Большая советская энциклопедия (БСЭ)
Статьи на букву "А" (часть 13, "АВТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 13, "АВТ")

Автомобиль

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автомобиль-вышка

Автомобиль-вышка - автомобиль, оборудованный устройством подъёма рабочих и инструмента для ремонта и монтажа контактной сети трамвая и троллейбуса, линий связи и электропередач, а также для ремонта, окраски, очистки зданий и сооружений, ухода за древонасаждениями и т. п. Распространены А.-в. с телескопическим подъёмником (рис.), имеющим привод от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности. Высота подъёма люльки или рабочей площадки подъёмника от 6 до 23 м. Для устойчивости подъёмника во время работы А.-в., как правило, оборудуют аутригерами (опорами). Управляется подъёмник (подъём, спуск, поворот люльки или рабочей площадки) из кабины автомобиля и из люльки (рабочей площадки) подъёмника.

И. И. Батищев.

Автомобиль-вышка.

Автомобиль-вышка.

Автомобиль-мастерская

Автомобиль-мастерская - предназначен для технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей и прицепов, работающих в отрыве от своих основных баз (строительство дорог, ремонт сельскохозяйственной техники в полевых условиях и т. д.). А.-м. изготовляют на базе шасси грузовых автомобилей, преимущественно повышенной проходимости, на которое устанавливают лёгкий пылевлагонепроницаемый кузов. На А.-м. размещаются различное оборудование, приборы и инструменты, автономная передвижная электростанция, грузоподъёмные средства и др.

Автомобильная дорога

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автомобильная магистраль

Автомобильная магистраль - автомагистраль, автомобильная дорога, предназначенная для движения только автотранспортных средств и не имеющая пересечений на одном уровне с другими путями. Рассчитана на массовое скоростное движение автомобилей. А. м. обычно прокладывают в обход городов и промышленных центров, связь с которыми осуществляют специальными подъездными путями. А. м. проектируют и строят по нормам, установленным для автомобильных дорог (См. Автомобильная дорога) 1-й категории. Проезжую часть для каждого направления движения размещают на самостоятельном земляном полотне, обязательно с разделительной полосой шириной не менее 5 м. При высокой интенсивности движения на А. м. предусматривается стационарное освещение; при значительном грузовом движении устраивают отдельные проезжие части для легковых и грузовых автомобилей и автобусов. В соответствии с Международной конвенцией о дорожных знаках и сигналах (Вена, 1968) начало и конец А. м. должны обозначаться специальными дорожными знаками. Примерами современной А. м. могут служить подъезд к аэропорту Домодедово (Москва), Московская кольцевая автомобильная дорога. За рубежом А. м. называются скоростными дорогами.

Лит.: Бабков В. Ф., Современные автомагистрали, М., 1961.

Автомобильная промышленность

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автомобильного транспорта научно-исследовательский институт

Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ), в ведении Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР. Создан в 1939 в Москве под названием Центральный НИИ автомобильного транспорта (ЦНИИАТ), в 1953-56 - Всесоюзный НИИ автомобильного транспорта (ВНИИАТ), с 1956 - НИИАТ. Имеет филиал в Ленинграде. В тематике НИИАТ: вопросы повышения производительности труда на автотранспорте, организации перевозок и снижения себестоимости; улучшения эксплуатации качеств подвижного состава; организации и технологии технического обслуживания и ремонта автомобилей и шин; организации и обеспечения безопасности движения автомобилей; улучшения эксплуатационных качеств автомобильного топлива и смазочных материалов. Институт имеет аспирантуру.

Автомобильно-дорожные институты

Автомобильно-дорожные институты - готовят инженеров по проектированию, строительству и эксплуатации автомобильных дорог, мостов, тоннелей; по эксплуатации автомобильного транспорта и дорожных машин; по экономике и организации автомобильного транспорта. Некоторые А.-д. и., кроме того, выпускают специалистов по строительству аэродромов, по автоматизации и комплексной автоматизации строительства, промышленному и гражданскому строительству, по гидропневмоавтоматике и гидроприводу.

В СССР в 1969 имелось 4 А.-д. и.: Московский автомобильно-дорожный институт (основан 1930), Сибирский им. В. В. Куйбышева (в Омске, основан 1930), Харьковский (основан 1930), Киевский (основан 1944). Во всех А.-д. и. есть дневные и вечерние факультеты; в Сибирском имеется заочный, в Харьковском (в городе Каменец-Подольске Хмельницкой области) - общетехнический факультет. Срок обучения в А.-д.и. - 5-6 лет (в зависимости от формы обучения). Защитившим дипломный проект (работу) присваивается квалификация инженера путей сообщения, инженера-механика и т. д. В А.-д. и. ведётся также подготовка научных и научно-педагогических кадров через аспирантуру. Московский А.-д. и. имеет право приёма к защите докторских и кандидатских диссертаций, Киевский и Харьковский - кандидатских.

