Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Кавказ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Кавказ

КАВКА́З - территория между Черным, Азовским и Каспийским морями. Горная система Большого К. делит эту территорию на Сев. К. и Закавказье.

К. расположен между поясом степей Евразии и регионом Ближнего Востока, в сев. части он связан с нижним течением крупных рек Вост. Европы - Доном и Волгой. Роль К. в истории определялась его географич. положением, за ним закрепилось название "моста между Азией и Европой".

В рос. историю К. входит с самого ее начала. После разгрома хазарского каганата Киевским кн. Святославом в 965 на Таманском п-ове складывается славяно-адыгское княжество (Тмутаракань). Существует версия о причастности зихских (адыгских) священников к обстоятельствам личного крещения кн. Владимира I в 986. В 1023 его сын Мстислав с помощью адыгских дружин создал кратковрем. объединение Чернигова, Мурома и Тмутаракани, контролировавшее левобережье Днепра.

Политич. связи с К. сохраняются и с перемещением великокняж. власти на северо-восток Руси. Об этом свидетельствует брак Юрия, сына Владимирского кн. Андрея Боголюбского, и грузинской царицы Тамары.

Перемещение центра событий с сев. Евразии в 12-15 вв. в степную зону на время нарушило связи Руси и К., однако сформировавшееся после распада Золотой Орды сильное рус. гос-во сразу же привлекло к себе внимание феодальных династий Сев. К., Дагестана, Грузии, Сев. Азербайджана. Справедливо видя в рус. гос-ве геополитич. противника Турции, Ирана и связанных с ними гос. образований, местные правители надеялись с помощью России ослабить зависимость от них. Для России союз с кавказскими династиями отвечал задачам освоения и дальнейшего развития Волжско-Каспийского торгово-транспортного пути и в перспективе выхода к Черному морю, союз также был важен для снижения военной опасности на южных рубежах. С 1465 начинается процесс обмена посольствами между Москвой и кавказскими правителями и обращения некоторых из них за покровительством со стороны России, растянувшийся до нач. 19 в. Его наиб. значимыми вехами были: признание рос. подданства кабардинскими и западно-адыгскими феодалами, закрепленное династич. браком Ивана Грозного с кабардинской княжной; стр-во Терского городка при впадении Сунжи в Терек (1530-40); включение в титулатуру московских царей в 1589 фразы "государь Иверской земли и Грузинских царей".

Терский городок являлся форпостом России на сев.-вост. К., в его окрестностях стали появляться поселения рус. переселенцев. Из последних, оказавшихся во время Смуты и разинского восстания вне контроля со стороны царской администрации, со временем сложилась старожильческая группа терского казачества. Особенностью ее формирования являлось включение в состав казачества представителей коренного населения при высокой степени усвоения его культуры.

В 18 в. К., оставаясь под контролем Ирана и Турции, включается в сферу влияния России. Российская империя ведет наступат. политику в Сев. Причерноморье, при этом Дагестан и отчасти Сев. Азербайджан неоднократно оказываются зоной действия рос. войск. Усиливается ориентация на Россию в правящих домах Грузии, среди образованных армян распространяются надежды на восстановление при помощи России утраченной собств. государственности. К кон. 18 в. Россия вышла на Кавказ по линии рек Кубань - Терек. Усиление ее реального присутствия в регионе привело к окончат. документ. оформлению включения в состав империи приморских дагестанских территорий, но вызвало в зоне непосредств. контакта движение сопротивления, окрашенное в тона суфизма (т. н. восстание шейха Мансура).

В 1801 в результате добровольного вхождения Вост. Грузии Российская империя приобрела владения в Закавказье. Последовавшая затем череда победоносных для России русско-иранских и русско-турецких войн определила присоединение к империи Сев. Азербайджана, Вост. Армении и части Зап. Грузии. При том, что данный процесс был полон противоречий и сопровождался сопротивлением ряда местных властителей и крестьянскими восстаниями, население Закавказья в целом положительно отнеслось к установлению рос. власти. Этнополитич. значение подчинения Россией Закавказья заключалось в объединении грузинских земель, восстановлении части армянской нац. территории с созданием здесь нового центра этнич. консолидации, прекращении феодальной анархии в Дагестане и Азербайджане.

Горцы сев. склонов Главного Кавказского хребта не были склонны к подчинению любой внешней силе и оказали России ожесточенное сопротивление, известное под названием "Кавказской войны". Главными противниками рус. войск выступили на зап. адыги Черноморья и Прикубанья, а на вост. горцы, объединенные в военно-теократич. исламское гос-во "Имамат Чечни и Дагестана", возглавляемое Шамилем. К 1859-64 сопротивление горцев было подавлено. С этого момента развитие К. шло в общих ритмах с Россией: в 1870-80-х гг. проходили реформы, ослабившие значение ин-тов феодальной формации; их сменили годы политич. стабильности; в нач. 20 в. активизируется рев. движение; с нач. 1920-х гг. устанавливается сов. власть; во 2-й пол. 1980-х гг. вспыхивают межнац. конфликты, с нач. 1990-х гг. наблюдаются результаты активного нац. сепаратизма.

