Большая советская энциклопедия (БСЭ)
Статьи на букву "Ш" (часть 27, "ШКА"-"ШКР")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ш" (часть 27, "ШКА"-"ШКР")

Шкантонарезной станок

Шкантонарезной станок - Деревообрабатывающий станок для изготовления деревянных Шкантов. На Ш. с. производятся обработка заготовок (квадратного или круглого сечения) до нужного диаметра, снятие фасок на концах шканта и нанесение рифлей (продольных пазов) на цилиндрическую поверхность. Производительность до 2000 шкантов в 1 ч.

Шквал

Шквал (от англ. squall)

резкое, кратковременное усиление ветра, сопровождающееся изменениями его направления. Скорость ветра при Ш. нередко превышает 20-30 м/сек, продолжительность несколько минут, иногда с повторными порывами. Ш. возникают при приближении грозовых облаков, а также облаков перед холодными фронтами атмосферными (См. Фронты атмосферные) и часто сопровождаются ливнями, градом, грозами. Сильные Ш. вызывают большие разрушения.

Шкворень

Шкворень - стержень Шарнира поворотного соединения частей транспортных машин. В тепловозах, электровозах и вагонах используют, например, Ш. с вертикальной осью для соединения колёсных тележек между собой и с рамой машины. В автомобилях Ш. применяют для соединения балки (переднего моста) или стоек (при независимой подвеске) с поворотными кулаками, несущими цапфы (См. Цапфа) передних колёс. При этом Ш. обычно закрепляют неподвижно в мосту или в стойках с наклоном в двух вертикальных плоскостях для улучшения управляемости и устойчивости автомобиля, а также условий работы шин. Изготовляется из стали.

Шкентель

Шкентель - шхентель, шхинтель (от голл. schenkel), короткий стальной или пеньковый судовой трос с петлей (огоном) на конце. Служит для передачи усилия лебёдки на поднимаемый груз, снасть парусного вооружения и др.

Шкетан М.

Шкетан М. (Яков Павлович Майоров)

[17(29).10.1898, ныне колхоз им. М. Шкетана Оршанского района Марийской АССР, - 16.5.1937, там же], марийский советский писатель. Родился в крестьянской семье. С 1929 жил в родной деревне, участвовал в колхозном строительстве. Начал печататься в 1923. В пьесах «Эх, родители!» (1928), «Осадок мути» (1932) и др. создал яркие образы марийских трудящихся, ищущих путь к новой жизни. Ш. принадлежат также рассказы (в т. ч. юмористические), очерки, публицистика. Главное место в его творчестве занимает роман «Эренгер» (1933), изображающий социалистическую перестройку марийской деревни.

Соч.: Роман, пьеса, ойлымаш, очерк да статья-влак, т. 1-4, Йошкар-Ола, 1962; М. Шкетанын публицистикыже, Йошкар-Ола, 1966; в рус. пер.- Жизнь зовет. Рассказы, Йошкар-Ола, 1955; Эренгер. Роман. Рассказы, М., 1971.

Лит.: Черных С., Творческий путь М. Шкетана, Йошкар-Ола, 1969; Александров А., Беспалова Г., Васин К., Писатели Марийской АССР. Биобиблиографический справочник, Йошкар-Ола, 1976.

Шкив

Шкив (от голл. schijf)

вращающаяся деталь ремённой передачи (См. Ремённая передача) или канатной передачи (См. Канатная передача), выполненная в виде колеса, охватываемого гибкой связью. Передающие вращающий момент рабочие Ш. (ведущий и ведомый) закрепляют на валах посредством шпоночных соединений (См. Шпоночное соединение), зубчатых соединений (См. Зубчатое соединение) и пр. Не передающие вращающего момента Ш. (холостые Ш., натяжные ролики) свободно вращаются на валах или осях.

Конструкции Ш. отличаются большим разнообразием. Ш. малых диаметров выполняют монолитными (рис., а), Ш. средних и больших диаметров (рис., б) имеют ступицу 1 и обод 2, связанные диском 3 или спицами. Крупные Ш. иногда выполняют из двух половин, соединённых болтами. Изготовляют Ш. из чугуна, стали (рис., в), лёгкого сплава, пластмассы, иногда дерева.

Ш. под плоские ремни (рис., а) имеют цилиндрическую или слегка выпуклую рабочую поверхность для предохранения ремня от сбегания, с той же целью Ш. иногда снабжаются ребордами 4. Ш. под клиновые и поликлиновые ремни имеют канавки трапецеидального профиля (рис., б). Ш. под ремень круглого сечения снабжают канавкой со скруглённым дном. Ш. зубчаторемённых передач имеют зубья, идущие в осевом направлении, и реборды. Ступенчатые Ш. (рис., г) применяют в передачах с регулированием передаточного отношения (См. Передаточное отношение) путём перевода ремня с одной ступени на другую. Раздвижные конические Ш. в бесступенчатых передачах (См. Бесступенчатая передача) с широким клиновым ремнем выполняют с одним или обоими подпружиненными передвижными конусами, а также с принудит. перемещением одного или обоих конусов.

Н. Я. Ниберг.

Шкивы: а - монолитный; б - со ступицей; в - штампованный; г - ступенчатый.

Шкивы: а - монолитный; б - со ступицей; в - штампованный; г - ступенчатый.

Шкилтер

Шкилтерс Густав Янович (Иванович) [16(28).11.1874, Ренценская вол., ныне Валмиерского района, - 24.9.1954, Рига], латышский скульптор и график, один из первых представителей латышской скульптурной школы 20 в. Учился у М. А. Чижова в петербургском Центральном училище технического рисования Штиглица (1893-99); совершенствовался в мастерской О. Родена (1900-05). В 1906-07 создавал политические карикатуры для петербургского латышского сатирического журнала «Свари» («Весы»). Преподавал в училище Штиглица (1905-18) и латвийской АХ (1924-32). В станковых работах и портретах Ш. тщательность и точность трактовки форм зачастую сочетаются с живописной манерой лепки. Произведения: портреты Р. Каудзита (1902) и М. Каудзита (1912), оба - бронза, Художественный музей Латвийской. ССР, Рига; К. Бауманиса (бронза, 1928, Театр оперы и балета Латвийской ССР, Рига). В 1974 в Риге открыт Мемориальный музей Г. Шкилтера.

Лит.: Ivanovs М., G. Škilters, Rїga, 1958.

Г. Шкилтер. «У бурного моря». Гипс. 1924. Мемориальный музей Г. Шкилтера. Рига.

Г. Шкилтер. «У бурного моря». Гипс. 1924. Мемориальный музей Г. Шкилтера. Рига.

