Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
Статьи на букву "С" (часть 4, "СМА"-"СОФ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 4, "СМА"-"СОФ")

Смагин Александр Иванович

Смагин Александр Иванович - помещик Полтавской губернии, друг семьи Чеховых, сватавшийся к М. П. Чеховой; Сергей Иванович, его брат, Елена Ивановна, их сестра - родственники Линтваревых (см.) и Муравьевых-Апостолов (см.)

Смарагдов С. Н.

Смарагдов С. Н. - автор учебника "Краткое начертание всеобщей истории для первоначальных училищ"

Смелков Иван

Смелков Иван - протопоп, родственник М. И. Владиславлева, мужа племянницы Ф. М. Достоевского.

Смерть (Тургенева)

Смерть (Тургенева) - рассказ. Ведется от лица Порфирия Капитоныча (см.). Написан в 1866 г.

Антон Степанович. - Бабка. - Василий Васильевич. - Гарнизонный солдат. - Граф. - Кинаревич. - Нимфодора Семеновна. - Порфирий Капитоныч. - Прасковья. - Прохорыч. - Скворевич. - Филька. - Финоклентов. - Феодулий Иваныч.

Смирдин, Александр Филиппович

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

(1795-1857). - Известный книгопродавец, издатель собраний сочинений русских авторов. В лавке Смирдина Гончаров встретил Пушкина. А. Ф. Кони, "Русск. стар." 1899 г., № 5.

-----------------------------------

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1795-1857). - Петербургский книгопродавец, издатель "Библиотеки для чтения" и сочинений Пушкина. По условию, заключенному от имени Пушкина Плетневым в 1830 г., С. приобрел на четыре года право издавать все уже вышедшие сочинения Пушкина, уплачивая поэту в течение этого срока ежемесячно по 600 р. ас. Когда в 1835 г. Пушкин готовился издавать "Совр.", Смирдин предлагал ему 15 т. p., чтобы он от своего предприятия отступился и стал бы снова сотрудником его "Библиотеки". Пушкин отвечал отказом, ибо "Сенковский такая бестия, а Смирдин такая дура, что с ними связываться невозможно" (Нащокину, 1835). На него эпигр. в письме Яковлеву (1836). также "Воспом. гр. Соллогуба", М., 1866 г.

Смирнов ("Бор. Год.")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- "Дьяк". По мнению патриарха, достаточно объявить о побеге Отрепьева "дьяку Смирнову".

Смирнов, Николай Михайлович

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(† 1870). - Служил в мин. иностр. дел, позднее был калужским губернатором. Умер сенатором. Его воспомин. о Пушкине ("Русск. арх." 1882, I).

Смирнов ("Обыкн. ист.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- "Друг" Петра Иваныча. "Нужный человек".

Смирнова, Александра Осиповна

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

урожденная Россетти (1810-1882). - Фрейлина имп. Александры Феодоровны, "придворных витязей гроза". В 1833 г. вышла замуж за Н. М. Смирнова. Была в дружественных отношениях с кружком Жуковского, позднее сблизилась с Гоголем. К ней: "Ее глаза" (1828); "В альбом" (1832); "Экспромт" (1832). "Черноокая Россетт" (Плетневу, 1831); в этом же письме Пушкин вспоминает об "южной ласточке, смугло-румяной красоте нашей". О ней же отметка в "Дневнике" 1834 г. Ее "записки" (далеко не достоверные) приведены в порядок и изданы ее дочерью, Спб. 1894. В. Шенрок. "Мат. для биографии Гоголя", т. I, М. 1892.

Смит, Адам

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1723-1790). - Английский экономист и философ. "Зато читал Адама Смита и был великий эконом" ("Евг. Он." I, 7).

Смотритель станционный ("Фрег. Пал.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

Смотритель на Мухтуйской станции. Франт. "Форменный сюртук у него в рюмочку; сам расчесан"; "...двумя пальцами взял подорожную, согнув мизинец в кольцо".

Снегин ("Странный человек")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

Студент лет 20-ти, один из друзей Арбенина. На товарищеской пирушке в то время, когда "все пьют и дурачатся", просит убедительно Заруцкого прочесть стихи Арбенина; характеризует Арбенина наименованием: "Странный человек".

Снигирев Борис Михайлович

Сниткин Алексей Павлович

(1829-1860) - писатель, сотрудник "Библиотеки для чтения"

Сниткин Григорий Иванович

Сниткин Григорий Иванович (1799-1866) - отец А. Г. Достоевской, чиновник.

Сниткин Иван Григорьевич

Сниткин Иван Григорьевич (1849-1887) - брат А. Г. Достоевской

Сниткина Анна Григорьевна

Сниткина Анна Григорьевна (1846-1918) - вторая жена Ф. М. Достоевского

Сниткина Анна Николаевна

Сниткина Анна Николаевна (ум. 1893) - мать А. Г. Достоевской

Сниткина Мария Николаевна

Сниткина Мария Николаевна - двоюродная сестра А. Г. Достоевской, в 1877 г. выполняла отдельные поручения Ф. М. Достоевского, связанные с распространением "Дневника писателя".

Собакевич ("Мертвые души")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

- Словарь литературных типов.

Собакевич, Михайло Семенович ("Мертвые души")

Статья большая, находится на отдельной странице.

Собакевич, Феодулия Ивановна ("Мертвые души")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

"Дама весьма высокая"; носила чепец с лентами, перекрашенными домашнею краскою. Ходила "степенно, держа голову прямо, как пальма". Когда Чичиков подошел к ручке Ф. И., "она почти впихнула ему в губы руку, вымытую огуречным рассолом".

Собаньский ("Бор. Год.")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- "Ты кто такой?" - спрашивает Самозванец. - "Собаньский, шляхтич вольный". - "Хвала и честь тебе, свободы чадо! Вперед ему треть жалованья выдать".

Собачкин ("Отрывок")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

- Словарь литературных типов.

Собирание бабочек (Аксакова)

Собирание бабочек (Аксакова) - рассказ из студентской жизни; написан незадолго до кончины автора (1859 г.); появился в печати, после смерти С. Т., "Братчина", учено-литературный сборник, изданный бывшими студентами Казанского университета, под редакций П. И. Мельникова (А. Печерского). Казань. 1859 г.

Безобразов. - Герман. - Евсеич. - Зыков. - Иван Малыш. - Кайсаров. - Левицкий. - Панаевы. - Пестряков. - Петр Балясников. - Тимьянский. - Филатов, Фукс. - Эрих. - * (приложение 2-ое. Список).

Соболевский Василий Михайлович

Соболевский Василий Михайлович (1846-1913) - юрист, публицист, редактор-издатель газеты "Русские ведомости".

Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова

При жизни Л. появилось два издания "Героя нашего времени", Спб. 1840 и 1841 г., и одно издание "Стихотворений", Спб. 1840 г. Первое посмертное издание "Сочинений Л". (изд. Смирдина) вышло в 3-х томах в 1842 г. В начале пятидесятых годов прошл. ст. право литературной собственности на соч. Л. перешло к фирме Глазунова, которой и был сделан ряд изданий. Из них наиболее полно издание, вышедшее под редакцией С. С. Дудышкина. С 1875 г. редакция "Сочинений Л". переходит к П. А. Ефремову, которым в 1880 г. были выпущены не входившие ранее в собрание сочинений "Юношеские драмы и поэмы Л.". (Спб. 1880 г. Изд. Глазунова). Только с 1891 г., когда право на сочинения Л. стало достоянием всего русского общества, появляется ряд новых, действительно полных собраний сочинений поэта. Так появились издания: А. Рихтера - редакция П. А. Висковатова; Маркса и позднее фирмы "Просвещение" - редакция А. И. Введенского, и Гербек - редакция И. М. Болдакова. При работах по настоящему выпуску мы пользовались текстом этих трех изданий.

Собрание сочинений Тургенева

Сочинения Т. при жизни автора выдержали шесть изданий (Спб. 1856, М. 1860, М. 1865, М. 1869, М. 1874 и М. 1880 гг.). Первое издание заняло три тома, последнее (далеко не полное) потребовало уже десять компактных томов. Первые три тома седьмого издания (1882 т.) вышли еще при жизни автора.

Отдельно после смерти Т. изданы: "Стихотворения И. С. Тургенева", Спб. 1885 года. "Письма И. С. Тургенева" Спб. 1884 г. издание "Литературного фонда". Полного научного издания сочинений Т. до сих пор нет. Наиболее полно издание, сделанное А. Ф. Марксом при "Ниве", куда включены "Стихотворения" и ряд других произведений, не входивших в предыдущие издания.

Собрикет

Собрикет - прозвище, кличка (фр. sobriquet)

Собственная господская контора (Тургенева)

Собственная господская контора (Тургенева) - отрывок из неизданного романа. Написан в 1853 г. Первая попытка Т. в области романа. Автором было написано 10 глав, составлявших всю первую часть (письма И. С. к Анненкову, Боткину, Аксаковым и ответы на них). В 1855 г. Т. хотя и немного охладел к роману, но еще думал переделать его "с основания".

Василий Васильевич. - Глафира Ивановна. - Ипат. - Кинтилиан. - Левон (Иванов). - Павел. - Никита. - Семенов, Евстигней. - Семенов, Куприян. - Суслик. - Турок. - Юшка.

Советник

Советник - чин гражданской службы. Действительный тайный советник - чин 1 и 2 класса, , дававший потомственное дворянство и право занимать высокие должности (директора департамента, губернатора). Тайный - 3 кл., действительный статский советник - 4 кл., статский - 5 кл., коллежский - 6 кл., надворный - 7 кл., титулярный - 9 кл.

Советник ("Казначейша")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

- В числе игроков казначея был и "господин советник, блюститель нравов, мирный сплетник".

Советник ("На родине")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Уп. л. По рассказу Якубова, когда С. приехал в город, то занял у него денег на мундир, "а теперь у него деревенька с тремястами душ да домик" выстроил, "жене из Москвы наряды выписывает, ведет большую игру". "Лет десять секретарем в консистории пробыл, там нажил, потом губернатор Тмакин переманил его к себе в секретари, дельный был, а потом съездил в Петербург, подмазал где следует и воротился председателем". - "Хапун, пострел!" - отзывался Якубов о С.

Советник надворный ("Женитьба")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Уп. л. Один из бывших женихов Агафьи Тихоновны, которому, по словам Феклы, отказали, потому что "не пондравился. Такой уж у него нрав-то странный был: что ни скажет слово, то и соврет, а такой на взгляд видный. Что ж делать, так уж ему Бог дал; он-то и сам не рад, да уж не может, чтобы не прилгнуть..."

Созоменос, Алкивиад Мартынович ("Холостяк")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Приятель Фонка, 35 лет, грек, с крупными чертами лица и низким лбом... в весьма ранних летах покинул свое отечество, состоял в разных должностях, служил большею частью в провинции; приехал, наконец, в Петербург с намерением посвятить себя изучению мыловаренной промышленности - и вдруг начал сочинять. По словам Фонка, С. "довольно странный человек, что называется, чудак, занимается литературой, хотя еще ничего не печатал, написал "прекрасную повесть "Благородство Судии на берегах Волги", превосходным слогом, "в повести много чувства, теплоты, есть даже возвышенные места". "У него воображение не то, что у нас с вами, - говорит Фонк Вилицкому (см.), указывая на С., погруженного в тупое онемение, - он, может быть, теперь на Востоке, в Америке, Бог знает где". Сам С. не признает критики: по его убеждению, "все критики просто ничего не смыслят".

