Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
Статьи на букву "С" (часть 3, "СИБ"-"СЛУ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 3, "СИБ"-"СЛУ")

Сибиряков Александр Михайлович

Сибиряков Александр Михайлович (1849-1893) - русский золотопромышленник, меценат, известный исследователь морского торгового пути из Европы в Сибирь, судовладелец.

Сибиряков, Савелий ("Мертвые души")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Уп. л. Мастер. Фамилия С. С. была вырезана "по ошибке" на одном из турецких кинжалов, которые показал Чичикову Ноздрев.

Сиверин, Дмитрий Петрович

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1791-1865). - Член "Арзамаса". Пушкин встретился с С. в Одессе, где последний находился на службе. На эпиграмму "Жалоба" (1822) С. обиделся на поэта ("Я с ним поссорился и не кланяюсь" - Вяз., 1823 г.).

Сиверкий

Сиверкий - сырой и холодный (диалект.)

Сивков ("Превр. судьбы")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Купец; к нему пришел Хабаров в поисках места; С. принял его и сказал, что он рад иметь дело с "благородным" человеком, ему-де такой нужен, а то все "плуты да мошенники!" Он поставил его в амбаре у Смольного, куда с барок складывали кули муки, а оттуда, под присмотром приказчика, развозили их купцам, забиравшим хлеб у С. Когда же "возчики" "понадули" Хабарова и мукой "воспользовались в свою пользу", С. сказал: "Вот что, ваше благородие, наш-то простой человек, приказчик, заприметил бы этих самых мужиков в лицо и что они не тово... не от хозяина приехали, а сами по себе. - При этом купец не то крякнул, не то вздохнул. - Я сыщу этих самых возчиков, а вы нам не рука! - прибавил он. - Вот вам пятьдесят рублев, что вы зажили у нас! Бог с вами, нам таких не надо!"

Сигизмунд I

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1167-1518). - Король польский. Вишневецкий с самозванцем "уехал к Сигизмунду" из Кракова ("Бор. Год.").

Сигизмунд Сигизмундович ("Несчастная")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- "помощник квартального надзирателя, крошечный человек, с смиренным лицом и жадными глазами.

Сигов ("На родине")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Жандармский "губернский полковник".

Сиделец

Сиделец - продавец в лавке

Сидор ("Безденежье")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- "наумовский мужик, кум Матвея".

Сидор ("Контора")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Крепостной деревни Голоплёк, принадлежащей Лосняковой. "Мужик огромного роста, лет тридцати, здоровый, краснощекий, с русыми волосами и небольшой курчавой бородкой". Говорит нескоро и негромко. Очень неловко и запинаясь хочет вручить главному конторщику взятку. Изумляется и сначала не понимает, когда тот не берет денег в конторе, а отправляет его на свою квартиру, к жене, которая, мол, даст С. чаю.

Сидор, о. ("Мертвые души")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Уп. л. Поп деревни Трухмачевка. По уверению Ноздрева, С. назначил за венчание Чичикова с губернаторской дочкой 75 p. "и то не согласился бы, если бы он, Ноздрев, не припугнул его, обещаясь донести на него, что перевенчал лабазника Михайла на куме".

Сидор Сидорыч ("Отцы и дети")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Уездный лекарь. Приехав на вскрытие трупа, он "не имел адского камня". - "Ты бы посмотрел на его ланцет!" - сказал Базаров отцу. Когда Базаров заразился трупным ядом, С. С., "приехав и осмотрев больного, посоветовал держаться методы выжидающей и тут же сказал несколько слов о возможности выздоровления". Когда Василий Иванович "предлагал то одно средство, то другое", "С. С. ему поддакивал, поил больного лимонадами, а для себя просил то трубочки, то "укрепляющего-согревающего", т. е. водки".

Сидоренко ("Андрей Колосов")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Отставной поручик. Мужчина лет пятидесяти, "высокого роста, сутуловатый, с угрюмым лицом, волосами щетиной, низким лбом, серыми глазами, огромными усами, толстыми губами и безобразными красными руками". Он "прослужил лет двадцать в армии, нажил небольшие деньжишки и купил себе несколько десятин земли в двух верстах от Москвы". И. С. "едва умел читать и писать; но, несмотря на свою наружную неповоротливость и грубость, был смышлен и хитер и даже плутоват подчас, как многие малороссы. Он был эгоист страшный, упрям, как вол, и вообще весьма нелюбезен, особенно с незнакомыми": в нем замечалось даже "что-то похожее на презрение ко всему роду человеческому". Дома он ходил в замасленном халате и после обеда ложился спать. Супругу свою он, по словам Матрены Семеновны, уморил, ее сестру "осыпал упреками". С. "ни в чем себе не отказывал, как избалованное дитя", никого знать не хотел и жил "в свое удовольствие". За картами С. "горячился и бесился при малейшей ошибке" партнера. В хорошие минуты, когда "Колосов усаживал Варю за фортепиано, просил сыграть плясовую", поручик отхватывал взапуски с Колосовым казачка, "при чем вскрикивал, топал и выкидывал ногами непостижимые штуки и оглушительно смеялся". Но, когда бывал "не в духе, то молча забивался в угол, хмурил брови и поглядывал на всех волком".

Сидорка ("Наташа")

Смотри также Литературные типы произведений Аксакова

- Форейтор. "Голос" у него был пискливый и плаксивый, не умел сдержать лошадей и терпел брань и побои от кучера.

Сидорыч ("Дубровский")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Смотритель почтовой станции. После отъезда "молодого человека в военной шинели и в белой фуражке" узнал в нем Дубровского.

Сидорыч ("Обрыв")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

Сторож в школе, где учился Райский. Райского "пугало и томило обидное сострадание" С., "и вместе трогало своей простотой". После того, как Райский не выучил два урока сряду и "должен был остаться без обеда, если не выучит их к утру", С. (когда уже "все легли спать") "тихонько встал, вздул свечу и принес Райскому из класса книгу". - "Учи, батюшка, - сказал он: - пока они спят. Никто не увидит, а завтра будешь знать лучше их: что они, в самом деле, обижают тебя, сироту!"

