Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
Статьи на букву "Н" (часть 1, "Н"-"НЕГ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 1, "Н"-"НЕГ")

Н. ("Горе от ума")

Смотри также Литературные типы произведений Грибоедова

- На его вопрос о Чацком ("как его нашли вы по возвращеньи?") Софья отвечает: "он не в своем уме". - "Ужли с ума сошел?" - "Однако, есть приметы?" - "Как можно в эти лета!" - недоверчиво спрашивает N, но тотчас же сообщает эту новость г. Д. и сам идет осведомиться об этом у других: "чай, кто-нибудь да знает".

Н., князь ("Дневник лишнего человека")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Стройный и высокий мужчина лет двадцати пяти. "Петербургский офицер, присланный в губернию для приема рекрутов. Полюбил Лизу, по мнению Чулкатурина, "отчасти от нечего делать, отчасти от привычки кружить женщинам головы". Он был "собой хорош и умен", "веселого нрава, общежительный, любезный". На вызов Чулкатурина, назвавшего Н. "пустым петербургск. выскочкой", спокойно усмехнулся и почти снисходительно стиснул руку Ч. - "Я принужден вызвать вас, - заговорил он небрежно, - если вы не откажетесь от ваших слов". - "Я не могу запретить вам находить меня пустым человеком, - прибавил он, надменно прищурив глаза, - но князья Н. не могут быть выскочками". Перед поединком он спросил Чулкатурина еще раз: не откажется ли тот от своих слов. Раненый, он в свою очередь выстрелил на воздух и ласково спросил Чулкатурина: "Ведь все позабыто между нами, не правда ли?" Когда же "городские власти" обратились к князю с предложением примерно и строго наказать Чулкатурина, князь настоятельно и неотступно хлопотал за своего противника. - Накануне отъезда на "деликатный намек" Ожогина холодно ответил, что "не намерен никого обманывать и не думает жениться".

Н. князь ("Лебедянь")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Ремонтер ***-го полка. "Молодой человек, лет двадцати двух, с веселым и несколько презрительным лицом, в сюртуке нараспашку, красной шелковой рубахе и широких бархатных шароварах". Страстный игрок на биллиарде; постоянно держит возле себя какого-либо прихлебальщика вроде Хлопакова, который его развлекает глупостью и шутовством. На лошадиной ярмарке в провинции кутит, "задает тон" и не терпит противоречий. Любит лошадей и возится с ямщиком Баклагой: "князь его любил, дарил ему лошадей, гонялся с ним, проводил с ним целые ночи". Этого князя, "бывшего шалуна и мота, вы бы теперь не узнали... Как он раздушен, затянут, горд! Как занят службой - а главное, как рассудителен!"

Н. Н. ("Ася")

Статья большая, находится на отдельной странице.

Н. Н. М. ("Фрег. Пал.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

Список: - Муравьев, Н. Н.

Н. Н. ("Фрег. Пал.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

Список: Назимов.

Н., полковник ("Герой нашего времени)

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

- У него "остался ужинать и ночевать", проездом через Владикавказ, Печорин. Утром полковник Н., доведя Печорина "до гостиницы, простился с ним и поворотил в крепость".

На родине (Гончарова)

На родине (Гончарова) - Второй очерк "Воспоминаний"; в предисловии к очерку Гончаров прямо заявляет, что желает, что бы в воспоминаниях "искали не голой правды, а правдоподобия". "Это не мемуары какие-нибудь, где описываются исторические лица, события и где требуется строгая фактическая правда... Это и не плод только моей фантазии, потому что тут есть и правда, и, пожалуй, если хотите, все правда. Фон этих заметок, лица, сцены, б. ч., - эпически верны с натурой, а иные взяты прямо с натуры. По одной какой-нибудь выдающейся черте в характере той или другой личности или события фантазия старается угадывать или дорисовывать остальное... Все описываемое в них не столько было, сколько бывало..." (Вступление). Написан очерк в Усть-Нарове, где Гончаров проводил лето, и датирован 11-м августа 1887 г. Напечатан в "Вестн. Евр." 1888 г., №№ 1 и 2.

Алтаев. - Барыня. - Бравин. - Гастурин. - Городничий. - Графиня. - Добышев. - Егорьев. - Иглевы. - Козлов. - Козырев. - Лопарев. - Лиза Р-ская. - Лина. - Лопарев. - Мальхин. - Милианов. - Прохин. - Ростин. - Сланцов. - Тмакин. - Углицкие. - Шлепков. - Чубук. - Чурига. - Чуча. - Ягорский. - Якубов. - Ямщик. - Янов.

Набоков Иван Александрович

Набоков Иван Александрович (1787-1852) - генерал, комендант Петропавловской крепости, член следственной комиссии по делу петрашевцев

Набухвостить

Набухвостить - насплетничать, налгать

Навин Иисус

Навин Иисус - по библейской легенде, военачальник, победивший врагов, так как ему была подвластна вся природа - река Иордан, остановившая свои воды, чтобы прошел еврейский народ, луна, солнце, которому он приказал остановиться.

Навроцкий Александр Александрович

Навроцкий Александр Александрович (1839-1914) - военный юрист, поэт, публицист, драматург, редактор-издатель журнала "Русская речь"

(с 1879 г.). Печатался в "Вестнике Европы" под псевдонимом Н. А. Вроцкий

(стихи, роман "Семейство Татарских" и др.)

Навуходоносор II

Навуходоносор II - вавилонский царь в 605-562 гг. до н. э.

Нагаткина, Арина Степановна ("Семейная хроника")

Смотри также Литературные типы произведений Аксакова

- Старшая дочь Степана Михайловича, вдова, по первому мужу Коптяжева. Крестная мать Багрова-внука. "Сердечная простота", как называли ее сестры, "добрая, простодушная женщина". На отзывы сестер о невестке отвечала "коротко и ясно": "Вы себе там, как хотите; не любите и браните Софью Николаевну, а я ею очень довольна; я от нее кроме ласки и уважения ничего не видала", и Акс. Степановна не удерживала порывов своего "дружелюбия". Несмотря на все средства и просьбы, "даже угрозы" сестер, при всех передала Софье Николаевне последнюю просьбу умирающей Арины Степановны о прощении. Степан Михайлович звал ее "добрухой, и простухой, и маиоршей". Когда детям брата привезла гостинца, изюму и черносливу, то "отдала тихонько от всех и велела так есть, чтобы никто не видал".

Нагланович, Порфирий Игнатьевич ("Завтрак у предводителя")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Становой. По отзыву Алупкина, "величайшая бестия, какие только есть на свете", "первый плут". "Старинный приятель Мирволина".

Наградский ("Р. Пелам")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- "Явление княгини Хованской с Наградским, мои (Пелама) сшибки с ним, его сплетни" (Прогр. I).

Надежда Васильевна ("Обрыв")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Пахотина, Н. В.

Надежда Никитишна ("Обрыв")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

Уп. л. Марфиньке было "завидно глядеть на H. H.: у ней семь человек (детей)... Куда ни обернись, везде дети!"

