Статьи на букву "В" (часть 1, "В"-"ВАР")
"В ЛЮ́ДЯХ" - выражение, широко бытовавшее на рубеже 19-20 вв. и означавшее чужую семью, в к-рой подросток за прокорм и содержание, иногда за обучение к.-л. ремеслу использовался на любой повседневной ("черной") работе. Выражение вошло в обиход под влиянием назв. 2-й части автобиогр. трилогии М. Горького ("Детство", "В людях", "Мои университеты"). |
ВА́ГИН Меркурий (ум. 1712) - землепроходец, якутский казак. В 1712 совершил путешествие на Ляховские о-ва. Во главе казачьего отряда прошел из Усть-Янска сухим путем до мыса Св. Нос, затем по льду на Б. Ляховский о-в; открыл М. Ляховский о-в. Убит взбунтовавшимися казаками. |
ВА́ГИНОВ (Вагенгейм) Конст. Конст. (1899-1934) - поэт, прозаик. Окончил петрогр. частную г-зию Я. Гуревича, учился на юрид. ф-те Петрогр. ун-та и Высших курсах искусствоведения при Ин-те истории иск-в. В 1920-21 занимался в студии Н. Гумилева, был принят в петрогр. "Цех Поэтов", участвовал во мн. лит. кружках и объединениях, в т. ч. в группе ОБЭРИУ (Объединение Реального Искуства), дружил с М. М. Бахтиным и его окружением. Первый поэтич. сб. В. "Путешествие в хаос" (1921) привлек внимание критики сложной метафорич. системой, разрывом логич. связей, точностью фонетич. рисунка, присущим и след. сб-кам В.: "Стихотворения" (1926), "Опыты соединения слов посредством ритма" (1931), в к-рых античность переплелась с современностью, а архаизмы - с ассонансной рифмой. В стихах 30-х гг. (сб. "Звукоподобие", не опуб.) В. переходит от усложненности к классич. ясности. В 1928 вышел первый ром. В. "Козлиная песнь", продолжающий традицию петерб. прозы И. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. Белого, в к-ром автор рассматривает этапы гибели старого Петербурга и последних носителей его культуры. Та же тема занимает важное место и в ром. В. "Труды и дни Свистонова" (1929), "Бамбочада" (1931), "Гарпагониана" (первая публ. 1983, США). Для интеллектуальной прозы В., восходящей на европ. уровень, характерны многочисл. аллюзии, лит. коллаж, прототипичность. |
ВА́ГНЕР Ник. Петр. (псевд. Кот Мурлыка) (1829-1907) - зоолог, дет. писатель. Проф. зоологии Казанск. (1860-71) и Петерб. (с 1871) ун-тов. В 1862 издал монографию "Самопроизвольное размножение гусениц у насекомых", в к-рой открыл явление педогенеза, т. е. способности нек-рых живых существ достигать половой зрелости и размножаться еще в личиночном возрасте. В 1881 В. организовал Соловецкую биол. станцию, став первым крупным исследователем фауны Белого моря. В 1885 вышел труд В. "Беспозвоночные Белого м.: зоологич. иссл., произведенные на берегах Соловецкого залива в летние месяцы 1876-1877, 1879 и 1882 гг.". Был известен и как дет. писатель (повести и рассказы сб-ка "Сказки Кота Мурлыки", 1872). |
ВА́ЗЕМ Ек. (Матильда) Оттовна (1848-1937) - артистка и педагог балета. Окончила Петерб. театр. уч-ще в 1867 (кл. Э. Гюге). В 1867-87 артистка Мариинского т-ра. Первая исполнительница партий: Анжелла ("Бандиты"), Никия ("Баядерка"), Дочь снегов ("Дочь снегов"). Среди др. ролей: Наяда ("Наяда и рыбак"), Галя ("Золотая рыбка"), Аспиччия ("Дочь фараона"), Жизель ("Жизель"), Пахита ("Пахита") и др. Отличалась холодновато-благородной манерой танца, виртуозностью. В 1886-96 преподавала в Петерб. театр. уч-ще. В 1937 вышли ее "Записки балерины" - бесценные, хотя порой субъективные свидетельства о петерб. балете 1860-80-х гг., одной из центр. фигур к-рого была В. |