Автомобильные войска

Автомобильные войска - специальные войска, предназначенные для подвоза боеприпасов, горючего, продовольствия и других материальных средств, необходимых для ведения боевых действий, а также для эвакуации раненых, больных, техники. Кроме того, А. в. могут перевозить войска, не имеющие своего автотранспорта. Состоят из автомобильных (автотранспортных) подразделений и частей, организационно входящих в состав общевойсковых частей и соединений, а также частей и соединений родов войск или же составляют отдельные автомобильные части. В некоторых армиях А. в. называются транспортными войсками.

Автомобильные дороги

Автомобильные дороги («Автомоби́льные доро́ги»,)

ежемесячный производственно-технический журнал, орган Министерства транспортного строительства СССР. Издаётся в Москве с 1954. Тираж (1969) 17 тыс. экземпляров. Освещает вопросы проектирования, строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог, а также достижения науки и техники в этой области.

Автомобильные монополии

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автомобильный двигатель

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автомобильный и автомоторный научно-исследовательский институт

Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ), в ведении Министерства автомобильной промышленности СССР. Разрабатывает вопросы конструирования автомобилей и осуществляет их испытания. Организован в Москве в 1918, первоначально как Научная автомобильная лаборатория при ВСНХ. В 1930 часть института, связанная с дизелестроением, выделилась в Научно-исследовательский дизельный институт (впоследствии ЦНИДИ), а связанная с авиамоторостроением - в Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ). В 1946 тракторный отдел института был преобразован в Научно-исследовательский тракторный институт (НАТИ).

В тематику НАМИ входят: вопросы теории, расчёта и конструкции автомобилей и их агрегатов, расчётно-исследовательские работы по автомобильным двигателям, испытания автомобильной техники, создание типов движителей для автомобилей повышенной проходимости, исследование новых конструкционных материалов, создание испытательного оборудования и приборов для исследовательских работ в автомобилестроении. В НАМИ разрабатываются перспективные типоразмерные ряды легковых, грузовых автомобилей, автобусов, проводятся технико-экономические исследования. Институт издаёт «Труды» (с 1920), отраслевые нормали. Имеется аспирантура. Институт награжден орденом Трудового Красного Знамени (1940).

Автомобильный кран

Автомобильный кран - автокран, самоходная погрузочно-разгрузочная машина, смонтированная на автомобильном шасси, с рабочим органом в виде поворотной консольной стрелы. Предназначен для погрузки и разгрузки подвижного состава автотранспорта, преимущественно тяжеловесных и штучных грузов, а также для строительно-монтажных работ; при оборудовании рабочего органа грейферным захватом - для погрузки и разгрузки навалочных грузов. Привод кранового оборудования - электрический, гидравлический или механический с отбором мощности от двигателя автомобиля. А. к. выпускают грузоподъёмностью 2,5-16 т. Вылет стрелы 2-12 м, а при наличии специальных вставок у А. к. большой грузоподъёмности - до 22 м. Высота подъёма крюка до 7-18,5 м. Для повышения устойчивости во время подъёма груза А. к. устанавливается на дополнительные опоры (аутригеры).

И. И. Батищев.

Илл. к ст. Автомобильный кран.

Илл. к ст. Автомобильный кран.

Автомобильный парк

1) совокупность легковых, грузовых и специальных автомобилей, а также автотягачей, автобусов и прицепов, имеющихся на предприятии, в учреждении, воинской части или соединении.

2) Специально отведённое и оборудованное место хранения (стоянки), обслуживания и ремонта автотехники.

Автомобильный поезд

Автомобильный поезд - автопоезд, автомобиль-тягач с одним или несколькими прицепами или полуприцепами (для перевозки пассажиров - автобус с прицепом). По сравнению с одиночными автомобилями А. п. обеспечивают большую грузоподъёмность с сохранением достаточных манёвренных свойств, поперечных и продольных габаритов и удельных давлений на дорогу, верхние пределы которых ограничены соответствующими нормами. А. п. повышает производительность труда по сравнению с одиночным автомобилем в 1,5-1,8 раза и снижает себестоимость перевозок грузов на 25- 30%, особенно по мере увеличения расстояния перевозок. А. п. имеет единую тормозную систему и сеть электрооборудования, для чего предусматриваются специальные пневматические и электрические разъёмные соединительные устройства. При тяжёлых дорожных условиях применяют А. п. с активными осями, т. е. крутящий момент от двигателя передаётся не только на ведущие оси автомобиля-тягача, но и на одну или несколько осей Прицепа или Полуприцепа.

