Большая советская энциклопедия (БСЭ)
Статьи на букву "У" (часть 27, "УХТ"-"УЧР")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "У" (часть 27, "УХТ"-"УЧР")

Ухтомский Александр Владимирович

Ухтомский Александр Владимирович [1876, с. Поздино Новгородской губернии, √ 17(30).12.1905, Люберцы, ныне Московской области], участник революционного движения в России, машинист Московско-Казанской ж. д., эсер. Во время Революции 1905√07 член стачечного комитета Московско-Казанской ж. д., член центрального бюро союза железнодорожников, руководитель боевой дружины. С 7(20) декабря 1905 перевозил вооруженных дружинников, проводивших митинги, разоружавших полицию на железной дороге. После подавления Декабрьского вооруженного восстания в Москве 14(27) декабря вывел из города поезд с дружинниками, миновав засаду царских войск. Арестован в Люберцах, в числе др. рабочих расстрелян карателями.

Ухтомский Алексей Алексеевич

Ухтомский Алексей Алексеевич [13(25).6.1875, с. Вослома, ныне Ярославской области, √ 31.8.1942, Ленинград], советский физиолог, академик АН СССР (1935; член-корреспондент 1932). Ученик Н. Е. Введенского. В 1906 окончил Петербургский университет и работал там на кафедре физиологии человека и животных, которой руководил с 1922 до конца жизни. С 1937 директор электрофизиологической лаборатории АН СССР. Основываясь на трудах И. М. Сеченова, Н. Е. Введенского и Ч. Шеррингтона, У. открыл один из основных принципов деятельности нервной системы, назвав его доминантой (см. Доминанта в физиологии). Учение У. о доминанте (изложено в его работе «Доминанта как рабочий принцип нервных центров», 1923) широко используется в медицине, психологии и педагогике. Понятие о доминанте, а также учение У. об усвоении ритма, согласно которому режим работы органа соответствует ритму внешних раздражений, позволили У. по-новому осветить природу утомления.

Курс лекций «Очерк физиологии нервной системы» (опубликован посмертно, 1945, Собр. соч., т. 4) представляет большую педагогическую ценность»

В 1919 депутат Петроградского совета рабочих и красноармейских депутатов. Премия им. В. И. Ленина (1932).

Соч.: Собр. соч., т. 1√6, Л., 1945√62.

Лит.: Меркулов В. Л., А. А. Ухтомский. Очерк жизни и научной деятельности, М. √ Л., 1960; Айрапетьянц Э. Ш., Алексей Алексеевич Ухтомский, Л., 1969.

А. С. Батуев.

Ухтомский Дмитрий Васильевич

Ухтомский Дмитрий Васильевич [1719, с. Семёновское, ныне Ярославской области, √ 4(15).10.1774, с. Архангельское-Дубки, ныне Тульской обл.], русский архитектор. Учился в Москве в Школе математических и навигацких наук. Работал под руководством И. Ф. Мичурина (в 1733√1741) и И. К. Коробова (в 1741√44). Отличающиеся стройностью пропорций работы У. характерны для рус. барокко середины 18 в. со свойственным этому стилю стремлением к пластическому богатству архитектурных форм √ проектирование и завершение строительства колокольни в Троице-Сергиевой лавре, триумфальные Красные ворота (1753√57; не сохранились) и Сенатский дом в Москве (перестроен, 1753√57). Деятельность У., бывшего фактически главным московским архитектором, сыграла важную роль в упорядочении планировки и застройки города. Крупный педагог, создатель первой в России архитектурной школы, где учились М. Ф. Казаков, А. Ф. Кокоринов, И. Е. Старов и др.

Лит.: Михайлов А. И., Архитектор Д. В. Ухтомский и его школа, М., 1954.

Уху

Уху - город в Китае, в провинции Аньхой. 300 тыс. жителей (1971). Торгово-распределительный пункт с.-х. района бассейна нижнего течения р. Янцзы. Крупный порт на р. Янцзы и ж.-д. станция. Пищевая (рисоочистительная, мукомольная, маслообрабатывающая, чаеобрабатывающая) и хлопчатобумажная промышленность; металлообработка, судостроение, станко- и приборостроение.

Уцзян

Уцзян - река в Китае, правый приток р. Янцзы, впадающий в неё ниже г. Чунцин (в нижнем течении иногда называется Цянь-цзян). Длина 1018 км, площадь бассейна 88,2 тыс. км2. Летние паводки. Средний расход воды около 1800 м3/сек. Амплитуда колебания уровня воды до 26 м. В устье - г. Фоулин.

Уцмий

Уцмий - усми, наследственный титул правителя Кайтага (историческая область в Дагестане). Точное значение и происхождение титула неизвестны. В источниках титул У. упоминается с 16 в. В 1820 титул У. был ликвидирован генералом А. П. Ермоловым.

Уцуномия

Уцуномия - город в Японии, в центральной части о. Хонсю, на одном из притоков р. Тоне. Административный центр префектуры Тотиги. 301 тыс. жителей (1975). Электротехническая и пищевая промышленность.

