Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "В" (часть 10, "ВОЛ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 10, "ВОЛ")

Волков Ник. Дм

ВО́ЛКОВ Ник. Дм. (1894-1965) - театр. критик, сценарист балета. Окончил юрид. ф-т Моск. ун-та. С 1921 опубл. множество статей о театре и рецензий, двухтомник о творчестве В. Мейерхольда (1929), сценарии балетов "Бахчисарайский фонтан", "Пламя Парижа" (совм. с В. Дмитриевым), "Кавказский пленник", "Золушка", "Спартак", "Голубой Дунай" и мн. др. Автор кн. восп. "Театральные вечера" (1966).

Волков Олег Вас.

ВО́ЛКОВ Олег Вас. (род. 1900) - прозаик, переводчик. Из дворян. В 20-х гг. - переводчик при иностр. представительствах в Москве. В февр. 1928 арестован по сфабриков. обвинению в контррев. деятельности, осужден, с небольшими перерывами провел в лагерях и ссылках 28 лет. Освобожден в 1955. Пер. произв. рус. и сов. писателей на франц., выступал с рассказами и очерками в периодике, писал на темы охоты и охраны природы. В период хрущевской оттепели безуспешно пытался опубликовать в "Новом мире" пов. на мат-ле лагерных восп. "Под конвоем". Долгие годы работал над гл. своим произведением - кн. восп. "Погружение во тьму. Из пережитого" (Париж, 1987; М., 1992).

Волков Фед. Григ

ВО́ЛКОВ Фед. Григ. (1728-1763) - актер и театр. деятель. Организатор и артист любит., затем проф. т-ра в Ярославле (1750), носящего ныне его имя. С 1752 труппа В. дает представления в СПб. Сам В. получает образование в Сухопутном шляхетном корпусе. В. сыграл выдающуюся роль в создании отеч. т-ра, был одним из инициаторов "учреждения" рос. т-ра указом имп. Елизаветы Петровны в 1756, стал ведущим актером первой публичной сцены. В деят-ности В. ощутимо влияние традиций нар. культуры и освоения канонов европ. иск-ва. Наиб. заметно это в "природной" игре В., к-рая постепенно оттачивалась упражнениями. "Театральное иск-во знал он в высшей степени" (Н. И. Новиков). Основу репертуара актера составили роли в драматургии А. П. Сумарокова: Хорев, Гамлет, Оскольд ("Семира"), американец ("Прибежище добродетели"), Марс ("Новые лавры"). Вероятно, кол-во ролей в драматургии Сумарокова было б. обширным, но сведения о них не сохранились. Скудость фактографич. мат-ла не позволяет дать полную оценку В.-актеру, сохранились лишь сведения о его "бешеном" темпераменте. Значение В. в рус. культуре определяется его репутацией основоположника рус. проф. т-ра.

Ф. Г. Волков

Ф. Г. Волков

Волков Фед. Ив

ВО́ЛКОВ Фед. Ив. (1755-1803) - архитектор. Окончил архит. классы АХ в 1772 с Большой золотой медалью. В 1773-82 - пансионерская поездка в Италию и Францию. Академик Римской академии св. Луки; удостоен Золотой медали Венецианской академии (1775), Золотой медали Парижской академии (1776). В Париже находился "при разных строениях короля Французского инспектором". По возвращении в Россию - пом. И. Е. Старова при возведении Таврического дворца (1887-94). Тогда же разработал типовой проект Присутственных мест для уездных городов С.-Петерб. губернии. С 1794 проф. архитект. класса АХ, с 1796 адъюнкт-ректор и член Совета АХ.

С 1791 разрабатывает проекты первых типовых казарм. В СПб. построил с 1794 казарменные городки Преображенского, Семеновского, Измайловского и Московского гвардейских полков. Эти доныне частично сохранившиеся регулярные кварталы, располож. на продолжении гл. проспектов столицы в предместьях за Фонтанкой, с учетом перспективного развития города, стали первым в рус. градостроении опытом единоврем. освоения обширных терр. и предвосхитили работы мастеров нач. 19 в. - Л. Руска и К. Росси.

Волкова Октябрина Фед

ВО́ЛКОВА Октябрина Фед. (1926-1988) - индолог, буддолог. В 1952 окончила вост. ф-т ЛГУ. С 1956 - науч. сотр. Ин-та востоковедения АН СССР (Москва). Испытала влияние Ю. Н. Рериха, в кон. 50-х гг. работавшего в Москве. После его смерти - сотр. Кабинета Рериха в Ин-те востоковедения, активный участник "Рериховских чтений". Первая крупная работа В. - завершение начатого А. П. Баранниковым пер. с санскрита "Гирлянды джатак" Арья Шуры. Изучала будд. и вообще инд. философию, касалась также разл. обл. инд. культуры. После разгрома Кабинета Рериха в кон. 60-х - нач. 70-х гг. (поводом послужило подписанное мн. его сотрудниками в 1968 письмо в Прокуратуру СССР в защиту гласности), а также сфабрикованного "дела" Б. Д. Дандарона (1972), следствием к-рого стало прямое подавление властями буддологич. иссл., В. продолжала работать одна (мн. коллеги были уволены, мн. эмигрировали), без надежды на опубликование своих работ. Даже после досрочного вытеснения из Ин-та на пенсию (в 1981) В. оставалась общепризнанным неофиц. лидером буддологич. науки в России, в ее доме приобщились знаниям о классич. инд. культуре, религии и философии неск. поколений учеников. Выполненные В. пер. на рус. яз. важнейших будд. филос. текстов ("Ланкаватара-сутра", "Мула-мадхъямика-карика" Нагарджуны и др.) до сих пор не опубл.

Соч.: Легенда о Кунале (совм. с Г. М. Богард-Левин). М., 1963.

Волконская Зин. Ал

ВОЛКО́НСКАЯ Зин. Ал. (1792-1862) - писательница, певица, меценат, дочь дипломата А. М. Белосельского-Белозерского. Получила блестящее образование, брала уроки пения у А. Буальдье и К. Кавоса. С юных лет выступала в любит. концертах в аристократич. домах. Много лет провела за границей, путешествовала (в 1817 - в свите Александра I). В 1810-24 (с перерывами) - в Петербурге, где после замужества (1810) с увлечением предается иск-вам. В доме В. в Москве (1824-29), в ее знаменитом лит. салоне бывали П. Вяземский, В. Жуковский, В. Одоевский, Д. Веневитинов, М. Виельгорский, А. Мицкевич, М. Шимановская, Д. Филд и др. "Царицу муз и красоты" воспел А. Пушкин. С 1829 В. в Риме, где у нее также собирались деятели рус. культуры" - М. Глинка, А. Иванов, подолгу жил Н. Гоголь. Прекрасная певица, В. обладала также лит. даром. Ею написаны 4 новеллы, сценарий "Жанна д’Арк", "Картина из жизни славян 5 в.", ист. поэма "Ольга" (незаверш.), романсы и кантаты на собств. стихи. Популярностью пользовался романс В. на стихи В. А. Жуковского "Дубрава шумит".

Волконский Серг. Мих.

ВОЛКО́НСКИЙ Серг. Мих. (1860-1937) - князь, деятель рус. культуры "серебряного века". Внук декабриста С. Г. Волконского, сын М. С. Волконского, к-рому Николай I не разрешил посещать Петерб. ун-т, но к-рый стал, тем не менее, товарищем мин. нар. просвещения в 1880. Мать - светлейшая кн. Е. Г. Волконская - внучка А. Х. Бенкендорфа, в имении к-рого Кейла-Йова, в Эстляндии, родился В.

Детство В. прошло в Петербурге, где В. учился в Ларинской г-зии, затем на ист.-филол. ф-те ун-та. Дом Волконских посещали А. К. Толстой, Ф. И. Тютчев, Я. П. Полонский. И. С. Тургенев, В. С. Соловьев. На дом. сцене впервые пост. пьеса А. К. Толстого "Царь Федор Иоаннович". После окончания ун-та В. служил в земских учр. Борисоглеб. Уезда Тамбовской губ., с нач. 90-х гг. - при Мин-ве нар. просвещения. В 1893 и 1896 читал в США курсы лекций по рус. истории и лит-ре. В Гарвард. ун-те после лекций В. была организована кафедра слав. наречий. В 1899 В. - дир. имп. т-ров. Привлекает к работе художников "Мира искусства". Ввел на сцену оперы Н. Римского-Корсакова. Зимой 1901 уволен со службы из-за ссор с Кшесинской и Дягилевым. В 1912 организует в Пб. "Курсы ритмич. гимнастики", читает лекции по сценич. движению, составившие кн. "Выразительный человек" (СПб., 1913). После Окт. рев-ции преподает в Пролеткульте. В 1919-21 пишет кн. "О декабристах. По семейным восп.", 2 т. "Воспоминаний", кн. о сценич. речи "Выразительное слово" (СПб., 1913) - единств. труд об экспрессивной и аппеллятивной фонетике рус. яз.

В дек. 1921 уезжает из России, в 1922-25 живет в Германии и Италии, затем в Париже. В 1936-37, после смерти Глазунова, - дир. Рус. консерватории в Париже. Участвует в лит. вечерах М. И. Цветаевой, к-рой посвятил кн. "Быт и бытие". Умер в Ричмонде (США), где и похоронен.

С. М. Волконский

С. М. Волконский

Воллосович Конст. Адам

ВОЛЛОСО́ВИЧ Конст. Адам. (1869-1919) - геолог, исследователь арктич. р-нов Сибири. В 1900 за политич. деятельность выслан в Вост. Сибирь. Принимал участие в эксп. Э. Толля на Новосибирские о-ва. Рук. рядом арктич. эксп.: в 1908 - от Петерб. АН в Якутию на р. Санга-Юрях для раскопок мамонта; в 1909 - по съемке мор. берега между pp. Леной и Колымой; в 1909- 1910 - на о-в Б. Ляховский для раскопок мамонта. Результаты описал в тр.: "Раскопка санга-юряхского мамонта в 1908 году" (Изв. АН. Сер. 6. 1909. Т. 3, № 6); "Мамонт острова Большого Ляховского (Новосибирские острова)" (Зап. Минералогич. об-ва. Сер. 2. 1915. Т. 50) и др.

Волнухин Сер. Мих.

ВОЛНУ́ХИН Сер. Мих. (1859-1921) - скульптор, педагог. Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1873-81, 1883-86, здесь же преподавал в 1895-1918) у С. Иванова и в АХ (1982). Автор станковых и монумент. скульптурных портретов и композиций (портреты П. М. Третьякова, 1899; А. М. Корина, 1902; пам. первопечатнику И. В. Федорову, Москва, 1909), принимал участие в осуществлении т. н. Ленинского плана монумент. пропаганды. По характеру худож. мышления близок к передвижникам. Работал преим. в бронзе.

Лит.: Абрамова Г. Я. К вопросу о формировании монумент. образа в творчестве С. М. Волнухина // Монумент. иск-во. Л., 1990.

С. Волнухин. Памятник И. Федорову. 1909

С. Волнухин. Памятник И. Федорову. 1909

Вологда

ВО́ЛОГДА - др. рус. город. Первое упоминание относится к 1147. До кон. 14 в. входит в состав новгородских владений, затем переходит под власть Москвы. Расцвет города как торг. и ремесл. центра и его культуры относится к 16-17 вв. В значит. степени это связано с ключевым положением В. на водном пути по Сухоне и Сев. Двине.

При Иване Грозном, к-рый намеревался перенести в В. столицу, начинается стр-во кам. Кремля (1565), оставшееся незаверш. Тогда же, в 1468-70, по образцу моск. Успенского собора возводится Софийский собор. С 1589 В. стала центром Вологодско-Пермской епархии, при епископском дворе ведется летописание. В Смутное время город разорен и выжжен.