ВА́ЙМАН Мих. Израилевич (1926-77) - скрипач и педагог. Учился сначала у отца, затем у П. С. Столярского, закончил Ленингр. конс. в 1949 у Ю. И. Эйдлина, с этого же года здесь преподаватель (1966 - проф., 1970 - зав. каф.). Лауреат междунар. конкурсов скрипачей им. Я. Кубелика (Прага, 1949), им. И.-С. Баха (Лейпциг, 1950), им. бельг. королевы Елизаветы (Брюссель, 1951). С 1945 вел интенсивную концертную деятельность в СССР и за рубежом. Поч. сенатор Высшей муз. академии им. Ф. Листа (1965), поч. гражданин г. Веймара (1967). Игра В. подкупала искренностью и теплотой звука, чувством стиля, импровизационностью. Его выступления с пианисткой М. В. Карандашевой - уникальное явление отечеств. ансамблевого иск-ва (их репертуар включал все осн. камерные произв. для скрипки и фп.; были первыми исполнителями мн. произв. ленингр. композиторов: А. Лобковского, Б. Клюзнера, Г. Уствольской, В. Салманова, Б. Арапова). Среди учеников В.: А. Фишер, З. Винников, Ф. Хиршхорн, М. Гантварг, Т. Маехаси, М. Усиодо, С. Стадлер. Лит. Раабен Л., Шульпяков О. Михаил Вайман - исполнитель и педагог. Л., 1984. |
ВАЙНО́НЕН Вас. Ив. (1901-64) - балетмейстер. Окончил Петрогр. театр. уч-ще (1919, кл. В. Пономарева). В 1919-8 в Гос. академич. т-ре им. Кирова исполнял небольшие роли: Арап ("Петрушка"), Кот в сапогах ("Спящая красавица") и др., характерные танцы в операх и балетах. Склонность к соч. танцев реализовалась первоначально в хореогр. зарисовках на эстраде, а в 1930 в балете "Золотой век" (совм. с Л. Якобсоном и В. Чеснаковым, комп. Д. Шостакович). Поставл. впервые в Ленинграде балет "Пламя Парижа" (комп. Б. Асафьев, 1932) принес. В. всесоюзный успех (1933, Большой т-р; 1950, Будапешт), неоднократно обновлялся В. в т-рах Ленинграда и Москвы, его лучшие фрагменты стали классикой сов. хореографии. Интерес к совр. теме продолжен В. в ленингр. пост.: "Партизанские дни" (Асафьев, 1936), "Милица" (Асафьев, 1947), а также в "Береге счастья" (А. Спадевеккиа, 1952, Новосибирск), "Гаянэ" (1957, Большой т-р). Пост. в т-ре им. Кирова классич. балеты "Щелкунчик" (1934), "Раймонда" (1938). В 1946-50, 1954 В. - балетмейстер Большого т-ра: пост. задорной "Мирандолины" (С. Василенко, 1949), в к-рой блистали О. Лепешинская и А. Ермолаев, и др. Лит.: Армашевская К. Н., Вайнонен Н. В. Балетмейстер Вайнонен. М., 1971. |
ВА́КМАН Софья Бор. (род. 1911) - камерная пианистка, педагог. Училась у К. И. Михайлова (1921-28, Киев), окончила Ленинг. конс. по кл. С. И. Савшинского (1931). Концертировала со мн. выдающимися вокалистами и инструменталистами: Д. Шафраном, Ж. Гейне-Вагнер, Е. Флаксом, Н. Шпиллер, И. Богачевой, И. Шпильбергом, З. Долухановой, С. Шапошниковым и др. Игре В. свойственна ясность, тембровое богатство, воля и совершенство пианизма. Преподавала камерный ансамбль и аккомпанемент в Спец. муз. школе при Ленигр. конс. (1939-41) и в Ленингр. конс. (1946-97). |
ВАЛ - высокая земляная насыпь, служившая для защиты от неприятеля. Слово сохранилось в составе многочисл. наименований: Сущевский В., Бутырский В. и др. в назв. улиц Москвы; Татарский В. в Волгограде; Валовой Кордон в Алтайском крае и т. п. |
ВАЛАА́МСКИЕ ОСТРОВА́ - архипелаг в сев.-зап. части Ладожского оз. Состоит из о. Валаам (28 км2) и б. чем 50 мелких о-вов. Общая пл. 36 км2. Берега изрезаны, много бухт, заливов, отвесных гранитных утесов. Заселение о-вов предположительно датируется 11-13 вв. Тогда же был осн. Спасо-Преображенский мон., являющийся гл. достопримечательностью о-вов. В 14 в. он упоминался в письм. источниках как крупный религ.