Большая советская энциклопедия (БСЭ)
Статьи на букву "А" (часть 14, "АВТ"-"АГА")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 14, "АВТ"-"АГА")

Авторский лист

Авторский лист - единица измерения объёма литературного произведения, равная 40 тыс. печатных знаков (включая пробелы между словами), или 700 строкам стихотворного материала, или 3 тыс. см2 отпечатанного графического материала (иллюстраций, карт и т. п.). См. Лист.

Авторское право

Статья большая, находится на отдельной странице.

Авторское свидетельство

Авторское свидетельство - документ, устанавливающий право на изобретение. В СССР закрепляет за автором изобретения право на авторство, право на вознаграждение и другие права и льготы, а за государством - исключиельное право использования изобретения. Государство, выдавая А. с., берёт на себя заботу о реализации изобретения с учётом целесообразности его внедрения. Все социалистические организации могут применять изобретение, на которое выдано А. с., без специального разрешения. А. с. может быть выдано как советскому, так и иностранному гражданину. По общему правилу, автор имеет возможность выбора между А. с. и Патентом. Однако на некоторые виды изобретений, особо важные для снабжения продуктами питания и для охраны здоровья населения, а также на все изобретения, сделанные в связи с работой автора в социалистической организации, по её заданию или при её материальной помощи, может быть получено только А. с. Заявки на выдачу А. с. подаются в Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР, который проводит их экспертизу, устанавливая наличие изобретения. Социалистические организации обязаны выявлять предполагаемые изобретения, сделанные в СССР их работниками при выполнении ими служебных обязанностей, и подавать на них заявки с указанием имени автора (авторов). В этом случае А. с. выдаётся как автору, так и организации-заявителю, однако все вытекающие из А. с. права принадлежат только самому автору. Если авторов определить невозможно, организация может получить А. с. на своё имя в качестве автора. Впервые А. с. были введены в 1919, а современная форма охраны изобретений существует с 1931. В большинстве зарубежных социалистических стран существует аналогичная форма охраны изобретений, однако устанавливающий право документ не везде именуется А. с. В Болгарии, МНР, Польше, Румынии выдаются А. с., но при этом в Польше и Румынии А. с. устанавливает только права изобретателя, а не право на использование изобретения. В некоторых социалистических странах документ типа А. с. называется по-иному: в Чехословакии - «патент со звёздочкой» (в отличие от обычного патента), в ГДР - «хозяйственный патент». Близкое, но несколько иное содержание имеет охрана изобретений с помощью А. с., предусмотренная в Алжире. Об охране прав на изобретения в зарубежных государствах см. в статьях Патентное право и Патент.

И. А. Грингольц.

Авторулевой

Авторулевой - гирорулевой, электронавигационный прибор для автоматического удержания корабля на заданном курсе, а также для изменения курса. Действие А. основано на автоматическом включении рулевого устройства при отклонении корабля от заданного курса. А. работает от Гирокомпаса или другого указателя направления.

Рис. к ст. Авторулевой.

Рис. к ст. Авторулевой.

Автосопровождение цели

Автосопровождение цели - автоматическое сопровождение цели, режим работы зенитных, авиационных и других комплексов, при котором без участия человека-оператора, а только под его контролем обеспечивается изменение ориентации оси или направления движения некоторых элементов комплекса вслед за изменениями траектории и скорости движения цели. Элементами боевых комплексов, работающими в режиме А. ц., могут быть антенны наземных и бортовых локаторов, пусковые установки, артиллерийского орудия, управляемые снаряды, ракеты, торпеды и др. А. ц. основывается на радиолокационном, фотооптическом, инфракрасном, квантовооптическом, акустическом, магнитном и других принципах излучения и приёма сигналов, обрабатываемых счётно-решающим устройством по заданной программе. А. ц. предшествуют обнаружение и «захват» цели. В процессе А. ц. вычисляются текущие координаты и углы упреждения. Конечная задача А. ц. - надёжное поражение цели за счёт повышения вероятности попадания в цель (при применении снарядов ударного действия) или вероятности накрытия цели областью поражения (при применении снарядов дистанционного действия). Естественные или искусственные помехи могут вызвать необходимость перехода с режима А. ц. на ручное сопровождение, что приводит к снижению устойчивости сопровождения и надёжности поражения цели.

А. Е. Татарченко.

Автоспоры

Автоспоры - подвижные споры, возникающие бесполым путём у некоторых зелёных водорослей. Образуются по нескольку внутри материнской клетки и формируются во взрослые особи; у колониальных видов А. ещё внутри материнской клетки складываются в новую колонию. Освобождаются А. после ослизнения или разрыва оболочки материнской клетки.

Автостанция грузовая

Автостанция грузовая - транспортная организация, осуществляющая междугородные перевозки грузов в системе автомобильного транспорта общего пользования. А. г. размещаются на выходах к автомобильным дорогам в крупных городах и промышленных центрах, у станций железных дорог, морских и речных пристаней и портов. Основные задачи А. г.: организация регулярных междугородных перевозок грузов; выполнение транспортно-экспедиционных и складских операций, погрузочно-разгрузочных работ на своих складах; контроль за соблюдением графиков движения подвижного состава; расчёт с грузоотправителями.

А. г. принимает к перевозке грузы на основе заключённых договоров и разовых заказов. А. г. своего подвижного состава не имеет; по её заказам подвижной состав выделяется автохозяйствами общего пользования. А. г. - хозрасчётная организация, и грузоотправитель полностью рассчитывается с ней за все операции, связанные с транспортированием груза до пункта назначения. См. Автотранспортное предприятие.

А. И. Малышев.

Автостанция пассажирская

Автостанция пассажирская - предназначена для обслуживания пассажиров междугородных и пригородных автобусных сообщений. А. п. строятся на транзитных и конечных остановочных пунктах в небольших городах и населённых местах и входят в комплекс сооружений на автомобильных дорогах (См. Автомобильная дорога). А. п. состоит из пассажирского здания с перроном посадки и высадки пассажиров, проезда у перрона, изолированного от автомобильной дороги, площадки для стоянки автобусов и автомобилей. В здании размещаются пассажирский зал с билетными кассами, кафе, комната диспетчера, санузлы, а также, в зависимости от величины А. п., помещение для пассажиров с детьми, камера хранения ручной клади, шофёрская. Расчётными показателями А. п. являются суточное отправление пассажиров и часовое отправление автобусов. Предел вместимости А. п. - 50 человек.

