Статьи на букву "Р" (часть 61, "РОС")
Росс (Rosse) Уильям (17.6.1800≈31.10.1867), ирландский астроном; см. Парсонс У. |
Росса ледяной барьер (Ross Ice Barrier) отвесный ледяной обрыв, внешний край шельфового ледника Росса (см. Росса шельфовый ледник), омываемый водами моря Росса. Тянется с В. на З. от полуострова Эдуарда VII до полуострова Росса. Высота до 50 м. Открыт английской экспедицией Дж. К. Росса в 1841. Назван именем начальника экспедиции. |
Росса море (Ross Sea) окраинное море Тихого океана у берега Антарктиды, между мысами Адэр (71° 17' ю. ш., 170°18' в. д.) и Колбек (77°07' ю. ш., 158°15» з. д.). Площадь 435 тыс. км2, вместе с обширным водоёмом, находящимся под шельфовым ледником Росса, около 960 тыс. км2. Глубина до 700 м. Берега гористые, сильно изрезанные. Почти весь год покрыто дрейфующими льдами, которые разрежаются в конце лета. Много айсбергов. Средняя годовая температура воды ниже -1°С; летом температура иногда повышается до 2°С. Солёность 33,75-34,4‰. Течения образуют круговорот по часовой стрелке. Приливы полусуточные, высота до 1 м. Водятся тюлень Росса, тюлень Уэдделла, тюлень-крабоед, киты. Открыто Дж. К. Россом в 1841. В 1956 на полуострове Росса создана основная база антарктических экспедиций США Мак-Мердо, в 1957 здесь же была создана новозеландская база Скотт, на мысе Халлетт - научная станция Халлетт (США совместно с Новой Зеландией). |
Росса шельфовый ледник (Ross Shelf Ice) первый по величине шельфовый ледник в Антарктиде, между Землёй Мэри Бэрд на З. и Землёй Виктории на В. Площадь 527 тыс. км2. Протяжённость с Ю. на С. около 850 км, с В. на З. около 1000 км. Высота около 60 м. На С. обрывается в море Росса отвесной стеной высотой до 50 м (см. Росса ледяной барьер). Толщина льда от 150-200 м у внешнего края до 700 м в тыловой части. Средняя скорость движения восточной половины 800 м, западной - 1500 м в год. Открыт в 1841 английской экспедицией Дж. К. Росса. Первоначальное название - Барьер Росса. В 1929-59 (с перерывами) на шельфовом леднике Росса существовала база антарктической экспедиции США Литл-Америка. |
Росселли (Rosselli) Карло (16.11.1899, Рим, - 9.6.1937, Баньоль-де-л'Орн, Франция), деятель итальянского антифашистского движения. Преподавал социальные науки в университете Боккони в Милане и в Высшем коммерческом институте в Генуе. В 1924 вступил в Унитарную социалистическую партию. Вместе со своим братом Нелло Р. (историком), Э. Росси и Г. Сальвемини в 1925 издавал нелегальную антифашистскую газету «Нон молларе!» («Non Mollare!»). В 1926 с П. Ненни издавал журнал «Куарто стато» («Quarto Stato»). В 1927 за организацию побега из Италии Ф. Турати сослан. В 1929 бежал в Париж, где основал антифашистское демократическое движение «Джустиция э либерта». В 1936-37 участвовал в войне против фашизма в Испании, был ранен. Вместе с братом Нелло был убит французскими кагулярами, действовавшими в сговоре с итальянской фашистской разведкой. |
Росселли (Rosselli) Карло (16.11.1899, Рим, ‒ 9.6.1937, Баньоль-де-л'Орн, Франция), деятель итальянского антифашистского движения. Преподавал социальные науки в университете Боккони в Милане и в Высшем коммерческом институте в Генуе. В 1924 вступил в Унитарную социалистическую партию. Вместе со своим братом Нелло Р. (историком), Э. Росси и Г. Сальвемини в 1925 издавал нелегальную антифашистскую газету «Нон молларе!» («Non Mollare!»). В 1926 с П. Ненни издавал журнал «Куарто стато» («Quarto Stato»). В 1927 за организацию побега из Италии Ф. Турати сослан. В 1929 бежал в Париж, где основал антифашистское демократическое движение «Джустиция э либерта». В 1936‒37 участвовал в войне против фашизма в Испании, был ранен. Вместе с братом Нелло был убит французскими кагулярами, действовавшими в сговоре с итальянской фашистской разведкой. |
