Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
Статьи на букву "Н" (часть 2, "НЕГ"-"НЯН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 2, "НЕГ"-"НЯН")

Негурова, Елисавета Николаевна ("Княгиня Лиговская")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

"Была бы недурна, если б бледность, худоба и старость, почти общий недостаток петербургских девушек, не затмевали блеска двух огромных глаз и не разрушивали гармонию между чертами довольно правильными и остроумным выражением". Ей было двадцать шесть лет, и Н. находилась в том возрасте, "когда волочиться за нею было не совестно, а влюбиться в нее стало трудно". "Она родилась в Петербурге - и никогда не выезжала из Петербурга. Правда, один раз на два месяца в Ревель, на воды... и потому направление ее петербургского воспитания не получило никакого изменения. По-французски она выучилась от маменьки... а больше от гостей, потому что с самого детства проводила дни свои в гостиной, сидя возле маменьки и слушая всякую всячину. Когда ей исполнилось тринадцать лет, взяли учителя по билетам: в год она кончила курс французского языка... и началось ее светское воспитание. В комнате ее стоял рояль, но никто не слыхал, чтоб она играла... Танцевать она выучилась на детских балах. Романы она начала читать, как только перестала учить склады... и читала их удивительно скоро... Пятнадцати лет ее стали вывозить, выдавая за семнадцатилетнюю, и до двадцати пяти лет условный этот возраст не изменялся... Семнадцать лет точка замерзания: они растягиваются сколько угодно, как резиновые помочи. Лизавета Николаевна была недурна - и очень интересна: бледность и худоба интересны... При первом вступлении Лизаветы Николаевны на паркет гостиных у нее нашлись поклонники... Это все были люди, всегда аплодирующие новому водевилю, скачущие слушать новую певицу, читающие только новые книги. Их заменяли другие: эти волочились за нею, чтоб возбудить ревность в остывающей любовнице или чтобы кольнуть самолюбие жестокой красоты. После этих явился третий род обожателей: люди, которые влюблялися от нечего делать, чтоб приятно провести вечер, ибо Лизавета Николаевна приобрела навык светского разговора и была очень любезна, несколько насмешлива, несколько мечтательна... Некоторые из этих волокит влюбились не на шутку и требовали ее руки: но ей хотелось попробовать лестную роль непреклонной... К тому же они все были прескучные. Им отказали... Один с отчаяния долго был болен, другие скоро утешились... Между тем время шло. Она сделалась опытной и бойкой девою: смотрела на всех в лорнет, обращалась очень смело, не краснела от двусмысленной речи или взора, - и вокруг нее стали увиваться розовые юноши, пробующие свои силы в словесной перестрелке и посвящавшие ей первые свои опыты страстного красноречия. Увы, на этих было еще меньше надежды, чем на всех прежних. Она с досадою и вместе тайным удовольствием убивала их надежды, останавливала едкой насмешкой разливы красноречия, - и вскоре они уверились, что она непобедимая и чудная женщина. Вздыхающий рой разлетался в разные стороны... И наконец для Лизаветы Николаевны наступил период, самый мучительный и опасный сердцу отцветающей женщины… В это время за ней начал волочиться Печорин". Она была этим очень довольна, потому что надеялась "завлечь его дальше и дальше" и "женить его на себе". Когда Печорин изменил свою систему", Н. вследствие плохого расчета, желая кольнуть его самолюбие, "поверяла своим подругам под печатью строжайшей тайны свою чистейшую, искреннейшую любовь". Письмо Печорина, "поразив Е. Н. в глубину сердца, не подействовало на ее нервы", и при новой встрече с Печориным "невольное удовольствие, тайная надежда завлечь снова непостоянного поклонника, выйти замуж или хотя отомстить со временем по-своему, по-женски, промелькнуло в ее душе".

Недолин М. А.

Недолин М. А. - автор ряда повестей и рассказов, публиковавшийся в 1872-77 гг. в журналах "Нива", "Кругозор", "Семейное чтение".

Недопюскин, Иван ("Чертопханов и Недопюскин")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Отец Тихона Н. "Вышел из однодворцев и только сорокалетней службой добился дворянства". "Принадлежал к числу людей, которых несчастие преследует с ожесточением, похожим на личную ненависть. В течение целых шестидесяти лет, с самого рождения до самой кончины, боролся со всеми нуждами, недугами и бедствиями, свойственными маленьким людям; бился как рыба об лед, не доедал, не досыпал, кланялся, хлопотал, унывал и томился, дрожал над каждой копейкой, действительно "невинно" пострадал по службе и умер наконец не то на чердаке, не то в погребе, не успев заработать ни себе, ни детям куска насущного хлеба". "Человек он был добрый и честный, а брал взятки - от гривенника до двух целковых включительно". "Была у Н. жена, худая и чахоточная, были и дети; к счастию, они все скоро перемерли, исключая сына Тихона да дочери Митродоры..."

Недопюскин, Тихон Иванович ("Чертопханов и Недопюскин" и "Конец Чертопханова")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