Шкилтер Густав Янович

Шкилтер, Шкилтерс Густав Янович (Иванович) [16(28).11.1874, Ренценская вол., ныне Валмиерского района, ‒ 24.9.1954, Рига], латышский скульптор и график, один из первых представителей латышской скульптурной школы 20 в. Учился у М. А. Чижова в петербургском Центральном училище технического рисования Штиглица (1893‒99); совершенствовался в мастерской О. Родена (1900‒05). В 1906‒07 создавал политические карикатуры для петербургского латышского сатирического журнала «Свари» («Весы»). Преподавал в училище Штиглица (1905‒18) и латвийской АХ (1924‒32). В станковых работах и портретах Ш. тщательность и точность трактовки форм зачастую сочетаются с живописной манерой лепки. Произведения: портреты Р. Каудзита (1902) и М. Каудзита (1912), оба ‒ бронза, Художественный музей Латвийской. ССР, Рига; К. Бауманиса (бронза, 1928, Театр оперы и балета Латвийской ССР, Рига). В 1974 в Риге открыт Мемориальный музей Г. Шкилтера.

Лит.: Ivanovs М., G. Škilters, R ga, 1958.

Шкирятов

Матвей Фёдорович [3(15).8.1883, дер. Вишняково Тульской губ., - 18.1.1954, Москва], советский партийный деятель. Член КПСС с 1906. Из крестьян. Рабочий. Партийную работу вёл в Москве, Ростове-на-Дону, Туле. Неоднократно арестовывался. В 1915 мобилизован в армию, вёл революционную агитацию среди солдат. После Февральской революции 1917 член Исполкома Московского совета солдатских депутатов и Военного бюро при Московском комитете РСДРП (б), член Исполкома Тульского совета и ВРК. В 1918-20 секретарь ЦК профсоюза швейников, член МК и МГК партии. С 1921 в аппарате ЦК РКП (б), председатель Центральной комиссии по проверке и чистке рядов партии. С 1923 в ЦКК партии. В 1927-34 член коллегии Наркомата РКИ СССР, с 1934 член Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП (б). В 1939-52 заместитель председателя Комиссии партийного контроля, с 1952 председатель Комитета партийного контроля при ЦК КПСС. Делегат 8-19-го съездов партии; на 11-16-м съездах избирался членом ЦКК, на 18-19-м членом ЦК; в 1952-53 член Президиума ЦК КПСС. Делегат 7-го конгресса Коминтерна. Был членом ВЦИК и ЦИК СССР. Депутат Верховного Совета СССР 1-3-го созывов. Награжден 3 орденами Ленина, а также медалями. Похоронен на Красной площади, у Кремлёвской стены.

Шкирятов Матвей Фёдорович

Шкирятов Матвей Фёдорович [3(15).8.1883, дер. Вишняково Тульской губ., ‒ 18.1.1954, Москва], советский партийный деятель. Член КПСС с 1906. Из крестьян. Рабочий. Партийную работу вёл в Москве, Ростове-на-Дону, Туле. Неоднократно арестовывался. В 1915 мобилизован в армию, вёл революционную агитацию среди солдат. После Февральской революции 1917 член Исполкома Московского совета солдатских депутатов и Военного бюро при Московском комитете РСДРП (б), член Исполкома Тульского совета и ВРК. В 1918‒20 секретарь ЦК профсоюза швейников, член МК и МГК партии. С 1921 в аппарате ЦК РКП (б), председатель Центральной комиссии по проверке и чистке рядов партии. С 1923 в ЦКК партии. В 1927‒34 член коллегии Наркомата РКИ СССР, с 1934 член Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП (б). В 1939‒52 заместитель председателя Комиссии партийного контроля, с 1952 председатель Комитета партийного контроля при ЦК КПСС. Делегат 8‒19-го съездов партии; на 11‒16-м съездах избирался членом ЦКК, на 18‒19-м членом ЦК; в 1952‒53 член Президиума ЦК КПСС. Делегат 7-го конгресса Коминтерна. Был членом ВЦИК и ЦИК СССР. Депутат Верховного Совета СССР 1‒3-го созывов. Награжден 3 орденами Ленина, а также медалями. Похоронен на Красной площади, у Кремлёвской стены.

Шкло

Шкло - посёлок городского типа в Яворовском районе Львовской области УССР, в 4 км от ж.-д. ст. Шкло-Старжиска. Заводы: Яворовский горно-химический, керамзитовый, железобетонных конструкций, филиал завода «Львовприбор».

Шклов

Шклов - город, центр Шкловского района Могилёвской области БССР. Расположен на Днепре, в 30 км к С. от Могилёва. Ж.-д. станция (на линии Орша - Могилёв). Бумажная и мебельная фабрики, заводы по первичной обработке льна и комбикормовый, комбинат строительных материалов. Предприятия пищевой промышленности.

Шкловский

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шкловский Виктор Борисович

Шкловский Виктор Борисович [р. 12(24).1.1893, Петербург], русский советский писатель, литературовед, критик. Родился в семье учителя. Учился на филологическом факультете Петербургского университета. Выступил в печати с литературоведческими работами в 1914. Был близок к футуристам (см. Футуризм). Участник ОПОЯЗа. Наиболее значительные работы этих лет собраны в кн. «О теории прозы» (1925). Ш. ‒ один из зачинателей и теоретиков формальной школы в литературоведении (см. «Формальный метод» в литературоведении). Уже в 30-е гг., осознав ограниченность формальной школы, Ш. переходит к исследованию искусства в широком социально-историческом плане (ст. «Памятник научной ошибке», 1930). В книгах и статьях начиная с 30-х гг. Ш. исследует исторические соотношения социального бытия и ведущих идей времени с созданной в данную эпоху литературой: «Художественная проза. Размышления и разборы» (1959, 2 изд. 1961), «Повести о прозе» (т. 1‒2, 1966), «Тетива. О несходстве сходного» (1970). Автобиографический принцип лежит в основе мемуарных, эпистолярных лирических книг Ш.: «Сентиментальное путешествие» (ч. 1‒2, 1923), «ZOO. Письма не о любви, или Третья Элоиза» (1923), «Гамбургский счёт» (1928), «Жили-были» (1962) и др. Большое место в творчестве Ш. занимают работы о русских классиках, в частности о Л. Н. Толстом ‒ от ранней книги «Материал и стиль в романе Льва Толстого „Война и мир"» (1928) до фундаментальной биографии «Лев Толстой» (1963, 2 изд. 1967, оба издания в серии «Жизнь замечательных людей»). Работы по теории кино, литературы, портреты С. М. Эйзенштейна, Л. В. Кулешова, Дзиги Вертова, А. П. Довженко; киносценарии. Награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Соч.: Собр. соч., т. 1‒3, М., 1973‒74; Поиски оптимизма, М., 1931; О Маяковском, М., 1940; Заметки о прозе русских классиков, 2 изд., М., 1955; За и против. Заметки о Достоевском, М., 1957; Исторические повести и рассказы, М., 1958; За сорок лет. Статьи о кино. [Вступ. ст. М. Блеймана], М., 1965.

Лит.: Эйхенбаум Б., О Викторе Шкловском, в его кн.: Мой современник, Л., 1929; Гуковский Г., Шкловский как историк литературы, «Звезда», 1930 № 1; Сарнов Б., Глазами художника, «Новый мир», 1964, №7; Левин Е., Виктор Шкловский ‒ теоретик кино, «Искусство кино», 1970, № 7; Добин Е. С., Виктор Шкловский‒аналитик сюжета, в его кн.: Сюжет и действительность, Л., 1976; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографич. указатель, т. 6, ч. 1, М., 1969.

