Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
Статьи на букву "О" (часть 1, "О"-"ОЛЬ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 1, "О"-"ОЛЬ")

"О подражании Христу"

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Пушкин называет автора этой книги "неизвестным творцом". ("Об обязанностях человека" С. Пеллико, "Соврем.", 1836 г.). Сочинение это приписывается Фоме Кемпийскому (1379-1471).

Обалдуй ("Певцы")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Настоящее его имя было Евграф Иванов, но никто не знал его под этим именем. "Загулявший, холостой дворовый человек, от которого собственные господа давным-давно отступились". Прозвание "Обалдуя" удивительно шло к его "долговязой фигуре", к "незначительным и вечно встревоженным" чертам его сухого и сморщенного лица, над которым в беспорядке вздымались густые седые волосы. О. часто размахивал руками, но последние "размахивались гораздо далее, чем он сам того желал". Подвыпив лепетал, "с усилием поднимая густые брови". Не имея никакой должности и не получая ни гроша жалованья, О. "находил, однако, средство каждый день покутить на чужой счет". Знакомые поили его вином и чаем, "сами не зная зачем", потому что О. не только не был забавен, но, напротив, "надоедал всем своей бессмысленной болтовней, несносной навязчивостью, лихорадочными телодвижениями и беспрестанным неестественным хохотом. Он не умел ни петь, ни плясать: отроду не сказал не только умного, но даже путного слова; все "лотошил" да врал, что ни попало... A между тем ни одна попойка на сорок верст кругом не обходилась без того, чтобы среди гостей не вертелась его долговязая фигура". "К нему привыкли и переносили его присутствие, как неизбежное зло". Обходились с ним презрительно, но укрощать его "нелепые порывы" умел один Дикий Барин. После пения рядчика из Жиздры О. бросается его обнимать и выпивает за его счет стакан вина. Во время пения Якова-Турка "О., весь разнеженный, стоял, глупо разинув рот", а по окончании пения "подпрыгнул кверху, залепетал, замахал руками, как мельница крыльями".

Обер-Секретарь ("Капит. дочка")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- "Молодой малый в капральском мундире". При вызове Пугачева "проворно побежал" к нему и "громогласно стал по складам читать" реестр, поданный Савельичем.

Обломов, Андрей ("Обломов")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Сын Ильи Ильича и Агафьи Матвеевны.

Обломов (Гончарова)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Обломов, Илья Иванович ("Обломов")

Статья большая, находится на отдельной странице.

Обломов, Илья Ильич ("Обломов")

Статья большая, находится на отдельной странице.

Обломова мать ("Обломов")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- По утрам расспрашивала няньку, "покойно ли спал" Ильюша, "не просыпался ли ночью, не метался ли во сне, не было ли у него жару?" Потом брала сына за руку и подводила его к образу. "Там, встав на колени" и обняв сына одной рукой, подсказывала ему "слова молитвы", "влагая в них свою душу". "Отпуская Ильюшу гулять, ласкала его и давала строгое подтверждение няньке не оставлять ребенка одного, не допускать к лошадям, к собакам, к козлу, не уходить далеко от дома, а главное, не пускать его в овраг". также Обломов, И. И.

Обломова няня ("Обломов")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Няня Ильи Ильича. Старуха. "Целый день и все дни, и ночи" Н. "наполнены были суматохой, беготней: то пыткой, то живой радостью за ребенка, то страхом, что он упадет и расшибет нос, то умилением от его непритворной детской ласки или смутной тоской за отдаленную его будущность: этим только и билось сердце ее, этими волнениями подогревалась кровь старухи и поддерживалась кое-как ими сонная жизнь ее, которая без того, может быть, угасла бы давным-давно. Она отвечала на расспросы ребенка, почему свет чередуется с тенями: "оттого, батюшка, что солнце идет навстречу месяцу и не видит его, так и хмурится: а ужо завидит как его, так и просветлеет". В долгие зимние вечера она нашептывала Ильюше "о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, нп холода, где все свершаются чудеса, где текут реки меду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют все добрые молодцы, такие, как Илья Ильич, да красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать". "Там есть и добрая волшебница, являющаяся у нас иногда в виде щуки, которая изберет себе какого-нибудь любимца, тихого, безобидного, другими словами, какого-нибудь лентяя, которого все обижают, да и осыпает его ни с того. ни с сего разным добром, а он знай кушает себе да наряжается в готовое платье, а потом женится на какой-нибудь неслыханной красавице, Милитрисе Кирбитьевне". Н. "искусно избегала в рассказе всего, что существует на самом деле". Она повествовала "о подвигах наших Ахиллов и Улиссов, об удали Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, о Полкане-богатыре, о Колечище прохожем, о том, как они странствовали по Руси. побивали несметные полчища басурманов, как состязались в том, кто одним духом выпьет чару зелена вина и не крякнет; потом говорила о злых разбойниках, о спящих царевнах, окаменелых городах и людях; наконец, переходила к нашей демонологии, к мертвецам, к чудовищам и к оборотням". "Она с простотою и добродушием Гомера, с той же животрепещущею верностью подробностей и рельефностью картин, влагала в детскую память и воображение Илиаду русской жизни, созданную нашими гомеридами тех туманных времен, когда человек еще не ладил с опасностями и тайнами природы и жизни, когда он трепетал и перед оборотнем, и перед лешим, и у Алеши Поповича искал защиты от окружавших его бед, когда и в воздухе, и в воде, и в лесу, и в поле царствовали чудеса".

