Большая советская энциклопедия (БСЭ)
Статьи на букву "А" (часть 11, "АВС"-"АВТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 11, "АВС"-"АВТ")

Австралийский меринос

Австралийский меринос - порода тонкорунных овец, выведенная в Австралии. Основой послужили мериносовые овцы, завезённые в 18 в. из Англии, Испании и Германии. Позднее для скрещивания использовались французские рамбулье и американские вермонты. В результате создано несколько типов тонкорунных овец, имеющих существенные различия по экстерьеру и качеству шерсти (См. Шерсть). Тип файн - овцы бесскладчатые, с очень тонкой шерстью - 70-го качества и выше. Живая масса (широко распространён термин «живой вес») баранов около 70 кг, маток 35-40 кг. Распространены в районах с относительно низкой температурой и большим количеством осадков. Тип медиум («пепины» и «нонпепины») - овцы с 2-3 складками. Шерсть 64-66-го качества. Живая масса баранов 75-85 кг, маток 40-44 кг. Разводятся на плодородных сухих равнинах. Тип стронг - наиболее крупные овцы. Шерсть 60-58-го качества. Живая масса баранов 80-95 кг, маток 42-48 кг. Настриг шерсти с баранов А. м. 9-10 кг, наибольший до 20 кг, с маток 4-5 кг, наибольший до 10 кг. Общими для овец всех типов являются высокие качества шерсти. В Австралии мериносы составляют 80% всего поголовья овец. В качестве улучшателей А. м. используют во многих странах. В СССР с участием А. м. выведена Грозненская порода овец.

Лит.: Иванов М. Ф., Полн. собр. соч., т. 4, М., 1964, с. 244-46; Руководство по разведению животных, пер. с нем., т. 3, кн. 2, М., 1965; Есаулов П. А., Методы повышения продуктивности овец в Австралии, М., 1967.

П. А. Есаулов .

Австралийский меринос (баран).

Австралийский меринос (баран).

Австралийский Союз

Статья большая, находится на отдельной странице.

Австралийцы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Австралия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Австрало-Азиатское средиземное море

Австрало-Азиатское средиземное море - общее название группы межостровных морей, лежащих между Азией и Австралией в западной тропической части Тихого океана. Общая площадь около 8 млн. км2. Наиболее крупными морями являются Южно-Китайское море, Яванское море, Сулавеси, Сулу, Банда.

Австрало-Антарктическая котловина

Австрало-Антарктическая котловина - обширное понижение дна Южного океана между материковым склоном Антарктиды, подводным хребтом Кергелен и Австрало-Антарктическим поднятием. Длина 4500 км, ширина 1500 км. Дно котловины имеет холмистый рельеф, ближе к Антарктиде значительные пространства заняты плоской абиссальной равниной. Поверхность дна сложена диатомовыми и глинисто-диатомовыми илами, алевритово-глинистыми илами. В северо-западные части котловины, у хребта Кергелен, глубоководные впадины достигают глубин 5648 и 6089 м. Большая часть дна представляет собой поверхность аккумулятивного выравнивания. Грунт - диатомовые, глинисто-диатомовые и алевритово-глинистые илы.

Австрало-Антарктическое поднятие

Австрало-Антарктическое поднятие - поднятие дна Южного океана между 80 и 160° в. д., соединяющее южную часть Центрального Индийского хребта с Южно-Тихоокеанским поднятием. Длина 6000-6500 км, ширина 500-550 км. Является частью планетарной системы срединно-океанических хребтов. Наиболее высокие отметки дна 1648 и 1689 м находятся в восточной части. Осевая зона поднятия имеет горный рельеф, местами выявлены «рифтовые долины». Поверхность поднятия покрыта преимущественно известковистыми алевритово-глинистыми илами.

Австралопитеки

Австралопитеки (от лат. áustralis - южный и греч. pithēkos - обезьяна)

группа ископаемых высших приматов (См. Приматы), кости которых впервые были обнаружены в пустыне Калахари (Южная Африка) в 1924, а затем в Восточной и Центральной Африке. Близкие к А. приматы были распространены в Передней, Южной и Юго-Восточной Азии. А. жили в начале четвертичного периода (2 млн. 600 тыс. лет назад) и были двуногими наземными приматами. С человеком их сближает слабое развитие челюстей, отсутствие крупных выступающих клыков, хватательная кисть с развитым большим пальцем, опорная стопа. Головной мозг относительно крупный (500-600 см3), но по строению мало отличающийся от мозга современных человекообразных обезьян. А. были всеядны; для нападения и для защиты употребляли кости животных, палки, камни, возможно, что наиболее развитые виды умели их немного обрабатывать. Некоторые учёные включают А. в семейство гоминид (См. Гоминиды) (людей), другие выделяют их в особое семейство. Среди африканских А. различают два рода - парантропы и собственно А. Большинство исследователей не считает А. предками человека и видит в них боковую линию эволюции высших приматов.

Лит.: Якимов В. П., Австралопитековые, в кн.: Ископаемые гоминиды и происхождение человека, М., 1966; Robinson J. Т., The origin and adaptive radiation of the Australo-pithecines, в кн.: Evolution and hominisation, Stuttg., 1962.