Надеждин, Николай Иванович

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1804-1856). - Критик "Вестн. Евр.", позднее издат. "Телескопа" и "Молвы", профессор Моск. унив. эпиграммы на него 1829 г. О нем Ф. Косичкин: "Торжество дружбы..." и "Несколько слов о мизинце г. Булгарина" (1831). Биогр. Н. и избр. сочинения, Белинский. "Собр. сочин.". род. Венгерова, т. I, "Приложения".

Надеин Митрофан Петрович

Надеин Митрофан Петрович (1839-1916) - народник, владелец книжного магазина, издатель; основал в Петербурге "Книжный магазин для иногородних"

Наденька Любецкая ("Обык. ист.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- "Маленькая брюнетка", "восемнадцати лет". "Она была не красавица и не приковывала к себе мгновенно внимания. Но если кто пристально вглядывался в ее черты, тот долго не сводил с нее глаз. Ее физиономия редко оставалась две минуты покойною. Мысли и разнородные ощущения до крайности впечатлительной и раздражительной души ее беспрестанно сменялись одни другими, придавая лицу ее ежеминутно новое и неожиданное выражение. Глаза, например, вдруг бросят будто молнию, обожгут и мгновенно спрячутся под длинными ресницами; лицо сделается безжизненно и неподвижно - и перед вами точно мраморная статуя. Ожидаешь вслед за тем опять такого же пронзительного луча - отнюдь нет! веки подымаются тихо, медленно - вас озарит кроткое сияние взоров". В движениях Н. было "много грации", и в этой грации - "много тихого, порывистого". "В разговорах те же неожиданные обороты: то верное суждение, то мечтательность, резкий приговор, потом ребяческая выходка или тонкое притворство". "Все показывало в ней ум пылкий, сердце своенравное и непостоянное". По словам ее матери, Н. "такая живая, такая резвушка, - вскочит, запоет да побежит - ветер". По мнению влюбленного Александра, Н. - "это ангел, олицетворенная искренность, женщина какую, кажется, Бог впервые создал во всей чистоте и блеске". Это "не только чувствующая, это мыслящая девушка... глубокая натура". "В разговоре у нее" нет "пошлых общих мест", и, по мнению влюбленного Александра, светлым умом блестят ее суждения", у нее "огонь в чувствах". Отвергнутый Н., Александр называет ее "капризной девочкой, не понимающей ни его, ни самой себя, ни любви". По уверению матери, Н. "тайком и мысли-то такой не допустит". - "Дай Бог всякому такую дочь!" "Н. пользовалась полною свободою, распоряжалась и собою, и маменькою, и своим временем, и занятиями, как хотела. Впрочем, она была добрая и нежная дочь, нельзя сказать - послушная, потому только, что не она, а мать слушалась ее". - "Ах, перестаньте, перестаньте загадывать!" - "Не пророчьте: мне что-то страшно делается, когда вы говорите так". "Говорят, будто, что было однажды, то уж никогда больше не повторится!" По ее словам, "нельзя верить самим себе". Она "гордилась любовью" Александра и звала его "мой поэт", но "иногда на вздохи и стихи отвечала зевотой", т. к. "сердце ее было занято, но ум оставался празден". Под влиянием любви к графу она изменилась: "нет небрежности в обращении. Она осмотрительнее в поступках, как будто стала рассудительнее". "Где милые капризы, дикость, шалости, резвость? Все пропало. Она стала серьезна, задумчива, молчалива. Ее как будто что-то мучит". Она стала "похожа на всех девиц: такая же притворщица, так же лжет, так заботливо расспрашивает о здоровье... так постоянно внимательна, любезна по форме". "В какие-нибудь два, три месяца" "эта девушка образовалась в женщину".

Критика: "Я рисовал не Наденьку, а русскую девушку известного круга той эпохи, в известный момент. Сам я никакой одной Наденьки лично не знал, или знал многих". И. Гончаров. ["Лучше поздно, чем никогда"].

"Это дитя природы, вечный материал, из которого жизнь, в ее внешних формах, творит все, что хочет, без всякой борьбы во имя каких бы то ни было высших начал. При благоприятных условиях из них могут выработаться добродетельные, но недалекие матери семейств, светские дамы, отражающие в себе, как в зеркале, предрассудки и слабые стороны среды, типичные классные дамы; в мещанской среде - из них по преимуществу вербуется класс надоедающих жен, несносных сплетниц, мелочных, придирчивых хозяек. Бестолковое воспитание, при отсутствии хороших интеллектуальных задатков от природы, служит определяющей чертой этого типа" [Ляцкий].

Надзиратель ("Воспоминания")

Смотри также Литературные типы произведений Аксакова

- Больничный надзиратель. "Добрый старик", "попечителен и ласков".

Надсон Семен Яковлевич

Надсон Семен Яковлевич (1862-1887) - русский поэт-лирик.

Назар Кубышкин ("Лебедянь")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Кучер помещика и конского заводчика, Чернобая. "Сморщенный старичишка, с ястребиным носом и клиновидной бородкой". - "Лошадок приготовь; покупатель пришел", - кричат Назару в конюшню. "Покупатель, покупатель, - ворчит в ответ Назар, - я им еще не всем хвосты подмыл!"

Назарьева (урожд. Манкашева) Капитолина Валерьяновна

Назимова (Левентон) Алла Александровна

(1879- 1945) - актриса, в 1898 г. поступила в труппу Московского Художественного театра, с 1900 г. Гастролировала в провинции, в 1906 г. уехала из России в Америку.

Наина ("Русл. и Людм.")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- "Как милый цвет уединенья", "меж подруг она гремела красотою". "Надменная пастушка любви признанья пастуха" "с гордостью внимала, лишь прелести свои любя"; когда же ей "семьдесят" уж "било", "седое божество" воспылало "новой страстью" к старцу-пастуху. "Старушка дряхлая, седая, глазами впалыми сверкая, с горбом, с трясучей головой, - печальной ветхости картина" - "скривив улыбкой страшный рот", "мигала томными глазами" и "могильным голосом бормотала" "любви признанье"; "сквозь кашель продолжала тяжелый, страстный разговор": "Проснулись чувства, я сгораю, томлюсь желаньями любви... приди в объятия мои... О милый, милый, умираю!.." "Чувства прежние свои старушка не забыла, и пламя позднее любви с досады в злобу превратила". "Голос скорбный чести меня к отмщению зовет", - говорит отверженная Н. Финну. - Содействует Черномору, которого зовет: "собрат, издавна чтимый мной". Н. помогает Фарлафу напасть на спящего Руслана и похитить Людмилу.

Найденов (Алексеев) Сергей Александрович

Найденов (Алексеев) Сергей Александрович (1869-1922) - русский драматург, автор пьес из купеческого и мещанского быта ("Дети Ванюшина" и др.).

