Большая советская энциклопедия (БСЭ)
Статьи на букву "П" (часть 30, "ПЕД"-"ПЕЙ")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 30, "ПЕД"-"ПЕЙ")

Педагог

Педагог (греч. paidagogós - воспитатель, от páis, родительный падеж paidós - дитя и ágo - веду, воспитываю)

учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического, среднего специального или высшего учебного заведения, воспитатель в дошкольном учреждении, школе-интернате, детдоме, воспитательной колонии, работник внешкольного учреждения и др., а также научный сотрудник, разрабатывающий проблемы педагогики как науки, и др.

Педагогика

Статья большая, находится на отдельной странице.

Педагогиум

Педагогиум (лат. paedagogium, от греч. paidagogéion - училище, школа)

с конца средних веков в странах Западной и Центральной Европы - школа для подготовки к поступлению в университет, а затем - название средней школы с интернатом. В некоторых странах - учебные заведения для подготовки учителей начальной школы.

Педагогическая академия

Педагогическая академия - высшие педагогические курсы в дореволюционной России, учрежденные Лигой просвещения в Петербурге. Открыты в 1908 (устав утвержден министерством народного просвещения в 1907) с целью подготовки высококвалифицированных педагогов, экспертов по вопросам народного образования, организаторов вне школьного просвещения, руководителей учебных заведений, школьных врачей. Слушатели - лица, имеющие высшее образование. Учебный курс (2 г.) включал цикл педагогических дисциплин (педагогика, история педагогики, педагогическая психология, методики преподавания учебных предметов в средней школе, школоведение и др.), психологию, анатомию и физиологию человека, историю философии, историю искусств, историю литературы и др. Среди преподавателей П. а. были известные учёные и педагоги И. П. Павлов, А. П. Нечаев, Г. А. Фальборк, И. И. Кареев, Д. П. Овсянико-Куликовский, М. М. Ковалевский, И. А. Бодуэн де Куртенэ, В. А. Вагнер, С. И. Шохор-Троцкий, А. В. Васильев. П. а. издавала серию книг «Педагогическая академия в очерках и монографиях» (т. 1-15, 1909-14). Прекратила деятельность в 1915 из-за недостатка средств (существовала на частные пожертвования).

Педагогическая психология

Статья большая, находится на отдельной странице.

Педагогические журналы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Педагогические институты

Статья большая, находится на отдельной странице.

Педагогические институты (вуз)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Педагогические институты (научно - исследовательские)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Педагогические классы

Педагогические классы - дополнительные (8-е) классы, учрежденные в женских средних учебных заведениях дореволюционной России по Положению 1870 о женских гимназиях. С 1892 в некоторых гимназиях П. к. были преобразованы в 2-годичные. С 1900 П. к. создавались также при епархиальных училищах. Учебный план включал курс педагогики (с особым разделом дидактики), методики преподавания предметов начального обучения, а также педагогическую практику в приготовительном и 1-3 классах гимназии. Окончившие получали звание домашней учительницы или домашней наставницы с правом преподавания в начальной школе и младших классах женских гимназий. В 1915 в П. к. обучалось свыше 20 тыс. чел. В СССР в 40-50-е гг. П. к. (11-е) имелись при некоторых средних школах для подготовки учителей начальных классов (выпускники приравнивались в правах к окончившим педагогические училища).

Педагогические курсы

Педагогические курсы - одна из форм повышения квалификации и подготовки учителей общеобразовательной школы и преподавателей специальных учебных заведений. В дореволюционной России получили распространение во 2-й половине 19 в. летние учительские курсы, организуемые земствами, городскими управами, П. к. при учебных округах (двухгодичные), педагогические классы при женских гимназиях и др. В числе руководителей летних П. к. были педагоги И. Н. Ульянов, Н. Ф. Бунаков, Д. И. Тихомиров, В. И. Водовозов, В. П. Вахтеров и др. Учительниц, имевших право преподавать в женских гимназиях и младших классах мужских гимназий, готовили Высшие женские курсы педагогического профиля. В первые годы Советской власти П. к. осуществляли подготовку и переподготовку учителей в соответствии с задачами новой, социалистической системы народного образования. С созданием институтов усовершенствования учителей (См. Институты усовершенствования учителей) эти П. к. перешли в их систему. В 1920-1960 функционировали стационарные Высшие педагогические курсы различного профиля по подготовке преподавателей педагогических и др. специальных дисциплин для средних специальных и профессионально-технических учебных заведений из числа окончивших вузы. С 1962 при ряде вузов работают высшие П. к. по подготовке высококвалифицированных преподавателей иностранных языков для высшей школы (принимаются лица с высшим образованием), в 1973 они действовали при 10 вузах.

Педагогические общества

Статья большая, находится на отдельной странице.