Т. Ю. Хмельницкая.

Шкловский Иосиф Самуилович

Шкловский Иосиф Самуилович [р.18.6(1.7).1916, Глухов, ныне Сумской обл. УССР], советский астрофизик, член-корреспондент АН СССР (1966). Окончил Московский университет (1938). С 1938 работает в Государственном астрономическом институте Штернберга; с 1968 в Институте космических исследований АН СССР. Основные труды связаны с теорией солнечной короны, радиоастрономией и рентгеновской астрономией. В 1948 исследовал вопрос о наличии линии 21 см в излучении нейтрального межзвёздного водорода. В 1953 объяснил свойства Крабовидной туманности излучением релятивистских электронов в магнитном поле. В 1965 предложил новую концепцию планетарных туманностей, связав их с концом эволюции красных гигантов и рождением белых карликов. В 70-х гг. работает в области изучения природы галактических и внегалактических рентгеновских источников. Иностранный член Национальной АН США, член Королевского астрономического общества Великобритании. Ленинская премия (1960). Награждён орденом «Знак Почёта» и медалями.

Соч.: Физика солнечной короны, 2 изд., М., 1962; Космическое радиоизлучение, М., 1956; Вселенная, жизнь, разум, 4 изд., М., 1976; Звёзды: их рождение, жизнь и смерть, М., 1975; Сверхновые звёзды, М., 1976.

Лит.: Иосиф Самуилович Шкловский. (К 60-летию со дня рождения), «Земля и Вселенная», 1976, №4.

В. Г. Курт.

ШКМ

ШКМ - см. Школа крестьянской молодёжи, Школа колхозной молодёжи.

Шкода

I Шко́да (Škoda)

Йосеф (10.12.1805, Пльзень, - 13.6.1881, Вена), чешский терапевт. С 1825 жил в Вене. В 1831 окончил медицинский факультет Венского университета; в 1846-71 профессор там же. Крупнейший наряду с К. Рокитанским (См. Рокитанский) представитель т. н. новой венской школы, характеризовавшейся признанием преимущественного значения наблюдений у постели больного, изучения физических симптомов болезни и лежащих в их основе изменений в органах и сыгравшей видную роль в развитии клинической медицины. Развил и научно обосновал учения о перкуссии (См. Перкуссия) и аускультации (См. Аускультация) и способствовал распространению этих методов исследования в клинической практике: показал зависимость сердечных шумов не только от анатомических поражений клапанов, но и от скорости тока крови; описал ряд аускультативных симптомов. Деятельность и научные труды Ш. имели существенное значение в формировании кардиологии, пульмонологии и дерматологии. Создал клиническую школу (Гебра и др.)

Соч. в рус. пер.: Учение о постукивании и выслушивании, как средствах распознавать болезни, М., 1852.

Лит.: Рубакин А. Н., Жизнь и деятельность Иозефа Шкоды, «Клиническая медицина», 1956, № 6: Sternberg М., Josef Škoda, W., 1924; «Časopis lekaru česikych», 1971 rok, 110, № 25, s. 588-91.

II Шко́да («Шко́да»)

предприятие тяжёлого машиностроения ЧССР, одно из крупнейших в Европе. Находится в г. Пльзень. Выросло из завода по производству с.-х. инвентаря, основанного в 60-х гг. 19 в.; значительно расширено перед 2-й мировой войной 1939-45. В послевоенные годы продукция предприятия сыграла важную роль в восстановлении чехословацкой экономики, развитии экономического сотрудничества ЧССР с социалистическими странами. В 1951 «Ш.» присвоено имя В. И. Ленина.

На предприятии в середине 70-х гг. было занято свыше 45 тыс. рабочих и служащих. Производственная программа «Ш.» охватывает более 50 отраслей машиностроения. Основная продукция: паровые турбины, турбо- и гидрогенераторы, компрессоры, трансформаторы, прокатное и литейное оборудование, подъёмные краны, крупные металлообрабатывающие станки, электровозы, троллейбусы и др. Около 40% продукции экспортируется главным образом в СССР и др. социалистические страны. С начала 70-х гг. в соответствии с расширяющимся сотрудничеством между странами - членами СЭВ в области атомной электроэнергии начался выпуск оборудования для атомных электростанций.

Н. Н. Пусенков.

Шкода Йосеф

Шкода (Škoda) Йосеф (10.12.1805, Пльзень, ‒ 13.6.1881, Вена), чешский терапевт. С 1825 жил в Вене. В 1831 окончил медицинский факультет Венского университета; в 1846‒71 профессор там же. Крупнейший наряду с К. Рокитанским представитель т. н. новой венской школы, характеризовавшейся признанием преимущественного значения наблюдений у постели больного, изучения физических симптомов болезни и лежащих в их основе изменений в органах и сыгравшей видную роль в развитии клинической медицины. Развил и научно обосновал учения о перкуссии и аускультации и способствовал распространению этих методов исследования в клинической практике: показал зависимость сердечных шумов не только от анатомических поражений клапанов, но и от скорости тока крови; описал ряд аускультативных симптомов. Деятельность и научные труды Ш. имели существенное значение в формировании кардиологии, пульмонологии и дерматологии. Создал клиническую школу (Гебра и др.)

Соч. в рус. пер.: Учение о постукивании и выслушивании, как средствах распознавать болезни, М., 1852.

Лит.: Рубакин А. Н., Жизнь и деятельность Иозефа Шкоды, «Клиническая медицина», 1956, № 6: Sternberg М., Josef Škoda, W., 1924; «Časopis lekaru česikych», 1971 rok, 110, № 25, s. 588‒91.

Шкодер

I Шко́дер (liqeni i Shkodrёs)

второе название Скадарского озера (См. Скадарское озеро) в Югославии и Албании.

II Шко́дер

Шкодра (Shkodёr, Shkodra), город в Албании, на берегу оз. Шкодер. Административный центр рети Шкодер. Св. 60 тыс. жит. (1975). Пристань; шоссе связан с гг. Тирана и Дуррес, а также Титоградом (СФРЮ). Цветная металлургия. Цементные, деревообрабатывающие, бумажные, пищевые, табачные, текстильные, кожевенные предприятия. Руины крепости Розафат (14 в.).

Шкодер (второе назв. Скадарского озера)

Шкодер (liqeni i Shkodrёs), второе название Скадарского озера в Югославии и Албании.

Шкодер (город в Албании)

Шкодер, Шкодра (Shkodёr, Shkodra), город в Албании, на берегу оз. Шкодер. Административный центр рети Шкодер. Св. 60 тыс. жит. (1975). Пристань; шоссе связан с гг. Тирана и Дуррес, а также Титоградом (СФРЮ). Цветная металлургия. Цементные, деревообрабатывающие, бумажные, пищевые, табачные, текстильные, кожевенные предприятия. Руины крепости Розафат (14 в.).

