Статьи на букву "К" (часть 2, "КАЗ"-"КАМ")
КАЗНА́ - 1) Комплекс учреждений (или одно учреждение), связ. с финанс. деят-ностью и хранением ценностей, а также книг, док-тов. 2) Имущество, ден. и иные средства, принадлежащие гос-ву (князю, царю) или орг-ции (войску, монастырю и т. п.). 3) Имущество, деньги. |
КАЙДАНО́ВСКИЙ Ал-др Леон. (1946-95) - актер. Засл. деятель искусств РФ. Окончил Театр. уч-ще им. Щукина (1969), с этого же года работал в т-ре им. Вахтангова, в 1971-72 во МХАТе. В кино с 1967. Снялся в ф.: "Свой среди чужих, чужой среди своих" (1974, Лемке), "Пропавшая экспедиция" (1975), "Золотая речка" (1977, Зимин), "Бриллианты для диктатуры пролетариата" (1976, Воронцов), "Жизнь Бетховена" (1980, Антон Шницлер), "Рассказ неизвестного человека" (1981, Неизвестный) и др. Несомненная удача К. - роль Сталкера ("Сталкер", 1980). В качестве реж. К. выступил в 2-х ф., к-рые сразу были отмечены: "Жена керосинщика" (1989) - приз "За лучшую режиссуру" на XVIII фестивале молодых кинематографистов "Мосфильма" и Гл. приз по разделу "Странность" на XVIII МКФ фантастич. и странных ф. "Авораз-90" (Франция) и "Простая смерть" (по пов. Л. Толстого) - Гл. премия "Геркулес" на XVI Междунар. неделе автор. кино (Малага, Испания). Среди др. ф.: "Красная площадь", "Дети Ванюшина", "Телохранитель", "Спасатель", "Кто поедет в Трускавец". |
КАЛАЙДО́ВИЧ Ив. Фед. (1796-1853) - языковед и юрист, брат К. Ф. Калайдовича. Окончил Моск. ун-т. Специализировался в обл. грамматики. Увлечение языкознанием продолжалось сравнительно недолгий период (осн. работы опубл. с 1823 по 1836), однако идеи К. занимают существ. место в истории рус. лингвистики 19 в. К. высказал и аргументировал мысль о происхождении личных окончаний глаголов от форм "быть" ("еши - еси, ет - ест, ем - есмы, ете - есте, уть - суть"), развивал идею о причастном происхождении форм прошедшего времени. Осуществил одну из первых попыток объяснения рус. грамматич. форм на сравнении их с формами др. слав. яз. |
КАЛАЙДО́ВИЧ Конст. Фед. (1792-1832) - археограф и библиограф, брат М. Ф. Калайдовича. Окончил Моск. ун-т (1810). Чл.-корр. Петерб. АН (1825). В 16 лет выпустил в свет свою первую кн. "Плоды трудов моих, или Сочинения и переводы К. Калайдовича". С 1811 К. - чл. имп. Об-ва истории и древностей российских. К. собрал неплохую б-ку рукопис. кн. и редких изд. Незадолго до нач. Отеч. войны 1812 начал писать "Историю книгопечатания в России", однако работа над ней была прервана из-за того, что б-ка и архив автора сгорели во время моск. пожара 1812. Тем не менее уже в 1813 К. опубликовал ст. "Иоанн Федоров, первый московский типографщик" - первое иссл., посв. жизни и деят-ности первопечатника. В 1823 К. напечатал "Библиографическое известие о Евангелии учительном, напечатанном в Заблудовье 1569 года первыми московскими типографщиками", также первое в отеч. лит-ре иссл., посв. отд. изд. И. Федорова. Интересы К. не ограничивались историей лишь моск. первопечатания, в 1819 он опубликовал ст. "Дополнительные сведения о трудах Швайпольта Фиоля, древнейшего славянского типографщика". Несомненной заслугой К. было то, что он ввел в слав.-рус. библиографию "Триодь цветную" Фиоля. К. разыскал и опубл. ряд ценнейших рукопис. пам., в т. ч. "Древние Российские стихотворения, собранные Киршей Даниловым", а также соч. Кирилла Туровского, Кирика Новгородца и др. В 1825 К. совм. с П. Строевым издал "Обстоятельное описание славяно-российских рукописей" Ф. Толстого, первое в рус. археографии науч. описание коллекции рукопис. кн. |
КАЛАНЧА́ (заимств. из тур.) - каменная башня для дозорной службы, также служащая укреплением. В рус. лит-ре упоминается с 17 в. В городах 18 - нач. 20 в. пожарная К. - башня, обычно при полицейском участке, на к-рой стоял наблюдатель, поднимавший тревогу в случае пожара. На пожарной К. поднимались шары, кол-во и цвет к-рых указывали на район и категорию пожара. Со 2-й трети 19 в. многие К. стали использоваться для оптич. телеграфа. |
