Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
Статьи на букву "Е"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Е"

Евгений ("Медн. всадн.")

Статья большая, находится на отдельной странице.

Евгений Онегин

Статья большая, находится на отдельной странице.

Евгений ("Родословная") (прототипы произведений Пушкина)

Заключает несомненно автобиографические черты. в "Словаре": Владимир Z, Минский, Чарский, отчасти Евгений ("Медн. всадн."). Ср. также "Родословная Пушкиных и Ганнибалов" и "О роде Пушкиных".

Евгеша ("Наташа")

Смотри также Литературные типы произведений Аксакова

- Уп. л. "любимая горничная Наташи Болдухиной.

Евграф Иванов ("Певец")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- Обалдуй.

Евдокимов Е. А.

Евдокимов Е. А. - в 1891-1894 гг. издатель журнала "Север".

Евлампия ("Степной король Лир")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- Харлова, Евл.

Евмениды (эринии)

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

у греков; фурии у римлян, богини-мстительницы. "Вражда свирепой Е." ("Чаадаеву", 1820); "дева Е."; "Кинжал" (1821).

Евнух ("Бахч. фонтан")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- "Злой", "седой евнух"; "Угрюмый сторож ханских жен", гарема "сторож неотлучный". "Его ревнивый взор и слух за всеми следует всечасно". "Все жадно замечает он". "Его стараньем заведен порядок вечный. Воля хана ему единственный закон; святую заповедь Корана не строже соблюдает он. Его душа любви не просит; как истукан он переносит насмешки, ненависть, укор, обиды жалости нескромной, презренье, просьбы, робкий взор и тихий вздох и ропот томный. Ему известен женский нрав; он испытал, сколь он лукав и на свободе, и в неволе; взор нежный, слез упрек немой не властны над его душой: он им уже не верит боле". "Он по гарему в тьме ночной неслышными шагами бродит: ступая тихо по коврам, к послушным крадется дверям, от ложа к ложу переходит"... "Страх прилежный тревожит в нем и спящий дух. Измен всечасных ожиданье покоя не дает уму"; "обманутый неверным слухом, он пробуждается, дрожит, напуганным приникнув ухом".

Евреинов

Евреинов - преподаватель Строгановского училища в Москве

"Еврейка"

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

Эйхфельд.

Еврипид

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(480-407). Его "соперник" - Вольтер ("Городок" -1814).

-----------------------------------

(ок. 480 или 484-406 до н. э.) - древнегреческий драматург.

"Европеец"

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

"Журнал наук и словесности (1832 г.). Вышло два нумера; на третьем выпуске журнал был запрещен за статью издателя И. В. Киреевского "Девятнадцатый век". Цензор журнала (С. Т. Аксаков) был подвергнут взысканию, а Киреевский признан "неблагонадежным".

Европеус Александр Иванович

Европеус Александр Иванович (1827-1885) - петрашевец, экономист. Был сослан рядовым на Кавказ.

Европеус Александра Константиновна

Евстигнеев Михаил Евдокимович

- автор лубочных повестей, песенников, пьес

("Улыбка в пять рублей", "Мосье фон герр Петрушка" и др.), анекдотов, выпускавшихся в 1870-80 гг. огромными тиражами.

Евсеич ("Семейная хроника")

Смотри также Литературные типы произведений Аксакова

- Дядька Багрова-внука, слуга из Багрова, любимец Софьи Николаевны. "Его всегда звали по отчеству". "Добрый и усердный человек". Во время отсутствия молодых Багровых целый день не отлучался от детей и даже спал всегда в коридоре у дверей детской. Душевно расположен к господам. Когда заболела Софья Николаевна, "Евсеич и Параша печально молчали или потихоньку перешептывались между собою". "С редким вниманием" ухаживал за больным Багровым-внуком и "видя, что лечение идет плохо, потребовал, чтобы пригласили другого врача"; когда же Запольский прогнал Евсеича, "уведомил барыню письмом" "о болезни" сына. С Багровым-внуком был неразлучен: был его "дядькой" с детских лет, когда же Багрова отдали в гимназию, "также поступил туда в должность комнатного служителя" "и с отцовскою нежностию ходил" за барчуком. Детей "забавлял рассказами", "играл с ними и слушал чтение Багрова-внука". "Не знаю, соколик, все ли правда тут написано, - сказал Евсеич, выслушав "Повесть о несчастной" и рассказал о замерзшем в степи крестьянине, сбившемся с дороги во время бурана. - Вот это, мой соколик, уже настоящая правда". На расспросы ребенка отвечал: "Что это тебе за охота узнать: отчего да почему. Это и старики не знают", но на вопрос "что такое молния" отвечал, что молния - "огненная громовая стрела и во что она ударит, то и загорится". Няньке пенял, зачем она "рассказывает дитяти то, о чем ему и знать не надо". Корил нередко своего барчука за робость: "Ну, какой ты будешь кавалер? A про войну рассказывать любишь. Послушать тебя, так ты один на целый полк пойдешь". "Был истинным охотником" и находил наслаждение в повторении и воспоминании всех случайностей. Летом в деревне каждый день удил с своим воспитанником, но "не имел понятия об уменье удить" и "часто смешил своею горячностью". От красоты природы приходил в восхищение, любил живопись. Об одной картине заметил: "живописец так нарисовал картину, что она глядит глазами на всякого". В старости, "почтенным стариком", "уже слепой, доживал свой век в Пензенской губернии, у одного из внуков Степана Михайловича Багрова "в избе на самом берегу пруда". "Каждый день, дряхлый, сгорбленный седой как лунь старик стоял прислонясь к углу своей избы, прямо против восходящего солнца; костлявыми пальцами обеих рук опирался он на длинную палку, прижав ее к своей груди и устремив слепые глаза навстречу солнечным лучам. Он не видел света, но чувствовал теплоту его, столь приятную в свежести утреннего воздуха, и грустно-радостно было выражение его лица. Слух его был так чуток, что он издали узнавал походку своего также состарившегося барина и весело, как старый рыбак, приветствовал: "А, это ты, соколик! Пора! Дай Бог клев на рыбу!" Года через два он скончался на руках дочери, сына и жены, которая пережила его несколькими годами".