"Закадычный приятель" Пантелея Чертопханова, чувствующий к нему "подобострастное благоволение". "Толстенький человек лет сорока"; "лицо его, пухлое и круглое, как шар, выражало застенчивость, добродушие и крепкое смирение; нос, тоже пухлый и круглый, испещренный синими жилками, изобличал сластолюбца. На голове его спереди не оставалось ни одного волосика, сзади торчали жиденькие русые косицы; глазки, словно осокой прорезанные, ласково мигали; сладко улыбались красные и сочные губки". Говорил "тоненьким, мягким голосом". Носил "зеленый кожаный картуз", "сюртук с стоячим воротником и медными пуговицами, весьма поношенный, но чистый", "суконные панталончики" и сапоги "с желтыми оторочками".Отец "успел было еще при жизни поместить Тихона заштатным чиновником в канцелярию; но тотчас после смерти родителя Тихон вышел в отставку", потому что ему мешала служить "робость неизъяснимая", которую в нем развило "ежедневное, непрерывное горе". Природа "вылепила" из него "существо чувствительное, ленивое, мягкое, восприимчивое - существо, исключительно обращенное к наслаждению, одаренное чрезвычайно тонким обонянием и вкусом... вылепила, тщательно отделала и - предоставила своему произведению вырастать на кислой капусте и тухлой рыбе". Судьба "не мучила его - она им забавлялась". "Она ни разу не доводила его до отчаяния, не заставляла испытать постыдных мук голода, но мыкала им по всей России... из одной унизительной и смешной должности в другую: то жаловала его в "мажордомы" к сварливой и желчной барыне-благодетельнице... то производила в полудворецкие, полушуты к псовому охотнику...", словом, заставила "выпить по капле и до капли весь горький и ядовитый напиток подчиненного существования", послужить "тяжелой прихоти, заспанной и злобной скуке праздного барства". Много раз "наедине, в своей комнате, отпущенный наконец "с Богом" натешившеюся всласть ватагою гостей", Тихон клялся, "весь пылая стыдом, с холодными слезами отчаяния на глазах, на другой же день убежать тайком, попытать своего счастия в городе, сыскать себе хоть писарское местечко или уж, за один раз, умереть с голоду на улице". Но эта решимость быстро исчезала, и он "на другой день принимался тянуть лямку", которая была "тем мучительнее", что "природа не потрудилась наделить его хоть малой толикой тех способностей и дарований, без которых ремесло забавника почти невозможно", "Господь ведает, что бы сталось с Тихоном", если бы последний из его благодетелей, "разбогатевший откупщик", не оставил "Зёзе (Тихону тож)" "деревню Бесселендеевку со всеми угодьями". "Недопюскин долго не хотел верить своему счастию". Когда "ему показали завещание, он покраснел, зажмурился, начал отмахиваться руками и зарыдал в три ручья..." "Перед безбоязненным и бескорыстным Пантелеем слабый, мягкий и не совсем чистый Тихон склонялся во прах", "удивлялся ему до недоумения, до изнеможения душевных сил, почитал его человеком необыкновенным, умным, ученым". Побег Маши "поразил его едва ли не глубже, чем самого Чертопханова. По кротости и робости своего нрава он, кроме самого нежного сожаления о своем приятеле да болезненного недоумения, ничего не высказал... но все в нем лопнуло и опустилось". Даже когда Чертопханов оправился, он, Недопюскин, не оправился - и продолжал чувствовать, что "пусто у него внутри". Вскоре он умер. Умирая, "имение свое" Н. "завещал, как и следовало ожидать, своему почтеннейшему благодетелю и великодушному покровителю, Пантелею Еремеичу Чертопханову".

Неелов ("Р. Пелам")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- (упом. - прогр. II).

Нежданов, Алексей Дмитрич ("Новь")

Статья большая, находится на отдельной странице.

Незнакомец

Незнакомец - А. С. Суворин

Незнакомец ("Безденежье")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- "высокого роста, толстый, с черными бакенбардами".

Незнакомец ("Театральный разъезд")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

На замечание "невзрачного, но ядовитого свойства господина" о "красивом и плотном господине" - что у того "четыре дома в одной улице: все рядом, один подле другого в 6 лет выросли" - отвечает, "уходя поспешно": "Извините, я не дослышал".

Незнакомый сосед ("Театральный разъезд")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

На ядовитое замечание о "незнакомце" ("глухота-то как нынче распространилась в городе, а") отвечает: "Да вот и грипп тоже. У меня все дети переболели".

Неизвестно какой человек ("Театральный разъезд")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

"Я не могу судить относительно литературного достоинства; но, мне кажется, есть остроумные заметки. Остро, остро". После возражения литератора, что "шутки самые плоские и т. д.", сбавляет оценку. "А это другое дело. Я и говорю: в отношении литературного достоинства я не могу судить, я только заметил, что пьеса смешна, доставила удовольствие". Литератор заявляет: "Да и не смешно". - "Ну, да против этого я и не говорю ничего. В литературном отношении так, в литературном отношении она не смешна; но в отношении, так сказать, со стороны в ней есть..." Но литератор окончательно разбивает его: "Кто говорит этак в высшем обществе? Ну, скажите, ну, говорим ли мы с вами этак?" - "Это правда; это вы очень тонко заметили. Именно я вот сам про это думал: в разговоре благородства нет. Все лица, кажется, как будто не могут скрыть своей низкой природы"... - "А вы еще хвалите!" - "Кто ж хвалит? Я не хвалю. Я сам теперь вижу, что пьеса - вздор. Но ведь вдруг же нельзя этого узнать, я не могу судить в литературном отношении".

Неклюдов, Иван Васильевич ("Семейная хроника")

Смотри также Литературные типы произведений Аксакова

- Шурин Степана Михайловича; "купил землю в двадцати верстах от Степана Михайловича, перевел крестьян, построил деревянную церковь, назвал свое село Неклюдовым и сам переехал в него с семейством".

Некрасов Николай Алексеевич

Некрасов Николай Алексеевич (1821-1877) - крупнейший русский поэт. Первый литературный опыт - выпущенная в 1840 г. при поддержке друзей книжка романтических стихов "Мечты и звуки". Редактор "Современника".

Нелединский-Мелецкий, Юрий Александрович

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1751-1828). - Поэт. "Анакреон и Шолье нашего времени", по отзыву Батюшкова. Пушкин ставил его выше Дмитриева ("Вяз.", 1823 и 24 гг.). Кроме посланий, песен и переводов в стихах, его перу принадлежит множество пьес. В 1816 г. Н. было поручено написать стихи по поводу приезда принца Оранского ("Список"), но престарелый поэт передал это поручение Пушкину и через несколько часов уехал из лицея со стихами. Пушкин получил за них от государыни золотые часы с цепочкою.

Нелидов ("Странный человек")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

- Тихий, стесненный и осторожный; дорожит своей доброй славой.

Нелюбова ("Обрыв")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

Уп. л. Кузина Софьи Беловодовой. Во время "сцены" между Софьей и Ельниным "все заметила" и пересказала Михайловым.

Немезида

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- богиня справедливого гнева ("Кинжал", "Наполеон" - 1821); "Н. народная" ("Бор. годовщ.", 1831).

Немец-великан ("Накануне")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Из компании краснорожих немцев, "огромного росту, с бычачьей шеей и бычачьими воспаленными глазами". Заявляет претензию на то, что ария Зои не была повторена, и требует "штоп" эта "фрейлейн" или эта (он указал на Елену и Зою) дала ему einen Kuss, "поцалуйшик". С иронией замечает, что он не сапожник или часовых дел мастер, а офицер, чиновник. "Господин официр", брошенный Инсаровым в воду, "как только очутился на твердой земле, начал слезливо браниться и кричать вслед этим "русским мошенникам", что он жаловаться будет, что он к самому его превосходительству, графу фон Кизериц, пойдет".

Немирович-Данченко Василий Иванович

Немирович-Данченко Василий Иванович (1848-1927) - писатель, автор огромного количества путевых очерков об отдаленных окраинных районов России и множества беллетристических произведений. Освещал ход русско-турецкой войны; сборник его корреспонденций "Год войны" приобрел широкую известность.

Немирович-Данченко Владимир Иванович

Немирович-Данченко Владимир Иванович (1858-1943) - писатель, драматург, театральный деятель, педагог. Крупнейший реформатор русского театра, в 1898 г. вместе с К. С. Станиславским основал Московский Художественный театр. Немирович-Данченко Екатерина Николаевна (1858-1938), урожд. баронесса Корф - его жена.

Немцы ("Накануне")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Краснорожие, - приехавшие в Царицыно.

Критика: "Везде, где у Тург. являются западные люди: немцы, французы, поляки и даже другие наши братья славяне, он везде с величайшею тонкостью схватывает те не уловимые отвлеченными понятиями черты, по которым душевный склад этих чужих людей нам непременно является ниже русского душевного склада. Все немцы у него комичны, жалки и грубы, сообразно нашему народному представлению, всегда находящему в немце что-то смешное". (Страхов. Статьи о Тург.).

Неоконченные произведения Грибоедова

В бумагах сохранился план и несколько сцен драмы "1812 г.", относящихся к 1822 г. и набросок "Олег Вещий".

Неоконченные произведения Пушкина

К числу их относятся: 1) "Наденька" (1819); 2) "Вадим"; 3) "Арап Петра Великого" (1827); 4) "Участь моя решена" (1830-31); 5) "История села Горюхина"; 6) "Отрывок из романа в письмах"; 7) "В одно из первых чисел апреля"; 8) "В 179* г. возвращался я в Лифляндию"; 9) "Гости съезжались на дачу..."; 10) "Рославлев" (1831); 11) "Русалка"; 12) "В Коломне на углу"; 13) "Мария Шонинг" (1832); 14) "Русский Пелам"; 15) "Египетские ночи" (1835). №№ 1, 2, 4, 6, 7 и 12 представляют лишь наброски, по которым трудно судить о художественных намерениях автора.

Неосторожность (Тургенева)

Неосторожность (Тургенева) - первый опыт Тургенева в драме. "Драматические произв.".

Алькад. - Луна де, дон Рафаэль. - Маргарита. - Мария. - Пепе. - Сангре. - Пабло, дон. - Эстуриз де, дон. - Донья Долорес.

Непщевать

Непщевать - рассуждать, думать, полагать (древнерусск.)

Нереиды

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- дочери бога моря "Нерея". По греческой мифологии их было 100. У Пушкина: "Полубогиня" ("Нереида" - 1820); "Шум морской, немолчный шепот Нереиды" ("Евг. Он.", VIII, 4).

Нерон

Нерон (3-68) - римский император, известный своей жестокостью

Несчастная (Тургенева)

Несчастная (Тургенева) - рассказ; ведется от имени Петра Гавриловича (см.). Время действия 1835 г. Написан в 1868 г.

Амишка. - Галимбовский. - Дьячок. - Девица кривобокая. - Колтовской, Ив. - Колтовской, Михаил. - Колтовской, Сем. - Камердинер. - Мать Сусанны. - Офицер отставной. - Петр Гаврилович. - Ратч. - Ратч, Виктор. - Салопница. - Служанка. - Сусанна. - Сигизмунд Сигизмундович. - Тетушка П. Гавр. - Торговец рыбный. - Священник. - Священник. - Старичок-эмигрант. - Стрелок. - Сосед Колтовского. - Фустова. - Фустов. - Элеонора Карловна.

Неуважай-Корыто ("Мертвые души")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Уп. л. Иван Колесо.

Нефедов Филипп Диомидович

Нефедов Филипп Диомидович (1848-1902) - беллетрист и этнограф, член-сотрудник Общества естествознания, антропологии и этнографии, совершивший множество поездок по России и опубликовавший добытый этнографический материал в ряде рассказов, очерков, статей. Главное внимание в творчестве сосредоточивал на показе жизни пореформенного крестьянства, в большом количестве вводя предания, песни, говор, обычаи.

Нечаев Сергей Геннадиевич

Нечаев Сергей Геннадиевич (1847-1882) - член тайного общества "Народная расправа"; вместе с четырьмя товарищами 21 ноября 1869 г. убил слушателя Петровской земледельческой академии И. И. Иванова. Материалы нечаевского процесса Ф. М. Достоевский использовал при работе над романом "Бесы".