Сизов Владимир Ильич

Сизов Владимир Ильич (1840-1904) - археолог и художественный критик, сотрудник газеты "Русские ведомости".

Сийес (Сиейес, Сьейес) Эммануэль

Сийес (Сиейес, Сьейес) Эммануэль (1748-1836) - деятель Великой французской революции, один из основателей Якобинского клуба; автор брошюры "Что такое третье сословие?"

Силен

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

старший из сатиров, спутник Диониса. "Старик" ("Истина"); "Торжество Вакха".

Силин, Владимир ("Новь")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Товарищ по гимназии и лучший друг Нежданова. "Человек... немощный, робкий и недальний, но замечательно чистой души. Политикой он не занимался, почитывал кое-какие книжки, играл от скуки на флейте и боялся барышень. Силин страстно любил Нежданова - сердце у него было вообще привязчивое". "С другими Нежданов - на бумаге, по крайней мере, - все как будто фальшивил или рисовался; с Силиным никогда". "Когда он писал ему, ему всегда казалось, что он беседует с существом близким и знакомым, но жильцом другого мира, или с собственною совестью". - "Плохо владея пером, Силин отвечал мало, короткими, неловкими фразами, но Нежданов и не нуждался в пространных ответах: он знал и без того, что друг его поглощает каждое его слово, как дорожная пыль брызги дождя, хранит его тайны, как святыню - и, затерянный в глухом безвыходном уединении, только и живет, что его жизнью". После смерти Нежданова С. приехал в Петербург и разыскал Паклина, чтобы найти хоть какие-нибудь бумаги покойного. Нежданов называл С. "чистым Владимиром".

Силлабус

Силлабус - приложение к папской энциклике 1864 г. с перечислением 80 "заблуждений", противоречащих учению католической церкви (от греч. "перечень")

Силыч ("Обрыв")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

Безногий старик из Малиновки. Нищий; "выпрашивал луковицу на обед" и просил "на паперти милостыню". В день своей помолвки Марфинька ему "оставила рубль медными деньгами", которые С. "жадно подобрал" и "дрожащими от жадности руками начал завертывать их в какие-то хлопки и тряпки, прятал в карманы, даже взял один пятак в рот".

Сильван

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

римский бог лесов, родственный Фавну; изображался в виде старца.

Сильвио ("Выстрел")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- "Ему было около тридцати пяти лет", хотя его "почитали стариком". "Он казался русским, а носил иностранное имя". "Мрачная бледность, сверкающие глаза" "придавали ему" иногда "вид настоящего дьявола". Принадлежал к тем людям, "коих" "наружность удаляет" всякое "подозрение" "на робость". "Некогда" "служил в гусарах, и даже счастливо", но вышел "в отставку". "Был первым буяном по армии", "перепил славного Бурцева". "Товарищи" его обожали, а полковые командиры "смотрели на него как на необходимое зло..." "Его обыкновенная угрюмость, крутой нрав, злой язык имели сильное влияние на молодые" "умы". - "Я мало уважаю постороннее мнение", - говорил С. "На всех дуэлях" был "или свидетелем, или действующим лицом", но когда разговор "касался" "поединков", то С. никогда в него не вмешивался. На вопрос, случалось ли ему драться, отвечал он сухо, что случалось, но в подробности не входил, и видно было, что таковые вопросы были ему неприятны". Главное упражнение его состояло в стрельбе из пистолета. Стены его комнаты были все источены пулями, все в скважинах, как соты пчелиные". Искусство, до коего достиг он, было неимоверно, и если бы он вызвался пулей сбить грушу с фуражки кого бы то ни было, никто б "не усомнился подставить ему своей головы". "Богатое собрание пистолетов было единственной роскошью бедной мазанки, где он жил". Поселился "в бедном местечке", где "никто не знал ни его состояния, ни его доходов, и никто не осмеливался о том его спрашивать". Жил он вместе и бедно и расточительно: ходил вечно пешком, "в изношенном черном сюртуке", "а держал открытый стол для всех офицеров" местного "полка. Правда, обед его стоял из двух или трех блюд, изготовленных отставным солдатом, но шампанское лилось при том рекою". "У него водились книги, большею частью военные, да романы. Он охотно давал их читать, никогда не требуя их назад; зато никогда не возвращал хозяину книги, им занятой", в карты "никогда почти не играл" и "имел обыкновение за игрою хранить совершенное молчание, никогда не спорил и не объяснялся. Если партнеру случалось обсчитаться, то он тотчас или доплачивал остальное, или записывал лишнее". Привык первенствовать смолоду; когда, по приезде графа Б., "первенство" "поколебалось", С. "стал искать с ним ссоры": "Он шутил: а я злобствовал", - признается С. Во время бала у польского помещика сказал графу "какую-то плоскую глупость", за что "получил пощечину, но с тех пор не прошло ни одного дня", чтобы С. "не думал о мщении". На оскорбление Р** "удовольствовался очень легким объяснением и помирился", так как считал, что не имеет "права подвергать себя смерти", пока не отмщена обида гр. Б. - "Ныне час мой настал", - говорит С., получив известие о скором вступлении гр. Б. "в законный брак с молодой и прекрасной девушкой. - "Выстрел за мной. Я приехал разрядить мой пистолет; готов ли ты? - спрашивает С. графа и предлагает "бросить жребий", так как не привык целить в безоружного". На первой дуэли "волнение злобы было так сильно, что С. не понадеялся на верность руки и, чтобы дать себе время "остыть", уступил графу первый выстрел". Когда граф вторично стоял под пистолетом С., последний "глядел на него жадно, стараясь уловить хотя бы одну тень беспокойства". "Я доволен: я видел твое смятение, твою робость; я заставил тебя выстрелить по мне. С меня довольно! Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести". Он "остановился в дверях, оглянулся на простреленную" "картину, выстрелил в нее, почти не целясь, и скрылся". ["Сказывают, что С. во время возмущения Александра Ипсиланти предводительствовал отрядом этеристов и был убит в сражении под Скулянами"].

Сильфида Петровна ("Отрывок")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Жена Ермолая Ивановича, знакомого Собачкина. По словам Собачкина, "лет пять тому назад попала в историю".

Силявка ("Жид")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

"Вахмистр, дюжий малоросс с усатой головой и длинным неуклюжим телом. Свою гнедую кобылу Прозерпину называл Прожерпыной". При случае С. вместе с солдатами занимался мародерством. - "С важностью приняв от пойманного им Гиршеля червонец", он "не переставал, однако, тащить жида за ворот". Когда он нес для Гиршеля веревку, "на грубом, но не злом лице его изображалось ожесточенное сострадание".

Симабара ("Фрег. Пал.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

Уп. л. Владетельный князь.

Симбирск

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- основан в 1648 году. В С. 6 июня 1812 года родился Иван Александрович Гончаров. В С. же прошли его детские годы, до поступления в Московское коммерческое училище; вспоминая детские дни, Г. писал: "Дом у нас, что называется, полная чаша, как, впрочем, было почти у всех семейных людей в провинции, имевших поблизости деревню. Большой двор, даже два двора, со многими постройками: людскими, конюшнями, хлевами, сараями, амбарами, птичником и баней. Свои лошади, коровы, даже козы и бараны, куры и утки - все это населяло оба двора. Амбары, погреба, ледники переполнены были запасами муки, разного пшена и всяческой провизии для продовольствия нашего и обширной дворни. Словом, целое имение, деревня". "Меня, - вспоминает Гончаров, - нередко манили куда-то вдаль широкие разливы Волги, со множеством плавающих, как лебеди, белых парусов. Я целые часы мечтательно, еще ребенком, вглядывался в эту широкую пелену вод". По окончании университетского курса (1834 г.) Гончаров вновь приехал в Симбирск - "на родину, домой, к своим". "Обломовщина", знакомая ему с детства, вновь пахнула на него. "И по приезде домой, по окончании университетского курса, меня обдало тою же "Обломовщиной", какую я наблюдал в детстве. Самая наружность родного города не представляла ничего другого, кроме картины сна и застоя. Те же, большею частью, деревянные, посеревшие от времени дома и домишки с мезонинами, с садиками, иногда с колоннами, окруженные канавками, густо заросшими полынью и крапивой, бесконечные заборы; те же деревянные тротуары с недостающими досками, та же пустота и безмолвие на улицах, покрытых густыми узорами пыли…" "Родимый город не представлял никакого простора и пищи уму, никакого живого интереса для свежих, молодых сил"; тем не менее на службе в Симбирске Гончарову пришлось пробыть около года, плывя "по течению местной жизни". В 1849 г., после четырнадцатилетнего отсутствия, Гончаров вновь посетил С.; ненадолго заглянул он в родной город и 1862 г. - Впечатлениями С-a навеяны картины и сцены и в "Обломове" и в "Обрыве". Ср. выше Киндяковка, "Обломов", "Обрыв", "Об. ист.". В 1868 г. в С-е, в издании Губернского статистического комитета, вышел "Сборник истор. и статист. материалов; для этого сборника, по просьбе редакции, Гончаров доставил свою автобиографию (ниже, Прил. 4-ое). В Симбирской архивной комиссии хранятся гончаровские рукописи и книги. В 1902 г. та же комиссия возбудила ходатайство о разрешении всероссийской подписки на памятник Гончарову, но ходатайство было отклонено мин. внутренних дел: "ввиду незначительности времени, прошедшего после смерти Гончарова", т. к. "известность его как писателя и заслуги его на этом поприще едва ли приобрели настолько распространенное во всех слоях населения значение, чтобы было своевременным возбуждать вопрос о почтении его памяти сооружением памятника путем повсеместного в Империи сбора пожертвования". От старого дома Гончаровых в С-е не уцелело следа. Этот дом был уступлен Ив. Александровичем брату Николаю в полную собственность и вскоре же продан новым владельцам и перестроен. В 1907 г. нынешние собственники дома, наследники К. И. Юргенса, поместили на фасаде черную гранитную доску с барельефом писателя, работы Б. М. Микешина, и с надписью: "Здесь родился Иван Александрович Гончаров". В 1912 г. в С. была открыта "Гончаровская выставка", сбор с которой предназначался на памятник писателю.

Симов Виктор Андреевич

Симов Виктор Андреевич (1858-1930) - театральный художник, с 1898 по 1912 г. работал в Московском Художественном театре

Симониха ("Страшный кабан")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Содержательница шинка; подсматривает, как целуются Катерина с Онисько. От ее ядовитых речей можно спастись только бегством.

Симонов Александр Максимович

Симонов Александр Максимович - двоюродный племянник матери А. П. Чехова

Симонов Леонид Николаевич

Симонов Леонид Николаевич - петербургский врач, владелец лечебницы для легочных больных, где пациентов лечили с помощью сжатого воздуха

Синани Исаак Абрамович

Синани Исаак Абрамович (ум. 1917) - владелец ялтинского табачно-книжного магазина

Синекур ("Рославлев")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Один из четырех пленных французов, проживавший в доме отца Полины. "Человек чрезвычайно примечательный". "Ему было тогда двадцать пять лет. Он принадлежал к хорошему дому. Лицо его было приятно, тон очень хороший". "Он говорил мало; но речи его были основательны", "суждения основаны на знании дела и беспристрастии"; когда Полина спросила его, убежден ли он в непобедимости Наполеона (которому С. "был фанатически" предан), "несколько помолчав", отвечал, что "в его положении откровенность была бы затруднительна". Он "первый мог ясно" "истолковать" Полине "военные действия и движения войск". На настоятельное требование Полины признался, что "стремление французских войск в сердце России могло сделаться для них опасным, что поход 1812 года, кажется, кончен, но не представляет ничего решительного". - "Тем хуже для нас", - отвечал С. на возражение Полины ("Кончен!" "А Наполеон все еще идет вперед, а мы все отступаем"). - "Боже мой! он погиб!" - сказал С., узнав о пожаре Москвы. "Как? разве вы не видите, что пожар Москвы есть гибель всему французскому войску, что Наполеону нигде нечем будет держаться, что он принужден будет скорее отступить сквозь разоренную, опустевшую дорогу, с войском расстроенным и недовольным. И вы могли думать, что французы сами изрыли себе ад! русские, русские зажгли Москву! - Теперь все решено: ваше отечество вышло из опасности; но что будет с нашим императором!" Ласки принимал он "с благородною скромностию". "Необыкновенные качества" Полины и "ее красота" сделали на него сильное впечатление, но когда подруга Полины, "смеясь, дала ему заметить, что положение его самое романическое", С. ответил: "Нет", "княжна видит во мне врага России и никогда не согласится оставить свое отечество".