Евсея мать ("Обыкн. ист.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Прощаясь с сыном, говорила: "Вот тебе образок; это мое благословение. Помни веру, Евсей, не уйди там у меня в басурманство, а не то прокляну! Не пьянствуй, не воруй; служи барину верой и правдой".

Евсея сестра ("Обыкн. ист.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- "Босоногая" "девчонка, лет двенадцати".

Евсюков, Степан Степанович ("Затишье")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Российской историей с самых древнейших времен занимается и в Петербурге известен; ученейший человек, по словам Ипатова. Благодаря Е. открыто в городе "старинное шведское ядро" и среди "площади поставлено".

Евтерпа

Евтерпа - в древнегреческой мифологии одна из девяти муз, покровительница музыки.

Евтушевский А. П.

Евтушевский А. П. - Маркус-Евтушевский А. П.

Египетские ночи

Первоначальная редакция стихотворения "Клеопатра" относится к 1825 году. В 1835 г. Пушкин вновь возвращается к той же теме и начинает повесть из древнеримской жизни: "Цесарь путешествовал". Одновременно он делает несколько набросков повести из жизни петербургского общества, в которую как эпизод вводит рассказ о Клеопатре. Повесть осталась неоконченной и обрывается на третьей главе. Эти три главы, имеющие несомненные автобиографические черты, опубликованы были после смерти поэта в "Соврем." 1837 г.

Импровизатор-итальянец. - Княгиня ***. - Красавица. - Чарский.

Егор Капитоныч ("Затишье")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

"Старичок низенький и толстенький, из породы людей, называемых коротышками или карандашами, с пухлым и в то же время сморщенным личиком вроде печеного яблока", в серой венгерке "с черными шнурками и стоячим воротником"; его "широкие плисовые шаровары, кофейного цвета, оканчивались далеко выше щиколок". Говорил Е. К. "картавым и плаксивым голосом". О чем бы он ни заговорил, речь сводилась к одному: к его супруге - Матрене Марковне. Его так и звали "мужем Матрены Марковны". Когда М. М. умерла "в сутки, от холеры", Е. К. "просто на себя не похож стал", - "Без М. М., говорит, жизнь мне в тягость. Умру, говорит, и слава Богу... не желаю, говорит жить" - так, по крайней мере, передавал старый сплетник - Флич.

Егор ("Поездка в Полесье")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Крестьянин; считался лучшим охотником в уезде.

Егор ("Часы")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Брат Порфирия Петровича. Архитектор. За "возмутительные поступки и якобинский образ мыслей" был в 1797 г. сослан в Сибирь. "Крупный тяжелый мужчина с широким, рябым лицом, важный и серьезный. Он постоянно носил шляпу с плюмажем, манжеты, жабо и табачного цвета камзол со стальною шпагою на бедре". Приехал из Сибири "не с пустыми руками", но о своем тамошнем житье-бытье ничего не рассказывал. Пелагея Порфирьевна за то, что Е. вместе с сыном увез и невесту его Раису и ее сестру, прозвала его "туркою".

Егорка ("Обрыв")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Дворовый из Малиновки, камердинер Райского. "Коренастый, мускулистый, длиннорукий, как орангутанг, но хорошо сложенный малый". У Е. "усы до плеч", "хохол на лбу", "вечно оскаленные зубы" и "нахальный взгляд". В день рождения Марфиньки "явился было неслыханным франтом, в подаренном ему Райским коротеньком пиджаке, клетчатых, зеленых, почти новых панталонах и в купленных им самим - оранжевом галстуке и голубом жилете". - "Что за чучело, на кого ты похож?" - строго крикнула на Егорку Татьяна Марковна и назвала его "шутом". Он всех "вострее" из дворни, отзывается о нем Бережкова. В ожидании приезда Райского, "на совете", собранном бабушкой, "он напоминал, больше всех", о привычках... Бориса Павловича, и за это "был пожалован" к нему "в камердинеры". Первый из дворни заметил, что Райский влюблен в Веру. - "Эк его разбирает! - заявил он, увидя Райского плачущим в кабинете: - врезамшись, д. б. в Веру Васильевну". - Е. был "героем дворни", "был ее живой пульс". "Он своего дела, которого собственно и не было, не делал", "но зато совался поминутно в чужие дела. Смотришь, дугу натягивает, и сила есть"; "то сено примется помогать складывать на сеновал: бросит охапки три и кинет вилы, начнет болтать и мешать другим". Но главное его призвание и страсть - дразнить дворовых девок, "трепать их, делать им всякие шутки". С утра Е. уже "скалил зубы" и "озорничал" Его так и прозвали "зубоскалом"; большую часть дня он "сидел все в девичьей и немилосердно издевался над горничными". На дворе повторялось то же: "он смеется над ними, свищет им вслед, схватит из-за угла или длинной рукой за плечо, или за шею так, что бедная девка не вспомнится, гребенка выскочит у ней и коса упадет на спину". - "Чорт, озорник! - кричит девка, и с ее криком послышится ворчание какой-нибудь старой бабы". "Но ему неймется: он подмигивает на проходящую девку глазами кучеру или Якову" "и опять засвищет, захихикает или начнет выделывать такую мимику, что девка бросится бежать, а он вслед оскалит зубы или свистнет". Он же "провертел щель в деревянной, оклеенной бумагой, перегородке, отделявшей кабинет Райского от коридора, и поглядывал за ним". - "Ну девки, покажу, я вам диковинку! - сказал Е., плюнув сквозь зубы в сторону: "пойдемте, Марья Петровна, к барину, к Борису Павловичу, в щелку посмотреть, и в тиатр не надо ходить: как он там девствует!" - "Что за чорт, не дозовешься ни одной! - сказал с досадой Е., опять плюя сквозь зубы: - а я там вертел-вертел буравом". Когда же посмотреть "тиатр" напрашивалась незваная Наталья, он ей "сказал нежно": "Вы распрекрасная девица, Наталья Фаддеевна - словно барышня! Я бы не только в щелку дал вам посмотреть, руку и сердце предложил бы - только... рожу бы вам другую". Когда же Наталья обиделась и ушла, Е. договорил ей вслед: "А то вы" "больно на тятеньку своего смахиваете с рыла-то, на Фаддея Ильича!" "И захихикал" Однако "озорство" Е. "во всей женской половине дворни" вызывало "только временные вспышки" "в девицах", "а потом они же лезли к нему, лишь только он назовет которую-нибудь Марьей Петровной или Пелагеей Сергеевной и дружелюбно заговорит с ней". "Они гурьбой толпились около него, когда он в воскресенье сидел с гитарой у ворот и ласково, но всегда с насмешкой, балагурил с ними. И только тогда бросались от него врозь, когда он запевал чересчур нецензурную песню или вдруг принимался за неудобную для их стыдливости мимику". "Но наедине и порознь, смотришь, то та, то другая стоит, дружески обнявшись с ним, где-нибудь в уголке, и вечерком, особенно по зимам, кому была охота, мог видеть, как бегали женские тени через двор и как затворялась и отворялась дверь маленького чуланчика, рядом с комнатами кучеров"; даже Марина, когда Е. скалил зубы над нею и Савелием, говорила с досадой: "Отстань ты, чорт этакой!" "но потом широко" улыбалась, "показывая зубы".

