Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
Обыкновенная история (Гончарова)

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Обыкновенная история (Гончарова)

Обыкновенная история (Гончарова) - роман в двух частях. Первое из напечатанных произведений Гончарова. Как и все последующие романы Гончарова, создавалось в течение долгих лет; еще в конце 30-х и начале 40-х г.г. "Об. и." была уже известна в кружке Майковых, но только в 1846 г. автор решился представить свой труд через Панаева Белинскому. В 1847 г. на страницах "Современника" появился гончаровский роман" [В том же 1847 г. в печати появляются: "Бедные люди" Достоевского, "Рассказы охотника" Тургенева, "Кто виноват?" Герцена, "Антон Горемыка" и "Деревня" Григоровича, "Полинька Сакс" Дружинина.], тогда же (март, 1874 г.) в письме к В. П. Боткину Белинский писал: "повесть Гончарова произвела в Питере фурор - успех неслыханный. Все мнения склонились в ее пользу" Пыпин. Белинский). Позднее в статье "Взгляд на русскую литер. 1847 года" Белинский приветствовал первое произведение Гончарова как одно "из замечательных произведений русской литературы" и назвал талант Гончарова "сильным". К особенным его достоинствам принадлежит, между прочим, язык чистый, правильный, легкий, свободный, льющийся. Рассказ Гончарова в этом отношении не печатная книга, а живая импровизация. Некоторые жаловались на длинноту и утомительность разговоров между дядей и племянником. Но для нас эти разговоры принадлежат к лучшим сторонам романа. В них нет ничего отвлеченного, не идущего к делу, это не диспуты, а живые, страстные, драматические споры, где каждое действующее лицо высказывает себя как человека и характер, отстаивает, так сказать, свое нравственное существование. Правда, в такого рода разговорах, особенно при легком дидактическом колорите, наброшенном на роман, всего легче было споткнуться хоть какому таланту; но тем больше чести Гончарову, что он так счастливо решил трудную самое по себе задачу и остался поэтом там, где так легко было сбиться на тон резонера". Единственный упрек, который делает Белинский Гончарову, это - "неудачный", "или лучше сказать, испорченный эпилог". По мнению критика, "придуманная автором развязка романа портит впечатление всего этого прекрасного произведения, п. ч. она неестественна и ложна". Объяснение этому Белинский видел в том, что "автор увлекся желанием попробовать свои силы на чуждой ему почве - на почве сознательной мысли - и перестал быть поэтом" (тогда как "в таланте Гончарова поэзия - агент первый, главный и единственный"). Сочинения Белинского, т. XI. Изд. Солдатенкова.

Н. И. Коробка отмечает в романе "выступление на сцену нового слоя русской интеллигенции, раньше почти незнакомого русской художественной литературе. Всемогущество чиновничества, сказавшееся в половине 20-х годов, после крушения аристократической интеллигенции и развившейся в царствование Николая I, выдвигает в романе героя-чиновника. Чиновник явился, положим, обычным действующим лицом в нашей литературе, но он по традиции, установившейся еще с конца XVIII века, является "крапивным семенем", изображается в комических чертах. Литература только снисходит до его изображения или бичует его. В "Обыкновенной истории" впервые чиновник является "героем" романа, на котором сосредоточено внимание автора. Этот факт сам по себе говорит об изменении самого положения чиновника в обществе. Чиновник начал выступать на первый план. Роман указывает и откуда является этот новый чиновник. Из дворянских усадеб средней руки, пройдя через университет, является новый русский культурный чиновник, к которому уже литература не может относиться как к "крапивному семени", существу низшего порядка, как еще изображал Гоголь. Здесь сказывается начавшееся превращение части дворянства в чиновничество. Начиная с половины 20-х годов можно заметить прилив в Петербурге молодых дворян из провинции, стремившихся в столицу "искать счастья", искать "арены деятельности"; "счастьем" в этих случаях считалась чиновничья карьера, ареной деятельности - служба в канцеляриях. Таким молодым дворянином, приехавшим "искать счастья" был Гоголь и его герой Тентетников. Они оба не ужились в канцеляриях, но уже скоро Гончаров (хотя не дворянин, но усвоивший многие черты быта среднего дворянства) и его герой Адуев уживаются и превращаются в типичных представителей культурного чиновничества. "Обыкновенная история" это - история превращения в одном индивидууме настроений, созданных патриархально-помещичьим укладом жизни, в настроения, созданные буржуазно-чиновничьими; нельзя не видеть, что в первых больше человечного, чем во вторых". [Н. И. Коробка. Личность в р. обществе].

Сам Гончаров считал, что три его романа, особенно "Обломов" и "Обрыв", "тесно и последовательно связаны между собою, как связаны отразившиеся в них, как в капле воды, периоды русской жизни". Гончаров видел "не три романа, а один". Такое же мнение разделяет и Д. С. Мережковский, признавая три гончаровские романа "одним целым". (Сочин. Мережковского, т. XIII, стр. 246). "Об. ист." - первое произведение Гончарова - громадный росток, только что пробившийся из земли, еще не окрепший, зеленый, но переполненный свежими соками. Потом, на могучем отростке, один за другим, распускаются два великолепных цветка - "Обломов" и "Обрыв". Все три произведения - один эпос, одна жизнь, одно растение. Когда приближаешься к нему, видишь, что по его колоссальным лепесткам рассыпана целая роса едва заметных капель, драгоценных художественных мелочей. И не знаешь, чем больше любоваться - красотой ли всего гигантского растения или же этими мелкими каплями, в которых отражаются солнце, земля и небо". По поводу одинакового заглавия романа "Об. ист." и романа английской писательницы Инчбальд ("А Simple Story") письмо Гончарова Краевскому, "Русск. стар". 1911 г. № 10 и в "Списке": Инчбальд.

Агашка. - Аграфена. - Адуева, Анна Павловна. - Адуева, Лизавета Александровна. - Адуев, Александр Федорович. - Адуев, Петр Иванович. - Александра Васильевна. - Александр Степаныч. - Антон Иваныч. - Артист. - Архипыч. - Василиса. - Василий. - Военный. - Волочков. - Горбатова, Марья Павловна. - Горничная. - Гришка. - Доктор. - Дронов, Афанасий Иванович. - Девицы. - Девки. - Евсей. - Журналист. - Зарайские. - Иван Иванович. - Иван Иваныч. - Иван Андреич. - Иван Семеныч. - Иванов. - Игнатий. - Изюмин. - Итальянец. - Иченко. - Кенигштейн. - Костюков. - Конев. - Лиза. - Любецкая, Мария Михайловна. - Любецкая, Надежда Александровна (Наденька). - Лунина. - Марья Мартыновна. - Марья Ивановна. - Марфа. - Матвей Матвеевич. - Матрена Михайловна. - Маша. - Марья Карповна. - Михайло Михайлыч. - Начальник отделения. - Никитишна. - Новинский, Платон, граф. - Нянька Лизы. - Офицер. - Павел Саввич. - Петр Сергеич. - Пожилой человек. - Помощник столоначальника. - Поспелов. - Прошка. - Пуле. - Рене. - Сестра Евсея. - Семен Архипыч. - Скачины. - Смирнов. - Сонины. - Сотрудник журнала. - Софья Михайловна. - Старик. - Старушка. - Столоначальник. - Сурков. - Тафаева, Юлия Павловна. - Тафаев. - Француз. - Хозаровы. - Чиновники. - Шмит. - Федосья Петровна. - Федоров.

В начало словаря