Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
Статьи на букву "П" (часть 1, "П"-"ПЕН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 1, "П"-"ПЕН")

П. А. Т. ("Фрег. Пал.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

Выше - П. А.

П. А. ("Фрег. Пал.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

См в Списке: Тихменев, П. А.

П. Б., князь ("Обрыв")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Уп. л. Через него проведала княгиня Олимпиада Измаиловна, что граф Милари "из новых" и своим прежним правительством был mal vu ("Перевод", П. Б., 1) и эмигрировал из отечества в Париж, где и проживал, а главное, что у него там, под голубыми небесами, во Флоренции или в Милане, есть какая-то нареченная невеста, тоже кузина... что вся ее фортуна перейдет в его род из того рода, так же, как и виды на карьеру" (из письма Аянова Райскому).

Пабло ("Неосторожность")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- уп. л.

Павел Андреич ("Контора")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Крепостной фельдшер Лосняковой. Человек высокого роста, с лицом неправильным, но выразительным и смелым. Одет "довольно опрятно". Горяч и вспыльчив. - Любит девушку Татьяну, на которой ему не позволяют жениться и которую преследует главный конторщик. П. А. дерется с ним.

Павел Афанасьев ("Пунин и Бабурин")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Был "мажордомом" у помещицы и пользовался ее "особым распоряжением", но "внезапно впал в немилость, так же внезапно превратился в скотника, да и в скотниках не удержался, покатился дальше кубарем, очутился, наконец, в курной избе заглазной деревни на пуде муки месячины и умер от паралича, оставив семью в крайней бедности". Его сына - Ермила - за то только, что он П. А. сын и "исподлобья смотрит", помещица (бабушка) распорядилась отправить на поселение.

Павел Афанасьевич ("Три портрета")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- Рогачев П. А.

Павел Егорыч ("Новь")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

"Он слыл фактотумом Соломина". "Человек лет 40, в простой чуйке, с чрезвычайно подвижным цыганским лицом и черными, как смоль, пронзительными глазами". П. был "любимец" Соломина - "лучший здешний друг; на него вы можете положиться вполне... как на самого меня", - сказал Соломин. "Утром рано П. вошел к Сол. в комнату, подал ему умыться, кое-что рассказал, кое-что расспросил (о поездке), потом они вместе наскоро напились чаю". - П. "вездесущ". Ему поручаются важные "пакеты"; когда Сол. уезжает с фабрики, ему С. поручает "попридержать" "одну ночную операцию" на фабрике. Он же ведет переговоры по нужным делам "с чужими работниками". Он же вводит к Сол. лакея от Сипягина, подает в фаэтончик забытые перчатки. Когда приехали гости, Сол. кричит: "Павел! сбегай, брат... Там вещи в телеге... принеси". Ему поручает Сол. проводить в виде "опекуна" Нежданова. "Этот П. какой-то удивительный, - сказал Нежд., - все-то он знает, так тебя глазами насквозь и нижет; а то вдруг такое скорчит лицо, словно он ото всего в стороне - и ни во что не мешается. Сам услуживает, а сам все подсмеивается". Когда Марианне "не хотелось, чтобы П. дольше видел Нежданова в таком безобразии (пьяным) перед нею", П. "тотчас все постиг" и вышел. - На вопрос "пропагандировавшего" Нежд., "какие твои мнения?" - ответил: "хорошо бы, кабы не было господ и земли все были бы наши - чего бы лучше? - да приказа такого еще не вышло". Когда после самоубийства Нежд. приехала полиция, "П., получивший все нужные инструкции, принял полицейских чиновников с величайшим подобострастием и таковым же глумлением, так что те не знали, благодарить ли его или тоже арестовать?" Он рассказал обстоятельно, как происходило дело самоубийства, накормил их швейцарским сыром, напоил мадерой, но насчет настоящего местопребывания Соломина "отозвался совершенным неведением". - "Так господа чиновники и отъехали ни с чем". - За Сол. он "готов был идти в огонь и в воду". "Сол. говорил "ты" одному П. и то потому, что тот был бы слишком несчастлив, если бы С. вздумал говорить ему "вы". Когда Сол. уехал в Пермь и основал там завод на артельных началах, он и П. "увел с собою".

Павел Саввич ("Обыкн. ист.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Уп. л. Знакомый Антона Иваныча. - "Есть же скареды такие", отзывается о П. С. Антон Иваныч. - "В иной богадельне лучше содержат народ", чем "у них в доме", "а в Москве, на Кузнечном мосту, что год, то тысяч десять и посадят".

Павел ("Смерть")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Резчик, подверженный сумасшествию крестьянин, состоящий при больнице фельдшера Капитона Тимофеича. "Сумасшедший резчик был на вид угрюм и скуп на слова; по ночам пел песню "о прекрасной Венере" и к каждому проезжему подходил с просьбой позволить ему жениться на какой-то девке Маланье, давно уже умершей". П., вместе с сухорукой бабой Миликитрисой, приготовлял лекарства, сушил и настаивал травы и укрощал горячечных больных. Сухорукая баба била П. и заставляла стеречь индюшек.