Накамура Тамея ("Фрег. Пал.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Японец, церемониймейстер, "с широким круглым лицом, с плоским и несколько вздернутым, широким же арабским носом". "В его наружности было что-то дикое"; он был похож немного взглядами, голосом и движениями на зверя ("медведя"), но был смышленый и распорядительный человек". Когда вместо полномочных на фрегат начали посылать Н. с секретарями, он быстро усвоил "роль начальника: "как медведь неловко влезал на место, где сидели полномочные, сжимал, до привычке многих японцев, руки в кулаки и опирал их о колени, морщил лоб и говорил с важностью". Получив от адмирала запечатанный пакет, заключавший важные бумаги", "для передачи полномочным", Н. "преблагополучно доставил его по адресу. Но на другой день вдруг явился, в ужасной тревоге, с пакетом, умоляя взять его назад"... - "Как взять? Это не водится, да и не нужно, причины нет!" - приказал ответить адмирал. - "Есть, есть, - говорил Н., - мне не велено возвращаться с пакетом, и я не смею уехать от вас. Сделайте милость, возьмите!" От радости, что его просьба была исполнена, Н. "отвязал от пояса бронзовый флакончик для духов и подал его" взявшему пакет. - Услыша игру на пианино, Н. пришел в восторг; в такой же восторг привели Н. и подаренные ему картинки из журналов, среди которых были изображения прошлогодних женских мод. "Женские фигуры и платья произвели большой эффект".

Накануне (Тургенева)

Накануне (Тургенева) - роман в XXXV главах. Написан в 1859 г. Время действия 1853 г. О самом романе "небольшой эпизод" из литературной деятельности Тургенева, рассказанный И. С. в предисловии к собранию его романов в 1880 г.".

Августина Христиановна. - Актриса-итальянка. - Аннушка. - Берсенев, Андрей. - Берсенев, Петр. - Бабошкин, граф. - Болгары. - Ванька. - Волгин. - Гувернантка Елены. - Дарья. - Доктор-итальянец. - Доктор московский. - Елена (Стахова). - Зоя (Мюллер). - Инженерный генерал. - Инсаров. - Камериере. - Ключница. - Курнатовский, Андрей. - Курнатовский, Егор Андреевич. - Лакей в доме Стаховых. - Лупояров. - Лущихин. - Мюллер. - Нищая старуха. - Немец-великан. - Немцы. - Офицер австрийский. - Портной. - Прокурор. - Протопопица. - Прохожий беззубый мужичок. - Рендич. - Слуга Берсенева. - Слуга трактирный. - Стахов, Ал. В. - Стахов, Н. Арт. - Стахов, Ув. Ив. - Татьяна-беглая. - Увар Иван., Стахов У. И. - Чикурасов, князь. - Шубин. - Федюшка.

Наметка

Наметка - рыболовный кошель на шесте, рыболовная (наметная) сеть

Нана

Нана - кокотка, героиня романа Э. Золя

Нанковый

Нанковый - из нанки (китайки) - хлопчатобумажной ткани

Наполеон I

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1769-1821). - Взгляд юноши-Пушкина на Н. был тождествен со взглядом большинства русского общества [Каково было отношение к Н. дает понятия следующая выписка из сочинения Муравьева "Некоторые из забав отдохновения". "Н., - говорит автор, - начал свое поприще в свете и продолжал, и кончил оное революционным цирюльником и пушкарем; ни ума, ни доброты, ни чести никогда в нем не было более того, что могло принадлежать этому званию". Pед.]. В "Восп. в Ц. Селе" (1815) поэт называл "коварством, дерзостью венчанного царя" - "бичом вселенной", презревшим "правды глас и веру и закон"; мечтателем, желавшим, в обуявшей его "гордыне", "мечом низринуть троны"; "исчезнувшим, как утром сон". В пьесе того же года ("Н. на Эльбе") "Император Эльбы" называется "губителем", желавшим "сокрушить Европы дивный щит" и воссесть царем "на гробах". В "Оде" (т. г.) "звезда губителя потухла в вечной мгле" и "с трона гордый пал, и вновь восстал ...и нет". В обеих пьесах Н. противопоставляется Александру I. В "Бове" (1817) Н. "мир крещеный потопил в крови, не щадил и покрещенных". В оде "Вольность" Н. "самовластительный злодей", "ужас неба, срам природы", "упрек Богу на земле".

Известие о смерти Н-а Пушкин занес в свой дневник. В пьесе "Наполеон" он уже называется "великим человеком", для которого "потомство настает". "Да будет омрачен позором тот малодушный, кто в сей день безумным возмутит укором твою развенчанную тень. Хвала! Ты русскому народу высокий жребий указал, и миру вечную свободу из мрака ссылки завещал". Эту строфу 1821 г. Пушкин назвал в 1823 г. своим "последним либеральным бредом" ("Тург.", 1823). Могила Н. осталась для Пушкина гробницей "славы" ("К морю", 1824). В пьесе "Герой" (1830) на вопрос друга: "кто всех более властвует душой?" - поэт отвечает: "все он, все он пришлец сей бранный, пред кем смирялися цари, сей ратник вольностью венчанный..." (В оде "Вольность": "самовластительный злодей", в "Отрывке" - "мятежной вольницы наследник"). Н. является поэту "не у счастия на лоне", но играющим "жизнию своей" "пред сумрачным недугом" и одобряющим больных чумой. "Клянусь, кто жизнию своей играл пред сумрачным недугом, чтоб ободрить угасший взор, клянусь, тот будет небу другом, каков бы ни был приговор земли слепой". Уп.: "Клев. России" (1831): 19 окт. 1831 и 1836 гг. В "Онегине": "Мы все глядим в Наполеоны" (II, 14). "Напрасно ждал Наполеон, последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной, с ключами старого Кремля..." "Она готовила пожар нетерпеливому герою! Отселе, в думу погруженный, глядел на грозный пламень он" (VII, 37). В кабинете Евгения стоял "столбик с куклою чугунной под шляпой, с пасмурным челом, с руками, сжатыми крестом" (VII, 19).

Наполеон Жозеф Бонапарт, принц

Наполеон Жозеф Бонапарт, принц (1822-1891) - двоюродный брат Наполеона III, сенатор.

Наполеондор

Наполеондор - французская золотая монета достоинством в 20 франков. Существовали также двойные и половинные наполеондоры.

Нарабойси 1-ый ("Фрег. Пал.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

Уп. л. Японец-переводчик, двоюродный брат Н-и 2-го.

Нарабойси 2-ой ("Фрег. Пал.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

Переводчик-японец, представитель молодой Японии (Сьоза). "Молодой человек лет 25-ти, говорящий немного по-английски". "Очень скромен, задумчив; у него нет столбняка в манерах" и "самоуверенности". "У него что-то бродит в голове, сознание и потребность чего-то лучшего против окружающего его"; со вздохом сознался, что все, виденное на фрегате, "приводит его в восторг, что он хотел бы быть европейцем, русским, путешествовать и заглянуть куда-нибудь, хоть бы на Боним-Сима".

Нардов (Книппер) Владимир Леонардович

Нардов (Книппер) Владимир Леонардович (1876-1942) - брат О. Л. Книппер; юрист по образованию, певец, артист Большого театра.

