Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
Статьи на букву "С" (часть 5, "СОФ"-"СТИ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 5, "СОФ"-"СТИ")

Софья Михайловна ("Обыкн. ист.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Дочь Марьи Карповны. "Первая любовь" А. Адуева. "Полная и румяная девушка", глаза и все выражение лица ее явно говорили: буду любить просто, без затей, буду ходить за мужем, как нянька, слушаться его во всем и никогда не казаться умнее его; да и как можно быть умнее мужа? Это грех! Стану прилежно заниматься хозяйством, шить, рожу ему полдюжины детей, буду их сама кормить, нянчить, одевать и обшивать". - "Полнота и свежесть щек ее и пышность груди подтверждали обещание насчет детей". При проводах Александра "слезы на глазах и грустная улыбка придавали ей" "не такой прозаический интерес". Расставаясь, С. передала ему на память свои "волосы и колечко"; но в отсутствие Александра вышла замуж. У нее "уж шестой ребеночек в походе", "а в доме бедность такая, что и не глядел бы". "В покоях косяки все покривились; пол так и ходит под ногами; через крышу течет. И поправить-то не на что, а на стол подадут супу, ватрушек да баранины - вот вам и все!" - рассказывает Антон Иваныч.

Софья Николаевна ("Обломов")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Уп. л. Волков, приглашая Обломова на первомайское гулянье в Екатерингофе, говорил, что там С. Н. с Лидией будут в экипаже "только две; напротив в коляске скамеечка: вот бы вы с нами".

Софья Павловна Фамусова ("Горе от ума")

Статья большая, находится на отдельной странице.

Социус

Социус - товарищ, компаньон, сообщник (от лат. socius)

Сочинения А. С. Грибоедова

1) Первое собрание всего написанного Грибоедовым было сделано А. Смирдиным-сыном в 1854 г. в "Собрании сочинений русских авторов". Сочинения Грибоедова напечатаны в одной книге вместе с сочинениями Крюковского [список. - Ред.]

2) В 1858 г. Евграф Серчевский своим изданием (Спб.) стремился дать "приуготовительный труд для будущего биографа, а публике возможно полное издание сочинений Грибоедова". В издание Серчевского вошли: а) материалы для биографии Грибоедова (в том числе воспоминания Булгарина и К. Полевого, статьи и отзывы о Грибоедове Пушкина, Вяземского, известия о кончине Грибоедова [Эти известия явились в то время высокоценным материалом, так как русское общество знало лишь, что Грибоедов "погиб жертвой неистовства тегеранской черни". Первое известие об его смерти получено было в Петербурге в марте 1829 г. и вызвало краткую отметку в "Северной пчеле" без объяснения причин гибели Грибоедова и неистовства тегеран. И после издания Серчевского, поместившего "Рассказ персианина о событиях, предшествовавших убиению российского посланника в Персии" этот рассказ долго был единственным повествованием, проливавшим некоторый свет на события 1829 г. в Персии. Только лишь в 1872 г. П. А. Ефремов обнародовал новые данные об убийстве Грибоедова и загадочном "неистовстве черни". ("Русск. архив", 1872). также В. Жуковский. Персидские летописцы о смерти Грибоедова. "Новое время", № 5068 - 1900 г. - Ред.], описание последнего долга, отданного Грибоедову в Тифлисе, описание его могилы и пр. б) прозаические статьи и письма Грибоедова (восемь), в) мелкие стихотворения, г) драматические сочинения ("Горе от ума", "Молодые супруги", отрывок из "Своей семьи"), д) критические статьи о "Горе от ума", помещенные в журналах с 1825-1857 гг., по указаниям известного библиографа Г. Н. Геннади. В приложениях даны: "Список изданий и переводов "Горя от ума" и обзор ролей комедии П. Н. Арапова. При книге: портрет Грибоедова, срисованный с натуры П. А. Каратыгиным, изображение памятника, автографов, портретов артистов М. С. Щепкина (Фамусов), И. И. Сосницкого (Репетилов), П. А. Каратыгина (Загорецкий), Самарина (Чацкий) и три литографии сцен комедии. Издание Е. Серчевского "Грибоедов и его сочинения" в настоящее время представляет библиографическую редкость.

3) В 1860 г. вышло "первое полное издание (по названию) сочинений Грибоедова в Берлине" (Рудольфа Вагнера).

4) Такое же "полное" собрание появилось в том же году в Петербурге в издании Мухина.

5) В 1870 г. "второе полное издание" выходит в Берлине В. Behr Buchandlung (T. Book). Гарусов считает это второе издание лишь переменой обложки залежавшегося первого берлинского издания.

6) Сочинения Г., изд. А. Шамова, М. 1878 г.

7) Полное собрание сочинений Г., с библиографическим указателем и примечаниями вышло под редакцией прив. доц. И. А. Шляпкина в 2 томах, Спб. 1889 г. В первом томе: "прозаические статьи и переписка". Во втором: "поэзия". Здесь же дан перечень всех прежних изданий и свод литературы о Грибоедове [Издание (И. А. Варгунина) в настоящее время вышло из продажи. - Ред.].

8) Общедоступное издание А. Ф. Маркса, под редакцией А. И. Введенского. Спб. 1892 г.

Сочинения Н. В. Гоголя

Сочинения Н. В. Гоголя - При жизни автора выдержали одно издание (Спб. 1842 г. 4 т.). Приготовленное и частью отпечатанное второе издание сочинений Г. смогло увидеть свет лишь много позднее и явилось первым посмертным изданием (М. 1855-1856 г. 6 т.) Кончина Г. задержала выход в свет уже наполовину готового издания. Имя почившего великого писателя было взято в опалу. Цензорам объявлен приказ "строго цензуровать все, что пишется о Г., и, наконец, объявлено было совершенное запрещение говорить о Г."; даже его имя опасались употреблять в печати и взамен его употребляли выражение: "известный писатель". Только вследствие особых хлопот и заступничества великого князя Константина Николаевича в 1855 г. было получено новое разрешение на печатание сочинений Гоголя, и в конце года появились первые четыре тома, изданные под редакцией племянника Гоголя, Н. И. Трушковского. В 1856 г. вышли два последние томы (5 и 6). Наиболее полным явилось третье издание, вышедшее под редакцией П. А. Кулиша "Сочинения и письма Н. В. Гоголя". М. 6 т. Следующие за тем издания "наследников" Гоголя, за исключением второго, вышедшего под редакцией Ф. В. Чижова, не дали чего-либо нового в смысле изучения писателя и представляли "прогрессивную порчу текста произведений Г.". Начало историческому изучению Г. положило образцовое издание его сочинений под редакцией покойного профессора Московского университета Н. С. Тихонравова. М. 1889, издание десятое, 5 т.; т. 6-ой - М.; т. 7-ой - Спб., редакция Н. С. Тихонравова и В. И. Шенрока. Полувековая годовщина со времени кончины Г. вызвала ряд изданий. Из них лучшие - фирмы А. Ф. Маркса, так как в основу их взят текст, проверенный по рукописи автора и первоначальным изданиям его сочинений Н. С. Тихонравовым и В. И. Шенроком. Повторяя знаменитое десятое издание в последующих изданиях сочинений Гоголя, фирма Маркса, однако, значительно сократила примечания и варианты редактора, имеющие большую ценность при изучении Г.