Лит.: Сорочан Ю. П. и Марцыновский Л. Я., Автомобильные поезда, М., 1965; Закин Я. Х., Прикладная теория движения автопоезда, М., 1967; Автомобиль. Энциклопедический словарь-справочник, М., 1968.

Н. Б. Островский.

Автомобильный полигон

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автомобильный спорт

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автомобильный транспорт

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автомобиль-цистерна

Автомобиль-цистерна - грузовой автомобиль, оборудованный ёмкостью для транспортировки жидких (полужидких) и сыпучих грузов. Различают А.-ц.: для нефтепродуктов (бензина, керосина, масел), пищевых продуктов (молока, пива), сжиженных газов (пропана, бутана), химически активных веществ (кислот, щелочей), сыпучих грузов (цемента, муки). Ёмкость А.-ц. от 0,8 м3 до 15 м3, она может иметь цилиндрическую, коническую, эллиптическую, прямоугольную форму; изготовляется из стали, а также из алюминиевых сплавов и пластмассы.

Лит.: Селиванов И. И., Серебряный М. И., Специализированные автомобили и автопоезда, М., 1964.

Е. И. Кузнецов.

Илл. к ст. Автомобиль-цистерна.

Илл. к ст. Автомобиль-цистерна.

Автомодельный спорт

Автомодельный спорт - вид технического спорта, включающий создание моделей автомобилей и ходовые испытания их на специальных трассах. В Европе А. с. появился в 40-х гг. 20 в., в СССР зародился в 1956, когда была создана Центральная лаборатория автомоделизма; в мае 1957 состоялись первые в стране соревнования автомоделистов Москвы, Харькова, Риги и Ленинграда. С осени 1957 ежегодно проводятся Всесоюзные соревнования по А. с., с 1960 - соревнования на установление рекордов по А. с. для гоночных моделей, с 1964 - Всесоюзные соревнования среди учащихся. В 1963 А. с. был включен в Единую всесоюзную спортивную классификацию. (См. Единая всесоюзная спортивная классификация) Различают следующие типы моделей: с двигателем внутреннего сгорания, электродвигателем, резиновым двигателем и управляемые по радио. Модели с двигателем внутреннего сгорания делят на группы: гоночные, с воздушным винтом и модели-копии - уменьшенные копии серийных машин. Двигатели внутреннего сгорания имеют рабочий объём цилиндров 1,5; 2,5; 5,0 и 10,0 см3. Модели развивают скорость до 250 км/ч (по данным на 1968). Соревнования по А. с. проводят на кордодроме - бетонном кольце диаметром около 20 м, модели движутся по кругу на кордовой нити. Дистанция испытаний - 250, 500, 1000 и 2000 м, радиоуправляемые модели проходят трассу в 100 м, резиномоторные соревнуются по прямой и по кругу на дистанции 100 м.

Среди советских спортсменов наиболее известны мастера спорта В. Якубович, О. Маслов, В. Соловьев, Б. Ефимов и др. В 1968 А. с. занималось около 100 тыс. человек.

Руководит А. с. Федерация автомодельного спорта СССР, которая с 1968 входит в Европейскую федерацию автомодельного спорта (ФЕМА). Организацией и проведением соревнований по А. с. занимается также Центральный спортивный автомодельный клуб ДОСААФ.

Лит.: Бехтерев Ю., Шпререген А., Автомобиль на ладони (Очерки об автомодельном спорте), М., 1962; Автомодельный спорт. Правила соревнований, М., 1968.

Ю. Г. Бехтерев.

Автоморфизм

Автоморфизм (матем.)

см. в статье Изоморфизм (в математике).

Автоморфная функция

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автомотриса

Автомотриса (франц. automotrice)

см. Дизель-поезд.

Автомутаген

Автомутаген (от Авто..., лат. muto - изменяю и ...ген (См. …ген))

вещество, возникающее в клетке или организме в процессе жизнедеятельности (например, при старении) и вызывающее наследственные изменения. А. могут вызывать как Хромосомные перестройки, так и генные Мутации.

Автономизация

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автономизация развития

Автономизация развития (биол.)

форма эволюции Онтогенеза, заключающаяся в уменьшении зависимости процессов формообразования, протекающих в развивающемся организме, от внешних влияний. Одно из важных направлений эволюции, при котором растительный или животный организм как бы освобождается от кратковременных и случайных влияний среды и становится более автономным. На низших ступенях органической жизни зависимость особи от среды наиболее прямая. Затем основная детерминирующая роль переходит к внутренним факторам: специфика реакции всё более определяется самим организмом. Происходит это в результате отбора особей, удачнее других реагирующих на более постоянный (следовательно, и более надёжный) фактор среды. А. р. ведёт к стабилизации формообразования, повышению устойчивости, возрастанию пластичности, увеличению значения индивидуальной приспособляемости организмов.