Нечипор ("Старосветские помещики")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Приказчик Пульхерии Ивановны и Афанасия Ивановича; завел "обыкновение входить в господские леса, как в свои собственные", и уверял заметившую пропажу Пульхерию Ивановну, что дубы "и громом побило и черви проточили".

Нещечко

Нещечко - сокровище, любимое существо

"Нива"

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- журнал, издаваемый А. Ф. Марксом с 1870 г. В 1888 г. в "Н." появились "Слуги", в 1892 г. "Май месяц в Петербурге", в 1893 г. "Превратность судьбы", в 1899 г., в виде бесплатного приложения к "Н.", было дано "полное собрание сочинений Г.", в 12-ти томах.

Нивин А.

Нивин А. - Жиркевич А. В.

Нижний

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

"Отчизна Минина" ("Евг. Он.", Путеш.).

Никита Безрылов

Никита Безрылов - псевдоним А. Ф. Писемского, под которым тот печатал фельетоны в "Библиотеке для чтения".

Никита Голанец ("Собств. госп. контора")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- бывший дворник при господском доме; смещен с должности и отослан "в оброчную деревню", т. к. Глафира Иванова заметила, что "в какой деревне живет" Никита - там у нее "непременно пожар случится".

Никита ("Обломов")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Слуга Ильинских, тот самый, который, по словам Анисьи, был виновником болтовни ("хорошо, если б ваш барин, Илья Ильич, посватал барышню). По словам Анисьи,"дурак": он и за каретой, "когда едет, так словно спит". Приносил Обломову на Выборгскую книги и записки от Ольги.

Никита ("Обрыв")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

Уп. л. Лакей Бережковой. С Н. - Марина "познала любовь и ее тревоги".

Никита ("Отрывок [I] из начатой повести")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

- Старый камердинер Лугина.

Никита ("Портрет")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Парень в синей рубахе; служит у Чарткова в качестве "его приспешника, натурщика, краскотерщика и выметателя полов, пачкавшего их тут же своими сапогами". Под оторванную на диване кожу Н. засовывал "черные чулки, рубашки и все немытое белье". На все один у Н. ответ: "не знаю". - "С кем приходил хозяин?" - спрашивает Чартков. - "Не знаю с кем, какой-то квартальный", - отвечает Н. - "А квартальный зачем?" - "Не знаю зачем; говорит, затем, что за квартиру не плачено". - "Ну что ж из того выйдет?" - "Я не знаю, что выйдет; он говорил: "коли не хочет, так пусть, говорит, съезжает с квартиры..." В отсутствие барина Н. время проводил за воротами, ночью оглашал переднюю "богатырским храпеньем"; во время сеанса Н., "бывало, сидел не ворохнувшись на одном месте - пиши с него сколько угодно; он даже засыпал в заказанном ему положении".

Никита ("Слуги")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Уп. л. Дьякон, прозванный Еремеем. По словам Валентина, Н. "хвастался", что понимает Покалипсис (Апокалипсис). Призванный архиереем, во время торжественного обеда, к ответу, Н. "не знал куда деться из-за стола: "провалился бы, - рассказывал он, - лучше сквозь землю. И кулебяка, - говорит, - так и заперла мне горло...." "А ну-ка, дьяконе, скажи..." - это архиерей-то говорит дьякону: "скажи, говорит, что значит блудница, о которой повествует св. Иоанн Богослов в Покалипсе..." Вот дьякон - сам после сказывал - не разжевавши хорошенько, почесть целиком целую корку кулебяки с семгой проглотил. Чуть не подавился, весь покраснел, как рак. "Ну, говори, коли понимаешь!" - нудил архиерей. - "Блудница... святой владыко… это... это... - мямлил дьякон: - это св. Иоанн Богослов прорекает о заблудшейся западной римской кафолической церкви..." Так Н. и "замолчал": у него дыхание перехватило". С тех пор, по словам Валентина (Архиерей), во всем селе все, даже мужики, дьякона Н. и прозвали Еремеем, а под сердитую руку и блудницей дразнили".

Никитенко, Александр Васильевич

Никитенко, Александр Васильевич (1804-1877) - мемуарист и литературный критик, историк литературы; с 1833 г. цензор. Академик Петербургской академии наук. Автор труда "Опыт истории русской литературы".

-----------------------------------

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

(1803-1877). - Профессор Спб. университета, академик, писатель и цензор. Один из ближайших людей к Гончарову. По ходатайству Н. Гончаров был причислен к цензурному ведомству. С семейством Н. связывали Гончарова самые тесные отношения. "Записки и дневник Н.", 2 т. Спб. 1904 г., изд. 2-е, М. Пирожкова.

Никитин, Арефий ("Детские годы")

Смотри также Литературные типы произведений Аксакова

- Крестьянин. Зовут его Арефа с тех пор, как Н. был выкопан мужиками из под снегу, куда попал заблудившись на поле в морозную ночь. "Он весь был талый и сначала долго оттирали его снегом и он лежал без памяти. Уж на другой день пришел в себя и попросил есть".

Николай II (Романов)

Николай II (Романов) (1868-1918) - российский император

(1894 - март 1917).

Николай Андреич Викентьев ("Обрыв")

Статья большая, находится на отдельной странице.

Николай епископ

Николай епископ - И. Д. Касаткин, глава православной миссии в Японии

Николай Еремеич ("Контора")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- Хвостов П. Е.

