Большая советская энциклопедия (БСЭ)
Автомобильные монополии

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Автомобильные монополии

Автомобильные монополии - капиталистических стран. Подавляющая часть производства и сбыта автомобилей сконцентрирована в руках небольшого числа монополий США, ФРГ, Франции, Италии и Англии. В 1966 почти 4/5 мирового капиталистического производства автомобилей приходилось на долю 3 американских и 7 западноевропейских автомобильных монополий, в том числе около 60% - на долю монополий США. С конца 50-х гг. в число ведущих А. м. выдвинулись также компании Японии.

В каждой стране выпуск автомобилей сосредоточен на предприятиях нескольких компаний. В 1966 в США на долю «большой тройки» [«Дженерал моторс» (General Motors), «Форд мотор» (Ford Motor) и «Крайслер» (Chrysler)] приходилось свыше 90% всего производства автомобилей; 4 фирмы в ФРГ [«Фольксвагенверк» (Volkswagenwerk), «А. Опель» (A. Opel), «Форд-верке» (Ford-Werke) и «Даймлер-Бенц» (Daimler-Benz)], 5 компаний в Англии [«Бритиш мотор холдингс» (British Motor Holdings), «Форд мотор», «Воксхолл моторс» (Vauxhall Motors), «Рутс моторс» (Rootes Motors) и «Лейленд мотор» (Leyland Motor)], 4 фирмы во Франции [«Рено» (Renault), «Пежо отомобиль» (Peugeot Automobiles), «Ситроен» (Citroen) и «СИМКА отомобиль» (SIMCA Automobiles)] практически монополизировали выпуск автомобилей в своих странах. В Италии «ФИАТ» («Фабрика итальяна аутомобили Торино» - FIAT, Fabbrica Italiana Automobili Torino) контролирует 90% производства автомобилей. В Японии свыше 2/3 выпуска автомобилей сосредоточено на предприятиях 4 фирм: «Тоёта мотор» (Toyota Motor), «Ниссан мотор» (Nissan Motor), «Toe когё» (Toyo Kogyo) и «Мицубиси хэви индастрис» (Mitsubishi Heavy Industries). (См. табл. 1.)

