Статьи на букву "М" (часть 5, "МОН"-"МЯС")
Мономан - человек, болезненно одержимый какой-либо одной идеей (от греч. monos - единственный и mania - безумие) |
Монплезир - удовольствие, развлечение (от фр. mon plaisir) |
Монструозный - чудовищный |
Монтескье Шарль Луи де Секонда (1689-1755) - французский писатель-просветитель и философ |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина (1533-1592). - Франц. писатель, автор знаменитых "Опытов". "Essays de М. М.", "четыре синих книги", Пушкин просил жену прислать ему в Михайловское (1835). |
Монтиньи - бельгиец, механик при арсенале в Петербурге |
Монтировать - взволновать (фр. monter) |
Монферан Огюст-Рикар де (1786-1858) - архитектор, руководитель строительства Исаакиевского собора в Петербурге, автор проекта Александровской колонны и нескольких домов. |
Мопассан Анри Рене Альбер Ги де (1850-1893) - известный французский писатель, автор романов "Жизнь", "Милый друг", "Монт-Ориоль", "Пьер и Жан", "Мадемуазель Фифи", "Дядюшка Милон" и др. произведений. |
Мор Томас (1478-1535) - великий английский гуманист, один из основоположников утопического социализма. Казнен Генрихом VIII как государственный изменник и противник Реформации. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина "Сын египетской земли, корсар в отставке, Морали" ("Евг. Он.", "Пут."). |
Смотри также Литературные типы произведений Тургенева "Низенький, толстый, и хромой" человек. Одет в довольно опрятную суконную чуйку, вдетую на один рукав. "Высокая, остроконечная шапка, прямо надвинутая на брови, придавала его круглому, пухлому лицу выражение лукавое и насмешливое". Маленькие, желтенькие глаза его "так и бегали", и редко можно встретить более "проницательные и умные" глаза, чем эти его "крошечные, лукавые гляделки. Они никогда не смотрят просто - все высматривают да подсматривают". Глазами М. не моргал, но прозвание Моргача все же шло к нему. С тонких губ его не сходила "сдержанная напряженная улыбка", а нос, острый и длинный, "нахально выдвигался вперед, как руль". Говорил он "дребезжащим голосом". Был кучером у старой барыни и бежал со вверенной ему тройкой лошадей. Вернулся сам, но уже хромой, бросился в ноги своей госпоже и в течение нескольких лет, "примерным поведеньем загладив свое преступление, вошел к ней в милость", заслужил полное доверие и попал в приказчики. По смерти же госпожи, "неизвестно каким образом, оказался отпущенным на волю" и приписался в мещане. М. разбогател и жил припеваючи. "Человек опытный, себе на уме, не злой и не добрый, а более расчетливый"; "тертый калач, который знает людей и умеет ими пользоваться. Он осторожен и в то же время предприимчив, как лисица; болтлив, как старая женщина, и никогда не проговаривается, а всякого другого заставит высказаться", хотя и не прикидывается простачком. Простое предприятие М. обдумывает иногда по неделям, "то вдруг решится на отчаянно-смелое дело", и ему все удается. "Он счастлив и верит в свое счастье, верит приметам" - суеверен вообще. Его не любят, но уважают. Ему поручал Дикий Барин выбирать жребий, кому первому петь, и М. при этом "самодовольно усмехнулся". Вся его семья состоит из одного сынишки, в котором М. души не чает и о котором уже теперь старики говорят, что "Моргаченок в отца пошел". При состязании певцов М. одобряет рядчика из Жиздры, но не проявляет особого восторга. Когда же поет Яков, М. отворачивается, а затем идет его целовать. Во время пьянства, закончившего это состязание, М., "весь красный, как рак, и широко раздув ноздри, язвительно посмеивался из угла". |
Морген-фри - "вот тебе и на!"; "дудки!" |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина (1754-1845). - Адмирал, известный госуд. деятель. М., по словам Пушкина, "новый Долгорукой", "заключал в себе одном всю русскую оппозицию". Пьеса к нему (1825 г). О нем в "Русск. Пеламе", прогр. П. также: проф. Иконников, "Граф Н. В. М-ъ", СПБ., 1873. |
Мордвинов Николай Александрович (род. 1827) - чиновник министерства внутренних дел; посещал кружок Дурова |
Мордвинов Николай Семенович (1754-1845) - адмирал, видный государственный деятель времен Александра I. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина - "Мордвинов, его общество". |
Мордовцев Данила Лукич (1830-1905) - русский и украинский писатель-историк. В 70-е гг. прошлого века сотрудничал в демократической печати. Автор романов "Великий раскол", "Соловецкое сидение", "За чьи грехи?", "Идеалисты и реалисты". |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина "Погасло дневное светило" (1820); "Земля мне кажется верней" (Из "Мосха", 1821); "К морю", "Прощай свободная стихия" (1824); "Я помню море пред грозою" ("Он.", I, 32). Муза поэта "во мгле ночной водила его слушать шум морской, немолчный шепот Нереиды, глубокий вечный хор валов, хвалебный гимн отцу миров" ("Он.", VIII, 4). "...Все молчит, лишь море Черное шумит" ("Он." - "Пут."); "Ненастный день потух" (1823). |
Смотри также Литературные типы произведений Аксакова - Гимназист. "Считался самым степенным и неуступчивым" из товарищей. "Никто из шалунов не смел подойти" к нему. |
Моренгейм Артур Павлович (р. 1824), барон - с 1884 г. русский посол в Париже. |
Морионес-и-Мурильо (1823-1881) - испанский генерал |
Смотри также Литературные типы произведений Аксакова - Учитель детей Болдухиных, выписанный через какого-то корреспондента, "печатно уверявшего в газетах о своей честности". Старый капитан "австрийской службы", "нидерландский уроженец", так называемый "мусье" "или, как его звала в доме прислуга", "Морс Иваныч"; "знал основательно два языка - французский и немецкий, неосновательно - латинский, да четвертый еще - составленный им из всех европейских языков и преимущественно из польского и других славянских наречий, потому что капитан долго служил в австрийской армии и много таскался по австрийским славянским владениям". "Хотел ли М. И. назвать кого-нибудь глупым, он говорил: "он има на своей глува шанки, ирбата и слома", т. е. "он имеет в своей голове сено, траву и солому". Разговоры называл "говрианье", сказки - "кишкерес", вора - "двур", девушку - "кобитка"; буфетчика - "буфешник" и пр. Сверх того он был большой проказник; иногда называл барыню - "баранина", притворяясь, что не умеет различать этих слов". "Один раз при гостях за обедом, будучи недоволен, что мало осталось жаркого на блюде, он с досадой отказался от него". Когда "Болдухина, заметив это, в простоте души обратилась к нему с вопросом: "отчего, Мориц Иваныч, вы не взяли жареного?.." - "Оттого, моя сударыня баранина, - отвечал капитан, - что ту нема кусок на мой густо". На сдержанный смех окружающих "М. И. с видом невинности начал допрашивать: не сказал ли он чего-нибудь смешного?" - "Кавалер-де-Глейхенфельд тоже ворожил, но по звездам, и составлял гороскопы, взлезая для наблюдения по ночам на колокольню. Странно, что, на смех здравому смыслу, некоторые из его гороскопов впоследствии оказывались поразительно верны. Разумеется, его считали колдуном и даже побаивались". "Очень любил одного из сыновей Болдухиных, смуглого лицом мальчика и называл его: "черный попа". Перед Наташей "благоговел". Когда Наташа сделалась невестой, "М. И. ничего не говорил; но его необыкновенные низкие поклоны, с прижатыми к груди руками, его взгляды, ужимки, глаза, поднятые к небу с мольбою о Счастий (так звал он Наташу), были слишком выражены и понятны". |
Смотри также Литературные типы произведений Тургенева Гувернантка. "Крошечное, сморщенное существо с птичьими ухватками и птичьим умишком. В молодости она вела жизнь очень рассеянную, а под старость у ней остались только две страсти - к лакомству да к картам. Когда она была сыта, не играла в карты и не болтала - лицо у ней тотчас принимало выражение почти мертвенное: сидит, бывало, смотрит, дышит - и так и видно, что никакой мысли не пробегает в голове. Ее даже нельзя было назвать доброю: не бывают же добры птицы. Вследствие ли легкомысленно проведенной молодости, от парижского ли воздуха, которым она надышалась с детства, в ней гнездилось что-то вроде всеобщего дешевенького скептицизма, выражавшегося обыкновенно словами: "tout ?a c'est des b?tises". ?на говорила неправильным, но чисто парижским жаргоном, не сплетничала и не капризничала". |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина - Французский дворянин; служил в войсках Петра I во время похода в Молдавию. Его "Записки бригадира" о походе 1711 г. переведены Пушкиным (1836). Подлинник появился в печати в 1735 г. предисловие П. |
Морозов Александр Иванович (1835-1904) - художник-передвижник, создатель жанровых картин из быта деревни и пейзажных картин в духе Венецианова. |
Морозов Алексей Герасимович - двоюродный дед А. П. Чехова |
Морозов Василий Герасимович - двоюродный дед А. П. Чехова |
Морозов Герасим Никитич - прадед А. П. Чехова |
Морозов Давид Иванович - фабрикант, фактический издатель журнала "Русское обозрение". |
Морозов Иван Яковлевич - дядя А. П. Чехова |
Морозов Никита - прапрадед А. П. Чехова |
Морозов Савва Тимофеевич (1862-1905) - текстильный фабрикант, миллионер, меценат, председатель правления товарищества Московского Художественного театра и основной его пайщик. |
Морозов Федор Герасимович - двоюродный дед А. П. Чехова |
Морозов Яков Герасимович - двоюродный дед А. П. Чехова |