Росселлини (Rossellini) Роберто (р. 8.5.1906, Рим), итальянский кинорежиссёр, совместно с Ф. Де Робертисом поставил милитаристские фильмы: «Белый корабль» (1941), «Пилот возвращается» и «Человек с крестом» (оба в 1942), однако в них он сосредоточивал внимание на страданиях, которые несёт людям война, старался придать фильмам жизненную достоверность. В 1945 поставил фильм «Рим - открытый город», посвященный борьбе римских участников Сопротивления и проникнутый духом антифашистского единства, героической патетикой. Этот фильм стал манифестом Неореализма. Значителен был и трагический по звучанию антифашистский фильм «Пайза» (1946). В конце 40-х - начале 50-х гг. Р. поставил несколько картин, развивавших тему нравственной деградации: «Германия, год нулевой» (1948), «Европа 51» (1951), «Где свобода?» (1952). Религиозно-мистические мотивы прозвучали в его фильмах «Франциск, менестрель бога» (1950), «Стромболи»(1950). Подъём демократического движения помог Р. преодолеть творческий кризис. Он ставит фильм «Индия 1958» (1958) и ряд картин, в которых возвращается к патриотической и антифашистской тематике: «Генерал Делла Ровере» (1959), «В Риме была ночь» (1960) и «Да здравствует Италия!» (1960) - о походах Дж. Гарибальди. В середине 60-х гг. Р. работал на телевидении. Снял ряд общеобразовательных исторических телефильмов («Взятие власти Людовиком XIV», «Сократ», «Паскаль» и др.), оставаясь в стороне от передового итальянского киноискусства, в частности от возникшего на рубеже 60-70-х гг. направления «политическое кино». В 1975 поставил художественный фильм «Италия, год первый», искажённо рисующий политическую жизнь страны в послевоенный период. Лит.: Феррара Дж., Новое итальянское кино, пер. с итал., М., 1959. Г. Д. Богемский. |
Росселлини (Rossellini) Роберто (р. 8.5.1906, Рим), итальянский кинорежиссёр, совместно с Ф. Де Робертисом поставил милитаристские фильмы: «Белый корабль» (1941), «Пилот возвращается» и «Человек с крестом» (оба в 1942), однако в них он сосредоточивал внимание на страданиях, которые несёт людям война, старался придать фильмам жизненную достоверность. В 1945 поставил фильм «Рим ‒ открытый город», посвященный борьбе римских участников Сопротивления и проникнутый духом антифашистского единства, героической патетикой. Этот фильм стал манифестом неореализма. Значителен был и трагический по звучанию антифашистский фильм «Пайза» (1946). В конце 40-х ‒ начале 50-х гг. Р. поставил несколько картин, развивавших тему нравственной деградации: «Германия, год нулевой» (1948), «Европа 51» (1951), «Где свобода?» (1952). Религиозно-мистические мотивы прозвучали в его фильмах «Франциск, менестрель бога» (1950), «Стромболи»(1950). Подъём демократического движения помог Р. преодолеть творческий кризис. Он ставит фильм «Индия 1958» (1958) и ряд картин, в которых возвращается к патриотической и антифашистской тематике: «Генерал Делла Ровере» (1959), «В Риме была ночь» (1960) и «Да здравствует Италия!» (1960) ‒ о походах Дж. Гарибальди. В середине 60-х гг. Р. работал на телевидении. Снял ряд общеобразовательных исторических телефильмов («Взятие власти Людовиком XIV», «Сократ», «Паскаль» и др.), оставаясь в стороне от передового итальянского киноискусства, в частности от возникшего на рубеже 60‒70-х гг. направления «политическое кино». В 1975 поставил художественный фильм «Италия, год первый», искажённо рисующий политическую жизнь страны в послевоенный период. Лит.: Феррара Дж., Новое итальянское кино, пер. с итал., М., 1959. Г. Д. Богемский. |
Росселлино (Rossellino) семья итальянских скульпторов и архитекторов Раннего Возрождения. Наиболее известны Бернарде и Антонио Р. Бернардо Р. (1409, Сеттиньяно, Тоскана, - 23.9.1464, Флоренция), архитектор и скульптор. Сотрудничал с Л. Б. Альберти в строительстве Палаццо Ручеллаи во Флоренции. Главная архитектурная работа - планировка и строительство (с 1459) г. Пиенца, впервые воплотившего гуманистические представления об «идеальном городе» (среди возведённых Бернардо здания Пиенцы - Палаццо Пикколомини). Свойственное архитектурному творчеству Бернардо тяготение к ясности и уравновешенности образа проявляется и в его пластике (вызвавшая многочисленные подражания гробница Л. Бруни в церкви Сан-а-Кроче во Флоренции, мрамор, 1446-1447). Антонио Р. (1427, Сеттиньяно, Тоскана, - около 1479, Флоренция), скульптор, брат и ученик Бернардо. Для его произведений (портрет Джованни Келлини, 1456, музей Виктории и Альберта, Лондон, алтарь св. Себастьяна в Колледжате в Эмполи, Тоскана, около 1470, оба мрамор) характерны более свободная, чем у Бернардо, композиция, любовь к тончайшим живописным эффектам в моделировке лица и одежд. Лит.: Planiscig L., Bernardo und Antonio Rossellino, W., [1942]. Дворец Ручеллаи во Флоренции. 