Сойкин Петр Петрович

Сойкин Петр Петрович (1862-1938) - издатель, типограф и книгопродавец.

Сокальский Николай Петрович

Сокальский Николай Петрович (1834-1871) - публицист, сотрудник "Современника", "Времени" и др. изданий.

Соколов Александр Алексеевич

Соколов Александр Алексеевич (1850-1913) - писатель, журналист; редактор газеты "Петербургский листок".

Соколов, Афанасий ("Капит. дочка")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Хлопуша.

Соколов, Матвей ("Вадим")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

Приказчик Палицына; отсчитал 25 розог Олешке Шушерину. Впоследствии был связан казаками, брошен в холодный амбар и обречен на голодную смерть.

Соколов Нил Иванович

Соколов Нил Иванович (1844-1894) - профессор частной патологии и терапии Военно-медицинской академии в Петербурге.

Соколов, Петр Иванович

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1766-1835). - Секретарь Рос. академии, умерший "на щите, т. е. на последнем корректурном листе своего словаря" (Дмитриеву, 1835). Сухомлинов, "Ист. Рос. ак.", т. 8.

Соколова

Соколова (урожд. Алексеева) Зинаида Сергеевна

(1865-1950) - актриса, режиссер, театральный педагог, сестра К. С. Станиславского. Соколов Константин Константинович (1857-1919) - ее муж, Соколова Зинаида Константиновна - их дочь.

Соколовский Николай Николаевич

Соколовский Николай Николаевич (1864-1920) - друг семьи Книппер, профессор Московской консерватории по классу гармонии.

Сократ

Сократ (469-399 до н. э.) - древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов (т. наз. сократический метод). Целью философии считал самопознание как путь к постижению истинного блага.

Солдат гарнизонный ("Петушков")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Крошечного роста, "в изношенной до желтизны и заплатанной шинели, без брюк и без галстука", "со старушечьим лицом".

Солдатенков Козьма Терентьевич

Солдатенков Козьма Терентьевич (1818-1901) - промышленник, меценат, коллекционер живописи.

Солдатка ("Вадим")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

- "Вдова солдатка, лет 30-ти, довольно белая, здоровая, большая, русая, черноглазая, полногрудая, опрятная". Мать Петрухи. "При грозном слове: "пытка", она приметно побледнела, но ни тени нерешимости или страха не показалось на лице ее, оживленном, быть может, новыми для нее, но не менее того благородными чувствами". На все пытки, несмотря на жилы и на покрасневшее от боли лицо, "глубокий вздох был ответом". Убедившись, что Петруха не выдал тайны, она, "содрогаясь, подошла к нему, но в глазах ее сияла какая-то высокая, неизъяснимая радость: он не высказал, не выдал своей тайны душегубцам".

Солдаты ("Фрег. Пал.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

Японцы, составлявшие свиту баниосов, приехавших на фрегат: "два старика в панталонах, т. е. ноги у них выше колен обтянуты синей материей, а обуты в такие же чулки, как у всех, и потом в сандалии. Коротенькие мантии были тоже синие". С. "от старости едва стояли на ногах и плохо видели. Седая косичка, в три волоса, не могла лежать на голове и торчала кверху; сквозь редкую косу проглядывала лысина цвета красной меди". Во время съезда адмирала на берег "по сторонам расставлены были, на сажень один от другого", взятые на подбор, поменьше ростом японцы в маленьких, в форме воронки, лакированных шапках, с сонными глазами. Они стояли, откинувшись корпусом назад, ноги врозь, с согнутыми коленками. На плечах у них, казалось, были ружья: надо подозревать так, п. ч. самые ружья спрятаны в чехлах, а м. б., были одни чехлы без ружей".

Соллогуб Владимир Александрович, граф

Соллогуб Владимир Александрович, граф (1814-1882) - русский писатель, автор повести "Тарантас", наполненной меткими зарисовками провинциального быта, а также повестей из светской жизни, комедий, водевилей и мемуаров.

Солнцев, Матвей Михайлович

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(† 1847). - Камергер; жил в Москве на покое. После истории в театре с Сибилевым "возвысил свой голос", "объявил себя обиженным в лице Сибилева и цугом поехал к нему на Съезжую" (Вяз., 1830). Пушкин возил С. к своей невесте (Ib.). История производства С. в камергеры "на основании физических уважений" у Вяз. Сочин. т. VIII, стр. 159.

Солнцева, Елисавета Львовна

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(† 1848). - Тетка Пушкина, жена М. М. С-а.

Солнцева, Ольга Матвеевна

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

двоюродная сестра поэта.

Солобуева, Мавра Васильевна ("Наташа")

Смотри также Литературные типы произведений Аксакова

- "Дюжий конюх", которого до старости звали "Спирькой". Co Степаном Михайловичем ездил за кучера "в незатейливом костюме": "в одной рубахе, босиком, подпоясанный шерстяным, тесемочным красным поясом, на котором висел ключ и медный гребень". Сам "приготовил себе что-то вроде шапки, сплетенной из лык".

Соловецкий монастырь (Соловки)

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Основан в 1614 г. преп. Савватием и Зосимой на одном из островов Белого моря. С XVІ в. до 1905 г. служил местом ссылки и заточения. Пушкину грозила ссылка в С. в 1820 г. и лишь вследствие хлопот Чаадаева и заступничества Карамзина вместо С. великий поэт был отправлен на юг России. "Спаси меня хоть крепостью, хоть C. М.", - писал П. Жуковскому из Михайловского (1824 г.). "Поймать врагоугодника да и сослать в Соловецкий на вечное покаяние" ("Бор. Год."). М. Колчин. "Ссыльные и заточенные в остроге C. М.". Издание "Посредника".