В. П. Якимов.

Австралорп

Австралорп - мясо-яичная порода кур, выведена в Австралии на основе Орпингтонов, с которыми велась племенная работа по повышению яйценоскости и скороспелости. А. крупные, с широкой и глубокой грудью, длинной и широкой спиной. Живая масса (широко распространён термин «живой вес») петухов 3,5-3,9 кг, кур 2,5-2,9 кг. Яйценоскость 150-180 яиц в год (рекордистки - до 250-300 яиц). Масса яиц 55-62 г; скорлупа коричневая. Распространены А. главным образом в Австралии и США. В СССР племенную работу ведёт Куртнаская птицеводческая опытная станция Эстонского научно-исследовательского института животноводства и ветеринарии.

С .И. Сметнев.

Австрийская академия наук

Австрийская академия наук (Österreichische Akademie der Wissenschaften)

Основана в 1847 в Вене как Императорская академия наук, в 1918 переименована в Академию наук, в 1947 - А. а. н. Состоит из 2 секций: математических и естественных наук; философских и исторических наук. В составе академии 351 член (1968). Библиотека академии содержит 100 тыс тт. Издаются «Альманах» («Almanach»), «Указатель» («Anzeiger») трудов академии в двух сериях, «Отчёт о заседаниях» («Sitzungsberichte»), «Доклады» («Denkschriften») общеакадемические и обеих секций.

Австрийская народная партия

Австрийская народная партия (АНП; Österreichische Volkspartei)

выражает интересы крупных промышленников и землевладельцев, тесно связана с католической церковью; основана в апреле 1945 на базе бывшей Христианско-социальной партии. Насчитывает свыше 700 тыс. членов (1969). В АНП входят три союза: Хозяйственный (главным образом предприниматели), Союз рабочих и служащих и Крестьянский союз. Партия выступает за свободу частной собственности, за укрепление позиций крупного капитала в стране. Более 20 лет АНП вместе с Социалистической партией Австрии (СПА) формировала коалиционные правительства. Получив на парламентских выборах (март 1966) большинство мест (85 из 165), АНП сформировала в апреле 1966 однопартийное правительство. Печатные органы: газета «Volksblatt», журнал «Österreichische Monatshefte».

Австрийская школа

Статья большая, находится на отдельной странице.

Австрийский национальный банк

Австрийский национальный банк (Österreichische Nationalbank)

государственный центральный кредитно-эмиссионный банк. Имеет филиалы в главных городах всех федеральных земель, а также в городе Филлахе (Каринтия). Главная контора в Вене. Основан в 1922 на базе Австро-Венгерского банка. После аншлюса и оккупации Австрии Германией (1938) был слит с германским Рейхсбанком, после освобождения страны восстановлен и с июля 1945 возобновил свою деятельность. Основной капитал 150 млн. шиллингов (150 000 именных акций по 1000 шиллингов). Половина основного капитала принадлежит непосредственно государству, остальной пакет акций распределён между учреждениями и лицами. В функции А. н. б. входят эмиссия банкнот, регулирование денежного обращения и кредита, наблюдение за деятельностью коммерческих банков (устанавливает минимум их резервов, часть которых - до 15% - они обязаны держать на счетах А. н. б.), поддержание валютного курса австрийского шиллинга, операции с иностранной валютой и др. Золотое покрытие банкнотной эмиссии законом не предусмотрено. Для регулирования денежного обращения и кредита А. н. б. предоставлено право выдавать ссуды, в основном коммерческим банкам, устанавливать и изменять процентные ставки по его учётным и другим операциям, а также нормы обязательных резервов коммерческих банков, производить операции на открытом рынке ценных бумаг.

Сумма баланса А. н. б. на 23 апреля 1969 - 50,3 млрд. шиллингов, резервы 4,6 млрд. шиллингов, эмиссия банкнот 28,2 млрд. шиллингов, золото и иностранная валюта 33,2 млрд. шиллингов, в том числе золото 14,8 млрд. шиллингов.

М. Г. Поляков.

Австрийское наследство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Австрийцы

Австрийцы - нация, основное население Австрии (свыше 95%). Численность в Австрии - около 7 млн. человек (по оценке 1966). Более 2 млн. человек живёт в Италии (Южный Тироль), Америке (главным образом США) и других странах. Литературный язык - немецкий (см. Немецкий язык); местные диалекты, в том числе и диалект венцев, имеют свои особенности. Около 90% верующих А. - католики, остальные - протестанты. А. сложились на основе германских племён (алеманны, бавары, свевы), смешавшихся со славянами и более ранним романизированным населением - кельтами, ретами, иллирийцами. На формирование культуры А. оказали влияние исторические связи Австрии со странами Придунайского бассейна и Апеннинского полуострова, а также пребывание А. в составе многонациональной Австро-Венгрии (См. Австро-Венгрия) (см. Австрия), где А. занимали господствующее положение. Около 70% А. живёт в городах, большинство их занято в различных отраслях промышленности. Основные занятия сельских жителей - горное животноводство и земледелие. Материальная культура А. (жилище, пища, одежда) горных районов сохраняет значительное своеобразие. Разнообразно народное творчество; особенно известен музыкальный фольклор (песни, танцы и др.). Об истории, экономике и культуре А. см. также в статье Австрия.