Николай Калмык ("Семейная хроника")

Смотри также Литературные типы произведений Аксакова

- Любимый дворецкий Зубина. Умный, ловкий и усердный, "незаменимый человек". Ребенком был куплен у своих родителей и сделан крепостным человеком. "Когда поднялась пугачевщина, бежал к бунтовщикам" и "сделался любимцем знаменитого бунтовщика Чики, бывшего в свою очередь любимцем Пугачева". Свирепствовал больше всех и особенно грозился на своего господина. Преданный суду, "был приговорен к виселице", но был помилован по просьбе Зубина. "Калмык по-видимому раскаялся и старался усердною угодливостью загладить свое преступление". "Человек очень хитрый", понимал свое положение и "прикинулся кающимся грешником"; после смерти второй жены Зубина сваливал все вины за сделанные оскорбления Софье Михайловне на покойницу и обвиняя себя только"в рабском исполнении ее приказаний". "Вполне овладел своим барином" и "подчинил его своей власти". "Самовольно" всем распоряжался, "не боялся даже отменять приказания молодой барыни и открытой борьбы с ней". "В присутствии слуг, в двух шагах от молодой барыни, стоявшей у растворенных дверей в другой соседней комнате, прямо глядя ей в глаза, начал громко говорить такие дерзкие слова об ней и об ее муже, что Софья Николаевна была сначала изумлена, ошеломлена такою наглостью". В присутствии старика Зубина Калмык, "кукся глаза и крестясь на образ, с клятвою начал уверять, что все это клевета, что он никогда ничего подобного не говаривал, и что грех Софье Николаевне губить невинного человека!.." "Цели своей достиг и хвастался в своем кругу, что выгнал капризную молодую госпожу, раскрашивая ее при сей верной оказии самыми яркими красками".

Николай Николаевич ("Развязка Ревизора")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

"Литературный человек (примеч. в письме Гоголя к Щепкину 1846), H. H. должен быть даже отчасти криклив", "Н. Н-чу должно, за неимением другого, придерживаться Н. Филиц. Павлова [Николай Филиппович Павлов, известный в свое время даровитый писатель, род. 1806 г., † 1864 г. Ред.]), п. что у него самый ровный и пристойный голос из всех наших литераторов)". - Мнение об искусстве: "Искусство уже в самом себе заключает свою цель. Стремленье к прекрасному и высокому - вот искусство. Это непременный закон искусства; без этого искусство - не искусство. А потому ни в каком случае не может оно быть безнравственно. Оно стремится непременно к добру, положительно и отрицательно: выставляет ли нам красоту всего лучшего, что ни есть в человеке, или же смеется над безобразием всего худшего в человеке". Если "всякий из зрителей получит полное отвращение" к последнему, то "разве это не похвала всему хорошему?.. Не похвала добру?.." "Не то дурно, что нам показывают в дурном дурное и видишь, что оно дурно во всех отношениях; но то дурно, если нам выставляют его так, что не знаешь, злое ли оно или нет... то дурно, что доброе показывают нам таким образом, что в добре не видишь добра". Отвергает аллегорический смысл "Ревизора" ("актер первый комический") "Вздор! автор и в помышлении этого не имеет". Между Хлестаковым и "ветреною светской совестью" - "никакого сходства". также и Перечень - Театральный разъезд.

Николай Павлович, император всероссийский

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1796-1855). - О нем: "Стансы" (1826), "Друзьям" (1828). О первой встрече с ним в Москве, куда Пушкин был вытребован из Михайловского, письмо Осиповой (Сент., 1826 г.). Освободил поэта от цензуры и принял на себя роль цензора (Приложение: "Пушкин и цензура"). К нему была обращена последняя просьба умирающего Пушкина. "Список": Аренд.

Николай Петрович ("Бригадир")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Университетский приятель рассказчика, "страстный охотник", хорошо знакомый со статской советницей Ломовой сохранявший письмо бригадира к ней...

Никон

Никон (Никита Минов, 1605-1681) - патриарх Московский и всея Руси.

Нилус Петр Александрович

Нилус Петр Александрович (1869-1943) - художник, портретист. Писал А. П. Чехова.

Нина ("Арбенин")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

- Жена Арбенина. Молода и летами, и душой; живет "безотчетно чувствами играя и резвясь как дитя". "Ее душа бессильна и черства, мольбой не тронется, боится лишь угрозы, взамен любви у ней слова, взамен печали слезы". По словам Арбенина, после смерти мужа "на первом бале она любовника иль мужа вновь найдет". Сама Нина говорит Звездичу:

"О, вы не знаете, как тягостно, как скучно

Жить для толпы; всегда в ее глазах,

Не сметь ни перед кем открыться простодушно,

Для выгод мужа быть с одним любезной,

Холодностию мстить другому за него,

И слышать: Нина, это мне полезно;

Благодарю тебя! -и больше ничего".

Она ищет "любви хоть на мгновенье"; признается, что любит Звездича и в ответ на ревность мужа заявляет: "я тебя люблю, мне жаль тебя, Евгений". "Князь любит Оленьку... давно ли, я не знаю, и без тебя он для нее одной езжал сюда... Он не бывал со мной, он избегал меня..." "И я за это, я терплю угрозы ревности, упреки подозренья". Когда же Оленька просит у нее защиты, отвечает: "Но что же делать мне?" - Ей "в тягость жизнь такая", но "смерть всего страшнее". "И в чем виновна я? - ни в чем; что балы я люблю, вот вся беда моя". На коленях она выпрашивает пощады у Арбенина: любовь к Звездичу для нее "заблужденье, ребячество, огонь воображенья".

"Я не любила никого.

Позволь обнять твои колени.

Ты видишь я у ног твоих, Евгений!

Скажи, скажи, какой ценой

Купить мне жизнь... ценой мучений...

Чем хочешь буду я, - твоей рабой..."