Павел-бурмистр ("Собств. госп. контора")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

"Красивый мужчина, с черной, как смоль, бородой, свежими щеками, большим белым лбом и веселыми блестящими глазами". "Хотя одежда на нем была не то крестьянская, не то купеческая, - хотя он носил бороду - мужиком он не был". В бурмистры был произведен из дворовых. "Влияние его росло не по дням, а по часам", господские милости сыпались на него непрестанно.

Павия (Павиа-и-Родригес де Альбукерке) Мануэль

Павия (Павиа-и-Родригес де Альбукерке) Мануэль (1828-1896) - испанский генерал, участник установления военной диктатуры маршала Серрано и монархического переворота в декабре 1874 г.

Павлищев, Николай Иванович

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1802-1879). - Зять А. С., муж Ольги Сергеевны Пушкиной. Учился в Лицейском благородном пансионе, недолго служил в армии. В Петербурге сблизился с кружком Пушкина и стал сотрудником "Лит. газеты".

Павлов Алексей Степанович

Павлов Алексей Степанович - профессор церковного права в Московском университете

Павлов Ипполит Николаевич

Павлов Ипполит Николаевич (1839-1882) - сын писателя Н. Ф. Павлова (см.), публицист и критик славянофильской ориентации, редактор журнала "Кругозор", сотрудник "Руси" и "Русского вестника".

Павлов, Михаил Григорьевич

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

(† 1840). - Профессор Московск. университета по кафедре минералогии, сельского хозяйства и физики; последнюю П. трактовал с точки зрения натурфилософии. Был одним из первых приверженцев в России Шеллинга.

-----------------------------------

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Доктор медицины и профессор физики и сельского хозяйства Моск. унив., издатель "Атенея" (см.).

Павлов Николай Филиппович

Павлов Николай Филиппович (1805-1864) - беллетрист, поэт, литературный критик и публицист; в 1860-63 гг. редактор-издатель субсидировавшейся правительством газеты "Наше время". Литературный противник Н. Г. Чернышевского.

Павлов Платон Васильевич

Павлов Платон Васильевич (1823-1895) - общественный деятель, историк, один из организаторов первых воскресных школ в Киеве. В 1862 г. в Петербурге прочел публичную лекцию, посвященную 1000-летию России, и призвал интеллигенцию к сближению с народом. Был выслан в Ветлугу. Автор трудов по истории России XVII в.

Павлов ("Р. Пелам")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- "Игроки. Орлов, Павлов" (Прогр. II.).

Павлович Милорад

Павлович Милорад (1865-1957) - сербский писатель и переводчик

Павловский Иван (Исаак) Яковлевич

Павловский Иван (Исаак) Яковлевич (1852-1924) - литератор и журналист ("Маленькие люди с большим горем", "Очерки современной Испании" и др.), драматург, переводчик, парижский корреспондент газеты "Новое время". Гимназический товарищ А. П. Чехова, впоследствии некоторое время жил в семье Чеховых. Псевдоним Иван Яковлев.

Павловское

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- село П. Н. Вульфа, Старицк. у., Тверской губ.; лежало по дороге в Малинники. Пушкин провел в нем две недели в феврале 1827 г.

Павлушка ("Игроки")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Уп. л.; слуга Ихарева, "который прежде с барином ездил".

Павлушка ("Мертвые души")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Крепостной Ноздрева. "Парень дюжий", с которым иметь дело было совсем не выгодно. Призван был Ноздревым бить Чичикова.

Пазухин Алексей Михайлович

Пазухин Алексей Михайлович (1861-1919) - московский журналист, автор сцен из купеческого и народного быта и уголовных романов для газет.

Паисов ("Фрег. Пал.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

Уп. л. Матрос. Подвесился к одному крючку, вместе с Фадеевым и Шведовым. Шведов.

Пайетри (Палетри) Дави де ля, маркиз

Пайетри (Палетри) Дави де ля, маркиз - отец А. Дюма

Паки

Паки - опять, снова (древнерусск.)

Паклин ("Новь")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- Словарь литературных типов.

Паклина, Снандулия ("Новь")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- Снандулия, П.

Палацкий Франтишек

Палацкий Франтишек (1798-1876) - чешский политический деятель, философ, историк

Палаша ("Капитанская дочка")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Девка бойкая, "которая и урядника заставляет плясать по своей дудке". Максимыч говорит Гриневу, "что он обещался П. уж как-нибудь да ему "доставить" письмо. По словам Акулины Памфиловны, Марья Ивановна имела с нею всегдашние сношения через П. Комендант, желая скрыть тайну, "запер П. в чулан, чтоб она не могла подслушать". Горячо предана Марье Ивановне; при освобождении последней "очень смело втерлась в комнату и стала ухаживать за своей барышней". "Барышня жива, - говорит П. Гриневу, - она спрятана у Акулины Памфиловны". П. "прибежала" к последней и по просьбе Гринева вызвала "тихонько" попадью. После осады крепости бледная и трепещущая П., всплеснув руками, сказала Гриневу: "какой денек! Какие страсти!"

Палашка (Капитанская дочка)

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Уп. л. Прачка; "толстая и рябая девка". П. кинулась Авдотье Васильевне Гриневой "в ноги, винясь в преступной слабости и с плачем жалуясь на мусье, обольстившего ее неопытность".