Школа

Статья большая, находится на отдельной странице.

Школа (в искусстве)

Школа в искусстве, художественное направление, течение, представленное группой учеников и последователей какого-либо художника (например, венециановская школа) либо группой художников, близких по творческими принципам и художественной манере (например, строгановская школа иконописи). Термином «Ш.» характеризуют также живопись, скульптуру города или области в случае, если их своеобразие выражено в определённых стилистических и хронологических границах (например, болонская школа), или национальное искусство целой страны (фламандское искусство).

Школа (группа) с продлённым днём

Школа (группа) с продлённым днём, общеобразовательная школа (группа в ней), в которой учащиеся находятся в течение всего дня (10 ч). В СССР такие школы возникли в 1919 в Петрограде и других крупных городах для усиления педагогического надзора за детьми, но в силу материальных затруднений развития не получили. После Великой Отечественной войны 1941‒45 стали создаваться в общеобразовательных школах отдельные группы с продлённым днём для усиления помощи семье в воспитании детей. Они получили законодательные оформление в 1956 (для Москвы и Ленинграда ‒ в 1955). С 1962 в условиях завершения всеобщего 8-летнего образования и перехода к всеобщему среднему образованию открываются также школы с продлённым днём, в которых на этом режиме может находиться не менее 80% учащихся. При недостатке такого комплекта учащиеся зачисляются на продлённый день в обычные общеобразовательные школы в составе групп продлённого дня.

В Ш. (г.) с п. д., помимо учебных занятий, широко представлены другие виды деятельности детей ‒ пионерская и комсомольская, общественно полезная и трудовая, игровая, спортивная, занятия по интересам. Режим продлённого дня в школе осуществляется в составе отдельных классов или групп с учащимися разных классов. Он строится на основе медицински и педагогически обоснованного чередования учения, труда и отдыха детей, включает подготовку домашних уроков в школе. Дети уходят домой к моменту возвращения их родителей с работы. Часть родителей освобождается полностью или частично от оплаты трёхразового питания детей в Ш. (г.) с п. д.

Лит.: Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сб. документтов 1917¾1973 гг., М., 1974, с. 120¾26; Организация работы в школах и группах продлённого дня. [Сб. статей], под ред. М. И. Кондакова, М., 1960; Костяшкин Э. Г., Школа продлённого дня, М., 1965; Костяшкин Э. Г., Шапошникова Л. Б., Организация продленного дня в 4‒8 классах, М., 1971.

Школа и жизнь

Школа и жизнь («Шко́ла и жизнь»)

еженедельная педагогическая газета либерально-просветительского направления. Выходила в Петербурге с ноября 1910 по 1917 под редакцией прогрессивного русского деятеля народного образования Г. А. Фальборка. Освещала вопросы дошкольного воспитания, начального, среднего и высшего образования, культурно-просветительской работы среди взрослых, деятельность учительских организаций, съездов по народному образованию и др. В газете сотрудничали видные русские педагоги: В. П. Вахтеров, К. Н. Вентцель, Е. А. Звагинцев, Н. В. Чехов и др. К ней давались приложения - отдельные монографии по воспитанию.

Школа и производство

Школа и производство («Шко́ла и произво́дство»,)

ежемесячный научно-методический журнал Министерства просвещения СССР. Издаётся в Москве с 1957, до 1960 - «Политехническое обучение». Журнал рассчитан на учителей трудового и производств. обучения, работников межшкольных учебно-производственных комбинатов и школьных мастерских, учителей черчения и рисования, работников народного образования, студентов пединститутов. Тираж (1978) 134,5 тыс. экз.

Школа (класс) мастеров

Школа (класс) мастеров в СССР, предназначена для обучения работающих без отрыва от производства и наряду с общим образованием осуществляет повышение производственной квалификации, уровня технических знаний учащихся. В них принимаются квалифицированные рабочие и мастера-практики, имеющие неполное среднее образование.

Школы мастеров работают с 1962 в составе 9‒11-х классов на крупных предприятиях, открываются при наличии не менее 100 учащихся. При отсутствии такого контингента вместо самостоятельной школ мастеров с 1964 создаются отдельные (9‒11-е) классы мастеров в составе вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ (см. Вечернее образование). Общеобразовательные предметы в Ш. (к.) м. изучаются по программам средней школы, а специальные ‒ по программам, утвержденным руководством предприятия. Окончившие кроме аттестата о среднем образовании получают после дополнительных квалификационных экзаменов удостоверение, дающее право на занятие должности мастера или начальника производственного участка.

Лит.: Федорова О. Ф., Некоторые вопросы работы школ и классов мастеров, «Советская педагогика», 1964, №3; Туркина Ю. П., Комиссарова Л. Ф., Простосердов В. П., Среднее образование плюс повышение квалификации, «Вечерняя средняя школа», 1975, № 4.

Н. Н. Балов.

Школа колхозной молодёжи

Школа колхозной молодёжи (ШКМ)

тип сельской общеобразовательной школы в СССР, работавшей на базе начального образования и дававшей подготовку в объёме 7 классов. Была создана в СССР в 1923 как школа крестьянской молодёжи, в 1930 переименована в Ш. к. м. (срок обучения 3 года). Наряду с общим образованием давала основы агрономической подготовки и организации с.-х. производства применительно к условиям конкретных районов (зон).

С 1928 открывались также вечерние ШКМ, а с 1930 ШКМ с ускоренным сроком обучения. Производственное обучение в школе было подчинено задачам социалистических преобразований в деревне, проводилось в учебных хозяйствах, совхозах, кооперативах, колхозах и МТС. ШКМ содействовала созданию колхозного актива в деревне, поднятию культурного и агрономического уровня крестьянства, овладению в колхозах новой с.-х. техникой. В 1934 преобразована в неполную среднюю школу (семилетку).

Лит.: Крупская Н. К., Педагогические сочинения в десяти томах, т. 3, М., 1959, с. 207 - 19, т. 4, М., 1959, с. 414-16; Шохин А. П., Руднев П. В., Школа крестьянской молодежи, М.- Л., 1924; Королев Ф. Ф., Корнейчик Г. Д., Равкин З. И., Очерки по истории советской школы и педагогики. 1921-1931, М., 1961, с. 23-27, 243-45.

Школа крестьянской молодёжи

Школа крестьянской молодёжи (ШКМ)

тип сельской общеобразовательной школы в СССР в 1923-30 в составе 5 - 7-х классов (дневной и вечерней). Наряду с общим образованием давала основы агрономических знаний, вела производственное обучение на базе с.-х. производства. В 1930 переименована в школу колхозной молодёжи (См. Школа колхозной молодёжи).

Школа мастеров

Школа мастеров (класс)

в СССР, предназначена для обучения работающих без отрыва от производства и наряду с общим образованием осуществляет повышение производственной квалификации, уровня технических знаний учащихся. В них принимаются квалифицированные рабочие и мастера-практики, имеющие неполное среднее образование.