Сочинения С. Т. Аксакова

Отдельные томы сочинений С. Т. выдержали ряд изданий; наибольший успех среди читателей имели "Семейная хроника" и "Записки ружейного охотника".

Полное собрание сочинений А. было предпринято книгопродавцем Н. Г. Мартыновым в 1886 г. Издание вышло в шести томах под редакцией И. С. Аксакова и П. А. Ефремова. К первому тому были приложены очерк А. С. Хомякова и "Воспоминание об Аксакове" М. Н. Лонгинова. Половина четвертого тома отведена произведениям раннего периода деятельности писателя. В девятидесятых годах прошл. ст. право собственности на сочинения Аксакова перешло к московской фирме А. Карцева, которая повторила (для некоторых отдельных томов по нескольку раз) первое издание. "Записки ружейного охотника" и "Записки об уженье" прилагались к охотничьему журналу "Природа и охота"; дополнения и примечания, сделанные для этого издания, перепечатаны и в полном карцевском издании (т. т. V и VI).

В апреле 1909 года истек срок собственности на сочинения Аксакова, и они одновременно вышли во многих изданиях (Сытина, Поповой, "Всходов" и др.), но все эти издания являются только перепечаткой или "избранных произведений" Аксакова, или даваемых в извлечениях (изд. О. Н. Поповой). Тогда же вышло роскошное иллюстрированное издание "Записок охотника" с таблицами в красках и научными примечаниями профес. Мензбира. М. 1909 г.

Сошка

Сошка - стойка с горизонтальной перекладиной и гнездами, служащая подставкой для ружей в караульном помещении

Спасович Владимир Данилович

Спасович Владимир Данилович (1829-1906) - юрист, общественный деятель, профессор Петербургского университета, историк, литературовед и публицист, постоянный сотрудник журнала "Вестник Европы".

Спасский, Иван Тимофеевич

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Доктор медицины. "Искусный" врач, неоднократно пользовавший поэта и его семейство. Сделал первую перевязку раненому Пушкину и присутствовал при его последних минутах.

Спекулятор ("Нос")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Почтенной наружности, с бакенбардами, продававший при входе в театр разные сухие кондитерские пирожки. Когда пронеслись слухи о прогулках Ковалева по Невскому проспекту, то на улицах у иных магазинов, где предполагали присутствие носа, сделалась давка. "С. нарочно наделал прекрасных деревянных, прочных скамеек, на которые приглашал любопытных становиться, за восемьдесят копеек от каждого посетителя".

Спенглеры

Спенглеры - знакомые А. П. Чехова.

Спенсер Герберт

Спенсер Герберт (1820-1903) - английский философ, социолог и биолог, один из родоначальников позитивизма. Основное сочинение - "Система синтетической философии", также труд "Воспитание умственное, нравственное и физическое" (отстаивал необходимость всестороннего развития человека, придавая особое значение физическому воспитанию).

Сперанский, граф Михаил Михайлович

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1772-1839). - Известный государственный деятель. Пушкин бывал у С. (1833) и слушал рассказы об его изгнании. Пушкину принадлежит такое сравнение С. и Аракчеева: "Вы (т. е. С. и Аракчеев) стоите в дверях противоположных этого (Александровского) царствования, как гении зла и блага". О нем: М. Корф. "Жизнь гр. С-ого". Спб. 1861, 2 т.

Сперанский Михаил Михайлович, граф

Сперанский Михаил Михайлович, граф (1772-1839) - выдающийся русский государственный деятель, глава II отделения е. и. в. канцелярии, руководитель составления Свода законов.

Спешнев Николай Александрович

Спешнев Николай Александрович (1821-1882) - петрашевец, сторонник народной революции. В 1849 г. приговорен к 10 годам каторги. Впоследствии был мировым посредником в Псковской губернии.

Спиноза Бенедикт

Спиноза Бенедикт (1632-1677) - выдающийся нидерландский философ

Спирид ("Вий")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Казак, слуга сотника.

Спирит ("Дым")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

"Бледный, длинноволосый, значительно посмеивающийся; верил в спиритизм, но сверх того занимался пророчеством и, на основании Апокалипсиса и Талмуда, предсказывал всякие удивительные события; ни одно из этих событий не совершилось - а он не смущался и продолжал пророчествовать. На вечере "пытает свое счастье" - загипнотизировать рака, но безуспешно: признаков каталепсии не оказалось". "Пищит" в споре.

Список лиц, имен и предметов

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

(1801-1866). - Архимандрит Александро-Невской лавры, в мире Дмитрий Семенович Честной, известный ориенталист и переводчик духовных книг на тибетский и китайский языки. Знание восточных языков А. послужило причиной его командировки в Японию вместе с экспедицией графа Путятина на "Палладе". - Характеристику А. Гончаров дал в своих воспоминаниях "Через двадцать лет", V. также А. Линден. "Записки". Р. Ст. 1905, IV.

Спицын, Антон Пафнутьевич ("Дубровский")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Сосед Троекурова. "Толстый мужчина, лет 50-ти, с круглым и рябым лицом, украшенным тройным подбородком". "Эх, беда! ты, мусье, по-русски еще не выучился. Же ве, муа, ше ву куше, понимаешь ли?" - говорит он Дефоржу и остался "очень довольный своими сведениями во французском языке". Жил, по словам Троекурова, "свинья свиньей", "никого" не принимал, своих мужиков "обдирал" и "знай только" копил деньги. На такую характеристику хозяина "пробормотал улыбаясь": "Вы все изволите шутить, батюшка Кирила Петрович, а мы, ей-Богу, разорились, - и Антон Пафнутьич стал заедать барскую шутку хозяина жирным куском кулебяки", так как любил "покушать". Хотя и был "богомолен", но "в удовольствие" Троекурова показал на суде, что Дубровские "владели Кистеневкой без всякого на то права". Призвал "Господа в свидетели", что его красная шкатулка пуста, "и не лгал и не согрешил": "некогда в ней хранившиеся ассигнации перешли в кожаную сумку, которую носил он на груди под рубашкой". Питал "ко всему недоверчивость и вечную боязнь". Рассказ о встрече с медведем Дефоржа "не мог вспомнить без содрогания". За обедом у Троекурова "разговоры "разбойничьи" взволновали его воображение". Он один сидел пасмурен и молчалив на своем месте, ел рассеянно и казался чрезвычайно беспокоен, так как "был не из храброго десятка" и боялся Дубровского; в гости к Троекурову "ехать ближним путем через Кистеневский лес" "не осмелился, а пустился в объезд". - "Покойник (царство ему небесное)", т. е. разоренный Спицыным Дубровский, обещал с ним "по-свойски разделаться, а сынок, - говорит С., - пожалуй, сдержит слово батюшкино". Увидя пред собой Дефоржа с пистолетом в руке, "произнес" трепещущим голосом: "Кесь ке ce, мусье, кесь ке ce?" Узнав, что пред ним Дубровский, С. "обмер".

Спуск

Спуск - вид мази или пластыря, смесь воска с маслом

(салом)

Средин Леонид Валентинович

Средин Леонид Валентинович (1860-1909) - ялтинский врач, близкий знакомый А. П. Чехова. Средина Софья Петровна (р. 1858) - его жена. Средин Александр Валетинович (1872-1934) - его брат, художник. Средин Анатолий Л.- его сын. Средина Зинаида Л. (Зиночка) - его дочь.

Стааль, Сталь, M-me de Sta?l ("?ославлев")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- По словам автора записок (Дама), благородная, добрая m-me de Sta?l, "?толь же добродушная, сколько и гениальная. Полина была без памяти от славной женщины", которую считала "необыкновенной". "Московские умники, созванные на обед в честь ее, были большею частью недовольны ею: они видели в ней пятидесятилетнюю толстую бабу, одетую не по летам". В другом, "очень порядочном обществе", говорили, что она "не что иное, как шпион Наполеонов"; дядюшка Полины "насмехался над ее робостию при приближении французской армии". За обедом она сидела на первом месте, облокотясь на стол, свертывая и развертывая прекрасными пальцами трубочку из бумаги. Она казалась не в духе; несколько раз принималась говорить и не могла разговориться; "наконец вырвалось у нее двусмыслие и даже довольно смелое". Когда дядюшка Полины "из угождения к иностранке вздумал было смеяться над русскими бородами", ответила: "Народ, который тому сто лет отстоял свою бороду, отстоит в наше время и свою голову". За обедом у князя среди "тупых лиц и тупой важности" "заметила смущение Полины", и "черные глаза" С. "остановились" на девушке, которой она через несколько дней написала дружескую записку, называя Полину "ma ch?re enfant".

Ставник

1) подставной столик или шкафчик под большую икону; 2) большая церковная свеча

Ставровские Максимиллиан Дмитриевич и Федор Дмитриевич

Ставровские Максимиллиан Дмитриевич и Федор Дмитриевич - двоюродные братья Ф. М. Достоевского, претендовавшие на наследство А. Ф. Куманиной

Сталинский Евгений

Сталинский Евгений - В 1877-1880 гг. - редактор-издатель политической и литературной ежедневной газеты "Харьков". С 1881 г. редактор журнала "Москва", проданного с торгов в 1883 г.

Сталь Анна Луиза Жермена де

Сталь Анна Луиза Жермена де (1766-1817) - французская писательница, автор романов "Дельфина", "Коринна, или Италия", где романтические героини проповедуют свободу личности, книги "О литературе, рассматриваемой в связи с общественными установлениями" и книги "О Германии".

Сталь, баронесса Анна-Луиза

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

урожденная Неккер (1766-1817). - Французская писательница. 1812-1821 гг. провела в России и Швеции. (Ее книга: "Десятилетнее изгнание", Р., 1821). Когда Муханов перевел отрывок из этой книги и снабдил его своими "замечаниями", Пушкин под псевдонимом "Ст. Арз." ("Старый Арзамасец") выступил на защиту "славной памяти С"; "Евг. Он.", VIII, 35; "Рославлев".

Стаматич Николай

Стаматич Николай - таганрогский маклер, знакомый семьи Чеховых.

Стамболов С.

Стамболов С. (1854-1895) - один из трех болгарских регентов после отречения Баттенберга (см.), содействовал избранию на княжеский престол в 1887 г. немецкого принца Фердинанда Кобургского.

Стамбулка

Стамбулка - Стамболов С.

Стамет

Стамет - шерстяная ткань

Стан

Стан - административная и полицейская единица уезда

Станислав ("Полтава")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Уп. л. Король польский.

Станиславский (Алексеев) Константин Сергеевич

Станиславский (Алексеев) Константин Сергеевич (1863-1938) - всемирно известный русский режиссер, актер, педагог, теоретик театра, почетный член Петербургской академии наук. В 1898 г. вместе с Вл. И. Немировичем-Данченко основал Московский художественный театр. С 1888 г. знакомый А. П. Чехова, исполнял роль Тригорина в "Чайке", Астрова в "Дяде Ване", Вершинина в "Трех сестрах".

Станицын, Владимир Петрович ("Где тонко, там и рвется")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Сосед Либановой, 28 лет, отставной гвардии поручик, добрейший малый, человек скромный, недалекого ума, ленивый, домосед. Доверчив и болтлив: "y него что на сердце, то и на языке". Горский называет его "дамским угодником".

Станкевич, Николай Владимирович

Станкевич, Николай Владимирович (1813-1840) - поэт, философ. Создатель "кружка Станкевича"

(1831-1839) - кружка романтических идеалистов. Кружок в разное время посещали Белинский, Константин Аксаков, Боткин, Михаил Катков. Автор трагедии "Василий Шуйский", ряда романтических элегий, эпиграмм, шуточных посланий.

-----------------------------------

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

(1813-1840). - О нем упоминает Гончаров в своих Воспоминаниях "В университете". выше, Моск. университет. Сочинения и Переписка С. М. 1857. Сочинения. М. 1890. Анненков. Н. В. С-. Сочинения и переписка. Герцен "Былое и думы".