Синенькая

Синенькая - в дореволюционной России - пятирублевая банкнота

Синеус

Синеус - брат Рюрика, первого русского князя; правил в Белоозере

Синецкая ("Новь")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- Марианна.

"Синие очки" ("Лит веч.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Трухин.

Синий армяк ("Театральный разъезд")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

После представления новой комедии: "Небось, прыткие были воеводы, а все побледнели, когда пришла царская расправа".

Синод

Синод - высший орган управления православной церковью в России, учрежденный Петром I в 1721 г.

Синоура Томотаро ("Фрег. Пал.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

Синявская, графиня-дочь ("Литер. веч.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Дочь графини Синявской (выше). Семнадцатилетняя "прелестная брюнетка". "У нее с кистей рук не спала, как у многих подростков, краснота молодой крови. Она только что начала выезжать. "Ее светло-карие глаза сыпали снопы лучей наивной, нескрываемой радости от всего, что она тут (на вечере у Уранова) видит и слышит". "Она робко, стороной, бросала застенчивые, но любопытные взгляды на все и всех" и "прильнула близко", почти на колени, к матери. Она была "в простом платье, без веера, даже без перчаток, которые сняла, лишь только села". Во время чтения "с восторгом смотрела" на автора.

Синявская, графиня-мать ("Литер. веч.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- У ней "был изящный профиль, матовая белизна лица, темно-серые умные глаза и какая-то тонкая, загадочная улыбка, так что нельзя было угадать, порицает она ею или одобряет что-нибудь, радуется, или смеется про себя". "За эти умные глаза и загадочную улыбку ее прозвали сфинксом. Она была еще молода, и в особенности моложава, так что казалась скорее старшею сестрою, нежели матерью своей дочери". Была приглашена на вечер по желанию самого Бебикова, "почти не спускала глаз с автора, иногда взглядывала на дочь, говорила ей тихо, с улыбкой, слова два, и опять слушала чтение". "Автор, отрывая глаза от рукописи, каждый раз прежде всего обращал взгляд на графиню, очевидно справляясь с ее впечатлением". Когда, во время перерыва, Бебиков обратился к ней с вопросом: "Вы, графиня, конечно, еще ничего теперь не скажете мне?" - она ответила: "И после не скажу - зачем?" - "Разве вы не знаете, как я ценю ваше мнение". - "У меня нет мнения, а только впечатление". - "Скажите ваше впечатление". - "Не умею, его надо угадать". - "В глазах сфинкса трудно угадывать, разве изменит улыбка ваша: она у вас добрее глаз..." - Когда чтение было закончено, и автор снова подошел к С., она "с улыбкой смотрела" на него. "Глаза у нее тоже смеялись". "Она молча подала ему руку, и он молча пожал ее", потом, указывая на дочь, сказала: "Посмотрите, как она взволнована! Вот вам живое и непритворное впечатление! Довольны вы?" - "А вы сами что скажете?" "Она улыбнулась по-своему". На замечание автора, что он уже знает ее мнение, он его "видел", ответила: "Запишите это выражение в роман": "видел мнение! Оно характеристично, как весь роман!"

Сипа

Сипа - грубый, неотесанный мужик, невежа, деревенщина

Сипягин, Борис Андреич ("Новь")

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сипягин, Коля ("Новь")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Сын Бор. Андр. и Вал. Мих. С-ых. Мальчик 10 лет.

Сипягина, Анна Захаровна ("Новь")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- Анна Захаровна С.

Сипягина, Валентина Михайловна ("Новь")

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сиротинин Василий Николаевич

Сиротинин Василий Николаевич (р. 1855) - товарищ Чехова по работе в Чикинской больнице под Воскресенском, с 1894 г. профессор частной патологии и терапии Военно-медицинской академии в Петербурге

Сисмонди, Жан-Шарль-Леопард

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1773-1842). - Экономист и историк. Пушкин просил брата (1825) прислать ему "Sismondi" (litt?rature).