Педагогические училища

Педагогические училища - в СССР, средние специальные учебные заведения, готовящие учителей начальных (1-3-х) классов общеобразовательной школы, воспитателей дошкольных учреждений, учителей физического воспитания, музыки, изобразительного искусства и черчения, трудового обучения для 4-8-х классов, музыкальных руководителей дошкольных учреждений, старших пионерских вожатых. Первые средние педагогические учебные заведения (педтехникумы) возникли в 20-е гг., с 1937 получили название П. у. Обучение в П. у. осуществляется в основном на дневных отделениях (подготовка воспитателей дошкольных учреждений есть и на заочных, вечерних отделениях). Срок обучения для окончивших 8 классов 3-4 года (в зависимости от специальности), для выпускников средней школы - 2-3 года. В 1973 функционировало 405 П. у. (290,5 тыс. учащихся), на 1-й курс принято 90,1 тыс. чел., выпуск - 80,2 тыс. чел. Учителей со средним педагогическим образованием выпускают также музыкальные училища (см. Музыкальное образование), техникумы физической культуры (см. Физкультурное образование) и Индустриально-педагогические техникумы.

В дореволюционной России основным типом среднего педагогического учебного заведения была учительская семинария (См. Учительские семинарии). См. также Педагогическое образование.

В. А. Пичугин.

Педагогические чтения

Педагогические чтения - периодически проводимые совещания педагогов - учителей, деятелей педагогической науки и др. работников народного образования, представителей общественности, имеющие целью обобщение и распространение передового педагогического опыта. В СССР первые П. ч. проведены АПН РСФСР в 1945 в Москве. С 1968 организуются всесоюзные П. ч. Министерством просвещения СССР, АПН СССР и ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений. Всесоюзным П. ч. предшествуют П. ч. в школах, районах (городах), областях, краях, автономных и союзных республиках. Подготовку и проведение местных П. ч. осуществляют органы народного образования, институты усовершенствования учителей, местные организации педагогического общества. Доклады, представляющие особый интерес, заслушиваются на всесоюзных П. ч. и публикуются в печати. На 3-х всесоюзных П. ч. (1973, Минск) было прочитано 1,2 тыс. докладов, свыше 1,1 тыс. вошло в обзоры. На предшествовавших им местных П. ч. заслушано 114 тыс. докладов; в П. ч. участвовало свыше 1,1 тыс. педагогов, 3,5 тыс. руководителей школ и др. учебно-воспитательных учреждений и свыше 0,8 тыс. др. работников народного образования. П. ч. организуются также в системе профессионально-технического и среднего специального образования. П. ч. проводятся в ряде др. социалистических стран.

Г. С. Цовьянов.

Педагогические энциклопедии

Статья большая, находится на отдельной странице.

Педагогический институт имени П. Г. Шелапутина

Педагогический институт имени П. Г. Шелапутина - высшее учебное заведение в дореволюционной России, открытое в 1911 в Москве на средства действительного статского советника П. Г. Шелапутина В институт принимались мужчины, окончившие высшие учебные заведения и желавшие стать учителями средней школы. Изучались педагогические дисциплины, а также специальные дисциплины в соответствии с учебными предметами, включенными в учебный план средней школы. Институт имел хорошо оборудованные учебные кабинеты, педагогический музей. Выпускники института ежегодно собирались на педагогические съезды. До 1917 состоялось 4 выпуска (около 100 чел.). Институт издавал «Известия педагогического института» (7 выпусков, 1912-16). В 1919 на базе института создана Академия социального воспитания (с 1923 - Академия коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской).

Педагогический сборник

Педагогический сборник («Педагоги́ческий сбо́рник», )

ежемесячный педагогический журнал, издаваемый Главным управлением военно-учебных заведений в Петербурге в 1864-1918. Один из популярных педагогических журналов России, содействовал развитию педагогической теории и методики, большое внимание уделял вопросам практики обучения и воспитания. В «П. с.» помещались описания образцовых уроков, публиковались статьи по истории обучения и воспитания, освещался педагогический опыт др. стран. В журнале сотрудничали русские педагоги К. Д. Ушинский, Н. Ф. Бунаков, Н. Х. Вессель, В. И. Водовозов, А. Я. Герд, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, Л. Н. Модзалевский, А. Н. Острогорский, Д. Д. Семенов, Д. И. Тихомиров и др.

Педагогическое образование

Статья большая, находится на отдельной странице.

Педант

Педант (франц. pédant, от итал. pedante, первоначально - учитель, педагог)

человек, отличающийся чрезмерной, преувеличенной точностью, мелочностью, формализмом, буквоедством.

Педерастия

Педерастия (греч. paiderastía, от páis - мальчик и егáō - люблю)

в узком смысле - мужеложество с мальчиками, в более широком - мужской Гомосексуализм. Подробнее см. Половые извращения.