Егоров Е. П.

Егоров Е. П. - близкий приятель братьев Чеховых

Егоровна ("Дубровский")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- "Добрая старуха)", "верная нянька" Вл. Дубровского. Во время болезни старика Дубровского "сделалась его нянькою. Она смотрела за ним, как за ребенком, напоминала ему о времени пищи и сна, кормила его, укладывала спать".

Егоровна ("Дубровский") (прототипы произведений Пушкина)

Егоровна ("Дубровский") (прототипы произведений Пушкина) - "Список": Арина Родионовна.

Егорышев Егор Васильевич

Егорышев Егор Васильевич - подрядчик в Мелихове

Егорьев ("На родине")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- "Домашний чиновник" губернатора (Углицкого), "проживавший у него чем-то в роде легавой собаки, бегавший с разными поносками, и иногда postillon d'amour".

Единоверцы

Единоверцы - часть старообрядцев, объединившихся с православной церковью и подчинившихся Синоду.

Ежемесячные сочинения

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- журнал, издававшийся в Спб. И. И. Ясинским (1900-1903). - В журнале были напечатаны письма Гончарова к П. И. Капнисту ("Е. С." 1903 г., № 1).

Ежов Николай Михайлович

Ежов Николай Михайлович (1862-1942) - беллетрист, критик, журналист. Начинал печататься в "Будильнике", "Стрекозе", "Осколках" и др. В 1887 г. познакомился с А. П. Чеховым, принявшим участие в его литературной судьбе. Автор сборников очерков и рассказов "Облака и др. рассказы", "Живые цветы", "Гирлянда" (юмористические рассказы), "Смешные сюжеты", воспоминаний "Встречи с великаном. (Мое знакомство с Л. Н. Толстым, его болезнь и смерть в Астапове)", мемуарного очерка "А. П. Чехов. (Опыт характеристики)".

Ежова, Екатерина Ивановна

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1787-1837). Драматическая артистка, близкая к кн. А. Шаховскому. В программе "Р. Пелама" их имена стоят рядом.

Езерские ("Родосл.")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- "Фамилию свою ведут Езерские" от "Ондрея по прозвищу Езерского"... (1), "Езерские явились в великой силе при дворе при Императоре Петре"... (4).

Езерский (1) ("Родосл.")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Ондрей, Иван, Илья, Елизар, Варлаам.

Езерский (2) ("Родосл.")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- "Происходил от тех вождей, чей в древни веки парус дерзкий поработил брега морей". "Дед его великий имел двенадцать тысяч душ; из них отцу его досталась осьмая часть, и та сполна была давно заложена и ежегодно продавалась". Сам Е. был "чиновник", "коллежский регистратор", и "жил жалованьем". "Одевался нерадиво; на нем сидело все не так; всегда бывал застегнут криво его зеленый узкий фрак"; "но должно знать, что" он "был сочинитель и любовник". - Человек он был. "благопристойный и простой", "малый деловой"; "просто гражданин столичный, каких встречаем всюду тьму, ни по лицу, ни по уму от нашей братьи не отличный".

Езоп

Езоп - Эзоп

Екатерина I ("Арап Петра В.")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Императрица. "Женщина лет 35-ти, с черными проницательными глазами, прекрасная собою, одетая по последней парижской моде". Приехавшего из Парижа Ибрагима с любопытством расспрашивает о парижской жизни, праздниках и своенравных модах. На ассамблее Императрица, "блистая красотою и нарядом, прохаживалась между рядами гостей, приветливо с ними разговаривая".

Екатерина II ("Капит. дочка")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- "Императрица". "Ей казалось лет сорок". "Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую". Е. имела обыкновение "рано утром" "в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке" прогуливаться по саду. По словам Марьи Ивановны, все в Е. "невольно привлекало сердце и внушало доверчивость". Когда в саду собачка с лаем побежала навстречу Марье Ивановне, Е. сказала приятным голосом: "Не бойтесь, она не укусит". Е. "пристально смотрела на Марью Ивановну и "первая прервала молчание". Узнав от Марьи Ивановны, что она дочь капитана Миронова и приехала просить "милости" у государыни, Е. сказала голосом еще более ласковым: "Извините меня, если я вмешиваюсь в ваши дела; но я бываю при дворе; изъясните мне, в чем состоит ваша просьба, и, может быть, мне удастся вам помочь". Получив прошение от Марьи Ивановны, Е. "стала читать" его "про себя", "сначала она читала с видом внимательным и благосклонным, но вдруг лицо ее переменилось". "Вы просите за Гринева, - сказала Е. - Императрица не может его простить, он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй". На опровержение Марьи Ивановны Е., "вся вспыхнув, возразила": "Как неправда!" "Со вниманием" "выслушала" Марью Ивановну и "спросила" потом: "Где вы остановились?" - "услыша, что у Анны Власьевны, промолвила с улыбкою: а! знаю. Прощайте, не говорите никому о нашей встрече. Я надеюсь, что вы не долго будете ждать ответа на ваше письмо". Е. приняла Марью Ивановну в своей уборной, сидя "за своим туалетом". Е. подозвала ее и "ласково" "сказала с улыбкою": "Я рада, что могла сдержать вам свое слово и исполнить вашу просьбу. Дело ваше кончено. Я убеждена в невинности вашего жениха. Вот письмо, которое сами потрудитесь отвезти к будущему свекру". Когда Марья Ивановна, "заплакав, упала к ногам императрицы", Е. "подняла ее и поцеловала". "Знаю, что вы не богаты, - сказала она: - но я в долгу перед дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние". "Обласкав" Марью Ивановну, Е. "ее отпустила". Собственноручное письмо Е. к отцу Гринева содержало "оправдание его сына и похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова".