Уч-Аджи

Уч-Аджи - посёлок городского типа в Байрам-Алийском районе Марыйской обл. Туркменской ССР. Расположен в Юго-Восточных Каракумах. Ж.-д. станция на линии Мары - Чарджоу. Каракулеводческий совхоз.

Учалы

Учалы - город, центр Учалинского района Башкирской АССР. Расположен на вост. склоне хребта Уралтау, окружен озёрами; в 6 км от ж.-д. станции Учалы (на линии Уфа - Челябинск), в 450 км к юго-востоку от Уфы. Горно-обогатительный комбинат (на базе медноколчеданных месторождений), картонно-рубероидный завод, масло-сырозавод, швейная фабрика. Музыкальное училище. Краеведческий музей.

Учами

Учами - река в Красноярском крае РСФСР, левый приток р. Нижняя Тунгуска (бассейна Енисея). Длина 466 км, площадь бассейна 21000 км2. Течёт по Среднесибирскому плоскогорью в глубокой долине; образует пороги и шиверы. Питание снеговое и дождевое. Замерзает в октябре, вскрывается в мае. Основные притоки: Бирамба, Вэтэтэ - справа, Тере - слева.

Учан

Учан - бывший город в Китае. С 1953 - часть города Ухань.

У. основан в 3 в. В 6-13 вв. назывался Цзянся. В период правления династии Юань (13-14 вв.) стал провинциальным центром. В 1853 был занят повстанцами-тайпинами. Учанское восстание 1911 явилось началом Синьхайской революции (См. Синьхайская революция). С октября 1938 по август 1945 находился в руках японских захватчиков. Освобожден от гоминьдановцев частями Народно-освободительной армии Китая в мае 1949.

Учанское восстание

1911, вооружённое восстание 10 октября 1911 в г. Учан (административный центр провинции Хубэй), положившее начало Синьхайской революции (См. Синьхайская революция). Было поднято солдатами и сержантами т. н. новых войск (обученных и вооружённых по образцу иностранных буржуазных армий) учанского гарнизона при поддержке гражданского населения. Непосредственными организаторами и руководителями У. в. были революционные организации Вэньсюэшэ и Гунцзиньхой, признававшие программу Тунмэнхоя (См. Тунмэнхой). Восставшие свергли в Учане, а затем (11 и 12 октября 1911) в соседних городах Ханьяне и Ханькоу власть маньчжурской династии Цин, провозгласили независимость провинции Хубэй от пекинского правительства и введение республиканской формы правления. В течение первой недели после победы восстания Учанское военно-революционное правительство создало добровольческую революционную армию, основную солдатскую массу которой составляли крестьяне, рабочие, учащиеся. Учан превратился в главную базу революции. Восстание быстро распространилось на всю страну.

Лит.: Белов Е. А., Учанское восстание в Китае, М., 1971.

Е. А. Белов.

Участия система

Участия система - в капиталистических странах система владения акционерными компаниями ценными бумагами др. акционерных компаний, на основе которой возникает многоступенчатая зависимость большого числа предприятий и фирм от финансовых групп или отдельных финансовых магнатов. См. Система участия.

Учебная литература

Учебная литература - произведения письменности и печати, создаваемые как средство обучения для определенной системы образования или переподготовки кадров, для конкретного учебного заведения или для самообразования.

У. л. группируют по видам изданий: программно-методические - программы (рабочие, стабильные), методические указания к программам, методические письма и руководства; обучающие - буквари, учебники, учебные пособия (текстовые), лекции, конспекты лекций, сборники лекций; вспомогательные - хрестоматии, практикумы, сборники практических заданий, упражнений и задач, планы практических и семинарских занятий, атласы, сборники чертежей, рабочие тетради, лабораторные журналы; издания для чтения на иностранных языках, содержащие методический аппарат. Основной вид У. л. - Учебник.

У. л. для начальных и средних общеобразовательных школ, профессионально-технических, средних специальных учебных заведений, вузов, школ партийно-политического просвещения, системы повышения квалификации специалистов имеет определенные жанровые особенности.

В современном мировом книгоиздании У. л. занимает важное место. Так, по данным ЮНЕСКО, выпуск школьных учебников колеблется от 3,5% до 39% числа названий, что объясняется особенностями систем образования различных стран. В СССР действует единая система управления народным образованием и изданием У. л. для всех видов учебных заведений. В 1975 У. л. составила свыше 10% книжной продукции СССР по числу названий и более 26% по тиражу. У. л. для общеобразовательной школы издают учебно-педагогические издательства союзных республик на национальных языках (в автономных республиках У. л. на национальных языках выпускают соответствующие национальные издательства): «Просвещение» (РСФСР) на русском языке, «Радянська школа» (УССР), «Народная асвета» (БССР), «Укитувчи» (Узбекской ССР), «Мектеп» (Казахской ССР), «Ганатлеба» (Грузинской ССР), «Маариф» (Азербайджанской ССР), «Швиеса» (Литовской ССР), «Лумина» (Молдавской ССР), «Валгус» (Эстонской ССР), «Мектеп» (Кирг изскойССР), «Луис» (АрмянскойССР). Для вузов и др. специальных учебных заведений У. л. выпускают центральные отраслевые издательства («Колос», «Медицина» и др.), центральное издательство «Высшая школа» и республиканские издательства «Вища школа» (УССР), «Вышэйшая школа» (БССР), издательства крупных университетов, научные издательства союзных республик. У. л. для сети политпросвещения издаёт центральное издательство Политиздат.