Морской Н. - Лебедев Н. К. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина Бог сновидений. "К Дельвигу", "Моему Аристарху" (1815); "Сон" ("бесценный дар" М. - "Сон" - 1816); "Благодатный М." (из "Анакреона" - 1835); "Евг. Он.", VIII, 28. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина - "Боярин". Входит с Голицыным и др. в "дом Борисов". Оттуда раздаются "визг", "женский голос"; "двери заперты - крики замолкли, шум продолжается". М. "появляется на крыльце": "Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. (Народ в ужасе молчит). Что ж вы молчите? Кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович" (Народ безмолвствует). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Москвин Иван Михайлович (1874-1946) - с 1898 г. артист Московского Художественного театра. В пьесах А. П. Чехова исполнял роли повара ("Чайка"), Родэ ("Три сестры"), Епиходова ("Вишневый сад"). |
Смотри также Литературные типы произведений Гончарова - периодическое издание при Моск. университете. Основаны в 1756 г. С 1863 г. арендаторами М. В. явились профессора М. Н. Катков и П. М. Леонтьев. В 1865 г. написана Гончаровым "Записка о Моск. Вед.", опубликованная в "Русск. вестнике" 1889 г., кн. III, стр. 141-142. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина ("Прощелыги м-е") - для них Пушкин просил Плетнева выслать экземпляров 20 "Бор. Год." (1831). |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина историко-литературный журнал, издававшийся в Москве 1827-1830 г. Редакторы: М. П. Погодин и С. П. Шевырев. Пушкин принимал деятельное участие в обсуждении программы журнала. Первый номер открылся отрывком из "Бориса Год.". В 1830 г. С. Т. Аксаков поместил в "М. В." "Письмо к издателю о значении поэзии Пушкина". |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина (1835-1840). - Журнал; выходил два раза в месяц. Во главе его стоял Шевырев. В 1838 г. журнал перешел к кружку Белинского. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина издавался в Москве (1825-1834) Н. А. Полевым. Журнал выходил дважды в месяц и должен был служить зеркалом, в котором отражается весь мир нравственный, политический и физический. За отзыв о пьесе Кукольника "Рука Всевышнего отечество спасла" закрыт в 1834 г. Это было, "конечно, лишь предлог для запрещения", т. к., по совету Блудова, некий Брунов давно уже вел выписки из журнала, который "проповедовал якобинизм". Жуковский "был рад", что "Телеграф" запрещен, и жалел, что "его запретили". М. Дмитриев сочинил даже "шуточную" поэму на закрытие журнала и арест его издателя. Пушкин не любил "М. T.", хотя в начале состоял его сотрудником ("Полевой"). В "Отрывках из Дневника" 1834 г. он писал: "Телеграф" достоин был участи своей. Мудрено с большею наглостью проповедовать якобинизм перед носом правительства; но Полевой был баловень полиции. Он умел уверить ее, что его либерализм пустая только маска". ("Отр. из Дн.", 1834 г.). |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина Основан в 1755 г. В сентябре 1832 г. Пушкин, по приглашению Уварова, посетил М. У. "Письма к жене" (конец сент. 1832 г.). Об этом посещении у Гончарова, соч., т. X. Ср. Слов. лит. типов, VI, 101-102. ----------------------------------- Смотри также Литературные типы произведений Гончарова - основан в 1755 г. Гончаров вступил в 1831 г. в число студентов У. по словесн. факульт. и окончил курс в 1834 г. Воспоминаниям о "республике наук" посвящен Гончаровым особый очерк "В Университете". "Благородней, чище, выше этих воспоминаний, - писал Гончаров, - у меня, да пожалуй и у всякого студента, в молодости не было". Сверстниками Гончарова по университету были: Лермонтов, Аксаков, К., Белинский, Бодянский, Герцен, Кетчер, Клюшников, Красов, Огарев, Пассек, Сатин, Станкевич. Гончаров только "слыхал" о них, но "не был с ними знаком". Знакомство с ними (за исключением Лермонтова) произошло много позднее, после окончания университетского курса. Ср. "Воспоминания", I; "Заметки о личности Белинского", "Автобиография". |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина Греческий идиллик из Сиракуз, живший во 2-м в. до Р. X. Переработка его пьесы, "Земля и море", 1821 г. |
Смотри также Литературные типы произведений Гончарова "Худощавый рябой матрос", "друг Фаддеева". В Портсмуте "вздумал поиграть с портсмутской леди, продающей рыбу"; леди "отвечала градом кулачных ударов, из которых один попал в глаз" М-у. |
Смотри также Литературные типы произведений Гончарова Дворовый Бережковой; больной. Когда Егорка или Васька прочили ему близкую смерть ("у кого грудь ввалилась, волосы из дымчатых сделались красными, глаза ушли в лоб - тот беспременно умрет... Прощай, Мотинька: мы тебе гробок сколотим, да поленце в голову положим"...), М. ответил: "Нет, погоди, я тебя еще вздую". |
Моцарт Вольфганг Амадей (1756-1791) - знаменитый австрийский композитор, представитель венской классической школы. Создал свыше 20 опер, около 50 симфоний, концерты для фортепиано и для скрипки с оркестром и др. |