Лит.: Народы зарубежной Европы, т. 1, М., 1964 (библ.).

Н.М. Листова.

Австрические языки

Австрические языки (от латинского auster - юг)

предполагаемая некоторыми лингвистами семья языков, объединяющая:

1) Австроазиатские языки,

2) австронезийские языки (Малайско-полинезийские языки),

3) таи-кадайские (дунтайские) языки, в том числе Тайские языки на полуострове Индокитай и на юге Китая, ли на острове Хайнань и дун-шуйские (лакуа, лати, келао и др.) на юге Китая и на Хайнане и, возможно,

4) языки Мяо-яо (юг Китая, север Вьетнама и Лаоса). Гипотеза австронезийско-австроазиатского родства обоснована в работах австрийского учёного В. Шмидта (1906) и других лингвистов, родство австронезийских языков с таи-кадайскими (прежде ошибочно причислявшимися к китайско-тибетским) - в работах американского учёного П. Бенедикта (1942, 1966), предположение о родстве мяо-яо с австро-азиатскими - в работах французского учёного А. Одрикура (1961) и др. Сторонники австрической гипотезы указывают на существование в этих языках ряда общих корней, общих префиксов и инфиксов. Однако окончательно родство А. я. может быть доказано лишь после обнаружения регулярных фонетических соответствий между сравниваемыми семьями.

Лит.: Schmidt W., Die Mon-Khmer-Völker, Braunschweig, 1906; Studies in comparative Austroasiatic linguistics, The Hague, 1966; Яхонтов С. Е., Глоттохронология и китайско-тибетская семья языков, М., 1964 (VII Международный конгресс антропологич. и этнографич. наук).

А. Б. Долгопольский.

Австрия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Австрия Верхняя

Австрия Верхняя (Oberösterreich)

провинция на С.-З. Австрии. Площадь 11,9 тыс. км2. Население 1,13 млн. человек (1961). Административный центр - г. Линц.

Природа. С С.-З. на Ю.-В. протекает река Дунай. К С. от неё - низкогорья Мюльфиртель высота до 1125 м, к Ю. - всхолмлённые предгорья (Инфиртель, Хаусрук) и хребты Восточных Альп высотой до 2996 м (хребет Зальцкаммергут и др.). Широколиственные и хвойные леса. Озёра (Аттер, Траун, Хальштеттер-Зе и др.) привлекают многочисленных туристов и отдыхающих. Вокруг озёр - курорты.

Хозяйство. В 1967 А. В. производила около 25% всей промышленной продукции Австрии. Развита металлургия: выплавка стали (1,8 млн. т в год, Линц), алюминия (Рансхофен), машиностроение (Линц, Штейр, Вельс), химическая (Линц, Эбензе, Ламбах, Ленцинг), текстильная, лесопильная, целлюлозно-бумажная промышленность. Добыча соли, бурого угля, нефти, каолина. На рр. Дунай и Инн - значительные ГЭС: Партенштейн, Йохенштейн, Ашах, Браунау, Эринг и др.

Высокотоварное сельское хозяйство мясо-молочного направления. В долине р. Инн зерновое хозяйство, в восточных предгорьях Альп посадки картофеля, сахарной свёклы. А. В. крупный поставщик мяса, сыра, масла, овощей на внутренний рынок.

Н. И. Улыбин.

Австрия Нижняя

Австрия Нижняя (Niederösterreich)

провинция на С.-В. Австрии. Площадь 19,2 тыс. км2. Население 1,37 млн. человек (1961). Административный центр - г.Вена (в состав А. Н. не входит).

Природа. С З. на В. протекает р. Дунай. К С. от неё - низкогорья и плато с преобладающими высотами 300-700 м (Вальдфиртель, Вейнфиртель и др.), к Ю. - всхолмлённые предгорья и хребты Восточных Альп высотой до 2075 м (хребты Эйзенвурцен, Венский Лес и др.); на В. - часть Среднедунайской равнины - Мархфельд. В горах - широколиственные и хвойные леса.

Хозяйство. А. Н. - основной сельскохозяйственный, крупный промышленный район Австрии. Ведущая отрасль - промышленность, дающая 21% общеавстрийской промышленной продукции, в том числе 90% нефтяной, 30,6% текстильной, 25,9% пищевой, 25,4% химической, 24,8% металлообрабатывающей, 23% лесообрабатывающей (1966). Важные промышленные центры: Винер-Нёйштадт, Санкт-Пёльтен, Кремс. Добыча нефти (Мархфельд), природного газа (Цверндорф и Вильдендюрхбарх), угля, графита (Вальдфиртель). Значительные ТЭС (Корнейбур и Пейшинг) и ГЭС (Ибс-Перзенбёйг). Около 60% стоимости сельскохозяйственной продукции даёт земледелие: рожь, пшеница, картофель, сахарная свёкла, а также огородничество, садоводство, виноградарство. Свиноводство.

В А. Н. - ряд известных курортов (Баден, Земмеринг, Бад-Фёслау и др.).

Н. И. Улыбин.