Екимовна ("Арап Петра В.")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Дура при доме Ржевского. "Старая женщина, набеленная и нарумяненная, убранная цветами и мишурой, в штофном робронде, с открытой шеей и грудью". Входит "припевая и подплясывая". Высмеивает все "немецкое"; передразнивает "заморскую обезьяну" Корсакова. "Несколько раз вопрошаемая государем", приехавшим к Ржевскому, "отвечала с какой-то робкой холодностью, что вовсе не доказывало природной ее глупости".

Ектения

Ектения - род молитв прошений, входящих в православное богослужение (главные виды - великая, просительная, сугубая и малая). На литургии провозглашаются особые ектении - ектении оглашенных и умерших. При совершении таинств также произносятся особые ектении.

Елагин ("Воспоминания")

Смотри также Литературные типы произведений Аксакова

- Гимназист, "пятнадцатилетний" "болван и повеса"; "отпускал какие-то язвительные намеки" по адресу своих сестер.

Елагина ("Воспоминания")

Смотри также Литературные типы произведений Аксакова

- Старуха. "Очень полюбила Багрова-внука и нередко выпрашивала позволения у своего зятя (Запольского) приглашать его по вечерам в дом".

Елагина, Катерина Петровна ("Воспоминания")

Смотри также Литературные типы произведений Аксакова

- "Плакала и становилась на колени" пред Иваном Ипатычем, прося простить Багрова-внука.

Елагина, Настасия Петровна ("Воспоминания")

Смотри также Литературные типы произведений Аксакова

- Жена Запольского из "хорошего дворянского рода и с состоянием"; "без бровей"; "беспрестанно краснеет"; "по простоте своей не может сказать ласкового слова". "Домашним хозяйством не занималась, и оно шло весьма плохо".

Елагины ("Воспоминания")

Смотри также Литературные типы произведений Аксакова

- "Взрослые девицы". Свояченицы Запольского; "осыпали ласками" молодого Багрова; от этих ласк он "нескоро заснул от волнения и каких-то непонятных фантазий".

Елена

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

дочь Зевса и Леды; у Гомера жена Менелая. "Прелесть" "гордой" Е., "образ" которой "в сердце пылал", воспевал юноша Пушкин ("Измены", 1812; "Амур и Гименей", 1816). Кочубей, Нат. Викт. В "Евг. Он.". "Таня (присягну) милей Елены пакостной твоей" (Омира). V, 37-38.

Елена *** ("Отр. из ром. в письм.")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Уп. л. В нее был влюблен без памяти Владимир Z. Он "сказал ей какую-то нежность, она приняла ее за грубость и пожаловалась" "своей приятельнице".

Елена (Елена Николаевна Стахова) ("Накануне")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

8) "Если вывести Е. из окружающего ее романического ореола, то останется нервная барышня с головой, набитою "идеями", почерпнутыми из романов и журнальных статей, а потом несносная женщина, сущее наказание для мужа, для детей, для всех окружающих... Е. - совершенно пустая барышня, в которой, кроме мелочного тщеславия и эгоизма, ничего нет". (Николаев-Говоруха-Отрок). 9) Е. - идеальный образ (Чернышев - Лишние люди".

10) Проф. Овсянико-Куликовский отмечает в Ел. "большую силу характера, почти мужского, способность к инициативе и борьбе с препятствиями, и, во-вторых, напряженную работу мысли и чувства. Ее личная задача - любовь, счастье, семья, но с осложнением: она мечтает и стремится, осуществляя личное счастье, делать благое дело среди царящего зла". "Центр тяжести душевных ее стремлений - любовь, любимый человек, счастье с ним". (Этюды о творч. Т.).

11) "Девица (как образ) из рук вон плоха: "Ах, как я тебя люблю"... у нее ресницы были длинные". (Из письма Л. Н. Толстого Фету).

Елена ("Накануне")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- Словарь литературных типов.

Елецкая, Марья Петровна ("Вечер в Сорренто")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Девушка 18 лет. Полна "стыдливой прелести молодости".

Елецкая, Надежда Павловна ("Вечер в Сорренто")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Вдова 30 лет. По характеристике Вельского, "умна, насмешлива и мила". "Премилая женщина, но ужасная кокетка". Сильно молодится.

Елецкая, Ольга Петровна ("Нахлебник")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

"Урожденная Корина, жена Павла Ник. Елецкого, 21 года, красавица. "Доброе, мягкое существо; мечтает о свете и боится света.

Елецкая ("Пиковая дама")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Уп. л. Томский восторгается ею: "как хороша была Е.!" ( на балу у ***)

Елецкие ("Египетские ночи", набр. I)

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Князья "Рюриковой крови", ныне запашут сами и, встречаясь друг с другом на своих бороздах, отряхивают сохи и говорят: "Бог помочь, князь Антип! Сколько твое княжее здоровье сегодня напахало? - Спасибо, князь Ерема Авдеич".

