Статьи на букву "А" (часть 14, "АВТ"-"АГА")
Авторский лист - единица измерения объёма литературного произведения, равная 40 тыс. печатных знаков (включая пробелы между словами), или 700 строкам стихотворного материала, или 3 тыс. см2 отпечатанного графического материала (иллюстраций, карт и т. п.). См. Лист. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Авторское свидетельство - документ, устанавливающий право на изобретение. В СССР закрепляет за автором изобретения право на авторство, право на вознаграждение и другие права и льготы, а за государством - исключиельное право использования изобретения. Государство, выдавая А. с., берёт на себя заботу о реализации изобретения с учётом целесообразности его внедрения. Все социалистические организации могут применять изобретение, на которое выдано А. с., без специального разрешения. А. с. может быть выдано как советскому, так и иностранному гражданину. По общему правилу, автор имеет возможность выбора между А. с. и Патентом. Однако на некоторые виды изобретений, особо важные для снабжения продуктами питания и для охраны здоровья населения, а также на все изобретения, сделанные в связи с работой автора в социалистической организации, по её заданию или при её материальной помощи, может быть получено только А. с. Заявки на выдачу А. с. подаются в Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР, который проводит их экспертизу, устанавливая наличие изобретения. Социалистические организации обязаны выявлять предполагаемые изобретения, сделанные в СССР их работниками при выполнении ими служебных обязанностей, и подавать на них заявки с указанием имени автора (авторов). В этом случае А. с. выдаётся как автору, так и организации-заявителю, однако все вытекающие из А. с. права принадлежат только самому автору. Если авторов определить невозможно, организация может получить А. с. на своё имя в качестве автора. Впервые А. с. были введены в 1919, а современная форма охраны изобретений существует с 1931. В большинстве зарубежных социалистических стран существует аналогичная форма охраны изобретений, однако устанавливающий право документ не везде именуется А. с. В Болгарии, МНР, Польше, Румынии выдаются А. с., но при этом в Польше и Румынии А. с. устанавливает только права изобретателя, а не право на использование изобретения. В некоторых социалистических странах документ типа А. с. называется по-иному: в Чехословакии - «патент со звёздочкой» (в отличие от обычного патента), в ГДР - «хозяйственный патент». Близкое, но несколько иное содержание имеет охрана изобретений с помощью А. с., предусмотренная в Алжире. Об охране прав на изобретения в зарубежных государствах см. в статьях Патентное право и Патент. И. А. Грингольц. |
Авторулевой - гирорулевой, электронавигационный прибор для автоматического удержания корабля на заданном курсе, а также для изменения курса. Действие А. основано на автоматическом включении рулевого устройства при отклонении корабля от заданного курса. А. работает от Гирокомпаса или другого указателя направления. Рис. к ст. Авторулевой. |
Автосопровождение цели - автоматическое сопровождение цели, режим работы зенитных, авиационных и других комплексов, при котором без участия человека-оператора, а только под его контролем обеспечивается изменение ориентации оси или направления движения некоторых элементов комплекса вслед за изменениями траектории и скорости движения цели. Элементами боевых комплексов, работающими в режиме А. ц., могут быть антенны наземных и бортовых локаторов, пусковые установки, артиллерийского орудия, управляемые снаряды, ракеты, торпеды и др. А. ц. основывается на радиолокационном, фотооптическом, инфракрасном, квантовооптическом, акустическом, магнитном и других принципах излучения и приёма сигналов, обрабатываемых счётно-решающим устройством по заданной программе. А. ц. предшествуют обнаружение и «захват» цели. В процессе А. ц. вычисляются текущие координаты и углы упреждения. Конечная задача А. ц. - надёжное поражение цели за счёт повышения вероятности попадания в цель (при применении снарядов ударного действия) или вероятности накрытия цели областью поражения (при применении снарядов дистанционного действия). Естественные или искусственные помехи могут вызвать необходимость перехода с режима А. ц. на ручное сопровождение, что приводит к снижению устойчивости сопровождения и надёжности поражения цели. А. Е. Татарченко. |
Автоспоры - подвижные споры, возникающие бесполым путём у некоторых зелёных водорослей. Образуются по нескольку внутри материнской клетки и формируются во взрослые особи; у колониальных видов А. ещё внутри материнской клетки складываются в новую колонию. Освобождаются А. после ослизнения или разрыва оболочки материнской клетки. |
Автостанция грузовая - транспортная организация, осуществляющая междугородные перевозки грузов в системе автомобильного транспорта общего пользования. А. г. размещаются на выходах к автомобильным дорогам в крупных городах и промышленных центрах, у станций железных дорог, морских и речных пристаней и портов. Основные задачи А. г.: организация регулярных междугородных перевозок грузов; выполнение транспортно-экспедиционных и складских операций, погрузочно-разгрузочных работ на своих складах; контроль за соблюдением графиков движения подвижного состава; расчёт с грузоотправителями. А. г. принимает к перевозке грузы на основе заключённых договоров и разовых заказов. А. г. своего подвижного состава не имеет; по её заказам подвижной состав выделяется автохозяйствами общего пользования. А. г. - хозрасчётная организация, и грузоотправитель полностью рассчитывается с ней за все операции, связанные с транспортированием груза до пункта назначения. См. Автотранспортное предприятие. А. И. Малышев. |