-культурный центр, выполнявший одновременно оборонит. функции. Монастырь неоднократно подвергался нападениям шведов, к-рые разоряли и разрушали его (1578, 1581). В 1611 он был полностью уничтожен, архипелаг перешел к Швеции. После 1715, когда Карелия возвратилась в состав Рос. гос-ва, в соответствии с указом Петра I начато восстановление монастыря. В 1717-36 возведен новый дерев. Спасо-Преображенский мон., к-рый в сер. 18 в. сильно пострадал от пожаров. В 1785-1837 по инициативе и по плану игумена Назария монастырь отстроен в камне (арх. А. В. Силин, Г. И. Карпов, А. М. Горностаев, Н. Д. Прокофьев). Гл. строение - Спасо-Преображенский собор (выс. 72,6 м). На В. О. в разное время построены скиты: Всех святых, Никольский, Воскресенский, Гефсиманский, др. сооружения. В 60-хгг. 19 в. на В. О. появился водопровод, в скалах пробиты каналы, соединившие внутр. озера между собой и с Ладожским оз. Работали кожевенный, смолокуренный, гончарный и кирпичный заводы, кузнечная, столярная, иконописная мастерские. Гордостью В. О. стали фруктовые сады, цветники, огороды, искусств. посадки в виде групп и аллей из дуба, клена, кедра, лиственницы, туи, пихты. В 1843 открыто регулярное пароходное сообщение по Ладожскому оз., что повлекло за собой увеличение числа паломников. На В. О. побывали выдающиеся деятели культуры: И. И. Шишкин, Ф. А. Васильев, М. К. Клодт, А. И. Куинджи, Н. К. Рерих, П. И. Чайковский. В 1918-40 В. О. входили в состав Финляндии (из 260 монахов лишь 71 принял фин. гражданство). В марте 1940, после сов.-фин. войны, о-ва отошли к СССР. Монахи, забрав с собой б. ч. монастырского имущества, перебрались в Финляндию, где основали Ново-Валаамский мон. (в местечке Хейнявеси). В 1940 на В. О. размещены школа боцманов и рота юнг, после 1945 - дом-интернат для инвалидов Вел. Отеч. войны. В 1979 В. О. получили статус музея-заповедника. В сент. 1989 Валаамский Спасо-Преображенский мон. возвращен Рус. Правосл. Церкви. Лит.: Валаамский мон. и его подвижники. СПБ, 1903; Рывкин В. Р. Валаам. Архит.-природные ансамбли Валаамского архипелага. Петрозаводск, 1981; Спиридонов А. М., Яровой О. А. Валаам: от апостола Андрея до игумена Иннокентия: (Очерки истории Валаамского мон.). М., 1991. |
ВАЛЕ́НТНОСТЬ (от лат. valentia - сила) - термин в химии, означающий способность атома к образованию химич. связей. Широко используется как метафора. В лингвистику понятие В. ввел С. Д. Кацнельсон (1948) для обозначения способности языковых единиц сочетаться друг с другом. Наиб. основательно понятие В. разработано применительно к глаголам и словам, управляемых в предложении глаголами. Изв. классификация глаголов по В. подразделяет их на авалентные, или нульвалентные (темнеет), одновалентные (старик дремлет; меня лихорадит), двухвалентные (мальчик пишет письмо; альпинисты достигли вершины; все зависит от нас; билет стоит дорого) и трехвалентные (сын вернул долг отцу; товарищ посоветовал мне остаться). Слова, реализующие В. глагола, наз. актантами, остальные слова, зависимые от глагола, - сирконстантами (мальчик пишет письмо долго). Существует неск. классификаций В. Самая общая - различение активной (свойство слова/словоформы подчинять др. слова/словоформы) и пассивной В. Напр., во всех глагольных предложениях (типа: "Запорожцы пишут письмо турецкому султану") глаголу присущи активные В. на существительные, а существительным - пассивные В. на глагол. Принципиально важным является разграничение семантич. и синтаксич. В. слова. Семантич. В. одна и та же у всех словоформ одного слова, являсь пост. свойством его лексемы. Синтаксич. В. может отличаться от семантической и быть различной у разл. словоформ одного и того же слова. Напр., одинаковой семантич. В., но разными синтаксич. обладают формы действит. и страдат. залога (ср.: "Водитель открывает двери" и "Двери открываются водителем"). Обязательными синтаксич. В. обладают также существительные: предикатные (чтение письма, печаль матери, ширина участка) и относительные (сын сестры). |
ВАЛЁР (от франц. valeur - ценность) - тончайшие переходы светотени в живописи и графике, к-рые определяются конкретными условиями освещения и воздействующей средой. Способствуют особой глубине и богатству колорита произведения. |
ВАЛЕРИА́НИ Джузеппе (ок. 1690-1762) - итал. театр. и плафонный живописец, работавший в России. Уроженец Рима, где начал свою творч. деятельность. Исполнял вместе со своим старшим братом Доменико росписи в соборах Венеции, прославился своими декорациями спектаклей венец. оперы, исполнил серию графич. ведут Венеции. В 1731-33 вместе с Доменико написал "аль фреско" огромный плафон "Триумф Дианы" в центр. зале охотничьего замка Ступиниджи в окрестностях Турина. В 1743 по приглашению композитора Ф. Арайя приехал в СПб. "для изобретения и малярования украшений и махин и управления всего того, что к театру Е. И. В. потребно будет", и проработал здесь до кон. жизни. Оформил 15 оперных спектаклей, создавая грандиозные композиции с глубокими перспективами. Первоклассный мастер плафонной живописи, украшал ею помещения старого и нового Зимних дворцов, Аничкова дворца, деревянных Летнего и Зимнего дворцов на Мойке, Б. Царскосельского дворца, Б. Петергофского дворца, Б. Ораниенбаумского дворца, Строгановского дворца, дворца графа П. Б. Шереметева в подмосковном Кусково, а также павильонов Эрмитаж в Царскосельском парке и Эрмитаж при Летнем дворце на Мойке (сохранились два боковых фрагмента "Триумф Мира" и "Триумф Победы" плафона Светлой галереи Б. Царскосельского и плафон Зала Растрелли Строгановского дворца. По свидетельству Я. Штелина, В. писал также портреты и ист. картины, в к-рых "видно высокое иск-во колорита и сила письма и твердый рисунок, какого у современных В. живописцев в Петербурге не оказывалось". Обучал в процессе работы целую плеяду рус. декоративных живописцев, с 1748 преподавал перспективу в Худож. департаменте АН и, согласно документам, повседневно руководил М. И. Махаевым при создании им графич. проспектов СПб. и загородных резиденций для их последующего гравирования. Лит.: Успенский А. И. Словарь художников, в XVIII в. писавших в имп. дворцах. М., 1913; Коноплева М. С. Театр. живописец Джузеппе Валериани. Л., 1948; Малиновский К. В. Записки Якоба Штелина об изящных иск-вах в России. Т. I. М., 1990. |
ВАЛИШЕ́ВСКИЙ Казимир (1849-1935) - польский историк, писатель, публицист. Учился в Варшаве, затем в Меце и Нанси (Франция). Окончил Париж. школу права. С кон 1870-х гг. публиковал книги, статьи, сб. документов по экон., полит. и правовым проблемам европ. истории В 1892-1935 издал на франц. яз серию книг о рус. царях и императорах и спорных вопросах истории России "Ром. одной императрицы" (1893), "Вокруг трона. Екатерина II" (1894), "Петр Великий" (1897), "Иван Грозный" (1904), "Смутное время" (1911) и др., явившихся плодом многолетних изысканий В. в архивах (в т. ч. в петерб.). В ходе рев-ции 1905-07 в России книги В., не допускавшиеся ранее цензурой, стали переводиться и издаваться. Соч В., не претендующие на глубину науч. анализа, отличаются знанием предмета и живостью повествования. |
ВАЛК Сигизмунд Натанович (1887-1975) - историк, архивист, археограф, один из основателей рос. источниковедения и археографии, д-р ист. наук (1936). Окончил ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та (1913). На формирование В. как ученого оказали влияние Е. В. Тарле, И. М. Гревс, А. Е. Пресняков, А. С. Лаппо-Данилевский, А. А. Шахматов. Сотрудничал в энциклопедич. словарях Брокгауза-Ефрона, бр. А. И. и Н. И. Гранат. С 1918 работал в Ист.-рев. архиве, публиковал мат-лы по истории рев. движения в России в журн. "Былое", "Красная летопись", "Книга и революция" и др., подготовил единые "Правила издания ист. док-тов", к-рые в окончат. виде изданы в 1955. Работал над изданием "Декретов Окт. рев-ции", источниковедением и археографией наследия В. И. Ленина, издал 3 тома документов районных Советов Петрограда в 1917 (1964-66). Феод. период отеч. истории нашел отражение в работах В. "Древнейшие новгородские акты (14-15 вв)", 1937; "История источниковедения и русской историографии 18 в.", 1934, и др. Итоговый труд В. (автора б. 300 печ. работ) - "Сов. археография" (1948). Публикатор и ред. док-тов по отеч. истории "Архив Д. И. Менделеева" (1951), "Описание рукописей А. В. Суворова" (1955), "Мат-лы по истории ЛГУ за 1819-1917" (1961), "М. М. Сперанский. Проекты и записки" (1961), "Рев. Народничество 70-х гг." (т. 1-2). Создатель историографич. цикла по истории изучения "Рус. Правды" (50-60-е гг), издатель "Рос. истории" В. Н. Татищева в 7 т. (доп. в 1979 томом его "Избр. произв."). Автор ист.-биогр. очерков о современниках и коллегах - А. С. Лаппо-Данилевском, Б. Д. Грекове, М. Д. Приселкове и др Возглавлял Ленингр отделение Археографич. комиссии АН СССР, был ответств. ред. сб. "Вспомогат. ист. дисциплины". Работая долгие годы на ист. ф-те ЛГУ, подготовил плеяду специалистов по отеч. истории периода феодализма. |
ВАЛЛЕ́Н-ДЕЛАМО́Т Жан-Баттист Мишель (1729-1800) - франц. архитектор. Изучал архитектуру во Франц. академии в Риме, а также под рук-вом дяди Франсуа Блонделя и двоюродного брата Жана-Франсуа Блонделя в Париже. В 1759 приглашен в качестве проф. в Петерб. АХ. Исполнил проекты Гостиного двора на Невском пр. (1760), католич. церкви св. Екатерины на Невском пр. (1762), АХ (1764), Малого Эрмитажа (1764-65), фасадов "Новой Голландии" с въездной аркой (1765), здания Вольного экономич. об-ва на Невском пр. (1766), в Большом Петергоф. дворце оформил три интерьера в стиле рококо: Центр. зал с 368 "головками" П. Ротари и китайские кабинеты. В.-Д. ввел в петерб. архитектуру портик с отставл. от стены колоннами, превратив их из декоративного, как у Ф. Растрелли, в конструктивный эл-т постройки. Черты барокко заметны у В.-Д. в решении фасадов АХ, здания Гостиного двора, в гл. фасаде католич. церкви св. Екатерины, скрывающем за собой осн. объем храма, - характерный прием при постройке барочных церквей Италии и Юж. Германии. Зарождающийся классицизм выражен у В.-Д. в рациональной, симметричной планировке здания АХ. В здании "Новой Голландии" В.-Д. повторил прием обработки закругленных угловых частей сдвоенными колоннами с раскреповкой антаблемента, использов. им в проекте Гостиного двора. Арка над въездным каналом в "Новую Голландию", равная по высоте фланкирующим зданиям складов, акцентирована двумя парами колонн тосканского ордена и увенчана раскрепованным антаблементом, к-рый целиком возвышается над верхней линией постройки. В СПб В.-Д. прошел путь от раннего до зрелого классицизма, к-рый после него господствовал в сев. столице еще б. 30 лет. Постройки В.-Д. вплоть до кон. 1990-х гг. украшают набережные Невы и Невский проспект. |
ВА́ЛОВА Ел. Ал-др. (род. 1963) - фигуристка, з. м. с. СССР (1983) Чемпионка Олимп. игр 1984 в парном катании (с О. Васильевым). Чемпионка мира 1983, 1985, 1988. Чемпионка Европы 1984-86. Чемпионка СССР 1986. |
ВАЛУ́ЕВ (Волуев) Дм. Ал-др. (1820-45) - историк, славянофил. По матери приходился племянником Н. М. Языкову и А. С. Хомякову. Окончил. ист.-филол. отделение филос. ф-та Моск. ун-та (1841). Короткая жизнь В. (умер от чахотки) была наполнена неутомимой деят-ностью: он участвовал в записи фольклорных мат-лов, вошедших в "Собр. нар. песен" П. В. Киреевского, с 1843 выпускал журн. "Б-ка для воспитания" (сотр. Ф. И. Буслаев, Т. Н. Грановский, И. В. Киреевский, А. С. Хомяков и др.), в к-ром заведовал отд. дет. чтения и выступал как автор и переводчик. Собранные в Симбирской губ. ист. мат-лы составили основу изд. В. "Синбирского сб. "(Т. 1. М., 1845), где было помещено и его собств. иссл. о местничестве, положившее начало изучению этой проблемы. Подготовленный В. "Сб. ист. и статистич. сведений о России и народах, ей единоверных и единоплеменных" (М., 1845, включил работы Хомякова, К. Д. Кавелина, И. М. Снегирева и др.) оказал воздействие на развитие отеч. славистики, а принадлежащее самому изд. "Предисловие" к кн. стало этапом в формировании учения славянофилов. |
ВАЛУ́ЕВ Петр Ал-др. (1814-90) - граф (1880) - гос. деятель, поч. гл. Петерб. АН (1867). Получил домашнее образование. Выдержав экзамен при Моск. ун-те в 1832 г., начал службу в канцелярии моск. ген.-губернатора. В 1853-58 курляндский губернатор. В 1853 В. написал получившую широкую известность записку "Дума русского", в к-рой резко осуждал николаевскую систему управления. С 1858 дир. 2-го департамента Мин-ва гос. имуществ. В янв.-апр. 1861 упр. делами К-та мин-ров, с апр. 1861 мин. внутр. дел и гл. Гос. совета. С деятельностью В. на этом посту связана подготовка и реализация земской (1864) и цензурной (1865) реформ. В. принимал участие в орг-ции суда над Н. Г. Чернышевским. Сторонник "правительств. конституционализма". В 1863 подготовил проект реформы Гос. совета, предполагавший создание при нем своеобр. нижней палаты - Съезда гос. гласных с совещат. функциями. Членов съезда должны избирать губ. земские собрания. В. пытался внедрить начала представительства в систему управления Рос. империи. Планы В. встретили негативное отношение со стороны имп. Александра II и не были осуществлены. В 1868 В. уволен с поста мин. внутр. дел с оставлением гл. Гос. совета. Один из инициаторов введения в России всеобщей воинской повинности. С 1872 В. мин. гос. имуществ. Во время его пребывания на этом посту осуществлялась массовая раздача даром или за ничтожную плату казенных земель в Уфимской губ. В 1877 пред. К-та мин-ров. В 1878 возглавил Особое совещание для изыскания мер и лучшей охраны спокойствия и безопасности в империи, в 1879 вновь представил имп. Александру II проект преобразования Гос. совета. Установление в 1880 "диктатуры" М. Т. Лорис-Меликова ослабило влияние В. в верхах. В 1881 В. уволен в отставку с поста пред. К-та мин-ров. Оставшись членом Гос. совета, отошел от участия в полит. жизни. Занялся лит. деятельностью, написал ряд романов и повестей: "Лорин", "Черный бор", "Княгиня Татьяна", произв. религ. содержания. "Дневник" В. - ценный источник по истории внутр. политики России 2-й пол. 19 в. Соч.: Экон. и финанс. заметки. СПб, 1881, Совр. задачи. Ч. 1-2, 1886-87, Дневник 1877-1884. Пг., 1919, Дневник П. А. Валуева, мин. внутр. дел. 1861-1876. Т. 1-2. М., 1961. Лит.: Чернуха В. Г. Внутр. политика царизма с сер. 50-х до нач. 80-х гг. XIX в. Л., 1978. |
ВА́ЛЬБЕРХ Ив. Ив. (1766-1819) - балетмейстер, артист, педагог. Окончил Петерб. театр. уч-ще в 1786. Учился у Г. Анджолини и Д. Канциани. Исполнял гл. роли в балетах Новерра, Канциани, Ле Пика и др. В его репертуаре Язон ("Медея и Язон"), Алексис ("Дезертир"), Ромео ("Ромео и Юлия") и мн. др. Первый рус. балетмейстер. Дебютировал постановкой балета "Счастливое раскаяние" (1795). Выступал в жанре сентимент. мелодрамы, восхваляющей добродетель и развенчивающей порок ("Новый Вертер", 1799, "Увенчанная благость", 1801, "Новый Стерн", 1801, "Бланка, или Брак из отмщения", 1803, "Клара, или Обращение к добродетели", 1806, "Павел и Виргиния" 1810, "Генрих IV, или Награда добродетели", 1816). Пост. мн. балетов-дивертисментов, отразивших патриотич подъем рус. об-ва в нач 19 в. ("Новая героиня, или Женщина-казак" (1810), совм. с Огюстом "Любовь к отечеству" (1812), "Рус. деревенский праздник" (1812), "Русские в Германии, или Следствие любви к отечеству" (1813), "Торжество России, или Русские в Париже" (1814) и др.). С 1794 преподавал в Петерб. театр. уч-ще (у В. учились Е. Колосова, И. Аблец, А. Глушковский и др.). |
ВАЛЬБЕ́РХОВА Мария Ив. (1788-1867) - драм. актриса. Ученица А. А. Шаховского, дебютировала в 1807 на петерб. сцене. В ролях трагич. героинь (Антигона - "Эдип в Афинах" В. А. Озерова, Корделия - "Леар" Н. И. Гнедича и др.) пыталась соперничать с Е. С. Семеновой, но из-за архаичности приемов и поверхностной трактовки характера успеха не имела. В 1812 ушла со сцены, в 1815 вновь выступала в Пб., но теперь уже в мелодрам. и комед. ролях, к-рые ей удавались (особенно тип светской дамы: Лелева - "Урок кокеткам, или Липецкие воды", Радугина - "Пустодумы" А. А. Шаховского). А. С. Пушкин называл В. "прекрасной комич. актрисой". Среди ролей Саломея ("Ирод и Мариамна" Г. Р. Державина), Анета ("Сорока-воровка" Л.-Ш. Кенье и Т. Бодуэна Добиньи), Графиня ("Фигарова женитьба" Бомарше), Прелестина (Селимена, "Мизантроп" Мольера), Наташа ("Своя семья, или Замужняя невеста" А. А. Шаховского, Н. И. Хмельницкого, А. С. Грибоедова). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
"ВАМПУ́КА" - опера-пародия на условности и рутину в оперных спектаклях. Пост. в 1908 в СПб. т-ром "Кривое зеркало". Полное назв. "Вампука, невеста африканская: во всех отношениях образцовая опера" (муз. В. Эренберга, его же либр. по фельетону М. Волконского). Назв. "В.", обыгрывающее неудачные стихотв. строки одного из совр. мелодраматич. либретто ("Вам пук, Вам пук, Вам пук цветов подносим..."), стало нарицательным для обозначения театр. штампов и нелепицы. Лит.: Театр и иск-во. 1909. № 5 (С. 98-100); 1917. № 43 (С. 752-753); 1917. № 48 (С. 802-804). |
ВАНДА́МКИ - кредитные билеты Псковского обл. казначейства достоинством 50 руб., выпускавшиеся за подписью команд. Сев. армией ген.-м. Вандама (Едрышкина) в Пскове в нояб. 1918. Были в обращении не б. 15 дней. Др. наименование, закрепившееся за этими знаками, - "областные деньги". |
ВАНЖУ́РА Эрнст (до 1750-1802) - барон, рус. композитор и клавесинист, по национальности чех. На австр. воен. службе дослужился до чина лейтенанта. Начало композиторского творчества В. отмечено изд. в Вене неск. танц. пьес (1779). В Россию приехал в нач. 1720-х гг., участвовал в орг-ции театр. дел Б. камерного т-ра в Пб. (1783). До 1785 инспектор "муз. классов" Моск. Воспитат. дома. В 1786-96 В. вновь на придворной службе; занимается устройством придворных спектаклей. Автор "Рус. симфонии на укр. темы" (1784-94) - одного из ранних образцов симф. обработки нар. мелодий. Оперы "Храбрый и смелый витязь Ахридеич" (др. назв. "Иван-Царевич"), балета "Адонис и Венера", 6 симфоний, струнных ансамблей. Исключен из дирекции "по ненадобности в должности" и отправлен на пенсию после смерти Екатерины II. Лит.: Рус. печатные ноты 18 в. Л., 1957. |
ВАНШЕ́НКИН Конст. Як. (род 1925) - поэт. Участник Вел. Отеч. войны. Окончил Моск. геолого-разведочный ин-т, затем Лит. ин-т им. Горького (1953). Печатается с 1948. Первая кн. стихов - "Песня о часовых" (1951). Осн. поэтич. сб.: "Портрет друга" (1955), "Окна" (1960), "Поездка к другу" (1971), "Прикосновение" (1972), "Костры воспоминаний" (1975), "Поздние яблоки" (1980), "Жизнь человека" (1983) и др. Через лирику В. проходит тема поколения сверстников, вернувшихся и не вернувшихся с войны. Мн. стихи положены на музыку. Широкую известность получила песня на слова В. "Я люблю тебя, жизнь!" (муз. Э. Колмановского). С 80-х гг. часто выступает в жанре восп., со ст. о лит. труде. |
ВАНЮ́ША-КЛЮ́ЧНИК (Ванька ключник) - герой популярной нар. баллады (предположит. кон. 17 - нач. 18 в.). Сюжет: Ванюша, крепостной слуга кн. Волхонского, ключник, "живет в любви" с княгиней; князь узнает об этом "на третий год", допрашивает (в вариантах - пытает) слугу, получив от него признание, велит казнить; узнав о гибели любовника, княгиня умирает от горя (или кончает с собой). Любовь Ванюши и княгини представлена в балладе поэтически возвышенно; в то же время близость с женой господина трактуется как торжество крепостного. Отсюда - идеализиров. описание В.-К. в образах и выражениях традиц. нар. поэзии: его внешнего вида ("Александрийска рубашка ровно жар горит, / Козловы новы сапожки поскрипывают, / У Иванушки кудеречки рассыпаются"), вызывающей смелости (закованный, он "идет-то... усмехается"); после пытки "У Ванюшки головушка разломлена, / Вся миткалевая рубашечка кровью смочена..."; в момент казни он поет песню-воспоминание ("Как было-то у Ванюшки погулено, / Было попито, было поедено, / Во сахарны уста поцеловано"). В 1861 В. В. Крестовский создал лит. версию сюжета ("Ванька-ключник"), к-рая вскоре стала популярной песней ("Ванька-ключник - злой разлучник"). |
ВАРВАРИ́ЗМ - слово или выражение, заимств. из др. яз. или построенное по образцу этого яз., не вполне освоенное родным яз., воспринимаемое как чужеродное. Разновидностью В. являются макаронизмы. В процессе освоения В. в заимствующем языке нередко возникают и сосуществуют их орфографич., орфоэпич. и грамматич. варианты (рокк-н-ролл, рок-энд-рол и рок-н-ролл; хула-хуп и хулахуп, дзю до, дзю-до и дзюдо; граунд и т. п. В худож. лит-ре В. используют при описании чужеземных обычаев, быта, нравов, для создания местного колорита (ср. экзотизм). Лит.: Крысин Л. П. Иноязычные слова в современном русском языке. М., 1968; Биржакова Е. Э., Войнова Л. А., Кутина Л. Л. Очерки по исторической лексикологии русского языка 18 в.: Языковые контакты и заимствования. Л., 1972; Горбачевич К. С. Вариантность слова и языковая норма: На мат-ле совр. рус. яз. Л., 1978. |
ВА́РВАРЫ - культурно-ист. понятие, отделяющее цивилизованные народы от нецивилизованных. Для греков и римлян В. являлись все народы, за исключением их самих. Первоначально понятие основывалось на языковом различии между говорящими на "правильном языке" греками и "бормочущими" В. и лишь постепенно приобрело уничижит. оттенок, сочетая почтение к древней варварской мудрости и идеализацию здоровых нравов и бытовой непритязательности с глубоким презрением к В. как к неорганизов. и некультурному об-ву. С 4-3 вв. до н. э. понятие переносится из нац. в культурно-бытовую плоскость. Рим. представление о В. определялось границами "римского мира", обозначая, прежде всего, германские и др. европ. народы, а также народы, жившие восточнее Евфрата. Позже понятия "варварство", "варварское об-во" и т. п. стали обозначать низкий уровень развития об-ва. В России слово В. и производные от него использовались как в науч., так и в культурно-бытовом и этич. смысле, подразумевая дикость, жестокость, "нецивилизованность" и нередко имея бранное значение. Обозначение В. имело также соц.-клас. характер, будучи презрительной характеристикой простых людей (особенно крестьян) в устах представителей господств. классов, а также религ. оценкой христ. церковью язычества и его пережитков. |