Лит.: Шмальгаузен И. И., Факторы эволюции, 2 изд., М., 1968.

А. В. Яблоков.

Автономия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автономия воли

Автономия воли - см. в ст. Коллизионная норма.

Автономная нервная система

Автономная нервная система - то же, что Вегетативная нервная система.

Автономная область

Автономная область (АО)

в СССР область, отличающаяся особенностями национального состава и быта и входящая непосредственно в состав союзной республики или края на началах административной автономии. Имеется 8 АО, из них 5 в РСФСР: Адыгейская, Горно-Алтайская, Еврейская, Карачаево-Черкесская и Хакасская; в составе Грузинской ССР - Юго-Осетинская, в Азербайджанской ССР - Нагорно-Карабахская и в Таджикской ССР - Горно-Бадахшанская.

В конституциях союзных республик определены общие основы правового положения АО (имеется специальная глава, посвященная органам государственной власти АО). Так, в Конституции РСФСР определены органы государственной власти и государственного управления АО, порядок их избрания, указывается, что АО представляет на утверждение Верховного Совета РСФСР «Положение об автономной области», учитывающее её национальные особенности. В конституциях Грузинской ССР, Азербайджанской ССР и Таджикской ССР определены порядок избрания органов власти АО и нормы представительства, их компетенция и акты, структура органов государственного управления и взаимоотношения их с другими государственными органами; в конституциях этих союзных республик установлено, что акты государственных органов АО должны издаваться на языке АО. В органах государственной власти и государственного управления, а также в судебных органах АО применяется родной язык населения АО.

АО представлена в органах государственной власти СССР и союзной республики. Население каждой АО избирает по 5 депутатов в Совет Национальностей Верховного Совета СССР; они имеют возможность представлять в нём специфические национальные интересы населения АО. В Верховном Совете союзной республики АО представлена на общих основаниях, т. е. в зависимости от численности её населения. В Азербайджанской ССР Нагорно-Карабахская АО представлена и в Президиуме Верховного Совета союзной республики: согласно Конституции Азербайджанской ССР (ст. 31) один из заместителей председателя Президиума Верховного Совета избирается от Нагорно-Карабахской АО.

АО обладает особыми правами по устройству своей территории: устанавливает границы своих районов и районное деление, которые по её представлению утверждаются Президиумом Верховного Совета союзной республики. Территория АО не может быть изменена без её согласия.

Лит. см. при статье Автономия

Д. Л. Златопольский.

Автономная республика

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автономная этика

Автономная этика - система морали, исходящая из идеи о независимости нравственных принципов и требований от каких-либо внешних по отношению к нравственности условий, интересов и целей. А. э. развивал Кант в «Критике практического разума» (1788), противопоставляя её теории французских просветителей (см. Гетерономная этика). Кант стремился тем самым обосновать самостоятельность личной совести, формулирующей нравственные законы для всего человечества не по внешнему принуждению, а по внутреннему убеждению, и выяснить специфическую природу моральных установлений в отличие от простой целесообразности и велений общественных авторитетов. Однако полный отрыв законов морали от социальной практики привёл Канта к априоризму, к мысли о том, что эти законы можно только постулировать, но не доказать, а затем и к формализму, к невозможности определить конкретное содержание нравственных требований (см. Категорический императив) Эта постановка проблемы была воспринята впоследствии неокантианством, а также интуитивизмом, экзистенциализмом и диалектической теологией, противопоставлявшими мораль законам сущего и социальной действительности. Марксистская этика обосновывает специфику морали и самостоятельность личной совести своеобразием отражения социальных законов в моральном сознании (см. Нравственность).

Лит.: Ланге Н., История нравственных идей XIXв.,СПБ, 1888, гл. 1; Миртов Д., Нравственная автономия по Канту и Ницше, СПБ. [1905]; Дробницкий О. Г., Кузьмина Т. А., Критика современных буржуазных этических концепций, М., 1967, с. 33-66, 77-82, 100-41, 184-218, 240-53, 271-306, 337-48.

О. Г. Дробницкий.

Автономность

Автономность - в системах связанного регулирования, независимость какой-либо одной из управляемых величин от изменений остальных управляемых величин (см. Автоматическое управление). Для выполнения условий А. между входящими в состав системы регуляторами устанавливаются перекрёстные связи, которые позволяют стабилизовать изменения регулируемых величин при изменении одной из них, несмотря на то, что все величины связаны между собой через регулируемый объект.