Моцарт и Сальери - сцены. Первоначальные наброски сделаны еще в Михайловском. Написаны вполне в конце 1830 г., напечатаны в "Северных цветах" за 1832 г. В том же году появились на сцене Петербургского Большого театра в бенефис Брянского. Катенин возражал против "несправедливого обвинения" Сальери - отравления им Моцарта. На него драма Пушкина производила такое же точно впечатление, "какое производит искусный адвокат, поддерживающий несправедливое обвинение". Позднее, в 1833 г., Пушкин занес в свои заметки: "В первое представление Дон-Жуана, в то время, когда весь театр безмолвно упивался гармонией Моцарта, раздался свист: все обратились с изумлением и негодованием, а знаменитый Сальери вышел из залы в бешенстве, снедаемый завистью. Сальери умер лет восемь тому назад". Некоторые немецкие журналы говорили, что на одре смерти признался он, будто бы, в ужасном преступлении, в отравлении великого Моцарта. - Завистник, который мог освистать Дон-Жуана, мог отравить его творца" ("Заметки" П.). По мнению Белинского, "М. и С." -целая трагедия, глубокая, великая, ознаменованная печатью мощного гения, хотя и небольшая по объему. Ее идея - вопрос о сущности и взаимных отношениях таланта и гения. Моцарт. - Сальери. - Скрипач. - Слепой. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина (1756-1791). - "Моц. и Сальери". Уп. о нем: "К сестре" (1814). |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина - По словам Сальери, "как некий херувим, он несколько занес нам песен райских". - "Ты, Моцарт, бог и сам того не знаешь". - "Ба! право? может быть", - отвечает М. Считает и себя и Сальери в числе немногих "избранных, счастливцев праздных, пренебрегающих презренной пользой, единого прекрасного жрецов" и пьет "за искренний союз, связующий Моцарта и Сальери, двух сыновей гармонии". Сальери, в противоположность себе, называет М. "безумцем", "гулякой праздным". Приводит из трактира "слепого скрипача", чтоб "угостить" Сальери "его искусством", и сам хохочет, когда "старик играет арию из (моцартовского) "Дон-Жуана"; после того как возмущенный Сальери гонит старика, останавливает слепого: "Постой же: вот тебе; пей за мое здоровье". Садится сам за фортепьяно, чтоб слышать "мненье" Сальери по поводу своей "безделицы": "намедни ночью бессонница меня томила, и в голову пришли мне две-три мысли. Сегодня я их набросал". "Странный случай" его тревожит, и он рассказывает о нем Сальери: "Недели три тому пришел я поздно домой, сказали мне, что заходил за мною кто-то. Отчего - не знаю, всю ночь я думал: кто бы это был? и что ему во мне? На завтра тот же зашел и не застал меня, на третий день играл я на полу с мальчишкой. Кликнули меня; я вышел. Человек одетый в черном, учтиво поклонившись, заказал мне Requiem и скрылся. Сел я тотчас и стал писать - и с той поры за мною не приходил мой черный человек; а я и рад: мне было б жаль расстаться с моей работой, хоть совсем готов уж Requiem". "Requiem" его "тревожит", и М. "совестно признаться", что день и ночь покоя не дает ему "черный человек". "За мною всюду как тень он гонится. Вот и теперь, мне кажется, он с нами сам-третей сидит". Предчувствуя близость смерти, не видит зависти к себе со стороны Сальери, готовящего ему отраву. Сальери - "гений", а "гений и злодейство - две вещи несовместные". Когда Сальери (бросивший "яд в стакан Моцарта") слушает его игру и плачет, М. говорит: "Когда бы все так чувствоваля силу гармонии! Но нет: тогда б не мог и мир существовать; никто б не стал заботиться о нуждах низкой жизни - все предались бы вольному искусству!" Критика: 1) "В лице М. Пушкин представил тип непосредственной гениальности, которая проявляет себя без усилий, без расчета на успех, нисколько не подозревая своего величия. Нельзя сказать, чтоб все гении были таковы; но такие особенно невыносимы для талантов вроде Сальери. Как ум, как сознание Сальери гораздо выше М.; но как сила, как непосредственная творческая сила, он ничто перед ним... И потому самая простота М., его неспособность ценить самого себя еще больше раздражают Сальери. Он не тому завидует, что М. выше его, - превосходство он мог бы вынести, благо "М. является со всей простотой, веселостью, шутливостью, с возможным отсутствием всех претензий, как гений, по своему простодушию не подозревающий собственного величия или не видящий в нем ничего особенного". [Белинский, Сочин., т. 8.]. 2) "М. - bon enfant, "добрый малый, непосредственная натура", человек простодушно и наивно живущий, - и со стороны кажется, будто он и творит шутя, между делом и бездельем, не мудрствуя, не священнодействуя". Он сознает себя "гением", но это сознание не играет большой роли в его внутреннем мире; он как бы едва замечает свою гениальность и не эксплуатирует ее преимуществ. Он охотно зачисляет в ряды гениев и Сальери, зачислит и многих других, не выделяя себя из их уровня, не превознося себя над другими". [Овсянико-Куликовский. Пушкин]. |
Смотри также Литературные типы произведений Гончарова (1800-1848) -русский трагический актер, представитель революционного романтизма. (1800-1848). - Артист моск. императ. театров. |
Мошин Алексей Николаевич (1870-1928) - писатель |
Смотри также Литературные типы произведений Тургенева "Коллежский асессор, 50 лет, бездетный, холостой, степенный человек. Живой хлопотливый, добродушный старик. Доверчив и привязчив. Сангвинического темперамента". Блестящего образования не получил. Человек честный, простой. "У меня что на сердце, то и на языке", - говорит М. про себя. Когда воспитанница его, Маша Белова, получила отказ от своего жениха, Мошкин "сбился с панталыку", хотел вызвать "на дуэль" обидчика и, страдая, высказывал такие взгляды: "Ведь дело было гласное, свадьба на носу торчала ведь тут честь запятнана, честь страдает". "Я, мол, все это затеял, необдуманно поступил на старости лет". Вилицкий называет М. "отличным человеком". Фонк говорит про него: "кажется, порядочный человек". |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина - Ранен под Новгород-Северским. Борис "встревожен" его раной и потерей сражения". |
Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова Проезжий: "правил стоя и пел какую-то нескладную песню". Поравнявшись с Ю., приостановил свою буланую лошадь и "сказал", насмешливо поглаживая свою рыжую бороду: "что, боярин, аль там не пирогами кормят, что ты больно поторопился домой-то?" |
Смотри также Литературные типы произведений Аксакова - Крепостной Прасковьи Ивановны; "немолодой", "с проседью и с необыкновенными глазами"; "малорослый и широкоплечий". |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина - Передовой караульный Пугачева. При въезде Гринева в Белогорскую крепость "схватил лошадь" его "за узду". Гринев "ударил" М. саблей "по голове; шапка спасла его, однако М. зашатался и выпустил из рук узду". |
Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова Седовласый старик. Прислан от села просить Белинского быть их защитником и спасителем, так как "терпения уж нет, долго переносили, однако пришел конец... хоть в воду". |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя Стоявшие у дверей кабака против гостиницы. Увидя бричку Чичикова, "Вишь ты, - сказал один другому: - вон какое колесо! Что ты думаешь: доедет колесо, если б случилось, в Москву, или не доедет?" - "Доедет", - отвечает другой. - "А в Казань-то, я думаю, не доедет". - "В Казань не доедет", - отвечал другой (Уп. л. I, 1). |
Смотри также Литературные типы произведений Гончарова - Крестьяне из Обломовки; когда мальчишки, заметя лежавшего в канаве прохожего, приняли его за страшного змея или оборотня и с ужасом прибежали в деревню, М. "поудалее вооружились вилами и топорами и гурьбой пошли к канаве". - "Куда вас несет? - унимали старики. - Аль шея-то крепка? Чего вам надо? Не замайте: вас не гонят". "Но мужики пошли и сажен за пятьдесят до места стали окликать чудовище разными голосами: ответа не было; они остановились; потом опять двинулись". "В канаве лежал мужик, опершись головой в пригорок; около него валялись мешок и палка, на которой навешаны были две пары лаптей". "Мужики не решались ни подходить близко, ни трогать". - "Эй! Ты, брат! - кричали они по очереди, почесывая кто затылок, кто спину. - Как там тебя? Эй, ты! Что тебе тут?" "Прохожий сделал движение, чтоб приподнять голову, но не мог: он, по-видимому, был нездоров или очень утомлен". "Один решился было тронуть его вилой". - "Не замай, не замай! - закричали многие. - Почем знать, какой он: вишь, не бает ничего; может быть, какой-нибудь такой... Не замайте его, ребята!" - "Пойдем, - говорили некоторые: - право слово, пойдем: что он нам, дядя, что ли? Только беды с ним!" "И все ушли назад, в деревню; рассказав старикам, что там лежит нездешний, ничего не бает и Бог его ведает, что он там"... - "Нездешний, так и не замайте! - говорили старики, сидя на завалинке и положив локти на коленки. - Пусть его себе! И ходить непочто было вам!" |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя Отзывается о комедии: "Да, тривиально, тривиально". |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя "Зачем издавать непременный закон (что комедия должна изображать "смешной светский случай"). Если вам нравятся те, о которых вы говорите - поезжайте только в театр: там всякий день вы увидите пьесу, где один спрятался под стул, а другой вытащил его оттуда за ногу". "Почему же не допустить существования двух, трех таких, какова была игранная теперь?" - "Так всегда, - говорит он с горькой усмешкой: - так всегда на свете: посмейся над истинно благородным, над тем, что составляет высокую святыню души, никто не станет заступником; посмейся же над порочным, подлым и низким - все закричат: "он смеется над святыней". "Я бы ни за что не захотел