Определившее облик города кам. стр-во относится ко 2-й пол. 17 в. Сохранился напоминающий по виду кремль Архиерейский двор - комплекс построек 17-18 вв. Среди многочисл. храмов худож. совершенством выделяются ц. Константина и Елены (ок. 1690) и ц. Николы во Владычной слободе (1669). Ц. Сретения (1731-35) и Варлаама Хутынского (1780) - образцы барочной архитектуры 18 в. Своеобразие городской застройке придают кам. особняки кон. 18 - нач. 19 в. (дом Варакина и др.), а также выдержанные в формах позднего классицизма дерев. жилые здания (дома Волкова, Левашова и др.). Сохранившиеся настенные росписи относятся к кон. 17 - нач. 18 в. (фрески Софийского собора, 1686-88, Д. Г. Плеханов; росписи ц. Иоанна Предтечи в Рощенье, 1717; в 1710-е гг. расписана ц. Покрова в Козлене). Общеисторич. черты в стилистике росписей сочетаются с грубоватой лубочностью и яркой декоративностью. На осн. новгородск. и моск. традиций в 15-17 вв. сложилось отмеченное чертами сев. своеобразия вологодское иконописание; дерев. скульптура 16-18 вв., составляющая коллекцию В. музея, стилистически и образно близка нар. иск-ву.

На окраине г. находится Спасо-Прилуцкий монастырь, осн. во 2-й пол. 14 в. Спасский собор (1537-42) - одна из ранних кам. построек Севера. В ансамбле с собором - трапезная с ц. Введения (40-е гг. 16 в.) и колокольня (сохранилась нижняя ч.), замененная новой ок. 1644. Кам. стены и башни относятся к сер. 17 в. В мон. находится могила К. Н. Батюшкова.

Вологда. Софийский собор. 2-я пол. 16 в.

Вологда. Софийский собор. 2-я пол. 16 в.

Володарский В.

ВОЛОДА́РСКИЙ В. (наст. имя и фам. Моисей Маркович Гольдштейн) (1891-1918) - полит. деятель. С юношеских лет - в рев. движении, состоял в "малом Бунде", в укр. с.-д. партии. С 1905 - в Бунде, затем в РСДРП (меньшевик). В 1913 эмигрировал в США. С мая 1917- снова в России, примкнул к "межрайонцам", вместе с к-рыми на 6-м съезде РСДРП(б) принят в большевистскую партию. Чл. ЦК РСДРП(б), рук. агитпропотдела, чл. през. Петросовета, чл. ВЦИК, а затем и чл. през. ВЦИК. С нояб. 1917 - комиссар по делам печати, пропаганды и агитации Петрограда, ред. "Красной газеты". Выступал на суд. процессах по делам "о преступлениях в печати" (напр., по делу петрогр. газ. "Новый вечерний час"). 20 июня 1918 убит членом Центр. летучего боевого отряда партии эсеров рабочим Н. Сергеевым. Похоронен на Марсовом поле в Петрограде.

Володарский Эд. Як

ВОЛОДА́РСКИЙ Эд. Як. (род. 1941) - сценарист, театр. и кинодраматург. В 1967 окончил сценарный ф-т ВГИКа. Дебютировал в 1968 сценарием короткометр. ф. "Шестое лето" и "Возвращение". Первый полнометр. ф. "Белый взрыв" (1970, реж. С. Говорухин). По своему рассказу "Бешеная" написал сценарий ф. "Дорога домой" (1970, реж. А. Сурин). По сценариям В. пост. ф.: "Антрацит" (1971, реж. А. Сурин), "Риск" (1970, реж. В. Паскару, сценарий совм. с Н. Михалковым), "Свой среди чужих, чужой среди своих" (1974, совм. с Н. Михалковым), "И был вечер, и было утро" (1971, по пьесе Б. Лавренева "Разгром", реж. А. Салтыков), "Долги наши" (1976, реж. Б. Яшин), "Ненависть" (1977, совм. с Н. Михалковым, реж. С. Гаспаров), "Забудьте слово "смерть" (1979, реж. С. Гаспаров), "Оглянись" (1983, реж. А. Манасарова), ист.-биогр. ф. "Убит при исполнении" (1977, о В. Воровском, реж. Н. Розанцев), "Красные дипкурьеры" (1977, реж. В. Новак, сценарий совм. с А. Преловским), "Дым отечества" (1980, о юности Ломоносова, реж. Я. Лапшин).

Работал над сценариями ф. реж. А. Германа (по мотивам прозы Ю. Германа) "Операция "С Новым годом!" (1971, вып. под назв. "Проверка на дорогах" в 1986) и "Начальник опергруппы" (1982, новая ред. 1985 под назв. "Мой друг Иван Лапшин"). Среди др. ф.: "Люди в океане" (1979, реж. П. Чухрай), "Контракт века" (1985, совм. с В. Чичковым, реж. А. Муратов), "Моонзунд" (1987, по ром. В. Пикуля, реж. А. Муратов), "Соучастие в убийстве" (1986, по ром. Д. Уотена, реж. В. Краснопольский и В. Усков), "Апелляция" (1987, по пов. В. Гребенюка, реж. В. Гурьянов), "Шантажист" (1987, реж. В. Курыкин), "Прощай, шпана замоскворецкая "(1987, реж. А. Панкратов), "Стеклянный лабиринт" (1989, по пов. Ю. Чернякова, реж. М. Осепьян), "Смерть в кино" (1990, совм. с В. Черныхом и В. Фридом, реж. К. Худяков), "За последней чертой" (1991, реж. Н. Стамбула).

Соч.: Белый взрыв: Сценарий // Иск-во кино. 1969. № 4-5 (совм. с С. Говорухиным); Емельян Пугачев: Киносценарии. М., 1978; Звезды для лейтенанта: Пьесы. М., 1981; Свой среди чужих, чужой среди своих: Повесть. М., 1979 (совм. с Н. Михалковым); Птицы белые и черные: Киносценарии. М., 1988; Пьесы. М., 1989.

Володин Ал-др Моис.