Лит.: Печать СССР в 1975 г., М., 1976; Редактирование отдельных видов литературы, М., 1973.

Б. Г. Тяпкин.

Учебная программа

Учебная программа - в системе обучения (См. Обучение) документ, определяющий содержание и объём знаний, умений, навыков, подлежащих обязательному усвоению по каждой учебной дисциплине, а также содержание разделов и тем с распределением их по годам обучения. У. п. иногда сопровождается объяснительной запиской, в которой раскрываются задачи обучения данному предмету, последовательность изучения материала, особенности методов и организационных форм обучения, связь с преподаванием др. предметов и т.д.

Основные принципы построения У. п.: соответствие содержания современным достижениям науки, техники и культуры, социальным целям воспитания учащихся и развитию их творческих способностей; преемственность между изучаемым и ранее изученным материалами; взаимосвязь между учебными предметами, отражающая естественные связи между соответствующими явлениями объективного мира.

Содержание образования (См. Образование), определяемое У. п., конкретизируется в Учебниках, учебных пособиях и методических указаниях.

В СССР действуют государственные У. п., единые для учебных заведений и специальностей одного типа и профиля.

Учебник

Статья большая, находится на отдельной странице.

Учебное кино

Статья большая, находится на отдельной странице.

Учебное оборудование

Статья большая, находится на отдельной странице.

Учебно-консультационный пункт

Учебно-консультационный пункт (УКП)

структурное подразделение высших и средних учебных заведений, организуемое для оказания учебной и методической помощи обучающимся на заочных или вечерних факультетах (отделениях) по месту их работы и жительства. У.-к. п. создаются в городах и др. населённых пунктах, при крупных промышленных предприятиях, совхозах, колхозах, стройках, учреждениях при наличии не менее 150-200 студентов (учащихся).

Учебно-тренировочный самолёт

Учебно-тренировочный самолёт - самолёт, предназначающийся для обучения и тренировки лётного состава. У.-т. с. первоначального обучения двухместные; имеют небольшую нагрузку на 1 м2 площади крыла - 600-700 н/м2 (60-70 кгс/м2), хорошую устойчивость и низкую посадочную скорость (до 100 км/ч). К этому типу самолётов относятся, например, Як-18У (СССР), «Злинтренер» (ЧССР). Для дальнейшего обучения предназначаются самолёты, имеющие повышенные лётные данные, например Як-52 (СССР) с поршневым двигателем, Як-30 (СССР), Т-37 (США) с турбореактивными двигателями. Эти самолёты являются переходными вариантами к гражданским и военным самолётам, находящимся в эксплуатации. В аэроклубах и авиашколах в качестве У.-т. с. часто используют спортивные самолёты (См. Спортивный самолёт).

Лит.: Яковлев А. С., Советские самолеты, 2 изд., М., 1975.

Учебные здания

Статья большая, находится на отдельной странице.

Учебные карты

Статья большая, находится на отдельной странице.

Учебные пособия

Учебные пособия - в современной педагогической классификации средства обучения (См. Обучение), предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебными программами (См. Учебная программа) и изложенных в Учебниках. К У. п. относят книги для чтения, хрестоматии, справочники, словари, адаптированные печатные тексты по иностранным языкам, сборники задач и упражнений, методические руководства для самостоятельных практических занятий, тетради на печатной основе и др. (см. Учебная литература).

В широком смысле под У. п. понимают все материальные средства обучения, включая натуральные объекты, приборы, таблицы, карты, диа- и кинофильмы, звукозапись и др., используемые в учебном процессе (см. Учебное оборудование).

Учебные сборы военнообязанных

Учебные сборы военнообязанных - проводятся в Вооруженных Силах СССР на основе Закона о всеобщей воинской обязанности с целью повышения военной подготовки военнообязанных (См. Военнообязанный). На У. с. в. периодически призываются лица, состоящие в запасе Вооруженных Сил СССР, - солдаты, матросы, сержанты, старшины, офицеры, генералы, адмиралы. Продолжительность У. с. в. для различных категорий запаса, групп и специальностей офицеров, генералов и адмиралов определяется министерством обороны СССР, исходя из сроков, установленных Законом о всеобщей воинской обязанности.

Учебный год

Учебный год - период времени от начала занятий в учебных заведениях до основных каникул. Впервые У. г. стал устанавливаться в школах Западной Европы и Украины в конце 16 - начале 17 вв. по мере введения классно-урочной системы обучения (См. Классно-урочная система обучения). До конца 16 в. дети поступали в школы в разное время, занятия велись круглый год, без каникул.