Наркиз Семенов ("Бригадир")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

"Этот старый слуга нисколько не походил на "Савельича", или на "Калеба". Его звали в шутку "Маркизом". "В нем было что-то самоуверенное, даже утонченное; не без достоинства он смотрел на молодых людей, свысока, но и к другим помещикам не питал особенного уважения; о прежнем барине отзывался небрежно, а свою братию просто презирал за невежество. Сам он умел читать и писать, выражался правильно и вразумительно - и водки не пил. В церковь ходил редко, так что его раскольником считали. Из себя он был худощав и высок, лицо имел длинное и благообразное, острый нос и нависшие брови, которые он беспрестанно то надвигал, то поднимал ("отрастили они себе брови не хуже тетерева, да и полагают, что чрез то все науки произошли" - говорит о Н. Огурец), носил просторный опрятный сюртук и сапоги до колен с вырезанными в виде сердца голенищами и ушастый картуз. В этом картузе он казался еще величественнее. Улыбался молча, во весь рот".

Народ ("Бор. Год.")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- "Ах, смилуйся, отец наш! Властвуй нами! Будь нам отец, наш царь", - "воет и плачет" народ, "на коленях умоляя принять царскую власть" Бориса. - "Один (из народа, тихо): О чем мы плачем? Другой. А как нам знать? то ведают бояре - не нам чета". "Все плачут - заплачем, брат, и мы". - "Венец за ним! Он - царь, он согласился?.. Борис - наш царь! Да здравствует Борис!" -В конце драмы "мужик на амвоне" кричит: "Народ! Народ! в Кремль! В царские палаты! ступай вязать Борисова щенка"; - народ "несется толпою": "вязать, топить! Да здравствует Димитрий! да гибнет род Бориса Годунова!" - Когда бояре вошли после этого в дворец - послышался "шум", "тревога" "визг", "женский голос", а потом "крики замолкли" и Мосальский "появился на крыльце", говоря: "Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы". - "Народ в ужасе молчит". - "Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иоаннович!" - "Народ безмолвствует".

По словам Шуйского, "бессмысленная чернь изменчива, мятежна, суеверна, легко пустой надежде предана, мгновенному внушению послушна". - "Всегда народ к смятенью тайно склонен", - говорит Басманов. - "Лишь строгостью мы можем неусыпной сдержать народ, - думает Борис: - Так думал Иоанн, смиритель бурь, разумный самодержец". Чернь "для истины глуха и равнодушна, а баснями питается". "Ей нравится бесстыдная отвага", - характеризует ее Шуйский. Борис приходит к заключению, что "безумны мы, когда народный плеск иль ярый вопль тревожит сердце наше". - Он "думал свой народ в довольствии, во славе успокоить, щедротами любовь его сыскать - но отложил пустое попеченье". - "Бог посылал на землю нашу глад; народ завыл, в мученьях погибая; я отворил им житницы, - говорит Борис, - я злато рассыпал им; я им сыскал работы: они ж меня, беснуясь, проклинали!" "Пожарный огнь их домы истребил: я выстроил им новые жилища; они ж меня пожаром упрекали". "Вот черни суд: ищи ж ее любви!" "Живая власть для черни ненавистна. Они любить умеют только мертвых". "Нет, милости не чувствует народ: твори добро - не скажет он спасибо; грабь и казни - тебе не будет хуже". - Перед вступлением на престол Борис сумел "и страхом, и любовью, и словом народ очаровать"; по вступлении он велит "сзывать весь наш народ на пир". Ссылается при вести о появлении Димитрия на то, что "избран всенародно". Советует сыну выбрать советника "любимого народом, а в боярах почтенного народом или славой". - "Но знаешь ли, чем сильны мы, Басманов? Не войском, не польскою подмогой, а мнением, -да, мнением народным", - говорит Аф. Пушкин.

Нарумов

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

Первоначально (в черновом наброске "Дубровского") под фамилией H-a был изображен Троекуров. [ст. В. Е. Якушкина "Рукописи П. в Румянц. музее". Р. Ст. 1884 г., 7].

Нарумов ("Пиковая дама")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Конногвардеец. У него в доме "однажды играли в карты"; на рассказ Томского возразил: "Как! У тебя есть бабушка, которая угадывает три карты сряду, а ты до сих пор не перенял у ней ее кабалистики?" Томский просит позволения графини представить ей Н. - Нарумов.; он же привез Германна к Чекалинскому.

Нарушение воли (Гончарова)

Нарушение воли (Гончарова) - очерк. Написан в 1889 году, напечатан тогда же в "Вестн. Европы". В этом очерке Гончаров завещает и просит исполнить "последнюю волю писателя", "кандидата в покойники": "не печатать ничего" что он сам не напечатал при жизни или на что не передал права издания и в том числе и писем.

"Пусть письма мои остаются собственностью тех, кому они писаны, и не переходят в другие руки, а потом предаются уничтожению". "У меня есть своего рода "pudeur" являться на позор свету с таким хламом. И я прошу пощады этому чувству, т. е. "pudeur". Ha основании этого завещания такой близкий к Гончарову человек, как Л. Н. Майков (Список, выше) отказался сделать достоянием печати хранящиеся в его семействе материалы, а сестра писателя, А. А. Музалевская, исполняя волю брата, предала сожжению его письма. Однако даже Майков сделал исключение для некоторых писем Гончарова, освещающих его личность и его взгляды на искусство. На той же точке зрения стоял М. М. Стасюлевич, редактор "Вестн. Евр." и душеприказчик Ив. Ал., давший на страницах своего журнала место извлечениям из переписки Гончарова. В настоящее время уже опубликована часть переписки Гончарова, извлечены из архива документы, касающиеся его цензорской деятельности и воспроизведены статьи Гончарова из газет. Опубликованы письма Гончарова к Валуеву, к Н. Н и А. Н. Гончаровым, Кавелину, Капнисту, Бирмаловой, Краевскому, Лазаревскому, Музалевской, Норову, Острогорскому, Писемскому, Полонскому, Пыпину, Романченко, гр. Толстой, Тургеневу, Стасюлевичу, Фету, Цертелеву и др. в "Списке": Валуев, Кавелин и т. д.

Нарышкин, Александр Львович

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1760-1826). - Обер-гофмаршал, директор Императорских театров. С ним вместе ездил за границу Кюхельбекер, которому Пушкин желал в канцелярии Н. "духа смиренномудрия и терпения" (Дельвигу, 1821). Его сын, Лев Александрович Н., жил в Одессе и в 1824 г. уезжал в чужие края ("Вяземск.", 1824).

Нарышкина Елизавета Алексеевна

Нарышкина Елизавета Алексеевна - председательница ряда благотворительных обществ

Настасей Настасеевич ("Часы")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- Пучков.

Настасья Герасимовна ("Капит. дочка")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- "Тетушка" Гриневых; "окривела в тот самый год", когда родился Петруша.

Настасья Ивановна ("Обломов")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- "Пожилая девушка", дальняя родственница отца Ильи Ильича, состояла в свите матери Обломова вместе с Пелагеей Игнатьевной и Степанидой Агаповной (такими же дальними родственницами Ильи Ивановича).