КАЛАТО́ЗОВ (Калатозишвили) Мих. Конст. (1903-73) - кинореж., в кино с 1923. Начинал на к/ст. "Госкинопром Грузии" - был киномехаником, монтажером, ассистентом оператора. Реж. дебют - монтажный фильм "Их царство" (1928) - на мат-ле кинохроники событий 1918-28. В 1930 как реж. и оператор поставил ф. "Соль Сванетии", построенный на док.-этнограф. мат-ле и содержащий смелые и неожид. образные решения в обл. монтажа, внутрикадр. построений, отмеч. метафоричностью яз. В дальнейшем снял ф.: "Валерий Чкалов" (1941) "Непобедимые" (1942, сов. с С. Герасимовым), "Заговор обреченных" (1950, приз на МКФ в Карлови-Вари), "Верные друзья" (1954, гл. приз на МКФ в Карлови-Вари), "Я - Куба" (1964, при участии куб. кинематографистов), "Красная палатка" (1970, итало-сов.) и др. Новаторским произв. в истории мир. кино стал ф. К. и оператора С. Урусевского "Летят журавли" (по пьесе В. Розова "Вечно живые", гл. приз на МКФ в Каннах, 1958, диплом на МКФ в Локарно, 1958). Лит.: Кремлев Г. Михаил Калатозов. М., 1964; Аннинский Л. Зеркало экрана. Минск, 1977. |
КАЛА́Ч (колач) - круглый белый хлеб вообще (в отличие от черного), пшенич. хлебец, выпеченный в форме замка с дужкой (откуда выражение: держать, подавать руку калачиком, т. е. согнув, как ручку К.); К. смесной - из смеси пшенич. и ржаной муки, крупичатый, толченый - из разл. сортов муки, тертый - особый вид К., обварной (обарной) - имеет крутой и толстый "животик" и мал. ручку и губку, очень крут тестом и сильно разбухает в чае. Тесто для К. долго мнут и трут, отсюда и пословица "Не терт, не мят, не будет калач", и фразеологизм: "тертый калач" - "опытный чел.". Вообще в пословицах К. фигурирует как лакомство, ценность: "Калачом не заманишь" - или иронич. "нужда научит калачи есть". Пекарни, где пекли К., назывались калачни. Во всех крупных городах на рынках были калачные ряды (пословица: "с суконным рылом - в калашный ряд (лезть)" - т. е. "не по чину, не на свое место"). К. наз. и мелкое пресное печенье в виде жгутов, колечек, витушек. Его в большом кол-ве пекли на свадьбу. Дружка, отправляясь с поездом к венцу, надевал на левую руку по 5-6 К., чтобы угощать встречных. К. раздавала ребятишкам сваха у церк. ограды. В Спасов день 1 (14) авг. артели рыбаков и слобожан совершали др. обряд "моления К.", к-рый должен был принести удачу во время рыбной ловли. Среди угощений обязательно были К. |
КАЛАЧО́В Ник. Вас. (1819-85) - историк, юрист, археограф, акад. Петерб. АН. Работал в Археограф. комиссии, проф. кафедры истории рус. законодательства Моск. ун-та (1848-52). Чл. Ред. комиссий по подготовке реформ 19 февраля 1861. В 1865-85 возглавлял Моск. архив Мин-ва юстиции. В 1852-53 осуществил археограф. эксп. и издал собранные док-ты - "Архив историко-юридических сведений, относящихся до России" и "Архив исторических и практических сведений, относящихся до России". Основал ж. "Юридический вестник". В археографич. комиссии был ред. "Актов, относящихся до юридического быта Древней России", "Дополнений к актам историческим" и пр. В 1877 К. открыл частный Археолог. ин-т в Петербурге. Осн. направлением деят-ности К. было создание сети центр. и местных архивов. Лит.: Маяковский И. Л. Н. В. Калачов как историк-архивист // Труды МГИАИ. Т. 4. М., 1948. |
КАЛА́ШНИКОВ Мих. Тим. (род. 1919) - конструктор-оружейник, автор знаменитого автомата. Род. в с. Курья на Алтае. В 1938 был призван в армию. Служил в танк. войсках. В 1941 ранен и после госпиталя отправлен в Алма-Ату, где в 1942 сконструировал и изготовил свой 1-й пистолет-пулемет. При попытке ознакомить с ним старшего воинского начальника в городе был арестован как диверсант. Но образец попал в Москву к акад. А. Благонравову, к-рый и распорядился отправить К. на испытат. полигон для дальнейшей работы. К. сконструировал неск. образцов оружия, но самой большой его удачей стал АК-47. Принятый на вооружение в 1947 и дважды модернизир., этот автомат до сих пор состоит на вооружении не только в России, а и еще б. чем в 100 странах мира. К наст. времени произведено б. 50 млн автоматов К.; изображение автомата К. в разные годы присутствовало в гербах 27 гос-в. В 1969 сержанту запаса К. было присвоено звание полковника, в 1971 - д-ра технич. наук без защиты дисс., в 1994 - звание ген.-майора. Живет в Ижевске, занимается конструктор. деят-ностью. |