Педерсен

I Пе́дерсен (Pedersen)

Кристьерн (около 1480 - 16.1.1554), датский писатель-гуманист. Деятель Реформации. Образование получил в Париже. С 1505 каноник в Лунде, в 1522 секретарь датского короля Кристиана II. После того как король был свергнут, П. отправился с ним в изгнание, в 1526-32 жил в Нидерландах, в 1532-33 был книгопечатником в Мальмё. В 1541 поселился в Копенгагене. Перевёл «Датскую хронику» Саксона Грамматика (1514) и народную книгу о Хольгере-Датчанине (издана после 1532) и др. Переводы П. части Нового завета (1529) и Псалмов Давида (1531) на датский язык оказали большое влияние на датскую литературу. Перевёл Библию (так называется Библия короля Кристиана III, 1550). Издал книги для народного чтения. Автор сочинения «Описание жизни Эзопа и его басни» (1556).

Соч.: Danske skrifter, bd 1-5, Kbh., 1850-55.

Лит.: Горн Ф. В., История скандинавской литературы, М., 1894; Jensenius К., Dansk litteraturhistorie, 2 utg., Kbh., 1955; Norrild Sv., Dansk litteraturhistorie, Kbh., 1956.

Л. Ю. Брауде.

II Пе́дерсен (Pedersen)

Хольгер (7.4.1867, Гельбалле, близ Коллинга, Ютландия,- 25.10.1953, Копенгаген), датский языковед. Окончил Копенгагенский университет (1890), с 1903 профессор, в 1914-37 заведующий кафедрой сравнительной грамматики там же. Специалист в области индоевропеистики и сравнительно-исторического языкознания, сравнительной фонологии и морфологии индоевропейских (кельтских, хетто-лувийских, албанских, армянских, тохарских, славянских и др.), а также семитских и финно-угорских языков. Разрабатывал теорию ностратического родства языков, доказательством которого П. считал значительные совпадения в области консонантизма. Автор книги о развитии компаративистики 19 в.

Соч.: Vergleicherde Grammatik der keltischen Sprachen, v. 1-2, Gött., 1909-13; Sprogvidenskaben, Kbh., 1924; Linguistic science, Camb., 1931; Hittitisch und die anderen indoeuropäischen Sprachen, 2 Aufl., Kbh., 1938.

Лит.: Mélanges linguistique offérts à Holger Pedersen..., Kbh., 1937; Sommerfelt A., Holger Pedersen, «Orbis», 1954, v. 3, № 1.

Педерсен Кристьерн

Педерсен (Pedersen) Кристьерн (около 1480 ≈ 16.1.1554), датский писатель-гуманист. Деятель Реформации. Образование получил в Париже. С 1505 каноник в Лунде, в 1522 секретарь датского короля Кристиана II. После того как король был свергнут, П. отправился с ним в изгнание, в 1526≈32 жил в Нидерландах, в 1532≈33 был книгопечатником в Мальмё. В 1541 поселился в Копенгагене. Перевёл «Датскую хронику» Саксона Грамматика (1514) и народную книгу о Хольгере-Датчанине (издана после 1532) и др. Переводы П. части Нового завета (1529) и Псалмов Давида (1531) на датский язык оказали большое влияние на датскую литературу. Перевёл Библию (так называется Библия короля Кристиана III, 1550). Издал книги для народного чтения. Автор сочинения «Описание жизни Эзопа и его басни» (1556).

Соч.: Danske skrifter, bd 1≈5, Kbh., 1850-55.

Лит.: Горн Ф. В., История скандинавской литературы, М., 1894; Jensenius К., Dansk litteraturhistorie, 2 utg., Kbh., 1955; Norrild Sv., Dansk litteraturhistorie, Kbh., 1956.

Л. Ю. Брауде.

Педерсен Хольгер

Педерсен (Pedersen) Хольгер (7.4.1867, Гельбалле, близ Коллинга, Ютландия,≈ 25.10.1953, Копенгаген), датский языковед. Окончил Копенгагенский университет (1890), с 1903 профессор, в 1914≈37 заведующий кафедрой сравнительной грамматики там же. Специалист в области индоевропеистики и сравнительно-исторического языкознания, сравнительной фонологии и морфологии индоевропейских (кельтских, хетто-лувийских, албанских, армянских, тохарских, славянских и др.), а также семитских и финно-угорских языков. Разрабатывал теорию ностратического родства языков, доказательством которого П. считал значительные совпадения в области консонантизма. Автор книги о развитии компаративистики 19 в.

Соч.: Vergleicherde Grammatik der keltischen Sprachen, v. 1≈2, Gött., 1909≈13; Sprogvidenskaben, Kbh., 1924; Linguistic science, Camb., 1931; Hittitisch und die anderen indoeuropäischen Sprachen, 2 Aufl., Kbh., 1938.

Лит.: Mélanges linguistique offérts à Holger Pedersen..., Kbh., 1937; Sommerfelt A., Holger Pedersen, «Orbis», 1954, v. 3, № 1.