Нина ("Сказка для детей")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

- Хороша была не в шутку маленькая Нина. "Все ее движенья особого казались выраженья исполнены". "Всегда одна, запугана отцом и англичанки строгостью небрежной, она росла, как ландыш за стеклом, или скорей как белый цвет подснежный. Она была стройна, но с каждым днем с ее лица сбегали жизни краски, задумчивей большие стали глазки". "Но с самых детских дней ее глаза не изменяли ей, тая равно надежду, радость, горе; и было темно в них как в синем море". "И вдалеке ее мечты блуждали". Душа ее была из тех, которым рано все понятно. - "Для мук и счастья, для добра и зла в них пищи много". "Они идут, куда их повела случайность", без раскаянья, упреков и жалобы. "Им в жизни нет уроков, их чувствам повторяться не дано". - "Странные мечты ее смущали: ей виделись среди пустого зала сиянье, роскошь, музыка, цветы, толпа и шум". Гремели шпоры, к ней "кавалер незримый подходил", и "мнимый вальс" ее "с собою уносил". "Склонив лукавый взор и выставив едва приметно ножку", она старалась завести "двусмысленный и темный разговор", и сердце билось в ней так шибко, шибко, и по устам ее змеилась улыбка. Пред зеркалом она брала уроки и "ум ее и сметливый и здравый отгадывал все мигом сам собой". - В семнадцать лет, пред первым балом, она с утра была как в лихорадке; потом поплакала немножко; золотой браслет сломала; в суетах перчатки разорвала... Со страхом и тоской в карету села "и дорогой была полна мучительной тревогой"; "споткнулась на крыльце и с бледностью печальной на лице вступила в залу". "Свет ее заметил".

Нины отец ("Сказка для детей")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

- "Старик худой и с виду величавый". Он ростом был двенадцати вершков; с домашними был строг, неумолим; всегда молчал; ходил до двух часов, обедал, спал... да иногда, томимый бессонницей, собранье острых слов перебирал или читал Вольтера.

Ниобея

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

"Художнику" (1836 г.).

-----------------------------------

(Ниоба) - в греческой мифологии дочь Тантала, жена фиванского царя Амфиона. Гордясь своим многочисленным потомством, оскорбила хвастовством богиню Лето, мать Аполлона и Артемиды, и та стрелами из лука убила всех детей Ниобеи, а сама Ниобея окаменела от горя.

Нирмацкий ("Первая любовь")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

"Отставной капитан, 40 лет, рябой до безобразия, курчавый как араб, сутулый, кривоногий, одетый в военный сюртук без эполет нараспашку" и страдающий "ревматизмом". Главный предмет насмешек и издевательства Зинаиды: "Во время игры в фанты Н. одели медведем и напоили водою с солью". Зинаида, "представляя" "статую", для пьедестала себе выбрала "безобразного", велела ему "лечь ничком да еще уткнуть лицо в грудь".

Ницше Фридрих

Ницше Фридрих (1844-1900) - профессор классической филологии Базельского университета, немецкий философ, представитель волюнтаризма и иррационализма, один из основателей "философии жизни".

Нищий ("Полтава")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Уп. л. "Какой-то нищий во дворец (Мазепы) неведомо отколе ходит, и Орлик, гетманов делец, его приводит и уводит". [Пушкин в примечаниях к поэме (12) называет этого Н. болгарским архиепископом, одним из трех главных агентов "Мазепиной измены". Дульская и Иезуит].

Новгород

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

"Среди равнины полудикой он видит Новгород Великий: смирились площади - средь них мятежный колокол утих, но бродят тени великанов: завоеватель Скандинав, законодатель Ярослав с четою грозных Иоаннов, и вкруг поникнувших церквей кипит народ минувших дней" ("Евг. Он.", "Путеш."). "Тут Москва, тут Новгород" ("Бор. Год.").

Новиков Никифор Иванович

Новиков Никифор Иванович (1832-1890) - актер императорской сцены.

Новиков, Николай Иванович

Новиков, Николай Иванович (1744-1818) - журналист, писатель-сатирик и просветитель, книгоиздатель. Издавал журналы "Трутень", "Живописец", "Кошелек", организовывал библиотеки, создавал книжные магазины.

-----------------------------------

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1744-1818). - "Новиков, распространивший первый луч" (просвещения), "перешел из рук Шешковского в темницу" ("Ист. замеч.").

Новиков С. Н.

Новиков С. Н. - артист, редактор с конца мая 1894 г. журнала "Артист"

Новикова Ольга Алексеевна

Новикова Ольга Алексеевна (1840-1925) - писательница, близкая к славянофильским кругам, сестра хозяйки московского литературного салона А. В. Киреевой (см.).

Новинский, Платон, граф ("Обыкн. ист.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- "Прекрасный мужчина: высокий, стройный блондин с большими выразительными глазами, с приятной улыбкой. В манерах простота, изящество, какая-то мягкость. Он кажется, расположил бы к себе всякого". "Он шутит умно: в его шутках - ни малейшей принужденности, ни претензии на остроумие, а так, что-то занимательное, какая-то особенная способность забавно рассказать даже не анекдот, а просто новость, случай, или одним неожиданным словом серьезную вещь превратить в смешную. Граф говорил обо всем одинаково хорошо, с тактом, и о музыке, и о людях, и о чужих краях"; "говорил о литературе, как будто никогда ничем другим не занимался". "Он находился в дружеских отношениях с первоклассными русскими литераторами, а в Париже познакомился с некоторыми и из французских". У него был "звучный, свежий" голос, "который, так кажется, и просится в сердце женщины". Он хорошо ездил верхом, хорошо стрелял: "в пятнадцати шагах пулю в пулю так и сажает". По словам Любецкой-матери, у графа "богатый дом": "все так со вкусом, роскошно, а сам граф такой добрый, такой обходительный". - "Чего-чего не делает для нас, как Наденьку балует! Смотрите, сколько цветов! Все из его саду". Для Наденьки граф был "новостью". По ее мнению, "граф молодой, хорошенький и прелюбезный": у него "не может быть дурных намерений". "Граф был неизменно вежлив к Александру, звал его к себе взглянуть на сад, приглашал разделить прогулку верхом, предлагал ему лошадь. В доме Любецкой граф держал себя свободно, как дома. Он был одинаково любезен и с матерью и с дочерью, не искал случая говорить с одной Наденькой, не бежал за ней в сад, глядел на нее точно так же, как и на мать. Внимательность и услужливость графа и его ежедневные посещения можно было приписать соседству дач и радушному приему, который он всегда находил у Любецких". Петр Иваныч Адуев считает его "порядочным человеком, да и от кого ни послышишь - все хвалят".