Елецкий, Павел Николаевич ("Нахлебник")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Коллежский советник, 32 лет, "петербургский чиновник, видный мужчина; холоден, сух, не глуп, аккуратен; одет просто, со вкусом. Человек дюжинный, не злой, но без сердца..." "С виду кажется строгим".

Елизавет Воробей ("Мертвые души")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Забралась в список "Мертвых душ" Собакевича "и так искусно была прописана, что издали можно было принять ее за мужика, и даже ее имя оканчивалось на букву ъ, т. е. не Елизавета, а Елизаветъ". Чичиков "это не принял в уваженье и тут же ее вычеркнул".

Елизар Езерский ("Родосл. 2")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- "Со славой, хоть с уроном, другой Езерский, Елизар, упился кровию татар между Непрядвою и Доном, ударя с тыла в табор их с дружиной суздальцев своих".

Елизар ("Новь")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Приятель Павла, из мужиков. По словам Нежданова: "Тоже светлый ум - и душа свободная, без всяких пут; но как только он со мною - точно стена между нами! - Так и смотрит нетом".

Елизиум-Елизий-Елисейские поля

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- место за пределами земли, "где живет Рамодант златовласый, где пробегают светло беспечальные дни человека, где ни метелей, ни ливней, ни хладов зимы не бывает; где сладкошумно летающий веет Зефир, Океаном с легкой прохладой туда посылаемый людям блаженным" ("Одиссея", пер. Жуковского, IV, 562-569).

Елисавета Алексеевна

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1779-1826). - Дочь маркграфа баденского, супруга императора Александра I. Ей пьеса: "На лире скромной" (1819). О ней: исследование вел. кн. Николая Михаиловича - "Имп. Елис. Алекс.", СПБ. 1904-1908. 3 тома.

Елисавета ("Арап Петра В.")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Великая княжна. "Юная красавица, стройная, свежая, как роза".

Елисевич ("Отцы и дети")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

"Великий Елисевич", "гениальный господин", по выражению Кукшиной, написал "удивительную статью" по поводу того, что "в наше время" нельзя обойтись без знания эмбриологии.

"Елисей"

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

поэма В. Майкова. "Когда в садах Лицея я безмятежно расцветал, читал охотно Елисея, а Цицерона проклинал" ("Евг. Он.", VIII, 1, проп.).

Елисей Тимофеич ("Яков Пасынков")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Слуга Я. Пасынкова. калмык по происхождению, с темно-желтым лицом. "Человек на вид крайне безобразный и даже дикий, но добрейшей души и неглупый; страстно любил Пасынкова и служил ему лет десять". Рад встретить приятеля своего господина, потому что "как же Яков Иванович обрадуется!" Преданно ухаживал за больным П.; во время бреда "стоял, заложив руки за спину, и жалостно глядел на своего господина", а когда последний умер, с "плачем припал к его ногам". После смерти П. сделался слугою его приятеля.

Елпатьевский Сергей Яковлевич

Елпатьевский Сергей Яковлевич (1854-1933) - врач, общественный деятель, публицист и прозаик, автор книг "Очерки Сибири", "Озимь", нескольких сборников очерков и рассказов, литературных мемуаров и др. Ялтинский знакомый А. П. Чехова. Автор воспоминаний "Антон Павлович Чехов". Елпатьевская Людмила Ивановна - жена С. Я. Елпатьевского, Елпатьевский Владимир Сергеевич (р. 1877) - студент, впоследствии юрист, сын С. Я. Елпатьевского. Зимой 1901-1902 гг. жил в Ялте под гласным надзором полиции

Ельнин ("Обрыв")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Уп. л. Учитель русского языка Софьи Беловодовой. По ее словам "il ?tait tout ? fait bien" (?м. "Перевод", Ельнин, 1); прекрасно читал "и приносил ей книги". Был так приличен, что даже "maman" приглашала его на домашние "soir?es musicales dansantes" ("Перевод", Ельнин, 2); был хорошо воспитан" и "играл на скрипке"; "восхищался сонатами Бетховена", и Софья в день своих именин разучила для него ту, которою он восхищался. По словам кн. Сержа, Е. "сын какого-то лекаря, бегает по урокам, сочиняет, пишет русским купцам французские письма за границу за деньги и этим живет". После "сцены" на именинах Софьи (когда Е. растроганный ее игрой, протянул ей руку", а "она протянула ему тоже руку и он... пожал ее"), Е. отказали от дома.

Ельцова Вера Николаевна ("Фауст")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Главная героиня повести, воспитана своей матерью в полной изоляции от художественной литературы. «Но и у г-жи Ельцовой были своя idees fixes, свои коньки. Она, например, как огня боялась всего, что может действовать на воображенье; а потому ее дочь до семнадцатилетнего возраста не прочла ни одной повести». Впоследствии Вера была выдана замуж за человека доброго и порядочного, но недалекого и также не прочитавшего ни единой художественной книги.

Вера Николаевна Ельцова познакомилась с Павлом, когда ей было 16 лет. Она не была похожа на всех русских барышень. Павел отмечает её спокойствие, простую и умную речь, умение слушать. Тургенев всё время подчёркивает её состояние как бы «вне времени». За 12 лет она не постарела. В ней сочетаются «проницательность мгновенная рядом с неопытностью ребёнка».

Такое состояние Веры связано было с её воспитанием, при котором развивался только интеллект, но душевные порывы, страсти были усыплены. Павел Александрович удачно описывает её законсервированное душевное состояние, холодность: «Точно она все эти годы пролежала в снегу». Вера подходит к жизни рационально: не боится пауков, ведь они не ядовиты, выбирает для чтения беседку, потому что в ней нет мух...

Прототипом Веры Николаевны Ельцовой могла стать Мария Николаевна Толстая, сестра Льва Толстого, чьи простые и бесхитростные отношения с мужем мог наблюдать Тургенев в имении Толстых, находящемся недалеко от Спасского. Как и Вера, Мария Толстая не любила беллетристики, особенно стихов. Однажды Тургенев, прекратив с ней горячие споры о прелести поэзии, привёз свою повесть «Фауст». Четырёхлетняя дочь Марии Варенька стала свидетельницей того, как при чтении «Евгения Онегина» Тургенев поцеловал у её матери руку, а она её отдёрнула и попросила впредь так не делать (сцена повторена в «Фаусте»).