Австроазиатские языки

Австроазиатские языки - аустроазиатские, семья языков, важнейшими группами которой являются языки мон-кхмер и мунда; родство между этими группами, а следовательно, и само существование семьи не могут считаться окончательно доказанными. В группу мон-кхмер входят кхмерский язык в Камбодже, монский в Южной Бирме и ряд языков малых народов Вьетнама, Лаоса и Таиланда (банар, чамре, куи, суи и др.); возможно, сюда же относится вьетнамский язык с близко родственными ему мыэнгскими диалектами. К мон-кхмерской группе примыкает язык кхаси в Ассаме (Индия) и группа палаунг-ва, включающая языки палаунг, рианг, ва в Бирме, кава в Юньнани (Китай), кхму в Северном Лаосе и др. Особые группы составляют языки древнейшего населения Малакки - семанг и сеной и никобарский язык (Никобарские острова). Языки группы мунда распространены в Индии, главным образом в штатах Бихар и Орисса; важнейший из них - сантали. Язык тям, прежде считавшийся австроазиатским, в действительности входит в индонезийскую группу австронезийской семьи. Возможно, что А. я. родственны языки мяо-яо в Южном Китае; предполагается также отдалённое родство между австроазиатскими и австронезийскими языками. Языки мон-кхмер, палаунг-ва и кхаси по строю преимущественно изолирующие, с односложными корнями и с использованием префиксов и инфиксов в словообразовании; языки мунда - агглютинативные, суффигирующие. На языках мунда говорит более 5,5 млн. человек, на остальных А. я. (без вьетнамского) - около 8 млн. человек.

Лит.: Schmidt W., Die Mon-Khmer-Völker, ein Bindeglied zwischen Völkern Zentralasiens und Austronesiens, Braunschweig, 1906; Sebeok Т., An examination of the Austroasiatic language family, «Language», 1942, v. 18, p. 206-17; Pinnow H.-J., Versuch einer historischen Lautlehre der Kharia-Sprache, Wiesbaden, 1959; Studies in comparative Austroasiatic linguistics, The Hague, 1966; Indo-Pacific linguistic studies, pt 1-2, Amst., 1965.

С. Е. Яхонтов.

Австро-Венгрия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Австро-германский договор 1879

Австро-германский договор 1879 - договор о союзе между Австро-Венгрией и Германией; подписан в Вене 7 октября 1879. Заключённый сроком на 5 лет, А.-г. д. впоследствии неоднократно возобновлялся. Статья 1 А.-г. д. устанавливала, что если одна из договаривающихся сторон подвергнется нападению со стороны России, то оба участника обязаны выступить на помощь друг другу. Статья 2 предусматривала, что в случае нападения на одну из договаривающихся сторон какой-нибудь другой державы вторая сторона обязуется соблюдать по меньшей мере благожелательный нейтралитет. Если же нападающая сторона получит поддержку России, то вступает в силу статья 1.

А.-г. д., направленный в первую очередь против России и Франции, явился одним из соглашений, приведших к созданию военного блока во главе с Германией (см. Тройственный союз 1882) и к разделению европейских стран на два враждебных лагеря, которые впоследствии выступили друг против друга в 1-й мировой войне.

Австро-итало-французская война 1859

Статья большая, находится на отдельной странице.

Австро-итальянская война 1848-49

Австро-итальянская война 1848-49 - война за освобождение Италии от австрийского господства, тесно связанная с развернувшейся в 1848-49 буржуазной революцией в итальянских государствах (см. Революция 1848-49 в Италии). В марте 1848 в результате победы народного восстания из Ломбардии и Венеции, находившихся под властью Австрии с 1815, были изгнаны австрийские войска. В марте 1848 сардинский (пьемонтский) король Карл Альберт начал против Австрии войну, рассчитывая использовать её в интересах Савойской династии. В апреле 1848 пьемонтская армия (около 60 тыс. человек) предприняла наступательные действия в направлении Вероны. Особенно успешными были боевые действия волонтёрских отрядов Гарибальди. Однако предательская политика правящих кругов итальянских государств и самого Карла Альберта, испугавшихся углубления революционного движения, привела к победе Австрии. 25 июля 1848 при Кустоце (См. Кустоца) итальянская армия потерпела поражение от австрийских войск. 6 августа австрийские войска фельдмаршала Радецкого вступили в Милан, а через 3 дня Карл Альберт заключил перемирие, вызвавшее возмущение широких масс: Ломбардия была снова присоединена к Австрии.

В связи с новым революционным подъёмом в итальянских государствах и требованиями возобновления войны против Австрии 20 марта 1849 Карл Альберт вынужден был прервать перемирие и начать военные действия. Однако плохо подготовленная пьемонтская армия (около 88 тыс. человек, командующий генерал Хржановский), растянувшаяся от Новары до р. По, уже 21 марта потерпела поражение у Мортары; 23 марта в генеральном сражении у Новары она была наголову разбита австрийской армией (около 70 тыс. человек). Этому способствовали нерешительность и бездарность пьемонтских генералов. Карл Альберт бежал из Италии. Его сын Виктор Эммануил II 26 марта заключил с Радецким перемирие. Австрийские войска вновь оккупировали Ломбардо-Венецианскую область. 6 августа в Милане был заключён мир, по которому Сардинское королевство выплачивало Австрии 65 млн. франков контрибуции.

Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 5, с. 4; Энгельс Ф., Поражение пьемонтцев, там же, т. 6; Невлер (Вилин) В., К истории воссоединения Италии, М., 1936; Trevisani G., Dal primo al secondo Risorgimento (1796-1945), Mil., 1954.

В. E. Невлер, А. А. Малиновский.

Австро-итальянская война 1866

Статья большая, находится на отдельной странице.

Австромарксизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Австро-прусская война 1866

Статья большая, находится на отдельной странице.

Австрославизм

Австрославизм - программа переустройства Австрийской империи (с 1867 - Австро-Венгрии) в федеративное государство под властью Габсбургов, выдвинутая чешской буржуазией. Как политическая концепция либерально-буржуазных кругов славянских народов Габсбургской монархии, А. получил распространение с 40-х гг. 19 в. и просуществовал, принимая различные формы, до 1-й мировой войны. Само появление А. было своего рода реакцией на немецкий национализм, на попытки включить славянские земли в Германский союз. Впервые основной принцип А. был высказан К. Гавличеком-Боровским (См. Гавличек-Боровский) в 1846. В период революции 1848-49 с развёрнутой программой А. выступил Ф. Палацкий. А. в известной степени отвечал национальным интересам молодой буржуазии славянских народов (особенно чешской), заинтересованной в использовании обширных рынков Австро-Венгрии.

Широкая пропаганда А., особенно в 1848-49 и затем в 60-х гг., отвлекала народные массы от классовой борьбы, от революционной борьбы за национальную независимость.

Лит.: Palackỷ F., Spisy a rěčí z oboru politiky, Praha, [1898]; Červinka F., Český nacionalismus v XIX století, Praha, 1965; Удальцов И. И., Очерки по истории национально-политической борьбы в Чехии в 1848 г., М., 1951; Ратнер Н. Д., Программа и тактика чешской буржуазии в 1860-1867 гг., «Уч. зап. Института славяноведения», 1956, т. 14.

Н. Д. Ратнер.

Австро-турецкие войны 16-18 вв.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Австро-французская война 1809

Статья большая, находится на отдельной странице.

Авсюк

Григорий Александрович [р. 16(29).12.1906, Петербург], советский физико-географ, специалист в области гляциологии, член-корреспондент АН СССР (1960). Член КПСС с 1947. Заместитель академика-секретаря Отделения океанологии, физики атмосферы и географии Секции наук о Земле, заместитель председателя Секции наук о Земле. Инициатор стационарных наблюдений на горных ледниках; с 1956 возглавляет подготовку и проведение советских гляциологических исследований по программе Международного геофизического года и другим международным проектам. Труды А. посвящены изучению современного оледенения Тянь-Шаня, исследованию температурного режима ледников, общим вопросам гляциологии. Основные работы: «Горы юго-восточного Казахстана» (1945, соавтор); «Температура льда в ледниках» (1956, «Труды Института географии АН СССР», вып. 67).

Авсюк Григорий Александрович

Авсюк Григорий Александрович [р. 16(29).12.1906, Петербург], советский физико-географ, специалист в области гляциологии, член-корреспондент АН СССР (1960). Член КПСС с 1947. Заместитель академика-секретаря Отделения океанологии, физики атмосферы и географии Секции наук о Земле, заместитель председателя Секции наук о Земле. Инициатор стационарных наблюдений на горных ледниках; с 1956 возглавляет подготовку и проведение советских гляциологических исследований по программе Международного геофизического года и другим международным проектам. Труды А. посвящены изучению современного оледенения Тянь-Шаня, исследованию температурного режима ледников, общим вопросам гляциологии. Основные работы: «Горы юго-восточного Казахстана» (1945, соавтор); «Температура льда в ледниках» (1956, «Труды Института географии АН СССР», вып. 67).

Автаркия

Автаркия (греч. autárkeia, от autós - сам и arkéō - нахожусь в достатке)

самодостаточность, самоудовлетворённость, в экономическом отношении - создание замкнутого самодовлеющего хозяйства в рамках отдельной капиталистической страны, ведущее к разрыву традиционных экономических международных связей. В чистом виде А. существовала только в докапиталистических формациях в условиях натурального хозяйства. Политика А. идёт вразрез с требованиями международного разделения труда. В эпоху империализма, когда все страны тесно связаны системой международных экономических отношений, имеются лишь автаркические тенденции, возникающие в результате обострения противоречий капитализма. Эти тенденции с наибольшей силой действовали в 30-х гг. 20 в., когда в результате мирового экономического кризиса 1929-33 произошёл разрыв ранее существовавших внешнеторговых и других экономических отношений и государства проводили политику «разорения соседа». В наиболее агрессивных империалистических государствах политика А. стала служить целям создания относительно замкнутого хозяйства, способного производить всё необходимое для ведения войны в условиях экономической блокады. А. была официальной экономической теорией фашизма. После 2-й мировой войны автаркические тенденции (высокие заградительные пошлины) в какой-то мере присущи некоторым замкнутым торгово-экономическим блокам («Европейское экономическое сообщество», «Европейская ассоциация свободной торговли»).

В. В. Мотылёв.

Автентические лады

Автентические лады (от греческого authentikós - основной, подлинный)

разновидность диатонических натуральных ладов средневековой музыки. См. Средневековые лады.

Авто...

Авто... (от греческого autós - сам)

составная часть сложных слов, соответствующая по смыслу:

1) словам «само...», «собственноручный» (например, автобиография, автопортрет);

2) слову «автоматический» (например, автоблокировка);

3) словам «автомобиль», «автомобильный» (например, автогараж, автопоезд).

Автобиография

Автобиография (от Авто... и Биография)

описание своей жизни; литературный жанр, близкий мемуарам (См. Мемуары), но отличающийся большей сосредоточенностью на личности и внутреннем мире автора. Например: «Исповедь» (397-398) Августина, «История моих бедствий» (1132-36) П. Абеляра, «Жизнь Бенвенуто...» (1558-66) Б. Челлини. Первая русская А. - «Житие протопопа Аввакума» (написано в 1672-75). В литературе нового времени Ж. Ж. Руссо и А. И. Герцен - создатели художественной А.-исповеди. Автобиографичность характерна для некоторых произведений Л. Н. Толстого, М. Горького, К. Г. Паустовского, М. Пруста и др. На многие языки переведены А. революционных деятелей - Дж. Гарибальди, П. А. Кропоткина, А. Бебеля. А. называют также краткое хроникально-справочное изложение основных событий собственной жизни.

Автоблокировка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автоблокировка (автоматич.)

Автоблокировка, автоматическая блокировка, автоматическое изменение режима работы объекта для предотвращения аварии; совокупность автоматических устройств, исключающих возможность ошибочных действий при управлении работой машин, аппаратов и приборов. Например, А. автоматической станочной линии останавливает её при разладке или нарушении режима работы одного из станков. В электрическом реле под А. понимают включение части контактов данного реле, обеспечивающее автоматическое поддержание его нового состояния. См. также Автоблокировка железнодорожная.

Автоблокировка (ж.-д.)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автобронетанковые войска

Автобронетанковые войска - см. Танковые войска.

Автобус

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автовокзал

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автогамия

Автогамия (от Авто... и греческого gámos - брак)

1) самоопыление и самооплодотворение у высших растений (из культурных злаков - пшеница, овёс, ячмень и др., из бобовых - горох, фасоль и др.; многие сорные растения с мелкими невзрачными цветками из семейства крестоцветных, гвоздичных и др.);

2) самооплодотворение у одноклеточных организмов, заключающееся в слиянии двух ядер (диатомовые водоросли, споровики, некоторые амёбы). При этом ядро клетки делится на два, дочерние клетки расходятся и после созревания сливаются.

Лит.: Жебрак А. Р., Курс ботаники, М., 1959; Жуковский П. М., Ботаника, 4 изд., М., 1964.

Автогенез

Автогенез (от Авто... и греческого génesis - возникновение)

идеалистическое учение, стремящееся объяснить эволюцию организмов действием только внутренних факторов. Элементы А. имелись в теории Ж. Б. Ламарка (см. Ламаркизм); более последовательно идею А. развивали зоологи К. Бэр, А. Кёлликер и Л. С. Берг, ботаники К. Негели и С. И. Коржинский, палеонтолог Э. Коп, генетики Х. де Фриз и Ю. А. Филипченко. Предполагаемый внутренний фактор развития называется то «принципом совершенствования» (Негели), то «силой роста», или «батмизмом» (Коп). А. противопоставлялся материалистической теории эволюции на основе естественного отбора (См. Естественный отбор) (см. Дарвинизм). А. обоснованно критиковали Ч. Дарвин, А. Вейсман, К. А. Тимирязев, А. Н. Северцов и другие биологи-дарвинисты.

Лит.: История эволюционных учений в биологии, М. - Л., 1966.

Л. Я. Бляхер.

Автогенератор

Автогенератор - генератор с самовозбуждением, см. в статье Генерирование электрических колебаний.

Автогенная резка

Автогенная резка - то же, что Кислородная резка.

Автогенная сварка

Автогенная сварка - то же, что Газовая сварка.

Автогравюра

Автогравюра (от авто (См. Авто...)... и Гравюра)

гравюра, в которой печатную форму на дереве, линолеуме или металле (медь, цинк, сталь) выполняет сам художник - автор композиции.

Автограф

Автограф (от Авто... и ...граф)

1) собственноручная надпись или подпись.

2) Собственноручный авторский рукописный текст. А. - важный источник установления канонического (признанного правильным) текста произведения, ценный материал для изучения творческого процесса писателя, учёного, исторического деятеля. Собирание и хранение А. является одной из функций архивов, библиотек и музеев. В СССР рукописи К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина и ряда руководящих деятелей КПСС хранятся в Центральном партийном архиве Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Богатые коллекции А. писателей находятся в Государственной библиотеке СССР им. В. И. Ленина и Государственном литературном музее в Москве, в Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина и Институте русской литературы АН СССР (Пушкинский дом) в Ленинграде, а также во многих мемориальных музеях.