Новичелис, маркиз ("Фрег. Пал.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

Испанец. Новый губернатор Филиппинских островов, "нечто вроде вице-короля". От него ждут много доброго. Он "затевает разные реформы", но в "губернаторе один недостаток: он слишком исполнен своего достоинства, гордится древностью рода и тем, что жена его - первая дама при королеве, от этого он важничает, как петух".

Новоселов С. К.

Новоселов С. К. (1812-1877) - генерал-майор, участник сербо-черногорско-турецкой войны

Новоселово ("Обрыв")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Имение Т. М. Бережковой.

Новь (Тургенева)

Новь (Тургенева) - шестой рассказ в собрании "Зап. ох.".

Бауш. - Безпандин. - Гарпенченко. - Дедушка. - Карасиков, Антон. - Комов, Ст. Никт. - Королев, Ал. Вл. - Лежень, Франц Иван. - Лобызаньев. - Любозвонов, Bac. Ник. - Марья Bac. - Марфа Дм. - Митя (Дмитрий Алексеич). - Овсяникова, Тат. Ил. - Овсяников, Лука Петр. - Овсяников-отец, Петр. - Овчинников, Порфирий. - Переходов, Борька. - Прохорыч. - Фунтиков, Ант. Порф. - Федосья Мих.

Нодье, Шарль

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1780-1844). - Франц. писатель, автор романа "Жан Сбогар", см.

Ноздрев ("Мертвые души")

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ноль ("Портрет")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Художник, великосветская дама, говоря о нем, восклицает: "Ах, как он пишет! Какая необыкновенная кисть! Я нахожу, что у него даже больше выражения в лицах, нежели у Тициана..." "Мсье Ноль. Ах какой талант! Он написал с нее (с дочери дамы) портрет, когда ей было только двенадцать лет".

Нордау Макс

Нордау Макс (1849-1923) - псевдоним немецкого писателя и философа Макса Зидфельда. Автор политических корреспонденций, путевых очерков, фельетонов, аллегорических сказок, рассказов, драм ("Доктор Кон", "Право на любовь") и известного сборника эссе "Условная ложь".

Норов, Авраам Сергеевич

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1795-1869). - Писатель-министр народного просвещения (1854-58). Н. принадлежали некоторые бумаги Пушкина.

-----------------------------------

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

(1795-1869). - Писатель; в 1854-58 г.г. министр народного просвещения, в ведомстве которого состояла тогда цензура. Письмо к Н-ву Гончарова "Русск. арх." 1899 г., № 1.

Норовой ("P. Пелам")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Н-го "обыгрывает шайка Ф. Орлова", и он "получает пощечину". - Отец Пелам "ссорится с Орловым из-за Норового" и "выгоняет его".

Нос (Гоголя)

Нос (Гоголя) - повесть. Начало работы над повестью относится к 1832-33 гг. В 1835 Г. отправил рукопись в Москву Погодину, для журнала последнего "Московский наблюдатель". Редакция нашла повесть "грязной" и отказалась ее напечатать "по причине ее пошлости и тривиальности". Повесть в переработанном виде появилась в пушкинском "Современнике"1836 г., со следующей заметкой редактора: "Н. В. Гоголь долго не соглашался на напечатание этой шутки; во мы нашли в ней так много неожиданного, фантастического, веселого, оригинального, что уговорили его позволить вам поделиться с публикою удовольствием, которое доставила вам его рукопись".

Дама. - Доктор. - Иван. - Иван Яковлевич. - Квартальный. - Ковалев, Платон Кузьмич (маиор Ковалев). - Лакей. - Нос. - Господин. - Подточина, Александра Григорьевна. - Подточиной дочь. - Полицейский. - Полковник. - Потанчиков, Филипп Иванович. - Прасковья Осиповна. - Пристав частный. - Спекулятор. - Чехтарева. - Чиновник. - Ярыжкин.

Нос ("Нос")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Неизвестный господин, которого Ковалев считает за собственный свой исчезнувший у него нос. "Ходил в мундире, шитом золотом, с большим стоячим воротником; на нем были замшевые панталоны; при боку шпага", и считался "в ранге статского советника". Ездит в карете, а на приставания Ковалева отвечает: "Вы ошибаетесь, милостивый государь: я сам по себе. Притом между нами не может быть никаких тесных отношений. Судя по пуговицам вашего вицмундира, вы должны служить по другому ведомству".

Носилов Константин Дмитриевич

Носилов Константин Дмитриевич - писатель-этнограф, исследователь Севера

Носки

Носки - карточная игра

Носогрейка

Носогрейка - коротенькая курительная трубка

Нотабене

Нотабене - "заметь лучше" (лат. nota bene); в употреблении Ф. М. Достоевского - отступление или пояснение, содержащее важную мысль

Нотбек, Александр Васильевич

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1802-1866). - Художник. Его рисунки к "Евг. Он.", "Невский альм.", 1829.

Нотович Осип (Иосиф) Константинович

Нотович Осип (Иосиф) Константинович (1849-1914) - драматург и фельетонист, издатель газеты "Новости" (с 1860 г. - "Новости и биржевая газета"), финансировавшейся акционерным товариществом писчебумажных фабрик, а затем акционерным обществом печатного дела "Гутенберг" в Санкт-Петербурге.

Ночной разбойник, дуэлист ("Горе от ума")

Смотри также Литературные типы произведений Грибоедова

- Среди "решительных людей", "горячих дюжины голов", делающих, по словам Репетилова, "государственное дело", он "голова, какой в России нету. Не надо называть, узнаешь по портрету: ночной разбойник, дуэлист, в Камчатку сослан был, вернулся алеутом и крепко на руку нечист". "Когда ж об честности высокой говорит, каким-то демоном внушаем, глаза в крови, лицо в огне, сам плачет..." (Приложение 3-ье).

Ночь перед Рождеством (Гоголя)

Ночь перед Рождеством (Гоголя) - повесть. Написана приблизительно в 1830 г., вошла в состав второго тома "Вечеров на хуторе".

Вакула. - Запорожец. - Екатерина (императрица). - Канцелярист. - Кизяколупенко. - Корний Чуб. - Микита. - Одарка. - Оксана. - Осип Никифорович. - Отец Кондрат. - Панаса жена. - Панас. - Писарь волостной. - Пономарь. - Потемкин. - Пацюк. - Касьян Свербыгуз. - Солоха. - Сорочинский заседатель. - Ткачиха. - Тымиш Коростявый. - Чорт. - Чуб, Корний. - Шапуваленко, Остап.

Нулин, граф ("Граф Нулин")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- "Святую Русь бранит, дивится, как можно жить в ее снегах, жалеет о Париже", "где промотал он в вихре моды свои грядущие доходы". Узнав от Натальи Павловны, что и в России "также подражают Дарлинкуру и Ламартину", восклицает: "Нет! право? так и у нас ум развиваться начинает. Дай Бог, чтоб просветились мы!" Ведет непринужденный разговор о театре, литературе и модах, поет "прелестный водевиль". "Себя казать, как чудный зверь, в Петрополь едет он теперь с запасом фраков и жилетов, шляп, вееров, плащей, корсетов, булавок, запонок, лорнетов, цветных платков, чулков ? jours, с ужасной книжкою Гизота, с тетрадью злых карикатур, с романом новым Вальтер-Скотта, с bons mots парижского двора, с последней песнью Беранжера, с мотивами Россини, Пера et cetera et cetera". "Неразрезанный роман Вальтер-Скотта", "в постеле лежа, глазами пробегает он".

Критика: "В лице графа Нулина поэт с неподражаемым мастерством изобразил одного из тех пустых людей высшего светского круга, которые так обыкновенны в жизни". [Белинский. Сочин., т. 8].

Нулин, граф (прототипы произведений Пушкина)

Нулин, граф (прототипы произведений Пушкина) - является выдержанной пародией на шекспировского Тарквиния. в "Перечне": "Граф Нулин". Ср. поэму Шекспира "Лукреция", русский перевод А. М. Федорова. Шекспир. ред. С. А. Венгерова, т. V. стр. 357-378.

Нунций

Нунций - папский посол

Няня ("Детские годы")

Смотри также Литературные типы произведений Аксакова

- "Старуха"; сильно "привязана к семье Багровых. "Когда ее сослали в людскую и ей не позволено было даже входить в дом, она прокрадывалась к детям ночью, целовала их сонных и плакала". "По закоренелому упрямству и невежеству не понимала требований Софьи Николаевны и потихоньку делала ей все наперекор". Несмотря на запрещение С. Н. "разговаривать с детьми, Н. успевала сообщить" им "кое-какие известия о буке, о домовых и мертвецах". По уверению няни, "в отцовском рабочем кабинете видят иногда покойного дедушку Зубина, сидящего за столом и разбирающего бумаги". За ослушание "через год няню совсем отправили в деревню".

Няня ("Евг. Онегин")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Няня Лариных. "Филипьевна". (В пропущ. XXI строфе, гл. II - "Фаддеевна"). - "С платком на голове седой, старушка в длинной телогрейке". Имеет "внука". "Венчалась", потому что "так, видно, Бог велел. Мой Ваня моложе был меня, мой свет, а было мне тринадцать лет. …Недели две ходили к моей родне и наконец благословил меня отец. Я горько плакала со страха, мне с плачем косу расплели и с пеньем в церковь повели. И вот ввели в семью чужую". "В эти лета мы не слыхали про любовь, а то бы согнала со света меня покойница свекровь". "Бывало, я востра (была)", - говорит она Тане: "Бывало в памяти своей" она хранила "немало старинных былей, небылиц, про злых духов и про девиц". "А ныне" все ей стало "темно"... "что знала, то забыла. Пришла худая череда!.. Зашибло". "Уж я стара, стара, тупеет разум", - сознается она. "Я нынче стала бестолкова". Она "недогадлива". Во время детства Ольги Филипьевна "собирала для нее на широкий луг всех маленьких ее подруг" [В пропущ. XXI стр. II гл.: она "рукою хилой качала колыбель" Ольги. "Она ж за Ольгою ходила, стлала ей детскую постель, "Помилуй мя" читать учила, Бову средь ночи говорила, поутру наливала чай и баловала невзначай".]. Таня по ее "совету" сбирается на Святках "ночью ворожить"; "влюбясь" в Онегина, сообщает ей одной свою тайну: "я... знаешь няня... влюблена", но старушка, не понимает Тани и твердит: "Сердечный друг, ты нездорова", "Господь помилуй и спаси! Чего ты хочешь, попроси... Дай окроплю святой водою, ты вся горишь". …"И няня девушку с мольбой крестила дряхлою рукой". На заре ей "Филипьевна седая приносит на подносе чай. - Пора, дитя мое, вставай! Да ты, красавица, готова! О пташка ранняя моя! Вечор уж как боялась я! Да, слава Богу, ты здорова!" - "Бестолковая старушка" посылает внука с письмом Татьяны к Онегину. Став княгиней, Татьяна "сейчас отдать бы рада... весь этот блеск, и шум, и чад за полку книг, за дикий сад... да за смиренное кладбище, где нынче крест и тень ветвей над бедной нянею моей".

Няня Лариных (прототипы произведений Пушкина)

Няня Лариных (прототипы произведений Пушкина) - "Список": Арина Родионовна.

Няня ("Обломов")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Обломова няня.

Предыдущая страница Следующая страница