Автостанция пассажирская - предназначена для обслуживания пассажиров междугородных и пригородных автобусных сообщений. А. п. строятся на транзитных и конечных остановочных пунктах в небольших городах и населённых местах и входят в комплекс сооружений на автомобильных дорогах (См. Автомобильная дорога). А. п. состоит из пассажирского здания с перроном посадки и высадки пассажиров, проезда у перрона, изолированного от автомобильной дороги, площадки для стоянки автобусов и автомобилей. В здании размещаются пассажирский зал с билетными кассами, кафе, комната диспетчера, санузлы, а также, в зависимости от величины А. п., помещение для пассажиров с детьми, камера хранения ручной клади, шофёрская. Расчётными показателями А. п. являются суточное отправление пассажиров и часовое отправление автобусов. Предел вместимости А. п. - 50 человек. Ю. А. Гольденберг. |
Автостерильность (от Авто... и Стерильность) самобесплодность растений, неспособность пыльцы растений прорастать на рыльце своего цветка, других цветков того же растения или растений того же сорта. Одно из приспособлений, обеспечивающих перекрёстное опыление, А. наблюдается у яблони, груши, вишни, ржи, свёклы и других перекрёстноопыляемых растений. А. иногда проявляется не у всех разновидностей и рас одного и того же вида и зависит от этапа развития растения: в начале цветения А. выражена резче, чем в конце. Ср. Автофертильность. |
Автостоп (от Авто... и английского stop - остановка) устройство для автоматической остановки железнодорожного поезда в случае, если машинист не отреагирует на сигнал, предписывающий остановку или снижение скорости. В систему А. входят путевые элементы (Трансмиттеры, реле, индукторы и т. д.), связанные с сигнализацией и автоматически приводимые в положение, при котором они воздействуют на тормозное устройство локомотива, если сигнал предписывает остановку или снижение скорости. В метрополитенах СССР применяются А. механического действия. Если машинист своевременно воспринял сигнал светофора, он заблаговременно отключает тормоз от воздействия на него путевого элемента А. и вручную управляет торможением. Отключение А. производится механизмом ручного управления, т. н. рукояткой бдительности. Применение А. исключает возможность аварии из-за невнимательности машиниста локомотива к сигналам светофоров. Лит.: Путевая блокировка и авторегулировка, М., 1966. А. В. Гудков. |
Автосцепка - устройство для автоматического сцепления железнодорожного подвижного состава, передачи и смягчения действия продольных усилий, развиваемых при движении и остановке поезда, а также при маневровой работе. Обеспечивает автоматическое сцепление подвижного состава при соударении, автоматическое возвращение деталей механизма в положение готовности к сцеплению после разведения подвижного состава и возможность работы «на буфер», когда при соударении А. их сцепления не требуется. Расцепление производится вручную (при этом человек не заходит между вагонами). На рис. показана А. и её расположение на вагоне. В корпусе А. 13 размещаются детали механизма сцепления. Тяговый хомут 6 с помощью клина 8, закрепленного болтами, упорной плиты 7, переднего 9 и заднего 1 упоров передаёт через поглощающий аппарат 5 продольные растягивающие и сжимающие усилия от корпуса А. на раму вагона. Маятниковые подвески 11 и центрирующая балка 12 возвращают в центральное положение отклоненный корпус А. Расцепной рычаг 3, удерживаемый кронштейном 2 и державкой 10, и цепь 14 предназначены для расцепления А. и установки механизма в выключенное положение при необходимости работы «на буфер»; поддерживающая планка 4 служит для удержания тягового хомута с поглощающим аппаратом и упорной плитой. Корпус сцепки имеет два зуба - большой и малый, между которыми образован зев. При сцеплении малый зуб одной сцепки входит в зев другой, а расположенные в корпусе А. замки нажимают один на другой и входят в карманы корпусов 13, обеспечивая сцепление. В сцепленном состоянии замкодержатель препятствует саморасцеплению А. в пути под влиянием ударов и толчков. Для расцепления А. необходимо поворотом валика подъёмника любой из сцепок сначала отпереть соответствующий замкодержатель, а затем отвести замок назад. В положение готовности к новому сцеплению замки приводятся при выводе малого зуба из зева или без разведения А. (при ошибочном расцеплении) - поднятием замкодержателя. Прочность деталей А. несколько ниже прочности рамы вагона во избежание её разрушения при значительных продольных усилиях. Лит.: Вагоны. Конструкция, теория и расчет, под ред. Л. А. Шадура и И. И. Челнокова, М., 1965; Коломийченко В. В., Голованов В. Г., Автосцепка подвижного состава, М., 1967. В. В. Коломийченко, А. М. Ножевников. Автосцепка СА-3. |
Автотипия (от Авто... и греческого týpos - отпечаток) способ полиграфического воспроизведения полутоновых изображений (фотоснимков, акварельных рисунков, масляной живописи и т. п.) средствами высокой печати (См. Высокая печать), основанный на возможности передачи полутонов системой точек различных размеров и одинаковой силы (насыщенности). В наиболее светлых местах изображения точки имеют наименьший диаметр и постепенно увеличиваются по мере усиления тона. Деление полутонов на точки достигается фотографированием оригинала (изображения) через оптический прибор - Растр. В зависимости от качества бумаги, на которой будет печататься репродукция, и скорости печатания применяются растры с различной частотой линий - от 24 до 80 на 1 см, в соответствии с чем на каждый см2 репродукции приходится от 576 до 6400 точек. Негатив, полученный при фотографировании через растр, копируют на металл (б. ч. цинк) и копию травят кислотой (см. Цинкография), разъедающей металл в промежутках между точками. В результате точки делаются рельефными, т. е. получается форма высокой печати - автотипное (растровое) клише. |
Автотомия - аутотомия (от Авто... и греч. tomē - отсечение), самокалечение, защитная реакция, наблюдаемая у многих животных при резком раздражении, например при схватывании хищником. А. заключается в самопроизвольном отбрасывании конечностей, хвоста или других частей тела. Термин «А.» ввёл и обстоятельно изучил это явление бельгийский физиолог Л. Фредерик (1883). А. распространена у беспозвоночных животных: некоторые гидроидные полипы и актинии отбрасывают щупальца, немертины и кольчатые черви - конец тела, морские лилии, звёзды и другие иглокожие - лучи, моллюски - сифоны, ракообразные - клешни и другие конечности. Из позвоночных животных А. свойственна только ящерицам; они отбрасывают хвост. А. - рефлекторный процесс; место А. у каждого животного определённое. У ящериц, например, А. управляется нервным центром, находящимся в спинном мозгу, а перелом происходит при резком сокращении мышц в том месте позвоночника, где расположена поперечная хрящевая пластинка. А. обычно связана со способностью восстанавливать утраченные части тела - регенерацией (См. Регенерация), которая легче всего происходит в месте А. |
Автотракторная служба (воен.) одна из тыловых служб Советских Вооруженных Сил. Занимается снабжением войск автотракторной техникой, организацией и осуществлением технически правильного её использования, обслуживания, содержания, ремонта и эвакуации, руководит автотракторной подготовкой войск, научно-исследовательской работой по совершенствованию автотракторной техники, подготовкой инженерно-технических и командных кадров военных автомобилистов, разрабатывает руководства и наставления по техническому обеспечению автотракторной техники, проводит мероприятия по предупреждению автомобильных аварий и катастроф в войсках, оказывает помощь организациям ДОСААФ по обучению допризывников водительским специальностям. |
Автотракторная техника - в военном деле, автомобили всех видов, гусеничные и колёсные тягачи, транспортёры, тракторы, автотракторные прицепы, состоящие на вооружении войск и служащие для обеспечения боевых действий средствами транспорта. По назначению все машины делятся на боевые с установленным на них или буксируемым вооружением (боевой техникой); учебно-боевые, на которых проводится отработка задач по боевой подготовке и совершенствование выучки боевых расчётов (экипажей, водителей); строевые - для перевозки личного состава, вооружения, боеприпасов и табельного имущества; специальные - для управления войсками; транспортные - для хозяйственных, технических и других видов обслуживания войск; учебные - для обучения личного состава практическому вождению машин. Я. Е. Фаробин. |
Автотракторные масла - см. Моторные масла. |
Автотранспортная служба (воен.) одна из тыловых служб Советских Вооруженных Сил. Осуществляет перевозки войск, воинских грузов, эвакуацию больных и раненых и вышедшей из строя техники; ведает организацией и осуществлением оперативных, снабженческих, эвакуационных и других воинских перевозок автотранспортом; руководит подготовкой личного состава автомобильных войск (См. Автомобильные войска), военно-научной работой, в области организации автоперевозок, совершенствованием автотранспортных средств и погрузочно-выгрузочных механизмов. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Автотрансформатор - электрический Трансформатор, все обмотки которого гальванически соединены друг с другом (рис.). При малых коэффициентах трансформации А. легче и дешевле многообмоточного трансформатора. Отношение объёма VA меди А. к объёму меди многообмоточного трансформатора VM той же мощности, с тем же коэффициентом трансформации n равно: VA/VM = (n - 1)n. Недостаток А. - невозможность гальванического обособления цепей. А. служат преобразователями электрического напряжения в пусковых устройствах мощных электродвигателей переменного тока, в схемах релейной защиты для плавного регулирования напряжения и др. Регулируемые А. позволяют благодаря механическому перемещению точки отвода вторичного напряжения сохранить его постоянным при изменениях первичного напряжения. Лит. см. при статье Трансформатор. Электрическая схема автотрансформатора: Uв - высшее напряжение; Wв - обмотка высшего напряжения; Uн - низшее напряжение; Wн - обмотка низшего напряжения. |
Автотропизм (от Авто... и греческого trópos - поворот, направление) способность органов растения распрямляться после того, как раздражение, вызвавшее изгиб, перестаёт действовать. А. проявляется, например, у злаков, полёгших после дождя. См. Тропизмы. |