Ельцова ("Фауст")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Бабка Веры Николаевны. "Крестьянка из Альбано". "Что за лицо было у крестьянки: сладострастное, раскрытое, как расцветшая, роза, с большими влажными глазами навыкате и самодовольно улыбавшимися румяными губами... Тонкие чувственные ноздри, казалось, дрожали и расширялись, как после недавних поцелуев; от смуглых щек так и веяло зноем и здоровьем, роскошью молодости и женской силы. Этот лоб не мыслил никогда..." "Она нарисована была в своем альбанском наряде; живописец (мастер!) поместил виноградную ветку в ее волосах, черных как смоль, с ярко-серыми отблесками": "это вакхическое украшение" шло "как нельзя более к выражению ее лица".

Емельян-Ротозей ("Мертвые души", II)

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Слуга Петуха, "хороший и расторопный".

Епиктет (Эпиктет)

Епиктет (Эпиктет) (ок. 50 - 138 гг. н. э.) - греческий философ-стоик

Епископ (1) ("Фрег. Пал.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Итальянец. Епископ Гонконгский. Посетил фрегат в сопровождении свиты из четырех миссионеров.

Епископ (2) ("Фрег. Пал.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- См Динакур.

Епитрахиль

Епитрахиль - длинная лента, украшенная золотым шитьем с вышитыми на ней тремя крестами, которая набрасывается на шею и перекрещивается на груди священника

Епифанов Сергей Алексеевич

Епифанов Сергей Алексеевич (ум. 1899) - литератор, сотрудник московских юмористических журналов.

Епифанский А.

Епифанский А. - Тетерев А. А.

Ергунов, Кузьма Васильевич ("История лейтенанта Ергунова")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Служил лейтенантом во флоте, в 19 черноморском экипаже... Широкоплечий, "настоящий, русский молодец", как называла Е. Эмилия. "Начальство вверило ему, как надежному и благоразумному офицеру, надзор за какими-то морскими постройками и от времени до времени выдавало в его распоряжение довольно значительные суммы, которые он для большей безопасности постоянно носил в кожаном поясе на теле. Кузьма Васильевич, действительно, отличался благоразумием и, несмотря на свои молодые годы, вел себя примерно; всяких неприличных поступков избегал тщательно, не прикасался карт, вина не пил и даже общества чуждался, так что товарищи его смирные - прозывали его красной девицей, а буйные - мямлей и рохлей. За К. В. водился один только грешок: он питал сердечную склонность к прекрасному полу; однако и тут умел сдерживать свои порывы и никакого "малодушества" себе не позволял. Жизнь вел аккуратную: вставал и ложился спать рано, добросовестно исполнял свои обязанности и строго следил за здоровьем. Каждую весну пил особый декокт против полнокровия... Единственное развлечение Е. состояло в вечерних, довольно продолжительных, прогулках по загородным улицам Николаева. Прогуливаясь, К. В. "любовался красотами природы, срывал цветок на память и чувствовал некоторое удовольствие; но особенное наслаждение испытывал он только тогда, когда ему случалось встретить "купидончика", т. е. хорошенькую мещаночку. Будучи комплекции чувствительной, но скромной, К. В. не заговаривал с "купидончиком", зато приветливо улыбался ему, долго и внимательно глядел ему вслед... Потом вздыхал глубоко, отправлялся тем же степенным шагом домой, садился у окошка или лежал с полчасика..." Тем не менее, "в жизни своей К. В. имел мало обращения с дамами". "К. В. был скупенек... только раз он "разорился" - поднес Эмилии легонькую розовую косынку настоящей французской материи". Эмилия называла его "Флорестаном" (Флорестан), "находила его необыкновенным красавцем и уверяла, что у него глаза, как у райской птицы, wie die Augen eines Paradiesvogels". К. В. про себя говорил, что он "в молодости был франт и красавец, кровь с молоком, губы имел румяные, волосы кудрявые и очи соколиные". Не знавшие К. В. в молодости отзывались о нем иначе: Ергунов им представлялся человеком наружности самой обыкновенной, с простым и как бы заспанным лицом, грузным и нескладным телом... Следы франтовства ясно сохранились у К. В. Он до старости носил узкие панталоны со штрипками, перетягивал свой дебелый стан, на затылке стриг, на лбу завивал свои волосы и усы красил персидской фаброй, которая, впрочем, отливала больше багрянцем и даже зеленью, чем чернотой. Со всем тем К. В. был достойный дворянин, хотя за преферансом любил "запускать глазенапа" к соседям, т. е. заглядывал им в карты; но это он делал не столько из жадности, сколько из бережливости, ибо не любил попусту тратить деньги". - Книг он не читал, т. к. боялся приливов в голове... Как истый моряк, "не знал ни одного языка, кроме русского", в письме "немилосердно путал буквы ять и е, всякий раз ставил после "но" восклицательный знак, а после "впрочем" - точку с запятой... Сложенье Е. "было поистине железное"; благодаря ему после нападения Луиджи Е. отделался лишь пятинедельным беспамятством и шрамом "от одного до другого уха".

Ердащагин ("Лакейская")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

- Невелещагин. Григорий.

Еремей ("Мертвые души")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

- Сорокоплехин Еремей.

Еремка ("Обрыв")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Дворовый Бережковой.