Настасья Петровна ("Обрыв")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

Одна из знакомых Бережковых, присутствовавшая "на парадном завтраке" в Малиновке. Когда Иван Петрович заговорил о турках (они "издревле притесняют христиан, жгут, режут, а женщин того"...) Н. П., по замечанию Тычкова, "покраснела", но Тычкову она возразила: "Что вы, ваше превосходительство... отчего мне краснеть? Я и не слыхала, что говорят", - сказала Н. П. "бойко", "жеманно поправляя шаль". Тычков называл ее "плутовкой" и спрашивал священника, не жаловалась ли Н. П. на исповеди на мужа, что он…" - "Ах, что вы, ваше превосходительство!" - торопливо перебила" Н. П.

Настасья Фадеевна ("Обломов")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Знакомая стариков Обломовых, приятельница матери Ильи Ильича.

Настенька ("Ревизор")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Жена Луки Лукича Хлопова.

Настоятель ("Гетман")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

"Старец". - Оловянные глаза "казалось, давно уже не принадлежали миру сему, потому что не выражали никакой страсти".

Настя ("Барышня-крестьянка")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Горничная Лизы. В Прилучине была "лицом гораздо более значительным, нежели любая наперсница во французской трагедии". Лиза "очень любила ее, открывала ей все свои тайны, вместе с нею обдумывала свои затеи". "Была постарше" Лизы, "но столь же ветрена, как и ее барышня". Когда Лиза, чтобы увидеть молодого Берестова, высказала желание нарядиться крестьянкой, Настя одобрила ее план, и с ее помощью Лиза "скроила себе рубашку и сарафан". В новой роли она "заслужила полное одобрение Насти". При помощи Н. Лиза получила "маленькие пестрые лапти", т. к. Н. "сняла мерку с Лизиной ноги, сбегала в поле к Трофиму-пастуху и заказала ему пару лаптей по той мерке"; она же помогала Лизе во всех ее проказах.

Настя ("Герой нашего времени")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

Хорошенькая дочь старого урядника в Тамани.

Наталка ("Два помещика")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Дочь кучера. "Девочка лет одиннадцати, вся растрепанная, с хворостинкой в руке".

Натальи Павловны муж ("Гр. Нулин")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

"Его довольное лицо приятной важностью сияет". Убеждает гр. Нулина остаться обедать: "Жена и я - гостям мы рады!" Узнав о подвиге графа, "очень этим оскорблялся; он говорил, что граф дурак, молокосос; что если так, то графа он визжать заставит, что псами он его затравит".

Наталья Алексеевна Ласунская ("Рудин")

Статья большая, находится на отдельной странице.

Наталья Дмитриевна Горичева ("Горе от ума")

Смотри также Литературные типы произведений Грибоедова

- Молодая дама, знакомая Чацкого, жена Платона Михайловича. "Говорит тоненьким голоском". При встрече с нею на вечере у Фамусова Чацкий говорит: "Однако, как, смотря на вас, не подивиться? Полнее прежнего, похорошели страх; моложе вы, свежее стали; огонь, румянец, смех, игра во всех чертах?" Влюблена в своего мужа ("прелестный муж", "единственный", "бесценный", сам по себе, по нраву, по уму"). "Знает наперед", что муж ее понравится Чацкому. - "Взгляните и судите", - говорит она, представляя мужа Чацкому. На вопросы Чацкого к Платону Михайловичу за него отвечает Нат. Дм.: "Платон Михайлыч мой к затеям склонен разным". "Платон Михайлыч мой здоровьем очень слаб". - "Платон Михайлыч город любит". Воспоминания Чацкого о прошлой жизни, его советы ("в полк! эскадрон дадут! Движенья боле! В деревню, в теплый край, будь чаще на коне!") перебивает заботами о том, чтобы муж не простудился. - "Ах, мой дружочек! Здесь так свежо, что мочи нет; ты распахнулся весь и расстегнул жилет! - Послушайся разочек, мой милый, - застегнись скорей!" - "Мой ангел, Бога ради, от двери дальше отойди!" За совет Платону Михайловичу "жить в деревне" считает Чацкого сумасшедшим. Когда же Хлестова заводит речь о том, что Чацкий "чай, пил не по летам" и "шампанское стаканами тянул", Н. Д. прибавляет: "бутылками и пребольшими".

Критика: 1) "Наталья Дмитриевна с своим мужем Платоном Михайловичем Горичем, этим "высоким идеалом московских всех мужей", их взаимные отношения; князь Тугоуховский и княгиня с шестью дочерьми; графини Хрюмины, бабушка и внучка; Загорецкий, Хлестова - все это типы, созданные рукою истинного художника; а их речи, слова, обращения из под них, гениальная живопись, поражающая верностью, истинною и творческою объективностью; но все это как-то несвязно с целью комедии выставляется сама собою, особенно и отдельно". (Белинский. Сочинения т. V, стр. 82).

Наталья Ивановна ("Обрыв")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Уп. л. Жена священника, подруга Веры по пансиону. По словам Татьяны Марковны, "добрая, смирная курица, лепечет без умолку, поет, охотница шептаться, особенно с Верой: так и щебечет, и все на ухо"; неглупа, читает много книг и приодеться любит". "Ей только дарила свое доверие Вера". Н. И., по характеристике Татьяны Марковны, "послушная раба" Веры. "Вера любит ее за то, что характера нет", "за гибкость, за податливость, за то, что та не выходит из ее воли". Верочкин взгляд, даже каприз - для нее святы. "Что только та сказала, то" для Н. И. "только и умно, и хорошо".

Наталья Николаевна ("Горе от ума")

Смотри также Литературные типы произведений Грибоедова

- Ирина Власьевна.

Наталья Николаевна ("Степн. кор. Лир")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Помещица - мать рассказчика (Дмитрия Семеновича).

Наталья Фадеевна ("Обрыв")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

Дворовая, "одна из плетельщиц кружев у Татьяны Марковны". Когда Егорка "провертел щель" в перегородке, отделявшей кабинет Райского от коридора, и приглашал других девушек "в щелку посмотреть", как "девствует" там Борис Павлыч, "любопытная Н. сама напрашивалась": "Покажи мне, что там такое!" - "Вы распрекрасная девица, Н. Ф., - ответил Егорка нежно: - словно - барышня! Я бы не то что в щелку дал вам посмотреть, руку и сердце предложил бы - только... рожу бы вам другую!" Н. Ф. "обиделась". - "Ругатель! - сказала она, уходя из комнаты: - право ругатель!"

Наташа (Аксакова)

Наташа (Аксакова) - неоконченная повесть. Продиктована А. во время болезни; отрывок из нее в № 2 "Русской беседы" за 1860 г. В полном виде рукопись была напечатана только после смерти автора в "Русском архиве" 1868 г. №№ 4 и 5. Иван Сергеевич Аксаков в своем примечании к "Наташе" досказывает дальнейшее содержание повести:

"Рассказ Сергея Тимофеевича прерывается на том, как Шатов, уже получивший согласие 16-летней Наташи и ее родителей, уже объявленный женихом, при более близком знакомстве становится все менее и менее симпатичен невесте и смущение начинает овладевать душою молодой девушки. Мы можем досказать эту историю: свадьба расстроилась, и Наташа, или Надежда Тимофеевна, вышла замуж за Солобуева, т. е. Мосолова. Но это замужество продолжалось недолго: года через четыре он умер, а потом года через два молодая вдова вышла 1817 г. замуж за известного читателям "Семейной хроники" и "Воспоминаний" умного, образованного Григ. Ив. Карташевского. "Кажется, в намерении автора было рассказать замужество "Наташи" с Солобуевым и изобразить всю отвратительную картину семейных нравов в среде богатых помещиков-заводчиков Вятской губернии в начале нынешнего века, материалом для чего, кроме личных воспоминаний Сергея Тимофеевича, должны были служить и воспоминания, написанные нарочно, по его просьбе, самою "Наташею", или Н. Карташевской [Скончалась в 1887 г.], уже в 1858 г."

Ардальон Семеныч Шатов. - Афанасий Флегонтович Солобуев. - Буфетчик. - Варвара Михайловна Болдухина. - Григорий Максимыч Винский. - Евгеша. - Иван Маркыч. - Камердинер. - Кучер. - Мавра Васильевна Солобуева. - Мориц Иваныч Шевалье-де-Глейхенфельд. - Наташа Болдухина. - Петр Андреич Глазов. - Петруша Болдухин. - Прачка. - Сидорка. - Трофим. - Флегонт Афанасьич Солобуев. - Фуасье, де.

Наташа Болдухина ("Наташа")

Статья большая, находится на отдельной странице.

Наташа ("Обрыв")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

Героиня "старого эпизода" из жизни Райского, "подруга" его юности. "Масляный портрет" Н., "скорой рукой набросанный" и едва подмалеванный Райским, хранился у него; "в заглавии" старой "тетради" Бориса Павловича стояло: "Наташа". - "Голубь, а не женщина!" - называл Райский Наташу, воскрешая ее образ. "Это был чистый, светлый образ, как Перуджиниевская фигура, простодушно и бессознательно живший и любивший, с любовью пришедший в жизнь и с молитвой отходящий от дел". "И ее болезненная, страдальческая жизнь, и преждевременная смерть казались ей - так надо. Она полюбила Райского "не страстью, а какою-то ничем невозмутимою, ничего не боящеюся любовью, без слез, без страданий, без жертв, п. ч. не понимала, что такое жертва, не понимала, как можно полюбить и опять не любить". "Для нее любить - значило дышать, жить, не любить - перестать дышать и жить". "На вопросы его ((Райского: "Любишь ли? Как?") - "Она, сжав ему крепко шею и стиснув зубы, по-детски отвечала: "Вот так!" А на вопрос: "Перестанешь ли любить?" - говорила задумчиво: "Когда умру, так перестану". Дочь "бедной, больной женщины", Н. осталась рано сиротой. Райский узнал Н. в самую опасную минуту, "когда ее неведенью и невинности готовились сети со стороны одного "благодетеля". Спасая искренно и горячо от сетей этого благодетеля Н., - Райский влюбился сам в нее; он и Н. получили благословение "у смертного одра матери". "Оба протягивали руки к брачному венцу - и оба... не устояли". "Гроб" матери Н. стал "между ними и браком". "Глубокий траур, вдруг облекший ее молодую жизнь, подломил и ее хрупкий наследственно-болезненный организм, в котором еще сильнее скорби и недуга горела любовь и колдовала нетерпением и жаждой счастья". "С той минуты, как она полюбила Райского, в глазах и улыбке ее засветился тихий рай: он светился два года"... "Но ни разу на лице у нее не блеснул таинственный луч затаенного, сдержанного упоения, никогда - потерянного, безумного взгляда, которым выговаривается пожирающее душу пламя" - "в ней не было признака страсти". До последней минуты "похолодевшие губы шептали неизменное люблю, рука повторяла привычную ласку"; даже, когда Райский "исчезал на месяцы", "возвращаясь, он был встречаем опять той же улыбкой, тихим светом глаз, шепотом нежной, кроткой любви". "Никогда - ни упрека, ни слезы, ни взгляда удивления или оскорбления за то, что он прежде был не тот, что завтра будет опять иной, чем сегодня, что она проводит дни оставленная, забытая, в страшном одиночестве". У ней и в сердце, и в мысли не было упреков и слез, не срывались укоризны с языка. Она не подозревала, что можно сердиться, плакать, ревновать, желать, даже требовать чего-нибудь именем своих прав". У ней было одно желание и право: любить". "Она думала и верила, что так, а не иначе, надо любить и быть любимой, и что весь мир так любит и любим". "Обида, зло падали в жизни на нее иногда и с других сторон: она бледнела от боли, от изумления, подкашивалась и бессознательно страдала, принимая зло покорно, не зная, что можно отдать обиду, заплатить злом". Лишь спустя неделю после того, как "совсем слегла", Н. написала записку Райскому: "Навести меня, милый Борис: я умираю. Твоя Н.". Когда же Райский пришел, она просила простить, что "потревожила": "Я всего неделю как слегла: грудь заболела". А сама "старалась слабой рукой сжать его руку и не могла". Она не хотела, чтобы он "скучал с нею", но, в конце концов призналась: "Я схитрила... - шептала она, приложив свою щеку к его щеке: - мне вот уж третий день легче, а я написала, что умираю... мне хотелось заманить тебя... Прости меня!" - "Она не догадывалась об отжившей любви (со стороны Райского) и не поняла бы никогда причин". - "Бедная Н., - думал позднее Райский: - ты и живая была так же бледно окрашена в цвета жизни, как и на полотне моей картины и на бумаге пером!"

Наташа ("Своя семья")

Смотри также Литературные типы произведений Грибоедова

- Жена Любима. "Свежа как маков цвет", ведет "себя опрятно" и "ум не девичий", - так отзывается о ней Фекла Савишна. Умеет несколько говорить по-французски. Была отдана на воспитание графине Ладовой, но ей "опротивел" графинин быт; "ела черный хлеб, в серпянке ходила, да лишь бы суетня так время не губила". По словам Варвары Савишны, Н. "неприхотлива и угодительна, ловка и бережлива". Сама "стряпает" - "пирожное одно-с". - "Я как-то с малых лет к тому приучена, - говорит Н. Фекле Савишне, - что дорогой кусок мне видеть даже грустно; я так люблю поесть, чтоб дешево и вкусно". "У меня" "все снадобье простое: морковка, яйцы и кое что другое, да соку положить лимонного чуть-чуть". "Многим, - признается Наташа, - я обязана тому, что столько времени жила в большом дому. Когда к француженкам поедем мы, бывало, графине только бы купить что ни попало. A я тихохонько высматриваю все, как там работают, кроят и то, и се, и выпрошу себе остатков, лоскуточков, отрезочков от лент, матерьицы кусочков, и, дома запершись, крою себе, крою. Теперь же, верите ль, я что угодно шью, вы не увидите на мне чужой работы - я шелком, золотом умею вышивать. Бывало, прочие лишь заняты весельем, на балах день и ночь, а я за рукодельем; что вышью, продаю; работою своей скопила наконец до тысячи рублей".