Палашка ("Три портрета")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Горничная Ольги Ивановны.

Палашка ("Шпонька")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Уп. л.; "девка в Вытребеньках", имении Ивана Федоровича Шпоньки, "ездила в огороде пшеничку вместе" с тетушкой Шпоньки.

Палей ("Полтава")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- "Старик Палей", "Мазепы враг, наездник пылкий"; "из мрака ссылки" появляется на полтавском поле сражения близ московского царя. "Двумя поддержан казаками, сердечной ревностью горя, он оком опытным героя взирает на волненье боя. Уж на коня не вскочит он: одрях, в изгнанье сиротея, и казаки на клич Палея не налетят со всех сторон! Но что ж его сверкнули очи, и гневом, будто мглою ночи, покрылось старое чело? Что возмутить его могло? Иль он сквозь бранный дым увидел врага Мазепу, и в сей миг свои лета возненавидел обезоруженный старик?" ниже, Дорошенко.

Палей, Семен

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Казацкий полковник. Мазепа арестовал его и отправил вместе с доносом к Петру, который сослал П. в Сибирь. Принимал участие в Полтавской битве в рядах Петра ("Полтава").

Палицын, Борис Петрович ("Вадим")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

- "Дворянин". "Мужчина лет 50-ти, высокий, еще здоровый, но с седыми волосами", на вид "довольно угрюмый", "с потухшим взором". "Носит синее полукафтанье, с аннинским крестом в петлице"; "ноги его запрятаны в огромные сапоги"; ходит "с важностью размахивая руками", "наморщиванием высокого" лба, выражая досаду. П. любил охоту страстно и спешил, когда только мог, углубляться в непроходимые леса, жилище медведей, которые были его главными врагами". После неудачной охоты П. "выпивал с горя полграфина водки". "Старый прелюбодей", он "слыл честнейшим человеком во всем околотке" и "погубил только одно семейство" - отца Ольги. "Он взял к себе" Ольгу "ребенком 3-х лет, чтобы принудить к молчанию некоторых дворян, осуждавших его поступок; он воспитал Ольгу как рабу и хвалился своею благотворительностью". Первое время "он играл ее кудрями, забавлялся ее ребячествами", а впоследствии "в мыслях готовил ее для постыдных удовольствий". - П. "боялся смерти". "Слово смерть, одно это слово так ужаснуло его, что от одной этой кровавой мысли он раза три едва не обеспамятил". "Беспечность" погубила П.: он не мог "вообразить, что народ осмелится требовать их крови". "Малодушный старик", "спасенный солдаткой, своей любовницей, "плакал, от бешенства!"

Палицына, Наталья Сергеевна ("Вадим")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

- Жена Бориса Петровича. "Добрая женщина". В продолжение сорока лет жирела, зевала и дразнила служанок, приказчика, старосту, мужа, когда он в духе…" Когда приходили гости, "Н. С. разряжалась в фижмы и парчовое платье, распудривалась и разрумянивалась". - Воспитаннице Ольге напоминала - "да не я ли тебя от нищего отца-негодяя взяла на свои руки... неблагодарная!.." "Да не смей строить рож, когда я браню тебя! стой прямо и не морщись - ты забываешь, кто я?" - Н. С. пала жертвой разъяренной толпы, и труп ее "обезображенный едва походил на бренные останки человека и даже ближайшие родственники не могли бы в нем узнать добрую Наталью Сергеевну".

Палки

Палки - карточная игра

Паллада

Статья большая, находится на отдельной странице.

Палывода ("Тарас Бульба")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Уп. л.; "один из атаманов".

Пальерон Эдуард-Жюль-Анри

Пальерон Эдуард-Жюль-Анри (р. 1839) - французский драматург

Пальм Александр Иванович

Пальм Александр Иванович (1822-1885) - петрашевец; поэт, драматург, в частности, автор комедии "Наш друг Неклюжев". Литературную деятельность начал повестями и рассказами в духе молодого Достоевского. Наиболее удачное из произведений - автобиографический роман "Алексей Слободин", изданный под псевдонимом П. Альминский. Находясь в должности управляющего полтавским отделением государственного банка попал под суд за подлог и присвоение казенных денег.

Пальм Сергей Александрович

Пальм Сергей Александрович (1850-1915) - артист оперетты, антрепренер, режиссер. Играл в театре Лентовского.

Пальмерстон Генри Джон Темпль

Пальмерстон Генри Джон Темпль (1784-1865) - английский государственный деятель, министр иностранных дел, а затем (1855-65 гг.) премьер-министр, один из лидеров партии тори.

Пальмин Илиодор (Лиодор) Иванович

Пальмин Илиодор (Лиодор) Иванович (1841-1891) - поэт, лирик и юморист, сотрудник юмористических ("Осколки", "Стрекоза", "Будильник" и др.), а затем и толстых ("Русская мысль") журналов, один из участников сатирического журнала "Искра". Автор сборника стихотворений "Цветы и змеи" (1883). Близкий знакомый А. П. Чехова, ему посвящен чеховский рассказ "Депутат, или Повесть о том, как у Дездемонова 25 рублей пропало".

