Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
Статьи на букву "М" (часть 4, "МИЛ"-"МОН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 4, "МИЛ"-"МОН")

Милославские ("Бор. Годунов")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- "Друзья" Шуйского.

Милославский ("Арап Петра В.")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Уп. л. "Богат и глуп".

Милушкин ("Мертвые души")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

- Уп. л., бывший крепостной Собакевича, мертвую душу которого помещик запродал Чичикову за два с полтиной. Был "кирпичником" и мог, по словам Собакевича, "поставить печи в каком угодно доме".

Мильтиад Младший

Мильтиад Младший (VI-V в. до н. э.) - афинский государственный деятель и полководец

Мильтон, Джон

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1608-1674). - Писатель, поэт и госуд. деятель Англии. Автор поэмы "Потерянный Рай" (русск. перевод А. Шульговской. Изд. Маркса). Пушкин имел в виду мильтоновскую поэму, когда в "Бове" говорит: "За Мильтоном и Камоэнсом опасался я без крыл парить, в серафимов жарить пушками, с сатаною обитать в раю" (ст. "О Мильтоне").

Милюков Александр Петрович

Милюков Александр Петрович (1817-1897) - редактор "Сына отечества". Дружественные отношения между А. П. Милюковым и Ф. М. Достоевским завязались еще в 40-е гг. и продолжались после возвращения Достоевского из ссылки.

Милютин Владимир Алексеевич

Милютин Владимир Алексеевич (1826-1855) - петрашевец, экономист

Мими (Дубровский)

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Уп. л. Гувернантка Маши Троекуровой. "Добрая девушка"; пользовалась "большой доверенностью и благосклонностью" Троекурова, но "никогда во зло не употребляла влияния, которое, видимо, имела над ним". Принуждена была переехать в другое поместье Троекурова, "когда следствия дружества" ее с ним "оказались слишком явными". "Оставила по себе память довольно приятную" и "черноглазого мальчика", "напоминавшего полуденные черты" ее. (Саша).

Мими, княжна Тугоуховская ("Горе от ума")

Смотри также Литературные типы произведений Грибоедова

- Тугоуховская княжна.

Мина ("М. Шонинг")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Уп. л. Дочь Гарлин. По словам матери, "она годом старше" брата (Франк), "очень понятлива и, кажется, будет хороша собою".

Минаев Дмитрий Дмитриевич

Минаев Дмитрий Дмитриевич (1835-1889) - поэт-сатирик, переводчик. Постоянный сотрудник "Искры", "Русского слова" и "Современника". Печатался также в "Будильнике", "Гудке", "Времени" и др. В 1861 г. Достоевский поручил Минаеву написать для первого номера "Времени" фельетон, но не был удовлетворен результатом и заменил минаевский фельетон своим ("Петербургские сновидения в стихах и прозе"), использовав в нем все стихотворные вставки Дмитрия Дмитриевича. Очень скоро их сотрудничество закончилось. Д. Д. Минаев не раз задевал в стихах "Время" и его сотрудников.

Минерва

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- богиня мудрости.

Минерва росская

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Екатерина. "Восп. в Ц. Селе" (1815).

Минин

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(† 1616). "Он в Нижний хочет, в отчизну Минина!" ("Евг. Он.", Пут.). "Отрывки из ром. в письм.".

Минин (Сухорук) Кузьма Минич

Минин (Сухорук) Кузьма Минич (ум. 1616) - нижегородский посадский человек, купец, предводитель и организатор земского ополчения 1612 г., целью которого было изгнание польских интервентов, захвативших русские земли и занявших Москву.

Миних, граф Бурхард-Христофор

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1683-1767). - Фельдмаршал. При М. "в молодости своей служил" "Андрей Петрович Гринев" ("Кап. дочка").

Миницкая, А. П. ("Детские годы")

Смотри также Литературные типы произведений Аксакова

- Девица; ровесница Багрова-внука; "очень любила читать книжки". Предпочитала стихи кн. Долгорукова "всем другим стихам" и "вела жаркие споры" с Багровым-внуком из-за "литературных убеждений".

Миницкий, Павел Иванович ("Детские годы")

Смотри также Литературные типы произведений Аксакова

- Уп. л. Малоросс; молод; хорош собой; женат на Варваре Сергеевне Плещеевой, к которой "горячо" привязан. "Страстно любя свою красавицу-жену", М. "с удивительною настойчивостью перевоспитывал ее, истребляя в ней семена тщеславия и суетности". "Соединял энергическую деятельность, благородство души и строгость правил с поэтическою природою малоросса".

Минская ("Отрывок")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

Молодая женщина. "Она была среднего роста, стройна, медленна и ленива в своих движениях; черные, длинные, чудесные волосы оттеняли ее еще молодое и правильное, но бледное лицо, и на этом лице сияла печать мысли". На балу у графини В*** чувствует усталость, скуку и зевоту. На заявление Лугина, что у него сплин, дает совет влюбиться. И взгляд ее говорил: "мне хотелось бы его не любить, но помучить". На вопрос "в кого?" - отвечает: "хоть в меня", и тут же, окинув быстрым взглядом Лугина, невольно согласилась с Лугиным, что "ни одна женщина не может любить его".

Минский (Виленкин) Николай Максимович

Минский (Виленкин) Николай Максимович (1855-1937) - русский писатель, переводчик и поэт, стоявший у истоков русского символизма. Автор религиозно-философских трактатов "При свете совести" и "Религия будущего".