Соловцов Николай Николаевич

Соловьев А. Н.

- главный врач Императорского воспитательного дома в Москве.

Соловьев Всеволод Сергеевич

Соловьев Всеволод Сергеевич (1849-1903) - русский философ. Ф. М. Достоевский регулярно посещал его "чтения о богочеловечестве", с которыми Вс. С. Соловьев с огромным успехом выступал в Соляном городке в С.-Петербурге. Там завязалась их дружба. Под псевдонимом Sine ira (Без гнева) напечатал в "С.-Петербургских ведомостях" две положительные рецензии на "Подростка".

Соловьев Николай Иванович

Соловьев Николай Иванович (1831-1874) - врач, участник Крымской кампании, затем литературный критик, сотрудничавший в "Медицинской газете", "Русском вестнике", "Отечественных записках", "Эпохе" и др.

Соловьев Сергей Михайлович

Соловьев Сергей Михайлович (1820-1879) - историк, академик Петербургской академии наук, ректор Московского университета (1871-1877). Событием в общественной жизни стали его "Публичные чтения о Петре Великом". Создатель "Истории России с древнейших времен".

Соловьева Анна Ивановна

Соловьева Анна Ивановна - служащая редакции журнала "Осколки"

Сологуб (наст. фам. Тетерников) Федор Кузьмич

Сологуб (наст. фам. Тетерников) Федор Кузьмич (1863-1927) - русский поэт и писатель.

Солодовников Гаврила Гаврилович

Солодовников Гаврила Гаврилович - московский миллионер, домовладелец, хозяин пассажа, помещение которого сдавалось для спектаклей

Соломин, Василий Федотович ("Новь")

Статья большая, находится на отдельной странице.

Соломин ("Новь")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- Словарь литературных типов.

Соломон ("Скупой рыцарь")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

"Ростовщик". - "А, приятель! проклятый жид, почтенный Соломон", - встречает его Альбер. "Бездельник Соломон". По словам Ивана, отказывается "взаймы давать" Альберу "денег без заклада", "кряхтит да жмется", "жмется да кряхтит". Говорит Альберу: "Ваше слово, пока вы живы, много, много значит. Все сундуки фламандских богачей, как талисман, оно вам отопрет. Но если вы его передадите мне, бедному еврею, а меж тем умрете (Боже сохрани), тогда в моих руках оно подобно будет ключу от брошенной шкатулки в море". - "Ах, милостивый рыцарь, клянусь вам, рад бы... право, не могу. Где денег взять? Весь разорился я, все рыцарям усердно помогая. Никто не платит". На требование Альбера высыпать сотню червонцев, восклицает: "Сотню! Когда б имел я сто червонцев!" - "Я... я шутил. Я деньги вам принес", - говорит он на угрозы Альбера ("...я тебя сейчас же на воротах повешу"). "Деньги (по словам С.) всегда, во всякий возраст нам пригодны; но юноша в них ищет слуг проворных и не жалея шлет туда-сюда. Старик же видит в них друзей надежных и бережет их, как зеницу ока". О бароне отзывается: "барон здоров. Бог даст, лет десять, двадцать, и двадцать пять, и тридцать проживет", но на возражение Альбера уже говорит: "да, на бароновых похоронах прольется больше денег, нежель слез". - "Пошли вам Бог скорей наследство, - желает С. Альберу. - Дни наши сочтены не нами", и намекает, что есть у него "знакомый старичок еврей, аптекарь бедный". "Он составляет капли... право, чудно, как действуют они"... "В стакан воды подлить... Трех капель будет, ни вкуса в них, ни цвета незаметно; а человек без рези в животе, без тошноты, без боли умирает". - "Я хотел... быть может, вы... я думал, что уж барону время умереть..." Заметя гнев Альберта, говорит: "Виноват, простите, я шутил".

Солонин П. Ф.

Солонин П. Ф. (1857-1894) - в 1884-1891 гг. актер театра Корша.

Солоницын, Владимир Андреевич

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

(† 1844). - Правитель канцелярии департамента внешней торговли, где служил Гончаров в 40-х годах, и помощник редактора "Библ. для чтения" (Сенковского), близкий человек к дому Майковых. Старчевский указывает на С. как одного из прототипов Адуева и Антона Ивановича. "Ист. вестн.", 1886, № 2, стр. 378. "Прототипы".

Солопий Черевик ("Сорочинская ярмарка")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

- Черевик Солопий.

Солопий Чубко ("Страшный кабан")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Мельник; "дерзнул утверждать, что старшинам со стороны его нечего опасаться, что готов он держать заклад об новой шапке из серых решетиловских смушков, если смыслит учитель, как остановить пятерню и поворотить застоявшийся жернов?"

Солоха ("Ночь перед Рождеством")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Мать кузнеца Вакулы. "Имела от роду не больше сорока лет; была ни хороша, ни дурна собою... Однако ж она так умела причаровать к себе самых степенных казаков (которым, не мешает между прочим заметить, мало было нужды до красоты), что к ней хаживал и голова, и дьяк Осип Никифорович (конечно, если дьячихи не было дома), и казак Корний Чуб, и казак Касьян Свербыгуз". "К чести ее сказать, она умела искусно обходиться с ними: ни одному из них и в ум не приходило, что у него есть соперник! Завидя Солоху в церкви, голова гладил усы, заматывал за ухо оселедец и говорил стоявшему близ его соседу: "Эх, добрая баба! чорт баба! Солоха кланялась каждому, и каждый думал, что она кланяется ему одному. Однако "благосклонность к старому Чубу" удваивалась, когда она "размышляла о том", какой примет порядок хозяйство Чуба, когда "перейдет в ее руки". "A чтобы, каким-нибудь образом, сын ее Вакула не подъехал к его дочери и не успел прибрать всего себе и тогда бы, наверное, не допустил ее мешаться ни во что, она прибегала к обыкновенному средству всех сорокалетних кумушек - ссорить как можно чаще Чуба с кузнецом. Может быть, эти самые хитрости и сметливость ее были виною, что кое-где начали поговаривать старухи, особливо когда выпивали где-нибудь на веселой сходке лишнее, что Солоха точно ведьма..."