ВОЛО́ДИН (Лившиц) Ал-др Моис. (род. 1919) - драматург, поэт. Окончил сценарный ф-т ВГИКа (1944), участник Вел. Отеч. войны. Публикуется с 1954. Истоки мн. его произв. - в пов. "С чего начиналось" (1956). Первая пьеса В. "Фабричная девчонка" (1956) вызвала многочисл. дискуссии и заинтересовала мн. режиссеров: героиня В. не укладывалась в привычные для сов. драматургии рамки положит. героини. Пост. пьесы В. расшатывали шаблонную театр. эстетику нач. 50-х гг. Пьесы "Пять вечеров" (1959), "В гостях и дома" (1960), "Старшая сестра" (1961), "Идеалистка" (1962), "Назначение" (1963), "Блондинка" (1979) и др. - психол. лирич. драмы. Постановки нек-рых из них в БДТ и "Современнике" стали театр. событиями. Особая грань в творчестве В. - драм. притчи "Мать Иисуса" (нач. 60-х гг.), "Дульсинея Тобосская" (нач. 60-х гг.), "Две стрелы" (1967), "Ящерица" (1967) и др. Надежда на лучшую судьбу своих современников пронизывает киносценарии В.: "Звонят, откройте дверь" (1963), "Дочки-матери" (1975), "Портрет с дождем" (1978), "Смятение чувств" (1978), "Осенний марафон" (1979) и др. По собств. сценарию В. пост. фильм "Происшествие, которого никто не заметил" (1968). Автор восп. "Одноместный трамвай. Записки несерьезного человека" (М., 1990).

Волок

ВО́ЛОК - 1) сухопутье, водораздельная местность, лежащая между двумя судоходными реками, где удобно перетаскивать, "волочить", лодки и малые суда. В летописи сказано: "бе путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, и верх Днепра волок до Ловоти". На речных путях Др. Руси многочисл. В. приходились на Большой водораздел между реками балт. и черноморско-каспийского басс. Также посуху (В.) преодолевались труднопроходимые (порожистые) участки течения. Причастность к В. подчас находила отражение в назв. рек (р. Волоковая), городов (Вышний Волочек, Волоколамск) и целых обл. (Заволочье); 2) владение, зем. участок, к-рый очерчивался бороной, волокушей; 3) перегон между станциями, где меняют лошадей.

Волостные училища

ВОЛОСТНЫ́Е УЧИ́ЛИЩА - нач. школы в России, готовившие писарей для палат гос. имуществ и для сельских управлений. Учреждены в 1830, открывались по одному на волость, содержались за счет особого сбора с гос. и удельных крестьян. В. у. находились в ведомстве приказов обществ. призрения. В них обучались до 10% крест. детей школьного возраста. Давались в осн. навыки чтения, письма и канцелярского произ-ва. В 60-е гг. лишились источника финансирования и практически повсеместно закрыты.

Волость

ВО́ЛОСТЬ - адм.-терр. единица в России 11-20 вв. В Др. Руси В. - своеобразный город-гос-во, включавшее в себя гл. город и зависящие от него пригороды. После возникновения Рус. централизов. гос-ва В. употребляется в двух значениях: как наименование крест. общины и в смысле особого адм. округа. В связи с появлением новой терр. единицы - стана - В. постепенно теряет самостоятельное адм. значение. После отмены крепостного права в 1861 В. стало наз. звено крест. сословного самоуправления, к-рое образовывалось из неск. смежных сельских ревизских душ. На практике, однако, существовали В., включавшие в себя до 19 тыс. ревизских душ. Органы волостного управления - волостной сход, волостной старшина с волостным правлением и волостной суд. Вся их деят-ность жестко контролировалась царской администрацией. После Февр. рев. в результате создания волостного земства В. превратилась в единицу всесословного самоуправления. При сов. власти в 1923 началось укрупнение В., к-рое по сути ликвидировало разницу между В. и уездом. В. просуществовали до реформы 1928-30, заменившей уездно-волостную систему районной.

Волотовская церковь Успения

ВО́ЛОТОВСКАЯ ЦЕ́РКОВЬ УСПЕ́НИЯ - выдающийся памятник др.-рус. архитектуры в с. Волотове близ Новгорода (1352), росписи между 1363 и 1390. Одноглавый храм куб. объема с двумя притворами и одной апсидой, монолитный объем четверика завершается трехлопастным покрытием, нет наружных лопаток, ассиметрично расположенные притворы придают композиции живописность. Разрушена в 1941-43.

Волочебные песни

ВОЛОЧЕ́БНЫЕ ПЕ́СНИ - один из традиц. видов обрядовых обходных песен. Особенно широко распространены в Белоруссии, но изв. также в ряде рус. областей (Смоленской, Псковской, Калужской, Орловской). Назв. происходит, скорее всего, от глагола "волочиться" - ходить, передвигаться с места на место. В. П. исполнялись в составе соотв. обряда в первые дни Пасхи группами мужчин, пелись как под окнами домов, подвергавшихся обходу, так и по дороге от деревни к деревне. Связь с Пасхой выражалась в В. П. в припевах ("Христос воскресе на весь свет!"), в упоминаниях в качестве действ. лиц "святых праздников", апостолов, Ильи-пророка. Др. пост. мотивы В. П.: сбор волочебников для обходов, приход их к чьему-то дому, обращение к хозяевам с просьбой одарить их вином, яичками, пирогами и т. д., пожелание дому благополучия и достатка, в т. ч. богатого урожая (перечислялись как успешные все этапы предстоящих с.-х. работ). В содержание В. п. включались также мотивы замужества, любви молодых. Сквозь значит. слой христ. мотивов и образов в В. п. просматривается древнее начало: в истоках это аграрные песни-благопожелания, исполнявшиеся с магич. целью перед нач. посевных работ. В муз. плане В. п. близки к колядкам и веснянкам.

Волошин Максимилиан Ал-др.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Волх Всеславьевич

ВОЛХ ВСЕСЛА́ВЬЕВИЧ - герой былинного эпоса. В образе В. В. преобладают архаич. (мифол.) черты: он зачат чудесным образом от змея; растет и мужает фантастически быстро; богатырь-ребенок учится "мудростям" - оборачиваться "ясным соколом", "серым волком", "гнедым туром"; в 15 лет набирает дружину сверстников. В. В. - охотник-кудесник (обернувшись волком, добывает дружине дичь), воин-кудесник (волшебным способом проникает к "Индийскому царю", приводит в негодность все оружие; также с помощью волшебства проникает с дружиной в "царство Индийское", учиняет разгром, берет огромную добычу). Былина о завоеват. походе В. В. - единств. в рус. эпосе. Возможно, что имя Волх происходит от др.-рус. "волхв" - волшебник, колдун. Образ богатыря-кудесника находит параллели в др.-рус. лит-ре (князь Олег "вещий"; князь Всеслав Полоцкий - ср. его характеристику в "Слове о полку Игореве"; отчасти "буй Тур Всеволод" там же). В сев.-рус. сказит. традиции с В. В. идентифицировался и Вольга Святославович (былина "Вольга и Микула"), хотя их роднит только сходство в именах.