Пальятивный

Пальятивный - приносящий временное облегчение, но не излечивающий (фр. palliatif)

Пампрусский

Пампрусский - искаж. "французский"

Панаев, Александр ("Воспоминания")

Смотри также Литературные типы произведений Аксакова

- Студент, "восемнадцати лет", "прекрасной наружности", "произносит на о"; "искусен и ловок на всякие механические занятия"; "занимается литературой": "стряпает драму", "издает письменные журналы" с "идиллическим направлением и слепым подражанием Карамзину"; как "каллиграф и рисовальщик переписывает и иллюстрирует сам". Неудачно участвует в студенческих спектаклях: "играет с каким-то плаксивым, холодным тоном". Узнав, что товарищ впервые полюбил, "обрадованный, бросается к нему на шею и поздравляет с началом жизни". Во время войны с Наполеоном "бросил университет и поступил в действующую армию".

Панаев, Владимир Иванович

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1792-1859). - "Русский Геснер". Сотоварищ С. Аксакова по Каз. гимн. Умер сенатором. "Р. Геснеру" (1822). "Воспом." П-а, "Вестн. Евр.", 1867, №№ 3 и 4. также "Восп. его племянника Ив. Ив. Панаева". Сочин., т. V и отдельно.

Панаева Авдотья Яковлевна

Панаева Авдотья Яковлевна (1820-1893) - жена И. И. Панаева, хозяйка литературного салона, впоследствии - гражданская жена Н. А. Некрасова

Панаевы ("Воспоминания" и "Собирание бабочек")

Смотри также Литературные типы произведений Аксакова

*

Панас ("Ночь перед Рождеством")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Кум Чуба. "Сухощавый, высокий, в коротком тулупе мужик с обросшею бородою, показывавшей, что уже более двух недель не прикасался к ней обломок косы, которым обыкновенно мужики бреют свою бороду, за неимением бритвы". Панас - ко всему равнодушный, порой остроумный мужик.

Панаса жена (кума Чуба) ("Ночь перед Рождеством")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

"Кумова жена была такого рода сокровище, каких немало на белом свете. Так же, как и ее муж, она почти никогда не сидела дома и почти весь день пресмыкалась у кумушек и зажиточных старух... Все, что ни напрашивала нежная супруга у добрых людей, прятала как можно подалее от своего мужа и часто самоуправно отнимала у него добычу, если только он не успевал ее пропить в шинке. Кум, несмотря на всегдашнее хладнокровие, не любил уступать ей и оттого почти всегда уходил из дому с фонарями под обоими глазами, а дорогая половина, охая, плелась рассказывать старушкам о бесчинстве своего мужа и о претерпенных от него побоях".

Пандалевский, Константин Диомидыч ("Рудин")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

"Молодой человек небольшого роста", жил у Ласунской в качестве "приемыша или нахлебника". Ласунская зовет его своими секретарем (Constantin c'est lui qui est mon secr?taire). По ее определению, "прекрасный, преуслужливый молодой человек". "В чертах лица его было нечто азиатское. Длинный нос с горбиной, большие неподвижные глаза навыкате, крупные красные губы, покатый лоб, черные как смоль волосы - все в нем изображало восточное происхождение, но молодой человек именовался по фамилии П-ским и называл своею родиной Одессу, хотя и воспитывался где-то в Белоруссии, насчет благодетельной и богатой вдовы. Другая вдова определила его на службу. Вообще, дамы средних лет охотно покровительствовали Конст. Диом., он умел искать, умел находить в них", так, он "находил", что у состаревшейся Ласунской удивительно сохранились великолепные глаза; он же утверждал, что Ласунскую "вся Европа знает". Он был "весьма ласков, услужлив, чувствителен, втайне сластолюбив, обладал приятным голосом, порядочно играл на фортепьяно и имел привычку, когда говорил с кем-нибудь, так и впиваться в него глазами". Пандалевский, когда говорил о третьем лице, особенно о даме, строго придерживался множественного числа. "Он одевался очень чистенько и платье носил чрезвычайно долго, тщательно выбривал свой широкий подбородок и причесывал волос к волоску". "Выговаривал букву с как английское th. В разговоре с Басистовым и тому подобными людьми легко раздражался и букву с произносил чисто, даже с маленьким свистом. Говорил по-русски чисто и правильно, но с иностранным произношением, хотя и трудно определить было с каким". От сильного удовольствия "восточные глаза его покрывались влагой". Вообще К. Д. ничего не стоило умилиться и пролить слезу. В обществе дам он "весь закипал сладостью, сменявшейся самоуверенным, почти суровым выражением".

Пандан

Пандан - в пандан - под стать, под пару

Пандопинопуло ("Дневник лишнего человека")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Заезжий грек, сплетник первой величины. Больше всех кипел негодованием против Чулкатурина за его дуэль с кн. N. Ворвался к Чулкатурину, стиснул ему руку, назвал его "образцом великодушия", расписал князя черными красками, и убежал, поцеловавши Ч. в плечо.

Панова Глафира Викторовна

Панова Глафира Викторовна - балерина, а впоследствии актриса московского Малого и петербургского Александринского театров.