1446 - 51. Построен Б. Росселлино по планам Л. Б. Альберти. А. Росселлино. Гробница кардинала Португальского в церкви Сан-Миньято аль Монте во Флоренции. Мрамор. 1461-66. (Архитектурные детали исполнены, возможно, Б. Росселлино.) Бернардо Росселлино. Палаццо Пикколомини в Пиенце. 1460-64. |
Россель (Rossel) Луи Натаниель (9.9.1844, Сен-Бриё, - 28.11.1871, Сатори), французский военный и политический деятель. Получил военное образование. Участвовал в качестве офицера инженерных войск во франко-прусской войне 1870-71. Возмущённый предательскими действиями реакционного генералитета, подал 19 марта 1871 в отставку. Прибыв в Париж 20 марта, стал на сторону Парижской Коммуны. Занимал посты: командира 17-го легиона Национальной гвардии, председатель военного трибунала, начальник главного штаба военного министерства. С 30 апреля военный делегат Коммуны. Разработал план наступательных действий против версальцев. После падения форта Исси (30 апреля 1871) подал 9 мая 1871 в отставку. Был арестован по распоряжению Коммуны, бежал и скрылся. После вступления версальцев в Париж был арестован и расстрелян по приговору военного суда. Лит.: Thomas Е., Rossel. 1844-1871, P., [1967]. |
Россель (Rossel) Луи Натаниель (9.9.1844, Сен-Бриё, ‒ 28.11.1871, Сатори), французский военный и политический деятель. Получил военное образование. Участвовал в качестве офицера инженерных войск во франко-прусской войне 1870‒71. Возмущённый предательскими действиями реакционного генералитета, подал 19 марта 1871 в отставку. Прибыв в Париж 20 марта, стал на сторону Парижской Коммуны. Занимал посты: командира 17-го легиона Национальной гвардии, председатель военного трибунала, начальник главного штаба военного министерства. С 30 апреля военный делегат Коммуны. Разработал план наступательных действий против версальцев. После падения форта Исси (30 апреля 1871) подал 9 мая 1871 в отставку. Был арестован по распоряжению Коммуны, бежал и скрылся. После вступления версальцев в Париж был арестован и расстрелян по приговору военного суда. Лит.: Thomas Е., Rossel. 1844‒1871, P., [1967]. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Россетти (Rossetti) Габриеле (28.2.1783, Васто, Абруцци, ‒ 24.4.1854, Лондон), итальянский поэт. Во время Неаполитанской революции 1820‒21 создал гимн «Ты прекрасна, звёзды в твоих волосах». После разгрома революции бежал; с 1824 жил в Англии. На политические события в Италии отзывался пламенными песнями и стихами. Некоторые произведения проникнуты мистической религиозностью (трактат «Об антипапском духе...», 1832, сборник стихов «Бог и человек. Цитра», 1833, и др.). В «Аналитическом комментарии к „Божественной комедии⌠» Данте (1826) рассматривал её как аллегорическую поэму, в которой якобы отстаивалась необходимость обновления церкви. Соч.: Poesie di G. Rossetti, Firenze, 1861; 2 ed.,1879; Poesie politiche, Roma, 1891; Opere inedite e rare, Lanciano, 1910. Лит.: Giannantonio P., Bibliografia di G. Rossetti (1806‒1958), Firenze, [1959]. |