быть на месте автора. Прошу угодить! Избери маловажные светские случаи, все будут говорить: "Он пишет вздор, никакой нет глубокой нравственной цели", избери предмет сколько-нибудь имеющий серьезную нравственную цель - будут говорить: "не его дело, пиши пустяки". |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя "Почему ж не посмеяться? смеяться можно: но что за предмет для насмешки - злоупотребления и пороки? Какая здесь насмешка!" "Это не предмет для комедии, мой милый! Это уже некоторым образом касается правительства. Как будто нет других предметов, о чем можно писать". "Мало ли есть смешных светских случаев? Ну, положим, напр., я отправился на гулянье на Аптекарский остров, а кучер меня вдруг завез на Выборгскую или к Смольному монастырю. Мало ли есть всяких смешных сцеплений?" "Ну, вот видите ли вы, я вижу, теперь убеждены: не говорите ни слова. Поверьте, нельзя не быть убежденну: это истина. Я сам человек беспристрастный и говорю не то, чтобы..." |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя "Всему есть свои границы: Есть вещи, над которыми, так сказать, не следует смеяться, которые в некотором роде уже святыня". |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина "Приложение 3-е". |
Смотри также Литературные типы произведений Тургенева "Мещаночка", "швея", воспитанница Бабурина. "Девушка лет восемнадцати". "Она очень была миловидна". Черты ее кругловатого розового лица были тонки и мелки; свежей бойкой молодостью веяло от всей ее миниатюрной, стройной фигуры; глаза у нее были "маленькие, углубленные, с припухлыми веками, но черные как агат, живые и светлые, - что редко бывает у белокурых". "Осененные густыми низкими бровями, неуловимо бегали туда-сюда - ее темные глазки". В их торопливом, как бы скользившем, взгляде" сквозили "признаки страстной, до самозабвения страстной, души". "Голос у нее был тихий и грудной; в ее алых почти детских устах он казался немного странным". По определению Тархова, "тип из новых", дичок и с "норовом". Бабурин думал жениться на М. П., но она ушла из дома к Тархову, сказав: "что любит другого". Через несколько лет Бабурин спас ее, и М. П. стала его женою. Она вся переменилась, и "черные зеницы потускнели". О прошлом вспоминает с сокрушением: "самоуверенная была я, веселая и недобрая; хотела в свое удовольствие пожить". М. П. стала верным другом и единомышленницей мужа: "Годы ничего не значат, - говорила она, - когда дело идет о политических убеждениях!" Несчастье (арест Б.) не сломило ее: "прежняя, энергичная, самовольная Муза" воскресла в ней. После ссылки мужа последовала за ним в Сибирь, где они вместе "занялись школами". |
Смотри также Литературные типы произведений Гончарова († 1877). - Муж сестры писателя, Анны Александровны; был врачом в Симбирске, где оставил по себе добрую память. Разорившись (отдав все скопленные деньги на железнодорожное предприятие какому-то хищнику Алаеву), М. переселился в Москву, где прожил век, существуя лишь маленькой пенсией. |
Музиль - артист московского Малого театра |
Смотри также Литературные типы произведений Гончарова - "Плотная и высокая М"., служанка дома в Стелленбоше, где останавливались путешественники. "Сросшиеся брови и маленький лоб не мешали ей кокетливо играть своими черными, как деготь глазами". |
Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова - Уп. л. |
Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова Открывает юноше-кабардинцу тайну и требует мести за побежденных (отца, мать и брата). "Мои советы - Божий глас", - говорит М. |
Муму - рассказ. Написан в 1852 г. во время подневольного пребывания Тургенева в деревне. Появиться в печати "Муму" мог лишь в 1854 г. ("Совр." № 3). "До повести "Муму", - замечает Анненков, - Тургенев вел рассказы от собственного лица". "Муму" явилась "переходом к новому роду произведений". Фактически, однако, это неверно. Форма повествований от первого лица действительно была излюбленной формой Тургенева - особенно в начале его литер. деятельности (выше "Андрей Колосов"), но до "Муму" появились уже "Бретер" (1846 г.) и "Петушков" (1847 г.). Рассказ имеет много автобиографических подробностей; в "жестокой барыне" Тургенев вывел, как известно, свою мать. Антипка. - Барыня. - Гаврила. - Герасим. - Ерошка. - Капитон. - Кастелянша. - Любовь Любимовна. - Степан. - Татьяна. - Устинья Федоровна. - Харитон - Хвост, дядя. - ["Муму" прилож. 3-е]. |
Смотри также Литературные типы произведений Гончарова - Парк-Мунго. |
