Большая советская энциклопедия (БСЭ)
Автомобильный двигатель

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Автомобильный двигатель

Для автомобилей могут быть применены тепловые (внутреннего сгорания и паровые) и электрические двигатели. Подавляющее большинство А. д. являются поршневыми двигателями внутреннего сгорания (ПДВС). По рабочему процессу автомобильные ПДВС делятся на четырёх- и двухтактные, а по способу воспламенения горючего - на двигатели с искровым воспламенением (называемые также карбюраторными или бензиновыми) и с самовоспламенением в воздухе высокой температуры, сжимаемом в цилиндрах двигателя (дизели). В цилиндры карбюраторных ПДВС поступает горючая смесь, состоящая из паров бензина и воздуха, приготовляемая в Карбюраторе. Существуют также ПДВС, которые не имеют карбюратора и снабжены устройством для непосредственного впрыскивания топлива во впускной трубопровод или в цилиндр двигателя. По характеру протекания рабочего цикла эти двигатели не отличаются от карбюраторных. У дизелей топливо с воздухом смешивается внутри цилиндров, в которые дизельное топливо впрыскивается в распылённом виде через форсунки насосом высокого давления. А. д. различаются по числу и расположению цилиндров (рядные, V-образные и др.), расположению клапанов (верхнее и нижнее), рабочему объёму (литражу) цилиндров, типу охлаждения (жидкостное и воздушное), по назначению и т. п. Для современных легковых, а также малых и средних грузовых автомобилей применяются преимущественно четырёхтактные верхнеклапанные карбюраторные ПДВС с жидкостным охлаждением. Дизели, работающие на более дешёвом, чем бензин, топливе и превосходящие карбюраторные двигатели по топливной экономичности и долговечности (но уступающие им по простоте конструкции и первоначальной стоимости, литровой мощности, пусковым качествам, бездымности работы), используются преимущественно для тяжёлых грузовых автомобилей и многоместных автобусов. Однако по таким важным параметрам, как удельная масса (кг/квт или кг/л. с.), компактность, бесшумность, современные быстроходные дизели вплотную приблизились к карбюраторным двигателям. В связи с этим благодаря повышению литровой мощности, дизели в последнем десятилетии стали применяться также на лёгких грузовых автомобилях и даже на легковых автомобилях.

Современные четырёхтактные ПДВС (рис. 1, 2) состоят из блока цилиндров, выполняемого обычно вместе с картером, головки цилиндров, поршней с уплотнителями и маслосбрасывающими кольцами, шатунов, коленчатого вала, маховика, распределительного (кулачкового) вала, впускных и выпускных клапанов с пружинами, деталей привода клапанов (коромысла, толкатели), передачи, связывающей коленчатый вал с распределительным валом, запальных свечей или топливных форсунок и др. Они оборудуются радиатором и вентилятором системы охлаждения, насосами для принудительной циркуляции смазочного масла и охлаждающей жидкости и для подачи топлива из бака, а также топливными, масляными и воздушными фильтрами, пусковым стартёром, трубопроводами для воздуха, газа, топлива, масла и охлаждающей жидкости, автоматами, управляющими частотой вращения коленчатого вала и температурой охлаждающей жидкости и горючей смеси.

Мощность современных (1968) карбюраторных ПДВС легковых автомобилей 15-310 квт (20-425 л. с.), рабочий объём цилиндров от 0,35 до 7,6 л, степень сжатия 7-11, максимальная частота вращения коленчатого вала 4000-6000 об/мин, литровая мощность 22-50 квт/л (30-70 л. с./л), удельная масса 1,1-4 кг/квт (0,8-3 кг/л. с.) и минимальный удельный расход топлива до 270 г/(квт·ч) [200 г./(л. с.·ч)], срок службы до первого капитального ремонта соответствует пробегу автомобиля в 75-150 тыс. км и более; у ПДВС спортивных и гоночных автомобилей частота вращения коленчатого вала достигает 10000-12000 об/мин, литровая мощность иногда превышает 150 квт/л (200 л. с./л), у карбюраторных ПДВС, применяемых для грузовых автомобилей, мощность не превышает 220 квт (300 л.с.), рабочий объём цилиндров составляет 1,5-9,5 л, степень сжатия 6,5-8,5, максимальная частота вращения коленчатого вала 2500-4000 об/мин. Дизельные ПДВС имеют мощность 30-620 квт (40-850 л. с.), рабочий объём цилиндров 1,5- 40 л, степень сжатия 15-24, максимальную частоту вращения коленчатого вала 2000-5000 об/мин, литровую мощность 11-23 квт/л (15-35 л.с./л), удельную массу 3,4-6,8 кг/квт (2,5-5 кг/л.с.), минимальный удельный расход топлива 205-210 г/(квт·ч) [150-155 г/ (л. с.·ч)], срок службы до первого капитального ремонта соответствует пробегу автомобиля в 150-300 тыс. км.

Дальнейшее развитие А. д. предусматривает рост мощности, долговечности, уменьшение габаритов и сокращение содержания вредных компонентов в составе отработавших газов. Увеличение мощности в основном достигается повышением частоты вращения коленчатого вала у карбюраторных двигателей и применением наддува у дизелей. Кроме того, у бензиновых двигателей увеличивается степень сжатия и частично возможна замена карбюратора системой принудительного впрыскивания топлива. Перспективна замена обычных ПДВС на некоторых легковых автомобилях и лёгких грузовых автомобилях более лёгкими и компактными роторно-поршневыми двигателями (см. Роторный двигатель). В случае решения проблемы топливной экономичности газотурбинных двигателей (См. Автомобильная дорога) без существенного усложнения их конструкции они могут получить широкое распространение при мощностях 750 квт (1000 л. с.) и более. Создание лёгких и компактных аккумуляторов позволит заменить ПДВС на автомобилях, работающих в городах, электродвигателями (см. также Двигатель внутреннего сгорания и Автомобиль).