Становой

Становой - становой пристав, т. е. полицейский чиновник - начальник стана (административной и полицейской единицы уезда)

Станционный смотритель

Станционный смотритель - вторая из повестей Белкина. Авторская дата: 14 сентября 1830 г. Болдино.

Ванька. - Дуня. - Лакей. - Минский, ротмистр. - Пивоварова жена. - Служанка. - Смотритель. - Человек молодой.

Станционный смотритель ("Станц. смотр.")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Вырин, Симеон.

Станюкович Константин Михайлович

Станюкович Константин Михайлович (1843-1903) - писатель, автор "Морских рассказов", повести "Вокруг света на "Коршуне"", а также ряда романов.

Старик ("Вадим")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

- Помещик села Красного, взятый в плен и сидевший в одной из кибиток, из которых видна была его "седая лысая, желтая, исчерченная морщинами, угрюмая голова; лет 60-ти или более; его взгляд был мрачен, но благороден, исполнен той холодной гордости, которая иногда родится с нами, но чаще дается воспитанием, образуется от продолжительной привычки повелевать себе подобными. Одежда старика была изорвана и местами запятнана кровью. Он не хотел молча отдать наследие своих предков пошлым разбойникам, не хотел видеть бесчестие детей своих, не подняв меча за право собственности…" "Эти черты, отлитые в какую-то особенную форму величия и благородства, исчерченные когтями времени и страданий, старинных страданий, слившихся с его жизнью, как сливаются две однородные жидкости". "Ни близость смерти, ни досада, ни ненависть - ничто не могло, казалось, отуманить этого спокойного всепроникающего взгляда, но вот он обратил их во внутренность кибитки, и что же? две крупные слезы, засверкав, невольно выбежали на седые ресницы и чуть-чуть не упали на поднявшуюся грудь его". "Казаки, однако, не смели подойти к старику: его строгий, пронзительный взор поражал их дикие сердца непонятным страхом".

Старик ("Контора")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Сторожит горох. Старик до того дряхлый, что при виде его "вспомнился тот умирающий козел, которого Робинзон нашел в одной из пещер своего острова". Сидел в шалаше на корточках, жмурил свои потемневшие, маленькие глаза и торопливо, но осторожно, "наподобие зайца (у бедняка не было ни одного зуба), жевал сухую и твердую горошину, беспрестанно перекатывая ее со стороны на сторону". Кусок черствого хлеба сосет, как дитя. Высоко поднимал брови, когда "с усилием открывал глаза". Глух и почти слеп. "Бывает так, что ничего не вижу". Сколько ему лет, сам не знает. A что все еще несет службу сторожа, так про то "старшие знают".

Старик ("Неоконченная повесть")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

"Стодвадцатилетний старик, дряхлый, поседелый, как лунь". "Бей еще! - говорит он польскому улану, занесшему на него руку. - Сам я виноват, что дожил до таких лет, что и счет уже им потерял. Сто лет, а может и больше тому назад, меня драли за чуб, когда я был хлопцем у батька. Теперь опять бьют. Видно, снова воротились лета мои... Только нет, не то, не в силах теперь и руки поднять. Бей же меня!.."

Старик ("Обыкн. ист.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Гость Тафаевой; "по-видимому, отставной военный, с двумя клочками седых волос под носом и со множеством ленточек в петлице".

Старик ("Фрег. Пал.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

Кореец; взяв, написанную русским переводчиком по-китайски, записку (о доставке на фрегат "кур, зелени, рыбы" в обмен на ром, полотно и п. предметы") "надулся, как петух, и с комическою важностью, с амфазом, нараспев, начал декламировать написанное. Это отчасти напоминало мерное пение наших нищих о Лазаре. Потом, прочитав, старик написал по-китайски в ответ, что почтенных кур у них нет (моряки, съезжавшие на берег, однако, видели кур). Старику повторили, что провизия берется не даром, а в обмен, но он сказал "пудди". Его попросили написать слово по-китайски. Он написал: вышло "не знаю". После объяснений С. "долго и внимательно слушал", он "вдруг живо замахал рукой, как будто догадался, в чем дело". С взял русского переводчика за рукав и, схватив кисть, опять написал: пудди".

Старика дочь младшая ("Вадим")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

"Розовая, фантастическая головка, достойная кисти Рафаэля, с детской, полусонной, полупечальной, полурадостной невыразимой улыбкой на устах; она прилегла на плечо старика так беспечно и доверчиво, как ложится капля росы небесной на листок, иссушенный полднем, измятый грозою и стопами прохожего".

Стариков, Алексей Дмитриевич ("Женитьба")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Жених из купцов. Кланяется "живо и скоро, по-купечески, и слегка берясь за бока". Познакомиться с невестой приходит под видом покупки шерсти и тотчас задает вопрос: "Вона! Аль невдопад пришли? аль и без нас дело сварили?" - "Нет, тут что-то спесьевато. Ай, припомните потом, Агафья Тихоновна, и нас! С моим почтением, господа!"

"Старина и новизна"

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- исторический литературный сборник, изданный в 1837 г. кн. П. А. Вяземским.

Старицкий Михаил Петрович

Старицкий Михаил Петрович (1840-1904) - украинский драматург и театральный деятель, автор "Ночи под Ивана Купала" и др. пьес.

Старичок зеленый ("Рассказ о. Алексея")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

По описанию Якова: "маленький", "с горбиною, ножками все семенит и посмеивается - и весь, как лист, зеленый".

Старичок ("Несчастная")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- в камлотовом капоте, бывший лет 15 тому назад землемером в Тамбовской губернии.

Старичок ("Отрывок")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

"Фигура в полосатом халате и туфлях"; "седой, сгорбленный"; "лицо, бледное и длинное, было неподвижно, губы сжаты; серые мутные глаза, обведенные красной каймой, смотрели прямо без цели". "Старичок производил странное впечатление: он делался то выше, то толще, то почти совсем съеживался". Увидя его, Лугин подумал, не привидение ли он. Во время беседы Лугин находился "под магнетическим влиянием его серых глаз".

Старичок-эмигрант ("Несчастная")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Колтовской держит его на хлебах и называет M-le Commandeur.

Старосветские помещики (Гоголя)

Старосветские помещики (Гоголя) - написана не ранее 1832 г.; напечатана в первый раз в "Миргороде" ч. 1-ая.

Кучер. - Ничипор. - Товстогубы, Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна. - Явдоха.