Мунт (Мундт, в замужестве Голубева) Екатерина Михайловна (1875-1954) - драматическая актриса, служившая в труппах Московского Художественного театра, затем - в Товариществе русской драмы, организованном В. Э. Мейерхольдом (см.) Исполнительница роли Нины Заречной в "Чайке" А. П. Чехова, Сони ("Дядя Ваня"), Ирины ("Три сестры"). |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина (1780-1852). - Английский поэт, автор "Лалла Рук" (см.). Что Жуковскому "понравилось в этом М., чопорном подражателе безобразному восточному воображению?" Кн. Вяз., 1823. "Вся "Лалла Рук" не стоит десяти строчек Тристрама Шанди" (Ibid.). Перевод из М. "Эхо" (1831); "Уродливые повести М." ("Гнед.", 1823). |
Муравьев А. Н. - писатель, крупный чиновник Синода, автор книги "Путешествие по святым местам в 1830 г.". |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина (1806-1874). - Автор "Пут. по святым местам"; оставил воспоминания о Пушкине (его книгу: "Знакомство с русскими поэтами", Киев, 1871). Воспоминания М. "Русск. обозр.", 1895, 12. о нем "Заметку Пушкина", 1832 г. Он же - "Митрофан Бельведерский" - в эпиграмме. |
Муравьев, Никита Михайлович (1796-1843) - декабрист, один из руководителей Северного общества, автор проекта конституции Русского государства ----------------------------------- Смотри также Литературные типы произведений Пушкина (1796-1844). - Декабрист, глава "Северного общества". О нем: "Русск. Пелам", прогр. II ("Общество умных"). |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина - "Общество умных" (...Никита Муравьев etc...). |
Муравьев Николай Валерианович (р. 1850) - прокурор Московской судебной палаты, оратор. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина урожденная гр. Чернышева, жена Никиты Михайловича М. Через нее в 1827 г. Пушкин отправил свое "Послание в Сибирь" (ответ на него А. Одоевского) и привет Пущину ("Мой первый друг, мой друг бесценный"...). |
Муравьев-Апостол Матвей Иванович (1793-1886) - декабрист, один из основателей Союза спасения и Союза благоденствия, член Южного общества и участник восстания черниговского полка. Был приговорен к смертной казни, замененной двадцатью годами каторги. В начале 70-х гг., после амнистии 1856 г. и восстановления в правах, поселился в Москве. Был большим почитателем Достоевского. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина (1796-1826) - декабрист, один из основателей Союза спасения и Союза благоденствия, один из директоров Южного общества. Организатор и руководитель восстания Черниговского полка. Казнен через повешение. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Смотри также Литературные типы произведений Гончарова - Уп. л. Дочь действительного статского советника, невеста Судьбинского. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина Погорельский, А. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина - Лиза. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина - Помещик; владелец Прилучина, сосед Берестова. "Настоящий русский барин. Промотав в Москве большую часть имения своего и на ту пору овдовев, уехал он в последнюю свою деревню, где продолжал проказничать, но уже в новом роде. Развел он английский сад, на который тратил почти все остальные доходы. Конюхи его были одеты английскими жокеями. У дочери его (которую он звал "на английский манер Бетси"), "была мадам-англичанка. Поля свои обрабатывал он по английской методе". В его речи часто попадались английские слова; "несмотря на значительное уменьшение расходов, доходы Григорья Ивановича не прибавлялись; он и в деревне находил способ входить в новые долги; со всем тем почитался человеком неглупым, ибо первый из помещиков своей губернии догадался заложить имение в опекунский совет - оборот, казавшийся в то время чрезвычайно сложным и смелым". |
Мурья - конура, лачуга, вообще темное и тесное жилище. |
Смотри также Литературные типы произведений Гончарова Уп. л. По словам Волкова, у М. "полгорода бывает". Это такой дом, где обо всем говорят. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина (1839-1881). - Композитор, автор "Б. Годунова" (1871). О произведениях Пушкина, положенных на музыку М., в Сборнике "Памяти Пушкина" статью проф. С. Булича. |
Мутер Рихард (1860-1909) - немецкий писатель, профессор истории искусств Бреславского университета, автор труда "История живописи в XIX веке". |
Муткуров С. (1852-1891) - болгарский генерал, один из трех регентов (наряду с С. Стамболовым и П. Каравеловым) после отречения Баттенберга (см.) |
Смотри также Литературные типы произведений Тургенева Знакомый Рудина, барон, камер-юнкер из Петербурга. По словам Пандалевского, барон занимается "литературой, или, лучше сказать политической экономией". Написал статью: "Об отношениях торговли к промышленности"; по мнению Рудина, "хороший человек, с добрым сердцем. знающий... но в нем нет характера. и он весь свой век останется полуученым, полусветским человеком, т. е. дилетантом, т. е. говоря без обиняков - ничем". По характеристике Ласунской - "Ce baron est aussi aimable que savant, и так хорошо говорит по-русски! C'est un vrai torrent... il vous entra?ne. - Так хорошо по-русски говорит, - проворчал Пигасов, - что заслуживает французской похвалы". |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина (1798-1854). - Адъютант генерала Раевского, приятель Рылеева. С Пушкиным познакомился в Одессе; хотя и не принимал близкого участия в заговоре декабристов, но был сослан на каторгу в Читу. "Записки" Якушкина, Розена и "Воспоминания Н. А. Белоголового", М., 1898. |