Автогрейдер

Автогрейдер (от Авто... и Грейдер)

самоходная колёсная машина для профилирования земляных насыпей, перемещения и разравнивания грунтов и дорожно-строительных материалов при сооружении и ремонте грунтовых и усовершенствованных дорог, аэродромных покрытий, оросительных каналов и др. Основной рабочий орган А. - полноповоротный отвал криволинейного профиля с механическим или гидравлическим управлением, приводимым в действие от двигателя. Вспомогательный орган - кирковщик, состоящий из 7-11 зубьев, предназначенных для разрушения дорожных одежд и покрытий при ремонте дорог. А. оснащается также сменным оборудованием Бульдозера, Погрузчика, снегоочистителя и других машин.

Общий вид автогрейдера со сменным оборудованием бульдозера.

Общий вид автогрейдера со сменным оборудованием бульдозера.

Автодин

Автодин (от Авто... и греческого dýnamis - сила, способность)

1) радиоприёмник с положительной обратной связью, в котором одновременно происходят процессы генерирования на частоте, отличной от принимаемой, и детектирования, в результате чего выделяется разность генерируемой и принимаемой частот в виде биений (См. Биения). А. служит для приёма на слух телеграфных сигналов по методу биений и для приведения в действие автоматических устройств. Автодинными преобразователями называются генерирующие преобразователи частоты.

2) Электромашинный усилитель, представляющий собой управляемый одноякорный преобразователь мощности 3-фазного тока сети в мощность постоянного тока или наоборот. Изобретён венгерским учёным О. В. Бенедиктом.

Автодиспетчер

Автодиспетчер - автоматический диспетчер, комплексная система (класс систем «человек и машина» (См. Система человек и машина)), обеспечивающая автоматизацию процесса управления с учётом наивыгоднейших (оптимальных) режимов работы управляемого объекта. А. осуществляет сбор и обработку информации о ходе процесса для замкнутого цикла управления, оперативное планирование процесса в оптимальном режиме, исполнение планов, т. е. выдачу управляющих сигналов, получение текущей информации о выполнении посланных приказов, состоянии управляемых объектов, данных для учёта и т.д. В такую систему входят: оператор (диспетчер), управляющая вычислительная машина (УВМ), средства связи операторов всех категорий с УВМ, телесвязь с управляемыми объектами, исполнительные и контрольные органы на объектах. А. в узком смысле - часть системы, включающая УВМ и средства связи операторов с УВМ. Управление можно вести по постоянному «жёсткому» графику, если процесс стабилен и непредусмотренные внешние воздействия, нарушающие процесс, практически не возникают. В этих случаях УВМ заменяют простым программным устройством. Однако в большинстве процессов отклонения от заданного плана часты и требуют непрерывного корректирования с помощью УВМ.

Различают две ступени управления (режима работы А.): низшая - режим «советчик», когда УВМ используется только для разработки оперативных планов, а исполняет их оператор (диспетчер); высшая - автоматический режим, при котором УВМ, обеспеченная обратной связью (См. Обратная связь), используется не только для составления планов, но и для их реализации с необходимым контролем исполнения. А. в автоматическом режиме функционирует как Самоприспосабливающаяся система и только в особо сложных и редких случаях управление переходит к оператору. А. применяется, например, на гидроэлектростанциях (Автооператор гидроэлектростанции), на транспорте (Автодиспетчер железнодорожный).

Б. А. Завьялов.

Автодиспетчер железнодорожный

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автодорожная служба

Автодорожная служба - одна из служб тыла вооружённых сил, осуществляющая дорожное обеспечение в оперативных объединениях действующей армии в интересах своевременного передвижения войск, подвоза материальных средств и эвакуации. Ведёт разведку, ремонт, восстановление и строительство автодорог, осуществляет их эксплуатацию, организует на них дорожно-комендантскую службу; руководит специальной подготовкой личного состава дорожных войск (См. Дорожные войска), участвует в разработке мероприятий по подготовке путей сообщения на театрах военных действий.

Автодорожный мост

Автодорожный мост - предназначен для движения безрельсовых транспортных средств и пешеходов. А. м. рассчитывают на тяжёлую колёсную нагрузку до 0,8 Мн (80 тс), проход толпы людей и на другие воздействия. Ширина проезжей части устанавливается в зависимости от ожидаемой интенсивности и скоростей движения транспорта, длины моста, расположения его в плане и профиле (обычно от 7 до 21 м); ширина тротуаров - не менее 1 м. А. м. могут быть стальными, железобетонными и деревянными. Стальные А. м. строят чаще всего балочной конструкции. Значительное распространение получили А. м. из сборного и предварительно напряжённого железобетона. Для А. м. предпочтительны конструкции с ездой поверху, обеспечивающие лучшие условия движения автомобилей и эксплуатационного содержания моста. Один из крупнейших в мире железобетонных мостов неразрезной балочной конструкции - А. м. через Волгу длиной 2,8 км (с пролётами по 166 м), соединивший гг. Саратов и Энгельс (1965). Деревянные А. м. сооружают преимущественно на дорогах местного значения (см. также Мосты).

Лит.: Мосты и сооружения на дорогах, М., 1961; Справочник инженера-дорожника, [т. 6], М. 1964.