Панталеоне Чиппатола ("Вешние воды")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

"Маленький старичок в лиловом фраке с черными пуговицами, высоком белом галстухе, нанковых коротких панталонах и синих шерстяных чулках". Ковыляет на кривых подагрических ножках. Руки с сухими, корявыми пальцами. "Его крошечное личико совершенно исчезало под целой громадой седых, железного цвета, волос. Со всех сторон, круто подымаясь кверху и падая обратно растрепанными косицами, они придавали фигуре старичка сходство с хохлатой курицей, сходство тем более поразительное, что под их темно-серой маской только и можно было разобрать, что заостренный нос да круглые желтые глаза". П. "был когда-то оперным певцом для баритонных партий, но уже давно прекратил свои театральные занятия и состоял в семействе Розелли чем-то средним между другом дома и слугою. Несмотря на весьма долговременное пребывание в Германии, П. немецкому языку выучился плохо и только умел браниться на нем, немилосердно коверкая даже и бранные слова". По словам Панталеоне, он "принадлежал к той великой эпохе, когда существовали настоящие, классические певцы, не чета теперешним пискунам, и настоящая школа пения"; ему же, "Панталеоне Чиппатола из Варезе, поднесли однажды в Модене лавровый венок, и даже по этому случаю русский князь Тарбуский - "il principe Tarbuscki", с которым он был в самых дружеских отношениях, постоянно за ужином звал его в Россию, обещал ему горы золота, горы!.. но П. не хотел расстаться с Италией, с страною Данта - il pacse del Dante! - но, там, конечно, произошли... несчастные обстоятельства, он сам был неосторожен..." Так объяснял он свои жизненные неудачи. - Оскорбленный в своей любви к чистому искусству, он недоволен дочерью своей барыни: "Как ей не стыдно! Кривляется, пищит - una carrikatura! Ей бы Меропу представлять или Клитемнестру - нечто великое, трагическое, а она передразнивает какую-то скверную немку!" За художество П. стоял горой. Приглашенный быть секундантом на дуэли Санина с Донгофом, он превозносит Санина: "Благородный юноша! Великое сердце!" "позвольте слабому старцу" "пожать вашу мужественную десницу!"

Пантелеев, Акинф Степанович ("Женитьба")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Уп. л. Один из женихов, рекомендуемых Феклой. "Чиновник, титулярный советник, немножко заикается, только зато ж такой скромный..." Пьет, но "зато такой тихий, как шелк". Впрочем, добавляет та же Фекла: "не всю неделю бывает пьян. Иной день выберется и трезвый".

Пантелеев Григорий Фомич

Пантелеев Григорий Фомич (1843-1901) - владелец петербургской типографии, где печатался "Идиот", а затем, в кредит, "Записки из Мертвого дома". Издатель журнала "Вестник иностранной литературы".

Пантелеев Петр Фомич

Пантелеев Петр Фомич (1853-1905) - его брат и совладелец типографии

Пантелеева ("Ревизор")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Уп. л. Купчиха. Городничий хотел взять ее сына в военную службу, "а П. подослала к супруге полотна три штуки".

Пантелеймон ("Обрыв")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Уп. л. Дворовый из Малиновки.

Паншин, Владимир Николаевич ("Двор. гнездо")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- Словарь литературных типов.

Паншин, Владимир Николаевич ("Дворянское гнездо")

Статья большая, находится на отдельной странице.

Паншин-отец ("Дворянское гнездо")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

"Отец Паншина, отставной штаб-ротмистр, известный игрок, человек с сладкими глазами, помятым лицом и нервической дерготней в губах, весь свой век терся между знатью, посещал английские клубы обеих столиц и слыл за ловкого, не очень надежного, но милого и задушевного малого". "Отец Паншина доставил сыну своему много связей; таща карты между двумя робберами или после удачного "большого шлема", он не пропускал случая запустить словечко о своем "Володьке" какому-нибудь важному лицу, охотнику до коммерческих игр".

Панютин Лев Константинович

Панютин Лев Константинович (1829-1882) - поэт, журналист

Папков Петр Афанасьевич

Папков Петр Афанасьевич - генерал, таганрогский градоначальник

Паприц Константин Эдуардович

Паприц Константин Эдуардович (ум. 1883) - писатель

Парадиз Георг

Парадиз Георг (1847-1901) - антрепренер и бывший актер Немецкой труппы казенных театров, директор Немецкого театра в Москве.

Парамон Парамоныч ("Клара Милич")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

"Участковый лекарь, который, как все современные медики, - особенно те из них, что мундир носят, - любил пощеголять учеными терминами"; приглашенный к Аратову, "пощупал у него пульс, посмотрел на язык, кое-что порасспросил - и объявил, наконец, что необходимо нужно его "пооскультировать"; "деликатно обнажил грудь у больного, деликатно постучал, послушал, похныкал, прописал капли да микстуру, а главное: посоветовал быть спокойным и воздерживаться от сильных впечатлений". На вопрос Платониды Ивановны (вручившей Л. трехрублевую ассигнацию): что такое с племянником? - ответил: что у него "все диоптрические симптомы нервозной кардиалгии, да и фебрис есть". Когда же Пл. Ив. заявила свое неудовольствие на непонятную латынь и заметила, что Л. не в аптеке, он объяснил просто: "сердце не в порядке, ну и лихорадочка есть". На вопрос об опасности ответил: "пока не предвидится".