КАЛЕНДА́РНОЕ И́МЯ - личное имя, взятое из церк. календаря, в к-ром имена святых перечислены в соответствии с днями их памяти. Подавляющее большинство совр. рус. личных имен относятся к К. И. |
КАЛЕНДА́РНЫЙ ФОЛЬКЛО́Р - объединяет разнообразные виды вербальной традиции (песни, заговоры, присловья, пословицы, приметы, ритуальные возгласы, словесные формулы), акциональные (игровые, "театральные"), муз., хореографич., изобразит. формы, сконцентрир. вокруг приуроченных к определ. времени года (или дню) праздников и обрядов. К. Ф. раскрывает общий смысл праздников и обрядов, их глубинное содержание и конкретные связи отд. их эл-тов; в нем как бы осуществляются непосредств. цели ритуала ("обеспечиваются" будущий урожай, благополучие и богатство семьи, приход весны, установление необходимых контактов с мифолог. существами и др.), и он сам обнаруживает свое содержание лишь в контексте обрядово-праздничной семантики и в непоср. связи с динамикой ритуальных действий. Любой вид и текст К. Ф. привязан к определ. моментам обрядов, и воспроизведение их предполагает строгое соблюдение изв. участникам ритуальных норм поведения. Рус. К. Ф. сосредоточен вокруг праздников и обрядов зимнего (от святок до масленицы) и весенне-летнего (от встречи весны до Ивана Купала) циклов, и на всех этапах по-своему воплощаются идеи возрождения природы, встреч и проводов сезонов года, гаданий о предстоящем будущем, пожеланий жизн. успеха - с типовыми ситуациями и мотивами "обходов", парадокс. сочетанием мотивов смерти и праздничного разгула, похоронами мифолог. персонажей, призывами, заклинаниями, эротич. эл-тами, культом деревьев, ритуальной еды, брачными мотивами и т. д. |
КАЛИ́КИ ПЕРЕХО́ЖИЕ - в былинах и сказках - странники, паломники, ходят по св. местам, живут подаяниями. В былине "Сорок калик" дружина К. П. совершает паломничество в Иерусалим, ведет себя согласно строгим моральным нормам, ее нравств. чистота противостоит дурному поведению киевской княгини, в столкновении с княгиней К. П. помогают чудесные силы. Илья Муромец узнает от К. П. о бесчинствах Идолища в Киеве, меняется с ним платьем и под видом К. П. проникает во дворец для расправы с Идолищем. К. П., возможно, были осн. носителями (проф. или полупроф. исполнителями) дух. стихов; характерно, что наиб. полный сб. дух. стихов составитель П. Бессонов назвал "Калъки перехожие". Атрибуты калики - посох, ветхое платье. Слово "калики" производят: от "калиги" ("калигвы") - назв. обуви странников (лат. caliga - сапог); от "калека" - нищий, увечный; от ит. calico - бедный. |
КА́ЛИН-ЦАРЬ - в былинах о татар. нашествии - татар. царь, являющийся под Киев с несметным войском; предъявляет ультиматум кн. Владимиру с требованием дани и сдачи города. Предлагает Илье Муромцу, захвач. в плен, перейти к нему на службу, но получает отказ. После разгрома войска богатырями бежит, зарекаясь впредь бывать на Руси; по нек-рым вариантам, богатыри захватывают К.-Ц., приводят его в Киев, он обещает кн. Владимиру платить дань. Попытки возвести имя К.-Ц. к названию р. Калки и связать сюжеты былин с битвой на Калке 1223 безосновательны. К.-Ц. - персонаж эпич. истории, не имеющий конкретного прототипа. По реконструкции Р. О. Якобсона, имя "Калин" отражает татар. прозвище со знач. "толстый", а полное его наименование - "Собака Калин царь", где "Собака" - пер. тюрк. им. "Ногай"; хан Ногай - персонаж историч., хотя сюжет былины не имеет с ним никаких спец. связей. |
КАЛИО́СТРО Алессандро (наст. имя Джузеппе Бальзамо) (1743-95) - один из вел. авантюристов 18 в., мистик, алхимик, врач. Род. в Палермо в бедной купеч. семье. Воспитывался в мон., но бежал оттуда, преследуемый за воровство. Присвоив себе имя Калиостро и титул графа, отправился в странствие по Европе и Египту, изучал медицину, алхимию, сошелся с нем. масонами, стал получать от них солидные средства, что дало ему возможность вести роскошную жизнь. Многие, не зная истинных источников доходов К., верили, что К. владеет филос. камнем. В 1770 К. прибыл на о-в Мальту, где сумел расположить к себе гроссмейстера Пито, к-рый предоставил К. свою