Табл. 1. - Доля крупнейших монополий в производстве автомобилей в 1966

------------------------------------------------------------------------------

|                                            | Тыс. шт.  | %          |

|-----------------------------------------------------------------------------|

США, всего                        | 10371      | 100,0     |

|-----------------------------------------------------------------------------|

| «Дженерал моторс»             | 5179        | 49,9       |

|-----------------------------------------------------------------------------|

| «Форд мотор»                     | 2952        | 28,5       |

|-----------------------------------------------------------------------------|

| «Крайслер»                         | 1599        | 15,4       |

|-----------------------------------------------------------------------------|

| «Американ моторс»             | 279          | 2,7         |

|-----------------------------------------------------------------------------|

ФРГ, всего                         | 3051        | 100,0     |

|-----------------------------------------------------------------------------|

| «Фольксвагенверк»             | 1652        | 54,0       |

|-----------------------------------------------------------------------------|

| «А. Опель»                          | 685          | 22,4       |

|-----------------------------------------------------------------------------|

| «Форд-верке»                      | 449          | 14,7       |

|-----------------------------------------------------------------------------|

| «Даймлер-Бенц»                  | 249          | 8,1         |

|-----------------------------------------------------------------------------|

Япония, всего                    | 2286        | 100,0     |

|-----------------------------------------------------------------------------|

| «Тоёта мотор»                     | 587          | 25,7       |

|-----------------------------------------------------------------------------|

| «Ниссан мотор»                  | 517          | 22,6       |

|-----------------------------------------------------------------------------|

| «Тое когё»                           | 299          | 13,1       |

|-----------------------------------------------------------------------------|

| «Мицубиси хэви                  | 258          | 11,3       |

| индастрис»                         |                |              |

|-----------------------------------------------------------------------------|

| «Дайхацу когё»                   | 174          | 7,6         |

|-----------------------------------------------------------------------------|

Англия, всего                     | 2043        | 100,0     |

|-----------------------------------------------------------------------------|

| «Бритиш мотор холдингс»   | 739          | 36,2       |

|-----------------------------------------------------------------------------|

| «Форд мотор»                     | 580          | 28,4       |

|-----------------------------------------------------------------------------|

| «Воксхолл моторс»             | 275          | 13,4       |

|-----------------------------------------------------------------------------|

| «Рутс моторс»                    | 213          | 10,4       |

|-----------------------------------------------------------------------------|

| «Лейленд мотор»                | 147          | 7,2         |

|-----------------------------------------------------------------------------|

Франция, всего                  | 2025        | 100,0     |

|-----------------------------------------------------------------------------|

| «Рено»                                | 763          | 37,7       |

|-----------------------------------------------------------------------------|

| «Ситроен»                           | 535          | 26,4       |

|-----------------------------------------------------------------------------|

| «Пежо отомобиль»              | 374          | 18,4       |

|-----------------------------------------------------------------------------|

| «СИМКА отомобиль»           | 327          | 16,1       |

|-----------------------------------------------------------------------------|

Италия, всего                    | 1366        | 100,0     |

|-----------------------------------------------------------------------------|

| «ФИАТ»                              | 1229        | 90,0       |

|-----------------------------------------------------------------------------|

Канада, всего                    | 894          | 100,0     |

|-----------------------------------------------------------------------------|

| «Дженерал моторс»             | 356          | 40,0       |

|-----------------------------------------------------------------------------|

| «Форд»                               | 260          | 29,1       |

|-----------------------------------------------------------------------------|

| «Крайслер»                         | 190          | 21,2       |

|-----------------------------------------------------------------------------|

Швеция, всего                   | 196          | 100,0     |

|-----------------------------------------------------------------------------|

| «Вольво»                            | 152          | 77,3       |

------------------------------------------------------------------------------

А. м. относятся к промышленным гигантам капиталистического мира. 7 А. м. входят в число крупнейших капиталистических монополий, обороты по продаже которых превышают 1,5 млрд. долларов. «Дженерал моторс» и «Форд мотор» по объёму продаж занимают 1-е и 2-е места среди промышленных компаний капиталистического мира, а по размеру активов уступают лишь крупнейшему нефтяному тресту «Стандард ойл К° (Нью-Джерси)» [Standard Oil (New Jersey)]. «Фольксвагенверк» занимает по объёму продаж 1-е место среди компаний ФРГ и 4-е - в мире. «ФИАТ» - самая крупная монополия Италии.

А. м. США значительно превосходят западноевропейские и японские компании. В 1966 число занятых на предприятиях «большой тройки» было почти в 2 раза больше, чем на заводах восьми крупнейших А. м. Западной Европы и Японии. В 1966 «Дженерал моторс» выпустила в 3,3 раза больше автомобилей, чем крупнейшая А. м. Западной Европы «Фольксвагенверк». Иностранные филиалы американских монополий входят в число ведущих автомобильных компаний других стран. В Канаде на долю трёх филиалов «большой тройки» США приходится 90% производства автомобилей. В Англии свыше 50% автомобилестроения находится под контролем филиалов «большой тройки» США: «Воксхолл моторс» - филиал «Дженерал моторс», «Форд мотор» - филиал американской монополии «Форд мотор», «Рутс моторс» контролируется «Крайслером». Свыше 1/3 выпуска автомобилей в ФРГ производится филиалами «Дженерал моторс» («А. Опель») и «Форд мотор» («Форд-верке»). Активность американских монополий в Западной Европе особенно возросла в связи с образованием экономических группировок - Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). За период с 1958 по 1965 доля фирм, находящихся под контролем американских монополий, в производстве автомобилей в странах ЕЭС увеличилась с 16% до 25%.

Под влиянием конкуренции американских А. м., а также в связи с образованием экономических группировок в автомобильной промышленности стран Западной Европы и Японии усилился процесс концентрации производства, возросло число слияний, поглощений, различных соглашений, предусматривающих разнообразные формы сотрудничества между компаниями. В Англии в 1966 «Бритиш мотор» поглотила независимую фирму «Джегуар карс» (Jaguar Cars), образовав «Бритиш моторс холдинг», которая в начале 1968 объединилась с «Лейленд мотор» в «Бритиш Лейленд мотор корпорейшен». Французская компания «Рено» в 1966 заключила соглашение с фирмой «Пежо отомобиль» о координации исследовательских работ, внешнеэкономической политики и т. д. Аналогичные соглашения (1964 и 1966) связывают в ФРГ «Фольксвагенверк» и «Даймлер-Бенц», в Японии «Тоёта моторс» с «Дайхацу когё» и «Хино моторс» (1966 и 1957) и т. д. Имеются соглашения о специализации и кооперировании между «Бритиш Лейленд мотор корпорейшен» (Англия) и «Инноченти» (Innocenti, Италия), «Рено» (Франция) и «Альфа Ромео» (Alfa Romeo, Италия) и др. Западногерманская фирма «НСУ моторенверке» и французская «Ситроен» в 1965 договорились о совместном производстве автомобилей, для которых двигатели будут выпускаться в ФРГ, а кузова - во Франции. Укрепляя свои позиции на национальных рынках, А. м. Западной Европы и Японии одновременно энергично проникают в США, форсируя экспорт туда автомобилей. Доля импортных легковых автомашин в общей продаже легковых автомобилей в США выросла с менее чем 1% в 1955 до 6% в 1965.

Обострение конкурентной борьбы, рост концентрации и монополизации производства способствуют усилению господства в автомобильной промышленности мощных монополий за счёт поглощения ими или банкротства более мелких фирм. Только в течение десятилетия 1957-66 в странах Западной Европы свыше 10 компаний прекратили своё существование или были поглощены более крупными фирмами. В 1966 среди 20 крупнейших неамериканских промышленных монополий насчитывалось 6 автомобильных компаний против двух в 1956. За это десятилетие «Фольксвагенверк» переместилась в списке крупнейших неамериканских компаний с 25-го на 4-е место, японская «Ниссан мотор» только за 1966 передвинулась с 73-го на 42-е место.

А. м. США для завоевания новых рынков и вообще для усиления своих позиций за границей широко используют экспорт капитала. В 1966 по размеру новых заграничных капиталовложений (967 млн. долларов) они занимали 3-е место в стране после компаний нефтяной (2500 млн. долларов) и химической (1063 млн. долларов) промышленности. У «Форд мотор» и «Крайслер» соответственно 1/3 и 1/4 производственных мощностей по выпуску автомобилей расположены за границей. «Дженерал моторс» имеет за пределами США предприятия в 24 странах.

Основным средством внешнеэкономической экспансии А. м. западноевропейских стран служит экспорт автомобилей. Самый крупный экспортёр автомобилей в мире «Фольксвагенверк» вывозит свыше 60% производимых им автомашин, итальянская А. м. «ФИАТ» - почти 30%. Японские фирмы быстрыми темпами расширяют экспорт грузовых автомобилей, их доля в мировом экспорте выросла почти с нулевого уровня в 1957 до 18% в 1965. «Тоёта мотор» с 1962 по 1966 в 3 раза увеличила свой экспорт при росте производства в 2 раза.

Ведущие А. м. представляют собой мощные машиностроительные концерны, в производственной программе которых видное место занимает также продукция других отраслей машиностроения. А. м. играют важную роль в производстве сельскохозяйственных машин, энергосилового и авиационного оборудования, военной и ракетно-космической техники.

В годы 2-й мировой войны «Дженерал моторс» и «Форд мотор» по сумме правительственных военных заказов (13,8 млрд. долларов и 5,3 млрд. долларов) занимали 1-е и 3-е места, доля военной продукции в их производстве составляла почти 90% . Несмотря на то, что с появлением новых видов вооружения роль А. м. в производстве военной техники снизилась, стоимость военной продукции, ежегодно выпускаемой такими компаниями, как «Дженерал моторс» и «Форд мотор», в середине 60-х гг. достигала 0,5 млрд. долларов. Западногерманские А. м. производят более 50 типов военных машин, а также выступают основными поставщиками танков для бундесвера. А. м. являются ведущими экспортёрами продукции военного назначения: среди поставщиков вооружения за пределы США «Крайслер» занимает 5-е место по сумме заграничных военных заказов (1966 - 154,2 млн. долларов). Американские А. м. осуществляют крупные поставки автомобилей для армий стран, входящих в агрессивные блоки, возглавляемые США. В 1965 доля этой продукции в американском экспорте автомобилей достигала 10%. А. м. выступают генеральными подрядчиками и субподрядчиками при осуществлении крупных проектов в области производства ракетно-космической техники и космических исследований.