Солсбери Роберт Сесиль, маркиз

Солсбери Роберт Сесиль, маркиз (1830-1903) - с 1874 г. британский министр по делам Индии, уполномоченный представитель Англии на Константинопольской конференции.

Сомов, Орест Михайлович

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Журналист. Редактор "Литературн. газеты", соиздатель "Северных цветов", ближайший сотрудник Дельвига (дуумвир). О нем: В. В. Данилов. "Р. филолог. вестн." 1908, № 3 и 4. По поводу этой статьи С. Браиловский "Пушкин и О. Сомов". Сб. "Пушкин", XI, стр. 94.

Сон

Сон - рассказ. Написан в 1876 г., в форме повествования от первого лица.

Мать рассказчика. - Рассказчик.

Сонин ("Обыкн. ист.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Уп. л. Знакомый Ал. Адуева. "Всегда дает хороший совет, когда пройдет беда, а попробуйте-ка обратиться в нужде... так он и отпустит без ужина домой, как лисица волка", - отзывается о С. раздраженный Александр.

Соничка ("Обломов")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Замужняя подруга Ольги, "авторитет" для нее; полюбив Обломова, Ольга "уже никого не спрашивала, что ей делать, как поступить, не ссылалась мысленно на авторитет С.".

Соня ("Первая любовь")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- горничная у Засекиных.

Сорокин А.

Сорокин А. - петербургский книгоиздатель

Сорокин Евграф Семенович

Сорокин Евграф Семенович (1821-1892) - художник, преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества, профессор исторической живописи.

Сорокин Павел Семенович

Сорокин Павел Семенович (1839-1886) - художник, с 1883 г. академик живописи.

Сорокоплехин, Еремей ("Мертвые души")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Уп. л. Бывший крепостной Собакевича; по характеристике барина, "один встанет за всех: в Москве торговал, одного оброку приносил пятьсот рублей". Чичиков приобрел "мертвую душу" С. у Собакевича за два с полтиной серебром.

Сорокоумов, Авенир ("Смерть")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Недоучившийся студент, жил в качестве домашнего учителя у великороссийского помещика Гура Крупяникова. Молодой человек с чахоточным, зеленоватым лицом, длинными членами, жидкими русыми волосиками, с короткой улыбкой и восторженным взглядом. Вообще - "фигурой не брал", в обществе же "робел, краснел, потел, заикался..." Не отличался "излишним остроумием". Природа не одарила С. ни памятью, ни прилежанием; в университете он считался "одним из самых плохих студентов"; на лекциях "спал", на экзаменах "молчал торжественно". С. никогда не "следил" за наукой, но любопытствовал знать, "что, дескать, до чего дошли теперь великие умы? Бывало, поймает товарища где-нибудь в углу и начнет его расспрашивать: слушает, удивляется, верит ему на слово, а уж так потом за ним и повторяет". Особенно его занимала немецкая философия. Но "у кого сияли радостью глаза, у кого захватывало дыхание от успеха, от удачи товарища? - У Авенира... Кто слепо веровал в высокое призвание друзей своих, кто превозносил их с гордостью, защищал их с ожесточением? Кто не знал ни зависти, ни самолюбия, кто бескорыстно жертвовал собою, кто охотно подчинялся людям, не стоившим подметок его?.. Все ты, все ты, наш добрый Авенир!" В деревне, куда С. пришлось уехать "на кондицию", ему было плохо прежде всего потому, что "некого было благоговейно выслушивать, некому удивляться, некого любить..." Помещики обращались с ним: одни - грубо, другие небрежно. Но он терпеливо сносил тяжелые шутки помещика, "грубые любезности дворецкого, пошлые шалости злых мальчишек; не без горькой улыбки, но и без ропота исполнял прихотливые требования скучающей барыни". Отдыхал С. и блаженствовал после ужина, когда садился у себя "перед окном, задумчиво закуривал трубку или с жадностью перелистывал изуродованный и засаленный нумер толстого журнала", случайно попавший ему в руки. Нравились ему тогда "всякие стихи и всякие повести", легко навертывались на глаза слезы, а "младенчески чистая душа" его проникалась "благородным сочувствием ко всему доброму и прекрасному". Одиночество, "невыносимое рабство учительского звания, невозможность освобождения", бесконечные осени и зимы и неотступная болезнь подкосили С. Незадолго до его смерти старый товарищ посетил С. у помещика, который его не выгнал, но жалованье платить ему перестал и взял детям другого учителя. На коленях у С. "лежала тетрадка стихотворений Кольцова, тщательно переписанных". "Вот поэт", пролепетал он, с усилием сдерживая кашель, "и пустился было декламировать еле слышным голосом: "аль у сокола крылья связаны?" Приятель, чтобы угодить С., начал толковать ему о Гоголе, он "качал утвердительно головой, поднимал брови, улыбался, шептал: "понимаю, понимаю!.. а! хорошо, хорошо!" Он нисколько, впрочем, не обманывал себя насчет своей болезни, но "не вздыхал, не сокрушался, даже ни разу не намекнул на свое положение". Заговорил о Москве, о товарищах, о Пушкине, о театре и литературе; вспомнил двух-трех умерших приятелей, вспомнил Дашу, которая его, как он говорил, любила: "Что с ней теперь? - Чай, иссохла, исчахла, бедняжка?" Уезжать из деревни С. не хочет: все равно - "до зимы не доживу... К чему понапрасну людей беспокоить?" Родным писать тоже не хочет: "Помочь - они мне не помогут; умру - узнают. Да что об этом говорить... Расскажи-ка мне лучше, что ты за границей видел..." - Дней через десять С. умер, завещав свои книги и тетради передать приятелю, а 22 p. 50 коп. денег - родственникам. Умер, по выражению его хозяина-помещика, "с бесчувственностию, не изъявляя никаких знаков сожаления", хотя помещик прощался с ним "целым семейством".