Волхвы

ВОЛХВЫ́ (предположительно ст.-слав. заимствование из др.-исландского volva - пророчица, сивилла) - жрецы в Др. Руси, служители языч. религ. культа. Первые известия о них связаны с раннехрист. традицией. Евангелие свидетельствует о приходе В. в Иерусалим, совершающих, несмотря на противодействие иудейского царя Ирода, поклонение и приношение в дар золота, ладана и благовонной смолы - мирры новорожд. Иисусу Христу. Родиной В. называется Аравийский п-ов, а еще чаще персидско-месопотамский ареал. Ср.-век. церк. и апокрифич. легенды, разрабатывая этот сюжет, превращают В. в трех (и даже в 12) царей, принесших Христу поклонение от лица всего человечества. Складываются предания и о позднейшей жизни В.: они крещены апостолом Фомой, а затем приняли мученичество. Их предполагаемые останки являлись предметом поклонения в Кельнском соборе. В рус. летописях (и др. письм. источниках) сохранились многочисл. указания на значение В. в Др. Руси. Впервые они упомянуты в связи с сообщением о предсказании ими смерти киевскому князю-язычнику Олегу (912). По мнению ряда отеч. ученых, В. являлись проф. языч. служителями культа. Однако на вопрос, кем конкретно они были: колдунами, шаманами, жрецами богов или знахарями, есть ли между ними различия, ранги, специализация, - ответить не представляется возможным. Вместе с тем в лит-ре отмечаются и другие важнейшие функции др.-рус. волхвов (воен., адм.), позволяющие предположить интеграцию у них верховной власти, как светской, так и сакральной. Поэтому в В. правомерно видеть лидеров доклас. плем. об-ва, потестарного по орг-ции власти. В. - это старая родовая знать. Отсюда проистекает и их руководящая роль в выступлениях др.-рус. населения в 9-13 вв. (1024 - в Суздале, 1071 - в Ярославле и Белоозере, а также в Новгороде в 1071 и 1227-1230). Поводом к волнениям, как правило, служили неблагоприятные погодные условия, неурожай и голод. Пользуясь такими экстрем. ситуациями, В., возглавляя народ, пытались уничтожить нарождавшуюся имуществ. верхушку об-ва ("старую чадь", "лучших"), а также дискредитировать предст. церк. и княж. власти, представлявшихся чуждыми элементами традициям родового строя. В последующее время, сохраняя кое-где на периферии управленч. функции ("сотников", "правителей"), В. в большей степени выступают в качестве колдунов, чародеев, чернокнижников, к-рым приписывались тайные знания, сношения с нечистой силой, а также специалистов лечебной магии - знахарей. В нар. поверьях они отграничивались от первых тем, что якобы действовали при помощи Божьей, а не нечистой силы. Значит. была и лит-ра: разл. "Астрологи", "Чаровники", "Волховники" и др. Вплоть до 17-18 вв. в церковных требниках стояли вопросы к исповедующимся - не ходил ли к В., не исполнял ли их указ. Начиная с конца 10 в. волхвование преследовалось. Часты случаи сожжения В. вплоть до 18 в. Позднее это преступление наказывалось кнутом и высылкой.

Лит.: Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М., 1986. (Гл. 10. Религия древних славян).

Волхов

ВО́ЛХОВ - река, составляющая ч. пути "из Варяг в Греки". Вытекает из оз. Ильмень и через 200 км впадает в Ладожское оз. Предполагается, что название "В." имеет слав. происхождение и связано с наличием зарослей ольхи вдоль реки (А. И. Попов). На берегах В. известны стоянки эпохи неолита. В эпоху раннего ср.-вековья по В. проходили трансконтинентальные торговые пути, связывавшие Русь с Византией, Северной Европой, хазарским Каганатом, арабским Халифатом и др. Особо опасными участками В. являлись Гостинопольские и Пчевские пороги - значительные, но небольшие по протяженности падения уровня реки. Условия их прохождения подробно описаны в договоре 1270 Новгорода с Ганзейским союзом городов. В кон. 1 тыс. н. э. на В. возникают др.-рус. города - Ладога (в нижнем течении) и Новгород (в верховьях). В б. позднее время В. также сохранял значение торговой и военной магистрали. В., прозв "седым", входит в число четырех рек, представляющих в культ. сознании 18-19 в. водное богатство России. На берегах В. между Новгородом и Ладогой расп. неск. монастырей. В нач. 19 в. вдоль В. построен один из крупнейших в России р-нов воен. поселений, в ср. теч. В. находилась усадьба гр. А. А. Аракчеева Грузино - выдающ. пам. классич. усадебной архитектуры, с храмом во имя св. Андрея Первозванного, некогда, по преданию, совершившего плавание по В. (арх. Ф. И. Демерцов, В. П. Стасов, не сохранилась). В 1918-1926 по проекту акад. Г. О. Графтио построена Волховская ГЭС - одна из первых в стране. Во время Вел. Отеч. войны вдоль В. проходила линия фронта, здесь постоянно шли ожесточенные бои, в к-рых погибло несчитанное число рос. воинов, в т. ч. 2-я Ударная армия ген. Власова. Берега В. стали крупнейшей братской могилой России.