Автономность корабля

Автономность корабля - продолжительность непрерывного плавания корабля без пополнения запасов. Обеспечивается запасами топлива, воды, продовольствия, боеприпасов и других материальных средств, а для подводной лодки также запасом кислорода и условиями обитаемости в подводном положении. А. к. составляет ориентировочно у подводной лодки 30-90, у авианосца 30, крейсера 20, эскадренного миноносца 12 суток. Различают также боевую А. к. - продолжительность непрерывного ведения боевых действий без пополнения боезапаса (а у авианосцев и авиационного топлива), которая исчисляется несколькими сутками и зависит от интенсивности боевых действий.

Автономный источник электропитания

Автономный источник электропитания - источник электрической энергии, необходимой для работы схем и устройств, не связанных с линиями электропередачи. Различают А. и. э., конструктивно объединённые с потребителем (например, гальванические или аккумуляторные батареи (См. Аккумуляторная батарея) в малогабаритных радиоприёмниках и карманных электрических фонариках, солнечные батареи (См. Солнечная батарея) на искусственных спутниках Земли, стартёрные и тяговые аккумуляторные батареи на транспорте и т.д.), и А. и. э. выносного типа, не связанные с потребителем (например, Передвижная электростанция, Энергопоезд и др.).

Автономов

Алексей Иванович [16(18).1.1890 - 2.2.1919], советский военный деятель. Участник 1-й мировой войны на Кавказском фронте, хорунжий. В 1917 перешёл на сторону Советской власти. В феврале 1918 приказом штаба обороны Царицына назначен командующим Юго-восточной революционной армией в районе Тихорецкой, с мая - главнокомандующий вооруженными силами Кубано-Черноморской республики. В мае 1918 А. вступил в конфликт с Чрезвычайным штабом обороны и ЦИК Кубано-Черноморской республики, не желая подчиняться контролю с их стороны. В конце мая постановлением 3-го Чрезвычайного съезда Советов республики был отстранён от командования и откомандирован в Москву, откуда по просьбе Г. К. Орджоникидзе был возвращен на Северный Кавказ для формирования отрядов из горцев. Командуя бронепоездом и отрядом, участвовал в боях на Тереке и под Святым Крестом. При отходе советских войск с Северного Кавказа отступил в горы, где умер от тифа.

Автономов Алексей Иванович

Автономов Алексей Иванович [16(18).1.1890 ‒ 2.2.1919], советский военный деятель. Участник 1-й мировой войны на Кавказском фронте, хорунжий. В 1917 перешёл на сторону Советской власти. В феврале 1918 приказом штаба обороны Царицына назначен командующим Юго-восточной революционной армией в районе Тихорецкой, с мая ‒ главнокомандующий вооруженными силами Кубано-Черноморской республики. В мае 1918 А. вступил в конфликт с Чрезвычайным штабом обороны и ЦИК Кубано-Черноморской республики, не желая подчиняться контролю с их стороны. В конце мая постановлением 3-го Чрезвычайного съезда Советов республики был отстранён от командования и откомандирован в Москву, откуда по просьбе Г. К. Орджоникидзе был возвращен на Северный Кавказ для формирования отрядов из горцев. Командуя бронепоездом и отрядом, участвовал в боях на Тереке и под Святым Крестом. При отходе советских войск с Северного Кавказа отступил в горы, где умер от тифа.

Автооператор гидроэлектростанции

Автооператор гидроэлектростанции - комплексная система, автоматически определяющая оптимальное число включенных агрегатов на многоагрегатной гидроэлектростанции (ГЭС), исходя из условия обеспечения максимального кпд всей ГЭС. При этом учитываются: характеристики агрегатов и напора, продолжительность работы каждого агрегата, схема первичной коммутации ГЭС и различные ограничения, налагаемые зонами кавитации агрегатов, состоянием оборудования, и т. п., определяющие очерёдность пуска или останова агрегатов. На ГЭС, не имеющих водохранилищ, используются А. г., действующие по водотоку. Применяются в основном два типа А. г., отличающиеся формой представления информации: аналогового типа и цифрового.

В А. г. аналогового типа характеристики агрегатов задаются с помощью нелинейных элементов. В состав такого А. г. входят: командный или управляющий блок, блок выбора очерёдности пуска (останова) агрегатов, блок напора, а также датчики мощности и водотока. Основные недостатки аналогового А. г.: невысокая точность задания характеристик и то, что выбор очерёдности пуска агрегатов осуществляется оператором. Кроме того, аналоговый А. г. не учитывает продолжительности работы каждого агрегата. Достоинства аналогового А. г. - простота, высокая надёжность и низкая стоимость. Первые А. г. (аналогового типа) были установлены на ГЭС в 50-х гг., например автооператор Цимлянской ГЭС.

