. по приглашению Ю. П. Любимова работает на Малой сцене т-ра на Таганке, где в 1985 выпускает спектакль "Серсо", принесший ему мировую известность и показанный на гастролях во мн. странах Европы и Сев. Америки. С 1981 В. преподает на Высших сценарных курсах при Госкино, в ГИТИСе, в мастерской кинорежиссуры ВГИКа. В 1986 со студентами реж. фак-та ГИТИСа выпускает дипломный спектакль "Шесть персонажей в поисках автора", к-рым в 1987 открывает т-р "Школа драматич. иск-ва", где занимается режиссурой и педагогикой до кон. 90-х гг. При т-ре В. организовал творч. лабораторию и семинары для молодых режиссеров и актеров, где поставлены: "Дюма" (1987), "Визави" (главы из романов Ф. М. Достоевского), "Бесы", "Вечер Мопассана" (1988), "Диалоги" (по О. Уайльду, 1989), "Диалоги Платона" (1990), "Каждый по-своему" (Л. Пиранделло, 1991), "Амфитрион" (1995). Сп. "Сегодня мы импровизируем" по Л. Пиранделло показан на фестивале "Парма-90" в Фонтанеллато (Италия). С кон. 80-хгг. В. работает гл. обр. за рубежом: совм. проект "Пробуждение весны" с Молодежным т-ром Люцерна (Швейцария, 1990), "Я - Чайка" (по А. П. Чехову) на театр. фестивале в Вольтерре (Италия, 1991), "Маскарад" ("Комеди Франсез", Париж, 1992), "Дядюшкин сон" (Художеств. т-р, Будапешт, 1994).

Васильев Бор. Ал-др.

ВАСИ́ЛЬЕВ Бор. Ал-др. (1899-1937) - китаевед-филолог. С 1921 - науч. сотр. Азиатского музея (позднее - Ин-т востоковедения АН СССР), одноврем. преподавал в вузах Ленинграда (1927-33). В 1924-27 секретарь генконсульства СССР в Китае, секретарь воен. атташе. В 1928-29 сотр. Ин-та буддийской культуры. Один из любимых учеников акад. В. М. Алексеева. Занимался преим. кит. классич. и совр. лит-рой, кит. т-ром, дунганской этнографией и фольклором; принимал участие в написании учебников совр. кит. яз. Занимался изучением классич. кит. ром. "Речные заводи" (Шуи ху), в сер. 30-х гг. работал над докторской дисс. "Ром. Шуи ху, его роль и значение в кит. лит-ре"; после ареста текст дисс., как и большинства др. рукописей В., пропал. На основании произв. Бо Цзюй-и В. написал б. ист. драму в стихах "Вечная скорбь". 19 нояб. 1937 В. по сфабриков. обвинению Комиссией НКВД и Прокурором СССР приговорен к смертной казни, 24 нояб. в составе большой группы ленингр. востоковедов расстрелян.

Соч.: Бо Цзюй-и. Песнь о бесконечной тоске / Пер. с кит., ст. и примеч. Б. А. Васильева // Восток. Сб. 1: Лит. Китая и Японии. М.; Л., 1935. С. 113-125.

Васильев Бор. Львович

ВАСИ́ЛЬЕВ Бор. Львович (род. 1924) - писатель. Сын военнослужащего. Участник Великой Отечеств. войны. В 1948 окончил Военную академию бронетанковых войск. Начал печататься в 1954. Широкую известность получил с публикацией пов. "А зори здесь тихие..." (1969; одноим. ф. 1972 - одно из лучших отечеств. кинопроизв. о 2-й мировой войне). В ней, как и в последующих произв. В. (в т. ч. пов. "В списках не значился...", 1974), где, как правило, героями являются молодые люди, часто - девушки, соединяющие в своих характерах женственность, способность к самопожертвованию и мужественную решительность, показано трагическое величие "обычного" человека на войне, а романтический ореол нек-рой идеализации не препятствует детально-точному воссозданию т. н. окопной правды. В повестях "Не стреляйте в белых лебедей" (1973), "Завтра была война" (1984), "Капля за каплей" (1991) - проблемы противостояния доброты и честности отдельного человека жестокости и фальши тоталитарного об-ва. Автор также пьес, киносценариев, публицистич. соч. Гос. пр. СССР (1975).

