Большая советская энциклопедия (БСЭ)
Статьи на букву "Т" (часть 20, "ТЕА"-"ТЕВ")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 20, "ТЕА"-"ТЕВ")

Театр имени Мейерхольда

Театр имени Мейерхольда - см. Мейерхольда имени театр.

Театр имени Моссовета

Театр имени Моссовета - академический. Создан в 1923 как театр им. МГСПС (Московского городского совета профессиональных союзов), с 1930 - Театр им. МОСПС, с 1938 носит современное название. В создании и развитии театра участвовали Е. О. Любимов-Ланской (руководитель в 1925-40), В. В. Ванин, И. Н. Берсенев, Н. Д. Мордвинов, О. Н. Абдулов, П. И. Герага, Б. Ю. Оленин, С. Г. Бирман, С. В. Гиацинтова, И. С. Анисимова-Вульф, А. Л. Шапс и др. С первых дней театр стал лабораторией молодой советской драматургии. Здесь были поставлены «Шторм» Билль-Белоцеркевского (1925), «Цемент» по Гладкову (1926), «Мятеж» по Фурманову (1927), «Рельсы гудят» Киршона (1928), «Ярость» Яновского (1929), «Чапаев» по Фурманову (1930), «Салют, Испания!» Афиногенова (1936). С 1940 театр возглавляет народный артист СССР Ю. А. Завадский; в труппу вошли его ученики: В. П. Марецкая, Р. Я. Плятт, Н. Д. Мордвинов. Среди крупнейших работ театра: «Трактирщица» Гольдони (1940), «Машенька» Афиногенова (1941), «Надежда Дурова» Кочеткова и Липскерова (1941), «Русские люди» Симонова (1942), «Фронт» Корнейчука (1942), «Нашествие» Леонова (1943), «Отелло» Шекспира (1944), «Бранденбургские ворота» Светлова (1946), «В одном городе» Софронова (1947), «Маскарад» Лермонтова (1952, 1963), «Дали неоглядные» Вирты (1957), «Битва в пути» Николаевой и Радзинского (1959), «Ленинградский проспект» Штока (1962), «Совесть» Павловой (1963), «Они сражались за родину» по Шолохову (1966, 1975), «Петербургские сновидения» по «Преступлению и наказанию» Достоевского (1969).

В труппе (1975): народные артисты СССР - В. П. Марецкая, Ф. Г. Раневская, Р. Я. Плятт, народные артисты РСФСР - Т. С. Оганезова, В. В. Сошальская, С. С. Цейц, С. С. Годзи, Г. С. Жженов, К. К. Михайлов, Г. А. Слабиняк, Л. В. Шапошникова, заслуженные артисты РСФСР - Н. И. Дробышева, В. И. Талызина, Г. Л. Бортников, А. А. Консовский, Л. В. Марков, Н. И. Парфенов, М. Б. Погоржельский, И. С. Саввина и др. В 1964 театру присвоено звание академического. Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1949), орденом Ленина (1973).

Лит.: Образцова А., Театр Моссовета, М., 1959.

Ю. А. Зубков.

Театр кукол

Статья большая, находится на отдельной странице.

Театр миниатюр

Театр миниатюр - театр, в репертуаре которого главным образом небольшие одноактные пьесы и др. виды так называемых малых форм искусства (монолог, куплет, эстрадный танец, цирковой номер и др.). Т. м. тяготеет преимущественно к комедийному и сатирическому репертуару, гротеску, пародии и миниатюре. Предшественник Т. м. - Кабаре. В дореволюционной России наиболее известны Т. м. «Летучая мышь» и «Кривое зеркало». Первым советским Т. м. можно считать витебский Теревсат (Театр революционной сатиры, 1919). Среди лучших советских Т. м. - Ленинградский государственный театр миниатюр под руководством А. И. Райкина. Своеобразной разновидностью Т. м. является эстрадный дуэт мастеров Московской эстрады М. В. Мироновой и А. С. Менакера.

Театр на льду

Театр на льду - представления (балетные, цирковые, эстрадные), демонстрируемые на площадках с искусственным льдом - на стадионах, цирковых манежах и т. д. Наибольшую известность получили профессиональные коллективы: Венский балет на льду «Айс ревю» (Eis Revue, Австрия), «Холидей он айс» (Holiday on Ice, США), «Художественный ансамбль фигурного катания на коньках Пражской эстрады» (ЧССР), «Балет на льду» и «Цирк на льду» (СССР).

Театр Польски

Театр Польски («Теа́тр По́льски»)

польский драматический театр. Открыт 29 января 1913 в Варшаве по инициативе А. Шифмана (директор и художественный руководитель в 1913-15, 1918-39, 1946-49, 1955-57). Первый спектакль -«Иридион» Красиньского. В труппе работали крупнейшие актёры и режиссёры: С. Бронишувна, С. Высоцкая, М. Пшибылко-Потоцкая, Ю. Венгжин, А. Зельверович, Е. Лещиньский, Ю. Остэрва, Л. Сельский, М. Цвиклиньская, В. Брыдзиньский, Л. Шиллер (руководил в 1949-50) и др. Деятельность «Т. П. » была направлена на борьбу с рутиной, на пропаганду польской классической драматургии, зарубежной классики; большое внимание уделялось современной драме, много ставилось пьес У. Шекспира, Б. Шоу. После образования ПНР (1944) театр в 1946 возобновил работу, прерванную войной и оккупацией (См. Оккупация). В репертуаре по-прежнему классика, пьесы романтического направления, произведения современных польских драматургов (Л. Кручковский, Я. Ивашкевич, Э. Брылль и др.), русская и советская драматургия. В числе наиболее значительных спектаклей: «Фантазий» Словацкого (1948), «На дне» Горького (1949), «Иридион» Красиньского (1966) и др. «Т. П.» имеет филиал («Сцена Камеральна»). В 1954 и 1975 был на гастролях в СССР.

Лит.: Lorentowicz Y., Teatr Polski w Warszawie. 1913-1938, Warsz., 1938; Szyfman A., Labirynt teatru, Warsz., 1964.

Б. И. Ростоцкий.