В кризисные для рос. государственности годы сокращается присутствие России на К. Во время революции и гражданской войны 1917-22 была уступлена Турции часть западно-армянских земель. В 1991 вследствие распада СССР обрели независимость Грузия, Армения и Азербайджан. С 1992 Чечня фактически вышла из политич. пространства РФ.

Представители кавказских народов издавна участвовали в масштабных событиях истории России, в формировании ин-тов рос. об-ва. В этих процессах можно отметить нек-рые варианты этнич. ролей. Наиб. ранним свидетельством является присутствие адыгских отрядов в составе рус. армии в 1558-62 во время Ливонской войны, а также почти общая присяга кабардинских князей первым царям из династии Романовых. В 17 в. находившиеся на службе в Москве кабардинские князья были лидерами земского движения, возглавляли управление важными гос. учреждениями и городами, сыграли большую роль в борьбе с Польшей за украинские и белорусские земли. Адаптировавшиеся на рус. земле кабардинские феодалы получили фамилию Черкасских, среди них были и ближайшие сподвижники Петра I.

Свидетельством ранних культ. связей России и Армении могут служить подаренный царю Алексею Михайловичу купцами из Джульфы алмазный трон и посвящение одного из приделов храма Василия Блаженного священномученику Григорию Великая Армения. В 17-18 вв. в России появляются мануфактуры, принадлежащие армянам. Первые упоминания об армянах в Петербурге относятся к 1708, через два года здесь были основаны первые "армянские конторы", т. е. торг. и ремесл. предприятия. Можно считать, что офиц. статус армянские колонии в рос. столицах получили в 1770, когда издаются указы об отводе земель под стр-во армянских церквей в Москве и Петербурге. Из среды армянских колоний вышли многие фамилии военной и интеллектуальной элиты России: Аргутинские, Абамелеки, Ахшарумовы, Ахвердовы, Лазаревы, Меликовы, Багдадовы, Арапетовы, Деляновы, Сумбатовы и пр. По своему происхождению они принадлежали преимуществ. к дворянской и церковной аристократии, но вместе с ними рос. гос-ву служили армяне непривилегированных сословий. Принадлежность творчества художника-мариниста И. Айвазовского культурам рус. и армянского народа уже давно стала хрестоматийным примером взаимодействия двух народов.

Возникновение грузинских колоний в рос. столицах привязывается к датам иммиграции членов правящих династий Вост. и Зап. Грузии: в 1653 и 1684 в Москву и в 1724 в Петербург, а также их переселению в Россию после присоединения грузинских земель. При всей многоплановости участия грузин в обществ. жизни Российской империи выделяется их роль в административной деятельности. Можно назвать С. Лашкарашвили, дипломатич. деят-ность к-рого способствовала приобретению Россией Крыма, П. Цицианова, командовавшего кавказской армией во время завоевания Сев. Азербайджана, представителей фамилий Панчулидзе, Бучкиевых (Бучкидзе), Орбелиани, Давыдовых (Давиташвили) и др., бывших генералами и губернаторами рос. городов. Примечательно, что нек-рые из грузин считаются основателями ряда направлений интеллектуальной деят-ности в России: А. Имеретинский был первым командующим артиллерийскими войсками, Д. Цицианов считается родоначальником рус. геодезии, Е Челидзе был изобретен романцемент, П. Багратиони - метод цианирования благородных металлов и т. д. Известен вклад И. Церетели в изучение слав. фольклора, С. Зандукели и К. Марджанишвили в развитие рус. т-ра и т. д. Необходимо отметить, что в Отеч. войне 1812 принимали участие армянские и грузинские воины, включая генералов П. Багратиона и А. Мадатова. Участие в обществ. жизни представителей перечисленных народов К. должно быть отмечено еще и потому, что оно сложилось до включения самих этих народов в состав России. Естественно, что с вхождением др. кавказских этносов представители их верхов стали включаться в состав рос. гос. организма.

Кавказская интеллигенция сыграла важную роль в развитии рос. востоковедения, сочетавшего в себе активность сбора информации с глубиной его академич. изучения. Особое значение имели востоковедч. кафедры Казанского и Петербургского ун-тов, в последнем преподавали азербайджанские ученые М. Топчибашев, М. Казем-Бек, грузинские Д. Чубинашвили, А. Цагарели, Г. Чубинашвили, И. Марр и пр. В Москве в 1815 был основан Лазаревский ин-т вост. языков, возникший под патронатом влиятельнейшей российско-армянской семьи.