богатую хим. лабораторию, снабдил К. письмами в разные города Италии. В 1780 под именем гр. Феникса К. прибыл в СПб., где в осн. занимался лечением, причем безвозмездным. Екатерина II отнеслась к К. холодно: во-первых, она отрицат. относилась к масонам, во-вторых, кн. Потемкин увлекся женой К. Все это послужило поводом к быстрому отъезду К. из России. Наст. успех пришел к нему в Париже, где К. пользовался славой вел. магика. Однако в 1785 К. был заточен в Бастилию, а затем выслан из Франции. После странствий по Европе оказался в Риме, где в 1789 по доносу одного из своих учеников был схвачен и заточен в крепость св. Ангела. Римская инквизиция приговорила К. в 1791 к смертной казни, к-рую Римский папа заменил пожизн. заключением. К. умер в 1795. Личность К. загадочна и противоречива: с одной стороны, он был величайшим авантюристом и шарлатаном, с другой - талантливым химиком, гипнотизером, иллюзионистом и врачом. Образ К. популярен в лит-ре, он притягивал внимание мн. известных писателей - И. В. Гете, А. Дюма (отца), А. Н. Толстого, М. А. Кузмина. Мемуары самого К., скорее всего, подложны. |
КАЛИТА́ - в Др. Руси сума, мешок, торба, кожаный кошель для денег. |
КАЛЛИГРА́ФИЯ - умение красиво писать, ремесло и иск-во, имевшее исключит. значение в книжном деле в допечатный период. Для античной традиции письма (в отличие от араб. и дальневост. традиции) было характерно стремление к ясности начертания. Рус. К. также тяготела к геометрич. четкости почерка (устав), к-рая была далее отчасти утрачена в полууставе и скорописи. Почерк рукопис. кн. лег в осн. первых типограф. шрифтов. |
КАЛМЫКО́ВА Ал-дра Мих. (урожд. Чернова) (1849-1926) - издательница, книгопродавец, педагог, писательница, деятель нар. просвещения, рев. движения. Из дворянской семьи. В янв. 1890 К. открыла в СПб. книжный склад, ставший впоследствии явкой для социал-демократов. В семье К. воспитывался П. Б. Струве, чьи политич. взгляды формировались под ее влиянием. В 1891 К. основала при своем книжном складе изд-во и выпускала доступную для читателя из народа лит-ру в сер.: "Силы природы и труд человека", "Жизнь прежде и теперь", "Читальня народной школы" (тиражом от 10 до 20 тыс. экз.), участвовала в изд. в 1897 марксист. ж. "Новое слово", предоставляла ср-ва на изд. ленинской "Искры". Вела переписку с группой "Освобождение труда", была близкой подругой Веры Засулич. В 1901 К. была выслана за границу без права возвращения в Россию в течение 3-х лет. Вернувшись, преподавала на Петерб. пед. курсах. После окт. 1917 К. занималась ред. работой и вела занятия в Пед. ин-те им. К. Д. Ушинского. |
КАЛМЫ́ЧКА - в 18 в. маленькая девочка, привез. от калмыцкого народа в царский или аристократич. дом для развлечения и услуг, часто в качестве офиц. подарка; обычно их крестили в православие. Известны: калмычка-шутиха имп. Анны Иоанновны - Буженинова, свадьба к-рой с шутом князем Голицыным происходила в "Ледяном доме", К. Аннушка графини Варвары Шереметевой, портрет ее написан И. Аргуновым (1767), К. имп. Екатерины II, после смерти имп. принятая в Воспитат. об-во благородных девиц пансионеркой имп. Марии Федоровны под именем Марии Петровой и др. |
КАЛО́ШИ - обувь, надевавшаяся поверх башмаков или сапог для защиты от грязи или от холода. В рус. лит. яз. существует двойств. написание и произношение (калоши/галоши). В традиции К. выступают как типичный предмет крестьянского щегольства (частушка: "У меня галоши есть, / Берегу их к лету, / А по совести сказать, / Так у меня их нету" - откуда мотив проникает в сов. дет. поэзию: песня про мальчика, отдавшего калоши кошке). В нач. 20 в. в публицистике А. Белого К. становятся синонимом стандартизов. европ. культуры (ст. "Штемпелеванная К."), в прозе О. Мандельштама ("Египетская марка") К. объявляются гл. атрибутом маститых литераторов, изв. шутки с подменой К. (в их подкладку вставляли латунные буквы - инициалы владельца, чтобы не перепутать) - в частности, шуткой с К. был известен Ф. Сологуб (к-рый тоже имеется в виду в "Египетской марке"), с К. гостей разговаривал А. Ремизов. Позже - наиболее изв. сюжет с К. в сказке К. Чуковского "Телефон" (К. - лакомство для крокодилов, ср. также стих. В. Инбер о сороконожках, к-рым надо покупать К.). Как деталь быта фигурирует во мн. текстах (Ильф и Петров, Зощенко и др.). Во 2-й пол. 20 в. К. - знак старомодности, часто просто неизвестный новым поколениям. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
