Большая советская энциклопедия (БСЭ)
Статьи на букву "А" (часть 12, "АВТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 12, "АВТ")

Автокар

Автокар (от Авто... и английского car - тележка)

самодвижущаяся тележка с двигателем внутреннего сгорания для перевозки грузов на небольшие расстояния. Заменяется Электрокарами.

Автокатализ

Автокатализ (от Авто... и Катализ)

ускорение химической реакции одним из её продуктов. Пример А.: гидролиз этил-ацетата в водном растворе:

CH3COOC2H5 + H2O = CH3COOH + C2H5OH.

Продукт реакции - уксусная кислота CH3COOH и ион Н+, образующийся при её электролитической диссоциации, ускоряют реакцию. Скорость автокаталитической реакции вначале возрастает вследствие увеличения количества продукта, являющегося катализатором, а затем падает в результате израсходования исходных веществ. Поэтому зависимость степени превращения α от времени t описывается S-образной кривой (см. рис.). Реакция начинается благодаря присутствию в начальный момент некоторого малого количества продукта (затравка) или другого катализатора, или, наконец, за счёт медленной некаталитической реакции, происходящей параллельно каталитической. Если начальная концентрация катализатора и скорость некаталитической реакции весьма малы, то в течение некоторого времени, называемого периодом индукции, реакция настолько медленна, что практически не обнаруживается, и лишь по истечении этого времени становится заметной.

Автокаталитический характер имеют процессы образования новой фазы, протекающие на границе раздела фаз (такие, как конденсация пересыщенного пара, кристаллизация переохлаждённой жидкости, Топохимические реакции), т. к. по мере увеличения количества новой фазы растет поверхность раздела. Цепные разветвленные реакции могут быть внешне весьма сходны с автокаталитическими. Отличие заключается в том, что ускорение реакции при разветвлении цепей вызвано накоплением активных промежуточных веществ, а не продуктов реакции (см. Цепные реакции).

Термин «А.» иногда применяют и в тех случаях, когда катализатором является одно из исходных веществ реакции.

М. И. Тёмкин.

Автокаталитическая реакция первого порядка (по исходному веществу и продукту); начальная концентрация продукта равна 0,1% от начальной концентрации исходного вещества.

Автокаталитическая реакция первого порядка (по исходному веществу и продукту); начальная концентрация продукта равна 0,1% от начальной концентрации исходного вещества.

Автокефальная церковь

Автокефальная церковь (от Авто... и греческого kephalē - голова)

в православии самостоятельная церковь, административно независимая от других церквей. В число А. ц. входят (1968): Албанская, Александрийская, Антиохийская, Болгарская, Элладская (Греция), Грузинская, Иерусалимская, Кипрская, Константинопольская, Польская, Румынская, Русская, Сербская, Чехословацкая.

Автоклав

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автоклав (в медицине)

Автоклав в медицине, аппарат для стерилизации паром под давлением хирургического перевязочного материала, инструментов, большинства питательных сред для выращивания микроорганизмов, для обеззараживания инфицированного материала, операционных халатов и т. п. Основная часть А. ‒ герметичная водопаровая камера для получения водяного пара необходимой температуры и давления. Внутри водопаровой камеры установлена стерилизационная камера, в которую помещают стерилизуемый материал. В свободное пространство между камерами наливают воду. При нагреве А. пар поднимается между стенками камер, проникает в стерилизационную камеру сквозь отверстия в верхней части и поднимает в ней давление и температуру, необходимые для уничтожения микроорганизмов в стерилизуемом материале. А. снабжён металлическим кожухом, подставкой и изолирован изнутри слоем асбеста (см. рис.). Применяют стационарные и переносные А.

Автоклав (в технике)

Автоклав (от авто... и латинского clavis ‒ ключ), аппарат для проведения различных процессов при нагреве и под давлением выше атмосферного. В этих условиях достигается ускорение реакции и увеличение выхода продукта. А. бывают: вращающиеся, качающиеся, горизонтальные, вертикальные и колонные. А. представляет собой сосуд либо замкнутый, либо с открывающейся крышкой. При необходимости снабжаются внутренними, наружными или выносными теплообменниками, механическими, электромагнитными, либо пневматическими перемешивающими устройствами и контрольно-измерительными приборами для измерения и регулирования давления, температуры, уровня жидкости и т. п. Конструкция и основные параметры промышленного А. разнообразны, ёмкость от нескольких десятков см3 до сотен м3, предназначаются для работы под давлением до 150 Мн/м2 (1500 кгс/см2) при температуре до 500°C. Для химических производств перспективны бессальниковые А. с экранированным электродвигателем, не требующим уплотнения. Ротор этого электродвигателя насажен непосредственно на вал мешалки и накрыт герметичным тонкостенным экраном из немагнитного материала, не препятствующего проникновению магнитных силовых линий от статора электродвигателя к ротору.

А. применяются в химической промышленности (производство гербицидов, органических полупродуктов и красителей, в процессах синтеза); в гидрометаллургии (выщелачивание с последующим восстановлением из растворов цветных и драгоценных металлов, редких элементов); в резиновой промышленности (вулканизация технических изделий); в консервной промышленности (стерилизация консервов); в промышленности стройматериалов. А. широко используется также в медицине (см. Автоклав в медицине).

Лит.: Корндорф Б. А., Техника высоких давлений в химии, Л. ‒ М., 1952; Плановский А. Н., Гуревич Д. А., Аппаратура промышленности полупродуктов и красителей, [2 изд.], М., 1961.

Г. М. Векслер, В. А. Зайцев.

Автоклавные материалы

Автоклавные материалы - материалы и изделия автоклавного твердения, строительные материалы и изделия, получаемые из смеси извести и кварцевого песка и твердеющие при повышенной температуре и давлении. В процессе изготовления А. м. подвергаются термической обработке («запариванию») в автоклавах при t 175-200°С насыщенным водяным паром под давлением 0,9-1,6 Мн/м2 (9-16 кгс/см2) в течение 8-16 ч. В результате физико-химического взаимодействия компонентов (извести, песка и воды) образуются гидросиликаты кальция, обусловливающие твердение и монолитность материала. Способ изготовления автоклавного силикатного кирпича из смеси (по массе) извести (8-10% ) и кварцевого песка (90-92% ) впервые был предложен немецким учёным В. Михаэлисом в 1880.

В России изготовление силикатного кирпича началось в конце 19 в. В начале 30-х гг. в СССР было освоено производство автоклавных стеновых известково-песчаных и известково-шлакопесчаных камней и блоков (сплошных и пустотелых), известково-трепельного фибролита, облицовочных плит и других изделий. В эти же годы разработана технология и организовано производство бетонных камней на основе портландцемента (чем положено начало использованию цемента в производстве А. м.), а также ячеистого бетона из смеси молотой негашёной извести, молотого кварцевого песка и пено- или газообразователей (в виде т. н. пеносиликата и газосиликата) и изделий из них с объёмной массой от 400 до 1200 кг/м3 и более. В 50-е годы в СССР была разработана технология изготовления крупноразмерных силикатобетонных изделий автоклавного твердения с пределом прочности при сжатии до 50 Мн/м2 (500 кгс/см2) и более; такие изделия по своим свойствам равноценны железобетонным, а себестоимость их на 10-20% ниже. Эта работа удостоена Ленинской премии (1962). Советскими учёными открыта также возможность замены извести и портландцемента в производстве автоклавных изделий молотыми шлаками (металлургическими, топливными и др.), нефелиновым шламом и некоторыми золами (содержащими до 20-50% окиси кальция в свободном виде, а также в виде силикатов и алюминатов, способных к гидратации (См. Гидратация) при термообработке в автоклавах). На основе автоклавной обработки в СССР организовано массовое производство крупноразмерных элементов (стеновых блоков и панелей) из тяжёлого, лёгкого и ячеистого бетонов с объёмной массой от 300-500 до 2000-2400 кг/м3, теплоизоляционных, облицовочных и других материалов и изделий.

А. В. Волженский.

Автокод

Автокод - простой Язык программирования; система команд некоторой условной машины, способной в качестве элементарных выполнять значительно более сложные операции, чем данная конкретная ЭВМ. Наиболее распространены А. типа 1:1, в которых основной элемент языка (оператор, строка) при переводе на языке цифровой вычислительной машины (ЦВМ) преобразуется в одну команду. С помощью А. типа 1:1 можно составить любую программу, которая возможна в системе команд вычислительной машины. Программирование на А. типа 1:1 эквивалентно программированию на языке ЦВМ, однако более удобно для человека и ускоряет работу примерно в 3 раза. А., отличные от А. типа 1:1, ориентируются не на систему команд ЦВМ, а на класс решаемых задач, значительно ускоряют работу по программированию, но не дают возможности получить программу такого же высокого качества, какое в принципе достижимо при программировании на языке ЦВМ или на А. типа 1:1. В А. (не типа 1:1) основной элемент языка (оператор) при переводе в код ЦВМ преобразуется, как правило, в совокупность нескольких команд. Указать резкую границу между А. и другими (более сложными) языками программирования невозможно. Примерами А. типа 1:1 могут служить А., разработанные в СССР для ЦВМ БЭСМ-6 и «Урал». Пример более сложного А. - А. типа «Инженер» для ЦВМ «Минск».

Алгоритм, заданный на А., перерабатывается в программу ЦВМ с помощью т. н. программы-транслятора, которая может по заданию программиста производить также простейшее распределение памяти, автоматическую компоновку программ из отдельных частей с использованием библиотеки подпрограмм (См. Библиотека подпрограмм) и другие операции.

Во многих системах автоматического программирования А. служит промежуточным языком при переводе с другого языка программирования в код ЦВМ.

Лит. см. при статье Язык программирования.

В. И. Собельман.

Автоколебания

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автоколлиматор

Автоколлиматор (от Авто... и collimo, вместо правильного латинского collineo - направляю прямо)

оптико-механический прибор для точных угловых измерений. Может быть применён для контроля прямолинейности и плоскостности направляющих (например, станка).

Автоколлимация

Автоколлимация - ход световых лучей, при котором они, выйдя из некоторой части оптической системы (Коллиматора) параллельным пучком, отражаются от плоского зеркала и проходят систему в обратном направлении. Если зеркало перпендикулярно оси системы, то излучающая точка, лежащая в фокальной плоскости на этой оси, совмещается с её изображением в отражённых лучах; поворот зеркала приводит к смещению изображения. Этим широко пользуются в оптических приборах (например, в спектральных) для выверки параллельности поверхностей оптических деталей (например, зеркал в оптических квантовых генераторах), контроля параллельности перемещений (например, ползунов, суппортов и т. п.).

А. М. Бонч-Бруевич.

Автокормушка

Автокормушка - см. Кормушка.

Автократия

Автократия (от греческого autokráteia - самовластие, самодержавие)

форма правления, представляющая собой неограниченное и бесконтрольное полновластие одного лица в государстве (см. также Деспотия, Тирания, Абсолютизм). А. являлись деспотические монархии Древнего Востока, тиранические правления в некоторых древнегреческих государствах, Римская и Византийская империи, абсолютные монархии нового времени. Понятие «А.» употреблялось также для обозначения неограниченных полномочий в какой-либо особой сфере государственной деятельности. В современной литературе понятием «А.» обозначаются и политические режимы, характеризующиеся неконтролируемой представительными органами верховной властью «лидера» (фюрера, дуче, каудильо). См. также Авторитаризм, Тоталитарное государство.

В. С. Нерсесянц.

Автолесовоз

Автолесовоз - автомобиль для перевозки пиломатериалов, уложенных пакетами. Особенность конструкции А. - высоко поднятая рама с угловыми стойками, опирающимися через пружинные рессоры на ходовые колёса. А. наезжает на пакет, уложенный на подкладки; захватные устройства, расположенные под рамой, поворачиваясь вокруг горизонтальной оси, сближаются и перемещаются при помощи гидропривода по вертикали, приподнимая пакет до прижима его к нижней поверхности рамы. Разгрузка А. производится в обратном порядке.

Н. Н. Куницкий.

Автолиз

Автолиз - аутолиз (от Авто... и греческого lýsis - разложение, распад), самопереваривание тканей животных, растений и микроорганизмов. При А. происходит распад клеточных белков, углеводов, жиров под влиянием присутствующих в клетках гидролитических ферментов. Прижизненный А. наблюдается в очагах омертвения, в клетках злокачественных новообразований. А. имеет место при разложении трупов. В растениях А. происходит при отмирании клеток в результате влияния низкой температуры, высушивания, действия ядовитых веществ (хлороформа, толуола и др.), а также при механическом измельчении тканей. А. микробных клеток наблюдается при старении микробной культуры, повреждении микроорганизмов физическими, химическими или биологическими агентами. А. имеет место также при некоторых технологических процессах, при ферментации табака, чая, силосовании кормов и др.

Н.П. Мешкова.

Автолитография

Автолитография - вид литографии (См. Литография), при котором изображение на камень наносит художник-автор, в отличие от репродукционной литографии, где оригинал перерисовывает на камень мастер-литограф.

Автолы

Автолы [от авто(мобиль) (См. Автомобиль) и латинского ol(eum) - масло], см. Моторные масла.

Автомат

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автомат (воен.)

Автомат (воен.), широко распространённое название пистолета-пулемёта.

Автоматизации степень

Автоматизации степень - коэффициент, характеризующий степень автоматизации машины или производства.

А. с. машины подразделяется на цикловую, рабочую и эксплуатационную. Цикловая А. с. определяется по формуле:

Автоматизации степень

где taвт - время работы машины; tц - время цикла. Рабочая А. с. рассчитывается по формуле:

Автоматизации степень

где Тшт - время изготовления единицы продукции на данной машине без учёта потерь времени по организационным причинам и на естественные надобности; Тр - время ручной работы человека, обслуживающего машину, приходящееся на одну деталь (складывается из времени, затрачиваемого на настройку машины перед началом работы, установку и снятие детали, измерение её при изготовлении, управление машиной, смену изношенного инструмента, регулировку и подналадку машины, удаление стружки и т. п.). Эксплуатационная А. с. определяется по формуле:

Автоматизации степень

где Σtaвт - сумма времени работы машины за расчётный эксплуатационный период; Тэ - расчётный эксплуатационный период работы машины (месяц, год).

А. с. производства подразделяется на общую и комплексную. Общая А. с. выражается формулой:

Автоматизации степень

где Naвт - количество автоматизированного оборудования (на участке, в цехе, на заводе, в отрасли); N - общее количество оборудования. Комплексная А. с. определяется по формуле:

Автоматизации степень

где Naвт. п - количество машин, встроенных в автоматической линии.

Цикловая А. с. - первичная ступень автоматизации производства. Высшей степенью автоматизации является комплексная автоматизация производства.

А. Е. Прокопович.

Автоматизация программирования

Автоматизация программирования - раздел программирования (См. Программирование), разрабатывающий методы составления программ для электронных вычислительных машин (ЭВМ) с помощью самих ЭВМ. При применении А. п. программы записываются не на машинном языке (См. Машинный язык), а в форме, более удобной для описания алгоритмов решения того или иного класса задач. В А. п. можно выделить два основных направления работ, тесно друг с другом связанных. Первый - разработка универсальных и специализированных (т. е. предназначенных для решения каких-то определённых классов задач) языков программирования (См. Язык программирования). Второй (иногда лишь его и имеют в виду, говоря об А. п.) - разработка методов выполнения на вычислительных машинах программ, записанных на языках программирования, и решение связанных с этим проблем. Применяемые в А. п. методы и возникающие здесь задачи зависят от особенностей ЭВМ и, в свою очередь, оказывают существенное влияние на дальнейшее развитие и совершенствование их структуры.

Лит.: Современное программирование, Сб. ст.,пер. с англ., М., 1966; Жоголев Е.Б., Трифонов Н.П., Курс программирования, 2 изд., М., 1967.

В. М. Курочкин.

Автоматизация производства

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автоматизация управления войсками

Автоматизация управления войсками - использование технических средств и систем для управления войсками при подготовке и ведении боевых действий. Основными автоматизируемыми процессами являются: сбор информации о своих войсках и противнике, о степени (уровне) заражения местности, воздуха и воды радиоактивными и отравляющими веществами, обработка, оформление, размножение и наглядное отображение информации; производство различных оперативных, технических и других расчётов; передача информации в вышестоящие, подчинённые, взаимодействующие и соседние штабы. Для А. у. в. могут служить различные технические средства: автоматические датчики информации и приёмо-передающие устройства, информационно-логические устройства, универсальные и специальные ЭВМ, устройства ввода и вывода информации из машины, аппаратура визуальной индикации группового и индивидуального пользования, автоматизированная копировально-множительная техника, телевизионная аппаратура и др. А. у. в. расширяет информационное поле, на базе которого оценивается складывающаяся обстановка и принимаются решения на боевые действия; уменьшает отставание информации от фактического развития событий; количественно и качественно обогащает набор алгоритмов работы органов управления; сокращает трудозатраты основных должностных лиц на вспомогательные процессы; способствует повышению боеготовности и эффективности действий войск и боевой техники.

А. Е. Татарченко.

Автоматизация управленческих работ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автоматизированного обучения класс

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автоматизм

1) в физиологии способность органа или отдельных клеток к ритмической, периодической или апериодической деятельности, вне очевидной связи с внешними побудительными причинами (например, сокращения сердца, петли кишки, даже удалённых из организма, мерцание «ресничек» некоторых эпителиальных клеток, движение протоплазмы в растительных клетках и т. п.). Причиной А. является либо цикличность обменных процессов в клетках, либо - на более высокой ступени организации - деятельность систем возбудимых клеток (например, нервных клеток, расположенных в сердечной мышце или дыхательном центре в мозгу). Другой формой А., возникающей в результате закрепления условно-рефлекторных связей (см. Условные рефлексы), являются стереотипные действия, осуществляемые пассивно, «машинообразно», например движения конечностей при ходьбе, а также т. н. содружественные движения, захватывающие различные группы мышц (шеи, туловища, конечностей) и другие двигательные А. (см. Движения животных и человека).

Л. П. Латаш

2) В психологии действие, осуществляющееся при почти полном отсутствии контроля сознания. В отличие от физиологических процессов (дыхание, работа сердца и т. п.), являющихся изначально непроизвольными, психические действия первоначально протекают под контролем сознания и лишь постепенно, по мере научения, превращаются в автоматические, которые выступают как основа различного рода навыков. На физиологическом уровне А. соответствует Динамический стереотип.

В. А. Костеловский.

Автоматика

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автоматика и телемеханика

Автоматика и телемеханика («Автома́тика и телемеха́ника»,)

ежемесячный научно-технический журнал, орган АН СССР. Издаётся в Москве. Основан в 1936 (в 1942-45 не издавался). Тираж (1969) 7,5 тыс. экземпляров. Освещает проблемы теории автоматического регулирования и управления, обобщение опыта автоматизации, телемеханизации и управления производственными процессами, управления в области биологии и медицины, управления сложными системами, а также создание новых элементов автоматики и конструирования соответствующей аппаратуры и оборудования.

Автоматика, телемеханика и связь

Автоматика, телемеханика и связь («Автома́тика, телемеха́ника и связь»,)

ежемесячный массовый производственно-технический журнал, орган Министерства путей сообщения СССР. Издаётся в Москве. Основан в 1957. Тираж (1969) 32 тыс. экземпляров. Освещает вопросы конструкции, монтажа и эксплуатации устройств автоматики, телемеханики и связи на железнодорожном транспорте, пропагандирует новую технику и передовые методы.

Автоматики и телемеханики институт

Автоматики и телемеханики институт (техни́ческой киберне́тики) (ИАТ)

научно-исследовательский институт, разрабатывающий теоретические проблемы управления. Создан в 1939 в Москве в составе Отделения технических наук АН СССР. В тематике ИАТ: проблемы теории автоматического управления; теории больших систем; проблемы распознавания образов; теоретические вопросы обучения автоматов; методы моделирования; разработка систем автоматического управления для различных отраслей народного хозяйства; принципиальные вопросы создания новых элементов и технических средств автоматизации и вопросы их надёжности; проблемы бионики и др.

ИАТ координирует исследования в стране по проблемам автоматического управления, ведёт большую консультативную работу, активно осуществляет международные научные связи. При институте имеется аспирантура. Награжден орденом Ленина (1969).

Автоматики и телемеханики (технической кибернетики) институт

Автоматики и телемеханики (технической кибернетики) институт (ИАТ), научно-исследовательский институт, разрабатывающий теоретические проблемы управления. Создан в 1939 в Москве в составе Отделения технических наук АН СССР. В тематике ИАТ: проблемы теории автоматического управления; теории больших систем; проблемы распознавания образов; теоретические вопросы обучения автоматов; методы моделирования; разработка систем автоматического управления для различных отраслей народного хозяйства; принципиальные вопросы создания новых элементов и технических средств автоматизации и вопросы их надёжности; проблемы бионики и др.

ИАТ координирует исследования в стране по проблемам автоматического управления, ведёт большую консультативную работу, активно осуществляет международные научные связи. При институте имеется аспирантура. Награжден орденом Ленина (1969).

Автоматическая линия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автоматическая лунная станция

Автоматическая лунная станция (АЛС)

космический аппарат, предназначенный для функционирования на поверхности Луны. Основная задача АЛС - проведение исследований физических условий на Луне и характеристик лунной поверхности, для чего на борту АЛС размещается научная аппаратура, а также радиотелеметрическая и телевизионная системы для передачи на Землю данных наблюдений и изображений лунной поверхности. Конструкция и аппаратура АЛС должны быть рассчитаны на работу в специфических условиях, существующих на Луне. Впервые в мире 3 февраля 1966 посадку на Луну совершила с помощью автоматической межпланетной станции советская АЛС «Луна-9», а затем «Луна-13» и АЛС США «Сервейер-1», «Сервейер-3», «Сервейер-5», «Сервейер-6», «Сервейер-7» (см. Космический летательный аппарат, Мягкая посадка). Описание отдельных АЛС см. в статьях «Луна», «Сервейер».

Автоматическая межпланетная станция

Автоматическая межпланетная станция (АМС)

космический летательный аппарат, предназначенный для полёта к другим небесным телам и для изучения межпланетного космического пространства, Луны, планет. На борту АМС устанавливается соответствующая научная аппаратура. Результаты измерений передаются с борта АМС на Землю с помощью радиосистем, включая телевизионные системы для передачи изображений поверхности небесных тел. Обычно АМС снабжаются системами астроориентации и ракетным двигателем для коррекции траектории в полёте. Энергопитание бортовой аппаратуры АМС осуществляется от солнечных батарей (См. Солнечная батарея). До 1 января 1969 запущено свыше 45 АМС: советские АМС серий «Луна», «Венера», «Марс» и «Зонд», американские АМС серий «Маринер», «Рейнджер», «Пионер» и др. Описание отдельных АМС см. в статьях «Луна», «Венера» и др., см. также ст. Космический летательный аппарат.

Автоматическая подстройка частоты

Автоматическая подстройка частоты - радиотехническое устройство для автоматического удержания заданной частоты электрических колебаний генератора. А. п. ч. применяют в передатчике для поддержания определенной частоты задающего генератора (См. Задающий генератор), в супергетеродинном радиоприёмнике (См. Супергетеродинный радиоприёмник) для точной настройки на принимаемую станцию, в синтезаторе частот для умножения или деления частоты и др. В распространённой схеме А. п. ч. отклонение частоты от заданной (расстройка частоты) преобразуется Дискриминатором в постоянное напряжение соответствующего знака (полярности), пропорциональное амплитуде расстройки (при отсутствии расстройки напряжение на выходе дискриминатора равно нулю). Это выходное напряжение затем подаётся на управитель (Реактивного сопротивления лампа, Реактивного сопротивления транзистор, Варикап и др.), воздействующий на частоту генератора.

Автоматическая регулировка усиления

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автоматическая роторная линия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автоматическая сварка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автоматическая система подготовки старта

Автоматическая система подготовки старта (АСПС)

единая автоматическая система, охватывающая весь комплекс автоматических систем управления отдельными агрегатами и системами стартового комплекса Космодрома. Эти системы участвуют в установке космического летательного аппарата с его ракетой-носителем на стартовом комплексе, в пристыковке к ним наземных коммуникаций, заправке компонентами ракетного топлива, термостатировании и подготовке к пуску. АСПС также управляет операциями по хранению и термостатированию компонентов топлива и их полуавтоматическим сливом из баков ракеты-носителя, а также съёмом ракеты-носителя с пусковой системы. Управление агрегатами и системами АСПС осуществляется с центрального пульта подготовки.

Автоматическая телефонная станция

Автоматическая телефонная станция (АТС)

см. в статье Телефонная станция.

Автоматическая частотная разгрузка

Автоматическая частотная разгрузка - автоматическое отключение части потребителей электроэнергии при аварийном снижении частоты в энергосистеме (из-за чрезмерного увеличения электрической нагрузки в системе или отключения значительной генераторной мощности). Автоматы частотной разгрузки отключают отдельные линии или отдельных потребителей при снижении частоты в системе (см. Автоматическое регулирование частоты).

Автоматический анализ

Автоматический анализ - текста (АА), операция, которая заключается в том, что из данного текста на естественном языке извлекается содержащаяся в этом тексте грамматическая и семантическая информация, выполняемая по некоторому Алгоритму в соответствии с заранее разработанным описанием данного языка. Обратная операция называется автоматическим синтезом (См. Автоматический синтез) текста. АА подразделяется на три этапа:

1 ) лексико-морфологический - переход от отдельной словоформы к её лексико-грамматической характеристике;

2) синтаксический - переход от цепочки лексико-грамматических характеристик, представляющих фразу, к её синтаксической структуре;

3) семантический - переход от синтаксически проанализированной фразы к её смысловой записи. В алгоритме АА обычно различают сведения о языке («грамматика») и сведения о самом процессе анализа («механизм», или собственно алгоритм АА). АА является необходимым этапом в разных видах автоматической обработки текстов: автоматического перевода, автоматического реферирования, информационного поиска и т. п. АА следует отличать от автоматического исследования текстов, при котором полностью (или почти полностью) отсутствуют сведения о языке текста и текст обрабатывается алгоритмом именно с целью построения описания языка.

Лит.: Мельчук И. А., Морфологический анализ при машинном переводе (преимущественно на материале русского языка), в сборнике: Проблемы кибернетики, в. 6, М., 1961, с. 207-276; Dupuis L., Un système morphologique..., «Information Storage and Retrieval», 1964, v. 2, № 1, с. 29-41; Мельчук И. А., Автоматический синтаксический анализ, т. 1, Новосибирск, 1964; Иорданская Л. Н., Автоматический синтаксический анализ, т. 2, Новосибирск, 1967; Hays D. G., Readings in automatic language processing, N. Y., 1966; Vauquois B., VeilIon G., Veyrunes J., Syntax and interpretation, «Mechanical Translation», 1966, v. 9, № 2, p. 44-54; Жолковский А. К., Леонтьева Н. Н., Мартемьянов Ю. С., О принципиальном использовании смысла при машинном переводе, в кн.: Машинный перевод, в. 2, М., 1961, с. 17-46.

И. А. Мельчук.

Автоматический диспетчер энергообъединения

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автоматический синтез

Автоматический синтез - текста (АС), операция, в которой по заданной грамматической и семантической информации строится содержащий эту информацию текст на естественном языке; операция выполняется по некоторому алгоритму в соответствии с заранее разработанным описанием данного языка. Обратная операция называется автоматическим анализом (См. Автоматический анализ) текста. АС подразделяется на три этапа: 1) семантический - переход от смысловой записи фразы к её синтаксической структуре; 2) синтаксический - переход от синтаксической структуры фразы к представляющей фразу цепочке лексико-грамматических характеристик словоформ; 3) лексико-морфологический - переход от лексико-грамматической характеристики к реальной словоформе. АС - необходимый этап в разных видах автоматической обработки текстов, в частности при машинном переводе. АС следует отличать от автоматического порождения текстов, при котором строятся произвольные правильные тексты безотносительно к какому бы то ни было предварительному смысловому заданию.

Лит.: Жолковский А. К., Мельчук И. А., О семантическом синтезе, в сборнике: Проблемы кибернетики, в. 19, М., 1967, с. 177-238; Мельчук И. А., Порядок слов при автоматическом синтезе русского текста (предварительное сообщение), «Научно-техническая информация», 1965, № 12, с. 36-44; Волоцкая З. М., Формообразование при синтезе русских слов, в кн.: Сообщения отдела механизации и автоматизации информационных работ, в. 2 - Лингвистические исследования по машинному переводу, М., 1961, с. 169-194.

И. А. Мельчук.

Автоматическое включение резерва

Автоматическое включение резерва (АВР)

быстрое автоматическое включение резервных источников энергоснабжения, водоснабжения или резервного оборудования и механизмов. Цель -- бесперебойность снабжения потребителей электроэнергией, газообразным топливом, водой и т. д. или предотвращение аварии при внезапном выходе из строя рабочих источников питания, линий электропередачи, водо- и газопроводов, основных механизмов и приборов и пр. Особенно широко АВР применяется в энергетических системах и на электроустановках высокого напряжения различных предприятий (трансформаторов, электродвигателей и другого электрооборудования), реже - в электроустановках низкого напряжения, например 220-380 в.

АВР осуществляется с помощью специальных автоматических устройств постоянного или переменного тока, обеспечивающих включение резервных источников питания, оборудования и т. д. с заданным интервалом времени. Эффективность АВР как противоаварийного средства тем выше, чем меньше перерыв питания потребителей, поэтому время включения резерва должно быть минимально допустимым. В энергосистемах СССР, по данным статистики, каждое устройство АВР, введённое в эксплуатацию, в среднем предотвращает одно нарушение электроснабжения потребителей за период 4-5 лет.

Лит.: Барзам А. Б., Системная автоматика, 2 изд., М.- Л., 1964; Гельфанд Я. С., Голубев М. Л., Царев М. И., Релейная защита и электроавтоматика на переменном оперативном токе, М.- Л., 1966.

М. И. Царёв.

Автоматическое оружие

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автоматическое повторное включение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автоматическое регулирование возбуждения

Автоматическое регулирование возбуждения (АРВ)

процесс изменения по заданным условиям тока возбуждения электрических машин. Осуществляется на синхронных генераторах, мощных синхронных двигателях, синхронных компенсаторах, на генераторах и двигателях постоянного тока и на других специальных электрических машинах изменением напряжения на обмотке возбуждения. При этом изменяется сила тока возбуждения электрической машины и, как следствие, основной магнитный поток и эдс в обмотках якоря. АРВ синхронных генераторов осуществляется в основном с целью обеспечения заданного напряжения в электрической сети, а также для повышения устойчивости их параллельной работы на общую сеть. АРВ широко применяется в электроприводе постоянного тока для поддержания постоянства частоты вращения рабочего органа машины путём воздействия на ток возбуждения двигателя или питающего генератора.

Различают АРВ пропорционального и сильного действия. АРВ пропорционального действия характеризуется изменением силы тока возбуждения пропорционально отклонению напряжения на зажимах машины от заданного значения (отрицательная обратная связь по напряжению). Регуляторы возбуждения пропорционального действия могут содержать устройства компаундирования (положительная обратная связь по току машины) и стабилизации (гибкая отрицательная обратная связь по напряжению возбуждения). АРВ пропорционального действия не обеспечивает достаточной точности поддержания напряжения электрических станций, работающих на дальние линии электропередачи и в случаях, когда в системе имеются резкопеременные нагрузки, приводящие к значительным колебаниям напряжения. Тогда применяют АРВ сильного действия, при котором увеличение эффективности достигается введением регулирования возбуждения по отклонению напряжения, по производным от тока, напряжения, частоты и др., выбираемых в определенных соотношениях; характеризуется высоким быстродействием и большой мощностью системы возбуждения.

Приоритет создания АРВ сильного действия принадлежит советским энергетикам; это способствовало решению одной из важных проблем электроэнергетики - передачи больших мощностей по линиям переменного тока на дальние расстояния. Впервые АРВ сильного действия было осуществлено на Волжской ГЭС им. В. И. Ленина (1955-57).

Лит.: Иносов В. Л., Цукерник Л. В., Компаундирование и электромагнитный корректор напряжения синхронных генераторов, М.- Л., 1954; Веников В. А., Электромеханические переходные процессы в электрических системах, М.- Л., 1958; Сильное регулирование возбуждения, М.- Л., 1963; Андреев В. П., Сабинин Ю. А., Основы электропривода, 2 изд., М.- Л., 1963.

В. П. Васин, В. А. Строев.

Автоматическое регулирование напряжения

Автоматическое регулирование напряжения (АРН)

процесс поддержания напряжений в узловых точках электрической системы в заданных пределах, осуществляемый для обеспечения технически допустимых условий работы потребителей электрической энергии и собственно системы, а также для повышения экономичности их работы (см. Энергосистема). У большинства потребителей электроэнергии допускаются длительные отклонения напряжения от номинального не более чем на ±5%. Превышение номинального напряжения приводит к сокращению срока службы потребителей электроэнергии, уменьшение - снижает производительность и экономичность работы потребителей, пропускную способность линий электропередачи, может нарушить устойчивость работы синхронных машин и асинхронных двигателей.

Необходимость АРН вызывается переменными режимами работы потребителей и источников электроэнергии. Так, с увеличением нагрузок возрастает сила тока в сети, а следовательно, и потери напряжения в различных её участках, вследствие чего напряжения у потребителей могут выходить за допустимые пределы. В связи с этим на шинах электростанций и на шинах вторичного напряжения районных подстанций осуществляется, как правило, встречное (согласное) регулирование, при котором с увеличением нагрузок напряжение держится выше номинального, а при снижении нагрузок - понижается. Это уменьшает размах отклонений напряжений у потребителей. Однако в общем случае такое регулирование не исключает необходимости АРН у каждого потребителя.

АРН на электростанциях осуществляется регулированием возбуждения синхронных генераторов (см. Автоматическое регулирование возбуждения). На подстанциях АРН осуществляется регулированием возбуждения синхронных компенсаторов, если они установлены на этих подстанциях, или автоматическим изменением под нагрузкой коэффициента трансформации трансформаторов, а также регулированием мощности батарей статических конденсаторов. У потребителей электроэнергии АРН осуществляется регулированием возбуждения мощных синхронных двигателей и регулированием мощности батарей статических конденсаторов. Вопрос о конкретном выборе регулирующих устройств решается на основе технико-экономического анализа.

Лит.: Глазунов А. А. и Глазунов А. А., Электрические сети и системы, 4 изд., М.- Л., 1960; Барзам А. Б., Системная автоматика, 2 изд., М.- Л., 1964; Мельников Н. А., Солдаткина Л. А., Регулирование напряжения в электрических сетях, М., 1968.

В. П. Васин, В. А. Строев.

Автоматическое регулирование частоты

Автоматическое регулирование частоты (АРЧ)

процесс поддержания частоты переменного тока в энергосистеме в пределах, допустимых техническими требованиями и условиями экономичности её работы (см. Энергосистема). Нормальное функционирование значительной части потребителей электроэнергии зависит от частоты питающего тока. У некоторых производственных агрегатов, например бумагоделательных, текстильных машин, существенные отклонения частоты приводят к браку продукции, а иногда и к аварии. При снижении частоты сильно уменьшается производительность питающих насосов тепловых электростанций, что грозит нарушением работы энергосистемы. В СССР номинальное значение частоты переменного тока в энергосистемах равно 50 гц. Допускается длительное отклонение не более 0,1 гц, т. е. 0,2%.

Частота переменного тока энергосистемы определяется частотой вращения параллельно работающих синхронных генераторов. При изменении потребляемой мощности происходит ускорение или торможение генераторов, и частота в системе меняется. Для обеспечения нужного уровня частоты необходимо изменять мощность турбин. Это осуществляется регуляторами скорости, которые регулируют впуск энергоносителя (вода, пар, газ) в турбину. АРЧ, осуществляемое регуляторами скорости, называется первичным регулированием. За исключением особых случаев, первичное регулирование недостаточно для поддержания в энергосистеме нормального уровня частоты. Поэтому осуществляется дополнительное, вторичное регулирование частоты. Для этого устанавливаются специальные устройства, которые, воздействуя на регулятор скорости, вызывают добавочное изменение впуска энергоносителя в турбину.

При осуществлении вторичного регулирования частоты на нескольких агрегатах или станциях системы возникает необходимость обеспечения устойчивого распределения нагрузки между ними. Эта задача связана с регулированием активной мощности (См. Активная мощность) и оптимальным распределением нагрузок между агрегатами.

Лит.: Соловьев И. И., Автоматизация энергетических систем, 2 изд., М.- Л., 1956; Москалев А. Г., Автоматическое регулирование режима электрической системы по частоте и активной мощности, М.- Л., 1960.

В. П. Васин, В. А. Строев.

Автоматическое управление

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автоматная латунь

Автоматная латунь - свинцовистая латунь, латунь легированная свинцом; содержит 57-75% меди, 0,3-0,8% свинца остальное - цинк. Добавка свинца способствует образованию при механической обработке короткой и сыпучей стружки, уменьшает износ режущего инструмента и позволяет вести скоростную обработку деталей на автоматических станках (отсюда и название). Выпускается в виде прутков, лент, полос и листов из которых изготовляют болты, гайки, детали часов и другие изделия массового производства. Механические свойства А. л. зависят от состава и состояния (мягкое или нагартованное): предел прочности 300-600 Мн/м2 (30-60 кгс/мм2), относительное удлинение 2-50%.

Лит.: Смирягин А. П., Промышленные цветные металлы и сплавы, 2 изд., М., 1956.

Е. С. Шпичинецкий.

Автоматная сталь

Автоматная сталь - сталь с повышенным содержанием серы и фосфора, предназначенная для изготовления деталей на металлорежущих скоростных станках-автоматах и полуавтоматах. А. с. производится в виде прутков и содержит в %: 0,08-0,45 углерода, 0,15-0,35 кремния, 0,6-1,55 марганца, 0,08-0,30 серы, 0,05-0,16 фосфора. Повышенное содержание серы приводит к образованию включений (сульфида марганца и др.), расположенных вдоль волокон, что облегчает резание и способствует дроблению и лёгкому отделению стружки. Для этих же целей А. с. иногда легируют свинцом и теллуром. Механические свойства А. с. вдоль волокон (в зависимости от марки стали и диаметра прутка) характеризуются следующими показателями: горячекатаные прутки - предел прочности σв = 420-750 Мн/м2 (42-75 кгс/мм2), относительное удлинение δ = 14-22%, для холоднотянутых нагартованных прутков σв = 520-840 Мн/м2 (52-84 кгс/мм2), δ = 6-17%. Механические свойства А. с. в поперечном волокну направлении существенно понижены. Пластичность и вязкость А. с., благодаря присутствию серы и фосфора, ниже, чем у обычных углеродистых сталей. Свариваемость плохая. Детали из А. с. обычно применяются без термической обработки или только с отпуском для снятия напряжений. А. с. используются главным образом для изготовления болтов, гаек, некоторых деталей автомобилей, приборов и пр.

Лит.: Справочник по машиностроительным материалам, т. 1, М., 1959; Ассонов А. Д., Технология термической обработки деталей автомобиля, М., 1958.

Я. М. Поток.

Автоматов теория

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автомашинист

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автометаморфизм

Автометаморфизм (геол.)

изменение магматической горной породы в процессе её отвердевания, происходящее под действием растворов, отделяющихся от породы во время её охлаждения.

Автометрия

I Автометри́я (от Авто... и ...метрия (См. …метрия))

научная дисциплина, изучающая теоретические основы проектирования автоматических измерительных и контрольных приборов и измерительных информационных систем (ИИС). По методам исследований А. является ветвью технической кибернетики, ставящей своей целью автоматизацию сбора и обработки измерительной информации.

А. анализирует исходные данные об исследуемых объектах и вид выходной количественной информации, обосновывает принципы построения оптимальных в заданном смысле технических средств измерения, контроля и технической диагностики, методы получения и обработки измерительной информации, а также исследует методы рационального планирования измерительного эксперимента и создания ИИС, предназначенных для использования в промышленности, научных исследованиях и т. п.

Лит.: Карандеев К. Б., Цапенко М. П., Состояние и проблемы автометрии, «Автометрия», 1967, № 5.

М. П. Цапенко.

II Автометри́я («Автометри́я»,)

научно-технический журнал, орган Сибирского отделения АН СССР. Издаётся в Новосибирске. Основан в 1965. Выходит 6 номеров в год, тираж (1969) 1700 экземпляров. Освещает новые результаты по главным разделам автометрии, измерительным и контрольным автоматически действующим приборам, системам и элементам, их проектированию и контролю качества, использованию; публикует материалы по исследованию и разработке новейших средств получения и обработки измерительной информации.

Автомеханические институты

Автомеханические институты - см. Машиностроительные и механические институты.

Автомиксис

Автомиксис - аутомиксис (от Авто... и греч. míxis - смешение, совокупление), самооплодотворение, слияние половых клеток (гамет (См. Гаметы)), принадлежащих одной и той же особи. А. довольно широко распространён среди простейших, многих грибов и части диатомовых водорослей.

Автомобилеразгрузчик

Автомобилеразгрузчик - автомобилеопрокидыватель, устройство для выгрузки сыпучих грузов из кузовов бортовых автомобилей. А. бывают стационарные и передвижные (в т. ч. самоходные), тупиковые и проездные.

Стационарные А. обычно применяются на элеваторах (для зерна), самоходные - на зерноочистительных токах, перегрузочных площадках для гравия, щебня и др. По принципу действия различают А. с гидравлической или механической системой подъёма. Для разгрузки автомобиль заезжает на платформу А., оборудованную устройством для наклона на угол, обеспечивающий саморазгрузку. Для фиксации автомобиля во время наклона на платформе имеются выступы или упоры для колёс. Наклон автомобиля производится назад или на боковую сторону.

И. И. Батищев.

Автомобилеразгрузчик с гидравлической системой подъёма: 1 - опорная рама; 2 - платформа; 3 - гидропривод; 4 - гидравлический цилиндр.

Автомобилеразгрузчик с гидравлической системой подъёма: 1 - опорная рама; 2 - платформа; 3 - гидропривод; 4 - гидравлический цилиндр.

Предыдущая страница Следующая страница