Россетти (Rossetti) Данте Габриел (собственно Габриел Чарлз Данте) (12.5.1828, Лондон, ‒ 9.4.1882, Берчингтон, Кент), английский живописец и поэт, один из основателей «Братства прерафаэлитов» (см. Прерафаэлиты). Сын Г. Россетти. Учился в Лондоне в рисовальной школе Х. Сэсса (с 1843), в АХ (с 1845), позднее у Ф. М. Брауна. Отвергая вульгарный прозаизм в современном искусстве, Р. в поисках источника вдохновения обращался к живописи итальянских примитивов, черпал темы и сюжеты в итальянской поэзии средневековья и Раннего Возрождения (особенно у Данте), средневековых легендах и хрониках, произведениях английских романтиков, придавал образам осязаемо-чувственный характер и вместе с тем мистическую окраску (картина «Детство Марии», 1849, галерея Тейт, Лондон; стихи «Небесная подруга», 1850). Эмоциональный строй живописных работ Р. (с их неизменно женскими персонажами) характеризует парадоксальное сочетание интенсивности чувств героинь и внешней статичности, скованности их поз и жестов. Соединение объёмно выписанных фигур с условным декоративным фоном (часто ‒ узором из листьев и цветов), яркая полихромия и тонкая линеарность в композициях Р. во многом предвосхищают стиль «модерн» («Beata Beatrix», 1863, галерея Тейт, Лондон; «Сон Данте», 1870‒71, Художественная галерея Уокера, Ливерпул). Литературные произведения Р. отличаются живостью и зримой убедительностью образов, пластичностью языка, точностью метафор; в них проявляется типичная для всего его творчества любовь к неожиданным ассоциациям и сочным деталям (сборники ‒ «Стихи», 1870, «Баллады и сонеты», т. 1‒2, 1881). Ряд стихотворений Р. посвящен освободительной борьбе итальянского народа. Р. много работал как иллюстратор и оформитель книг, выполнял (сотрудничая с У. Моррисом) эскизы для витражей и панно, обращался к монументально-декоративной живописи. Соч.: Collected works, v. 1‒2, L., 1890; The complete poetical works, Boston, 1903; Letters, v. 1‒4, Oxf., 1965‒67; в рус. пер., в кн.: Антология новой английской поэзии, Л., 1937. Лит.: История английской литературы, т. 3, М., 1958, с. 23‒28; Johnston R. D., D. G. Rossetti, N. Y., [1969]; Surtees V., The paintings and drawings of D. G. Rossetti, v. 1‒2, Oxf., 1971. Т. И. Володина. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Росси (Rossi) Эрнесто (27.3.1827, Ливорно, ‒ 4.6.1896, Пескара), итальянский актёр. В 1846 начал сценическую деятельность в бродячей труппе (Ливорно). Важную роль в художественном развитии Р. сыграл актёр Г. Модена. Р. создал образы в произведениях драматургов-романтиков, проникнутых идеями патриотизма и освободительной борьбы: Паоло («Франческа да Римини» Пеллико), Антонио Фоскарини и Джованни да Прочида («Джованни да Прочида» Никколини) и др. С обращением к драматургии У. Шекспира связан расцвет творчества Р. Одна из лучших ролей ‒ Гамлет (играл с 1856 до конца жизни); исполнял также роли Отелло («Отелло»), Макбета («Макбет»), Ромео («Ромео и Джульетта») и др. Его игра отличалась простотой, правдивостью переживаний, выразительностью пластического рисунка. С 1855 постоянно гастролировал в странах Европы и Америки, а также в Египте и Турции. Особое место занимали в жизни Р. выступления в России (1877, 1878, 1890, 1895, 1896), где его искусство получило высокую оценку русской критики. Автор работы «Этюды о драматическом искусстве» (1885), мемуаров «40 лет артистической жизни» (т. 1‒3, 1887‒89). Лит.: История западноевропейского театра, т. 3, М., 1963. |
Российская Академия - научный центр по изучению русского языка и словесности в Петербурге (1783-1841); см. Академия Российская. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Российская Коммунистическая партия (большевико́в) |
Российская Коммунистическая партия (большевиков), см. Коммунистическая партия Советского Союза. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) |
Николай Алексеевич [9(22).3.1915, деревня Трулиси, ныне Волоколамского района Московской области, - 8.3.1960, Москва], инициатор соревнования за коллективный новаторский труд, широкого распространения методов организации высокопроизводительные работы участков, цехов, предприятий. Член КПСС с 1942. В 1933-52 работал на московском заводе «Калибр», где прошёл путь от токаря до начальника цеха микрометров. После внедрения поточного метода на участке Р. вдвое увеличилась производительность труда рабочих, на 50% уменьшилась трудоёмкость обработки и более чем на 40% снизилась себестоимость продукции. В 1952-55 Р. - слушатель Высшей партийной школы при ЦК КПСС, в 1955-60 директор завода деревообрабатывающих станков (Москва). Депутат Верховного Совета СССР 3-го созыва. Государственная премия СССР (1948). Соч.: Слово мастеров. [Рассказы стахановцев о своей работе], 2 изд., М., 1949; Коллективная организация стахановского труда, М., 1949; Спустя пять лет, в кн.: Трудовой вклад. Московские стахановцы о себе и товарищах, М., 1951: Труд и мир, [М.], 1952. Лит.: Терский Е. Д., Турин М. М., Стахановский участок знатного мастера Н. Российского, М., 1948; Москвичи. Н. Российский [и др.]