Школы мастеров работают с 1962 в составе 9-11-х классов на крупных предприятиях, открываются при наличии не менее 100 учащихся. При отсутствии такого контингента вместо самостоятельной школ мастеров с 1964 создаются отдельные (9-11-е) классы мастеров в составе вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ (см. Вечернее образование). Общеобразовательные предметы в Ш. (к.) м. изучаются по программам средней школы, а специальные - по программам, утвержденным руководством предприятия. Окончившие кроме аттестата о среднем образовании получают после дополнительных квалификационных экзаменов удостоверение, дающее право на занятие должности мастера или начальника производственного участка.

Лит.: Федорова О. Ф., Некоторые вопросы работы школ и классов мастеров, «Советская педагогика», 1964, №3; Туркина Ю. П., Комиссарова Л. Ф., Простосердов В. П., Среднее образование плюс повышение квалификации, «Вечерняя средняя школа», 1975, № 4.

Н. Н. Балов.

Школа математических и навигацких наук

Школа математических и навигацких наук - учебное заведение для подготовки специалистов военно-морского флота, судостроителей, геодезистов, инженеров. Основана Петром I в 1701 в Москве. Окончившие школу назначались также учителями во вновь создаваемые Цифирные школы, артиллерийские, инженерные, адмиралтейские и др., работали чиновниками гражданских учреждений. Школа размещалась в здании Сретенской, или Сухаревой, башни, на верху которой была открыта астрономическая обсерватория с телескопом. В Ш. м. и н. н. принимались подростки и юноши 12-20 лет всех сословий, кроме крепостных. Нуждающиеся находились на полном государственном обеспечении.

Курс обучения в школе состоял из трёх ступеней (классов, или школ): в начальной, т. н. русской, школе обучали чтению, письму, основам грамматики и началам арифметики; в цифирной (арифметической) школе - арифметике, геометрии, плоской и сферической тригонометрии; в высших, навигаторских классах - математической географии, астрономии, черчению, геодезии, навигации и др. Большинство учащихся, главным образом недворянского происхождения, ограничивалось первыми двумя ступенями, их направляли на подсобные работы во флот, писарями и др. Учащиеся высших классов проходили обязательную практику на морских кораблях, судостроительных верфях, на прокладке дорог и др. Главная роль в организации работы школы принадлежала Л. Ф. Магницкому (См. Магницкий) и приглашенному из Шотландии А. Д. Фарварсону. В 1703 в ней обучалось 300 учащихся, в 1711 - 500.

В 1715 навигаторские классы школы были переведены в Петербург и на их основе создана Морская академия (Академия морской гвардии). Русские и арифметические классы продолжали работу в Москве как подготовительная школа новой академии. Закрыты в 1752, после учреждения Морского шляхетного кадетского корпуса (см. Кадетские корпуса). Ш. м. и н. н. окончили адмирал Н. Ф. Головин, адмирал В. Я. Чичагов, геодезисты И. К. Кирилов, М. С. Гвоздев, И. М. Евреинов, Ф. Ф. Лужин, крупный деятель просвещения Н. Г. Курганов и др.

Лит.: Стрелов А. Б., Путь в океан. Очерк истории ВВМКУ [Высшего военно-морского Краснознаменного училища им. М. В. Фрунзе], Л., 1966, с. 9-27; Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в.- первая половина XIX в., отв. ред. М. Ф. Шабаева, М., 1973, с. 19-25.

Школа рабочей молодёжи

Школа рабочей молодёжи - общеобразовательное учебное заведение в СССР для обучения без отрыва от производства. Была создана в 1943 как школа подростков, работающих на предприятиях; в 1944 переименована в Ш. р. м. Давала общеобразовательную подготовку в объёме 7-летней и средней школ, работала в составе 5-7-х и 5-10-х классов. В 1958 переименована в вечернюю (сменную) среднюю общеобразовательную школу (см. Вечернее образование).

Лит.: Сборник руководящих материалов по школам рабочей и сельской молодежи, 2 изд., М., 1948; Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сб. документов 1917-1973 гг., М., 1974, с. 389-402.

Школа с продлённым днём

Школа с продлённым днём (гру́ппа)

общеобразовательная школа (группа в ней), в которой учащиеся находятся в течение всего дня (10 ч). В СССР такие школы возникли в 1919 в Петрограде и других крупных городах для усиления педагогического надзора за детьми, но в силу материальных затруднений развития не получили. После Великой Отечественной войны 1941-45 стали создаваться в общеобразовательных школах отдельные группы с продлённым днём для усиления помощи семье в воспитании детей. Они получили законодательные оформление в 1956 (для Москвы и Ленинграда - в 1955). С 1962 в условиях завершения всеобщего 8-летнего образования и перехода к всеобщему среднему образованию открываются также школы с продлённым днём, в которых на этом режиме может находиться не менее 80% учащихся. При недостатке такого комплекта учащиеся зачисляются на продлённый день в обычные общеобразовательные школы в составе групп продлённого дня.

В Ш. (г.) с п. д., помимо учебных занятий, широко представлены другие виды деятельности детей - пионерская и комсомольская, общественно полезная и трудовая, игровая, спортивная, занятия по интересам. Режим продлённого дня в школе осуществляется в составе отдельных классов или групп с учащимися разных классов. Он строится на основе медицински и педагогически обоснованного чередования учения, труда и отдыха детей, включает подготовку домашних уроков в школе. Дети уходят домой к моменту возвращения их родителей с работы. Часть родителей освобождается полностью или частично от оплаты трёхразового питания детей в Ш. (г.) с п. д.

Лит.: Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сб. документтов 1917―1973 гг., М., 1974, с. 120―26; Организация работы в школах и группах продлённого дня. [Сб. статей], под ред. М. И. Кондакова, М., 1960; Костяшкин Э. Г., Школа продлённого дня, М., 1965; Костяшкин Э. Г., Шапошникова Л. Б., Организация продленного дня в 4-8 классах, М., 1971.

Школа сельской молодёжи

Школа сельской молодёжи - общеобразовательное учебное заведение в СССР для обучения без отрыва от с.-х. производства. Была создана в 1944 и давала учащимся подготовку в объёме начальной и 7-летней школ. Открывалась в крупных селениях, колхозах, совхозах и МТС в составе 1-4-х и 1-7-х классов. С 1956 стали действовать также средние школы сельской молодёжи в составе 5-10-х и 8-10-х классов. С 1958 Ш. с. м. переименована в вечернюю (сменную) среднюю общеобразовательную школу (см. Вечернее образование).

Лит.: Сборник руководящих материалов по школам рабочей и сельской молодежи, 2 изд., М., 1948; Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сб. документов 1917-1973 гг., М., 1974, с. 391- 402.

Школа (система образования)

Школа (лат. schola, от греч. schole),

1) учебно-воспитательное заведение (см. Школа).

2) Система образования, выучка, приобретённый опыт.

3) Направление в науке, литературе, искусстве и т.п., связанное единством основных взглядов, общностью или преемственностью принципов и методов.