Парамонов, Степан ("Капитанская дочка")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Уп. л. "Полковой цирюльник", который лечил раненного в грудь Гринева. По словам последнего, П. при его лечении "не умничал".

Парамошка ("Дубровский")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Псарь Троекурова. "Обиделся" на слова Дубровского Троекурову ("вряд ли людям вашим житье такое, как вашим собакам"): "Мы на свое житье, - сказал он, - благодаря Бога и барина не жалуемся, а что правда иному и барину не худо бы променять усадьбу свою на любую здешнюю конуру (на троекуровской псарне): ему было бы и сытнее и теплее". В письме к Троекурову старый Дубровский писал, что "до тех пор не намерен приехать в Покровское, пока" Троекуров не вышлет ему "псаря П. с повинною".

Параска ("Сорочинская ярмарка")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

"Славная дивчина". "С круглым личиком, с черными бровями, ровными дугами поднявшимися над светлыми карими глазами", с беспечно улыбавшимися розовыми губами. "Все, казалось, занимало ее; все было ей чудно, ново, и хорошенькие глазки беспрестанно бегали с одного предмета на другой". Полюбив с первого взгляда Грицко, П. решила выйти за него замуж вопреки желанию мачехи. "Мачеха делает все, что ей ни вздумается; разве и я не могу сделать того, что мне вздумается. Упрямства и у меня достанет". Размечтавшись о Грицко, "держа перед собой зеркало и напевая свою любимую песню", П. пошла танцевать одна в хате, да так, что заглянувший в это время в дверь отец ее, Черевик, "пустился вприсядку, позабыв про все дела свои".

Параша ("Домик в Коломне")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- "Прекрасная девица: глаза и брови - темные как ночь, сама бела, нежна, как голубица". "Коса змией на гребне роговом, из-за ушей змиею кудри русы, косыночка крест-накрест иль узлом, на тонкой шее восковые бусы". П. "мирно жизнь" вела, "не думая о балах, о Париже, ни о дворе". Она "умела мыть и гладить, шить и плесть; всем домом правила одна Параша; поручено ей было счеты весть, при ней варилась грешневая каша". - "В ней вкус был образованный. Она читала сочиненья Эмина ("Список"). Играть умела также на гитаре и пела: "Стонет сизый голубок" и "Выду ль я"... и то, что уж постаре"... Летним вечером в окно подолгу "на луну" "смотрела", и "пред ее окном" "ездили гвардейцы черноусы"; "простая бедная Параша" "прельщать умела их без помощи нарядов дорогих". Она "весь обегала дом, то у окна, то во дворе мелькала, и кто бы ни проехал иль ни шел, всех успевала видеть".

Параша ("Медн. всадн.")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

-Уд. л. "Мечта" Евгения, его невеста. Жила с матерью в ветхом домике, "почти у самого залива".

Параша ("Сашка")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

- Звалась В... "Она была свежа, бела, кругла, как снежный шарик; щеки, грудь и шея, когда она смеялась или шла, дрожали сладострастно; не краснея, она на жертву прихоти несла свои красы. Широко и неловко на ней сидела юбка; но плутовка поднять умела грудь, открыть плечо, ласкать умела буйно, горячо и, хитро передразнивая чувства, слыла царицей своего искусства".

Парашенька ("Семейная хроника")

Смотри также Литературные типы произведений Аксакова

- Первая дочь Софьи Николаевны и Алексея Степановича Багровых. На четвертом месяце "не вынесла самого легкого детского припадка младенской или родимца". "Личико ее искривилось" и, когда мать "торопливо взяла на руки свою дочь", "она была уже мертвая".

Параши мать ("Домик в Коломне")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Вдова. "Бедная старушка"; жила у "Покрова" в смиренной лачужке, "за самой будкой". - "Точь-в-точь в картинах Рембрандта такие лица". "Носила чепчик и очки"; "днем она чулок вязала, а вечером, за маленьким столом, раскладывала карты и гадала". "По воскресеньям летом и зимою вдова ходила" к Покрову и "становилась пред толпою у крылоса налево". После внезапной смерти Феклы "подумала, что два-три дня, не доле - жить можно без кухарки; что нельзя предать свою трапезу Божьей воле". Новой кухарке дает совет: "гоняй мужчин", "ходи за мной, за дочерью моей; усердна будь; присчитывать не смей". Мавруша понравилась ей за то, что готова была служить за всякую цену ("все, что будет вам угодно"), но старуха недоверчиво отнеслась к "плутовке". "В церкви вдруг на старую вдову вашел испуг. Она подумала: "в Мавруше ловкой зачем к пирожному припала страсть? Пирожница, ей-ей, глядит плутовкой! Не вздумала ль она нас обокрасть да улизнуть? Вот будем мы с обновкой для праздника! Ахти, какая страсть!" Так думая, старушка обмирала и наконец, не вытерпев, сказала: "Стой тут, Параша. Я схожу домой". "Мне что-то страшно". "С паперти долой чуть-чуть" "старушка не слетела; в ней сердце билось, как перед бедой". Увидя, как "пред зеркальцем Параши чинно сидя, кухарка брилась", вдова успела лишь произнести: "Ах, ах!" - и шлепнулась". - "Ах, Пашенька моя! Маврушка... Что, что с ней?" Кухарка наша... опомниться досель не в силах я... за зеркальцем... вся в мыле"... "Воля ваша мне, право, ничего понять нельзя; да где ж Мавруша?" - "Ах она разбойник! Она здесь брилась!.. точно мой покойник!"