Смотри также Литературные типы произведений Тургенева Сосед Либановой, 26 лет, "горячий игрок". |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Смотри также Литературные типы произведений Гончарова - Жена Ивана Матвеевича. После смерти Обломова играла первенствующую роль в доме Агафьи Матвеевны, т. е. "она предоставляла себе право вставать поздно, пить три раза кофе, переменять три раза платье в день и наблюдать только одно по хозяйству: чтоб ее юбки были накрахмалены как можно крепче. Более она ни во что не входила". |
Мухтар-паша - турецкий генерал и дипломат, главнокомандующий войсками кавказского фронта во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. |
Смотри также Литературные типы произведений Тургенева Музыкант, друг Фабия. |
Муштабель - подставка в виде длинной палки, употребляемая живописцами при работе в качестве подпорки для руки (польск. musztabel) |
Мушуар - платок (фр. mouchoir) |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Два отрывка. Во втором из них описывается детство Саши Арбенина. В рассказе много автобиографических черт. I. В***, графиня. - Лугин. - Минская, графиня. - Никита. - Старичок. II. Арбенины: Александр Сергеевич (Саша) и Сергей Васильевич. |
Смотри также Литературные типы произведений Тургенева Уездный судья. По словам Трифона Иваныча, "хороший человек и в преферанс играть охотник". |
Смотри также Литературные типы произведений Аксакова - Читальщик по Степане Михайловиче и Арине Васильевне; "дряхлый старик", читал псалтырь "медленно и гнуся, плохо разбирая и в очки церковную печать", "крестился" и "кланялся". |
Мыслете - буква М |
Мытарство - истязание |
Смотри также Литературные типы произведений Гончарова Уп. л. Знакомые Аянова. |
Смотри также Литературные типы произведений Тургенева Компаньонка Елены, которую Ан. Bac. Стахова почти постоянно держала при себе. "Миленькая, немного косенькая русская немочка с раздвоенным на конце носиком и красными крошечными губками, белокурая, пухленькая. Она очень недурно пела русские романсы, чистенько разыгрывала на фортепиано разные, то веселенькие, то чувствительные штучки, одевалась со вкусом, но как-то по-детски и уж слишком опрятно. Елена решительно не знала, о чем ей говорить с Зоей, когда ей случалось остаться с ней наедине". - "Хорошенькая очень хорошенькая, - характеризует ее Шубин: - я уверен, что всякий прохожий, взглянув на нее, непременно должен подумать: вот бы с кем отлично... польку протанцевать; я также уверен, что она это знает и что это ей приятно..." "Взятая врасплох, она всегда выражалась на родном языке". Кокетничает с Шубиным, при чем "пожимается как кошечка". В моменты семейных бурь, "в погоду", по словам Шубина, "рассудительная сия лисичка всегда в свою норку прячется", т. е. уходит к себе наверх. - Ей очень понравился Курнатовский. "Das ist ein Mann!" - думала она про себя. Сидя у постели убитой горем Ан. Bac., она думала про себя: "Diesen Insaroff vorziehen und wem?" - З. вышла замуж за Курнатовского; "она у него в большом повиновении и даже перестала думать по-немецки". |
Мюнстер А. Э. (р. 1824) - литограф, издатель "Портретной галереи русских деятелей". |
Мюр - и Мерилиз - владельцы первого универсального магазина на Петровке в Москве |
Мюрат Иоахим (1771-1857) - маршал Наполеона I и его зять, затем (с 1808 г.) неаполитанский король. |
Мюссе, Альфред де (1810-1857) - французский писатель романтического направления, поэт, прозаик, драматург. Его перу принадлежат сборник "Сказки Испании и Италии", драма "Лорензаччио", новелла "Мушка", "Исповедь сына века", "Сын Тициана", "Мардош" и др. Лирика Мюссе отличается сжатым, образным, мягко-певучим стихом, очень эмоциональным, полным резкого вторжения иронии и скептицизма. Популяризовал жанр "драматических пословиц" ----------------------------------- Смотри также Литературные типы произведений Пушкина (1810-1851). - М. со своей книжечкой песен, по словам Пушкина, "произвел недоумение". (См.: "О приличии в литературе"). |
Мясницкий Иван Ильич (1854-1911) - наст. имя И. И. Барышев, поэт и писатель-юморист. Его стихотворения и рассказы печатались в юмористических журналах "Стрекоза", "Свет и тени", "Будильник", "Развлечение", "Зритель" и др. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина Товарищ Пушкина по лицею. По лицейскому прозвищу Мясожоров. Служил предметом эпиграмм и карикатур товарищей в лицейских журналах. |