Школа (учебно-воспитат. заведение)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Школа фабрично-заводского обучения

Школа фабрично-заводского обучения - школа ФЗО, низший тип профессионально-технической школы; существовала в 1940-63 на базе промышленных предприятий и строек в системе Государственных трудовых резервов СССР (См. Государственные трудовые резервы СССР). Готовила рабочих массовых профессий для строительства, угольной, горной, металлургической, нефтяной и других отраслей промышленности; срок обучения 6 мес. В школу принималась молодёжь 16-18 лет с любой общеобразовательной подготовкой (с 1955 - с начальным образованием и выше); для подготовки по профессиям, связанным с подземной работой, в горячих цехах, на строительстве, - только юноши; с 18 лет. Учащиеся находились на полном государственном обеспечении.

В 1949 школы ФЗО для угольной и горнорудной промышленности реорганизованы в горнопромышленные школы с тем же и 10-месячным сроком обучения, в 1955 школы ФЗО для строительства - в 10-месячные строительные школы (с 1957 - 2-годичные строительные училища). В 1959-63 все школы ФЗО, горнопромышленные и строительные школы были преобразованы в профессионально-технические училища (см. Профессионально-техническое образование, Профессионально-технические учебные заведения). За время существования подготовили около 6 млн. рабочих.

Лит.: Народное образование в СССР. 1917-1967, под ред. М. А. Прокофьева [и др.], М., 1967, с. 246―52.

Школа фабрично-заводского ученичества

Школа фабрично-заводского ученичества - школа ФЗУ, основной тип советской профессионально-технической школы в 1920-40. Открывалась при крупных предприятиях для подготовки квалифицированных рабочих из числа молодёжи 14-18 лет с начальным образованием, имела 3-4-годичный срок обучения. Наряду с профессиональным обучением в школе давалась учащимся общеобразовательная подготовка. В 1930-39 обучение в школе ФЗУ в основном проходило на базе 7-летней школы и срок обучения снизился в ней до 11/2 - 2 лет за счёт сокращения часов на общеобразовательные предметы. Школы ФЗУ дали стране 2,5 млн. квалифицированных рабочих.

С 1940 школа ФЗУ сохранилась преимущественно в лёгкой и пищевой промышленности. В 1959-63 наряду со всеми профессионально-техническими учебными заведениями (См. Профессионально-технические учебные заведения) системы Государственных трудовых резервов СССР школы ФЗУ были преобразованы в профессионально-технические училища с различными сроками обучения (см. Профессионально-техническое образование).

Лит.: Крупская Н. К., Педагогические сочинения в десяти томах, т. 3, М., 1959, с. 137-43, т. 4, М., 1959, с. 391-93; Королев Ф. Ф., Очерки по истории советской школы и педагогики. 1917-1920, М., 1958, с. 396-401; Народное образование в СССР. 1917-1967, под ред. М. А. Прокофьева [и др.], М., 1967, с. 243-52.

Школа-интернат

Школа-интернат - в СССР с 1956 общеобразовательная, преимущественно 8-летняя, школа, в которой дети живут и учатся (воскресные, праздничные дни и каникулы проводят в семьях или у родственников). Организует обществ. воспитание детей прежде всего из малообеспеченных семей и детей-сирот. В районах Крайнего Севера Ш.-и. обслуживают всех детей, для которых затруднён регулярный подвоз к месту учения. Дети с физическими и умственными недостатками воспитываются и обучаются в спец. Ш.-и. Расходы на содержание воспитанников в Ш.-и. частично покрываются родителями, дети-сироты, дети из малообеспеченных семей и с физическими и умственными недостатками содержатся за счёт государства.

Кроме учителей в Ш.-и. имеется штат воспитателей; помимо учебной работы организуется пионерская и комсомольская, клубно-кружковая, общественно полезная и трудовая, игровая, спортивная. Режим учащихся строится на основе педагогически и медицински обоснованного чередования труда и отдыха, смены видов деятельности детей. Ш.-и. имеет кроме учебных помещений учебно-производственные мастерские, учебный пришкольный участок, жилые корпуса, спортивный комплекс, помещения для кружковых занятий и др.

Школа-студия

Школа-студия - имени Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТе СССР им. М. Горького, высшее театральное учебное заведение в Москве. Организовано в 1943 для подготовки актёров на основе идейно-творческих принципов школы Художественного театра и системы К. С. Станиславского (См. Станиславский). Активное участие в становлении Школы-студии принимали И. М. Москвин, Н. П. Хмелев, В. Г. Сахновский, И. Я. Гремиславский. Школа имеет 2 факультета: актёрский (готовит актёров кино и театра) и постановочный (готовит художников-технологов сцены). С 1961 на постановочном факультете открыто вечернее отделение. В Школе преподавали М. Н. Кедров, В. Я. Станицын, А. К. Тарасова, В. О. Топорков, И. М. Раевский, В. А. Орлов, А. М. Карев, Г. А. Герасимов, Б. И. Вершилов, А. Н. Грибов и др. Основу педагогического коллектива составляют: А. И. Степанова, П. В. Массальский, О. Н. Ефремов, Е. Н. Mopec, В. П. Марков, С. С. Пилявская, Е. А. Евстигнеев, В. В. Шверубович, профессора В. З. Радомысленский, А. Я. Зись, В. Я. Виленкин и др. Школа вырастила высококвалифицированных мастеров театральной педагогики, таких, как В. К. Монюков, В. Н. Богомолов, И. М. Тарханов, О. Г. Герасимов, Н. П. Алексеев, А. Н. Петрова, О. Ю. Фрид, М. М. Кунин, Э. П. Фрезе, А. Н. Понсов, К. Н. Головко, Е. В. Радомысленский. В 1977/78 уч. г. в Школе-студии обучался 251 студент, работало 57 преподавателей (в т. ч. 11 профессоров и докторов наук, 21 доцент и кандидат наук). Актёрский факультет Школы-студии окончили А. В. Баталов, Е. Я. Урбанский, Л. И. Губанов, В. С. Давыдов и др., составившие основное ядро трупп МХАТа, театра «Современник», молодёжного Нового драматического театра-студии, значительную часть труппы Театра им. Вл. Маяковского и многих театров Москвы, Ленинграда и других городов страны. В Школе имеется научно-исследовательский сектор, занимающийся изучением и публикацией наследия основателей МХАТа К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Сектором подготовлено и издано «Собрание сочинений К. С. Станиславского» (т. 1-8, 1954-61), «Жизнь и творчество К. С. Станиславского. Летопись в 4-х тт. 1863-1938» (1971-76), «Дни и годы Вл. И. Немировича-Данченко. Летопись жизни и творчества» (1962) и др. работы.

Н. П. Алексеев.

Школоведение

Школоведение - отрасль педагогики, исследующая содержание и методы управления школьным делом, раскрывающая особенности системы руководства школой, организации её работы.