Н. Н. Богданов.

Автодрезина

Автодрезина - самоходное средство рельсового транспорта с двигателем внутреннего сгорания для инспекторских поездок и перевозки служебного персонала, материалов, механизмов и инструмента при ремонте пути и других железнодорожных устройств. А. делятся по назначению на пассажирские и грузовые, по массе - на съёмные (до 300 кг) и несъёмные (до 50 т). А. могут быть оборудованы поворотными кранами, монтажными вышками, измерительными приборами. К А. могут прицепляться 1-2 платформы или обычные железнодорожные вагоны. В СССР съёмные А. имеют двигатель мощностью 7-18 квт (10-25 л. с.), перевозят 4-6 человек и около 50 кг груза; несъёмные - 75-185 квт (100-250 л. с.), перевозят 20-30 человек или 5-6 т груза.

Лит.: Гуленко Н. Н., Гора В. Е., Путевые машины и механизмы, М., 1961.

К. М. Добросельский.

Автодром

Автодром [от авто (См. Авто...)(мобиль) и греческого drómos - место для состязаний], территория, оборудованная для проведения скоростных автомобильных соревнований и испытаний автомобилей. Необходимость сооружать для автомобильных соревнований и испытаний специальные скоростные дороги, изолированные от движения транспорта, выявилась уже в 1903 после международных соревнований по маршруту Париж - Мадрид, сопровождавшихся многочисленными несчастными случаями. В последующие годы в ряде стран с развивающейся автомобильной промышленностью были построены: в Англии - Бруклендский трек (1906), в США - трек в г. Индианаполисе (1907), в Италии - трек Монца (1910), во Франции - трек близ г. Монлери (1924).

Основное сооружение А. - Трек для гонок длиной 3-10 км и шириной 10-18 м. Трек нередко дополняется дорожным маршрутом (рис.), в результате чего образуется комплексная трасса, делающая условия соревнования и испытания автомобилей более разнообразными и усложняющая их. В комплекс сооружений А. входят также трибуны, расположенные у финишной прямой, площадка для соревнований по фигурной езде, помещения для технического обслуживания автомобилей, гараж и др. В качестве А. для проведения соревнований используют также трассы, образуемые дорогами общего пользования (закрываемыми для транспорта) между населёнными пунктами. Такие А. и гоночные трассы предъявляют повышенные требования к устойчивости и управляемости автомобилей и к мастерству гонщиков, хотя скорость движения на них ниже, чем на треках с наклонными параболическими виражами.

Автомотодром предназначен для проведения спортивных соревнований и испытаний автомобилей и мотоциклов. На нём сооружают внутренний трек для мотогонок длиной 1-2 км с параллельным финишным участком против трибун и кольцевую (замкнутую) дорожку длиной 400-500 м с гаревым покрытием для соревнований на мотоциклах.

А. П. Галли, С. А. Лаптев.

Автомотодром.

Автомотодром.

Схема автодрома Монца: 1 - трек; 2 - дорожный маршрут.

Схема автодрома Монца: 1 - трек; 2 - дорожный маршрут.

Автожир

Автожир (франц. autogyre, от греческого autós - сам и gýros - круг, вращение)

Летательный аппарат тяжелее воздуха, отличающийся от самолёта тем, что основной несущей поверхностью служит воздушный винт-ротор, свободно вращающийся вокруг вертикальной оси под действием встречного потока воздуха. Изобретён испанским инженером Х. де ла Сиерва в 1922. В связи с развитием Вертолётов, обладающих рядом преимуществ перед А., работы по созданию последних были прекращены.

Автозагрузчик сеялок

Автозагрузчик сеялок - см. Загрузчик сеялок.

Автозаправочная станция

Автозаправочная станция (АЗС)

сооружение для снабжения (заправки) автомобилей, мотоциклов и других самоходных машин жидким топливом, маслом, водой и воздухом, а также для продажи фасованных нефтепродуктов, автопринадлежностей и запасных частей. Располагаются на автодорогах и в населённых пунктах, в местах, обеспечивающих удобный заезд и выезд автомобилей. На некоторых загородных АЗС устраиваются площадки для техобслуживания и мойки автомобилей, кафетерий, бытовые помещения.

Оборудование АЗС включает: топливо- и маслораздаточные колонки, водо- и воздухозаправочные устройства, подземные топливные, масляные и электрические коммуникации, противопожарное оборудование, компрессор. Топливо и масло хранятся в металлических подземных резервуарах. Раздаточные колонки устанавливаются на заправочном островке - бетонированной площадке.

Перспективна автоматизация процессов заправки, повышающая пропускную способность АЗС, снижающая потери топлива и трудоёмкость процессов. Для этой цели применяются дистанционное управление выдачи дозы топлива и масла, получение топлива на автоматической колонке индивидуальным ключом или перфокартой (см. Топливораздаточная колонка), двусторонняя громкоговорящая связь оператора АЗС с заправочными колонками, механизированный учёт работы АЗС и т. д.

Ю. Л. Юркевич.

Илл. к ст. Автозаправочная станция.

Илл. к ст. Автозаправочная станция.

Предыдущая страница Следующая страница