Ситников, Виктор ("Отцы и дети")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Сын откупщика, "молодой прогрессист". "Небольшого роста". "Тревожное и тупое напряжение сказывалось в маленьких, впрочем приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно удивленные, глаза глядели пристально и беспокойно - и смеялся он беспокойно: каким-то коротким деревянным смехом". У него "вечно скребло на душе". - Войдя к Кукшиной, С. "успел развалиться в креслах и задрать ногу кверху"; он "ломался". С прибытием С-a все стало "как-то тупее, пустее и проще". Появление пошлости бывает часто "полезно в жизни". "Решившись, все-таки робел до мозга костей и вместо того, чтобы произнести заранее затверженные извинения и приветствия, пробормотал какую-то дрянь... запнулся и потерялся до того, что сел на собственную шляпу. Однако скоро оправился и затрещал на славу". (Приехал он к ней потому, что у нее, "по собранным сведениям, гостили такие умные и близкие ему люди" - Базаров и Аркадий). "Я, - говорил С., - старинный знакомый Евгения Васильевича и, могу сказать, его ученик. Я ему обязан моим перерождением". "Когда при мне Е. В. в первый раз сказал, что не должно признавать авторитетов, я почувствовал такой восторг... словно прозрел! Вот, подумал я, наконец нашел я человека!" "Долой авторитеты! - закричал С., обрадовавшись случаю резко выразиться в присутствии человека, перед которым раболепствовал". "Ну что, ну что? - спрашивал он Базарова о Кукшиной, подобострастно забегая то справа, то слева". Базаров пренебрежительно поддразнивал его: "Кстати, ваш батюшка все по откупам?" "По откупам, - торопливо проговорил С. и визгливо засмеялся". "А это заведение твоего отца тоже нравственное явление? - промычал Б., ткнув пальцем на кабак.... Ситников опять засмеялся с визгом. Он очень стыдился своего происхождения и не знал, чувствовать ли ему себя польщенным или обиженным от неожиданного тыканья Баз.". - "С. нам необходимы, - говорил Б. - Мне, пойми ты это, - мне нужны подобные олухи. Не богам же, в самом деле, горшки обжигать". "Возможность презирать и выражать свое презрение была самым приятным ощущением для С.; он, в особенности, нападал на женщин, не подозревая, что ему предстояло несколько месяцев спустя пресмыкаться перед своей женой потому только, что она была урожденная княжна Дурдомосова". - "Наших женщин следует презирать, и я их презираю вполне и совершенно!.." На балу, "изобразив на лице своем презрительную насмешку и отпуская ядовитые замечания, он дерзко поглядывал кругом и, казалось, чувствовал истинное наслаждение". С Кукшиной решал вопросы: "что такое брак - предрассудок или преступление, и какие родятся люди - одинаковые или нет? И в чем собственно состоит индивидуальность?" "Пью ваше здоровье, Eudoxie! Чокнимтесь! Et hoc, et hoc, et hin, hin, hin! et hoc, et hoc, et hin, hin, hin!" Когда же К. запела романс Сеймур Шиффа "Дремлет сонная Гранада", С. повязал голову шарфом и представлял замиравшего любовника. Ходил С. "в славянофильской венгерке", "под которою оказалось нечто вроде поддевки или пальто-сака". На карточке его была напечатана фамилия "на одной стороне по-французски, на другой славянской вязью". На руках носил "чересчур элегантные перчатки". "Я вижу, вы славянофил!" - сказала Кукшина. - "Нет, я не славянофил, хотя конечно... Я люблю комфорт жизни, - произнес с важностью С., - это не мешает мне быть либералом". После смерти Базарова "С., готовящийся быть великим, толчется в Петербурге и, по его уверениям, продолжает "дело" Б-ва". "Говорят, его кто-то недавно побил, но он в долгу не остался: в одной темной статейке, тиснутой в одном темном журнальце, он намекнул, что побивший его - трус. Он называет это иронией. Отец помыкает им, а жена считает его дурачком... и литератором".

Ситников ("Лебедянь")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Лошадиный барышник. "Человек уже не молодой, высокий и толстый, в заячьем тулупчике, с поднятым и подвернутым воротником". Здороваясь, приподнимает обеими руками шапку над головой, говорит нараспев. Как только покупателю нравится какая-либо лошадь, С. прикидывается "равнодушным", а затем "заламывает" за нее "небывалую цену" и упорно торгуется. При появлении богатого покупателя, князя Н., бросается к нему, оставляя прежнего. - "С вами, батюшка, мы в другое время покончим", - говорит С. С князем у него и другая повадка: говорит и поддразнивает лошадей, расхваливает их.

Сифред ("Альфред")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Тан "никогда не был бесчестным". "Всякое законное требование государя готов выполнить".

Скабичевский Александр Михайлович

Скабичевский Александр Михайлович (1838-1910) - критик и историк литературы, сотрудник редакции "Отечественных записок" Некрасова, "Северного вестника", "Русского богатства" и др. изданий, литературный противник Ф. М. Достоевского. В 1875 г. в "Биржевых ведомостях" появился его подписанный псевдонимом Заурядный читатель фельетон "Мысли по поводу текущей литературы. - Нечто о романах Достоевского вообще. "Подросток" - роман Ф. М. Достоевского, ч. 1-я", выдержанный в оскорбительном тоне. Так, например, там было сказано, что "...г-н Достоевский на всю жизнь человеческую смотрит как на ряд патологических явлений". Также автор ряда критических статей о творчестве А. П. Чехова.

Сказка для детей (Лермонтова)

Сказка для детей (Лермонтова) (1839-1841 гг.). Л. не закончил "Сказки"; появилась в печати в январе 1842 г. ("Отеч. зап".).

Нина. - Нины отец.

Сказки (Пушкина)

Первая запись сказок Арины Родионовны относится еще к 1823 г., но лишь в 1831 г. в особой брошюре (не для продажи), вместе со сказками Жуковского, появилась первая сказка Пушкина "О царе Салтане". 13-м сентябрем того же года помечена новая сказка: "О попе и работнике его Балде" (записана со слов той же Арины Родионовны). Эта сказка до восьмидесятых годов прошлого столетия печаталась с измененным заглавием и переделками Жуковского (вместо поп, по цензурным условиям, стояло - купец). Третей сказкой, записанной со слов няни, явилась в 1833 г. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". Напечатана в "Библ. для чтения" 1834 г. В том же 1834 г. Пушкиным написана в Болдине "Сказка о золотой рыбке" и в 1834 г. "О Золотом Петушке", напечатанная с цензурными сокращениями в "Б. для чтения" 1835 г.

"Сказки Пушкина: "О царе Салтане", "О мертвой царевне и семи богатырях", "О Золотом Петушке", "О купце Кузьме Остолопе и о работнике его Балде" были плодом довольно ложного стремления к народности. Народные сказки хороши и интересны так, как создала их фантазия народа, без перемен, украшений и переделок. Но "Сказка о рыбаке и рыбке", о которой мы не упомянули в числе прочих сказок, заслуживает исключения, потому что в ней есть положительные достоинства. Это не народная сказка: народу принадлежит только ее мысль, но выражение, рассказ, стих, самый колорит, - все принадлежит поэту" (Белинский).