Минский ("Гости съезжались на дачу")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Наперсник Вольской, которую "подстрекал своими "одобрениями и советом". "М. угадывал ее сердце. Самолюбие его было тронуто", и "он предвидел связь без всяких важных последствий, лишнюю женщину в списке ветреных своих любовниц и хладнокровно обдумывал свою победу". На слова молодого офицера ("Кажется, теперь твоя очередь") отвечал: "Вовсе нет. Она (Вольская) занята; я просто ее наперсник или что вам угодно. Но я люблю ее от души: она уморительно смешна". Письмо Вольской "распечатал", "зевая", и "пожал плечами". На "нежные и ласковые уверенья" "отвечает ей в двух словах, извиняясь скучными необходимыми делами". Считает себя принадлежащим к "светской черни" и не называет себя "аристократом", т. к. этим "насмешил бы многих", хотя, по словам М., дворянство его "теряется" в отдаленной древности и имена предков" "встречаются на всех страницах истории нашей". В первой молодости "порочным своим поведением заслужил" "порицание света, который наказал его клеветами". "М. оставил его, притворясь равнодушным. Страсти на время заглушили в его сердце угрызения самолюбия; но усмиренный опытами, явился он вновь на сцену общества и принес ему не пылкость неосторожной своей юности, но снисходительность эгоизма. Он не любил света, но и не презирал, ибо знал необходимость его одобрения. Со всем тем уважая себя вообще, он не щадил его в особенности, и каждого члена его готов был принести в жертву своему злопамятному самолюбию. Разговору с испанцем о русском обществе дает "сатирическое направление" и "с видимым самодовольством небрежения" отзывается о русском обществе: "Что наше общество? Те же лица каждый день вместе; а есть ли между ними что-нибудь похожее на искренность, на благорасположение и близость сношений, на все, что составляет прелесть общежития?" "Наши разговоры" - "сухие известия из армии, которые завтра же прочтете вы в газетах, толки о новом посредственном актере, изредка - соблазнительный анекдот, рассказанный без всякой веселости. Волочиться почитаем мы за дурной тон и извиняем его только в стариках. Недоброжелательство есть черта наших нравов: в народе выражается она насмешливостью, в высшем кругу невниманием и холодностью". "Древнее русское дворянство", по мнению М., "упало в безвестность", стало "дворянской чернью", а "настоящая аристократия наша с трудом может назвать и своего деда. Древность рода их восходит до Петра и до Елизаветы. Денщики, певчие, хохлы - вот их родоначальники". "Прошедшее для нас не существует". "Мы гордимся не славою предков, но чином какого-нибудь дяди-дурака и балом двоюродной сестры". Неуважение к предкам есть первый признак дикости, замечает М.

Минский ("Станц. смотрит.")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- "Молодой стройный гусар с черненькими усиками". Ротмистр. На станции при известии, что лошади все "в разгоне", "возвысил" "голос и нагайку". Когда смотритель пробрался в дом дочери, М. "подошел к нему, дрожа от гнева". - "Чего тебе надобно? - сказал он ему, стиснув зубы: - что ты за мною всюду крадешься как разбойник? или хочешь меня зарезать? Пошел вон!" - и сильной рукою схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу; на станции прибег к хитрости; смотритель нашел его "почти без памяти лежащего на лавке: ему сделалось дурно, голова разболелась, невозможно было ехать". "На другой день послал человека верхом в город за лекарем". "При смотрителе охал и не говорил почти ни слова, однако же выпил две чашки кофе и, охая, заказал себе обед". "Он поминутно просил пить, и Дуня подносила ему кружку ею заготовленного лимонада. Больной обмакивал губы и всякий раз, возвращая кружку, в знак благодарности слабой своею рукою пожимал Дунюшкину руку". Лекарю, с которым М. "поговорил по-немецки", вручил 25 рублей за визит и пригласил его отобедать; оба ели с большим аппетитом и "выпили бутылку вина". Был "чрезвычайно весел, без умолку шутил то с Дунею, то со смотрителем; насвистывал песни, разговаривал с проезжими, вписывал их подорожные в почтовую книгу". При появлении смотрителя в Петербурге в Демутовом трактире (где М. жил) "вышел сам к нему в халате, в красной скуфье. "Что, брат, тебе надобно?" - спросил он его, не узнав, взглянул на него быстро, вспыхнул, взял его за руку, повел в кабинет и запер за собою дверь. - "Что сделано, того не воротишь, - сказал М. в крайнем замешательстве: - виноват перед тобою и рад просить у тебя прощения; но не думай, чтоб я Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово. Зачем тебе ее? Она меня любит: она отвыкла от прежнего своего состояния; ни ты, ни она - вы не забудете того, что случилось". Потом, "сунув ему что-то в рукав", он отворил дверь. "Смотритель увидел за обшлагом своего рукава сверток бумаг": "несколько пятидесятирублевых смятых ассигнаций". В тот же день М. сидел у Дуни "в задумчивости".

Минхен ("Як. Пасынков")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- Линхен.

Минье Огюст Франсуа

Минье Огюст Франсуа (1796-1884) - французский историк-либерал, один из создателей теории классовой борьбы как главного двигателя исторических событий.

Миняич ("Хорь и Калиныч")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

"Кривой старик", сторож при конторе помещика Полутыкина. Когда господа пили воду, он "кланялся в пояс".

Мирбо Октав

Мирбо Октав (1850-1917) - французский писатель, автор романов "Голгофа", "Сад пыток" и др.