Ю. А. Гольденберг.

Автостерильность

Автостерильность (от Авто... и Стерильность)

самобесплодность растений, неспособность пыльцы растений прорастать на рыльце своего цветка, других цветков того же растения или растений того же сорта. Одно из приспособлений, обеспечивающих перекрёстное опыление, А. наблюдается у яблони, груши, вишни, ржи, свёклы и других перекрёстноопыляемых растений. А. иногда проявляется не у всех разновидностей и рас одного и того же вида и зависит от этапа развития растения: в начале цветения А. выражена резче, чем в конце. Ср. Автофертильность.

Автостоп

Автостоп (от Авто... и английского stop - остановка)

устройство для автоматической остановки железнодорожного поезда в случае, если машинист не отреагирует на сигнал, предписывающий остановку или снижение скорости. В систему А. входят путевые элементы (Трансмиттеры, реле, индукторы и т. д.), связанные с сигнализацией и автоматически приводимые в положение, при котором они воздействуют на тормозное устройство локомотива, если сигнал предписывает остановку или снижение скорости. В метрополитенах СССР применяются А. механического действия. Если машинист своевременно воспринял сигнал светофора, он заблаговременно отключает тормоз от воздействия на него путевого элемента А. и вручную управляет торможением. Отключение А. производится механизмом ручного управления, т. н. рукояткой бдительности. Применение А. исключает возможность аварии из-за невнимательности машиниста локомотива к сигналам светофоров.

Лит.: Путевая блокировка и авторегулировка, М., 1966.

А. В. Гудков.

Автосцепка

Автосцепка - устройство для автоматического сцепления железнодорожного подвижного состава, передачи и смягчения действия продольных усилий, развиваемых при движении и остановке поезда, а также при маневровой работе. Обеспечивает автоматическое сцепление подвижного состава при соударении, автоматическое возвращение деталей механизма в положение готовности к сцеплению после разведения подвижного состава и возможность работы «на буфер», когда при соударении А. их сцепления не требуется. Расцепление производится вручную (при этом человек не заходит между вагонами).

На рис. показана А. и её расположение на вагоне. В корпусе А. 13 размещаются детали механизма сцепления. Тяговый хомут 6 с помощью клина 8, закрепленного болтами, упорной плиты 7, переднего 9 и заднего 1 упоров передаёт через поглощающий аппарат 5 продольные растягивающие и сжимающие усилия от корпуса А. на раму вагона. Маятниковые подвески 11 и центрирующая балка 12 возвращают в центральное положение отклоненный корпус А. Расцепной рычаг 3, удерживаемый кронштейном 2 и державкой 10, и цепь 14 предназначены для расцепления А. и установки механизма в выключенное положение при необходимости работы «на буфер»; поддерживающая планка 4 служит для удержания тягового хомута с поглощающим аппаратом и упорной плитой. Корпус сцепки имеет два зуба - большой и малый, между которыми образован зев. При сцеплении малый зуб одной сцепки входит в зев другой, а расположенные в корпусе А. замки нажимают один на другой и входят в карманы корпусов 13, обеспечивая сцепление. В сцепленном состоянии замкодержатель препятствует саморасцеплению А. в пути под влиянием ударов и толчков. Для расцепления А. необходимо поворотом валика подъёмника любой из сцепок сначала отпереть соответствующий замкодержатель, а затем отвести замок назад. В положение готовности к новому сцеплению замки приводятся при выводе малого зуба из зева или без разведения А. (при ошибочном расцеплении) - поднятием замкодержателя.

Прочность деталей А. несколько ниже прочности рамы вагона во избежание её разрушения при значительных продольных усилиях.

Лит.: Вагоны. Конструкция, теория и расчет, под ред. Л. А. Шадура и И. И. Челнокова, М., 1965; Коломийченко В. В., Голованов В. Г., Автосцепка подвижного состава, М., 1967.

В. В. Коломийченко, А. М. Ножевников.

Автосцепка СА-3.

Автосцепка СА-3.

Автотипия

Автотипия (от Авто... и греческого týpos - отпечаток)

способ полиграфического воспроизведения полутоновых изображений (фотоснимков, акварельных рисунков, масляной живописи и т. п.) средствами высокой печати (См. Высокая печать), основанный на возможности передачи полутонов системой точек различных размеров и одинаковой силы (насыщенности). В наиболее светлых местах изображения точки имеют наименьший диаметр и постепенно увеличиваются по мере усиления тона. Деление полутонов на точки достигается фотографированием оригинала (изображения) через оптический прибор - Растр. В зависимости от качества бумаги, на которой будет печататься репродукция, и скорости печатания применяются растры с различной частотой линий - от 24 до 80 на 1 см, в соответствии с чем на каждый см2 репродукции приходится от 576 до 6400 точек. Негатив, полученный при фотографировании через растр, копируют на металл (б. ч. цинк) и копию травят кислотой (см. Цинкография), разъедающей металл в промежутках между точками. В результате точки делаются рельефными, т. е. получается форма высокой печати - автотипное (растровое) клише.

Автотомия

Автотомия - аутотомия (от Авто... и греч. tomē - отсечение), самокалечение, защитная реакция, наблюдаемая у многих животных при резком раздражении, например при схватывании хищником. А. заключается в самопроизвольном отбрасывании конечностей, хвоста или других частей тела. Термин «А.» ввёл и обстоятельно изучил это явление бельгийский физиолог Л. Фредерик (1883). А. распространена у беспозвоночных животных: некоторые гидроидные полипы и актинии отбрасывают щупальца, немертины и кольчатые черви - конец тела, морские лилии, звёзды и другие иглокожие - лучи, моллюски - сифоны, ракообразные - клешни и другие конечности. Из позвоночных животных А. свойственна только ящерицам; они отбрасывают хвост. А. - рефлекторный процесс; место А. у каждого животного определённое. У ящериц, например, А. управляется нервным центром, находящимся в спинном мозгу, а перелом происходит при резком сокращении мышц в том месте позвоночника, где расположена поперечная хрящевая пластинка. А. обычно связана со способностью восстанавливать утраченные части тела - регенерацией (См. Регенерация), которая легче всего происходит в месте А.