Педжент

Педжент (англ. pageant, от лат. pagina - пластина, плита)

передвижная сцена в средневековом театре, применявшаяся при постановке мистерий, мираклей, театрализованных процессий и др. Представлял собой большую повозку, на которой устраивался двухъярусный балаган; в нижнем ярусе переодевались актёры, а в верхнем, имевшем занавес, примитивную декорацию, показывалось представление (сцена или акт многоактной пьесы); затем П. переезжал на новое место и играл эту же сцену перед др. зрителями, а его место занимал следующий П., на котором продолжалось развитие действия. Сцены исполнялись в строгом соответствии с сюжетом. Распространение получил в Англии; применялся и в др. европейских странах. В начале 20 в. П. называли театр, представления с применением передвижной сценической площадки (устраивались в Великобритании, США).

Лит.: Гвоздев А., Пиотровский А., История европейского театра, М.- Л., 1931, с. 415-62; Parker A., Pageants: their presentation and production, L., 1954.

Педи

Педи - бапеди, северный басуто, народ в Южной Африке. Большая часть П. живёт в ЮАР (к С. от г. Претория) и частично в сопредельных районах Республики Ботсвана и Южной Родезии. Общая численность около 1,5 млн. чел. (1970, оценка). Язык П.- се-педи - относится к семье языков банту. Сохраняются традиционные религиозные верования (культы предков, сил природы), часть П.- христиане. П. занимаются земледелием (кукуруза, сорго, бобовые) и разводят крупный рогатый скот. Многие работают на рудниках и на промышленных предприятиях.

Педиатрии институт

Академии медицинских наук СССР, научно-исследовательское учреждение, ведущее разработку основных проблем физиологии и патологии детского возраста. Находится в Москве. Основан в 1922 под названием Государственный институт охраны материнства и младенчества; в 1945 под современным названием вошёл в систему АМН СССР. В составе института (1974): 10 клинических отделений, 9 лабораторий, поликлиника, отделения функциональной диагностики, физиологических методов лечения, рентгенологическое, научно-организационный отдел. Основная научная тематика: разработка научно-организационных основ лечебно-профилактической помощи детям, физиологические особенности роста и развития детей, физиология и патология новорождённого ребёнка (См. Новорождённый ребёнок), хронические заболевания органов дыхания, болезни сердечно-сосудистой системы и крови, аллергические заболевания, инфекционная патология, заболевания почек, органов пищеварения у детей. П. и.- научно-методический центр, направляющий и координирующий научную деятельность республиканских научно-исследовательских институтов педиатрии и педиатрических кафедр медицинских институтов. П. и. имеет клиническую ординатуру и аспирантуру; ему предоставлено право приёма к защите докторских и кандидатских диссертаций. Периодически издаёт труды научных сессий и конференций.

В институте работали известные педиатры: Г. Н. Сперанский, О. Д. Соколова-Пономарева, А. И. Доброхотова, Н. М. Щелованов. Награжден орденом Ленина (1973) и орденом Трудового Красного Знамени (1947).

М. Я. Студеникин.

Педиатрия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Педикулёз

Педикулёз (от лат. pediculus - вошь)

вшивость, заболевание кожи, вызванное укусами паразитирующих на ней головной, платяной или лобковой вшей (См. Вошь).

Педикюр

Педикюр (франц. pédicure, от лат. pes - нога и curo - забочусь)

специальный уход за пальцами ног (удаление мозолей, полировка ногтей и т. п.).

Педимент

Педимент (англ. pediment, буквально - основание, от лат. pes, родительный падеж pedis - нога)

предгорные наклонные равнины, выработанные в коренных породах, прикрытых с поверхности маломощным слоем рыхлых отложений. Образуются преимущественно в аридных и семиаридных условиях под действием плоскостного смыва и струйчатых потоков, путём параллельного отступания крутых склонов.

Педипальпы

Педипальпы (от лат. pes, родительный падеж pedis - нога и palpus - щупальце)

вторая пара членистых конечностей головогруди у паукообразных. У большинства основных членик П. служит для пережёвывания пищи, остальная часть П. заканчивается клешнёй (например, у скорпионов и ложноскорпионов) или представлена простым щупальцем (например, у пауков, причём у самцов последний членик П. выполняет функцию копулятивного органа).

Педиплен

Педиплен (англ. pediplain, от лат. pes, родительный падеж pedis - нога, подножие и англ. plain - равнина)

денудационная равнина, образующаяся в условиях аридного и семиаридного климата на месте ранее существовавшего горного или холмистого рельефа путём параллельного отступания склонов от оси долин и соединения отдельных выровненных участков - Педиментов. Относительно механизма образования П. нет единого мнения. См. также Пенеплен.

Педицеллярии

Педицеллярии (от лат. pediculus- стебелёк, ножка)

скелетные образования морских ежей (См. Морские ежи) и морских звёзд (См. Морские звёзды) в форме щипчиков, сидящих на гибких «стебельках» или непосредственно на поверхности тела. Выполняют функцию защиты от врагов и очистки тела от чужеродных частиц.

Педиэи

Педиэи (греч. pediéis, буквально - жители равнины, от pedíon - равнина)

одна из трёх политических группировок в Аттике в 6 в. до н.э. (наряду с паралиями (См. Паралии) и диакриями (См. Диакрии)), в политической борьбе П. были связаны с определёнными аристократическими родами. Согласно другому распространённому в историографии мнению, П.- «партия» крупных землевладельцев, в отличие от паралиев - торгово-ремесленной и диакриев - крестьянской «партий».

Педогенез

Педогенез (от греч. páis, родительный падеж paidós - дитя и ...генез (См. …генез)

способ размножения, присущий ряду беспозвоночных, при котором у личинок развиваются неоплодотворённые яйцеклетки, дающие начало новому поколению; одна из форм Партеногенеза. П. открыт в 1862 Н. П. Вагнером у двукрылых насекомых рода Miastor семейства галлиц (См. Галлицы). Термин «П.» предложен К. М. Бэром (1865). При П. дочерние личинки, образующиеся в теле материнской личинки, сначала питаются её тканями как эндопаразиты, затем разрывают кутикулу съеденной материнской личинки и переходят к свободному образу жизни. Иногда вслед за несколькими поколениями партеногенетических личинок появляются личинки, заканчивающие Метаморфоз и дающие взрослых самцов и самок, которые размножаются половым путём. П. - приспособление, компенсирующее недостаточно высокую плодовитость взрослых форм, расселяющихся пассивно. Для распространённых в Северной Америке жуков семейства Micromalthidae характерны и живородящие и яйцекладущие педогенетические личинки. П. известен и у ряда морских ветвистоусых ракообразных (род Podon и др.). Развитие у дигенетических сосальщиков зародышей редий (См. Редия) в спороцистах и редиях первого порядка - ещё один пример П.

М. С. Гиляров.

Педология

Педология (от греч. páis, родительный падеж paidós - дитя и ...Логия

буквально - наука о детях, фактически - совокупность психологических, анатомо-физиологических, биологических, социологических концепций развития ребёнка, не представляющая целостной теории. В современной зарубежной науке термин «П.» не употребляется; вопросы, включавшиеся в проблематику П., разрабатываются в общем русле развития детской и педагогической психологии. Возникновение П. было вызвано проникновением в психологию и педагогику эволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики; первые работы педологического характера относятся к началу 20 в. (в зарубежных странах - Г. С. Холл, Дж. Болдуин, Э. Мёйман, В. Прейер и др., в России - В. М. Бехтерев, Г. И. Россолимо, А. П. Нечаев и др.).

В дореволюционной России П. была представлена на съездах по педагогической. психологии (1906 и 1909) и экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916). После Октябрьской социалистической революции 1917 развилась сеть педологических учреждений, была издана обширная литература, проведены конференция (1927) и съезд педологов (1928), выходил журнал «Педология» (1928-32). К концу 20-х гг. П. начала претендовать на роль «марксистской науки о детях», монополизируя право на изучение ребёнка, оттесняя педагогику и поглощая психологию, анатомию и физиологию детского возраста.

Идеалистические и механистические установки П., её антипсихологизм (в психологии она видела лишь науку о субъективном), чрезмерное увлечение научно необоснованными Тестами, при помощи которых определялся так называемый коэффициент умственной одарённости учащихся, отрицательно сказались на психологии и педагогике и в особенности много вреда причинили школе. В этой связи ещё в начале 30-х гг. многие положения П. (проблемы предмета П., био- и социогенеза, тестов и др.) подверглись принципиальной содержательной критике. Критика характерного для П. игнорирования собственной деятельности школьников и ведущей роли воспитания и обучения в развитии ребёнка получила завершение в постановлении ЦК ВКП (б) от 4 июля 1936 «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Резкие и по большей части справедливые критические выступления советских педагогов против П. со ссылкой на это постановление нередко сопровождались отрицанием всего положительного, что было сделано советскими учёными (П. П. Блонским, Л. С. Выготским и др.), так или иначе связанными с П. и действительно допускавшими серьёзные ошибки, но вместе с тем творчески развивавшими педагогику и психологию.

Лит.: Петровский А. В., История советской психологии, М., 1967.

А. В. Петровский.

Педоморфоз

Педоморфоз (от греч. páis, род. падеж paidós - дитя и morphé - форма, вид)

уподобление взрослого животного личинке. П. обычно наблюдается при сходных условиях существования личинки и взрослой формы - Имаго, особенно при малоподвижном образе жизни. Примеры П.: гусеницеобразное строение самок бабочек мешочниц (чехлоносок), хотя между стадией гусеницы и имаго вклинивается стадия куколки; бескрылые самки эмбий, гриллоблаттиды и др. П. может быть связан с неотенией (См. Неотения).

Педоном

Педоном (греч. paidonómos, от páis - дитя и némo - управляю)

должностное лицо в Спарте (Древняя Греция), назначавшееся советом старейшин (см. Герусия) для наблюдения за нравственным поведением и военно-физическими упражнениями детей и подростков. См. Спартанское воспитание.

Педотриб

Педотриб (греч. paidotríbes, от páis - дитя и tríbo - тру, приучаю, тренирую)

учитель гимнастики в школах Древних Афин - Палестрах.

Педоцентризм

Педоцентризм (от греч. páis, родительный падеж paidós - ребёнок, дитя и лат. centrum - центр)

концепция в буржуазной педагогике, сторонники которой считают, что содержание, организация и методы обучения, особенно в начальной школе, определяются непосредственными, спонтанными интересами и потребностями детей, а не социально-экономическими условиями и потребностями общества. Сообщению детям систематических знаний противопоставляется такая организация учебного процесса, при которой «личность ребёнка имеет наибольшую возможность проявить себя», - игры, беседы и др. занятия по так называемым центрам интересов детей; задача учителя лишь направлять деятельность учащихся. Педоцентрические идеи составляют существенную часть педагогической системы Ж. Ж. Руссо, известного бельгийского педагога и психолога О. Декроли, Дж. Дьюи и др. См. Педагогика.

Педрель

Педрель (Pedrell)

Фелипе (19.2.1841, Тортоса, - 19.8.1922, Барселона), испанский композитор, музыковед, музыкальный критик, фольклорист, музыкально-общественный деятель. Член испанской Королевской академии изящных искусств (1895-1904). Пел в церковной капелле, где получил начальное музыкальное образование. С 1873 работал в Барселоне. В 1895-1903 преподавал в Мадридской консерватории (среди его учеников - основоположники новой испанской музыки И. Альбенис, Э. Гранадос, М. де Фалья). Издавал музыкальные журналы, публиковал образцы классической и народной испанской музыки. Труды П. по музыкальному фольклору («Испанские народные песни», т. 1-4, 1918-19, 2 изд., т. 1-2, 1936) и др., а также о современной испанской музыке положили начало современному испанскому музыковедению. Ведущий деятель испанского музыкального возрождения, так называемый Ренасимьенто (см. Испания, раздел Музыка), П. возглавил новую испанскую композиторскую школу, оказав решающее влияние на её формирование. Автор опер, в том числе патриотической трилогии с прологом «Пиренеи» (1890-91; 1-я ч., поставлена в Мадриде, 1902), программных симфонических сочинений, кантат и хоров с оркестром, церковной музыки, романсов и песен, отличающихся ярким национальным колоритом.

Лит.: Кюи Ц. А., Два иностранных композитора, 1 - Фэлппэ Педрель, «Артист», 1894, № 33; Фалья М. де, Фелипе Педрель, в его кн.: Статьи о музыке и музыкантах, пер. с исп., М., 1971, с. 63-77.

П. А. Ахундов.

Педрель Фелипе

Педрель (Pedrell) Фелипе (19.2.1841, Тортоса, ≈ 19.8.1922, Барселона), испанский композитор, музыковед, музыкальный критик, фольклорист, музыкально-общественный деятель. Член испанской Королевской академии изящных искусств (1895≈1904). Пел в церковной капелле, где получил начальное музыкальное образование. С 1873 работал в Барселоне. В 1895≈1903 преподавал в Мадридской консерватории (среди его учеников ≈ основоположники новой испанской музыки И. Альбенис, Э. Гранадос, М. де Фалья). Издавал музыкальные журналы, публиковал образцы классической и народной испанской музыки. Труды П. по музыкальному фольклору («Испанские народные песни», т. 1≈4, 1918≈19, 2 изд., т. 1≈2, 1936) и др., а также о современной испанской музыке положили начало современному испанскому музыковедению. Ведущий деятель испанского музыкального возрождения, так называемый Ренасимьенто (см. Испания, раздел Музыка), П. возглавил новую испанскую композиторскую школу, оказав решающее влияние на её формирование. Автор опер, в том числе патриотической трилогии с прологом «Пиренеи» (1890≈91; 1-я ч., поставлена в Мадриде, 1902), программных симфонических сочинений, кантат и хоров с оркестром, церковной музыки, романсов и песен, отличающихся ярким национальным колоритом.

Лит.: Кюи Ц. А., Два иностранных композитора, 1 ≈ Фэлппэ Педрель, «Артист», 1894, № 33; Фалья М. де, Фелипе Педрель, в его кн.: Статьи о музыке и музыкантах, пер. с исп., М., 1971, с. 63≈77.

П. А. Ахундов.

Педру

Педру (Pedro)

В Бразилии:

П. I (12.10.1798, Лисабон, - 24.9.1834, там же), император 1822-31 (в 1821-22 регент). Под давлением движения за независимость объявил (1822) Бразилию независимой от Португалии конституционной монархией. Правил как монарх-деспот, игнорируя конституцию, жестоко подавлял республиканское движение, поощрял проникновение в страну капитала Великобритании, насаждал английскую военную и торговую администрацию. Усиление либерального движения побудило П. I отречься от престола в пользу малолетнего сына.

В 1826 занимал португальский престол, который передал своей дочери. После отречения от бразильского престола участвовал в борьбе за восстановление дочери (Марии II да Глориа) на португальском престоле (см. Мигелистские войны).

П. II (2.12.1825, Рио-де-Жанейро,- 5.12.1891, Париж), император в 1831-89. В обстановке широкого республиканского и аболиционистского движения прибегал к либеральным методам правления, сочетая их с жестокой расправой над народными восстаниями. При нём в 1851-52 Бразилия вела войну с Аргентиной, а в 1865-70 П. II возглавлял реакционную коалицию Бразилии, Аргентины и Уругвая против Парагвая. Парагвайская война ухудшила экономическое положение Бразилии; в стране усилилось аболиционистское и республиканское движение. В этой обстановке П. II был вынужден объявить (май 1888) об отмене рабства. В 1889 П. II был свергнут в результате республиканского антимонархического движения и Бразилия провозглашена федеративной республикой.

Пеева

Пенка Вела (16.3.1922, Каменица, ныне квартал г. Велинград,- 3.5.1944, местность Бялата-Скала), деятель болгарского революционного молодёжного движения, народный герой Болгарии. Училась в Пазарджикской гимназии, в 1941 - в Софийском университете (изучала педагогику, затем географию). Член Рабочего молодёжного союза с 1939, БКП - с 1943. Летом 1942 вступила в боевую антифашистскую группу, действовавшую в Чепинской котловине, в апреле 1943 - в партизанский отряд «Антон Иванов». Погибла в бою с фашистами.

Пежо отомобиль

Пежо отомобиль («Пежо́ отомоби́ль»)

см. в ст. Автомобильные монополии.

Пеза

Пеза - река в Архангельской области РСФСР, правый приток р. Мезени. Длина 363 км, площадь бассейна 15100 км2. Берёт начало с Тиманского кряжа, течёт в широкой долине. Питание в основном снеговое. Средний расход воды около 130 м3/сек, максимальный - более 2500 м3/сек. Замерзает в ноябре, вскрывается в 1-й половине мая. Сплавная. Судоходна в весеннее половодье на 300-320 км от устья. В бассейне много озёр.

Пезаро

Пезаро (Pesaro)

город и порт в Центральной Италии, на берегу Адриатического моря, в области Марке. Административный центр провинции Пезаро-э-Урбино. 84,4 тыс. жителей (1971). Химическая, швейная промышленность, производство керамики, мотоциклов, мебели. П.- родина композитора Дж. Россини.

Пейве

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пейве Александр Вольдемарович

Пейве Александр Вольдемарович [родился 27.1(9.2).1909, с. Семенцево, ныне Торопецкого района Калининской области], советский геолог, академик АН СССР (1964). Член КПСС с 1953. Окончил Московский геологоразведочный институт (1930). В 1929≈1935 работал в Научном институте по удобрениям. В 1932≈35 преподавал в Московском геологоразведочном институте. С 1935 работает в Геологическом институте АН СССР (с 1960 директор). Основные труды посвящены разработке теории геосинклиналей, выяснению роли горизонтальных тектонических движений, а также изучению океанической коры геологического прошлого и закономерностей образования различных полезных ископаемых. П.≈ основоположник учения о глубинных разломах и их связи с магматизмом и металлогенией. Принимал участие в открытии ряда месторождений бокситов (Государственная премия СССР, 1946), фосфоритов и калийных солей. Государственная премия СССР (1969) за участие в составлении тектонической карты Евразии в масштабе 1:5000000. Президент (с 1972) Международной подкомиссии по тектонической карте мира. Награжден орденом Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.

Соч.: Глубинные разломы в геосинклинальных областях, «Изв. АН СССР. Серия геологическая», 1945, № 5, Тектоника Северо-уральского бокситового пояса, М., 1947; Общая характеристика, классификация и пространственное расположение глубинных разломов. Главнейшие типы глубинных разломов, «Изв. АН СССР. Сер. геологическая», 1956, № 1; Связь осадконакопления, складчатости, магматизма и минеральных месторождений с глубинными разломами. Главнейшие типы глубинных разломов, там же, № 3; Тектоника и магматизм, там же, 1961, № 3; Океаническая кора геологического прошлого, «Геотектоника», 1969, № 4.

Лит.: Суворов А. И., Некоторые основные вопросы учения о глубинных разломах (к 60-летию А. В. Пейве), «Изв. АН СССР. Сер. геологическая», 1969, № 9.

В. Г. Гербова.

Пейве Ян Вольдемарович

Пейве Ян Вольдемарович [родился 21.7(3.8).1906, с. Семенцево, ныне Торопецкого района Калининской области], советский агрохимик, академик АН СССР (1966), академик АН Латвийской ССР (1946), Герой Социалистического Труда (1969). Член КПСС с 1940. В 1929 окончил Московскую с.-х. академию им. К. А. Тимирязева. В 1931≈-44 работал во Всесоюзном научно-исследовательском институте льна (в 1942≈44 директор). В 1944≈50 ректор Латвийской с.-х. академии, в 1951≈59 президент АН Латвийской ССР. В 1963 заведующий лабораторией биохимии микроэлементов института физиологии растений им. К. А. Тимирязева АН СССР. С 1971 академик-секретарь отделения общей биологии АН СССР. Основные труды в области химии и биохимии микроэлементов ≈ бора, меди, молибдена и др., а также калия и алюминия. За работы по микроэлементам удостоен Ленинской премии (1964). На 22-м съезде КПСС избран кандидатом в члены ЦК КПСС, на 23-м съезде КПСС ≈ члены ЦК КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 4≈7-го созывов. Председатель Совета Национальностей Верховного Совета СССР 5≈6-го созывов. Награжден 4 орденами Ленина, 5 др. орденами, а также медалями.

Соч.: Микроэлементы и ферменты, Рига, 1960; Биохимия почв, М., 1961; Руководство по применению микроудобрений, М., 1963.

Пейер

Пейер (Peyer)

Карой (9.5.1881, Варошлёд,-25.10.1956, Нью-Йорк), венгерский политический деятель, лидер правых социал-демократов. В 1906-11 член руководства союза металлистов. В 1917 избран в состав руководства Социал-демократической партии Венгрии, в 1918 секретарь Всевенгерского союза горняков и металлистов. В начале 1919 в качестве правительственного комиссара правительства Д. Беринкеи участвовал в подавлении революционного выступлений горняков. В период Венгерской советской республики 1919 выступал за удаление коммунистов из правительства, за переговоры с представителями Антанты. После свержения Советской власти в Венгрии занимал пост министра внутренних дел (август 1919), организовал контрреволюционный террор. В годы хортистского режима (1919-44) депутат парламента. В декабре 1921 подписал (вместе с некоторыми др. правыми лидерами социал-демократов) тайное соглашение с правительством И. Бетлена, направленное против рабочего движения (см. Бетлена-Пейера пакт 1921). После установления народно-демократического строя в Венгрии вёл борьбу против сотрудничества Социал-демократической партии с коммунистами. Летом 1947 был исключен из Социал-демократической партии. Вскоре эмигрировал в США, где вёл подрывную работу против Венгерской Народной Республики.

Пейер Карой

Пейер (Peyer) Карой (9.5.1881, Варошлёд,≈25.10.1956, Нью-Йорк), венгерский политический деятель, лидер правых социал-демократов. В 1906≈11 член руководства союза металлистов. В 1917 избран в состав руководства Социал-демократической партии Венгрии, в 1918 секретарь Всевенгерского союза горняков и металлистов. В начале 1919 в качестве правительственного комиссара правительства Д. Беринкеи участвовал в подавлении революционного выступлений горняков. В период Венгерской советской республики 1919 выступал за удаление коммунистов из правительства, за переговоры с представителями Антанты. После свержения Советской власти в Венгрии занимал пост министра внутренних дел (август 1919), организовал контрреволюционный террор. В годы хортистского режима (1919≈44) депутат парламента. В декабре 1921 подписал (вместе с некоторыми др. правыми лидерами социал-демократов) тайное соглашение с правительством И. Бетлена, направленное против рабочего движения (см. Бетлена≈Пейера пакт 1921). После установления народно-демократического строя в Венгрии вёл борьбу против сотрудничества Социал-демократической партии с коммунистами. Летом 1947 был исключен из Социал-демократической партии. Вскоре эмигрировал в США, где вёл подрывную работу против Венгерской Народной Республики.

Пейзаж

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пейзажный парк

Пейзажный парк - английский парк, иррегулярный парк, как бы воспроизводящий естественный ландшафт, со свободным расположением посадок, водоёмов, дорожек, сооружений. Подробнее см. в ст. Садово-парковое искусство. Илл. см. к ст. Павловск.

Пейл

Пэль (англ. Pale, буквально - граница, ограда), название английской средневековой колонии в юго-восточной Ирландии. Основана англо-нормандскими феодалами в 70-х гг. 12 в. Название вошло в употребление во 2-й половине 14 в. Границы П. менялись в ходе борьбы завоевателей с населением независимой части острова - Айришри; на пограничной полосе сооружались замки и укрепления. К концу 15 в. территория П. охватывала часть современных графств Лаут, Мит, Дублин и Килдэр. П. послужил плацдармом для полного покорения Ирландии англичанами в 16-17 вв.

Пейн

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница