Статьи на букву "В" (часть 2, "ВАР"-"ВАС")
ВАРЕНЕ́Ц - топленое квашеное молоко (преим. в Ю. России и Украине). Молоко затапливают в узкогорлых глиняных сосудах (глечиках), после охлаждения под пенку добавляют сметану или кислое молоко и выдерживают в тепле до скисания. |
ВАРЕ́НИК - вареное изделие из пресного теста с начинкой из мяса, творога, ягод, картофеля и т. п. Имеет, как правило форму полумесяца. Традиц. укр. и южнорус. |
ВАРИА́НТЫ ЯЗЫКОВЫ́Е - формальные видоизменения одной и той же языковой единицы, обнаруживаемые на разл. уровнях языка (акцентологич., фонетич., морфологич., синтаксич.). Для большинства вариантов характерно сохранение принципа тождества слова. В ист. плане является следствием яз. эволюции, контакта языков и диалектов, воздействия разл. факторов внутрисистемного характера. В нормативном плане наиб. важным представляется рассмотрение вариантности на уровне слова и словосочетания. Функционально неравнозначные языковые варианты часто используются в стилистич. целях. Лит.: Филин Ф. П. О слове и вариантах слова // Морфологич. структура слова в языках различных типов. М.; Л., 1963; Рогожникова Р. П. Варианты слов в рус. языке. М., 1966; Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Грамматич. варианты: Опыт частот. словаря. М., 1971; Трудности словоупотребления и варианты норм рус. лит. языка. Словарь-справочник / Под ред. К. С. Горбачевича. Л., 1973; Горбачевич К. С. Вариантность слова и языковая норма. Л., 1978; Домашнев А. И. Варианты языка и проблемы культуры речи // Теория языка, методы его исследования и преподавания. Л., 1981. |
ВАРИАТИ́ВНОСТЬ в фольклористике - одно из качеств фольклора как культурного феномена. На уровне синхронии В. проявляется в том, что фолькл. тексты, мотивы, образы, эл-ты поэтич. языка одноврем. существуют в разнообразии конкретных выражений - вариантов. В. порождает длительность создания фолькл. произв., не закрепленного в едином завершенном тексте и бытующего в устной традиции. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ВАРЛАА́М (в миру - Вас. Рогов) (? - 1601 или 1603) - церк. деятель, распевщик. Игумен Кирилло-Белозерского мон. (1563-64), игумен Соловецкого мон. (ок. 1571-78), Владимирского Рождественского мон. (ок. 1580-81), в перечне игуменов Кирилло-Белозерского мон. в 1584 упоминается как прибывший "из Рождественского мон. из Володимеря, а на игуменстве 3 года". В 1585 в сане арихиепископа Ростовского участвовал в молении царя Федора Ивановича и царицы Ирины "о чадородии" при мощах Сергия Радонежского. В 1589 В. участвовал в избрании и поставлении первого рус. патриарха Иова и в те же дни поставлен митрополитом Ростовским (митрополия устроена именно под него, поскольку В. был 2-м канд. на пост патриарха.). В 1598 упоминается среди церк. иерархов при избрании на царство Бориса Годунова. В кормовой кн. Кирилло-Белозерского мон. В. в этот период упоминается как дававший "корм за здравие", а вскоре после этого корм дается "по Варлааме митрополите Ростовском". |
ВАРЛАА́М ХУТЫ́НСКИЙ (в миру Алекса Мих.) (дата рожд. неизв. - ум. ок. 1207-10) - церковный деятель, основатель и игумен Спасо-Преображенского Хутынского мон. Род. в богатой и знатной новгородской семье. В 1192 построил кам. церк. Спаса Преображения в местности Хутынь на прав. берегу Волхова в 10 км к сев. от Новгорода, основал мон. и стал его игуменом. После смерти В. Х. монастырь стал местом паломничества верующих, привлекаемых слухами о его посмертных чудесах. Почитание В. Х. в Новгороде известно с 13 в., позднее - в Москве, с 1461 - по всей России. Сохранилась данная (вкладная) грамота В. X., написанная на пергаменте и являющаяся самым древним рус. актом, дошедшим до нас в подлиннике. По данной грамоте В. Х. передал осн. им монастырю пахотную землю, сенокосы и др. угодья двух принадлежавших ему сел, в т. ч. и территорию, на к-рой находился монастырь. Канонизирован Рус. Правосл. Церковью. Память В. Х. празднуется 6 нояб. по ст. стилю и в первую пятницу после недели Всех святых по Пятидесятнице. |