Автотрофные организмы (от Авто... и греческого trophē - пища) аутотрофные организмы, синтезирующие из неорганических веществ необходимые для жизни органические вещества. Роль А. о. в природе огромна, т. к. они создают все органические вещества, которые не могут синтезировать человек и почти все животные (см. Гетеротрофные организмы). К А. о. относятся высшие растения (кроме паразитных и сапрофитных), водоросли и некоторые бактерии. Высшие растения и водоросли, содержащие хлорофилл, являются фотосинтетиками; они синтезируют органическое вещество из простых соединений - углекислого газа и воды - за счёт солнечной энергии (см. Фотосинтез). Автотрофные бактерии - хемосинтетики - синтезируют органическое вещество из минеральных соединений за счёт энергии некоторых химических реакций (см. Хемосинтез). Например, почвенные бактерии Nitrosomonas и Nitrobacter окисляют аммиак до солей азотистой и азотной кислот и используют освобождающуюся энергию на построение тела; железобактерии используют энергию окисления закисных форм железа; серобактерии окисляют сероводород до солей серной кислоты (одни виды серобактерий бесцветны и являются типичными хемосинтетиками, другие, например пурпурные серобактерии, окрашены и способны к фоторедукции, т. е. фотосинтезу, при котором источником водорода для восстановления углекислого газа служит не вода, а сероводород). Исключительно велика роль А. о. в круговороте веществ (См. Круговорот веществ) в природе. Лит.: Вернадский В. И., Живое вещество первого и второго порядка в биосфере, Избр. соч., т. 5, М., 1960, с. 63-71. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Автофертильность (от Авто... и латинского fertilis - плодородный) самоплодность растений, способность растений давать при самоопылении нормальные семена. А. характерна для пшеницы, ячменя, овса, проса, персика, айвы и др. Ср. Автостерильность. |
Автохозяйство грузовое - см. Автотранспортное предприятие. |
Автохоры (от Авто... и греческого chōréō - продвигаюсь) растения, распространяющиеся без содействия внешних факторов путём разбрасывания семян из лопнувшего зрелого плода (Механохория), зарывания плодов в почву (Геокарпия), или путём опадания плодов и семян только под действием их тяжести (Барохория). |
Автохтонный (от греческого autóchthōn - местный) 1) автохтонные горные породы и полезные ископаемые, исходный материал которых возник на месте их образования, например каменный уголь, образовавшийся из растений на месте их произрастания. 2) Автохтонные структуры (автохтон) - часть складчатых сооружений, оставшаяся при тектонических нарушениях на месте, в противоположность аллохтонным структурам (см. Покров тектонический). |
Автохтоны (от греческого autóchthones - коренные жители) аборигены (биол.), организмы, возникшие в процессе эволюции в данной местности и, в отличие от аллохтонов (См. Аллохтоны), живущие в ней в настоящее время. Так, утконос и эвкалипт являются А. Австралии, а муравьеды, ленивцы и дикий картофель - А. Южной Америки. |
Автоштурман - автономное аэронавигационное устройство, автоматически и непрерывно производящее прокладку пути (вычисление текущих координат) летательного аппарата. По выполняемым функциям А. разделяют на автоматические указатели текущих координат, необходимые для ориентировки, и программные навигационные автоматы, направляющие полёт по заданной траектории или к заданной цели. А. (рис.) состоит из датчиков истинной воздушной скорости и курса, датчиков скорости и направления ветра, задатчиков угла карты и координат цели, счетно-решающего устройства, указателей задаваемых и выходных параметров. Действие А. сводится к непрерывному интегрированию по времени счётно-решающим устройством составляющих путевой скорости летательного аппарата, равных геометрической сумме истинной воздушной скорости и скорости ветра, в результате чего обеспечивается измерение пройденного расстояния на цель (X) и бокового отклонения от заданного маршрута (Y) в условной системе координат OXY, повернутой относительно географической системы координат на угол карты ψ0. Перед вылетом в А. вводятся координаты места вылета - географическая широта φ0 и долгота λ0. В полёте А. непрерывно измеряет вектор истинной воздушной скорости V и истинный курс ψ, а скорость ветра U и его направление (угол δ) определяются периодически и вводятся в А. либо вручную, либо автоматически. Т. к. принцип действия А. основан на косвенном методе измерения, то у него, помимо инструментальных ошибок, существуют также и методические ошибки. Наличие последних обусловливает целесообразность комплектования А. с другими бортовыми системами навигации (инерциальной, радиотехнической и др.). В литературе А. получил также названия - навигационный автомат воздушного счисления пути и навигационный координатор. Первый А. в СССР предложил В. Ю. Поляк в 1930. Лит.: Селезнев В. П., Навигационные устройства, М., 1961. А. Л. Горелик. Рис. к ст. Автоштурман. |
Автоэлектронная эмиссия - выход электронов из металла (См. Металлы) или полупроводника (См. Полупроводники) под действием сильного электрического поля. Более точное название, отражающее природу явления, - Туннельная эмиссия (см. Туннельный эффект). |
Авуары (от французского avoir - имущество, актив) 1) в широком смысле - различные активы (денежные средства, чеки, векселя, переводы, аккредитивы), за счёт которых могут быть произведены платежи и погашены обязательства их владельцев. 2) В узком смысле - средства банка (его касса, счета в других банках, легко реализуемые ценные бумаги, векселя и т. п.), находящиеся на его счетах в заграничных банках в иностранной валюте. Совокупность таких средств, принадлежащих какой-либо стране, называется её иностранными А. Т. к. значительная часть платёжного оборота между капиталистическими государствами осуществляется в долларах и в фунтах стерлингов, наиболее распространены А. в долларах и стерлингах. |
Авункулат (от лат. avunculus - дядя по матери) установленная обычаем, восходящая преимущественно ко времени перехода от материнского рода к отцовскому тесная связь между дядей с материнской стороны и племянниками. Характеризуется взаимными правами и обязательствами, поддерживающими близость человека к роду его матери. А. известен у многих древних и как пережиток у некоторых современных народов Африки, Океании и др. Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, М., 1953, с. 141; Косвен М. О., Авункулат, «Советская этнография», 1948, № 1. |
Хизгил Давидович (р. 16.1.1913, село Нюгды, Дербентского района), татский советский писатель. Член КПСС с 1940. Пишет на татском и русском языках. Участник Великой Отечественной войны. До 1965 занимался журналистикой. В 1939 опубликована его первая повесть «Влюбленные». Сборники рассказов и очерков «Дружба» (1956), «Встреча у родника» (1960), «Как я воскрес» (1961, на русском языке), «Невеста с сюрпризом» (1966, на русском языке) принесли А. известность. А. - автор повестей «Судьба Сосуна» (1957; в русском переводе - «Под чинарами», 1960), «Кушак бедности» (1963) и «Толмач имама» (1967, на русском языке), пьесы «Любовь в опасности» и др. А. - один из первых собирателей татского фольклора; им издан сборник «Татский фольклор» (1940). Награжден орденом «Знак почёта» и медалями. Соч.: Встреча у родника, М., 1960; Под чинарами, М., 1960. Лит.: История дагестанской советской литературы, т. 1-2, Махачкала, 1967. Г. Мусаханова. |
Авшалумов Хизгил Давидович (р. 16.1.1913, село Нюгды, Дербентского района), татский советский писатель. Член КПСС с 1940. Пишет на татском и русском языках. Участник Великой Отечественной войны. До 1965 занимался журналистикой. В 1939 опубликована его первая повесть «Влюбленные». Сборники рассказов и очерков «Дружба» (1956), «Встреча у родника» (1960), «Как я воскрес» (1961, на русском языке), «Невеста с сюрпризом» (1966, на русском языке) принесли А. известность. А. ‒ автор повестей «Судьба Сосуна» (1957; в русском переводе ‒ «Под чинарами», 1960), «Кушак бедности» (1963) и «Толмач имама» (1967, на русском языке), пьесы «Любовь в опасности» и др. А. ‒ один из первых собирателей татского фольклора; им издан сборник «Татский фольклор» (1940). Награжден орденом «Знак почёта» и медалями. Соч.: Встреча у родника, М., 1960; Под чинарами, М., 1960. Лит.: История дагестанской советской литературы, т. 1‒2, Махачкала, 1967. Г. Мусаханова. |
I Ага́ (тюрк. - господин) в султанской Турции титул военачальников, в том числе командира янычар (См. Янычары), а также начальников некоторых групп придворных слуг. После ликвидации янычар (1826) - младшие и средние офицеры турецкой армии. В современной Турции А. - форма обращения к зажиточным землевладельцам, иногда - составная часть имени. II Ага́ (Bufo marinus) земноводное семейства жаб отряда бесхвостых. Длина тела до 25 см (один из самых крупных представителей отряда). Характерны огромные околоушные железы по бокам головы и костные надглазничные гребни. Выделения кожных желёз ядовиты и употребляются местным населением для смачивания наконечников стрел. Встречается в Южной и Центральной Америке. Активна ночью. Самка откладывает до 35 тыс. икринок. Весьма прожорлива; питается насекомыми, моллюсками, другими мелкими животными. А. разводят для истребления вредителей на плантациях сахарного тростника (Пуэрто-Рико, Гаити, Гуам, Гавайи, Соломоновы острова). П. В. Терентьев. Рис. к ст. Ага. |
Ага, (Bufo marinus), земноводное семейства жаб отряда бесхвостых. Длина тела до 25 см (один из самых крупных представителей отряда). Характерны огромные околоушные железы по бокам головы и костные надглазничные гребни. Выделения кожных желёз ядовиты и употребляются местным населением для смачивания наконечников стрел. Встречается в Южной и Центральной Америке. Активна ночью. Самка откладывает до 35 тыс. икринок. Весьма прожорлива; питается насекомыми, моллюсками, другими мелкими животными. А. разводят для истребления вредителей на плантациях сахарного тростника (Пуэрто-Рико, Гаити, Гуам, Гавайи, Соломоновы острова). П. В. Терентьев. |
Исфахани, художник тебризской школы (См. Тебризская школа) миниатюры 16 в. и резчик по слоновой кости. Автор нескольких миниатюр («Меджнун среди диких зверей» и др.) в знаменитой рукописи «Хамсе» Низами (1539-43, Британский музей, Лондон). Его произведения отличаются гармоничной композицией, изысканностью колорита и тончайшей разработкой деталей. Лит.: Казиев А. Ю., Миниатюры рукописи «Хамсэ» Низами 1539-1543 гг., Баку, 1964; Stchoukine J., Les peintures des manuscrits Safavis de 1502 a 1587, P., 1959. |
Ага Мирек Исфахани, художник тебризской школы миниатюры 16 в. и резчик по слоновой кости. Автор нескольких миниатюр («Меджнун среди диких зверей» и др.) в знаменитой рукописи «Хамсе» Низами (1539‒43, Британский музей, Лондон). Его произведения отличаются гармоничной композицией, изысканностью колорита и тончайшей разработкой деталей. Лит.: Казиев А. Ю., Миниатюры рукописи «Хамсэ» Низами 1539‒1543 гг., Баку, 1964; Stchoukine J., Les peintures des manuscrits Safavis de 1502 a 1587, P., 1959. |
Ага Мохаммед-хан Каджар (1742 - 1797) иранский шах с 1796, основатель Каджарской династии. Возглавил борьбу каджарских феодалов с зендскими, завершившуюся в 1794 победой каджаров (См. Каджары). В 1786 объявил Тегеран столицей. Отличался чрезвычайной жестокостью в расправах со своими противниками и восстававшими народными массами. В 1795 совершил разрушительное вторжение в Азербайджан и Грузию, разграбил Тбилиси. Во время второго похода в Закавказье в 1797 был убит своими придворными. |
Ага (тюрк. ‒ господин), в султанской Турции титул военачальников, в том числе командира янычар, а также начальников некоторых групп придворных слуг. После ликвидации янычар (1826) ‒ младшие и средние офицеры турецкой армии. В современной Турции А. ‒ форма обращения к зажиточным землевладельцам, иногда ‒ составная часть имени. |
I Агабабя́н Григорий Гарегинович [р. 12(25).6.1911, Александрополь, ныне Ленинакан], советский архитектор, заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1961). Член КПСС с 1951. Окончил Ереванский политехнический институт (1937). В 1950-59 главный архитектор Еревана. С 1959 председатель Госстроя Армянской ССР. Работы: школы, техникумы, жилые дома в Ереване и Кировакане; холодильник (1950), центральный крытый рынок (1952), Большой Разданский мост (1956) и автовокзал (1961) в Ереване. В 1942-45 занимался архитектурными обмерами памятников древне-армянского зодчества. Г. Г. Агабабян. Центральный крытый рынок в Ереване. 1952. Вход. II Агабабя́н Сурен Бардухович (р. 22.1.1922, город Караклис, ныне Кировакан), армянский советский критик, литературовед. Член КПСС с 1949. Доктор филологических наук. Автор монографических работ об А. Бакунце (1963, на русском языке 1965), сборников критических статей «Отклики» (1963), «Современность и литература» (1965), многих статей по современной армянской литературе. Один из авторов «Истории армянской советской литературы» (т. 1-2, 1961-65, на русском языке 1966). |
Агабабян Григорий Гарегинович [р. 12(25).6.1911, Александрополь, ныне Ленинакан], советский архитектор, заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1961). Член КПСС с 1951. Окончил Ереванский политехнический институт (1937). В 1950‒59 главный архитектор Еревана. С 1959 председатель Госстроя Армянской ССР. Работы: школы, техникумы, жилые дома в Ереване и Кировакане; холодильник (1950), центральный крытый рынок (1952), Большой Разданский мост (1956) и автовокзал (1961) в Ереване. В 1942‒45 занимался архитектурными обмерами памятников древне-армянского зодчества. |
Агабабян Сурен Бардухович (р. 22.1.1922, город Караклис, ныне Кировакан), армянский советский критик, литературовед. Член КПСС с 1949. Доктор филологических наук. Автор монографических работ об А. Бакунце (1963, на русском языке 1965), сборников критических статей «Отклики» (1963), «Современность и литература» (1965), многих статей по современной армянской литературе. Один из авторов «Истории армянской советской литературы» (т. 1‒2, 1961‒65, на русском языке 1966). |
Агава (Agave) род растений семейства агавовых. Стебель укороченный, с розеткой крупных, у многих видов мясистых и колючих листьев. Цветёт на 6-15-м году (редко позже), образуя цветонос (высотой до 12 м) с большим числом (до 17 тыс.) цветков; после созревания плодов надземная часть растения отмирает, а у ряда видов от корневищ отрастают новые растения. Свыше 300 видов А. дико произрастают в Мексике и прилегающих к ней областях. В Европу А. завезена вскоре после открытия Америки; наиболее распространена A. americana, культивируемая как декоративное растение в Средиземноморье. В СССР культивируется в парках Южного берега Крыма и Черноморского побережья Кавказа. Из листьев многих видов А. изготавливают канаты, верёвки, шпагат, половики, упаковочные и другие грубые ткани; из отходов производят бумагу, главным образом обёрточную. Некоторые виды А. разводят в тропических областях обоих полушарий для получения волокна. Наиболее ценны A. sisalana, дающая т. н. сизаль, A. fouteroydes - генекен (юкатанский сизаль), A. cantala - канталу, и др. Из сахаристого сока A. atrovirens и др., собранного перед началом цветения, готовят алкогольные напитки - пульке и мецкаль. Корни некоторых А. в Мексике применяют в медицине. A. americana, А. attenuata, A. victoriae-reginae и многих др. разводят как оригинальные комнатные и оранжерейные растения. Агава американская; а - цветок. |
Агавские языки - агау, Кушитские языки северной Эфиопии: авийя, дамот, кемант, квара, кайла, хамир, хамта, билин. До миграции семитов из южной Аравии (середина 1-го тыс. до н.э.) на А. я. говорила почти вся современная северная Эфиопия. Островки агавоязычного населения сохранились в зонах распространения амхарского языка и тигре. Фонетика типична для кушитских языков: почти во всех языках есть глоттализованный k, фарингальный' (как арабский айн). Есть огубленные gω, kω, . Обнаружены тона. Средства словоизменения и словообразования - суффиксация, префиксация, редупликация (например, в языке билин käs-"плечо", käs∋s - «плечи»), внутренняя флексия. У имени 2 рода, 2 числа, суффиксальные падежи. У глагола - породы (каузатив, пассив и пр.), наклонения, 2 или 3 времени. Распространены зависимые глагольные формы. Спряжение суффиксальное (из аналитических конструкций). Языки хамта и авийя сохраняют остатки древнего префиксального спряжения. Лит.: Reinisch L., Die Bilin-Sprache, Bd 1-2, W., 1883-87; Conti-Rossini С., La langue des Kemant en Abyssinie.W., 1912. А. Б. Долгопольский. |
Агадес (Agadez, Agades) город в Республике Нигер, в оазисе Аир, на автодороге Алжир - Зиндер; центр округа Агадес. 6,9 тыс. жителей (1962). Аэродром. Торгово-распределительный центр. Завод керамических изделий. Дворец султана и мечеть 16 в. К С. от А. добыча олова, вольфрама, каменной соли; промышленное месторождение урановой руды. |
Агаджанова (Агаджанова-Шутко) Нина (Нуне) Фердинандовна [р. 27.10(8.11).1889], советский партийный деятель, педагог, киносценарист. Родилась в Екатеринодаре в семье купца. Училась на педагогических курсах в Екатеринодаре. Член КПСС с 1907. Вела нелегальную партийную работу в Воронеже, Орле, Москве, Иваново-Вознесенске, Петербурге. В 1914-15 член Выборгского комитета партии в Петрограде. В 1914 ответственный секретарь журнала «Работница». За революционную деятельность 5 раз отбывала тюремное заключение, дважды ссылку. Активная участница Февральской и Октябрьской революций 1917: член Петербургского и Выборгского комитетов партии, депутат Петроградского совета от Выборгского района. В 1918-19 на подпольной работе в тылу белогвардейских войск, в Новороссийске и Ростове-на-Дону. В 1919 член подпольного Донского областного комитета РКП(б). В 1920 ответственный секретарь Белорусского ВРК. В 1921-22 сотрудник советских посольств в Праге, в 1934-38 в Риге. С 1924 начала работать на киностудиях. Автор сценария «Броненосец Потемкин» и ряда других фильмов. В 1945-52 на педагогической работе во ВГИКе. Персональная пенсионерка. Лит.: Герои Октября, т. 1, Л., 1967. |
Агаджанова (Агаджанова-Шутко) Нина (Нуне) Фердинандовна [р. 27.10(8.11).1889], советский партийный деятель, педагог, киносценарист. Родилась в Екатеринодаре в семье купца. Училась на педагогических курсах в Екатеринодаре. Член КПСС с 1907. Вела нелегальную партийную работу в Воронеже, Орле, Москве, Иваново-Вознесенске, Петербурге. В 1914‒15 член Выборгского комитета партии в Петрограде. В 1914 ответственный секретарь журнала «Работница». За революционную деятельность 5 раз отбывала тюремное заключение, дважды ссылку. Активная участница Февральской и Октябрьской революций 1917: член Петербургского и Выборгского комитетов партии, депутат Петроградского совета от Выборгского района. В 1918‒19 на подпольной работе в тылу белогвардейских войск, в Новороссийске и Ростове-на-Дону. В 1919 член подпольного Донского областного комитета РКП(б). В 1920 ответственный секретарь Белорусского ВРК. В 1921‒22 сотрудник советских посольств в Праге, в 1934‒38 в Риге. С 1924 начала работать на киностудиях. Автор сценария «Броненосец Потемкин» и ряда других фильмов. В 1945‒52 на педагогической работе во ВГИКе. Персональная пенсионерка. Лит.: Герои Октября, т. 1, Л., 1967. |
Степан Меликсетович [16(28).12.1863, Шуша, Нагорный Карабах, - 13.12.1940, Ереван], советский живописец-портретист, народный художник Армянской ССР (1938). Учился в художественой студии в Марселе (1886-90) и в академии Жюлиана в Париже (1897-1900) у Ж. П. Лоранса и Б. Констана. Работал в Ростове-на-Дону (с 1903) и Ереване (с 1922). Реалистические портреты А. отличаются содержательностью характеристик, сдержанностью колорита (портреты отца и матери, оба 1900). Некоторые из них превращаются в портреты-типы («Дядюшка Седрак» и"Васил", оба 1926; «Беспризорник», 1928); глубоким психологизмом отмечены автопортреты (1925 и 1926). (Все названные произведения - в Картинной галерее Армении в Ереване.) Лит.: Мартикян Е. А., С. М. Агаджанян, М., 1958. С. М. Агаджанян. Автопортрет. 1926. Картинная галерея Армении. Ереван. |
Агаджанян Степан Меликсетович [16(28).12.1863, Шуша, Нагорный Карабах, ‒ 13.12.1940, Ереван], советский живописец-портретист, народный художник Армянской ССР (1938). Учился в художественой студии в Марселе (1886‒90) и в академии Жюлиана в Париже (1897‒1900) у Ж. П. Лоранса и Б. Констана. Работал в Ростове-на-Дону (с 1903) и Ереване (с 1922). Реалистические портреты А. отличаются содержательностью характеристик, сдержанностью колорита (портреты отца и матери, оба 1900). Некоторые из них превращаются в портреты-типы («Дядюшка Седрак» и"Васил", оба 1926; «Беспризорник», 1928); глубоким психологизмом отмечены автопортреты (1925 и 1926). (Все названные произведения ‒ в Картинной галерее Армении в Ереване.) Лит.: Мартикян Е. А., С. М. Агаджанян, М., 1958. |
Агаджари - центр крупного нефтяного месторождения, открытого в 1943-44 на Ю.-З. Ирана. Нефтепроводом связано с нефтеочистительным заводом в Абадане. Разработки ведутся международным нефтяным консорциумом (в котором участвуют США, Великобритания, Нидерланды, Франция). В 1960 А. дало 64% всей добычи нефти Ирана. |
Агадир - город на крайнем Ю.-З. Марокко, на побережье Атлантического океана, административный центр провинции Агадир. Около 50 тыс. жителей (1968). Порт (грузооборот 349 тыс. т, 1966), обслуживающий район Суса (вывоз цитрусовых, ранних овощей, руд цветных металлов). А. - один из главных рыбопромышленых центров страны (заводы по переработке сардин). Цементный завод. В районе А. приморские курорты. А. основан в 16 в. С 1911 А. известен в связи с агадирским инцидентом (см. в статье Марокканские кризисы). В 1960 сильно пострадал от землетрясения. |
Агадирский инцидент 1911 - см. в статье Марокканские кризисы. |
Агадырь - посёлок городского типа в Шетском районе Карагандинской области Казахской ССР. Железнодорожная станция в 200 км к Ю. от Караганды. 13 тыс. жителей (1968). Предприятия железнодорожного и автомобильного транспорта. |
Леонид Яковлевич (р. 18.4.1910, село Канаш, ныне Ядринского района Чувашской АССР), чувашский советский писатель. Член КПСС с 1943. Окончил ГИТИС (1935). Автор очерков, рассказов: «Лесной отряд», «Последняя сказка»; пьес «Обман» (1931), «Мощь» (1932); повести «Однажды весной» (1939) о революционном преобразовании чувашской деревни. Автор сборников военных и сатирических рассказов «Фронтовые ребята» (1943), «Смеяться хочется» (1955), «Козлы» (1959); повестей «Партизан Мурат» (1943), «Золотая цепочка» (1945) и др. Награжден 2 орденами. Соч.: Хастарлах, Шупашкар, 1958; Хакла керу, Шупашкар, 1962; Юманлахра сапла пулна, Шупашкар, 1964; Салтак ачисем, Шупашкар, 1965; Лайах эмел, Шупашкар, 1967; в русском пер. - Однажды весной, Чебоксары, 1950; Всерьез и в шутку, Чебоксары, 1960. Лит.: Чувашские писатели. Биобиблиографич. справочник, Чебоксары, 1964. М. Я. Сироткин. |
Агаков Леонид Яковлевич (р. 18.4.1910, село Канаш, ныне Ядринского района Чувашской АССР), чувашский советский писатель. Член КПСС с 1943. Окончил ГИТИС (1935). Автор очерков, рассказов: «Лесной отряд», «Последняя сказка»; пьес «Обман» (1931), «Мощь» (1932); повести «Однажды весной» (1939) о революционном преобразовании чувашской деревни. Автор сборников военных и сатирических рассказов «Фронтовые ребята» (1943), «Смеяться хочется» (1955), «Козлы» (1959); повестей «Партизан Мурат» (1943), «Золотая цепочка» (1945) и др. Награжден 2 орденами. Соч.: Хастарлах, Шупашкар, 1958; Хакла керу, Шупашкар, 1962; Юманлахра сапла пулна, Шупашкар, 1964; Салтак ачисем, Шупашкар, 1965; Лайах эмел, Шупашкар, 1967; в русском пер. ‒ Однажды весной, Чебоксары, 1950; Всерьез и в шутку, Чебоксары, 1960. Лит.: Чувашские писатели. Биобиблиографич. справочник, Чебоксары, 1964. М. Я. Сироткин. |
Агальматолит (от греч. ágalma, род. п. agálmatos - украшение, статуя и líthos - камень) пагодит, плотная мелкозернистая порода, состоящая из минерала пирофиллита, обычно с примесью талька, слюдистых и каолиновых минералов. Цвет белый, серый, буро-жёлтый, красно-бурый, зелёный, иногда имеется цветной рисунок, пятна. Твёрдость 2,5-3 по минералогической шкале, плотность 2800-2900 кг/м3. Залегает среди метаморфических сланцев, а также гидротермально измененных вулканогенных пород. Применяется как поделочный декоративный камень, а также в промышленности огнеупоров, приборостроении, электротехнике. Г. П. Барсанов. |
Филипп Александрович [р. 8(20).1.1900], маршал авиации (1962). Член КПСС с 1919. Родился в селе Солдатское Тульской области в семье крестьянина-бедняка. В 1915-19 был рабочим Обуховского завода. С 1919 - в Советской Армии, участник Гражданской войны. Окончил Военно-политическую школу (1925), Военно-политическую академию им. В. И. Ленина (1932), курсы лётчиков (1934). В 1937-38 участвовал добровольцем в Национально-революционной войне испанского народа. До 1940 на партийно-политической работе, затем на командных должностях. В начале Великой Отечественной войны командовал бомбардировочным авиационным полком, в 1941-43 начальник военно-авиационной школы пилотов, в 1943-45 командовал штурмовой авиадивизией и 1-м Польским смешанным авиационным корпусом. В 1949-56 1-й заместитель Главкома ВВС, в 1956-58 генерал-инспектор ВВС Главной инспекции Министерства обороны. В 1958-1962 заместитель Главкома ВВС. С 1962 командующий дальней авиацией. Награжден 3 орденами Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, 2 польскими орденами, а также медалями. Ф. А. Агальцов. |
Агальцов Филипп Александрович [р. 8(20).1.1900], маршал авиации (1962). Член КПСС с 1919. Родился в селе Солдатское Тульской области в семье крестьянина-бедняка. В 1915‒19 был рабочим Обуховского завода. С 1919 ‒ в Советской Армии, участник Гражданской войны. Окончил Военно-политическую школу (1925), Военно-политическую академию им. В. И. Ленина (1932), курсы лётчиков (1934). В 1937‒38 участвовал добровольцем в Национально-революционной войне испанского народа. До 1940 на партийно-политической работе, затем на командных должностях. В начале Великой Отечественной войны командовал бомбардировочным авиационным полком, в 1941‒43 начальник военно-авиационной школы пилотов, в 1943‒45 командовал штурмовой авиадивизией и 1-м Польским смешанным авиационным корпусом. В 1949‒56 1-й заместитель Главкома ВВС, в 1956‒58 генерал-инспектор ВВС Главной инспекции Министерства обороны. В 1958‒1962 заместитель Главкома ВВС. С 1962 командующий дальней авиацией. Награжден 3 орденами Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, 2 польскими орденами, а также медалями. |
Самед Ага (27.12.1867 - 6.10.1930), советский государственный деятель. Родился в селе Кырах-Кесемен (Азербайджан) в семье крестьянина. Член КПСС с 1920. Землемер. Участник Революции 1905-07 в Закавказье. После Февральской революции 1917 член Совета и Исполкома организации РСДРП (объединённой) в Гандже (ныне Кировабад), активно участвовал в работе Гуммет («Энергия»). С конца 1918 работал в Баку. После свержения мусаватского режима (1920) наркомзем Азербайджанской ССР; на 1-м съезде Советов Азербайджанской ССР (1921) избран заместителем председателя ЦИК Азербайджанской ССР. В 1922-29 председатель ЦИК Азербайджанской ССР. С образованием ЗСФСР (1922) один из председателей ЦИК ЗСФСР. На 1-м съезде Советов СССР (1922) избран членом ЦИК СССР, затем членом Президиума ЦИК СССР. Был членом ЦК КП(б) Азербайджана и Заккрайкома ВКП(б). Руководил введением латинизированного алфавита в республиках Советского Востока. Автор ряда работ о революционном движении, культурной революции на Востоке. Лит.: Активные борцы за Советскую власть в Азербайджане, Баку, 1957, с. 28-30. |
Агамали оглы Самед Ага (27.12.1867 ‒ 6.10.1930), советский государственный деятель. Родился в селе Кырах-Кесемен (Азербайджан) в семье крестьянина. Член КПСС с 1920. Землемер. Участник Революции 1905‒07 в Закавказье. После Февральской революции 1917 член Совета и Исполкома организации РСДРП (объединённой) в Гандже (ныне Кировабад), активно участвовал в работе Гуммет («Энергия»). С конца 1918 работал в Баку. После свержения мусаватского режима (1920) наркомзем Азербайджанской ССР; на 1-м съезде Советов Азербайджанской ССР (1921) избран заместителем председателя ЦИК Азербайджанской ССР. В 1922‒29 председатель ЦИК Азербайджанской ССР. С образованием ЗСФСР (1922) один из председателей ЦИК ЗСФСР. На 1-м съезде Советов СССР (1922) избран членом ЦИК СССР, затем членом Президиума ЦИК СССР. Был членом ЦК КП(б) Азербайджана и Заккрайкома ВКП(б). Руководил введением латинизированного алфавита в республиках Советского Востока. Автор ряда работ о революционном движении, культурной революции на Востоке. Лит.: Активные борцы за Советскую власть в Азербайджане, Баку, 1957, с. 28-30. |