В А. г. цифрового типа, включающий управляющую цифровую вычислительную машину, характеристики агрегатов и другие данные, используемые при работе, задаются программой и хранятся в памяти машины. Такой А. г. не только учитывает большое число факторов, определяющих режим работы ГЭС, но и осуществляет накопление и обработку статистической информации, что позволяет избежать кратковременных включений агрегатов в результате колебаний мощности в энергосистеме. Достоинства цифрового А. г. обеспечивают перспективность его использования не только для решения задачи автоматического управления режимами мощных многоагрегатных ГЭС, но в сочетании с управляющими машинами, установленными на центральном диспетчерском пункте энергосистем и энергообъединений, - для решения комплекса общесистемных задач.

Н. В. Паутин.

Автоответчик

Автоответчик - устройство для автоматической передачи по каналу телеграфной связи присвоенного абоненту сокращённого или условного наименования. А. возможно также передавать сообщения в отсутствие абонента. Для проверки правильности соединения с вызванным абонентом через станцию абонентского телеграфирования (См. Абонентское телеграфирование) вызывающий абонент до начала и в конце работы нажимает на клавиатуре стартстопного аппарата опросную клавишу «кто там», и по каналу связи в сторону вызывающего абонента автоматически передаётся ответ, содержащий фамилию, номер или условное название вызванного абонента. А. применяют не только при абонентском телеграфировании, но и в телеграфной автоматической сети «прямых соединений».

В. В. Новиков.

Автопавильон

Автопавильон - сооружение на остановочных пунктах автобусных линий для кратковременного пребывания пассажиров. А. бывают открытого (рис.) и закрытого типа. Для А. применяются облегчённые, преимущественно каркасные, конструкции из металлических и сборных железобетонных элементов, обычно в сочетании с большой площадью остекления. Вместимость А., сооружаемых по типовым проектам, - 10, 15 и 25 пассажиров.

Автоперегрузчик

Автоперегрузчик - машина для транспортировки корней (высадков, маточников) сахарной свёклы и перегрузки их в высадкопосадочную машину, а также для перевозки различных грузов. Основные узлы А. (рис.): шасси автомобиля, кузов, устройства (системы гидроцилиндров) для подъёма и опрокидывания кузова. Грузоподъёмность выпускаемого в СССР перегрузчика 2100 кг. Объём платформы с основными бортами 2,7 м3, с надставными 5,2 м3. Применение А. по сравнению с ручной работой повышает производительность посадочного агрегата с 0,37 до 0,65 га/ч.

Автоперегрузчик: 1 - кабина автомобиля; 2 и 4 - гидравлические устройства для подъёма и опрокидывания кузова;3 - подъёмная рама; 5 - кузов; 6 - надрамник; 7 - опорные пяты.

Автоперегрузчик: 1 - кабина автомобиля; 2 и 4 - гидравлические устройства для подъёма и опрокидывания кузова;3 - подъёмная рама; 5 - кузов; 6 - надрамник; 7 - опорные пяты.

Автопередвижная мастерская

Автопередвижная мастерская - см. Автомобиль-мастерская.

Автопилот

Автопилот (от Авто... и франц. pilote - водитель)

устройство для автоматического управления летательным аппаратом (самолётом, вертолётом, управляемым снарядом и др.). Идея и схема А. были предложены К. Э. Циолковским в 1898. Впервые полёт самолёта, автоматически управляемый А. фирмы Сперри (США), был продемонстрирован на Всемирной выставке в Париже в 1914. Отечественный А. с пневматической исполнительной системой (АВП-1) был создан в 1932. Первоначально А. предназначался только для стабилизации угловых движений самолёта (движения относительно центра масс), что давало возможность выдерживать заданный режим полёта самолёта без участия лётчика. Усовершенствование А. позволило создать автоматизированную систему, которая производит управление летательным аппаратом не только относительно его центра масс, но также и его центром масс. Это дало возможность автоматизировать все режимы полёта летательного аппарата от взлёта до посадки. Такие А. автоматически управляют и рулями летатательного аппарата, и его двигателями. Они делают возможными полёты различных классов беспилотных летательных аппаратов (ракеты, самолёты-снаряды, искусственные спутники Земли и т.д.).