Мирволин ("Завтрак у предводителя")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Бедный помещик, сосед Балагаева. Постоянно чувствует то "смерть в горле", то боль в груди и отгоняет их "рюмочкой". Вечный прихлебатель и источник городских новостей и сплетен. "Человек убогий", по выражению Пехтерева. На словах знает все, о чем даже вовсе не слышал.

Миргород (Гоголя)

Миргород (Гоголя) - название второго сборника повестей Г., вышедшего одновременно в двух частях (СПБ. 1835 г.) и явившегося продолжением "Вечеров". В первую часть вошли: "Старосветские помещики" и "Тарас Бульба"; во вторую "Вий" и "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем".

Мирович В. (Малахиева или Малофеева Варвара Григорьевна)

Мирович В. (Малахиева или Малофеева Варвара Григорьевна) (1869-1954) - писательница и переводчица, сотрудничавшая в "Русской мысли"

Миролюбов Виктор Сергеевич

Миролюбов Виктор Сергеевич (1860-1939) - певец, артист Большого театра

(псевдоним Миров); впоследствии журналист, редактор-издатель "Журнала для всех".

Миронов, Иван Кузьмич ("Капитанская дочка")

Статья большая, находится на отдельной странице.

Миронова, Василиса Егоровна (Капит. дочка)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Миронова, Марья Ивановна ("Капит. дочка")

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мироныч ("Детские годы")

Смотри также Литературные типы произведений Аксакова

- Мужик; "главный староста" Куролесовой, "в чести у хозяев". "Малорослый, с страшными глазами". "Умный", "распорядительный", "заботливый о господском и о крестьянском деле"; "не поживился ни одной копейкой", "но потакает и потворствует своей родне и богатым мужикам". По словам крестьян, М. "хотя и гуляет, но на работах всегда бывает в трезвом виде и не дерется без толку". Требователен и жесток к крестьянам; не хочет освободить от работы больного дряхлого старика Терентьева, говоря: "ведь таких дармоедов и лежебоков много".

Мисаил ("Бор. Годунов")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

"Бродяга в виде чернеца". По словам Варлаама, "мы, отец Мисаил да я грешный, как утекли из монастыря, так ни о чем и не думаем: Литва ли, Русь ли, что гудок, что гусли, все нам равно, было бы вино". - "У нас с отцом Мисаилом одна заботушка - пьем до донушка"; к словам Варлаама М. приговаривает: "Складно сказано, отец Варлаам". - Пристав, подозревая, что у него есть деньги, хочет М. обвинить в том, что он "злой еретик, Гришка Отрепьев".

Миссионер ("Фрег. Пал.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Китаец, "учившийся в знаменитом римском училище пропаганды". В Гонконге, при посещении фрегата, находился в свите епископа. "Сохранял свой китайский костюм, чтоб свободнее ездить по Китаю для сношений с тамошними христианами и для обращения новых".

Митрофан ("Малиновые воды")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Садовник, оставленный господами в селе Шумихине с приказом поставлять на господский стол, за полтораста верст, зелень и огурцы. Огурцы его "даже летом отличались величиной, дрянным водянистым вкусом и толстой желтой кожей". Не прогнал Степушку, который приютился у него.

Митрофания игуменья

Митрофания игуменья - в миру баронесса Прасковья Григорьевна Розен, фрейлина императорского двора. Игуменья Владычне-Покровского монастыря в Серпухове. Занималась подделкой денежных документов.

Митька ("Холостяк")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Слуга Вилицкого, 25 л. Бойкий малый, "доразвившийся в Петербурге".

Митюха ("Отцы и дети")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Ямщик, которого Базаров прозвал "толстобородым".

Митюшка ("Родосл.")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- "Кто бы ни был ваш родоначальник - Мстислав, князь Курбский, иль Ермак, или Митюшка целовальник".

Митя, Дмитрий Алексеич ("Однодворец Овсяников")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Племянник Л. П. Овсяникова "Малый лет двадцати восьми, высокий, стройный и кудрявый". Одежда на нем "немецкая", но плохо сшитая "российским" портным. По словам дяди, "малый он с головой, бойкий малый". Учился хорошо, состоял на казенной службе, но бросил ее, так как был не дворянин и ему не давали ходу. "Живет без дела..." и "в ябедники пустился! Крестьянам просьбы сочиняет, доклады пишет, сотских научает, землемеров на чистую воду выводит, по питейным домам таскается, с мещанами городскими да с дворниками на постоялых дворах знается". "Становые и исправники ему не раз грозились". По собственным рассказам Мити, грозятся на него и помещики, напр. Безпандин. Дядю своего М., видимо, уважает, откровенно рассказывает ему свои похождения и просит его заступничества пред помещиками за слабых, напр. за Федосью Михайловну. Действия свои оправдывает тем, что сам же дядя учил его, что "по справедливости должен человек жить и ближнему помогать обязан есть". На упрек же дяди, что он берет за свои хлопоты плату, отвечает, потупившись: "В этом я точно виноват, но с бедных я не беру и душой не кривлю". Овсяников часто журит его, но прощает, так как М. "не глупый малый, и душа добрая..." "Только я боюсь за него…" - говорит в заключение Овсяников.

Митя ("Лит. веч.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Племянник Уранова, студент, пригласивший на вечер Крякова. Он один из присутствовавших в доме Уранова, весело слушал споры за ужином, т. к. один знал, кто был Кряков.

Митя ("Отцы и дети")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Сын Н. П. Кирсанова и Фенички.