Влияние К. на рос. обществ. мысль было особ. значит. в 19 в., когда развернулся прямой контакт между двумя цивилизациями. Основой этого было представление о К. как о свободном крае, жизнь в к-ром отличается от казарменной обстановки в России. Причин тому было несколько. Кавказский регион находился на южной окраине России и был открыт для колонизации, включая казаческую, что воспринималось как соединение вольных элементов об-ва. Царское пр-во само превращало кавказскую землю в зону концентрации оппозиционных эл-тов, причем не самых худших по моральным и физич. качествам. Сюда ссылали раскольников и сектантов (субботников, духоборов, молокан, менонитов и пр.), участников нац. движения, включая и самих выходцев с К., наконец в Кавказскую армию были отправлены декабристы. Для образованной части населения формирование восторженного восприятия образа жизни кавказских народов было связано с распространением идей европ. романтизма с его вниманием к "восточной" экзотике. Особо важным можно считать, что погружение рос. об-ва в кавказскую тематику совпало с периодом сложения высоких форм рус. литературно-художеств. культуры и становления через них рус. нац. самосознания. Без кавказских сюжетов невозможно представить творчество А. Пушкина, М. Лермонтова, Л. Толстого и мн. др. Неслучайно лермонтовский образ Демона - духа отрицания и сомнения слит с К. Кавказские мотивы обогатили рус. оперу и балет, о чем говорят произведения М. Глинки, А. Рубинштейна, М. Балакирева, Ц. Кюи. Кавказские мотивы и сюжеты широко представлены в рус. живописи 19 в. (П. Захаров, Ф. Рубо, Е. Лансере, В. Верещагин и др.).

Широко отмечены и прямые заимствования элементов материальной культуры К. Вошло в моду украшение интерьеров коврами и вост. оружием. С 1881 шашка, кавказское холодное оружие, объявлена штатным оружием рус. офицера. Северокавказский мужской походный костюм, состоящий из черкески, башлыка, папахи и бурки, не только становится частью одежды казака, но и с изяществом носится военными, включая рос. императора. Башлыки носили даже гимназистки. Связи с К. во многом определили пути становления рос. конницы - седло и стремена кавказского образца признаются самыми удобными. Всем известен К. как родина легких сортов табака, лучших сухих вин, отечеств. коньяка и чая. Менее широко известно кавказское происхождение кефира.

В рос. истории 20 в. также присутствуют кавказские влияния. Социал-демократич. движение в России в предреволюционный период дало два крайне противоположных течения: террористически-экстремистское (И. Сталин, Камо) и реформистское (Н. Чхеидзе, И. Церетели). В годы сов. власти так же, как и до рев-ции, выходцы с К. нередко занимали руководящие посты в гос-ве (И. С. Сталин, С. Орджоникидзе, А. И. Микоян, Л. П. Берия и др.). В состав высшего рук-ва страны, как правило, включались лидеры Грузии и Азербайджана (напр., Э. Шеварднадзе, Г. Алиев).

В культурно-бытовом плане кавказское влияние, возможно, сказалось даже больше, чем в политич. Структура заимствований из кавказской культуры изменилась, но их активность сохранялась на протяжении всего 20 в. Для облика сов. бюрократа 1920 - нач. 1930-х гг. характерна "кавказская рубаха", очень популярны были папиросы "Казбек" в картонной коробке с рисунком Е. Лансере, изображающим скачущего всадника в бурке. Распространились блюда кавказской кухни, в частности, такое престижное, как шашлык. Массовая культура рос. городов восприняла, соответственно исказив, ритуал застолья и проявила интерес к фигуре распорядителя пира (тамады) и красочным тостам.

В обыденном сознании россиян сов. периода К. долгое время ассоциировался с отдыхом на престижных курортах, увлекательным туризмом, альпинизмом, сухими винами, южными цветами и фруктами. Существовали представления о "традиционном кавказском гостеприимстве", "кавказском долголетии" и пр. Романтические и туристско-этнографич. штампы, связанные с К., неоднократно обыгрывались лит-рой и кинематографом в комич. ключе (характерный для 1960-70-х гг. пример - кинокомедия Л. Гайдая "Кавказская пленница"), служили отправной точкой для разнообразных анекдотов.

В посл. десятилетие 20 в. отношение к К. складывается по модели, отчасти похожей на ту, что имела место до нач. 19 в. С одной стороны, выход части К. из политич. пространства России, особенно с такими тяжелыми для рус. патриотич. сознания травмами, как Чеченская война, превращает в раздражитель все "кавказское". С другой стороны, миграционные процессы, вызванные свертыванием рос. доминанты в Евразии, привели к увеличению на территории РФ числа выходцев с К. Однако, несмотря на порождаемые сложной совр. ситуацией эксцессы, не подлежит сомнению глубокая и органич. связь рус. культуры с К. Необходимость выработки новых форм культ. и политич. контактов, организации совместной жизни в новых условиях всерьез никем не оспаривается.

Тифлис. Худ. М. Ю. Лермонтов. 1837

Тифлис. Худ. М. Ю. Лермонтов. 1837

Северный Кавказ. Чеченец. Фото Ф. Ордэ. 1890-е гг.

Северный Кавказ. Чеченец. Фото Ф. Ордэ. 1890-е гг.

В начало словаря