Скалозуб, Сергей Сергеевич ("Горе от ума")

Смотри также Литературные типы произведений Грибоедова

- "Трех сажен удалец". "Полковник", служит "в корпусе с восемьсот девятого" и, по словам Лизы, "метит в генералы". "Созвездие маневров и мазурки" и "прямизною стана, лицом и голосом герой", - характеризует его Чацкий. "Говорит густым басом"; "хрипун, удавленник, фагот", - отзывается о нем Чацкий. "Речист, но больно не хитер" (Лиза). "Он слова умного не выговорил с роду", - мнение Софьи о Скалозубе. Фамусов "им сильно бредит", так как С. "не прочь ничуть" жениться, а он, по отзыву Фамусова, "известный человек, солидный, и знаков тьму отличий нахватал! Не по летам и чин завидный - не нынче, завтра - генерал!" - "Пожалуйста, при нем веди себя скромненько", "пожалуйста, при нем не спорь ты вкривь и вкось, и завиральные идеи эти брось", - наставляет Фамусов Чацкого. - "Моя невестушка, которой уж о вас говорено", - представляет Фамусов Скалозуба Хлестовой и так за ним ухаживает, что Скалозуб заявляет: "мне совестно, как честный офицер". Собою С. доволен, в товарищах "довольно счастлив". "Как истинный философ" судит о том, что для того, "чтобы чины добыть, есть многие каналы". Для него вакансии как раз "открыты": "то старших выключат иных, - другие, смотришь, перебиты". За то, что с братом засел "в траншею", получил орден "на шею". - "Мне только бы досталось в генералы!" - говорит сам Скалозуб. "Я школы Фридриха", - заявляет о себе Скалозуб. "В команде - гренадеры, фельдфебеля мои Вольтеры" [По рукописи, изданной Историч. музеем.]. "Ученостью меня не обморочишь, - говорит С. Репетилову; - скликай других; а если хочешь, я князь Григорию и вам фельдфебеля в Вольтеры дам: он в три шеренги вас построит, а пикнете, так мигом успокоит". Недоволен братом, что тот "крепко набрался каких-то новых правил: чин следовал ему - он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать". "Дают ли ордена за это?" На вечере у Фамусова желает обрадовать собравшихся известием о том, "что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий: там будут лишь учить по-нашему: раз, два! A книги сохранят так, для больших оказий". По его мнению, одно ученье нужно: "чтоб люди в ногу шли" [Ibidem.]. "За армию стоит горой" и не сочувствует "предубеждениям" Москвы "к любимцам, к гвардии, к гвардейцам, к гвардионцам". "Их золоту, шитью дивятся будто солнцам! А в первой армии когда отстали? в чем? Все так прилажено, и тальи все так узки, и офицеров вам начтем, что говорят иные по-французски". Сам употребляет в разговоре иностранные слова: "дистанция огромного размера""(о Москве), "ирритация". Из речи Чацкого ("а судьи кто?"), понял лишь, и то по-своему, как "искусно" коснулся тот "предубеждения Москвы" к гвардии. "Все служба на уме!" - говорит ему Репетилов. Рассуждает лишь "о фронтах, о рядах". На вопрос Фамусова, как С. доводится Настасья Николаевна, отвечает: "не знаю-с, виноват: мы с нею вместе не служили". Когда Хлестова замечает, что она "не мастерица разбирать полки", замечает: "А форменные есть отлички: в мундирах выпушки, погончики, петлички". Когда С. услыхал, что Молчалин упал с лошади и ударился о землю "прямо в темя", заявляет: "поводья затянул; ну, жалкий же ездок! Взглянуть, как треснулся он - грудью или в бок". "Весь страх из ничего", - прибавляет он, увидя Молчалина и просит позволенья рассказать одну весть о княгини Ласовой. "Шутить и он горазд, ведь нынче кто не шутит!" - заявляет о нем Лиза. - "Ух, я точнехонько избавилась от петли!" - говорит Хлестова после разговора со Скалозубом. "Герой не моего романа", - замечает о нем Софья.

Критика: ниже "Фамусов".

Скальд

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- народный певец в древней исландской и норвежской литературе. "Скальд России вдохновенный", Жуковский - "К Батюшкову" (1815); "К Жук-му", "К портр. Жук." (1817).

Скальковский К. А.

Скальковский К. А. (1843-1905) - горный инженер, секретарь Общества для содействия русской промышленности и торговле. По поручению министерства финансов в начале 1880-х гг. совершил путешествие к Тихому океану с целью исследования русской торговли и мореходства в Приморской области, Китае, Японии, Корее.

Скарментадо

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

("Дельвигу", 1821), Вольтер: "Histoire de voyages de Scarmentado".

Скарятин Владимир Дмитриевич

Скарятин Владимир Дмитриевич - публицист 60-х гг., редактор-издатель газеты "Весть".

Скачины ("Обыкн. ист.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- "Знакомые" Алекс. Адуева.

Сквозник-Дмухановская, Анна Андреевна ("Ревизор")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

- Словарь литературных типов.

Сквозник-Дмухановская, Марья Антоновна ("Ревизор")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

- Словарь литературных типов.

Сквозник-Дмухановский, Антон Антонович ("Ревизор")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

- Словарь литературных типов.

Скворевич ("Собака")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Товарищ Кинаревича.

Скворцов Василий Михайлович

Скворцов Василий Михайлович - журналист, редактор журнала "Миссионерское обозрение".

Скирмунт Сергей Аполлонович

Скирмунт Сергей Аполлонович (1863-1932) - книгоиздатель и книготорговец.

Скиталец (Петров) Степан Гаврилович

Скиталец (Петров) Степан Гаврилович (1869-1941) - писатель, автор повести "Огарки", автобиографической трилогии "Дом Черновых", "Кандалы", "Этапы".

Складная душа ("Затишье")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- Бодряков И. И.

Скобелев, Иван Никитич

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1778-1849). - Начал службу рядовым Оренбургского полка и долго добивался производства в офицеры. Декабрьские события застали С. уже генералом, но вследствие этих событий С. впал в немилость; желая заслужить благоволение начальства, С. написал известный донос на Пушкина (по поводу приписываемых Пушкину стихов "Мысль о свободе" и "Послание к другу"). "Если б, - писал С., - сочинитель вредных пасквилей немедленно в награду лишился нескольких клочков шкуры, было бы лучше" ("Русск. ст.", 1871, стр. 669-673, т. 4); умер генералом от инфантерии, в должности коменданта Петропавл. крепости. Известен как автор многочисленных "Рассказов инвалида", патриотических пьес и др. И. Кубасов, "И. Н. С-", "Опыт характеристики", СПБ., 1900. также в "Списке": Коноплев.

Скобелев Михаил Дмитриевич

Скобелев Михаил Дмитриевич (1843-1882) - генерал от инфантерии, полководец. Участник Хивинского похода 1873 г., Ахалтекинской экспедиции 1880-81 гг. и подавления Кокандского восстания 1873-76 гг. Герой русско-турецкой войны 1877 г.

