Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Вальс

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Вальс

ВАЛЬС (франц. valse, от нем. Walzer) - парный танец в трехдольном размере (3/4, 3/8) и в умеренном темпе, для к-рого характерны подчеркивание 1-й сильной доли такта и фактурная формула в аккомпанементе "бас-аккорд-аккорд". Возник в 70-е гг. 18 в. в Юж. Германии и Австрии. Ведет происхождение от нар.-бытовых танцев, в т. ч. нем. лендлера, для хореографии к-рого типичны резкие скачкообразные движения. В бальном В. они трансформировались в легкие скользящие па. Разновидности В.: венский В. (5 тематически разных вальсовых разделов, обрамленных вступлением и заключением), франц. В. (3 раздела в разном темпе). Создатели венского В. - И. Ланнер, И. Штраус-отец и признанный "король венского вальса" И. Штраус-сын ("Сказки венского леса", "На прекрасном голубом Дунае", "Прощание с Петербургом" и др.).

В 19 в. В. культивируется композиторами-романтиками как пьеса лирико-поэтич. характера, становится средством портретной характеристики, канвой программной инструмент. пьесы. Получает также широкое распространение в опере, оперетте, балете 19-20 вв. (яркий пример - "Травиата" Верди, пронизанная вальсовым ритмом). Получили мировую известность В. Шуберта, Шумана, Шопена, Листа, Брамса. Фп. пьеса Вебера "Приглашение к танцу" (1819) открыла линию концертных В., продолженную Шопеном, Листом ("Мефисто-вальс"), в рус. музыке - Глазуновым и Рахманиновым (сюита для двух фп.). В. как часть симфонич. цикла впервые появляется у Берлиоза во 2-й части "Фантастич. симфонии" ("Бал"), далее - в симфониях Малера (в варианте лендлера). Симфонич. В. как самостоят. произв. встречается в музыке Сибелиуса ("Грустный В.") и Равеля (хореографич. поэма "В.").

В. в жизни рус. дворянства и разночинной интеллигенции 19 в. приобретает роль "знака" культуры (ср. известные описания балов в "Евгении Онегине" Пушкина или "Войне и мире" Л. Толстого). Близкий бытовому музицированию В. - излюбленный жанр Верстовского, Гурилева, Варламова, Алябьева и мн. др. композиторов. Лирико-психологич., поэтизированный фп. В.-миниатюру встречаем у Чайковского ("Сентиментальный В.", "Ната-В.", "Декабрь" и "Апрель" из "Времен года", В. из "Дет. альбома"), Балакирева ("Меланхолический В."), Скрябина (В. соч. 10 и 38, ряд прелюдий). Изысканные образцы салонного В. создает Рахманинов в своих фп. транскрипциях В. Фр. Крейслера ("Муки любви", "Радость любви"). В., воплощающий кукольно-игрушечные образы, пишут Лядов ("Куколки", "Муз. табакерка"), П. Чайковский ("Новая кукла"), Шостакович ("Танцы кукол"); созерцательным В. является 2-я ч. Шестой фп. сонаты Прокофьева.

Рус. симфонический В. ведет свою родословную от "В.-фантазии" и танцев из оп. "Руслан и Людмила" Глинки. У Чайковского В. - лирич. вершина балетов "Спящая красавица", "Лебединое озеро", "Щелкунчик" (В. цветов); в жанре В. написаны отд. части симфоний № 3, 5, 6 (оригинальный В. на 5/4), сюит № 2 и 3; вальсовый характер присущ гл. теме 1-й ч. симфонии № 4 и побочной партии 1-й симфонии № 5; В. - ритмич. основа мн. его романсов ("Средь шумного бала", "Растворил я окно", "День ли царит", "Песнь цыганки" и др.); В. объединяет драматургически разноплановую сцену бала в доме Лариных в опере "Евгений Онегин". Большое место занимает В. в симфониях, сюитах и балетах Глазунова, в музыке Прокофьева (Пушкинские В., 2-я ч. симфонии № 7, В. в балетах "Ромео и Джульетта", "Золушка", в опере "Война и мир"). Прекрасные В. создали Хачатурян (музыка к драме Лермонтова "Маскарад") и Свиридов (музыка к к/ф "Метель"). Трагич. трактовку В. находим во 2-й ч. "Симфонич. танцев" Рахманинова; пародийное использование В. дают Стравинский ("Петрушка", "История солдата") и Шостакович (В.-бостон во 2-й ч. фп. концерта № 1). Ритм В. характерен для многих популярных сов. песен, особенно воен. лет ("Играй, мой баян" Соловьева-Седого, "В землянке" Листова, "В лесу прифронтовом" Блантера, "Случайный В." Фрадкина и др.). Замечательные образцы песен-В. создал Дунаевский ("Лунный В.", "Заздравная", "Школьный В."). Значит. место занимает В. в отечественной киномузыке, в т. ч. в экранизациях произв. рус. классики (киномузыка И. Шварца, В. Овчинникова).

Лит.: Друскин М. Очерки по истории танцевальной музыки. Л., 1936; Ивановский Н. П. Бальный танец XVI-XIX вв. М.; Л., 1948; Ауэрбах Л. Рассказы о Вальсе. М., 1980.

В начало словаря