. Очерки, [М,], 1950; Вебер Ю., Н. Российский и его товарищи, М., 1951. Б. К. Злобин. |
Российский Коммунистический союз молодёжи (РКСМ) |
Российский Ленинский Коммунистический союз молодёжи (РЛКСМ) |
Российский Николай Алексеевич [9(22).3.1915, деревня Трулиси, ныне Волоколамского района Московской области, ‒ 8.3.1960, Москва], инициатор соревнования за коллективный новаторский труд, широкого распространения методов организации высокопроизводительные работы участков, цехов, предприятий. Член КПСС с 1942. В 1933‒52 работал на московском заводе «Калибр», где прошёл путь от токаря до начальника цеха микрометров. После внедрения поточного метода на участке Р. вдвое увеличилась производительность труда рабочих, на 50% уменьшилась трудоёмкость обработки и более чем на 40% снизилась себестоимость продукции. В 1952‒55 Р. ‒ слушатель Высшей партийной школы при ЦК КПСС, в 1955‒60 директор завода деревообрабатывающих станков (Москва). Депутат Верховного Совета СССР 3-го созыва. Государственная премия СССР (1948). Соч.: Слово мастеров. [Рассказы стахановцев о своей работе], 2 изд., М., 1949; Коллективная организация стахановского труда, М., 1949; Спустя пять лет, в кн.: Трудовой вклад. Московские стахановцы о себе и товарищах, М., 1951: Труд и мир, [М.], 1952. Лит.: Терский Е. Д., Турин М. М., Стахановский участок знатного мастера Н. Российского, М., 1948; Москвичи. Н. Российский [и др.]. Очерки, [М,], 1950; Вебер Ю., Н. Российский и его товарищи, М., 1951. Б. К. Злобин. |
Российско-американская компания - торговое объединение, учрежденное 8 (19) июля 1799 в России в целях освоения территории Русской Америки (См. Русская Америка), Курильских и других островов. Компания имела правление в Иркутске, с 1800 - в Петербурге. Ей предоставлялись в монопольное пользование все промыслы и ископаемые, находившиеся на этих территориях, право организовывать экспедиции, занимать вновь открытые земли и торговать с соседними странами. На территории русских владений в Америке был создан ряд постоянных поселений, построены судостроительные верфи, мастерские и др. В 1804-40 Р.-а. к. при содействии русского правительства организовала 25 экспедиций, в том числе 15 кругосветных (И. Ф. Крузенштерна, Ю. Ф. Лисянского и др.), произвела исследовательские работы на Аляске, участвовала в заселении острова Сахалин и Приамурского края. Главное правление компании с 1824 помещалось в доме № 72 на Мойке в Петербурге. Здесь часто проходили собрания членов Северного общества декабристов. В этом доме жил К. Ф. Рылеев, служивший в 1824-25 правителем дел Р.-а. к. За годы существования компании изучалась география и этнография Русской Америки (М. Д. Тебеньков, В. С. Хромченко, А. К. Этолин, А. Ф. Кашеваров, Л. А. Загоскин, И. Г. Вознесенский и др.). Компания содействовала введению в ряде районов хлебопашества, огородничества, скотоводства. Деятельность её осложнялась конкурентной борьбой с английскими и американскими предпринимателями, стремившимися овладеть местным рынком. В связи с продажей русских владений США Р.-а. к. в 1868 была ликвидирована. Лит.: Тихменев П., Историческое обозрение образования Российско-американской компании и действий ее до настоящего времени, ч. 1-2, СПБ, 1861-63; Окунь С. Б., Российско-американская компания, М. - Л., 1939; К истории Российско-американской компании (Сб. документальных материалов), Красноярск, 1957; Болховитинов Н. Н., Становление русско-американских отношений. 1775-1815, М., 1966; его же. Русско-американские отношения. 1815-1832, М., 1975. |