Наташи мать ("Своя семья")

Смотри также Литературные типы произведений Грибоедова

- Уп. л. "Умна была", - отзывается о ней Фекла Савишна. По словам Наташи, была "противных свойств и правил" и "жила куда не роскошно". С Ладовой "дружна была" и "к ней отдала" свою Наташу.

Натюрель

Натюрель - "о натюрель" - в натуральном виде, обнаженный (франц. au naturelle)

Наум Иванов ("Постоялый двор")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Мещанин, хозяин постоялого двора. "Роста был среднего, толст, сутуловат и плечист; голову имел большую, круглую, волосы волнистые и уже седые, хотя ему на вид не было более сорока лет; лицо полное и свежее, низкий, но белый и ровный лоб и маленькие, светлые, голубые глаза, которыми он очень странно глядел: исподлобья и в то же время нагло, что довольно редко встречается. Голову он всегда держал понуря и с трудом ее поворачивал, может быть, оттого, что шея у него была очень коротка; ходил бегло и не взмахивал, а разводил на ходу сжатыми руками. Когда он улыбался, а улыбался он часто, но без смеха, словно про себя, его крупные губы неприятно раздвигались и выказывали ряд сплошных и блестящих зубов". Говорил Н. "мало, отрывисто и с каким-то угрюмым звуком в голосе. Бороду он брил, но не ходил по-немецки. Одежда его состояла из длинного, весьма поношенного кафтана, широких шаровар и башмаков на босу ногу". - В молодости Н. "был большой балагур, хорошо пел (голосина у него был сильный)", "выражался по-купечески, но очень свободно и с какой-то небрежной самоуверенностью, часто ухмылялся и поигрывал белыми пальцами по подбородку", умел при случае "щеголевато опрокинуть допитую чашку на блюдечко". "Хмельного Н. в рот не брал". Дел "у него было много - он барышничал лошадьми, нанимал землю, держал огороды, скупал сады и вообще занимался разными торговыми оборотами". "Из дому" он "отлучался часто, но отлучки его никогда долго не продолжались; как коршун, с которым он особенно, по выражению глаз своих, имел много сходства, возвращался он в свое гнездо. Он умел держать это гнездо в порядке, всюду поспевал, все выслушивал и приказывал, выдавал, отпускал и рассчитывался сам и никому не спускал ни копейки, однако и лишнего не брал". "Работников держал он рослых и здоровых, но смирных и повадливых". "До блестящего положения, в котором он находился, Н. дошел не прямым путем", оправдываясь тем, что "голяком оставаться" ему "не приходится". Но совесть его покойна; овладевши Акимовым двором, он думает: "хорошо дельце начато - что дальше будет". Негодующей Дуняше, которая "душу свою для него, злодея, загубила", для него "воровкой стала", он говорит: "не извольте беспокоиться, Авдотья Арефьевна, скажу вам одно: своя рубашка к телу ближе; впрочем на то и щука в море, чтобы карась не дремал". "Н. был очень счастлив и во всех своих предприятиях удачлив, хотя и мало заслуживал свое счастье..." "Все в околотке знали, какими средствами достал он себе постоялый двор, знали также, что Авдотья отдала ему мужнины деньги". Наума "никто не любил за его холодный и резкий нрав... С укоризною рассказывали про него, будто он однажды самому Акиму, попросившему у него под окном милостыню, отвечал, что Бог, мол, подаст, и ничего не вынес ему; но все соглашались, что счастливей его человека не было".

Наумов Николай Иванович

Наумов Н.

- Коган Н. Л.

Нахимов, Аким Николаевич

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1782-1814). - Поэт. Уп. в "Письме Бестужеву" (1824). О нем: "Русск. ст.", 1880, №№ 11 и 12.

Нахлебник (Тургенева)

Нахлебник (Тургенева) - комедия. Драм. произв.

Акулина. - Анподист. - Васька. - Елецкая. - Елецкий. - Иванов. - Карпачов. - Карташов. - Ковринская. - Ковринские. - Корина. - Корин. - Кузовкин, М. - Кузовкин, С. - Кунцов. - Лычков. - Марфа. - Машка. - Маша. - Петр. - Повар. - Полька. - Прасковья Ивановна. - Сен-Жорж. - Соседка. - Тетка Елецкой. - Трембинский. - Федул. - Ягушкина. - Ягушкин, Илья. - Ягушкин.

Начальник карантина ("Кирджали")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- "Сорок лет" служил в военной службе, но "отроду не слыхивал свиста пуль". Когда (при сражении арнаутов с турками под Скулянами) "несколько их прожужжали мимо его ушей", "старичок ужасно рассердился и разбранил за то маиора"; "находившегося при карантине" (Хорчевский). [По замечанию Липранди ("Русск. арх." 1866 г.), этот "начальник всех бессарабских карантинов" был д. с. с. Навроцкий].

Начальник отделения ("Обыкн. ист.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- "Приятель Петра Ивановича". "Крутенек". "Точно Юпитер громовержец; откроет рот - и бежит Меркурий с медной бляхой на груди; протянет руку с бумагой - и десять рук тянутся принять ее".

Начальник порта ("Фрег. Пал.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Начальник аянского порта. Штабс-офицер. Подошел к путешественникам, "не знавшим куда приклонить голову", спросил их имена, сказал свое и пригласил "к себе ужинать, а завтра обедать".

Начальник Чичикова ("Мертвые души")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

"Человек военный, строгий, враг взяточников и всего, что зовется неправдой. На другой же день пугнул он всех до одного, потребовал отчеты, увидел недочеты, на каждом шагу недостающие суммы, заметил в ту же минуту дома красивой гражданской архитектуры - и пошла переборка. Чиновники были отставлены от должности; дома гражданской архитектуры поступили в казну и обращены были на разные богоугодные заведения и школы для кантонистов; все распушено было в пух, и Чичиков более других". "Грозен было сильно для всех неумолимый начальник. Но, так как все же он был человек военный, стало быть, не знал всех тонкостей гражданских проделок, то чрез несколько времени, посредством правдивой наружности и уменья подделаться ко всему, втерлись к нему в милость другие чиновники, и генерал скоро очутился в руках еще больших мошенников, которых он вовсе не почитал такими; даже был доволен, что выбрал, наконец, людей как следует, и хвастался не в шутку тонким уменьем различать способности. Чиновники вдруг постигнули дух его и характер. Все, что ни было под начальством его, сделалось страшными гонителями неправды; везде, во всех делах они преследовали ее, как рыбак острогой преследует какую-нибудь мясистую белугу, и преследовали ее с таким успехом, что в скором времени у каждого очутилось по нескольку тысяч капиталу". Управленье генеральским носом "в совершенстве постиг секретарь, однако генерал был такого рода человек, которого хотя и водили за нос (впрочем, без его ведома), но зато уже, если в голову ему западала какая-нибудь мысль, то она там была все равно, что железный гвоздь: ничем нельзя было ее оттуда вытеребить".