Учебный округ

Учебный округ - учебно-административное подразделение территории дореволюционной России, охватывавшее несколько губерний. Учреждены в 1803, когда было установлено 6 У. о. во главе с университетами (См. Университеты). В 1835 переданы в ведение министерства народного просвещения. В начале 20 в. на территории России было 12 округов: Московский (11 губерний), Варшавский (10), Петербургский, Кавказский (по 7), Виленский, Казанский (по 6), Киевский, Харьковский (по 5), Одесский (4), Оренбургский, Рижский (по 3), Западно-Сибирский (2). Учебные заведения Иркутской, Енисейской губерний и Якутской области находились в ведении Главного управления гражданских учебных заведений Иркутского генерал-губернаторства; Туркестанского края - Управления по учебной части при туркестанском генерал-губернаторе. У. о. управлялся попечителем; при попечителях состояли попечительские советы и окружные инспекторы, губернские дирекции народных училищ, губернские и уездные училищные советы. В функции попечителей У. о. входил контроль за деятельностью учебных заведений министерства народного просвещения.

Учебный план

Статья большая, находится на отдельной странице.

Учебный процесс

Учебный процесс - система организации учебно-воспитательной деятельности, в основе которой - органическое единство и взаимосвязь преподавания и учения; направлен на достижение целей обучения (См. Обучение) и воспитания (См. Воспитание). Определяется учебными планами (См. Учебный план), учебными программами (См. Учебная программа), а также планами воспитательной работы соответствующих учебных заведений, включает все виды обязательных учебных занятий (Уроки, лекции (См. Лекция), Семинары, Лабораторные занятия, учебную и производственную практику (См. Производственная практика)) и внеклассной (внеаудиторной) работы учащихся.

У. п. в средних общеобразовательных школах, профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведениях имеет специфические особенности и организуется применительно к их типу и профилю, к форме обучения - дневной, вечерней, заочной и комбинированной (дневной - вечерней), а также к системе обучения - классно-урочной, курсовой, предметно-курсовой и предметной, которая устанавливается в зависимости от типа учебного заведения и формы обучения. Например, в общеобразовательной школе, профессионально-технических училищах и средних специальных учебных заведениях (на дневных и вечерних отделениях) - классно-урочная система, в вузах - курсовая (на заочных отделениях - предметно-курсовая), в институтах (факультетах) повышения квалификации специалистов - курсовая и предметная (см. отдельные статьи, например Классно-урочная система обучения). См. также статьи Средняя общеобразовательная школа, Профессионально-техническое образование, Среднее специальное образование, Высшее образование, Вечернее образование, Заочное образование и лит. при них.

Учебный час

1) отрезок времени продолжительностью 45-50 мин для занятий в учебных заведениях. 2) Мера объёма материала, намечаемого к изучению в течение У. ч. Учебные планы и программы учебных заведений исчисляются в У. ч. Планирование учебного материала, учёт пройденного по плану, а также учёт работы некоторых категорий преподавателей проводятся в У. ч.

Учение

1) деятельность человека, заключающаяся в усвоении знаний и овладении умениями и навыками, одна из сторон процесса обучения (См. Обучение). 2) Совокупность теоретических положений о какой-либо области явлений действительности; система воззрений учёного, мыслителя.

Учения военные

Учения военные - одна из основных форм подготовки войск (сил флота), командиров и штабов соединений и частей различных видов вооруженных сил, родов войск, а также органов тыла и специальных войск к ведению военных действий. У. в. имеют целью решение различных задач на местности в условиях, наиболее приближённых к боевой обстановке. По масштабу У. в. бывают стратегическими, оперативными и тактическими; по форме проведения - войсковыми (авиационными, морскими), командными, командно-штабными, штабными, тыловыми, специальными, опытными и др. По числу участвующих в У. в. командных инстанций они могут быть одностепенными, двухстепенными или многостепенными, по числу сторон - двусторонними или односторонними. В войсковых стратегических оперативных У. в. могут участвовать соединения различных войск (сил флота) одного или несколько государств. К крупным У. в., проведённым в 1970-х гг. в Вооруженных Силах СССР, относятся учения под кодовыми названием «Днепр» (1967), «Двина» (1970), «Океан» (1970); в войсках Объединённых Вооруженных Сил стран Варшавского договора - «Влтава» (1960), «Октябрьский штурм» (1965), «Братство по оружию» (1970). В объединённых вооруженных силах НАТО систематически (через 1-2 года) проводятся крупные У. в. типа «Уинтер», «Экспресс», «Рефорджер» и др. См. также Маневры (См. Манёвр).

Учёные записки

Учёные записки («Учёные запи́ски»,)

сборники научных статей, выпускаемые университетами, учебными и научно-исследовательскими институтами обычно один раз в год. Авторами «У. з.» являются преподаватели, аспиранты, научные сотрудники. Состав выпуска «У. з.» утверждается на кафедре, учёном совете.

Учёные звания и степени

Статья большая, находится на отдельной странице.

Учёный совет

Учёный совет - традиционное название Совета по присуждению учёных степеней и присвоению учёных званий в сов. вузах и научно-исследовательских учреждениях (см. в ст. Совет вуза и научного учреждения).

Учёт бухгалтерский

Учёт бухгалтерский - см. Бухгалтерский учёт.