Староста Блинова ("Безденежье")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Стоит "за свое-господское".

Староста ("Бурмистр")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Сын бурмистра Софрона, "дюжий и рыжий мужик, в косую сажень ростом". Ходит в новом армяке нараспашку. "По всем признакам человек весьма глупый". Барина встретить умеет и на вопросы его о хозяйстве "отвечает удовлетворительно, но как-то вяло и неловко, словно замороженными пальцами кафтан расстегивает". Отец, впрочем, от барина его гонит - "дескать, духоты напущаешь". Занимается С. преимущественно избиением мужиков и баб и делает это дело прекрасно; только особые обстоятельства, как, напр., близость барина с гостем заставляют его застыть "с разинутым ртом и недоумевающими кулаками".

Староста ("Капит. дочка")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Деревенский С. Гринева, "рыжая бестия".

Староста церкви ("Вечер накануне Ивана Купала")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Любил "по временам раздобаривать глаз-на-глаз с дедовской чаркой", и как-то, не успев "еще раза два достать дна", увидел, "что чарка кланяется ему в пояс".

Старуха 2-ая ("Странный человек")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

- Марфа Петровна.

Старуха ("Герой нашего времени")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

- Мать пьяного казака-убийцы Вулича. "Сидела на толстом бревне, облокотясь на свои колени, и поддерживала голову руками". "Ее губы по временам шевелились... молитву они шептали или проклятие?" На обращение есаула к старухе убедить сына сдаться и не заставлять "господ" дожидаться около хаты только посмотрела пристально "и покачала головой".

Старуха ("Иван Федорович Шпонька")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Содержательница постоялого двора. Имеет трактир, "но если бы" кто-нибудь "захотел позавтракать, как обыкновенно завтракают порядочные люди, то сохранил бы в ненарушимости свой аппетит до другого случая".

Старуха ("Сорочинская ярмарка")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

"Продавщица бубликов". "Подвижная лавка" ее "была рядом с яткою шинкарки"; С. "раскланивалась весь день без надобности и писала ногами совершенно подобие своего лакомого товара".

Старуха-просительница ("Как поссорился Ив. Ив.")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Находилась в передней суда и тщетно прилагала "усилия своих костлявых рук", чтобы помочи. застрявшему в дверях И. Н.

Старушка ("Княгиня Лиговская")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

- Когда дипломат на обеде у Печорина обозвал Москву "старой сплетницей", "разряженная старушка затрясла головой и чуть-чуть не подавилась спаржею".

Старушка ("Обыкн. ист.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Гостья Тафаевой.

Старушка-нищенка ("Вадим")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

"Старушка, низенькая, сухая, с большим брюхом". "Ее засученные рукава обнажили две руки, похожие на грабли, и полусиний сарафан, составленный из тысячи гадких лохмотьев, висел криво и косо на этом подвижном скелете. Выражение ее лица поражало ум какою-то неизъяснимой низостью, какою-то гнилостью, свойственной мертвецам, долго стоявшим; вздернутый нос, огромный рот, из которого вырвался голос резкий и странный, еще ничего не значили в сравнении с глазами нищенки!" Это были два "серые кружка, прыгающие в узких щелях, обведенных красными каймами: ни ресниц, ни бровей, и при всем этом взгляд тяготеющий, на поверхности души, производящий во всех чувствах болезненное стеснение!" "В ее чертах" была "целая повесть разврата и преступлений", "но ничего похожого на раскаянье".

Старушонка ("Дворянское гнездо")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Дряхлая старушонка в ветхом капоте с капюшоном, стояла на коленях и прилежно молилась; "ее беззубое, желтое, сморщенное лицо выражало напряженное умиление; красные глаза неотвратимо глядели вверх, на образа иконостаса; костлявая рука беспрестанно выходила из капота и медленно и крепко клала большой широкий крест".

Старчевский, Адальберт Викентьевич

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

(1818-1901). - Журналист, редактор "Библ. для чтения", издатель первой дешевой газеты "Сын Отеч.", знакомый Майковых и Гончарова. его воспоминания о Дудышкине, где говорится и о Гончарове, "Ист. вестн.", 1886 г., № 2. "Воспоминания старого литератора", "Ист. вестн.", 1888 и 1889 г.г., № 10.

Старшина ("Капит. дочка")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- "Подал" Пугачеву "мешок с медными деньгами" для раздачи народу".

Старые портреты (Тургенева)

Первый рассказ из серии "отрывков из воспоминаний своих и чужих". "Я, - писал Т. в примечании, - избрал форму рассказа от собственного лица для большего удобства - и потому прошу читателя не принимать "я" рассказчика сплошь за личное "я" самого автора". Написан в 1881 г.

Антип (Микромэгас). - Варенуха. - Гормич-Гормицкий. - Иван Сухих. - Иринарх. - Капитонушка. - Князь Л. - Петр Петрович. - Телегины: Алексей Сергеич и Маланья Павловна. - Янус-двулицый (карлик).

Стасов, Владимир Васильевич

Стасов, Владимир Васильевич (1824-1906) - художественный и музыкальный критик, историк искусства. Почетный член Петербургской академии наук. Один из крупнейших деятелей русской культуры XIX в.

-----------------------------------

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

(1824-1906). - Художественный критик; заведующий художественным отделением Имп. Публичной библиотеки. Вследствие просьбы С., обратившегося к Гончарову с предложением передать для хранения в Библиотеке его рукописи, Гончаров передал черновые рукописи "Обломова", "Лит. вечера" и некоторых глав "Обрыва". характерное письмо Гончарова к С-у, "Русск. стар.", 1912 г., № 6, стр. 524-27.

Стасов Дмитрий Васильевич

Стасов Дмитрий Васильевич (1828-1918) - юрист и общественный деятель.

Стасюлевич, Михаил Матвеевич

Стасюлевич, Михаил Матвеевич (1826-1911) - русский либеральный историк, публицист, издатель журнала "Вестник Европы", владелец типографии и книжного склада в Петербурге. Друг И. С. Тургенева.

-----------------------------------

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

(1826-1911). - Профессор истории в Спб университете (1859-61 г.г.), известный общественный деятель, редактор-издатель "Вестн. Европы" и душеприказчик Гончарова. В письме к Тройницкому Гончаров называет С. "идеальным, честным, просвещенным и добросовестным редактором". Ст., по словам Гончарова, "выталкивал" его с такою энергией за границу, с какой он издает свой журнал. "Он и велел мне не только приготовить первую, уже давно написанную мною, но дописать вторую, еще не существующую половину моего романа ("Обрыва") и представить все ему к январю будущего (1869) года". Письма Гончарова к С-y вошли в 4-ый том издания: "М. М. С-ч и его современники".