В автомобильной промышленности сильны государственно-монополистические тенденции. За счёт государственных средств финансируются научно-исследовательские работы А. м. в области военной и ракетно-космической техники. В ряде стран государство непосредственно участвует в автомобильной промышленности, являясь собственником или крупнейшим акционером автомобильных компаний («Рено» во Франции, «Альфа Ромео» в Италии, «Фольксвагенверк» в ФРГ). В западноевропейских странах государство активно способствует реорганизации национальных компаний, стимулируя их к объединению и сотрудничеству. В годы 2-й мировой войны А. м. США и Англии существенно увеличили свои производственные мощности за счёт государственного строительства (например, «Крайслер» - почти в 4 раза).

Крупнейшие А. м. (см. табл. 2).

Табл. 2.-Крупнейшие автомобильные монополии капиталистического мира в 19661

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

|                                              | Год           | Число     | Активы     | Собств.  | Оборот    | Валовая  | Отношение валовой прибыли   | Чистая     |

|                                              | основания | занятых  | (млн.        | капитал  | по           | прибыль  | в %                                         | прибыль   |

|                                              |                  | (тыс.      | долл.)       | (млн.      | продаже  | (млн.       |                                                | (млн.        |

|                                              |                  | чел.)       |                 | долл.)     | (млн        | долл.)      |                                                | долл.)      |

|                                              |                  |               |                 |               | долл.)      |                |                                                |                |

|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

|                                              |                  |               |                 |               |                |                | к обороту   | к собственному   |                |

|                                              |                  |               |                 |               |                |                |                   | капиталу             |                |

|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

США                                     |                  |               |                 |               |                |                |                   |                            |                |

|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| «Дженерал моторс»               | 1916          | 745         | 12916       | 8726       | 20209      | 3424        | 16,9           | 39,2                     | 1793        |

|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| «Форд мотор»                        | 1902          | 388         | 8090         | 4782       | 12240      | 1188        | 9,7             | 24,8                     | 621          |

|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| «Крайслер»                            | 1925          | 183         | 3149         | 1701       | 5650        | 377          | 6,7             | 22,2                     | 189          |

|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

Страны Зап. Европы и      |                  |               |                 |               |                |                |                   |                            |                |

Япония                                 |                  |               |                 |               |                |                |                   |                            |                |

|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| «Фольксвагенверк» (ФРГ)      | 1930          | 125         | 1434         | 661         | 2500        | 1862         | 7,4             | 28,2                     | 125          |

|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| «ФИАТ» (Италия)                  | 1899          | 135         | 1401         | 495         | 1679        | 772          | 4,6,            | 15,5,                    | 40            |

|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| «Даймлер-Бенц» (ФРГ)          | 1926          | 102         | 599           | 249         | 1475        | ...            | 3,04            | 17,74                   | 44            |

|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| «Бритиш мотор» (Англия)3    | 1952          | 120         | 818           | 404         | 1473        | 572          | 3,9             | 14,1                     | 42            |

|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| «Рено» (Франция)                 | 1895          | 95          | 590           | 214         | 1428        | 162          | 1,1             | 7,5                      | 6              |

|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| «Пежо отомобиль» (               | 1896          | 54          | 538           | 302         | 935          | ...            | 2,24            | 7,04                     | 21            |

Франция)                              |                  |               |                 |               |                |                |                   |                            |                |

|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| «Тоёта мотор» (Япония)        | 1937          | 34          | 896           | 288         | 930          | ...            | 5,14            | 16,54                   | 48            |

|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| «Ниссан мотор» (Япония)     | 1933          | 55          | 1295         | 307         | 921          | ...            | 4,94            | 14,64                   | 45            |

|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| «Ситроен» (Франция)            | 1924          | 61          | 406           | 142         | 887          | ...            | 0,44            | 2,84                     | 4              |

|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| «Лейленд мотор» (Англия)    | 1919          | 56          | 549           | 264         | 616          | ...            | 3,54            | 10,24                   | 27            |

|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| «Вольво» (Швеция)               | 1926          | 24          | 379           | 108         | 589          | 50            | 8,5             | 46,3                     | 13            |

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1 Расположены по размеру оборота по продаже в убывающем порядке.