Паремия

Паремия (паримия) - отрывок из Ветхого или Нового завета, который читают в православной церкви на вечернем богослужении (греч. "притча")

"Парис"

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(Парид). - "Собранье стариков Пергама, ее (Елену) завидя, вновь решит: прав Менелай и прав Парид" ("Евг. Он.", V, 38). - "Петушков... Парис окружных городков" (V, 39).

Парк-Мунго

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

(1771-1806). - Английский путешественник. Его путешествие по Центральной Африке читал Гончаров в детстве (Автобиография).

Парлер

Парлер - болтун, говорун (фр. parleur)

Парнас

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

Гора в древней Фокиде, обиталище муз. Уп.: "К другу стихотворцу", "Городок" (1814); "К Дельвигу", "Моему Аристарху", "Письмо к В. Л. Пушкину" (1816); "К Жуковскому", "А. И. Тургеневу" (1817); "В альбом" (1832); "К рыцарям парнасских гор обращение" ("Р. и Л.", 2), "Порос крапивою Парнас" ("Дом. в Кол.", 14).

Парни российский

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Батюшков.

Пароди Александр Доменико

Пароди Александр Доменико - французский писатель XIX в.

Парубок I ("Майская ночь")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

"Плечистый и дородный", считается "первым гулякой и повесой на селе". - "Мне кажется все тошно, - говорит он, - когда не удастся погулять порядком и настроить штук. Все как будто недостает чего-то, как будто потерял шапку или люльку; словом, не казак, да и только".

Парубок II ("Майская ночь")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Дюжий повеса. "Что за роскошь! - говорит он, - что за воля!" "Как начнешь беситься, чудится, будто поминаешь давние годы. Любо, вольно на сердце, а душа как будто в раю. Гей, хлопцы! Гей, гуляй!.."

Парубок-гуляка ("Пропавшая грамота")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Он "лежал возле коровы, с покрасневшим, как снегирь, носом".

Парфений

Парфений (Аггеев Петр; 1807-1878) - инок, автор "Сказания о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой земле постриженника Святыя горы Афонския инока Парфения".

Паскаль Блэз

Паскаль Блэз (1623-1662) - французский математик и философ.

Пассек, Вадим Васильевич

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

(1809-1842). - Член кружка Герцена; учился вместе с Гончаровым в Моск. университете. О нем: А. Герцен. "Былое и думы"; Т. Пассек, "Из дальних лет", Спб. 1906. Т. I и II. "Peau de chagrin" ("Обыкн. ист."). - Бальзак.

Пассек Евгений Вячеславович

Пассек Евгений Вячеславович (1860-1912) - юрист, поэт и журналист. Приват-доцент Московского университета, ректор Юрьевского университета.

Пастернацкий Федор Игнатьевич

Пастернацкий Федор Игнатьевич (1845-1902) - терапевт, с 1861 г. профессор Военно-медицинской академии в Петербурге; один из основоположников бальнеологии (грязелечения) и курортологии в России, организатор Всероссийской гигиенической выставки

(1894).

Пастор ("Фрег. Пал.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

Беттельгейм.

Пастух ("История лейтенанта Ергунова")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Нашел в овраге возле дороги бесчувственного Ергунова.

Пасынков, Иван ("Яков Пасынков")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Отец Якова Пасынкова, "бедный отставной майор, человек весьма честный, но несколько поврежденный в уме". Привез своего сына, семилетнего мальчика, в Москву в пансион к немцу Винтеркеллеру, "заплатил за него за год вперед, уехал из Москвы да и пропал без вести... Изредка ходили о нем темные, странные слухи. Только лет через восемь узнали с достоверностью, что он утонул в половодье, переправляясь через Иртыш. Что его унесло в Сибирь, Господь ведает".

Пасынков, Яков

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- Словарь литературных типов.

Патти Аделина

Патти Аделина (1843-1919) - итальянская певица (колоратурное сопрано), с большим успехом выступавшая в Петербурге.

Паттон (Патон) Оскар Петрович

Паттон (Патон) Оскар Петрович (род. 1822) - товарищ Ф. М. Достоевского по Инженерному училищу, переводчик

Пафнутьев ("Безденежье")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Сосед Блинова, "подгадивший" ему в тяжбе с майором.

Пацюк ("Ночь перед Рождеством")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Знахарь. "Пузатый Пацюк был точно когда-то запорожцем". Сначала он жил, как настоящий запорожец - ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру... Пацюк умел так искусно ударить кулаком в спину, что кость отправлялась, куда ей следует. В последнее время его редко видели где-нибудь. Причиною этому была, может быть, лень, а может и то, что пролезать в дверь делалось для него с каждым годом труднее".