Статский ("Театральный разъезд")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

- Военный.

Стахеев Д. И.

Стахеев Д. И. - русский писатель, очеркист и беллетрист

Стахов, Николай Артемьевич ("Накануне")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

"Отставной гвардии поручик" отец Елены. Смолоду его занимали две мечты: попасть в флигель-адъютанты и выгодно жениться; с первою мечтой он скоро расстался, но тем крепче держался за вторую. Вследствие этого, он каждую зиму ездил в Москву. Н. Арт. порядочно говорил по-французски и слыл философом, потому что не кутил. Будучи только прапорщиком, он уже любил поспорить, напр., о том - можно ли человеку объездить весь земной шар и т. д. - и всегда держался того мнения, что - нельзя". Ему минуло 25 лет, когда он "подцепил" Анну Васильевну; он вышел в отставку и поехал в деревню хозяйничать. Деревенское житье ему скоро надоело, имение же было оброчное; он поселился в Москве в доме жены. В молодости он ни в какие игры не играл, а тут пристрастился к лото, а когда запретили лото - к ералашу. Дома он скучал; сошелся с Авг. Христиановной и проводил у ней почти все время". В свое оправдание он намекал на болезненность жены. "Человек живой, говорил он о себе: у меня физика, а она имеет свои требования..." - или: "Вы сами должны согласиться, - обращался он к жене, - что при известном вам состоянии вашей конституции..." - и при этом заявлял: "меня оправдает время". Раз кто-то назвал его frondeur; это название ему очень понравилось. "Да, - думал он, самодовольно опуская углы губ и покачиваясь, - меня удовлетворить не легко; меня не надуешь". Фрондерство его состояло в том, что он услышит, напр., слово: нервы, и скажет: "а что такое нервы?" и т. д. Когда же он хотел окончательно сразить противника, то говорил: "все это одни фразы"; при случае любил употреблять "шикарные" французские слова; "quelle bourde!" - говорит он, улыбаясь презрительно на приглашение поехать в Царицыно или услышав о составляемой Инсаровым болгарской хрестоматии для русских. В "экстраординарные" моменты держится самоуверенно и важно, "смутно напоминая своей осанкой какого-то парламентского оратора"; когда как-то раз "в английском клубе, в углу диванной, поднялось прение о неспособности русских произносить спичи, то кто-то указал на Стахова, который "тут же стоял и чуть не пискнул от удовольствия"; свое отношение к семье определяет: "я почитаю долгом уверить вас, что знаю свои обязанности и умею радеть о... о пользах вверенного мне... вверенного мне семейства... Например, дочь моя Елена. Не находите ли вы, что пора ей наконец ступить твердою ногою на стезю... выйти замуж, я хочу сказать..." Он горячо протестует против - "а!" - промолвленного ею по поводу происхождения жениха-Курнатовского: "Ужели и вы заражены предрассудками?" - говорит он. Это не мешает ему, узнав о тайном браке Елены, греметь: "замужем! за этим оборванцем, черногорцем! Дочь столбового дворянина, Николая Стахова вышла за бродягу, за разночинца! Без родительского благословения". И ты не побоялась... грома небесного?" Н. А. с отцовским проклятием носится, как медведь с чурбаном... грозится, и митрополиту, и генерал-губернатору, и министру жалобы подать, а кончится тем, что она (Елена) уедет. Попетушится и опустит хвост". Он успокоился, когда жена "обещалась заплатить все его долги да с рук на руки дала ему тысячу рублей серебром". Сверх того, он решительно заявил А. В., что не желает встречаться с Инсаровым, которого продолжал величать черногорцем, а в клубе, без всякой нужды, заговорил о свадьбе - с своим партнером, отставным инженерным генералом. Впрочем, "близость разлуки втайне мучила и его, но он считал своим долгом, долгом оскорбленного отца, скрывать свои чувства, свою слабость...". В момент отъезда Инсаровых из Москвы С. примчался к ним, благословил Е. образком и со слезами выпил с ними на прощанье шампанское. После заключения мира ездил в Венецию, в Зару, разыскивая дочь, но напрасно... Он постарел, поседел и расстался с Августиною Христиановною, "бранит все иностранное и живет с русскою ключницею из русских".

Стахов, Увар Иванович ("Накануне")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Владелец 500-т душ. "Старичок низенький, пухленький, лысый, с двойным подбородком, мягкими ручками и порядочным брюшком". Смотрит "ясно и кротко". "Зиму и лето ходит в полосатом шлафроке на вате". Холостяк. Занимается хозяйством "довольно поверхностно"; чтоб "не отстать от века", купил лет десять назад молотильную машину, запер ее в сарае и "успокоился". "Иногда, в хороший летний день, велит заложить беговые дрожки и съездит в поле на хлеба посмотреть да васильков нарвать". Живет С. "совершенно на старый лад" и "в свое удовольствие". Дом у него старинной постройки, в передней пахнет квасом, сальными свечами и кожей. Людей у С. множество, и все одеты по-старинному: "в длинные синие кафтаны с высокими воротниками, панталоны мутного колорита и коротенькие желтоватые жилетцы". Хозяйством у него заведует бурмистр "с бородой во весь тулуп"; домом - старуха, повязанная коричневым платком, сморщенная и скупая. Держит на конюшне С. 30 "разных калиберных лошадей" и выезжает в "дома деланной" коляске в полутораста пудов весом. Очень радушно принимает гостей и угощает на славу, т. е. "благодаря одуряющим свойствам русской кухни лишает их, вплоть до самого вечера, всякой возможности заняться чем-нибудь, кроме преферанса". Сам С. никогда ничем не занимается и даже "Сонник" перестал читать. Человек он "предобрый". При виде в саду кур приходит в "ужасное волненье" и снаряжает за ними целую облаву. За курами бежит девочка Наталка, дочь кучера Ермила. "А вот чьи куры!" - торжественно кричит С. и, ухмыляясь, замечает, что Ермил старшей дочери Параши "небось не выслал". Наталку под одобрительные возгласы помещика бьют, а кур, по его же приказанию, отбирают. При размежевании С. у крестьян отнял конопляники, посадил их на сквернейшее место с прескверным колодцем и сажалки им не выкопал, и все потому, что "про это, батюшка, уж я сам знаю... По-моему: коли барин - так барин, а коли мужик - так мужик... Вот что". У С. такая примета: "коли отец вор, то и сын вор; уж там как хотите... О, кровь, кровь великое дело!" Когда секут на конюшне буфетчика Васю, С. "с добрейшей улыбкой" прислушивается к ударам, доносящимся из конюшни и произносит: "Чюки-чюки-чюк! Чюки-чюк! Чюки-чюк!.." - "Любяй да наказует!" - говорит он, но "самое лютое негодование не устояло бы против ясного и кроткого его взора".