Обломовка

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- наследственная отчина рода Обломовых; состояла из двух деревень Сосновки и Вавиловки, удаленных друг от друга на версту. "В Сосновке была господская усадьба и резиденция". Обе деревни известны были под общим именем Обломовки ("Обл." I, 9). "Я всюду унесу почву родной Обломовки, и никакие океаны не смоют ее", - писал Гончаров во "Фрег. Пал." I, 2.

"Обмокни" ("Тяжба")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Меринова, Евдокия Малафеевна.

Ободовский Платон Григорьевич

Ободовский Платон Григорьевич (1803-1864) - драматург, автор множества пьес, поставленных в Александринском театре.

Оболенская

Оболенская (урожд. Толстая) Мария Львовна (1871-1906) - дочь Л. Н. Толстого; зимой 1901-1902 гг. жила в Крыму

Оболенская Варвара Дмитриевна

Оболенская Варвара Дмитриевна - обратилась к Достоевскому за разрешением переработать "Преступление и наказание" в драму для постановки на императорской сцене.

Оболенский Алексей Дмитриевич

Оболенский Алексей Дмитриевич (1855-1933) - князь, товарищ министра внутренних дел в 1897-1901 гг.

Оболенский, Василий Иванович

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

(1790-1847). - Адъюнкт Моск. универс по кафедре древней (греческой) словесности. О. нем: "Словарь профес. Моск. унив.", М. 1855 г., стр. 157-160.

Оболенский Дмитрий Александрович

Оболенский Дмитрий Александрович (1822-1881) - товарищ министра государственных имуществ, член Государственного совета, автор книги "Хроника недавней старины".

Оболенский Леонид Егорович (Георгиевич)

Оболенский Леонид Егорович (Георгиевич) (1845-1906) - критик, публицист, поэт и беллетрист, один из редакторов журнала "Русское богатство"

Оболонский Николай Николаевич

Оболонский Николай Николаевич - врач, лечивший Н. П. и А. П. Чеховых. Оболонская (урожд. Черепова) Софья Витальевна - его жена, балерина Большого театра.

Обремизить

Обремизить - обыграть

Обрыв (Гончарова)

Обрыв (Гончарова) - роман в пяти частях. Первые планы романа относятся еще к 1849 г., когда Гончаров "после четырнадцатилетнего отсутствия приехал повидаться с родственниками на Волгу" ("Лучше поздно, чем никогда"); "тут толпой хлынули ко мне, - вспоминал Гончаров, - старые, знакомые лица, я увидел еще не отживший патриархальный быт и вместе новые побеги, смесь молодого со старым". С 1860 г. начинают печататься в журналах ("Современник" и "Отеч. записки") "Эпизоды из жизни Райского". В полном виде роман появляется лишь в 1869 г. в "Вестн. Европы" (пять книг журнала январь - май). Появление в печати "Обрыва" совпадает с появлением романа Писемского "Люди сороковых годов" ("Заря") и выходом последнего тома "Войны и мир".

Авдотья. - Агафья. - Агашка. - Алексей Петрович. - Анна Борисовна. - Анна Васильевна. - Антон. - Андрюшка. - Арина. - Armance. - Афимья. - Аяновы. - Basil. - Бережкова, Татьяна Марковна (Бабушка). - Боровиков. - Бочков. - Бурдалахова, Секлетия. - Беловодовы. - В. И. - Варвара Николаевна. - Ватрухин. - Василий, о. - Василий Андреевич. - Василий Никитич. - Василиса. - Васька. - Ватутин. - Влас. - Викентьевы. - Виктор. - Волохов, Марк. - Вера. - Гараська. - Горбун. - Горошкин. - Граф. - Губернатор. - Дама. - Даша. - Директор. - Доктор. - Дредсон. - Егор Ильич. - Егор Прохорыч (Егорка). - Ельнин. - Еремка. - Eudoxie. - Ефрем. - Жандарм. - И. Б. - Иван. - Иван Богданыч. - Иван Иваныч. - Иван Кузьмич. - Иван Петрович. - Иван Матвеевич. - Ивлевы. - Илья. - Ильюша. - Ирина. - Catherine. - Кирилов. - Кирилла Кириллович. - Кирюша. - Киш. - Clery, m-me. - Княгиня. - Князья: Пьер, Б. П.; Н. В.; К. Р. - Козлов. - Коко. - Крицкие. - Кузьма. - Лозгин, Володя. - Лев Петрович. - Лидия. - Лиза. - Лесничий. - Мамыкин. - Манеев. - Мамышев. - Маргарита. - Марина Антиповна. - Марья Васильевна. - Марья Егоровна. - Марья Петровна. - Марфинька. - Масленников. - Матрена. - Машутка. - Мейер. - Милари, гр. - Michel. - Михайлов. - Молочков. - Мотька. - Мешечников. - Надежда Васильевна. - Надежда Николаевна. - Настасья Петровна. - Наталья Ивановна. - Наталья Фаддеевна. - Нелюбов. - Никита. - Nini. - Нянька. - Немка. - Опекун. - Опенкин. - Откупщик. - Paul. - Pauline. - Пантелеймон. - Пахотины. - Пашутка. - Пелагея. - Пестов. - Петруша. - Петр. - Pierre, кн. - Попадья. - Попов. - Правитель канцелярии. - Предводитель. - Профессор. - Прохор. - Райский. - Савелий. - Саврасов. - Садовник. - Севастьянов. - Семен. - Семен Васильевич. - Сергей Иванович. - Serge. - Сидорыч. - Силыч. - Степан Васильевич. - Семечкина, Дашенька. - Танцмейстер. - Тараска. - Терентий. - Токеева. - Тушин. - Тычков. - Улинька. - Ульяна Андреевна (Козлова). - Устинья. - Учителя. - Хатьковы. - Чеченин. - Чиновник. - Чудин. - Шарль. - Шмидт. - Эмигрант-француз. - Фаддей Ильич. - Федосья. - Феклушка.