Театр рабочей молодёжи

Театр рабочей молодёжи (ТРАМ)

Возник в СССР как самодеятельный или полупрофессиональный театр в середине 20-х гг. Т. р. м. существовали во многих крупных рабочих центрах - Москве, Ленинграде, Баку, Иванове, Ростове-на-Дону, Харькове, Свердловске, Перми и др. Эти театры, отражавшие тягу молодёжи в зрелищной форме откликаться на актуальные вопросы, были тесно связаны с комсомолом. Стремление молодёжи активно вмешиваться в дела производства, пропагандировать его передовиков, давать бой лодырям, пьяницам, бюрократам, помогать делу строительства социализма составляло сильную сторону трамовского движения, основу его интенсивного развития. В 1928 насчитывалось 11, к 1930 - около 70 Т. р. м. Зачинателем трамовского движения считается ленинградский Театр рабочей молодёжи, открывшийся в 1925 пьесой «Сашка Чумовой» Горбенко. Руководителем и теоретиком Т. р. м. был М. В. Соколовский, видевший в нём средство политической агитации. Трамовское движение было, однако, внутренне противоречивым. Спектакли строились на сценариях, которые во многом носили полуимпровизационный характер. Отход от полноценной драматургии, от классического наследия подчас приводил к схеме, примитиву, не мог не сказаться отрицательно на культуре актёрского исполнения. После опубликования постановки ЦК партии от 23 апреля 1932 «О перестройке литературно-художественных организаций» остро встал вопрос о целесообразности самого существования этого движения. Московский, ленинградский, свердловский, куйбышевский Т. р. м., определившиеся как профессиональные театры, преобразовывались в театры им. Ленинского комсомола. Основой их репертуара стала реалистическая драматургия. Началась углублённая профессиональная учёба этих коллективов под руководством крупных мастеров сцены (в Москве - И. Я. Судакова, затем И. Н. Берсенева, в Ленинграде - В. П. Кожича, Б. Н. Зона, Н. С. Рашевской). Самодеятельные коллективы были переданы в ведение профсоюзов. Режиссёры и актёры Т. р. м. - Б. И. Равенских, Р. Р. Суслович, Л. В. Варпаховский, Ф. Е. Шишигин, В. Р. Соловьев, В. Д. Доронин и др. в дальнейшем пересмотрели свои взгляды, овладели основами профессионального реалистического искусства, системой Станиславского и стали большими советскими художниками.

Лит.: Рабинянц Н., Театр юности, [Л., 1959].

Ю. А. Зубков.

Театр Революции

Театр Революции - один из первых советских драматических театров. Открыт в Москве 29 октября 1922. Создан на базе Теревсата (Театр революционной сатиры) и ряда др. театров. В 1922-24 театр возглавлял В. Э. Мейерхольд, поставивший спектакли: «Разрушители машин» и «Человек-масса» Толлера, «Доходное место» А. Островского, «Озеро Люль» Файко. Среди главных режиссёров последующих лет - В. М. Бебутов, А. Л. Грипич, Л. Д. Попов (1930-35), сыгравший значительную роль в творческой жизни театра, Н. В. Петров. Отдельные спектакли ставили Ю. А. Завадский, А. М. Лобанов, А. Д. Дикий и др. Среди ведущих актёров - М. И. Бабанова, М. Ф. Астангов, Ю. С. Глизер, М. М. Штраух, Д. Н. Орлов, С. А. Мартинсон. Лучшие спектакли: «Человек с портфелем» Файко (1928), «Поэма о топоре» (1931), «Мой друг» (1932), «После бала» (1934) Погодина, «Ромео и Джульетта» Шекспира (1935), «Таня» Арбузова (1939), «Павел Греков» Войтехова и Ленча (1938). В 1937 в спектакле «Правда» Корнейчука (режиссёр Н. В. Петров) в театре впервые воссоздан М. М. Штраухом образ В. И. Ленина. В 1941-43 большая часть труппы театра играла в Ташкенте. В 1943, возвратившись в Москву, она слилась с театром, работавшим в годы войны на базе Т. р. и носившим название Московский театр драмы. До 1954 объединённый коллектив назывался также Московским театром драмы, затем Московским театром имени Вл. Маяковского (См. Московский театр имени Вл. Маяковского). В 1943-66 театр возглавлял Н. П. Охлопков.

Театр Советской Армии

Театр Советской Армии - см. Центральный театр Советской Армии.

Театр теней

Театр теней - вид театр, зрелища, в котором сюжет раскрывается с помощью динамических кадров-картин, спроецированных на экране плоскими фигурками из картона, кожи или особых цветных плёнок, управляемых артистами с помощью палочек, прикрепленных к сочленениям кукол (иногда используется система управления с помощью нитей). Куклы освещаются сзади, контражуром - на экране появляется черно-белое или цветное изображение. Т. т. распространён главным образом у народов Азии и Ближнего Востока. Для Т. т. характерно обращение к эпосу, фольклору, традиционное сохранение сюжетов. Образы индийского классического эпоса «Рамаяна» и «Махабхарата» остаются в представлениях бродячих кукольников Индии и Индонезии и во 2-й половине 20 в. Один из старейших Т. т. - индонезийский. Представление ведёт один человек (даланг), рассказывающий в сопровождении оркестра (гамелана) о событиях, развёртывающихся на экране.

В советском Т. т. наибольшую известность получили работы художников И. С. и Н. Я. Ефимовых (20-е гг.). В 1937 создан Московский Т. т.

Н. И. Смирнова.

Театр Юного зрителя

Театр Юного зрителя - см. Детский театр.

Театра международный институт

Театра международный институт (Institut international du théâtre)

(МИТ), международная театральная организация при ЮНЕСКО. Учрежден в 1948 (Прага). В странах - членах МИТ создаются национальные центры, представители которых собираются каждые 2 года на конгресс, являющийся верховным органом института. Институт способствует установлению контакта между театрами разных стран, обмену информацией, объединяет (1975) 54 национальных центра. По инициативе МИТ ежегодно 27 марта отмечается Международный день театра под девизом «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами». Международный центр МИТ - в Париже. Советский Национальный центр МИТ создан в 1959 в Москве на базе Всероссийского театрального общества. Президент советского Национального центра МИТ - народный артист СССР М. И. Царёв.

Театрализованные праздники

Статья большая, находится на отдельной странице.

Театральная жизнь

Театральная жизнь («Театра́льная жизнь»,)

советский двухнедельный иллюстрированный журнал. Выходит в Москве с августа 1958. Орган Министерства культуры РСФСР, Всероссийского театрального общества, Союза писателей РСФСР. Главный редактор - Ю. А. Зубков. Тираж (1976) 50 000 экземпляров.

Театральная музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Театрального искусства институт

Театрального искусства институт - государственный им. А. В. Луначарского (ГИТИС), один из крупнейших в СССР театральных вузов, методический центр театрального образования. Основан в 1878 как Музыкально-драматический институт, с 1935 (после ряда реорганизаций) носит современное название. В институте работали крупнейшие мастера театрального искусства - Л. В. Баратов, И. Н. Берсенев, Н. М. Горчаков, Л. М. Лавровский, Л. М. Леонидов, А. М. Лобанов, В. А. Орлов, Н. П. Охлопков, Н. В. Петров, А. Д. Попов, О. И. Пыжова, И. М. Раевский, В. Г. Сахновский, И. Я. Судаков, Н. И. Тарасов, театроведы - Г. Н. Бояджиев, А. К. Дживелегов, С. С. Игнатов, С. С. Мокульский, Ю. В. Соболев, В. А. Филиппов и др.