А. на самолёте состоит из ряда подобных по принципу действия автоматов (курса, продольно-поперечных кренов, скорости, высоты и др.), совместная работа которых управляет полётом и стабилизует его (рис.). Чувствительные элемент каждого автомата измеряет один, определённый для него параметр режима полёта (например, или высоту, или курс), называется параметром регулирования, и вырабатывает сигнал, пропорциональный текущему значению параметра. Задатчик режимов полёта вырабатывает сигналы, каждый из которых соответствует требуемому значению определенного параметра регулирования. Эти сигналы сравниваются в вычислительном устройстве. Их разность (рассогласование) после усиления поступает на рулевую машинку А., отклоняющую соответствующий руль самолёта или орган управления двигателем. Так происходит изменение режима полёта. Когда этот режим достигает заданного, сигнал рассогласования исчезает, рулевая машинка прекращает движение и наступает положение равновесия. Устойчивость систем автоматического управления летательными аппаратами достигается как регулированием по производным от регулируемых параметров, так и отрицательной обратной связью соответствующих видов. Кроме автоматов, в А. входят системы управления и регулировки. Необходимую для работы А. энергию в виде электроэнергии или воздуха и масла под давлением доставляет двигатель самолёта.

Лит.: Боднер В. А., Теория автоматического управления полётом, М., 1964.

А. Л. Горелик.

Рис. к ст. Автопилот.

Рис. к ст. Автопилот.

Автопогрузчик

Автопогрузчик - самоходная подъёмно-транспортировочная машина для погрузочно-разгрузочных операций на всех видах транспорта, а также для перемещения грузов на территориях грузовых дворов, строительных площадок и т. п.

А. имеет гидравлический привод от двигателя внутреннего сгорания к рабочему оборудованию. Основной рабочий орган А. - вилочный захват 1 (рис. 1), перемещаемый вдоль вертикальной телескопической рамы 2 гидроцилиндром, расположенным внутри рамы. Рама А. цилиндрами наклона 3 может отклоняться вперёд и назад на угол до 15°, что придаёт грузу устойчивое положение на вилках при перевозке и облегчает его выгрузку. Давление в гидравлической системе (до нескольких Мн/м2, или нескольких десятков кгс/см2) создаётся гидравлическим насосом 5, связанным трансмиссией с двигателем 4. Рычаги управления гидравлической системой подведены с места водителя А. к золотниковому распределителю 6.

А. с вилочным захватом применяются при работе с тяжеловесными грузами (рис. 2), а также с мелкими грузами в таре и упаковке, предварительно уложенными на поддоне. В комплект сменных рабочих приспособлений А. входят также ковш, стрела, челюстной захват и др. В СССР выпускаются А. различной грузоподъёмности (3 т, 5 т и др.).

Г. Н. Дегтерев.

Рис. к ст. Автопогрузчик.

Рис. к ст. Автопогрузчик.

Рис. к ст. Автопогрузчик.

Рис. к ст. Автопогрузчик.

Автопоезд

Автопоезд - см. Автомобильный поезд.

Автопоилка

Автопоилка - см. Поилка.

Автополиплоидия

Автополиплоидия (от Авто... и Полиплоидия)

кратное увеличение в клетках организма исходного, характерного для вида набора хромосом. А. имеет значение в онтогенезе растений и животных, а также в филогенезе (видообразовании), главным образом у растений; у животных же - при партеногенезе. Вызывая А. искусственно (высокой температурой, излучениями, химическими соединениями), удалось получить автополиплоидные формы и сорта гречихи, ржи, сахарной свёклы и др.

В. В. Сахаров.

Автопортрет

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автопрокладчик

Автопрокладчик - прибор, автоматически прокладывающий курс судна на навигационной карте, получая показания курса от Гирокомпаса, а данные о пройденном расстоянии - от Лага или по сигналам радионавигационной системы. Прежде А. называли одографом.

Автор

Автор [лат. au(c)tor], создатель художественного или публицистического произведения, научного исследования, проекта, изобретения и т. д.

Авторадиография

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автореферат

Автореферат (от Авто... и лат. refero - докладываю, сообщаю)

краткое изложение научного произведения, сделанное самим автором (например, А. диссертации).

Авторизованный перевод

Авторизованный перевод - перевод, просмотренный и одобренный автором или сделанный с согласия автора.

Авторитаризм

Авторитаризм (от лат. auctoritas - власть, влияние)

антидемократическая система политического властвования. Характерна для наиболее реакционных политических систем капиталистических государств (фашистские режимы в Германии, Италии, Испании и др.). А. - такая форма правления и политического режима тоталитарного типа, при которой процедура демократических решений или вовсе отсутствует, или носит фиктивный, показной характер: власть не формируется и не контролируется народом, он не имеет гарантий перед лицом абсолютно бесконтрольной авторитарной власти. Реальная власть концентрируется в руках правящей элиты, отбор в которую происходит в порядке специальной процедуры. Для А. характерны чрезмерный централизм, монополизация власти элитой, строгая иерархия в отношениях между её членами, прямая опора на военно-карательный аппарат, широкое использование террористических методов расправы с оппозицией. Верховная власть в авторитарном государстве обычно сосредоточена в руках «лидера» (фюрера, дуче, каудильо и т. п.).