2 Прибыль до вычета подоходного налога и сё отношение к обороту и собственному капиталу.

3 На 31 июля 1966.

4 Отношение чистой прибыли к обороту и собственному капиталу.

Продажи самой крупной А. м. «Дженерал моторс», контролируемой Дюпонами, составили в 1966 свыше 6,7 млн. автомобилей, из которых 1,5 млн. было произведено за границей. Она имеет только в США около 130 заводов и расходует на капиталовложения ежегодно до 1,5-2 млрд. долларов; входит также в число крупнейших производителей в США локомотивов, холодильного оборудования, авиационных двигателей, систем управления, деталей и узлов для ракет. Ею, в частности, осуществлялась разработка подъёмно-транспортного оборудования для системы оружия «Минитмен». Общий объём продаж в 20 млрд. долларов, чистая прибыль в 1,8 млрд. долларов и число занятых 750 тыс. человек делают «Дженерал моторс» крупнейшей промышленной монополией капиталистического мира. Вторая в мире А. м. «Форд мотор» продала в 1966 4,5 млн. автомобилей, из них почти 1,2 млн. выпущены её заграничными заводами. На её долю приходится также 15% американского производства тракторов. Она имеет дочернюю компанию, занимающуюся проектированием и выпуском управляемых снарядов, электронных систем и счётно-решающих устройств военного назначения и т. д.

Находящаяся в сфере влияния Морганов А. м. «Крайслер» особенно энергично развивает свою деятельность в Западной Европе, скупая ведущие европейские автомобильные компании. Так, в 1965 она увеличила свою долю во французской автомобильной компании «СИМКА» до 77% акционерного капитала (23% акций компании «СИМКА» принадлежит А. м. «ФИАТ»). Из 2,1 млн. автомобилей, реализованных ею в 1966, почти 0,6 млн. выпущено за границей. «Крайслер» играет важную роль в производстве танков и управляемых снарядов, являлся генеральным подрядчиком по строительству первой ступени ракеты-носителя «Сатурн 1 Б».

На долю «Фольксвагенверк», 40% акционерного капитала которой принадлежит федеральному правительству и правительству земли Нижняя Саксония, приходится свыше 50% выпуска и свыше 60% экспорта автомобилей ФРГ. Из 978 тыс. автомобилей, вывезенных ею в 1966, более 55% было экспортировано в США, где монополия прочно удерживает 1-е место среди иностранных поставщиков автомобилей. Это обусловлено выпуском более доступных широкому потребителю малолитражных автомобилей известной марки «Фольксваген-1200».

Английская А. м. «Бритиш Лейленд мотор корпорейшен», возникшая в начале 1968 в результате серии слияний и поглощений, имевших место в 60-х гг. среди национальных английских автомобильных компаний, является одним из крупнейших производителей автомобилей в капиталистическом мире. По объёму выпуска продукции она занимает 1-е место в Англии и 7-е место в мире. Её предприятия выпускают разнообразные типы автомобилей, более 35% из них экспортируется. На долю легковых автомобилей приходится почти 3/4 оборота итальянской А. м. «ФИАТ», которая входит в сферу влияния семьи Аньелли-Нази, крупнейших представителей финансовой олигархии Италии. Монополия производит также тракторы, самолёты, железнодорожный подвижной состав, судовые двигатели, холодильники, станки, сталь и т. д.

Соглашение 1966 о сотрудничестве между французской государственной компанией «Рено» и частной фирмой «Пежо» положило начало созданию во Франции мощного автомобильного объединения, под контролем которого будет находиться свыше 60% производства и 65% экспорта автомобилей Франции. На долю «Ситроен» в результате присоединения ею в 1967 фирмы «Отомобиль М. Берлье» (Automobiles М. Berliet) приходится половина французского производства грузовых автомобилей грузоподъёмностью более 6 т. «Ситроен» занимает 2-е место во Франции также по производству легковых автомобилей (после «Рено»).

Самая крупная А. м. Японии «Тоёта мотор» по темпам роста значительно обгоняет своих конкурентов; в 1967 она выпустила более 800 тыс. автомашин.

И. М. Резникова.

В начало энциклопедии