Начетчик

Начетчик - знаток и толкователь богословских книг

"Наше солнышко, наш клад" ("Горе от ума")

Смотри также Литературные типы произведений Грибоедова

- У него, по словам Чацкого, "на лбу написано: театр и маскарад; дом зеленью расписан в виде рощи... Сам толст, его артисты тощи... На бале, за ширмами, в одной из комнат посекретней, был спрятан человек и щелкал соловьем - певец зимой погоды летней". (ниже Приложение 3-ье).

Нащокин, Воин Васильевич

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(† 1809). - Отец Павла В., "один из самых странных людей своего времени". О нем Прим. к 3-ей главе "Ист. Пуг. бунта".

Нащокин ("Записки Нащокина")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- "Список", стр. 217.

Нащокин, Павел Воинович

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1800-1854). - Один из ближайших и верных друзей Пушкина вне литературного круга, приятель Гоголя. Воспитывался в Лицейском пансионе, где учился Лев. С. Пушкин; недолго служил в Измайловском полку и затем переселился в Москву и повел широкую жизнь. Пушкин высоко ценил Н., его ум, отзывчивость и добрую душу. Во время своих приездов в Москву он всегда останавливался в нащокинском доме, где у него была особая комната. Одна из затей Н. - модель его дома, сделанная за границей, обошлась ему около 40 т. р. Домик этот уцелел до сих пор и после реставрации показывался на выставках СПБ. и Москвы 1910 г. По завещанию Н. этот дом-игрушка должен был перейти к жене Пушкина, но еще при жизни Н. проиграл его в карты. Рассказ Нащокина послужил основой для "Домика в Коломне" ("Перечень"), им же была сообщена поэту история дворянина Островского, взятая Пушкиным для "Дубровского". Есть основания для предположения, что Пушкин в Пелымове думал зарисовать некоторые черты Н. Поэт убедил своего приятеля взяться за составление "Записок", но дальше наброска, сделанного Пушк., дело не пошло. О жизни Н. "Письма Пушкина жене" 1831 г. Тот же Н. послужил Гоголю для изображения Хлобуева (А. Н. Веселовский, "Этюды и характеристики", стр. 665, изд. 1907 г.). О Нащокине воспоминания Н. И. Куликова: "А. С. Пушкин и П. В. H-ъ", "Р. ст.", 1880, 12 и 1881 г., 8., а также обстоятельную характеристику, данную М. О. Гершензоном. Соч. Пушкина, ред. Венгерова (т. 5, стр. 18-29). "Письма Н. к Пушкину", "Р. арх.", 1904 г., II.

Нащокина, Вера Александровна

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

урожденная Нарская; жена Павла В. († 1900). - Ее "Воспоминания о Пушкине и Гоголе", "Новое время", 1898 г., №№ 8115, 8122 и 8129.

Невахович Михаил Львович

Невахович Михаил Львович (1817-1850) - карикатурист, издатель альбома карикатур "Ералаш".

Неведомский, Николай Васильевич

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(† 1835). - Стихотворец. К нему пушкинская эпиграмма: "Неведомский поэт, не ведомый никем" (1828).

Невежин Петр Михайлович

Невежин Петр Михайлович (1841-1919) - драматург и беллетрист, печатался в "Русском вестнике", "Отечественных записках", "Русских ведомостях" и др. Литературное имя составил себе главным образом пьесами ("Старое по-новому", "Друзья детства", "Вторая молодость", "Компаньоны", "Сестра Нина", "Непогрешимый"). Автор многочисленных рассказов из офицерского быта.

Невелещагин ("Лакейская")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

"Господин в шубе" (IV).

Невелычкий ("Тарас Бульба")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Куренной атаман.

Невельской Геннадий Иванович

Невельской Геннадий Иванович (1813-1876) - выдающийся русский исследователь Дальнего Востока, адмирал, начальник Амурской экспедиции 1849-55 гг.

Невеста русского воина ("Измаил-бей")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

- По словам воина, "кроме любви она не знала" - "ничего..." После измены Измаила "рассудок потеряла: рядилась, пела и плясала иль, сидя молча у окна, по целым дням, как бы не зная, что изменил он ей, вздыхая, ждала изменника она. Вся жизнь погибшей девы милой остановилась на былом", ее безумье "была любовь к нему и мысль о нем".

Невский проспект (Гоголя)

Невский проспект (Гоголя) - повесть; написана в 1833-1834 г. Напечатан в первый раз в "Арабесках". "Невский проспект" - "самое полное из произведений" Г., по мнению Пушкина.

Негоциант ("Фрег. Пал.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

Н. - немец из Гонконга. Грозил путешественникам "ураганом". На вопрос - "стало быть, лучше уходить в море?" - отвечал: "Бог знает где лучше! Последний раз, во время урагана, потонуло до восьмидесяти судов в море, а на берегу опрокинуло целый дом и задавило пять человек; в гонконгской гавани погибло без счета лодок, и с ними до ста человек".

Негритянка (1) ("Фрег. Пал.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Старая Н., служанка хозяйки дома в Стелленбоше (Капская колония). "Черная, как поношенный атлас", старуха, с платком на голове; была "не в своем уме". Увидя проезжих, вместо приветствия "высунула им язык".

Негритянка (2) ("Фрег. Пал.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

Старая Н., торговка апельсинами в Порто-Прайя. "Болтала немного по-английски и называла Гончарова: синьор француз. О русских она не слыхала". Когда Гончаров "решился купить" у Н. всю корзину апельсинов, она из другой корзинки выбрала еще несколько самых лучших апельсинов и хотела "их "подарить". - "Present, present", - твердила она. Когда же покупатель стал "вынимать из кармана деньги, чтоб заплатить и за эти", "она ужасно рассердилась и взяла было назад и первую корзину".

Негуров, Николай Петрович (" Княгиня Лиговская")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

Отец Елисаветы получил порядочное наследство и за ним хорошее место и стал жить открытее. Принадлежал и к старому и к новому веку. Прежние понятия, полузабытые, полустертые новыми впечатлениями жизни петербургской, влиянием общества, в котором Н. П. по чину своему должен был находиться, проявлялись только в минуты досады или во время спора; они казались ему сильнейшими аргументами, ибо он помнил их грозное действие на собственный ум в дни молодости. В обществе жены и дочери постоянно читает "длинные диссертации насчет молодых людей нынешнего века", обвиняя их в отсутствии искусства и уважения перед старшими. Вспоминает свое время, "когда влюбится молодой человек, старается угодить родителям, всей родне... а не то, чтоб все по углам с дочкой перешептываться да глазки делать... - Что это нынче, - срам смотреть! И девушки не те стали!.. Бывало, слово лишнее услышат, покраснеют, да и баста: уж от них не добьешься ответа, - говорит Н., обращаясь к жене. - A ты, матушка, двадцати пяти лет девка, так на шею и вешается. Замуж захотелось!.." - обращается Н. к дочери.

Предыдущая страница Следующая страница