Основные источники советского Ш. - советское законодательство, опыт управления и руководства школами в СССР и за рубежом, педагогические наследие прошлого, выводы и рекомендации педагогической науки. В содержание Ш. входят: основные принципы управления и руководства школой; деятельность органов народного образования по административно-педагогическому и хозяйственному руководству школами (организация всеобщего обучения, типы общеобразовательных школ, построение и рационализация их сети, педагогические требования к проектированию и строительству школьных зданий и участков, финансирование школ, обеспечение школ учебным оборудованием); деятельность органов народного образования по управлению учебно-воспитательной работой школ (организация методической помощи учителям, инспектирование школ); содержание и методы внутришкольного руководства; учитель советской школы; организация учёта и отчетности учреждений просвещения; статистика школьного дела.

Ш. опирается на передовой опыт управления и руководства советской школой, который нашёл выражение в ленинских декретах по народному образованию, обогащен практической деятельностью и теоретическими высказываниями практических работников школ и органов народного образования. На необходимость повышения научного уровня руководства школой указывается в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Исходя из этих указаний, советская Ш. разрабатывает комплекс организационно-педагогических проблем, связанных с осуществлением всеобщего среднего образования, организацией учебно-воспитательной работы в различных типах образовательных школ и руководством их деятельностью, с управлением просвещением во всех его звеньях.

Лит.: Иорданский Н. Н., Школоведение, М., 1927; Богданов И. М., Очерки по статистике всеобщего школьного обучения, М.- Л., 1948; Школоведение. [Сб. статей]. Под ред. А. Н. Волковского и М. П. Малышева, [М.], 1955; Руководство учебно-воспитательной работой в восьмилетней школе. Под ред. М. И. Кондакова и Н. И. Соцердотова, М., 1961; Вопросы школоведения, под ред. П. В. Зимина, М., 1974; Стрезикозин В. П., Руководство учебным процессом в школе, М., 1972; Сухомлинский В. А., Разговор с молодым директором школы, М., 1973; Шубин Н. А., Внутришкольный контроль, М., 1977; Березняк Е. С., Руководство современной школой, К., 1977.

Школы взрослых

Школы взрослых - общеобразовательные учебные заведения для обучения работающих без отрыва от производства. В дореволюционной России открывались с конца 50-х гг. 19 в. по частной инициативе и были, как правило, начальными (см. Вечерние школы взрослых, Воскресные школы). После Октябрьской революции 1917 создана государственная система образования взрослых. С 1918 стали открываться 1-, 2-годичные пункты (ликпункты) и школы ликвидации неграмотности, получившие массовое распространение после опубликования декрета СНК «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» (1919). Они предназначались преимущественно для трудящихся 16-50 лет и существовали до конца 1930-х гг.

В 1920-30-е гг. обучение овладевших элементарной грамотой велось в школах малограмотных и Ш. в. повышенного типа (первые давали начальное образование, вторые - 7-летнее). Для повышения общекультурного уровня рабочих и крестьян и их производств, квалификации действовали также рабочие университеты и крестьянские университеты, общеобразовательные 1- и 2-годичные курсы для взрослых. С 1936 были созданы Ш. в. двух типов - неполные средние общеобразовательные (на базе начальной школы) и средние общеобразовательные (на базе 7-летней школы). С 1937 открывались заочные неполные средние и средние общеобразовательные школы. С 1943 школами взрослых стали школы рабочей молодёжи (См. Школа рабочей молодёжи) и школы сельской молодёжи (См. Школа сельской молодёжи), которые в 1958 переименованы в вечерние (сменные) средние общеобразовательные школы (см. Вечернее образование). С 1962 в СССР работают также школы (классы) мастеров (См. Школа мастеров).

Лит.: Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сб. документов 1917―1973 гг., М., 1974, гл. 8; Лойко Л. П., Школы взрослых повышенного типа. Задачи, положение, работа, перспективы, М.- Л., 1926; Фильштинский А., Общеобразовательные школы взрослых рабочих и крестьян, М.- Л., 1929.

Н. Н. Балов.

Школы грамоты

1) в дореволюционной России 1-, 2-годичные школы элементарного обучения. Находились в ведении различных ведомств и частных лиц. В 1891 переданы Синоду. Обучение в Ш. г. ограничивалось заучиванием молитв, начатками чтения, письма и счёта. После Октябрьской революции 1917 были ликвидированы.

2) В 1920-е гг. в СССР школами грамоты (грамотности) называли 1-, 2-годичные пункты (ликпункты) и школы ликвидации неграмотности (см. Грамотность, Школы взрослых).

Школы работающей молодёжи

Школы работающей молодёжи - общеобразовательные учебные заведения в СССР для обучения без отрыва от производства. С 1958 школами работающей молодёжи являются вечерние (сменные) средние общеобразовательные школы (см. Вечернее образование), а также областные, краевые, республиканские (в автономных республиках) и городские (в Москве, Ленинграде и других крупнейших городах) заочные средние общеобразовательные школы и с 1962 школы (классы) мастеров (См. Школа мастеров). В 1976/77 уч. году в 14020 вечерних (сменных) и заочных средних общеобразовательных школах обучалось 4917 тыс. чел., из них 92,7% в 9-11-х классах. В разное время школами работающей молодёжи были Вечерние школы взрослых, Воскресные школы, Школы взрослых, Школа рабочей молодёжи, Школа сельской молодёжи.

Школьников

Алексей Михайлович [р. 2(15).1.1914, г. Егорьевск Московской обл.], советский государственный и партийный деятель. Член КПСС с 1940. Родился в крестьянской семье. Окончил Подольский индустриальный техникум (1933), 3 курса Промакадемии (1937, заочно), ВПШ при ЦК ВКП (б) (1952). С 1933 на инженерно-технической работе в Перми (старший мастер, начальник цеха, главный энергетик завода). С 1943 на партийной работе. В 1945-47 уполномоченный КПК при ЦК ВКП (б) по Владимирской, Воронежской областям. В 1947-49 2-й секретарь Калужского обкома партии. В 1952-55 1-й секретарь Тамбовского, в 1955-60 - Воронежского, в 1960-65 - Волгоградского обкомов КПСС (в 1963-64 1-й секретарь Волгоградского сельского обкома КПСС). С 1965 1-й заместитель председателя Совета Министров РСФСР. С 1974 председатель Комитета народного контроля СССР. Кандидат в члены ЦК КПСС с 1952. Член ЦК КПСС с 1956. Депутат Верховного Совета СССР 4-9-го созывов. Награжден 4 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, а также медалями.

Школьников Алексей Михайлович

Школьников Алексей Михайлович [р. 2(15).1.1914, г. Егорьевск Московской обл.], советский государственный и партийный деятель. Член КПСС с 1940. Родился в крестьянской семье. Окончил Подольский индустриальный техникум (1933), 3 курса Промакадемии (1937, заочно), ВПШ при ЦК ВКП (б) (1952). С 1933 на инженерно-технической работе в Перми (старший мастер, начальник цеха, главный энергетик завода). С 1943 на партийной работе. В 1945‒47 уполномоченный КПК при ЦК ВКП (б) по Владимирской, Воронежской областям. В 1947‒49 2-й секретарь Калужского обкома партии. В 1952‒55 1-й секретарь Тамбовского, в 1955‒60 ‒ Воронежского, в 1960‒65 ‒ Волгоградского обкомов КПСС (в 1963‒64 1-й секретарь Волгоградского сельского обкома КПСС). С 1965 1-й заместитель председателя Совета Министров РСФСР. С 1974 председатель Комитета народного контроля СССР. Кандидат в члены ЦК КПСС с 1952. Член ЦК КПСС с 1956. Депутат Верховного Совета СССР 4‒9-го созывов. Награжден 4 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, а также медалями.

Школьный театр

Школьный театр - театр, возникший в учебных заведениях Западной Европы в эпоху средневековья как средство изучения латинского языка и воспитания; впоследствии был использован для утверждения католицизма и протестантизма. Постепенно спектакли стали разыгрываться на национальных языках. Ставившаяся в Ш. т. школьная драма носила характер мистерии или миракля, моралите или пьесы на исторические и мифологические сюжеты.

Ш. т. существовал во многих странах Западной Европы (15-18 вв.) и в России (17- 18 вв.). Он имел свои теоретические основы, тщательно разработанные правила (писатели-гуманисты Дж. Понтано в Италии, Ю. Ц. Скалигер во Франции, учёный и поэт Феофан Прокопович в России). Благодаря усилиям иезуитов Ш. т. в 16-17 вв. большого развития достиг в Польше, откуда перешёл на Украину; много школьных драм было создано в Киево-Могилянском коллегиуме (академии). Основоположник Ш. т. на Руси Симеон Полоцкий, разрабатывая проект создания в Москве духовной академии, писал о необходимости организации при ней театра, сочинил для этого театра пьесы «Комедия-притча о блудном сыне» и «О Навходоносоре царе». При Петре I Ш. т. носил политический характер, прославлял новые правительственные мероприятия («Владимир...» Феофана Прокоповича, пост. 1705). Представления Ш. т. показывались в учебных заведениях и на площадях во время праздников; между актами игрались интермедии - преимущественно комические сцены из нар. жизни.

Лит.: История западноевропейского театра, под общ. ред. С. Мокульского, т. 1-2, М., 1956-57; Всеволодский-Гернгросс В.. Русский театр. От истоков до середины XVIII в., М., 1957; Бадалич И. М., Кузьмина В. Д., Памятники русской школьной драмы XVIII в., М., 1968.

Шкотово

Шкотово - посёлок городского типа в Шкотовском районе Приморского края РСФСР. Расположен на берегу Уссурийского залива Японского моря. Ж.-д. станция на линии Угловая - Находка. Заводы авторемонтный и консервный, комбинат стройматериалов. Молочно-овощной совхоз, пчелосовхоз. Добыча угля.

Шкрета

Шотновский из Заворжиц (Škréta Šotnovský ze Závořic) Карел (1610, Прага, - похоронен 1.8.1674, там же), чешский живописец, один из крупнейших представителей чешского барокко. Как член семьи, участвовавшей в Реформации, был вынужден уехать из Чехии в 1628 во Фрейбург (Саксония); учился живописи в Италии; в 1638 вернулся в Прагу. Писал виртуозные по живописной технике религиозные и мифологические произв. (часто включающие жанровые мотивы), островыразительные портреты, исполнял рисунки и иллюстрации.

Лит.: Neumann J., Karel Škréta, Praha, 1956; Karel Škréta. 1610-1674, Praha, 1974 (каталог выставки).

К. Шкрета. «Приор Мальтийского ордена Б. де Витте». 1651. Дрезденская картинная галерея.

К. Шкрета. «Приор Мальтийского ордена Б. де Витте». 1651. Дрезденская картинная галерея.

Шкрета Карел

Шкрета Шотновский из Заворжиц (Škréta Šotnovský ze Závořic) Карел (1610, Прага, ‒ похоронен 1.8.1674, там же), чешский живописец, один из крупнейших представителей чешского барокко. Как член семьи, участвовавшей в Реформации, был вынужден уехать из Чехии в 1628 во Фрейбург (Саксония); учился живописи в Италии; в 1638 вернулся в Прагу. Писал виртуозные по живописной технике религиозные и мифологические произв. (часто включающие жанровые мотивы), островыразительные портреты, исполнял рисунки и иллюстрации.

Лит.: Neumann J., Karel Škréta, Praha, 1956; Karel Škréta. 1610‒1674, Praha, 1974 (каталог выставки).

Шкроуп

Шкроуп (Škroup)

Франтишек Ян (3.6.1801, Осице близ Пардубице, - 7.2.1862, Роттердам), чешский композитор, дирижёр, певец. Музыкой занимался одновременно с изучением права. Под влиянием «будителей» (См. Будители) организовал в Праге первый национальный чешский оперный кружок, который с 1823 выступал в Сословном театре, где на чешском языке исполнялись немецкие и итальянские классические оперы. С 1827 2-й капельмейстер, в 1837-57 главный дирижёр Сословного театра (впервые поставил в Праге оперы Р. Вагнера, Дж. Верди и др.). С 1860 дирижёр оперы в Роттердаме. Автор 9 опер (в т. ч. первой национальной оперы с чешским текстом «Проволочник», 1826, Прага), увертюр, струнных квартетов, фортепьянного трио, музыки к спектаклям драматического театра, песен, в том числе популярной песни «Где родина моя?» (из музыки к пьесе Й. К. Тыла «Фидловачка», 1834), которая входит с 1918 в состав Государственного гимна Чехословацкой республики как его 1-я (чеш.) часть.

Лит.: Бэлза И., Очерки развития чешской музыкальной классики, М.- Л., 1951, с. 144-53; Plavec J., František Škroup, Praha, 1946.

З. К. Гулинская.

Шкроуп Франтишек Ян

Шкроуп (Škroup) Франтишек Ян (3.6.1801, Осице близ Пардубице, ‒ 7.2.1862, Роттердам), чешский композитор, дирижёр, певец. Музыкой занимался одновременно с изучением права. Под влиянием «будителей» организовал в Праге первый национальный чешский оперный кружок, который с 1823 выступал в Сословном театре, где на чешском языке исполнялись немецкие и итальянские классические оперы. С 1827 2-й капельмейстер, в 1837‒57 главный дирижёр Сословного театра (впервые поставил в Праге оперы Р. Вагнера, Дж. Верди и др.). С 1860 дирижёр оперы в Роттердаме. Автор 9 опер (в т. ч. первой национальной оперы с чешским текстом «Проволочник», 1826, Прага), увертюр, струнных квартетов, фортепьянного трио, музыки к спектаклям драматического театра, песен, в том числе популярной песни «Где родина моя?» (из музыки к пьесе Й. К. Тыла «Фидловачка», 1834), которая входит с 1918 в состав Государственного гимна Чехословацкой республики как его 1-я (чеш.) часть.

Лит.: Бэлза И., Очерки развития чешской музыкальной классики, М.‒ Л., 1951, с. 144‒53; Plavec J., František Škroup, Praha, 1946.

З. К. Гулинская.

Предыдущая страница Следующая страница