ВАРЛА́МОВ Ал-др Вл. (1904-89) - композитор, пианист. Учился у М. Ф. Гнесина и Д. Р. Рогаль-Левицкого. В 1934 организатор джаз-оркестра в Москве, в 1938-39 - худож. рук. джаз-оркестра Всесоюзн. радиок-та. Автор популярных пьес для джаза ("Уходит вечер", "На карнавале"). В 1942 репрессирован. После реабилитации в 1956 занимался преимущественно композицией. Засл. деят. искусств РСФСР (1974). |
ВАРЛА́МОВ Конст. Ал-др. (1848-1915) - выдающийся драм. актер. Спец. образования не имел. С 1867 выступал на провинц. сцене, где завоевал известность как опереточный комик и водевильный простак. С 1875 в Александрийском т-ре. Стихийный комизм, виртуозное владение разнообр. выразит. средствами, подчеркнутая театральность и достоверность трактовок дали основание критике "присвоить" В. титул "царя рус. смеха". Яркий индивид. стиль выразился в разнообразии актер. масок В. - "дяди Кости". На сцене Александринского т-ра сыграл б. 1000 ролей, в т. ч. выступал в оперных и балет. партиях. В 70-80-е гг. В. - актер гл. обр. комедийного плана (Земляника - "Ревизор", Клюква - "Много шума из ничего", Сганарель - "Дон-Жуан" Мольера и др.), с кон. 80-х гг. игра В. приобретает гротесковость, в ней усиливается драматич. эл-т и психологич. мотивировка (Осип, Городничий, Ляпкин-Тяпкин, Кочкарев, Яичница в пьесах Гоголя, Муромский, Варравин - Сухово-Кобылина, и т. п.). В пьесах А. Н. Островского В. сыграл 40 разноплановых ролей (Большов, Русаков, Брусков, Курослепов, Ахов, Прибытков, Юсов, Грознов, Берендей). Лирич. сторона таланта В. проявилась в пьесах Чехова (Лебедев, Шамраев, Сорин, Симеонов-Пищик). В 1910 В. сыграл Сганареля в "Дон-Жуане" Мольера (пост. В. Э. Мейерхольда). Лит.: Кара С. С. Варламов. Л., 1969. |
ВАРПАХО́ВСКИЙ Леон. Викт. (1908-76) - реж., театровед, художник, музыкант. Был рук. ПЭКСа (эксцентрич. камерного синтетич. ансамбля), оформлял спектакли в Моск. т-рах, окончил театроведч. отд. лит. фак-та МГУ. Многогранность таланта В. обусловила оригинальность, жанровое и стилистич. разнообразие его спектаклей. Свой творч. метод В. определял как "реализм на базе условности", развивая принципы Вс. Мейерхольда, с к-рым работал в 1933-35. Пост. 68 спектаклей, в к-рых стремился осуществить синтез композиц. принципов Мейерхольда и актерской школы К. С. Станиславского. В 1937-58 работал в Тбилиси, Киеве, Магадане, Алма-Ате (пост.: "Оптимистическая трагедия", "Слуга двух господ", "Чайка", "На дне", "Деревья умирают стоя" (Касона) и др.). Ставил также муз. спектакли - "Травиата", "Марица", "Холопка" и др. Б. значение придавал музыке и в драматич. спектаклях. С 1968 в Москве: "Мольба о жизни" (Деваль) в т-ре им. Ермоловой, "Маскарад", "Бешеные деньги", "Оптимистическая трагедия", "Палата" и "Дипломат" (Алешин) в Малом т-ре, "Шестое июля" (Шатров) и "Дни Турбиных" (Булгаков) во МХАТе, "Странная миссис Сэвидж" (Патрик) в т-ре им. Моссовета, "Выбор" (Арбузов) в т-ре им. Вахтангова, "Продавец дождя" (Нэш) и "Волки и овцы" (Островский) в т-ре им. К. С. Станиславского и др. Автор ряда трудов о т-ре; особую ценность представляют его опыты фиксации спектакля. Соч.: Наблюдения. Анализ. Опыт / Вступ. ст. А. Анастасьева. М., 1978. Лит.: Черняк Ю. М. В мастерской Л. В. Варпаховского. М., 1982; Савченко Б. А. Колымские мизансцены. М., 1988. |