Обскурант

Обскурант - враг просвещения и науки, мракобес (от лат. obscurans, obscurantis - затемняющий)

Общество (вольное) любителей словесности

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1801-1826). Председателем был А. Е. Измайлов, членами все видные писатели. В 1818 г. единогласно был избран членом Пушкин, но сколько-нибудь заметного участия в О. не принимал. П. был в заседаниях всего лишь два раза, однако его первые произведения читались здесь Дельвигом, Рылеевым и Измайловым. В 1826 г. прекратилась деятельность Общ. Н. Кубасов, "Русск. стар.", т. 98, стр. 471-474.

Общество любителей словесности

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

Возникло в 1811 г. при Моск. университете с целью распространения сведений о правилах и образцах здравой словесности и доставления публике обработанных сочинений в стихах и прозе, на русском языке, рассмотренных предварительно и прочитанных в собраниях. Тогда же начали выходить "Труды общества". С 1844-1858 г. деятельность общества прекратилась. В 1866 г. утвержден новый устав, и общество продолжает успешно действовать до сих пор. Пушкин был избран членом Общества в 1817 г. На заседаниях общества В. Л. Пушкин неоднократно читал пьесы лицеиста-племянника, печатавшиеся в "Трудах Общества".

Обыкновенная история (Гончарова)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Оверко ("Вий")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Казак, кучер сотника; повязывает, сидя на облучке, голову тряпицей, потому что шапку "успел оставить в шинке". "Лошади Оверко были так уже приучены, что останавливались сами перед каждым шинком".

Овидий

Овидий (Публий Овидий Назон; 43 до н. э.- ок. 18 н. э.) - римский поэт

Овидий Назон

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

Римский поэт; сосланный Августом, жил в г. Томи, в устье Дуная. Пушкин любил сравнивать свою участь с участью О. ("Участью я равен был тебе"). Пушкин считал О. "гением, не ходящим столбовою дорогой подражания". Тень римского поэта "летит на сладкий зов питомцев муз и Аполлона". Ему: "К Овидию", "В стране, где Юлием венчанный" (1821). Уп.: "К Батюшкову" (1814); "Чаадаеву" (1821); "Цыганы" (расск. стар. цыгана). "Наука страсти нежной, которую воспел Назон, за что страдальцем кончил он свой век блестящий и мятежный в Молдавии, в глуши степей, вдали Италии своей" ("Онег.", I, 8).

Овошникова ("Р. Пелам")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- "Всеволожский и Овошникова". (Прогр. II.).

Овсяников, Лука Петрович ("Однодворец Овсяников" и "Мой сосед Радилов")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Однодворец. Высокий, плечистый, плотный и полный старик лет семидесяти, "с лицом, напоминающим несколько лицо Крылова, с ясным и умным взором под нависшей бровью, с важной осанкой, мерной речью, медлительной походкой". "Носил он просторный синий сюртук с длинными рукавами, застегнутый доверху, шелковый лиловый платок на шее, ярко вычищенные сапоги с кистями..." "Руки у него были прекрасные, мягкие и белые: он часто в течение разговора брался за пуговицы своего сюртука". В общем: важен, неподвижен, смышлен, ленив, прямодушен и упорен. Древнебоярская "ферязь бы к нему пристала". Все соседи "чрезвычайно почитали и уважали О., считали за честь знаться с ним". Однодворцы "только что не молились на него" и гордились им. Очень часто прибегали к нему как к третейскому судье и почти всегда покорялись его приговору. "Но после двух или трех сшибок с помещицами он объявил, что отказывается от всякого посредничества между особами женского пола. Терпеть он не мог поспешности, тревожной торопливости, бабьей болтовни и суеты". Когда у О. загорелся дом и работник с криками вбежал к нему, он спокойно заметил: "Ну чего же ты кричишь? Подай мне шапку и костыль!.." Упав на дно оврага вместе с беговыми дрожками, мальчиком и лошадью, которая при этом вывихнула ногу, О., поднимаясь с земли, говорил спокойным голосом, обращаясь к лошади: "Ну, вот, видишь, я тебе говорил..." Жену, Татьяну Ивановну, он тоже "сыскал по себе". О. был бездетен и не слыл за богача. "Жил он один со своей женой в уютном, опрятном домике, прислугу держал небольшую, одевал людей своих по-русски и называл работниками. Они же у него и землю пахали". Никогда О. не прикидывался помещиком, не выдавал себя за дворянина, "не забывался", даже не по первому приглашению садился. Всегда держался правила, которое формулировал так: "чем мельче звание, тем строже себя держи, а то как раз себя замараешь". "При входе нового гостя непременно поднимался с места, но с таким достоинством, что гость невольно ему кланялся пониже". По привычке О. придерживался старинных обычаев: не ездил в рессорных экипажах, спал после обеда, ходил по субботам в баню, читал одни духовные книги ("причем с важностью надевал на нос круглые серебряные очки"), вставал и ложился рано. "Бороду, однако же, он брил и волосы носил по-немецки". Был очень гостеприимен и радушен, но перед гостями не суетился, не кланялся, не лебезил и не "подчивал". "Жена! - говорил он медленно, не вставая с места и слегка повернув к ней голову: - принеси господам чего-либо полакомиться". Хлеб, как "Божий дар", продавать почитал грехом. Во время же голода в 40-м году раздал соседям помещикам и крестьянам весь свой запас. Они на следующий же год отдали ему натурой. В свободное время О. сидел в больших кожаных креслах и читал Четьи-Минеи. "Серая кошка мурлыкала у него на плече". Разговор его был необычайно поучителен. Память и наблюдательность обнаруживал он удивительную. Видимо, любил вспоминать и рассказывать о прежних и современных помещиках, прежних и новых порядках. О старине и новом отзывался так: "спокойнее мы жили: довольства больше было точно... А все-таки теперь лучше; а вашим деткам еще лучше будет, Бог даст..." "Старого времени мне особенно хвалить не из чего..." "Молодые господа прежних порядков не любят: я их хвалю... Пора за ум взяться". Но, с другой стороны, О. отмечает неспособность этих молодых: "И хотя бы один из молодых-то господ пример подал, показал: вот, мол, как надо распоряжаться!... Чем же это кончится? Неужто ж я так и умру и новых порядков не увижу?.." Об однодворцах отказывается говорить: "Нет, уж вот от этого увольте..." "Мужики, как есть мужики: а, впрочем, правду сказать, как же и быть-то нам". - "Это был один последних людей старого века".