Учёт векселей

Учёт векселей - дисконт, в капиталистических странах кредитная операция, заключающаяся в покупке банком векселей (См. Вексель) до наступления срока платежа по ним (см. Кредит вексельный). Банк взимает за авансирование денег предъявителю векселя плату в виде учётного процента, уменьшая соответственно выплачиваемую сумму. По истечении срока действия векселя его номинальная сумма взимается банком с лица, выдавшего вексель. У. в. расширяет границы коммерческого кредита и ускоряет кругооборот капитала. В то же время У. в. коммерческих, и особенно финансовых, способствует развитию спекуляции, усилению анархии и назреванию экономических кризисов.

В эпоху общего кризиса капитализма в активах банков возрастает удельный вес долгосрочных ссуд и инвестиций в различного рода ценные бумаги и уменьшается удельный вес У. в. Вместе с тем происходит изменение в его структуре за счёт повышения доли учёта казначейских векселей, которые используются для финансирования государственных расходов на военные цели, покрытие бюджетных дефицитов

Учёт готовой продукции

Учёт готовой продукции - учёт движения готовой продукции на заводских складах, её выпуска, отгрузки и реализации. У. г. п. в СССР служит для контроля за выполнением договорных обязательств предприятия перед потребителями продукции, за своевременностью расчётов с покупателями, соблюдением норм запасов готовой продукции и сметы расходов по сбыту. Готовой считается продукция, соответствующая утвержденным стандартам или техническим условиям и принятая отделом технического контроля. В текущем учёте в бухгалтерии она отражается по оптовым ценам или по плановой себестоимости с обособленным учётом разницы между этими ценами и фактической себестоимостью. В балансе её остатки показываются по фактической себестоимости. Готовая продукция, поступающая на склад, оформляется приёмо-сдаточными накладными. При этом дебетуется счёт Готовой продукции и кредитуется счёт Основного производства (в течение месяца по учётным ценам, а по окончании при составлении калькуляции они доводятся по расчёту до фактической себестоимости). На складах готовая продукция учитывается материально ответственными лицами только по количеству на карточках сортового учёта.

На основании договоров оформляются документы на отгрузку (приказ на отпуск, счета-фактуры и др.). Моментом реализации считается поступление денег от покупателя на расчётный счёт. До оплаты же отгруженная продукция относится на счёт товаров отгруженных. Различают товары, отгруженные в пределах сроков оплаты, не оплаченные в срок и на ответственном хранении у покупателя. При поступлении платежа дебетуется счёт Расчётного счёта и кредитуется счёт Реализации по отпускным ценам (сумма выручки). На счёте Реализации отражается производственная себестоимость реализованной продукции (с кредита счёта готовой продукции), внепроизводственные расходы (расходы по сбыту со счёта Внепроизводственных расходов). Здесь же учитывается налог с оборота (с кредита счёта Расчётов с бюджетом). Т. о., дебетовый оборот счёта Реализации отражает полную себестоимость реализованной продукции и налог с оборота (если предприятие - его плательщик), а кредитовый - отпускную стоимость той же продукции. Разность между этими оборотами даёт финансовый результат - прибыль или убыток, который по окончании месяца списывается на счёт прибылей и убытков (прибыль - на кредит, убыток - на дебет). С помощью счёта Реализации контролируется выполнение плана по важнейшему показателю хозяйственной деятельности - объёму реализованной продукции.

А. Н. Кашаев.

Учёт денежных средств

Учёт денежных средств - один из разделов бухгалтерского учёта (См. Бухгалтерский учёт) на социалистических предприятиях, в учреждениях и организациях. Основные задачи У. д. с. в СССР - обеспечение их сохранности, а также контроль за соблюдением кассовой и финансовой дисциплины. Последний означает, во-первых, контроль за наличием и движением денежных средств в кассе, на расчётном (текущем) и др. счетах в Госбанке СССР; во-вторых, соблюдение установленных правил использования денежных средств по назначению в соответствии с выделенными лимитами, сметами, фондами; в-третьих, своевременное отражение в учётных регистрах и на счетах всех операций, связанных с движением денежных средств.

В процессе материально-технического снабжения, производства продукции и её реализации возникают различные денежных расчёты. Для их проведения и хранения денежных средств социалистические предприятия (объединения), учреждения и организации открывают расчётные (текущие) и др. счета в учреждениях Госбанка и лишь небольшие суммы наличных денег для текущих расходов (в пределах установленного лимита) хранят в своей кассе. В эту кассу с расчётного и др. счетов предприятия, учреждения и организации получают по чекам наличные деньги для выдачи заработной платы рабочим и служащим и на хозяйственные расходы. Денежные средства приходуются по дебету счёта касса, а по кредиту этого счёта отражается их расход: на выдачу заработной платы по расчётно-платёжным ведомостям, расходным кассовым ордерам и др. первичным документам.

Операции по безналичным расчётам учитываются на синтетических счетах Госбанка: Расчётный счёт, прочие счета в банках и прочие денежные средства. Ежедневно учреждения Госбанка выдают своим контрагентам выписки по указанным счетам, в которых указывают обороты по дебету (приход) и по кредиту (расход) за день и сальдо (остаток) на начало и конец операционного дня.

Г. А. Ковалев, А. Н. Дергачев.

Учёт затрат на производство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Учёт земель

Статья большая, находится на отдельной странице.