КАЛУ́ЖНИН Вас. Пав. (1890-1967) - художник. Род. в с. Бондари Тамбовской губ. С 1905 учился живописи в частных студиях в Москве. Впервые выставлялся в 1916 с группой "Свободное иск-во" (К. Малевич, В. Татлин, А. Кравченко и др.). После 1917 занимался монументальной пропагандой - оформлял демонстрации, праздничные шествия. В 1919-22 - зав. сектором изобразит. иск-ва губ. отдела наробраза в Твери. В 1923 переехал в Петроград, где в 1926 примкнул к об-ву "Круг художников" (В. Пакулин, А. Пахомов, А. Самохвалов, Г. Траугот и др.). В 1928-33 работы К. приобретает Гос. Третьяковская галерея, в 1928 Новый музей Западного иск-ва выменивает на специально подаренные ему для этой цели работы К. полотна итал. мастеров Моранди и Кирико (сейчас в Эрмитаже). С 1932 К. - чл. Союза художников, однако в 1937 исключен из него за "формализм" и с тех пор в офиц. худож. жизни не участвовал, хотя никогда не прекращал плодотворной творч. работы. Во время блокады Ленинграда К. создал значит. произв., ставшие ярким худож. свидетельством событий (сер. "Эвакуация Эрмитажа", многочисл. виды осажд. города). В 1944-46 преподавал в Ленингр. худож.-пром. уч-ще, в 1946-49 - в Архитект.-худож. ремесл. уч-ще. Лит.: Ласкин С. Вечности заложник // Ласкин С. Вечности заложник. Л., 1991. С. 249-447. |
КА́ЛЬКА (франц. calque) - разновидность языковых заимствований, слово или словосочетание, созд. по образцу иноязычных слов и словосочетаний из исконных языковых средств. Различают К. словообразоват., семантич., фразеол. и синтаксич. Напр., словообразоват. К. "водород" и "кислород" созданы на базе лат. слов hydrogenium и oxygenium (лат. корень -gen- означает -род, a hydro- и оху- значат соответств. вод- и кисл-). Фразеологич. К. являются такие устойчивые сочетания слов, в к-рых иноязычное сочетание переводится по словам: франц. выражение tuer le temps калькируется как "убить время", англ. stuggle for life - "борьба за существование". Значит. разряд существующих в совр. рус. лит. языке фразеологич. оборотов составляют К. англ., франц., нем., лат. и др. фразеологизмов. Лит.: Крысин Л. П. Иноязычные слова в современном русском языке. М., 1968; Ефремов Л. П. Основы теории лексического калькирования. Алма-Ата, 1974. |
КАМА́РИНСКАЯ - знаменитая нар. плясовая песня. Была особенно популярна в инструмент. исполнении, сопровождающем пляску (под тем же назв.). Пляска К. не имела опред. фигур и носила характер импровизац., сольного или группового, муж. перепляса. В муз. отношении, интонационно и ритмически, К. близка традициям скоморошьего иск-ва. Гл. тема текстов К.: "Ах рассукин сын Вор - камаринский мужик, не Хотел ты свойму барину служить". В скоморошьей насмешливой манере, с эл-тами издевки, изображается отношение мужика к своим господам. Согласно распростран. науч. гипотезе К. сложилась во время Крест. войны 1606-07, в одном из ее центров (Комарицкая волость, близ г. Севска). В К. видели выражение нар. удали, бунтарства, разгульной веселости. Отталкиваясь от нар. К., Л. Трефолев сложил "Песню о Камаринском мужике" (ср. ее 1-ю строку: "Ах ты сукин сын, Камаринский мужик"). Изв. также лит. переделки К., осуществ. в целях рев. пропаганды: "Ах ты сукин сын, проклятый становой"; "Морозовская камаринская". Муз. тема К. положена в осн. фантазии для оркестра М. Глинки "Камаринская". |
КА́МЕНЕВ Гавриил Петр. (1772-1803) - писатель. Род. в купеч. семье. Жил в Казани. К лит. деят-ности обратился в нач. 1790-х гг. Печатался в ж. "Муза", "Иппокрена", "Новости русской литературы". Выступал как переводчик (в частности, Г. фон Клейста, А. Коцебу), прозаик, поэт. Его творчество развивалось в русле преромантизма. Для К. характерен интерес к теме ночи, кладбищенские мотивы. В балладе "Громвал" (1803, считается 1-й рус. балладой) стремился соединить масонское миропонимание с сюжет. эл-тами "готич." и "рыцарского" ром. |