ВАРСОНО́ФИЙ (в миру Павел Иванович Плеханов) (1845-1913) - схиархимандрит, один из старцев Оптиной пустыни. Происходил из дворянской семьи, вышедшей из уральского казачества. Служил в армии, с 1891 жил в Оптиной пустыни. Одним из его духовных детей был публицист и обществ. деятель С. А. Нилус. В соч. "Беседы старца Варсонофия с духовными чадами, сказанные во время 1907-13 гг.", (написано одним из его духовных детей, автор не установлен) выражено отношение оптинских старцев к светской культуре и лит-ре, дана церк. оценка творчеству целого ряда писателей (в т. ч. Н. В. Гоголя, И. А. Крылова, М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина). |
ВАРЬЕТЕ́ (от лат. varietas - разнообразие) - т-р "малых форм", где в течение одного представления чередуются разл. виды сценич. иск-ва. В осн. В. лежит народный т-р: балаганы, бродячие цирки и т. п. Расцвет жанра В., носящего развлекат. и сатирич. характер, в Зап. Европе приходится на 2-ю пол. 19 в. В России В. были популярны в кон. 19 - 1-й трети 20 в. не только в Москве и СПб., но и в провинции. В 90-е гг. в жанре В. работают студенч. т-р МГУ и т-р "Летучая мышь" в Москве, Мюзик-холл и "Театр-буфф" в СПб. |
ВАРЯ́ГИ - название, применявшееся на Руси 9-11 вв. к выходцам из Скандинавии. Заимствовано из др.-сканд. va eringjan (верность, порука, обет), т. е. союзники, чл. корпорации. В др. странах Европы эпохи викингов (кон. 8 - 2-я пол. 11 в.) те же выходцы назывались: во Франции - норманнами, в Германии - аскеманнами, в Византии - варангами, в самой Скандинавии - викингами (мор. воины, пираты, ушедшие в поход за добычей). Причины широкой экспансии скандинавов лежат в обл. соц.-экон. отношений периода разложения родового об-ва и формирования классового строя. Проникновение В. на Русь, как и в др. страны, проходило в формах торг. поездок и грабит. набегов, сочетая подчас и то и другое. Рунические надписи на камнях в Швеции упоминают о походах на Восток, в т. ч. на Русь. Рус. летопись сообщает (859) о дани, к-рую племена Сев. Руси выплачивали варягам. После призвания варягов (862) они утверждаются в Ладоге, Новгороде, Изборске, Белоозере, Полоцке, Ростове, Муроме. Варяжское (скандинавское) происхождение имела княж. династия Рюриковичей. В 10-11 вв. услугами дружин В. пользовались рус. князья. Известно также, что сканд. названия носили нек-рые днепровские пороги. Мат-лы археол. раскопок в Ладоге и Приладожье, Новгороде, окрестностях Смоленска и Ярославля, в Киеве и др. местах подтверждают и уточняют письм. свидетельства о В. на Руси. Роль В. в Вост. Европе не следует ни преувеличивать, ни преуменьшать: оказавшись здесь и участвуя в укреплении княж. власти и связанных с ней учреждений, они повлияли на создание основ др.-рус. государственности. Лит.: Гедеонов С. А. Варяги и Русь. Ч. 1-2. СПб., 1876; Кузьмин А. Г. Об этнич. природе варягов // Вопросы истории. 1974. № 11; Ловмяньский Х. Русь и норманны. М., 1985; Славяне и скандинавы. М., 1986. |
ВАСИЛЁВ Вл. Юдич (род. 1931) - артист балета и балетмейстер. Окончил Моск. хореогр. уч-ще в 1949 (кл. Н. Тарасова) и ГИТИС в 1953. В 1949-79 артист Большого т-ра. С нач. 1960-х гг. вместе с Н. Касаткиной работает как балетмейстер и сценарист, основав Т-р Касаткиной и В. Пост.: "Ванина Ванини" (1962, Н. Каретников), "Героическая поэма" ("Геологи", 1964, Каретников), "Весна священная" (1965, И. Стравинский), "Прелюдия" (1967, И.