Васильев Вас. Пав

ВАСИ́ЛЬЕВ Вас. Пав. (1818-1900) - китаевед, монголист, тибетолог, санскритолог, буддолог. В 1837 окончил Казанский ун-т по каф. монг. словесности и защитил дисс. по монг. буддизму, после чего отправлен в Китай в составе Росс. духовной миссии для совершенствования в кит., санскрите и тибетском яз. Для Казанского ун-та В. привез из Пекина богатое собр. книг, рукописей и ксилографов (ок. 850 назв. на кит., маньчжурск. и тибет. яз.). Однако вместо обещанной ему тибетской В. был вынужден возглавить китайскую кафедру, а в 1855 вместе с др. проф. вост. словесности переведен в Петерб. ун-т. Неутомимый буддолог, особое внимание В. уделял махаяне - направлению буддизма, распространенному в Китае, Тибете и Монголии, активно интересовался историей и лит-рой Китая и Центр. Азии. В 1867 составил первый в России китайско-рус. словарь, осн. на графич. системе (разработанная В. система расположения иероглифов применяется в китайско-рус. словарях до наст. времени).

При жизни В., как и большинству рус. ученых-востоковедов, удалось опубликовать только незначит. часть своих трудов, осн. корпус к-рых по сей день не издан.

Соч.: Буддизм, его догматы, история и лит-ра. СПб., 1857-69. Ч. 1, 3; История и древности вост. части Средней Азии от X до XII в., с приложением известий о киданях, чжурчженях и монголо-татарах. СПб., 1857.

Васильев Вл. Викт.

ВАСИ́ЛЬЕВ Вл. Викт. (род. 1940) - артист бал., балетмейстер. Окончил Моск. хореогр. уч-ще в 1958 (кл. М. Габовича), в 1982 - ГИТИС. В 1958-88 артист Большого т-ра. Первый исполнитель партий: Иванушка ("Конек-Горбунок"), Кайс ("Лейли и Меджнун"), Сергей ("Ангара"), Петр Леонтьевич ("Анюта"), Щелкунчик ("Щелкунчик"), Спартак ("Спартак"), Дезире ("Спящая красавица"), Икар ("Икар"), Макбет ("Макбет"). Среди др. ролей: Данила ("Каменный цветок"), Принц ("Золушка"), Фрондосо ("Лауренсия"), Паганини ("Паганини"), Базиль ("Дон-Кихот"), Петрушка ("Петрушка"), Альберт ("Жизель"), Ромео ("Ромео и Джульетта"), Иван Грозный ("Иван Грозный"). Снимался в к/ф-балетах "Конек-Горбунок" и "Спартак", в т/ф "Дуэт", "И осталось, как всегда, недосказанное что-то" и др. Танцевал ведущие партии в заруб. труппах: "Балет 20 в.", Бельгия ("Петрушка"), "Марсельский балет", Франция ("Голубой ангел"), т-р "Сан-Карло", Италия ("Пульчинелла", "Парижское веселье", "Нижинский"), "Арена ди Верона", Италия ("Грек Зорба"). Постановки в Большом т-ре: "Икар" (1971, новая ред. 1976, комп. С. Слонимский), "Эти чарующие звуки" (1978, Дж. Торелли, Ж. Рамо, В.-А. Моцарт), "Макбет" (1980, К. Молчанов), "Анюта" (1986, В. Гаврилин); в кино и на ТВ: "Жиголо и жиголетта" (1980, А. Пьяцолла), "Анюта" (1982), "Дом у дороги" (1984, Гаврилин), "Я хочу танцевать" (1985, на музыку рус. комп.), "Фрагменты одной биографии" (1985, на музыку аргент. комп.), "Фуэте" (1986; во всех фильмах и телебалетах В. снялся в гл. роли); в др. т-рах - "Анюта" (1986, Театр "Сан-Карло"), "Ромео и Джульетта" (1990, С. Прокофьев, Моск. муз. т-р), "Макбет" (1990, Моск. т-р балета Кремлевского Дворца съездов), "Золушка" (1991, Прокофьев, там же; В. - первый исполнитель партии Мачехи). Выдающийся танцовщик совр. балета, обладающий полетным прыжком, выразит. пластикой, драматич. даром, блестяще осваивает комед., лирич., трагич. партии: среди лучших ролей - Базиль, Щелкунчик, Спартак. Дуэт Е. Максимовой и В. - пример редкой гармонии. С 1982 педагог, с 1985 зав. каф. хореографии ГИТИС. С 1995 В. назначен дир.-худож. руководителем Большого т-ра.

В. В. Васильев

В. В. Васильев

Предыдущая страница Следующая страница