КАМЕННООСТРО́ВСКИЙ ДВОРЕ́Ц - имп. загородная резиденция в СПб. Построен в 1770-х гг. для наследника престола, будущего Павла I. В его царствование здесь жил польский король С. Понятовский, затем дворец был отдан мальтийским рыцарям. Любимая резиденция Александра I. Здесь он в 1812, уступая обществ. мнению, вверил М. Кутузову судьбу России. Затем дворцом владели его младший брат вел. кн. Михаил Павлович и его потомки. Во дворце сохранились два парадных зала павловского времени с фресками, изображающими виды Рима по гравюрам Пиранези, личные комнаты великокняжеской четы, две парадные гостиные сер. 19 в. Большой интерес представляют парк, служеб. постройки и уник. правосл. готич. дворц. ц. Рождества св. Иоанна Предтечи 1776-78, постр. в память Чесменской победы, служившая церковью рыцарям Мальтийского ордена св. Иоанна. Позднее А. Пушкин, живший последние годы жизни летом на даче на Каменном о-ве, крестил в этой церкви своих детей. |
КАМЕ́НСКИЕ - графы, воен. деятели. Мих. Федотович (1738-1809) - ген.-фельдмаршал. Участвовал в Семилетней войне, после к-рой был откомандирован в Пруссию для ознакомления с воен. системой Фридриха Великого и стал поклонником этой системы. В 1-й рус.-тур. войне участвовал во мн. боях и показал себя хорошим нач. небольших отрядов, но в то же время проявил отсутствие стратегич. глазомера (не использовал победу под Козлуджей). Несмотря на отсутствие большого боевого опыта, К. в 1806 был назначен главнокоманд. в войне против Наполеона, но скоро был отправлен в отставку. К. - предст. консерват. направления в рус. армии кон. 18 - нач. 19 в. Ник. Мих. (1776-1811) - сын Мих. Федотовича. Ген. от инфантерии. Участник Швейцарского похода А. Суворова, отличился при штурме "Чертова моста" и в бою при Нефельсе. В 1805 участвовал в сражении при Аустерлице, в к-ром вывел свой полк из окружения, в 1807 сражался при Прейсиш-Эйлау, участвовал в обороне Данцига, отличился в Шведской войне 1808-09. В 1810 назначен главнокоманд. Молдавской армией в войне с Турцией. Перейдя Дунай, К. овладел 30 мая Силистрией, но потерпел 22 июля неудачу при штурме Рущука (осн. причина - разброс сил, допущенный К.). В 1811 К. заболел и умер от лихорадки. К. относился к числу наиб. одаренных молодых генералов рус. армии, воспитанных в боевой школе Суворова. |
КАМЕ́НСКИЙ Анат. Пав. (1876-1941) - прозаик, драматург, 1-я кн. рассказов "Степные голоса" опубл. в 1903. К. приобрел сканд. известность как автор эротич. произв., воспевающих "свободу любви" (рассказы "Четыре", 1907; "Леда", 1907 и др.). В 1910 издал брошюру "О свободном человеке. Опыт послесловия к некоторым своим произведениям", в к-рой писал о "мировой мещанской душе", стремящейся к покою и постоянно меняющей внеш. формы проявления. Свое творчество К. трактовал как протест против "мещанской" морали и как вклад в борьбу за создание новой человеч. личности. Иллюстрацией теоретич. высказываний К. стал его роман "Люди" (1910), в к-ром спасение от мирового мещанства виделось в полном "нравственном заголении" и "абсолютной" свободе в сексуальных отношениях. По художеств. манере произв. К. были традиционно реалистич. В 1920 основал в Севастополе т-р "Коломбина", за постановку в т-ре пьесы А. Шницлера "Хоровод", признанной "порнографич.", выслан врангелевской администрацией из Крыма. Жил в Берлине, где издал в 1922 эротико-мистич. драму "Черная месса". В 1924 приехал в СССР, но не мог найти здесь средств к существованию. Летом 1930 эмигрировал, жил в Берлине, Париже, а в 1935 снова вернулся в СССР. В 1936 К. издал сб. своей дореволюц. прозы, отобрав наиб. традиц. по темам произв. ("Петербургский человек. Повести и рассказы. 1905-15"). В кон. 1937 репрессирован, умер в заключении. Реабилитирован посмертно. |