Автотракторная служба

Автотракторная служба (воен.)

одна из тыловых служб Советских Вооруженных Сил. Занимается снабжением войск автотракторной техникой, организацией и осуществлением технически правильного её использования, обслуживания, содержания, ремонта и эвакуации, руководит автотракторной подготовкой войск, научно-исследовательской работой по совершенствованию автотракторной техники, подготовкой инженерно-технических и командных кадров военных автомобилистов, разрабатывает руководства и наставления по техническому обеспечению автотракторной техники, проводит мероприятия по предупреждению автомобильных аварий и катастроф в войсках, оказывает помощь организациям ДОСААФ по обучению допризывников водительским специальностям.

Автотракторная техника

Автотракторная техника - в военном деле, автомобили всех видов, гусеничные и колёсные тягачи, транспортёры, тракторы, автотракторные прицепы, состоящие на вооружении войск и служащие для обеспечения боевых действий средствами транспорта. По назначению все машины делятся на боевые с установленным на них или буксируемым вооружением (боевой техникой); учебно-боевые, на которых проводится отработка задач по боевой подготовке и совершенствование выучки боевых расчётов (экипажей, водителей); строевые - для перевозки личного состава, вооружения, боеприпасов и табельного имущества; специальные - для управления войсками; транспортные - для хозяйственных, технических и других видов обслуживания войск; учебные - для обучения личного состава практическому вождению машин.

Я. Е. Фаробин.

Автотракторные масла

Автотракторные масла - см. Моторные масла.

Автотранспортная служба

Автотранспортная служба (воен.)

одна из тыловых служб Советских Вооруженных Сил. Осуществляет перевозки войск, воинских грузов, эвакуацию больных и раненых и вышедшей из строя техники; ведает организацией и осуществлением оперативных, снабженческих, эвакуационных и других воинских перевозок автотранспортом; руководит подготовкой личного состава автомобильных войск (См. Автомобильные войска), военно-научной работой, в области организации автоперевозок, совершенствованием автотранспортных средств и погрузочно-выгрузочных механизмов.

Автотранспортное предприятие

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автотрансформатор

Автотрансформатор - электрический Трансформатор, все обмотки которого гальванически соединены друг с другом (рис.). При малых коэффициентах трансформации А. легче и дешевле многообмоточного трансформатора. Отношение объёма VA меди А. к объёму меди многообмоточного трансформатора VM той же мощности, с тем же коэффициентом трансформации n равно: VA/VM = (n - 1)n. Недостаток А. - невозможность гальванического обособления цепей. А. служат преобразователями электрического напряжения в пусковых устройствах мощных электродвигателей переменного тока, в схемах релейной защиты для плавного регулирования напряжения и др. Регулируемые А. позволяют благодаря механическому перемещению точки отвода вторичного напряжения сохранить его постоянным при изменениях первичного напряжения.

Лит. см. при статье Трансформатор.

Автотрансформатор

Электрическая схема автотрансформатора: Uв - высшее напряжение; Wв - обмотка высшего напряжения; Uн - низшее напряжение; Wн - обмотка низшего напряжения.

Автотропизм

Автотропизм (от Авто... и греческого trópos - поворот, направление)

способность органов растения распрямляться после того, как раздражение, вызвавшее изгиб, перестаёт действовать. А. проявляется, например, у злаков, полёгших после дождя. См. Тропизмы.

Автотрофные организмы

Автотрофные организмы (от Авто... и греческого trophē - пища)

аутотрофные организмы, синтезирующие из неорганических веществ необходимые для жизни органические вещества. Роль А. о. в природе огромна, т. к. они создают все органические вещества, которые не могут синтезировать человек и почти все животные (см. Гетеротрофные организмы). К А. о. относятся высшие растения (кроме паразитных и сапрофитных), водоросли и некоторые бактерии. Высшие растения и водоросли, содержащие хлорофилл, являются фотосинтетиками; они синтезируют органическое вещество из простых соединений - углекислого газа и воды - за счёт солнечной энергии (см. Фотосинтез). Автотрофные бактерии - хемосинтетики - синтезируют органическое вещество из минеральных соединений за счёт энергии некоторых химических реакций (см. Хемосинтез). Например, почвенные бактерии Nitrosomonas и Nitrobacter окисляют аммиак до солей азотистой и азотной кислот и используют освобождающуюся энергию на построение тела; железобактерии используют энергию окисления закисных форм железа; серобактерии окисляют сероводород до солей серной кислоты (одни виды серобактерий бесцветны и являются типичными хемосинтетиками, другие, например пурпурные серобактерии, окрашены и способны к фоторедукции, т. е. фотосинтезу, при котором источником водорода для восстановления углекислого газа служит не вода, а сероводород). Исключительно велика роль А. о. в круговороте веществ (См. Круговорот веществ) в природе.

Лит.: Вернадский В. И., Живое вещество первого и второго порядка в биосфере, Избр. соч., т. 5, М., 1960, с. 63-71.

Автофазировка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автофертильность

Автофертильность (от Авто... и латинского fertilis - плодородный)

самоплодность растений, способность растений давать при самоопылении нормальные семена. А. характерна для пшеницы, ячменя, овса, проса, персика, айвы и др. Ср. Автостерильность.

Автохозяйство грузовое

Автохозяйство грузовое - см. Автотранспортное предприятие.

Автохоры

Автохоры (от Авто... и греческого chōréō - продвигаюсь)

растения, распространяющиеся без содействия внешних факторов путём разбрасывания семян из лопнувшего зрелого плода (Механохория), зарывания плодов в почву (Геокарпия), или путём опадания плодов и семян только под действием их тяжести (Барохория).