-С. Бах), "Тристан и Изольда" (1967, Р. Вагнер) - все в Большом т-ре; "Наш двор" (1970, Т. Хренников, Моск. хореогр. уч-ще), "Сотворение мира" (1971, А. Петров, т-р им. Кирова), "Ромео и Джульетта" (1972, С. Прокофьев, Новосиб. т-р оперы и балета), "Прозрение" (1974, Ю. Буцко, Моск. муз. т-р), вокально-хореогр. симфония "Пушкин" (1979, Петров, т-р им. Кирова), ряд концертных номеров; постановки опер: "Петр Первый" (1975, Петров, т-р им. Кирова), "Так поступают все женщины" (1978, В.-А. Моцарт, Большой т-р), "Маяковский начинается" (1983, Петров, т-р им. Кирова). С 1977 Касаткина и В. - худ. рук. ансамбля "Моск. классич. балет" / Гос. т-р балета. Среди пост.: "Гаянэ" (1977, А. Хачатурян), "Волшебный камзол" (1982, Каретников), новые сценич. ред. балетов "Лебединое озеро" и "Дон-Кихот". Поставили Моск. ТВ фильм-концерт "Хореографич. новеллы" (1973), оригин. телебалет "Синие розы для балерины" (1985, А. Бальчев), экранизировали свои спектакли "Сотворение мира" (т/ф-балет "Адам и Ева", 1982), "Весна священная" (1990), "Поцелуй феи" (1990, Стравинский), успешно синтезируя достижения классич. танца и совр. пластики. |
ВАСИЛЕ́ВИЧ Глафира Мак. (1895-1971) - этнограф, фольклорист, лингвист. В 1925 окончила Географич. ин-т (этногр. отд.) Ленинграда. С 1923 до кон. 1960-х гг. проводила эксп. на Север к эвенкам. В 1926-30 сотр. Музея антропологии и этнографии. В 1925-31 преподавала на этнографич. отд. ЛГУ (этнография тунгусо-маньчжурских народов), в 1931-41 - на Сев. отд. Пед. ин-та им. Герцена (эвенкийский яз.). В 1935 без защиты по совокупности работ утверждена кандидатом наук по филологии. Во время войны эвакуирована в Казань, где зачислена на должность ст. научн. сотр. Ин-та этнографии АН СССР. В апр. 1952 арестована, осуждена по фальсифициров. обвинению (ст. 58-10) сроком на 10 лет лишения свободы. В 1955 срок наказания сокращен до 5 лет, затем В. освобождена по амнистии со снятием судимости. С 1969 доктор ист. наук. Автор фундамент. иссл. по этнографии тунгусов (эвенков), в т. ч. проблем их этногенеза, хоз-ва, обществ. строя, родового состава, мат-льной и духовной культуры, шаманизма и фольклора. Создатель словарей, учебников и лит-ры на эвенкийском яз. Автор 200 работ. Среди ее учеников есть и ученые-эвенки. Соч.: Сборник мат-лов по эвенкийскому (тунгусскому) фольклору. Л., 1936; Эвенкийско-рус. словарь. М., 1958; Эвенки: Ист.-этногр. очерки. Л., 1969. |
ВАСИЛЕ́ВСКИЙ Илья Маркович (псевд. Не-Буква) (1882-1938) - фельетонист, журналист, лит. критик. Первый рассказ В. "Тридцать два" (1903) опубл. в "Журнале для всех". В 1904-17 печатался в журн. "Наука и жизнь", "Мир Божий", "Солнце России", "Сатирикон", "Аргус" и др. Автор кн. "Житейское кабаре. Юмор. Рассказы" (1910) и "Нервные люди" (1911). В 1907 - сотр. и фактич. изд. "понедельничной" петерб. газ. "Свободные мысли". С 1912 В. выступал с лекциями по лит-ре в Пб., Москве, Одессе. В 1915-17 - ред. "Журнала журналов". После 1917 В. эмигрировал, пытался возобновить в Париже изд. "Свободных мыслей". В сер. 20-х гг. вернулся в Россию, работал в сов. печати, в 1929-35 зав. редакцией журн. "Изобретатель", печатал под псевд. Ил. Полтавский брошюры по вопросам изобретательства, опубл. кн. "Страна изобретателей" (1933). Репрессирован. Реабилитирован посмертно. |
ВАСИЛЕ́ВСКИЙ Ипп. Фед. (псевд. Буква, наст. имя - Петр Фердинандович) (1849-1918) - фельетонист, публицист. Первая публикация - репортаж "Сцены у мирового судьи" ("Петерб. листок", 1866). В 70-90-х гг. опубл. циклы очерков и фельетонов: "С миру по нитке" (1873), "Наброски и недомолвки" (1875), "С Невского берега" (1877), "Рябь и зыбь родного прогресса" (1882), "Петербургские наброски" (1882), "За кулисами политики" (1883), "Среди обывателей" (1884) и др. С 1875 (офиц. с 1879) по 1905 В. ред. журн. "Стрекоза"; прил. к журн. изд. книги: "Карикатурный альбом совр. рус. деятелей" (1878-79), "Человеч. комедия" (1882), "Наши нравы" (1884), "Наши красавицы" (1888), "За кулисами" (1891), "Портретная галерея знаменитостей" (1895-96). В 1900-10-х гг. В. публиковал лит. пародии. В 1914 отд. изд. выпустил политич. памфлеты "Георг V", "Вильгельм II", "Франц-Иосиф". В 1918 В., находясь в своем имении Еленово (Вилен. губ), обратился к сов. прав-ву с просьбой о переходе в германское подданство. Дальнейшая судьба неизвестна. |