Сороть

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

река в Тригорском. "С. голубая" (Язык.). Письма Осиповой П. А. 1828 и 29 гг.; "Евг. Онег.", Путеш.

Сорохтин ("Египетск. ночи", набр. II")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Дремал "в Гамбсовых креслах", на вечере у графа Д.

Сорохтин Николай Павлович

Сорохтин Николай Павлович - художник, у которого А. П. Чехов в 1892 г. купил имение Мелихово.

Сорочинская ярмарка (Гоголя)

Сорочинская ярмарка (Гоголя) - первая по порядку повесть первого тома "Вечеров на хуторе". Написана, однако, позже "Майской ночи". Тихонравов относит дату написания повести к 1830 г. Эпиграф из старинной легенды: "Мини нудно в хати жить. Ой вези ж мене из дому, де багацько грому, грому, де гопцують все дивкы, де гуляють парубкы!" Каждая из тринадцати глав повести снабжена особым эпиграфом по-малорусски.

Афанасий Иванович. - Голопупенко, Грыцко. - Гончар высокий. - Параска. - Старуха. - Хавронья. - Хвеська. - Хивря. - Цыган. - Цыбула. - Черевик, Солопий.

Соррини ("Испанцы")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

Патер-итальянец, иезуит, служащий при инквизиции.

"Я плут, - говорит про себя Соррини: -

Я это знаю сам, зачем скрываться

Перед собой? Я плут, но умный плут.

Да, впрочем, я не вижу тут худого;

Я сотворен, чтоб жить и наслаждаться,

И всеми средствами я должен достигать

Предположенной цели. Я достиг -

И умный человек; не удалось - глупец!

Так судят люди большей частью.

Великий инквизитор обещал

У нашего отца святого воспросить

Мне шапку кардинала, если я

Явлюсь ее достойным, то есть

Обманывать и лицемерить научусь.

О! это важная наука в мире!

Наука женщин! с нею прямо в папы! Говорят,

Женщины должны быть неприступны

Для нашего сословья, что так закон велит...

Ужель закон в сей толстой книге

Сильней закона всякого природы?

Безумец тот, кто думал удержать

Ничтожным правилом, постановленьем

Движения природы человека;

Он этим увеличил грех и только;

Дал лишний совести укор, и между тем

Желание усилил запрещеньем".

В загробную жизнь Соррини не верит. Он спрашивает: "что такое ад и рай, когда металл, в земле отрытый", может "спасти от первого, купить другой? Не для толпы ль доверчивой, слепой, сочинена такая сказка"? Он уверен, что "проповедники об рае и об аде не верят ни в награды рая, ни в тяжкие мученья, преисподней", "и добрый смысл велит не верить, что душу будет вечный жечь огонь; черти за ноги повесят тех, которые ни рук, ни ног иметь не будут". Грехи, по словам С., можно откупить, лишь были б деньги. Но для других Соррини смиренный раб Божий. Он учит: "земная пища часто не должна ласкать того, кто пищею духовной владеет".

"Нейдет

Мне быть свидетелем мирских веселий

И юности пиров гремящих.

Сединам этим преклоняться должно в прахе

Перед распятьем, а не украшаться

Венками радости: не петь я должен, но

Рыдать, моляся за грехи свои

И ваши - ибо стадо с пастырем едино".

Бродяга испанец так определяет разницу между собою и Соррини: "Мы делаем злодейства, чтобы жить, а он живет, чтобы злодейства делать". - Соррини не останавливается ни перед какими средствами - мачеху Эмилии он подкупает подарками, слугам приказывает, "что только можно: яд, страх огонь, мольбу" употребить: "Убейте мачеху, служителей отца, лишь мне испанку приведите". Угроза Фернандо убить Эмилию, если Соррини не отпустит ее с ним, не заставляет его отказаться от своего плана. За смерть Эмилии, которой С. хотел овладеть насильно, "он зол, как дьявол" и грозит пытками инквизиции Фернандо.

Упьюсь, как сладким нектаром,

Его терзаньем, вздохами и визгом...

Спади с меня, личина скромности,

Пускай узнают все, что итальянец

Соррини, по его веселию и пляскам,

Когда Фернандо будет издыхать

В огне иль под ударом палача.

Чем медленней конец его придет.

Тем будет счастие мое полней.

Оклевещу его. Хоть сам не вывернусь,

Но все же я упьюсь его мученьем.

Клевету С. зовет на помощь: он "никогда так не нуждался в ней", "как ныне", чтоб "мог облить врага холодным ядом ее змеиных жал". С. не считает себя ответственным за свои преступленья: "пострижен был насильно я в монахи, - пускай, пускай они за все ответят, что сделал я, пускай в аду горят они…"

Сосед Колтовского ("Несчастная")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- "немец, католик, некогда знаменитый врач, живший на покое, в своей деревеньке".

Сосницкая, Елена Яковлевна

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1794-1871). - Знаменитая р. артистка, дочь известного певца Воробьева, жена Ив. Ив. Сосницкого. К ней: "В альбом" (1818).

Сосницкий, Иван Иванович

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

(1794-1877). - Артист Импер. театров.

-----------------------------------

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1794-1877). - Драматический артист. "Прогр. Комедии" (1821).

Сосновка ("Обломов")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Обломовка.

Сосьете

Сосьете - общество, компания (от фр. societe - общество)

Сосюля ("Дым")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Биндасов о Литвинове, XXVI.