Российское общество радиоинженеров (РОРИ) первое добровольное научно-инженерное объединение советских специалистов в области радио. Создано в марте 1918 в Петрограде по инициативе В. К. Лебединского (См. Лебединский), А. А. Петровского (См. Петровский), В. И. Баженова, М. А. Бонч-Бруевича, М. В. Шулейкина и др.; с июля 1918 правление РОРИ находилось в Москве. Прекратило своё существование в 1928. Главной задачей РОРИ было содействие развитию радиотехники и радиотехнической промышленности страны. Отделения общества имелись в Петрограде, Нижнем Новгороде, Киеве, Одессе и других городах. Основные формы деятельности РОРИ: обсуждение научных докладов; чтение лекций и проведение научных конференций; экспертиза и консультация проектов радиосвязи; популяризация радиотехнических знаний. Члены РОРИ участвовали в издании первых советских радиожурналов: «Телеграфия и телефония без проводов», «Радиотехник». Лит.: Научно-технические общества СССР. Исторический очерк, М., 1968. |
Российское палестинское общество (РПО) научная организация при АН СССР, изучающая историю, археологию, этнографию и филологию народов Восточного Средиземноморья. Объединяет советских учёных-востоковедов, специалистов в области изучения Ближнего Востока. Восходит к созданному в 1882 «Православному палестинскому обществу», в 1899 - марте 1917 называлось «Императорское православное общество», с марта 1917 до 1918 снова - «Православное палестинское общество»; с 1918 - РПО при Российской АН. Основная цель РПО - содействие сближению между СССР и странами Ближнего Востока. Участие в работе РПО принимали академики В. В. Бартольд, П. К. Коковцов, С. Ф. Ольденбург, Ф. И. Успенский, Н. Я. Марр, И. Ю. Крачковский, В. В. Струве, А. А. Губер и др. РПО опубликовано много трудов по востоковедению, внёсших большой вклад в изучение стран Ближнего Востока. Издаёт (с 1954) «Палестинский сборник»; в 1891-1917 и 1926 издавались «Сообщения Православного Палестинского общества», в 1881-1916 - «Православный палестинский сборник». |
Российское телеграфное агентство (РОСТА) центральный информационный орган Советского государства с сентября 1918 до июля 1925. Образовано по постановлению ВЦИК из Бюро печати при ВЦИК и Петроградского телеграфного агентства (См. Петроградское телеграфное агентство). На съезде работников РОСТА в 1919 было объявлено, что агентство берёт на себя функцию проводника линии партии в печати. В период Гражданской войны РОСТА деятельно участвовало в агитпоездах ВЦИК, издавало инструкторские странички в помощь местной печати, выпускало стенные газеты, плакаты, еженедельники. С ноября 1920 РОСТА входило в Главполитпросвет при Наркомпросе РСФСР. В сентябре 1922 Декретом ВЦИК и СНК учрежден центральный информационный орган - Российское телеграфное агентство при ВЦИК, которому переданы все советские информационные агентства, ряд бюро Наркоминдела, а также Коммерческое телеграфное агентство. К этому времени РОСТА имело представителей в республиканских и губернских, в важнейших промышленных и уездных центрах. Существовали отделения РОСТА на Украине, в Закавказье, Туркестане. После образования 10 июля 1925 Телеграфного агентства Советского Союза (См. Телеграфное агентство Советского Союза) (ТАСС) РОСТА стало агентством РСФСР. В марте 1935 РОСТА как агентство РСФСР было ликвидировано и его функции переданы ТАСС. См. также «Окна РОСТА». |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Россия - страна (территория) и государство, населённые в основном русскими (См. Русские). До Великой Октябрьской социалистической революции под Р. подразумевалась вся Российская империя (с начала 18 в.) как совокупность территорий, входивших в её состав и населённых как русскими, так и нерусскими народами (историю Р. см. в ст. РСФСР). В русских письменных памятниках название «Р.» как обозначение страны появляется в конце 15 в., но до конца 17в. она чаще именовалась Русью, Русской землёй или Московским государством. С середины 16 в. «Р.» или «Российским