Автохтонный

Автохтонный (от греческого autóchthōn - местный)

1) автохтонные горные породы и полезные ископаемые, исходный материал которых возник на месте их образования, например каменный уголь, образовавшийся из растений на месте их произрастания.

2) Автохтонные структуры (автохтон) - часть складчатых сооружений, оставшаяся при тектонических нарушениях на месте, в противоположность аллохтонным структурам (см. Покров тектонический).

Автохтоны

Автохтоны (от греческого autóchthones - коренные жители)

аборигены (биол.), организмы, возникшие в процессе эволюции в данной местности и, в отличие от аллохтонов (См. Аллохтоны), живущие в ней в настоящее время. Так, утконос и эвкалипт являются А. Австралии, а муравьеды, ленивцы и дикий картофель - А. Южной Америки.

Автоштурман

Автоштурман - автономное аэронавигационное устройство, автоматически и непрерывно производящее прокладку пути (вычисление текущих координат) летательного аппарата. По выполняемым функциям А. разделяют на автоматические указатели текущих координат, необходимые для ориентировки, и программные навигационные автоматы, направляющие полёт по заданной траектории или к заданной цели. А. (рис.) состоит из датчиков истинной воздушной скорости и курса, датчиков скорости и направления ветра, задатчиков угла карты и координат цели, счетно-решающего устройства, указателей задаваемых и выходных параметров.

Действие А. сводится к непрерывному интегрированию по времени счётно-решающим устройством составляющих путевой скорости летательного аппарата, равных геометрической сумме истинной воздушной скорости и скорости ветра, в результате чего обеспечивается измерение пройденного расстояния на цель (X) и бокового отклонения от заданного маршрута (Y) в условной системе координат OXY, повернутой относительно географической системы координат на угол карты ψ0. Перед вылетом в А. вводятся координаты места вылета - географическая широта φ0 и долгота λ0. В полёте А. непрерывно измеряет вектор истинной воздушной скорости V и истинный курс ψ, а скорость ветра U и его направление (угол δ) определяются периодически и вводятся в А. либо вручную, либо автоматически.

Т. к. принцип действия А. основан на косвенном методе измерения, то у него, помимо инструментальных ошибок, существуют также и методические ошибки. Наличие последних обусловливает целесообразность комплектования А. с другими бортовыми системами навигации (инерциальной, радиотехнической и др.). В литературе А. получил также названия - навигационный автомат воздушного счисления пути и навигационный координатор. Первый А. в СССР предложил В. Ю. Поляк в 1930.

Лит.: Селезнев В. П., Навигационные устройства, М., 1961.

А. Л. Горелик.

Рис. к ст. Автоштурман.

Рис. к ст. Автоштурман.

Автоэлектронная эмиссия

Автоэлектронная эмиссия - выход электронов из металла (См. Металлы) или полупроводника (См. Полупроводники) под действием сильного электрического поля. Более точное название, отражающее природу явления, - Туннельная эмиссия (см. Туннельный эффект).

Авуары

Авуары (от французского avoir - имущество, актив)

1) в широком смысле - различные активы (денежные средства, чеки, векселя, переводы, аккредитивы), за счёт которых могут быть произведены платежи и погашены обязательства их владельцев.

2) В узком смысле - средства банка (его касса, счета в других банках, легко реализуемые ценные бумаги, векселя и т. п.), находящиеся на его счетах в заграничных банках в иностранной валюте. Совокупность таких средств, принадлежащих какой-либо стране, называется её иностранными А. Т. к. значительная часть платёжного оборота между капиталистическими государствами осуществляется в долларах и в фунтах стерлингов, наиболее распространены А. в долларах и стерлингах.

Авункулат

Авункулат (от лат. avunculus - дядя по матери)

установленная обычаем, восходящая преимущественно ко времени перехода от материнского рода к отцовскому тесная связь между дядей с материнской стороны и племянниками. Характеризуется взаимными правами и обязательствами, поддерживающими близость человека к роду его матери. А. известен у многих древних и как пережиток у некоторых современных народов Африки, Океании и др.

Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, М., 1953, с. 141; Косвен М. О., Авункулат, «Советская этнография», 1948, № 1.

Авшалумов

Хизгил Давидович (р. 16.1.1913, село Нюгды, Дербентского района), татский советский писатель. Член КПСС с 1940. Пишет на татском и русском языках. Участник Великой Отечественной войны. До 1965 занимался журналистикой. В 1939 опубликована его первая повесть «Влюбленные». Сборники рассказов и очерков «Дружба» (1956), «Встреча у родника» (1960), «Как я воскрес» (1961, на русском языке), «Невеста с сюрпризом» (1966, на русском языке) принесли А. известность. А. - автор повестей «Судьба Сосуна» (1957; в русском переводе - «Под чинарами», 1960), «Кушак бедности» (1963) и «Толмач имама» (1967, на русском языке), пьесы «Любовь в опасности» и др. А. - один из первых собирателей татского фольклора; им издан сборник «Татский фольклор» (1940). Награжден орденом «Знак почёта» и медалями.

Соч.: Встреча у родника, М., 1960; Под чинарами, М., 1960.

Лит.: История дагестанской советской литературы, т. 1-2, Махачкала, 1967.

Г. Мусаханова.

Авшалумов Хизгил Давидович

Авшалумов Хизгил Давидович (р. 16.1.1913, село Нюгды, Дербентского района), татский советский писатель. Член КПСС с 1940. Пишет на татском и русском языках. Участник Великой Отечественной войны. До 1965 занимался журналистикой. В 1939 опубликована его первая повесть «Влюбленные». Сборники рассказов и очерков «Дружба» (1956), «Встреча у родника» (1960), «Как я воскрес» (1961, на русском языке), «Невеста с сюрпризом» (1966, на русском языке) принесли А. известность. А. ‒ автор повестей «Судьба Сосуна» (1957; в русском переводе ‒ «Под чинарами», 1960), «Кушак бедности» (1963) и «Толмач имама» (1967, на русском языке), пьесы «Любовь в опасности» и др. А. ‒ один из первых собирателей татского фольклора; им издан сборник «Татский фольклор» (1940). Награжден орденом «Знак почёта» и медалями.

Соч.: Встреча у родника, М., 1960; Под чинарами, М., 1960.

Лит.: История дагестанской советской литературы, т. 1‒2, Махачкала, 1967.

Г. Мусаханова.

Ага

I Ага́ (тюрк. - господин)

в султанской Турции титул военачальников, в том числе командира янычар (См. Янычары), а также начальников некоторых групп придворных слуг. После ликвидации янычар (1826) - младшие и средние офицеры турецкой армии. В современной Турции А. - форма обращения к зажиточным землевладельцам, иногда - составная часть имени.

II Ага́ (Bufo marinus)

земноводное семейства жаб отряда бесхвостых. Длина тела до 25 см (один из самых крупных представителей отряда). Характерны огромные околоушные железы по бокам головы и костные надглазничные гребни. Выделения кожных желёз ядовиты и употребляются местным населением для смачивания наконечников стрел. Встречается в Южной и Центральной Америке. Активна ночью.

Самка откладывает до 35 тыс. икринок. Весьма прожорлива; питается насекомыми, моллюсками, другими мелкими животными. А. разводят для истребления вредителей на плантациях сахарного тростника (Пуэрто-Рико, Гаити, Гуам, Гавайи, Соломоновы острова).

П. В. Терентьев.

Рис. к ст. Ага.

Рис. к ст. Ага.

Ага (земноводное)

Ага, (Bufo marinus), земноводное семейства жаб отряда бесхвостых. Длина тела до 25 см (один из самых крупных представителей отряда). Характерны огромные околоушные железы по бокам головы и костные надглазничные гребни. Выделения кожных желёз ядовиты и употребляются местным населением для смачивания наконечников стрел. Встречается в Южной и Центральной Америке. Активна ночью.

Самка откладывает до 35 тыс. икринок. Весьма прожорлива; питается насекомыми, моллюсками, другими мелкими животными. А. разводят для истребления вредителей на плантациях сахарного тростника (Пуэрто-Рико, Гаити, Гуам, Гавайи, Соломоновы острова).

П. В. Терентьев.

Ага Мирек

Исфахани, художник тебризской школы (См. Тебризская школа) миниатюры 16 в. и резчик по слоновой кости. Автор нескольких миниатюр («Меджнун среди диких зверей» и др.) в знаменитой рукописи «Хамсе» Низами (1539-43, Британский музей, Лондон). Его произведения отличаются гармоничной композицией, изысканностью колорита и тончайшей разработкой деталей.

Лит.: Казиев А. Ю., Миниатюры рукописи «Хамсэ» Низами 1539-1543 гг., Баку, 1964; Stchoukine J., Les peintures des manuscrits Safavis de 1502 a 1587, P., 1959.

Ага Мирек Исфахани

Ага Мирек Исфахани, художник тебризской школы миниатюры 16 в. и резчик по слоновой кости. Автор нескольких миниатюр («Меджнун среди диких зверей» и др.) в знаменитой рукописи «Хамсе» Низами (1539‒43, Британский музей, Лондон). Его произведения отличаются гармоничной композицией, изысканностью колорита и тончайшей разработкой деталей.

Лит.: Казиев А. Ю., Миниатюры рукописи «Хамсэ» Низами 1539‒1543 гг., Баку, 1964; Stchoukine J., Les peintures des manuscrits Safavis de 1502 a 1587, P., 1959.

Ага Мохаммед-хан Каджар

Ага Мохаммед-хан Каджар (1742 - 1797)

иранский шах с 1796, основатель Каджарской династии. Возглавил борьбу каджарских феодалов с зендскими, завершившуюся в 1794 победой каджаров (См. Каджары). В 1786 объявил Тегеран столицей. Отличался чрезвычайной жестокостью в расправах со своими противниками и восстававшими народными массами. В 1795 совершил разрушительное вторжение в Азербайджан и Грузию, разграбил Тбилиси. Во время второго похода в Закавказье в 1797 был убит своими придворными.

Ага (титул военачальников)

Ага (тюрк. ‒ господин), в султанской Турции титул военачальников, в том числе командира янычар, а также начальников некоторых групп придворных слуг. После ликвидации янычар (1826) ‒ младшие и средние офицеры турецкой армии. В современной Турции А. ‒ форма обращения к зажиточным землевладельцам, иногда ‒ составная часть имени.

Агабабян

I Агабабя́н

Григорий Гарегинович [р. 12(25).6.1911, Александрополь, ныне Ленинакан], советский архитектор, заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1961). Член КПСС с 1951. Окончил Ереванский политехнический институт (1937). В 1950-59 главный архитектор Еревана. С 1959 председатель Госстроя Армянской ССР. Работы: школы, техникумы, жилые дома в Ереване и Кировакане; холодильник (1950), центральный крытый рынок (1952), Большой Разданский мост (1956) и автовокзал (1961) в Ереване. В 1942-45 занимался архитектурными обмерами памятников древне-армянского зодчества.

Г. Г. Агабабян. Центральный крытый рынок в Ереване. 1952. Вход.

Г. Г. Агабабян. Центральный крытый рынок в Ереване. 1952. Вход.

II Агабабя́н

Сурен Бардухович (р. 22.1.1922, город Караклис, ныне Кировакан), армянский советский критик, литературовед. Член КПСС с 1949. Доктор филологических наук. Автор монографических работ об А. Бакунце (1963, на русском языке 1965), сборников критических статей «Отклики» (1963), «Современность и литература» (1965), многих статей по современной армянской литературе. Один из авторов «Истории армянской советской литературы» (т. 1-2, 1961-65, на русском языке 1966).

Агабабян Григорий Гарегинович

Агабабян Григорий Гарегинович [р. 12(25).6.1911, Александрополь, ныне Ленинакан], советский архитектор, заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1961). Член КПСС с 1951. Окончил Ереванский политехнический институт (1937). В 1950‒59 главный архитектор Еревана. С 1959 председатель Госстроя Армянской ССР. Работы: школы, техникумы, жилые дома в Ереване и Кировакане; холодильник (1950), центральный крытый рынок (1952), Большой Разданский мост (1956) и автовокзал (1961) в Ереване. В 1942‒45 занимался архитектурными обмерами памятников древне-армянского зодчества.

Агабабян Сурен Бардухович

Агабабян Сурен Бардухович (р. 22.1.1922, город Караклис, ныне Кировакан), армянский советский критик, литературовед. Член КПСС с 1949. Доктор филологических наук. Автор монографических работ об А. Бакунце (1963, на русском языке 1965), сборников критических статей «Отклики» (1963), «Современность и литература» (1965), многих статей по современной армянской литературе. Один из авторов «Истории армянской советской литературы» (т. 1‒2, 1961‒65, на русском языке 1966).

Агава

Агава (Agave)

род растений семейства агавовых. Стебель укороченный, с розеткой крупных, у многих видов мясистых и колючих листьев. Цветёт на 6-15-м году (редко позже), образуя цветонос (высотой до 12 м) с большим числом (до 17 тыс.) цветков; после созревания плодов надземная часть растения отмирает, а у ряда видов от корневищ отрастают новые растения. Свыше 300 видов А. дико произрастают в Мексике и прилегающих к ней областях. В Европу А. завезена вскоре после открытия Америки; наиболее распространена A. americana, культивируемая как декоративное растение в Средиземноморье. В СССР культивируется в парках Южного берега Крыма и Черноморского побережья Кавказа. Из листьев многих видов А. изготавливают канаты, верёвки, шпагат, половики, упаковочные и другие грубые ткани; из отходов производят бумагу, главным образом обёрточную. Некоторые виды А. разводят в тропических областях обоих полушарий для получения волокна. Наиболее ценны A. sisalana, дающая т. н. сизаль, A. fouteroydes - генекен (юкатанский сизаль), A. cantala - канталу, и др. Из сахаристого сока A. atrovirens и др., собранного перед началом цветения, готовят алкогольные напитки - пульке и мецкаль. Корни некоторых А. в Мексике применяют в медицине. A. americana, А. attenuata, A. victoriae-reginae и многих др. разводят как оригинальные комнатные и оранжерейные растения.

Агава американская; а - цветок.

Агава американская; а - цветок.

Агавские языки

Агавские языки - агау, Кушитские языки северной Эфиопии: авийя, дамот, кемант, квара, кайла, хамир, хамта, билин. До миграции семитов из южной Аравии (середина 1-го тыс. до н.э.) на А. я. говорила почти вся современная северная Эфиопия. Островки агавоязычного населения сохранились в зонах распространения амхарского языка и тигре. Фонетика типична для кушитских языков: почти во всех языках есть глоттализованный k, фарингальный' (как арабский айн). Есть огубленные gω, kω, Агавские языки. Обнаружены тона. Средства словоизменения и словообразования - суффиксация, префиксация, редупликация (например, в языке билин käs-"плечо", käs∋s - «плечи»), внутренняя флексия. У имени 2 рода, 2 числа, суффиксальные падежи. У глагола - породы (каузатив, пассив и пр.), наклонения, 2 или 3 времени. Распространены зависимые глагольные формы. Спряжение суффиксальное (из аналитических конструкций). Языки хамта и авийя сохраняют остатки древнего префиксального спряжения.

Лит.: Reinisch L., Die Bilin-Sprache, Bd 1-2, W., 1883-87; Conti-Rossini С., La langue des Kemant en Abyssinie.W., 1912.

А. Б. Долгопольский.

Агадес

Агадес (Agadez, Agades)

город в Республике Нигер, в оазисе Аир, на автодороге Алжир - Зиндер; центр округа Агадес. 6,9 тыс. жителей (1962). Аэродром. Торгово-распределительный центр. Завод керамических изделий. Дворец султана и мечеть 16 в. К С. от А. добыча олова, вольфрама, каменной соли; промышленное месторождение урановой руды.

Агаджанова

Агаджанова (Агаджанова-Шутко)

Нина (Нуне) Фердинандовна [р. 27.10(8.11).1889], советский партийный деятель, педагог, киносценарист. Родилась в Екатеринодаре в семье купца. Училась на педагогических курсах в Екатеринодаре. Член КПСС с 1907. Вела нелегальную партийную работу в Воронеже, Орле, Москве, Иваново-Вознесенске, Петербурге. В 1914-15 член Выборгского комитета партии в Петрограде. В 1914 ответственный секретарь журнала «Работница». За революционную деятельность 5 раз отбывала тюремное заключение, дважды ссылку. Активная участница Февральской и Октябрьской революций 1917: член Петербургского и Выборгского комитетов партии, депутат Петроградского совета от Выборгского района. В 1918-19 на подпольной работе в тылу белогвардейских войск, в Новороссийске и Ростове-на-Дону. В 1919 член подпольного Донского областного комитета РКП(б). В 1920 ответственный секретарь Белорусского ВРК. В 1921-22 сотрудник советских посольств в Праге, в 1934-38 в Риге. С 1924 начала работать на киностудиях. Автор сценария «Броненосец Потемкин» и ряда других фильмов. В 1945-52 на педагогической работе во ВГИКе. Персональная пенсионерка.

Лит.: Герои Октября, т. 1, Л., 1967.

Агаджанова Нина Фердинандовна

Агаджанова (Агаджанова-Шутко) Нина (Нуне) Фердинандовна [р. 27.10(8.11).1889], советский партийный деятель, педагог, киносценарист. Родилась в Екатеринодаре в семье купца. Училась на педагогических курсах в Екатеринодаре. Член КПСС с 1907. Вела нелегальную партийную работу в Воронеже, Орле, Москве, Иваново-Вознесенске, Петербурге. В 1914‒15 член Выборгского комитета партии в Петрограде. В 1914 ответственный секретарь журнала «Работница». За революционную деятельность 5 раз отбывала тюремное заключение, дважды ссылку. Активная участница Февральской и Октябрьской революций 1917: член Петербургского и Выборгского комитетов партии, депутат Петроградского совета от Выборгского района. В 1918‒19 на подпольной работе в тылу белогвардейских войск, в Новороссийске и Ростове-на-Дону. В 1919 член подпольного Донского областного комитета РКП(б). В 1920 ответственный секретарь Белорусского ВРК. В 1921‒22 сотрудник советских посольств в Праге, в 1934‒38 в Риге. С 1924 начала работать на киностудиях. Автор сценария «Броненосец Потемкин» и ряда других фильмов. В 1945‒52 на педагогической работе во ВГИКе. Персональная пенсионерка.