Волчек Бор. Израилевич

ВО́ЛЧЕК Бор. Израилевич (1905-74) - кинооператор. Закончил ВГИК (с 1943 его проф.). В 1932 М. Ромм, посмотрев дипломную работу В. "Хлеборобы", пригласил его снимать ф. "Пышка" (1934), в к-ром В. показал себя талантливым актерским оператором. У него преобладали крупные планы, удлиненные монтажные куски, приближающие зрителей к актеру. Углубление пространства кадра, достижение эффекта трехмерности первоплановых фигур проявились в ф. "Тринадцать" (1938), ф. "Ленин в Октябре" и "Ленин в 1918 году" (оба - 1937), где М. Ромм и В. первыми в нашей стране использовали глубинную мизансцену и внутрикадр. монтаж, а также в ф. "Мечта" (1943), "Русский вопрос" (1948), "Секретная миссия" (1950), "Убийство на улице Данте" (1956) и др.

В. также как режисер пост. ф. (совм. с В. Макаровым) "Обвиняются в убийстве" (1970), имевший широкий обществ. резонанс и др. Гос. премия СССР (1948, 1951, 1971).

Лит.: Голдовская М. Б. И. Волчек // Десять операторских биографий. М., 1978. Вып. 1.

Волчек Гал. Бор.

ВО́ЛЧЕК Гал. Бор. (р. 1933) - актриса, режиссер. В 1956 в числе основателей Моск. т-ра-студии "Современник", с к-рым связана вся ее творческая жизнь. В. стала одной из ведущих актрис "Современника", с 1962 - режиссером. Ее актерским и режиссерским работам в значит. степени обязан успех т-ра, сыгравшего огромную роль в обществ. и интеллект. жизни поколения шестидесятников. После ухода из т-ра "Современник" О. Н. Ефремова и группы ведущих актеров вместе с О. П. Табаковым, И. В. Квашой и др. В. возглавила труппу, и благодаря ей т-р смог сохранить свой уровень и место среди лучших сценич. коллективов. С 1972 В. - гл. реж. т-ра "Современник". Режиссерские работы В. "Двое на качелях" (1962), "Без креста" (1963), "В день свадьбы" (1964) (оба - совм. с О. Н. Ефремовым), "Обыкновенная история" (1966), "Большевики" (1967) (совм. с О. Н. Ефремовым), "На дне" (1968), "Принцесса и дровосек" (1969) (совм. с О. Н. Далем), "Эшелон" (1975), "Вишневый сад" (1976, 1977), "Ревизор" (1984), "Кто боится Вирджинии Вульф" (1985), "Крутой маршрут" (1989), "Анфиса" (1991), "Трудные люди" (1992), "Пигмалион" (1994) и др. Роли В. в т-ре "Современник": Нюрка-хлеборезка ("Вечно живые", 1956), Мать ("В поисках радости", 1957), Привратница ("Никто", 1958), Грачиха ("Без креста", 1963), Мисс Амелия Ивенс ("Баллада о невеселом кабачке", 1967), Анна Андреевна ("Ревизор", 1984), Марта ("Кто боится Вирджинии Вульф", 1985) и др. В. снималась и в кино. Среди ее киноработ - роли в фильмах "Берегись автомобиля" (реж. Э. А. Рязанов, 1966), "Осенний марафон" (реж. Г. Н. Данелия, 1979) и др. В. ставила спектакли в т-рах Германии, США и др. стран; организовала гастроли т-ра "Современник" за границей.

Г. Б. Волчек

Г. Б. Волчек

Волынский Аким Львович

ВОЛЫ́НСКИЙ (Флексер) Аким Львович (1863-1926) - лит. критик, теоретик и историк иск-ва, театр. критик, историк, философ. Вырос в семье владельца кн. лавки. В 1882 экстерном сдал экзамены за гимназич. курс и поступил на юрид. ф-т Петерб. ун-та. В студенч. годы приобрел известность как журналист. В 1886 В. приглашен вести отдел критики журн. "Сев. вестник", куда он привлек для сотрудничества недавно заявивших о себе "декадентов" - З. Н. Гиппиус, К. Д. Бальмонта, Н. Н. Минского, Ф. К. Сологуба и др.

Скандальную известность приобрели опубликов. в журн. "Лит. заметки" В., в к-рых он подверг решит. переоценке ряд традиц. ценностей рев. интеллигенции, отвергая любые формы политизации иск-ва. Эти статьи легли в осн. кн. "Рус. критики" (1896), в к-рой В. оспорил идейно-эстетич. воззрения В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, обвиняя их в отсутствии филос. культуры и оригин. мысли, "грубом примитивном идеализме" и партийной тенденциозности. Против этой кн. выступили все левые публицисты, от Н. Н. Михайловского до Г. В. Плеханова и В. И. Ленина. В 1898 В. опубл. сб. статей "Борьба за идеализм", где высказывал мысль, что т. н. "гражданственность" в руках разл. партий "превращается в грубую социальную стихию, требующую слепого подчинения, культа, кровавых жертвоприношений во имя своих идолов, уже не символизирующих более никакого высшего начала".

После закрытия "Сев. вестника" в 1899 В. объехал мн. города России с лекциями, имевшими широкий успех. Лекции В. и его книги "Царство Карамазовых" (1901) и "Ф. М. Достоевский" (1909) способствовали возобновлению интереса рус. общественности к писателю. В. первым предложил принятую символист. критикой трактовку его гл. романов, как основ. на конфликте "богофильства" и "богофобства". Автор также иссл. о Л. Н. Толстом и Н. С. Лескове. Среди искусствоведч. работ В. - кн. "Леонардо да Винчи" (1900), за к-рую он удостоен звания поч. гражданина Милана.

С сер. 1900-х гг. интересы В. концентрируются прежде всего в обл. балета, к-рый он считал самым идеальным из иск-в, соверш. гармонией пластич. движений и форм человеч. тела. В. заведовал балетным отделом "Биржевых ведомостей", основал на свой счет танцев. школу с оригин. программой. В многочисл. статьях в "Биржевых ведомостях" (1911-17) и "Жизни искусства" (1920-24), в кн. "Проблема рус. балета" (1923) и "Книга ликований. Азбука классич. танца" (1925) В. защищал академизм рус. балета. В кон. 1917 - пред. коллегии изд-ва "Всемирная лит-ра", в 1920-24 - пред. Петрогр. отдела Всеросс. союза писателей.