Ерлыкин ("Семейная хроника")

Смотри также Литературные типы произведений Аксакова

- Муж Елисаветы Степановны, "мрачный генерал". "Был стар, беден и пил запоем", "который обыкновенно продолжался не менее недели". В гостях у Ногаткиной так "натянулся", что "его заперли в пустую баню". Степан Михайлович "лечил его какими-то отвратительными настойками, но безуспешно. В "трезвенном состоянии" Ерлыкин "пил только одну воду", "имел сильное отвращение от хмельного и не мог поднести ко рту рюмки вина без содрогания, но раза четыре в год вдруг получал непреодолимое влечение ко всему спиртному; пробовали ему не давать, но он делался самым жалким, несчастным и без умолку говорливым существом, плакал, кланялся в ноги и просил вина; если же и это не помогало, то приходил в неистовство, в бешенство, даже посягал на свою жизнь". "Смотрел значительно" и "был крайне скуп на слова, за что и считался отменно умным человеком". Софья Николаевна напрасно старалась как-нибудь втянуть его в дружескую беседу: "суровый, мрачный и гордый генерал непреклонно молчал".

Ермил ("Бежин луг")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Псарь. "Завсегда на пошту ездит: собак-то он всех своих огоморил: не живут они у него отчего-то, так-таки никогда и не жили, а псарь он хороший, всем взял". Хмельной, едучи ночью через плотину, увидел на могиле утопленника белого барашка. Взял его с собою на руки и начал по шерсти гладить, говоря, "бяша, бяша!" "А баран-то вдруг как оскалит зубы да ему тоже: "бяша, бяша..."

Ермилов Владимир Евграфович

Ермилов Владимир Евграфович (1859-1918) - московский педагог и журналист

Ермолай ("Ермолай и мельничиха")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Крепостной, от которого отказались господа как от человека "лядащего", т. е. ни на какую работу не годного. Е. "позволялось жить, где хочет и чем хочет". Он занимался охотой. По наружности это был человек "лет сорока пяти, высокий, худой, с длинным и тонким носом, узким лбом, серыми глазами, взъерошенными волосами и широкими, насмешливыми губами". "Правая щека у Е. была всегда пухлее левой", так как он имел прескверное ружье, которое при выстреле жестоко "отдавало". Ходил Е. "зиму и лето в желтоватом нанковом кафтане немецкого покроя, но подпоясывался кушаком; носил синие шаровары и "шапку со смушками", из которой постоянно доставал хлопки для зарядов. Вообще, Е. "был человек престранного рода: беззаботен, как птица, довольно говорлив, рассеян и неловок с виду; сильно любил выпить, не уживался на месте, на ходу шмыгал ногами и переваливался с боку на бок, - и, шмыгая и переваливаясь, улепетывал верст по пятьдесят в сутки. Он подвергался самым разнообразным приключениям: ночевал в болотах, на деревьях, на крышах, под мостами, сиживал не раз взаперти на чердаках, в погребах и сараях, лишался ружья, собаки, самых необходимых одеяний, бывал бит сильно и долго, - и все-таки, через несколько времени, возвращался домой, одетый, с ружьем и собакой". Не был весел, но всегда почти "находился в довольно изрядном расположении духа". Е. "вообще смотрел чудаком". Собаку свою Валетку (прилож. 2-е) никогда не кормил, рассуждая, что "пес - животное умное, само найдет себе пропитание". К жене, о которой Е. решительно не заботился, он ходил раз в неделю, и "этот беззаботный, добродушный человек обходился с ней жестоко и грубо" и более дня дома никогда не оставался. Случались иногда у него "невольные проявления угрюмой свирепости..." Не хорошо было "выражение его лица, когда он прикусывал подстреленную птицу". "Зато никто не мог сравниться с Е. в искусстве ловить весной, в полую воду, рыбу, доставать руками раков, отыскивать по чутью дичь, подманивать перепелов, вынашивать ястребов, добывать соловьев с лешевой дудкой", с "кукушкиным перелетом (Свод нариц. имен)". Дрессировать собак Е. не умел: терпения не хватало. При случае он не прочь был и поухаживать за женщинами. Приглашая к себе в гости мельничиху, обещает "на тот случай" прогнать свою жену, не упускает при этом выклянчить у той же мельничихи водку и к слову ей же ввернуть: "хоть бы поросеночка мне подарила"...

Ермолай и мельничиха (Тургенева)

Ермолай и мельничиха (Тургенева) - двадцать третий рассказ в собрании "Записок охотн.".

Аграфена. - Алексей, о. - Доктор. - Лукерья. - Поляков.

Ермолай Иванович ("Отрывок")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

- Уп. л.

Ермолов, Алексей Петрович

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1772-1861). В 1817 г. был назначен главноуправляющим в Грузию и командиром Отдельного кавказского корпуса. С воцарением императора Николая I покинул Кавказ, где обнаружил выдающиеся способности как полководец, администратор и государственный человек. Следственная комиссия по делу декабристов с особою тщательностью расследовала вопрос о существовании тайных обществ в кавказской армии, "надеясь найти повод к свержению, нелюбимого Николаем I Ермолова". О нем в "Кавк. плен."; о благотворном для Кавказа "гении Е." писал Пушкин в 1820 г. брату. В 1829 г., когда Е. сошел со сцены и уединенно жил в Орле, поэт сделал "двести верст лишних", чтобы увидеть "покорителя Кавказа" ("Пут. в Арзр.", II). Записки Е. СПБ. 1862.

Ермолова Мария Николаевна

Ермолова Мария Николаевна (1853-1928) - великая русская трагическая актриса, знакомая А. П. Чехова. Будучи студентом 2 курса, Чехов хотел поставить в бенефис Ермоловой свою первую пьесу, "Безотцовщина" и лично отнес ей рукопись на прочтение, но рукопись "вернулась обратно". С 1871 г. в Малом театре.

Ерофеич

Ерофеич - горькая настойка на травах

Ерофей ("Отцы и дети")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Староста Кукшиной. По ее словам, "удивительный тип, точно Патфайндер Купера; что-то такое в нем непосредственное".

Ерошка ("Муму")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

"Бледный человек в желтом нанковом казакине, считался садовником". Наблюдал за Герасимом, когда тот топил Муму.

Ерошка ("Три портрета")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- слуга Рогачевых. "Трепетно подал Р. старую шпажонку в кожаных истресканных ножнах", отошел к дверям и заплакал.

Ерошкин, Иван Иванович ("Шинель")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Крестный отец Акакия Ак. Б., "превосходнейший человек". Служил столоначальником в Сенате.