Скобельцин, Федор Афанасьевич

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- "За лицо, наводящее уныние", по приказу имп. Павла, был переведен из гвардии в армию. По приезде в Петербург вращался в кружке Жуковского. К нему: Письмо (1836) о займе 3 т. р. Отрицательный ответ С. передан через кн. Вяземского ("Ист. вестн.", 1880, № 6, стр. 390).

Скопцы

Скопцы - евнушеская секта, возникшая во второй половине XVIII в. в России из секты хлыстов

Скопчина

Скопчина - скорбутное

- цинготное (лат. scorbut - цинга)

Скородить

Скородить - боронить, бороновать

Скоропихин ("Новь")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

"Всероссийский критик, и эстетик, и энтузиаст". Вечно закипает и шипит, ни дать ни взять бутылка дрянных кислых щей. По его мнению, "всякое старое художественное произведение уж по тому самому не годится никуда, что оно старо". Он "сам прежде приходил в восторг от Европы, от итальянцев, а услышал Россини и подумал: "э! э!", увидел Рафаэля... "э! э!.." И этого "э! э!" нашим молодым людям совершенно достаточно; и они за Скоропихиным повторяют "э! э!" и довольны, представьте!" (характеристика Паклина).

Скотинины ("Евг. Онегин")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- "Помещики". "Чета седая с детьми всех возрастов, считая от тридцати до двух годов" (V, 26).

Скотт, Вальтер

Скотт, Вальтер (1771-1832) - знаменитый английский писатель, основоположник английского реалистического романа. Составитель сборника народных баллад "Песни шотландской границы", романтической поэмы "Песнь последнего менестреля" и множества исторических романов ("Айвенго", "Роб Рой", "Квентин Дорвард" и др.)

-----------------------------------

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1771-1831). - Английский романист. Пушкин увлекался чтением его романов. "В.-С. пища для души", - писал поэт в 1824 г. брату. Позднее в 30-х годах, живя в Болдине, он читал "В.-С. и библию" (Жене, 1834 г.); о "восхищении" поэта английским романистом письмо к жене - 1835 г. Пушкин еще в 1830 г. называл В. С. "шотландским чародеем" и считал, что "действие В.-С. ощутительно во всех отраслях современной ему словесности". "Главная прелесть романов W. Scott состоит в том, что мы знакомимся с прошедшим временем, не с enflure французской трагедии, не с чопорностию чувствительных романов, не с dignit? истории, но современно, но домашним образом. Они не походят (как герои французские) на холопей, передразнивающих la dignit? et la noblesse. Ils sont familiers dans les circonstances ordinaires de la vie, leur parole ne rien d'affect?, de th??tral, de m?me dans les circonstances solenneles - car les grandes circonstances leur sont familli?res". ?го читал "глазами" гр. Нулин. Под влиянием В. С. вообще, "Ламмермурской невесты" и "Эдинбургской темницы" в частности, задумана "Капитанская дочка"; под влиянием его и Соути написана пьеса "Родриго" (1833).

Скриб Огюстен Эжен

Скриб Огюстен Эжен (1791-1861) - французский драматург; популярный автор комедий и водевилей, мастер сценической интриги. Его перу принадлежит, в частности, знаменитый "Стакан воды". Достоевский, однако, относился к театру Скриба неодобрительно, считая его выражением идеалов и вкусов французской буржуазной публики.

Скрибов

Скрибов - Писарев

Скрипач ("Моц. и Сал.")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Слепой старик, которого привел Моцарт, чтобы "угостить" Сальери его искусством" - "Смешнее отроду ты ничего не слыхивал!" - говорит Моцарт. "Играет арию из Дон-Жуана, Моцарт хохочет". Когда Сальери выгоняет старика, Моцарт удерживает его: "Постой же: вот тебе; пей за мое здоровье".

Скрипицин Владимир Александрович

Скрипицин Владимир Александрович (р. 1848) - присяжный поверенный округа Московской судебной палаты, публицист, сотрудник еженедельного художественно-литературного журнала "Россия".

Скудельников, Матвей Иванович ("Литер. веч.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- "Пожилой беллетрист", знакомый Уранова по клубу. Уранов вытащил С. "из его гнезда", пообещав "хороший роман, хорошее общество, хороших, даже прекрасных дам и хороший ужин"; приехав на вечер, "как сел, так и не пошевелился в кресле, как будто прирос или заснул. Изредка он поднимал апатичные глаза, взглядывал на автора и опять опускал их. Он, по-видимому, был равнодушен и к этому чтению, и к литературе - вообще ко всему вокруг себя". "При слабых местах" романа С. "гладил себя" "по лысой голове, как будто внутренно одобрял себя мыслью, что сам он лучше написал бы эти места". - За ужином упорно молчал и лишь после того, как редактор коснулся вопроса о том, что "художник-писатель должен быть объективен", С. "поднял глаза на минуту на редактора, обвел взглядом прочих гостей и опять стал смотреть на стол, где, прямо против его носа, лежали в десертных вазах дыня и ананас". Услыша, как Кряков назвал Чешнева "шовинистом", С. "вдруг взглянул широко на Крякова и Чешнева". В конце ужина, когда хозяин обратился к С. с вопросом о причине его молчания, он ответил: "Я давно хотел сказать, да не дали..." - "Ну, говорите теперь: что такое?" - "А вот дыню и ананас забыли, так и остались неразрезанными!" - сказал он. Все засмеялись. - "В самом деле! сейчас, сейчас! - захлопотался хозяин. - Да что вы о дыне, вы о романе-то ничего не сказали". - "Я все слушал..." - "Ну, и скажите что-нибудь". - "Все скажу". - "Говорите: мы слушаем". - "Я не вам, я самому автору скажу". - "Что скажете?" - "Все, что здесь происходило и что говорили о его романе..." - "Нельзя: мало ли что тут говорили. Он обидится". - "Вы не знаете его, а еще друзья! Все скажу, что делали и говорили..." - "Все?" - "Все, даже и про ананас с дыней не забуду!"

Скудронжогло, Константин Федорович ("Мертвые души")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

- Костанжогло.