Авторитарной идеологии присущи демагогия, использование расовых, националистических, религиозных и иных мифов, апелляция к непререкаемому авторитету «лидера». Авторитарная власть постоянно культивирует в массах фанатизм и поддерживает страх.

Общий кризис капитализма характеризуется свёртыванием буржуазной демократии, тенденцией к автократическим и фашистским методам управления. Несмотря на военный крах фашизма в ходе 2-й мировой войны 1939-45, авторитарные тенденции продолжают действовать, о чём, в частности, свидетельствуют военно-полицейские перевороты в ряде стран, возрождение неонацизма и неофашизма, стремление финансовой олигархии к установлению режима личной власти, ориентировка на чрезвычайные законы, запрещение в ряде стран коммунистических и рабочих партий и других прогрессивных демократических организаций. См. также Автократия, Фашизм.

В. С. Нерсесянц.

Авторитарные теории

Авторитарные теории - антидемократические течения политической мысли, в основе которых лежит идея обоснования авторитарных, тоталитарных режимов - всевластия диктата одного лица или элиты в государстве, абсолютной бесконтрольности государственной власти, политического бесправия личности и народа, отсутствия демократической процедуры свободного волеизъявления. Термин связан с вошедшим в 20 в. в общее употребление понятием Авторитаризм, которым обозначаются враждебные демократии политическии теории и практика. Для всех А. т. характерна антидемократическая трактовка таких факторов и институтов политической жизни, как Форма правления, политический режим, взаимоотношения власти и подвластных, прав и свобод личности. А. т. свойственны также возвеличение верховной властвующей личности и правящей элиты, ссылки на естественность господства «лучших» и «сильных» и неспособность массы к решению общественных и государственных дел и разумному пользованию свободой.

А. т. прослеживаются во всей истории политической мысли классового общества. В древнем мире, например, положение Гераклита о необходимости господства «лучшего» над массами, обоснование Фрасимахом и Калликлом права «сильнейшего» над слабыми. В новое время авторитарный характер носили теории, обосновывавшие Абсолютизм. Например, английский философ Гоббс (1588-1679), пугая альтернативой всеобщей анархии, обосновывал неограниченную, абсолютную власть государства по отношению к подданным. Государственная власть монарха, по Гоббсу, едина, бесконтрольна, стоит над законами; подданные - рабы, служащие государству. В немецкой политической философии 18-19 вв. авторитарные идеи широко использовались для апологии прусской государственности и культа силы.

Политика монополистического капитала, усиление политической реакции, характерное для периода империализма и особенно общего кризиса капитализма, сужение социальной базы политической власти буржуазии привели к оживлению А. т., их кульминационный пункт - идеология и практика фашизма. Авторитарную окраску носят новейшие буржуазные теории власти «сильной личности».

В. С. Нерсесянц.

Авторитарный

Авторитарный (франц. autoritaire - властный, от латинского auctoritas - власть, влияние)

1) основанный на беспрекословном подчинении власти.

2) Притязающий на авторитет; стремящийся утвердить свою власть, влияние.

Авторитет

Статья большая, находится на отдельной странице.

Авторские таблицы

Авторские таблицы - специальные таблицы, составленные по буквам алфавита и служащие для облегчения расстановки книг на библиотечных полках в точном алфавитном порядке. Первые А. т. были созданы американским библиотековедом Ч. Кеттером в конце 19 в. В СССР распространены двузначные и трёхзначные А. т.

Двузначными А. т. пользуются в массовых библиотеках. В них на каждую букву алфавита даётся таблица, состоящая из расположенных в строгом алфавитном порядке слогов и соответствующих им двузначных чисел - от 11 до 99 (включительно). Например:

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

| А 11 Б                     | Аб 13 Бав                   | Аби 15 Бад                 |

|---------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Аа 12 Ба                  | Абе 14 Баг                  | Абр 16 Баж                 |

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

На книгах проставляется т. н. авторский знак, составляемый из первой буквы фамилии автора (или первой буквы названия книги, если она обозначается не по автору) и такого числа из А. т., которое соответствует слогу, наиболее близкому по написанию к первым буквам фамилии или названия. Например, фамилия Абашидзе получает авторский знак А 13. По такому же принципу составлены и трёхзначные А. т. с рядом чисел от 11 до 999 (включительно). Трёхзначные А. т. применяются в библиотеках с более значительным фондом. Для расстановки книг, написанных на различных языках народов СССР, разработаны А. т., соответствующие алфавитам этих языков.

Лит.: Хавкина Л. Б., Трехзначные авторские таблицы, М., 1954.

Авторский договор

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница