Большая советская энциклопедия (БСЭ)
Автобус

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Автобус

Автобус [от Автомобиль и Омнибус], автомобиль общественного пользования, рассчитанный на поездку 9 и более пассажиров. Первые А. появились в начале 20 в. Сравнительно широко распространились уже к началу 1-й мировой войны. В Москве регулярные линии автобусных перевозок были организованы в 1924.

По назначению А. подразделяются на городские, пригородные, междугородные (туристские), местного сообщения и общего назначения. Городские А. имеют пассажирское помещение с несколькими дверями для входа и выхода, с ограниченным числом мест для сидения, с широким центральным проходом, с просторными «накопительными» площадками около дверей. Городские А. характеризуются способностью к интенсивному разгону, что обеспечивает относительно высокую среднюю скорость при частых остановках. Пригородные А. имеют пассажирское помещение с уменьшенными центральным проходом и «накопительными» площадками, а за счёт этого большее число сидений. У междугородных (туристских) А. в пассажирском помещении устанавливаются жёсткие или мягкие (спальные) сиденья. А. оборудуются отоплением и вентиляцией, а некоторые и гардеробом, холодильным шкафом, туалетом. Под полом пассажирского помещения размещают отсеки для багажа. Конструкция таких А. должна обеспечивать движение с большой скоростью. А. местного сообщения применяются для перевозки пассажиров по внутрирайонным и межрайонным маршрутам, преимущественно в сельских местностях. У таких А. предусматриваются повышенная прочность кузова и ходовой части, увеличенный дорожный просвет, а иногда и привод на 2 или 3 оси.

Вместимость А. зависит в основном от его габаритных размеров (главным образом длины). В СССР принят следующий типовой ряд габаритных длин А.: 5 м - особо малые; 7,5 м - малые; 8,5 м и 9,5 м - средние; 11 м - большие; 12 м - особо большие и 16,5 м - сочленённые. При проектировании допускается изменение соответствующей длины в пределах ± 0,5 м. Сочленённый А. состоит из двух связанных гибким сочленением частей, имеющих общее пассажирское помещение. В городском транспорте за рубежом получили некоторое распространение также полутора- и двухэтажные А. Вместимость городских А. длиной 7,5 м колеблется от 35 до 40 человек, А. длиной 12 м - от 110 до 120 человек. Сочленённые А. вмещают до 160 человек. В зависимости от типа А. регламентируется нижний предел максимальной скорости, которую могут развивать А.: городские - 70 км/ч, пригородные и местного сообщения - 80 км/ч, междугородные - 100 км/ч. Технико-эксплуатационными требованиями также предусмотрено, что время разгона А. с места до указанной максимальной скорости не должно превышать (в зависимости от типа и длины А.): 40-55 сек для городских, 50-65 сек для пригородных и 70-90 сек для междугородных А.

Техническая характеристика некоторых моделей автобусов,

эксплуатируемых в СССР

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

| Автобус            | Габарит-     | Число мест                | Макс.      | Макс.                 | Контроль-  |

|                         | ная дли-     |                                  | скорость  | мощность          | ный рас-   |

|                         | на (м)         |                                  | (км/ч)       | двигателя          | ход топ-    |

|                         |                   |                                  |                |                          | лива         |

|                         |                   |                                  |                |                          | (л/100 км)  |

|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

|                         |                   | для          | общее но- |                |           |              |                 |

|                         |                   | сидения   | миналь-    |                | квт      | л. с.      |                 |

|                         |                   |                | ное (в ча-  |                |           |              |                 |

|                         |                   |                | сы «пик»)  |                |           |              |                 |

|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| РАФ-977Д         | 4,9             | 10            | -             | 110          | 55       | 75         | 12,0          |

|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| КАВЗ-651         | 6,2             | 20            | 24             | 70            | 52       | 70         | 22,0          |

|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| ПАЗ-652           | 7,2             | 23            | 42             | 80            | 66       | 90         | 21,0          |

|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| ПАЗ-672           | 7,3             | 23            | 45             | 80            | 85       | 115        | 20,5          |

|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| ЛиАЗ-158В       | 9,0             | 32            | 60             | 65            | 80       | 109        | 37,0          |

|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| ЛиАЗ-677          | 10,5           | 25            | 80 (110)    | 70            | 132     | 180        | 45,0          |

|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| ЛАЗ-695Е         | 9,2             | 32            | 55             | 75            | 110     | 150        | 36,0          |

|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| ЛАЗ-698           | 9,7             | 26            | 67(92)       | 76            | 132     | 180        | 35,0          |

|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| "Икарус"-180*   | 16,5           | 35            | 119(172)    | 67            | 147     | 200        | 24,4          |

| (Венгрия)          |                   |                |                 |                |           |              |                 |

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

* Сочленённый автобус.

Кузова А. изготовляются капотного и вагонного типа (последние более распространены). Кузов вагонного типа обычно является несущей конструкцией; к его основанию непосредственно крепятся двигатель, коробка передач, передние и задние оси.

Двигатель может быть расположен в передней, средней (под полом пассажирского помещения) или в задней части А. Привод осуществляется главным образом на заднюю ось; у некоторых особо малых А. повышенной проходимости ведущими являются как задние, так и передние колёса.

В городских и пригородных А. всё более применяются автоматические трансмиссии. При расположении двигателя в задней или средней части и при механической трансмиссии применяется дистанционное управление сцеплением и коробкой перемены передач. В подвеске А. начали использовать резино-тканевые баллоны, заполненные сжатым воздухом. Помимо повышения плавности хода, это позволяет сохранять постоянную высоту уровня пола и подножек А. независимо от нагрузки. Рулевое управление средних и больших А. имеет усилитель, в несколько раз уменьшающий силу, необходимую для поворота рулевого колеса. Привод рабочего (ножного) тормоза к тормозным механизмам колёс передней и задней осей на средних и больших А. - пневматический или пневмогидравлический, как правило, раздельный. На особо малых А. - гидравлический, а на малых А. - гидравлический с вакуумным усилителем или пневматический. На некоторых А., особенно междугородных, применяется Тормоз-замедлитель.

Лит.: Плеханов И. П., Технико-эксплуатационные требования к автобусам, М., 1967; Краткий автомобильный справочник, М., 1968.

Автобус фирмы «Бритиш Лейленд мотор корпорейшен». Начало 20 в.

Автобус фирмы «Бритиш Лейленд мотор корпорейшен». Начало 20 в.

Автобус фирмы «Бритиш Лейленд мотор корпорейшен». 1919 - 29.

Автобус фирмы «Бритиш Лейленд мотор корпорейшен». 1919 - 29.

Автобус ЗИС-16. 1935 - 41.

Автобус ЗИС-16. 1935 - 41.

Туристский и экскурсионный автобус ЗИЛ-118 «Юность».

Туристский и экскурсионный автобус ЗИЛ-118 «Юность».

Автобус особо малой вместимости РАФ-977 ДМ.

Автобус особо малой вместимости РАФ-977 ДМ.

Автобус местного сообщения КАВЗ-685.

Автобус местного сообщения КАВЗ-685.

Городской автобус малой вместимости ПАЗ-665.

Городской автобус малой вместимости ПАЗ-665.

Городской автобус средней вместимости ЛАЗ-698.

Городской автобус средней вместимости ЛАЗ-698.

Городской автобус большой вместимости ЛиАЗ-677.

Городской автобус большой вместимости ЛиАЗ-677.

Междугородный автобус большой вместимости «Икарус-250». Венгрия.

Междугородный автобус большой вместимости «Икарус-250». Венгрия.

Городской полутораэтажный автобус фирмы «Мерседес-Бенц». ФРГ.

Городской полутораэтажный автобус фирмы «Мерседес-Бенц». ФРГ.

Сочлененный автобус фирмы «Хеншель». ФРГ.

Сочлененный автобус фирмы «Хеншель». ФРГ.

Двухэтажный автобус «Атлантин» фирмы «Бритиш Лейленд мотор корпорейшен».

Двухэтажный автобус «Атлантин» фирмы «Бритиш Лейленд мотор корпорейшен».

В начало энциклопедии