Сотерн

Сотерн - французское белое сухое вино, производимое близ г. Бордо

Сотник (Вий)

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Престарелый владелец большого имения, "любил повеселиться". После смерти единственной дочери "глубокое уныние на лице" С. "и какой-то бледно-тощий цвет показывали, что душа его была убита и разрушена вдруг в одну минуту и вся прежняя веселость и шумная жизнь исчезли навеки". - "Я не о том жалею, моя наимилейшая дочь, - говорит он у гроба покойницы, - что ты во цвете лет своих, не дожив положенного века, на печаль и горесть мне оставила землю; я о том жалею, моя голубонька, что не знаю того, кто был, лютый враг мой, причиною твоей смерти. И если бы я знал, кто мог подумать только оскорбить тебя или хоть бы сказать что-нибудь неприятное о тебе, то, клянусь Богом, не увидел бы он больше своих детей, если он так же стар, как и я, ни своего отца и матери, если только он еще на поре лет, и тело его было бы выброшено на съедение птицам и зверям степным! Но горе мне, моя полевая нагидочка, моя перепеличка, моя ясочка, что проживу я остальной век свой без потехи, утирая полою дробные слезы, текущие из старых очей моих, тогда как враг мой будет веселиться и втайне посмеиваться над хилым старцем..." Во исполнение последней воли умершей дочери выписывает из Киева бурсака Хому Брута, чтобы тот читал три ночи "писание" над ее телом. "Слушай, философ! - сказал сотник (когда Хома отказался читать над покойницей), и голос его сделался крепок и грозен: - я не люблю этих выдумок. Ты можешь это делать в вашей бурсе, а у меня не так: я уже как отдеру, так не то, что ректор. Знаешь ли ты, что такое кожаные канчуки?" "Как не знать! - сказал философ, понизив голос: - всякому известно, что такое кожаные канчуки: при большом количестве - вещь нестерпимая". "Да. Только ты не знаешь еще, как хлопцы мои умеют парить!" - сказал сотник грозно, подымаясь на ноги, и лицо его приняло повелительное и свирепое выражение, обнаружившее весь необузданный его характер, усыпленный только на время горестью. "У меня прежде выпарят, потом вспрыснут горелкою, а после опять. Ступай, ступай, исправляй свое дело! Не исправишь - не встанешь, а исправишь - тысяча червонных!"

Сотник ("Майская ночь")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Женился вторично и "на четвертый день приказал своей дочке от первой жены носить воду, мести хату, как простой мужичке, и не показываться в панские покои, а на пятой день выгнал ее босую из дому и куска хлеба не дал на дорогу".

Сотника дочь ("Майская ночь")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

- см. Утопленница.

Сотрудник журнала ("Обыкн. ист.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Приятель Петра Иваныча. "Человек опытный". "Педант".

Сотский

Сотский - низший полицейский чин на селе, который избирался сельским сходом

Соути (Соутти), Роберт

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1774-1843). - Английский поэт. В письме Гнедичу (1822) Пушкин просит Жуковского, переводившего поэму С. "Родриго", оставить "в покое" С. Отрывок из поэмы С. "Медок" ("Madoc") переведен Пушкиным (1830); им же дана тема для "Родриго" (1832).

Софи - Софья Владимировна Б. ("Странная история")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

"Девушка лет 17-ти, тоненькая, худенькая; хозяйничала в доме отца, за братьями и сестрами наблюдала, хотя и мало походила на хозяйку и воспитательницу. Лицо у ней было круглое, с маленькими, приятными, но неподвижными чертами, совсем детское, а душа каменная, непроницаемая. Голубые глазки, под высокими, тоже неподвижными, неровными бровями, глядели внимательно - почти изумленно, точно они начали замечать что-то для них неожиданное; иногда этот взгляд был странен, даже "дик", пухлый ротик, с приподнятой верхней губой, не только не улыбался, но, казалось, не имел этой привычки вовсе; на щеках нежными продолговатыми пятнами, не прибавляясь и не уменьшаясь, стояла розовая кровь под тонкой кожей. Пушистые белокурые волосы висели легкими гроздьями с обеих сторон небольшой головы". Голос у С. "был тихий, медленный, а выговаривала она каждое слово, точно недоумевала... Несомненное выражение искренности в ее глазах не выкупало того, что в них было необычного. Говорила мало и неохотно, слушала внимательно, с тем же выражением задумчивого изумления..." "В ней не замечалось и тени кокетства... Общее впечатление, производимое этой девушкой, было не то чтобы болезненное, но загадочное". Софи казалась X. "не просто робевшей провинциальной барышней, но существом с особенным, неясным отпечатком..." "Жалость возбуждала в X. эта молодая, серьезная, настороженная жизнь..." В выражении лица С. не было ничего "идеального", но она была "не от земли сея". Называли ее "чудачкой", но Софи имела "свои незыблемые и неискоренимые убеждения". Она допускала "чудеса"; по ее мнению, "нужно только веру иметь - чудеса будут", а "начало веры - самоотвержение и уничижение". Она полагала, что "всякий обязан делать то, что ему кажется правдой", что гордость человеческая, гордыня, высокомерие - вот что надо искоренить дотла, волю сломить... "Мертвых душ нет; они бессмертны и могут всегда явиться, когда захотят, - они постоянно окружают нас". С. ищет "наставника, который сам бы показал, как жертвуют собой". У нее "слова не рознились с делом". В конце концов С., "хорошо воспитанная молодая, богатая девушка, бросила все и всех, родной дом, семью, знакомых, махнула рукой на все привычки, на все удобства жизни" и пошла вслед за "юродивым Васенькой", чтобы "сделаться его прислужницей", "с новым именем Акулины". "Софи-Магдалина пожертвовала всем тому, что она считала правдой, в чем видела свое призвание". В это время "она очень похудела, кожа загрубела и приняла изжелта-красный оттенок загара, нос заострился, и губы обозначались резче; но она не подурнела; только к прежнему задумчиво-изумленному выражению присоединилось другое, решительное, почти смелое, сосредоточенно-восторженное выражение. Детского уже в этом лице не оставалось ни следа..."