Критика: ниже Хорь.

Овсяников, Петр ("Однодворец Овс.")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Отец Луки Овсяникова, тоже однодворец. "Человек был справедливый, горячий был тоже человек". Вздумал судиться с помещиком, который захватил его землю, но был за это схвачен Баушем и высечен в присутствии помещика и его жены. От земли его заставили "отступиться".

Овсяникова, Татьяна Ильинишна ("Однодворец Овс.")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Жена Л. П. Овсяникова. "Женщина высокого роста, важная и молчаливая, вечно повязанная коричневым платком". "Правильные черты лица, большие темные глаза, тонкие губы и теперь еще свидетельствовали о некогда знаменитой ее красоте". Была очень добра, хотя с виду "от нее веяло холодом". Муж часто называет ее "сердобольной" и "баловницей", т. е. балующей других.

Овсянников Дмитрий Никифорович

Овсянников Дмитрий Никифорович (ум. 1889) - известный петербургский книгопродавец, распространявший "Дневник писателя"

Овсянников С. Т.

Овсянников С. Т. - петербургский купец-миллионер, торговец мукой. Был признан виновным в умышленном поджоге паровой мельницы на Обводном канале в Петербурге и приговорен к лишению всех прав состояния и ссылке в Сибирь.

Овчар ("Вий")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Слуга сотника, молодой пастух; "насадил на свою кожаную перевязь для люльки столько пуговиц и медных блях, что был похож на лавку мелкой торговки". Интересуется вопросом: "правда ли, что панночка (дочь хозяина-сотника), не тем будь помянута, зналась с нечистым?"

Овчинников, Порфирий ("Однодворец Овс.")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Орловский помещик. Первый забуянил на собрании по случаю размежевания, а "y самого вершка земли нет: по поручению брата распоряжается. Кричит: "Нет! Меня вам не провести! Нет, не на того наткнулись! Планы сюда! Землемера мне подайте, христопродавца подайте сюда!" Стучит рукой по планам, но требований своих не объясняет. Помещицу Марфу Дмитриевну обидел: "я, говорит, вашей репутации моей бурой кобыле не пожелаю". Насилу его "мадерой отпоили".

Огарев Николай Платонович

Огарев Николай Платонович (1813-1877) - выдающийся деятель русского революционного движения; поэт, писатель и публицист. Соратник А. И. Герцена. С ним Ф. М. Достоевский часто виделся в Женеве в 1867 г.

Огарева, Елисавета Сергеевна

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

урожденная Новосильцова (1786-1870). "Эпиграмма на О." (1816); "Мадригал" (1817).

Огаркова, Настасья Карповна ("Дворянское гнездо")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

"Лет пятидесяти пяти, в белом чепце и коричневой кургузой кацавейке на темном платье; женщина самого веселого и кроткого нрава, вдова бездетная, из бедных дворянок; голову имела круглую, седую, мягкие белые руки, мягкое лицо с крупными, добрыми чертами и несколько смешным, вздернутым носом; благоговела перед Марфой Тимофеевной (Пестова), последняя подтрунивала над ее нежным сердцем". - Н. К. "чувствовала слабость ко всем молодым людям и невольно краснела, как девочка, от самой невинной шутки".