"КА́МЕНЬ" - старинный рус. термин, имеющий значение "скала, гора, хребет"; одно из первых рус. назв. гор Урала. Русские впервые проникли на Север Урала в 9-10 вв. Это были новгородцы, к-рых Урал привлекал своими пушными богатствами. Достоверные сведения о первых рус. поселенцах на Урале относятся к сер. 15 в., когда новгородские купцы завели здесь солеварни. В этот период Урал наз. Каменным поясом (назв. сохранилось до 19 в. на нек-рых картах). Ускоренное заселение рус. Каменного пояса началось после присоединения к Москве Новгорода и его земель (1479). Наряду с правительств. колонизацией сюда шел стихийный массовый поток всякого рода "беглых" людей, в том числе раскольников (старообрядцев), спасавшихся на К. от преследований со стороны царского пр-ва. Назв. "Урал" впервые документально зафиксировано в 17 в. в "Книге Большому чертежу". Поворотный этап в истории Урала наступил в нач. 18 в., когда здесь возникла железорудная и железоделат. пром-сть. В 19 в. назв. "Урал" окончательно закрепилось за регионом. Старое назв. "К." встречается в сказах, в совр. назв.: гора Денежкин К., гора Марков К., озеро Тальков К. и др. |
КАМЕРГЕ́Р - придворный чин 8-го кл. по "Табели о рангах" и 4-го кл. в нач. 19 в. Обязанности К. сводились к дежурству при имп. Пожалования в этот чин были довольно многочисленны. В 1809 этот чин был преобразован в почетное придворное звание, оно стало даваться лицам, уже имевшим воен. или гражд. чин. С течением времени звание К. утрачивает свое значение. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
КА́МЕРНЫЙ ОРКЕ́СТР (от позднелат. и итал. camera - комната, палата) - сокращенный симфонич. оркестр, состоящий из 15-30 исполнителей. Составы К. О. весьма различны. В основе К. О. - небольшая группа струнных инструментов, к к-рым добавляются деревянные духовые (до 8 инструментов), валторны и иногда трубы, реже тромбоны, литавры, другие ударные, арфа, фп. или клавесин и т. д. в зависимости от требуемого в партитуре состава. Понятие К. О. сформировалось в начале 20 в. как противоположность большому симфонич. оркестру позднего романтизма. Оркестр 18 в. (например, в симфониях Гайдна и Моцарта), совпадающий с соврем. К. О., в свое время таковым не считался, т. к. другого в то время еще не существовало. Границы между малым симфонич. оркестром, К. О. и ансамблем солистов достаточно условны и часто определяются субъективными представлениями авторов музыки. Один и тот же коллектив может исполнить, например, "Концерт Буфф" С. М. Слонимского для К. О., "Вальс-фантазию" М. И. Глинки (малый симфонич. оркестр) и "Гимны" А. Г. Шнитке (ансамбль солистов). К. О., как правило, очень мобильны, они приспособлены для выступлений в разных залах, не только чисто музыкальных, но и музейных, дворцовых и т. п.; их состав может варьироваться. Все это послужило причинами широкого распространения в наше время подобных коллективов. |
КА́МЕРНЫЙ ТЕА́ТР - осн. в Москве 12 дек. 1914. Создатели т-ра - А. Я. Таиров и А. Г. Коонен. В осн. его эстетики лежала чистая театральность, приоритет формы, что сближало поиски А. Я. Таирова с символистскими течениями в иск-ве нач. 20 в. Программа т-ра определяла выбор репертуара. А. Я. Таиров поставил спектакли: "Духов день в Толедо" М. А. Кузмина (1915), "Покрывало Пьеретты" А. Шницлера (1916), "Саломея" О. Уайльда (1917), "Принцесса Брамбилла" Э Т. А. Гофмана (1918), "Адриенна Лекуврер" Э. Скриба (1919), "Федра" Ж. Расина (1921). Спектакли К. Т. отличались живописностью, выстроенностью концепции. В гл. ролях мн. постановок раскрылось тонкое актер. мастерство А. Г. Коонен. В 20-е гг. К. Т. вынужден был изменить свою репертуар. линию. Это диктовалось общей полит. обстановкой в стране и угрозой закрытия т-ра. Но А. Я. Таирову удалось сохранить высокий уровень постановок, выбирая для них соответствующий драматургич. мат-л ("Косматая обезьяна" и "Любовь под вязами" Ю. О’Нила, обе - 1926). На сцене К. Т. состоялась 1-я пост. "Оптимистической трагедии" В. В. Вишневского (1933) с А. Г. Коонен в роли Комиссара. В 1934 была поставлена инсценировка "Египетских ночей" А. С. Пушкина. Одним из лучших спектаклей К. Т. стала "Мадам Бовари" по Г. Флоберу (1940). В годы Вел. Отеч. войны К. Т. ставит "Раскинулось море широко" Вс. Вишневского, А. Крона и Вс. Азарова (1943) и "У стен Ленинграда" Вс. Вишневского (1944). В К. Т. сформировался блестящий актер. ансамбль, в к-рый, кроме А. Г. Коонен, входили Н. Г. Церетели, С. А. Ценин, М. И. Жаров, В. А. Торстенсен и др. В последние годы существования К. Т. и его создатели подверглись жесточайшей травле со стороны властей. В 1949 из т-ра были изгнаны А. Г. Коонен и А. Я. Таиров, к-рый не смог перенести этого, заболел и скончался. В 1950 К. Т. был закрыт, а в его помещении открылся Моск. драматич. т-р им. А. С. Пушкина. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