Стахова, Анна Васильевна ("Накануне")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Мать Елены. "Маленькая худенькая женщина с тонкими чертами лица, склонная к волнению и грусти". "Семи лет осталась круглой сиротой и наследницей довольно значительного имения". Училась в лучшем московском пансионе, где она также "занималась музыкой и читала романы, потом все это бросила: стала рядиться и это оставила; занялась было воспитанием дочери и тут ослабела и передала ее на руки гувернантке. Кончилось тем, что она только и делала, что грустила и волновалась. Она не любила выезжать; ей было приятно, когда у ней сидел гость и рассказывал что-нибудь; в одиночестве она тотчас занемогала. Иногда, совершенно неожиданно, на нее находил стих: проявлялось непреодолимое желание чего-нибудь необыкновенного, какой-нибудь удивительной partie de plaisir (напр. поездка в Царицыно), и чем больше волновалась А. В., тем ей было приятнее... На другой день она жаловалась на головную боль, кряхтела и не вставала с постели, а месяца через два в ней опять загоралась жажда "необыкновенного". Жизнь скоро переломила А. В. Рождение Елены расстроило ее здоровье, и она уже не могла иметь более детей". Муж был ей неверен, и это очень огорчало ее; особенно больно ей было то, что он подарил своей немке пару серых с ее собственного завода. В глаза она его никогда не упрекала, но "украдкой жаловалась поочередно на него всем, даже дочери". Это не мешало А. В. всегда встречать его с наружным волнением и тайною радостью. - Вообще "сердце у А. В. было очень любящее и мягкое". Так, А. В. приютила осиротевшего Шубина, дала ему денег на поездку в Италию; дочь она очень любила, и известие о свадьбе Елены чуть не убило ее, она слегла в постель; но не допустила мужа "позорить" свою дочь и купила его согласие "не поднимать истории", обещав заплатить все его долги и дав с рук на руки 1.000 руб. серебром; она же, наконец, первая потихоньку от мужа приняла Инсарова.

Стахович Алексей Александрович

Стахович Алексей Александрович (1856-1919) - в 1902-1919 пайщик и вкладчик Московского Художественного театра, с 1907 по 1919 член правления и актер театра. До поступления в театр - адъютант московского генерал-губернатора.

Стебницкий

Стебницкий - Лесков Н. С.

Стегунов ("Два помещика")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- Словарь литературных типов.

Стекляр Стокоза ("Страшная месть")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

- Уп. л.

Стельчинский ("Затишье")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

"С берегов Вислы", служит "у губернатора". По характеристике Надежды Алексеевны, "очень любезный молодой человек", "немножко фат". Высокомерен и заносчив. Вызывает на дуэль Астахова; на вмешательство Веретьева отвечает, что "это индимидация, что он никому не позволит вмешиваться в его дела, что он не посмотрит ни на что... и кончил тем, что покорился...", послал Аст. "ловко написанное" письмо, кончавшееся словами: "la nuit porte conseil, M-r". По-французски Стельчинский говорил хорошо, с "нерусским выговором. В конце концов женился на Над. Алекс. и уехал с женой за границу. Его часто видали в игорных домах, в курзалах на водах... Он сперва проигрывал много денег, потом перестал проигрывать, и лицо его приняло особое выражение, не то подозрительное, не то дерзкое, какое бывает у человека, с которым часто случаются истории... с женой он видался редко..."

Стемид ("Альфред")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

По желанию Губбо, должен воспевать доблести Гримуальда. "Знаешь, какую песню? - такую, чтобы в груди все встрепенулось - отвага, самое большое веселье, и руки схватились за рукоятки мечей", - говорит С. Губбо.

Стенька Разин

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

Разин, Стенька.

Степан Гуска ("Тарас Бульба")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Козак; во время битвы С. "пустился на переймы" за полковником ляхов "с арканом в руке, пригнувши всю голову к лошадиной шее и, улучивши время, с одного раза накинул аркан ему на шею и вогнал ему в самый живот гибельную пику". Не успели оглянуться казаки, как уже увидели С. на четыре копья. Только и успел сказать бедняк: "Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки русская земля..." И там же испустил дух свой.

Степан ("Детские годы")

Смотри также Литературные типы произведений Аксакова

- Деревенский повар стариков Багровых.

Степан ("Дубровский")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Садовник Троекурова; во время борьбы Мити с Сашей вступился за последнего, говоря: "Ах ты, рыжая бестия, да как ты смеешь бить маленького барина?" Он же повел пленника на барский двор. Ему же отдается приказ срезать для Саши "хорошенькую, свежую розгу".

Степан ("Женитьба")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Слуга Подколесина.

Степан Михайлович Багров ("Семейная хроника" и "Детские годы")

Статья большая, находится на отдельной странице.

Степан ("Муму")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Крепостной лакей. "Дюжий парень", "услужливый". Спал в передней, на конике, "в положении убитого воина на батальной картине, судорожно вытянув обнаженные ноги из-под сюртука, служившего ему вместо одеяла".

Степан Пробка ("Мертвые души")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

- Пробка, Ст.