Скупой рыцарь (Пушкина)

Скупой рыцарь (Пушкина) - сцены из ченстоновской трагикомедии "The cavetous Knight". Первоначальный набросок относится еще к 1825 г., но окончательную отделку сцены получили в 1830 г. в Болдине. О Ченстоне "Список". Идея поэмы "Скупой рыцарь" "слишком ясна и сама по себе, и по названию поэмы". "Страсть скупости - идея не новая, но гений умеет и старое сделать новым". "По выдержанности характеров (скряги, его сына, герцога, жида), по мастерскому расположению, по страшной силе пафоса, по удивительным стихам, по полноте и оконченности, - словом, по всему эта драма - огромное, великое произведение, вполне достойное гения самого Шекспира" (Белинский).

Альбер. - Барон. - Герцог. - Делорж, граф. - Иван. - Соломон (Жид).

Скуратов Малюта

Скуратов Малюта (ум. 1573) - Скуратов-Бельский Григорий Лукьянович, думный дворянин, приближенный Ивана IV, глава опричников.

Скуратов (настоящая фамилия Новиков) Павел Леонидович

Скуратов (настоящая фамилия Новиков) Павел Леонидович - актер и антрепренер, играл в Малом театре, затем в провинции и в театрах Киева.

Скуфейка

Скуфейка - маленькая шапочка вроде ермолки; у белого духовенства - ало-синяя бархатная шапочка (знак отличия)

"Славянин"

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

т. е. член Тайного общества "Соединенных славян".

Славянский

Славянский - Агренев

Сланцов, Андрей Иванович ("На родине")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Отставной полковник. Приятель и однополчанин Углицкого, с которым жил вместе "душа в душу". У С. "за Волгой" "было порядочное именье", но он не любил деревни и всю зиму гостил у Углицкого. У С. было "то же воспитание, нравы", как и у его приятеля, тот же "прекрасный тон, манеры, щегольство, та же бойкость французской речи на словах и та же малограмотность на письме".

Слепушкин, Федор Никифорович

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1783-1848). - Поэт-крестьянин. За "Досуги сельского жителя" (Спб. 1826) Рос. академия наградила С. золотой медалью, а имп. Николай I пожаловал ему часы и кафтан. По этому поводу Пушкин писал Плетневу из Михайловского (1826): "Сле-пушкину дают и кафтан, и часы, и полумедаль, а Пушкину полному - шиш". Поэт считал, что у С. "истинный свой талант" и высказывал пожелание, чтоб С. "продолжал идти своею дорогой" (Вяз., 1826). Пушкин "перечитывал все с большим и большим удивлением стихи С." (Великопольскому, 1826). Пушкин же дал тему С. для его пьесы "Конь и домовой".

Слепцов Василий Алексеевич

Слепцов Василий Алексеевич (1836-1878) - автор очерков и реалистических рассказов и повести "Трудное время" о судьбе разночинца в середине 60-х гг.

Слесарша ("Ревизор")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

- Пошлепкина.

Сливки (цвет) русского щегольства ("Дым, XIX")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- половые.

Слооком ("Вешние воды")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Уп. л. Муж Джеммы. - Американец.

Слуга Берсенева ("Накануне")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Отличался строгим обхождением с барином и скептическим направлением ума.

Слуга ("Накануне")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- "в скверненьком трактирчике". "Чуть не сшиб Шубина, Берсенева, и Инсарова с ног и накормил их очень дурным обедом, с каким-то забалканским вином".

Слуга ("Странный человек")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

- Слуга Белинского.

Слуга трактирный ("Мертвые души")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Весь длинный, живой и вертлявый, в длинном демикатонном сюртуке, со спинкой чуть не на самом затылке. На вопрос Чичикова, "большой ли подлец хозяин", отвечал: "О, большой, сударь, мошенник". - Каждый раз, когда нос Чичикова "звучал как труба", встряхивал волосами, выпрямливался почтительнее и, нагнувши с вышины свою голову, спрашивал: "не нужно ли чего?"

Слуга трактирный ("Ревизор")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Принес Хлестакову обед. "А соуса почему нет?" - Соуса нет. - Да оно то есть, пожалуй, да нет. - "Как нет?" - Да уж нет. - "А семга, а рыба, а котлеты?" - Да это для тех, которые почище-с. - "Ах, ты дурак!" - Да-с. - "...Разве они не такие же проезжающие?" - Да уж известно, что не такие. - Обыкновенно какие! Они уж известно: они деньги платят. - Мы примем-с; хозяин сказал: коли не хотите, то и не нужно".

Слуга ("Фрег. Пал.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

Слуга в отеле mrs Вельч; "мальчик лет двадцати, угреватый, подслеповатый"; когда он появился в комнате, "вдруг запахло собакой". На приказ принести воды для бритья ответил: "Yes, sir", "и не принес". После звонка "являлся с кружкой воды". На приказ принести щетку ответил тем же "yes" и обнаружил "то же непослушание". В ответ на просьбу вставить выбитое стекло в окне ответил: "yes, sir", но стекло так и осталось не вставленным.

Слуги старого века (Гончарова)

Слуги старого века (Гончарова) - эскизы. Подзаголовок: "из домашнего архива". Распадаются на четыре отдельных очерка: 1) "Валентин"; 2) "Антон"; "Степан с семьей" и 4) "Матвей"; напечатаны в журнале "Нива" 1888 г. Очеркам предпослано любопытное в автобиографическом отношении предисловие ("вместо предисловия").

Аким. - Антон. - Архиерей. - Валентин. - Василий. - Дьякон Еремей (Никита). - Егоров. - Иероним, ксендз. - Лиза. - Максим. - Матвей. - Матвея кум. - Матрена. - Петруша. - Петр. - Прохорова. - Священник. - Степан. - Схимник.

Служки ("Вадим")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

- Монахи.

Случевский Владимир Константинович

Случевский Владимир Константинович (1844-1926) - прокурор Окружного суда в Петербурге.

Случевский Константин Константинович

Случевский Константин Константинович (1837-1904) - поэт, представитель "чистой поэзии". Стихи К. К. Случевского лиричны, некоторые исполнены трагических и религиозно-мистических мотивов.

Предыдущая страница Следующая страница