царством» начали называть всю совокупность земель, вошедших к тому времени в состав централизованного государства во главе с Москвой. Позднее понятие «российский» стало обозначать принадлежность к государству, понятие же «русские» уже в начале 16 в. являлось названием народности. С 17 в. термины «Р.» и «Российская земля» стали широко употребляться в русской письменности. В начале 18 в. Русское государство при императоре Петре I было официально названо Российской империей. В результате победы Октябрьской революции 1917 на большинстве территорий бывшей Российской империи установилась Советская власть и появилось понятие «Советская Р.». Была образована Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. В 1922 РСФСР вместе с УССР, БССР и ЗСФСР образовала Союз ССР. Ныне Р. обычно называют РСФСР. В зарубежных изданиях названием «Р.» часто обозначается весь Союз Советских Социалистических Республик. |
Россиян острова - группа коралловых островов в Тихом океане, в архипелаге Туамоту. Французское владение. Первыми европейцами, открывшими и описавшими эти острова, были русские мореплаватели О. Е. Коцебу (1816), Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев (1820), которые назвали их именами выдающихся русских людей: атолл Кутузова (Макемо), атолл Барклая-де-Толли (Рароиа), атолл Крузенштерна (Тикехау), остров Румянцева (Тикеи), атолл Лазарева (Матаива) и др. Название «Острова Россиян» дал Ф. Ф. Беллинсгаузен. |
Россо (Rosso) Медардо (20.6.1858, Турин, - 31.3.1928, Милан), итальянский скульптор, представитель Импрессионизма. Систематического художественного образования не получил. Работал в Милане и Венеции, с 1886 - главным образом в Париже. В многофигурных композициях и портретах детей Р. стремился запечатлеть изменчивость натуры, придать пластике живописную аморфность и текучесть, добиться впечатления мягкости объёмов и световой восприимчивости фактуры. Часто работал в воске. Произведения: «Золотой век» (1886-87, Музей Пти-Пале, Париж), «Смеющаяся девочка» (1889, Музей изобразительных искусств, Лейпциг), «Материнство» (1889, Городская галерея современного искусства, Турин), «Женщина под вуалью» (1893, Международная галерея современного искусства, Рим). Лит.: Borghi М., Medardo Rosso, Mil., 1950; В arr M. S., Medardo Rosso, N. Y., 1963. М. Россо. «Еврейское дитя». Воск. Национальная галерея современного искусства. Рим. |
Россо (Rosso) Медардо (20.6.1858, Турин, ‒ 31.3.1928, Милан), итальянский скульптор, представитель импрессионизма. Систематического художественного образования не получил. Работал в Милане и Венеции, с 1886 ‒ главным образом в Париже. В многофигурных композициях и портретах детей Р. стремился запечатлеть изменчивость натуры, придать пластике живописную аморфность и текучесть, добиться впечатления мягкости объёмов и световой восприимчивости фактуры. Часто работал в воске. Произведения: «Золотой век» (1886‒87, Музей Пти-Пале, Париж), «Смеющаяся девочка» (1889, Музей изобразительных искусств, Лейпциг), «Материнство» (1889, Городская галерея современного искусства, Турин), «Женщина под вуалью» (1893, Международная галерея современного искусства, Рим). Лит.: Borghi М., Medardo Rosso, Mil., 1950; В arr M. S., Medardo Rosso, N. Y., 1963. |
Григорий Иванович [5(17).12.1860, Одесса, - 29.9.1928, Москва], советский невропатолог и психоневролог. В 1884 окончил медицинский факультет Московского университета; ученик А. Я. Кожевникова. Сокурсник и близкий друг А. П. Чехова. С 1890 заведующий клиникой нервных болезней при клинике внутренних болезней А. А. Остроумова. В 1911 вышел в отставку в знак протеста против реакционной деятельности царского министра просвещения Л. А. Кассо. На собственные средства основал и содержал (1911-17) первую в России клинику нервных болезней детского возраста. С 1917 профессор кафедры нервных болезней 1-го МГУ, директор клиники и Неврологического института им. А. Я. Кожевникова. Основные труды по анатомии и физиологии нервной системы, диагностике опухолей головного мозга, клинике рассеянного