Паша ("Ашик-Кериб")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

- "Гордый паша и большой охотник до песенников". Многих к нему приводили и ни один ему не понравился. Его чауши измучились бегая по городу (Халафу) и отыскивая певцов. За песни оставил у себя бедного Ашик-Кериба.

Паша ("Страшная месть")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Уп. л. П., по велению короля семиградского, был доставлен ему Иваном живым.

Пашот

Пашот - яйцо в мешочек

"Певец пиров и грусти томной"

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

("Евг. Он.", III, 30) - Баратынский.

Певцы (Тургенева)

Певцы (Тургенева) - семнадцатый рассказ в собрании "Зап. ох.".

Антропка. - Евграф Иванов (Обалдуй). - Жена Николая Иваныча. - Моргач. - Мужичок. - Николай Иваныч. - Перевлесов (Дикий барин). - Рядчик. - Стрыганиха. - Турок-Яков. - Шерепетенко.

Пегас (Тургенева)

Пегас (Тургенева) - печатается в сочинениях в серии "Житейских воспоминаний". Дата: Париж. декабрь 1871 г. ["Пегас" прилож. 3-е].

Пелагея Егоровна ("Мертвые души")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Уп. л. "Сестра невестки Петра Варсонофьевича".

Пелагея Ивановна ("Обломов")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Уп. л. Пожилая девушка, дальняя родственница Ильи Ивановича; "состояла в свите матери" Обломова. На вопрос Ивана Ильича, что значит, когда кончик носа "чешется", разъяснила: "В рюмку смотреть", а когда "сбоку чешется - означает - вести; брови чешутся - слезы; лоб - кланяться; с правой стороны чешется мужчине, с левой - женщине; уши зачешутся - значит, к дождю, губы - целоваться, усы - гостинцы есть, локоть - на новом месте спать, подошвы - дорога"...

Пелагея ("Мертвые души)

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Девчонка лет одиннадцати, "в платье из домашней крашенины и с босыми ногами, которые издали можно было принять за сапоги, так они были облеплены свежею грязью". Коробочка приказывает П. показать Чичикову дорогу; "не знает где право, где лево". Получила от Чичикова "медный грош" и, "довольная тем, что посидела на козлах", побрела восвояси.

Пеликко, Сильвио

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1789-1854). - Итальянский писатель, автор "Моих темниц" (перев. В. Штейна, СПБ., 1893) и "Обязанностей человека" (р. перев., СПБ., 1892). Пушкин очень ценил "кроткого страдальца" и его произведения. ("Заметки" и ст. из "Соврем.", 1836 г.).

Пеллико Сильвио

Пеллико Сильвио (1789-1854) - итальянский писатель, карбонарий. Автор трагедии "Франческа да Римини".

Пелымов (прототипы произведений Пушкина)

Пелымов (прототипы произведений Пушкина) - Нащокин. М. О. Гершензон. "Образы прошлого", стр. 50-70, ниже: "Список", стр. 217.

Пеней

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

река в Эпире. "Рифма" (1830).

Пенкин ("Обломов")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Знакомый Обломова. Литератор. Черненький господин, заросший весь бакенбардами, усами и эспаньолкой. Одевался "с умышленной небрежностью". Писал "две статьи в газету каждую неделю, потом разборы беллетристов и сочинил повесть "о том как в одном городе городничий бьет мещан по зубам". По словам П., в его повести ему "удалось показать и самоуправство городничего и развращение нравов в простонародии; дурную организацию действий подчиненных чиновников и необходимость строгих, но законных мер". - "Не правда ли эта мысль... довольно новая?" - спросил П. Обломова. Признавал себя представителем "реального направления": "Нам, - говорил П., - нужна одна голая физиология общества, не до песен нам теперь". Восхищался современной "верностью" литературы: "Верность-то, верность какая! До смеха похоже. Точно живые портреты. Как кого возьмут, купца ли, чиновника, офицера, будочника - точно живьем и отпечатают". Любил все, что делает шум" и "о чем говорят". Необходимым элементом в писателе считал "кипучую злость - желчное гонение на порок, смех презрения над падшим человеком"... На требование Обломова "дать человека" и любить его, П. воскликнул: "Любить ростовщика, ханжу, ворующего или тупоумного чиновника... Нет, их надо карать, извергнуть из гражданской среды, из общества"... Восторгался готовящейся к печати своей поэмой: "Любовь взяточника к падшей женщине" - ("Я не могу вам сказать, кто автор: это еще секрет"), но восторженно заявил, что "в поэме обнаружен весь механизм нашего общественного движения, и все в поэтических красках. Все пружины тронуты, все ступени общественной лестницы перебраны. Сюда, как на суд, созваны автором и слабый, но порочный вельможа, и целый рой обманывающих его взяточников; и все разряды падших женщин разобраны... француженки, немки, чухонки, и все, все... с поразительной животрепещущей верностью". - "Автор велик! В нем слышится то Дант, то Шекспир! - воскликнул П." и "вдруг смолк, видя, что, действительно, он далеко хватил" в своих похвалах.

Предыдущая страница Следующая страница