Оглоблин (Литов) Николай Яковлевич

Оглоблин (Литов) Николай Яковлевич (р. 1840) - протоиерей киевского Софийского собора, автор религиозных брошюр. Купил книжный магазин в Киеве и стал книгопродавцем и издателем.

Огурец ("Бригадир")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

"Дьячок из заштатных". "Припухлое лицо изобличало горького пьяницу; съеженные глазки униженно моргали". Голос "разбитый и сиплый". На нем "дырявый балахон" и "истасканная поповская шляпа" на "желтых волосах". Настоящего имени его никто не знал, и все величали Огурцом. По характеристике Наркиза, "совсем пустой человек, как есть проходимец". С Бригадиром, с которым О. "черт веревочкой связал", обходился, как с ребенком: нежно, ласково. На выпрошенный двугривенный, "в кабаке за повертком", О. покупает себе "шкалик" и "калачиков ситничков барину-постнику".

Одарка ("Ночь перед Рождеством")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Одна из девушек - подруг Оксаны.

Одесса

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

Турецкая крепость Хаджи-бей; перешла к России по Ясскому договору (1791) и получила наименование О. С 1805 г. О. стала центром южной России, местом пребывания генерал-губернатора Новорос. края. С назначением г.-губ. кн. Воронцова совпадает блестящий период развития Одессы. (А. Кирпичников, "Очерки по ист. новой р. лит.", СПБ., 1896). - Весной 1821 г. Пушкин в первый раз посетил Одессу и провел там около месяца. В 1823 г. последовал переезд П. в Одессу на службу к Воронцову, продолжавшуюся полтора года. В конце июля 1824 г. Пушкин был уже выслан из Одессы и "по маршруту, не касающемуся до Киева", ехал в Михайловское. В "Онегине": "Одесса пыльная", "Одесса грязная", "Одесса влажная" ("Пут.". О ней: Брату, 1823).

Одинцов ("Отцы и дети")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Муж Анны Сергеевны. Очень богатый человек, лет сорока шести, чудак, ипохондрик; пухлый, тяжелый и кислый, впрочем, не глупый и не злой. Женился на А. С. Локтевой и, прожив с нею шесть лет, умер, упрочив за женою все свое состояние.

Одинцова, Анна Сергеевна ("Отцы и дети")

Статья большая, находится на отдельной странице.

Одиффре-Пакье Эдм Арман Гастон, герцог

Одиффре-Пакье Эдм Арман Гастон, герцог (1823-1905) - французский политический деятель, монархист.

Одоевский Александр Иванович

Одоевский Александр Иванович (1802-1839) - поэт-декабрист, член Северного общества декабристов.

Одоевский, Александр Иванович, князь

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1802-1839). - Поэт, один из участников декабрьских дней 1825 г. Его ответ на послание Пушкина в Сибирь: "Струн вещих пламенные звуки до сердца нашего дошли, к мечам рванулись руки, но лишь оковы обрели". Литература о нем: Сл. лит. т., вып. 6, стр. 104.

Одоевский Владимир Федорович

Одоевский Владимир Федорович (1803-1869) - видный писатель первой половины XIX в., автор философских статей, сатирических произведений. Создатель жанра философской фантастической новеллы ("Русские ночи"). В 1843-1867 гг. - редактор журнала "Сельское обозрение"; вместе с А. П. Заблоцким-Десятовским выпустил четыре книги "Сельского чтения", содержащие наставления "на добро" от имени бывалого крестьянина Наума.

Одоевский, Владимир Федорович, князь

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1804-1869). Близкий товарищ Кюхельбекера, вместе с которым О. издавал альманах "Мнемозину", дальний родственник Грибоедова, известный писатель, философ и общественный деятель. Вместе с О. и Гоголем Пушкин задумывал издавать (1833) "тройчатку, или альманах в три этажа". (Литературу об О. Слов. лит. тип., вып. 6-ой, стр. 104).

Одоевский, князь Владимир Федорович

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

(1804-1869). - Известный писатель и общественный деятель. Его характеристика, сделанная Гончаровым, "Райский" - Критика. О нем: Н. П. Сакулин "Князь В. Ф. О-ский", М. 1913 г., 2 т.

Одон ("Альфред")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Тан короля Альфреда. На замечание короля, что государь должен повелевать всем по своему усмотрению, "потупляет глаза" и замечает: "Ведь англосакский всякий тан - вольный и свободный человек, разве возьмет землю собственно от короля".

Одосимов, Александр Александрович ("Отрывок")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

По словам Миши, "редкий человек! Удивительный человек!" "Таких достоинств души не сыщешь в свете". "Пожертвовал всем имуществом на воспитанье дочери".

Одосимова ("Отрывок")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

В нее влюблен Миша. Его мнение о ней: "клянусь, еще никогда не было подобной - ангел, ангел и лицом, и душою".

Ожигина Людмила Александровна

Ожигина Людмила Александровна - киевская знакомая Н. Н. Бекетова, по его отзыву, "женщина переходного времени"; изучала медицину, преподавала в женской гимназии, написала и опубликовала в "Отечественных записках" роман и хотела продолжать литературную деятельность.

Ожогин, Кирилла Матвеич ("Дневник лишнего человека")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Один "из главных чиновников уезда". "Человек с достатком"; принимал у себя "все лучшее общество города" и "слыл хлебосолом". "Человек дюжинный, не дурной и не хороший". Страдал головной болью от "слишком продолжительного сна".