Волыняне

ВОЛЫНЯ́НЕ - один из племенных союзов вост. славян 2-й пол. 1 тыс. н. э. Другое назв. - бужане. В "Повести Временных лет" при перечислении глав племен сказано: "...бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем стали называться волынянами", и далее - "Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне...". Отсюда считается, что та ч. дулебов, к-рая обитала в бассейне Буга, первонач. наз. бужанами, а позднее - волынянами. Судя по тому, что этноним "бужане" упомянут в зап.-европ. хронике 873, назв. "В." появилось позже. Этимология этнонимов "бужане" и "В", прозрачна: бужане - от гидронима Буг, В. - от назв. города Велынь (Волынь). Др. город Волынь на Буге обследован археологами; слав. поселение на этом месте датируется 8-9 вв. Терр. обитания В.: на С. достигала верховьев Припяти, на В. - р. Случь, на Ю. - водораздела Припяти и Буга, на З. - поречья Буга. Характерные археологич. пам. В. 8-10 вв. - могильники, состоящие из парных курганов (большого и примыкающего к нему малого), сооружавшиеся над погребениями по обряду трупосожжения. В 10 в. на этой территории распространился обряд трупоположения. Характерное женское украшение 10-12 вв. - перстнеобразные височные кольца.

Лит.: Седов В. В. Происхождение и ранняя история славян, М., 1979.

Вольер

ВОЛЬЕ́Р (франц. volière от voler - летать) - павильон для содержания птиц. В. для редких, экзотических, отличающихся красивым оперением или удивительными голосами птиц получили особенное распространение в садах в эпохи барокко, рококо, сентиментализма: любование птицами и услаждение слуха их пением составляли обязат. часть садового быта. Наслаждение красотой вида и голосов пернатых включало обостренное чувство бренности и хрупкости этой красоты (в лит-ре отраж., напр., известным стих. Г. Р. Державина "Птичка", в живописи - многочисл. композициями типа "Амуры, играющие с птичками"). До наших дней дошли очень немногие В. - напр., два деревянных В. (один из них - 1720-х гг. с росписями Л. Каравака) в Нижнем саду Петергофа, В., построенный в 1780-е гг. Ч. Камероном в Павловске; в последнем рядом с порхающими птицами хранились античные урны с прахом, усиливая ощущение хрупкости красоты.

"Вольная"

"ВО́ЛЬНАЯ" ("вольная грамота") - во времена крепостного права док-т, освобождавший от крепостной зависимости. Давалась по усмотрению помещика - владельца крепостных душ, и подлежала обязат. регистрации.

Вольнов Ив. Егор.

ВОЛЬНО́В Ив. Егор. (псевд. Ив. Вольный) (1885-1931) - писатель. Род. в бедной крест. семье в с. Богородицкое Орловской губ. Учился в Курской учит. семинарии. Член партии эсеров, вел рев. пропаганду, пытался застрелить мценского исправника, подвергался арестам. В 1910 бежал за границу. Вдохновленный М. Горьким, В. написал на Капри самое значит. свое произв. - "Пов. о днях моей жизни" (1912-14), в к-ром переосмыслил традиции "дворянских" автобиогр. хроник. Рисуя картины косности и жестокости крест. жизни, В. акцентировал внимание на внутр. возможностях рус. деревни. В повестях "Самара" (1924-25) и "Встреча" (1927) пересмотрел свое отношение к деятелям эсеровского движения и Добровольческой армии. После Гражд. войны В. жил в родном селе.

Вольное общество любителей российской словесности (ВОЛРС)

ВО́ЛЬНОЕ О́БЩЕСТВО ЛЮБИ́ТЕЛЕЙ РОССИ́ЙСКОЙ СЛОВЕ́СНОСТИ (ВОЛРС) - лит.-обществ. орг-ция в Петербурге (1816-25). К нач. 20-х гг. - центр передовых лит. сил, наиб. значит. и влият. орг-цией подобного типа. Среди участников - А. А. Бестужев, Ф. И. Глинка (пред. с 1819), Н. И. Гнедич, А. А. Дельвиг, А. А. Никитин (секр.), П. А. Плетнев, К. Ф. Рылеев и мн. др. Деятельность ВОЛРС включала регулярные собрания с обсуждением лит. и науч. трудов, открытые публ. заседания, благотворительность, изд. (с 1818) ежемес. журн. "Соревнователь просвещения и благотворения".

Вольное общество любителей словесности, наук и художеств (ВОЛСНХ)

ВО́ЛЬНОЕ О́БЩЕСТВО ЛЮБИ́ТЕЛЕЙ СЛОВЕ́СНОСТИ, НАУ́К И ХУДО́ЖЕСТВ (ВОЛСНХ) - лит.-обществ. орг-ция в С.-Петербурге (1801-25, с перерывами). В 1801-07 лицо об-ва определяли демократич. симпатии участников (И. М. Борн, А. Х. Востоков, И. П. Пнин, В. В. Попугаев и др.), испытавших влияние идей франц. просветителей, А. Н. Радищева. С 1807 преобладающую роль играет консервативное крыло ВОЛСНХ, в 1812 орг-ция прекращает свою деят-ность, возобновл. лишь с 1816 - под председательством А. Е. Измайлова и в обновл. составе, основой к-рого стали второстеп. литераторы - сотр. журн. "Благонамеренный". К концу 10-х гг. в ВОЛСНХ вступают Е. А. Баратынский, А. А. Дельвиг, А. С. Пушкин, нек-рые писатели-декабристы, однако в 1-й пол. 20-х гг. они отходят от активного участия в об-ве, к-рое окончательно перемещается на периферию обществ. и культурной жизни.

Вольноопределяющийся

ВОЛЬНООПРЕДЕЛЯ́ЮЩИЙСЯ - военнослужащий в рос. армии в 19-20 вв., добровольно поступивший на воен. службу после получения высш. или ср. образования. В период прохождения службы пользовался определ. льготами.

