Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Камерная музыка

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Камерная музыка

КА́МЕРНАЯ МУ́ЗЫКА (от позднелат. и итал. camera - комната, палата) - вид муз. иск-ва, исполняемый солистом или ансамблем в небольших, в том числе домашних, помещениях. Первонач. с сер. 16 в. в Италии К. М. предназначалась для музицирования в избр. придворных кругах, в Академиях, для домашнего досуга или совместного исполнения горожанами из демократич. слоев. В 17 в. к К. М. причислялись вокальные и инструментальные жанры, исполняемые вне церкви и оперы (канцона, кантата, мадригал, дуэт, соната, фантазия, каприччио). Состоящие на придворной службе музыканты именовались "камерными". До конца 18 в. не существовало четких границ между инструментальной К. М. и оркестровой музыкой, так как оркестры, как правило (за исключением многолюдных празднеств в больших помещениях и на открытом воздухе), были в совр. понимании камерными; связь К. М. и оркестровой музыки облегчалась возможностями многократного дублирования партий и досочинения (либо изъятия) партий среднего регистра. Поэтому симфония и концерт эпохи Барокко и раннего Классицизма редко выходили за рамки К. М. Камерной по составу часто оставалась и опера ("Скупой" В. А. Пашкевича). В России с 30-х гг. 18 в. широко распространились вокальные жанры К. М. - ария, песня (в том числе "российская песня"), романс, вокальные ансамбли, а с 70-х гг. - классич. инструмент. жанры - соната для солиста или двух инструментов, трио, квартет, квинтет и др. ансамбли. Для сольного музицирования использовались гусли, гитара, фп. (либо клавикорды), арфа. Скрипка и др. смычковые инструменты чаще звучали в ансамблях. В 19 в. определились видовые признаки К М.: интимно-доверительный строй чувств, утонченная детализация выразит. средств, в инструмент. жанрах - медитативно-философская обобщенность, прихотливая изобретательность тематизма и его разностороннее развитие. По высказыванию Б. В. Асафьева, К. М., будучи самоуглубленной, менее склонна к изобразительности и подвергает "сырой материал внешних чувств... утонченной формально-стилистической обработке". В рус. К. М. 19-20 вв. наивысших худож. результатов достигли романс, песня, соната (для различных составов), сольная пьеса-миниатюра, квартет, трио. Вокальные сочинения порой объединялись композиторами в циклы (О. А. Козловский, М. И. Глинка, А. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, Н. А. Мясковский, Д. Д. Шостакович, Г. В. Свиридов и др.). Углубл. психологизм и филос. интеллектуализм симфонич. музыки 20 в. вновь обусловили ее сближение с К. М. (камерные симфонии: № 14 Д. Д. Шостаковича, № 3 Б. И. Тищенко, Камерный концерт А. Т. Гречанинова, концерты для скрипки № 2, 3 А. Г. Шнитке). В этом, как и в возродившемся интересе к камерной опере, выявляется влияние неоклассицизма. После единичных образцов 19 в. ("Каменный гость" А. С. Даргомыжского, "Моцарт и Сальери" Н. А. Римского-Корсакова) к камерной опере в 20 в. обращались И. Ф. Стравинский ("Мавра", "Похождение повесы"), Д. Д. Шостакович ("Нос"), Р. К. Щедрин ("Не только любовь"), Ю. М. Буцко ("Белые ночи") и др.

Регулярные публичные концерты К. М. проводились в С.-Петербурге и Москве по инициативе Рус. муз. об-ва с 1860. Первое в России Об-во любителей К. М. возникло в С.-Петербурге в 1872. В соврем. условиях концерты К. М. устраиваются не только в камерных залах (Малый зал Моск. конс., Малый зал им. Глинки С.-Петерб. филармонии и др.), но и в больших залах, что свидетельствует о постепенной трансформации К. М. в концертную музыку. Помимо солистов, ансамблей и камерных оркестров с классико-романтич. и соврем. репертуаром внимание слушателей привлекают ансамбли старинной музыки.

Лит.: Васина-Гроссман В. А. Русский классический романс. М., 1956; Ее же. Мастера советского романса. М., 1980; Раабен Л. Н. Инструментальный ансамбль в русской музыке. М., 1961; Его же. Советская камерно-инструментальная музыка. Л., 1963.

В начало словаря