Лит.: Герои Октября, т. 1, Л., 1967.

Агаджанян

Степан Меликсетович [16(28).12.1863, Шуша, Нагорный Карабах, - 13.12.1940, Ереван], советский живописец-портретист, народный художник Армянской ССР (1938). Учился в художественой студии в Марселе (1886-90) и в академии Жюлиана в Париже (1897-1900) у Ж. П. Лоранса и Б. Констана. Работал в Ростове-на-Дону (с 1903) и Ереване (с 1922). Реалистические портреты А. отличаются содержательностью характеристик, сдержанностью колорита (портреты отца и матери, оба 1900). Некоторые из них превращаются в портреты-типы («Дядюшка Седрак» и"Васил", оба 1926; «Беспризорник», 1928); глубоким психологизмом отмечены автопортреты (1925 и 1926). (Все названные произведения - в Картинной галерее Армении в Ереване.)

Лит.: Мартикян Е. А., С. М. Агаджанян, М., 1958.

С. М. Агаджанян. Автопортрет. 1926. Картинная галерея Армении. Ереван.

С. М. Агаджанян. Автопортрет. 1926. Картинная галерея Армении. Ереван.

Агаджанян Степан Меликсетович

Агаджанян Степан Меликсетович [16(28).12.1863, Шуша, Нагорный Карабах, ‒ 13.12.1940, Ереван], советский живописец-портретист, народный художник Армянской ССР (1938). Учился в художественой студии в Марселе (1886‒90) и в академии Жюлиана в Париже (1897‒1900) у Ж. П. Лоранса и Б. Констана. Работал в Ростове-на-Дону (с 1903) и Ереване (с 1922). Реалистические портреты А. отличаются содержательностью характеристик, сдержанностью колорита (портреты отца и матери, оба 1900). Некоторые из них превращаются в портреты-типы («Дядюшка Седрак» и"Васил", оба 1926; «Беспризорник», 1928); глубоким психологизмом отмечены автопортреты (1925 и 1926). (Все названные произведения ‒ в Картинной галерее Армении в Ереване.)

Лит.: Мартикян Е. А., С. М. Агаджанян, М., 1958.

Агаджари

Агаджари - центр крупного нефтяного месторождения, открытого в 1943-44 на Ю.-З. Ирана. Нефтепроводом связано с нефтеочистительным заводом в Абадане. Разработки ведутся международным нефтяным консорциумом (в котором участвуют США, Великобритания, Нидерланды, Франция). В 1960 А. дало 64% всей добычи нефти Ирана.

Агадир

Агадир - город на крайнем Ю.-З. Марокко, на побережье Атлантического океана, административный центр провинции Агадир. Около 50 тыс. жителей (1968). Порт (грузооборот 349 тыс. т, 1966), обслуживающий район Суса (вывоз цитрусовых, ранних овощей, руд цветных металлов). А. - один из главных рыбопромышленых центров страны (заводы по переработке сардин). Цементный завод. В районе А. приморские курорты. А. основан в 16 в. С 1911 А. известен в связи с агадирским инцидентом (см. в статье Марокканские кризисы). В 1960 сильно пострадал от землетрясения.

Агадирский инцидент 1911

Агадирский инцидент 1911 - см. в статье Марокканские кризисы.

Агадырь

Агадырь - посёлок городского типа в Шетском районе Карагандинской области Казахской ССР. Железнодорожная станция в 200 км к Ю. от Караганды. 13 тыс. жителей (1968). Предприятия железнодорожного и автомобильного транспорта.

Агаков

Леонид Яковлевич (р. 18.4.1910, село Канаш, ныне Ядринского района Чувашской АССР), чувашский советский писатель. Член КПСС с 1943. Окончил ГИТИС (1935). Автор очерков, рассказов: «Лесной отряд», «Последняя сказка»; пьес «Обман» (1931), «Мощь» (1932); повести «Однажды весной» (1939) о революционном преобразовании чувашской деревни. Автор сборников военных и сатирических рассказов «Фронтовые ребята» (1943), «Смеяться хочется» (1955), «Козлы» (1959); повестей «Партизан Мурат» (1943), «Золотая цепочка» (1945) и др. Награжден 2 орденами.

Соч.: Хастарлах, Шупашкар, 1958; Хакла керу, Шупашкар, 1962; Юманлахра сапла пулна, Шупашкар, 1964; Салтак ачисем, Шупашкар, 1965; Лайах эмел, Шупашкар, 1967; в русском пер. - Однажды весной, Чебоксары, 1950; Всерьез и в шутку, Чебоксары, 1960.

Лит.: Чувашские писатели. Биобиблиографич. справочник, Чебоксары, 1964.

М. Я. Сироткин.

Агаков Леонид Яковлевич

Агаков Леонид Яковлевич (р. 18.4.1910, село Канаш, ныне Ядринского района Чувашской АССР), чувашский советский писатель. Член КПСС с 1943. Окончил ГИТИС (1935). Автор очерков, рассказов: «Лесной отряд», «Последняя сказка»; пьес «Обман» (1931), «Мощь» (1932); повести «Однажды весной» (1939) о революционном преобразовании чувашской деревни. Автор сборников военных и сатирических рассказов «Фронтовые ребята» (1943), «Смеяться хочется» (1955), «Козлы» (1959); повестей «Партизан Мурат» (1943), «Золотая цепочка» (1945) и др. Награжден 2 орденами.

Соч.: Хастарлах, Шупашкар, 1958; Хакла керу, Шупашкар, 1962; Юманлахра сапла пулна, Шупашкар, 1964; Салтак ачисем, Шупашкар, 1965; Лайах эмел, Шупашкар, 1967; в русском пер. ‒ Однажды весной, Чебоксары, 1950; Всерьез и в шутку, Чебоксары, 1960.

Лит.: Чувашские писатели. Биобиблиографич. справочник, Чебоксары, 1964.

М. Я. Сироткин.

Агальматолит

Агальматолит (от греч. ágalma, род. п. agálmatos - украшение, статуя и líthos - камень)

пагодит, плотная мелкозернистая порода, состоящая из минерала пирофиллита, обычно с примесью талька, слюдистых и каолиновых минералов. Цвет белый, серый, буро-жёлтый, красно-бурый, зелёный, иногда имеется цветной рисунок, пятна. Твёрдость 2,5-3 по минералогической шкале, плотность 2800-2900 кг/м3. Залегает среди метаморфических сланцев, а также гидротермально измененных вулканогенных пород. Применяется как поделочный декоративный камень, а также в промышленности огнеупоров, приборостроении, электротехнике.

Г. П. Барсанов.

Агальцов

Филипп Александрович [р. 8(20).1.1900], маршал авиации (1962). Член КПСС с 1919. Родился в селе Солдатское Тульской области в семье крестьянина-бедняка. В 1915-19 был рабочим Обуховского завода. С 1919 - в Советской Армии, участник Гражданской войны. Окончил Военно-политическую школу (1925), Военно-политическую академию им. В. И. Ленина (1932), курсы лётчиков (1934). В 1937-38 участвовал добровольцем в Национально-революционной войне испанского народа. До 1940 на партийно-политической работе, затем на командных должностях. В начале Великой Отечественной войны командовал бомбардировочным авиационным полком, в 1941-43 начальник военно-авиационной школы пилотов, в 1943-45 командовал штурмовой авиадивизией и 1-м Польским смешанным авиационным корпусом. В 1949-56 1-й заместитель Главкома ВВС, в 1956-58 генерал-инспектор ВВС Главной инспекции Министерства обороны. В 1958-1962 заместитель Главкома ВВС. С 1962 командующий дальней авиацией. Награжден 3 орденами Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, 2 польскими орденами, а также медалями.

Ф. А. Агальцов.

Ф. А. Агальцов.

Агальцов Филипп Александрович

Агальцов Филипп Александрович [р. 8(20).1.1900], маршал авиации (1962). Член КПСС с 1919. Родился в селе Солдатское Тульской области в семье крестьянина-бедняка. В 1915‒19 был рабочим Обуховского завода. С 1919 ‒ в Советской Армии, участник Гражданской войны. Окончил Военно-политическую школу (1925), Военно-политическую академию им. В. И. Ленина (1932), курсы лётчиков (1934). В 1937‒38 участвовал добровольцем в Национально-революционной войне испанского народа. До 1940 на партийно-политической работе, затем на командных должностях. В начале Великой Отечественной войны командовал бомбардировочным авиационным полком, в 1941‒43 начальник военно-авиационной школы пилотов, в 1943‒45 командовал штурмовой авиадивизией и 1-м Польским смешанным авиационным корпусом. В 1949‒56 1-й заместитель Главкома ВВС, в 1956‒58 генерал-инспектор ВВС Главной инспекции Министерства обороны. В 1958‒1962 заместитель Главкома ВВС. С 1962 командующий дальней авиацией. Награжден 3 орденами Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, 2 польскими орденами, а также медалями.

Агамали оглы

Самед Ага (27.12.1867 - 6.10.1930), советский государственный деятель. Родился в селе Кырах-Кесемен (Азербайджан) в семье крестьянина. Член КПСС с 1920. Землемер. Участник Революции 1905-07 в Закавказье. После Февральской революции 1917 член Совета и Исполкома организации РСДРП (объединённой) в Гандже (ныне Кировабад), активно участвовал в работе Гуммет («Энергия»). С конца 1918 работал в Баку. После свержения мусаватского режима (1920) наркомзем Азербайджанской ССР; на 1-м съезде Советов Азербайджанской ССР (1921) избран заместителем председателя ЦИК Азербайджанской ССР. В 1922-29 председатель ЦИК Азербайджанской ССР. С образованием ЗСФСР (1922) один из председателей ЦИК ЗСФСР. На 1-м съезде Советов СССР (1922) избран членом ЦИК СССР, затем членом Президиума ЦИК СССР. Был членом ЦК КП(б) Азербайджана и Заккрайкома ВКП(б). Руководил введением латинизированного алфавита в республиках Советского Востока. Автор ряда работ о революционном движении, культурной революции на Востоке.

Лит.: Активные борцы за Советскую власть в Азербайджане, Баку, 1957, с. 28-30.

Агамали оглы Самед Ага

Агамали оглы Самед Ага (27.12.1867 ‒ 6.10.1930), советский государственный деятель. Родился в селе Кырах-Кесемен (Азербайджан) в семье крестьянина. Член КПСС с 1920. Землемер. Участник Революции 1905‒07 в Закавказье. После Февральской революции 1917 член Совета и Исполкома организации РСДРП (объединённой) в Гандже (ныне Кировабад), активно участвовал в работе Гуммет («Энергия»). С конца 1918 работал в Баку. После свержения мусаватского режима (1920) наркомзем Азербайджанской ССР; на 1-м съезде Советов Азербайджанской ССР (1921) избран заместителем председателя ЦИК Азербайджанской ССР. В 1922‒29 председатель ЦИК Азербайджанской ССР. С образованием ЗСФСР (1922) один из председателей ЦИК ЗСФСР. На 1-м съезде Советов СССР (1922) избран членом ЦИК СССР, затем членом Президиума ЦИК СССР. Был членом ЦК КП(б) Азербайджана и Заккрайкома ВКП(б). Руководил введением латинизированного алфавита в республиках Советского Востока. Автор ряда работ о революционном движении, культурной революции на Востоке.

Лит.: Активные борцы за Советскую власть в Азербайджане, Баку, 1957, с. 28-30.

Предыдущая страница Следующая страница