Учёт и финансы в колхозах и совхозах

Учёт и финансы в колхозах и совхозах («Учёт и фина́нсы в колхо́зах и совхо́зах»,)

ежемесячный массово-производственный журнал министерства сельского хозяйства СССР. Выходит с 1926 в Москве (в 1941-1957 не издавался). Освещает вопросы организации бухгалтерского учёта, ведения финансового хозяйства, механизации счётных работ, внедрения хозяйственного расчёта, анализа хозяйственно-финансовой деятельности, контрольно-ревизионной работы, подготовки счётных кадров. Тираж (1977) около 80 000 экз.

Учёт народнохозяйственный

Статья большая, находится на отдельной странице.

Учёт основных средств

Статья большая, находится на отдельной странице.

Учёт численности животных

Учёт численности животных - определение количества особей, населяющих какую-либо территорию (акваторию). Учёт может быть абсолютным (подсчёт всех особей на данной территории) или, что более осуществимо и чаще применяется, относительным (учитывается лишь какая-то часть особей, а общее их число остаётся неизвестным). Сопоставляя результаты абсолютных и относительных учётов на сходных опытных площадях (или объёмах), получают пересчётные коэффициенты. Применение этих коэффициентов позволяет в ряде случаев по данным относительных учётов составить представление об абсолютной численности животных. Методики учёта животных разных групп различны: численность мелких планктонных и почвенных животных устанавливают во взятых специальными приборами определённых объёмах воды или грунта; численность летающих насекомых, рыб, мелких грызунов - по числу особей, пойманных на единицу орудий лова в определённое время; численность птиц, пресмыкающихся и млекопитающих - по числу встреченных особей, количеству гнёзд и нор на определённой площади; многих млекопитающих зимой - по числу пересеченных следов и т.п. У. ч. ж. позволяет установить привязанность животных к определённым местообитаниям, выявить ритмику их активности, характер и факторы, определяющие сезонную и годовую динамику численности животных (См. Динамика численности животных), выяснить др. особенности их экологии. На основе У. ч. ж. организуется борьба с вредными животными, устанавливаются нормы изъятия промысловых животных, определяются биомасса отдельных видов и общая продуктивность Биоценозов.

Лит.: Организация и методы учета птиц и вредных грызунов. [Сб. ст.], М., 1963: Ресурсы фауны промысловых зверей в СССР и их учет. [Сб. ст.], М., 1963; Макфедьен Э., Экология животных. Цели и методы, пер. с англ., М., 1965; Программа и методика биогеоценологических исследований, М., 1966; Методы учета охотничьих животных в лесной зоне, «Тр. Окского гос. заповедника», 1973, в. 9; Методика изучения биогеоценозов внутренних водоемов, М., 1975.

Н. Н. Карташёв.

Учётно-издательский лист

Учётно-издательский лист - единица измерения объёма печатного издания; см. в ст. Лист.

Учётно-издательский лист-оттиск

Учётно-издательский лист-оттиск - единица измерения листажа издательской продукции; см. в ст. Лист-оттиск.

Учётные регистры

Учётные регистры - в СССР документы, предназначенные для регистрации и группировки проверенных и обработанных данных бухгалтерского учёта о наличии средств и операциях с ними. Классифицируются по назначению, содержанию и форме. По назначению различаются хронологические, систематические и комбинированные. Хронологические регистры (дневники, журналы, Реестры) используются для записи операций в хронологической последовательности или по мере поступления документов в бухгалтерию, систематические - для фиксирования однородных хозяйственных операций, а комбинированные (журналы-ордера, книга Журнал - Главная) - для регистрации всех операций в хронологическом порядке с одновременным отражением их на соответствующих счетах.

По содержанию записей У. р. делятся на синтетические и аналитические. В синтетических У. р. (счета Главной книги, общие сводные журналы) хозяйственные операции отражаются в разрезе синтетических счетов без пояснительного текста, а в аналитических (счета, частные журналы) операции записываются более подробно, со ссылкой на первичные документы. Часто в одном и том же регистре сочетается синтетический и аналитический учёт, что сокращает объём учётной регистрации и делает сё более обозримой; такие У. р. широко используются при журнально-ордерной форме счетоводства (См. Журнально-ордерная форма счетоводства).

По форме У. р. бывают двусторонние, односторонние, табличные и шахматные. По внешнюю признакам подразделяются на бухгалтерские книги, карточки и отдельные листы (ведомости). Преимущества учёта на карточках и отдельных листах состоят в том, что такой учёт позволяет легко группировать материал, изымать законченные счета, применять копировальный метод записей, использовать пишущие и счётные машины. Книги применяются для учёта кассовых операций (Кассовая книга), фиксирования важнейших итоговых данных учёта (Главная книга), регистрации счетов, открытых на карточках (реестр), и в др. случаях, когда необходим особо строгий контроль за сохранностью У. р.

Учётный процент

Учётный процент - дисконт, процент, взимаемый банками капиталистических стран при учёте векселей (См. Учёт векселей).

Учжоу

Цанъу, город на Ю. Китая, в Гуанси-Чжуанском автономном районе. 300 тыс. жителей (1971). Порт на р. Сицзян. Торгово-распределительный пункт для бассейна среднего и верхнего течения р. Сицзян. Судостроение, пищевая, текстильная, деревообрабатывающая, металлообрабатывающая промышленность.