Митяй ("Мертвые души")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

"Сухощавый и длинный, с рыжей бородой", один из тех мужиков, которые собрались на дороге посмотреть на столкновение брички Чичикова с шестериком с дамами. Принял деятельное участие в помощи: "взобрался на коренного коня и сделался похожим на деревенскую колокольню, или, лучше, на крючок, которым достают воду в колодцах". Ничего не подсобил и должен был уступить место Миняю. В конце концов был прогнан кучером, потерявшим терпенье.

Михаил Андреевич ("Отрывок")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

- Миша.

Михайлаки ("Кирджали")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

-Арнаут. Вместе с Кирджали "напали вдвоем на булгарское селение. Они зажгли его с двух концов и стали переходить из хижины в хижину. Кирджали резал, а М. нес добычу".

Михайло ("Мертвые души", II)

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Слуга Тентетникова. По целым часам простаивал "с рукомойником и полотенцем" у дверей, в ожидании, когда барин протрет глаза.

Михайло Михалыч ("Обыкн. ист.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Уп. л. По отзыву Анны Павловны, хотя "и умным человеком считается", "а что мясоед, что страстная неделя - все одно жрет". - "Он вон и бедным помогает, да будто его милостыня принята Господом. Слышь, подал раз старику красненькую, тот взял ее, а сам отвернулся да плюнул". "Все кланяются ему и в глаза-то Бог знает что наговорят, а за глаза крестятся, как поминают его, словно шайтана какого".

Михайло Петрович Багров ("Семейная хроника")

Смотри также Литературные типы произведений Аксакова

- Уп. л. Отец Степана Михайловича.

Михайлов А.

Михайлов А. - Шеллер-Михайлов

Михайлов Владимир Васильевич

Михайлов Владимир Васильевич - известный педагог, преподаватель Елизаветградского реального училища и бывший содержатель пансиона для мальчиков. Еще в 1860-х гг. выступил в печати со статьями на тему воспитания. Его наблюдения над детьми очень интересовали Ф. М. Достоевского.

Михайлов Михаил Ларионович (Илларионович)

Михайлов Михаил Ларионович (Илларионович) (1826-1865) - русский революционный деятель, поэт и переводчик. Печатался в "Литературной газете", "Современнике" (имевшая широкий общественный резонанс серия статей по женскому вопросу). В 1861 г. напечатал в Лондоне составленную Н. В. Шелгуновым прокламацию "К молодому поколению" и, вернувшись в Петербург, принялся ее распространять. Был выдан провокатором Вс. Костомаровым, арестован и умер на каторге от туберкулеза.

Михайловский Василий Григорьевич

Михайловский Василий Григорьевич (1871-1926) - журналист, заведующий статистическим отделом Московской городской управы.

Михайловский Николай Константинович

Михайловский Николай Константинович (1842-1904) - публицист и критик, виднейший теоретик русского народничества. Небольшое наследство, полученное от отца, истратил на попытку организовать артель по образцу мастерской Веры Павловны (Чернышевский, "Что делать"). С 1868 - сотрудник "Отечественных записок". Оставался их руководителем до закрытия журнала.

Михайловское, село

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Псковской губернии, Опочецк. у. Пожаловано Абраму Петровичу Ганнибалу в 1742 г. императрицей Елисаветой. После его смерти перешло к деду поэта Осипу Абрамовичу, а затем к его единственной дочери от "первого законного брака". Пушкин после выхода из лицея пробыл в Михайловском июль и август 1817 года. В 1819 г. во время летних месяцев здесь писалась пятая песня "Руслана". Сюда же в 1824 г. опальным изгнанником явился поэт и провел в Михайловском "два года незаметных" (1824-1826); после поездки в Москву Пушкин вновь вернулся на несколько дней в М. Летом 1830 г. поэт два дня провел среди михайловских рощ; в апреле 1836 г. поэт приезжал в М. на похороны матери. В 1899 г. М-ое приобретено в казну "с предоставлением псковскому дворянству устроить в усадьбе поэта какое-либо благотворительное учреждение, связанное с именем А. С. Пушкина". В 1909 г. открыта в М-ом колония для престарелых и больных литераторов.

Михал Михалыч ("Развязка Ревизора")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

- первый комический актер.

Михалевич ("Дворянское гнездо")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Друг Федора Ивановича Лаврецкого. При свидании с другом ведет с ним "один из тех нескончаемых споров, на которые способны только русские люди". "Злостному байбаку" Лаврецкому напоминает о том, что на нем лежит "долг, ответственность великая перед Богом, перед народом, перед самим собой". Советует ему заняться устройством крестьян. Убежден, что "мление скуки - гибель русских людей". "Смерть не идет и жизнь не ждет". Много переиспытал на своем веку, но в "важном существенном не изменился: верит в добро, пописывает стихи". "Новым чувствам, писал он в одном из стихотворений, всем сердцем отдался, как ребенок душою я стал: и я сжег все, чему поклонялся, - поклонился тому, что сжигал". "Человек высокого роста и худой, в затасканном синем сюртуке, с морщинистым, но оживленным лицом, с растрепанными седыми бакенбардами, длинным прямым носом и небольшими воспаленными глазками". "Михалевич говорил так же порывисто, как и в молодости шумел и кипел". Он "беспрестанно смеялся хриплым, нервическим хохотом". "У М. гроша за душой не было". "Сапоги у него были сбиты, сзади на сюртуке не доставало одной пуговицы, руки его не ведали перчаток, в волосах торчал пух; приехавши, он и не подумал попросить умыться, а за ужином ел как акула, раздирая руками мясо и с треском перегрызая кости своими крепкими черными зубами. Оказалось также, что служба не пошла ему впрок". "М. не унывал и жил себе - циником, идеалистом, поэтом, искренно радея и сокрушаясь о судьбах человечества, о собственном призвании, - и весьма мало заботясь о том, как бы не умереть с голоду. М. женат не был; но влюблялся без счету и писал стихотворения на всех своих возлюбленных; особенно пылко воспел он одну таинственную, чернокудрую "панну"... Ходили, правда, слухи, будто эта панна была простая жидовка, хорошо известная многим кавалерийским офицерам..." "М. после долгих странствований попал наконец на настоящее свое дело: он получил место старшего надзирателя в казенном заведении. Он очень доволен своей судьбой, и воспитанники его "обожают", хотя и передразнивают его".

Михалуйшка - Михаил Максимович ("Семейная хроника" и "Детские годы")

Смотри также Литературные типы произведений Аксакова

- Молодой писец в Парашине; благодаря ему уладилось "все дело", вызванное внезапной смертью Куролесова. "Впоследствии он был поверенным, главным управителем всех имений и пользовался полною доверенностью Прасковьи Ивановны. Под именем Михайлушки он был известен всем и каждому в Оренбургской губернии". Человек "замечательно умный", "нажил себе большие деньги"; баловал "дворню и лакейство из своей родни"; "долго держался скромного образа жизни, но, отпущенный на волю", "потеряв любимую жену, спился и умер в бедности". "Кто-то из его детей" "вышел в чиновники и, наконец, в дворяне".

Михеев ("Мертвые души")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Бывший крепостной Собакевича. По словам помещика, "никаких экипажей и не делал, как только рессорные. И не то как бывает московская работа, что на один час: прочность такая... сам и обобьет и лаком покроет". "Мертвую душу" М. Чичиков купил у Собакевича за два с полтиной.

Михеев, Федор ("Семейная хроника")

Смотри также Литературные типы произведений Аксакова

- "Приданный лакей Софьи Николаевны", "муж Параши; был большой мастер делать перепелиные дудки".

Михей Андреевич Тарантьев ("Обломов")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Тарантьев, М. А.

Михей ("Детские годы")

Смотри также Литературные типы произведений Аксакова

- "Столяр"; "сердитый и грубый". Все его дразнили. В припадке гнева "гонялся" за дразнившими его "с деревянным молотком, бранил и бивал их". Раз М., "выведенный Волковым из терпения, схватил деревянный молоток и так ловко ударил им Волкова по лбу, что у того в одну минуту вскочила огромная шишка и один глаз запух".

Михей Михеич ("Два приятеля")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

"Человек весьма обширный", "облый", с большим лицом, с большими глазами и губами, с большими взъерошенными волосами". Выражение лица "кислое". "Одет он был в очень просторное платье и на ходу переваливался всем телом. Он тяжко опустился на диван и только тогда сказал "здравствуйте", не обращаясь, впрочем, ни к кому из присутствующих".

Михелька Керн ("Фрег. Пал.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

Матрос, "скотник" с фрегата. "Неподвижно стоял" с ружьем у речки (на о. Батане). На вопрос, что он тут делает, "почти не дыша, прошептал": "Жду дракона, ваше в-дие". Унтер .

Михневич Николай Петрович

Михневич Николай Петрович (1849-1927) - русский военный теоретик и историк, генерал от инфантерии, автор трудов по стратегии и истории военного искусства.

Михрюткин, Аркадий Артемьевич ("Разговор на большой дороге")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

"Господин лет 28-ми", "худенький человек с крошечным лицом, унылым красным носом и бурыми усиками". Закутан "в серую поношенную шинель". "Часто кашляет - грудь у него расстроена, и вообще вид имеет недовольный". Говорит "торопливо и смутно, словно спросонья". Вечно недоволен: кучером Ефремом, гнусной уловкой дворовых людей повторять барские слова, тихой и быстрой ездой, хозяйкой постоялого двора, "взявшей дорого" за постой, и слугой Селиверстом, который на постоялых дворах не торгуется". Постоянно ворчит и привязывается то к кучеру, то к слуге. "Последние деньги даром ухлопал" в городе и чувствует себя несчастнейшим человеком на свете. "Тревожится, что жена задаст "встрепку". Считает себя образованным человеком, отрицает "домовых" и верит в сны и приметы.

Мицкевич, Адам

Мицкевич, Адам (1798-1855) - великий польский поэт, деятель национально-освободительного движения. Основоположник польского романтизма.

-----------------------------------

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1798-1855). - Первый том стихов М. вышел в 1822 г., второй - в следующем году ("Ода к юности", "Дзяды", 2 и 4 ч., "Гражина"). Высланный из Вильны во внутренние губернии России, М. отправился из Петербурга в Одессу (1825), посетил Крым ("Сонеты") и в конце того же года приехал в Москву, где встретился с Пушкиным. - "Tu Shakespeare eris, si fata sinant", - приветствовал М. Пушкина после окончания чтения p. поэтом "Бориса Год." (в доме Веневитинова). В Петербурге связь между польским и русским поэтами еще более укрепилась. В 1829 г. Пушкин спешно выехал в действующую армию (Арзрум). М. навсегда покинул Россию, но и у Пушкина, и у М. сохранились поэтические воспоминания об этой дружбе. "Мирный, благосклонный, он вдохновлен был свыше и с высоты взирал на жизнь", - писал Пушкин ("Он между нами жил..."). "Народа русского избранник, прославленный на Севере певец", - писал Мицкевич о П. ("Деды", III). Об этой поэме или, правильнее, о части ее - "Петербург" - Пушкин делает замечания в "Медн. всадн.". У Мицкевича, несмотря на его близкое знакомство с русской литературой и языком, нет переводов из Пушкина. Наоборот, русский поэт, не зная польского языка, с помощью построчного перевода дал поэтическое воспроизведение вступления к "К Валленроду", близкие переводы баллад "Воевода" ("Czaty"), "Будрыс и его сыновья" ("Trzech Budrys?w"). ? М. в "Сонете" (1830); "Там в Крыму пел Мицкевич вдохновенный и посреди скал свою Литву воспоминал" ("Евг. Он.", "Пут."). После событий 1831 г. пути поэтов резко разошлись, но и в 1834 г., говоря о "злобном поэте", Пушкин просит: "О, Боже! возврати твой мир в его озлобленную душу!" Смерть Пушкина вызвала со стороны М. глубоко прочувствованную статью о русском поэте. "Ни одной стране, - писал М., - не дано, чтобы в ней дважды появлялся человек такой высокой гениальности, с дарованиями до такой степени разнообразными, что, казалось, одно должно было бы исключить другое". (Перев. ст. Миц. в журнале "Жизнь", 1899 г., май. Об отношениях М. к Пушкину там же заметка М. А. Славинского. Подробнее: проф. И. Третьяк, "Studia i Szkice", Варш., 1906. Обстоятельная рецензия этой книги С. Браиловского в Сб. "Пушкин", В., VІІ, стр., 79-109).

Мицуль М. С.

Мицуль М. С. - агроном, участник экспедиции 1871 г. на Сахалин. Автор "Очерка острова Сахалина".

Миша ("Игроки")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Уп. л. Сын Кубышева. Кубышев.

Миша ("Отрывок")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

"Тридцати лет". "Титулярный советник", "всего год осталось до коллежского асессора". - "Толстенек немножко", "фигура совершенно не военная", "еще в школе звали хомяком". - Говорит матери: "Когда и в чем я был не послушен вам? Мне уж скоро тридцать лет, а между тем я, как дитя, покорен вам во всем. Вы мне велите ехать туда, куда бы мне смерть не хотелось ехать, - и я еду, не показывая даже и вида, что мне это тяжело. Вы мне приказываете потереться в передней такого-то - и я трусь в передней такого-то, хоть мне это вовсе не по сердцу. Вы мне велите танцевать на балах - и я танцую, хоть все надо мною смеются и над моей фигурой. Вы, наконец, велите мне переменить службу: в тридцать лет я иду в юнкера, в тридцать лет я перерождаюсь в ребенка, в угодность вам (мать пожелала видеть сына военным только в пику Губомазовой: "пусть себе треснет от досады"), и при всем том, - жалуется М., - вы мне всякий день колете глаза либеральничеством. Не пройдет минуты, чтобы вы меня не назвали либералом; клянусь вам, это больно". - Наконец мать желает женить его на Шлепохвостовой - "дуре первоклассной". Тут он решается признаться ей: "Позвольте мне хотя здесь иметь свой голос... Вы не спросили еще меня... ну, если я влюблен в другую?" - О предмете своей любви, Одосимовой, он такого мнения: "Клянусь, никогда еще не было подобной - ангел, ангел и лицом, и душок". Об отце ее говорит: "Удивительный человек" - "таких достоинств души не сыщешь на свете". - Мать говорит: "Все знаю, все: влюбился в потаскушку... которая, может быть, Бог знает чем занимается". - М. может только ответить "Мама!" Когда у матери от всего этого случилась "колика" и она кричит "жестокий сын!" М. "бросается" к ней: "Матушка, успокойтесь! Вы сами создаете для себя..." - По мнению М., "бедный человек, которому не повезло по службе или в чем другом", - "я понимаю, вправе искать богатой невесты", "но вы посудите, справедлив ли человек богатый, который будет искать тоже богатых невест?"

Миша ("Провинциалка")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

"Дальний родственник Дарьи Ивановны, 19 лет неболтливый, преданный душой и телом Дарье Ивановне". Ему "страх как хочется в Петербург".

Мишель, князь ("Обломов")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Уп. л. Сын владельца Верхлева, брат Пьера. Лишь познакомился с Андрюшей (Штольцем), как поставил его в позицию и начал выделывать удивительные штуки кулаками, попадая ими Андрюше то в нос, то в брюхо; потом сказал, что это английская драка".

Мишель Луиза

Мишель Луиза - французская революционерка, участница Парижской коммуны. За участие в "беспорядках" была приговорена судом к шести годам тюремного заключения.

Мишка ("Ревизор")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Слуга, городничего. Говорит Осипу: "Простого блюда вы не будете кушать, а вот как барин ваш сядет за стол, так и вам того же кушанья отпустят".

Мишле Жюль

Мишле Жюль (1798-1874) - французский историк романтического направления и публицист-демократ, автор сочинений "История Франции", "История Французской революции".

Мнемозина

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- альманах, изданный в четырех книгах в 1824 г. (СПБ.) кн. В. Ф. Одоевским и В. К. Кюхельбекером. Целью М. было "распространение новых мыслей, блеснувших в Германии, с тем, чтобы обратить внимание русских читателей на предметы, в России малоизвестные". Несмотря на участие лучших литературных сил, "Мнемозина" едва имела 157 подписчиков.

- мать муз ("Рифма" - 1830).

Мних Иаков

Мних Иаков (XI в.) - один из первых русских летописцев

Мнишек ("Бор. Год.")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- "Гостеприимный замок его" "в Самборе" "пышностью блистает благородной". - "Мы старики, - говорит М., - прелестных рук не жмем и не целуем... Ох, не забыл старинных я проказ! теперь не то, не то, что прежде было. И молодежь, ей-ей, не так смела; и красота не так уж весела... все как-то приуныло". - "Пойдем, товарищ мой, венгерского обросшую травой велим открыть бутылку вековую, да в уголку потянем-ка вдвоем душистый сок, струю как жир густую, а между тем посудим кой о чем". - "Думал ты, что дочь моя царицей будет, а?" "какова, скажи, моя Марина? я только ей промолвил: ну, смотри! не упускай Димитрия!.. и вот все конечно, уж он в ее сетях".

Мнишек, Марина ("Бор. Год.")

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мнишек, Марина (Марианна) Юрьевна

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(† 1614). - Жена Лжедмитрия, дочь сендомирского воеводы; вторым браком обвенчалась с "тушинским вором".

Мнишек, Юрий

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(† 1612). - Сендомирский воевода, отец Марины.

Многолетие

Многолетие - возглашение на молебне о долголетии какой-либо высокой особы

Моветонство

Моветонство - дурной тон (от франц. mauvais ton)

Мовешка

Мовешка - дурнушка (от фр. mauvais - плохой, дурной)

Могила Петр

Могила Петр (1596-1647) - киевский митрополит, много заботившийся о просвещении

Можайский Александр Федорович

Можайский Александр Федорович (1825-1880) - исследователь и изобретатель в области создания летательных аппаратов.

Можаров

Можаров - Лентовский М.

Моина

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

Оссиан. Уп.: "Кинжал" (1821). Озеров воспользовался песнями Оссиана для своей трагедии "Фингал", в которой главную роль М. исполняла Семенова ("Евг. Он.", I, 17).

Моисей ("Испанцы")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

Седой, богатый еврей, отец Ноэми. Просит Фернандо взять "именья половину", но спасти его от инквизиции. "Спаси меня... у нас ведь Бог один…" Спасенный Фернандо, М. считает себя обязанным заплатить испанцу поцелуем его руки Ноэми ("Еврейка у тебя целует руку")... Открывает в Фернандо своего сына ("бежа от инквизиции" Моисей с женой "его оставили на месте том, где ночевали") и "всю казну" свою отдает за его спасение от костра инквизиции.

Мой сосед Радилов (Тургенева)

Мой сосед Радилов (Тургенева) - пятый рассказ в собрании "Запис. охотн.".

Ольга. - Радилов. - Радилова. - Федор Михеич.

Мойер, Иван Филиппович

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

профессор-хирург в Дерпте, женатый на М. А. Протасовой, родственнице, нежно любимой Жуковским. "Письма Пушкина" (1825).

Мокий Кифович ("Мертвые души")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Уп. л. Родной сын Кифы Мокиевича. "Был он то, что называют на Руси богатырь, и в то время, когда отец занимался рождением зверя, двадцатилетняя плечистая натура его так и порывалась развернуться. Ни за что не умел он взяться слегка: все - или рука у кого-нибудь затрещит, или волдырь вскочит на чьем-нибудь носу. В доме и в соседстве все - от дворовой девки до дворовой собаки - бежало прочь, его завидя; даже собственную кровать в спальне изломал он в куски. М. К., впрочем, был доброй души".

Молдавия

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

или Молдавское княжество, пограничное с Бессарабией. "В глуши Молдавии печальной" "смиренные шатры племен бродящих посещала" муза Пушкина ("Евг. Он.", VIII, 5). "В Молдавии, в глуши степей" "кончил свой век" Назон (I, 8).

Молодая дама, вторая ("Театральный разъезд")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

"Я знаю, все это очень верно...", "но при всем том мне было тяжело". "Я смеялась от всей души и больше даже, нежели все другие: я думаю, меня приняли даже за безумную... Но мне было грустно оттого, что хотелось бы отдохнуть хоть на одном добром лице: это излишество и множество лишнего... Послушайте, посоветуйте автору, чтобы он вывел хоть одного честного человека..." "У автора вашего нет глубоких и сильных движений сердечных". "Причиною таких произведений все же была желчь, ожесточение, негодование, может быть и справедливое во всех отношениях. Но нет того, чтобы показывало, что это порождено высокой любовью к человечеству... словом любовью?" "Уж кто беспрестанно и вечно смеется, тот не может иметь слишком высоких чувств: ему не может быть знакомо то, что чувствует одно только нежное сердце..." "Я всегда поставлю выше (тот род сочинений, где действуют одни высокие движения человека) и, признаюсь, я больше имею душевной веры к такому автору". Крики по поводу комедии, "что это отвратительная насмешка над правительством. Да как это позволить? Да что скажет народ?" "М. дама" объясняет желанием "произвести шум, чтобы запретили пьесу, потому что в ней, может быть, отыскали кое-что похожее на самих себя". - Взгляд на женщину. "У женщины больше истинного великодушие, чем у мужчины. Женщина не может, женщина не в силах сделать тех подлостей и гадостей, какие делаете вы. Женщина не может там лицемерить, где лицемерите вы, не может смотреть сквозь пальцы на те низости, на которые вы смотрите. В ней есть довольно благородства, чтобы сказать все это, не осматриваясь по сторонам, понравится ли это кому-либо, или нет, - потому что это нужно говорить".

Молодая дама ("Театральный разъезд")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Дама большого света на вопрос: "Что вижу! Вы приехали смотреть русскую пьесу!" - отвечает: "Что ж тут такого? Разве я уже ничуть не патриотка?" "Я нахожу, что многое очень верно: я смеялась от души". "Оттого, что выведена была наружу та подлость, низость, которая в какое бы платье ни нарядилась, хотя бы она была и не в уездном городке, а здесь, вокруг нас - она была бы такая же подлость и низость". "Я всегда рада смеяться над тем, что внутренно смешно. Я знаю, есть иные из нас, которые от души готовы посмеяться над кривым носом человека и не имеют духа посмеяться над кривою душой человека".

Молодые супруги (Грибоедова)

Молодые супруги (Грибоедова) - комедия в одном действии в стихах; является переделкой пьесы Creuz? de besser "Le secret du m?nage". ? отдельном издании вышла в 1815 г. (Спб.). На петербургской сцене появилась в первый раз 29 сентября 1815 г., в бенефис Семеновой (меньшей).

Арист. - Сафир. - Сердалеков. - Эльмира.

Молокан

Молокан - раскольник, отвергающий церковные таинства, иконы, все православные обряды, гражданскую власть и военную службу (т. е. любое кровопролитие).

Молочковы ("Обрыв")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

Муж и жена - "бодрые; тихие, задумчивые, хорошенькие старички", каждому из них "по восьмидесяти лет". "Оба такие чистенькие, так свежо одеты; он выбрит, она в седых буклях, так тихо говорят, так любовно смотрят друг на друга и так хорошо им в темных, прохладных комнатах с опущенными шторами". По словам бабушки, "и не слыхать их в городе: тихо у них и мухи не летают, сидят да шепчутся, да угождают друг другу. Вот пример всякому. прожили век, как будто проспали. Ни детей у них, ни родных. Дремлют да живут!"

Молчанов А. Н.

Молчанов А. Н. (1847-1919) - иностранный корреспондент "Нового времени"

Молчанов, Петр Степанович

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1772-1831). - Сотрудник журналов конца XVIII века; статс-секретарь. По поводу смерти М., "нашего доброго и умного слепца", Пушкин писал Плетневу 16 и 21 июля 1831 г.

Мольер

Мольер (Поклен) Жан Батист

(1622-1673) - знаменитый французский комедиограф, актер и театральный деятель. Автор комедий "Скупой", "Мещанин во дворянстве", "Тартюф", "Мнимый больной" и др.

Мольер, псевдоним Жана Батиста Поклена

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1622-1673); "Исполин" ("Городок").

Мольтке Гельмут фон

Мольтке Гельмут фон (1800-1898) - начальник германского генерального штаба, сыгравший вместе с Бисмарком видную роль в объединении Германии и в войне с Францией 1870-71 гг.

Мом

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- греческий бог насмешки и порицания. "Городок". "Жертва Мому" - название лицейского журнала 1814 г.

Мома и Минервы сын

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- "фернейский злой крикун" - Вольтер.

Момбелли Николай Александрович

Момбелли Николай Александрович (1823-1902) - петрашевец, отбывал каторгу в Александровском сереброплавильном заводе.

Монах ("Боярин Орша".)

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

- Уп. л.

Монах ("Камен. гость")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Называет Жуана "развратным, бессовестным, безбожным", но его не узнает. "Его здесь нет. Он в ссылке далеко", - отвечает М. на вопрос Лепорелло и спрашивает: "он вам знаком, быть может?" На расспросы Дон-Жуана о Донне-Анне говорит: "Мы красотою женской, отшельники, прельщаться не должны: но лгать грешно: не может и угодник в ее красе чудесной не сознаться". - "О, Дона-Анна никогда с мужчиной не говорит"; "со мной иное дело - я монах".

Монах ("Кирджали")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Беглый монах; в его доме, в Кишиневе, полиция поймала Кирджали.

Монах ("Мцыри")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

- Старик, чернец грузинского монастыря, "призрел" больного пленного мальчика. Впоследствии он же "увещеваньем и мольбой" заставил пред смертью исповедаться Мцыри.

Монах ("Фрег. Пал.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

Настоятель августинского монастыря в Маниле.

Монахи ("Вадим")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

- "Длинные черные мантии с шорохом обметали пыль вслед за ними; они толкали богомольцев с таким важным видом, как будто бы это была им главная должность". - "Все монахи были обыкновенные полудобрые существа, глупые от рождения или от старости, не способные ни к чему, кроме соблюдения постов".

Монбазон

Монбазон - французская опереточная актриса, в 1885 г. гастролировавшая в Москве.

Монго ("Монго")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

"Повеса и корнет, актрис коварных обожатель - был молод сердцем и душой: беспечно женским ласкам верил и на аршин предлинный свой людскую честь и совесть мерил". "Высок и худощав", "породы английской флегматик" с "бурыми усами", "собак и портер он любил, но занимался он чинами, ходил немытый целый день, носил фуражку набекрень, имел он гладкую посадку - неловко гнулся наперед и не тянул ноги он в пятку, как должен каждый патриот". Неудачная любовь к артистке зародила "пламень мщенья" "в душе озлобленной его". ("Перечень" - "Монго").

Монго, поэма (Лермонтова)

Написана в 1836 г., в начале полковой жизни Л. - последнее воспоминание шалостей "юнкерской музы". Монго - школьное прозвище друга Л. - Алексея Аркадьевича Стольшина, Маешка - такое же прозвище самого Л. Упоминаемая в поэме "танцорка юная" - "краса и честь балетной сцены" - артистка Пименова; ее "покровитель" N. N. - казанский помещик и откупщик Моисеев.

Маешка. - Монго. - N. N. - Танцорка.

Предыдущая страница Следующая страница