В составе института (1975): факультеты - актёрский с национальными студиями (с 1930 - 42 выпуска национальных студий), режиссёрский (режиссёры драмы, музыкального театра, эстрады и цирка), театроведческий (отделения экономистов и организаторов театрального дела), актёров музыкального театра (отделения балетмейстерское и педагогов хореографии); аспирантура, 18 кафедр, театральная библиотека (свыше 170 тысяч томов). На очном и заочном отделениях в 1974/75 учебном году обучалось свыше 1 тысячи студентов (в том числе из 22 зарубежных стран), работало более 150 преподавателей, в том числе 27 профессоров и докторов наук, 52 доцента и кандидата наук. Среди профессоров института - А. А. Гончаров, Б. В. Бибиков, Ю. А. Завадский, Р. В. Захаров, М. О. Кнебель, С. В. Образцов, Б. А. Покровский, И. М. Туманов, Б. Н. Асеев, Г. Г. Гоян, П. А. Марков, Б. И. Ростоцкий и др. Институт имеет право принимать к защите докторские и кандидатские диссертации. Издаются (с 1975) «Учёные записки». За годы Советской власти подготовлено свыше 5 тысяч специалистов. Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1971).

А. А. Рапохин, Т. А. Прозорова.

Театрально-декорационное искусство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Театральное образование

Статья большая, находится на отдельной странице.

Театральное училище имени Б. В. Щукина

Театральное училище имени Б. В. Щукина - при Государственном академическом театре им. Евгения Вахтангова, высшее театральное учебное заведение в Москве. Ведёт начало от Студенческой драматической (в дальнейшем «Мансуровской») студии, основанной и руководимой с 1913 Е. Б. Вахтанговым. С 1921 стала 3-й Студией МХТ, а с 1926 - Театром им. Евгения Вахтангова (см. Вахтангова имени театр), при котором сохранилось училище. В 1932 училище преобразовано в театральный техникум, выпускающий актёров и для других театров. В 1945 оно приравнено к вузу.

Училище имеет актёрское и режиссёрское отделения, а также студии, готовящие кадры для театров республик. В 1959 открылось заочное отделение для подготовки режиссёров народных театров.

Среди воспитанников Студии Вахтангова и училища - Б. В. Щукин (с 1939 училище носит его имя), Р. Н. Симонов. Ю. А. Завадский, Б. Е. Захава, А. А. Орочко, В. К. Львова, Ц. Л. Мансурова, Е. Г. Алексеева, Н. М. Горчаков, В. Н. Яхонтов, А. О. Степанова, А. Н. Грибов, В. П. Марецкая и др. Почти весь актёрский коллектив Театра им. Евгения Вахтангова состоит из воспитанников этого училища. В 1975/76 учебном году в училище обучалось 332 студента, работало 37 преподавателей, среди которых - Б. Е. Захава (художественный руководитель, заведующий кафедрой режиссуры), Е. Р. Симонов, Д. А. Андреева, Н. П. Русинова, В. К. Львова, М. Д. Синельников, В. Г. Кольцов и др.

Г. Л. Пелисов.

Театральное училище имени М. С. Щепкина

Театральное училище имени М. С. Щепкина - при Государственном академическом Малом театре, одно из старейших высших театральных учебных заведений страны. История училища неразрывно связана с развитием театр. образования в России и деятельностью Малого театра. Ведёт свою историю с 1773, когда при Воспитательном доме была создана театральная школа, преобразованная в 1809 в Московское театральное училище. В училище обучали танцам, музыке и драматическому искусству.

С 1830-х гг. и до конца жизни в нём преподавал М. С. Щепкин (с 1938 училище носит его имя). В 1863 при его непосредственном содействии школа получила новое здание на Неглинной улице (построено в 20-х гг. 19 в.), являющееся, наряду со зданием Малого театра, частью сохранившегося фрагмента театрального центра Москвы, построенного по проекту архитектора О. И. Вове (См. Яп). В училище начинали свой творческий путь крупнейшие актёры Малого театра В. И. Живокини, С. В. Шумский, Н. В. Медведева, П. В. и С. В. Васильевы, Г. Н. Федотова, Н. А. Никулина, М. Н. Ермолова, А. А. Остужев, А. А. Яблочкина, В. Н. Рыжова, Е. Д. Турчанинова, М. Ф. Ленин, Ю. М. Юрьев, Л. М. Леонидов и др.

После Великой Октябрьской социалистической революции училище стало первым советским театральным учебным заведением. В 1943 оно получило права вуза. Его педагогами были И. В. Самарин, Г. Н. Федотова, А. П. Ленский, В. Н. Пашенная, Н. Ф. Костромской, К. А. Зубов, В. И. Цыганков, А. Д. Дикий, Л. И. Дейкун, А. И. Благонравов, Т. А. Дынник и др.

В 1975/76 учебном году в училище обучался 171 студент, работало 70 преподавателей, среди которых старейшие мастера Малого театра и педагоги - М. И. Царёв, Н. А. Анненков, Л. А. Волков, М. Н. Гладков, Г. Н. Дмитриев, Д. М. Головина и др.

М. М. Новохижин.

Театральность

1) специфическое художественное достоинство, которое присуще произведениям Театрального искусства и отличает его от др. видов искусства особой эстетической природой, характерными только для него выразительными средствами (см. Театр, Актёрское искусство, Режиссёрское искусство). 2) Особый сценический язык того или иного драматурга, определяющий весь художественный строй пьесы, манеру её исполнения (например, театральность У. Шекспира, А. Н. Островского, А. П. Чехова). 3) Открытое использование театральных приёмов, сознательное подчёркивание средств сценической выразительности. Т. отличала все виды народных зрелищ и стала органическим свойством профессионального театра. Т. использовалась режиссёрами начала 20 в. в борьбе с буржуазно-обывательским театром, была одной из форм приобщения современной сцены к истокам народной культуры. Импровизация, Пантомима, Гротеск, маски (См. Маска) и др. приёмы применяются и в реалистическом театре 2-й половине 20 в.

Лит.: Станиславский К. С., Собр. соч., т. 1, М., 1954; Мейерхольд В. Э., Статьи. Письма. Речи. Беседы, ч. 1- 2, М., 1968; Встречи с Мейерхольдом. Сб. воспоминаний, М., 1967; Евг. Вахтангов. Материалы и статьи, М., 1959; Таиров А. Я., Записки режиссёра, статьи, беседы, речи, письма, М., 1970; Бояджиев Г. Н., Театральность и правда, М.- Л., 1945; Берковский Н. Я., Станиславский и эстетика театра, в его кн.: Литература и театр, М., 1969.

Театральные библиотеки

Театральные библиотеки - библиотеки, главный фонд которых составляют книги, периодические издания по театральному искусству. В СССР (кроме театральных фондов в общих библиотеках) имеются следующие Т. б.: 1) Государственная центральная Т. б. в Москве (см. Библиотека театральная центральная). 2) Центральная научная библиотека Всероссийского театрального общества в Москве. Ведёт начало от библиотеки Театрального справочно-статистического бюро Российского театрального общества (основано в 1896); с 1916 - публичная библиотека. Фонд 250 тысяч томов книг и журналов. Существуют филиалы (71) библиотеки во многих городах РСФСР. 3) Библиотека Центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина в Москве. Работает при музее с его основания в 1894. Фонд свыше 60 тысяч книг специальной литературы. 4) Ленинградская государственная театральная библиотека им. А. В. Луначарского. Возникла вместе с первым русским постоянным профессиональным театром в 1756 как библиотека придворного театра, с 1889 центральная библиотека императорских театров, с 1917 Центральная библиотека русской драмы, с 1934 носит современное наименование. Фонд 430 тысяч экземпляров рукописей, книг, журналов, рисунков, эскизов, эстампов, гравюр и др. значительные фонды литературы по театру имеют библиотеки при театральных учебных заведениях и театральных музеях.

За рубежом специализированные библиотечные театральные фонды существуют при больших общих библиотеках (театральная коллекция публичной библиотеки в Нью-Йорке и др.), а также при крупных театрах (например, библиотека театра «Комеди Франсез» в Париже, библиотека «Ла Скала» в Милане).

Театральные журналы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Театральные институты

Театральные институты - см. Театральное образование.

Театральные музеи

Театральные музеи - научные, культурно-просветительные учреждения, собирающие и хранящие подлинные материалы и документы по истории театра. Крупнейшие Т. м. в СССР - Центральный Театральный музей имени А. А. Бахрушина, Музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки в Москве, Театральный музей в Ленинграде. Театральному искусству отдельных республик посвящены экспозиции Т. м. в Киеве, Ереване (Музей литературы и театра), Баку, Таллине, Вильнюсе, Риге. Существуют также музеи при отдельных крупных театрах (МХАТе, Большом и Малом театрах, центральном театре кукол, Театре Вахтангова в Москве, Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова, Большом драматическом театре, Малом театре оперы и балета в Ленинграде, Ярославском театре им. Ф. Волкова и др.), а также мемориальные музеи (К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко), музеи-квартиры и мемориальные комнаты (М. Н. Ермоловой, Ф. И. Шаляпина, А. В. Неждановой). При Ленинградском цирке существует единственный в мире музей, собирающий материалы по истории и технике циркового искусства. Т. м. в СССР ведут массовую, научно-просветительскую работу, устраивают экскурсии по экспозициям и выставкам, лекции, тематические вечера, осуществляют публикацию наиболее ценных материалов.

Среди Т. м. за рубежом: музеи при театрах «Комеди Франсез» и «Гранд-Опера» (Париж), финском Национальном театре (Хельсинки), театре «Кабуки» (Токио), «Ла Скала» в Милане, Мемориальный музей Шекспира (г. Стратфорд-он-Эйвон). Ценными материалами по истории театра в Европе располагают Национальная библиотека в Вене, институт Макса Рейнхардта (Вена- Зальцбург) и др.

Театральные общества

Театральные общества СССР, добровольные общественные творческие организации, объединяющие деятелей театра союзных республик страны. Созданы по примеру и при содействии Всероссийского театрального общества. Имеются Т. о.: Азербайджанское (с 1944), Армянское (1940), Белорусское (1946), Грузинское (1945), Казахское (1962), Киргизское (1961), Латвийское (1945), Литовское (1947), Молдавское (1958), Таджикское (1971), Туркменское (1973), Узбекское (1945), Украинское (1944), Эстонское (1945). Высшим руководящим органом каждого Т. о. является делегатский съезд, созываемый 1 раз в 5 лет. В период между съездами работой руководит Правление и его Президиум, состоящий из крупных театральных деятелей-общественников. Т. о. работают в столицах союзных республик; при них, как правило, имеются Дома актёра; созданы местные отделения в центрах автономных республик, краев и областей.

Театральные общества СССР

Театральные общества СССР - добровольные общественные творческие организации, объединяющие деятелей театра союзных республик страны. Созданы по примеру и при содействии Всероссийского театрального общества (См. Всероссийское театральное общество). Имеются Т. о.: Азербайджанское (с 1944), Армянское (1940), Белорусское (1946), Грузинское (1945), Казахское (1962), Киргизское (1961), Латвийское (1945), Литовское (1947), Молдавское (1958), Таджикское (1971), Туркменское (1973), Узбекское (1945), Украинское (1944), Эстонское (1945). Высшим руководящим органом каждого Т. о. является делегатский съезд, созываемый 1 раз в 5 лет. В период между съездами работой руководит Правление и его Президиум, состоящий из крупных театральных деятелей-общественников. Т. о. работают в столицах союзных республик; при них, как правило, имеются Дома актёра; созданы местные отделения в центрах автономных республик, краев и областей.

Театральные учебные заведения

Статья большая, находится на отдельной странице.

Театральные энциклопедии

Статья большая, находится на отдельной странице.

Театральный музей имени А. А. Бахрушина

Центральный, театральный музей СССР. Основан в 1894 А. А. Бахрушиным, передавшим его в 1913 в ведение Академии наук. После Октябрьской революции 1917 включен в сеть государственных учреждений (Бахрушин был назначен пожизненным директором музея). В музее насчитывается около полумиллиона экспонатов по истории русского, советского и зарубежного драматического и музыкального театра. Располагает архивами и рукописями крупнейших деятелей театра (М. С. Щепкина, А. С. Грибоедова, П. С. Мочалова, М. Н. Ермоловой, семьи Садовских, К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко, Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова, А. А. Горского, К. Я. Голейзовского, В. А. Теляковского и многих др.), эскизами декораций и костюмов (П. Гонзаго, А. Я. Головина, М. А. Врубеля, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакста, П. В. Вильямса, В. В. Дмитриева и др.), собраниями граммофонных и магнитофонных записей. Ведётся большая лекционная работа, устраиваются тематические выставки в СССР и за рубежом. При музее работает библиотека (свыше 60 тысяч томов).

Лит.: Филиппов В., Медведев Б., Театральный музей им. А. А. Бахрушина, М., 1955; Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина. Альбом. [Авторы-составители А. Н. Шифрина и Н. Ю. Суслович], М., 1971.

Театральный фестиваль

Статья большая, находится на отдельной странице.

Театроведение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Театр-студия киноактёра

История создания театра восходит к 1940, когда в Москве при киностудии «Мосфильм» была создана постоянная труппа (художественный руководитель Г. Л. Рошаль); с 1945 - Т.-с. к. (открыт в 1946 спектаклем «Бранденбургские ворота» Светлова, режиссёр Б. А. Бабочкин). Единственное в мире постоянно действующее театральное объединение киноактёров. Театр работает над сценическими вариантами будущих фильмов («Молодая гвардия», «Несущий в себе» и др.). Труппа участвует в дубляже кинокартин. Среди лучших спектаклей: «За тех, кто в море!» Лавренева (1947), «Бедность не порок» (1952) и «Бесприданница» (1953) Островского, «Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, «Попрыгунья» по Чехову (оба в 1954), «Иван Васильевич» Булгакова (1966), «Варвары» Горького (1969), «Русские люди» Симонова, «Дурочка» Лоне де Вега (оба в 1970), «Гроза» Островского (1973), «Горе от ума» Грибоедова (1975). Театром руководили Г. В. Александров, С. А. Герасимов, М. И. Ромм. Ставили спектакли А. Д. Дикий, Р. Н. Симонов, А. Л. Грипич, Э. П. Гарин и др. В труппе (1976): народные артисты СССР - Б. Ф. Андреев, Н. А. Крючков, М. А. Ладынина, Е. С. Матвеев, Н. В. Мордюкова, И. Ф. Переверзев. В. В. Санаев. Л. Н. Смирнова, народные артисты РСФСР - И. К. Бондарчук-Скобцева, М. В. Володина, В. В. Дружников. Е. А. Кузьмина. И. Г. Лапиков, К. С. Лучко, И. В. Макарова, С. А. Мартинсон, К. Н. Сорокин, А. Л. Хвыля, заслуженные артисты РСФСР - О. Б. Видов, М. А. Глузский, Л. М. Гурченко, З. М. Кириенко. Л. А. Лужина, Г. А. Польских, Т. Е. Самойлова, Т. П. Семина и др. Главный режиссёр (с 1964) - заслуженный деятель искусств Л. С. Рудник.

Е. Н. Гращенкова.

Театры Бродвея

Театры Бродвея - бродвейские театры (от общего названия театров, расположенных на Бродвее (См. Бродвей) и в его районе в Нью-Йорке), тип американских театра, сформировавшийся на рубеже 19-20 вв. на основе частной антрепризы. Для этих театров характерны чисто коммерческие цели, пренебрежение художественными и общественными задачами, система «звёзд», отсутствие постоянной труппы, меняющегося репертуара, серийная постановка одной пьесы. Утверждение Т. Б. сопровождалось упразднением традиционной театральной системы как в Нью-Йорке, так и в провинции (см. Соединённые Штаты Америки, раздел Драматический театр). В противовес развлекательным коммерческим Т. Б.. в 10-30-е гг. 20 в. возникло движение «малых театров», ставивших художественные и общественные задачи, представлявших сцену для начинающих авторов, режиссёров, актёров. После 2-й мировой войны 1939-45 «малые театры» стали называться внебродвейскими. В них продолжалась тенденция создания постоянной труппы, меняющегося репертуара, постановки пьес начинающих драматургов (в их числе первые произведения Э. Олби). Постепенно эти театр. коллективы также оказались во власти коммерсантов, что в 60-е гг. вызвало к жизни вневнебродвейское движение театров. Некоторые вневнебродвейские театры связаны с движением «новых левых». Многие деятели этого направления отказываются от психологического театра, обращаясь к опыту народного кукольного, к театру масок, приёмам «театра жестокости». Их новаторские искания часто связаны с крайними экспериментами, эпатирующими зрителей, но в основе этого движения - стремление включить театр в общественную борьбу. Ведущие вневнебродвейские театры - «Ливинг-тиэтр» (руководители Дж. Бэка и Дж. Малина), «Хлеб и куклы» (руководитель П. Шуман). «Перформанс груп» (руководитель Р. Шехтер. теоретик этого движения).

К. А. Гладышева.

Театры бульваров

Театры бульваров («Теа́тры бульва́ров»)

театры в Париже, расположенные на так называемых Больших бульварах, разбитых во 2-й половине 17-18 вв. Преемственно связаны с ярмарочными театрами. Возникновение первых «Т. б.» относится к середине 18 в. Среди наиболее известных: «Амбигю комик», «Варьете амюзант», «Гете», «Порт-Сен-Мартен», «Фюнамбюль», «Ренессанс». В 18 в. здесь ставились пантомимы, «парады», арлекинады, комедии-водевили, комические оперы, в которых осмеивались нравы высших сословий, сочувственно изображались люди из народа. Во время Великой французской революции на сцене «Т. б.» сформировались жанры мелодрамы и водевиля, в 1-й половине 19 в. в их деятельности проявилось влияние оппозиционных правящим кругам общественных настроений. С «Т. б.» связано творчество выдающихся актёров демократического театрального искусства - Ж. Б. Г. Дебюро, Фредерика-Леметра, М. Дорваль, П. Бокажа и др. В 20 в. «Т. б.» стали обычными коммерческими театрами.

Лит.: История западноевропейского театра, т. 2-3, М., 1957-63.

Театры детские

Театры детские - самодеятельные детские театральные коллективы, одна из форм детского творчества (См. Детское творчество). Создаются в школах, внешкольных и культурно-просветительских учреждениях с целью формирования и удовлетворения художественно-творческих потребностей и интересов детей, развития их способностей, эстетического воспитания (См. Эстетическое воспитание) и художественного образования (См. Художественное образование).

Основу репертуара Т. д. составляют произведения детской литературы (См. Детская литература), отвечающие возрастным возможностям и психологическим особенностям юных исполнителей. В работе Т. д. используются принципы профессионального искусства, в том числе системы К. С. Станиславского. Спектакли часто носят синтетический характер, сочетая сценическое действие и слово с музыкой, танцами, пантомимой. Истоки Т. д. - в так называемом школьном театре (См. Школьный театр), возникшем в духовных школах Западной Европы в 13-15 вв. Зарождение театра, сочетавшего образовательные функции с задачами идеологического воспитания детей, в школах России в 17- начала 18 вв. связано с именами С. Полоцкого и Ф. Прокоповича; попытки определить специфику Т. д. сделаны во 2-й половине 18 в. А. Т. Болотов (1738-1833), по-видимому, был автором первых русских пьес для детского исполнения. Пьесы для детей впервые в России начал печатать в своих журналах и сборниках Н. И. Новиков. Важнейшие проблемы Т. д. (его связь с профессиональным искусством, роль педагога, требования к репертуару и т. д.) затрагивали многие педагоги 19 - начала 20 вв. - Н. И. Пирогов, В. П. Острогорский. А. Ф. Бунаков. С. Т. Шацкий, Н. Н. Бахтин и др. В СССР проблемы Т. д. разрабатывает НИИ художественного воспитания АПН СССР; Т. д. наибольшее развитие получили во дворцах и домах пионеров и школьников (См. Дворцы и дома пионеров и школьников).

Театры имени Ленинского комсомола

Театры имени Ленинского комсомола - советские театры, созданные для молодёжи и юношества в 30-е гг. на основе театров рабочей молодёжи (См. Театр рабочей молодёжи) (ТРАМ). См. Ленинградский театр имени Ленинского комсомола, Московский театр имени Ленинского комсомола.

Театры Советской Армии и Военно-морского флота

Театры Советской Армии и Военно-морского флота - советские профессиональные театры, находящиеся в системе Министерства обороны СССР (до 1946 назывались театрами Красной Армии). Создавались обычно на базе красноармейской и краснофлотской самодеятельности, постепенно укреплялись профессиональными актёрами и режиссёрами. В 1930- 1950-х гг. работали: Театр Северо-Кавказского военного округа, Театр Особого Белорусского военного округа, Южно-Сахалинский театр, Театр Туркестанского военного округа, Театр Северной группы войск, Театр группы Советских войск в Германии, 2-й Театр Советских войск в Германии (расформирован в 1974). В годы Великой Отечественной войны 1941-45 многие военные театры были разделены на отдельные фронтовые концертные бригады. Только театрами Северного и Черноморского флотов на фронтах было дано свыше 42 тысяч спектаклей и концертов.

Среди действующих (1975): театры Краснознамённого Прикарпатского военного округа, Краснознамённого Дальневосточного военного округа, Дважды Краснознамённого Балтийского флота (с 1970 им. Вс. Вишневского), Краснознамённого Северного флота, Краснознамённого Черноморского флота, Краснознамённого Тихоокеанского флота. Крупнейший театр Вооружённых Сил СССР - Центральный театр Советской Армии (ЦТСА организован в 1929 в Москве). В их репертуаре пьесы Вс. В. Вишневского, Вс. В. Иванова, А. Е. Корнейчука. К. А. Тренева, Б. А. Лавренева, К. М. Симонова, Л. М. Леонова, произведения русской и зарубежной классики, современных драматургов. Систематически, планомерно театры работают с местными авторами (так появились спектакли: «Лейтенанты» и «Майор как майор» Пинчука, «Однополчане» Семененко, «Поэма о солдате» Шаврина, «Море должно быть справа» Чупрынина, «Торопись успеть» Крейна и др.). Сосредоточивая основное внимание на героико-романтической и военно-патриотической тематике, военные театры стремятся также к охвату самого широкого круга современных проблем.

Тебальди

Тебальди (Tebaldi)

Рената (р. 1.2.1922, Пезаро), итальянская певица (лирическое сопрано). Ученица К. Мелис. Дебютировала в 1944 в Ровиго. С 1946 солистка театра «Ла Скала», с 1950 поёт на сценах театров многих стран мира, в том числе «Ковент-Гарден». «Метрополитен-опера». Артистку отличает прежде всего высокое вокальное мастерство. В обширном репертуаре Т. выделяются партии в операх Дж. Верди. Дж. Пуччини - Виолетта, Леонора, Аида, Дездемона, Алиса («Травиата», «Сила судьбы», «Аида», «Отелло», «Фальстаф» Верди), Мими, Тоска, Чио-Чио-сан («Богема», «Тоска», «Чио-Чио-сан» Пуччини), а также Норма («Норма» Беллини), Татьяна («Евгений Онегин» Чайковского). Гастролировала в СССР (1975).

Лит.: Тимохин В., Выдающиеся итальянские певцы. Очерки, М., 1962, с. 152-61.

Тебальди Рената

Тебальди (Tebaldi) Рената (р. 1.2.1922, Пезаро), итальянская певица (лирическое сопрано). Ученица К. Мелис. Дебютировала в 1944 в Ровиго. С 1946 солистка театра «Ла Скала», с 1950 поёт на сценах театров многих стран мира, в том числе «Ковент-Гарден». «Метрополитен-опера». Артистку отличает прежде всего высокое вокальное мастерство. В обширном репертуаре Т. выделяются партии в операх Дж. Верди. Дж. Пуччини - Виолетта, Леонора, Аида, Дездемона, Алиса («Травиата», «Сила судьбы», «Аида», «Отелло», «Фальстаф» Верди), Мими, Тоска, Чио-Чио-сан («Богема», «Тоска», «Чио-Чио-сан» Пуччини), а также Норма («Норма» Беллини), Татьяна («Евгений Онегин» Чайковского). Гастролировала в СССР (1975).

Лит.: Тимохин В., Выдающиеся итальянские певцы. Очерки, М., 1962, с. 152-61.

Тебенёвка

Тебенёвка (от тюрк. тебин - зимнее пастбище под снегом, от тебу - ударить ногой)

пастьба с.-х. животных на пастбищах, покрытых снегом. Применяют в районах отгонного животноводства (См. Отгонное животноводство), где практикуется круглогодовое пастбищное содержание животных. Хорошо приспособлены к Т. олени, лошади, овцы, хуже - крупный рогатый скот. Животные откапывают корм из-под снега (лошади из-под снежного покрова глубиной до 50 см, овцы - до 25 см, крупный рогатый скот до 10 см). Т. лучше переносят животные местных выносливых пород и их помеси. Лучшие пастбища для зимней пастьбы - степные, имеющие в травостое многолетние плотнокустовые злаки (ковыли, типчаки), полыни, солянки. В некоторых районах с ограниченными естественными пастбищами для зимней пастьбы отводят участки с посевами овса, суданки, сорго и др. На случай непогоды (буранов, гололедицы) создают страховые запасы кормов. Для борьбы с обледенением пастбищ используются тяжёлые бороны, тракторные снегопахи и др.

Тебеньков

Михаил Дмитриевич [1802 - 3(15).4.1872], русский гидрограф, вице-адмирал, исследователь Русской Америки (См. Русская Америка) и Курильских островов. В 1825-39 командовал судами Российско-американской компании (См. Российско-американская компания), произвёл опись залива Нортон и архипелага Александра (1829-31). В 1845-50 был главным правителем Русской Америки. Составил «Атлас северо-западных берегов Америки от Берингова пролива до моря Корриэнтес и островов Алеутских с присовокуплением некоторых мест северо-восточного берега Азии» и «Гидрографические замечания к атласу...» (1852). В честь Т. назван вулкан на острове Итуруп.

Тебеньков Михаил Дмитриевич

Тебеньков Михаил Дмитриевич [1802 - 3(15).4.1872], русский гидрограф, вице-адмирал, исследователь Русской Америки и Курильских островов. В 1825-39 командовал судами Российско-американской компании, произвёл опись залива Нортон и архипелага Александра (1829-31). В 1845-50 был главным правителем Русской Америки. Составил «Атлас северо-западных берегов Америки от Берингова пролива до моря Корриэнтес и островов Алеутских с присовокуплением некоторых мест северо-восточного берега Азии» и «Гидрографические замечания к атласу...» (1852). В честь Т. назван вулкан на острове Итуруп.

Теберда

I Теберда́

река на северном склоне Большого Кавказа, в Карачаево-Черкесской АО, левый приток Кубани. Длина 60 км, площадь бассейна 1080 км2. Русло галечное, загромождённое валунами; водопады. Питание смешанное, с преобладанием (55%) ледниково-снегового (в бассейне Т. около 100 ледников). Наибольшая водность в июле - августе. Средний расход воды в 45 км от устья 27,2 м3/сек. Зимой шуга (сплошного ледостава нет). На Т. - город и курорт Теберда, в устье - г. Карачаевск. По долине реки проходит Военно-Сухумская дорога. В верховьях Т. - Тебердинский заповедник. В бассейне реки - альпинистские лагеря и туристские базы.

II Теберда́

город (до 1971 - посёлок) в Карачаево-Черкесской АО Ставропольского края РСФСР, подчинён Карачаевскому горсовету. Расположен на северных склонах Большого Кавказа (на высоте 1280- 1420 м), в долине р. Теберды (См. Теберда) (приток Кубани), на Военно-Сухумской дороге (См. Военно-Сухумская дорога), в 90 км к Ю. от ж.-д. станции Джегута (конечный пункт ж.-д. ветки от линии Армавир - Баку). Климатический курорт. Лето умеренно тёплое (средняя температура августа 16 °С), зима мягкая (средняя температура января -3 °С); осадков 690 мм в год. Санатории для больных туберкулёзом лёгких. В районе Т. (особенно в Домбайской поляне (См. Домбайская поляна)) - альпинистские лагеря и туристские базы.

Лит.: Малышев А. А., Теберда. [Путеводитель], Ставрополь, 1973.

Теберда (город в Карачаево-Черкесской АО)

Теберда, город (до 1971 - посёлок) в Карачаево-Черкесской АО Ставропольского края РСФСР, подчинён Карачаевскому горсовету. Расположен на северных склонах Большого Кавказа (на высоте 1280- 1420 м), в долине р. Теберды (приток Кубани), на Военно-Сухумской дороге, в 90 км к Ю. от ж.-д. станции Джегута (конечный пункт ж.-д. ветки от линии Армавир - Баку). Климатический курорт. Лето умеренно тёплое (средняя температура августа 16 °С), зима мягкая (средняя температура января -3 °С); осадков 690 мм в год. Санатории для больных туберкулёзом лёгких. В районе Т. (особенно в Домбайской поляне) - альпинистские лагеря и туристские базы.

Лит.: Малышев А. А., Теберда. [Путеводитель], Ставрополь, 1973.

Теберда (река)

Теберда, река на северном склоне Большого Кавказа, в Карачаево-Черкесской АО, левый приток Кубани. Длина 60 км, площадь бассейна 1080 км2. Русло галечное, загромождённое валунами; водопады. Питание смешанное, с преобладанием (55%) ледниково-снегового (в бассейне Т. около 100 ледников). Наибольшая водность в июле - августе. Средний расход воды в 45 км от устья 27,2 м3/сек. Зимой шуга (сплошного ледостава нет). На Т. - город и курорт Теберда, в устье - г. Карачаевск. По долине реки проходит Военно-Сухумская дорога. В верховьях Т. - Тебердинский заповедник. В бассейне реки - альпинистские лагеря и туристские базы.

Тебердинский заповедник

Тебердинский заповедник - расположен на северных склонах Большого Кавказа: включает 2 участка - в верховьях р. Теберда и в верховьях р. Большой Зеленчук (Архызский, представленный долиной р. Кизгич, вытянутой по меридиану до Главного хребта). Общая площадь 83,12 тысяч га (1975). Создан в 1936 для охраны и изучения горнолесных и горнолуговых природных комплексов. Высокогорный рельеф с вершинами (до 4042 м - Домбай-Ульген). Ледники, озёра ледникового происхождения (наибольшие - Чёрное и Голубое Муруджинские).

В долинах рек и по склонам хребтов - хвойные и лиственные леса, в составе которых сосна крючковатая, пихта кавказская, ель восточная, тисе ягодный, клёны высокогорный, остролистный и красивый, граб кавказский, бук восточный; у верхней границы леса заросли рододендрона кавказского. На высоте 2200-2500м - субальпийские луга, ещё выше низкотравные альпийские луга, сменяющиеся нивальным поясом, где встречается микроскопическая водоросль Chlamidomonas nivalis, образующая на снегу кирпично-красный налёт («красный снег»). Из животных обычны: кавказский тур, кавказский олень, косуля, серна, кабан, лесная и каменная куницы, лесной кот, улар, кеклик, кавказский тетерев и др. Акклиматизирована и успешно размножается белка, завезённая с Алтая. Результаты научных исследований публикуются в «Трудах» заповедника.

Лит.: Заповедники Советского Союза, [М., 1969]; Малышев А. А., Теберда. [Путеводитель], Ставрополь, 1973.

Долина р. Теберды и главный Кавказский хребет.

Долина р. Теберды и главный Кавказский хребет.

Тебесса

Тебесса - город на С.-В. Алжира, в вилайе Аннаба. 40,5 тыс. жителей (1966). Торгово-транспортный центр района добычи железной руды и фосфоритов. Ковроткачество и др. ремёсла. Строится (1976) завод азотной кислоты.

Тёбза

Тёбза - река в Костромской области РСФСР, левый приток р. Костромы (бассейн Волги). Длина 140 км, площадь бассейна 1160 км2. Питание смешанное, с преобладанием снегового. Средний расход воды в 34 км от устья 8,54 м3/сек. Замерзает в ноябре - 1-й половине декабря, вскрывается в апреле.

Тебриз

Тавриз, город на С.-З. Ирана, административный центр провинции Восточный Азербайджан. Расположен в долине р. Аджичай на высоте 1364 м. Важный ж.-д. транзитный пункт в торговле Ирана с СССР и Турцией. Узел шоссейных дорог. 510 тыс. жителей (1974). Машиностроение; радиосборочный завод. Вагоноремонтные, трикотажные, ковроткацкие, кожевенные, спичечные, пищевые (в том числе изготовление консервированных и сухих фруктов) и др. предприятия. Университет (с 1946). Основан в 3 или 4 вв. Сасанидами. В конце 13 - начале 16 вв. был неоднократно столицей различных государств на территории Ирана. В 1571-73 в Т. происходило восстание ремесленников и городской бедноты. В 18 - начале 19 вв. Т. - столица Тебризского ханства, в 19 - начале 20 вв. - резиденция наследников каджарских шахов. Один из центров национально-освободительного и демократического движения 20 в. (Тебризскос восстание 1908-09, национально-демократическое движение 1920 и 1945-46). В Т. сохранились памятники архитектуры: соборная мечеть Алишаха (1310-20; в 1809 превращена в цитадель), руины Голубой мечети (1465; компактного плана с купольным залом, обведённым с трёх сторон галереей; замечательный поливной декор). Городской парк Баге-Голестан, с павильонами. В средние века Т. - крупный центр художественного ремесла и изобразительного искусства (см. Тебризская школа миниатюры).

Тебризская школа

Тебризская школа - одна из средневосточных школ миниатюрной живописи, сложившаяся в Тебризе (провинция Восточный Азербайджан на С.-З. Ирана). Ранние произведения Т. ш. относятся к концу 13 - началу 14 вв., когда Рашидаддин собрал в Тебризе каллиграфов и художников для переписки и украшения манускриптов. В 30-40-х гг. 14 в. были созданы уникальные по выразительности изображенных сцен (особенно драматических) миниатюры «Шахнаме» (Музей изящных искусств, Бостон, и др. собрания). Высокий расцвет пережила Т. ш. в 1-й половине 18 в. с приходом к власти Сефевидов (См. Сефевиды). Её мастера опирались на местные художеств, традиции и впитывали опыт, накопленный миниатюристами др. школ Ближнего и Среднего Востока. В 1522 во главе придворной библиотеки был поставлен К. Бехзад. Среди крупнейших мастеров школы - Султан Мухаммед, Мирза Али, Ага Мирек, Мир Сеид Али, Садиги-бек Афшар и др. В зрелых произведениях Т. ш. неразрывно сочетаются изобразительное и декоративное начала, пейзаж трактуется не как условный фон, но как органическая часть композиции, развивается интерес к жизненности образов и жанровым подробностям, красочный строй отличается изысканной ритмичностью и мажорной звучностью. Наряду с книжными миниатюрами в Т. ш. создавались миниатюры и на отдельных листах (изображения знатных юношей). Упадок Т. ш. начинается с перенесением столицы Сефевидов в Казвин, затем в Исфахан (см. Исфаханская школа).

Б. В. Веймарн.

Тебризская школа. «Царская охота». Миниатюра из рукописи «Золотая цепь», Низами. 1549. Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Ленинград.

Тебризская школа. «Царская охота». Миниатюра из рукописи «Золотая цепь», Низами. 1549. Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Ленинград.

Тебризское восстание 1571-73

Тебризское восстание 1571-73 - восстание ремесленников и городской бедноты в Тебризе, вызванное тяжестью налогов. Непосредственный повод - притеснения со стороны правителя Тебриза. Восставшие разгромили дома правителя, знати и высшего духовенства. Шах (в 1524-76) Тахмасп I был вынужден назначить в Тебриз нового правителя. Однако городская беднота продолжала борьбу. Хотя власти подавили восстание, но вынуждены были освободить город от уплаты податей в казну.

Лит.: Петрушевский И. П., Восстание ремесленников и городской бедноты в Тебризе в 1571-1573 гг., в кн.: Сб. статей по истории Азербайджана, в. 1, Баку, 1949.

Тебризское восстание 1908-09

Тебризское восстание 1908-09 - народное восстание в Тебризе, крупнейшее восстание периода Иранской революции 1905-11 (См. Иранская революция 1905-11). Началось в июне 1908. В Т. в. участвовали крестьяне, рабочие, городская беднота, мелкая и национальная буржуазия. Руководили восстанием представители демократических слоев - Саттар-хан, Багир-хан, Х. Багбан и др. К октябрю 1908 тебризские Федаи изгнали из Тебриза шахские войска и отряды реакционеров. Тебризский Энджомен, осуществлявший во время восстания административные функции, реквизировал у богачей деньги и хлеб, которые затем распределялись среди бедноты, конфисковал имения шаха и его родственников и т. п. К середине ноября 1908 значительная часть Иранского Азербайджана подчинялась революционному Тебризу. Закавказские организации РСДРП посылали тебризским повстанцам добровольцев и оружие. Т. в. послужило толчком для нового подъёма Иранской революции. Вступление в Тебриз царских войск в апреле 1909 положило конец восстанию.

Лит. см. при ст. Иранская революция 1905-11 (См. Иранская революция 1905-11).

Тебулосмта

Тебулосмта - наивысшая точка Восточного Кавказа, в Боковом хребте, между истоками Андийского Койсу и верховьями р. Аргун. Высота 4493 м. Сложен юрскими глинистыми сланцами и песчаниками. Ледники (около 3 км2).

Тевдоре

Тевдоре - грузинский живописец, работавший в конце 11 - начале 12 вв. Расписал ряд церквей Верхней Сванети [Ипрари, 1096, Квирике и Ивлиты, 1112 (по новым данным, 1111), см. илл.; Накипари, ИЗО]. Произведениям Т. свойственны подчёркнутая эмоциональная выразительность лиц, линейность манеры и сдержанность цветовой гаммы, построенной на сочетании различных оттенков серовато-синего и красновато-коричневого цветов.

Тевдоре. Голова св. Фёдора. Фрагмент росписи церкви Квирике и Ивлиты в Сванети. 1112.

Тевдоре. Голова св. Фёдора. Фрагмент росписи церкви Квирике и Ивлиты в Сванети. 1112.

Тевеккель

Таусккель (год рождения неизвестен - умер 1598), казахский хан в 1586-98. Вёл борьбу за независимость с Моголистаном и Бухарой (См. Бухара), разбил войско Абдуллы-хана II (См. Абдулла-хан II), овладел Ташкентом и Самаркандом. Добивался дружбы с Россией, которая стремилась сделать его посредником в переговорах со среднеазиатскими ханствами и ставила задачу способствовать заключению союза между Т. и Иранским шахом Аббасом I (См. Аббас I) против Бухарского ханства. В январе 1594 царское правительство обещало Т. военную помощь. Предполагалось направить в Москву сына Т. Хусаина в качестве заложника, взамен царское правительство обещало отпустить Ураз-Мухаммеда, племянника Т. В мае - июле 1595 у Т. находилось русское посольство Вельямина Степанова. При попытке захватить Бухару Т. был тяжело ранен и вскоре умер.

Тевосян

Иван Федорович (Тевадросович) (4.1.1902, г. Шуша, ныне Нагорно-Карабахской АО Азербайджанской ССР, - 30.3.1958, Москва), советский государственный и партийный деятель, Герой Социалистического Труда (1943). Член КПСС с 1918. Родился в семье портного. В 1919 секретарь подпольного Городского райкома РКП (б) в Баку. Делегат 10-го съезда РКП (б), участник подавления Кронштадтского контрреволюционного мятежа 1921. Окончил Горную академию (1927). С 1927 инженер, затем главный инженер на заводе «Электросталь» Московской области. В 1931-36 управляющий объединением заводов качественных сталей и ферросплавов «Спецсталь». В 1936-39 начальник главка, 1-й заместитель наркома оборонной промышленности СССР. В 1939-40 нарком судостроительной промышленности СССР. В 1940-48 нарком, затем министр чёрной металлургии СССР. В 1948-49 министр металлургической промышленности СССР. В 1949-56 заместитель председателя Совета Министров СССР, одновременно в 1950-53 министр чёрной металлургии СССР. С 1956 посол СССР в Японии. Делегат 16-20-го съездов КПСС; в 1930-34 член ЦКК, с 1939 член ЦК КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 1-5-го созывов. Награжден 5 орденами Ленина, 3 другими орденами, а также медалями. Похоронен на Красной площади у Кремлёвской стены.

И. Ф. Тевосян.

И. Ф. Тевосян.

Предыдущая страница Следующая страница