ВАСИЛЕ́НКО Вик. Мих. (1905-91) - исследователь нар. иск-ва, проф. МГУ, поэт. Консультант в отделе кустарных промыслов Всекопромсовета, с 1932 - науч. сотр. НИИ худож. промышленности. Занимался иссл. центров нар. иск-ва, собирал мат-лы по фольклору, изучал нар. иск-во в Вел. Устюге, Ростове Великом и др., а также нар. иск-во Дагестана, Азербайджана, З. Украины. С 1942 работает на отделении истории и теории иск-ва МГУ. В 1944-47 рук. НИИ худож. пром-сти. Преподаватель Худож.-пром. уч-ща в Москве и Моск. ин-та прикладного и декор. иск-ва. С 1944 кандидат наук. С 1940 - чл. СХ, с 1957 чл. ред. коллегии журн. "Декоративное иск-во СССР". В 1970 защитил докторскую дисс. на тему "Рус. нар. иск-во 18-20 вв. (Худож. культура рус. деревни)". Анализируя природу нар. иск-ва, его компоненты и стилистич. эволюцию, В. пользуется комплексным методом, привлекая данные смежных наук (фольклористики, археологии). Автор ряда поэтич. сб. Соч.: Искусство Хохломы. М., 1959; Рус. нар. резьба и роспись по дереву 18-20 вв. М., 1960; Нар. иск-во. М., 1974; Рипсимэ Симонян. М., 1974; Рус. прикладное искусство: Истоки и становление: 1 в. до н. э. - 13 в. н. э. М., 1977; Облака. М., 1983; Птица солнца. М., 1986; Сонеты. М., 1989; Сев. строки. М., 1991. |
ВАСИЛЕ́НКО Сер. Никиф. (1872-1956) - композитор, муз.-обществ. деятель, дирижер. Занимался теорией музыки у А. Т. Гречанинова. Окончил Моск. ун-т как юрист (1892) и Моск. конс. как композитор (1901), где учился у С. И. Танеева, М. М. Ипполитова-Иванова, В. И. Сафонова. Продолжил заложенную А. Рубинштейном традицию "Исторических концертов" (1907-14), для к-рых В. во время ежегодных поездок за границу привозил манускрипты с неизвестной в России музыкой, перерабатывал и оркестровал ее применительно к совр. ему концертной практике. В творчестве В. чувствуется влияние знаменного распева (кантата "Сказание о граде Китеже", 1901), эстетики символизма (симф. поэма "Сад смерти" по О. Уайльду, 1908), импрессионизма ("Японские и индусские мелодии", симф. поэма "В солнечных лучах", 1910). В. - автор 5 симфоний (1906-34), опер "Сын солнца" (1929), "Суворов" (1942), балетов "Иосиф Прекрасный" 1925), "Лола" (1926), "Мирандолина" (1949), концерта для балалайки (1931), 2 концертов для скрипки (1913, 1952) и концерта для фп. с орк. (1949), свыше 200 романсов и др. Среди учеников В. - А. В. и А. Н. Александровы, И. С. Голованов, Д. Р. Рогаль-Левицкий и др. Доктор искусствоведения (1943). Нар. арт. РСФСР (1940) и Узб. ССР (1939). Соч.: Страницы воспоминаний. М.; Л., 1948; Инструментовка для симфонич. оркестра: В 2 т. М., 1952-59. Лит.: Поляновский Г. А. С. Н. Василенко. М., 1964. |
ВАСИ́ЛИЙ (в иночестве Варлаам) (16 в.) - др.-рус. писатель. Священник в Пскове. В 1547 написал Житие Евфросина Псковского на осн. б. раннего произв. и монастырских записок. Впоследствии оно было включено в Великие Минеи-Четьи митрополита Макария. В 1550-52 для Минеи им было написано Житие псков. кн. Всеволода-Гавриила. В Вел. Минеи-Четьи вошла созданная В. ред. Жития Александра Невского. В 1555 В. жил в Крыпецком мон., где по монастырским преданиям писал Житие Саввы Крыпецкого. В 1557-64 постригся там же, приняв имя Варлаам. В 1558-65 В. составил Житие Нифонта, епископа Новгор., основателя Псков. Спасо-Мирожского мон. (12 в.); Житие Никиты Новгородского; Житие Исидора Юрьевского (все на основе ранее существовавших произв.). В 1565 В. написал "Сказание об иконе Знамения Богородицы Мирожской". Помимо житий В. принадлежит ряд служб. К произв. своих предшественников В. добавлял фактич. мат-л, риторич. отступления, похвалы. Нередко за недостатком сведений о святом добавлял целые фрагменты из подходящих по типу житий: произв. Епифания Премудрого, Пахомия Логофета, княж. житий Федора Ростиславича Ярославского, Михаила Черниговского, "Повести о житии Александра Невского". Принадлежал к кругу писателей, составлявших при митрополите Макарии Вел. Минеи-Четьи, строго следовал сложившемуся здесь канону, ориентиров. в осн. на произв. Пахомия Логофета. Лит.: Пов. о нач. и основании псковского Печерского монастыря. М., 1831. С. 45-66; Ключевский В. Др.-рус. жития святых как ист. источник. М., 1988. |
ВАСИ́ЛИЙ I (1371-1425) - вел. кн. Владимирский и Московский (с 1389), ст. сын вел. кн. Дмитрия Ивановича Донского. 2 года провел в Зол. Орде в качестве заложника. Продолжал политику объединения земель вокруг Москвы: присоединил Нижегородское и Муромское кн-ва, Волок-Ламский, Торжок, Бежецкий Верх, Вологду и др. |
ВАСИ́ЛИЙ БЛАЖЕ́ННЫЙ (ок. 1464-1552; по др. данным - 1469-1557) - моск. юродивый. Род. в подмоск. селе Елохове, в крест. семье. Был сапожником; с 16 лет "подвизалися в юродстве", ходил по Москве почти без одежды, босой и в веригах. Во имя Христа обличал нравств. беспорядки и "неправду" совр. ему об-ва, за что пользовался всеобщим уважением. Изнурял себя постом и молитвой. Согласно Житию, был прозорлив и молитвою совершал чудеса. Имел нравств. влияние на царя Ивана IV Грозного, к-рый на похоронах В. Б. вместе с боярами нес его гроб. Погребение В. Б. совершил Моск. митрополит Макарий. В. Б. причислен к лику святых в 1588, когда были открыты его мощи. Царь Федор Иванович соорудил над ними особый придел в храме Покрова на Рву, к-рый с того времени известен б. как храм В. Б. Память В. Б. празднуется 2 авг. |
ВАСИ́ЛИЙ (Васька) БУСЛА́ЕВ - фольклорный персонаж, герой новгородских былин "Буслаев и новгородцы" и "Смерть Буслаева". Подобно др. былинным богатырям В. Б. наделен фантастич. силой, необычайно быстро растет, испытывая свою физич. мощь на сверстниках, пренебрегает предсказаниями и предупреждениями ("А не верую я ни в сон, ни в чох"), но его богатырские деяния, характер и судьба принципиально отличны: он оказывается в конфликте с новгородцами, с гор. верхами, устраивает побоища на улицах и на берегу Волхова; его паломничество в Иерусалим с целью замолить грехи оборачивается святотатством (нагим купается в Иордане); по пути домой издевается над мертвой головой (символизирующей силы Смерти), отвергает ее предупреждения, вопреки запрещающей надписи прыгает через могильную плиту и разбивается. В образе В. Б. выделяются черты бунтарства, социального озорства, открытого неприятия общепризнанных норм поведения. В былинах о В. Б. значительна доля пародийного и насмешливого начала (выбор дружины, картины уличного боя, заточение В. Б. в погреб и др.). |
ВАСИ́ЛИЙ ТЁРКИН - герой одноим. стихотв. книги про бойца А. Т. Твардовского "Василий Теркин" (1942-45) и поэмы "Теркин на том свете" (1954-63). Как персонаж агитац. поэзии (поэмы) Т. появился и получил широкое распространение в армейской печати во время фин. кампании 1939-40 и в годы Вел. Отеч. войны. Однако всенар. известность обрел после публикации поэмы Твардовского, став символом рус. солдата, умелого, находчивого, неунывающего в безвыходных ситуациях, бросившего вызов самой смерти. |
ВАСИЛИ́СА ПРЕМУ́ДРАЯ - персонаж волшебной нар. сказки, во мн. текстах фигурирует под др. именами (чаще всего - В. Прекрасная) или без имени. Дочь мор. (водяного) царя, чародея и др., волшебница; способна превращаться сама и превращать других в животных, птиц, в разные предметы. Часто суженая героя, к-рый обещан отцом волшебным силам ("Отдай, чего дома не знаешь"), становится его женой, когда он похищает ее платье или выбирает ее из толпы невест. Помогает герою выполнить трудные задачи (напр., "Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что"), посылая ему чудесных помощников-работников или выполняя работу сама. Бежит с мужем, спасается от погони с помощью волшебных превращений. В нек-рых сюжетах предугадывает, что муж по возвращении домой забудет о ней, является на новую его свадьбу, напоминает ему о себе и восстанавливает свои права. |
ВАСИ́ЛЬЕВ Ал-др Ал-др. (1867-1953) - византинист, историк. Окончил ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та (1892), получив также подготовку по арабистике у В. Р. Розена, от к-рого унаследовал интерес к араб. источникам по истории Византии. Магистерская (1900) и докторская (1902) дисс. посв. полит. отношениям Византии и арабов в периоды аморийской и македонской династий. Издал важные для истории Византии источники: "Всеобщую историю" христианско-араб. писателя Агапия (1909) и (совм. с И. Ю. Крачковским) "Историю" Йахйи Антиохийского (1924). В 1917-25 выпустил "Лекции по истории Византии", переведенные на англ., франц. и др. яз. Исследование В. "Готы в Крыму" (1921-27) доныне принадлежит к числу лучших работ на эту тему; важную роль в свое время сыграла его ст. "Славяне в Греции" ("Визант. временник", 1898. Т. 5). Ученик В. Г. Васильевского, В. остался, однако, совершенно чужд соц.-экономич. подходу своего учителя к визант. истории. В 1925 эмигрировал в США, где считается основателем амер. византиноведения. |
ВАСИ́ЛЬЕВ Анат. Ал-др. (род. 1942) - режиссер, театр. педагог. В 1973 окончил реж. ф-т ГИТИСа (мастерская М. О. Кнебель и А. А. Попова). В 1973-76 - реж. МХАТа им. М. Горького, где поставил спектакли "Соло для часов с боем" (1973) и "Медная бабушка" (1975). В 1977-81 В. работал в Моск. драм. т-ре им. К. С. Станиславского (Первый вариант "Вассы Железновой", 1977; "Взрослая дочь молодого человека", 1979). С 1981 В. по приглашению Ю. П. Любимова работает на Малой сцене т-ра на Таганке, где в 1985 выпускает спектакль "Серсо", принесший ему мировую известность и показанный на гастролях во мн. странах Европы и Сев. Америки. С 1981 В. преподает на Высших сценарных курсах при Госкино, в ГИТИСе, в мастерской кинорежиссуры ВГИКа. В 1986 со студентами реж. фак-та ГИТИСа выпускает дипломный спектакль "Шесть персонажей в поисках автора", к-рым в 1987 открывает т-р "Школа драматич. иск-ва", где занимается режиссурой и педагогикой до кон. 90-х гг. При т-ре В. организовал творч. лабораторию и семинары для молодых режиссеров и актеров, где поставлены: "Дюма" (1987), "Визави" (главы из романов Ф. М. Достоевского), "Бесы", "Вечер Мопассана" (1988), "Диалоги" (по О. Уайльду, 1989), "Диалоги Платона" (1990), "Каждый по-своему" (Л. Пиранделло, 1991), "Амфитрион" (1995). Сп. "Сегодня мы импровизируем" по Л. Пиранделло показан на фестивале "Парма-90" в Фонтанеллато (Италия). С кон. 80-хгг. В. работает гл. обр. за рубежом: совм. проект "Пробуждение весны" с Молодежным т-ром Люцерна (Швейцария, 1990), "Я - Чайка" (по А. П. Чехову) на театр. фестивале в Вольтерре (Италия, 1991), "Маскарад" ("Комеди Франсез", Париж, 1992), "Дядюшкин сон" (Художеств. т-р, Будапешт, 1994). |
ВАСИ́ЛЬЕВ Бор. Ал-др. (1899-1937) - китаевед-филолог. С 1921 - науч. сотр. Азиатского музея (позднее - Ин-т востоковедения АН СССР), одноврем. преподавал в вузах Ленинграда (1927-33). В 1924-27 секретарь генконсульства СССР в Китае, секретарь воен. атташе. В 1928-29 сотр. Ин-та буддийской культуры. Один из любимых учеников акад. В. М. Алексеева. Занимался преим. кит. классич. и совр. лит-рой, кит. т-ром, дунганской этнографией и фольклором; принимал участие в написании учебников совр. кит. яз. Занимался изучением классич. кит. ром. "Речные заводи" (Шуи ху), в сер. 30-х гг. работал над докторской дисс. "Ром. Шуи ху, его роль и значение в кит. лит-ре"; после ареста текст дисс., как и большинства др. рукописей В., пропал. На основании произв. Бо Цзюй-и В. написал б. ист. драму в стихах "Вечная скорбь". 19 нояб. 1937 В. по сфабриков. обвинению Комиссией НКВД и Прокурором СССР приговорен к смертной казни, 24 нояб. в составе большой группы ленингр. востоковедов расстрелян. Соч.: Бо Цзюй-и. Песнь о бесконечной тоске / Пер. с кит., ст. и примеч. Б. А. Васильева // Восток. Сб. 1: Лит. Китая и Японии. М.; Л., 1935. С. 113-125. |
ВАСИ́ЛЬЕВ Бор. Львович (род. 1924) - писатель. Сын военнослужащего. Участник Великой Отечеств. войны. В 1948 окончил Военную академию бронетанковых войск. Начал печататься в 1954. Широкую известность получил с публикацией пов. "А зори здесь тихие..." (1969; одноим. ф. 1972 - одно из лучших отечеств. кинопроизв. о 2-й мировой войне). В ней, как и в последующих произв. В. (в т. ч. пов. "В списках не значился...", 1974), где, как правило, героями являются молодые люди, часто - девушки, соединяющие в своих характерах женственность, способность к самопожертвованию и мужественную решительность, показано трагическое величие "обычного" человека на войне, а романтический ореол нек-рой идеализации не препятствует детально-точному воссозданию т. н. окопной правды. В повестях "Не стреляйте в белых лебедей" (1973), "Завтра была война" (1984), "Капля за каплей" (1991) - проблемы противостояния доброты и честности отдельного человека жестокости и фальши тоталитарного об-ва. Автор также пьес, киносценариев, публицистич. соч. Гос. пр. СССР (1975). |
ВАСИ́ЛЬЕВ Вас. Пав. (1818-1900) - китаевед, монголист, тибетолог, санскритолог, буддолог. В 1837 окончил Казанский ун-т по каф. монг. словесности и защитил дисс. по монг. буддизму, после чего отправлен в Китай в составе Росс. духовной миссии для совершенствования в кит., санскрите и тибетском яз. Для Казанского ун-та В. привез из Пекина богатое собр. книг, рукописей и ксилографов (ок. 850 назв. на кит., маньчжурск. и тибет. яз.). Однако вместо обещанной ему тибетской В. был вынужден возглавить китайскую кафедру, а в 1855 вместе с др. проф. вост. словесности переведен в Петерб. ун-т. Неутомимый буддолог, особое внимание В. уделял махаяне - направлению буддизма, распространенному в Китае, Тибете и Монголии, активно интересовался историей и лит-рой Китая и Центр. Азии. В 1867 составил первый в России китайско-рус. словарь, осн. на графич. системе (разработанная В. система расположения иероглифов применяется в китайско-рус. словарях до наст. времени). При жизни В., как и большинству рус. ученых-востоковедов, удалось опубликовать только незначит. часть своих трудов, осн. корпус к-рых по сей день не издан. Соч.: Буддизм, его догматы, история и лит-ра. СПб., 1857-69. Ч. 1, 3; История и древности вост. части Средней Азии от X до XII в., с приложением известий о киданях, чжурчженях и монголо-татарах. СПб., 1857. |