Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Иудаизм

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Иудаизм

ИУДАИ́ЗМ - одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых авраамических религий.

И. начал складываться в 3 в. до н. э. на Ближнем Востоке, прежде всего в Иудее, Вавилонии и Египте. Основой для И. послужила религия древних евреев (библейский И.). Окончательные очертания И. принял после разрушения римлянами Второго Храма в Иерусалиме (70 г. н. э.). В 1-5 вв. н. э. И. - в первую очередь система заповедей, законов и правил, регламентирующих все стороны жизни общины и каждого из ее членов, как собственно в ритуальных аспектах, так и в области повседневной жизни, права, культуры, образования и т. д. Т. о., существеннейшей частью иудейской традиции является именно закон (галаха́). Галаха содержится во всех главнейших книгах иудейского канона. Это прежде всего Пятикнижие Моисеево, Тора, к-рая вместе с Писаниями и Пророками составляет корпус еврейской Библии (Танах), несколько отличающейся по составу канонических книг от христианского Ветхого Завета. Устная традиция, начавшая формироваться вместе с И., была кодифицирована в кон. 2 в. н. э. в Иудее и получила название Мишны. Комментарий на Мишну, называемый Гемарой, был составлен в Вавилонии в 3-5 вв. Объединение Мишны и Гемары - Вавилонский Талмуд есть, по существу, основа И. как обрядовой и, что очень существенно, как юридической системы. Дальнейшее развитие И. получил за счет усилий авторитетных раввинов, трудившихся в различных общинах диаспоры. Галахе противостоит неоднородный в жанровом отношении пласт литературы, не имеющий характера прямого закона или заповеди, - агада. Агада включает в себя повествовательную, житийную, нравоучительную, мистическую и т. д. традиции. Существенной особенностью как галахической, так и агадической литературы служит то, что она зачастую создавалась в форме комментария на Танах, Талмуд и др. книги, находящиеся в центре традиции.

Основы иудейской обрядности сформулированы в Пятикнижии, однако, как и И. в целом, получили развитие в постбиблейское время. Для И. характерны: строгое соблюдение особого диетарного закона (кашрута), почитание суббот и праздников, законы ритуальной чистоты, существенное разделение ролей мужчины и женщины, отсутствие (после разрушения Храма) священства. Существенны для И. мессианские чаяния, в к-рых эсхатологическая идея тесно переплетена с идеей национального избавления и возрождения.

Для И. характерна подробная регламентация всей практики (общественной, бытовой и ритуальной) в сочетании с большой терпимостью в теоретических и богословских вопросах. Это, а также то, что формирование И. происходило в основном в диаспоре, в условиях отсутствия единого религиозного центра, привело к возникновению в И. большого кол-ва неантагонистических толков. Существенно, что галаха включает и обычное право, сложившееся в данной общине, к-рое быстро кодифицируется: обычай приравнивается к закону. Т. о., каждая община имеет свои особенности и обряды, образовавшиеся непосредственно в ней самой. Одно из существенных отличий, существующих между разными общинами, это различие нусахов, молитвенных ритуалов. Два основных нусаха - нусах ашкеназ и нусах сфарад. (Сфарад - средневековое еврейское название Испании, Ашкеназ - Германии.) Первого придерживаются евреи-сефарды, выходцы из Испании и Португалии, "восточные" общины, второго - европейские евреи-ашкенази.

Первые материальные следы еврейского присутствия на территории быв. СССР - это надгробные памятники и надписи первых веков новой эры из греческих колоний на Черном море. В последующие века на Кавказ и в Сев. Причерноморье происходит постоянный приток евреев из Персии и Византии. На рубеже 7-8 вв. правящая династия и, очевидно, какая-то часть населения Хазарского каганата принимает И. Так как Киев и другие древнерусские города лежали на важном торговом пути, то еврейские торговые фактории и еврейские кварталы появляются здесь уже в раннем средневековье.

В результате переселения из Германии на территории Речи Посполитой в 14-17 вв. происходило формирование той этнической общности, к-рую называют евреями Вост. Европы. Начало расцвета еврейской учености и И. в Польше и Литве приходится на 16 - нач. 17 в. Именно в это время происходит перемещение основных центров И. из Германии в Польшу.

После разделов Польши (1772, 1793, 1795, 1815) Россия приобретает крупнейшее в мире население, исповедующее И. Впоследствии к нему присоединяются евреи Крыма, Бессарабии, Кавказа и Ср. Азии. Российская империя и СССР включили в свой состав целый ряд земель с очень значительным еврейским населением. Именно оттуда началось расселение евреев по всей России. Традиционными регионами еврейского расселения являлись Белоруссия, Украина, Литва, часть Латвии, Молдавия.

Царское пр-во на протяжении полутора столетий выстраивает сложную систему мер по ограничению прав, в том числе и религиозных, еврейского населения. Тем не менее именно на территории быв. Советского Союза возникли и развились важнейшие направления современного ортодоксального И.: хасидизм (Подолье, Волынь, Галиция, Сев. Белоруссия) и противостоявшая ему "литовская ученость" (Литва, Зап. Белоруссия). На этой территории жили крупнейшие религиозные авторитеты, функционировали знаменитые иешивы (школы). Россия была важным центром еврейского книгопечатания. Начиная с 1760-х гг. возникает множество еврейских типографий по всей черте оседлости и за ее пределами. Виленское издание Вавилонского Талмуда (изд-во "Типография вдовы и братьев Ромм") до сих пор считается образцовым и стереотипно воспроизводится во всем мире.

Тяжелый удар И., так же как и др. конфессиям, был нанесен после Окт. рев-ции. Были закрыты и зачастую уничтожены почти все синагоги, полностью уничтожено религиозное образование. Страну покинуло большинство религиозных лидеров, многие были арестованы. Тем не менее какая-то религиозная активность сохранялась. В нек-рых городах продолжали действовать синагоги. В целом религиозные общины были полностью разрушены, за исключением нек-рых регионов (Закарпатье, Ср. Азия, Грузия). В постсов. годы началось возрождение еврейских общин на территории быв. СССР. Вновь открыты многие синагоги. Воссоздана структура религиозного образования. Стала доступной религиозная лит-ра, в т. ч. издаваемая на рус. языке.

Иудаизм. Еврей Подольской губернии. Фотография Ж. Х. Рауля в Одессе. 1870-е гг.

Иудаизм. Еврей Подольской губернии. Фотография Ж. Х. Рауля в Одессе. 1870-е гг.

Иудаизм. Свиток Торы. 19 в.

Иудаизм. Свиток Торы. 19 в.

В начало словаря