КАМИЛА́ВКА - высокий цилиндрич., расширяющийся кверху головной убор православ. духовенства. В России появилась в сер. 17 в., в годы реформ патриарха Никона. "Каллашные К." стали объектом нападок старообрядцев. По указу Павла I от 18 дек. 1797 бархатная фиолетовая К. стала почетной наградой для свящ., надевающих ее преим. во время богослужений. Черная К. вместе с надетым на нее покровом из креповой ткани составляет клобук - головной убор монаха. Монахи носят К. и вне богослужений. |
КАМИ́Н - открытая комнатная печь, возникшая как усовершенствование открытого очага. Размещается в нише капитальной стены или пристраивается к ней. К. включает топливник, изнутри облицованный огнеупорным кирпичом или чугунными плитами, и (ниже топливника) под, на к-ром лежит топливо. Для улучшения притока воздуха к топливнику под делается литым решетчатым (колосниковым), чаще чугунным. Колосниковая решетка укрепляется на металлич. таганчиках. Вместо решетки может вставляться жаровня. Под решеткой пода ставится выдвижной металлич. зольник. Вверх из топливника ведет дымоход. В качестве топлива используются дрова, уголь, кокс, торф. Достоинство К. - хорошая вентиляция помещений, создаваемая усиленной вытяжкой воздуха из комнаты. Недостатком К. являются малая нагреват. способность, требующая усиленного расхода топлива, и быстрое охлаждение помещения. Более совершенны т. н. голландские К., в к-рых для увеличения теплоотдачи за стенкой топливника пристраивают воздухозаборные карманы: поступая из помещения, воздух проходит за нагревающимися стенками топливника и, нагретый, выходит над каминной полкой через отверстия, украшенные металлич. решетками. К. характерен для интерьера Зап. Европы 17-18 вв. и нетипичен для быта славянских народов. С петровского времени К. устраивались во дворцах как эл-т европ. дворцового интерьера, обычно имели декор или декорировались вазами на кронштейнах и даже в поде (что исключало функционирование К. для отопления). Использовались в основном ради вентиляции, для отопления К. иногда соединяли с печью. Начиная со 2-й пол. 18 в., К. стал почти обязат. эл-том парадного интерьера, имеющим только знаковую функцию, - он признак жилища европ. стиля жизни обитателей и одноврем. воплощение очага, некогда бывшего сакральным центром дома. Поэтому К. помещается в интерьере независимо от задачи отопления; в кон. 18 в. К. могли быть даже ложными. Отделка К. создавалась архитектором в ансамбле с отделкой всего интерьера. К. отделывают изразцами, мрамором, фарфором, накладками из бронзы и резного камня, резным дубом и др. ценными породами дерева, топливник ограничивают худож. металлич. рамкой и т. д. К. оформляется как миниатюрное архитектурное сооружение: его украшают колонны, резные карнизы, скульптура (рельефные эмблемы и сцены, фигуры кариатид). Отделка поверхности стены над К. выделяет его: ее покрывают зеркалами, нередко в сложном архитектурном обрамлении, а также стенной живописью, картинами, рельефами. Полка К. - выступающая из плоскости стены часть его - используется для размещения часов (в центре), светильников (обычно по концам), ваз, статуэток. Украшением интерьера служили каминные принадлежности из бронзы, ставившиеся возле К.: таганы и шанэ (опоры колосников) с бронзовыми скульптурами, совок, метелка, кочерга, мехи. Ансамбль К. дополняется экраном - отдельным предметом мебели, представляющим собой обычно раму с натянутой в ней тканью (иногда две парные рамы); экран прикрывает нишу К. и служит регулированию температурного режима. В 20 в. жилище в России организовывалось исключит. как функциональное, поэтому К., дающие мало тепла, но требующие много топлива, вышли из употребления. Однако в 90-х гг. с возрождением к-ры дома и интерьера их вновь стали устраивать в частных домах. |