Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Иов

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Иов

ИО́В - персонаж Ветхого Завета, история к-рого рассказана в Кн. Иова. Суть истории И. - это история праведника, испытуемого Сатаной. И. теряет сыновей и имущество, заболевает проказой, терпит бедствия, однако остается стоек в своей вере. Бог вознаградил И., вернув ему все потерянное и даже умножив число детей и богатство. Осн. темой Кн. Иова является тема страданий невинных и способности человека к бескорыстной вере и бескорыстной верности. Идеи Кн. Иова стали основой для темы Фауста, в числе др. писателей обработ. И. В. Гете и Томасом Манном, символика Кн. Иова имеет большое значение для "Братьев Карамазовых" Ф. М. Достоевского. И. был любимым библ. персонажем имп. Николая II.

-----------------------------------

ИО́В (в миру Иван) (1-я пол. 16 в. - 1607) - 1-й патриарх Всея Руси, писатель. Род. в Старице, в посадской семье. В 1556 постригся в Старицком Успенском мон. После казни удельного кн. Владимира Старицкого и перехода Старицы в опричнину Иван Грозный посетил Успенский мон., где и познакомился с И. В 1571 И. переходит в Москву архим. Симонова мон., в 1575 становится архим. придворного Новоспасского мон., в 1581 - еп. Коломенским. После смерти Ивана Грозного становится ближайшим советником Бор. Годунова, в 1586 получает Ростовскую архиепископию, через год И. сменяет неугодного Годунову митр. Дионисия. В 1588 в Москву прибыл Иерусалимский патриарх Иеремия. Пр-во Федора Иоанновича сумело убедить патриарха рукоположить главу рус. церкви в патриархи. Торжеств. акт состоялся 26 янв. 1589. Из трех кандидатур был выбран И. Офиц. утверждение новой митрополии состоялось на Соборе вост. патриархов (1593). После смерти бездетного Федора Иоанновича в 1598 И. помогал Бор. Годунову организовать его "всенародное" избрание на царский престол. После смерти Бориса (1605) поддержал его сына царя Федора Борисовича против Лжедмитрия I, за что был в 1602 Григорием Отрепьевым перед своим побегом в Польшу сведен с каф. во время службы и отправлен в ссылку в Старицу. В 1607 после свержения Лжедмитрия I новый патриарх Гермоген и новый царь Василий Шуйский вызвали И. в Москву, и москвичи просили у него прощения. Лит. деят-ность И. была весьма обширна. Ему принадлежит целый ряд посланий к царям, патриархам, митрополитам. Сохранились грамоты, напис. И. по случаю побед Б. Годунова и избрания его на царство. Во всех этих произв. доминирует риторич. стиль, близкий школе митр. Макария. На этом фоне подлинным человеч. чувством выделяется послание царице Ирине на кончину ее единств. дочери (1594). Здесь риторика во мн. уступает место стилистике нар. плача. Самое значит. произв. И. - "Повесть о житии царя Федора Иоанновича", напис. между 1598 и 1604. По худож. особенностям и задаче это произв. представляет собой как бы заключит. гл. Степенной книги; со смертью Федора прервалась правящая линия Рюриковичей. "Повесть" - не столько похвала Федору Иоанновичу, сколько панегирик Б. Годунову. И. здесь ориентируется прежде всего на образцы княжеского жития-похвалы: часты реминисценции и прямое цитирование произв. Кирилла Туровского, "Слова о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича", Жития Александра Невского. Несомненно влияние Макарьевской школы и нек-рых произв. Максима Грека. Впоследствии "Повесть" включалась в Степенную книгу и использовалась в летописании 17 в.

Лит. и изд.: Поли. собр. рус. летописей. СПб., 1910. Т. 14; Макарий. История рус. церкви. СПб., 1881. Т. 10; Платонов С. Ф. Древнерус. сказания и пов. о Смутном времени 17 в. как историч. источник // Соч. СПб., 1913. Т. 2.

Митра патриарха Иова

Митра патриарха Иова

В начало словаря