Училище

Училище - учебно-воспитательное учреждение, название учебных заведений разного уровня и профиля - профессионально-технических, средних специальных (например, педагогических, медицинских, искусств), реже высших (например, высшие военные училища, Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана). В дореволюционной России У. назывались также некоторые общеобразовательные учебные заведения - Высшие начальные училища, реальные училища (См. Реальное училище), уездные училища (См. Уездное училище).

Училище живописи, ваяния и зодчества

Училище живописи, ваяния и зодчества - в Москве, Московское училище живописи, ваяния и зодчества, крупнейшее наряду с петербургской АХ высшее художественное учебное заведение России. Основано в 1832 Е. И. Маковским и А. С. Ястребиловым как Натуральный класс; в 1833-43 - Художественный класс; в 1843-66 - училище живописи и ваяния Москвского художественного общества. В 1865 к нему присоединено Дворцовое архитектурное училище. В 1918 преобразовано во 2-е Государственные свободные художественные мастерские. Более демократичное по сравнению с петербургской АХ, училище сыграло выдающуюся роль в развитии рус. национального реалистического искусства 2-й половине 19 - начале 20 вв. В училище учились и преподавали Г. Перов, А. К. Саврасов, И. М. Прянишников, В. Е. Маковский, И. И. Левитан, С. А. и К. А. Коровины, А. Е. Архипов, С. В. Иванов и др., здесь преподавали также В. Д. Поленов, В. А. Серов и др., учились С. В. Герасимов, А. С. Голубкина, С. Т. Коненков, А. И. Кравченко, К. С. Петров-Водкин, А. А. Пластов, М. С. Сарьян, К. Ф. Юон и др.

Лит.: Дмитриева Н., Московское училище живописи, ваяния и зодчества, М., 1951.

Учитель

Статья большая, находится на отдельной странице.

Учитель Ефим Юльевич

Учитель Ефим Юльевич [р. 15(28).10.1913, Тирасполь], советский оператор и режиссёр документального кино, народный артист СССР (1976). Член КПСС с 1940. Учился на операторском факультете Ленинградского института киноинженеров (1930√35). Был одним из операторов фильма «Линия Маннергейма» (1940). В Великую Отечественную войну 1941√45 фронтовой кинооператор, режиссёр-оператор (совместно с др.) фильмов «Ленинград в борьбе» (1942), «Прорыв блокады Ленинграда» (1944), «Берлин», «Парад Победы» (оба в 1945) и др. В 60√70-е гг. режиссёр фильмов «Русский характер» (1958), «Дочери России» (1960), «Мир дому твоему» (1961), «Рассказы рабочих» (1965), «Ленинград √ город-герой», «Верность» (оба в 1974) и др. Фильмы «Ленинград в борьбе» (1942) и «Лагерь смерти Клоога» (1944) демонстрировались на Нюрнбергском процессе как обвинительные документы. С 1964 художественный руководитель 1-го творческого объединения Ленинградской студии документальных фильмов. Государственная премия СССР (1943), Государственная премия РСФСР им. братьев Васильевых (1967). Награжден орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

Учитель (педагогич. работник)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Учительская газета

Учительская газета («Учи́тельская газе́та»,)

орган министерства просвещения СССР и ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений. Издаётся в Москве. Выходит 3 раза в неделю. «У. г.» основана 3 октября 1924 (в 1930-37 называлась «За коммунистическое просвещение»). В создании газеты и её работе непосредственно участвовала Н. К. Крупская, на страницах «У. г.» неоднократно выступали А. В. Луначарский, М. И. Калинин и др. видные государственные. и партийные деятели. На современном этапе «У. г.» публикует статьи, освещающие вопросы осуществления всеобщего среднего образования, проблемы качества обучения и коммунистического воспитания, оказывает помощь учителю в повышении его идейной зрелости и профессионального мастерства, пропагандирует передовой опыт лучших школ, знакомит читателей с положением народного образования за рубежом, с борьбой прогрессивного учительства капиталистических стран за развитие просвещения и свои права. Награждена орденом Ленина (1974). Тираж (1977) 1,5 млн. экз.

Н. М. Парфенова.

Учительские институты

Учительские институты - учебные заведения для подготовки учителей средних классов общеобразовательных школ. В России первый У. и. открыт в 1817 при Главном педагогическом институте (См. Главный педагогический институт) в Петербурге, готовил учителей уездных училищ (См. Уездное училище) и приходских училищ (См. Приходские училища), с перерывом в 1822-1838 институт существовал до 1846. Студентами были преимущественно дети учителей и низшего духовенства. В 1872 учреждены У. и. закрытого типа для подготовки учителей городских училищ (См. Городские училища). После Революции 1905-07 У. и. стали открытыми учебными заведениями, принимавшими лиц мужского пола всех званий и состояний. Число учащихся значительно увеличилось, среди них народные учителя, окончившие Учительские семинарии, выпускники городских, позже и высших начальных училищ. Срок обучения 3 года. У. и. давали хорошую педагогическую подготовку: изучались психология, педагогика, история педагогики, методика учебного предмета, большое внимание уделялось педагогической практике. Окончившие У. и. преподавали в городских и высших начальных училищах (См. Высшие начальные училища). В 1917 в России было 58 У. и. (около 4 тыс. учащихся).

После Октябрьской революции 1917 У. и. были преобразованы в педагогические институты или институты народного образования. В 1934-35 с введением всеобщего обязательного 7-летнего обучения и ростом числа школ-семилеток создана широкая сеть У. и. с 2-летним сроком обучения для подготовки учителей 5-7-х классов (только в РСФСР в 1940 работало 130 У. и.): в 1945 в СССР насчитывалось 187 У. и., в 1950-51 - 236. У. и. имели в своём составе отделения: физико-математическое, естественно-географическое, историческое, языка и литературы, а некоторые - и физического воспитания. В У. и. понимались лица со средним общим или педагогическим образованием. Учебно-воспитательная работа в основном строилась по типу педагогических институтов (См. Педагогические институты).

В 50-е гг. в связи с развитием школ полного среднего образования и необходимостью увеличения подготовки учителей с высшим педагогическим образованием (См. Педагогическое образование) крупнейшие У. и. реорганизованы в педагогические институты, частью в педагогические училища и др. учебные заведения.

Учительские семинарии

Учительские семинарии - педагогические учебные заведения для подготовки учителей начальной школы. Первые учебные заведения типа У. с. появились в Германии в 17 в., в России - в 1779 при Московском университете и в 1786 в Петербурге. Большое развитие получили с 60-х гг. 19 в. земские У. с. (открываемые земствами), которые строили свою деятельность на основе «Проекта учительской семинарии», разработанного К. Д. Ушинским (См. Ушинский). Правительство всячески тормозило их открытие. В 1870 оно издало «Положение об учительских семинариях», предусматривающее создание правительств. У. с., в 1875 «Инструкцию для учительских семинарий министерства народного просвещения», действовавшую до 1917. В У. с. принимались лица с 16 лет всех сословий православного исповедания, представившие отзыв о «благонравном поведении.» и выдержавшие приёмные испытания в объёме программы 2-классных начальных училищ министерства народного просвещения с 5-6-летним сроком обучения. Нуждающимся воспитанникам в У. с. выдавались стипендии, получение которых обязывало их проработать учителями начальных школ не менее 4 лет. Воспитанники жили в интернате, в их составе преобладали дети крестьян. Срок обучения 3-4-летний (в некоторых - 5 лет). В У. с. преподавались: закон божий, русский язык, церковнославянский язык, арифметика, геометрия, русская и всеобщая история, география, естествознание, чистописание и рисование, основы педагогики, гимнастика, пение. Хорошо была организована педагогическая практика в опытных школах при У. с., а затем и в массовых школах. Школы У. с. были методическими центрами для учителей своего района. Среди преподавателей У. с. были более прогрессивные люди, их воспитанники вели просветительскую работу среди населения.

В 1917 в России была 171 мужская и женская У. с. (около 20 тыс. учащихся). После Октябрьской революции 1917 У. с. были преобразованы в 3-летние педагогические курсы, затем в педагогические техникумы. См. Педагогическое образование.

Учкудук

Учкудук - посёлок городского типа в Бухарской обл. Узбекской ССР, подчинён Зарафшанскому горсовету. Расположен в пустыне Кызылкум, в 12 км от ж.-д. станции Учкудук.

Учкурган

Учкурган - город (с 1969) областного подчинения, центр Учкурганского района Наманганской обл. Узбекской ССР. Расположен на р. Нарын (бассейн Сырдарьи). Ж.-д. станция на линии Коканд - Наманган - Андижан; от У. - ветка (33 км) на Таш-Кумыр. Маслоэкстракционный, хлопкоочистительный, кирпичный и пивобезалкогольный заводы. Планово-экономический техникум.

Учредительное собрание

Статья большая, находится на отдельной странице.

Учредительская прибыль

Учредительская прибыль - прибыль, присваиваемая учредителями капиталистических акционерных обществ (См. Акционерное общество) в виде разницы между суммой от продажи выпущенных акций (при основании акционерного общества или дополнительного выпуска при его расширении) и капиталом, действительно вложенным ими в акционерное предприятие. Возможность получения У. п. связана с тем, что курсовая стоимость акции на рынке обычно значительно превышает их номинальную, т. е. размеры реально вложенного капитала. У. п. присваивается учредителями акционерных обществ при разводнении капитала - выпуске акций на сумму, существенно превышающую размеры действительно вложенного в предприятие капитала (даже если акции будут продаваться на денежном рынке по их номиналу). Источником У. п. выступает в первом случае Прибавочная стоимость, созданная на данном предприятии, во втором - совокупная прибавочная стоимость, ранее созданная рабочим классом и воплощённая в накапливаемых денежных капиталах, которые переходят от рядовых акционеров предприятия к их учредителям при покупке у них акций. Присвоение У. п. - один из способов обогащения финансовой олигархии (См. Финансовая олигархия).

Г. А. Ковалев, А. Н. Дергачёв.

Предыдущая страница Следующая страница