Степан ("Слуги")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- "Отпущенный на волю старик, лет 65-ти", еще бодрый, хотя с несколько помятым лицом и мелкими морщинами. Смотрел добродушно и зорко своими карими глазами. Его взгляд говорил: "все сделаю, что прикажете, а чего не прикажете - ни за что не стану делать!" "Прежде жил по местам поваром". - "У важных генералов живал", "в княжеском доме жил". По собственным словам, "состарелся" для поварской "службы": быть "всегда у огня, в жару" и предпочел должность лакея, т. к. она "попрохладнее". Хвастался, что был хорошим поваром и, действительно, хорошо готовил. "Я, - говорил С. с "самоуверенностью", - все умею: и супы, пюрэ какие угодно, и соус к рыбе и спарже, пирожное тоже всякое; вафли, крем шоколадный или с ванилью"... По словам Матрены, - "кабы не пил запоем, не отпустили бы от местов". "Его бы обеими руками держали". "Поживет-поживет месяц-другой - и откажут". - "Бывало, по ее словам, когда С. служил поваром, получит рублей двадцать жалованья, зайдет в трактир… и ни копейки домой не принесет", "а он с двух рюмок уже пьян!" В кабаке "начнет угощать всякого, а что останется - у него вытащат". Когда пропьет деньги или у него утащат их из кармана товарищи-попойки, мало-помалу перестает пить, ходит дня три, как шальной, мелет про себя несвязный вздор и постепенно приходит в себя, принимает свой кроткий образ, с добродушным взглядом и улыбкой". Получив деньги на провизию для званого обеда, "до ночи не приходил". По словам Петруши, "всякий раз запивает, как только получит деньги". Брань жены и упреки С. принимал "равнодушно: лишь встряхнет головой, усмехнется". - "Да ну тебя, - замолчишь ли ты, о, чертовка", - огрызался С. На угрозу Матрены "огреть кочергой" ответил: "Ну, чорт с тобой, леший тебя дери!" Если же "ему становилось невмочь", то уходил из кухни в переднюю. - "Господи Боже мой! Что это за дьявол-баба!" - вздыхал С. Иногда, "исполненный усердия", он даже пробовал помочь жене, говоря: "Дай-ко, я поджарю". - "Я бы тертым сухарем посыпал, да сметанки подлил, да лучку тебе поджарю; вот как вкусно будет, пальцы оближешь!" Охотно согласился, чтобы жена получала за него жалованье: "Пожалуй, извольте ей отдавать: она у меня казначей", - сказал С. По праздникам обыкновенно исчезал из дома, покидая все заботы о доме на жену и сына. Когда выпадали праздники по несколько дней сряду, С. никогда не бывало дома. По словам сына, в пьяном виде С. "озорничает, дерется с мамкой, таскает и его за вихри, бьет и ломает, что попадется под руку". "Из кроткого, смирного старика обращается в зверя. После угрозы барина заявить в полицию о скандалах С. "стал на колени, скрестил руки на груди и голосом глубокого убеждения и с чувством произнес: "Нет, вы этой низости со мной не сделаете". Позднее С. "видали в Казанском соборе просящим милостыню". По словам Матрены, "все пил, пил, наконец ослаб, не мог выходить, руки и нога стали трястись, потом окоченели, и он умер тихо, мирно, приняв св. Тайн, и перед самой смертью произнес: "Проклят тот, кто выдумал водку пить!"

Степан ("Страшная месть")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

"Князь Седмиградский", "был королем у ляхов". "Воевал с турчином. Уже три недели воюет он с турчином, а все не может его выгнать. А у турчина был паша такой, что сам с десятью янычарами мог порубить целый полк. Вот объявил король Степан, что, если сыщется смельчак и приведет к нему того пашу живого или мертвого, даст ему одному столько жалованья, сколько дает на все войско". Когда же паша был доставлен Иваном, король сказал смельчаку: "Бравый молодец!" - "и приказал выдать ему одному такое жалованье, какое получает все войско", и "отвесть ему земли там, где он задумает себе, и дать скота, сколько пожелает".

Степанида Агаповна ("Обломов")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Пожилая девушка, дальняя родственница Ильи Ильича (Настасья Ивановна).

Степанида Игнатьевна ("И. С. Поджабрин")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- "Верхняя баба", знакомая дворника. Когда Авдей пригрозил С. И своим барином, ответила: "Боюсь я твоего барина! что он мне даст? Эка невидаль! мы сами чиновники". - "Еще ругается! как я скажу своему хозяину, так он тебе скорее даст. Будешь помнить, как ругаться, окаянный, каторжник, чтоб тебе ни дна, ни покрышки"...

Степанов Алексей Степанович

Степанов Алексей Степанович (1858-1923) - художник, академик живописи, член Товарищества передвижных выставок.

Степанов Николай Александрович

Степанов Николай Александрович (1807-1877) - карикатурист; автор графических и скульптурных шаржей. Редактор и издатель сатирических журналов демократического направления "Искра" (совместно с В. С. Курочкиным) и "Будильник"

Степка ("Дубровский")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Караульщик укрепления Дубровского. Сидел "на валу, подле маленькой пушки", "поджав под себя ноги. Он вставлял заплатку в некоторую часть своей одежды, владея иголкою с искусством, обличающим опытного портного, и поминутно посматривал на все стороны"; "кончив свою работу, отряхнул свою рухлядь, полюбовался заплатою, приколол к рукаву иголку, сел на пушку верхом и запел во все горло меланхолическую старинную песню: "Не шуми ты, мать зелена дубровушка". Остановленный Егоровной ("барин почивает, а ты, знай, горланишь"), "извинился и стал расхаживать по валу". Когда же "в укреплении сделалась тревога", Степка просунул "голову в окошко. "Батюшка, Владимир Андреевич! - закричал он: - наши знак подают - нас ищут".

Степка ("Обрыв")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

Дворовый Бережковой, только что взятый в лакеи из деревни, даже "не умевший стоять прямо на ногах".

Степной король Лир

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- Харлов

Стерн В.

Стерн В. - английский литератор, переводчик произведений русских писателей на английский язык.

Стерн, Лауренс

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1713-1768). - Пушкин высоко ставил английского юмориста и его роман "Тристрам Шенди" (1762); "Вся Лалла-Рук (Т. Мура) не стоит десяти строчек Шанди" (Вяз., 1822). Уп.: "Мысли на дороге". (Русск. перев.: "Жизнь и убеждения Т. Шенди", СПБ., 1890).

Стецько ("Страшная месть")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Верный слуга Бурульбаша. На вопрос Бурульбаша: "что, Стецько, много хлебнул меду в подвале?" - отвечает: "Попробовал только, пан". - "Лжешь, собачий сын! Вишь, как мухи напали на усы! Я по глазам вижу, что хватил с полведра", - смеется над ним Бурульбаш.

Стечкина Л. Я.

Стечкина Л. Я. - автор рассказа "Первая гроза", опубликованного в "Русском вестнике" с сокращениями, самовольно сделанными редакцией, что стало причиной полемики Л. Я. Стечкиной с редакцией "Вестника".

Стивенсон Роберт Льюис

Стивенсон Роберт Льюис (1850-1894) - английский романист и поэт

Предыдущая страница Следующая страница