Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
Ольга Ларина ("Евг. Онегин")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Ольга Ларина ("Евг. Онегин")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Младшая дочь Лариных. По словам Ленского - она "ребенок еще"; "двухутренний цветок... еще полураскрытый". Она "как поцелуй любви мила"; "полна невинной прелести", "привлекает очи" "красотой". У нее "льняные локоны", "глаза, как небо голубое", "румяная свежесть" лица. К Татьяне утром О. "влетает... Авроры северной алей". "Кругла, красна лицом она", - отзывается о ней Евгений. - У нее "звонкий голос". "Как похорошели, у Ольги плечи, что за грудь!" - восторгается Ленский, "она легче ласточки". "Движенья, голос, легкий стан, все - в Ольге... но любой роман возьмите и найдете, верно, ее портрет. Он очень мил, я прежде сам его любил, но надоел он мне безмерно". - "В чертах у Ольги жизни нет", - говорит о ней Евгений. - В детстве ["ни дура английской породы, ни своенравная мамзель... не баловали Ольги милой: Фадеевна рукою хилой ее качала колыбель... Она ж за Ольгою ходила, стлала ей детскую постель, "Помилуй мя" читать учила, Бову средь ночи говорила, поутру наливала чай и баловала невзначай"]. Для развлечения О. "няня собирала на широкий луг всех маленьких ее подруг"; они "играли в горелки". Звучал "звонкий смех и шум их ветреных утех". "В тени хранительной дубравы" проходили "младенческие забавы" ее. Их разделил "чуть отрок" Ленский. Она возросла "в глуши, под сению смиренной" ["вдали веселий, связей вредных"] и "цвела, как ландыш потаенный, не знаемый в траве глухой ни мотыльками, ни пчелой". Выросши, О. завела "альбом", какие бывают вообще у "уездных барышень". "Тут непременно вы найдете два сердца, факел и цветки". "На первом листике встречаешь: Qu'?crirez-vous sur ces tablettes? - и подпись: t. ?. v. Annete, а на последнем прочитаешь: "кто любит более тебя, пусть пишет далее меня" .... "Од" Ольга "не читала". Умела играть "в шахматы". "Разливала чай" в доме родителей. По характеру О. в своей "нежной простоте" "как жизнь поэта простодушна". Она "всегда скромна, всегда послушна", "всегда как утро весела"; "беспечна"; "подобна ветреной надежде". "Душа ее резва". "Резвая Ольга" "влетает", как ласточка, в комнату Татьяны; "прыгает с крыльца навстречу" Ленскому. "Лицо" у нее "самолюбивое". Ее пленяет "лесть любовная"; она кажется Ленскому, в порыве ревности, кокеткою. Еще в детстве ей и Ленскому "прочили венцы друзья-соседи, их отцы". По приезде Ленского он был объявлен женихом. Они "вечно" вместе. "В ее покое они сидят в потемках двое; они в саду рука с рукой гуляют утренней порой". Ольга "иногда ободряет улыбкой", "любовью упоенного" робкого жениха, и тогда он дерзает "развитым локоном играть иль край одежды целовать". - "Он был любим... по крайней мере он думал так". "Но вот дохнула буря": Онегин, желая отомстить Ленскому, приглашает О. на вальс, "потом на стул ее сажает, заводит речь о том, о сем; спустя минуты две потом вновь с нею вальс он продолжает; все в изумленьи". Во время мазурки Евгений "ведет ее... и наклонясь ей шепчет нежно какой-то пошлый мадригал и руку жмет". И "в ее лице самолюбивом румянец ярче запылал". После этого она дает Евгению слово на котильон и отказывает в танце Ленскому. Поведение Онегина с нею кажется "странным" даже Татьяне. Для Ленского это "удар", который он "не в силах снесть". "Пистолетов пара, две пули - больше ничего - вдруг разрешат судьбу его". Это - "измена", "развращение" - находил Ленский. Решив поехать перед поединком к соседкам, он "думал Оленьку смутить, своим приездом поразить". "Не тут-то было; как и прежде, на встречу бедного певца прыгнула Оленька с крыльца"... весела, резва, с "ясным взглядом", "ну, точно та же, как была". "Зачем вечор так поздно скрылись? - был первый Оленькин вопрос"... После смерти Ленского Ольга некоторое время ходила с Татьяной вечером к его памятнику, "и на могиле, при луне, обнявшись плакали оне". Но "не долго она плакала, изнывая". "Увы! невеста молодая своей печали не верна! Другой привлек ее вниманье". ..."Улан умел ее пленить, улан любим ее душою... И вот уж с ним пред алтарем она стыдливо под венцом стоит с поникшей головою, с огнем в потупленных очах, с улыбкой легкой на устах"... (Улан). "Скоро звонкий голос Оли в семействе Лариных умолк. Улан, своей невольник доли, был должен ехать в полк" и увез с собою Ольгу.

Критика: "Ольга - существо простое, непосредственное, которое никогда ни о чем не рассуждало, ни о чем не спрашивало, которому все было ясно и понятно по привычке и которое все зависело от привычки. Она очень плакала о смерти Ленского, но скоро утешилась, вышла за улана и из грациозной и милой девочки сделалась дюжинной барыней, повторив собою свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время". [Белинский Сочин., т. 8].

В начало словаря