Ожогина ("Дневник лишнего человека")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Жена Кириллы Матв. "Тупорожденное существо". "Сбивалась на застарелого цыпленка".

Ожогина, Елизавета Кирилловна ("Дневник лишнего человека")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

"Она была, очень недурна собой, живого и кроткого нрава. Ее серые, светлые глаза глядели добродушно и прямо из-под ребячески приподнятых бровей; она почти постоянно улыбалась и смеялась тоже довольно часто. Свежий голос ее звучал очень приятно; двигалась она вольно, быстро и весело краснела. Одевалась она не слишком изящно; к ней шли одни простые платья". Е. К. вышла не в своих родителей. В семнадцать лет она была "детски-спокойна и вообще никого не дичилась, но в ней уже началось то внутреннее, тихое брожение, которое предшествует превращению ребенка в женщину". Она "и задумывалась тревожно; с жадностью слушала стихи Пушкина. Красотой заката она была и поражена и глубоко тронута", и слезы проступали у нее на глазах. На вопрос Чулкатурина, отчего она плакала, отвечает, что сама не знает причины своих слез, но ей было "неловко, почти стыдно". "Она ждала, чего? - сама не знала..." "С первого же дня страстно влюбилась в князя N. …Словно молодое деревцо, подмытое волной и уже до половины отставшее от берега, она с жадностью наклонялась над потоком, готовая отдать ему навсегда и первый расцвет своей весны, и всю жизнь свою". После отъезда князя N. "она как будто выросла, выпрямилась", словно определилась. На "ядовитый намек" Чулкатурина ответила дрожащим голосом: "знайте, что я этого человека люблю и всегда любить буду..." "Пустота, страшная пустота" окружила ее после разлуки с князем N. Она уверена, что не могла быть его женой, но с нею сознанье прошлого, недолгого счастья... Она чувствует, что ей необходима не любовь, с объяснениями в которой врывается к ней Чулкатурин, а дружба, поддержка, тихая привязанность человека, в виде Бизьменкова. Она не считает себя несчастной; у нее есть счастливые воспоминания. Она вверяет тайну их Бизьменкову, как доброму другу, и ему же отдает свою судьбу. "Я бы не согласилась, - говорит Лиза в ответ на предложение Бизьменкова выйти за него замуж, - если бы вы только хотели спасти меня, вывести меня из страшного положения", но "я не найду никогда более надежного верного друга".

Озеров, Владислав Александрович

Озеров, Владислав Александрович (1769-1816) - русский поэт и драматург. Начал литературную деятельность с французских стихов и переводов с французского; в русской литературе остался как автор четырех трагедий ("Эдип в Афинах", "Фингал", "Дмитрий Донской" и "Поликсена").

-----------------------------------

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

(1770-1816). - С трагедиями О. Гончаров познакомился еще в детстве ("Автобиография").

-----------------------------------

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1770-1816). - Драматург. В "Городке" (1814) Пушкин числил О. в числе своих любимых авторов. Об успехах О.: "Евг. Он.", I, 18. В статье о "Драме" (1830 г.) П. замечает, что "О. попытался дать нам трагедию народную и вообразил, что для сего довольно будет, если выберет предмет из народной истории, забыв, что поэты Франции брали все предметы для своих трагедий из греческой, римской и европейской истории и что самые народные трагедии Шекспировы заимствованы им из итальянских новелл. После "Дм. Донского", после "Пожарского" мы все не имели трагедии". Еще определеннее отзыв Пушкина, сделанный им на полях отдельного оттиска биографии Озерова, написанной кн. Вяземским. Озеров, по мнению Пушкина, только писатель "посредственный". Он "сделал шаг в слоге, но искусство чуть ли не отступило. Геркулесовского в нем нет ничего", он "в Москве считался знаменитым затем, что был один". "Озерова, - писал П., - я не люблю не от зависти (сего гнусного чувства, как говорят), но из любви к искусству..." "Слава Озерова уже вянет, а лет через десять, при появлении истинной критики, совсем исчезнет". [Заметки Пушкина набросаны между концом 1827 или началом 1828 г., а в 1834 г. Белинский писал в своих "Литературных мечтаниях": "Озерова у нас почитают и преобразователем, и творцом русского театра. Разумеется, он ни то, ни другое, ибо русский театр есть мечта разгоряченного воображения наших добрых патриотов. Справедливо, что Озеров был у нас первым драматическим писателем с истинным, хотя и не огромным талантом; он не создал театра, а ввел к нам французский театр, т. е. первый заговорил истинным языком французской Мельпомены". Теперь никто не станет отрицать поэтического таланта Озерова, но вместе с тем и едва ли кто станет читать его, а тем более восхищаться им.] (Сборник Л. Н. Майкова, "Пушкин", стр. 268-283). Сочинения Озерова со статьей кн. Вяземского издавались в 1817, 1824, 1827 и 1828 гг. Более полное издание, СПБ., 1856 г. О нем: А. Селин, "Значение Оз. в ист. русск. лит.", К., 1870 г.

Озмидов Николай Лукич

Озмидов Николай Лукич - корреспондент Ф. М. Достоевского

Ойе-Саброски ("Фрег. Пал.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

Баниос. Ласковый и учтивый, с детским личиком; "шутник и хохотун". Встретя в третий раз прибывших в Нагасаки моряков, захохотал, частью от удовольствия, частью от глупости". За обедом на фрегате, "в первый раз видя горчицу, вдруг, прежде нежели могли предупредить его, съел ее целую ложку: у него покраснел лоб и выступили слезы".

Окладный лист

Окладный лист - бумага о денежной повинности, земском сборе с каждой податной единицы

Окрейц Станислав Станиславович

Окрейц Станислав Станиславович (р. 1834) - реакционный публицист и беллетрист, в 80-е гг. редактор "Луча", еженедельного журнала политики, литературы и общественной жизни.

Оксана ("Ночь перед Рождеством")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Дочь Корния Чуба, "красавица на всем селе". "Оксане не минуло еще и семнадцати лет, как во всем почти свете, и по ту сторону Диканьки, только и речей было, что про нее. Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было никогда, и не будет никогда на селе. Оксана знала и слышала все, что про нее говорили, и была капризна, как красавица". У нее было "свежее, живое в детской юности лицо, с блестящими черными очами и невыразимо приятной усмешкой, прожигавшей душу". Оксана кокетлива... "Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, чьей буду женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя от радости. Он зацелует меня насмерть". Любуясь своей красотой, отраженной в зеркале, и разговаривая довольно громко сама с собой, Оксана не заметила тихо вошедшего Вакулу... Увидев его, "вскрикнула и сурово остановилась перед ним. Кузнец и руки опустил. Трудно рассказать, что выражало смугловатое лицо чудной девушки: и суровость в нем была, и сквозь суровость какая-то издевка над смутившимся кузнецом, и едва заметная краска досады... и все это так смешалось и так было необозримо хорошо, что расцеловать ее миллион раз - вот все, что можно было сделать тогда наилучшего". "Капризная красавица" смеется и мучит Вакулу своей требовательностью. "Да! будьте все вы свидетельницы: если кузнец Вакула принесет те самые черевики, которые носит царица, то вот мое слово, что выйду тот же час за него замуж". Но когда Вакула неожиданно исчез из села, Оксана пригорюнилась... "Ай!" - вскрикнула Оксана, переступая через порог и увидев кузнеца, и вперила с изумлением и радостью в него очи. "Погляди, какие я принес тебе черевики! - сказал Вакула: - те самые, которые носит царица". - "Нет, нет! мне не нужно черевиков? - говорила она, махая руками и не сводя с него очей: - я и без черевиков..." Далее она не договорила и покраснела.

Октокайдека

Октокайдека - восемнадцать

(греч.)

Окулировка

Окулировка - один из способов прививки растений пересадкой на подвой почки (глазка) культурного сорта - привоя (от лат. oculus - глаз, почка)

Оленин, Алексей Николаевич

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1763-1843). - Участник "Беседы". Член Российской академии и Академии художеств, директор Публичной библиотеки. В петербургском доме О. и подгороднем имении Приютине собиралось многочисленное общество; здесь сходились писатели из "Беседы" и "арзамасцы", художники, музыканты, друзья театра. К первому изданию "Руслана" О. составил виньетку. Сухомлинов, "История Рос. акад.", т. VII. О нем: прим. Майкова и Саитова в изд. соч. Батюшкова, Я. Грота в сочин. Державина и В. Каллаша в соч. Крылова.

Оленина, Анна Алексеевна

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1808-1888). - Фрейлина. Пушкин увлекался О-ной; в 1829 г. он сватался за нее, но получил отказ ("оленьи рога", по выражению Ушаковой). Ей посвящены пьесы: "Город пышный, город бедный", "Ты и вы" (1828 г.); "Приметы", "В альбом", "Я вас любил..." (1829); "Когда б не смутное влеченье..." (1833). О ней же в пьесах: "Ее глаза", "То clave esq.", "Рисуй О-ой черты!" (1828). Много позднее О. вышла замуж за Андро де Ланжерона, бывшего городским головою города Варшавы.

Оленина д'Альгейм Мария Алексеевна

Оленина д'Альгейм Мария Алексеевна (1869-1970) - русская камерная певица

Оленина, Елисавета Марковна

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

урожденная Полторацкая (1768-1838), жена Алексея Н. Оленина. О ней: Батюшков, сочин., ред. Л. Н. Майкова.

Олешка ("Вадим")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

- Шушерин.

Оливуца

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- сорокачетырехпушечный фрегат. Временно входил в состав экспедиции гр. Путятина, под командой кап.-лейт. Н. Н. Назимова. Был командирован из Петропавловска для встречи "Паллады" (в порт Ллойд) и в конце мая 1854 г. вернулся обратно в Петропавловск ("Морск. сборн.", окт., 1854).

Оливье

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- хозяин дома на Мойке, в котором жил Пушкин в 1834 г.

Олизар, граф Густав Филиппович

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1798-1864). - Киевский предводитель дворянства, близкий знакомый Раевских и Давыдовых. Сватался за М. Н. Раевскую, но получил отказ. "Нерчинская изгнанница" (М. Н. Раевская-Волконская) явилась Беатриче О. Памятью о ней вдохновлены многие пьесы. Привлеченный по декабрьскому делу, он недолго просидел в Петропавловской крепости; позднее он делал предложение Елене Н. Раевской, но также неудачно. Пушкин ценил О.; Мицкевич посвятил ему один из своих крымских сонетов ("Аюдаг"). Сам О. гордился "сочувствием первого русского поэта" и "дружбой" Мицкевича. О нем: "Архив Раевских", т. I и "Русское обозр.", 1893 г., № 8 и 9. К нему пьеса: "Графу О..." (1824).

Олимбиоти ("Кирджали")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

-Иордаки, О.

Олимпиада Измаиловна, княгиня ("Обрыв")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

Уп. л. "Гонительница женских пороков и поборница добродетели". Аянов встретил княгиню на лестнице у Беловодовых; она "несла такое торжественное, важное лицо вверх, что Аянов "даже не осмелился осведомиться о ее нервах". После ее визита обе тетки Беловодовой "разом слегли". О. И. "выведала" все о прошлом гр. Милари и рассказала теткам Софьи.

Олин, Валерьян Николаевич

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(† 1839). - Писатель. "Горе-богатырь в русской поэзии", по словам Кюхельбекера. "Черная мурашка" ("Собр. насекомых", 1828).

Ольга, княгиня ("Родосл.")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- "При Ольге" "Варлаф приял крещение в Царьграде".

Ольга, княжна ("Отр. из ром. в письмах")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Племянница Авдотьи Андреевны; воспитывалась в ее доме вместе с Лизой. Владимир Z. сочинил надпись к портрету княжны О.: "Глупа и скучна etc".

Ольга Ларина ("Евг. Онегин")

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ольга ("Мой сосед Радилов")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Свояченица Радилова, молодая девушка. "Она не очень была хороша собой; но решительное и спокойное выражение ее лица, ее широкий, белый лоб, густые волосы и, в особенности, карие глаза, небольшие, но умные, ясные и живые, поразили бы всякого". Ольга "говорила очень мало, как вообще все уездные девицы", но в ней не было заметно и "желанья сказать что-нибудь хорошее, вместе с мучительным чувством пустоты и бессилия; она не вздыхала, словно от избытка неизъяснимых ощущений, не закатывала глаза под лоб, не улыбалась мечтательно и неопределенно. Она глядела спокойно и равнодушно, как человек, который отдыхает от большого счастья или от большой тревоги. Ее походка, ее движения были решительны и свободны". Когда говорил Радилов, Ольга следила за каждым его словом; "не участие - страстное внимание изображалось на ее лице". При рассказе его о смерти своей жены, ее сестры, лицо Ольги приняло совсем особенное выражение. "Не одним страданием дышало оно тогда: оно пылало также ревностью". Она полюбила Радилова, несмотря на то, что он, "по летам, мог бы быть ее отцом", и бежала вместе с ним неизвестно куда.

Ольга (прототипы произведений Пушкина)

Анненков указывает на отражение в ней некоторых черт Евпраксии Вульф. Татьяна. По характеристике Анненкова, Евпр. Ник. "пользовалась жизнию очень просто, по-видимому ничего не искала в ней, кроме минутных удовольствий, и постоянно отворачивалась от романтических ухаживаний за собой и комплиментов, словно ждала чего-либо серьезного и дельного от судьбы". Многие называли "кокетством" все эти приемы, но кокетство или нет - манера, во всяком случае, была замечательно умного свойства". Е. Н., или как ее звали в семействе "Зина", "была душой веселого общества, собиравшегося по временам в Тригорском, она играла перед ним арии Россини, мастерски варила жженку и являлась первая во всех предприятиях по части удовольствий" (Анненков. "Пушк. в Алекс. эпоху", стр. 280).

Ольга Сергеевна Ильинская ("Обломов")

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ольга ("Три портрета")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Воспитаница Лучиновых, невеста Рогачева. Не принадлежала к числу вялых и тихих барышень. Росла она одиноко, "в первобытном невежестве". Василий Лучинов обращался с ней как с ребенком, но он сумел заполнить каждое мгновение ее жизни. Под влиянием Василия в ней "исчезла всякая воля, всякая самостоятельность", но новая роль (любовницы Лучинова) не пришлась по силам. Когда Василий объявил, что он уже "тайно обвенчан", она "вдруг окаменела, хотя сама не только не надеялась выйти за Василия Ивановича, но даже как-то боялась об этом думать". Отчаяние овладело ею, и с тоской она ожидала решения Василия. Когда Лучинов всю вину хотел свалить на Рогачева, по его словам, "насмеявшегося над Ольгой", Ольга слабо запротестовала и замолкла под долгим и холодным взглядом Лучинова.

Ольга-Оленька ("Обломов")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Уп. л. Дочь Андрея и Ольги Штольцев.

Ольги отец ("Отр. из ром. в письмах")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- По словам Саши, "был всем обязан" отцу Лизы, и "дружба их была столь же священна, как самое близкое родство".

Оль-де-бёф

Оль-де-бёф - круглое или овальное окно (от фр. oeil de boeuf - бычий глаз)

Ольдекоп, Евстафий

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Цензор иностранных книг и газет при Спб. почтамте, позднее чиновник III-го Отделения. Перевел на немецкий язык "Кавк. плен." и напечатал перевод отд. изд., приложив к нему русский текст. Дело о самовольной перепечатке О. закончилось ничем: Бенкендорф взял под защиту своего чиновника. "О плутне" О. - Вяз., 1824. Отсюда выражение "ольдекопничать" (плутовать) (Собол., 1827).

Предыдущая страница Следующая страница