Критика: Д. Н. Овсянико-Куликовский проводит параллель между С. и Лизой (ниже). По мнению критика, С. "при всей своей прямолинейности, при всем упорстве и изумительной способности к своего рода мученическому подвигу - натура слабая, дряблая, без своей воли, без своей личности. Она загипнотизирована в прямом смысле этого слова, и ее душевный мир относится к области психопатологии". [Этюды о Т.]

Софи Ватрушкова ("Отрывок")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

- Уп. л.

Софи ("Записки сумасшедшего")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Дочь директора. По словам Поприщина, "канарейка", "так и дышит от нее генеральством". "Всегда чрезвычайно рада ехать на бал, хотя при одевании всегда почти сердится", "и приезжает домой с балу в 6 часов утра". "Влюблена в Теплова до безумия".

Софокл

Софокл (ок. 496-406 до н. э.) - древнегреческий драматург, автор трагедий "Антигона", "Эдип в Колоне", "Эдип-царь".

Софрон Яковлевич ("Бурмистр")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Бурмистр помещика Пеночкина. "Молодец, une forte t?te, государственный человек!.." По словам Пеночкина, С. Я. "роста небольшого, плечист, сед и плотен, с красным носом, маленькими голубыми глазами и бородой в виде веера". Подгулявши, говорит с барином "нараспев и с таким умилением на лице, что вот-вот, казалось, слезы брызнут", и постоянно тянется к ручке, "загодя протягивая губы". Дела помещика, по его описанию, идут прекрасно: "Ах, вы отцы, - воскликнул С., - да как же им худо идти, делам-то! Да ведь вы, наши отцы, вы, милостивцы, деревеньку нашу просветить изволили приездом-то своим, осчастливили по гроб дней. Слава тебе Господи, Аркадий Павлович, слава тебе, Господи! Благополучно обстоит все милостью вашей!" Помещик считает С. "усердным слугою". Умеет дать всякому разговору нужное "направление". В совершенно трезвом виде С. говорит гораздо меньше, глядит зорко и пристально в глаза барину, отвечает складно и дельно. Выслушивает барскую речь со вниманием и все напирает на то, что "земли-де у них маловато, прикупить бы не мешало". Хозяйство у С. в отличном порядке. Приводили в недоумение только "одни унылые лица мужиков". На жалобы об обидах Антипа с сыном С. находчиво отвечает: "Пьяный человек-с, не работающий. Из недоимки не выходит вот уж пятый год-с…" "И грубиян тоже..." И дело Антипа проиграно, хотя помещик с виду и "дуется некоторое время на бурмистра". Анамподист отзывается о бурмистре не иначе как: "С. собака, а не человек: такой собаки до самого Курска не найдешь..." Шипилово только числится за Пеночкиным, а С. владеет им, "как своим добром". "Крестьяне ему кругом должны; работают на него, словно батраки: кого с обозом посылает, кого куда... затормошил совсем". Промышляет С. землей, лошадьми, скотом, дегтем, маслом, пенькой и чем-чем... "Умен, больно умен, и богат же, бестия. Да вот чем плох - дерется. Зверь - не человек; сказано: собака, пес, как есть, пес".

Софья Владимировна Б. (Софи) ("Странная история")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- Словарь литературных типов.

Софья ("Гамлет Щигр. у.")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Дочь "отставной полковницы", впоследствии жена Василия Васильевича (он же - Гамлет Щигровского уезда). "Чахоточная барышня, лысая, но весьма замечательная личность", - говорит он о ней. Умерла от первых родов на четвертом году после брака. "Это было существо благороднейшее, добрейшее, существо любящее и способное на всякие жертвы", - вспоминал о ней муж, хотя и добавлял, что, не умри она, - он бы повесился... "Иным грушам, - говорит тот же В. В. о С., - нужно некоторое время полежать под землей в подвале, для того чтобы войти, как говорится, в настоящий свой вкус; моя покойница, видно, тоже принадлежала к подобным произведениям природы". "Существо доброе, умное, молчаливое, с теплым сердцем", - повторяет он, но, Бог весть, от каких причин, "у ней на дне души (если только есть дно у души) таилась рана или, лучше сказать, сказать, сочилась ранка, которую ничем не можно было излечить, да и назвать ее ни она не умела", ни муж понять не мог. Иногда самой С., видимо, хотелось встрепенуться, "взыграть на свежем воздухе, на солнце да на воле; попробует - и свернется в клубочек". Любила мужа, уверяла, что ничего ей более не остается желать, а у самой "глаза так и меркнут". Всю жизнь протомилась "безыменной тоской". У мертвой С. на лице было "то же болезненное, робкое, немое выражение".

Софья Злотницкая ("Я. Пасынков")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- Злотницкая.

Софья Ивановна ("Мертвые души")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

- Дама просто приятная.

Софья, княжна ("Странный человек")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

- Кузина Загорскиных. По словам Белинского - "прехорошенькая и прелюбезная девушка". Имеет злой язвительный язык; хитра и завистлива; любит безумно Арбенина; за равнодушие губит его: она не останавливается ни перед чем и "употребляет все, что имеет ядовитого женская хитрость, чтобы разрушить его благополучие". "Пусть погибну я, - говорит С., - но в утешение себе скажу - он не весел, когда я плачу, его жизнь неспокойнее моей". "Слабодушна и не тверда"; достигнув желаемого, чувствует раскаяние: "О как бы я возвратила Арбенину его потерю", - мучается С.

Предыдущая страница Следующая страница