склероза, полиомиелита, рецидивирующего паралича лицевого нерва при мигрени и др. Описал патологический «пальцевой» рефлекс (рефлекс Р.). Автор экспериментально-психологических работ. Изобретатель многих медицинских приборов и аппаратов (динамометр, клонограф, мозговой топограф и др.). После Октябрьской революции 1917 работал в комиссиях Наркомздрава, Наркомпроса, Главного военно-санитарного управления РККА. Один из организаторов (1890) и председатель Московского общества невропатологов и психиатров и соредактор (с 1901) «Журнала невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова». Соч.: Курс нервных болезней, 2 изд., М. - Л., 1927. Лит.: Неврология, невропатология, психология, психиатрия, Сб., посвященный 40-летию научной, врачебной и педагогической деятельности проф. Г. И. Россолимо, 1884-1924, М., 1925; Брусиловский Л. Я., Г. И. Россолимо. (К 100-летию со дня рождения), «Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова», 1960, т. 60, в. 12. В. Б. Гельфанд. |
Россолимо Григорий Иванович [5(17).12.1860, Одесса, ‒ 29.9.1928, Москва], советский невропатолог и психоневролог. В 1884 окончил медицинский факультет Московского университета; ученик А. Я. Кожевникова. Сокурсник и близкий друг А. П. Чехова. С 1890 заведующий клиникой нервных болезней при клинике внутренних болезней А. А. Остроумова. В 1911 вышел в отставку в знак протеста против реакционной деятельности царского министра просвещения Л. А. Кассо. На собственные средства основал и содержал (1911‒17) первую в России клинику нервных болезней детского возраста. С 1917 профессор кафедры нервных болезней 1-го МГУ, директор клиники и Неврологического института им. А. Я. Кожевникова. Основные труды по анатомии и физиологии нервной системы, диагностике опухолей головного мозга, клинике рассеянного склероза, полиомиелита, рецидивирующего паралича лицевого нерва при мигрени и др. Описал патологический «пальцевой» рефлекс (рефлекс Р.). Автор экспериментально-психологических работ. Изобретатель многих медицинских приборов и аппаратов (динамометр, клонограф, мозговой топограф и др.). После Октябрьской революции 1917 работал в комиссиях Наркомздрава, Наркомпроса, Главного военно-санитарного управления РККА. Один из организаторов (1890) и председатель Московского общества невропатологов и психиатров и соредактор (с 1901) «Журнала невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова». Соч.: Курс нервных болезней, 2 изд., М. ‒ Л., 1927. Лит.: Неврология, невропатология, психология, психиатрия, Сб., посвященный 40-летию научной, врачебной и педагогической деятельности проф. Г. И. Россолимо, 1884‒1924, М., 1925; Брусиловский Л. Я., Г. И. Россолимо. (К 100-летию со дня рождения), «Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова», 1960, т. 60, в. 12. В. Б. Гельфанд. |
Россоны - посёлок городского типа, центр Россонского района Витебской области БССР, в 45 км от ж.-д. станции Дретунь (на линии Полоцк - Великие Луки). Маслодельный завод, хлебозавод. Вблизи посёлка лесопильный завод. |
Иларион Калинович [1707 (или 1717) - 1761], один из первых русских китаеведов. В 1729-40 изучал в Пекине китайский и маньчжурский языки. В течение последующей 20-летней работы в качестве преподавателя китайского и маньчжурского языков и переводчика Академии наук и художеств перевёл большое количество китайских и маньчжурских текстов, преимущественно исторического и географического содержания. Совместно с А. Л. Леонтьевым перевёл и снабдил комментариями 16-томное сочинение «Обстоятельное описание происхождения и состояния манджурского народа и войска, в осьми знаменах состоящего» (1784). Рукописные переводы Р. (около 30) хранятся в архивах Ленинграда, Москвы и Казани. Лит.: Таранович В. П., И. Россохин и его труды по китаеведению, в сб.: Советское востоковедение, в. 3, М. - Л., 1945; Стренина А. В., У истоков русского и мирового китаеведения, «Советская этнография», 1950, № 1; Скачков П. Е., О неизвестных рукописях Лариона Россохина, «Народы Азии и Африки», 1965, № 1. |