Основные показатели современных отечественных автомобильных ПДВС приведены в таблице.

Основные показатели современных отечественных автомобильных двигателей

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

| Показатели              | Карбюраторные двигатели                                                                                                       | Дизели                                   |

|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

|                                | МеМЗ   | ВАЗ    | МЗМА  | МЗМА  | ЗМЗ    | ЗМЗ    | ЗМЗ    | ЗМЗ      | ЗИЛ    | ЗИЛ    | ЗИЛ    | ЯМЗ   | ЯМЗ        | ЯМЗ         |

|                                | 968       | 2101    | 408       | 412      | 21А     | 24       | 13       | 53А       | 114     | 130     | 375     | 236     | 238          | 240           |

|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Число цилиндров     | 4           | 4         | 4          | 4          | 4         | 4         | 8         | 8           | 8         | 8         | 8         | 6         | 8              | 12             |

|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Рабочий объём        | 1,2        | 1,2      | 1,36      | 1,5       | 2,45    | 2,45    | 5,53    | 4,25       | 7         | 6         | 7         | 11,15  | 14,86        | 22,3          |

| цилиндра, л             |              |            |             |            |           |            |           |              |           |           |           |           |                |                 |

|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Диаметр цилиндра,  | 76         | 76       | 76        | 82        | 92       | 92       | 100     | 92         | 108     | 100     | 108     | 130     | 130          | 130           |

| мм                           |              |            |             |            |           |            |           |              |           |           |           |           |                |                 |

|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Ход поршня, мм      | 66         | 66       | 75        | 70        | 92       | 92       | 88       | 80         | 95       | 95       | 95       | 140     | 140          | 140           |

|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Степень сжатия       | 7           | 8,8      | 7          | 9          | 6,7      | 8,8      | 8,5      | 6,7        | 9         | 6,5      | 6,5      | 16,5    | 16,5         | 16,5          |

|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Макс. мощность,     | 32         | 44       | 37        | 55        | 53       | 72       | 143     | 85         | 220     | 110     | 132     | 132     | 177/235*   | 265/385*   |

| квт                          |              |            |             |            |           |            |           |              |           |           |           |           |                |                 |

|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| л. с.                         | 43         | 60       | 50        | 75        | 72       | 98       | 195     | 115        | 300     | 150     | 180     | 180     | 240/320*   | 360/520*   |

|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Макс. частота          | 4200      | 5600    | 4750     | 5800    | 4000   | 4500    | 4400   | 3200      | 4300   | 3100   | 3200   | 2100   | 2100        | 2100         |

| вращения                |              |            |             |            |           |            |           |              |           |           |           |           |                |                 |

| коленчатого вала,    |              |            |             |            |           |            |           |              |           |           |           |           |                |                 |

| об/мин                     |              |            |             |            |           |            |           |              |           |           |           |           |                |                 |

|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Миним. удельный    | 333       | 286     | 313       | 286      | 313     | 306     | 306     | 324        | 286     | 320     | 320     | 238     | 238          | 238           |

| расход топлива,      |              |            |             |            |           |            |           |              |           |           |           |           |                |                 |

| г/(квт.·ч.)                 |              |            |             |            |           |            |           |              |           |           |           |           |                |                 |

|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| г/(л .с.·ч)                  | 245       | 210     | 230       | 210      | 230     | 225     | 225     | 238        | 210     | 235     | 235     | 175     | 175          | 175           |

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

* В знаменателе мощность при наддуве.

Лит.: Автомобильные бензиновые V-образные двигатели, М., 1958; Справочник инженера автомобильной промышленности, пер. с англ., т. 1, М., 1962; Анохин В. И., Отечественные автомобили, 2 изд., М., 1964; Конструкция и расчёт автотракторных двигателей, 2 изд., М., 1964; Ханин Н. С., Чистозвонов С. Б., Автомобильные роторнопоршневые двигатели, М., 1964.

С. Б. Чистозвонов.

Рис. 1. Поперечный разрез карбюраторного двигателя МЗМА-412: 1 - картер; 2 - коленчатый вал; 3 - шатун; 4 - поршневой палец; 5 - поршень; 6 - блок цилиндра; 7 - клапан; 8 - головка цилиндров; 9 - распределительный вал; 10 - коромысло; 11 - карбюратор; 12 - стартёр.

Рис. 1. Поперечный разрез карбюраторного двигателя МЗМА-412: 1 - картер; 2 - коленчатый вал; 3 - шатун; 4 - поршневой палец; 5 - поршень; 6 - блок цилиндра; 7 - клапан; 8 - головка цилиндров; 9 - распределительный вал; 10 - коромысло; 11 - карбюратор; 12 - стартёр.

Рис. 2. Поперечный разрез четырехтактного дизеля ЯМЗ-236: позиции 1-10 и 12 - такие же, как на рис. 1; 11 - воздухоочиститель; 13 - толкатель; 14 - штанга; 15 - форсунка; 16 - насос высокого давления.

Рис. 2. Поперечный разрез четырехтактного дизеля ЯМЗ-236: позиции 1-10 и 12 - такие же, как на рис. 1; 11 - воздухоочиститель; 13 - толкатель; 14 - штанга; 15 - форсунка; 16 - насос высокого давления.

В начало энциклопедии