Вольноотпущенники

ВОЛЬНООТПУ́ЩЕННИКИ - отпущенные на волю при соблюдении офиц. процедуры рабы. У греков В. не получали гражд. прав, у римлян получали огранич. права (не могли занимать выборных должностей), зато находились под отцовской властью быв. хозяина (патрона). В. часто бывали богаты, а их внуки, рожденные от свободных родителей, могли обладать всей полнотой гражд. прав, так что ни об одном деятеле позднеимперского времени нельзя сказать наверняка, что среди его предков не было рабов. Разделение граждан на свободнорожденных и В. было отменено лишь вместе с фактич. отменой гражд. свобод. В России В. называли крестьян, получавших офиц. зафиксированную "вольную" - свободу от "крепости" - крепостного состояния.

Вольнослушатель

ВОЛЬНОСЛУ́ШАТЕЛЬ - лицо, допускаемое к слушанию лекций и посещению занятий в высш. уч. заведении, но не имеющее прав и льгот студентов. До 1917 в России В. после сдачи всех необходимых экзаменов и зачетов получал разрешение на сдачу гос. экзаменов на правах экстерна. В первые годы сов. власти всем желающим, достигшим 16 лет, разрешалось присутствовать в качестве В. в аудиториях вузов, но постепенно в связи с орг-цией системы вечернего и заочного обучения ин-т В. упразднен.

Вольный стих

ВО́ЛЬНЫЙ СТИХ - в рус. силлабо-тонич. стихосложении рифмов неравностопный стих с неурегулиров. чередованием строк разной длины (от 1-стопных до 6-стопных). Как правило, нестрофичен. Переносы в В. С. редки, длина стиха обычно определяется длиной интонац. отрезка. В рус. классич. поэзии разрабатывался лишь один вид В. С. - вольный ямб, опыты др. размеров в В. С. были раритетами, поэтому термины "В. С." и "вольный ямб" часто употребляются как равнозначные. "Основоположником" вольного ямба в рус. поэзии считается А. П. Сумароков, утвердивший этот стих в басне; в высокой лирике В. С. начал использовать В. Петров, а затем Г. Державин. В 18 в. В. С. употребляется в басне (М. М. Херасков и др.), "сказках" (стихотв. новелле "Душенька" И. Ф. Богдановича), лирике, эпиграммах, переложениях псалмов, муз.-драм. произв. ("Цефал и Прокрис", "Альцеста" А. Сумарокова), в нач. 19 в. - в посланиях, элегиях ("Погасло дневное светило" А. Пушкина), драме ("Горе от ума" А. Грибоедова, "Маскарад" М. Лермонтова). Структура В. С. 18-19 вв. обнаруживает отчетливую связь с жанром: вольным ямбом с чередованием стопностей от 1 до 6 писали басни, иногда - комедии и драмы, в лирике колебание стопности значит. меньше, обычно от 4 до 6 (6-стопные строки всегда имели цезуру). В кон. 19 - нач. 20 в. получают распространение неямбич. В. С., прежде всего вольный хорей (В. Маяковский), а также вольные амфибрахий, анапест, дольник и др. (И. Анненский, А. Блок, А. Белый, Саша Черный и др.). 20 в. начинает использовать в В. С. сверхдлинные стихи (7-, 8- и 10-стопные ямб и хорей у В. Маяковского и Б. Пастернака, до 13 стоп вольного ямба у Н. Олейникова).

Вольтерьянство

ВОЛЬТЕРЬЯ́НСТВО - обществ. филос. течение в рус. мысли, одна из разновидностей рус. Просвещения, опиравшегося на творчество и идеи выдающегося франц. просветителя, философа и писателя Вольтера (Франсуа Мари Аруэ, 1694-1778). В. свойственны резкая критика отеч. "старины" и призыв к нововведениям и реформам. Расцвет В. приходится на кон. 1750-60-е гг., типичный его представитель - князь Ф. А. Козловский, с В. тесно связано раннее творчество Д. И. Фонвизина и др. литераторов, в т. ч. начала 19 в. (ранний А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов). Известное влияние В. и самого Вольтера испытала на раннем этапе правления и имп. Екатерина II. Вместе с тем отсутствие в России католицизма и феодализма зап.-европ. типа приводило к тому, что свойств. Вольтеру заряд серьезных просветит. идей, направленных против этих ин-тов, не воспринимался в России вполне адекватно, и рус. В. заимствовало часто лишь внеш. черты вольтеровского мировоззрения. С В. связано также распространение радикальных идей, нек-рых представителей этого течения отличали поверхностный гедонизм и атеизм, насмешки над духовенством. В. приобрело репутацию аморального учения, а после Вел. франц. рев-ции стало синонимом вредного вольнодумства, что сохранялось и в 19 в.

Вольф Каспар Фридрих

ВОЛЬФ Каспар Фридрих (1733-94) - естествоиспытатель, один из основоположников учения о развитии организмов (эмбриологии). По нац. немец, в России с 1766, с 1767 д. ч. Петерб. АН; с 1768 жил в Петербурге, где в ун-те занял каф. анатомии. В том же году представил Академии труд "Об образовании кишечника у цыпленка", в к-ром заложил основы развившегося позже учения о зародышевых листках. Классич. тр. В. "Теория зарождения" ("Теория генерации", 1759) сыграл б. роль в борьбе с преформизмом и метафизич. представлениями о неизменности видов, обосновании эпигенеза - учения, согласно к-рому в процессе зародышевого развития происходит постепенное и последоват. новообразование органов и частей зародыша из бесструктурной субстанции оплодотвор. яйца. Идеи В. легли в основу мн. научных парадигм Нового времени, вплоть до структурного анализа.

Вольф Маврикий Осипович

ВОЛЬФ Маврикий Осипович (Болеслав Маурыцы) (1825-83) - рус.-польский либерально-демократич. книгоиздатель. Род. в Варшаве, сын врача. В 1853 открыл в С.-Петербурге собств. "Универсальную книжную торговлю", в 1856 приобрел типографию. Издавал книги по разл. отраслям знания, худ. и дет. лит-ру. Популярностью у современников пользовалась выпускаемая В. серия "Библиотека знаменитых писателей". В 1882 изд-во преобразовано в паевое "Товарищество М. О. Вольфа", просуществовавшее до 1917 и национализиров. Сов. властью.

Предыдущая страница Следующая страница