Ершов, Петр Павлович

Ершов, Петр Павлович (1815-1869) - русский писатель, поэт, автор сказки "Конек-горбунок".

-----------------------------------

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1815-1869). - Автор "Конька-Горбунка"; отрывки из него появились в 1834 г., в следующем вышло отд. изд. Пушкину принадлежат первые четыре стиха сказки. Уроженец Тобольска, Е. провел жизнь на службе в этом городе, где познакомился с ссыльными декабристами. Через него был передан Пушкину ответ А. Одоевского: "Струн вещих пламенные звуки, до слуха нашего дошли"... О нем А. Я. Ярославцев "П. П. Е-ъ". СПБ. 1872.

Есаков, Семен Семенович

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1799-1831). - Сотоварищ Пушкина по лицею. Вышел в гвардию; во время кампании 1831 г. потерял под мостом две пушки и с отчаянья застрелился. К нему пьеса: "И останешься с вопросом" (1817).

Есипов, П. П. ("Воспоминания")

Смотри также Литературные типы произведений Аксакова

- Содержатель театра. Его "мнение о театре, по справедливости, считается сильным авторитетом".

Ефименко

Ефименко (урожд. Ставровская) Александра Яковлевна

(1848-1919) - историк-этнограф, экономист, деятель по обычному праву.

Ефимыч ("Герой нашего времени")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

Пьяный казак, несчастной жертвой ненужной храбрости которого пала свинья, "разрубленная пополам шашкой". По словам другого казака, "как напьется чихиря, так и пошел крошить все, что ни попало". Зарубив свинью, Е. наскочил на Вулича. На вопрос Вулича: "Кого ты, братец, ищешь?" - отвечал: "Тебя!" "ударил шашкой" и разрубил Вулича "от плеча почти до сердца". После этого заперся в пустой хате. "Бледный, он лежал на полу, держа в правой руке пистолет; окровавленная шашка лежала возле него. Выразительные глаза его странно вращались кругом; порою он вздрагивал и хватал себя за голову, как будто нечаянно "припоминая" случившееся. На увещевания покориться отвечал: не покорюсь!" - Печорин взял его живого.

Ефимьев ("Бор. Год.")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Дьяк. "Довольно будет объявить о побеге (Отрепьева из монастыря) дьяку Смирнову или Ефимьеву".

Ефимьев монастырь

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

в г. Суздале; в нем жил Отрепьев ("Бор. Год.").

Ефрем Александрыч ("Поездка в Полесье")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

"Небольшого роста мужик в черном коротком армяке, подпоясанном веревкой". Лицо у Е. было "странное". "Нос имел он длинный и острый, крупные губы и жидкую бородку, Его голубые глазки так и бегали, как живчики". В обращении "развязен" и "шапки не ломал". Мудреный человек. Такой, какого, по характеристике Кондрата, "за сто верст другого не сыщешь". Храбрец и первый выдумщик, вор и плут. "На чужое добро у него глаз так и коробится". "По финазомии бестиян, с носу виден". Никого и ничего не боится: ни станового, ни острога. У себя дома - "любезный человек"; на сходке в селе - "лучше его никто не рассудит; подойдет сзади, послушает, скажет слово, как отрубит, и прочь. A как вот уйдет в лес, ну, тогда беда! Жди разорения. Там на него лесной дух находит". Говорит Е. особым языком. Речь его полна прибаутками и пословицами ("ложись гусь на сковороть"; "суется в волки, а хвост собачий", "Божия душа в полтора гроша"). Убежден, что "оробел - пропал, смел - сел". Сам себя называет "проходимцем" и вором ("Такого вот вора другого не нажить", - говорит Е.). Про Е. сложились целые легенды; "мед красть - на это он первый человек; и пчела его не жалит. "Дьячка, который избил Е., забравшегося на пасеку, последний ошпарил таким больно-крепким словом", что тот бросился Е. в ноги и с того дня "как тень бродит". На облаве, сделанной становым на Е., десять человек отступают перед ним, а он, "безобразный такой, страшный, как скомандует, словно генерал на разводе: - На коленки! - все так и попадали". Он, по словам Кондрата, кого хочешь запугает, т. к. "на выдумки горазд".

Ефрем ("Обрыв)

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Огородник, у которого нанимал квартиру Волохов ("одиноко стоявшую избушку в поле").

Ефрем ("Постоялый двор")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

"Приходский дьячок, прозванный Кротом, маленький сгорбленный человек, с вострым носиком и слепыми глазками", живет бедно в маленьком домике; тележенка у него дрянная, с клочком соломы вместо сиденья. Е. очень любит выпить, а когда пьет, не любит молчать. При упоминании о вине чувствует "некоторое внутреннее содроганье". "Озадаченный поступком Авдотьи", Е. объясняет его тем, что "Наум приворожил ее к себе", и приходит к заключению, что "жену нужно строго соблюдать; в ежовых рукавицах держать следует!" Но сам он своей Ульяны Федоровны боится. Когда напивается, то спать ему приходится "в тесном и холодном чулане, куда запирает его жена"; в таких случаях она "берет Е. за воротник и отводит куда следует". Но Е. спится в чулане "очень хорошо и даже покойно". Несчастье Акима очень трогает Ефрема: когда же Акиму грозит суд, Е. со слезами на глазах вымаливает ему у Наума прощение.

Ефременко Елизавета Александровна

Ефременко Елизавета Александровна - пианистка, гувернантка детей Киселевых (см.)

Ефремов, Петр Александрович

Ефремов, Петр Александрович (1830-1907) - публикатор и комментатор сочинений русских писателей, библиограф, издатель сочинений Пушкина и Лермонтова, с 1900 г. член-корреспондент Петербургской Академии наук. Печатался в "Современнике", "Полярной звезде", "Искре", "Русском театре".

-----------------------------------

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1814-1908). - Библиограф, член кружка Белинского, редактор многих собраний сочинений русских писателей. Под редакцией Ефр. вышло несколько изданий Пушкина.

Предыдущая страница Следующая страница